Тест по окружающему миру (3 класс) на тему: Тесты и проверочные работы по окружающему миру. 3 класс. (программа Л.В.Занкова)
Тема. ПОЧВА.
Запишите букву правильного ответа.
- Что такое почва?
А) Почва – верхний слой земли.
Б) Почва – это где растут растения.
В) Почва – это верхний плодородный слой земли.
- Из чего состоит почва?
А) камни Б) песок В) стекло Г)глина Д) вода Е) остатки растений Ж) воздух З) сахар
И) соль К) остатки животных
- Основное свойство почвы.
А) выращивание Б) увеличение В) плодородие
- Запиши пропущенное слово в предложении.
Чем больше в почве _____________, тем она плодороднее.
- Почву разрушают.
А) трактора Б) вода В) лопаты Г) ветер Д) деревья Е) животные
Ответы. 1) В, 2) Б Г Д Е Ж, 3) В, 4) перегноя, 5) Б Г.
Тема. СТЕПЬ. РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР.
Запишите букву правильного ответа.
- Зона степей расположена на … нашей страны.
А) севере; Б) востоке; В) юге.
- На карте природная зона степей закрашена
А) розовым цветом; Б) желтым цветом; В) зеленым цветом; Г) коричневым цветом.
- Характерный признак зоны степей –
А) сплошной травянистый растительный покров;
Б) отсутствие растительного покрова;
В) обилие мхов, лишайников, кустарников.
- Для растений степи характерны
А) стелющиеся корни, мясистые стебли, листья – колючки;
Б) длинные корни, крупные растения;
В) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья.
- К степным растениям относятся
А) береза, липа, дуб, осина;
Б) тюльпан, мак, ковыль, типчак;
В) брусника, клюква, ежевика.
Ответы. 1) В, 2) Б, 3) А, 4) В, 5) Б.
Тема. СТЕПЬ. ЖИВОТНЫЙ МИР.
Запишите букву правильного ответа.
- Зона степей расположена на … нашей страны.
А) севере; Б) востоке; В) юге.
- К степным птицам относятся
А) ястреб, кедровка, сойка;
Б) белый журавль, розовая чайка, казарка;
В) дрофа, жаворонок полевой, журавль-красавка.
- В Красную книгу занесены степные растения и животные
А) кречет, стерх, краснозобая казарка;
Б) пион тонколистный, журавль-красавка, степная дыбка;
В) зубр, филин, женьшень.
- Какая из цепей питания характерна для степей.
А) ежевика – лемминг – песец;
Б) зерно – суслик – орел-беркут;
В) растения – заяц-беляк – рысь.
- Причины исчезновения растений и животных степей.
А) Распашка земель; Б) загрязнение нефтью; В) неумеренный выпас скота; Г) вырубка;
Д) браконьерство.
Ответы. 1) В, 2) В, 3) Б, 4) Б, 5) А В Д.
Тема. ПУТЬ ИЗ «ВАРЯГ» В ГРЕКИ».
Запишите букву правильного ответа.
- Кого на Руси называли варягами?
А) всех людей;
Б) воинственные племена с побережий Балтийского моря;
В) разбойников.
- Главный город Византии – Константинополь – был центром чего?
А) войны; б) пчеловодства; В) торговли.
- Какие русские товары ценились в Византии?
А) мех; Б) вода; В) зерно; Г) мед Д) орехи; Е) воск; Ж) янтарь; З) железо;
И) смола; К) дерево.
- Значение торговой дороги.
А) знакомство с новостями о мире;
Б) разрушение городов;
В) ускоряет развитие земель, городов;
Г) увеличение числа разбойников.
Ответы. 1) Б, 2) В, 3) А В Г Е Ж, 4) А В.
Тема. РАССЕЛЕНИЕ ДРЕВНИХ СЛАВЯН. ОБОЖЕСТВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ.
Запишите букву правильного ответа.
- Поселение древних славян раскинулось
А) в западной части Европы;
Б) в восточной части Европы;
В) в центральной части Европы.
- Древние славяне жили
А) семьями; Б) в одиночку; В) племенами.
- Свои дома древние славяне строили
А) из камня; Б) из кирпича; В) из стволов деревьев.
- Посуду делали древние славяне
А) из глины; Б) из металла; В) из дерева.
- Жили древние славяне племенами, чтобы сообща заниматься
А) земледелием; Б) бортничеством; В) рыболовством.
- Богом грома и молний у древних славян был
А) Зевс; Б) Перун; В) Марс.
- Праздник Ивана Купалы проводился в честь
А) воды; Б) Солнца; В) Земли.
Ответы. 1) Б 2) В, 3) В, 4) А, 5) А, 6) Б, 7) Б.
Тема. ОРДЫНСКОЕ НАШЕСТВИЕ.
Запишите букву правильного ответа.
- Поход монголо-татар возглавил хан
А) Чингисхан; Б) Батый; В) Темучин.
- Какой город первым оказался на их пути?
А) Рязань; Б) Владимир; В) Новгород.
- В каком году монголо-татарское иго обрушилось на Русь?
А) 1240; Б) 1237; В) 1200.
- Что выплачивала Русь Золотой Орде?
А) выкуп; Б) налог; В) дань.
5. Почему монголо-татарское иго смогло покорить Русь?
Ответы. 1) Б, 2) А, 3) Б, 4) В.
Тема. ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ.
Запишите букву правильного ответа.
- Какие события произошли на Руси в эти годы?
988 год — 1237 год — 5 апреля 1242 года –
А) Ледовое побоище; Б) крещение Руси; В) хан Батый напал на Русь.
- В 1240 году на северо-западном рубеже Руси нанесли удар
А) монголы; Б) шведы; в) рыцари-крестоносцы.
- Ледовое побоище произошло на
А) реке Нева; Б) Чудское озеро; В) Онежское озеро.
- Разбил шведов на реке Неве князь
А) Ярослав; Б) Владимир; В) Александр.
Ответы. 1) Б В А, 2) Б, 3) Б, 4) В.
Тема. ПЕРВЫЕ РУССКИЕ КНЯЗЬЯ.
Соедините имя князя, его вклад в историю Руси и прозвище, данное князю народом.
Князь Олег Князь Святослав Князь Владимир Князь Ярослав | Военные походы Крещение Руси Развитие культуры Обустройство Руси | Красное солнышко Вещий Мудрый |
Тема. ЗАКОНЫ ЛЕСНОЙ ЖИЗНИ.
Если согласны с утверждением, то пишите « + », если не согласны, то « — ».
- В еловом лесу не растут светолюбивые растения.
- Грибы не растут сами по себе.
- В березовом лесу растут тенелюбивые травы.
- Деревья питают грибы органическими веществами, а гриб снабжает дерево необходимыми для его роста веществами.
- Жуки-короеды приносят вред лесному сообществу.
- Лесная подстилка долгие оды сохраняется в лесу.
- Плоды всех кустарников человек употребляет а пищу.
- Грибы необходимы в лесу, потому что ими питаются многие животные.
- Дождь указывает растениям, когда надо распускать почки.
- В старом хвойном лесу тесно, трудно пробраться сквозь ели.
Ответы. + + — + — — — + — —
Тема. ЛУГ.
Запишите букву правильного ответа.
- На лугу растут
А) только травянистые растения; Б) мхи и лишайники; В) кустарники и травы.
- На лугу живут.
А) лебеди, рябчики, шелкопряд; Б) шмели, совы, глухари;
В) трясогузки, кобылки, жуки-навозники, кроты.
- Растениями луга являются
А) тимофеевка, клевер, мятлик; Б) ландыш, осока, ягель; В) черника, голубика, клюква.
- Санитарами луга и леса называют
А) пчел, кабанов, соек; Б) жук-навозник, жук-могильщик, дятел;
В) жужелица, кузнечик, жук-короед.
- Какая цепь питания соответствует лугу
А) желуди – мыши – совы; Б) мятлик – мыши – совы; В) остатки растений – черви – трясогузка.
- Заполните таблицу 3 — 4 примерами.
Насекомые луга | Животные луга | Птицы луга |
Ответы. 1) А, 2) В, 3) А, 4) Б, 5) Б В.
Тема. ОЗЕРО.
Запишите букву правильного ответа.
- Растения водоема – озера
А) мох, брусника, черника; Б) кувшинка, рогоз, частуха; В) тимофеевка, клевер, нивняк.
- С водоемами связана жизнь
А) зябликов, трясогузок, соек; Б) цапель, уток, куликов; В) лебедей, тетеревов, сов.
- Строителями хаток и плотин на озерах является
А) люди; Б) ондатры; В) цапель; Г) бобры.
- Какие цепи питания характерны для озера?
А) мотыль – карась – щука; Б) микроорганизмы – мухомор – лось;
В) комар – лягушка – цапля; Г) зерна растений – полевка – пустельга.
- Водоем называют природным сообществом, потому что
А) в нем совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны между собой;
Б) в нем богатое разнообразие растений, которые служат пищей животным;
В) в нем от поверхности до дна обитают разнообразные живые организмы.
- Заполните таблицу 3 примерами.
Животные водоема | Растения водоема | |||
насекомые | рыбы | грызуны | в воде | на брегу |
Ответы. 1) Б, 2) Б, 3) Г, 4) А В, 5) А.
Тема. ТАЙГА.
Запишите букву правильного ответа.
- В тайге растут
А) пихты, ели, лиственницы;
Б) дубы, сосны, ели;
В) березы, липы, лиственницы.
- Самую большую территорию России занимают
А) смешанные леса; Б) широколиственные леса; В) хвойные леса.
- В тайге обитают птицы
А) дрофа, жаворонок, орел;
Б) глухарь, клест, кедровка;
В) ласточка, стриж, галка.
- Составьте цепь питания:
кедр, росомаха, бурундук, глухарь.
Ответы. 1) А, 2) В, 3) Б.
Тема. БОЛОТО.
Запишите букву правильного ответа.
- Болото образовалось
А) из-за избытка перегноя в почве;
Б) из-за избытка воды в почве;
В) из-за избытка растений.
- Растениями болота являются
А) тимофеевка, клевер, мятлик;
Б) ряска, рогоз, камыш, стрелолист;
В) мох, пушица, багульник, клюква.
- Животными болота являются
А) журавль, ласточка, орел, бобр;
Б) лягушка, тритон, гадюка, слизни;
В) карась, утка, щука, лещ.
- Как образуется торф? Где торф используют люди?
- Составьте цепь питания: растения, цапля, лягушка, слизни.
Ответы. 1) Б, 2) В, 3) Б, 5) растения – слизни – лягушка – цапля.
Тема. ПРИРОДА ТУНДРЫ.
Запишите букву правильного ответа.
- В тундре …
А) ярко выражены все 4 времени года, одинаковые по продолжительности;
Б) длинная, суровая зима и жаркое лето;
В) длинная, суровая зима и короткое прохладное лето.
- Растения тундры
А) высокие с мощными корнями и широкими листьями;
Б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями;
- К тундровым растениям относятся
А) верблюжья колючка, саксаул, кактус;
Б) кедр, пальма, осина;
В) карликовая ива, черника, мох-ягель.
- В тундре обитают
А) тюлени, моржи, киты;
Б) песцы, лемминги, волки;
В) верблюды, лошади, коровы.
- Укажи верную цепь питания для тундры.
А) растения – лемминги – полярные совы;
Б) комары, мошки – полярные куропатки – песцы;
В) растения – кречет – волки.
Ответы. 1) В, 2) Б, 3) В, 4) Б, 5) А.
Тема. ЛЮДИ В ТУНДРЕ.
Если согласны с утверждением, то пишите « + », если не согласны, то « — ».
- Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима м короткое прохладное лето.
- Растения тундры высоко тянутся к солнцу.
- Лишайник ягель растет быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища.
- Дикие северные олени живут стадами.
- Население тундры занимается оленеводством и рыболовством.
- Основной вид транспорта в тундре – автобусы.
- Олени питаются ягелем.
- Рыбу в тундре ловят в морях Тихого океана.
- Оленеводы в тундре кочуют с пастбища на пастбище.
- Верный друг человека в тундре не только олень, но и собака.
Ответы. + — — + + — + — + +
ТЕСТЫ
и
ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ.
МЫ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.
(Н.Я. ДМИТРИЕВА, А.Н. КАЗАКОВ)
3 КЛАСС.
Учебно-методический материал (математика, 3 класс) по теме: Контрольная работа 3 класс «Числовой луч»
Контрольная работа по теме «ЧИСЛОВОЙ ЛУЧ» 3 класс
Вариант 1
1. Решить задачу: Первая бригада за 6 дней посадила 150 деревьев, вторая бригада за это же время посадила 366 деревьев. Определить общую производительность двух бригад.
2. Найти значения выражений:
27 • 8 + 246 : 6 = 307 – 348 : 6
3. Найти корни уравнений:
8х = 864 8 + х = 864
4. Начертить числовой луч с единичным отрезком 5 мм.
а) Отметить на луче точки с координатами М(3), Е(11), Р(8), О(5)
б) Начертить другой числовой луч с другим единичным отрезком. Обозначить на нём эти же точки.
5. Записать решения систем неравенств:
А > 15
А
Проверь свою смекалку
6* Лестница состоит из 15 ступеней. На какую ступень надо встать, чтобы быть посередине лестницы?
7* Найди А и Б, если А • Б = А, А + Б = 10, А и Б – цифры.
8* В двух вагонах поезда ехало 65 пассажиров. На станции из первого вагона вышли 3 человека, из второго в 4 раза больше. После этого в вагонах пассажиров стало поровну. Сколько пассажиров ехало в каждом вагоне до остановки?
Контрольная работа по теме «ЧИСЛОВОЙ ЛУЧ» 3 класс
Вариант 2
1. Решить задачу: Портниха за 6 дней сшила 102 фартука, а её ученица за это же время только 78 фартуков. Определить, на сколько производительность ученицы меньше производительности портнихи?
2. Найти значения выражений:
38 • 7 + 819 : 9 = 703 – 268 : 4
3. Найти корни уравнений:
9у = 954 9 + у = 954
4. Начертить числовой луч с единичным отрезком 10 мм.
а) Отметить на луче точки с координатами П(3), Е(11), Л(8), О(5)
б) Начертить другой числовой луч с другим единичным отрезком. Обозначить на нём эти же точки.
5. Записать решения систем неравенств:
Х > 16
Х
Проверь свою смекалку
6* Лестница состоит из 15 ступеней. На какую ступень надо встать, чтобы быть посередине лестницы?
7* Найди А и Б, если А • Б = А, А + Б = 10, А и Б – цифры.
Контрольная работа по русскому языку за год. Система Занкова Л.В. 3 класс.
Пояснительная записка.
Время проведения работы- 1 урок (45 минут).
Работа ставит целью замерить уровень навыков правописания, сформированных за три года обучения, и усвоения знаний по грамматике (синтаксису и морфологии) фонетике и лексике. Работа включает диктант с грамматическими заданиями.
Итоговый контрольный диктант объемом в 64 слова охватывает : все виды предложений по интонации; слова, включающие изученные орфограммы (безударные гласные в корне слова; звонкие — глухие и непроизносимые согласные; написание предлогов и приставок, существительные женского и мужского рода с шипящими на конце; НЕ с глаголами, родовые окончания прилагательных, падежные окончания существительных, сочетания ЧА-ЩА, ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН)
После написания диктанта обязательным является выполнение трех грамматических заданий, которые проверяют:
1) умение разбирать предложение по членам и определять части речи;
2) умение разбирать слова по составу;
3)умение склонять имена существительные в единственном и множественном числе.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Контрольная работа, состоящая из диктанта и грамматических заданий оценивается двумя отметками : отдельно за диктант и отдельно за задание.
За диктант ставятся оценки:
«5» — без ошибок.
«4» — 1-2 ошибки.
«3» — 3-5 ошибок.
«2» — более 5 ошибок.
1. Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1 ошибку.
2. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки.
Ошибкой считается:
1. Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.
2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (словарные слова).
3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой. Отсутствие точки в конце предложения не считается ошибкой, если следующее предложение написано с большой буквы.
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность её выполнения. Исправления, которые сделал ученик не влияют на оценку, за исключением контрольного списывания. Учитывается только последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивание работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
При оценивание работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок.
Оценки за грамматическое задание:
«5» — полностью выполнено задание без ошибок;
«4» — правильно выполнено не менее 2/3 заданий или полностью выполненное задание при 1-2 ошибках;
«3» — правильно выполнено не менее 1/2 заданий или полностью выполнено задание при 3-5 ошибках;
«2» — правильно выполнено менее 1/2 заданий или полностью выполнено задание при 6 и более ошибках, или ученик не приступил к выполнению задания.
Ошибки, допущенные при выполнении заданий не влияют на оценку за диктант. Отметка за задание не зависит от оценки за диктант.
Итоговая контрольная работа по русскому языку за год в 3 классе.
Летний дождик
Стоял жаркий денек. Вдруг потянул ветерок. Набежала синяя тучка. Она не закрыла солнце. Пошел дождик. Солнце освещало окрестность. Дождевые капли тяжело ударяли по траве и цветам. Они повисали на листочках и травинках. В каждой дождинке играл солнечный луч.
Дождь перестал. Взгляните на небо! Кто выстроил красивый мост от деревни до заречных лугов? От земли идет легкий парок. Воздух наполнился запахом полевых цветов.
Грамматическое задание.
1 вариант.
Запиши предпоследнее предложение и разбери его по членам предложения и частям речи.
. Разобрать по составу слова: на листочках, полевых, в дождинке.
Просклонять слова: трава, цветы
2 вариант.
Запиши последнее предложение и разбери его по членам предложения и частям речам.
Разобрать по составу слова: травинках, дождевые, запахом.
Просклонять слова: мост, тучи.
Грамматическое задание
I вариант.
пр. сущ. гл. прил. сущ.
От земли идет легкий парок.
2)Листочках: корень- лист, суффикс –очк, окончание –ах, основа
слова- листочк.
Полевых: корень-пол, суффикс -ев, окончание – ых, основа
слова – полев.
Дождинке: корень- дожд, суффикс-инк, окончание –е,
основа слова- дождинк.
3)И.п. что? трава, цветы
Р.п. чего? травы, цветов
Д.п. чему? траве, цветам
В.п. что? траву, цветы
Т.п. чем? травой, цветами
П.п. о чём? о траве, о цветах
Выделить окончания.
II вариант.
сущ. гл. сущ. прил. сущ.
Воздух наполнился запахом полевых цветов.
Травинках: корень- трав, суффикс-инк, окончание – ах, основа слова -травинк.
Дождевые: корень — дожд, суффикс- ев, окончание -ые, основа слова дождев.
Запахом: корень-корень-пах, приставка- за, окончание -ом, основа слова- запах.
3) И.п. что? мост, тучи
Д.п. чему? мосту, тучам
В.п. что? мост, тучи
Т.п. чем? мостом, тучами
П.п. о чём? о мосте, о тучах
Выделить окончания.
Контрольная работа по окружающему миру, 3 класс, система Л.В. Занкова
Контрольная работа по окружающему миру
(к промежуточной аттестации),
3 класс, система Л.В. Занкова
Пояснительная записка к промежуточной аттестации обучающихся 3 класса по окружающему миру
Контрольно-измерительные материалы состоят из двух частей.
Задания 1 части направлены на проверку владения материалом на базовом уровне (проверка усвоения опорного материала, необходимого для продолжения обучения в следующем классе).
Задания 2 части направлены на проверку владения материалом на повышенном уровне (выявление потенциальных способностей обучающихся).
Ее назначение – проверка уровня сформированности предметных и метапредметных результатов учащихся 3 классов.
Форма работы: итоговая контрольная работа.
Время, отводимое на выполнение работы: 40 минут.
Критерии оценки
За каждое задание первой части выставляется 1 балл,
за каждое задание второй части 2 балла.
Задания базового уровня
1 балл – задание выполнено верно.
0 баллов – задание выполнено неверно
Максимальное количество 10 баллов.
Задание повышенного уровня
1 балл – задание выполнено частично
2 балла – задание выполнено полностью
Максимальное количество 6 баллов.
Общее количество баллов 16 баллов.
Инструкция для учащихся
В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях нужно будет выбрать один из нескольких предложенных вариантов и обвести номер (или букву) ответа, который ты считаешь верным.
В некоторых заданиях потребуется записать только полученный краткий ответ (цифрами или словами в специально отведённом для этого месте.)
В работе будут задания, в которых надо записать решение или краткий ответ и объяснение этого ответа.
Внимательно читай задания!
Одни задания покажутся тебе лёгкими, другие – трудными. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, можешь вернуться к пропущенным заданиям.
Если ты ошибся и хочешь исправить ответ, то зачеркни его и отметь или запиши тот ответ, который считаешь верным.
Желаем успеха!
Итоговая контрольная работа по окружающему миру
( УМК «Л.В.Занкова»)
Вариант 1
Задания базового уровня
Выберите верное высказывание:
а) Весной у животных появляется потомство.
б) Жизнь людей не зависит от сезонных изменений в природе
в) Весной заяц меняет свою серую окраску шерсти на белую.
Что влияет на состав почвы?
а) наличие в почве песка и глины
б) наличие в почве перегноя
в) наличие в почве воды
Вася положил в стакан с водой небольшой комок почвы. В воде появились пузырьки. О каком свойстве почвы он сделал вывод?
Допишите: в почве есть _______________________________
Прочитай некоторые события России, посмотри на дату. Подумай, в каком веке произошло это событие, обведи на ленте времени нужный век.
а) Первое упоминание о Москве в летописи, 1147г.
б) Бородинское сражение, 1812г.
При написании проверочной работы третьеклассница не написала названия некоторых материков. Прочитай внимательно и допиши недостающие.
Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, _______________________________________________________________________
Определи природную зону по описанию: бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью:
а) пустыня б) лес в) лесостепь г) степь д) тундра
Выделите правильно составленную цепь питания
А) Мышь – пшеница — змея – ястреб;
Б) Ястреб – змея – мышь – пшеница;
В)Пшеница — мышь – змея – ястреб;
Г) Змея – ястреб — пшеница — мышка;
Составь инструкцию по технике безопасности во время похода на природу с учителем. Из предложенных фраз выбери только то, что учащимся разрешается. Обведи букву в кружок.
а) Самовольно покидать место расположения группы;
б) Пить воду из водоемов;
в) Брать в походы не скоропортящиеся продукты и напитки;
г) Соблюдать установленный порядок проведения похода;
д) Нарушать технику безопасности;
е) В случае плохого самочувствия сообщать об этом руководителю группы;
ж) Пробовать на вкус незнакомые растения, грибы, ягоды;
Выбери из списка только те растения, которые можно встретить в степи.
А) тюльпаны
Б) береза
В) ель
Г) гусиный лук
Д) орешник
Е) ковыль
1)Б,Г,Е 2)А,Г,Д 3) А,Г,Е 4)В,Д,Е
Как жили древние славяне?
а) семьями
б) племенами
в) в одиночку
Задания повышенного уровня
Для удовлетворения своих потребностей и улучшения условий жизни человек использует ресурсы природы. Любая деятельность человека приводит к изменениям в природной среде: положительной или отрицательной. Из выражений, данных в столбиках, образуй верные пары. Внизу каждой цифре из столбика «Причины» напиши соответствующую букву из столбика «Следствие».
Причина | Следствие |
Браконьерство | А) Уменьшение количества лесов на Земле |
Выброс выхлопных газов автомобилями | Б)Исчезновение видов животных |
Заготовка древесины | В) Загрязнение воздуха |
Ответ: 1 — ___; 2 — __; 3 — __;
Какой опыт нужно проделать, чтобы доказать присутствие перегноя в почве?
А)прокалить почву
Б)бросить кусочек почвы в воду
В)положить комочек почвы между слоями бумажной салфетки и сжать
Г)профильтровать воду с почвой
Распредели обитателей природных зон на 2 группы. Дай название каждой группе
Ящерица, кабан, дрофа, белка, дятел, сайгак
Инструкция для учащихся
В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях нужно будет выбрать один из нескольких предложенных вариантов и обвести номер (или букву) ответа, который ты считаешь верным.
В некоторых заданиях потребуется записать только полученный краткий ответ (цифрами или словами в специально отведённом для этого месте.)
В работе будут задания, в которых надо записать решение или краткий ответ и объяснение этого ответа.
Внимательно читай задания!
Одни задания покажутся тебе лёгкими, другие – трудными. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, можешь вернуться к пропущенным заданиям.
Если ты ошибся и хочешь исправить ответ, то зачеркни его и отметь или запиши тот ответ, который считаешь верным.
Желаем успеха!
Итоговая контрольная работа по окружающему миру
( УМК «Л.В.Занкова»)
Вариант 2
Задания базового уровня
Выберите верное высказывание:
а) Зимой белочка ведет пассивный образ жизни.
б) Основное сезонное изменение осенью у многих животных- это линька.
в) Из-за холода поздней осенью многие животные впадают в спячку.
Что такое почва?
а) верхний слой земли
б) вещество черного или серого цвета
в) верхний плодородный слой земли
Петя прокалил почву. Он увидел, что появился дым, и мальчик почувствовал запах. О каком свойстве почвы он сделал вывод?
Допишите: в почве есть _______________________________
Прочитай некоторые события России, посмотри на дату. Подумай, в каком веке это событие произошло, обведи на ленте времени нужный век.
А)Основание Санкт-Петербурга, 1703г.
Б)Победа в Великой Отечественной войне, 1945г.
При написании проверочной работы третьеклассник не написал названия некоторых частей света. Прочитай внимательно и допиши недостающие.
Европа,Африка, Австралия, Антарктида,_______________________________________________________________________
Определи природную зону по описанию: бескрайняя равнина с очень редкой растительностью:
а) пустыня б) лес в) степь г) лесостепь д) тундра
Выделите правильно составленную цепь питания
А) лисицы – кроты — дождевые черви — растительный опад
Б) дождевые черви — растительныйопад — кроты — лисицы;
В) кроты — дождевые черви — растительный опад — лисицы;
Г) растительный опад — дождевые черви — кроты -лисицы.
Составь инструкцию по сбору грибов. Из предложенных фраз выбери только то, что разрешается грибнику.
а) Собирать можно в любых местах: в лесу, в парках, вблизи автотрасс, свалок.
б) Собирать незнакомые грибы.
в) Собирать только известные тебе грибы.
г) Собирать разные грибы: молодые и старые, дряблые и червивые.
д) Собирать только в чистых местах, подальше от дороги.
е) Собирать грибы с неизмененной окраской.
ж) Пробовать на вкус, если сомневаешься в грибе (съедобный или нет)
Выбери из списка только те растения, которые можно встретить в лесу.
А) жимолость
Б) дуб
В) типчак
Г) ковыль
Д) рябина
Е) полынь
1) А,В,Е 2)А,Б.Д 3) В.Г,Д 4) Б.Д,Е
Свои дома славяне строили:
а) из стволов деревьев;
б) из кирпича;
в) из камня.
Задания повышенного уровня
Для удовлетворения своих потребностей и улучшения условий жизни человек использует ресурсы природы. Любая деятельность человека приводит к изменениям в природной среде: положительной или отрицательн ой. Из выражений, данных в столбиках, образуй верные пары. Внизу каждой цифре из столбика «Причины» напиши соответствующую букву из столбика «Следствие».
Причина | Следствие |
слив сточных вод; | А) уменьшение количества лесов |
вырубка лесов ради древесины; | Б) исчезновение некоторых видов животных; |
истребление животных ради меха; | В)загрязнение водоёмов; |
Ответ: 1 — ___; 2 — __; 3 — __;
Какой опыт нужно проделать, чтобы доказать присутствие воды в почве?
А) залить почву водой и перемешать
Б) бросить кусочек почвы в воду
В) сжечь почву на огне и посмотреть, что осталось
Г) прокалить почву под крышкой
Распредели обитателей природных зон на 2 группы. Дай название каждой группе
саранча, полевка, суслик, скорпион, корсак, лисица-фенек
Ответы
1 вариант | 2 вариант | ||||||||||||||||||
Базовый уровень | |||||||||||||||||||
1 | а | 1 | б | ||||||||||||||||
2 | б | 2 | в | ||||||||||||||||
3 | воздух | 3 | перегной | ||||||||||||||||
4 | XXII,XIX | 4 | XVIII,XX | ||||||||||||||||
5 | Южная Америка, Антарктида | 5 | Америка, Азия | ||||||||||||||||
6 | г | 6 | а | ||||||||||||||||
7 | в | 7 | г | ||||||||||||||||
8 | в,г,е | 8 | в,д,е | ||||||||||||||||
9 | 3 | 9 | 2 | ||||||||||||||||
10 | б | 10 | а | ||||||||||||||||
Повышенный уровень | |||||||||||||||||||
11 | 1-Б, 2 – В, 3 – А | 11 | 1 — В; 2 — А; 3 — Б; | ||||||||||||||||
12 | а | 12 | г | ||||||||||||||||
13 |
| 13 |
|
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку система Занкова 3 класс
Контрольно-измерительные материалы
по русскому языку
система Занкова
3 класс
2015-2016 уч. год
Вводный диктант.
Цель: Сформированность УУД и контроль ЗУН учащихся на начало учебного года.
Хитрая рыба
Яшка Муравьев поймал большую щуку. Он пустил щуку в ведро с водой. Ведро поставил в чулан. Учуял добычу рыжий кот. Хотел кот поймать щуку. Только у щуки зубы острые.
Щука цап кота за лапу. Помнит кот эту встречу!
I. Самопроверка
II. Грамматические задания
1. В первом предложении подчеркните буквы мягких согласных.
2. Подчеркните подлежащее и сказуемое в предложении:
Учуял добычу рыжий кот.
3. Разделите слова для переноса:
Поставил, острые, кот.
4. Подчеркните орфограмму. Подберите и запишите проверочные слова:
Ведро —…,
III. Самопроверка
Контрольное списывание по теме
«Предложение».
Цель: Проверка знаний.
Ход урока
I. Списывание
Выделите границы каждого предложения и поставьте соответствующие знаки препинания.
Гроза пришла.
Был тёплый летний день дул лёгкий ветерок с поля доносился запах цветов вдруг большая туча затянула небо неужели будет гроза блеснула молния ударил гром полил сильный дождь но скоро небо прояснилось как хорошо после грозы
II. Самопроверка
Контрольный диктант по теме:
«Состав слова. Корень и суффикс».
Цель: Развивать навыки грамотного письма.
I. Запись текста под диктовку
Ноябрь. Пришли первые морозные деньки. Падают с неба белые звездочки. Снежный ковер укрывает поля и леса. На деревьях пушистые снежинки. С берез и осин листва давно опала. Только на дубах желтеют сухие листья. Тишина в лесу.
Вдруг донеслась веселая песня. Я оглянулся. На берегу речки сидела птичка.
II. Самопроверка диктанта
III. Грамматическое задание
1 .Подчеркнуть главные члены предложения*
Снежный ковер укрыл поля и леса.
1. Выписать одну группу однокоренных слов. Выделить корень. Подобрать к ним 1—2 однокоренных слова.
2. Выписать по 3 слова в группы.
1) корень + окончание; 2) корень + суффикс + окончание.
IV. Самопроверка
Контрольный диктант по теме
«Состав слова».
Цель: Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление.
Лось заболел
Я стоял за сосной. Из лесу вышел лось. Он был худой, еле- еле стоял на ногах. Заболел лесной великан. Лось медленно подошел к березкам. Там в траве пестрели ядовитые мухоморы. Он нагнул голову и подхватил толстыми губами белый гриб. Так он лечился. Вскоре лось скрылся. А я долго смотрел ему вслед.
I. Самопроверка
II. Грамматическое задание
1. Запишите слова в три группы.
День, снежок, переезд, полет, стол, спутник, лист, грузчик.
— Дополните каждую группу двумя словами.
2. Запишите 3—4 однокоренных слова с корнем -ход’ .
3. Подчеркните подлежащее и сказуемое в предложении.
Там в траве пестрели ядовитые мухоморы.
III. Самопроверка
Контрольное изложение.
Цели урока: Развивать речь, умение правильно употреблять и писать слова в предложении.
Маленький медвежонок упал с обрыва. Он попал в сеть. Малыш жалобно стонал.
Рядом проходил лесник. Он услышал стон. Лесник подбежал и освободил бедняжку. Медвежонка принесли домой и сделали ему укол. Внучка лесника Машенька ухаживала за больным.
Скоро медвежонок поправился. Лесник отвез его в лес.
По А. Ярушникову
1. Обсуждение текста по вопросам.
Одни учащиеся задают вопросы, другие отвечают.
2. Выборочное чтение по вопросам.
1) Что случилось с маленьким медвежонком?
2) Кто ему помог?
3) Кто ухаживал за больным?
4) Чем закончилась эта история?
4. Пересказ по частям.
3. Орфографическая подготовка
Учащиеся называют по цепочке изученные орфограммы.
4. Запись текста
5. Самопроверка
Контрольный диктант по теме
«Состав слова».
Цель: Развивать практические навыки грамотного письма.
Бобры
Зимой я нашел на лесной речке бобровую хатку. Ее всю замело снегом. На верхушке снег подтаял. Вокруг много волчьих следов. Видно приходили волки и ушли.
Только хатку поцарапали.
Весной бродил я с ружьем и решил посмотреть на бобров.
Вдруг из хвороста выскочила маленькая птичка и ну стрекотать. Услыхали ее крик бобры и уплыли.
I. Самопроверка
II. Грамматическое задание
1. Разбей слова на группы и запиши в отдельные столбики.
Мороз, пень, лесок, домик, проход, заморозок, поездка, подбородок, подсказка.
2. Выпишите из текста существительное с нулевым окончанием и запишите еще два существительных с таким же составом.
3. Запишите 4 однокоренных слова с корнем дом- .
Контрольный диктант по итогам первого полугодия.
Цель: Проверка знаний.
Дрозд-рябинник.
Дрозд-рябинник – большой любитель рябины. Осенней порой, когда тяжёлые гроздья покрывают деревья и гнут их ветки, дрозды большими стаями налетают на рябину. В такие годы рябинники не улетают на зиму с другими дроздами, а остаются на своей северной родине. Кроме рябины, дрозды поедают можжевельник, чернику, а в весеннее и летнее время года – насекомых. Живут дрозды-рябинники в берёзовых рощах и в лесу.
I. Самопроверка
II. Грамматическое задание
Выпишите из текста однокоренные слова, разберите их по составу.
Выпишите три слова с безударной гласной в корне слова, подберите к ним проверочные слова.
Подберите антонимы к следующим словам: большой, тяжёлый, северный.
III. Самопроверка
Контрольный диктант по теме
«Правописание глухих и звонких согласных»
Цель: Проверка знаний.
Лесные загадки
Ночью выпал снег. Он мягкий, легкий, пушистый. На березках и дубках висят снежные хлопья. Красив зимний наряд леса!
Ребятишки бегут по лесной дорожке. На каждом шагу тут загадки. Под деревьями пустые шишки, скорлупки. Кто тут грыз орешки? Это работа белки. Робкий зверек в белой шубке сидит у куста, прижал ушки. Это заяц. Какая птица уселась на макушку елки? Это сорока!
I. Грамматическое задание
1. Прочитайте и запишите слова:
[цэркаф, ] -… [загатка] -…
[в,ир,офка] — … [вар,эщка] — …
[афс,анка] -…
2. Выпишите из текста диктанта три слова с парными согласными, которые нужно проверять. Запиште проверочные слова. Подчеркните орфограмму. Выделите корень.
3. Запишите слова в две группы.
Ре…кий, гл…деть, зат,..нули, хру…кий, цв…точки, сколь…кий.
Запишите в каждую группу еще по два слова.
4. Выделите основу. Обозначьте части речи.
Робкий зверек в белой шубке сидит у куста, прижал ушки.
Контрольный диктант по теме
«Правописание слов с непроизносимыми согласными».
Цель: Проверка знаний.
Грустный стоит лес. Давно облетели листочки. Резкий ветер кружит снег. Солнце как редкий гость. Но бывают и ясные денечки.
В ясный день у подъезда школы собрались лыжники. Они участники пробега. Все отъехали гурьбой. В лесу бежали по трем дорожкам до финиша. Илья и Олег повстречали охотника Демьяна. На узкой лыжне он уступил путь. Ребята пришли первыми.
I. Грамматическое задание
1. Запишите проверочные слова.
грустный -… узкой -…
стоит — … дорожка -…
снег -…
2. Выделите основу, обозначьте части речи.
Резкий ветер кружит снег.
3. Запишите слово, противоположное по значению: широкий — …
II. Самопроверка
Контрольный диктант по пройденным орфограммам.
Цель: Проверка знаний
Помогай старшим.
Летом Серёжа и Оля приехали отдыхать к дяде и тёте в деревню. До деревни они ехали железной дорогой. Утром дядя отвёз их на машине к бабушке. Домик бабушки стоял на берегу узкой речки. По речке плавали гуси и утки. Серёжа и Оля помогали бабушке ухаживать за птицей. Они работали в саду. Часто ребята ходили в лес за грибами и ягодами.
I. Грамматическое задание.
1. В первом и во втором предложениях найти имена существительные 1-го склонения, обозначить их падеж.
2. Четвёртое предложение разобрать по членам предложения и по частям речи.
3.Разобрать по составу слова: бабушка, железной, ходили.
Контрольный диктант по теме
«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го и 2-го склонений».
Цель: Проверка знаний
Зимние постельки
Летом каждый кустик ночевать пустит. А где спят звери и птицы зимой? На улице мороз трещит. Каждый спит в своей спаленке. Лисица улеглась в теплой постельке в своей норке. Белочка в моховом гнездышке уснула. Медведь в берлоге лежит. Бобер спит в хате из бревен. Обмазал стены илом, крышу землею завалил.
Синичка устроилась на ночлег под кустиком. Мороз там послабей. Тетерев уснул в снежной перине. Старый воробей решил подремать в скворечнике.
I. Самопроверка
II. Грамматическое задание
1. Вариант I: Указать склонение и падеж имен существительных в приложениях о белочке и медведе.
Вариант II: Указать склонение и падеж имен существительных в предложениях о тетереве и воробье.
2. Вписать из текста слова, близкие по значению: спит,…,…,….
III. Самопроверка
Контрольный диктант по теме:
«Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го и 2-го склонений».
Цель: Проверка умения правильно писать падежные окончания имен существительных 1-го и 2-го склонений.
Мурзик
Мурзик — мохнатый щенок с черными ушами.
Однажды мы ушли на Глухое озеро. Мурзика оставили на веревке у забора. На Глухом озере мы пробыли четыре дня.
Вдруг среди ночи при свете костра мы увидели морду Мурзика. Мурзик визжал от радости. На шее болтался обрывок веревки. Глаза покраснели от трудной дороги. На шерсти налип мусор.
Мы дали собаке мясо из банки. Мурзик лег около палатки и уснул.
I. Самопроверка
II. Грамматические задания
1. Запишите.
На шее болтался обрывок веревки.
2. Подчеркните главные и известные вам второстепенные члены предложения.
Укажите падеж существительного «веревка»
3. К данным словам подберите по 3 существительных с безударными окончаниями, поставив их в том же падеже, с теми же предлогами.
По берегу, по … К земле, к …
В море, в… В квартире, в …
III. Самопроверка
Контрольный диктант по итогам года.
Цель: Сформированность УУД и проверка практических навыков грамотного письма на конец года.
Лес застыл в тревоге. Небо чернело. Надвигалась грозовая туча. Налетел ветер. Лесные жители попрятались. Хлынул сильный дождь. Но скоро дождь кончился. Только с деревьев падали дождевые капли. В небе снова засияло солнце. Гроза ушла.
Душистой смолою пахнет бор. Воздух тёплый, влажный. Он пахнет сырой землёй, берёзовыми почками. Поют зяблики, скворцы, дрозды. Вдали кукует кукушка. Лес поёт на все голоса.
Грамматическое задание.
1. Разбор по составу: лесные, дрозды, запах, прибегают.
2. Разберите по членам предложения: Лесные жители попрятались.
3. Подчеркните орфограммы в корне слов: смолою, землёй, дрозды. Запиши проверочные слова.
4. Скачано с www.znanio.ru
Развивающая система Занкова: в чём суть, за что критикуют и почему исключили из школы
При выборе начальной школы родителям следует учитывать не только её близость, отзывы знакомых, но и то, по какой системе будет учиться первоклассник. Систем обучения для младших школьников много. Расскажем про одну из самых противоречивых — программу Л. В. Занкова.
Первый класс. Рассылка
Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников
1.Кто такой Л. В. Занков?
Леонид Владимирович Занков родился в 1901 году и прошёл путь учителя в сельской школе до руководителя лаборатории в Академии педагогических наук СССР. Большое влияние на его взгляды и разработанную современную дидактическую систему оказал Лев Выготский. Несмотря на разницу в возрасте всего в пять лет, Выготский стал научным руководителем Занкова, и они работали вместе до самой смерти Выготского в 1934 году.
Оба занимались исследованиями в области дефектологии и во многомили её основы.Их интерес сходился в области возможностей обучения детей, в том числе с особенностями развития.
Лев Выготский считал, что обучение в развитии ребёнка ведущую роль. Занков стал первым, кто экспериментально доказал правоту своего учителя и друга — его исследование показало, что метод обучения влияет не только на количество полученных знаний, но и на психологию ученика.
С 1957 года в течение 20 лет Занков и сотрудники его лаборатории изучали, как построение учёбы влияет на общее развитие младших школьников.Первые три года методика применялась в единственном классе в школе №172 в Москве, но в итоге в эксперименте поучаствовали тысячи классов из сёл и городов, многие учителя сами интересовались исследованиями Занкова.
2. В чем суть его системы?
По итогам многолетнего эксперимента определились основные принципы, на которых система Занкова. Её цель — достижение оптимального развития мышления, воли, чувств, нравственных представлений у каждого школьника.Навигация, главная особенность — высокий уровень обучения вместе с бережным отношением к внутреннему миру ребёнка.
Занкову претила идея «формирования» личности, навязываемая традиционной советской системой обучения. Поэтому его программа индивидуального развить индивидуальные способности в классе не «подтягивать» отстающих к отличникам или добиваться среднего арифметического в успеваемости.
Среди других примеров: много теории, осознание процесса учёбы и быстрый темп.На практике ученики делают задания, в которых сочетается сразу несколько задач (например, логика и математика). Много дискуссий, экспериментов.
Занков говорил, что ошибка — это находка для учителя, и призывал дать возможность ответить и не бояться быть наказанными
Ученику не вкладывают в голову готовые решения, он должен дойти до правильного ответа, «добыть» новое знание. В программе есть ещё занятия на природе, походы в театр и музей.
3.Как она применялась в России?
Казалось бы, кто не захочет внедрить такую прекрасную систему, где ученик расценивается как самостоятельная личность, разносторонне развивается и периодически занимается в парке?
Но после смерти Занкова эксперимент свернули, лабораторию расформировали. После распада СССР вновь заговорили в системе Занкова, в 1993 году появился Федеральный научно-методический центр им. Л. В. Занкова. Через три года программу признали одной из государственных развивающихся образовательных систем вместе с программой Эльконина-Давыдова.
В принятом в 2009 году федеральном государственном образовательном образовании дошкольного общественно утвержденного принципа, который перекликается с идеями Занкова: «Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования». При жизни Занкова программа ограничивалась только начальной школой, поэтому рекомендуется для нового поколения «занковцев» стала разработка учебных материалов для 5-9 классов.К 2010 году созданы учебники для 5–6 классов по русскому языку, литературе, математике, природоведению.
4. В чём плюсы системы Занкова?
Среди несомненных плюсов многие самые общие общие успеваемость детей, которые учатся по программе Занкова. Если судить по отзывам, то после 4 класса они намного больше тех, кто учился по стандартным программам, легко осваивают материал 5-6 классов. Такие школьники более самостоятельные, творчески мыслят, часто сохраняют успеваемость до конца и поступают в хорошие вузы.
Конечно, во многом это становится заслугой преподавателя, который создает дружескую и свободную атмосферу в классе, где всегда есть место для дискуссии.
Весь первый год школьникам не ставит оценки, чтобы не смутить и не занизить мнение о себе
Учитель активно задействует «направление ближайшего развития» (термин Льва Выготского) ребёнка — то есть ту область, где знания и умения находятся в зачаточном состоянии, и ребёнок ещё не может постичь их сам, зато легко освоит с помощью взрослого.
5. Так, а за что её критикуют?
Высокие требования к преподавателям, которые учат детей по программе Занкова, могут стать и серьёзным минусом. Если формально следовать учебникам, система не принесёт ожидаемых результатов. Инициативность, уважительное отношение к детям, готовность смотреть на обучение под особым углом и психологическая подкованность — без качеств учителя невозможно преподавание по программе Занкова.
родителей жалуются на объём домашних заданий и проектов, которые в первые годы проходят всей семьёй.Многие задачи, особенно по математике, где в системе Занкова соседствует сразу алгебра и геометрия, кажутся необычными и сильно не похожи на то, что выполняются учебники стандартных программ.
При этом повторении материала отведено минимум места, потому что Леонид Занков был уверен, что однообразные задания быстро надоедают младшим школьникам. Поэтому дети, которые часто болеют, могут легко отстать от класса, пропустив всего неделю.
6. Что происходит с системой Занкова сегодня?
По статистике научно-методического центра имени Л.В. Занкова, к 2014 году количество классов, где занимаются по программе Занкова, в регионах составляющих от 15 до 40% от общего числа, а в Москве — около 30%.
Всё изменилось, когда в 2014 году учебники системы Занкова исключили из списка рекомендуемых к использованию.
Соответствующим ФГОС было признано только пособие по изобразительному искусству. Учителя-занковцы подавали петицию для пересмотра, но пока министерство не реагирует на их обращение.В некоторых школах учителя по своей инициативе продолжают учить детей по программе Занкова. Но их мало, потому что школы предпочитают не рисковать и останавливаются на рекомендованных программах.
7. Так стоит ли на соглашаться?
Как мы уже упоминали, основной залог успеха системы Занкова — в учителе. Если все ваши знакомые наперебой хвалят преподавателя начальных классов, он определенно стоит записаться к нему. Если всем любимый учитель преподаёт по любой другой программе, то выбор, скорее всего, будет в его пользу.
Но вдруг вам повезло настолько, что все учителя младших классов в вашей школе хороши как на подбор, а работают по разным системам. Что делать в таком случае?
Лучше всего трезво оценить возможности ребёнка (и свои). Если ваш ребёнок всё делает в замедленном темпе, а вы работаете полный день и не планируете посвящать вечер урокам, то стоит выбрать одну из стандартных программ или даже Эльконина-Давыдова, что не предполагает большого объёма домашней работы.
Если ваш ребёнок рвётся в школу, любознателен, быстро соображает, а вы не против порешать лишний раз задачки по математике или по-другому взглянуть на процесс обучения, то почему бы не выбрать Занкова.Никогда не знаешь, когда рекомендации министерства образования снова изменятся.
Иллюстрации: Shutterstock (miniwide)
.Система Л.В.Занкова
Система Л.В.Занкова
ВНИМАНИЕ!
Актуальная статья Система Л.В.Занкова (ФГОС НОО 2009г.)
Cистема развивающего обучения Л.В. Занкова (академик, доктор педагогических наук, профессор, годы жизни 1901-1977гг.) Введена как вариативная государственная система начального образования с 1995-1996 учебного года (наравне с традиционной системой и системой развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В. Давыдова). C 2003 года научный руководитель Федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова — Н.В. Нечаева, кандидат педагогических наук, профессор ФНМЦ.
УМК системы Л.В. Занкова включает в себя учебники по всем основным предметам:
— Обучение грамоте и чтению.
Азбука. Авторы: Нечаева Н.В., Белорусец К.С.
— Русский язык. Автор: Нечаева Н.В.
— Литературное чтение (2 линии).
Автор : Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А.
Автор: Лазарева В.А.
— Математика (2 линии).
Авторы : Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С. (1 класс) и Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. (2-4 класс).
Автор : Ванцян А.Г. (1 класс).
— Окружающий мир. Авторы: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.
— Технология. Авторы: Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н.
— Музыка. Автор: Ригина Г.С.
Учебно-методический комплект для начального и среднего образования разработан в соответствии с направлениями модернизации российского образования, с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального и образования и с новым Базисным учебным планом. Учебники прошли государственную экспертизу в Федеральном совете по учебникам и включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) научных исследований образования и науки РФ для использования в учебном процессе общеобразовательных учреждений.Учебники соответствуют действующим санитарным нормам.
Начальное обучение в соответствии со взглядами Л.В. Занкова главной цели ставит общее развитие учащихся, которое понимает как развитие, воли, чувств школьников и как надежная основа усвоения ими знаний, умений и навыков.
Для системы Занкова характерно более богатое содержание образования, широкое разнообразие видов деятельности учащихся.
В системе Л.В. Занкова реализует одно образовании из основных положений: в начальном образовании нет главных и неглавных предметов, каждый предмет значим для общего развития ребенка, под которым подразумевается развитие его познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и эстетических возможностей.
Цель начального образования по Занкову — дать учащимся общую картину мира. Общую, а не кусочки, детали, не отдельные школьные предметы. Нельзя дробить то, что еще не создать. То что в системе Л.В. Занкова нет главных и второстепенных предметов, тоже очень важно с точки зрения повышения статуса естествознания, ИЗО, физкультуры, труда, то есть предметов, дающих возможность развития именно чувственной базы.
Используя возможности содержания предметов, природную любознательность маленького школьника, его опыт и стремление к общению с умным взрослым и сверстниками, необходимо раскрыть перед ним широкую картину мира, создавая такие условия учебной деятельности, которые ведут его к сотрудничеству с соучениками и к сотворчеству с учителем.
Важной особенностью системы Л.В. Это обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс, сколько на каждого отдельного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно ориентированным. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым».
Дидактические принципы системы Л.В. Занкова: обучение на высоком уровне трудности с преодолением трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых.
1.Принцип обучения на высоком уровне с преодолением трудности трудности. Это поисковая деятельность, которая должна анализировать, сравнивать и сопоставлять, обобщать.При этом он действует в соответствии с особенностями развития своего мозга. Обучение на высоком уровне предполагает задания, «нащупывающие» верхний предел возможностей учащихся. Это не означает, что не соблюдается мера трудности, она проходит через трудности в заданиях, если это необходимо.
Дети не сразу формируют ясные, четкие, грамматически оформленные знания. Это заложено в систему обучения. Тогда должен быть категорический запрет на использование отметок.Какая отметка может быть выставлена за неясные знания? Они и должны быть на определенные этапы неясными, но уже включенными в общее чувственное поле мирознания.
Построение знания начинается с правополушарного неясного знания, потом оно передается в левое полушарие, человек рефлексирует над ним, пытается классифицировать, выявить закономерности, дать словесное обоснование. И когда знание наконец стало системой ясным, оно оказывается вновь в правом полушарии и теперь уже не нуждается в инструментарии, подпорках из правил и формулировок — оно вросло в целостную систему знаний конкретной личности.
Беда многих современных систем обучения в том, что они пытаются заставить первоклассника классифицировать неосмысленный материал. Слова отчуждаются от образа. Дети, не имея чувственной основы, пытается просто механически запомнить. Девочкам это немного легче, чем мальчикам, левополушарникам легче, чем правополушарникам. Но, эксплуатируя механическое запоминание неосмысленного материала, мы закрываем детям возможность как целостное мышление, так и логическое, заменяя его набором алгоритмов и правил.
3. Принцип быстрого темпа прохождения учебного материала. Изучение материала быстрым темпом противостоит топтанию на месте, однотипности упражнений при одной теме. Более быстрое продвижение в познании не противоречит, а отвечает детям: их больше интересует узнавать новое, чем долго повторять уже знакомый материал.Быстрое продвижение вперед в системе Занкова идет одновременно с возвращением к пройденному и сопровождается открытием новых граней. Быстрый темп прохождения программы не означает торопливости в изучении материала спешки на уроках.
4. Принцип осознания процесса учения самими школьниками обращен как бы внутрь — на осознание самим учеником протекания у него процесса познания: что он до этого знал, а что нового еще ему открылось в изучаемом предмете, рассказе, явлении.Такое осознание проявляет наиболее правильные взаимоотношения человека с окружающим миром, а демонстрирует самокритичность как черту личности. Принцип осознания школьниками самого процесса обучения направлен на то, чтобы дети задумывались, зачем нужны знания.
5. Принцип целенаправленной и систематической работы учителя посредством развития всех учащихся , в том числе и слабых. Эта принципа государственной гуманной направленности дидактической системы Л.В. Занкова. Все дети, если у них нет каких-либо патологических нарушений, продвигаться в своем развитии. Сам же процесс развития идее то медленно, то скачкообразно. Л.В. Занков считал, что слабые и сильные ученики должны учиться вместе, где каждый ученик вносит в общую жизнь свою лепту. Любое обособление он считал вредным, так как дети лишаются возможности оценить себя на другом фоне, что мешает продвижению учащихся в их развитии.
Итак, образовательной системы Л.В. Занкова согласны с возрастными особенностями младшего школьника, позволяют раскрыть индивидуальные возможности каждого.
Назовем важные особенности учебно-методического комплекта , в основе которого современное знание о возрастных и индивидуальных особенностях младшего школьника. Комплект обеспечивает:
— понимание взаимосвязей и взаимозависимости изучаемых объектов, явлений благодаря интегрированному характеру содержания, что выражается в сочетании материала разного уровня обобщения (надпредметного, меж- и внутрипредметного), а также сочетает его теоретической и практической направленности, интеллектуальной и эмоциональной насыщенности;
— владение понятиями, необходимыми для дальнейшего образования;
— актуальность, практическую значимость учебного материала для обучающегося;
— условия для решения воспитательных задач социально-личностного, интеллектуального, эстетического развития ребенка, для формирования учебных и универсальных (общеучебных) умений;
— активные формы познания в ходе решения проблемных, творческих заданий: наблюдение, опыты, дискуссия, учебный диалог (обсуждение разных мнений, гипотез) и др.;
— проведение исследовательских и проектных работ, развития информационной культуры;
— индивидуализацию обучения, которая объединяет с формированием мотивов деятельности, распространяясь на разных типов по характеру познавательной деятельности, эмоционально-коммуникативным особенностям, по гендерным признакам. Индивидуализация реализуется в том числе посредством трех уровней содержания: базовому, расширенному и углубленному.
В процессе обучения используется широкий спектр форм обучения: классных и внеклассных; фронтальных, групповых, индивидуальных в соответствии с особенностями учебного предмета, особенностями класса и индивидуальными предпочтениями учеников.
. Отметками оцениваются только результаты выполнения письменных работ второго полугодия 2 класса. Поурочный балл не выставляется.
Изначальная нацеленность учебных программ и УМК на развитие каждого ученика условия для его реализации во всех учебных заведениях.
Отзывы о системе Л.В. Занкова
Программа сложная и интересная, рассчитана на сильных, подготовленных детей с аналитическим (математическим) складом ума, развивает логическое мышление. Очень сложная математика. Многие недовольны учебниками по окружающему миру: информации в учебнике мало, изложена не очень понятно для ребенка, для ответов на вопросы учебника дополнительной литературы.Многим детям необходима помощь родителей. Однако, если ребенок научится самостоятельно заниматься по этой программе, то проблем в среднем звене школы у него не будет. Родители, чьи дети успешно усваивают программу, очень довольны.
Главный минус — отсутствие преемственности в среднем и старшем звене. В рамках этой системы разработаны учебники для 5 класса (русский язык, литература, математика, основы географии, природоведение, музыка) и 6 класса (русский язык, литература, математика), однако школ, работающих по учебникам, очень мало.
По материалам сайта www.zankov.ru
Читать по теме:
Система Л.В.Занкова (ФГОС)
Программы начальной школы
Отзывы о программе на нашей странице ВКонтакте
Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:
.