Контрольные изложения по русскому языку 11 класс: Итоговое изложение 11 класс. Тексты » Рустьюторс

Русский язык. 11 класс. Контрольное изложение. Урок

 Русский язык 11 класс
Учебник «Русский язык 10 -11 класс». Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина  (2012 год)
Урок 58
Тема: «Контрольное изложение»
Цель: проверить умения и навыки написания сжатого изложения, умение давать аргументированный ответ на вопрос (подготовка к ЕГЭ)
Ход урока:
1.Мотивационно – целевой этап.
2. Первое чтение. Черновик.
3. Повторное чтение. Доработка черновика.
4. Ответ на проблемный вопрос.
5 Самостоятельная проверка с использованием орфографического словаря.
6. Домашнее задание: решение заданий открытого банка ЕГЭ на сайте ФИПИ. Определение личной траектории повторения к ГИА.

Отрывок из рассказа И.А.Бунина «Антоновские яблоки»
           «Ядреная антоновка — к веселому году». Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась: значит, и хлеб уродился… Вспоминается мне урожайный год.
             На ранней заре, когда еще кричат петухи и по-черному дымятся избы, распахнешь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который ярко блестит кое-где утреннее солнце, и не утерпишь — велишь поскорее заседлывать лошадь, а сам побежишь умываться на пруд. Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе. Вода под лозинами стала прозрачная, ледяная и как будто тяжелая… Осень — пора престольных праздников, и народ в это время прибран, доволен, вид деревни совсем не тот, что в другую пору … К тому же наши Выселки спокон веку, еще со времен дедушки, славились «богатством». Старики и старухи жили в Выселках очень подолгу, — первый признак богатой деревни, — и были все высокие, большие и белые, как лунь. Только и слышишь, бывало: «Да, — вот Агафья восемьдесят три годочка отмахала!» — или разговоры в таком роде:— И когда это ты умрешь, Панкрат? Небось тебе лет сто будет?— Как изволите говорить, батюшка?— Сколько тебе годов, спрашиваю!— А не знаю-с, батюшка.— Да Платона Аполлоныча-то помнишь?— Как же-с, батюшка, — явственно помню.— Ну, вот видишь. Тебе, значит, никак не меньше ста.Старик, который стоит перед барином вытянувшись, кротко и виновато улыбается. Что ж, мол, делать, — виноват, зажился…

          Помню я и старуху его. Все, бывало, сидит на скамеечке, на крыльце, согнувшись, тряся головой, задыхаясь и держась за скамейку руками, — все о чем-то думает…
           Под стать старикам были и дворы в Выселках: кирпичные, строенные еще дедами. А у богатых мужиков — у Савелия, у Игната, у Дрона — избы были в две-три связи, потому что делиться в Выселках еще не было моды. В таких семьях водили пчел, гордились жеребцом-битюгом сиво-железного цвета и держали усадьбы в порядке. На гумнах темнели густые и тучные конопляники, стояли овины и риги, крытые вприческу; в пуньках и амбарчиках были железные двери, за которыми хранились холсты, прялки, новые полушубки, наборная сбруя, меры, окованные медными обручами. На воротах и на санках были выжжены кресты. И помню, мне порою казалось на редкость заманчивым быть мужиком. Когда, бывало, едешь солнечным утром по деревне, все думаешь о том, как хорошо косить, молотить, спать на гумне в ометах, а в праздник встать вместе с солнцем, под густой и музыкальный благовест из села, умыться около бочки и надеть чистую замашную рубаху, такие же портки и несокрушимые сапоги с подковками. Если же, думалось, к этому прибавить здоровую и красивую жену в праздничном уборе, да поездку к обедне, а потом обед у бородатого тестя, обед с горячей бараниной на деревянных тарелках и с ситниками, с сотовым медом и брагой, — так больше и желать невозможно!

433 слова

Задание:
1. Перескажите сжато или подробно текст.
2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Каким мы видим образ уходящей России в рассказе И.А.Бунина «Антоновские яблоки?»

Урок русского языка в 11 классе на тему:»СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА».

Урок

РУССКОГО ЯЗЫКА В 11 КЛАССЕ
ТЕМА УРОКА. СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Цели: систематизировать знания учащихся о тексте; совершенствовать навыки письменного сжатого изложения текста.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Методы: самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Ход урока

1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.

Первичное знакомство с текстом:

В. П. Некрасов. По повести «В окопах Сталинграда».

(1) Стоял сентябрь. (2) Мы уже десятый день на этом сталинградском заводе. (3) Десятый день немцы бомбят город. (4) Бомбят – значит, там еще наши. (5) 3начит, идут бои. (6) Значит, есть фронт. (7) Это лучше, чем в июле, когда мы отступали…

(8) Игорь часто спорит с Георгием Акимовичем:

(9) – Не умеем мы воевать.

(10) – А что такое уметь, Георгий Акимович?

(11) – Уметь? (12) От Берлина до Волги дойти – вот что значит уметь.

(13) – Отойти от границы до Волги тоже надо уметь.

(14) Георгий Акимович смеется мелким сухим смешком. (15) Игорь начинает злиться.

(16) – Мы будем воевать до последней капли крови. (17) Русские всегда так воюют. (18) Но шансов у нас все-таки мало. (19) Нас сможет спасти только чудо. (20) Иначе нас задавят. (21) Задавят организованностью и танками.

(22) – Чудо?..

(23) – Недавно ночью шли мимо солдаты. (24) Я дежурил у телефона и вышел покурить. (25) Они шли и пели, тихо, вполголоса. (26) Я даже не видел их, я только слышал их шаги по асфальту и тихую, немного даже грустную песню про Днепр и журавлей. (27) Я подошел. (28) Бойцы расположились на отдых вдоль дороги, на примятой траве, под акациями. (29) Мигали огоньками цигарок. (30) И чей-то молодой, негромкий голос доносился откуда-то из-под деревьев:

(31) – Нет, Вась… (32) Ты уж не говори. (33) Лучше нашей нигде не сыщешь. (34) Ей-богу… (35) Как масло, земля – жирная, настоящая.

(36) Он даже причмокнул как-то по-особенному.

(37) – А хлеб взойдет – с головой закроет…

(38) А город пылал, и красные отсветы прыгали по стенам цехов, и где-то совсем недалеко трещали автоматы то чаще, то реже, и взлетали ракеты, и впереди неизвестность и почти неминуемая смерть.

(39) Я так и не увидел того, кто это сказал. (40) Кто-то крикнул: «Приготовиться к движению!» (41) Все зашевелились, загремели котелками. (42) И пошли. (43) Пошли медленным, тяжелым шагом. (44) Пошли к тому неизвестному месту, которое на карте их командира отмечено, должно быть, красным крестиком.

(45) Я долго стоял еще и прислушивался к удалявшимся и затихшим потом совсем шагам солдат.

(46) Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь. (47) И не только запоминаются. (48) Маленькие, как будто незначительные, они проникают в тебя, начинают прорастать, вырастают во что-то большое, значительное, вбирают в себя всю сущность происходящего, становятся символом.

(49) И вот в песне той, в тех простых словах о земле, жирной, как масло, о хлебах, с головой закрывающих тебя, было что-то… (50) Я даже не знаю, как это назвать. (51) Толстой называл это «скрытой теплотой […]». (52) Возможно, это и есть то чудо, которого так ждем мы все, чудо более сильное, чем немецкая организованность и танки с черными крестами…

2. Этап первичной проверки понимания изученного.

Обсуждение методики сжатия текста.

Материал для учителя.

В науке известны три способа сжатия текста.

I. Исключение подробностей, деталей, конкретных примеров, числовых данных, авторских пояснений, отступлений и т. п.

Объектом сжатия, сокращения при изложении может быть не только сама информация, но и языковая форма ее изложения. Иначе говоря, не сокращая мысли, можно сократить ее запись. Возможность сокращения языковой формы изложения без компрессии его содержания основана на явлении избыточности речи. Дело в том, что мы используем слов больше, чем необходимо для выражения определенной мысли. Например, в предложении:

Слова-термины могут употребляться в любом стиле: в разговорном, официально-деловом, публицистическом, художественном, но, конечно, чаще всего их используют в научном стиле – избыточными являются однородные определения, конкретизирующие словосочетание в любом стиле, а именно: в разговорном, официально-деловом, публицистическом, художественном
. Уберем их. Смысл предложения не изменится, и оно только выиграет от сжатия. Возможно также исключение последнего слова стиле, позволяющее избежать повтора близлежащих словоформ.

II. Обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов. В этом случае ученик должен сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами.

III. Сочетание исключения и обобщения.

Выбор того или иного способа сжатия зависит от особенностей конкретного текста.

Выполнение заданий по свертыванию второстепенной информации и выделению главной, а также ее переформулированию в обобщенной форме:

1. Выделите опорные слова в предложениях.

2. Трансформируйте сложные предложения в простые, сохраняя суть.

3. Составьте к каждому абзацу прочитанного текста опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию.

4. Изложите сжато содержание предложения, абзаца, текста.

5. Подчеркните в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для содержания.

6. Выделите в тексте смысловые части. В каждой части определите основную мысль. Озаглавьте каждую часть. Сформулируйте главную мысль всего текста.

7. Проделайте следующую работу с текстом:

а) составьте к нему план;

б) отберите наиболее существенную информацию в тексте и запишите ее в соответствии с планом;

в) сравните результат «восстановления» с исходным текстом.

3. Этап закрепления и применения изученного.

Запись текста сжатого изложения.

Тексты для итогового изложения 2019/2020

Тексты для итогового изложения 2019/2020.

Источник информации: Методические рекомендации по подготовке к написанию итогового сочинения в 2019/2020 учебном году для учителей русского языка и литературы. СПб: «ЛОИРО», 2019. 

Улыбка

Двери их квартир были напротив друг друга, и эти двое соседей часто встречались на лестничной площадке. Но один сосед всегда хмуро проходил мимо второго как будто и не замечал его. А тот, наоборот, всегда хотел при встрече с соседом поприветствовать его, пожелать ему чего-то доброго, но сосед вёл себя так, что даже поздороваться не получалось.

Так проходили годы. Соседи старились. При встрече доброжелательный сосед уже и не ждал приветствия от хмурого и лишь учтиво уступал ему дорогу.
Но однажды в гости к нему приехала внучка. Она была весёлая, жизнерадостная и улыбчивая. Когда малышка встретила угрюмого соседа, она радостно с ним поздоровалась.

Сосед остановился. Этого он никак не ожидал. В девочке было столько нежности и доброты, что этот суровый человек даже смутился. Он не умел просто разговаривать с соседями и детьми. Он привык только приказывать… Опустив голову, он поспешил к машине, которая ожидала его у подъезда.
Когда он уселся в машину, а девочка помахала ему вслед рукой, он сделал вид, что не заметил этого.
Встречались они довольно часто. Девочка всегда улыбалась. И соседу становилось радостно на душе. Ему это стало нравиться, и однажды он даже кивнул девочке в ответ на приветствие.

Но вдруг встречи с малышкой прекратились. Суровый сосед заметил, что в квартиру напротив приходит врач. А второй сосед всё так же встречался ему на лестнице, но был почему-то без внучки. И тут этот хмурый человек понял, что именно этой девочки с её улыбкой ему теперь и не хватает…
И однажды он не выдержал. Встретив соседа, он слегка приподнял шляпу, сдержанно поприветствовал его и спросил:

– А где же ваша внучка? Что-то её давно нет.

– Она заболела.

Когда в следующий раз они встретились на лестничной площадке, хмурый сосед, поздоровавшись, открыл свой портфель. Достав из него плитку шоколада, он сказал смущенно:

– Передайте Вашей девочке. Пусть поправляется.

И торопливо пошёл к выходу. У доброжелательного соседа в глазах появились слёзы, и ему как будто стало трудно дышать. Он даже не смог поблагодарить, лишь пошевелил губами.

После этого, встречаясь, они уже говорили друг другу добрые слова…
А когда девочка выздоровела, и они встретились, малышка бросилась к соседу и обняла его. И в глазах этого сурового человека появились слёзы.

(352 слова)
(По Б. Ганаго)


Капитан

Стёпка никогда не знал, что такое зависть. Ему казалось, что в жизни происходят чудеса: он мечтает, например, о велосипеде, и все родственники покупают ему на день рождения велосипед. Или захотел баян – соседка отдала баян своего мужа…

Но вот вчера отец Саньки, который был капитаном дальнего плавания, приехал в отпуск. В своей шикарной морской форме он вышел на улицу, посадил Саньку на плечо и понёс. Стёпка даже представил себя на месте Саньки…

Впервые Стёпка с разочарованием подумал о своем небольшого роста отце, в его застиранных штанах и рубашке…
Обычно он с радостью ехал с папой на рыбалку, а сегодня нехотя ответил, что согласится поехать, если папа разрешит ему искупаться. Отец был удивлен недовольным лицом сына.

Стёпке не везло на рыбалке, и он начал говорить, что лучше искупаться и ехать домой. Папа сказал, что с этой стороны озера плохое дно, надо переплыть на лодке на другую сторону. Но Стёпка впервые ослушался и прямо с лодки нырнул в воду. Что произошло, он не успел понять. Ему свело ногу судорогой, его тянуло ко дну, он раза два хлебнул воды. От испуга мальчик не мог даже позвать на помощь и только с тоской думал о такой близкой, но недосягаемой лодке.

Папа понял, что происходит что-то плохое и, быстро сбросив одежду, поднырнул под сына. Стёпка вскарабкался ему на спину, и в эту минуту судорога прошла. Папа легко поплыл к берегу. Стёпка перестал бояться и представил себя капитаном на мостике корабля, плывущего в океане.
Стёпка теперь так гордился, что папа у него отличный пловец. Он вспомнил рассказ бабушки о том, что когда они отдыхали летом на Волге – папа был ещё мальчишкой, – то на спор он переплыл Волгу.

Стёпке стало так приятно и радостно, что у него такой замечательный папа. Кроме того, он почувствовал, что ни один капитан, ни один даже самый важный генерал не дорог ему так, как папа, который любит его, Стёпку. Любит ни за что, просто так!

(312 слов)
(По Т. Ломбиной)


 Чудо-кузнец

Кузница стояла на краю посёлка. Она была построена ещё в давние времена каким-то мужиком, который решил привлекать сюда проезжий народ своими изделиями. Он выстроил рядом с кузницей дом.

Но потом спустя годы местные мужики сожгли этот дом, а с ним вместе – и кузницу. Правда, скоро они поняли, что сделали это зря. И решили расчистить то место, где был пожар, и восстановить кузницу, чтобы в ней снова закипела работа. Прикатили новый пень для наковальни, сшили мехи, и кузница снова начала приносить пользу селу.

Но вдруг кузница перестала работать. Случилось это потому, что умер кузнец Захар Панков. Захар был не просто кузнецом, он был настоящим мастером своего дела. Таких называют – золотые руки. И в современной технике он хорошо разбирался. Был кузнец Захар Панков мужиком сурового вида, носил густую бороду, волосы подвязывал тесьмой на лбу, как старинный оружейный мастер.

К нему даже из соседних районов люди приезжали с разными сложными заказами. Вот сломается какая-нибудь деталь в тракторе во время работы, а найти такую же они нигде не могут. Всякие другие детали есть, а именно такой нет. И тогда механики идут к кузнецу Панкову: «Выручай, Захар, надо бы что-то сделать!». Возьмёт кузнец аккуратно в руки сломанную деталь, ни слова не скажет, только бережно завернёт её в тряпочку и положит в карман… И спрашивать было ничего не нужно – все знали, что если Захар Панков взял, то, значит, обязательно выручит. Помогал Захару молотобоец Ванюша…

Но осенью призвали Ванюшу на военную службу, и совсем опустела кузница. Стоит она на краю посёлка посреди поля с распахнутыми воротами. Без кузницы жители поселка чувствовали себя неуютно – так, как будто в их доме остановились часы. Да и для хозяйства им её не хватало – ничего починить нельзя. Очень сильно пожалели тогда жители посёлка, что в своё время не попросили Захара обучить какого-нибудь смышленого мальчишку, который бы перенял все его секреты, его мастерство…

(300 слов)
(По Е. Носову)


Капалуха

Мы приближались к горным лугам, где летом пасся скот. Стадо телят и бычков вышло на старую, заваленную деревьями просеку. Бычки и телята, да и мы тоже, шли медленно и устало.

В одном месте на пути был небольшой бугорочек… Я быстро подошёл к бугорку, а по нему с расставленными в стороны крыльями бегает глухарка* (охотники чаще называют её капалухой).

Я испугался, ведь чуть не наступил на гнездо. Оно было свито не на бугорке, а посреди просеки, под выступавшим из земли корнем, который закрывал его и с боков, и сверху. В этом гнезде, утеплённом мхом, лежали четыре яйца размером чуть поменьше куриных. Я потрогал одно яйцо пальцем – оно было тёплое, почти горячее…

Капалуха, нервничая, отбежала в сторону. Крылья у неё так и были расставлены, и она задевала ими землю. На гнезде она сидела с расставленными крыльями, прикрывала своих будущих детей, сохраняла для них тепло. В таком положении и остались от неподвижности крылья птицы. Она пыталась и не могла взлететь. Наконец взлетела на ветку ели, села над нашими головами. И тут оказалось, что у неё живот и грудь до самой шеи голые, без пуха и перьев!

– А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать своим будущим птенцам, – сказал подошедший учитель.

– Это как наша мама. Она всё нам отдаёт. Всё-всё, каждую капельку… – по-взрослому сказал кто-то из ребят.

И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув в нашу сторону шею. И, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, расставила крылья и замерла.

Но она не успокоилась и внимательно следила за всем, что происходило рядом. Сердце капалухи сильно билось, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю или две, а может быть, и всего через несколько дней появятся глухарята.
Когда они вырастут, они вспомнят о матери, которая отдаёт детям всё, иногда даже свою жизнь.

(309 слов)
(По В. Астафьеву)

* Глухарка – крупная лесная птица, самка глухаря.

Смотрите также:

Уроки развития речи в 11 классе

Уроки развития речи в 11 классе из расчёта 2 часа в неделю

Учитель: Волкова Ольга Владимировна, ГУ ЛНР ЛОУСШ №57 им Г.С.Петрова

Всего уроков развития речи – 16

Контрольных изложений -3

Контрольных сочинений -3

Контрольное изложение № 1 текста художественного стиля

(предполагаемый текст: «Первый бал Наташи Ростовой» (по Л.Толстому)

6.

Основные признаки публицистического стиля. Языковая выразительность. Порядок слов в предложении как стилистическая фигура. Лингвостилистический анализ текста публицистического стиля.

Контрольное изложение № 2 текста публицистического стиля

(предполагаемый текст: «О Шмелёве» из сборника для ГИА. 11 класс. Текст № 20)

7.

Информационная переработка текста. Определение проблематики исходного текста.

Контрольное сочинение № 1 — комментирование проблемы, поставленной автором в исходном тексте.

8.

Культура речи. Соблюдение норм литературного языка. Правильность речи.

9.

Оценка текста. Определение авторской позиции в тексте. Рецензия статьи на нравственную, научно-популярную, литературно-художественную (по выбору) тему.

10.

Анализ исходного текста публицистического стиля по предложенному алгоритму.

Контрольное сочинение № 2 по исходному тексту с выявлением проблематики текста, авторской позиции и выражения своего отношения к ней (с включением в комментарий примеров-иллюстраций из прочитанного текста).

11.

Способы аргументации в сочинении по анализируемому исходному тексту.

12.

Культура речи. Синонимия разных типов сложных предложений.

13.

Анализ исходного текста. Обучение написанию сочинения по исходному тексту.

14.

Конструирование сочинения с определением авторской позиции и введения собственной аргументации.

Контрольное сочинение № 3 по исходному тексту с определением авторской позиции и введением собственной аргументации.

15.

Комплексный анализ контрольного сочинения. Виды и классификация речевых и грамматических ошибок.

Контрольное изложение № 3 текста публицистического стиля с творческим заданием (предполагаемый текст: «Как говорить?» из сборника для ГИА. 11 класс. Текст № 28)

16.

История языка в трудах выдающихся языковедов. Конспектирование текста, воспринимаемого на слух.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Контрольное изложение № 1 текста художественного стиля

Первый бал Наташи Ростовой

В сыром, холодном воздухе, в тесноте и неполной темноте колыхающейся кареты Наташа в первый раз живо представила себе то, что ожидает ее там, на бале, в освещенных залах, — музыка, цветы, танцы, государь, вся блестящая молодежь Петербурга. То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет: так это было несообразно с впечатлением холода, тесноты и темноты кареты. Она поняла все то, что ее ожидает, только тогда, когда, пройдя по красному сукну подъезда, она вошла в сени, сняла шубу и пошла рядом с Соней впереди матери между цветами по освещенной лестнице. Только тогда она вспомнила, как ей надо было себя держать на бале, и постаралась принять ту величественную манеру, которую она считала необходимой для девушки на бале. Но, к счастью ее, она почувствовала, что глаза ее разбегались: она ничего не видала ясно, пульс ее забил сто раз в минуту, и кровь стала стучать у ее сердца. Она не могла принять той манеры, которая бы сделала ее смешной, и шла, замирая от волнения и стараясь всеми силами только скрыть его. И это-то была та самая манера, которая более всего шла к ней. Впереди, сзади их, так же тихо переговариваясь и так же в бальных платьях, входили гости. Зеркала по лестнице отражали дам в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях.

Наташа смотрела в зеркала и в отражении не могла отличить себя от других. Все смешивалось в одну блестящую процессию. При входе в первую залу равномерный гул голосов, шагов, приветствий оглушил Наташу; свет и блеск еще более ослепил ее.

Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах, одинаково присели, но невольно хозяйка остановила дольше свой взгляд на тоненькой Наташе. Она посмотрела на нее и ей одной особенно улыбнулась в придачу к своей хозяйской улыбке. Глядя на нее, хозяйка вспомнила, может быть, и свое золотое, невозвратное девичье время, и свой первый бал.

В зале стояли гости, теснясь перед входной дверью, ожидая государя. Графиня поместилась в первых рядах этой толпы. Наташа слышала и чувствовала, что несколько голосов спросили про нее и смотрели на нее. Она поняла, что она понравилась тем, которые обратили на нее внимание, и это наблюдение несколько успокоило ее.

«Есть такие же, как и мы, есть и хуже нас», — подумала она.

Контрольное изложение № 2 текста публицистического стиля

№ 20. О Шмелеве

Бомбили Париж. Было утро, когда недалеко от дома упали сразу четыре бомбы, превратив в развалины два здания напротив. Обычно Иван Сергеевич вставал рано, а тут залежался в постели. Это и спасло ему жизнь. Окна разбиты вдребезги, спинку его рабочего кресла насквозь изрешетили острые осколки. Маленький листок бумаги влетел в комнату и опустился прямо ему под ноги. Это была репродукция «Богоматерь с Иисусом» итальянского художника Балдовинетти.

Как залетела она сюда? Видимо, Царице Небесной было угодно сохранить жизнь русскому писателю-эмигранту, больному и одинокому. На следующий день в одном из православных храмов он отслужил благодарственный молебен. И – за работу.

Старается много писать, продолжает роман «Пути небесные», посвященный светлой памяти своей супруги Ольги Александровны. Студент юридического факультета Московского университета многим обязан в своем духовном становлении именно ей, худенькой, синеглазой девушке, дочери генерала Охтерлони, героя обороны Севастополя. Это она предложила свадебное путешествие не куда-нибудь, а на Валаам. А впоследствии вышла книга «На скалах Валаама». Вначале расходилась она вяло, почти весь тираж Шмелев продал за гроши букинистам. А перед Первой мировой войной ни у одного букиниста найти книгу было нельзя.

Был голодный 1921 год. Супруги Шмелевы ехали из Алушты на бревне, положенном поверх тележных колес. В Феодосии зарегистрировались в коммунальной столовой, чтобы можно было получать двести граммов хлеба в день. Как-то пришли, а столовая закрыта, хлеб кончился. И вдруг подошел человек, оглянулся по сторонам, тихо спросил: «Вы Шмелев? Это вы написали «Человек из ресторана»?» – и вложил ему в руку сверток. Хлеб! Целая буханка! Эта буханка была лучшим его гонораром.

Повесть «Человек из ресторана» сделала Шмелева известным. Талант был признан. И процветать бы ему, крепнуть на своей земле, питаться ее самобытными соками. Но в этом же страшном 1921 году расстреливают сына Сергея. Писатель в одночасье сгорбился, поседел, резко ухудшилось зрение.

Шмелевы уезжают за границу.

Эпопеей «Солнце мертвых» начался эмигрантский период его творчества. Это одна из самых трагических книг за всю историю человечества, которая рассказывает об одичании людей в братоубийственной войне. «Читайте, если у вас хватит смелости», – так сказал о «Солнце мертвых» Томас Манн, немецкий писатель.

Жизнь во Франции благополучной не получилась: Шмелев часто болеет, много страдает от критики нового времени, тоскует по России. В 1936 году умерла жена Ольга Александровна. Горе сломило писателя. Сорок один год они не разлучались. Однажды в порыве страшной тоски воскликнул, обращаясь к жене: «Чувствуешь ли ты, как я одинок?! Ответь каким-нибудь знаком, чтобы я знал, что ты меня слышишь». Через несколько дней он получил письмо от незнакомой женщины. «Не думайте, что Вы одиноки…» – так начиналось оно. И подпись: Ольга Александровна. Письмо пришло в день рождения его жены.

Потянулись годы одиночества. Друзья и читатели поддерживали старого, больного писателя, присылали посылки. В последние годы ему хотелось монастырского покоя и тишины, неспешной молитвы и тихих праздников. И семидесятишестилетний Иван Сергеевич Шмелев летом 1950 года отправляется в монастырь близ Парижа.

Наконец-то! Распаковал вещи, распахнул окно в зелень монастырского сада, постоял, вдыхая свежий воздух летнего вечера под негромкий колокольный звон. И спустя несколько часов умер. Так в ликовании душевном закончилось его Господне лето.

(488 слов)

По Н. Сухининой

. Сочинение-комментирование проблемы, поставленной автором

Контрольное сочинение № 1

ЧЕЛОВЕК И ВЛАСТЬ

(1) К сожалению, человек несовершенен, поэтому в своей жизни нуждается в идущих извне   запретах, причём их иногда необходимо   подкреплять силой.  (2) Таковы законы государственной власти, таковы неписаные законы общества. (3) Подобными законами можно успешно регулировать внешнюю жизнь человека. (4) Но есть области, где прямое  вмешательство не достигает цели, где насилие  всегда оказывается бессильным и вредным.  

(5) Внутренние убеждения человека, любовь, вера в Бога не создаются приказами и запретами. (6) Требования государства и общества всегда наплывают, надвигаются на человека, так сказать, «сверху».  (7) Но если эти требования касаются не внешнего порядка дел, а нарушают внутренние, живые границы человеческой души, душа отвечает обычно сопротивлением, возмущением или даже хуже — ожесточением, упрямством и ненавистью. (8) Тогда человек начинает взывать к своей свободе, он ссылается на свои неотъемлемые права и вступает в борьбу за них, даже если приказы и запреты содержат очевидную пользу и истину. 

(9) Подобные приказы и запреты, даже если их обращают к людям в самых лучших целях,  могут вынудить в ответ только внешнее, лицемерное подчинение и лицемерную «любовь» к  навязываемым ценностям. (10) Все нажимы достигают здесь только того, что уважение, любовь гибнут в душе у человека, а значит, осуществлять их бессмысленно и безнравственно. 

(11) Бывает и так: человек, понимая благую направленность приказов, но душою не соглашаясь с ними, пытается  следовать им. (12) Не любя,  притворяется любящим, не веруя, симулирует веру.  (13) И иногда такие неискренние упражнения приводят к ряду полезных действий, которые производятся, например, в сфере так называемой  «общественной благотворительности». (14) Однако могут ли они принести пользу душе, внутренне сопротивляющейся насилию над собой?

15) Никогда ещё ни одному человеку не удалось и никогда ни одному не удастся полюбить на основании приказа или искоренить в себе веру на основании запрета. (16) Божественный огонь в человеке, который в нём любит, верует и творит, не может быть ни произвольно зажжен, ни произвольно погашен. (17) Всё, чего здесь можно достигнуть напрямую, и то лишь из-за человеческой слабости и робости, — это притворяющегося смирения, лгущего согласия.  

(По И.А. Ильину*).

*Иван Александрович Ильин (28.03.1883 — 21.12.1954) — русский философ, правовед, литературный критик, публицист. В 1922 году был выслан вместе с другими 160 философами на пароходе из России. С 1923 по 1934 год был деканом и профессором Русского научного института в Берлине. Активно участвовал в политической жизни русской эмиграции, примыкая к националистическому крылу. Был одним из идеологов белого движения. В философии Ильина последовательно проводится идеи русского православия. Он полагал, что отечественная религиозная философия в свете «всех пережитых блужданий и крушений» должна пересмотреть свое призвание, добиваясь «ясности, честности и жизненности». Взгляды Ильина сильно повлияли на мировоззрение других русских интеллектуалов консервативного направления XX века, в числе которых, например, Александр Солженицын.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

  1. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

  2. Сформулируйте позицию автора.

  3. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему.

Сочинение по исходному тексту: комментирование проблемы, поставленной автором

Контрольное сочинение № 2

Исходный текст:

(1)В купе поезда, куда я вошёл с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочками-аппликациями на носках.

(2)Обутая и ободрённая, дама ушла в коридор, скучая, смотрела в окно.

(3)Инвалид принялся заправлять постели.

(4)Ничего не скажешь, делал он эту работу одной рукой довольно ловко, хотя и не очень споро, — привык, видать, заниматься домашними делами. (5)Но одна рука есть одна рука, и он устал изрядно, пока заправил две постели.

(6) — Мурочка! (7)Всё в порядке, — известил он даму и присел к столику.

(8)Дама вошла в купе, пальчиком подправила не совсем ловко заделанную под матрац простыню и победительно взглянула на меня: «Вот как он меня любит!»

(9)Инвалид по-собачьи преданно перехватил её взгляд.

(10)Потом они препирались насчёт нижнего места, и дама снисходительно уступила:

(11)- Ну, хорошо, хорошо! — (12)Поцеловала усталого спутника, мужа, как выяснилось потом, пожелала ему спокойной ночи и стала устраиваться на нижнем месте.

(13)Сходив в туалет, инвалид попытался молодецки вспрыгнуть на вторую полку — не получилось. (14)Он засмущался, начал извиняться передо мной, спрашивать у Мурочки, не потревожил ли её.

(15)- Да ложись ты, ради Бога, ложись! (16)Что ты возишься? — строго молвила дама, и супруг её снова заизвинялся, заспешил.

(17)Дело кончилось тем, что мне пришлось помочь ему взобраться на вторую полку. (18)Поскольку были мы оба фронтовики, то как-то и замяли неловкость, отшутились. (19)Познакомились. (20)Инвалид был известный архитектор, ехал с ответственного совещания, жена его сопровождала, чтобы ему не так трудно было в пути.

(21)Долго не мог уснуть архитектор на второй полке, однако шевелиться боялся: не хотел потревожить свою Мурочку. (22)И я подумал, что любовь, конечно, бывает очень разная и, наверное, я её понимаю как-то упрощённо, прямолинейно или уж и вовсе не понимаю. (23)Во всяком разе, такую вот любовь, если это в самом деле любовь, мне постичь было непосильно. (По В. Астафьеву)

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

  1. Сформулируйте и прокомментируйте проблему, поднимаемую автором в исходном тексте (избегайте чрезмерного цитирования).

  2. Сформулируйте позицию автора. Укажите, какие средства, в том числе и языковые, помогают выявлению авторской позиции.

  3. Выразите своё отношение к позиции автора, включив в комментарии примеры-иллюстрации из прочитанного текста).

Сочинение по исходному тексту: комментирование проблемы, поставленной автором

Контрольное сочинение № 3


(1) Свобода человека, если будем понимать ее в самом глубоком смысле этого слова, есть свобода его духа, а не тела и даже не души. (2) Это нужно понять, чтобы мы не ошибались и не поддавались на соблазны.

(3) Действительно, что ни говорите, но тело человека несвободно. (4) Оно находится в пространстве и во времени, среди множества других тел и вещей. (5) Всё это делает тело человека подчинённым всем законам физики, химии и биологии. (6) Эти законы человек может лишь комбинировать или себе на пользу, или себе во вред, но создавать и нарушать их он не может.

(7) Несвободна и душа человека. (8) Она напрямую связана законами психологии — есть открытые учеными законы сознания и бессознательного, темные инстинкты, законы мышления, воображения и чувств. (9) Душа не творит сама этих законов, а подчиняется им и не может изменять их по собственному желанию.

(10) Но духу человека свобода доступна. (11) Потому что дух есть особая способность человека — способность выбора и самоопределения. (12) Встретившись с любым жизненным обстоятельством, человек способен оценить его, принять его или отвергнуть, включить его в свою жизнь и жизнь своих сверстников или изгнать из неё. (13) Дух человека способен обратить его силы на то, чтобы быть сильнее любого влечения своего тела, чтобы главенствовать над любой прихотью своей души, если они покажутся человеку недостойными. (14) Так человек начинает процесс добывания своей внутренней свободы. (15) Этот путь может поставить человека в конфликт с потребностями его тела, поскольку дух будет искать и найдёт нужную ему (духу!) и верную для него (духа!) меру еды, меру питья, меру движения, меру наслаждения, меру мускульного труда. (16) Он, разумеется, будет видеть в теле своё орудие, то непокорное, то покорное, и будет мудро комбинировать законы телесной природы в свою пользу (то есть в пользу духа). (17) Далее возможны конфликты с собственными душевными влечениями, так как дух не может помириться с теми стремлениями души, которые ведут человека по пути злобы, порочности, лени, обжигающих наслаждений, необузданных порывов, словом, по пути унижения и разложения.

(18) Найти в себе силу для такой борьбы — значит заложить основу своего духовного характера. (19) Утвердиться в этой силе и внутренне освободить себя — значит воспитать в себе духовность. (20) Все это и значит добыть себе внутреннюю свободу.


  (По И.А. Ильину). 

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

  1. Сформулируйте и прокомментируйте проблему, поднимаемую автором в исходном тексте (избегайте чрезмерного цитирования).

  2. Сформулируйте позицию автора. Укажите, какие средства, в том числе и языковые, помогают выявлению авторской позиции.

  3. Выразите своё отношение к позиции автора, включив в комментарии примеры-иллюстрации из прочитанного текста).

  4. Аргументируйте свою точку зрения, используя примеры из художественной литературы.

Контрольное изложение № 3 текста публицистического стиля с творческим заданием

28. Как говорить?

Неряшливость в одежде – это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык ведь в большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, – распространенное явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения.

В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к тем жизненным явлениям, которые их травмируют, потому что эти явления их беспокоят, мучают, волнуют, и люди чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.

По-настоящему сильный, здоровый и уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело.

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она затягивает.

По Д. Лихачев

Задание.

  1. Напишите подробное изложение.

  2. Как вы думаете, почему проблема, затронутая автором, важна для современного общества.

План-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему: урок в 11 классе

 

Урок русского языка в 11 классе

Тема

Анализ художественного текста с элементами рассуждения

                                                                

                                                                

Цели:

  1. Формировать коммуникативную компетенцию учащихся;
  1. Способствовать развитию у учащихся адекватного восприятия жизни.

Оборудование: карточки, слайды.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

— Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока: «Анализ художественного произведения с элементами рассуждения». Сегодня у нас интересный урок: мы с вами будем не только совершенствовать свои навыки и умения по русскому, полученные за все 10 лет вашей учёбы в школе, но  будем готовиться к главному испытанию по русскому языку – экзамену в форме и по материалам ЕГЭ. Вам понадобятся также накопленный вами житейский опыт, ведь рассказ В.Астафьева предполагает вдумчивый, глубокий анализ. Итогом нашей работы станут фрагменты написанных вами сочинений.

    Итак, мы переходим к следующему этапу – актуализации знаний.

  1. Этап актуализации знаний. (Синквейн.)    

 — Я предлагаю вам  подумать над словом ЖИЗНЬ. Какие ассоциации у вас возникают? Напишите под этим словом 2 прилагательных (фронтальный опрос желающих, затем выведение на экран своих вариантов), 3 глагола, словосочетание или предложение, некий вывод, наконец, выразите одним словом, что для вас жизнь, используя существительное.

                                        ЖИЗНЬ

                    Счастливая             Благополучная

        Меняется                Радует                        Учит

                     Быть счастливым и нести добро

                                          Труд

3. Работа с текстом.

— Ребята, теперь мы с вами можем познакомиться с тестом, с которым будем работать. (Выразительное чтение текста учеником.)

    1)Жить можно по-разному, хорошо и плохо, ладно и неладно, справно и несправно. 2) Вот… напарник по спецшколе…Федя Лебеда, жил справно и ни  разу не то что ранен, но даже не поцарапан. 3) На пригородном участке у него дача почти в два этажа, да вся в резьбах, каминчик даже есть, в керамическом ободке, и керамика цветом, формой и колером напоминает ту же, каковою безвкусно, зато дорого облицовано здание областного управления внутренних дел. 4) На даче Феди Лебеды много музыки, цветной телевизор, машинёнка, хоть и «Запорожец», но всё же своя – всё, как у добрых людей, и всё не уворовано, не унесено, всё на бедную милицейскую зарплату приобретено. 5) «Жить надо уметь!» — заявляет с вызовом Тамарка, жена Феди Лебеды, работающая официанткой в ресторане «Север». 6) Хорошо хоть, увлечённая собой, искусством и чтением… Лерка [жена] не внимала этому лозунгу. 7) Ну, не то чтоб совсем не внимала, просто не придавала того первостепенного значения ему, как та бедная женщина, которую Сошнин видел года три назад в электричке… 8) Женщина сидела против него и почти всю дорогу плакала…

        9) «Простите, — сказала женщина, перехватив взгляд Сошнина, и, немножко поправив волосы и себя, добавила: — 10) Мужа я погубила. 11) Хорошего человека…» 12) И снова захлебнулась слезами. 13) Но  ей хотелось выговориться, и она рассказала, в общем-то, очень простую историю, до того простую, что хоть вой в голос от её простоты.

       14) Жили да были муж с женой. 15) Скромные советские служащие, со скромной зарплатой, скромными возможностями. 16) Много работали, любили друг друга… 17) Народились дети… 18) Хорошо было им: росли дети, время катилось незаметно в трудах и заботах. 19) Но вот она стала замечать во дворе машины, за городом дачи, в квартирах друзей и знакомых ковры, хрусталь, магнитофоны, модную одежду, красивую мебель…

        20) И ей тоже захотелось всего этого, и стала она подбивать мужа перейти на другую, более добычливую должность. 21) Он упёрся. 22) Она его разводом стращать, разлукой с детьми. 23) Перешёл муж на добычливое место и хоп – приносит домой денег сверх зарплаты, аж на цветной телевизор! 24) Во второй раз принёс денег на целый ковёр, а в третий раз…домой не вернулся. 25) И ждать его теперь придётся пять лет…

        26) Вот была у него в колонии, на первом свидании, привезла первую передачу. 27) «Смотри, смотри на мужа-преступника! 28) Любуйся! 29) Ты этого хотела!..» — 30) «Я на колени перед ним, руки и ноги его целовала, он от меня отвернулся, ни на что не реагирует, не плачет. 31) Передачу не взял. 32) Велел год хотя бы не показываться на глаза. 33) Напоследок только и сказал, что детей ему жалко…»  

        34) Да-а, жизнь разнообразна, и жить в ней можно разнообразно.

                                                              (В. Астафьев)

— О чём этот текст?

— О жизни, о том, как по-разному устраивают её люди.

— Чья жизненная позиция вам ближе? Почему?

— Ребята, а как вы понимаете, что такое проблема текста? (Ответы учащихся.)

— Давайте послушаем, как толкуется это слово в словаре? (Подготовленный ответ ученика.)

     Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, серьёзную, глубокую, основную, назревшую, актуальную, злободневную, острую, философскую, политическую, идеологическую, социальную, национальную, международную.

— Каким же образом вы можете высказаться о какой-либо проблеме? Итак, найдите рабочие материалы на эту тему. (Выведение также на экран.)

     

  1. Коснуться какой-либо проблемы;
  2. Уделить внимание какой-либо проблеме;
  3. Думать, работать над какой-либо проблемой;
  4. Проблема (р.п.) возникает, встаёт, представляет интерес, заслуживает внимания, ждёт разрешения;
  5. Проблему можно поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить.

                                    Проблема

Сформулировать                     Оценить объект проблемы

в виде вопроса                              (Чья это проблема?)

Помните! Формулирование проблемы должно быть не частной, а охватывать многие подобные случаи.

  1. От частных фактов к формулированию проблемы;
  2. От формулировки проблемы к комментариям.

— Какие проблемы ставит перед читателями автор? (Проблема выбора: остаться честным или добиваться материальных благ любым путём, самосовершенствоваться или гнаться за материальными излишествами и др.)

Выявление авторской позиции

— Что хотел сказать своим читателям автор, создавая этот текст?

— Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?

— Каковы особенности речи героев?

Помните! Требуется не просто сформулировать позицию автора, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной проблеме.

    — Скажите, какова же авторская позиция в данном тексте? На  чьей он стороне? Как он относится к Феде Лебеде  и его  жене?  Каким образом он выражает своё отношение? Сочувствует ли женщине? От чего хочет предостеречь своих читателей?

Аргументация собственной позиции

Цель – убедить в чём-либо, укрепить или изменить своё мнение.

Схема рассуждения

Тезис – аргументация – вывод

Тезис —  главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть.

Аргументы – доказательства, приводимые в поддержку тезиса, факты, примеры, утверждения, объяснения.

Аргументы «за» должны быть:

  1. Правдивыми, опираться на авторитетные источники;
  2. Доступными, простыми, понятными;
  3. Отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.

Аргументы «против»:

  1. Должны убедить в том, что аргументация автора неубедительна;
  2. Опровержения должны быть тактичны и подчёркнуто корректны, например: «я не вполне согласен с позицией автора и считаю, что…», «уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения на данную проблему…»

Типичные ошибки:

  1. Не превращайте сочинение в изложение, так как нужен не пересказ текста, а толкование затронутых в тексте проблем, их интерпретация;
  2. Не начинайте своё сочинение с таких оборотов речи: «в этом тексте говорится…», «автор этого текста пишет…» и т.п.;
  3. Нет смысла анализировать аргументы автора, если вы поддерживаете его позицию;
  4. Не повторяйте доводы автора, используйте свои собственные;
  5. Аргументы должны приводиться не беспорядочно, а по силе возрастания, потому что последний в памяти фиксируется лучше, чем первый;
  6. Не бойтесь высказывать своё мнение, рассуждайте, анализируйте.

4. Физминутка.

— Перед ответственной работой давайте сделаем упражнения, которые помогут вам сосредоточиться.

— Закройте глаза, поднимите руки вверх, потянитесь, опустите. Сделайте три раза это упражнение.

   

 5. Работа в группах.

       — Сейчас вы приступаете к самому интересному и ответственному этапу работы – формулированию собственных тезисов. Совместными усилиями вы через 7 минут представите плоды ваших трудов. На предыдущих уроках мы работали таким образом, поэтому, приняв к сведению ваши особенности, я разделила вас на 3 группы. Первая группа должна сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором. Вторая – будет формулировать тезисы, в которых выразит позицию В.Астафьева. Третья – выразит собственное восприятие текста и одной из его проблем, помня о том, что необходимы два аргумента в защиту своей позиции, подкреплённые вашим жизненным опытом. (Выведение на экран групп и их заданий.) У вас на столах лежат материалы, которые понадобятся вам при написании работ.

— Итак, можете приступать к работе. Удачи!

      6. Этап контроля знаний и полученных фрагментов сочинений.

       Учащиеся зачитывают свои работы как единое целое.

        — Молодцы! Вы справились с трудной задачей. Приложенные вами совместные усилия дали хороший результат.

     7. Итог урока. Обобщение.

    — Ребята, скажите, чем запомнится вам этот урок, чем он  понравился? (Ответы учащихся.)

     8. Итог урока и домашнее задание.

      — Дома вы, пользуясь подготовленными вами материалами, должны написать сочинение по данному тексту.

         — Спасибо за вашу работу.

    1)Жить можно по-разному, хорошо и плохо, ладно и неладно, справно и несправно. 2) Вот… напарник по спецшколе…Федя Лебеда, жил справно и ни  разу не то что ранен, но даже не поцарапан. 3) На пригородном участке у него дача почти в два этажа, да вся в резьбах, каминчик даже есть, в керамическом ободке, и керамика цветом, формой и колером напоминает ту же, каковою безвкусно, зато дорого облицовано здание областного управления внутренних дел. 4) На даче Феди Лебеды много музыки, цветной телевизор, машинёнка, хоть и «Запорожец», но всё же своя – всё, как у добрых людей, и всё не уворовано, не унесено, всё на бедную милицейскую зарплату приобретено. 5) «Жить надо уметь!» — заявляет с вызовом Тамарка, жена Феди Лебеды, работающая официанткой в ресторане «Север». 6) Хорошо хоть, увлечённая собой, искусством и чтением… Лерка [жена] не внимала этому лозунгу. 7) Ну, не то чтоб совсем не внимала, просто не придавала того первостепенного значения ему, как та бедная женщина, которую Сошнин видел года три назад в электричке… 8) Женщина сидела против него и почти всю дорогу плакала…

        9) «Простите, — сказала женщина, перехватив взгляд Сошнина, и, немножко поправив волосы и себя, добавила: — 10) Мужа я погубила. 11) Хорошего человека…» 12) И снова захлебнулась слезами. 13) Но  ей хотелось выговориться, и она рассказала, в общем-то, очень простую историю, до того простую, что хоть вой в голос от её простоты.

       14) Жили да были муж с женой. 15) Скромные советские служащие, со скромной зарплатой, скромными возможностями. 16) Много работали, любили друг друга… 17) Народились дети… 18) Хорошо было им: росли дети, время катилось незаметно в трудах и заботах. 19) Но вот она стала замечать во дворе машины, за городом дачи, в квартирах друзей и знакомых ковры, хрусталь, магнитофоны, модную одежду, красивую мебель…

        20) И ей тоже захотелось всего этого, и стала она подбивать мужа перейти на другую, более добычливую должность. 21) Он упёрся. 22) Она его разводом стращать, разлукой с детьми. 23) Перешёл муж на добычливое место и хоп – приносит домой денег сверх зарплаты, аж на цветной телевизор! 24) Во второй раз принёс денег на целый ковёр, а в третий раз…домой не вернулся. 25) И ждать его теперь придётся пять лет…

        26) Вот была у него в колонии, на первом свидании, привезла первую передачу. 27) «Смотри, смотри на мужа-преступника! 28) Любуйся! 29) Ты этого хотела!..» — 30) «Я на колени перед ним, руки и ноги его целовала, он от меня отвернулся, ни на что не реагирует, не плачет. 31) Передачу не взял. 32) Велел год хотя бы не показываться на глаза. 33) Напоследок только и сказал, что детей ему жалко…»  

        34) Да-а, жизнь разнообразна, и жить в ней можно разнообразно.

                                                              (В. Астафьев)

  1. Коснуться какой-либо проблемы;
  1. Уделить внимание какой-либо проблеме;
  1. Думать, работать над какой-либо проблемой;
  1. Проблема (р.п.) возникает, встаёт, представляет интерес, заслуживает внимания, ждёт разрешения;
  1. Проблему можно поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить.

                                    Проблема

Сформулировать                     Оценить объект  

  Виде вопроса                              проблемы

                                               (Чья это проблема?)

Помните! Формулирование проблемы должно быть не частной, а охватывать многие подобные случаи.

  1. От частных фактов к формулированию проблемы;
  2. От формулировки проблемы к комментариям.

Выявление авторской позиции

— Что хотел сказать своим читателям автор, создавая этот текст?

— Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?

— Каковы особенности речи героев?

Помните! Требуется не просто сформулировать позицию автора, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной проблеме.

Схема рассуждения

Тезис – аргументация – вывод

Тезис —  главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть.

Аргументы – доказательства, приводимые в поддержку тезиса, факты, примеры, утверждения, объяснения.

Аргументы «за» должны быть:

  1. Правдивыми, опираться на авторитетные источники;
  1. Доступными, простыми, понятными;
  1. Отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.

Аргументы «против»:

  1. Должны убедить в том, что аргументация автора неубедительна;
  1. Опровержения должны быть тактичны и подчёркнуто корректны, например: «я не вполне согласен с позицией автора и считаю, что…», «уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения на данную проблему…»

Типичные ошибки:

  1. Не превращайте сочинение в изложение, так как нужен не пересказ текста, а толкование затронутых в тексте проблем, их интерпретация;
  2. Не начинайте своё сочинение с таких оборотов речи: «в этом тексте говорится…», «автор этого текста пишет…» и т.п.;
  3. Нет смысла анализировать аргументы автора, если вы поддерживаете его позицию;
  4. Не повторяйте доводы автора, используйте свои собственные;
  5. Аргументы должны приводиться не беспорядочно, а по силе возрастания, потому что последний в памяти фиксируется лучше, чем первый;
  6. Не бойтесь высказывать своё мнение, рассуждайте, анализируйте.

Урок 34 КОНТРОЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ | Поурочные планы по русскому языку 11 класс

Урок 34 КОНТРОЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ