контрольные работы для 7 класса
Название ОУ : МБОУ «ООШ №9 им. А.С.Пушкина»
ФИО автора: Соловьева Татьяна Николаевна
Должность :учитель русского языка и литературы
Название работы: Контрольные работы для 7 класса
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах»
В Михайловском парке.
В Михайловском парке всё сохранилось с пушкинских времен. И в этом неповторимость сегодняшнего заповедного места.
В центре усадьбы растут кусты шиповника, жасмина, сирени, дикого винограда. За ними хорошо ухаживают, и они разрослись и радуют взоры посетителей, почти в каждом из них летом живут и гнездятся птицы.
В период одинокой жизни в Михайловском Пушкин не мог не видеть и не слышать того, что видим и слышим мы. Он слышал, как поют горлица, дрозд, скворец, ласточка.
Птиц Пушкин любил. Целыми днями он пропадал в тенистом саду, внимал птичьим пересвистам и наблюдал за их жизнью.
Вот почему и теперь в Михайловском всюду птицы. Они добры и доверчивы к тем людям, для которых Пушкин и всё пушкинское священно и неприкосновенно.
(119 слов) (по С.Гейченко)
Задания
1. Выполните морфемный разбор слов:
1 вариант – неповторимость, доверчивые, растут
2 вариант – священно, гнездятся, заповедного
2. Выполнить синтаксический разбор:
1 вариант — В центре усадьбы растут кусты шиповника, жасмина, сирени, дикого винограда.
2 вариант — . Целыми днями он пропадал в тенистом саду, внимал птичьим пересвистам и наблюдал за их жизнью.
3. Выполнить фонетический разбор
1 вариант- усадьба, сирени
2 вариант – жизнью, птиц
Источник:Влодавская Е.А. «Диктанты по русскому языку: 7 класс: к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык. 7 класс»/ М. – Издательство «Экзамен», 2013
Контрольный диктант по теме « Причастие»
Дом для бродяг.
Плаванье вниз по течению реки состоит из мелких отдельных событий, вплетённых в монотонные дни. Сюда входит постоянное напряжение, блики солнца на воде, минутные вспышки опасности и берега, заваленные древесными стволами.
Уже спустилась ночь, когда я неожиданно увидел перед собой лебедя. Лебедь летел высоко над этой неизвестно куда ведущей протокой, летел медленно, торжественно. Освещённый закатившимся солнцем, он был красного цвета. Красный лебедь и красный горный хребет над чёрной тайгой.
Я не очень удачно выбрал место для стоянки, потому что лодку не к чему было привязать. Я вытащил её подальше от воды, наносил дров, натянул палатку и заварил крепчайший чай со сгущёнкой из своего неприкосновенного запаса.
Утром небо прояснилось. Вдоль реки дул холодный ветер, но без дождя и снега. Пора было плыть дальше. Мне нужно было доплыть километров тридцать и разыскать избушку метеостанции в хаосе воды, островов и сметённого паводком леса.
140 слов (по О.Куваеву)
Задания
1. Выделите причастные обороты во всем тесте. Составьте схему предложений с причастными оборотами.
2. выполните морфологический разбор 2 причастий (по выбору)
Источник::Влодавская Е.А. «Диктанты по русскому языку: 7 класс: к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык. 7 класс»/ М. – Издательство «Экзамен», 2013
Контрольный диктант по теме «Деепричастие»
Пастух и лисёнок.
Старого деревенского пастуха Василия Ивановича угостили копчёным лещом.
Когда пригрело солнце и коровы легли на траву отдыхать, пастух, расстегнув ворот синей рубашки, сняв старую шляпу, сел на ствол поваленной березы и занялся лещом.
Лещ был жирный, вкусно попахивал ольховым дымком, золотистая кожица легко сдиралась.
Пастух, причмокивая, объедал каждую косточку и кидал за плечо.
Вдруг за спиной кто-то стал похрустывать. Василий Иванович повернулся – лисёнок. И хрустел он лещовыми косточками. Круглые голодные глаза смотрели тревожно, напряжённый смуглый нос был заострён, вся фигура длинная, тощая, плоская.
Когда пастух повернулся к лисёнку, тот отпрянул, но не убежал. Тогда дед кинул кусочек леща на траву.
Лисёнок, осторожно продвигаясь, при каждом движении пастуха отскакивал, не сводя глаз с подачки.
Так они вместе и обедали.
118 слов (по В. Бочарникову)
Задания
1. Выделить в тексте деепричастные обороты.
2. Выполнить морфемный и морфологический разбор 2 деепричастий (по выбору)
Источник::Влодавская Е.А. «Диктанты по русскому языку: 7 класс: к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык. 7 класс»/ М. – Издательство «Экзамен», 2013
Контрольный диктант по теме «Наречие» и «Слова категории состояния»
Падение листа.
Была середина воскресного дня. В саду кое-где чадили костры, вверху изредка перекликались птицы, лениво и бесцельно голосили грибники.
Впереди, чуть выдаваясь к дороге, стояла некрупная береза, вся трепещущая от тепла и солнца.
Я осторожно приостановился, заметив впереди парящий в воздухе берёзовый листок. Медленно, неохотно и торжественно падал он, по-братски цепляясь за ветки и встреченный листья.
Лист кружился и понемногу опадал к земле, на которой предстояло ему истлеть и самому стать землёй.
Я подставил руку, и лист запросто нарядной бабочкой опустился на мою ладонь.
Упругости листа хватило ненадолго. Сначала он ослаб, расклеился на моей ладони и наконец сделался вялым и беззащитным.
Я долго-долго смотрел на березу. Там, вверху, в зелёной листве жил этот маленький листок. Именно ему суждено было первому подать печальную весть лесу о наступившей осени. Я разжал ладонь. Лист ещё жил, слабо дыша воедино сплетёнными жилками, но силы его растратились на этот краткий и бесконечный миг падения.
Мне грустно и хочется куда-то улететь или уехать, крикнув что-то прощальное вослед улетающему одиноким листом ещё году моей жизни.
163 слова (по В.Астафьеву)
Задание
1. Найти в тексте наречия, подчеркнуть как члены предложения. Обозначить смысловую группу.
Источник::Влодавская Е.А. «Диктанты по русскому языку: 7 класс: к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык. 7 класс»/ М. – Издательство «Экзамен», 2013
Контрольный диктант по теме «Предлог» и «Союз»
Мститель.
Вместо того чтобы сидеть на скучном уроке по арифметике, нам выпала удача копать картошку на школьном участке. Главное развлечение наше состояло в том, чтобы на гибкий прут насадить тяжёлый шарик и бросить дальше.
Я наклонился, чтобы слепить шарик потяжелее, но вдруг почувствовал сильный удар между лопаток. Это Витька Агафонов вместо того, чтобы бросить свой комок земли в небо, подкрался ко мне сзади и ударил меня комком, насаженной на прут.
Насколько я помню, я никогда не плакал от физической боли. От неё можно кричать, орать, кататься по траве, чтобы было полегче, но не плакать. Зато легко навёртывались слёзы на мои глаза от несправедливости.
Ни один человек не заметил маленького происшествия. Все по-прежнему собирали картошку. Небо по-прежнему было голубое, а солнышко красное. Но я уже не видел ни картошки, ни солнца, ни неба. На душе черно от обиды, а в голове зародилась мысль отомстить Витьке, чтобы в другой раз было неповадно.
135 слов (по В.Солоухову)
Задания
1. Найдите предлоги, выделите их в треугольник. Укажите , какой предлог производный, какой непроизводный.
2. Найдите союзы, выделите их в овал. Укажите, где сочинительный, где подчинительный союз.
3. Выполните морфологический разбор одного предлога и одного союза.
Источник::Влодавская Е.А. «Диктанты по русскому языку: 7 класс: к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык. 7 класс»/ М. – Издательство «Экзамен», 2013
Контрольный диктант по теме «Частица»
На террасе старой усадьбы сидел заяц. Я не поверил своим глазам, а заяц как ни в чём не бывало сидел на той самой ступеньке, где я сам любил вечером присесть.
Я собирался давно описать историю этого дома, но как ни бился, не мог найти главного героя. Теперь же вот на место главного героя уселся заяц.
Таинственный заяц всё сидел на террасе и тоже как будто о чём-то мечтал. Вскоре заяц заметил движение моей руки и вдруг пропал.
На этот раз мне всё-таки не удалось сделать героем рассказа зайца. Мало-помалу я дал ему черты мальчика, каким я был сам. А имя оставил всё-таки заячье: Курымушка. Едва ли стал бы кто-нибудь читать рассказ о моей обыкновенной жизни, если бы однажды в конце длинной аллеи, засыпанной кленовыми листьями, на террасе не явился мне таинственный зайчик. Именно он подтолкнул меня написать сказку, близкую к моей собственной жизни, но и очень далёкую.
150 слов (по М.Пришвину)
Задание
1. Найдите в тексте все частицы и выделите их.
Источник::Влодавская Е.А. «Диктанты по русскому языку: 7 класс: к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык. 7 класс»/ М. – Издательство «Экзамен», 2013
Итоговый контрольный диктант
Поленница.
Мне нравится встречать весну в сельской местности. Именно здесь её можно встретить по-настоящему. Возле сараев и огромных поленниц звенит вода в ручейках. Неугомонные грачи трудятся на своих гнёздах. Кому-то нужно поправить домик, а кому-то заново строиться. Воздух напоён сладким ароматом свежей древесины и влажной земли, освободившейся от мерзлоты.
Хлопнув дверью, я выскакиваю рано утром на улицу. Дмитрий Андреевич уже сидит на маленькой скамейке и с наслаждением колет дрова. Колет он их по-особому, чтобы дерево лопнуло аккуратно, ровно. Повертел чурбан, взял колун, знавший не один десяток рук, и щёлкнул. Чурбан издал приглушённый вздох и треснул, поддавшись умелой силе. Дед работает по-своему, легко, живо. Он обводит глазами широкую поленницу, едва обнаруживая в ней пустое место.
Расставаясь со стариком, я окинул взглядом поленницу. Сколько же надо иметь терпения, любви к труду, чтобы ровная кладь радовала прохожих!
132 слова (по А. Грешневикову)
Задания
1. Над каждым словом выделенного предложения укажите часть речи.
2. Выполните синтаксический разбор предложения с деепричастным оборотом.
3. Выполните морфологический разбор слов:по-особому, приглушённый, расставаясь.
Источник::Влодавская Е.А. «Диктанты и изложения по русскому языку: 7 класс/ М. – Издательство «Экзамен», 2012
Контрольное изложение 7 класс
У Иваныча
Я снова в гостях у Иваныча. Ему за семьдесят, но живет не по-стариковски. Интересный человек. Глаза – с васильковой искренностью, с голосом обворожительной черемухи, а душа что распахнутая полевая ромашка.
На стук в дверь никто не ответил. Пришлось войти в избу, окликнув хозяина по имени.
В передней комнате на коленях стоял Иваныч и внимательно разглядывал цветастый палас. Опережая мой вопрос, старик поднял правую руку локтем вверх и, резко опустив её, сказал:
— Сейчас пришел с огорода. Какую-то букашку на рукаве случайно принес. Ведь погибнет без еды, пауки утащить могут. Надобно опять в огород снести.
Неизвестное насекомое размером с маленького муравья, было под цвет зелено-коричневого паласа. Через короткое время Иваныч уже нес его на крыльцо в аккуратно завернутом газетном листке.
В этот раз наша беседа проходила не на ступеньках крыльца, а дома: комары и мошкара не давали покоя ни людям, ни животным. Вчера соседка тетя Таня, хлопая себя руками по бокам, все жалела не вовремя вылупившихся гусят: мошки лезли им в ноздри, отчего гусята могли задохнуться и погибнуть.
— Как, Иваныч, называются эти цветы?- кивком головы показываю на керамическую вазу, стоящую на столе.
— Это – зверобой, это – тимофеевка, а это – костёр.
— Опять около дома нарвал и вазу с собой носил?
— А как же? Дольше простоят.
Вокруг дома и огорода Иваныча я часто встречал зеленых и серых ящериц, ужей, ласку, хомяка, ежат, земляных лягушек, кузнечиков и разного года муравьев.
Не спеша поговорили о погоде, предстоящем сенокосе. Вспомнили лето прошлого года.
На прощанье старик показал мне шестерых белых крольчат с черными пятнами на боках, на спине, носу и щеках.
— Вот мои двухнедельные бабочки.
Крольчата ткнулись носами в решетку клетки и скрылись за перегородкой.
— А ты захаживай ко мне. Давай, будь счастлив.
Глаза на этот раз вприщурку, рука подрагивает. Не от возраста или болезни. Нет. Волнуется. Мы с Иванычем как друзья, только не говорим об этом друг другу. Старик рукавом стер с лица мутные капли пота и пошел в огород.
Вечерело. Холодная капля росы скатилась вниз по травинке. Земля была теплой.
Ф.Нестеров
Предварительная работа
1. Текст читается учителем.
2. вопросы
— Какова главная мысль текста?
— Сколько частей в тексте?
— Можно ли по тексту судить об авторской позиции?
3. Чтение текста по абзацам; определение микротем; составление плана; составление плана.
4. Пересказ текста одним учеником
— Какие у героя глаза? Голос? Как называется такой стилистический прием, используемый автором в тексте? ( метафора)
Метафора – перенос значения по сходству, скрытое сравнение.
— Каков тип текста?
— Почему автор сравнивает душу семидесятилетнего старика с распахнутой полевой ромашкой? Согласны ли вы с этим? Докажите примерами из текста.
5. Записать слова, объяснить орфограммы
Сем?десят, (по)стариковски, оп..режая, куда(то), (не)известное, а(к, кк)уратно, (не)(во)время, (не)спеша, земля(н, нн)ых, ч..рными, возр..ст, мурав..ев.
6. Работа над изложением в черновиках
Источник::Влодавская Е.А. «Диктанты и изложения по русскому языку: 7 класс/ М. – Издательство «Экзамен», 2012
Практическая работа по теме «Слитное и раздельное написание производных предлогов»
Вариант 1
1. Задание: выпишите словосочетания с производными предлогами
Прийти через неделю, водить хоровод вокруг елки, искать под землей, достать из-под земли, отдыхать около речки, только для вас, выглянуть из-за дерева, идти вдоль улицы, построить посреди старых домов, тучи над городом, сделать в течение дня, остаться без обеда, договориться насчет дополнительных занятий, отменить занятия в связи с морозами.
2. Задание: записать словосочетания в два столбика: 1- с производными предлогами, 2 – с другими частями речи.
1) ввести новых актеров в продолжение спектакля;
2) получить замечания ввиду опоздания;
3) отличаются в роде и числе;
4) ждать в течение суток.
3. Задание: спишите предложения, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Произведите морфологический разбор предлогов.
(В) следстви.. травмы лу..шего бомб..рдира о..борочного турнира вынужде…ого пропустить два бл..жайших матча трен..ры заменили его на м..лодого игрока.
4. Придумайте предложения, в которых одинаково звучащие слова были бы разными частями речи
Наподобие – на подобие
Практическая работа по теме «Слитное и раздельное написание производных предлогов»
Вариант 2
1. Задание: выпишите словосочетания с непроизводными предлогами
Прийти через неделю, водить хоровод вокруг елки, искать под землей, достать из-под земли, отдыхать около речки, только для вас, выглянуть из-за дерева, идти вдоль улицы, построить посреди старых домов, тучи над городом, сделать в течение дня, остаться без обеда, договориться насчет дополнительных занятий, отменить занятия в связи с морозами.
2. Задание: записать словосочетания в два столбика: 1- с производными предлогами, 2 – с другими частями речи.
1) иметь в виду;
2) игрушка вроде конструктора;
3) отдыхать в продолжение недели;
4) вмешаться в течение мыслей.
3. Задание: спишите предложения, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Произведите морфологический разбор предлогов.
(Не, ни) смотря на (не, ни) удачу пости..шую нашу сборну в серии матчей, цель (по)прежнему ост..ется дост..жимой.
4. Придумайте предложения, в которых одинаково звучащие слова были бы разными частями речи
Вместо – в место
Практическая работа по теме «Слитное и раздельное написание производных предлогов»
Вариант 3
1. Задание: спишите, раскрывая скобки и объясняя правописание
(В)течени.. года, (в)продолжени… четверти, узнать (на)счет экзаменов, (в)виду отсутствия занятий, иметь (в)виду, дорога (в)роде кольца, (не)взирая на усталость, (не)смотря на осень, рассказать (в)заключени.. выступления, (по)причине холодов, (по)мере подготовки к празднику.
2. Задание: спишите, обозначьте орфограммы в производных предлогах. Раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания
Иными ок..залось в Ленинграде з..коны мал..чишеской жизни (по)сравнению с теми, которые я усво..л проживя до тринадцати лет в сел..ской месс..ности. Поп..дались (на)встречу мне безногие на теле..ках на костылях безрукие сл..пые гимнастерочники со сл..дами погон на пл..чах с красными ж..лтыми наш..вками за ранения. В ю..ые годы к..залось чтослух можно ра..вить (по)средством тренировок, как бицепс. (На)встречу нам двиг..лась во всю ш..рину наб..р..жной к..мпания парней. (По)проишестви.. лет мои музыкал..ные навыки утрат..лись пр..снувшиеся было задатки опять уснули. Ц..ркулирующие (в)нутрии да..ого г..р..да или района пис..ма едва ли содерж..т в себе п..йзажные зарисовки взволнова..ые оп..саниями домов лес..ниц дворов п..ездок на г..р..дском транспорте.
Практическая работа по теме «Слитное и раздельное написание производных предлогов»
Вариант 4
1. Задание: спишите, раскрывая скобки и объясняя правописание
(В)следстви.. забывчивости, дом (в)роде маленькой башни, прийти (в)место приятеля, смотреть (в)след машинам, двигаться (на)встречу друзья, (по)причине опоздания, (за)исключением нескольких человек, (в)отличии от других, (в)связи с отсутствием учителя
2. Задание: спишите, обозначьте орфограммы в производных предлогах. Раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания
Т..мнеет в окна в..гонов врыва..тся первые капли д..ждя. Они б..т в лицо (в)месте с л..денящим ветром. На ост..новках ок..зывается, что дождь совсем теплый и мягкий и вечер майский ласк..вый. Напр..вление п..терял кружа по болоту. Уперся в линию про..лоч..ных загр..ждений пош..л (в)доль нее и з..брался в трясину. М..кароны (по)флотски (в)близи глухари..ского тока на холщ..вой скатерти со ст..ловыми пр..борами – дело рук Зинаиды Викентьевны. Я лег на хвою по одну ст..рону костра, геолог (на)против меня. Охота на току (в)месте с чужими (не)в..зможна так же, как ночеван..е в собстве..ом доме с явившимся (без) спросу с улицы (не)знакомцами. О генерале г..в..рили, что (во)время гражданской войны он корректировал огонь Кронштадских б..тарей по к..роблям Атланты.
Источник: Грибова Н.М. «Русский язык. 7 класс. Тесты. Дидактический материал/ М.- Айрос-пресс, 2008
Текучева И.В. «Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 7 класс: к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык. 7 класс»/ М.- Экзамен, 2005
Практическая работа по теме «Раздельное и дефисное написание частиц»
Задание 1: упражнение 381 стр. 177 (учебник)
Задание 2: спишите, обозначая условия выбора раздельного и дефисного написания частиц.
Наконец (то) вернулся, так (то) обманывать, как (же) спросить, спросил (бы) хоть раз, давай (ка) посмотрим, давай (же) скорей, да что (же) это такое, (не) прятать своих чувств, (ни) в чем (не) виноват, (ни) в каком другом месте.
Задание 3: спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
1. Но мож..т (ли) это быть? 2. Об..ясните (ка) мне товарищ? инженер, — спросил капитан, — как мог пот.нувший корабль столько времени плавать под в..дой, на манер по..водной ло..ки? 3. Водолазов (то) два но один должен быть (на)верху, у насоса… 4. Ра(с, сс)кажите (ка) мне историю вашего ранения, — потребовал я. 5. Что хорошего (то)? – (не) утерпел капитан. 6. И все (же) пар..ходный инженер оказался прав. 7. Даже если (бы) мы в складчину могли купить «Катти Сарк», то что стали (бы) с ней делать?
Источник: Текучева И.В. «Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 7 класс: к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык. 7 класс»/ М.- Экзамен, 2005
Практическая работа по теме «Деепричастный оборот и знаки препинания при нем»
Задание: выделите деепричастие и деепричастный оборот в предложениях. Расставьте недостающие знаки препинания . Начертите схемы предложений
1. Каждый город имеет свое неповторимое лицо открывающееся не сразу постепенно завораживающее путешественника желающего понять знакомясь с городом его внутренний, сокровенный дух.
2. Приезжая во Владимир восхищаешься древними соборами дошедшими до нас с 12 века и представляющими сейчас как бы визитную карточку города, его главную изюминку.
3. Изюминкой Твери множество раз горевшей и не сохранившей поэтому старинных церквей, является гражданская застройка 18 века и уникальная планировка улиц, которую Екатерина Вторая желая превратить город в уголок Петербурга приказала тщательно разработать градостроительной комиссии.
4. Говоря о Ростове все время вспоминаешь огромный кремль гордо возвышающийся своими башнями над маленьким городком робко жмущимся к его стенам колоссальную звонницу, знаменитые ростовские колокольные звоны и уникальную финифть прославившуюся во всем мире.
5. Путешественник побывавший в Торжке обязательно расскажет вспоминая о городе о знаменитом Борисоглебском монастыре основанном в 11 веке в честь святых Бориса и Глеба, и уникальном дорожном музее А.С.Пушкина много раз проезжавшего через Торжок.
6. Желая познакомить приезжающих с Ярославлем экскурсоводы покажут церкви 17 века в изобилии сохранившиеся в городе и составляющие, пожалуй, его главную ценность.
7. Отличаясь друг от друга деталями церкви построенные в 17 веке имеют ряд общих черт резко выделяющих их из всей массы культовых зданий и позволяющих точно определить век постройки.
8. Зачастую церкви 17 века — это пятиглавые храмы построенные из красного и белого кирпича богато украшенные характерными резными наличниками, кокошниками похожими на народные головные уборы, изразцами придающими зданию дополнительную пышность.
9. Возводя церковь строители 17 века старались помещать рядом с ней особого вида колокольню напоминающую шатер и прозванную из-за этого шатровой.
10. 17 век, будучи переходным временем от старой, патриархальной Руси к новой России, стал веком небывалого расцвета архитектуры и изобразительного искусства, веком поиска нового стиля соответствующего духу эпохи.
11. Почти вся Москва исключая Кремль и Китай-город была выжжена поляками захватившими ее в 1612 году и теперь нуждалась в украшении могущем прославить новую мощь государства.
12. Вместе с Москвой возрождаясь и поднимаясь из пепла обстраивалась и укреплялась вся Россия все крепче соединяемая в одно целое.
13. Именно поэтому определяющими чертами искусства 17 века стоящего на переломе эпох,стали нарядность, узорчатость, пышность, декоративность часто напоминающие причудливую сказку.
14. Стремление к нарядности проявлялось во всем: и в пристрастии к дорогим материалам и драгоценным камням играющим всеми цветами радуги и в любви к позолоте и ярким изразцам, и в использовании роскошных тканей расшитых серебром и золотом.
15. Расписывая интерьеры нарядным травяным узором украшая боярские палаты и деревенские церкви построенные простыми плотниками причудливой резьбой человек стремился украсить мир вокруг себя, сделать его сказочным.
16. Говоря об архитектуре Москвы 17 века нельзя не упомянуть церковь Троицы в Никитниках находящуюся на территории бывшего Китай-города и построенную на средства богатейшего купца Никитникова.
17. Подходя к храму сразу пленяешься многообразием его форм и сказочным богатством деталей попадая же внутрь не можешь оторвать глаз от росписей покрывающих древние стены храма.
18. В конце 17 века русское зодчество все настойчивей включаясь в общеевропейское русло создает свой особый стиль вошедший в историю под названием нарышкинское барокко.
19. Как бы подводя итоги 17 века, стиль этот названный в честь родственников Петра Первого со стороны матери совмещает в себе воздушность, стройность силуэта здания со сказочной затейливостью его наружного и внутреннего убранства.
20. Говоря о нарышкинском барокко нельзя не вспомнить колокольню Новодевичьего монастыря и церковь Покрова в Филях, несмотря на огромные размеры, как бы парящую в воздухе.
Словарные диктанты
1. Тема «Правописание причастий»
Плескавшимся морем, в застоявшемся воздухе, над бушующим морем, разрисованный карандашом, расчищенные дорожки, терпящий бедствие, изображаемый актёром, слышимый сверху, лечащий больного, борющиеся со страхом, высушенные грибы, занавешенное окно, замешенное тесто, копчёная колбаса, кофта поглажена, бракованная деталь, куплено на рынке, жареная рыба, гружёная баржа, крашенный краской забор.
2. Тема «Наречие»
Мало-помалу, врассыпную, беспрестанно, кое-где, действовать втихомолку, трепещет поневоле, идти вслепую, говорить по-французски, с боку на бок, по-весеннему солнечно, неслись вскачь, точь-в-точь, никогда никого не видел, крест-накрест, поодиночке, наконец-таки, в-десятых, попусту, стало невтерпёж, сплошь покрыт, понарошку, вприпрыжку несся, разделить поровну, сделать по-своему.
3. Тема « Служебные части речи»
Всё-таки пойду, будто бы он, во что бы то ни стало, рассказал то же самое, ни дать ни взять, ни справа ни слева, не о чем говорить, в продолжение весны, вследствие непогоды, в течении Волги, вдоль дороги, несмотря на усталость, не спорить, что б такое придумать, во всем доме тоже не было, за то строение, те же шторы.
Источник::Влодавская Е.А. «Диктанты и изложения по русскому языку: 7 класс/ М. – Издательство «Экзамен», 2012
Годовой контрольный диктант в 7 классе № 14 | Сборник диктантов по Русскому языку в 7 классе с русским языком обучения
Годовой контрольный диктант в 7 классе № 14
24.09.2014 88635 0Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям государственного стандарта и программы по русскому языку.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала за 7-й класс и направлено на повторение предыдущего:
— правописание проверяемых безударных гласных;
— правописание непроверяемых безударных гласных;
— правописание окончаний прилагательных и причастий;
— написание не с наречиями и глаголами;
— написание –тся — -ться в глаголах;
-написание о-ё после шипящих;;
— написание пре- -при в приставках..
Знаки препинания:
— запятая при однородных членах предложения;
— запятая в сложном предложении;
— запятые при причастном и деепричастном обороте.
Грамматические задания направлены на выявления умений:
1. Фонетического разбора;
2.. синтаксического разбора предложения;
3. работа со служебными частями речи.
После грозы.
Яростный дождь приостановил, а затем и совсем прекратил свою барабанную дробь, звучавшую в продолжение часа. Стихии больше не борются, не ссорятся.
На очищающемся понемногу горизонте резко вырисовывается и чуть-чуть колышется верхушка старой берёзы.
Громады туч уже не строятся, а уносятся мимо. Из-за облачка сейчас выглянет солнышко.
Осматриваешься и невольно поражаешься, как преображается всё вокруг. Освежённая рожь благодарно трепещет. Шмель жужжит, словно шепчет что-то насекомым.
С деревьев ещё падают крупные капли дождя.
Надо пользоваться установившейся погодой и, не теряя времени, тронуться в путь. Надо переправиться через разыгравшуюся речонку и выбираться на просеку, ведущую сквозь лесную чащобу.
По этой просеке приходится добираться до асфальтированного шоссе, недавно заменившего просёлочную дорогу, которая служила людям в течение многих лет.
(115 слов)
Грамматические задания
1. Произведите морфологический разбор предлога на выбор.
2. Заполните таблицу примерами из текста:
Непроизводные предлоги | Производные предлоги |
|
|
3. Сделать фонетический разбор слова:
Деревьев — 1-й вариант речонку — 2-й вариант
4. Сделать синтаксический разбор предложения:
Яростный дождь приостановил, а затем и совсем прекратил свою барабанную дробь, звучавшую в продолжение часа. — 1-й вариант
На очищающемся понемногу горизонте резко вырисовывается и чуть-чуть колышется верхушка старой берёзы. — 2-й вариант
Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием по русскому языку (7 класс)
Итоговый контрольный диктант по русскому языку в 7 классе
Пояснительная записка
Промежуточная аттестация по русскому языку в 7 классе проводится в форме итогового контрольного диктанта с грамматическим заданием. Материал для промежуточной аттестации составлен в соответствии с государственными образовательными стандартами и учитывает требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся по русскому языку за курс 7 класса. Цель промежуточной аттестации – определить уровень сформированности предметных компетенций и предметных умений по русскому языку.
Диктант.
Лебеди.
Почти каждой весной я уезжал охотиться на волховские широкие равнины.
Засев однажды в шалаше, уютно устроившись, я был удивлён необычным и ещё не виданным мною чудесным зрелищем. Многочисленная стая лебедей, возвратившихся с далёкого юга, стала кружить над разливом. Я видел освещённые зарёю розоватые распахнутые крылья, длинные вытянутые шеи, слушал их голоса.
Лебеди долго и низко кружили, потом стали садиться на воду. Я забыл о ружье и любовался невиданным зрелищем, напоминавшим мне дивные пушкинские сказки. Не замечая меня, лебеди плавали, купались, переговаривались, и я мог близко наблюдать этих чудесных птиц. Потом по какому-то знаку, шумя крыльями, брызгая водою, лебеди вдруг стали подниматься и, собравшись в стаю, потянули дальше на север. Я уже больше ничем не интересовался. (117сл.)
(По И.Соколову-Микитову.)
Грамматическое задание.
Содержание и структура работы. Диктант.Орфограммы:
-З-С в приставках,
-безударная проверяемая гласная в корне слова,
-безударная непроверяемая гласная в корне слова,
-чередующиеся корни,
-глухая-звонкая согласная в корне слова,
-непроизносимая согласная в корне слова,
-О-Ё после шипящих в корне слова,
-мягкий знак после шипящих,
-разделительный мягкий знак,
-НЕ с прилагательными,
-НЕ с глаголами,
-НИ и НЕ в местоимениях,
-Н и НН в суффиксах прилагательных,
-Н и НН в суффиксах наречий,
-безударные окончания существительных,
-дефисное написание неопределённых местоимений,
-ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах.
— безударные окончания причастий,
-гласные в суффиксах причастий настоящего времени,
-Е-Ё в суффиксах причастий после шипящих,
-НН в причастиях,
-НЕ с причастиями,
-НЕ с деепричастиями.
Пунктограммы:
-причастный оборот,
-деепричастный оборот,
-однородные члены предложения,
-сложные предложения.
1
2.
Грамматическое задание:
1.Синтаксический разбор предложения с причастным оборотом.
2.Морфологический разбор причастия.
3.Морфемный разбор деепричастий, причастий.
2 варианта
Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом.
Диктант:
«5» — безошибочная работа / 1 негрубая орфографическая / 1 негрубая пунктуационная ошибка.
«4» — 2 орфографические и 2 пунктуационные / 1 орфографическая и 3 пунктуационные / 4 пунктуационные при отсутствии орфографических ошибок.
«3» — 4 орфографические и 4 пунктуационные / 3 орфографические и 5 пунктуационных / 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.
«2» — 7 орфографических и 7 пунктуационных / 6 орфографических и 8 пунктуационных / 5 орфографических и 9 пунктуационных / 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
«1» — большое количество ошибок.
Грамматическое задание:
«5» — все задания выполнены верно.
«4» — выполнено верно ¾ заданий.
«3» — правильно выполнено не менее половины заданий.
«2» — не выполнено более половины заданий.
«1» — не выполнено ни одного задания.
Примечание:
В контрольной работе, состоящей из диктанта и грамматического задания, выставляются две оценки за каждый вид работы; орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении грамматического задания, учитываются при выведении оценки за диктант, а также учитываются негрубые ошибки (две негрубые считаются за одну), однотипные (три однотипные считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная), повторяемая ошибка в одном и том же слове или в корне однокоренных слов считается за одну, при наличии пяти поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл (отличная оценка не выставляется при наличии трёх исправлений).
Учебно-методический материал по русскому языку (7 класс): Итоговый диктант 7 класс
Итоговый контрольный диктант
В тайге темнеет быстро. И все-таки темнота застала нас врасплох. Раздвигая тяжелые колючие ветви и нащупывая ногой следующую кочку, мы продвигались вперед. Было совершенно темно, но от прожорливых комаров и мошек, летавших вокруг нас, спасения не было так же, как и днем.
Целый день мы шли вниз по течению реки, но река исчезла в темноте где-то слева, и нам приходилось идти наугад. К счастью, до ближайшей охотничьей избушки, в которой мы рассчитывали устроить ночевку, оставалось совсем недалеко. И действительно, когда мы поодиночке перешли по узкой жердочке, брошенной через топкий лесной ручей, и поднялись в гору, мы оказались перед избушкой.
Не теряя ни минуты, в душе радуясь, что расчет наш оправдался и мы в пору добрались до места, мы без устали рубили хвою, пилили ножовкой небольшие ветки и клали их крест-накрест. Вот и готова наша пахучая, но не очень мягкая постель! Товарищ мой уже не смотрит исподлобья и даже начинает читать стихи, которые учил когда-то на память, сначала шепотом, а потом и в голос, вовсе не подозревая, как он смешон в эту минуту.
С тихим шорохом ветер раскачивает вершины старых кедров, как будто предвещая на завтра дождь, и где-то вдали кричит какая-то ночная птица.
Грамматические задания.
1 вариант.
1. Разбор по составу слов раздвигая, от прожорливых, оправдался.
2. Морфологический разбор слова летавших.
3. Синтаксический разбор предложения
Раздвигая тяжелые колючие ветви и нащупывая ногой следующую кочку, мы продвигались вперед.
2 вариант.
1. Разбор по составу слов раскачивает, брошенной, до ближайшей.
2. Морфологический разбор слова не теряя.
3. Синтаксический разбор предложения
Целый день мы шли вниз по течению реки, но река исчезла в темноте где-то слева, и нам приходилось идти наугад.
Учебно-методический материал по русскому языку (7 класс): Диктант по теме «Союз» (7 кл) + тексты для детей с ОВЗ
Контрольный диктант по теме «Союз»
Вариант I
Воронов шёл по ярко освещённой улице, и это одиночество удивляло и пугало его.
Он поглядывал на витрины, но ничего в них не различал вследствие непонятной тревоги, охватившей его. Потом услышал далёкие шаги.
Чьи-то каблуки мерно стучали по тротуару.
Издалека навстречу шёл человек. Воронову показалось, что, увидев его, человек замедлил шаг. Сам не зная почему, Воронов тоже пошёл медленнее.
Человек опустил в карман правую руку. Воронов автоматически сделал то же самое.
Человек шёл теперь совсем медленно… Нервы Воронова в течение всего этого времени были напряжены до крайности… Когда их разделяло всего несколько метров, человек неожиданно спрыгнул на мостовую, пересёк её и быстро пошёл прочь по противоположной стороне улицы. Воронов с облегчением посмотрел ему вслед и невольно рассмеялся… Никто ни на кого не собирался нападать, но оба боялись.
(А. Чаковский)
Грамматическое задание
1. Все предлоги выдели в прямоугольник, союзы – в кружок.
2. Сделайте морфологический разбор союзов: когда, но.
3. Сделайте синтаксический разбор предложения:
Воронов автоматически сделал то же самое.
Контрольный диктант по теме «Союз»
Вариант II
Я пошёл в конюшню и оседлала Бесёнка. Он сердито ржал и, весь дрожа от нетерпения, рвался подо мною и вперёд, и в стороны. Я нарочно проехал тихим шагом деревенскую улицу и весь Большой луг. От седла пахло кожею, и этот запах мешался с запахом влажной луговой травы.
Проехав плотину, я свернул на Опасовскую дорогу и пустил Бесёнка вскачь. Он словно сорвался и понёсся вперёд, как бешеный. Безумное веселье овладевает при такой езде, а я всё подгонял Бесёнка, и он мчался, словно убегал от смерти. Слева над рожью затемнел Санинский лес, я придержал Бесёнка, и вскоре он остановился совсем.
(По В. Вересаеву)
Диктант. Спишите текст, расставляя знаки препинания. Все союзы выделите в кружок.
Я пошёл в конюшню и оседлала Бесёнка. Он сердито ржал и весь дрожа от нетерпения рвался подо мною и вперёд и в стороны. Я нарочно проехал тихим шагом деревенскую улицу и весь Большой луг. От седла пахло кожею и этот запах мешался с запахом влажной луговой травы.
Проехав плотину я свернул на Опасовскую дорогу и пустил Бесёнка вскачь. Он словно сорвался и понёсся вперёд как бешеный. Безумное веселье овладевает при такой езде а я всё подгонял Бесёнка и он мчался словно убегал от смерти. Слева над рожью затемнел Санинский лес я придержал Бесёнка и вскоре он остановился совсем.
Диктант. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Все союзы выделите в кружок.
Я пош..л в конюшню и ос..длала Бесёнка. Он сердито ржал и весь дрожа от (не)терпения рвался (подо) мною и (в) перёд и в стороны. Я нарочно проехал тих..м шагом деревенскую улицу и весь Большой луг. От с..дла пахло кожею и этот запах мешался с запахом влажной луговой травы.
Проехав плотину я св..рнул на Опасовскую дорогу и пустил Бесёнка вскач.. . Он словно сорвался и понёсся (в) перёд как бешеный. Безумное веселье овлад..вает при такой езде а я всё подгонял Бесёнка и он мчался словно убегал от смерти. (С) лева над рожью зат..мнел Санинский лес я пр..держал Бесёнка и (в) скоре он остановился совсем.
Контрольный диктант по теме «Союз»
Вариант III
По глухим чащобам и болотам ранней весной пробирался охотник от края до края через глухой лес. Много птиц и зверей видел он в пробудившемся лесу. На краю болота токует глухарь, и в молодом осиннике на припёке пасутся лоси.
Радостна, шумна и пахуча весна. Звонко поют птицы, и звенят под деревьями весенние ручейки.
Смолой пахнут набухшие почки. Тёплый ветер пробегает в высоких вершинах. Скоро оденется лес листвой и зацветёт на опушках черёмуха, и защёлкают над ручьями голосистые соловьи. Закукуют длиннохвостые кукушки. Хороша, радостна, весела весна в лесу.
(И. Соколов-Микитов)
Диктант. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
По глухим ч..щ..бам и б..лотам ра(н,нн)..й в..сной проб..рался охотн..к (от) края (до) края чере(з,с) глухой лес. Много птиц и зв..рей вид..л он в пробудивш..мся лесу. На краю б..лота т..кует глухарь и в м..лодом (о,а)си(н,нн)ик.. на припёк.. п..сутся лоси.
Радос(?)на шумна и п..хуча в..сна. Звонк.. п..ют птиц.. и зв..нят под деревьями весе(н,нн)ие ручейки.
См..лой пахнут набухш.. поч(?)ки. Тёплый ветер пр..б..гает в высоких в..ршинах. Скор.. оден..тся лес л..ствой и зацветёт на опу..ках ч..рёмуха и защ..лкают над руч(?)ями г..лосистые с..ловьи. Закукуют дли(н,нн)охвостые кукушки. Х..роша радос(?)на в..села в..сна в лесу.
Диктант. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
По глухим ч..щ..бам и б..лотам ра(н,нн)..й в..сной проб..рался охотн..к (от) края (до) края чере(з,с) глухой лес. Много птиц и зв..рей вид..л он в пробудивш..мся лесу. На краю б..лота т..кует глухарь и в м..лодом (о,а)си(н,нн)ик.. на припёк.. п..сутся лоси.
Радос(?)на шумна и п..хуча в..сна. Звонк.. п..ют птиц.. и зв..нят под деревьями весе(н,нн)ие ручейки.
См..лой пахнут набухш.. поч(?)ки. Тёплый ветер пр..б..гает в высоких в..ршинах. Скор.. оден..тся лес л..ствой и зацветёт на опу..ках ч..рёмуха и защ..лкают над руч(?)ями г..лосистые с..ловьи. Закукуют дли(н,нн)охвостые кукушки. Х..роша радос(?)на в..села в..сна в лесу.
UNIT 1. Принципы классификации английских согласных
Согласные звуки создаются потоком воздуха, который встречает препятствие во рту или носовых полостях. Вот почему при производстве согласных звуков присутствует определенная степень шума.
Согласные — это костяк слова, придающий ему основную форму. Английские акценты различаются в основном гласными; согласные более или менее одинаковы везде, где говорят по-английски. Таким образом, если ваши гласные не идеальны, вы все равно можете быть поняты слушателем, но если согласные несовершенные, может возникнуть некоторое недопонимание.Предложение «W-l y- -nv-t- m-1
На артикуляционном уровне меняются согласные:
1. По степени шумности.
2. По манере артикуляции.
3. В месте сочленения.
1. Степень шума
По степени шума английские согласные делятся на два больших класса: Класс A: шумовые согласные.
Класс B: соноранты.
A. При производстве шумовых согласных существует характеристика шумовой составляющей. Шумовые согласные звуки различаются:
(1) В работе голосовых связок,
(2) по степени силы сочленения.
По работе голосовых связок они могут быть глухих и звонких .
Когда голосовые связки сводятся вместе и вибрируют, мы слышим голос.
Звонкие согласные: английские [b, d, g, z, v, ð, ʒ, dʒ].
Если голосовые связки раздвинуты и не вибрируют, мы слышим только шум, а согласные глухие.
Глухие согласные: английские [p, t, k, s, f, h, ∫, t∫, θ].
B. Соноранты (или звонкие согласные) сделаны с преобладанием тона над шумом из-за довольно широкого прохода воздуха. Это: английские [m, n, ŋ, w, r, l, j].
2. Манера сочленения
Манера произношения согласных определяется типом преграды. Препятствия могут быть полными и неполными. Когда препятствие полностью устранено, органы речи соприкасаются, и поток воздуха встречает закрытие во рту или носовых полостях, как в английских словах [p, b, t, d, k, g, t∫, dʒ, м, н, ŋ].
В случае неполной преграды активный орган речи перемещается к точке артикуляции, и воздушный поток проходит через сужение между ними, как в английской [f, v, s, z, θ, ð, ∫, ʒ, h, w, 1, r, j].
По манере артикуляции английские согласные могут быть трех групп:
1. Окклюзионный.
2. Констриктивный.
3. Окклюзионно-суживающий (аффрикаты).
1. Окклюзионные согласные — это звуки, при производстве которых воздушный поток встречает полное препятствие во рту. Окклюзионные шумовые согласные называются остановками, потому что дыхание полностью останавливается в какой-то точке артикуляции, а затем высвобождается с легким взрывом, поэтому их еще называют взрывными. По работе голосовых связок остановки могут быть звонкими и безголосыми.
Окклюзионные звонкие согласные: английские [b, d, g].
Окклюзионные глухие согласные: английские [p, t, k].
Конкретное качество соноранта зависит от положения мягкого неба. Окклюзионные соноранты также изготавливаются с полной непроходимостью, но мягкое небо опущено и воздушный поток выходит через нос, поэтому они носят носовой характер .
Английские окклюзионные назальные соноры: [m, n, ŋ].
2. Сужающие согласные звуки — это такие звуки, при которых воздушный поток встречает неполное препятствие в резонаторе, так что воздушный проход сужается.И шумовые согласные, и соноранты могут быть ограничительными.
Сдерживающие шумовые согласные называются фрикативными , т.е. е. согласные звуки, при артикуляции которых воздушный проход сужается и воздух выходит через сужение с трением.
Английские фрикативы: [f, v, θ, ð, ∫, ʒ, h];
По работе голосовых связок они могут быть звонкими и глухими .
Английские звонкие фрикативы: [v, ð, z, ʒ];
Английские глухие фрикативы: [f, θ, s, ∫, h];
Констриктивные соноранты также изготавливаются с неполной преградой, но с довольно широким проходом для воздуха; поэтому тон преобладает над шумом.
Английские констриктивные соноры: [w, r, l, j]. Все они оральные , потому что при их производстве мягкое небо приподнято.
3. Окклюзионно-сужающие согласные или аффрикаты — это шумовые согласные звуки, производимые с полным препятствием, которое медленно выпускается, и воздух выходит изо рта с некоторым трением. В английском есть только два окклюзионных-ограничивающих слова: [t∫, dʒ]. Английский [dʒ] озвучен, а [t∫] глух.
Аффрикаты — это оральные в зависимости от положения мягкого неба.
3. Место сочленения
По положению активного органа речи относительно точки артикуляции (т. Е. Места артикуляции) согласные могут быть:
1. Лабиальный.
2. Языковой.
3. Glottal.
1. Губные согласные образуются губами.Они могут быть двухгубными и зубно-губными . Двугубные согласные образуются, когда обе губы активны. Это: английские [p, b, m, w].
Лабиодентальные согласные произносятся нижней губой у края верхних зубов. Это английские [f, v].
2. Языковые согласные подразделяются на переднеязычные, средоязычные и бэклингвальные.
Переднеязычные согласные сочленяются с помощью кончика или лезвия языка.
По месту преграды согласные на языке могут быть:
межзубный;
альвеолярный;
постальвеолярный;
небно-альвеолярный;
Межзубные согласные состоят из кончика языка, выступающего между зубами: английский [θ, ð].
Альвеолярные согласные сочленяются кончиком к гребню верхних зубов: английский [t, d, s, z, n, l].
Постальвеолярные согласные образуются, когда кончик или лезвие языка находится напротив задней части зубного гребня или сразу за ним: английский [r].
Небно-альвеолярные согласные состоят из кончика или лезвия языка, прижатого к гребню зубов, а передняя часть языка приподнята к твердому небу, таким образом, имея два места сочленения или фокусов (передний вторичный фокус): Английский [∫, ʒ, t∫, dʒ].
Срединноязычные согласные образуются с передней частью языка.Они всегда небные . Небные согласные, или небные, образуются так, что передняя часть языка поднимается высоко к твердому нёбу: английский [j].
Бэклингвальные согласные также называются velar , , потому что они производятся, когда задняя часть языка поднимается к мягкому небу (лат. velum). Это: англичане [k, g, ŋ].
3. Глоттальный согласный [h] артикулируется в голосовой щели.
Вопросы и задания:
1. Что такое согласный звук?
2. Как согласные изменяются на артикуляционном уровне?
3. Каковы два класса согласных по степени шума?
4. Какова функция голосовых связок при воспроизведении звонких и глухих шумовых согласных?
5. Что такое сонорант? Укажите разницу между сонорантами и шумовыми согласными.
6. Как положение мягкого неба определяет качество сонората?
7. Какие три группы согласных соответствуют манере артикуляции?
8. Какие согласные звуки называются «заглушающими»?
9. Какие согласные звуки называются «сужающимися»? В чем разница между окклюзионными и констриктивными средствами?
10. Какие согласные звуки называют окклюзионно-суживающими?
: 2016-11-23; : 2444 | |
:
:
:
© 2015-2020 лекции.org — -.
Артикуляционная классификация английских согласных
Существует два основных класса звуков, традиционно выделяемых в любом языке — согласные и гласные. Противостояние «гласные и согласные» является лингвистической универсалией. Различие основано в основном на слуховом эффекте. Известно, что согласные сочетают голос и шум, а гласные — это звуки, состоящие только из голоса. С артикуляционной точки зрения разница связана с работой органов речи. В случае гласных не возникает препятствий, поэтому на уровне восприятия их интегральной характеристикой является тон, а не шум.В случае согласных произносятся различные преграды. Итак, согласные характеризуются полной, частичной или периодической блокировкой прохождения воздуха. Укупорочное средство сформировано таким образом, что поток воздуха блокируется или затрудняется или иным образом вызывает слышимое трение. В результате согласные — это звуки, обязательной характеристикой которых является шум.
Русские фонетики классифицируют согласные по следующим принципам: i) степень шума; ii) место сочленения; iii) манера артикуляции; iv) положение мягкого неба; v) сила артикуляции.
(I) Есть несколько способов увидеть ситуацию с классификацией английских согласных. По мнению В.А. Васильеву первостепенное значение следует уделить типу препятствия и способу производственного шума. На этом основании он выделяет два больших класса:
а) окклюзионные, при производстве которых образуется полная непроходимость;
б) констриктивная, при производстве которой образуется неполная непроходимость
. Каждый из двух бесклассовых подразделяется на шумовые согласные и соноранты.
Другой точки зрения придерживается группа русских фонетистов. Они предполагают, что первым и основным принципом классификации должна быть степень шума. Такое рассмотрение приводит к разделению английских согласных на два основных вида: а) шумовые согласные; б) соноранты.
Термин «степень шума» относится к слуховому уровню анализа. Но существует внутренняя связь между артикуляционным и слуховым аспектами описания звуков речи. В этом случае термин слуховой аспект определяет характеристику более адекватно.
Соноранты — это звуки, которые сильно отличаются от других согласных. Это связано с тем, что при их воспроизведении воздушный проход между двумя органами речи довольно широк, то есть намного шире, чем при производстве шумовых согласных. В результате слуховой эффект — это тон, а не шум. Эта особенность артикуляции делает соноры больше похожими на гласные, чем на согласные. Акустически соноранты отличаются от всех других согласных, потому что для них характерна четко выраженная формантная структура, а общая энергия большинства из них очень высока.
В классификациях, предложенных британскими и американскими учеными, нет сонорантов. Дэниел Джонс и Генри А. Глисон, например, дают отдельные группы носовых [m, n, η], латеральных [1] и полугласных или скользящих [w, r, j (y)]. Бернард Блох и Джордж Трэджер, помимо носовых и боковых, дают трели [r]. По мнению русских фонетиков, соноранты считаются согласными с артикуляционной, акустической и фонологической точек зрения.
(II) Место сочленения.Этот принцип классификации согласных довольно универсален. Разница лишь в том, что В.А. Васильев, Г. Торсуев, О. Дикушина, А.С.Гимсон дают более подробные и точные перечисления активных органов речи, чем Х.А. Глисон, Б. Блох, Г. Трагер и другие. Однако существуют разногласия по поводу названия активных органов речи. Таким образом, русские фонетики делят язык на следующие части: (1) передняя с кончиком, (2) средняя и (3) задняя. Вслед за Л.В. По терминологии Щербы передняя часть языка подразделяется на: (а) апикальный, (б) дорсальный, (в) какуминальный и (г) ретрофлексированный, в зависимости от положения кончика и лезвия языка по отношению к гребню зубов. … Термины Гимсона отличаются от терминов, используемых русскими фонетиками: апикальный эквивалентно язычному; лобная эквивалентна средоязычной; dorsum — это вся верхняя часть языка. Х.А. Термины Глисона в отношении основной части языка следующие: верхушка — часть языка, лежащая в покое напротив альвеол; передняя — часть языка, лежащая в покое напротив передней части неба; back, or dorsum — часть языка, лежащая в покое напротив велума или задней части неба.
(III) А.Л. Трахтеров, Г.П. Торсьев, В.А. Васильев и другие российские исследователи
считают принцип классификации по манере артикуляции
одним из важнейших и классифицируют согласные
очень точно, логично и основательно. Они предлагают классификацию с точки зрения закрытия. Это может быть: (1) полное замыкание, затем воспроизводятся окклюзионные (стоповые или взрывные
) согласные; (2) неполное замыкание, затем получаются сужающиеся согласные
; (3) комбинация двух замыканий, затем создаются окклюзионные —
сокращающие согласные, или аффрикаты; (4) прерывистое замыкание, затем воспроизводятся
катящиеся или трели согласные.
A.C. Gimson, H.A. Глисон, Д. Джонс и другие иностранные фонетики включают в способ создания шума группы латеральных, носовых и полугласных — подгрупп согласных, не принадлежащих к одному классу.
Русские фонетики подразделяют согласные на одноцентральные (произносятся с одним фокусом) и бицентральные (произносятся с двумя фокусами) по количеству центров, или фокусов, производящих шум.
По форме сужающихся согласных и аффрикатов
подразделяются на звуки с плоским сужением и круглым сужением.
(IV) В соответствии с положением мягкого неба все согласные
подразделяются на оральные и носовые. Когда мягкое небо приподнято, воспроизводятся оральные согласные звуки
; когда мягкое небо опускается, воспроизводятся носовые согласные.
(V) По силе артикуляции согласные могут быть fortis и lenis. Эта характеристика связана с работой голосовых связок: глухие согласные — сильные, звонкие — слабые.