Контрольные диктанты русский язык 8 класс ладыженская: Подборка диктантов по русскому языку для 8 класса по программе ладыженской

Содержание

Учебно-методический материал по русскому языку (8 класс): Контрольные диктанты в 8 классе

                 

Входной мониторинг

        На берегу неширокой речки наш отряд расположился на привал. Сначала мы предполагали остановиться на час, но небо начало покрываться облаками, и мы решили переночевать.

         Местность оказалась подходящей. Рядом была довольно ровная площадка, окружённая низкими ёлочками. Здесь было удобно установить палатки  и разложить костёр. Мальчики расчищали место, ставили палатки, девочки собирали хворост для костра. Между тем безобидные облака, сбившиеся в северной части неба, медленно вырастали в грозовую тучу. Края её, освещённые каким-то чудесным светом, казались ледяными.

         Небо затянулось тяжёлой пеленой, нахмурилось по-осеннему. В течение всей ночи лил дождь, сверкали молнии.

         К утру ливень прекратился, небо очистилось и заголубело. Но земля кое-где хранила следы непогоды. И справа, и слева от нас бежала вода, а речка превратилась в пенящийся поток.

Грамматическое задание:

Выполнить морфемный разбор слов:

окружённая, заголубело.

Выполнить синтаксический разбор предложения:

Между тем безобидные облака, сбившиеся в северной части неба, медленно вырастали в грозовую тучу.

Контрольный диктант

по теме «Двусоставные предложения»

         Красив осенний парк. Метёт багряная метель по его дорожкам. Уходит вдаль аллея, вытканная опавшими листьями. Тих белоствольный строй берёз, на их тонких ветках немного листьев осталось, но каждый дрожит, переливается, сверкает.

       В стороне от аллеи —  серебристые ели. Концы их лап уже поседели, всем своим видом они дают понять, что к зиме готовы.

       А кусты боярышника, как коробейники на ярмарке, развесили напоказ свой товар – крупные красные ягоды.

      Но лучше всех понимают и чувствуют осень молодые клёны и дубы. Они, отливая золотом и бронзой, расстилают под собой мягкие ковры и вместе с ветром украшают своими листьями близкие ели, словно примеряя им новогодний наряд.

      Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся голоса.

Грамматическое задание:

1.Подчеркнуть в предложениях грамматические основы с простым глагольным, составным глагольным и составным именным сказуемыми.

2.Выполнить синтаксический разбор одного составного именного сказуемого.

                           

Контрольная работа

по теме «Односоставные предложения»

                                       

1.Разобрать предложения по данной схеме:

Предложения

         Тип предложения

        Главные члены

Разбор сказуемого

подлежащее

сказуемое

вид

способ выражения

Его в степи без чувств нашли.

неопр.-личн.

             —

       +

пгс

глагол прошедшего времени, мн.числа

Осенний лес был пуст и гол.

Раннее утро.

Нельзя говорить громко.

Идём в горы.

На улице темнеет.

Соловья баснями не кормят.

У меня нет линейки.

2.Выполнить синтаксический разбор словосочетания:

 говорить громко.

3. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Идём в горы.

                           

Контрольный диктант

по теме «Однородные члены предложения»

                                       

                                                      В театре

       Вот и театр. Его здание – образец современной архитектуры. К широкой двери непрекращающимся потоком движутся люди всех возрастов: пожилые, молодёжь, дети. Рядом со мной идёт офицер-пограничник. «Товарищи, нет лишнего билетика?» — спрашивает девушка в синем берете. Но помочь ей мы ничем не можем. И в партере, и в ложе, и на галёрке – везде полно народу. Сначала многие разговаривают с соседом справа или слева, а потом умолкают.

      Ожидание длится недолго. Раздвигается занавес,  и зрители попадают во власть чуда. Их взгляды прикованы к сцене.

      А там незнакомые тебе люди борются, радуются, огорчаются. За короткое время ты успеваешь с одними по-настоящему сблизиться, других – возненавидеть. Твоё понимание жизни становится глубже и полнее.

     Побывать в хорошем театре – огромная радость. Оставьте на время повседневные заботы и поспешите в театр.

 Грамматическое задание:

1.Подчеркнуть все однородные члены предложения.

2.Обозначить обобщающие слова.

3.Выполнить синтаксический разбор предложения:

 Оставьте на время повседневные заботы и поспешите в театр.

                           

Контрольный диктант по теме

«Обособленные и уточняющие члены предложения»

                                       Богатство Чёрного моря

       Какое разнообразие форм,  цветов, размеров!

       Природа приложила все усилия, чтобы защитить и спасти от гибели свои замечательные создания. Она постаралась сделать их как можно более незаметными для человеческого глаза. Она раскрасила их во все оттенки моря.

       Например, благородная и дорогая рыба скумбрия, царица Чёрного моря. Её тугое тело, прямое и гладкое, как веретено, окрашено нежнейшими муаровыми тонами, от светло-голубого до тёмно-синего.

      Или бычки. Они водятся под берегом, среди скал, а также в песке, поглубже. Поэтому и окрашены они в бурый цвет скал или желтоватый цвет песка.

       Большие плоские камбалы, привыкшие жить на тенистом дне тихих бухточек, поражают чёрно-зелёным цветом своей толстой кожи, усеянной плоскими костяными шипами, похожими на ракушки.

       Была ещё барабунька, маленькая красно-чёрная горбатая рыбка с крупной, как бы окровавленной чешуёй.

       Стада серебряной тюльки кишат на поверхности моря у берега, сливаясь с серебряным кипением утреннего солнца.

Грамматическое задание:

Графически обозначить все обособленные и уточняющие члены предложения.

Контрольный диктант

по теме «Обращения, вводные слова и междометия»

                                         

       Знаете ли вы, ребята, сколько на земле профессий? Свыше пятидесяти тысяч. Одна из них, без сомнения, будет вашей. Для каждого из вас, ребята, есть место, на котором вы почувствуете себя уверенно, твёрдо, будете пользоваться уважением и, может быть, завоюете славу. Но как найти его?

       Во-первых, надо хорошо себя изучить, вскрыть свои возможности. Каково зрение, память, острота реакции? Здесь можно посоветоваться с врачом.

       Во-вторых, точно разберитесь в своих желаниях. Не выбирайте, например, себе профессию за компанию ( друзья пошли в медицинский колледж, и я с ними), из слепого повиновения ( так хотят родители).

       Познакомиться с разными специальностями вы, конечно, можете уже сейчас. Приглашайте представителей различных профессий (мы советуем вам это) на классный час, на собрания, организуйте экскурсии.

       Думайте, советуйтесь, изучайте себя.

Грамматическое задание:

Найти все вводные слова и указать их значение.

                         

Контрольный диктант

по теме «Способы передачи чужой речи»

                             Вольфганг Амадей Моцарт

      Случилось это, когда мальчику минуло четыре года.

      Однажды отец застал его лежащим на полу среди разложенных листов нотной бумаги. Они были  сплошь исписаны кривыми строчками нот вперемешку с размазанными кляксами.

— Что ты пишешь? – поинтересовался отец.

-Концерт для клавира.

       Отец готов был рассмеяться, но, приглядевшись, замолчал.

       Мальчик вскарабкался на стул у клавесина и заиграл.

       Малыша звали  Вольфганг Амадей Моцарт,

       Через несколько лет его имя стало известно всей Европе, где он выступал с концертами. Он играл так, что ни один взрослый музыкант не мог с ним сравниться. Когда Вольфганг  садился за инструмент, музыка словно рождалась из-под его пальцев.

        Многие говорили: «Этот ребёнок со временем затмит всех музыкантов и станет величайшим композитором, когда-либо жившим на земле».

        И Моцарт действительно стал им.

Итоговый контрольный диктант

                                         Короткое северное лето

       Однажды утром, когда отчаявшиеся люди уже потеряли надежду на приход лета, северный ветер внезапно стих. Из-за свинцовой мути робко и неуверенно проглянул голубой глазок неба. Потом вдали глухо бухнуло. Тёмные тяжёлые тучи поползли на деревню. Они ползли  медленно, грозно клубясь и властно разрастаясь до самого горизонта. И вдруг оглушительный грохот сотряс землю.

       Захлопали двери. Люди выбегали на улицу, ставили ушаты под потоки и под проливным дождём радостно перекликались друг с другом. По вспененным лужам носились босоногие ребятишки, всю весну высидевшие дома.

       Началось короткое северное  лето. Оно зашагало по влажным, курящимся лёгким паром полям с проклюнувшимися всходами, по обочинам дорог, опушённых нежнейшей зеленью, по ожившим перелескам. Играла, ширилась на солнце молодая берёзовая рощица, вся подёрнутая зелёной дымкой.

Материал по русскому языку (8 класс) по теме: Тексты диктантов по русскому языку для 8 класса.

8 класс

контрольные диктанты

(график)

всего – 5

№ к.д.

№ урока

срок

тема

27(6)

ноябрь

«Второстепенные члены»

42(9)

декабрь

«Односоставные и неполные предложения»

55(11)

январь

«Предложения с однородными членами»

77(8)

март

«Обособленные члены»

101 (4)

май

Итоговый

        


8р   Урок № 27                    Контрольный диктант № 1

«Простое предложение. Второстепенные члены»

В-1

        Красив осенний парк. Метёт багряная метель по  его дорожкам. Уходит вдаль аллея, вытканная опавшими листьями4. Тих белоствольный строй берёз, на их тонких ветвях немного листьев осталось, но каждый дрожит, переливается, сверкает.

А в стороне от аллеи – серебристые ели. Концы их лап уже поседели, всем своим видом они дают понять, что к зиме готовы.

А кусты боярышника, как коробейники на ярмарке, развесили свой товар —  крупные красные ягоды.

Но лучше всех понимают и чувствуют осень молодые клёны и дубы4 . Они, отливая золотом и бронзой, расстилают под собой мягкие ковры и вместе с ветром украшают своими листьями близкие ели, словно примеряя им их новогодний наряд.

Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся голоса.

Грамматические задания

1 Подчеркните в предложениях грамматические основы с простым глагольным и составным глагольным сказуемым. (1 — 2 на каждый вид).

2. В 1-ом абзаце обозначьте безударные гласные в корне.

3. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант

Уходит вдаль аллея, вытканная опавшими листьями4.

2 вариант

Но лучше всех понимают и чувствуют осень молодые клёны и дубы4 .


8р   Урок № 27                    Контрольный диктант № 1

По теме: «Простое предложение. Второстепенные члены»

В-2

Осень — пора увядания природы, когда вспыхивает она последними яркими красками.
      Золото всех оттенков на деревьях, золото на траве, золото, отраженное в стоячих водах неширокой речонки. Тишина. Ни звука, ни ветерка. Даже легкое облачко застыло в небе.
      Такой изобразил природу художник-пейзажист Левитан на своей картине «Золотая осень». Она привлекает нас гармонией красок, и в то же время легкой грустью овеяна эта поэтическая картина осени-волшебницы. Торжественна, безмятежна природа в этот тихий день, но она уже замирает. Вот-вот задует холодный ветер-озорник, и уронят тогда деревья свой последний праздничный наряд.
      Всматриваясь в полотно, написанное рукой большого мастера, мы невольно проникаем во внутренний мир самого художника. Ведь наблюдая и изучая природу, истинный мастер кисти старается уловить в ее жизни наиболее близкое и дорогое его сердцу мгновение и отразить в своем произведении. (132 слова)

      (По О. Туберовской)

Грамматические задания

  1.  Подчеркните в предложениях грамматические основы с простым глагольным и составным глагольным сказуемым. (1 — 2 на каждый вид).

2. В 1-ом абзаце обозначьте безударные гласные в корне.

3. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант

Осень — пора увядания природы, когда вспыхивает она последними яркими красками.

2 вариант

.

Торжественна, безмятежна природа в этот тихий день, но она уже замирает.


Схема анализа контрольного диктанта №1

по теме: «Простое предложение. Второстепенные члены»

 8 класс    Дата _____________________

В классе _________  уч-ся

Писали диктант __________  уч-ся

Результаты работы:

Написали диктант на

Выполнили грамматическое задание на  

«5» — _______     уч-ся

«5» — _______     уч-ся

«4»- _________  уч-ся

«4»- _________  уч-ся

«3» — _________  уч-ся

«3» — _________  уч-ся

«2» — _________  уч-ся

«2» — _________  уч-ся

«1»-  _________  уч-ся

«1»-  _________  уч-ся

Примечание

Примечание

В диктанте допущены ошибки на следующие правила:

  • Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.
  •           Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел
  • Проверяемые согласные в корне слова __________ чел
  • Непроизносимые согласные в корне слова ________ чел
  • Разделительный ь, ъ  ________________ чел
  • Раздельное написание предлогов с другими словами
  • Буквы и,у,а после шипящих  ____________  чел
  • Употребление ь на конце существительных после шипящих ____ чел
  • Тире в простом предложении _________чел
  • Запятая в сложном предложении _____ чел
  • Запятая при деепричастном обороте ____  чел

В грамматическом задании допущены следующие ошибки:

  • В определении простого и составного глагольного сказуемого__________ чел
  • В обозначении  безударной гласной в корне ____________ чел
  • В синтаксическом разборе предложения __________ чел

8р   Урок № 42 (9)                    Контрольный диктант № 2

«Односоставные и неполные предложения»

В-1

Любите птиц и зверей, живущих вместе с нами на Земле. Ведь во всём огромном космическом мире нет больше таких птиц, таких зверей и таких растений. Другие, может, и есть, а таких нет. Потому-то, наверное, встречи с ними всегда приносят радость и новые впечатления.

Если вы художник, то увидишь новые сочетания красок. Если музыкант, услышишь новые звуки. Скульптора поразит совершенство и красота формы. Но особенно радостны и интересны должны быть такие встречи для вас, ребята. Сколько открытий они вам несут! И с каждой такой встречей горизонт будет раздвигаться  всё шире, будто вы поднимаетесь на высокую гору.

Чтобы такие встречи были приятны, дружите с лесом. Лес открывается только своим друзьям. Чужаков он встречает недружелюбно и старается насолить им.  Всё видят его зелёные глаза, до всего дотянутся цепкие зелёные руки.

Узнать лес просто. Надо только постараться увидеть, как улыбаются солнцу деревья. Услышать, как кусты и травы просят пить. Понять, о чём говорят птицы и звери.

Охота за тайнами – радостная охота.

Грамматические задания

  1. найдите 2 односоставных предложения, укажите их вид (о\л, н\л, б\л, н)
  2. Разобрать по составу: живущих, раздвигаться, насолить.

3.Разберите по членам (подчёркиванием) одно- и двусоставное предложение.

Укажите какими частями речи выражены члены предложения.


   Урок № 42 (9)                    Контрольный диктант № 2  

В-2

«Односоставные и неполные предложения»

        Осенью на Прорве.

Старое русло Оки. Его называют Прорвой.  Берега здесь сплошь покрыты ольхой, шиповником, ежевикой. Нигде не видел я таких репейников, колючек, огромных грибов-дождевиков.

Густые заросли трав подходят к самой воде упругой стеной, и с лодки часто нельзя высадиться на берег.

Я люблю эти глухие места и каждую осень провожу здесь несколько недель. Устанавливаю палатку. В ней тепло и сухо. Вечером при свете фонаря я даже читаю, но недолго. На Прорве слишком много помех.

То за кустом крикнет какая-то птица, то ударит хвостом пудовая рыба, то оглушительно выстрелит в кусте ивовый прут.

Начинает  разгораться зарево, и мрачная луна всходит над просторами вечерней земли.

Осенняя ночь тянется медленно, ей нет конца.

К рассвету лицо обжигает лёгкий морозец. На востоке наливается тихим светом заря.

Воздух чист и прохладен. Пахнет травянистой свежестью и осокой.

        Грамматические задания

  1. Найдите в тексте 2-3 односоставных предложения ( в т.ч. и те., которые являются частью сложного предложения), определите тип этих предложений.
  2. Сделайте синтаксический разбор сказуемых :

1 вариант –в предложении На Прорве слишком много помех.

   2 вариант –в предложении Воздух чист и прохладен.

  1. Выпишите из диктанта по одному слову с безударной гласной, проверяемой ударением, непроверяемой, чередующейся.
  1. Разберите по составу слова: рассвету, разгораться

Схема анализа контрольного диктанта №2

по теме: «Односоставные и неполные предложения»

 8 класс    Дата _____________________

В классе _________  уч-ся

Писали диктант __________  уч-ся

Результаты работы:

Написали диктант на

Выполнили грамматическое задание на  

«5» — _______     уч-ся

«5» — _______     уч-ся

«4»- _________  уч-ся

«4»- _________  уч-ся

«3» — _________  уч-ся

«3» — _________  уч-ся

«2» — _________  уч-ся

«2» — _________  уч-ся

«1»-  _________  уч-ся

«1»-  _________  уч-ся

Примечание

Примечание

В диктанте допущены ошибки на следующие правила:

  • Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.
  •           Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел
  • Проверяемые согласные в корне слова __________ чел
  • Непроизносимые согласные в корне слова ________ чел
  • Разделительный ь, ъ  ________________ чел
  • Раздельное написание предлогов с другими словами
  • Буквы и,у,а после шипящих  ____________  чел
  • Употребление ь на конце существительных после шипящих ____ чел
  • Запятая в сложном предложении _____ чел
  • Запятая при однородных членах ____  чел

В грамматическом задании допущены следующие ошибки:

  • В определении типа простого односоставного предложения_________чел

В обозначении  слов с безударной гласной, проверяемой ударением, непроверяемой, чередующейся____________ чел

  • В синтаксическом разборе сказуемого__________ чел
  • В разборе слов по составу  _____________ чел

 

Контрольный диктант№3

«Предложения с однородными членами»

В-1


Контрольный диктант№3

«Предложения с однородными членами»

В-2

      Все: и день, и природа — великолепно. Солнце не печет, а только греет и окрашивает в бесконечно разнообразные цвета желтеющую и краснеющую зелень леса. Деревья сверху донизу унизаны разноцветными листьями: желтыми, оранжевыми, красноватыми и ярко-красными. Тихо кругом: в глубине леса, на поляне. Слышно лишь, как желтый лист, отделившись от ветки, уже не питающей его своими соками, падает и задевает другие листья, еще не упавшие, но уже пожелтевшие. Они устилают всю землю.
      Куда девались птицы, распевающие от зари до зари? Все прошло, замерло, как замирает этот шорох от падающего листа. Высоко-высоко в голубом небе длинной ломаной линией летят птицы. И птицы, и осенний говор природы, и грезы уходят в невозвратное прошлое. Воротятся опять и птицы, и весенний говор природы, но это будет не тот говор, не те птицы. А грезы не воротятся. (130 слов)

      (По Д. Мордовцеву)

 

Грамматическое задание

  1. Начертите схему  предложения:       

Все: и день, и природа — великолепно.- 1в,

Деревья сверху донизу унизаны разноцветными листьями: желтыми, оранжевыми, красноватыми и ярко-красными. – 2в

  1. Подчеркните грамматическую основу в предложениях

Они устилают всю землю. — 1в

А грезы не воротятся. – 2в 

  1. Объясните знаки препинания в предложениях:

Куда девались птицы, распевающие от зари до зари?

.


Схема анализа контрольного диктанта №3

по теме: «Однородные члены  предложения»

 8 класс    Дата _____________________

В классе _________  уч-ся

Писали диктант __________  уч-ся

Результаты работы:

Написали диктант на

Выполнили грамматическое задание на  

«5» — _______     уч-ся

«5» — _______     уч-ся

«4»- _________  уч-ся

«4»- _________  уч-ся

«3» — _________  уч-ся

«3» — _________  уч-ся

«2» — _________  уч-ся

«2» — _________  уч-ся

«1»-  _________  уч-ся

«1»-  _________  уч-ся

Примечание

Примечание

В диктанте допущены ошибки на следующие правила:

  • Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.
  •           Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел
  • Проверяемые согласные в корне слова __________ чел
  • Раздельное написание предлогов с другими словами
  • Буквы и,у,а после шипящих  ____________  чел
  • Запятая в сложном предложении _____ чел
  • Запятая при однородных членах ____  чел
  • Запятая при причастном обороте ____ чел

В грамматическом задании допущены следующие ошибки:

  • В схеме предложения _________чел
  • В выделении грамматической основы ______ чел
  • При объяснении постановки знаков препинания в предложении с причастным оборотом  _____________ чел

Контрольный диктант № 4

по теме: «Обособленные члены»

В-1

Василий Поленов, один из популярнейших русских художников, создал картины, ставшие любимыми представителями многих поколений. Всеобщее признание принесли ему такие хорошо известные картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». Эти полотна, наполненные тонким лиризмом, привлекают своей простотой и правдивостью.

Поленова отличала удивительная разносторонность интересов. Незаурядный архитектор, музыкант и композитор, он обладал и вокальным дарованием, пробовал себя на любительской сцене как актер, был талантливым педагогом.

Широта взглядов Поленова, позволявшая ему легко входить в разные области искусства, заложена в детстве. Его мать — художница- любительница, отец — известный археолог, страстный любитель и ценитель искусства. С теплотой вспоминал впоследствии художник об атмосфере преклонения перед образованными людьми, царившей в доме Поленовых.

С раннего детства мальчику прививалась любовь к природе. Уже первые зарисовки, сделанные шестнадцатилетним юношей во время путешествия по древним русским городам, свидетельствовали о таланте будущего художника. (132 слова.)

(По Э. Патсон.)

Грамматические задания.

1 Разобрать по составу:

наполненные                              сделанные

принесли                                         привлекают

городам                                            правдивостью

 2. Объяснить графически знаки препинания:                                                                


Всеобщее признание принесли ему такие хорошо известные картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд».

Эти полотна, наполненные тонким лиризмом, привлекают своей простотой и правдивостью.

3. Произвести синтаксический разбор предложения с обособленным определением.                                                              


Урок № 77                    Контрольный диктант № 4

По теме: «Обособленные члены»

В-2

        Славный мастер.

Иван Кулибин – талантливый русский изобретатель. Широко известны такие его изобретения, как первый в России телеграф, самодвижущиеся экипажи, приводимые в действие педалями. Гениальны проекты деревянных мостов, разработанные Кулибиным.

Русских часовщиков в России тогда почти не было. Часами занимались немцы, и они всячески распространяли мнение, что русский не сможет постигнуть сложность часового механизма.

Любовь к часам, бесстрастно выстукивающим время, появилась у Кулибина с детства и осталась навсегда. Что бы он ни делал, что бы ни изобретал, мысли его неизменно возвращались к часам. Он начал делать необыкновенные, небывалые часы, которым и сейчас невозможно не подивиться.

Поражают часы, сделанные мастером в виде яйца, в которых каждый час раскрывались золочёные двери, а под музыку разыгрывалось представление.

Часы Кулибина раскрывали удивительное дарование мастера, они являли собой чудо русской техники.

        Грамматические задания.

1 Разобрать по составу:

разработанные                                     выстукивающим

раскрывали                                          делал

педалями                                              мастером

 2. Объяснить графически знаки препинания:                                                                

Гениальны проекты

деревянных мостов,

разработанные Кулибиным.                                 Любовь к часам, бесстрастно…

3. Синтаксический разбор предложения с обособленным определением.                                                              


Схема анализа контрольного диктанта №4

по теме: «Обособленные члены  предложения»

 8 класс    Дата _____________________

В классе _________  уч-ся

Писали диктант __________  уч-ся

Результаты работы:

Написали диктант на

Выполнили грамматическое задание на  

«5» — _______     уч-ся

«5» — _______     уч-ся

«4»- _________  уч-ся

«4»- _________  уч-ся

«3» — _________  уч-ся

«3» — _________  уч-ся

«2» — _________  уч-ся

«2» — _________  уч-ся

«1»-  _________  уч-ся

«1»-  _________  уч-ся

Примечание

Примечание

В диктанте допущены ошибки на следующие правила:

  • Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.
  •           Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел
  • Проверяемые согласные в корне слова __________ чел
  • Непроизносимые согласные в корне слова ________ чел
  • Разделительный ь, ъ  ________________ чел
  • Раздельное написание предлогов с другими словами
  • Буквы и,у,а после шипящих  ____________  чел
  • Употребление ь на конце существительных после шипящих ____ чел
  • Запятая в сложном предложении _____ чел
  • Запятая при однородных членах ____  чел
  • Запятая при обособленных членах  ____ чел

В грамматическом задании допущены следующие ошибки:

  • В графическом объяснении постановки знаков препинания _________чел
  • В разборе слов по составу  _____________ чел
  • В синтаксическом разборе предложения__________ чел

Итоговый контрольный диктант (№5)

 (без грамматического задания)

Наступление утра

  Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди пробудившегося  цветущего поля, и вы непременно услышите чудесные звуки земли. Во все времена  люди  ласково называли её матерью-землёю.

         Журчание весеннего ручейка или плеск речных волн о песчаный берег, пение птиц или гром отдалённой грозы, шелест цветущих луговых трав или треск мороза в зимнюю ночь, трепетание зелёной  листвы на деревьях или треск  кузнечиков у протоптанной луговой тропинки – всё это бесчисленные звуки земли. Слышать их люди городские, оглушённые шумом машин, к сожалению, отвыкли. Тем радостнее такому человеку, ещё не совсем утратившему чувство родной природы, побывать в лесу, на реке, в поле, набраться душевных сил.

        А как хорошо новое утро! Ещё до восхода солнца просыпаются, начиная радостно петь, птицы. Спят в каменных домах люди, редкая прошумит машина, но уже полнится жизнью пробудившийся лес, полной грудью дышит земля. В природе нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра. (140 слов)


Схема анализа контрольного диктанта №5

Итоговый

 8 класс    Дата _____________________

В классе _________  уч-ся

Писали диктант __________  уч-ся

Результаты работы:

Написали диктант на

Выполнили грамматическое задание на  

«5» — _______     уч-ся

«5» — _______     уч-ся

«4»- _________  уч-ся

«4»- _________  уч-ся

«3» — _________  уч-ся

«3» — _________  уч-ся

«2» — _________  уч-ся

«2» — _________  уч-ся

«1»-  _________  уч-ся

«1»-  _________  уч-ся

Примечание

Примечание

В диктанте допущены ошибки на следующие правила:

  • Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.
  •           Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел
  • Проверяемые согласные в корне слова __________ чел
  • Непроизносимые согласные в корне слова ________ чел
  • Разделительный ь, ъ  ________________ чел
  • Раздельное написание предлогов с другими словами
  • Буквы и,у,а после шипящих  ____________  чел
  • Употребление ь на конце существительных после шипящих ____ чел
  • Запятая в сложном предложении _____ чел
  • Запятая при однородных членах ____  чел
  • Запятая при обособленных членах  ____ чел
  • Знаки препинания в предложении с обобщающим словом ____ чел

8р  Итоговый контрольный словарный диктант

Ансамбль, артиллерия, аттестат, байдарка, беллетристика, воображение, героизм, дебаты, дебют, девиз, декларация, декорация, делегат, депутат, диалог, идеал, иллюстрированный, искусство, кавалерия, кандидат, каникулы, комиссия, лаборатория, легенда, маршрут, митинг, монолог, обелиск, памятник, патриот, пейзаж, подвиг, президент, привилегия, профессия, режиссёр, резолюция, ремонт, репетиция, ровесник, сезон, специальность, талантливый, театр, территория, троллейбус, удивлять, фантазия, фестиваль, шинель, эксперимент,  эпилог, впечатление, директор, достопримечательность иллюминация,

сигнал, ландшафт, конференция, концерт.

Материал по русскому языку (8 класс): Диктанты 8 класс

Диктанты . 8 класс

Цель: проверить  знания,  умения  и  навыки  учащихся  на  конец  1-й  четверти  по  теме  «Двусоставные  предложения. Главные  и  второстепенные  члены  предложения».

  Содержание  контрольного  диктанта  направлено  на  выявление  уровня  развития  умений,  выбора  условий  для  написания:

  —  проверяемые  безударные  гласные;

  —  непроверяемые  безударные  гласные;

  —  правописание окончаний  имён  существительных;

  —  написание  непроизносимых  согласных:

  —  правописание  корней  с  чередованием;

  —  написание  сложных  прилагательных;

  —  н-нн  в  причастиях  и  прилагательных;

  —  не  с  прилагательными  и  причастиями.

  —  написание   производных  предлогов;

 Постановки  знаков  препинания:

  —  запятая  при  однородных  членах  предложения;

  —  запятая  в  сложном  предложении;

  —  запятые  при  причастном  и  деепричастном  обороте

  —  тире  между  подлежащим  и  сказуемым

Грамматические  задания  направлены  на  выявление уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков:

— синтаксического  разбора предложения;

— работы  со  словосочетаниями;

-разбора  по  составу  слова.

На  реке

         Солнце  высоко.  Под зелёной развесистой  берёзой  лежит  седая  роса.  В  тени  по- утреннему  прохладно,  свежо.  Широкая,  искусно  наведённая  за  ночь  паутина,  вся  серебряная  от  капелек  росы,  отчётливо,  каждой  своей  ниточкой  выделяется  на  фоне  густой  тёмной  листвы.

        Через  час  я  на  берегу  реки.  На  том  берегу,  за  извилистой  речкой,  заросшей  чёрным  олешником,  светло-зелёным  морем  ходит,  колышется  рожь.  Солнце  стоит  высоко,  печёт. Звон  кузнечиков  удивительно  сливается  с  глубокой  синевой  и  неподвижностью  сухого  июльского  дня.

      Я  ступаю  в  прозрачную  воду.  Речка  заросла  кустами,  зелёной  лозою.  Над  лозою,  над  высокими  цветами  береговой  медуницы  в  воздухе  тёмно-синие,  прозрачные,  с изумрудными  глазами  стрекозы.  Осторожно  ступая  по  скользким  подводным  голышам,  я  бреду  по  речному, с  перебегающими  солнечными  зайчиками  дну,  любуюсь  на  золотое,  усыпанное  разноцветными  ракушками  дно,  на  прозрачно-жёлтых,  перебегающих  по  дну  пескарей,  слушаю  шум  воды,   дальние  голоса  на  деревне.

        (123  слова)                                                                          (По  И. Соколову-Микитову)

Грамматические  задания

1. Выпишите  словосочетания,  которые имеют  значения:

1) предмет  и  его  признак

2) действие  и  его  признак

3) признак  и  его  признак

2. Укажите  способ  связи  слов  в  данных  словосочетаниях:

  В  сухом  сене,  ступаю  в  воду,  по-утреннему  прохладно  —  1-й  вариант

Седая  роса,  выделяется  отчётливо,  заросла  кустами  —  2-й  вариант

3. Разберите  слова  по  составу:

Наведённая,  заросшей, удивительно  —  1-й  вариант

Усыпанное,  перебегающих,  прохладно  —  2-й вариант

4.  Произведите  синтаксический  разбор  предложения:

  Под зелёной развесистой  берёзой  лежит  седая  роса.  —  1-й  вариант

Звон  кузнечиков  удивительно  сливается  с  глубокой  синевой  и  неподвижностью  сухого  июльского  дня. —  2-й вариант

Цель: проверить  знания,  умения  и  навыки  учащихся  на  конец  2-й  четверти  по  теме  «Односоставные  и  неполные  предложения»  и  1-го  полугодия 

  Содержание  контрольного  диктанта  направлено  на  выявление  уровня  развития  умений,  выбора  условий  для  написания:

  —  проверяемые  безударные  гласные;

  —  непроверяемые  безударные  гласные;

  —  правописание окончаний  имён  существительных;

  —  написание  непроизносимых  согласных:

  —  правописание  корней  с  чередованием;

  —  написание  сложных  прилагательных;

  —  н-нн  в  причастиях  и  прилагательных;

  —  не  с  прилагательными  и  причастиями.

Постановки  знаков  препинания:

  —  запятая  при  однородных  членах  предложения;

  —  запятая  в  сложном  предложении;

  —  запятые  при  причастном  и  деепричастном  обороте

  Грамматические  задания  направлены  на  выявление уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков:

— синтаксического  разбора предложения;

— работы  со  словосочетаниями;

-разбора  по  составу  слова.

Осенью  на  Прорве

         Старое  русло  Оки.  Его  называют  Прорвой.  Берега  здесь  сплошь  покрыты  ольхой,  шиповником,  ежевикой.  Нигде  не  видел  я  таких репейников,  колючек,  огромных  грибов-дождевиков.

         Густые  заросли  трав  подходят  к  самой  воде  упругой  стеной,  и  с  лодки  часто  нельзя  высадиться  на  берег.

        Я  люблю  эти  глухие  места  и  каждую  осень  провожу  здесь  несколько  недель.  Устанавливаю  палатку.  В  ней  тепло  и  сухо.  Вечером при  свете  фонаря  я  даже  читаю,  но  недолго.  На  Прорве  слишком  много  помех. То  за  кустом  крикнет  какая-то  птица,  то  ударит  хвостом  пудовая  рыба,  то  оглушительно  выстрелит  в  костре  ивовый  прут.  Начинает разгораться  зарево,  и  мрачная  луна  всходит  над  просторами  вечерней  земли.

        Осенняя  ночь  тянется  медленно,  ей  нет  конца.  К  рассвету  лицо  обжигает  лёгкий  морозец.  На  востоке  наливается  тихим  светом  заря.

        Воздух  густ  и  прохладен.  Пахнет  травянистой  свежестью  и  осокой.

(125    слов)                                                                   (По  К. Паустовскому)

Грамматические  задания

1. Найдите  в  тексте  2-3 односоставных  предложения,  обозначите  в  них  грамматические  основы,  определите тип  односоставных  предложений.

 

2. Выпишите  из  диктанта  по  одному  слову  с  безударной  гласной,  проверяемой  и  непроверяемой ударением   —  1-й  вариант

С чередующейся  гласной  —  2-й  вариант

 

3. Разобрать  по  составу  выделенные  слова:

Разгораться,  рассвету.

4. Разберите  синтаксически предложение:

Берега  здесь  сплошь  покрыты  ольхой,  шиповником,  ежевикой.  —  1-й  вариант

Нигде  не  видел  я  таких репейников,  колючек,  огромных  грибов-дождевиков. —  2-й  вариант

 

 

Цель: проверить  знания,  умения  и  навыки  учащихся  на  конец  3-й  четверти  по  теме  «Осложнённое  предложение.  Предложение  с  обособленными  членами  предложения».

  Содержание  контрольного  диктанта  направлено  на  выявление  уровня  развития  умений,  выбора  условий  для  написания:

  —  проверяемые  безударные  гласные;

  —  непроверяемые  безударные  гласные;

  —  правописание окончаний  имён  существительных;

  —  глагольные  окончания;

  — гласной  в  суффиксах  причастий;

  —  н-нн  в  разных  частях  речи;

  —  не  с  прилагательными  и  причастиями.

Постановки  знаков  препинания:

  —  запятая  при  однородных  членах  предложения;

  —  запятая  в  сложном  предложении;

  —  запятые  при  причастном  и  деепричастном  обороте;

  —  однородные  члены  предложения при  обобщающем  слове.

  Грамматические  задания  направлены  на  выявление уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков:

-разбора  слова  по  составу;

— синтаксического  разбора предложения;

-подбирать  проверочные  слова;

-работать  со  словосочетаниями.

Диктант

 

        Ранним  утром  над  притихшим  болотом  висит густой  туман. Он стелется  до  самого  крыльца,  и  огромный  клён,  тесно  прижавшийся  к дому,  как   будто  стоит  по  колено  в  молоке.  Ни  справа,  ни  слева  —  нигде ничего  нельзя  разглядеть.  Но  появляется  солнце,  и  туман  начинает  отступать.  Белесые его  клочья  клубящиеся  и  цепляющиеся  за  колючие  кусты,  уползают  вдаль.  Небо  расчищается  и  становится  по-весеннему  прозрачным  и  светлым.  Роса  ещё  не  обсохла,  и  крошечные  водяные  капли  повисли  повсюду:  на  листьях,  на  цветах, на  стеблях  травы.

       К  вечеру  с  болота  тянет  тёплый  ветерок,  который  приносит  с  собой  запахи  трав,  сонные  голоса  птиц  и  целую  тучу  звенящих  комаров.

       Валерка  боится  болота,  и  к  ночи   ему  становится  не  по  себе.  В  лесу  жалобно  ухает  какая-то  птица.

     «Должно  быть,  страшно  ей  там  одной»,  —  думает  он, засыпая.

  (120  слов)

Грамматические  задания

 

1. Выпишите  из  диктанта  слова  с  безударными  гласными  в  корне,  проверяемыми  ударениями.  Рядом  напишите  проверочные  слова  (по  три – четыре  примера)

1-й  абзац  —  1-й  вариант                                                         остальной  текст  —  2-й  вариант

 

2. Разберите  слова  по  составу:

Притихшим,  по-весеннему,  расчищается  —  1-й  вариант                                                                          звенящих,  по-заячьи,  становится  —  2-й  вариант

 

3. Выписать  из  текста  по  два  словосочетания   на  все  виды  подчинительной  связи:

1-й  абзац  —  1-й  вариант                                      остальной  текст  —  2-й  вариант

 

4. Сделать  синтаксический  разбор  предложения:

Ни  справа,  ни  слева  —  нигде ничего  нельзя  разглядеть.  —  1-й  вариант                                    

Белесые его  клочья  клубящиеся  и  цепляющиеся  за  колючие  кусты,  уползают  вдаль.  —  1-й  вариант

 

Учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) на тему: Сборник диктантов для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.

8 класс

Тема: Повторение. Простое и сложное предложение с союзами и, а, но.

Иждивенцы.

        В лесу уж такой порядок. Бобры для себя осины валят, объедают их лоси и зайцы. Дятлы для себя дырочки в березах пробивают, а сок березовый пьют синички, бабочки, муравьи. Для себя строил орел гнездо, а живут в нем воробьи.

        У каждого лесного работника есть иждивенцы. И хоть бы спасибо сказали, а то еще по шее наклепают. Вот вам пример. Барсук нору вырыл, а лиса влезла и выгнала барсука.

/71 слово/

— Последнее предложение разобрать по членам, начертить схему.

Тема: Состав слова. Правописания в корне.

Красота, радость и тайна.

        Мальчик встретил в лесу старика. Старик шел усталый, но радостно улыбался. На вопрос мальчика он отвечал, что в лесу есть красота, радость и тайна.

        Посмотрел мальчик вокруг себя. Все красиво. Но самой красивой показалась ему головка фиалки. Поют птицы, жужжат пчелы. В этих звуках мальчик услыхал радость. Но где же тайна?

        Каждый год мальчик приходил в лес искать тайну. И каждый год находил красоту и радость.  А тайна была в том, что красота вечна.

/78 слов/

Тема: Состав слова. Правописание приставок.

Враги и друзья пшеничного поля.

        Крестьянин вспахал землю. Попало в землю зерно. От влаги оно набухло, проросло и пробилось к свету зеленым листком. Все поле покрылось нежными побегами. Но тут напали на пшеницу враги-сорняки.  Люди начали с ними борьбу. Ведь пшенице надо перезимовать под снегом.

        Пришла зима с морозами и метелями. Мороз был врагом пшеницы, а снег – другом. Съежились от мороза зеленые листочки. Сгубил бы он пшеницу, но выпал снег и накрыл поле теплым одеялом.

/76 слов/

— Выделенное слово разобрать по составу.

Тема: Сложные слова с соединительными гласными о, е и без них.

Мишки научили.

        Это случилось в мое первое путешествие по тайге. Прошли бурелом и поставили шалаш под скалой. Внесли вещи и рухнули от усталости на зеленую подстилку.

        Разбудил нас грохот и треск. Мы выскочили из шалаша и отбежали под сосны. Только тогда поняли причину камнепада.

        У края скалы возились два медвежонка. Они сгребали лапами камни и сбрасывали их. Булыжники крушили наше жилище. Вдруг появилась медведица и увела своих верхолазов.

        Хороший урок мы получили. Нельзя строить в тайге шалаш под скалами.

/79 слов/

Тема: Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа.

                                                          Осень.

         В луже появился первый ледок. Это осень повесила на  лето  замок. Осталось только повернуть ключ.

        Спешит осень. Надо птиц отправить в дальний путь. Нужно зажечь в листьях рябины костры, чтобы освещали птицам дорогу. День и ночь пылает пламя рябиновых пожарищ.

        Идут дни. Летит ветер. Он срывает с берёзок и клёнов яркие листья.

        Кончился листопад. На смену ему пришёл листодёр. Прошёлся он по рощам, побуянил в парках. Сделал своё дело – и замолк.

/72 слова/

— В выделенном предложении сделать грамматический разбор существительных.

Тема: Правописание падежных окончаний прилагательных единственного числа.                             

                                    Стань волшебником.

         С ранней весны до поздней осени дарит лес человеку свои богатства. А зимнему лесу нужна помощь. Стань волшебником, помоги ему.

          Ты пришёл в лес на лыжную прогулку. Лыжня волшебной нитью поведёт тебя к сказочному месту, откроет маленькую тайну. А ты ищи, кому нужна твоя помощь. От недавнего бурана согнулась на опушке берёзка. Освободи красавицу от снежной тяжести. Возле молодого дубка уже побывали волшебники. Здесь висят гроздья рябины, кусочки свежего сала.

          Ходи по лесу не жадным хозяином, а заботливым сыном.

/81 слово/

Тема: Правописание падежных окончаний  прилагательных множественного числа.

Следы на снегу.

        Пришла пора снегопадов и крепких морозов. До самых крыш замело избы горбатыми сугробами. В серебристом инее стоят деревья.

        Интересно молодым следопытам читать белую книгу зимы. Вот под тонкими рябинками краснеют ягоды. Это снегири выбирали из ягод семена. К ближним оврагам цепочкой ведут следы лисы. Искала она рябчиков и тетеревов. У осин ночью кормились зайцы.

        Звери и птицы пишут на белых страницах истории из лесной жизни. А вьюги да метели листают эти страницы.

/75 слов/

Тема: Правописание падежных окончаний прилагательных на –ий, -ья, -ье.

Медведь.

        Каждую ночь приходил медведь к охотничьей избушке и съедал улов рыбы. Мы поставили капкан с зубьями. Сверху навалили рыбьи головы. А медведь снизу капкан ковырнул, он захлопнулся. Зверь спокойно рыбу съел и убежал.

        Зарядили мы ружья и пошли в тайгу. Вдруг в кустах медвежья голова показалась. Не успели мы ружья вскинуть. Домой шли без добычи. У обрыва опять из кустов медведь на нас смотрит. Мы замерли от такого медвежьего нахальства.

        Пусть живет, раз он такой хитрый.

/77 слов/

— Сделать грамматический разбор выделенного прилагательного.

Тема: Правописание личных местоимений.

Просьба.

        На косогоре была березка. Рядом с ней стояла старая ель. Там белка шелушила орешки и роняла семена. Семечки летели и ложились у ног березки.

        Испугалась красавица. Станут семена елками-метелками и закроют от нее солнце. Обратилась она к ветру за помощью. Для него унести семена подальше пара пустяков.

        Растут елочки. А березка стоит одна, далеко от них. Однажды налетел ураган. Испугалась красавица, стала просить елочек прикрыть ее. Но елочки уже не могли летать. Корни их не пускали.

/78 слов/

Тема: Глагол. Неопределенная форма на –ть, -чь, -ти. Правописание частицы не с глаголами.

Хорошие манеры.

        Зачем нужны хорошие манеры? Чтобы человек не мешал человеку. Чтобы все вместе чувствовали себя хорошо.

        Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не шумите. Поэтому не чавкайте, не говорите с набитым ртом. И локти не кладите на стол, чтобы не мешать соседу.

        В хороших манерах есть глубокий смысл. Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно. Уважительно относись к другим. Тогда манеры сами придут к вам. Придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применять.

/79 слов/

Тема: Правописание личных окончаний глаголов I  и II спряжения.

Ты открываешь книгу.

        Ребята идут в библиотеки. В руках они держат книги. Приятно смотреть на них в эти  минуты. Чтение скоро станет для них потребностью. Это потребность души. Ее не сравнишь с желанием купить велосипед, магнитофон, обнову. Книга стоит выше всех вещей на свете. Она дарит нам огромную радость. Из книги мы узнаем много интересного, полезного, нужного. С каждой новой книгой становишься умнее. Часто в героях книг находим что-то близкое нам. Тогда мы заглядываем глубже в самих себя.

/78 слов/

Тема: Правописание глаголов на –тся, -ться.

Концерт в лесу.

        На школьном концерте шуметь нельзя. Это относится и к концерту в лесу. Ты его будешь слушать в мае. Лесные артисты дают концерт после долгого молчания. На чужбине перелетные птицы не поют и не вьют гнезд.

        На лесной концерт не ходят большой группой, не одеваются ярко, не лазают по деревьям. Весной птицы на гнездах и могут испугаться.

        В мае лесной концерт будет продолжаться круглые сутки. Перерыв бывает после дождя. Поют артисты все разом. Хорошо научиться различать их голоса.

/81 слово/

Тема: Простое и сложное предложение с союзами и, а, но.

Весенняя гроза.

        Навстречу солнцу ползет темная туча, на ней красными зигзагами мелькает молния. Слышны далекие раскаты грома, но дождя еще нет. Теплый ветер гнет деревья и поднимает пыль. Сейчас брызнет майский дождь, и начнется настоящая гроза.

        Первые брызги черными точками ложатся на пыльную дорогу. Большая капля падает на щеку и ползет слезой по подбородку.

        Во время дождя ветер утихает. Шумит только дождь. Он мелкой дробью стучит по сухой дороге.

/72 слова/

— Первое предложение разобрать по членам предложения.

Тема: сложное предложение со словами что, чтобы, потому что, где, когда, который.

Вечные спутники.

        Я начал собирать книги еще школьником. Теперь у меня скопилось так много книг, что они не могут уместиться на книжных полках. Мне пришлось поставить книги в два ряда. В первом ряду стоят любимые произведения, которые часто перечитываешь. С радостью и удивлением смотришь на книжные полки. Вот книги, которые я собрал в детстве. На меня смотрят разноцветными корешками Пушкин, Лермонтов, Толстой, Горький. Эти писатели сопровождают человека с ранних лет до глубокой старости.

/73 слова/

— Грамматический разбор предложения «Книга в счастье научает, а в несчастье утешает».

Тема: Повторение за год.

Птичий будильник.

        Трудно Коле утром вставать. Мальчик мычит, брыкается, когда будит его мама.

        Научили его сделать птичью кормушку с хитрым будильником. На легкой полочке надо укрепить прутик с колокольчиком и ломтиком сала. Мальчик так и сделал.

        Просыпается теперь Коля на рассвете. Чуть посветлеет, а у него за окном уже колокольчик звенит. Синички слетелись и теребят сало. Коля умывается и завтракает под веселый звон. Он уже в школу идет, а будильник все не умолкает. Надежный. Мальчик не заводит его, а только сало меняет.

/82 слова/

Годовой контрольный диктант в 8 классе № 15 | Сборник диктантов по Русскому языку в 8 классе с русским языком обучения

Годовой контрольный диктант в 8 классе № 15