Контрольные диктанты 3 класс за 1 четверть: Контрольный диктант по русскому языку за 1 четверть по программе «Школа России» (3 класс)

Содержание

Контрольный диктант по русскому языку за 1 четверть по программе «Школа России» (3 класс)

Контрольный диктант за 1 четверть по русскому языку,3 класс

Прощальная песня.

          Вечером шёл дождь. Под утро мокрую траву схватил мороз. Холодный ветер поселился в лесу. Он бродил между сосен. Перелетал от поляны к поляне. Грустно шумели вековые ели. Я стоял на опушке и слушал прощальную песню леса. С неба упал журавлиный крик. Почему печально кричат журавли? Птицы сделали круг над Волгой и полетели к югу.

1 вариант.

Грамматическое задание:

1.Разобрать по членам предложения и частям речи, выписать словосочетания.

. В холодном воздухе носились лёгкие снежинки.

2.Подобрать и написать 3 однокоренных слова (сущ., прил., гл.,) с корнями:

– рыб-                                  

    -сад —                

2 вариант.

Грамматическое задание:

1.Разобрать по членам предложения и частям речи, выписать словосочетания.

В прошлом декабре стояли сильные морозы.

2.Подобрать и написать 3 однокоренных слова (сущ., прил., гл.,) с корнями:

-стар-

-див-

1 вариант.

Грамматическое задание:

1.Разобрать по членам предложения и частям речи, выписать словосочетания.

. В холодном воздухе носились лёгкие снежинки.

2.Подобрать и написать 3 однокоренных слова (сущ., прил., гл.,) с корнями:

– рыб-                                  

    -сад —                

2 вариант.

Грамматическое задание:

1.Разобрать по членам предложения и частям речи, выписать словосочетания.

В прошлом декабре стояли сильные морозы.

2.Подобрать и написать 3 однокоренных слова (сущ., прил., гл.,) с корнями:

-стар-

-див-

1 вариант.

Грамматическое задание:

1.Разобрать по членам предложения и частям речи, выписать словосочетания.

. В холодном воздухе носились лёгкие снежинки.

2.Подобрать и написать 3 однокоренных слова (сущ., прил., гл.,) с корнями:

– рыб-                                  

    -сад —                

2 вариант.

Грамматическое задание:

1.Разобрать по членам предложения и частям речи, выписать словосочетания.

В прошлом декабре стояли сильные морозы.

2.Подобрать и написать 3 однокоренных слова (сущ., прил., гл.,) с корнями:

-стар-

-див-

1 вариант.

Грамматическое задание:

1.Разобрать по членам предложения и частям речи, выписать словосочетания.

. В холодном воздухе носились лёгкие снежинки.

2.Подобрать и написать 3 однокоренных слова (сущ., прил., гл.,) с корнями:

– рыб-                                  

    -сад —                

2 вариант.

Грамматическое задание:

1.Разобрать по членам предложения и частям речи, выписать словосочетания.

В прошлом декабре стояли сильные морозы.

2.Подобрать и написать 3 однокоренных слова (сущ., прил., гл.,) с корнями:

-стар-

-див-

1 вариант.

Грамматическое задание:

1.Разобрать по членам предложения и частям речи, выписать словосочетания.

. В холодном воздухе носились лёгкие снежинки.

2.Подобрать и написать 3 однокоренных слова (сущ., прил., гл.,) с корнями:

– рыб-                                  

    -сад —                

2 вариант.

Грамматическое задание:

1.Разобрать по членам предложения и частям речи, выписать словосочетания.

В прошлом декабре стояли сильные морозы.

2.Подобрать и написать 3 однокоренных слова (сущ., прил., гл.,) с корнями:

-стар-

-див-

1 вариант.

Грамматическое задание:

1.Разобрать по членам предложения и частям речи, выписать словосочетания.

. В холодном воздухе носились лёгкие снежинки.

2.Подобрать и написать 3 однокоренных слова (сущ., прил., гл.,) с корнями:

– рыб-                                  

    -сад —                

Материал по русскому языку (3 класс) на тему: Тексты контрольных диктантов для 3 класса за I полугодие

Русский язык. 3 класс. I полугодие

Контрольный диктант

 Тема: Буквы непроизносимых согласных в корне слова

Лебеди

Озеро стыло на глазах. Мороз резал лицо. Злой туман висел там, где плавали большие белые птицы. Лебеди били крыльями лёд, не давали воде уйти. Первый раз лёд отступил. Счастливые лебеди плавали по воде. Они праздновали победу. Но мороз снова упал – и теперь надолго. Дымилась вода. От озера осталась узкая полоска. Лебеди ушли только на четвёртый день. Вот они в последний раз облетают озеро. Ветер уже несёт по льду обломки тростника, жжёт колючий снег. Птицы оставляют мне до весны грустную лебяжью песню. (82 слова)

                                                                                                                                                                                  (По А. Огневу)

Контрольный диктант

Тема: Безударные гласные в корне слова

Цели:

– развитие умений письменной речи: писать слова с изученными орфограммами, графически их обозначать, находить и исправлять ошибки, если они есть.

Учитель определяет задачу урока: ученики будут записывать под диктовку текст, находить изученные орфограммы, обозначать их, проводить самопроверку (указывать проверочные слова, отмечать словарные, большую букву и т.д.).

Текст диктанта.

О фиалке

Ушли холода. И одной из первых в лесу зацветает фиалка. Если её нашёл, становится ясно – наступает весна! Сначала на земле зеленеют маленькие кругловатые листочки. Потом из них выглядывает первая робкая фиалка. Говорят, что, прежде чем создать фиалку, Земля долго мечтает, глядя в голубое небо. Её мечты станут цветами, если помогает солнце. Мартовского солнца хватает только на такие маленькие листочки и крошечные цветы. Фиалки – дети весны. (67 слов)

(По Г. Громану)

Контрольный диктант

Тема: Разделительные Ъ и Ь

Цели:

 – проверка умений письменной речи: правильно писать слова с буквами безударных гласных в приставках, с разделительным ъ и ь, а также с орфограммами, изученными ранее (одна и две проверяемые буквы безударных гласных в корне слова, проверяемые буквы согласных в корне слова и др.), графически их обозначать, находить и исправлять ошибки, если они есть.

Текст диктанта.

Хорошо в лесу осенью. Ещё тепло, но уже вьётся в воздухе тонкая паутина. В тишине можно услышать редкие птичьи голоса. Земля ещё пьёт росу, а деревья ловят свет и тепло. Скоро стужа и снег станут хозяйничать в лесу. Зима распахнёт свои объятия. Листья съёжатся и опадут. Заблестит серебро на сучьях. Вьюга заметёт тропинки. Так будет всю зиму, пока весенний ветер не объявит о приходе тепла. (65 слов)

Задания.

1. Выделить приставку в четырёх словах по выбору.

2. Обозначить графически орфограмму-разделительный ь и ъ в двух словах (по выбору).

Тема: Контрольный диктант за I полугодие

Текст диктанта.

Здравствуй, зима!

Зима объявила свои права. Мягкий снег укрыл землю. Мороз сковал речки и озёра. Красив стал зимний лес! Снежком укрылись молодые берёзки и осинки. Чудесные шапки надели старые пни. Вот солнце осветило лесные окрестности. Засверкали на снегу снежинки. Гладкий лёд на реке заблестел. На ковре снегов видны рисунки. Это следы птиц и зверей. Вот пробежала хитрая лисичка. Красивые крестики следов оставили тетерева. (63 слова)

 Слова для справок: засверкали, заблестел, тетерев.

Учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему: Диктанты 1 полугодие 3 класс

ПРОЩАНИЕ С ОСЕНЬЮ

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Все вокруг стало нарядным. Две вороны сели на березу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмерзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

Слова для справок: стало, подмерзла.

Грамматическое задание:

  1. В первом предложении подчеркнуть подлежащие и сказуемое.
  2. Разобрать по составу слова: осенний, саду.
  3. Выписать из текста слово, в котором букв больше чем звуков.

ОСЕННИЙ ЛЕС

Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу. (41 слово)

Грамматическое задание:

  1. Выписать из текста однокоренные слова, выделить корень.
  2. 1 вариант: Выделить грамматическую основу в 4 предложении.
  3. 2 вариант: Выделить грамматическую основу в 7 предложении.

ПРАЗДНИЧНЫЙ ЛЕС

Ночная вьюга украсила лес. Он стал как чудесная сказка. Молоденькие кустики укрылись снежными шубками. Еловые лапы надели мягкие рукавицы. Гигантские сугробы напоминали великанов. Вот взошло солнце. Яркими блестками засветились снежинки. Из-под снега вылетел тетерев.

Слово для справки: из-под.

Вариант 2

ПРАЗДНИК ВЕСНЫ

Утро в лесу. На зеленой траве роса. Водяные капли висели на цветах и листьях. Выглянуло солнце. Оно осветило местность. В маленьких росинках заблестели огоньки. На деревьях шумела молодая листва. Радостно звучали птичьи голоса. В мягкой травке резвились лисята.

Задания (на выбор учителя):

1) Подчеркнуть главные члены предложения (в пятом предложении первого диктанта или в седьмом предложении второго диктанта) и выписать из предложения словосочетания.

2) Выписать три слова: первое – на правописание безударной гласной в корне; второе – на правописание парной по глухости-звонкости согласной в корне; третье – на правописание непроизносимой согласной; рядом с каждым словом записать проверочное.

3) Разобрать выделенное слово по составу. Подобрать к нему еще 1–2 однокоренных слова.

Контрольный диктант

ПОМОГИ ПТИЦАМ!

Зима. Трещал сильный мороз. Ребята вышли на улицу. На березках висели кормушки. Мальчики положили туда кусочки сала. Скоро прилетели синички. Они радостно защебетали. В стороне кружилась маленькая птичка с красной грудкой. Таня разбросала на снежок горстку семян. Снегирь подлетел и стал клевать вкусные зернышки. (44 слова.)

Задания (на выбор учителя):

1) Разобрать любое предложение из 2–4 слов по членам предложения, подчеркнуть главные члены и выписать словосочетания.

2) Разобрать любое из данных слов по составу (кормушки, зернышки, маленькая, вкусные).

3) Найти слово с приставкой и выделить ее.

4) Выписать слово, в котором гласную или согласную в корне надо проверять; подчеркнуть в проверяемом слове орфограммы и рядом написать проверочные слова.

5) Подчеркнуть в словах любого предложения изученные орфограммы.

Контрольный диктант (1 четверть) по русскому языку 3 класс | Контрольные работы по русскому языку

Контрольный диктант (1 четверть) по русскому языку 3 класс