Контрольная работа словарная работа в детском саду: Контрольная работа — Активизация словаря детей дошкольного возраста в процессе проведения дидактических игр и упражнений.

Содержание

Словарная работа в детском саду

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУВПО «МГГУ»)

 

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я  Р А Б О Т А  

 

СЛОВАРНАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ. 

 

 

Выполнила: студентка 3 курса

заочной формы обучения «050100.62 –

Педагогическое образование

(профиль Дошкольное образование)»

Филиппова Наталия Анатольевна

 

 

  

 

 

 

 

 

Мурманск

2014

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение

 

 

  1. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста
  2. Методика словарной работы в  возрастных группах
  3. Задачи и содержание словарной работы в детском саду
  4. Методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. И это закономерно. Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идет одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему.

Слово — основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить его значение или заключенный в нем смысл, звуковой состав (звуковое оформление), морфологическую структуру. Все эти три характеристики слова нужно учитывать при проведении словарной работы в детском саду.

Слово — основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Вместе с тем познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляющих получаемые им новые знания и представления. Поэтому словарная работа в детском саду тесно связана с познавательным развитием.

Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка.

И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.

Развитие словаря влияет на всестороннее развитие ребенка. Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения.

Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д.Ушинский, Л.С.Выготский, В.В.Виноградов, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев, С.Л.Рубенштейн, Ф.А.Сохин, Е.А. Флерина, Д.Б.Эльконин.

Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены также исследования М.М.Алексеевой, А.Н. Богатыревой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, Н.П.Ивановой, В.И.Логиновой, Ю.С.Ляховской, Н.П.Савельевой, А.А.Смаги, Е.М.Струниной, В.И.Яшиной и др.

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная (и письменная) речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.

В современной научной литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. В слове кодируется познавательный опыт. Язык как средство общения — это прежде всего язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлеченные понятия, выражаются чувства и отношения.

С физиологической точки зрения слово является универсальным средством сигнализации, которое может заменить все возможные для человека раздражители. Физиологическая сущность слова, так же как и его лингвистические характеристики, обусловливают такой принцип в обучении языку и речи, как наглядность.

С психологической точки зрения значение слова есть «единство обобщения и общения, коммуникации и мышления». Именно в значении слова «завязан узел того единства, которое мы называем речевым мышлением» (Л. С. Выготский).

 

1. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста

 

Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике.

  В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.

 Остановимся кратко  на характеристике каждой из сторон.

 Количественный рост  словаря. Дошкольный возраст —  период быстрого обогащения 

словаря. Его рост находится в зависимости  от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные  о количестве слов дошкольников  одного и того же возраста  очень разнятся между собой. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10—12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 — 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не столько за счет заимствования слов из речи взрослых, сколько за счет овладения способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни — период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет — до 2000 — 2500, а в 6 — 7 лет до 3500 -4000 слов. Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды.

 Особенно быстро увеличивается  число существительных и глаголов, медленнее растет число 

используемых  прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые  мало внимания обращают на  знакомство детей с признаками  и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного  как наиболее абстрактной части речи.

 Состав словаря отражает  круг интересов и потребностей  ребенка.

 Путь развития обобщения  у детей охарактеризовала М. М. Кольцова. По ее данным, сначала  слово выступает для ребенка  лишь как компонент сложного  воздействия взрослого, как компонент  целой ситуации, которая включает  и жесты, и интонацию, и обстановку, в которой это слово сказано. Затем слово становится интегрирующим  сигналом, проходя при этом ряд  промежуточных ступеней:

  • первая степень обобщения — слово замещает чувственный образ только одного предмета (кукла — только вот эта кукла). Слово несколько раз совпало с ощущениями от данной вещи, и между ними образовалась прочная связь. Эта степень обобщения доступна детям конца первого — начала второго года жизни;
  • вторая степень обобщения — слово замещает чувственный образ ряда однородных предметов (кукла относится к любой кукле, независимо от ее размера, материала, из которого она сделана, и т. д.). Значение слова здесь шире. Эта степень обобщения может быть достигнута детьми к концу второго года жизни;
  • третья степень обобщения — слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее назначение (игрушки, посуда и т. п.). Слово игрушки обобщает и кукол, и мячи, и кубики, и другие предназначенные для игры предметы. Сигнальное значение такого слова очень широко, но вместе с тем значительно удалено от конкретных образов предметов. Эта степень обобщения доступна детям в три — три с половиной года;
  • четвертая степень обобщения — слово достигает высшей стадии интеграции. В слове как бы дан итог предыдущих уровней обобщения (слово вещь, например, содержит в себе обобщения, которые заключают в себе слова игрушки, посуда, мебель и др.). Сигнальное значение такого слова чрезвычайно широко, а связь его с конкретными предметами прослеживается с большим трудом. Такого уровня обобщения дети достигают лишь на пятом году жизни.

 Для того чтобы ребенок  усвоил слова первой и второй  степени обобщения, необходимо совпадение  во времени звучания слова, которое  произносит взрослый, с восприятием  малышом предмета или действия, которое оно обо­значает. Причем  чем меньше ребенок, тем большее  количество таких совпадений  требуется. Так, на первом году  необходимо более 50 — 70 повторений, в то время как на втором  году — не более 10. Большое  значение имеют действия ребенка  с называемым предметом. В исследовании  М. М. Кольцовой убедительно доказано, что слово превращается в обобщающий сигнал при условии выработки большого количества двигательных условных связей.

  После 4 — 5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребенок еще не осознает всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена предметная отнесенность слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним, нет. Можно привести много примеров несовпадения значений слов в речи детей и взрослых.

 В основе освоения  значений слов лежит функциональный  признак предмета. Вот почему при отсутствии слова дети часто прибегают к толкованиям с указанием на назначение предметов: футляр — «очечник», «очкуха»; лейка — «поливалка»; мебель — «спят там»; автомобиль — «чтобы ездить»; сиденье — «чтобы садиться» и т. д. И даже обобщающие слова, в звуковом образе которых закреплен общий функциональный признак предметов, дети усваивают раньше других, аналогичных по степени обобщения {игрушки — играть, одежда — одевать, обувь — обувать).

 Наименее усвоенными  оказываются слова, обозначающие  более отдаленные от детей  явления. Например, народ — «это  на базаре. Все ходят, покупают»; неурядица — «это девочка, у которой нарядного платья нет»; последователь — «по следу идет, охотник какой-то»; ракетница — «это тетенька на ракете летает».

 Переносные значения  слов усваиваются детьми не  сразу. Сначала происходит усвоение  основного значения. Всякое употребление слов в переносном значении вызывает удивление и несогласие детей (услышав выражение «он с петухами спать ложится», ребенок возражает: «Нет, они заклюют»).

  Уточнение смыслового содержания слов к 6 — 7 годам только набирает силу. Это связано с усвоением новых знаний о мире и с зарождением эстетического отношения к слову и речи в целом. Сначала дети неосознанно используют метафоры в своей речи. (Ребенок смотрит, как готовят пюре: «Почему картошку долбишь? Почему ты расталкиваешь картошку? Я видел: ты ее сейчас толкала»). В старшем дошкольном возрасте наблюдаются случаи осознанного употребления метафор («Какие большие виноградины! Прямо воздушные шары.»).

 Словарь дошкольников  активно обогащается за счет  слов, «придуманных» ими («красавлюсъ», «намакаронился», «мазелин»). Словотворчество составляет важнейшую особенность детской речи.

 Важная задача воспитания  и обучения состоит в учете  закономерностей освоения значений  слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического  отбора слов в соответствии  с контекстом высказывания.

Пользуясь речью и зная многие слова, ребенок еще долгое время не осознает слова как слова, что-то обозначающие, но существующие отдельно как системы символов. Например, многие младшие дошкольники и дети среднего дошкольного возраста на просьбу назвать и пересчитать, сколько слов в предложении, называют только существительные, как бы не замечая глаголов, прилагательных и других частей речи. С понятием «слово» они нередко идентифицируют целое предложение, что, по-видимому, свидетельствует о том, что слово для них — целая мысль. Если иметь в виду, что для многих детей раннего и дошкольного возраста в одном слове действительно часто выражено то, что взрослый человек с развитой речью обычно передает в целом предложении, а иногда и при помощи нескольких связанных предложений, то становится понятной такая особенность суждений детей данного возраста.

Статья по развитию речи (средняя группа) на тему: Словарная работа в детском саду.

 Задачи и содержание словарной работы в детском саду

Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей.

В словарной работе с дошкольниками выделяют два аспекта: 1. Освоение ребенком предметной отнесенности слов и их понятийного содержания (ознакомление детей с названиями конкретных предметов, понятиями).

 2. Усвоение слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами (ознакомление детей с многозначными словами, раскрытие их семантики, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, многозначных слов, т.е. развитие смысловой стороны речи).

В средней группе активный словарь ребенка достигает 1900 – 2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков. Ребенок называет животных и их детенышей, профессии людей. Дети пользуются более усложненной и распространенной фразой. Встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги: по, до, после, вместо. Союзы: что, куда, сколько. Ребенок  понимает условные предложения со словами « если». Речь становится более связной и последовательной. Дети учатся отвечать на вопросы, пересказывать хорошо известные сказки, рассказы ( с помощью взрослых). К пяти годам исчезают почти все возрастные  неправильности  произношения.

Основная  задача  воспитателя – расширять активный словарь детей. Учить использовать в речи названия предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

Существует целая система занятий, содействующих развитию словаря детей. Занятия по первичному ознакомлению с предметами и явлениями:

  1. Демонстрация предметов и явлений.
  2.  Дидактические игры.
  3. Занятия на сравнение предметов.
  4. Занятия по ознакомлению со свойствами и качествами предметов.
  5. По ознакомлению с видовыми  понятиями.
  6. По ознакомлению с родовыми  понятиями.
  7. Занятия по обучению детей отгадыванию и составлению загадок.

В дошкольном возрасте большое значение  в речевом развитии детей имеет игра. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности:  

творческие ролевые игры,

 игры —  драматизации,

подвижные игры,

дидактические игры

настольно – печатные игры.

Дидактическая игра развивает связную речь, формирует  правильное звукопроизношение, умение выражать свои мысли,  пополняет и активизирует словарь.

В своей работе с детьми по реализации темы самообразования я использую различные игры и упражнения. Например, по формированию предметного словаря,  игра: « Что каким бывает?»

  1. Что бывает круглым?
  2. Что бывает длинным?
  3. Что бывает высоким?
  4. Что бывает зеленым?
  5. Что бывает холодным?
  6. Что бывает сладким?
  7. Что бывает колючим?
  8. Что бывает острым?
  9. Что бывает легким?

Игры с мячом: « Скажи ласково», « Мяч бросай – животных называй»,           « Мяч бросай – фрукты называй»

Игра:  « Один – много»

( мы — волшебники немного:  был один, а станет много)

Так же использую игры на формирование  навыков  словообразования:

Игра: « У кого – кто?»

У белки – бельчонок, бельчата.

У зайчихи — …….., …….

У лисы — …….,  ……..

У ежихи — ……., …….

Игры на согласование существительных с прилагательными:

« Отгадай, кто я?»

Маленький, колючий — ….,  неуклюжий, косолапый — ….., хитрая, рыжая — …,

Игра: « Скажи  наоборот»  ( высокий — …..,  большой — …, злой — …..,)

Игра: « Назови одним словом»   ( сложные слова)

Сам летает – самолет

Везде ходит — ……..

Снег падает — …….

Пыль сосет — …….

Игра: « Подбери словечко»  ( можно играть с мячом)

Про что можно сказать – свежий?…….,   свежая? ….

                                            старый….    старое…..

Практикую упражнения с использованием многозначности слов:

лук, кран, молния, ключ и т. д., применяя наглядные  картинки.

Несмотря на каждодневную, плодотворную работу  существует много проблем в речи детей дошкольного возраста:

Ребенок еще не способен грамматически правильно построить предложение.

Речь односложная, недостаточный словарный запас.

Ребенок испытывает  трудности  чтобы составить описательный рассказ на заданную тему. Не может пересказать текст своими словами.

Некоторым  детям трудно логически обосновать ( объяснить) свои утверждения или поступки.

Отсутствуют навыки культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и т.д.

Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт

Работу с детьми по развитию словаря  можно осуществлять:

1. В ходе непосредственно образовательной деятельности;

2. В ходе режимных моментов;

3. В процессе совместной деятельности педагога с детьми;

4. При организации самостоятельной детской деятельности.

Реализация программы по самообразованию моей темы  осуществляется по двум направлениям:

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

Консультации для родителей по теме: « Развитие речи детей»

Работа в уголке  для родителей  ( поместить рубрику советов и пожеланий по теме)

Совместное чтение  рус. нар. сказок с объяснением значения старинных слов.

Изготовление картотеки  Д / Игр по развитию словаря.

Совместная деятельность с детьми

Презентация проекта:  « Волшебные слова», « Говорим  правильно»

Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Все задачи словарной работы решаются в единстве с другими задачами развития речи.

Картотека по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Картотека упражнений по словарной работе со старшими дошкольниками

Картотека упражнений по словарной работе со старшими дошкольниками

Основной задачей словарной работы является уточнение имеющегося словаря и его обогащение. Дети должны не только не просто запоминать новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться в конкретной ситуации.

 Предлагаемые словесные упражнения (в основном, для детей подготовительной группы) помогут не только развить, но и оценить уровень внимания детей к слову, к его различным оттенкам и значениям.

«Чем защищается животное? «

 Корова – рогами. Лошадь – копытами.

 Кошка – когтями. Волк – клыками.

 Пчела – жалом. Ёж – иголками.

«Много»

 Много – много лошадей – табун

 коров – стадо.

 овец – отара.

 рыб – косяк.

 волков – стая.

 птиц – стая.

 собак – свора.

«Кто как голос подает? «

 Курица кудахчет, квохчет.

 Сорока стрекочет.

 Лев рычит.

 Кузнечик стрекочет

 Рыба молчит.

 Лошадь ржет.

 Корова мычит.

 Кошка мяукает, мурлычет.

 Гусь гогочет.

 Утка крякает.

 Лягушка квакает.

 Кукушка кукует.

 Собака лает.

 Жук жужжит.

 Змея шипит.

 Волк воет.

 Петух кукарекает.

 Голубь воркует.

 Ёжик фыркает.

 Ворона каркает.

 Цыпленок пищит.

«Кто где живет? «

 Муравей в муравейнике. Белка в дупле.

 Птичка в гнезде. Волк в логове.

 Медведь в берлоге. Бобр в хатке, на плотине.

 Акула в море. Собака в конуре.

 Щука в реке. Курица в курятнике.

 Пчелы в улье. Овца в овчарне.

 Лиса в норе. Конь в конюшне.

«Часть – целое»

 Панцирь – черепаха Хобот – слон

 Стержень – ручка Страница – книга, тетрадь

 Клешня – рак, краб Копыто – лошадь, корова

 Вымя – корова, коза Грифель – карандаш

 Клавиши – рояль, пианино Усы – кошка, жук и т. д.

 Книга – библиотека Руль – машина, велосипед

 Крыло – птица Коготь – птица, зверь

 Дерево – лес Зерно – колосок

 Паста – тюбик Ноготь – палец

 Колесо – машина, велосипед Жало – пчела

 Зрачок – глаз Стрелка – часы

 Лепесток – цветок Палец – рука

 Лист – дерево, кустарник Волосы – голова

«Чьё мясо? «

 Мясо свиньи – свинина.

 Мясо коровы – говядина.

 Мясо теленка – телятина.

 Мясо курицы – курятина.

 Мясо индюшки – индюшатина.

«Приготовлены из. «

 Котлеты из мяса – мясные.

 Из курицы – куриные.

 Из рыбы – рыбные.

 Из капусты – капустные.

 Из моркови – морковные.

 Из свеклы – свекольные.

 Из риса – рисовые.

«Сделано из. «

 Сок из винограда – виноградный

 Сковорода из чугуна – чугунная

 Сок из сливы – сливовый

 Посуда из дерева – деревянная

 Сок из клюквы – клюквенный

 Шапка из меха – меховая

 Сок из брусники – брусничный

 Сок из моркови – морковный

 Монета из золота – золотая

 Сок из свеклы – свекольный

 Венок из цветов – цветочный

 Кувшин из глины – глиняный

 Сок из клубники – клубничный

 Платок из шерсти – шерстяной

 Сок из лимона – лимонный

 Блузка из шелка – шелковая

 Сок из апельсина – апельсиновый

 Сок из граната – гранатовый

 Стол из пластмассы – пластмассовый

 Подсвечник из меди – медный

«Что лишнее? «

 Корова, овца, коза, кролик.

 Осёл, свинья, овца, корова.

 Корова, овца, дикобраз, осёл.

 Свинья, корова, лошадь, коза.

 Корова, кролик, ягненок, лошадь.

 Ягненок, теленок, осел, поросенок.

 Кошка, баран, бык, верблюд.

 Гусь, курица, индюк, петух.

 Голубь, индюк, курица, петух.

 Цыпленок, гусенок, индюшонок, утка.

 Волк, лиса, медведь, кролик.

 Рысь, кабан, заяц, лось.

 Корова, коза, лось, носорог.

 Волк, лиса, белка, медведь.

 Жираф, олень, лось, коза.

 Воробей, ворона, дятел, голубь.

 Орёл, сокол, филин, ворона.

 Соловей, журавль, снегирь, дрозд.

 Пальто, платье, свитер, валенки.

 Брюки, шорты, кофта, джинсы.

 Ботинки, кроссовки, носки, туфли.

 Брюки, джинсы, шорты, рейтузы.

 Шуба, пальто, майка, дубленка.

 Тапочки, ботинки, босоножки, сапоги.

 Пинетки, туфли, сандалеты, ботинки.

 Кеды, туфли, кроссовки, чешки.

 Панама, шляпа, платок, кепка.

 Помидор, редька, лук, репа.

 Картофель, морковь, яблоко, перец.

 Салат, редис, капуста, лук.

 Клюква, малина, груша, рябина.

 Крыжовник, смородина, ежевика.

 Гранат, груша, яблоко, дыня.

 Клён, тополь, дуб, ель.

 Сыроежка, подберезовик, мухомор.

 Нож, блюдце, миска, тарелка.

 Чашка, пиала, солонка, кружка.

 Кувшин, кружка, чайник, кофейник.

 Половник, ложка, вилка.

 Овощерезка, кастрюля, мясорубка.

 Кукла, машина, мячик, ручка.

 Юла, кубик, машинка, кукла.

 Карандаш, тетрадь, юла, линейка.

 Молоток, удочка, пила, клещи.

 Шуруп, гвоздь, винт.

 Кекс, батон, сыр, кулич.

 Молоко, булка, сливки, сметана.

 Троллейбус, автобус, трамвай.

 Автобус, самолет, вертолет.

 Метро, трамвай, автобус.

 Комбайн, трактор, легковая машина.

 Изба, сарай, здание, дом.

 Муравейник, гнездо, коровник.

 Радостный, веселый, грустный.

 Смелый, трусливый, отважный.

 Пасмурный, ясный, ненастный.

 Холод, жара, мороз.

 Лето, весна, вторник, зима.

 Утро, день, ночь, темно.

 Лето, весна, вторник, зима.

 Декабрь, июль, январь, февраль.

 Сентябрь, август, ноябрь, октябрь.

 Июнь, июль, январь, август.

 Май, сентябрь, весна, декабрь.

 Зима, весна, май, лето.

 Среда, пятница, зима, понедельник.

 Квакать, кукарекать, молчать.

 Мяукать, лаять, говорить.

«Ответь на вопросы»

 1. Назови времена года. Сколько месяцев в году?

 2. Перечисли месяцы года. С какого месяца год начинается?

 3. назови последний месяц года. /2, 5, 9, 11 месяцы/

 4. Назови зимние /летние и т. д. / месяцы.

 5. Сколько дней в неделе? Перечисли. Назови рабочие дни /выходные/.

 6. Сколько дней в месяце? Сколько недель в месяце?

 7. Какой месяц самый короткий?

 8. Назови части суток.

«Явления природы»

 1. В какое время года снегопад? /листопад, ледоход, п дождь, гроза, появляются листья на деревьях/.

 2. В какое время года птицы вьют гнезда, выводят птенцов?

 3. В какое время года бывает град? /иней, появляются подснежники, улетают птицы на юг/.

 4. В какое время года появляются комары? Реки покрыты льдом? Желтеют листья? Бывает сенокос? Собирают урожай? Сажают семена?

 5. В какое время года готовят сани, а в какое – телегу?

«Что из чего делают? «

 1. Что делают из муки?

 2. Что делают из молока? /сметану, сливки, творог, кефир, ряженку, сыр, йогурт/.

 3. Что делают из шерсти овец и коз? /нитки/.

 4. Что делают из шерстяных ниток? /свитер, джемпер, носки, варежки, шарфы/.

 5. Что делают из песка? /стекло/.

 6. Что делают из глины? /посуду, кирпич/.

 7. Что делают из металла? /инструменты, посуду/.

 8. Что делают из хлопка? /ткани, вату/.

 9. Что делают из древесины? /мебель/.

 10. Что делают из семян подсолнечника? /подсолнечное масло/

«Что с чем делают? «

 1. Песок сыплют, а воду…

 2. Котлеты жарят, а суп…

 3. Стол накрывают, а постель…

 4. Цветы водой поливают, а огонь…

 5. Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену…

 6. Стол можно сломать, а стакан…

 7. Воду можно разлить, а горох…

 8. Сено косят, а волосы…

 9. Нитки прядут, а холст…

 10. Платье шьют, а шарф…

«Что каким бывает? «

 1. Что бывает круглое, а что плоское?

 2. Что бывает длинное, а что короткое?

 3. Что бывает толстое, а что тонкое?

 4. Что бывает прямое, а что кривое?

 5. Что бывает гладкое, а что шероховатое?

 6. Что бывает острое, а что тупое?

 7. Что бывает жидкое, а что густое?

 8. Что бывает твердое, а что мягкое?

 9. Что бывает прочное, а что хрупкое?

«Сравни»

 1. Береза высока, но сосна еще…

 2. Железо тяжело, но свинец еще…

 3. Волк хитер, но лиса еще…

 4. Серебро дорого, но золото еще…

 5. Медь тверда, но железо еще…

 6. Нитки тонкие, но волос еще…

 7. Веревка толста, но канат еще…

«Где что находится? «

 1. Посуда — … ./кухня/

 2. Одежда — … /гардероб/

 3. Сахар — … /сахарница/

 4. Масло — … /масленка/

 5. Соль — … /солонка/

 6. Молоко — … /молочник/

 7. Соус — … /соусница/

 8. Хлеб — … /хлебница/

 9. Фрукты — … /ваза/

 10. Вафли — … /сухарница/

«Измени по числам»

 Мост — глаза — ручей — какао — тучи — почка — кол — метро — веревка — флаги — день — друг — пальто — пол — коньки — воробей — какаду — ветка — луг — скворечник — брат — цыпленок — ухо — кофе — сыры — стул — просьбы — пианино — брюки – стрекоза — туманы — лыжи — шахматы — шашка — карандаши — ягненок — полено — чернила — зерно — сын – жильцы – ножницы — огонек — хлопья — барсуки — муравей — шорты.

«Кто что делает? «

 1. Кто учит детей?

 2. Кто лечит больных?

 3. Кто печет торты?

 4. Кто делает мебель?

 5. Кто красит стены?

 6. Кто делает прически?

 7. Кто строит дома?

 8. Кто лечит зверей?

 9. Кто работает в саду?

 10. Кто пишет стихи, книги, музыку?

 11. Кто разносит письма, газеты, журналы?

 12. Кто шьет одежду?

 13. Кто рисует картины?

 14. Кто продает товар?

 15. Кто подметает двор?

 16. Кто летает в космос?

 17. Кто чинит сапоги?

 18. Кто водит машину?

 19. Кто поет песни?

 20. Кто управляет самолетом?

 21. Кто готовит пищу?

«Чей это инструмент? «

 Молоток – кисть – шприц – игла – рубанок – лопата – рояль – скрипка – барабан – гитара – труба – метла – ружье – мел – кастрюля – скальпель – свисток – удочка – напильник – молот – ножницы – расческа.

«Скажи коротко»

 • Остаться на зиму — … зимовать

 • Остаться на ночь — … ночевать

 • Мелкий дождь — … дождик

 • Капля дождя — … дождинка

 • Маленькая лошадка — … пони

«Кто или что может быть? «

 • Высоким или низким;

 • Большим или маленьким;

 • Холодным или горячим;

 • Коротким или длинным;

 • Твердым или жидким;

 • Узким или широким.

«Чем похожи эти слова? «

 • Кошка, книга, крыша;

 • Печь, течь, речь;

 • Морж, нож, ковш;

 • Число, весло, кресло;

 • Мышь, брошь, рожь;

 • Колесо, полоса, яблоко.

«Назови общие признаки»

 • Яблока и арбуза;

 • Кошки и собаки;

 • Книги и тетради;

 • Вилки и ложки, стола и стула.

«Чем отличается? «

 • Ручка от карандаша;

 • Книга от тетради;

 • Линейка от треугольника;

 • Сани от телеги;

 • Рассказ от стихотворения.

«Назовите предмет, про который можно сказать. «

 • Черная, четырехугольная, сделана из дерева;

 • Белый, сладкий, твердый;

 • Продолговатый, зеленый, твердый, съедобный;

 • Желтый, продолговатый, кислый;

 • Пушистый, ходит, мяукает;

 • Гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.

«Закончи фразу»

 • Участок зелени, где растут овощи, называется …

 • Участок земли, где растут, называется садом.

 • Клумба – это участок земли, на котором растут …

 • Дом, в котором учатся дети, называется…

 • Отличник – это учение, который …

 • Квартира – это помещение, в котором…

 • Дежурный – это человек, который…

 • Певец – это человек, который…

 • Ручка – это предмет, которым…

 • Карандаш – это предмет, которым…

 • Машинист – это человек, который…

 • Боксер – это, который занимается …

 • Спортсмен – это человек, который …

 • Учитель – это, который …

 • Художник – это, который …

 • Утюг – это … для глажения.

 • Лампа – это электроприбор …

 • Пылесос – это … для …

 • Скворечник – это … для скворца.

 • Аквариум – это дом …

 • Улей – это дом для …

 • Солонка – это посуда …

 • Хлебница – это посуда для …

 • Масленка – это посуда …

 • Яблоня – это дерево …

 • Пекарь – это человек, который …

 • Сапожник – это человек, который …

 • Конура – это дом для …

 • Берлога – это дом для …

Учебно-методический материал по логопедии по теме: Семинар-практикум с воспитателями на тему «Организация и методика проведения словарной работы с дошкольниками»

Семинар-практикум по теме

«Организация и методика проведения

словарной работы с дошкольниками».

учитель-логопед: Омельчук М.Н.

Выступление с презентацией

I слайд

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

Словарная работа имеет прямое влияние на развитие речи как таковое. Без роста словарного запаса развитие речи в принципе невозможно.

II слайд

Словарная работа с детьми направлена, с одной стороны, на расширение их пассивного и активного словаря, на углубление понимания смысла слов;

с другой стороны, на овладение умением четко выражать свои мысли и в дальнейшем использовать усвоенные слова для построения связного высказывания.

Словарная работа оказывает прямое и непосредственное влияние на отбор языковых средств, т. е. на нахождение наиболее точного слова в речевом высказывании. Она включает упражнения по подбору синонимов и антонимов, эпитетов и сравнений к заданным словам.

III слайд

Специально организованная лексическая работа, в которой уделяется внимание формированию умений оперировать словом, выделять его смысловую сторону, сопоставлять, оценивать, проводить отбор слов, оказывает положительное влияние на развитие устной монологической речи дошкольников.

IV слайд

Формирование грамматического строя речи также находится в тесном взаимодействии с лексической работой. При анализе и пересказе литературных произведений, во время рассматривания сюжетных картин, описания игрушек, самостоятельных творческих рассказов дети учатся распознавать смысловые оттенки слов.

V слайд

Дошкольный возраст — период быстрого развития словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания.

В современной отечественной методике нормой считается 10 — 12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь.

После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 — 400 слов, а

к трем годам может достигать 1500 слов.

В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни — период наибольшего увеличения активного словарного запаса.

К четырем годам количество слов доходит до 1900,

в пять лет — до 2000 — 2500, а

в шесть — семь лет до 3500- 4000 слов.

Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды. Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.

VI слайд

Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка. В речи детей можно обнаружить слова, обозначающие разные сферы жизни.

Среди существительных названия предметов обихода составляют 36%, 

VII слайд

названия объектов живой природы — 16,5%;

VIII слайд

названия средств передвижения — 15,9%. Среди других существительных наиболее употребительными являются названия неживой природы, частей тела, строительных сооружений и др. Третью часть всех слов составляют глаголы.

Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие — развитие значения слов.

IX слайд

Словарная работа, как и всякая педагогическая деятельность должна опираться на те задачи, которые перед собой ставит. В настоящее время принято выделять четыре основные задачи словарной работы в детском саду:

а) обогащение словаря

б) уточнение словаря

в) активизация словаря

г) устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь.

X слайд

Содержание словарной работы в дошкольных учреждениях определяется тем, что здесь первоначально складывается словарный запас. Это лексика, необходимая ребёнку для общения, удовлетворения своих потребностей, ориентировки в окружающем, познания мира, развития и совершенствования разных видов деятельности.

XI слайд

Усложнение содержания словарной работы наблюдается в каждой возрастной группе, оно идёт по следующим направлениям:

  • овладение словарём в единстве с восприятием предметов и явлений в целом;
  • рост словаря за счёт понимания слов, обозначающих качества свойства, детали предметов и явлений. Их отношения. Этот процесс требует способности к  владению такими мыслительными операциями, как анализ, сравнение.
  • Введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия. Этот процесс предполагает наличие у детей умения обобщать предметы и явления по существенным признакам.

XII слайд

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.

XIII слайд

Одним из средств развития словаря детей дошкольного возраста является дидактическая игра: («Магазин», «Что из чего сделано?», «Кому что?», «Кто найдет, пусть возьмет», «Кто первый узнает?», «Чудесный мешочек», «Парные картинки», домино «Транспорт» и по другим лексическим темам).

Методика проведения словарных дидактических игр в разных возрастных группах определяется содержанием словарной работы, возрастными особенностями детей и другими факторами.

XIV слайд

Словарная работа имеет огромное значение для дошкольного образовательного процесса, так как:

а) словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей;

б) овладение словарём является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития ребёнка;

в) усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления.

Г) своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению.

XV слайд

Спасибо за внимание!

Практическая часть

Уважаемый коллега!

1.Ознакомьтесь с  понятиями «словарная работа». Выберите то понятие, которое используется вами  в работе с детьми в ДОУ.

  • «Словарная работа – целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка». М.М. Алексеева, В.И. Яшина.
  • «Словарная работа – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов» А.М. Бородич.
  • «Словарная работа – систематическая учебно – воспитательная работа в области лексики языка, направленная на овладение учащимися незнакомым или знакомым, но трудным для них словарём, на повышение культуры речи». Психолого-педагогический словарь.
  • «Словарная работа – необходимое условие освоения родного языка, его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи» О.С. Ушакова.

2.Определите  в какой возрастной группе можно использовать данные формы и методы работы.

Формы словарной работы в средней группе

1. Осмотр помещений.
2. Экскурсии.
3. Рассматривание предметов.
4. Сравнение, различение, обобщение.
5. Беседы по игрушкам. Описание игрушек и составление загадок по ним.
6. Рассматривание картин.
7. Дидактические игры.
8. Драматизация и инсценировка с игрушками.

Методы словарной работы в старших группах

1. Занятие по обогащению словаря детей.
2.Осмотр помещения.
3. Экскурсии.
4. Рассматривание предметов и живых объектов.
5. Занятие по сравнению предметов.
6. Занятия по формированию родовых понятий.
7. Беседы об игрушках.
8.Беседы по картинам. Составление рассказов по картинкам.
9. Ознакомление с художественной литературой.
10.Объяснение значений слов.
11.Составление рассказов детьми.
12.Упражнения и игры.

Формы и методы словарной работы в младшей группе

1. Осмотр помещения.
2. Целевые прогулки.
3. Занятие по ознакомлению с предметным миром.
4. Занятия с образными игрушками.
5. Хороводные игры.
6. Рассматривание картин.
7. Ознакомление с художественной литературой.
8. Проведение словарных упражнений.

3.Отгадайте загадки о буквах:

1. В небе есть,

В земле нет,

В бабе две,

В мужике ни одной нет. (Б) .

2. Чего нет в России,

найдется в Москве,

нет в Петербурге,

а видно в Неве? (В)

3. Что находится между горой и долиной? (И)

4. В дряхлой избушке

жили Просто и Ничего;

избушка стала рушиться,

Просто вышло в двери,

а Ничего в окно;

Кого задавило в избушке? (И)

5. Загадка не в столице,

А в каждом кошельке,

В сарае не поместишь,

А спрячешь в кошельке. (К)

6. Что среди Волги стоит? (Л)

7. У человека одно,

у ворона два,

у медведя нет ни одного. (О)

8. Что находится посередине Киева? (Е)

4. Продолжите пословицы:

1. Грамота не болезнь – годы не уносит.

2. Грамоте учиться – всегда пригодится.

3. Без языка и колокол нем.

4. В добрый час молвить, в худой промолчать.

6. Выпустил словечко – не догонишь на крылечке.

7. Доброе слово лучше мягкого пирога.

8. Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.

5. Разгадывание кроссворда.

По вертикали:

1. Раздел теории литературы, занимающийся изучением особенностей языка произведений художественной литературы —  Стилистика 

3. Наука об общих законах строения и функционирования языка — Лингвистика

5. Иносказанное выражение чего-нибудь. Отвлечение от какой – нибудь мысли. Идеи в конкретном образе – аллегория

7. Шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов, игра слов – каламбур

10. Слова одной части речи, имеющие полностью или частично совпадающее лексическое значение – синонимы.

По горизонтали:

2. Справочное издание, содержащее собрание слов, расположенных и толкуемых по определённому принципу – словарь

4. Оттенок едва заметный переход в цвете, звуке, а также вообще тонкое различие, в чём-нибудь — нюанс

6. В поэтике, слово или выражение, заключающее в себе преувеличение для создания художественного образа в общее преувеличение —  гипербола

8. Перенесение свойств одного предмета явления на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов – метафора

9. Слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации к другой – сравнение

11. Слова, имеющие противоположные значения – антонимы

Практическая часть

Уважаемый коллега!

1.Ознакомьтесь с  понятиями «словарная работа». Выберите то понятие, которое используется вами  в работе с детьми в ДОУ.

  • «Словарная работа – целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка». М.М. Алексеева, В.И. Яшина.
  • «Словарная работа – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов» А.М. Бородич.
  • «Словарная работа – систематическая учебно – воспитательная работа в области лексики языка, направленная на овладение учащимися незнакомым или знакомым, но трудным для них словарём, на повышение культуры речи». Психолого-педагогический словарь.
  • «Словарная работа – необходимое условие освоения родного языка, его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи» О.С. Ушакова.

2.Определите  в какой возрастной группе можно использовать данные формы и методы работы.

Формы словарной работы в ________________________ группе

1. Осмотр помещений.
2. Экскурсии.
3. Рассматривание предметов.
4. Сравнение, различение, обобщение.
5. Беседы по игрушкам. Описание игрушек и составление загадок по ним.
6. Рассматривание картин.
7. Дидактические игры.
8. Драматизация и инсценировка с игрушками.

Методы словарной работы в ___________________________ группах

1. Занятие по обогащению словаря детей.
2.Осмотр помещения.
3. Экскурсии.
4. Рассматривание предметов и живых объектов.
5. Занятие по сравнению предметов.
6. Занятия по формированию родовых понятий.
7. Беседы об игрушках.
8.Беседы по картинам. Составление рассказов по картинкам.
9. Ознакомление с художественной литературой.
10.Объяснение значений слов.
11.Составление рассказов детьми.
12.Упражнения и игры.

Формы и методы словарной работы в _________________ группе

1. Осмотр помещения.
2. Целевые прогулки.
3. Занятие по ознакомлению с предметным миром.
4. Занятия с образными игрушками.
5. Хороводные игры.
6. Рассматривание картин.
7. Ознакомление с художественной литературой.
8. Проведение словарных упражнений.

3.Отгадайте загадки о буквах:

1. В небе есть,

В земле нет,

В бабе две,

В мужике ни одной нет. (___) .

2. Чего нет в России,

найдется в Москве,

нет в Петербурге,

а видно в Неве? (___)

3. Что находится между горой и долиной? (___)

4. В дряхлой избушке

жили Просто и Ничего;

избушка стала рушиться,

Просто вышло в двери,

а Ничего в окно;

Кого задавило в избушке? (___)

5. Загадка не в столице,

А в каждом кошельке,

В сарае не поместишь,

А спрячешь в кошельке. (___)

6. Что среди Волги стоит? (___)

7. У человека одно,

у ворона два,

у медведя нет ни одного. (___)

8. Что находится посередине Киева? (___)

4. Продолжите пословицы:

1. Грамота не болезнь – ….

2. Грамоте учиться – ….

3. Без языка и ….

4. В добрый час молвить, в …..

6. Выпустил словечко – не…..

7. Доброе слово лучше ….

8. Ешь пирог с грибами, а ….

5. Разгадывание кроссворда.

По вертикали:

1. Раздел теории литературы, занимающийся изучением особенностей языка произведений художественной литературы. 

3. Наука об общих законах строения и функционирования языка.

5. Иносказанное выражение чего-нибудь. Отвлечение от какой – нибудь мысли. Идеи в конкретном образе.

7. Шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов, игра слов.

10. Слова одной части речи, имеющие полностью или частично совпадающее лексическое значение.

По горизонтали:

2. Справочное издание, содержащее собрание слов, расположенных и толкуемых по определённому принципу.

4. Оттенок едва заметный переход в цвете, звуке, а также вообще тонкое различие, в чём-нибудь.

6. В поэтике, слово или выражение, заключающее в себе преувеличение для создания художественного образа в общее преувеличение.

8. Перенесение свойств одного предмета явления на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов.

9. Слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации к другой.

11. Слова, имеющие противоположные значения.

Презентация по развитию речи на тему: Призентация на тему: «Словарная работа с дошкольниками»

Слайд 1

Словарная работа с дошкольниками

Слайд 2

Слово – это… Слово является важнейшей единицей языка, носителем значений. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, словами выражаются мысли, чувства и эмоции говорящего. Любое речевое высказывание складывается из слов и их сочетаний, выстроенных в определенной последовательности в соответствии с замыслом и грамматически связанных между собой. Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможности выбора слов для более точного, оригинального и выразительного оформления мысли.

Слайд 3

Уточнить знания о понятии «словарная работа». Закрепить знания о задачах и содержании словарной работы. Закрепить знания об общих вопросах методики словарной работы. Закрепить знания о методике словарной работы в возрастных группах. Задачи:

Слайд 4

Словарная работа – это… « Словарная работа – целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка». М.М. Алексеева, В.И. Яшина. « Словарная работа – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов» А.М. Бородич.

Слайд 5

« Словарная работа – систематическая учебно – воспитательная работа в области лексики языка, направленная на овладение учащимися незнакомым или знакомым, но трудным для них словарём, на повышение культуры речи». Психолого-педагогический словарь. « Словарная работа – необходимое условие освоения родного языка, его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи» О.С. Ушакова.

Слайд 6

Задание Вспомните какое-нибудь четверостишие из известного стихотворения. Перефразируйте строфу таким образом, чтобы каждое слово в нем передавалось иным словом или словосочетанием. Например, «Я» можно превратить в «автора» или «лицо, которое вы видите перед собой», «дорогу» – в «путь», и т. п. Запишите текст, перефразирующий выбранную строфу, а прочитайте его вслух. Важно, чтобы остальные смогли догадаться, что за стихотворение было перефразировано.

Слайд 7

Направления словарной работы Обогащение словаря — введение в лексикон детей новых, ранее неизвестных слов; Уточнение словаря — углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами, усвоение многозначности, синонимики и т. п.; Активизация словаря – перенесение как можно большего количества слов из пассивного словаря в активный, а также развитие умения самостоятельно точно и правильно употреблять новые слова в собственной речи, включение слов в предложения, словосочетания; Устранение нелитературных слов , перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).

Слайд 8

Обогащение словаря Существительные Глаголы Прилагательные Наречия Местоимения Числительные

Слайд 9

Уточнение словаря

Слайд 10

Активизация словаря Активизация словаря — важнейшая задача словарной работы в детском саду. В процессе этой работы воспитатель побуждает детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Специальные приемы активизации словаря должны вызывать у ребенка внимание к выбору слова, формировать точность и ясность речи. В «Программе воспитания в детском саду» специально подчеркнуты требования к активному словарю детей, определены слова, которые они должны не только понимать, но и свободно употреблять, усвоение которых представляет для дошкольников известную трудность (справа, слева, треугольник, узкий и т. д.). Следовательно, активизация словаря — это увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком.

Слайд 11

Устранение нелитературных слов

Слайд 12

Принципы словарной работы единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления; опора на активное и действенное понимание окружающего мира; связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания окружающего мира, мыслительной деятельностью детей; использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности; решение всех задач словарной работы во взаимосвязи между собой и с формированием грамматической и фонетической сторон речи, с развитием связной речи; семантизация лексики (раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов в определённом контексте, через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование).

Слайд 13

Методы накопления содержания детской речи

Слайд 14

Первая группа включает методы а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии; б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ диа-, кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

Слайд 15

Введение новых слов в словарь Закрепление и активизация словаря Методы Возраст Методы Возраст 1. Непосредст-венное ознакомление с окружающим и обогащение словаря Рассматривание и обследование предметов Во всех возрастных группах Рассматривание игрушек Во всех возрастных группах Наблюдения за животными, растениями; за деятельностью взрослых Рассматривание картин знакомого содержания Осмотры помещения детского сада, целевые прогулки Начиная со средней группы Дидактические игры с игрушками, предме-тами и картинками Во всех возрастных группах Экскурсии (социальное окружение, природа) Словесные игры В средней и старших группах 2. Опосредство-ванное ознакомление с окружающим и обогащение словаря Показ картин с незнако-мым (малознакомым) содержанием Главным обра-зом, в старших группах Лексические (словар-ные) упражнения Во всех возрастных группах Чтение и рассказывание литературных произве-дений Во всех воз-растных группах Загадывание и отгадывание загадок Показ диа-, кино- и видеофильмов, просмотр телепередач Главным образом, в старших группах Рассказывание детьми (разные типы связных высказываний на разном материале) Преимущест-венно в средней и старших группах

Слайд 16

Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры, чтение художественных произведений, дидактические (словарные) упражнения

Слайд 17

Последовательность работы над словом обогащение знаний и словаря на основе наблюдений предметов и явлений действительности, обследования признаков предметов, их свойств и качеств; уточнение и закрепление представлений и словаря с помощью иллюстративного материала, развитие обобщающей функции слова, перенос наименования на сходные предметы и их изображения, употребление слов в разных ситуациях общения; использование словаря в активной речи (автоматизация) , в процессе бесед, разговоров, рассказов, в специальных лексических упражнениях на подбор синонимических рядов слов, антонимов, на многозначные слова.

Слайд 18

Словарная работа в разных видах деятельности бытовая деятельность трудовая деятельность игра творческая художественная деятельность детей занятия по другим разделам программы

Слайд 19

Что входит в содержание словарной работы? Бытовой словарь (части тела, лица, одежда, посуда ….) Природоведческий словарь (Живая, неживая природа) 3. Обществоведческий словарь (страна, труд людей, праздники, армия) 4. Эмоционально-оценочная лексика (слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства) 5. Слова, обозначающие время, пространство, количество.

Слайд 20

Обогащение и активизация словаря необходимо начинать с самого раннего возраста ребенка. А в дальнейшем нужно еще более усовершенствовать его и увеличивать. Только у ребенка обладающего богатым словарным запасом ребенка может сформироваться правильная грамотная речь.

Слайд 21

Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем, если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью, ребенок, будет более готов к школе. Легче будут восприниматься знания, передаваемые ему преподавателями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски. Исходя, из вышеперечисленного можно заключить, что словарь ребенка является основой развития речи детей.

Рабочие листы для детского сада — Рабочие листы для бесплатной печати для воспитателей и родителей детского сада

Поделитесь, пожалуйста, нашими рабочими листами. Спасибо!

Бесплатные задания для печати для детского сада

Рабочие листы для детского сада — прекрасный учебный инструмент для педагогов и учащихся. Вот почему у нас есть и будем создавать сотни бесплатных рабочих листов для детского сада, которые предназначены для включения в стандартную учебную программу детского сада .Основной упор на сайте нашего детского сада — предоставление бесплатных образовательных ресурсов. В эти трудные для экономики времена мы считаем, что воспитатели и родители детских садов могут извлечь большую пользу из наших распечатываемых рабочих листов для детского сада.

Какие бесплатные рабочие листы в детском саду вы хотели бы видеть?

Мы провели обширное исследование типов рабочих листов для детских садов, которые учителя и родители используют чаще всего. Это не идеальная наука, и мы знаем, что всегда можем лучше служить вам.Если у вас есть предложения о том, какие рабочие листы для детского сада мы должны создать или какие категории следует расширить, мы будем рады услышать от вас. Есть ли рабочий лист для детского сада, который вам просто нравится и который вы хотели бы видеть больше? Пожалуйста, дайте нам знать, используя нашу контактную веб-страницу, по электронной почте, на Facebook или через Twitter. Спасибо, что уделили время!

Первый сайт детского сада, использующий современные веб-технологии

Вся наша коллекция рабочих листов для детского сада была преобразована в бесплатное веб-приложение на базе HTML5.HTML5 не требует подключаемого модуля Flash, который используется на большинстве образовательных веб-сайтов для предоставления интерактивного контента. Это означает, что наши рабочие листы для детского сада будут работать практически везде. Теперь воспитанники детского сада могут заполнять учебные листы на iPad и других прогрессивных устройствах. Разработанное нами бесплатное веб-приложение для детского сада использует функцию мультитач iPad. Дети могут рисовать, писать и решать задачи пальцами прямо на бесплатных рабочих листах для детского сада.После этого учителя и родители могут распечатать заполненный рабочий лист детского сада. Наше бесплатное онлайн-приложение для детского сада также работает на настольных и портативных компьютерах с современными веб-браузерами, такими как Safari, Chrome, Firefox и Internet Explorer 9+.

Важность хорошего дошкольного образования

По данным Департамента образования Пенсильвании, наличие прочной основы дошкольного образования обеспечит детям успех в жизни. Также крайне важно, чтобы учащиеся развили критическое мышление и навыки решения проблем в течение первого года обучения в школе, а также установили понимание того, кем они являются в социальном обществе.Учителя могут использовать эти рабочие листы в различных планах уроков для детей младшего возраста. Несмотря на то, что наши «рабочие листы для детского сада» предназначены для учащихся детских садов, они также полезны для детей, которые учатся в дошкольных учреждениях или в первом классе. Эти разнообразные рабочие листы детского сада создадут веселую учебную среду, которая в конечном итоге поможет развить ценные критическое мышление, культурные и языковые навыки.

Рабочие листы для детского сада для печати, загрузки и использования в Интернете

Наши рабочие листы для увлекательного детского сада разбиты на четыре основные части.Это задания по математике, английскому, общеобразовательные и праздничные. Затем эти категории делятся на разные предметы, чтобы родители и учителя могли легко найти бесплатные распечатанные рабочие листы для детского сада, которые они ищут. Рабочий лист по математике для детского сада. Раздел включает в себя сложение, вычитание, счет, дроби, разряды, графики, измерения, образцы слов и числа. Раздел «Рабочие листы английского языка для детского сада» предлагает чтение, алфавит, письмо, фонетику, словарный запас, слова-образы, противоположности, рифмующиеся слова и правописание.В разделе общего обучения представлены естественные науки, испанский язык, общественные науки, динозавры, здоровье, зоопарк, иностранные языки, бабочки и раскраски для детского сада. Последний раздел — это наши праздничные листы для детского сада. Это включает в себя Пасху, Рождество, День Благодарения и Хэллоуин. Мы также предлагаем рабочие листы для печати летом, зимой, весной и осенью. Все рабочие листы для детского сада на нашем веб-сайте можно распечатать, загрузить для дальнейшего использования или использовать непосредственно в Интернете. В любом случае, вы решите использовать наши бесплатные рабочие листы для детского сада, мы надеемся, что они помогут повысить признательность учащихся за образование.
.

Распечатать тесты, рабочие листы и задания для детского сада

Распечатайте наши рабочие листы и задания для детского сада или проведите их как онлайн-тесты. В наших таблицах используются различные высококачественные изображения, некоторые из которых соответствуют Общим основным стандартам.

Рабочие листы с меткой доступны только подписчикам Help Teaching Pro.Станьте подписчиком, чтобы получить доступ к сотням таблиц, соответствующих стандартам.

Прыгать, чтобы:

Искусство

Искусство английского языка

Информационные рассказы и тексты

Литература — книги, рассказы

Математика

Арифметика и числовые понятия

.

Рабочие места ESL Словарный лист

Рабочие места Печатные листы словаря ESL для детей

Словарь с картинками и плакат в классе Печатные листы ESL для детей, чтобы учиться и изучать рабочие места, профессии, словарный запас профессий. Посмотрите на картинки и изучите слова. Полезно для преподавания и изучения рабочих мест, профессий, лексики профессий.
(5 наборов словарей с картинками)

Рабочие места ESL Печатные рабочие листы-головоломки для поиска слов для детей

Веселые ESL-печатные задания-головоломки для поиска слов с картинками для детей, чтобы они могли учиться и практиковаться на рабочих местах, профессиях, словарный запас профессий.Найдите и обведите словарный запас вакансий, профессий, профессий в головоломке с поиском слов и пронумеруйте картинки. Эффективен для обучения и изучения словарного запаса.
(5 комплектов листов головоломки для поиска слов)

Jobs Рабочие листы для кроссвордов для детей на ESL

Приятные рабочие листы для кроссвордов на ESL с картинками для детей, чтобы они могли учиться и практиковаться в работе, профессиях и словарном запасе. Посмотрите на картинки и цифры на них и напишите слова в кроссворд.Обучайте, изучайте и пересматривайте рабочие места, профессии, лексику профессий.
(5 комплектов листов кроссвордов)

Рабочие места ESL Пропущенные буквы в словах Рабочие листы упражнений

Веселые пропущенные буквы в словах для печати рабочие листы упражнений ESL для детей, чтобы учиться и практиковаться на рабочих местах, профессиях, словарный запас профессий. Посмотрите картинки и напишите пропущенные буквы словами. Простой и удобный для обучения и изучения орфографии.
(5 наборов пропущенных букв в листах слов)

Jobs ESL Printable Unscramble the Words Рабочие листы

Приятные рабочие листы для расшифровки слов ESL для детей, чтобы они могли изучать и практиковать рабочие места, профессии, словарный запас профессий.Расшифруйте словарный запас профессий, профессий и профессий и пронумеруйте картинки. Простой и полезный для обучения и изучения рабочих слов.
(5 комплектов листов для расшифровки слов)

Jobs ESL Printable Multiple Choice Tests для детей

Простые и легкие печатные ESL тесты с множественным выбором с картинками для детей, чтобы оценить их знания о работе, профессиях, словарном запасе профессий. Посмотрите картинки, выберите и обведите нужный вариант. (5 наборов тестов с несколькими вариантами ответов с ключом ответа)

Jobs Распечатанные рабочие листы с упражнениями на ESL для детей

Fun ESL распечатанные рабочие листы с упражнениями для детей, чтобы учиться и практиковаться на рабочих местах, профессиях, словарном запасе профессий.Посмотрите на приведенный ниже список и напишите названия должностей, занятий, словарный запас профессий под правильными картинками.
(5 комплектов рабочих листов)

Jobs ESL Printable Flashcards With Words for Kids

Набор забавных ESL-карточек со словами для детей, чтобы они могли учиться и изучать рабочие места, профессии, словарный запас профессий. Посмотрите на изображения и изучите слова. Вы также можете сделать их ламинированными для длительного использования. (80 карточек со словами со словарным запасом вакансий)

Jobs Карточки для печати ESL без слов для детей

Набор забавных карточек без слов для детей, чтобы они могли учиться и изучать рабочие места, профессии, словарный запас профессий.Посмотрите на изображения и изучите слова. Вы также можете сделать их ламинированными для длительного использования. (80 карточек со словарным запасом без слов)

Jobs ESL Печатные обучающие карточки с лексикой для детей

Набор забавных печатных обучающих карточек для детей, позволяющих учиться и практиковаться в работе, профессиях, словарном запасе профессий. Посмотрите на изображения и изучите слова. Вы также можете сделать их ламинированными для длительного использования. (Набор из 80 карточек для изучения словарного запаса)

Jobs ESL Printable Fidget Spinner Game For Kids

Набор забавных esl-печатных игр со словарным запасом Fidget Spinner для детей, чтобы учиться, учиться и практиковаться в работе, профессиях, словарном запасе профессий.Просто распечатайте их и приклейте указатели на свои спиннеры. Вы также можете сделать их ламинированными для длительного использования. Эффективная игра как для маленьких, так и для больших групп на уроках.

Jobs ESL Printable Dominoes Game For Kids

Веселая распечатанная игра в домино для детей, позволяющая учиться, учиться и практиковаться в работе, профессиях, словарях профессий. Просто распечатайте их, вырежьте из листа домино и играйте. Вы также можете сделать их ламинированными для длительного использования.Эффективная игра как для маленьких, так и для больших групп на уроках. (Набор из 80 фигур домино)

.

Работа со словарем | TeachingEnglish | Британский Совет

Однако преподавание значения отдельных слов не гарантирует, что учащиеся смогут читать текст с пониманием. «Слова вступают в значимые отношения с другими словами вокруг них…» (Sinclair 1996: 76).

Чтобы понимать текст, учащиеся должны знать слова, и «знание слова включает в себя знание: его устного и письменного контекстов использования, его шаблонов со словами связанного значения…» (Carter, 2001: 43). При обучении словарному запасу необходимо учитывать такие аспекты, как обозначения, многозначность, коннотации и социокультурные аспекты при обучении второму или иностранному языку, чтобы учащиеся могли понимать смысл текстов.

  • Ссылки и дополнительная литература

Обозначение и многозначность
«Значение слова — это в первую очередь то, к чему оно относится в реальном мире, его обозначение» (Ur 1997: 61). Например, обозначение слова слово кошка — животное с мягкой шерстью и усами. Тем не менее, слова могут иметь много разных значений; на самом деле одно слово в английском языке часто имеет несколько значений. Это явление называется полисемией. Слово «проблема», например, относится к теме, которую люди обсуждают или спорят, но оно также относится к журналу, который издается в определенное время.Чтобы решить эту проблему многозначности, учащиеся должны видеть и практиковать слова в контексте, поскольку именно контекст позволяет им понимать значение слова. Фелисити О’Делл (1997) предлагает следующие действия, чтобы справиться с многозначностью:

  • найти одно слово, которое уместится во все пробелы в наборе предложений, которые иллюстрируют диапазон значений многозначного слова
  • найти слово, которое соответствует двум синонимам или определениям
  • , объясняющим каламбур в заголовках газет
  • Соответствие двух половин шуток
  • выбор значения, соответствующего конкретному контексту
  • упорядочивание значений в словарном отрывке с точки зрения полезности / интереса .

Connotation
Connotation, с другой стороны, относится к «ассоциациям или положительным или отрицательным чувствам, которые оно вызывает, которые могут или не могут быть указаны в словарном определении». (Ур: 1997: 61). Это означает, что слова могут указывать на разные вещи в зависимости от контекста, в котором они встречаются. Учащийся, который не понимает коннотации слова, вероятно, не сможет понять смысл текста.

Чтобы справиться с коннотацией, О’Делл (1997) предлагает следующие упражнения:

  • просят студентов дать свои собственные коннотации для определенных слов
  • классификация слов с положительной, нейтральной или уничижительной ассоциацией
  • поиск слов в текст, демонстрирующий отношение
  • , объясняющий прямые значения, необычные заголовки, метафоры, каламбуры
  • обсуждение слов в тексте с учетом их коннотации
  • изменение отношения, выраженного в тексте.

Социокультурный контекст
Еще одним важным аспектом, который следует учитывать, является социокультурный контекст, который относится к тому факту, что язык, используемый социокультурной группой, тесно связан с ее ценностями, установками и верованиями. Следовательно, изучение языка предполагает понимание и интерпретацию культуры, частью которой он является. Поэтому для учащихся важно развивать способность интерпретировать тексты с точки зрения, отличной от их собственной.

Некоторые из упражнений, предложенных О’Делл (1997) для работы с социокультурным контекстом, следующие:

  • просьба к учащимся сравнить слова и выражения, используемые в различных англоязычных контекстах, с теми, которые используются в их собственном контексте L1
  • студентов комментируют социокультурные ассоциации лексики в заданном тексте
  • студентов пишут глоссы для текста
  • студентов изучают заданный набор вопросов с социокультурными ассоциациями
  • викторин, посвященных социокультурным лексическим элементам
  • объяснение газетных заголовков, рекламы, граффити.

Ссылки / Дополнительная литература
Кембриджское руководство по преподаванию английского для носителей других языков . Картер, Р., Нунан, Д. (2001). Издательство Кембриджского университета.
Практика преподавания английского языка . Хармер, Дж. (2001). Эссекс: Лонгман.
Аспекты знания слов и упражнения со словарем . О’Делл, Ф. (1997) Выдержка из магистерской диссертации Института образования. Лондонский университет.
Единицы значения .Синклер, Дж. (1996). Textus 9, 75-106
Курс преподавания языков . Ур П. (1997) Издательство Кембриджского университета.

Кармен Глория Гарридо Барра, учитель английского языка как иностранный, Консепсьон, Чили

.
Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *