Контрольная работа по литературе «Творчество А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя.» 9 класс
Контрольная работа по литературе , 9класс.
Вариант 1
Часть 1.
Творчество А.С.Пушкина.
Назовите жанр стихотворения «К Чаадаеву…»
а) ода
б) элегия
в) эпиграмма
г) послание
2.Чей портрет рисует Пушкин в «Евгении Онегине»:
Красавиц в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт…
а) Ленского
б) Онегина
в) дяди Онегина
г) Петушкова
3.Почему Ленского назвали «полурусским соседом»
а) Один из родителей нерусский
б) Получил иностранное образование
в) Не любил русские обычаи.
4.Восстановите последовательность событий в романе «Евгений Онегин»:
а) исповедь Татьяны Лариной
б) знакомство Онегина с Ленским
в) Преобразования Онегина в деревне
г) Отповедь Онегина Татьяне
д) Именины Татьяны Лариной.
5. Где родился Онегин?
а) В Москве
б) в деревне
в) в Петербурге
г) в Саратове
6. Запишите отчество Татьяны Лариной.
Творчество М.Ю.Лермонтова
7. Какое лирическое стихотворение прославило М.Ю.Лермонтова?
а) «Парус»
б) «Бородино»
в) «Смерть поэта»
г) «Дума»
8. Назовите основной мотив творчества М.Ю.Лермонтова?
а) зависть
б) измена
в) одиночество
г) усталость
9. Какой эпизод является кульминацией романа «Герой нашего времени»?
а) похищение Бэлы
б) дуэль Печорина и Грушницкого
в) встреча с контрабандистами
г) разрыв с княжной Мэри.
10.Как сложилась судьба Печорина?
а) выгодно женился
б) уехал за границу
в) умер, возвращаясь из Персии
г) отправился служить на Кавказ.
11. О ком из героев романа Печорин сделал запись в своём дневнике:
Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы…
а) Максим Максимыч
б) Вулич
в) Вернер
г) Грушницкий
12. Запишите полное имя-отчество Печорина.
Творчество Н.В.Гоголя
13.Кого Гоголь в поэме «Мертвые души» называет историческим человеком?
а) Ноздрёва
б) Капитана Копейкина
в) Чичикова
г) Манилова
а) образом автора-повествователя
б) общим героем
в) общим сюжетом
г) общим местом действия
15.Кто из помещиков называет самую высокую цену при продаже «мертвых душ»?
а) Собакевич
б) Плюшкин
в) Коробочка
г) Манилов
16.Кого из помещиков в произведении «Мертвые души» Гоголь называет «Прорехой на теле человечества»?
17. Как называется цикл произведений, в который входит повесть «Шинель»?
а) «Вечера на хуторе близ Диканьки»
б) «Миргород»
в) «Арабески»
г) «Петербургские повести»
Часть 2
Дайте развернутый(5-6 предложений) письменный ответ на поставленный вопрос.
1.Какие мотивы и темы стихотворений А.С.Пушкина вы можете выделить? Перечислите их и назовите стихотворения .
2.Какова проблематика романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?
3. Как вы понимаете выражение В.Г.Белинского «Чичиков – рыцарь копейки»?
Контрольная работа по литературе . 10 класс.
Вариант 2
Часть 1.
Творчество А.С.Пушкина.
Назовите жанр стихотворения «Деревня».
а) Ода
б) элегия
в) эпиграмма
г) послание
2. Кто из героев романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» —
Лет сорок с ключницей бранился,
в окно смотрел и мух давил?
а) Ленский
б) дяди Онегина
в) отец Татьяны
г) сосед Флянов
3. Восстановите последовательность событий в романе «Евгений Онегин»:
а) исповедь Татьяны Лариной
б) знакомство Онегина с Ленским
в) Преобразования Онегина в деревне
г) Отповедь Онегина Татьяне
д) Именины Татьяны Лариной.
4. О ком Пушкин говорит в романе «Евгений Онегин»:
«Она влюблялася в романы и Ричардсона и Руссо»?
а) Об Ольге Лариной
б) О матушке Лариной
в) О Татьяне Лариной
г) О княжне Алине.
5. О ком писал В.Г.Белинский: «…Существо, доступное всему прекрасному, натура чистая и благородная»?
а) о Ленском
б) о Татьяне
в) об Онегине
г) о московских барышнях
6.
Творчество М.Ю.Лермонтова
6. В поэзии М.Ю.Лермонтова воплотились принципы
а) романтизма и сентиментализма
б) реализма и романтизма
в) классицизма и романтизма
г) реализма и классицизма
7. Парус в стихотворениях М.Ю.Лермонтова это-
а) символ дальних странствий
б) деталь пейзажа
в) символ одинокой, жаждущей бурь личности
г) символ красоты.
8. Назовите воинское звание Печорина
а) поручик
б) прапорщик
в) штабс-капитан
9.Какая из частей романа «Герой нашего времени» является центральной и придаёт произведению характер психологического романа?
а) «Тамань»
б) «Бэла»
в) «Фаталист»
г) «Княжна Мери»
д) «Максим Максимыч
10. Тема «маленького человека» раскрывается в романе «Герой нашего времени» в образе:
а) Вулича
б) Грушницкого
в) контрабандистов
г) доктора Вернера
д) Максима Максимыча
Творчество Н.В.Гоголя
11.У кого из помещиков в поэме «Мертвые души» был в поместье «храм уединённого размышления»?
а) У Ноздрёва
б) У Коробочки
в) У Плюшкина
г) У Манилова
12. Какое наставление дал отец Чичикову?
а) Береги честь смолоду
б) Не брать в долг
в) Береги и копи копейку
г) угождать всем людям
13.Кто из помещиков выглядит так: «…Платье было совершенно неопределённое , похоже очень на женский капот, на голове колпак, который носят деревенские бабы…»?
а) Собакевич
б) Плюшкин
в) Коробочка
г) Манилов
14. Кто подсказал Н.В.Гоголю сюжет «Мертвых душ»?
а) М.Ю.Лермонтов
б) А.С.Пушкин
в) В.Г.Белинский
г) придумал сам
Часть 2
Дайте развернутый (5-6 предложений) письменный ответ на поставленный вопрос.
1. В чем особенности композиции романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»?
2. Какие мотивы и темы стихотворений М.Ю.Лермонтова вы можете выделить? Перечислите их и назовите стихотворения названия.
3.Почему жизнеописание Чичикова дано не в начале повествования, а в конце?
Часть 3
Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя
Контрольная работа №2
Творчество А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя
1. Соотнесите фамилию писателя с его произведением:
1.Пушкин А.С. А) «Бородино»
2.Фонвизин Д.И. Б) «Капитанская дочка»
3. Гоголь Н.В. В) «Недоросль»
4.Лермонтов М.Ю. Г) «Шинель»
А) Пажеский корпус Б) Московский университет В) Царский лицей
3. Какое произведение НЕ принадлежит М.Ю. Лермонтову?
А) «Бородино»
Б) «Полтава»
В) «Тучи»
4. Смерть Мцыри трактуется как
А) трагедия человека, не сумевшего противостоять силам природы
Б) протест против насилия над личностью
В) освобождение от зависимости, обретение свободы
5. Жанр произведения «Мцыри»
А) рассказ
Б) поэма
В) баллада
6. Сюжет «Ревизора» был подсказан Н.В. Гоголю
А) В.А. Жуковским
Б) В.Г. Белинским
В) А.С. Пушкиным
7. Род литературы, к которому относится произведение «Ревизор» Н.В. Гоголя
А) эпос
Б) лирика
В) драма
8. Главная тема повести Н.В. Гоголя «Шинель»
А) трагедия «маленького человека»
Б) неудовлетворённость героя жизнью
В) человек и общество
9. . Имя «Акакий» в переводе с греческого означает
А) вздорный
Б) злобный
В) незлобивый
10. Назовите термин, означающий средство иносказательной выразительности, основанное на скрытом сравнении: «процветёт торговля».
11. Укажите название изобразительного средства: «опасные мечтатели», «горькие испытания», «благородного сердца»?
12. Как называется вид комического, основанный на беспощадном осмеянии негативных явлений жизни?
13. Какие основные черты «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель». В каких ещё известных вам произведениях русской литературы поднимается проблема «маленького человека»?
Тест по литературе «Пушкин А.С., Лермонтов М.Ю., Гоголь Н.В.»
Тест
Образовательная организация: ГАПОУ ТО «ТТСИ и ГХ»
Учебная дисциплина: ОДБ.02 Литература
Профессия: 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
Курс: I
Тема: А.С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В.Гоголь
Преподаватель: Макарова И.В.
1 вариант
Часть А
Выберите верный ответ. Запишите ответ
6 июня 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье родился:
А) А.С.Пушкин
Б) М.Ю. Лермонтов
В) Н.В.Гоголь
Выберите верный ответ. Запишите ответ
Родился в Сорочинцах в 1809 году, происходил из старинного дворянского рода:
А) А.С.Пушкин
Б) М.Ю. Лермонтов
В) Н.В.Гоголь
Выберите верный ответ. Запишите ответ
Автор стихотворений «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Дума», «Как часто пестрою толпою…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…», «Родина», «Пророк», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Желание»:
А) А.С.Пушкин
Б) М.Ю. Лермонтов
В) Н.В.Гоголь
Выберите верный ответ. Запишите ответ
В каком стихотворении А.С.Пушкина использован сюжет притчи и говорится о том, что рабство становится непреодолимым препятствием для достижения вольности?
А) «Безумных лет угасшее веселье»
Б) «Деревня»
В) «Свободы сеятель пустынный»
Выберите верный ответ. Запишите ответ
5. С детских лет он не отличался крепким здоровьем. Смерть в отрочестве его младшего брата Ивана, безвременная кончина отца наложили отпечаток на его душевное состояние. О ком идет речь?
А) Н.В.Гоголь
Б) М.Ю. Лермонтов
В) А.С.Пушкин
Выберите верный ответ. Запишите ответ
Свои первые в жизни стихи поэт написал по-французски. Его прозвище в Лицее было «француз». О ком речь?
А) А.С.Пушкин
Б) М.Ю. Лермонтов
В) Н.В.Гоголь
Выберите верный ответ. Запишите ответ
20 февраля врачебный консилиум решается на его принудительное лечение, результатом которого явилось окончательное истощение и утрата сил, вечером он впал в беспамятство, а на утро 21 февраля в четверг скончался. О ком речь?
А) А.С.Пушкин
Б) М.Ю. Лермонтов
В) Н.В.Гоголь
Выберите верный ответ. Запишите ответ
Дочери Мария и Наталия, сыновья Александр и Григорий родились в его семье. О ком речь?
А) А.С.Пушкин
Б) М.Ю. Лермонтов
В) Н.В.Гоголь
Выберите верный ответ. Запишите ответ
9. Шестнадцатилетний «отрок», склонный к «сентиментальным суждениям», невзрачный, косолапый, с красными глазами, с вздёрнутым носом и язвительной улыбкой, менее всего мог казаться интересным кавалером для юных барышень. В ответ на его чувства ему предлагали «волчок или верёвочку», угощали булочками с начинкой из опилок. Сушкова, много лет изобразила поэта в недуге безнадёжной страсти и приписала себе даже стихотворение, посвящённое им другой девице — Вареньке Лопухиной, его соседке по московской квартире на Малой Молчановке: к ней он питал до конца жизни едва ли не самое глубокое чувство, когда-либо вызванное в нём женщиной. О ком речь?
А) А.С.Пушкин
Б) М.Ю. Лермонтов
В) Н.В.Гоголь
Установите соответствие. Ответ запишите
Установите соответствие по принципу: писатель – годы жизни и смерти:
- А) А.С.Пушкин
А) 1809 – 1852
Б) М.Ю.Лермонтов
Б) 1799 – 1837
В) Н.В.Гоголь
В) 1814 – 1841
Часть В
Вставьте пропущенное слово. Запишите имя героя.
Поэма «Медный всадник»- «Петербургская повесть», в которой описывается наводнение 1824 года. В этом произведении судьба обычного человека оценивается в исторической эпохе. Петр I- герой поэмы. Это государь- преобразователь, он символизирует новую Россию. Здесь его образ и образ Медного всадника совпадают. Вздыбленный конь готов перенести через черные воды непокорной Невы своего гордого всадника. Этот образ передает характер царя — реформатора и его реформ. Петр не коня поднимает на дыбы, а всю Россию. В своем порыве он забывает обо всем, он смотрит только далеко вперед и не замечает того, что рядом с ним происходит. А рядом с Великим царем оказываются простые смертные люди, которые по его воле и желанию стали заложниками стихии. Другим героем поэмы является ……. — мелкий чиновник из обедневшего дворянского рода.
Запишите правильный ответ
Каким стихотворным размером написано стихотворение М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…». Определите размер по приведенному ниже отрывку:
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
Запишите фамилии, имена, отчества поэтов, писателей
Каждый портрет подпишите. А – фамилия, имя, отчество
Б – фамилия, имя, отчество
В – фамилия, имя, отчество
О каком герое речь? Ответ запишите, указав героя, название произведения и автора
У него стали появляться припадки бешенства и безумия. Все это вылилось в ужасную болезнь. За три дня он умер, «труп его был страшен».
Запишите ответ
С кого был написан портрет, который приобрел Чартков? Что случилось с портретом в конце произведения?
Часть С
Выполните письменно анализ стихотворения А.С.Пушкина «Свободы сеятель пустынный»
Оценивание
Вопросы Части А № 1 — № 10 оцениваются в 1 балл каждый. Максимальное количество баллов – 10.
Вопросы Части В № 1 — № 5 оцениваются в 2 балла каждый. Максимальное количество баллов – 10.
Вопрос Части С № 1 оценивается в 3 балла. Максимальное количество баллов – 3.
от 9 до 10 баллов
3 «удовлетворительно»
Часть А + Часть В
10 баллов за Часть А + 8 -10 баллов за Часть В =18-20 баллов
4 «хорошо»
Часть А+Часть В+Часть С
от 21 до 23 баллов
5 «отлично»
Тест
Образовательная организация: ГАПОУ ТО «ТТСИ и ГХ»
Учебная дисциплина: ОДБ.02 Литература
Профессия: 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
Курс: I
Тема: А.С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В.Гоголь
Преподаватель: Макарова И.В.
2 вариант
Часть А
Выберите верный ответ. Запишите ответ
15 октября 1814 года в Москве родился:
А) А.С.Пушкин
Б) М.Ю. Лермонтов
В) Н.В.Гоголь
Выберите верный ответ. Запишите ответ
Автор стихотворений «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Вольность», «Деревня», «Пророк», «Поэту», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Осень»:
А) А.С.Пушкин
Б) М.Ю. Лермонтов
В) Н.В.Гоголь
Выберите верный ответ. Запишите ответ
В каком стихотворении М.Ю.Лермонтова в форме любовного послания воспроизводится итог размышлений и переживаний лирического героя относительно его отношения к любимой женщине и в это спокойное описание внезапно вторгается война?
А) «Выхожу один я на дорогу»
Б) «Нет, я не Байрон, я другой»
В) «Валерик»
Выберите верный ответ. Запишите ответ
Автор произведений «Записки сумасшедшего», «Нос», «Тарас Бульба», «Портрет»:
А) А.С.Пушкин
Б) М.Ю.Лермонтов
В) Н.В.Гоголь
Выберите верный ответ. Запишите ответ
5. В детстве он не отличался сильным здоровьем. Отец не в состоянии был воспитывать сына, как этого хотелось аристократической родне. Его детство протекало в поместье бабушки. О ком речь?
А) А.С.Пушкин
Б) М.Ю.Лермонтов
В) Н.В.Гоголь
Выберите верный ответ. Запишите ответ
6. Идеи гражданской свободы, политического радикализма, которыми было проникнуто русское общество после победы над Наполеоном, нашли отражение и в стихах, и в поведении юного поэта. «… надобно сослать в Сибирь: он наводнил Россию возмутительными стихами; вся молодежь наизусть их читает» — таково было решение царя Александра I. О каком поэте идет речь?
А) А.С.Пушкин
Б) М.Ю.Лермонтов
В) Н.В.Гоголь
Выберите верный ответ. Запишите ответ
Пятнадцатилетним мальчиком он сожалеет, что не слыхал в детстве русских народных сказок: «в них, верно, больше поэзии, чем во всей французской словесности». Его пленяют загадочные, но мужественные образы отверженных человеческим обществом — «корсаров», «преступников», «пленников», «узников». О каком поэте речь?
А) А.С.Пушкин
Б) М.Ю.Лермонтов
В) Н.В.Гоголь
Выберите верный ответ. Запишите ответ
В марте 1837 года он был в Риме, который чрезвычайно ему полюбился и стал для него как бы второй родиной. Европейская политическая и общественная жизнь всегда оставалась чужда и совсем незнакома ему; его привлекала природа и произведения искусства, а Рим в то время представлял именно эти интересы. Он изучал памятники древности, картинные галереи, посещал мастерские художников, любовался народной жизнью и любил показывать Рим, «угощать» им приезжих русских знакомых и приятелей. О ком речь?
А) А.С.Пушкин
Б) М.Ю.Лермонтов
В) Н.В.Гоголь
Установите соответствие. Ответ запишите
Установите соответствие по принципу: писатель – годы жизни и смерти:
- А) А.С.Пушкин
А) 1809 – 1852
Б) М.Ю.Лермонтов
Б) 1799 – 1837
В) Н.В.Гоголь
В) 1814 – 1841
Выберите верный ответ. Запишите ответ
Причиной их гибели была дуэль. Чьей причиной смерти была не дуэль?
А) А.С.Пушкин
Б) М.Ю.Лермонтов
В) Н.В.Гоголь
Часть В
Вставьте пропущенные слова в приведенном ниже отрывке из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник». Запишите эти слова.
Поэма «Медный всадник» начинается с высокой оды Петру и его делу. Тема Петра в ее возвышенно-одическом решении звучит в «Медном всаднике» и далее:
Красуйся, ________________, и стой
Неколебимо, как________________,
Да усмирится же с тобой
И ________________________стихия
Запишите правильный ответ
Каким стихотворным размером написано стихотворение А.С.Пушкина «Свободы сеятель пустынный…». Определите размер по приведенному ниже отрывку:
Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…
Вставьте пропущенное слово. Запишите имя, отчество и фамилию героя.
Сравнение с Вандиком и Тицианом ему сильно польстило. Фраза: «виват, ________________!» также очень понравилась; печатным образом называют его по имени и по отчеству – честь, доныне ему совершенно неизвестная».
Запишите фамилии, имена, отчества поэтов, писателей
Каждый портрет подпишите. А – фамилия, имя, отчество
Б – фамилия, имя, отчество
В – фамилия, имя, отчество
Запишите ответ
С кого был написан портрет, который приобрел Чартков? Что случилось с портретом в конце произведения?
Часть С
Выполните письменно анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»
Оценивание
Вопросы Части А № 1 — № 10 оцениваются в 1 балл каждый. Максимальное количество баллов – 10.
Вопросы Части В № 1 — № 5 оцениваются в 2 балла каждый. Максимальное количество баллов – 10.
Вопрос Части С № 1 оценивается в 3 балла. Максимальное количество баллов – 3.
от 9 до 10 баллов
3 «удовлетворительно»
Часть А + Часть В
10 баллов за Часть А + 8 -10 баллов за Часть В =18-20 баллов
4 «хорошо»
Часть А+Часть В+Часть С
от 21 до 23 баллов
5 «отлично»
Эталоны ответов
А – Гоголь Николай ВасильевичБ – Пушкин Александр Сергеевич
В – Лермонтов Михаил Юрьевич
3
Андрей Петрович Чартков
4
Чартков, «Портрет», Н.В.Гоголь
4
А – Гоголь Николай Васильевич
Б – Пушкин Александр Сергеевич
В – Лермонтов Михаил Юрьевич
5
Ростовщик; портрет исчез, его стащили
5
Ростовщик; портрет исчез, его стащили
Часть С
Часть С
1
Анализ выполняется обучающимся согласно плану
1
Анализ выполняется обучающимся согласно плану
Тест по литературе (5 класс) на тему: Контрольная работа по творчеству писателей (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев) ,
Контрольный тест по стихотворению
М.Ю. Лермонтова «Бородино»
1. Историческое событие, о котором идет речь в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»?
А) Отечественная война 1812 года
Б) Великая Отечественная война
В) Первая мировая война
2. Военная специальность героя стихотворения
А) кавалерист
Б) артиллерист
В) пехотинец
3. Персонаж, которому принадлежат слова: «Ребята! Не Москва ль за нами?»
А) старый солдат
Б) драгун
В) полковник
4. В фразах «французы двинулись, как тучи», «носились знамена, как тени» автор использует
А) метафору
Б) сравнение
В) эпитет
5. Кто является рассказчиком в стихотворении?
А) автор
Б) солдат – участник сражения
В) полковник
6. Какую форму повествования использует М.Ю. Лермонтов?
А) диалог
Б) монолог
В) авторское рассуждение
7. Что такое редут?
А) стоянка войск под открытым небом
Б) строй солдат
В) полевое укрепление
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
1.Сколько теремов получил в приданое королевич Елисей?
А. Три.
Б. Семь.
В. Сорок.
Г. Сто сорок.
2.В тереме у скольких богатырей гостила царевна, героиня сказки Пушкина?
А. У трёх.
Б. У семи.
В. У двенадцати.
Г. У тридцати трёх.
3.К кому НЕ обращался королевич Елисей из сказки Пушкина в поисках царевны?
А. Ветер.
Б. Месяц.
В. Солнце.
Г. Ясень.
4.Кто в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина помог Елисею найти невесту?
А. Ветер.
Б. Месяц.
В. Солнце.
Г. Звёзды.
5.Какое слово отсутствовало в обращении царицы из сказки Пушкина к зеркальцу: «Я ль на свете всех …»?
А. Милее.
Б. Стройнее.
В. Белее.
Г. Румяней.
6.У семи богатырей из сказки А.С. Пушкина была собака. А какая у неё была кличка?
А. Орлик.
Б. Воронок.
В. Соколко.
Г. Журавка.
Тест по творчеству Н.В.Гоголя. Повесть «Заколдованное место.» 5 класс.
- Н.В.Гоголь – это писатель:
а) украинский;
б) белорусский;
в)российский.
2. Восстанови пропущенное слово в названии произведения Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ …»
а) лесочка;
б) Диканьки;
в)дороги.
3. Какой подзаголовок имеет повесть Н.В.Гоголя «Заколдованное место»?
а) история о похождениях деда;
б) сказание дьячка сельской церкви;
в) быль, рассказанная дьячком ***ской церкви.
4. События, описанные в повести «Заколдованное место», произошли:
а) с самим рассказчиком;
б) с его дедом;
в)с его другом.
5. Заколдованное место в повести располагалось:
а) в доме героев;
б) на улице села;
в) на арбузном поле.
6. Что такое люлька в переводе с украинского языка?
а) кроватка для ребёнка;
б) курительная трубка;
в) детские качели.
7. Необычные события с главным героем произошли во время:
а) исполнения танца;
б) обеда;
в)сна.
8. Как проявлялась заколдованность места:
а) герой падал в обморок;
б) герой не мог двигаться;
в) герой начинал кукарекать.
9. Почему странные события происходили только с одним из героев?
а) он очень часто проклинал нечистую силу;
б) остальные были очень молоды;
в) совершил много грехов.
10. На что похожа повесть происходящими событиями:
а) на стихотворение;
б) на сказку;
в) на басню.
И.С.Тургенев «Му-му»
Задание 1. При чтении текста вы могли обратить внимание на незнакомые слова. Ниже дано объяснение этих слов. Какие слова зашифрованы?
Одинокий человек – Б _ _ _ _ Ь
Женщина, ведавшая бельём – К_ _ _ _ _ _ _ _ А
Скамья в виде длинного ящика с крышкой – К_ _ _ К
Комнаты в барском доме – П_ _ _ И
Слуга в трактире – П _ _ _ _ _ Й
Серебряный рубль – Ц _ _ _ _ _ _ Й
Мастер, изготавливающий седла, уздечки и другую ременную упряжь – Ш _ _ _ _ К
Задание 2. Прочитайте описание героев и напишите имена героев.
А) Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли<…> ______________________________________
Б) …доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи. ________________________________
В) Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно<…>________________________________
Контрольная работа по литературе 8 класс «Творчество А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина»
Контрольная работа№1
Творчество А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина
Вариант 1
Часть А
А1. Сюжет «Ревизора» был подсказан Н.В. Гоголю
А) В.А. Жуковским
Б) В.Г. Белинским
В) А.С. Пушкиным
А 2. Соотнесите фамилию писателя с его произведением:
1.Пушкин А.С. А) «Бородино»
2.Фонвизин Д.И. Б) «Капитанская дочка»
3. Гоголь Н.В. В) «Недоросль»
4.Лермонтов М.Ю. Г) «Шинель»
А3. Какое произведение НЕ принадлежит М.Ю. Лермонтову?
А) «Бородино»
Б) «Полтава»
В) «Тучи»
А4. Главная тема повести Н.В. Гоголя «Шинель»
А) трагедия «маленького человека»
Б) неудовлетворённость героя жизнью
В) человек и общество
А5. Смерть Мцыри трактуется как
А) трагедия человека, не сумевшего противостоять силам природы
Б) протест против насилия над личностью
В) освобождение от зависимости, обретение свободы
А6. Какое учебное заведение закончил М.Е. Салтыков-Щедрин?
А) Пажеский корпус Б) Московский университет В) Царский лицей
А7. С каким словом начались исторические времена в Глупове?
А) Прославлю Б) Отслужу В) Запорю Г) Построю
Часть В
В1.К какому роду литературы относится «История одного города»?
В2.Укажите термин, которым обозначается художественное преувеличение в тексте литературного произведения: «рака с колокольным звоном встречали», зарезался огурцом».
В3.Как называется разговор действующих лиц в литературном произведении?
В4.Назовите термин, означающий средство иносказательной выразительности, основанное на скрытом сравнении: «процветёт торговля».
В5. Укажите название изобразительного средства: «опасные мечтатели», горькие испытания», «благородного сердца»?
В6.Как называется вид комического, основанный на беспощадном осмеянии негативных явлений жизни?
В7. Укажите название значимой подробности, использованной Гоголем в повести «Шинель»:
« с башмаком на одной только ноге».
Часть С
С1. Является ли «История одного города» произведением, актуальным сегодня? Обоснуйте свой ответ.
С2. В каких ещё известных вам произведениях литературы высмеивается глупость и покорность?
С3. Какие основные черты «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель». В каких ещё известных вам произведениях русской литературы поднимается проблема «маленького человека»?
Контрольная работа№1
Творчество А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина
Вариант 2
Часть А
А1. Жанр произведения «Мцыри»
А) рассказ
Б) поэма
В) баллада
А 2. Соотнесите фамилию писателя с его произведением:
1) Гоголь Н.В а) «История одного города».
2) Пушкин А.С. б) «Шинель»
3) Фонвизин Д.И в) «Пиковая дама»
4) Салтыков-Щедрин М.Е г) «Недоросль»
А3. Род литературы, к которому относится произведение «Ревизор» Н.В. Гоголя
А) эпос
Б) лирика
В) драма
А4. Пафос произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
А) комический Б) сатирический В) героический
А5. . Имя «Акакий» в переводе с греческого означает
А) вздорный
Б) злобный
В) незлобивый
А6. Какое из племен, населяющих русскую территорию, победило в борьбе с остальными?
А) Рукосуи Б) Гущееды В) Головотяпы
А7. С каким словом начались исторические времена в Глупове?
А) Прославлю Б) Отслужу В) Запорю Г) Построю
Часть В
В1. Как называется наиболее острая форма обличения действительности, уничтожающее осмеяние пороков.
В2. Укажите термин, которым обозначается художественное преувеличение в тексте литературного произведения: «пересек уйму ямщиков», охладило восторги».
В3. Какой жанр древнерусской литературы, изображавший важнейшие исторические события с указанием их точной даты, пародируется в эпизоде «История одного города»?
В4. Назовите термин, означающий средство иносказательной выразительности, основанное на скрытом сравнении: «послал неверному рабу петлю»
В5.Как называется эпитет, устойчиво сочетающийся с определяемым словом: «ясны очи», «дани многие», «похвала великая»?
В6. Как называется вид словесного творчества, создаваемого коллективным автором, лежащий в основе произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»?
В7. Укажите название значимой подробности, использованной Гоголем в повести «Шинель»: «всегда что-нибудь да прилипало к его вицмундиру».
Часть С
С1. Является ли «История одного города» произведением, актуальным сегодня? Обоснуйте свой ответ.
С2. В каких ещё известных вам произведениях литературы высмеивается глупость и покорность?
С3. Какие основные черты «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель». В каких ещё известных вам произведениях русской литературы поднимается проблема «маленького человека»?
Контрольная работа по литературе по творчеству Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева. 5 класс
Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, А.С. Пушкина.
1)Установите соответствие:
1)М.Ю. Лермонтов а)1814-1841
2)Н.В. Гоголь б) 1821-1878
3)Н.А. Некрасов в)1809-1852
4)И.С. Тургенев г)1818-1883
5)А.С. Пушкин д)1799-1837
2) Ниже приведены отрывки из литературных произведений.
Назовите: а) произведение, б)его автора, в)жанр.
«Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали…»
2)«Вишь», дьявольское место! вишь, сатанинское наваждение! впутается же ирод, враг народа человеческого!»
3)«О Волга! после многих лет
Я вновь принёс тебе привет…»
4)«… мужчина двенадцати вершков роста, сложённый богатырём и глухонемой о рождения…»
5) «Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух … там Русью пахнет!»
3)Определите, о каком термине идёт речь?
Изображение героев в смешном виде.
4)Назовите автора сборника повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки».
5)О каком поэте идёт речь?
На гибель Пушкина он откликнулся стихотворением «Смерть поэта», за что был сослан на Кавказ.
6) Назовите автора стихотворения «Няне».
7) Назовите автора сборника рассказов «Записки охотника».
8) Назовите автора поэмы «Мороз, Красный нос» (отрывок: «Есть женщины в русских селеньях…»).
9)Какое произведение тебе больше всего понравилось (назвать произведение, его автора)? Чем (объяснить в 3-4 предложениях)?
10) В каком произведении (назвать произведение и его автора) автор передаёт разговор бурлаков? («разговор бурлаков передан с совершенной точностью, без всяких прибавлений и убавлений»).
11) Назовите произведение М.Ю. Лермонтова, посвящённое событиям Отечественной войны 1812 года.
12) Из какого произведения (назвать произведение, его автора, род) взяты данные слова: свитка, кухоль, сировец, хустка,пищик,люлька, гетьман. (Это быль, рассказанная дьячком ***ской церкви).
13) Назовите произведение, его автора, в котором поэт прославляет черты крестьянки: величавость, выносливость, терпение, трудолюбие.
14) Определение какого литературоведческого термина тебе запомнилось лучше всего (из литературного лото)? Запиши его определение.
15) В каком произведении автор показал героя, не сломленного крепостническим гнётом (зависимостью о других людей) изображённого посредством сравнений и гипербол; этот герой – символическое «олицетворение русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости», народа, который со временем заговорит… (назовите автора, произведение)?
16) О каком термине идёт речь (назвать одним словом): перекрёстная, пАрная, опоясывающая.
17) О каком термине идёт речь ? Это созвучие окончаний стихотворных строк (с греческого — означает: «стройность», соразмерность).
18) В этом стихотворении звучит тихий голос бывалого солдата, грустное сознание «невозвратимых утрат и жертв», впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами рядового воина. Критик Белинский отмечает простодушие и благородство солдата.
Назовите автора и стихотворение.
19) Что такое авторская позиция?
20) Дайте развёрнутый ответ на 1 вопрос (на выбор):
1) Что вам кажется фантастическим, что реальным в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место»?
2) Какие черты характера солдата заметили вы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»?
3) Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы читаете выражения (по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»): там леший бродит, следы неиданных зверей, лес и дол видений полны.
Контрольная работа (Тесты по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова).
5 класс
Контрольная работа (Тесты по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова).
Часть А. Выберите правильный ответ.
А1. А.С.Пушкин родился в:
1) Москве,
2) Санкт – Петербурге,
3) Полтаве,
4) Нижнем Новгороде.
А2. Как звали одного из героев А.С.Пушкина «Сказки о Мертвой царевне и семи богатырях»:
Елисей,
Енисей,
Евсей,
Егорушка.
А3. Чем была отравлена царевна из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина:
водой,
яблоком,
грушей,
она не была отравлена.
А4. Какие виды рифмовки существуют:
перекрестная, кольцева,
парная, перекрестная,
перекрестная, парная, опоясывающая,
перекрестная, непарная, опоясывающая.
А5. Какому событию посвящено стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»:
Отечественной войне,
осаде Бородина,
Бородинскому сражению,
Великой отечественной войне.
А6. От чьего лица ведется повествование в стихотворении «Бородино» М.Ю.Лермонтова:
Юноши,
Автора,
Воина-ветерана – рядового солдата,
Царя.
А7. Н.В.Гоголь по национальности является:
Русским,
Белорусом,
Китайцем,
Украинцем.
А8. Повестями из украинской народной жизни, автором которых явился Н.В.Гоголь, считают:
«Ночь накануне Ивана Купалы»,
«Заколдованное место»,
«Вечера на хуторе близ Диканьки»,
«Как-то утром на хуторе близ Диканьки».
А9. Главный герой повести «Заколдованное место» пошел к горящему в темноте огоньку, потому что:
мог начаться пожар,
там, вероятно, был зарыт клад,
он заблудился,
огонек указывал ему дорогу.
А10. Как в народе называют Н.А.Некрасова:
певец народа,
деспот,
заступник бурлаков,
Н.А.Некрасов.
Часть В. Выполните задание. Напишите правильный ответ.
В1. К кому обращается А.С.Пушкин в строках «Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!» ______________________
В2. Укажите автора и название произведения, строчками из которого являются:
«С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи» _________________________________
В3. Определите вид рифмы:
«У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом…» _______________________________
В4. Изобразительно-выразительное средство, основанное на переносе признака с одного предмета на другой на основе их сходства называется ________________
В5. Как называется литературный прием, в результате которого неживым предметам приписываются свойства живых (людей, животных)? ____________
В6-В8. Назовите автора, название произведения и продолжите строки:
В6. «Пройдет – словно солнце осветит,…_____________________
В7. «Однажды в студеную, зимнюю пору
Я из лесу вышел,… __________________________________
В8. «В темнице там царевна тужит,
А бурый волк … _________________________________
Часть С. Развернуто ответьте на вопрос.
Что случилось с заколдованным местом в огороде деда?
Ответы к тесту.
Часть А.
Часть В.
Часть С. Примерный ответ. Повесть Николая Васильевича Гоголя «Заколдованное место» является частью сборника повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повествование ведется от лица дьячка – про историю, которая случилась с его дедом Максимом, когда самому дьячку было всего 11 лет.
Н.В. Гоголь является автором повестей – он реальный человек, живущий в реальном мире. Он придумывает сюжет рассказа, героев, дает им имена, наделяет теми или иными способностями, делает персонажей злыми или добрыми. Автор дает название своему творению, разбивает рассказ на главы и части, придумывает концовки.
В повести «Заколдованное место» в роли рассказчика выступает пасечник, которому про случившееся рассказал дьячок, таким образом как автор Н.В. Гоголь в этой повести не выступает. Самому же дьячку историю поведал дед Максим.
В данной повести говорится о том, как дед Максим, танцуя перед своими знакомыми чумаками, возле грядки с огурцами почувствовал, что у него деревенеют ноги и неизвестно как попал в заколдованное место, при этом он слышал позади себя чей-то смех. Дед назвал это место дьявольским. Он подумал, что там должен быть спрятан клад, даже видел огонек вспыхнувшей свечке на одной из могил. Дед Максим хотел раскопать землю, но у него не было с собой ни лопаты, ни заступа. Он решил вернуться уже с лопатой, но когда пришел, то не смог отыскать именно то место, где был спрятан, по его мнению, клад. Так как начался ливень, дед ни с чем побрел домой.
На следующий день дед взял заступ и пошел на то самое место в своем огороде, где у него не получалось танцевать, и ударил заступом в землю. Дед Максим опять очутился там, где был клад, начал копать и нашел котелок. Время от времени он говорил сам с собою, и кто-то повторял за ним его же слова. Дед испугался и подумал, что это нечистый не хочет отдавать клад, но все равно донес котелок к внукам. В результате оказалось, что в котелке не золото, а всякий мусор. С тех пор дед огородил заколдованное место плетнем и сбрасывал туда бурьян и всякие отходы, да и в той части огорода никогда не было хорошего урожая. А если дед замечал что-то необычное, то начинал креститься.
Н.В. Гоголь как бы отгородился от этой повести и тем самым доверил ее рассказ другому человеку. Я считаю, что таким образом писатель хотел показать, что особо не верит в подлинность рассказа, но в то же время повесть передает русский фольклор – во что верили люди, чего боялись и как с этим боролись. Читая это повествование, чувствуешь себя частью случившейся истории и как будто слышишь голос самого рассказчика.
Михаил Лермонтов | Биография и факты
Life
Лермонтов был сыном Юрия Петровича Лермонтова, капитана в отставке, и Марии Михайловны, урожденной Арсеньевой. В трехлетнем возрасте он потерял мать и воспитывался у бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой в своем имении в Пензенской области. Богатая природная красота России, ее народные песни и сказки, ее обычаи и обряды, тяжелый подневольный труд крепостных, а также рассказы и легенды о крестьянских мятежах — все это оказало большое влияние на развитие характера будущего поэта.Поскольку ребенок часто болел, его трижды возили на курорты Кавказа, где экзотические пейзажи произвели на него неизгладимое впечатление.
В 1827 году он переехал с бабушкой в Москву и, посещая школу-интернат для дворянских детей (при Московском университете), начал писать стихи, а также изучал живопись. В 1828 году он написал стихи Черкесы («Черкесы») и Кавказский пленник («Кавказский пленник») в духе английского поэта-романтика лорда Байрона, влияние которого тогда преобладало над молодыми русскими писателями.Спустя два года было опубликовано его первое стихотворение Весна («Весна»). В том же году он поступил в Московский университет, который тогда был одним из самых оживленных центров культуры и идеологии, где учились такие демократически настроенные представители дворянства, как Александр Герцен, Николай Платонович Огарев и другие. Студенты горячо обсуждали политические и философские проблемы, тяжелую судьбу крепостного крестьянства и недавнее восстание декабристов. В этой атмосфере он написал много лирических стихов, длинных, повествовательных стихов и драматических произведений.Его драма « Странный человек » (1831; «Странный человек») отразила взгляды членов студенческих обществ: ненависть к деспотическому царскому режиму и крепостному праву. В 1832 г. после столкновения с реакционным профессором Лермонтов оставил университет и уехал в Петербург, где поступил в кадетское училище. По окончании учебы в 1834 году в чине младшего (или корнета) Лермонтов был назначен в лейб-гвардии гусарский полк, дислоцированный в Царском Селе (ныне Пушкин), недалеко от Санкт-Петербурга.Петербург. Будучи молодым офицером, он проводил значительную часть своего времени в столице, и его критические наблюдения за аристократической жизнью там легли в основу его пьесы Maskarad («Маскарад»). В этот период его глубокая, но безответная привязанность к Варваре Лопухиной, чувство, которое никогда не покидало его, нашло отражение в Княгиня Лиговская («Княгиня Лиговская») и других произведениях.
Лермонтов был сильно потрясен в январе 1837 года гибелью на дуэли великого поэта Александра Пушкина.Он написал элегию, в которой выразил любовь народа к мертвому поэту, осудив не только его убийцу, но и придворную аристократию, в которых он видел палачей свободы и истинных виновников трагедии. Как только стихи стали известны двору Николая I, Лермонтов был арестован и сослан в полк, расквартированный на Кавказе. Поездки в новые места, встречи с декабристами (в ссылке на Кавказе), знакомство с грузинской интеллигенцией — с выдающимся поэтом Ильей Чавчавадзе, дочь которого вышла замуж за известного русского драматурга, поэта и дипломата Александра Сергеевича Грибоедова — а также другим выдающимся грузинским поэтам в Тифлисе (ныне Тбилиси) расширил свой кругозор.Привлеченный природой и поэзией Кавказа и взволнованный его фольклором, он изучал местные языки и перевел и отшлифовал азербайджанский рассказ «Ашик Кериб». Кавказские темы и образы занимают прочное место в его стихах и романе « Герой нашего времени», , а также в его этюдах и картинах.
Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской. Подпишитесь сегодняВ результате ревностного заступничества бабушки и влиятельного поэта В.А. Жуковскому, Лермонтову разрешили вернуться в столицу в 1838 году. В прессе стали появляться его стихи: романтическая поэма Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удачного купца Калашникова (1837; «Песня о царе Иване»). Васильевич, его юный телохранитель и доблестный купец Калашников »), реалистические сатирические стихи Тамбовская казначейша (1838;« Тамбовская казначейша ») и Сашка (написано 1839, опубликовано в 1862 году) и романтическую поэму Демон. . Вскоре Лермонтов стал популярным; его называли преемником Пушкина и хвалили за то, что он страдал и был сослан из-за его либертарианских стихов. Им интересовались писатели и журналисты, им нравились модницы. Он подружился в редакции Отечественных записок, ведущего журнала интеллектуалов западной ориентации, а в 1840 году познакомился с выдающимся прогрессивным критиком В.Г. Белинского, который видел в нем большую надежду русской литературы.Лермонтов попал в круг петербургских писателей.
В конце 1830-х годов были определены основные направления его творчества. Его свободолюбивые настроения и горько скептическая оценка времени, в котором он жил, воплощены в его философской лирике («Дума» [«Мысль»], «Ne ver sebye…» [«Не верь себе…»]) и оригинально интерпретированы в романтических и фантастических образах его кавказских стихов Мцыри, (1840) и Демон, , над которыми поэт работал до конца своей жизни.Наконец, зрелая проза Лермонтова раскрыла критическую картину современной жизни в его романе « Героя нашего времени», , содержащем совокупность его размышлений о современном обществе и судьбах своего поколения. Герой Печорин — циничный человек, обладающий выдающимися достижениями, который, испытав все остальное, посвящает себя экспериментам с человеческими ситуациями. Этот реалистический роман, наполненный социальным и психологическим содержанием и написанный превосходной прозой, сыграл важную роль в развитии русской прозы.
В феврале 1840 года Лермонтов предстал перед военным трибуналом за дуэль с сыном французского посла в Санкт-Петербурге — дуэль, использованную как предлог для наказания непокорного поэта. По указанию Николая I Лермонтов был приговорен к новой ссылке на Кавказ, на этот раз в пехотный полк, который готовился к опасным боевым действиям. Вскоре вынужденный участвовать в кавалерийских вылазках и рукопашных боях, он отличился в тяжелых боях на реке Валерик, которые он описывает в «Валерике» и в стихе «Я к вам пишу…» («Я пишу» тебе…»).Военное командование отметило большое мужество и находчивость, проявленные офицером-поэтом.
В результате настойчивых просьб бабушки в феврале 1841 года Лермонтов получил короткий отпуск. Он провел несколько недель в столице, продолжая работу над уже начатыми сочинениями и написав несколько стихотворений, отмеченных зрелостью мысли и талантом ( «Родина», «Любил и я был влюблен». Лермонтов разработал план издания собственного журнала, планировал новые романы, искал критики Белинского.Но вскоре он получил приказ вернуться в свой полк и ушел, полный мрачных предчувствий. В этом долгом путешествии он испытал прилив творческой энергии: в его последней записной книжке собраны такие шедевры русской лирики, как «Утес» («Утес»), «Спор» («Аргумент»), «Свиданье» («Встреча»). , «Листок», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Выхожу один я на дорогу…» («Я иду в Road Alone … ») и« Пророк »(« Пророк »), его последнее произведение.
По пути в свой полк Лермонтов задержался на лечении в курортном городе Пятигорске. Там он познакомился со многими модными молодыми людьми из Петербурга, среди которых были тайные недоброжелатели, знавшие его репутацию в придворных кругах. Одни молодые люди боялись его языка, другие завидовали его славе. Вокруг него выросла атмосфера интриги, скандала и ненависти. В конце концов между Лермонтовым и другим офицером Н.С. Мартынов; Эти двое подрались на дуэли, закончившейся смертью поэта.Через два дня его похоронили на городском кладбище, и на его похороны собралось все население города. Позже гроб Лермонтова перенесли в имение Тархана, а 23 апреля 1842 года он был похоронен в фамильном склепе Арсеньевых.
.Герой нашего времени Михаил Лермонтов
И вот Чайльд Гарольд заболел на сердце,
И от товарищей-вакханалий убежал;
‘Это сказано, временами начиналась угрюмая слеза,
Но гордость застыла в его сердце …
— Лорд Байрон, Паломничество Чайльда Гарольда (Песнь I, Станца VI)
Другая жизнь, которая исчез слишком рано. Михаилу Лермонтову было всего 26 лет, когда его убили на дуэли. Та же участь, что и другого русского гения, Александра Пушкина, которому он посвятил свою поэму «Смерть поэта»: И так он умер — за тщетно жаждущую месть / Тайно досаждаемый обманутыми ложными надеждами… / Его губы навсегда запечатаны.
Поэзия и проза Лермонтова одинаково превосходны. В таком юном возрасте он стал одним из самых важных русских писателей всех времен. И еще один мой любимец. Это был приятный сюрприз, потому что, честно говоря, я не очень надеялся на эту книгу. Я не знаю почему. Я не ожидал такого красивого и запоминающегося письма, достаточно мощного, чтобы наполнить мое сердце восторгом и в то же время разбить его. Я мало знал, что сам Лермонтов был неким олицетворением байронического героя, как и главный герой этой книги Печорин, человеком из плоти, костей, высокомерия, цинизма и меланхолии.Пленник собственного пессимизма и знакомого чувства пустоты и вечной потери. Жертва мира.
Да, таково было мне с детства! Все читали на моем лице признаки плохих качеств, которых не существовало; но предполагалось, что они существуют — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытным. Я глубоко чувствовал и добро, и зло — меня никто не ласкал, все оскорбляли: я стал мстительным. Я был угрюм — другие дети веселые и разговорчивые; Я чувствовал себя выше их — меня ценили ниже: я завидовал.Я был готов любить весь мир — меня никто не понимал: я научился ненавидеть. Моя бесцветная юность текла в конфликте с собой и миром; боясь насмешек, я похоронил свои лучшие чувства в глубине своего сердца, и там они умерли. Я сказал правду — мне не поверили: я начал обманывать. (93)
Я всегда читал, что плохие люди не рождаются, а созданы; почти принимая аргумент, что теплая среда может преодолеть любую генетическую предрасположенность. Я не совсем уверен в этом.Печорин явно думал, что это его дело. Он был готов любить, и мир научил его ненавидеть.
Эта книга не является романом как таковым ; он разделен на пять новелл («Бэла», «Максим Максимович» и три отрывка из дневника Печорина — просто гениально). Первая часть служит введением в характер Печорина. Молодой офицер и капитан Максимович заговорили о своеобразном друге последнего Печорине, с которым он познакомился на Кавказе. Этот молодой человек встретил прекрасную принцессу по имени Бела, которая вскоре стала его следующим вызовом.Брат Белы, Азамат, плаксивый и неприятный подросток, очень хотел чужую лошадь. И Печорин предложил свою помощь в обмен на Белу. Да, женщина за лошадь. Итак, мальчишка похитил свою сестру, а затем получил свою любимую лошадь. Очаровательный парень.
К тому времени мне стало немного скучно. Собирался принять предложение рассказчика:
Поэтому вы должны немного подождать или, если хотите, перевернуть несколько страниц. (26)
Я не знал. Я последовал его совету:
Хотя последнее делать не советую, потому что переход через гору Крестов (или, как ее называет эрудит Гамба, le mont St.Кристоф) достойна вашего любопытства. (26)
Ага. Не было.
В заключение, время шло, и вольный дух Печорина наскучил Беле. Читая его ответ Максимовичу, когда он спросил его о княгине, я подумал: «Наконец-то. Первый признак того, что эта книга может быть потрясающей ». Так оно и было. Молодой человек с пустотой в сердце, с потребностями, которые невозможно удовлетворить, с мыслью о смерти, всегда в его голове, не мог долго находиться среди одних и тех же людей.Он начал задыхаться, и желание убежать овладело им. Как у русского Чайльда Гарольда, единственным выходом было уйти, поехать. Чтобы испытать что-то новое, чтобы уменьшить эту пустоту, развеять тоску. Эта ситуация описана таким красивым, ослепительным письмом.
(В следующем отрывке нет спойлеров, но я спрятал его, потому что он довольно длинный и некоторые люди могут предпочесть не читать его целиком, но я просто не мог цитировать меньше, не повредив сути. Итак, вы были предупреждал.)
(см. Спойлер) [
У меня неудачный нрав; результат моего воспитания или врожденный — я не знаю. Я знаю только то, что если я являюсь причиной несчастья других, то и сам не менее несчастен. Конечно, это их плохое утешение — факт остается фактом. В ранней юности, с того момента, как я перестал находиться под опекой своих родственников, я начал безумно наслаждаться всеми удовольствиями, которые можно было купить за деньги — и, конечно же, такие удовольствия стали мне надоедать.Затем я бросился в мир моды — и это тоже скоро надоело мне. Я полюбила модных красоток и полюбила их, но только мое воображение и эгоизм пробуждали; мое сердце оставалось пустым … Я начал читать, изучать — но науки также стали для меня крайне утомительными. Я увидел, что ни слава, ни счастье от них ни в малейшей степени не зависят, потому что самые счастливые люди — необразованные, а слава — это удача, для достижения которой нужно только проявить ум. Потом мне стало скучно… Вскоре меня перевели на Кавказ; и это было самое счастливое время в моей жизни. Я надеялся, что под пулями чеченцев скука не может существовать — тщетная надежда! За месяц я настолько привык к жужжанию пуль и близости смерти, что, по правде говоря, стал уделять больше внимания комарам — и мне стало скучно больше, чем когда-либо, потому что я потерял то, что было почти моим Последняя надежда. Когда я увидел Белу в собственном доме; когда я впервые держал ее на коленях и целовал ее черные локоны, я, дурак, думал, что она ангел, посланный мне сочувствующей судьбой… Я снова ошибся; любовь дикаря немногим лучше, чем любовь вашей знатной леди, варварское невежество и простота одного утомляют вас так же, как кокетство другого. Я не говорю, что все еще не люблю ее; Я благодарен ей за несколько довольно приятных минут; Я бы отдал за нее жизнь — только мне с ней скучно … Дурак я или негодяй не знаю; но это несомненно, я также более всего заслуживаю жалости — возможно, больше, чем она. Моя душа испорчена миром, мое воображение неспокойно, мое сердце ненасытно.Для меня все мелочи. Я привыкаю к горю так же легко, как и к радости, и моя жизнь с каждым днем становится все пустее. Мне осталось только одно средство — путешествие. (31-32)(скрыть спойлер)]
Будьте готовы к книге, которая сжимает вашу душу и играет в футбол сердцем. Это был всего лишь образец красоты, которую можно найти здесь. Это может быть самый простой сюжет в мире, но если он прекрасно написан, если автор позволяет мне проникнуть в сознание своего персонажа, тогда я чувствую себя как дома.Именно это и случилось со мной с этим романом. Лермонтов имеет дело с теми универсальными чувствами, которые бросают вызов времени, и мастерской прозой. Неважно, сколько вещей мы можем купить, сколько людей встречаем, порой нам не уйти от неумолимого чувства пустоты. Не могу презирать скучающего, ненавистного, циничного, манипулирующего, жестоко честного Печорина. Иногда наши желания превышают наше собственное существование. И это одна из самых страшных трагедий.
* Также в моем блоге.
.