Контрольная работа по теме «Морфемика и словообразование. Орфография.» 6 класс. (К УМК Т.А.Ладыженской)
Контрольная работа: «Морфемика. Словообразование. Орфография». 1 вариант.
1. Окончание – это …
A) Значимая часть слова, общая для родственных слов.
B) Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
C) Изменяемая часть слова, которая служит для образования форм слова и для связи слов в предложении.
D) Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
E) Главная часть основы.
Укажите слово с нулевым окончанием.
A) Школа. B) Школьный. C) Пришкольный. D) Школьники. E) Школьник.
3.В каком слове есть нулевое окончание?
А) молода В) гербарий С) рисует D) одежды Е) зверобой
4.Сколько морфем в слове посланница?
A) 3 B)
5. Найдите слово, которое не соответствует схеме: приставка – корень – суффикс – окончание.
A) Поездка B) Разведка C) Записка D) Стройка E) Покупка
6. Отметьте ряд, в котором все слова являются однокоренными.
гора, подгорный, горе
водить, вода, водяной
засветить, свет, светлый
трава, травяной, травить
7. Слово, не входящее в ряд однокоренных
A) вода B) водный C) водитель D) водопад E) наводнение
8. Укажите неверное утверждение.
А) В корне -кос- – -кас- в безударном положении пишется буква А, если после корня стоит суффикс -А-.
В) В корне с чередованием -гор- – -гар- в безударном положении пишется буква А.
С) В корне с чередованием -зар-, зор- под ударением пишется буква А .
9. В каком слове пропущена буква А?
ог…роквыг…реть
подг…реть
сг…рать
10.
м…ляр, заг…р, пол…жение
к…саюсь, предл…жить, заг…реть
выр…с, сл…жение, пом…гать
приб…рать, зам…лчать, г…раж
11. В каком слове есть приставка над-?
А) надоедать В) надомница С) надсечка D) надёжность Е) наглец
12. Отметьте суффикс у слова зайчишка
-к--ишк-
-чишк-
-шк-
13. В каком слове нет суффикса -щик-?
А) кровельщик В) закупщик С) стекольщик D) сыщик Е) обманщик
14.Каков способ образования слова канцтовары?
А) суффиксальный, В) приставочный, С) приставочно-суффиксальный, D) бессуффиксный,
Е) сложение части слова с целым словом.
15. Укажите пропущенное слово в словообразовательной цепочке
обогреватель … обогреть греть
огретьобогревать
разогреть
согревать
16. Работа с текстом. Перепишите текст, решая орфографические и пунктуационные задачи. Объясните постановку знаков препинания в предпоследнем предложении. Выполните разборы.
Ночлег в лесу
Ребята распол_жились на опушк_ леса. Одни поб_жали соб_рать хворост, други_ рубили ветви для шал_ша. Ост_льные ра_бирали вещи, дост_вали из рю_заков съ_стное, кот_лки, кру_ки, ложки.
Между тем з_ря угасла. Смеркалось2.
Ребята с увлечением
Ра_дается команда Всем спать! Лагерь быстро зат_хает.
Контрольная работа: «Морфемика. Словообразование. Орфография». 2 вариант.
1. Суффикс – это …
A) Значимая часть слова, общая для родственных слов.
B) Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
C) Изменяемая часть слова, которая служит для образования форм слова и для связи слов в предложении.
D) Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
E) Главная часть основы.
2.В каком слове -ой не является окончанием?
А) покой В) красной С) морской D) сестрой Е) водой
3. Определите, в каком ряду указаны формы слова
листик, листочек
листовой, безлистный
листик, листики
лист, листок
4. Сколько морфем в сове придорожный
A) 3 B) 4 C) 5 D) 6 E) 7
5. Укажите слово, состоящее из приставки, корня и окончания
перерыв6. Слово, не входящее в ряд однокоренных.
A) сад B) сажать C) сажа D) посадка E) садовник
7.Какое из пяти слов не является однокоренным остальным словом?
А) детёныш В) детство С) детвора D) деталь Е) детский
8. Укажите верное утверждение.
А) В корне -раст-, -рос- в безударном положении пишется буква А, если после корня стоит суффикс -А-.
В) В корне с чередованием -гор-, -гар- в безударном положении пишется буква А.
С) В корне с чередованием -зар-, зор- под ударением пишется буква А .
9. Буква О пишется в слове
к…саюськ…сательная
к…снусь
к. .саться
10. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня?
м…ляр, заг…р, пол…жение
к…саюсь, предл…жить, заг…реть
выр…с, сл…жение, пом…гать
приб…рать, зам…лчать, г…раж
А) обедать В) обвиснуть С) обвинить D) обдуманный Е) объехать
12. Определите, в каком слове два суффикса?
земляниказемляной
земляничный
земельный
13.Найдите слово с уменьшительно – ласкательным суффиксом.
A) Веточка B) Курятник C) Лыжник D) Водитель E) Переводчик
14.Каков способ образования слова карманчик?
А) суффиксальный, В) приставочный, С) приставочно-суффиксальный, D) бессуффиксный,
Е) сложение части слова с целым словом.
15. Укажите пропущенное слово в словообразовательной цепочке
разговорчивость разговорчивый … говор.
уговорговорить
разговаривать
разговор
16. Работа с текстом. Перепишите текст, решая орфографические и пунктуационные задачи. Объясните постановку знаков препинания в предпоследнем предложении. Выполните разборы.
Н
Ребята распол_жились на опушк_ леса. Одни поб_жали соб_рать хворост, други_ рубили ветви для шал_ша. Ост_льные ра_бирали вещи, дост_вали из рю_заков съ_стное, кот_лки, кру_ки, ложки4.
Между тем з_ря угасла. Смеркалось.
Ребята с увлечением2 ра_дувают первые искры ог_н?ков. Дым от костра ра_стилае(ться, ца, тся) густой завес_й, и скоро он разг_рае( ться,ца, тся).
Ра_дается команда Всем спать! Лагерь быстро зат_хает2.
Ключи:
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
1вар
C
E
E
E
D
C
C
A
A
B
C
B
D
E
B
2вар
D
A
C
A
C
D
B
B
C
B
A
A
A
A
D
Тест. Критерии оценивая:
15, 14 баллов — «5»
13, 12, 11 баллов — «4»
10, 9, 8 балов — «3»
7 баллов и ↓ — «2»
Контрольная работа по теме «Морфемика. Словообразование»
Тест подготовила учитель русского языка и литературы
Серповского филиала МБОУ Устьинской СОШ
Колдашова Ольга Владимировна
Контрольная работа по теме «Морфемика. Словообразование».
Вариант 1.
Задание 1. Тест.
Что изучает морфемика?
1)участие морфем при образовании новых слов;
2)морфологические категории слов;
3)морфемный состав слова слова;
4) значение слова.
2.В каком ряду перечислены все морфемы русского языка в порядке их расположения в слове?
1)префикс, корень, суффикс, флексия, постфикс, интерфикс;
2)префикс, корень, интерфикс, суффикс, флексия, постфикс;
3)префикс, корень, суффикс, флексия, интерфикс, постфикс;
4)префикс, корень, постфикс, суффикс, флексия, интерфикс.
В каком слове нет окончания?
1)взгляд; 2)фазаний; 3)красивый; 4)серьёзно.
В каком слове есть суффикс –ат-?
1)ноздреватый; 2)узорчатый; 3)крупитчатый; 4)решётчатый.
5.В каком слове есть суффикс –ар-?
1)комар; 2)ударный; 3)словарный; 4)коварный.
6.В каком слове два суффикса?
1)властелин; 2)испачканный; 3)искривлённый; 4)вознаграждение.
7. В каком слове следующее морфемное строение6 приставка + корень + суффикс?
1)вклад; 2)умелец, 3)вширь, 4)вскоре.
8. Что такое производная основа?
1)основа, которая состоит из корневой морфемы;
2) основа, которая служит источником дальнейшего словообразования;
3)основа, в которой помимо корня есть аффиксы;
4)основа, в которой нельзя выделить морфемы.
9.Какое слово образовано неморфологическим способом?
1)сейчас; 2)учительская; 3)по-дружески; 4)предгрозовой.
10. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
1)изголодаться; 2)по-зимнему; 3)вызывающе; 4)подписать.
11.Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке чёрный – чернить — …очернитель?
1)чернеть; 2)черновой; 3)очернить; 4)чернота.
12. Укажите производящую основу для слова по-домашнему.
1)дом-; 2)домаш-; 3)домашн-; 4)-домашнем.
13.Какое слово образовано приставочным способом?
1)подземный; 2)разбитый; 3)вдвое; дальновидный.
14.В каком слове есть формообразующий суффикс?
1)качалка; 2)поспешно; 3)качался; 4)синее (небо)
Задание 2.
Вставьте пропущенные буквы, расставьте необходимые знаки препинания. Сделайте морфемный и словообразовательный анализы выделенного слова.
Туман частью подн…мался открывая мокрые камыш…вые крыши частью пр…вращался в с…р…бристую р…су увл…жняя (ч…рно) бурую д…рогу и пож…лтевшую тр…ву около (не) давно краше…ых и выр…вне…ых заборов.
— Выпишите в качестве примеров слова, образованные различными способами.
Система оценивания:
Максимальное количество баллов – 19, из них – 14 за тестовую работу, 5 баллов за задание 2.
«5» — 18-19 баллов,
«4» — 14-17 баллов,
«3» — 9-13 баллов.
Источники:
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Русское слово», 2018
Алентикова С.А. Поурочные разработки по русскому языку. 10 кл. – М.: «Экзамен», 2009
Контрольная работа в формате теста по теме «Морфемика, словообразование, орфография»
Контрольная работа по теме «Морфемика, словообразование, орфография»
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема: Морфемика, словообразование орфография
Инструкция по выполнению работы
Дорогой пятиклассник! Тебе предстоит ответить на 11 вопросов, которые проверяют твою подготовку по русскому языку. К 1-10 вопросам теста даны варианты ответов, помеченные цифрами. Внимательно прочитай задание и выполни его. Обведи кружком цифры, соответствующие правильному ответу. Помни, что в задании 1-10 может быть только один правильный ответ! Ответом на задание 11 является слово или слова. Перенеси ответы в итоговую таблицу. На выполнение работы отводится 45 минут. Желаю успеха! |
1. Прочитайте слова, выделите в них приставки. В каком ряду находится слово с двумя приставками?
1) привезут, приближается, переписчик, разносчик
2) безлюдный, беспосадочный, бескрайний, беззвучный
3) наушник, рассказ, отметка, разбег
4) позолота, озарение, поплавок, известие
2. Прочитайте слова, выделите в них корни и скажите, в каком ряду слова не являются однокоренными?
1) смелый, осмелеть, смельчак
2) тёмный, потемнеть, затемнение
3) вода, водитель, водяной
4) весточка, известие, неизвестный
3. Укажите слово, в морфемный состав которого входят два суффикса.
1) барсучонок 2) смелость 3) написал 4) искусный
4. Разбери слова по составу. Морфемный состав какого слова соответствует схеме: ?
1) выходец 2) орешник 3) сторожка 4) взмах
5. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду в обоих словах пропущена буква, обозначающая непроизносимый согласный?
1) чудес..ный, гиган..ский
2) прелес..ный, вкус..ный
3) вес. .ник, громоз..кий
4) словес..ный, уча..ствовать
6. Вставьте пропущенные буквы и скажите, в каком ряду на месте пропуска после шипящих пишется мягкий знак.
1) из-за туч.., ноч.., товарищ.., лож..
2) вещ.., молодёж.., дич.., помощ..
3) глуш.., луч.., мощ.., много задач..
4) продажа груш.., реч.., дрож.., камыш..
7. В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная в корне?
1) прим..рять (костюм), прим..рять друзей
2) ув..дающий, в..н..грет
3) выб..рать, уед..нение
4) расп..хнуть, р..дуга
8. Какое слово имеет окончание нулевое?
1) вверх 2) взлёт 3) пение 4) о героях
9. Прочитайте предложения, подчеркните грамматическую основу. Назовите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением.
1) Осень пришла уже в лес.
2) Все листья разукрасились в разные цвета: жёлтые, красные, бурые!
3) Потом подули сердитые ветры.
4) Они сдирали листочек с веток и носили их по воздуху.
10. Прочитайте предложения, подчеркните грамматическую основу. Назовите предложение с однородными сказуемыми.
1) Осень пришла в парки и леса.
2) Лес поредел, а ветки деревьев обнажились.
3) Улетели на юг скворцы и стрижи.
4) Журавли поднялись с болота и улетели в тёплые края.
11. Прочитайте текст. Выполните задания по тексту.
Летом
(1)По косогору над речкой раскинулся старый тенистый лес. (2)В нём росли клёны, дубы, липы. (3)Они разрослись здесь огромными шатрами, а на полянках зеленели молоденькие деревья. (Г.Скребицкий)
А) Выпишите из текста сложное слово.
Б) Выпишите из первого предложения слова с проверяемой безударной гласной.
В) Из третьего предложения выпишите слово, у которого нет окончания.
Г) Из предложения 1 выпишите слова с нулевым окончанием.
Д) Укажите в предложении 3 слова, имеющие уменьшительно-ласкательное значение.
Итоговая таблица ответов
№ вопроса | Ответ | ||
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 | |||
11 | А | ||
Б | |||
В | |||
Г | |||
Д |
Система оценки выполнения работы
За верное выполнение заданий 1-10 выставляется по 1 баллу, за задание 11- 8 баллов (по 1 баллу за верно указанное слово).
Таким образом, за выполнение всей работы ученик может получить 18 баллов.
Перевод баллов в отметку:
Баллы | Отметка |
17-18 | «5» |
13-16 | «4» |
9-12 | «3» |
Меньше 9 | «2» |
Правильные ответы
Итоговая таблица ответов
№ вопроса | Ответ | |
1 | 2 | |
2 | 3 | |
3 | 3 | |
4 | 4 | |
5 | 3 | |
6 | 2 | |
7 | 1 | |
8 | 2 | |
9 | 4 | |
10 | 4 | |
11 | А | Косогору |
Б | Косогору, тенистый | |
В | Здесь | |
Г | Раскинулся, лес | |
Д | Полянках, молоденький |
Тестовая контрольная работа по русскому языку «Морфемика, словообразование, орфография»
Контрольная работа по разделу:
«Морфемика, словообразование, орфография»
1 вариант.
Инструкция по выполнению контрольной работы:
1. Внимательно читайте задание.
2.Старайтесь выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
1. Укажите верные утверждения :
1) В значении приближения, присоединения пишется приставка пре-
2) В значении близости к чему-то пишется при-
3) В значении повышения степени пишется при-
4) В значении неполноты действия пишется при-
2. Укажите номера ответов, в которых пишется буква И:
1)пр…ехать,
2)пр…вокзальный,
3)пр…кратить,
4) пр…мудрый,
5) пр…сесть,
6)пр…хорошенький,
7)пр…открыть,
8) пр. ..увеличить.
3. Укажите номера ответов, в которых правильным является написание через дефис:
1)(кое)что,
2) (темно)зеленый,
3) (по)волчьи,
4) (железно)дорожный,
5) какому(либо),
6) (по)зимнему,
7) (юго)восточный,
8) (кресло)качалка,
9) (пол)лимона,
10) (пол)апельсина,
11)(пол)страны.
4. Как называется морфема, обозначающая возвратность глагольной формы, стоящая после окончания, при его отсутствии — на конце слова?
1) суффикс
2) префикс
3) постфикс
4) аффикс
5. Как называется морфема, стоящая после корня, перед окончанием, обознаяающая оценку, качество, отношение, размер того, что названо в корне?
1) суффикс
2) префикс
3) постфикс
4) аффикс
6. Как называется способ словообразования, при котором происходит сложение сокращенных элементов слов?
1) сращение
2) аббревиация
3) сложение
7. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор следующих слов (постройте словообразовательную цепочку):
лесовичок, призадуматься
8. Напишите, от какого слова образовано и определите способ словообразования:
пригород, чайник, городской, диван-кровать, ввоз.
2 вариант.
Инструкция по выполнению контрольной работы:
1. Внимательно читайте задание.
2.Старайтесь выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
1. Укажите верные утверждения:
1) В значении приближения, присоединения пишется приставка при-
2) В значении близости к чему-то пишется пре-
3) В значении повышения степени пишется при-
4) В значении неполноты действия пишется пре-
2. Укажите номера ответов, в которых пишется буква Е:
1) пр…спокойно,
2) пр…катиться,
3) пр…коснуться,
4) пр…отличный,
5) пр…тормозить,
6) пр…подносить,
7) пр…забавный,
8) пр…дорожный.
3. Укажите номера ответов, в которых правильным является написание через дефис:
1)когда(нибудь),
2)(во)первых,
3) (по)царски,
4) (светло)серый,
5) (пол)ленты,
6) (пол)вечера,
7) (пол)арбуза,
8) (по)снайперски,
9) (кое)как,
10) как(будто),
11) (по)разному.
4. Как называется морфема, соединяющая два корня в одной основе?
1) суффикс
2)интерфикс
3) постфикс
4) аффикс
5. Как называется морфема, стоящая перед корнем, обозначающая пространственные отношения, наличие, отсутствие или меру того, что названо в корне?
1) суффикс
2) префикс
3) постфикс
4) аффикс
6. Как называется способ словообразования, при котором слово лишается всех аффиксов?
1) сращение
2) безаффиксный
3) сложение
7. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор следующих слов (постройте словообразовательную цепочку):
учительский, очерствелый
8. Напишите, от какого слова образовано и определите способ словообразования:
шептаться, бесполезный, грустный, выход, ледокол.
Образец Ответа:
№№ | 1 вариант | 2 вариант |
1 | 2,4 | 1,3 |
2 | 1,2,5,7 | 1,4,6,7 |
3 | 1,2,3,5,6,7,8,9,10 | 1,2,3,4,5,7,8,9,11 |
4 | 3 | 2 |
5 | 1 | 2 |
6 | 3 | 2 |
7 | Лес(корень)ов(суффикс)ич(суффикс)ок(суффикс, окончание нулевое) лесовичок – лесовик – лесовой – лес. При(приставка)за(приставка)дум(корень)а(суффикс)ть(окончание)ся(постфикс) Призадуматься – задуматься – задумать -думать | Уч(корень)и(суффикс)тель(суффикс)ск(суффикс)ий(окончание) Учительский – учитель — учить О(приставка)черств(орень)е(суффикс)л(суффикс)ый(окончание) Очерствелый – очерстветь — черствый |
8 | Пригород – город (суф.) Чайник – чай (суф.) Городской – город (суф.) диван-кровать – диван и кровать (сложение) ввоз – ввозить (безаффиксный) | Шептаться – шептать (суф.) Бесполезный – полезный (прист.) Грустный – грусть (суф.) Выход – выходить (безафф) Ледокол – лед колоть (сложение) |
Тест «Морфемика и словообразование»
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Ванинский межотраслевой колледж
(Центр опережающей профессиональной подготовки)»
Тестовая работа по теме
«Морфемика и словообразование»
для студентов СПО (1 курс)
Составитель:
преподаватель русского языка и литературы
Манирка Н. А.
2019 год
Критерии оценки тестовой работы
«5» ставится за 11-12 правильных ответов;
«4» ставится за 9-10 правильных ответов;
«3» ставится за 6-8 правильных ответов;
«2» ставится за 5 и менее правильных ответов.
Морфемика и словообразование.
Вариант №1
1. В каком ряду все слова родственные?
1) родные, сородичи, род;
2) дразнить, дрожь, задрожал;
3) тихо, затишье, утешиться;
4) летний, полет, летчик.
2. В каком ряду во всех словах есть окончание?
1) тайком, бережком, творогом;
2) домишко, окно, четверо;
3) боа, чиста, черта;
4) ближе, раздумье, кафе.
3. В каком ряду все слова не имеют окончания?
1) дар, номер, навытяжку;
2) дрожь, здесь, четверо;
3) издалека, вновь, уж;
4) напрокат, цилиндр, вблизи.
4. В каком слове выделяются два окончания?
1) овощехранилище;
2) кого-нибудь;
3) шестьдесят;
4) платье-костюм.
5. В каком слове нет окончания?
1) плашмя;
2) сказала;
3) нашего;
4) вожатому.
6. В каком ряду во всех словах есть два корня?
1) самокат, кашевар, самолет, небезызвестный;
2) птицефабрика, нефтепровод, обезглавленный, пылесос;
3) мышеловка, пребогатый, сталевар, мореходка;
4) вездеход, водопад, древнерусский, домосед.
7. В каком ряду во всех словах выделяется приставка над-?
1) Надумала, надарить, надписать;
2) надводное, надгрызть, надземный;
3) надежный, надламывать, надкусанный;
4) надвинуть, надпись, надругаться.
8. В каком ряду во всех словах выделяется приставка под-?
1) Подворотня, неподготовленный, наподдал;
2) подготовить, подвинуться, неподкупный;
3) неподсудный, подливать, подарок;
4) переподготовить, подследственный, подбежали.
9. Какое из слов не является однокоренным?
1) потолковать;
2) толковый;
3) столковаться;
4) столетний.
10. В каком слове есть суффикс -чик-?
1) Пончик;
2) гостинчик;
3) перчик;
4) блинчик.
11. Укажите слово, которое образовано приставочным способом.
1) подлец
2) прибыть
3) книжка
4) временной
12. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке: вар — варить — … — заварка?
1) вареный
2) переваренный
3) приварка
4) заварить
Морфемика и словообразование.
Вариант № 2
1. В каком ряду во всех словах выделяется приставка НАД -?
1) надпись, надуманный, надоедать
2) надрез, надомница, надувной
3) надломленный, надкусить, надсечка
4) надрубка, надрываться, надежность
2. В каком ряду во всех словах выделяется приставка ЗА —?
1) заглохший, залежь, законный
2) загородный, задушевность, закатиться
3) заземленный, замшевый, заикаться
4) заквасить, занозить, закадычный
3. Какое из слов не является однокоренным?
1) жевать
2) переживать
3) заживлять
4) животворный
4. В каком слове нет окончания?
1) заснул
2) ловкий
3) колибри
4) рисуешь
5. Укажите способ образования слова мороженое (сущ.)
1) суффиксальный
2) сложение основ слов с соединительной гласной о
3) переход слова из одной части речи в другую
4) приставочно-суффиксальный
6. В каком ряду все слова не имеют окончания?
1) метро, номер, тут
2) накипь, кофе, четверо
3) короче, став, меню
4) фойе, самосвал, казино
7. Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом
1) пришкольный
2) зарница
3) товарищество
4) небольшой
8. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке: белый — белеть — … — побелевший?
1) побелеть
2) набело
3) беляк
4) беленький
9. В каком слове нет приставки?
1) погоня
2) подкова
3) посвист
4) подошва
10. В каком ряду во всех словах есть только один корень?
1) перещеголять, недосказанный, перекрытие, приборостроение
2) служительница, выразительный, укрощение, сыроварня
3) напрыгался, окрыленный, пересказанный, уложенный
4) обогревать, беспредметный, отреставрировать, сбербанк
11. В каком слове есть окончание -о-?
1) засветло
2) налево
3) сильно
4) перо
12.Укажите слово, образованное способом сложения
1) МВД
2) странный
3) столовая (ложка)
4) разбиться
Ключ к тесту
1 вариант
1
2
3
4
1
4
2
4
4
4
2
4
2 вариант
3
2
1
3
3
3
1
1
4
3
4
1
Контрольная работа по морфемике — русский язык, прочее
Контрольная работа по разделу «Морфемика»
Класс: 5
Цель и задачи: проверить уровень усвоения знаний учащихся по разделу «Морфемика»; формирование навыка морфемного разбора слов; формирование орфографических умений школьников; развитие логического мышления учащихся
I вариант
1)Закончите предложение и запишите свой ответ (слово).
1) Изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении -…
2) Часть слова без окончания или всё неизменяемое слово — …
3) Значимая часть слова, которая находится за корнем, служит для образования новых слов — …
4) Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов — …
5) Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов – …
2)Найдите и выпишите неизменяемое слово:
ворота, работает, ударный, друг, вчера.
3)Найдите и выпишите слово с нулевым окончанием:
погоня, мечтаешь, пробежал, армия.
4)В каком слове основа равна корню? Выпишите это слово.
Голубой, читатель, удивление, переговоры, округа.
5) Выпишите пару, в которой слова не являются однокоренными.
Исцеление – целебный, поднос – переносица, подножка – ноги, загар – сгореть.
6) В каком слове нет приставки? Выпишите это слово.
Обломить, облако, обход, обрасти.
7)Выпишите слово, которое неверно разделено на морфемы.
Повтор-ени-е, пре-крас-н-ый, ус-меш-к-а, отъ-езд, без-выход-н-ый.
8)Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. Выполните морфемный разбор выделенных слов
Мы с товар..щем предп…лагали выехать до ра..света, но выехали поз..но. Со..нце подн..малось всё выше и выше и п..кло безжалос…но. В ст..пи ст..яла тиш…. Растительность встр..чалась ре..ко. Лошади с трудом т..щили пово..ку. К вечеру жара стала сп..дать. Со..нце зашло за г..ризонт, когда мы под..ехали к с..лению.
II вариант
1) Закончите предложение и запишите свой ответ (слово).
1) Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов – …
2) Часть слова без окончания или всё неизменяемое слово — …
3)Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов — …
4) Значимая часть слова, которая находится за корнем, служит для образования новых слов — …
5) Изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении -…
2)Найдите и выпишите неизменяемое слово:
письмо, закружила, безударный, скука, сегодня.
3)Найдите и выпишите слово с нулевым окончанием:
погода, наблюдаешь, нарисовал, теория.
4)В каком слове основа равна корню? Выпишите это слово.
Болельщик, очарование, сговор, белый, закладка.
5) Выпишите пару, в которой слова не являются однокоренными.
Носильщик – заносить, вода – водитель, красивый – красота, спешка – поспешить.
6) В каком слове нет приставки? Выпишите это слово.
Надломить, надписать, надежда, надорвать.
7) Выпишите слово, которое неверно разделено на морфемы.
С-пас-ен-ие, завид-н-ый, ламп-очк-а, над-зем-н-ый.
8) Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. Выполните морфемный разбор выделенных слов.
Ст..яла осень. Скво..ь обл..тевшие л..са были видны д..лёкие обл..ка . По н..чам вокруг нас незаметно ш..велились и др..жали ни..кие звёзды.
Озеро ок..ло б..регов было засыпано в..рохами ж..лтых лист..ев. Их было так много, что мы (не)могли л..вить рыбу. Лески лож…лись на лист..я и (не)тонули.
Ответы
I вариант
1) Закончите предложение и запишите свой ответ (слово).
1) Изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении — окончание
2) Часть слова без окончания или всё неизменяемое слово — основа
3) Значимая часть слова, которая находится за корнем, служит для образования новых слов — суффикс
4) Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов — приставка
5) Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов –корень
2)Найдите и выпишите неизменяемое слово:
вчера
3)Найдите и выпишите слово с нулевым окончанием:
пробежал
4)В каком слове основа равна корню? Выпишите это слово.
Голубой
5) Выпишите пару, в которой слова не являются однокоренными.
поднос – переносица
6) В каком слове нет приставки? Выпишите это слово.
облако
7)Выпишите слово, которое неверно разделено на морфемы.
ус-меш-к-а
8)Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. Выполните морфемный разбор выделенных слов
Мы с товарищем предполагали выехать до рассвета, но выехали поздно. Солнце поднималось всё выше и выше и пекло безжалостно. В степи стояла тишь. Растительность встречалась редко. Лошади с трудом тащили повозку. К вечеру жара стала спадать. Солнце зашло за горизонт, когда мы подъехали к селению.
Вы-ех-а-ть
Сел-ени-ю
II вариант
1) Закончите предложение и запишите свой ответ (слово).
1) Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов – корень
2) Часть слова без окончания или всё неизменяемое слово — основа
3)Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов — приставка
4) Значимая часть слова, которая находится за корнем, служит для образования новых слов — суффикс
5) Изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении -окончание
2)Найдите и выпишите неизменяемое слово:
сегодня
3)Найдите и выпишите слово с нулевым окончанием:
нарисовал
4)В каком слове основа равна корню? Выпишите это слово.
белый
5) Выпишите пару, в которой слова не являются однокоренными.
вода – водитель
6) В каком слове нет приставки? Выпишите это слово.
надежда
7) Выпишите слово, которое неверно разделено на морфемы.
С-пас-ен-ие
8) Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. Выполните морфемный разбор выделенных слов.
Стояла осень. Сквозь облетевшие леса были видны далёкие облака. По ночам вокруг нас незаметно шевелились и дрожали низкие звёзды.
Озеро около берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули.
Дал-ёк-ие
Дрож-а-л-и
КОРЕННЫХ СЛОВ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ — Intercambio Idiomas Online
+34690837758 [email protected] Языки- Français
- Deutsch
- Español
- English
Создать учетную запись
Имя пользователя Ваш адрес электронной почты Уже есть аккаунт? Забыли свой пароль? Имя пользователя или адрес электронной почты Запомнили пароль?- ПОДПИСАТЬСЯ
- ВОЙТИ
- Как это работает
- Курсы
- КЕМБРИДЖСКИЕ ЭКЗАМЕНЫ
- Назад
- КЛЮЧ A2
- B1 ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ
- B2 ПЕРВЫЙ
- C1 РАСШИРЕННЫЙ
- C2 ВЛАДЕНИЕ
- УЧИТЕЛЯ
- УРОКОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ
- ВИДЕО КЛАССЫ
- АКАДЕМИЯ
- Английский
Тележка
Авторские права © 2019
- ПОДПИСАТЬСЯ
- ВОЙТИ
- Как это работает
- Курсы
- КЕМБРИДЖСКИЕ ЭКЗАМЕНЫ
- КЛЮЧ A2
- B1 ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ
- B2 ПЕРВЫЙ
- C1 РАСШИРЕННЫЙ
- C2 ВЛАДЕНИЕ
- УЧИТЕЛЯ
- УРОКОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ
- ВИДЕО КЛАССЫ
Формирование слова — интерактивные упражнения по грамматике
Загружаемые грамматические листы и онлайн-упражнения
Формирование слова — онлайн-упражнения
- Легкая жизнь спортсмена
- Существительные
- Выражения лица
- Эйфелева башня
- Держите Дубурн в чистоте
- Дети в школе
- Студенты-тестеры
- Теннесси Уильямс — великий американский драматург
- Словообразование — предложения 1
- Словообразование — предложения 2
- Словообразование — предложения 3
- Словообразование — предложения 4
- Словообразование — предложения 5
Онлайн-упражнения
- Времена
- Герундий — окончательный
- Прилагательное — наречие
- Если пункты
- Модальные глаголы
- Отчетная речь
- Определенные и неопределенные статьи
- Предлоги
- Кванторы
- Неопределенные местоимения
- Фразовые глаголы
- Словообразование
- Словарь — Упражнения с множественным выбором
- Открытое закрытие
- Словарь — Упражнения по заполнению пробелов
Грамматика — Рабочие листы
- Времена
- Пассивный голос
- If-Clauses
- Отчетная речь
- Наречие — Прилагательные
- Герундий и инфинитив
- Статьи
- Фразовые глаголы
- Предлоги
- Вопросы и отрицания
- Кванторы
- Анализ ошибок
- Предложения перевода
Используемый язык — Рабочие листы
- Множественный выбор
- Словообразование
- Префиксы и суффиксы
- Упражнения по общему словарю
Письмо
- Аргументативные эссе
упражнений — Сайт Андрей Богатырев
Цель ученика в изучении языка
использовать язык для общения.
«Прикладная лингвистика» использует то, что мы знаем о
(язык,
(б) как это учится
и (c) как он используется для достижения какой-то цели или решения некоторой проблемы в реальной жизни.»/ Норберт Шмитт /
Любой язык умеет передать все.
Однако они различаются тем, что должен передавать язык.
Роман Якобсон
Согласно Dell Hymes , Ораторы развивают свою коммуникативную компетенцию , развивая три различных и взаимосвязанных аспекта: | |
1.Лингвистические правила: | способность иметь дело с языком структуры |
2. Социолингвистические правила: | способность вести себя в определенном социальном контексте |
3.Культурные правила: | способность действовать в рамках соответствующих культурных правил конкретное речевое сообщество |
Канале и Суэйн (1980) описывают четыре измерения коммуникативной компетенции.
- Грамматическая компетенция: относится к тому, что Хомский называет лингвистической компетенцией.
- Социолингвистическая компетентность: относится к пониманию социального контекста, в котором происходит общение (ролевые отношения, общие убеждения и информация между участниками…)
- Дискурсивная компетенция: относится к интерпретации отдельных элементов сообщения с точки зрения их взаимосвязи и того, как значение представлены в отношении всего дискурса или текста.
- Стратегическая компетенция: относится к стратегиям выживания, которые участники используют, чтобы инициировать прекращение, поддержание, восстановление и перенаправление. общение
Типы высказываний | Перформативное высказывание | Постоянное высказывание |
Определение | Высказывание, совершающее действие | Заявительное высказывание. |
Ценность правды | ни правда, ни ложь | либо правда, либо ложь |
Функция | сделать часть мира в соответствии с тем, что сказано | представляют состояние дела или опыта |
пример | Я приговариваю тебя к смерти. | Он самый известный бизнесмен в мире. |
Мы можем исследовать язык (или язык) с помощью учитывая:
1. как это изучают спикеры
2. откуда появился язык (или конкретный) язык, другими словами, его происхождение или прошлое
3. как это используется спикерами
4. его структура.
Упражнение 8.
Можете ли вы назвать четыре (или более) типа информации, которую мы можем найти о конкретное слово в словаре?
1. Часть речи
2. Транскрипция
3. Первичное значение (или любое, или множество) / Syn; Муравей; Пар; /
4. Происхождение
5. Словосочетания и сопоставления.
Подробнее?
морфема [mɔːˈfiːmɪks]
существительное во множественном числе [трактуется как петь.]
Лингвистика: изучение структуры слова в терминах минимальных значимых единиц.
Оксфордский словарь английского языка, 3-е издание © Oxford University Press, 2010
Ричард Нордквист
Обновлено 12 февраля 2020 г.
В грамматике английского языка коллигация — это группа слов, основанная на том, как они функционируют в синтаксическом структура — i.е., синтаксический паттерн. Глагол: сопоставлять.
Как заметил лингвист Уте Ремер: «То, что словосочетание является на лексическом уровне анализа, сопоставление находится на синтаксическом уровне. Этот термин относится не к повторяющейся комбинации конкретных словоформ, а к тому, как классы слов встречаются вместе или составляют привычную компанию в высказывании » (Прогрессисты, Шаблоны, Педагогика).
Слово «соединение» происходит от латинского «связывать вместе».»Этот термин был впервые использован в его лингвистическом смысле Британский лингвист Джон Руперт Ферт (1890-1960), определивший коллигацию как «взаимосвязь грамматических категорий в синтаксическом состав.»
https://www.oughttco.com/what-is-colligation-1689763
https://www.oughttco.com/what-is-colligation-1689763
Нормальное словосочетание | Нормальное соединение |
ужасный холод | я
позволила ему уйти
|
ненормальное словосочетание | ненормальное соединение |
* сильный холод | * Я позволил ему прийти
|
Упражнение 8.подсказки
Обратите внимание на варианты написания и значения этого слова.
Этимология касается происхождения слова и того, как его значение могло измениться с течением времени.
Паронимы [ˈpærənɪm] — слова, которые произносятся или записываются на похожим образом, но имеют разные лексические значения.
A синоним — слово с идентичным или очень похожим значением другому слово.
Термин антоним / ˈæntəˌnɪm / (и связанная с ним антонимия) обычно считается синонимом противоположности, но антоним также имеет другие, более ограниченные значения.
Градуированные (или градуированные) антонимы — это пары слов, значения которых противоположны и лежат в непрерывном спектре (горячий, холодный).
Дополнительные антонимы — это пары слов, значения которых противоположны, но значения которых не лежат в непрерывном спектре ( push, ).
Дополнительный антоним, иногда называемый бинарным или противоречащим антонимом (Aarts, Chalker & Weiner, 2014), является одним из пары слов с противоположными смыслов, где два значения не лежат в непрерывном спектре. Между «нечетным» и «четным» нет непрерывного спектра, но они противоположны по смыслу и поэтому дополнительные антонимы.
Реляционные антонимы — это пары слов, в которых противоположное имеет смысл только в контексте отношений между двумя значениями ( учитель, ученик ).
Слово является автогипонимом , если оно используется как для гиперонима, так и для его гипонима:
Омоним | BrE ˈhɒmənɪm, AmE ˈhɑməˌnɪm, ˈhoʊməˌnɪm |
Гомофон | BrE ˈhɒməfəʊn, ˈhəʊməfəʊn, AmE ˈhɑməˌfoʊn, ˈhoʊməˌfoʊn |
Гомограф / ˈhɒməɡr (ɹ) æf /;
Гетероним / ˈhɛt.ə.ɹoʊ.nɪm /
Словари также различают омонимов . Это слова которые произносятся одинаково и иногда пишутся одинаково, но имеют разные, а иногда и совершенно не связанные значения.Другое их название — омофонов .
Омонимы — сложная и запутанная область, потому что существует различных типа .
Омографы представляют собой тип омонима, но они относятся к словам, которые имеют такое же написание, но разные значения и иногда произносятся по-разному.
Омонимы — сложная и запутанная область, потому что существует различных типа .
Омографы представляют собой тип омонима, но они относятся к словам, которые имеют такое же написание, но разные значения и иногда также произносятся по-разному.
Омонимы — сложная и запутанная область, потому что существует различных типа .
Омографы представляют собой разновидность омонимов, но они относятся к словам, которые имеют одинаковое написание, но разные значения и иногда также произносятся по-разному.
Гетеронимы — еще одна категория. Это слова, которые различаются по значению и произношению, но имеют такое же написание.
Упражнение 9.
Для каждого перечислите несколько примеров в таблице ниже:
Срок | пример |
Существительное | |
Местоимение | |
Глагол | |
Прилагательное | |
Статья | |
Наречие | |
Предлог | |
Соединение |
Тогда проконсультируйтесь
Юл, Г.Изучение языка. (Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2010 г.)
четвертое издание
[ISBN 9780521749220] стр.81.
Упражнение 10.
Определите части речи в следующих предложениях:
а) «Вчера со мной произошел пугающий опыт».
б) «В гостиной дома моего друга есть красивая картина».
в) «Паук двигался очень быстро, и они кричали».
г) «Она быстро побежала, но собака поймала ее.’
Сделайте замены для некоторых терминов, например, измените некоторые из местоимения и существительные.
Попробуйте заменить одно слово из другой части речи.
.