Контрольная работа по сложносочиненному предложению 9 класс: Контрольная работа «Сложносочиненное предложение» (9 класс)

Содержание

Тестовая контрольная работа в 9классе по теме «Сложносочиненное предложение» | Тест по русскому языку (9 класс) на тему:

Контрольная работа 9 класс

Тема: «Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в ССП»

Цель: контроль ЗУН учащихся по теме.

1.Укажите ССП с соединительным союзом.

1)Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески.

2)То ли гречка цветет, то ли речка течет.

3)Корень учения горек, зато плоды его сладки.

4)Можешь шагу прибавить, или силёнок нет?

2.Укажите ССП с разделительным союзом.

1)Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело.

2)Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце моё загрубело!

3)Всходило солнце, и вслед за ними обсыхала роса.

4)Прошел дождь, и поэтому в лесу появились грибы.

3.Укажите ССП с противительным союзом.

1)Над озером сверкнула молния, и лишь минуту спустя загремел гром.

2)Мал золотник, да дорог.

3)Или мы начинаем делать все сначала, или ребята сейчас едут.

4)Выпал снег, и вокруг стало бело.

4.Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

На скамейку кто-нибудь присаживался ( ) и начинался неторопливый разговор.

1)сложное предложение, перед союзом  И  запятая не нужна.

2)простое предложение с однородными членами, перед союзом  И  запятая не нужна

3)сложное предложение, перед союзом И нужна запятая

4)простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

5.Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

В окна с улицы лился глухой шум  (  ) и летела пыль.

1)сложное предложение, перед союзом И нужна запятая

2)простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

3)сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна

4)простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

6.Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Распустилась сирень  (  ) и наполнила ароматом весь сад.

1)ССП с общим второстепенным членом, перед союзом И нужна запятая

2)простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

3)ССП, перед союзом И нужна запятая

4)простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

7.На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Кругом по песку валялись безо всякого порядка обручи (1) и торчали порожние бочки.

Вой волка восходил вверх начальными полутонами  (2)и задерживался долго на пронзительной ноте.

Скрипнула дверь (3) и в нее просунулась чья-то голова.

1)1,2,3         2)1,3         3)3          4)2,3

8.Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

Иволги кричат (  ) да кукушки кому-то отсчитывают непрожитые годы.

1)ССП, перед союзом ДА ставится запятая

2)простое предложение с однородными членами, перед союзом ДА ставится запятая.

3)простое предложение с однородными членами, перед союзом ДА запятая не нужна.

4)ССП с общим второстепенным членом, поэтому запятая перед союзом ДА не нужна.

9.На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Я стал читать  (1) и во мне проявилась охота к литературе.

Виднелись (2) или необработанные песчаные равнины (3) или каменистые отмели.

1)1,2,3           2)1               3)1,3             4)3

10.На месте каких цифр в предложениях должные стоять запятые?

Везде слышались (1)  то звуки пилы (2) то топора.

Солнце сильно припекало (3) и от воды шло сверканье.

1)1,2,3                2)2,3                3)1,3                     4)3

11.Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Он улыбался ласково-печально ( ) и гладил её по голове.

1)ССП, перед союзом И запятая не нужна

2)простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

3)ССП, перед союзом И нужна запятая

4)простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

12.На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Натерли полы (1) и запах мастики долго не выветривался.

Голова у неё шла кругом (2) и только Николай смог её немного успокоить.

На террасе ещё долго кипел самовар (3) и сидели гости.

1)1,2,3               2)2,3                  3)1,2                   4)запятые не нужны

13.Укажите предложения с пунктуационной ошибкой.

1)Студенты-археологи трудились на раскопках с утра до ночи и нашли старинные захоронения.

2)Ночь наступила быстро, и на небе появились звезды.

3)Толпа расступилась, и все залюбовались её танцем.

4)С утра  шел дождь, и гремел гром.

14.Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1)Гости разъехались, и в доме наступила тишина.

2)Вскоре накрыли на стол, и все сели пить чай.

3)Утро было тихим и ясным, и сразу как-то на  душе стало легче.

4)В узком коридорчике горела свеча и освещала тусклым светом убогое жилище.

15. В данном предложении пронумерованы все запятые. Укажите номера запятых, разделяющих части ССП.

Чистая, (1) как слеза, (2) вода Байкала не терпит мусора, (3) и в штормовую погоду он швыряет на берег обломки лодок ,(4) коряги.

Ответ___________

ОТВЕТЫ

1-1

2-1        

3-2

4-3

5-3

6-2

7-3

8-1

9-3

10-2

11-2

12-3

13-4

14-2

15-3

Контрольная работа по теме «Сложносочиненное предложение» | Тест по русскому языку (9 класс) на тему:

Контрольная работа по теме «Сложносочиненное предложение».

Вариант 1.

Ответьте письменно на вопросы:

  1. Какое предложение называется сложносочиненным?
  2. На какие группы по союзам и значению делятся ССП?

Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

 Семен побрел в сад и остановился возле груши. Спать не хотелось. Опершись плечом о ствол дерева он стоял, точно в забытьи потеряв счет времени.

Луна давно гуляла над крышами домов над садами и высокое бледное небо было без звезд. Станицу залитую голубоватым светом наполнили стра(н,нн)ые звуки идущие (не) то со степи (не) то из земли. То прогремит тачанка то взлетит к небу песня то запиликает где(нибудь) гармонь.

Долго стоял Семен и слушал и ему стало грустно. Вот я и остался один подумал Семен и (в)первые за всю жизнь ощутил такую острую боль в сердце что готов был расплакаться.  Он сел склонил на грудь голову и еще острее почувствовал горечь одиночества. А что в самом деле останусь и я на Кубани. Земли здесь много, а к горам пр..выкну. Тут он представил себе домик на краю станицы а вокруг молодой сад. 

Тоска сразу отлегла от сердца и все вокруг точно пр..образилось и сад шептался пр..ветливо и горы окута(н,нн)ые туманом сделались красивыми…

Выполните задания теста.

1) Укажите ССП.

а) Я передал ему ваше поручение и он исполнил его с большим удовольствием.

б) Вот присел я у забора и стал прислушиваться.

в) Все проходит да не все забывается.

г) Отъезжающие неторопливо шли на посадку с чемоданами или объёмными сумками.

   

  2)  Укажите ССП, где бы вы поставили тире.

 а) С колесницы пал Дадон охнул раз и умер он

 б) Было жарко дети просили пить.

 в) Еще секунда и его рука дернула удочку на себя.

 г) По полям извиваясь блестящей струей льется речка студеной волною и беседка одетая сочной листвой наклоняясь над лазурной ее глубиной отражается гладью речною.

3) Укажите ССП с общим второстепенным членом предложения.

а) Солнце спряталось за набежавшую тучку и по земле пробежала большая тень.

б) Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснет волна.

в) В саду дозревает рябина и липа роняет листья.

г) Солнце стояло прямо над лесом и беспрестанно пекло ему спину и голову.

4) Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

а)  Глубокая тишина в природе нарушалась только однообразным шумом да жужжанием насекомых.

б)  После долгих дождей листья и травы и цветы были полны влаги.

в) Глубоко в пруду отражались берег и вечернее небо и белые полоски облаков.

г) Уже много лет не бывал я на своей родине и каждое новое посещение наполняет моё сердце радостью и печалью.

д) Сумерки приближались и надо было торопиться домой.

5) К началу данного сложного предложения подберите конец. Объясните постановку тире.

Мы выбегаем на берег – и…

Контрольная работа по теме «Сложносочиненное предложение».

Вариант 2.

Ответьте письменно на вопросы:

  1. Какие знаки препинания ставятся между частями ССП?
  2. Назовите противительные союзы. Какое значение имеют ССП с противительными союзами?

Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Рифы

 Р..скошный тропический день оканчивался. Палящий зной сп..дал и от пр..тихшего океана веяло нежной прохладой.

Солнце быстро к..тилось к закату и скоро зажгло пылающим заревом далекий горизонт расцвечивая небо волшебными переливами всевозможных красок и цветов то ярких то нежных и заливая блеском пурпура и золота и полосу океана  и обнажённые верхушки вулканических гор высокого зеленеющего острова резко очерче(н,нн)ого в прозрачной ясности воздуха.

Пуская черные клубы дыма из своей белой трубы «Коршун» пр..ближается к пен..щимся бурунам которые волнистой серебря(н,нн)ой лентой белеют у острова. Это могучие океанские волны с шумом разбиваются о преграду поднявшуюся благодаря вековечной работе маленьких полипов из (не)зримых глубин океана об узкую надводную полоску кольцеобразного кораллового рифа до самого острова.

Выполните задания.

  1. Составьте ССП с союзом и, употребляя в качестве сказуемых данные глаголы. Определите, какие смысловые отношения выражают составленные предложения (одновременность, последовательность, причинно-следственные отношения): а) Выступать – соглашаться. б) Прочитать – состояться. в) Отвориться – вбежать. г) Ожить – засверкать. д) Перевыполнить – наградить.
  2. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Все великие книги созданы страданием и любовью к людям. И если книга причинит вам боль, (1) это боль исцеляющая. Эта боль вызвана состраданием,(2)  сочувствием к другому,(3) а такое сочувствие и должна вызывать литература, (4) чтобы в людях не угасло человеческое. Литература до тех пор жива,(5) пока она рассказывает о человеке,(6) о человечном и бесчеловечном в нём, (7) то есть о Добре и Зле,(8)  творит Добро. Я сейчас говорю,(9) по сути,(10) о традициях русской литературы.

       3)  Расставьте знаки препинания. Укажите номера ССП.

а) Солнце уже заливает своим светом лес поле и речку.

б) Вот кончается день и солнце опускается всё ниже и ниже.

в) Солнце стояло прямо над лесом и беспрестанно пекло ему спину и голову.

г) Ветер только шумел в вершинах сосен и проносился над ними.

д) В саду дозревает рябина и липа роняет листья.

       4) Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

а) Глубокая тишина в природе нарушалась только однообразным шумом да жужжанием насекомых.

б)  После долгих дождей листья и травы и цветы были полны влаги.

в)  Глубоко в пруду отражались берег и вечернее небо и белые полоски облаков.

г)  Уже много лет не бывал я на своей родине и каждое новое посещение наполняет моё сердце радостью и печалью.

д)  Сумерки приближались и надо было торопиться домой.

Контрольная работа по теме «Сложносочиненное предложение».

Вариант 3.

Ответьте письменно на вопросы:

  1. В каких случаях между частями ССП знаки препинания не ставятся?
  2. Назовите соединительные  союзы. Какое значение имеют ССП с соединительными союзами?

Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

                                                ПОБЕДА 
      Рож.. хорошо выколосилась и отдельные колоски зацветают. Великаны колосья 
маяч..т на высоких соломинах и маленькие жмурятся в тени. Равных по 
точности не увид..шь в поле (ни) одного колоска (ни) одной соломины. Но все 
поле ровное и у высоких нет упрека малым и у малых нет зав..сти к 
высоким. 
      Каждый колос каждая соломина такие все неровные показывают нам свою 
великую всеобщую борьбу за жизнь за свое лучшее но все ровное поле 
высокой зацветающей ржи св..детельствует нам о победе. 
      Смотрю на рож.. и вижу поле новых людей и нет у меня в душе особенной 
жалости к слабым и нет зав..сти к высоким. Мне только очень хочется 
самому подняться повыше и стать св..детелем победы нашего дела на всем 
человеческом поле.

Выполните задания.

  1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Река горела на солнце. Слева лежало Замоскворечье, (1) ослепляя жёлтым блеском стёкол, (2) почти под ногами в Москву-реку вливалась Яуза,(3)  справа за ней высились резные контуры Кремля, (4) а ещё дальше пламенели на солнце пять червонно-золотых куполов храма Христа Спасителя. И во всём этом золотом сиянии Агния, (5) в наброшенной жёлтой шали, (6) тоже казавшаяся золотой, сидела, щурясь на солнце.

  1. Допишите предложения, используя союзы и, а, но  так, чтобы получились ССП. Укажите, какие смысловые оттенки вносят в предложение эти союзы:

а) Прошла зима. б) Прозвенел звонок. в) Открылась выставка. г) Солнце спряталось. д) Луна скрылась.

         3) Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Мороз украшает всё вокруг жемчугами и алмазами и рисует белые узоры на оконных стёклах.

2. В домах были открыты настежь окна и горели лампы.

3. В течение месяца мы так ни разу и не увидели солнечного света.

4. Где-то вверху открылось окно и вскоре послышался голос Светланы Васильевны.

5. Георгия Ивановича все знали как умного и решительного смелого и бескомпромиссного человека.

4)Составьте и запишите ССП с союзом и, используя общий второстепенный член в этот прекрасный осенний день.  Сформулируйте пунктуационное правило, которое вы при этом использовали.

Контрольная работа по теме «Сложносочиненное предложение».

Вариант 4.

Ответьте письменно на вопросы:

  1. Какое предложение называется ССП?
  2. Назовите соединительные сочинительные союзы.

Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Человек в природе

В лесу (на)встречу моему глазу на невид..мой паутине висели уголком две хв..инки. Паутина спускалась от самого верха высокой сосны и хв..инки служили подвеском. Я потянул хв..инку (в)низ на вершок отпустил  и хв..инка прыгнула (в)верх.

Я так до аршина натягивал и все она прыгала и после того паутинка оборвалась и хв..инка упала на землю.

Я подумал о том как в природе все одно с другим связа(н,нн)о и нет в ней (ни)чего случайного. И если выйдет случайное явление  ищи в нем руку человека.

В лесу было тихо и только (с)верху волнами шумело. Изредк.. невид..мыми путями и (в)низу проходил сквознячок и шевелил какой(нибудь) жалкий листик спуще(н,нн)ый сверху паучком.

(И)так если явится случай в природе  ищи в нем руку человека с его (не)бывалым с его личностью с его борьбой за первенство.

Выполните задания.

  1. Дополните каждое предложение так, чтобы получилось ССП. Подберите союзы, синонимичные союзу но.

а) …но мне не хотелось уходить.

б) Антракт кончился, но …

в) … но все еще раз атаковали врага.

г) …но помощь не пришла.

2) Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. И тогда по отношению к нему не существует ни человечности ни жалости ни пощады.

2. Привычные к горам кони несли молчаливых всадников и не пугались ни крутизны ни обрывов.

3. Она пристала к берегу и неизвестно зачем вскарабкалась на яр.

4. Далёкие края звали и я бросился навстречу скрытым чудодейственным таинствам.

5. Зелень в лесах и травах налилась и загустела до темноты.

3) В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Есть великое горе, (1) но нет горя простенького,(2) обычного,(3)  есть горе. Есть необыкновенная радость,(4) и кто станет спорить,(5) что она дороже обыкновенного счастья, (6) что она ценнее маленькой радости.

Копеечных,(7) мелочных чувств не надо.

Щелястый забор отделял наш двор от детской поликлиники. Так вот этот — и не щелястый даже,(8)  а полупустой какой-то,(9)  условный забор — отсекал наш двор от детской поликлиники и упирался в конюшню.

4)Составьте и запишите ССП с союзом и, используя общий второстепенный член вдалеке. Сформулируйте пунктуационное правило, которое вы при этом использовали.

Контрольная работа по теме «Сложносочиненное предложение».

Вариант 5.

Ответьте письменно на вопрос:

Какое предложение называется сложносочиненным?

Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Наступила ночь в лесу.

По стволам и суч..ям толстых деревьев постукивает мороз и хлоп..ями осыпается легкий серебря(н,нн)ый иней. В темном высоком небе видимо-невидимо рассыпались яркие зимние звезды.

Тихо бе(з,зз)вучно в зимн..м лесу и на лесных снежных полянах.

Но и в морозные зимние ночи продолжается в лесу скрытая жизнь. Вот хрус(?)нула и сломалась мерзлая ветка. Это пробежал под деревьями заяц-беляк. Вот что(то) ухнуло и страшно вдруг захохотало. Где(то) закричал филин и завыли волки.

По алмазной скатерти снегов пробегают легкие ласки охотятся за мышами хорьки бе..шумно пролетают над снежными сугробами совы.

Как сказочный часовой головастый серый совенок сидит на суку слыш.т и вид..т как идет в зимнем лесу жизнь.

Выполните задания.

  1. С каждым из данных примеров составьте сначала предложения с однородными членами, а затем ССП – с союзом и:

а) Шумело море. б) Лил дождь. в) Показался самолет.

2)  Выпишите номера ССП.

а) Там сверкали бенгальским огнём стены занесённых снегом дворцов и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге.

б) Природу он любил не только как созерцатель но и как лесничий.

в) Озёра прекрасны и на юге и в тишине наших северных лесов.

г) Поднялось солнце и залило волнами света и тепла и водную гладь и лес и людей.

д) Рыжеватые болотца перемежаются то ржаным жнивьём то чернотой полос то яркими пятнами озимых.

3) В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Он лупил её,(1) как всегда, (2) и ничего не ждал,(3)  никакой опасности от своей старой лошади,(4)  но много лет битая Машка вдруг зароптала,(5) заходила на поводу перед своим хозяином,(6)  блеснула расширенным зрачком,(7)  поднялась на задние ноги — неуверенно,(8)  неумело поднялась,(9) видать,(10) с детства своего так не вставала, (11) играя,(12) а тут поднялась,(13) заржала диким, (14) тоскливым голосом и вдруг ударила передними копытами своего хозяина.

Тест по русскому языку для 9 класса «Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения»

Тест по русскому языку для 9 класса.

Тема: «Сложносочиненные и сложноподчинённые предложения».

Тест состоит из 15 вопросов, в каждом представлено четыре варианта ответов, один из которых является верным. Ответы занесите в таблицу:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

               

1. Какое утверждение ошибочно?

а) Части сложносочинённого предложения не зависят друг от друга.

б) Между частями сложносочинённого предложения обычно ставится запятая, реже — точка с запятой, иногда — тире.

в) Связь между частями сложносочинённого предложения передаётся с помощью интонации и сочинительных союзов.

г) Перед союзом И в сложносочинённом предложении всегда ставится запятая.

2. Какое предложение не является сложносочинённым?

а) В лесу тихо-тихо, и пахнет сосняком и травой.

б) Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.

в) Тихо дышит зимний лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.

г) Погода изменилась, и нам пришлось отменить поход в лес.

3. Укажите сложносочинённое предложение, части которого соединены разделительным союзом (знаки препинания не расставлены).

а) В глубине дупла послышался шорох, и мы увидели там толстую змею.

б) Мы подолгу беседовали и подолгу молчали или же она играла мне на рояле.

в) Приходилось стоять, закрыв глаза или присаживаться на сугроб и отдыхать.

г) Солнце ещё грело по-летнему но в воздухе уже висело предчуствие осени.

4. Определите, сколько грамматических основ в предложении?

Я слышу гуд тяжёлого шмеля, медлительный полёт пчелы, несущей добычу, приготовленную пущей, и веет ветер, травы шевеля.

а) 1

б) 2

в) 3

г) 4

5. Найдите сложноподчинённое предложение.

а) А за окном расплавленное море горит парчой в лазоревом просторе.

б) Гром грохотал над крышей, гулко возрастая и разражаясь треском.

в) Затихли в лозняке дрозды, померкли на рябинах гроздья.

г) Листья исполнены страха, плачут, что лето прошло.

6. В каком предложении придаточное стоит в середине?

а) Чтобы не заблудиться в лесу, надо знать приметы.

б) Всю ночь мы лежали у костра и слушали, как шумит море.

в) Вид кабинета, если осмотреть там всё повнимательнее, поражал запущенностью и небрежностью.

г) Я остановился в гостинице, где останавливались все проезжие.

7. Укажите предложение, в котором придаточное связано с главным союзным словом.

а) Мне и в голову не приходило, что я счастливый!

б) Старик был так поражён его словами, что всплеснул руками.

в) И на этой на земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил.

г) Улыбнувшись, она вместе с зубами показала бледные дёсны, что тоже ему не понравилось.

8. При помощи чего соединяются части данного предложения?

Тогда Маргарита поняла, откуда шёл бальный звук.

а) простым подчинительным союзом

б) составным подчинительным союзом

в) союзным словом — относительным местоимением

г) союзным словом — местоимённым наречием

9. Каким членом предложения является союзное слово в предложении:

Обратите внимание на почки ивы, которые слегка набухли.

а) подлежащим

б) сказуемым

в) обстоятельством

г) определением

10. Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.

а) Она не знала, каким образом её отыскала мать.

б) Чёрная нить ползла из-под шкафа к стулу, где остались спицы и недовязанный чулок.

в) Поначалу я не сомневался, что тут же найду дорогу.

г) Скоро мышонок так привык к ребятам, что совсем перестал их бояться.

11. Определите, чем выражено поясняемое слово в сложноподчинённом предложении с придаточным изъяснительным: Я доволен, что я человек.

а) глаголом

б) прилагательным

в) наречием

г) существительным

12. Укажите значение придаточного обстоятельственного в данном предложении:

Чтобы не заблудиться в лесу, собирая грибы, я беру с собой компас.

а) значение времени

б) значение условия

в) значение цели

г) значение следствия

13. Какая конструкция используется в данном предложении для выражения сравнения?

Маленькая Вика была как две капли воды похожа на свою бабку.

а) сравнительный оборот

б) фразеологизм

в) сочетание глагола с существительным в форме творительного падежа

г) сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения

14. Укажите предложение с придаточным сравнения.

а) Я же подумал, будто я ей надоел.

б) Чем дольше мы живём, тем и дружить с поэзией труднее.

в) Надворные постройки обветшали и выглядели так, будто много лет не касались их заботливые руки.

г) Всякий труд важен, ибо облагораживает человека.

15. Определите тип соподчинения в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными.

Вечером, когда это облако освещено вестибюльными огнями, кажется, будто подземная станция горит, густыми клубами выбрасывая дым.

а) однородное соподчинение

б) неоднородное соподчинение

в) последовательное подчинение

г) сочетание соподчинения и последовательного подчинения

Ключ к тесту:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

г

в

б

б

г

в

г

г

а

б

б

в

б

б

б

Контрольные работы по русскому языку 9 класс 1 четверть ФГОС Школа России — 15 Апреля 2015

Контрольная работа за 1 полугодие, 9 класс

1 вариант.

1.Расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы.

1) Если кукушка закук..вала то пора се..ть лен. 2) Когда я прох..дил мимо него он отв..рнулся и стал см..треть на стеклян..ую дверь на улицу. 3) Поб..жали к лодке что л..жала метрах в ста отсюда и д..леко от воды. 4) На другое утро хотя было до..ждливо и холодно я позволил себе пр..гулят..ся по родным местам. 5) По мере того как они продв..гались вперед по ш..лковистой воде контуры острова стан..вились четче. 6)Однажды я встал раньше всех потому что накануне пр..метил на дереве несколько плодов инжира к..торые должны были поспеть за ноч…

2.Укажите неверное утверждение

А) В СПП части связываются при помощи союзов или союзных слов.

Б) В СПП части неравноправны (одна подчиняется другой).

В) Союзы и союзные слова не являются членами предложения.

3. Союз, связывающий части сложного предложения

За окном уже весна, однако по ночам деревья трещат от холода, является…

А. — подчинительным

Б. — соединительным

В.- разделительным

Г.- противительным

4. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких?

А. и, да (в значении и), ни-ни, тоже

Б) или, либо, то-то, не то — не то

В. а, но, да (в значении и), однако, зато, же

5. Определите вид предложения:

Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели желтые листья и, промокая, ложились на мокрую траву.

А. простое

Б. сложносочиненное

В. сложноподчиненное

Г. бессоюзное

6. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.

А. Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в сторону удаляющегося человека.

Б. Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон.

В. Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее шагов двести, сели отдыхать на шпалы.

7. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

А. Улыбка была слабая, чуть заметная, и, несмотря на улыбку, строгое выражение глаз не изменилось.

Б. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.

В. Впереди были люди и бояться мне было нечего.

8. В предложение Деревья сбросили листву, и не слышно птичьих голосов вставьте общий второстепенный член и запишите полученное предложение.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

9.Прочитайте предложение Пошел дождь и… Продолжите его дважды, добавив:

однородное сказуемое;

простое предложение.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены):

[Безличное], [двусоставное].

А. Всюду было спокойно ничто не предвещало непогоды.

Б. Каждый цветок был похож на знакомый мне мак и от них пахло весной.

В. На площади открыли киоск и там теперь продают газеты и журналы.

11. Расставьте знаки препинания.

А. Я ни на минуту не заставил его дожидаться тотчас сел на лошадь и мы выехали за ворота крепости.

Б. Темнело и сбоку несло речным холодом.

В. Из лесу доносится крик птицы или раздается неопределенный звук похожий на чей-то голос.

Г. Деревья сбросившие свой наряд тучи низко плывущие над землей дождь моросящий холодный обычные картины глубокой осени и они милы моему сердцу.

Текст контрольной работы рассмотрен и
утвержден на заседании МО

«___» декабря 2013 г.

Руководитель МО _________Журавлёва Н.К.

Контрольная работа за 1 полугодие, 9 класс

2 вариант.

1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы.

1) Его взгля.. был направл..н туда где д..лжна была нах..диться дичь. 2) Я воспольз.

..валась случаем чтобы получше расс..треть п..ртрет и подошла поближе. 3) С пр..вычками которые вошли в плоть и кровь так просто не расстан…шься. 4) Стояли они нед..леко от скверика где были ск..мейки. 5) Чтобы пленяла красота нужны ей ум и добр..та. 6) Теперь когда луну закрыл каменный гребень пр..ходилось ощ..пью нах…дить ветки чтобы схв..титься за них.

2.Укажите неверное утверждение

А) В СПП части связываются при помощи союзов или союзных слов.

Б) В СПП части неравноправны (одна подчиняется другой).

В) Союзы и союзные слова не являются членами предложения

3. В предложении Голова болела, сознание зато было ясное, отчетливое. простые предложения соединены в нем в сложное при помощи…

А. подчинительного союза

Б. союзного слова

В. сочинительного союза

Г. интонации

4. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором одно явление противопоставляется другому?

А. и, да (в значении и), ни-ни, тоже

Б.

или, либо, то-то, не то — не то

В. а, но, да (в значении но), однако, зато, же

5. Определите вид предложенияСтиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель.

А. простое

Б. сложносочиненное

В. сложноподчиненное

Г. бессоюзное

6. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.

А. Споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в хорошем настроении.

Б. Смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись, как говорится, с пустыми руками.

В. Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на них.

7. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

А. В избушке, распевая, дева прядет, и, зимний друг ночей, трещит лучина перед ней.

Б. Но вот во ржи и по основному полю пробежала первая волна, рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.

В. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики и, может быть, где-нибудь белеет ландыш.

8. В предложении Днем дул легкий ветерок и перепадал снежок. опустите общий второстепенный член и запишите полученное предложение.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Прочитайте предложение Я полил в саду цветы и… Продолжите его дважды, добавив:

однородное сказуемое;
простое предложение.

______________________________________________________________________________________________________________________________

10. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены):

[Безличное], и [безличное].

А. Небо заволокло тучами и дождю конца не видится.

Б. Объявили об окончании обеденного перерыва и приступили к прополке свеклы.

В. Становилось темно и мы долго плутали по лесу.

11. Расставьте знаки препинания.

А. Мальчики сидели за столом склонив головы и произнося шепотом слова выполняли по-видимому какую-то работу и я старался им не мешать.

Б. Ветер срывал листья с деревьев и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.

В. Уже вечерело и народ возвращался с полей.

Г. Его добрые глаза светились ясным светом и худое лицо казалось прекрасным.

Практическая работа по теме «Сложные предложения» 9 класс

Текст этой презентации

Слайд 1

МБОУ «ООШ с.НОВОЕ ЧАПЛИНО»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» 9 КЛАСС Учитель русского языка и литературы Ятта А.В. 2016 год

Слайд 2

ЧТО ТАКОЕ «СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»?
Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений. Небо снова всё покрылось тучами, и посыпался дождь. (М.Г.) Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес. (П.) Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки. (П.)

Слайд 3

Слайд 4

Сложносочинённые предложения – это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равными по смыслу и связываются сочинительными союзами. 1) Сумрак стал гуще, и звёзды сияли выше. (Бун.) 2) Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят. (Тютч.)

Слайд 5

Сложноподчинённые предложения – это такие предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом. 1) Сделано всё, чтобы я мог работать спокойно. (Н.О.) 2) Тёмно-зелёные дубы и липы, которыми плотно заросли озёрные берега, чётко отражались в неподвижной воде. (Сол.) 3) Если не будет дождя, мы завтра пойдем за грибами.

Слайд 6

Независимое предложение в составе сложноподчинённого называется ГЛАВНЫМ, а зависимое, подчинённое главному по смыслу и грамматически, — ПРИДАТОЧНЫМ. Э [ ] – главное предложение (союз……) — придаточное 1) [ ],(союз……………..). 2) (Союз……..),[ ]. 3) [ ,(союз…………), ].

Слайд 7

По союзам и по значению сложносочинённые предложения делятся на три группы

Слайд 8

Подчинительные союзы (что, чтобы, как, словно, если, ибо, так как, хотя и др. ) и союзные слова (относительные местоимения и наречия который, чей, кто, что, где, куда, откуда, почему и др.), находясь в придаточном предложении, связывают его с главным. Союзы не являются членами придаточного предложения, а союзные слова являются.

Слайд 9

Придаточное предложение отделяется запятой или выделяется запятыми. В сложноподчинённом предложении могут быть два или несколько придаточных, например: 1) Спрятав лицо в воротник шубы, Фролов задремал и проснулся только тогда, когда почувствовал, что сани остановились.(Н.Ник.) [ ], (когда………..), (что………………).

Слайд 10

2) Он видит, как поле отец удобряет, Как в рыхлую землю бросает зерно, Как поле потом зеленеть начинает, Как колос растёт, наливает зерно. (Н.Некрасов.) [ ], (как……), (как……), (как……), (как……..).

Слайд 11

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Основные виды сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них
Последовательное подчинение Параллельное подчинение Однородное подчинение Сложные комбинации сложных придаточных
[Виктор попросился в забойщики], потому что он слышал(придаточное первой степени), что это самая почётная профессия на шахте(придаточное второй степени). (Горб.) [ ],(потому что..глагол), (что…) Когда мы пришли, [отец показал мне несколько крупных окуней и плотиц], которых он выудил без меня. (Акс.) (Когда…), [ ], (которых…) Придаточные относятся к одному общему главному предложению и являются разными по значению. Светлым солнечным утром, когда ещё вовсю распевали птицы, когда ещё не просохла роса на тенистых полянках парка, весь лагерь пришёл провожать Альку. ( А.Г.) [],(когда..),(когда..). Придаточные относятся к одному главному и являются одинаковыми по значению — однородными. В воздухе, куда ни взглянешь, кружатся целые облака снежинок, так что не разберёшь, идёт ли снег с неба или с земли. (Ч.) [ ,(куда ни..),..],(так что гл.), (гл. ли…). Это сложноподчинённое предложение с параллельным и последовательным подчинением придаточных.

Слайд 12

Сложные предложения без союзов и союзных слов называются бессоюзными.

Слайд 13

Запятая Точка с запятой Тире Двоеточие
Между предложениями, входящими в состав бессоюзного сложного предложения, ставится запятая, если в них перечисляются какие-то факты. В этом случае можно поставить союз И. В глазах у меня потемнело, голова закружилась. (Л.) [ ], [ ]. Между предложениями, входящими в состав бессоюзного сложного предложения со значением перечисления, может ставиться и точка с запятой, если предложения более распространены. (особенно когда внутри предложений есть уже запятые). Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их. (М.Г.) [ ]; [ ]. Содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого. Чин следовал ему- он службу вдруг оставил. (Гр.) [ ] – [ ] 2. Первое предложение указывает на время или условие того, о чём говорится во втором предложении. Назвался груздем- полезай в кузов. (Посл.) [ ] — [ ]. 3. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом предложении. Солнце дымное встаёт – будет день горячий. (Твард.) [ ] – [ ]. Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом. Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физического страдания. (Н.О.) [ ] : [ ]. 2. Второе предложение (или несколько предложений) поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание. Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. (Купр.). 3. Второе предложение дополняет смысл первого, распространяя один из его членов . Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти (Н.О.)

Слайд 14

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ. Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них
В сложном предложении, состоящем из нескольких предложений, одни из них могут соединяться при помощи сочинительных союзов, другие при помощи подчинительных союзов, третьи – без союзов. Чтобы правильно понять смысл такого сложного предложения, нужно посмотреть, из каких частей оно состоит, потому что два или даже три тесно связанных по смыслу предложения могут составлять одну сложную часть.

Слайд 15

1. Лишь изредка, если вблизи замечалась лодка или что-нибудь подозрительное, скользил по воде яркий луч прожектора, но через минуту – две он мгновенно исчезал, и тогда снова водворялась тьма. (Н.-Пр. ) Это сложное предложение с различными видами связи: сочинительной и подчинительной; состоит из трёх частей, соединённых сочинительными союзами НО и И; первая часть по своему строению – сложноподчинённое предложение с придаточными условными ( с союзом ЕСЛИ), стоящим внутри главного, вторая и третья части – простые предложения. [ ,(если…), ], но [ ], и [ ].

Слайд 16

2. Медленно, длинными зигзагами, поднимался караван по белому склону всё выше и выше; казалось, что конца не будет подъёму (Обр.) Это сложное предложение с бессоюзной и союзной связью; первая часть – простое предложение; вторая часть – сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. [ ] ; [ ], (что……….).

Слайд 17

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованывсе запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частямисложного предложения, связанными подчинительной связью.Они молча отдали ей письма и похоронку. Анна Федотовна ощупалакаждый листок,(1) удостоверилась,(2) что они подлинные,(3) аккуратносложила в шкатулку и сказала:– Мальчик,(4) поставь шкатулку на место. И задвинь ящик плотно,(5)чтобы я слышала.

Слайд 18

Среди предложений 1–6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. – (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартирув сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)СлепаяАнна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, чторебятишки застенчиво жмутся у порога.– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, –сказала она.– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и чтоон вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев».(6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.

Слайд 19

Среди предложений 44–53 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этогопредложения. (44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну…(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его.(47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50)И похоронка на месте, и фотографии,а писем нет.(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась,но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер,погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь еёслепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…

Слайд 20

В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованывсе запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) междучастями сложного предложения, связанными сочинительной связью.Маленький папа научился очень хорошо лаять,(1) но вот чесатьногой за ухом он никак не мог научиться,(2) хотя старался изо всех сил. – Тычто делаешь,(3) мальчик? И чем он больше думал,(4) тем больше стыдился. Дане с игрушечными,(5) а с настоящими!

Слайд 21

Среди предложений 35-39 найдите сложное бессоюзное предложение.Напишите его номер. (35) И чем больше он думал, тем больше стыдился. (36) Военный емуничего не объяснил. (37) Но он сам вдруг понял: нельзя каждый день выбирать себе новую профессию. (38) А главное, он понял, что он еще маленький и что он еще сам не знает, кем он будет. (39) Когда его спросили об этом опять, он вспомнил военного и сказал:

Слайд 22

Среди предложений 27-29 найдите сложноподчиненное предложение с параллельным (неоднородным подчинением) Напишите номер этого предложения. (27)А девочки, словно почуяв, что их жизнь решилась, заговорили сначала между собой, а потом и со старухой, которую стали звать бабой Таней.(28) Они обжились, привыкли к новому жилью и к Слонихе, только с городскими ребятами не сошлись: их игры были непонятны, интереснее было сидеть в комнате, возле швейной машинки, слушать ее неровный стук и подбирать лоскутки, падающие на пол… (29)Теперь девочки шли за капустой, и Дуся прикидывала, куда же они ее поставят: бочонка в хозяйстве не было…

Слайд 23

Среди предложений 43-46 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. (43) Временами шел не то дождь, не то снег. (44)Платки их промокли, но пока еще грели. (45)Только ноги вконец иззябли.(46) Время уже перевалило за обеденное, и продавщица закрыла окошечко, когда девочки приблизились к нему вплотную.

Слайд 24

Среди предложений 58-64найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением Напишите номер этого предложения. (58)Стемнело.(59) Укрывши плечи мешком, они медленно брели к дому.(60) Умненькая Дуся все думала, что бы такое сказать Ипатьевой, чтобы она их не прибила или, хуже того, не прогнала… (61)Навстречу им несся грузовик, освещая фарами бежавший перед ним раскосый кусок брусчатки.(62) Девочки стояли. (63)Машина, не сбавляя ходу, резко повернула, под фонарем сверкнул бело-голубым сиянием ее груз – высоко вздыбившаяся над бортом капуста. (64)Машина вильнула возле них, рванулась и поехала мимо, сбросив к их ногам два огромных кочана…

Слайд 25

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
С. Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко. Русский язык. 9 класс. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. 25-е издание Москва «Просвещение» 2003 Демоверсия по русскому языку для 9 класса из Интернета от 10.04.2016 г. Демоверсия по русскому языку для 9 класса из Интернета от 2015 г.(ru_2015_gia9) Демоверсия по русскому языку для 9 класса из Интернета (Вариант 15. ОГЭ-2015)

Тест «Сложносочинённое предложение»

В конце изучения раздела «Сложносочинённое предложение» в 9 классе проводим самостоятельную работу.

Её цель: выяснить уровень понимания материала раздела, умения различать однородные члены предложения от сложных конструкций с сочинительными союзами.

Тест для 9 класса

1 вариант

  1. Укажите неверное утверждение.

А. Сложносочиненное предложение – это такое сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами.

Б. Простые предложения, входящие в ССП, отделяются друг от друга запятой, которая ставится перед сочинительным союзам.

В. Сложносочиненные предложения бывают четырех  видов.

  1. Найдите сложносочиненное предложение.

А. Весь склад мыслей его мгновенно изменился сражение представлялось ему давнишним, далеким воспоминанием.

Б. Вопреки словам Билибина известие привезенное им было принято радостно.

В. Утром гости не спешили вставать, да и Харатаев тоже встал поздно и не поехал на службу

  1. Найдите «четвертое лишнее».

А. С востока надвигались темные дождевые тучи, и оттуда потягивало влагой.
Б. В глубоком молчании белеют холмы и курганы, да узким полотном белеет дорога.

В. Вечером я возвращался, пил и садился читать газету или книгу.

Г. Не то это было раннее утро, не то наступал вечер.

  1. Какое из предложений является сложносочиненным.

А. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь.

Б. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие.
В. Князь Андрей с улыбкой посматривал то на Пьера, то на виконта, то на хозяйку.

Г. Молча и неподвижно сидя у стены на соломе, Пьер то открывал, то закрывал глаза.

  1. Назовите сложносочиненное предложение с соединительным союзом.

А. Ученье и обед делали дни очень интересными, вечера же проходили скучновато.

Б. Было уже часов десять вечера, и над садом светила полная луна.

В. В сияющем небе властвует солнце, а на земле гуляет ветер.

  1. Назовите сложносочиненное предложение с противительным союзом.

А. Дождик прошел, но капли еще падали с деревьев.

Б. Марья Дмитриевна и графиня рассмеялись, и за ними все гости.

В. Анна Михайловна стояла подле княжны, да обе говорили в одно время.

  1. Назовите сложносочиненное предложение с разделительным союзом.

А. Наступило утро, а сенокосчики еще не вышли на луга.

Б. За окном брезжил рассвет, и кричали петухи.

В. Только иногда мелькнет березка, либо мрачной тенью встанет перед тобой ель.

  1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Фельдшер поглядел исподлобья на доктора ( ) и в его тёмных, мутных глазах вспыхнуло самое откровенное презрение.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

  1. Укажите предложение, соответствующее схеме [ ], но [ ].

А. Он неумный, но добрый, и поэтому все его любят.

Б. Мы подошли к берегу, но не увидели ни лодки, ни лодочника.

В. Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.

Г. Они весело болтали и пытались меня вовлечь в разговор, но я молчал.

  1. Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение.

Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты.

А. Одновременность действий.

Б. Последовательность.

В. Чередование.

Г. Противопоставление.

 

Тест для 9 класса

2 вариант

  1. Укажите неверное утверждение.

А. Сложносочиненное предложение – это такое сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами.

Б. Простые предложения, входящие в ССП, отделяются друг от друга запятой, которая ставится перед сочинительным союзам.

В. Сложносочиненные предложения бывают четырех  видов.

  1. Найдите сложносочиненное предложение.

А. Весь склад мыслей его мгновенно изменился сражение представлялось ему давнишним, далеким воспоминанием.

Б. Вопреки словам Билибина известие привезенное им было принято радостно.

В. Утром гости не спешили вставать, да и Харатаев тоже встал поздно и не поехал на службу

  1. Найдите «четвертое лишнее».

А. С востока надвигались темные дождевые тучи, и оттуда потягивало влагой.
Б. В глубоком молчании белеют холмы и курганы, да узким полотном белеет дорога.

В. Вечером я возвращался, пил и садился читать газету или книгу.

Г. Не то это было раннее утро, не то наступал вечер.

  1. Какое из предложений является сложносочиненным.

А. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь.

Б. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие.
В. Князь Андрей с улыбкой посматривал то на Пьера, то на виконта, то на хозяйку.

Г. Молча и неподвижно сидя у стены на соломе, Пьер то открывал, то закрывал глаза.

  1. Назовите сложносочиненное предложение с соединительным союзом.

А. Ученье и обед делали дни очень интересными, вечера же проходили скучновато.

Б. Было уже часов десять вечера, и над садом светила полная луна.

В. В сияющем небе властвует солнце, а на земле гуляет ветер.

  1. Назовите сложносочиненное предложение с противительным союзом.

А. Дождик прошел, но капли еще падали с деревьев.

Б. Марья Дмитриевна и графиня рассмеялись, и за ними все гости.

В. Анна Михайловна стояла подле княжны, да обе говорили в одно время.

  1. Назовите сложносочиненное предложение с разделительным союзом.

А. Наступило утро, а сенокосчики еще не вышли на луга.

Б. За окном брезжил рассвет, и кричали петухи.

В. Только иногда мелькнет березка, либо мрачной тенью встанет перед тобой ель.

  1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Фельдшер поглядел исподлобья на доктора ( ) и в его тёмных, мутных глазах вспыхнуло самое откровенное презрение.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

  1. Укажите предложение, соответствующее схеме [ ], но [ ].

А. Он неумный, но добрый, и поэтому все его любят.

Б. Мы подошли к берегу, но не увидели ни лодки, ни лодочника.

В. Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.

Г. Они весело болтали и пытались меня вовлечь в разговор, но я молчал.

  1. Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение.

Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты.

А. Одновременность действий.

Б. Последовательность.

В. Чередование.

Г. Противопоставление.

Тест по типам предложений

Викторина по типам предложений

После каждого предложения выберите вариант, который лучше всего описывает это предложение. Во-первых, если вам нужно просмотреть определения для этих типов предложений, щелкните ЗДЕСЬ ; если вам нужно просмотреть определения пунктов, щелкните ЗДЕСЬ . Когда вы нажмете «Отправить заявку» в конце викторины, компьютер вернет результат викторины. К каждому ответу будет приложено объяснение, является ли ваш ответ правильным или нет.

1. Каждое лето Полина и Бруно спорят, где им провести летний отпуск.
A. Простое предложение
Б. Сложное наказание
C. Сложное наказание
D. Сложно-сложное наказание

2. Полина любит ходить на пляж и целыми днями загорать.
A. Простое предложение
Б. Сложное наказание
C. Сложное наказание
D. Сложно-сложное предложение

3. Бруно, с другой стороны, нравится вид, который открывается из бревенчатой ​​хижины в горах, и ему нравится ходить в походы по лесу.
A. Простое предложение
Б. Сложное наказание
C. Сложное наказание
D. Сложно-сложное предложение

4. Полина говорит, что рубить дрова, бить комаров и готовить на дровах не успокаивает.
A. Простое предложение
Б. Сложное наказание
C. Сложное наказание
D. Сложно-сложное предложение

5. Бруно не любит сидеть на пляже; он всегда получает неприятный солнечный ожог.
А.Простое предложение
Б. Сложное наказание
C. Сложное наказание
D. Сложно-сложное предложение

6. Бруно, как правило, скучно сидеть на пляже, смотреть на волны, собирать песок в купальнике и целую неделю читать детективные романы.
A. Простое предложение
Б. Сложное наказание
C. Сложное наказание
D. Сложно-сложное предложение

7. В этом году после долгой и шумной дискуссии они решили взять отпуск отдельно.
A. Простое предложение
Б. Сложное наказание
C. Сложное наказание
D. Сложно-сложное предложение

8. Бруно отправился в Белые горы в Нью-Гэмпшире, а Полина — на Кейп-Код.
A. Простое предложение
Б. Сложное наказание
C. Сложное наказание
D. Сложно-сложное предложение

9. Хотя они находятся на расстоянии 250 миль друг от друга, они поддерживают постоянный контакт в Интернете.
A. Простое предложение
Б.Сложное наказание
C. Сложное наказание
D. Сложно-сложное предложение

10. Бруно взял настольный компьютер, который использует на работе, а Полина сидит на пляже со своим портативным компьютером, который она подключает к Интернету с помощью сотового телефона.
A. Простое предложение
Б. Сложное наказание
C. Сложное наказание
D. Составно-сложное предложение



Типы предложений

Контрольный список

Руководство по грамматике и письму

Простое, составное, сложное и составное-сложное

В английском языке есть четыре структуры предложений: Simple , Compound , Complex, и Compound-Complex .Вот примеры каждого из них:

  1. Она пообедала. ( Простой : одно независимое предложение)
  2. Она пообедала, но все еще была голодна. ( Соединение : два независимых предложения, соединенных координирующим союзом).
  3. Она все еще была голодна, хотя пообедала. ( Комплекс : независимое предложение + зависимое предложение)
  4. Она устала, и она все еще была голодна, несмотря на то, что съела обед ( Составно-комплексный : два независимых предложения, соединенных координирующим союзом и одно зависимое предложение)

Первое: понимание предложений

Предложение — это группа слов, которая включает в себя тему и глагол . Важно понимать, что есть два типа предложений:

Независимые предложения

Предложение должно содержать как минимум одно независимое предложение. Независимое придаточное предложение — это группа слов, которые образуют законченную мысль , когда вы соединяете их вместе. Вот несколько примеров:

  • Она пообедала.
  • Автомобиль проехал по бездорожью.
  • Во вторник у меня был тест.

Эти предложения представляют собой законченных мыслей , что означает, что для их полного понимания больше не требуется информации.

Зависимые предложения (придаточные предложения)

Зависимые предложения — это неполных мыслей. Они зависят от от независимого предложения, чтобы предложение имело значение. Зависимые предложения начинаются с подчиненного союза . Вот несколько примеров:

  • , когда я вернулся домой (что случилось?)
  • потому что ресторан был закрыт (что случилось, потому что он был закрыт?)
  • кого я очень уважаю (кто мы о чем говоришь?)

Как видите, дополнительная информация нужна.Чтобы создать полное предложение , вам нужно добавить независимое предложение. Вот еще раз примеры, но написанные как полные предложения (известные как сложные предложения):

  • Я мыл посуду, когда пришел домой.
  • Мы не могли поесть, потому что ресторан был закрыт.
  • Владелица компании — Элис Браун, которую я очень уважаю.

Теперь, когда вы это понимаете, мы можем взглянуть на четыре различных структуры предложений.

Структура № 1: Простые предложения


Простое предложение — это одно независимое предложение . Предложение — это группа слов, которые содержат подлежащее и глагол, а независимое предложение — это группа слов, которые образуют завершенную мысль , когда вы соединяете их вместе. Вот несколько примеров:

  • Она пообедала. (Независимая статья)
  • Автомобиль проехал по бездорожью. (Независимая оговорка)
  • Во вторник у меня был тест. (Независимое предложение)

Опять же, все эти предложения представляют собой законченных мыслей .

Структура № 2: Составные предложения


Составное предложение состоит из двух независимых предложений, соединенных координирующим союзом.

Хотя наиболее часто используемые координирующие союзы — это , но , и , , поэтому и или , в английском языке семь координирующих союзов :

Примеры сложных предложений и определение

Что такое сложный приговор?

Сложное предложение — это предложение, которое содержит одно независимое и как минимум одно зависимое предложение (иногда называемое придаточным предложением).Независимое предложение — это фраза, которая имела бы смысл, если бы была предложением сама по себе, тогда как зависимое предложение не образует предложение само по себе. Когда эти два типа предложений появляются в предложении, мы создаем сложное предложение.

Рассмотрим следующий пример:

  • Я люблю съесть конфету перед просмотром фильма.

«Я люблю есть конфеты» — это независимое предложение, так как оно само по себе составляет полное предложение.

«Прежде чем я посмотрю фильм» является зависимым предложением, поскольку само по себе не составляет полного предложения.Фраза имеет смысл «в зависимости» от первого предложения.

Определение сложного предложения

Определение сложного предложения — это предложение, которое содержит одно независимое предложение и по крайней мере одно зависимое предложение.

Примеры сложных предложений

В приведенных ниже примерах сложных предложений зависимое предложение стоит первым. Обратите внимание, что зависимое предложение начинается с подчиняющего союза (такие слова, как Since, because, while) и что предложения разделяются запятой:

  • Из-за того, что он снова опаздывает, ему придется пристыковать дневную зарплату.
  • Я страстный поклонник баскетбола, но предпочитаю футбол.
  • Хотя ее считали умной, она провалила все экзамены.
  • Когда идет дождь, я люблю надевать синее пальто.

В примерах сложных предложений, показанных ниже, независимое предложение стоит первым. Обратите внимание, что в большинстве примеров предложения не разделяются запятой, что является общим правилом для сложных предложений, начинающихся с независимого предложения. Однако в последнем примере есть запятая, так как это пример резкого контраста.Этот крайний контраст относится к предложениям, выражающим идеи, которые почти противоположны по смыслу или которые должны быть сильно подчеркнуты.

  • Устроить вечеринку — плохая идея, потому что соседи будут жаловаться.
  • Я очень счастлив после того, как вышел на пенсию.
  • Собака прыгнула ему на колени, пока он ел.
  • Энни все еще плакала, хотя была рада новости.

Независимые и зависимые статьи

Мы несколько раз упоминали, что сложное предложение содержит независимое предложение и по крайней мере одно зависимое предложение.

Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *