Контрольная работа по русскому 6 класс лексика: Контрольная работа по теме «Лексика» (6 класс)

Контрольная работа по теме «Лексика» (6 класс)

Контрольная работа по теме «Лексика»

Вариант 1.

1. Допишите правильный ответ:

А) словарный запас языка-

Б) слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии —

В) слова, употребляемые только жителями той или иной местности-

Г) новые слова, возникшие в языке-

Д) слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению-

2. Какое из устаревших слов является архаизмом?

А) харатья Б) перст В) кольчуга Г) лапотник

3. Какое слово является неологизмом?

А) колхоз Б) челобитная В) палитра Г) файл

4. В каком предложении есть диалектизм (диалектное слово)?

А) В летний борщ хорошо добавить свекольную ботву.

Б) По сторонам дороги мелькали поляши.

В) Рисунки акварелью передают тончайшие оттенки света.

Г) В марте в лесу появились первые проталины.

5. В каком словосочетании есть профессионализм?

А) лисий след Б) кухонный нож В) вставить втулку Г) морская вода

6. Какое из устаревших слов является историзмом?

А) чело Б) ветрило В) очи Г) кафтан.

7. В каком предложении есть синонимы?

А) Жара стояла неделю, и зной измучил путников

Б) Дерево ценят по плодам, а человека – по делам.

В) В каждой бочке меда есть ложка дегтя.

Г) Яблоки не кислые, а сладкие.

8. Как называются слова, объединенные в данные группы слов?

Начало – конец. Холод – жара. Свет – тьма

9. Признаком заимствованного слова не является:

А) приставка контр-

Б) сочетания

кс, дж

В) слово начинается с э, ц

Г) сочетания шн, чк

10. Озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. В выделенных предложениях подчеркните грамматические основы.

Ураган усилива…тся. Хлещ…т сильный 3 дождь. К…ча..тся старый, толстый кедр.

Ураган навалива…тся на дерево давит грудью к…чает покорную в…ршину л…мает суч…я. Жутко см…треть, как старый кедр поднима…т к…рнями землю, как все труднее ему д…ржат…ся.

А ветер ревет еще пуще. Еще напор урагана, его последний безудержный порыв – и у кедра надл…милась воля. В глубине земных пластов лопнули корни3. Кедр к…чнулся пыта…тся найти опору.

Но ветер бе…пощаден и многовековой кедр …дался. Он вздрогнул от корней и до в…ршины и нач…л падать. Старик, к…залось, прощался с жизнью, с миром.

11. Сделать разбор сильный 3

12. Сделать разбор корни3

13. Составьте и запишите два предложения, в одном из которых слово КАПРИЗНЫЙ было бы употреблено в прямом, в другом – в переносном значении.

Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология»

Вариант 2.

1. Допишите правильный ответ:

А) раздел науки, в котором изучается слово как основная единица языка и словарный состав-

Б) слова, вошедшие в русский язык из других языков —

В) слова, вышедшие из активного повседневного употребления —

Д) слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением —

2. Какое из устаревших слов является архаизмом?

А) оброк Б) боярин В) кольчуга Г) глас

3. Какое слово является неологизмом?

А) обоз Б) сканер В) школа Г) теплоход

4. В каком предложении есть диалектизм (диалектное слово)?

А) Особенно хорошо клюет рыба на утренней зорьке.

Б) Переходить улицу на красный свет строго запрещено.

В) На негативе фотографии трудно узнать даже себя.

Г) Одет он был в теплую шубу, на ногах – пимы.

5. В каком словосочетании есть профессионализм?

А) купить тубус Б) сладкое печенье В) заячьи следы Г) гранитная набережная

6. Какое из устаревших слов является историзмом?

А) зеница Б) рыбарь В) выя Г) барщина

7. В каком предложении есть синонимы?

А) Лиса живет хитростью, а заяц – прыткостью.

Б) Сова спит днем, а охотится ночью

В) В поэтической речи глаза часто называют очами.

Г) Эскалаторы движутся вверх и вниз.

8. Как называются слова, объединенные в данные группы слов?

Пурга — метель, бросать – швырять, караулить — сторожить

9. Признаком заимствованного слова не является:

А) приставка дез-

Б) сочетания шт, хт

В) сочетания чт, щн

Г) слово начинается с ф, ц

10. Озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. В выделенных предложениях подчеркните грамматические основы.

Для в..робьев нет лучше места, чем песчаная д..ро..ка в нашем садике.

М..л..дые3 в..р..бышки бе..заботно чирикают купаю…ся в песке прыгают по д..ро..ке а старый в..р..бей усяде…ся на самую высокую ветку акации и зорко смотрит во все ст..р..ны. В это время другие воробьи тор..пливо таскают гусениц и кормят св..их д..тенышей.

В..р..бей-стор..ж невозмутим он не броси…ся даже на самую ж..рную гусеницу.

Примерный ч..совой может в любую с..кунду поднять тревогу. В одну м..нуту все смолкнет. Только ч..совой сидит на в..ршине. Он закр..чал но не пошев..лился. Он увидел врага3 и сл..дит за ним.

11. Сделать разбор м..л..дые3

12. Сделать разбор врага3

13. Составьте и запишите два предложения, в одном из которых слово ХРУСТАЛЬНЫЙ было бы употреблено в прямом, в другом – в переносном значении.

Контрольная работа. «Лексика» (6 класс)

Лексика.

Спишите правильно текст.

(1)По Дону волны идут с белыми барашками, бьют(?)ся о борт. (2))Берега навстречу плывут знакомые, родные. (3)Слева высокие х..лмы встают один за другим и кручами обрывают..ся к воде. (4)Зеленые х..лмы пор..сли ду..ком, вязом, дик..й яблоней, грушей, нарядным татарским клёном, по-нашему – паклинком. (5)На кручах деревья узловаты, приземисты. (6)Веч..ный ветер в их кронах. (Б.Екимов)

Выполните задания.

  1. Выберите и запишите заглавие текста.

*Донские волны. * Родные берега. * Татарский клён.

  1. Какое утверждение соответствует тексту? Выпишите цифру.

1) Холмы поросли шиповником.

2) Татарский клён невестится.

3) На кручах деревья высокие.

3. Спишите правильно синонимический ряд, исключив лишнее слово. (Предложение 3).

Холм, гора, вершина, сопка, бугор.

4. Найдите в предложении 6 и запишите антоним к слову временный.

5. Из предложения 4 выпишите диалектное слово.

  1. Из предложения 1 выпишите профессионализм.

7. Крона («корона») получила свое название, поскольку она венчает ствол. Слово

* заимствованное * устаревшее * исконно русское

8. Выпишите из предложения 3 слово кручами и укажите его стилистическую окраску. Дайте толкование его лексического значения с помощью синонима.

9. Определите стиль текста.

* разговорный * художественный * научный

————————————————————————————————————————————————————

 Лексика.

Спишите правильно текст.

(1) На Дону волна за волной. (2)Ре..кий хутор выход..т к воде домами. (3)Обычно ж..лье ставили выше, чтобы весной (не)топило. (4)Но и на бугры не лезли, там – веч..ный ветер. (5)Устраивались под горою, в затишке. (6)Тянулись дома д..линою, словно в ладонях х..лмов, прикрывались от веч..ных ветров тополевым займищем. (Б.Екимов)

Выполните задания.

  1. Выберите и запишите заглавие текста.

*Донские хутора. * Дома в долине. * Тополевое займище.

  1. Какое утверждение соответствует тексту? Выпишите цифру.

1) Дома ставили на буграх.

2) Дома тянулись долиною.

3) Дома ставили на воде.

3. Спишите правильно синонимический ряд, исключив лишнее слово. (Предложение 5).

Гора, холм, вершина, сопка, бугор.

4. Найдите в предложении 6 и запишите антоним к слову временных.

5. Из предложения 6 выпишите диалектное слово.

  1. Из предложения 4 выпишите общеупотребительное слово.

7.

Долина – ровное пространство вдоль речного русла, удлинённая впадина между гор. Слово * профессиональное * устаревшее * общеупотребительное

8. Выпишите из предложения 3 слово жильё и укажите его стилистическую окраску. Дайте толкование его лексического значения с помощью синонима.

9. Определите стиль текста.

* разговорный * художественный * научный

Тест по русскому языку (6 класс): Контрольная работа по теме «Лексика»

Проверочная работа по теме «ЛЕКСИКА»

1 Вариант

 1. Определите слова по лексическому значению:

а) все слова языка —

б) слова, имеющие несколько лексических значений —

в) слова, употребляемые только жителями той или иной местности —

г) слова, вошедшие в русский язык из других языков –

2. Продолжите предложение и приведите примеры

Историзмы – это слова

Синонимы — это

 3. Замените устаревшие слова синонимами. Как называются такие устаревшие слова? Очи, перст, ланиты, ветрило

4. Выпиши лишнее слово и укажи профессию человека: проявитель, закрепитель, наждак, негатив, фотография. Как называются такие слова?

 5. Распределите слова в две группы: Общеупотребительные/ Необщеупотребительные

Каменный, зеницы, автомобиль, перст, бурак, доска, форте, рука, розные, компьютер

6. Найдите заимствованные слова, замените их исконно  русскими и запишите предложения:

Недавно мы с друзьями обсуждали наши хобби.

Ребята заключили пари.

Все работали с энтузиазмом.

7. В каком ряду все слова являются историзмами? Запишите эти слова

      а) Очи, опричнина, зерцало, выя.                      б) Кокошник, десница, светлица, перст

г) Боярин, приказчик, ямщик, кафтан               д) Княжич, дворянин, терем, ланиты.

8. Какое слово является диалектным? Выпишите это слово.

       1. Кафтан 2. Стамеска 3. Сиверко 4. Кондиционер.

9.Составьте 2 предложения так, чтобы в одном слово ХРУСТАЛЬНЫЙ  было употреблено в прямом значении, в другом – в переносном.

10. В каком словаре можно уточнить значение слова?

А) орфографическом  В) этимологическом Б) орфоэпическом Г) толковом

11. Составьте ТЕКСТ на любую тему из нескольких предложений (4-5) с неологизмами. Неологизмы подчеркните.

Проверочная работа по теме «ЛЕКСИКА»

2 вариант

     1. Определите слова по лексическому значению:

а)  раздел науки о языке, изучающий лексику — 

б)  слова одной части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению — 

в)  слова, вошедшие в русский язык из других языков –

г)  новые слова, возникающие в языке –

2. Продолжите предложение и приведите примеры

Архаизмы – это слова

Антонимы – это слова

3. Замените устаревшие слова синонимами. Как называются такие устаревшие слова?

 чело, глаголет, длань, рыбарь

4. Выпиши  лишнее слово и укажи профессию человека: гамма, форте, октава, аккорд, гуашь. Как называются такие слова?

 5. Распределите слова в две группы: Общеупотребительные / Необщеупотребительные

Железный, ланиты, поезд, ветрило, мшары, стол, бусый, ноутбук, дерево, бекар

6. Найдите заимствованные слова,  замените их исконно  русскими и запишите предложения:

Мой одноклассник стал чемпионом в соревнованиях по плаванию.

Эгоизм мешает дружеским отношениям.

Во время антракта все побежали в буфет

7. В каком ряду все слова являются историзмами?

       а) Перст, бояре, камзол, длань                                  б). Лапти, ланиты, очи, прялка.

 в) Ямщик, треуголка, веретено, кафтан.                  г). Княгиня, веретено, древо, выя.

8. Какое слово является диалектным?

      1.Камзол 2.Зубило 3. Глубник 4. Вентилятор

9.Составьте 2 предложения так, чтобы в одном слово ХОЛОДНЫЙ было употреблено в прямом значении, в другом – в переносном.

10. В каком словаре можно уточнить правильное написание слова?

А) орфографическом  В) этимологическом   Б) орфоэпическом   Г) толковом

11. Составьте ТЕКСТ на любую тему из нескольких предложений (4-5) с неологизмами

Тест по теме: «Лексика» (6 класс)

Тест. Лексика.

1 Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами.

1) ГОРЯЧИЙ пирожок — ЖАРКИЙ день

2) ТЁПЛЫЙ чай — ХОЛОДНЫЙ вечер

3) ИГОЛКА ели — ИГОЛКА для шитья

2. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами.

1) ГРОМАДНЫЙ дом — БОЛЬШОЙ зверь

2) зелёный ЛУК — ЛУК для стрельбы

3) ТРУД к радости — БЕЗДЕЛЬЕ к несчастью

3. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами.

1) родниковый КЛЮЧ — КЛЮЧ от замка

2) РАЗГОВОРЧИВЫЙ человек — МОЛЧАЛИВЫЙ юноша

3) давай СМЕЯТЬСЯ — стали ХОХОТАТЬ

4. Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении.

1) железный гвоздь

2) железная воля

3) железная труба

5. Укажите предложение, в котором есть необщеупотребительное слово.

1)Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им.

2) Пожухла трава на полях.

3) Яков в шапке, в замашной рубахе сидел на телеге

6. Укажите предложение, в котором есть профессионализм.

1) Шкатулку принесли в комнату и осторожно вытерли с неё пыль.

2) В сарае то стучал молоток, то визжала пила.

3)  Эспланада — это широкая улица с аллеями.

7. Укажите верное утверждение.

1) Диалектизмы — слова, одинаковые по звучанию.

2) Диалектизмы — слова, употребляемые жителями той или иной местности.

3) Диалектизмы — слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии.

8. Укажите предложение, в котором есть историзм.

1) Русские толковые словари имеют многовековую историю.

2) На юноше был надет праздничный кафтан.

3) Лексика нашего языка с течением времени быстро меняется.

9. Укажите предложение, в котором есть архаизм.

1) Леса стоят в жемчужном инее.

2) Шуми, шуми, послушное ветрило.

3) Принцесса отвернулась и заплакала.

10. Укажите предложение, в котором есть неологизм.

1) По радио передали штормовое предупреждение.

2) Наш класс оснащён компьютерами последнего поколения.

3) Лодка всплыла у самого берега.

11. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

1) Во поле берёзонька стояла.

2) Туристы зашли в дремучий бор.

3) Бригада работала засучив рукава.

12. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами.

1) резвый КОНЬ — ломовая ЛОШАДЬ

2) БЛИЗКИЙ человек — ДАЛЁКИЙ звук

3) КЛЮЧ от замка — родниковый КЛЮЧ

13. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами.

1) пришло ТЕПЛО — сильный ХОЛОД

2) ГРУША (плод) — ГРУША (боксёрская)

3) добрый БЕГЕМОТ — огромный ГИППОПОТАМ

14. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами.

1) сосновый БОР — зубоврачебный БОР

2) УГРЮМЫЙ человек — РАДОСТНЫЙ день

3) КРАСНЫЙ платок — АЛЫЙ стяг

15. Укажите словосочетания, в которых прилагательное употреблено в переносном значении.

1) твёрдое решение

2) твёрдое яблоко

3) твёрдая земля

16. Укажите предложение, в котором есть необщеупотребительное слово.

1) Я долго смотрел вслед уезжающей карете.

2) Валяную обувь в Сибири называют пимами.

3) Употребление синонимов делает нашу речь более точной, яркой и выразительной.

17. Укажите предложение, в котором есть профессионализм.

1) Старый шкаф стоял на своём месте — в углу террасы.

2) Фонетика — раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.

3) Дом был деревянный.

18. Укажите верное утверждение.

1) Жаргонизмы — это слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой.

2) Жаргонизмы — слова, употребляемые жителями той или местности.

3) Жаргонизмы — слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности,

19. Укажите предложение, в котором есть историзм.

1) Шестого числа каждого месяца он получал небольшое жалованье.

2) Некоторые термины употребляются только специалистами какой-то одно области.

3) Няне его была крепостная крестьянка.

20. Укажите предложение, в котором есть архаизм.

1) Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы.

2) Рыцари были в кольчугах.

3) Князь оказался человеком великодушным.

21. Укажите предложение, в котором есть неологизм.

1) Вдоль берега плавали парусники.

2) Этот доклад я прочитал в Интернете.

3) В доме зажглись огни.

22. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

1) Цыплят по осени считают.

2) Над лесом взошла луна.

3) Еды было с гулькин нос.

23. Какие пары слов не являются антонимами?

1) угрюмый – весёлый       2) гигант – карлик         3 ) робкий – смелый         4) скромный – хитрый

24. В каком ряду верно указаны антонимы к фразеологизму?

1) рукой подать – быстро, хорошо           2) язык проглотить – вредно, тихо        3) под шумок – громко, открыто   4) вавилонское столпотворение – суета, беспорядок

25. Укажите фразеологизм со значением «большое количество чего-либо».

1) между двух огней   2) ни два ни полтора        3) как звёзд на небе         4) лежать мёртвым грузом

26. В каком ряду в обоих предложениях есть фразеологические обороты?

1) Ни днём, ни ночью гости не приехали. Нам не давали покоя ни днём, ни ночью.     2) За едой малыш прикусил язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.              3) Он во все глаза смотрел вдаль. Маша открыла глаза кукле.        4) Подруги перемывали косточки  знакомым. За это я намылил голову кому следует

         27. В каком примере выделенное слово имеет прямое значение?

           1) мягкий свет

          2) мягкий знак

          3) мягкий мох

         4) мягкий климат

28. Укажите группу слов, в которой правильно приведены синонимы к слову  «смелость».

1) отвага, храбрый, мужество, бесстрашие, гордость

2) отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный

3) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие

4) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие, гордость

29. В каком ряду верно указаны синонимы к фразеологизму?

1) кот наплакал – вредно, глупо

2) с горем пополам – еле-еле, кое-как

3) поставить крест – креститься, унижать

4) водить за нос – заглушить, мешать

30. Определите, где неверно указано значение фразеологизма.

1) стреляный воробей – опытный

2) обводить вокруг пальца – обманывать

3) с гулькин нос – много

4) яблоку негде упасть – тесно

Ключ: 1-1, 2-3, 3-1, 4-2, 5-3, 6-2, 7-2, 8-2, 9-2, 10-2, 11-3, 12-1, 13-1, 14-1, 15-1, 16-1, 17-2,

18-1, 19-3, 20-2, 21-2, 22-1, 23-4, 24-3, 25-3, 26-4, 27-2, 28-4, 29-2, 30-3.

Тест по русскому языку (6 класс) по теме: Разноуровневая контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи». 6 класс.

Разноуровневая контрольная работа по теме

     «Лексика. Культура речи». 6 класс.

   Оценка

      «3»

     «4»

        «5»

Обязательная

      часть                  

  5 баллов            

  7 баллов

    9 баллов

Дополнительная

      часть

   4 балла

    5 баллов

 

  1. Закончить высказывания.

а) Слова языка образуют ______________________________ .

б) Лексика изучается в специальном разделе науки о языке -__________________.

в) Кроме лексического, слово имеет и __________________ значение.

г) Омонимы – это _______________________________________________.

  1. Найти многозначные слова. 

а) бежать

б) стол

в) оранжевый

г) трубить

д) кнопка

е) гребень

  1. Найти слова, употребленные в переносном значении.

Жар солнца- жар чувства, тяжесть багажа- тяжесть утраты, гибкость ума- гибкость ветки, каменное здание- каменное сердце, молоть зерно- молоть вздор.

 

  1. Вставить пропущенные буквы, отгадать загадку. Что это за слова?

В в..де он медленно плывет,

В ст..нке л..тает взад-вперед.

 

  1. Продолжить ряд синонимов.

Большой-

Интересный-

  1. Подобрать антонимы к словам. Составить три словосочетания

сущ.+ прил.

а) вежливый-

б) гладкий-

в) молодой-

          г) длинный

          д) новый

          е) холодный

 

  1. Вставить пропущенные буквы. Определить, какие это слова.

Мама пол..скала белье.

Я пол..скала котенка.

Папа начал рано с..деть.

Вова должен с..деть на уроке.

  1. Определить, какое средство выразительности использовано в пред-

ложениях.

1. На морозе щеки горят.

2. Петя светился от счастья.

3. Мороз сковал речку.

     9. Какие слова относятся к теме «Лексика»?

         а) словосочетание

         б) слово

         в) звук

         г) лицо

         д) синонимы

         е) приставка

         ж) антонимы

     

                                     Дополнительная  часть.

         Написать текст, использовав как можно больше антонимов. Он должен быть               смешным или сказочным.

Тест по русскому языку (6 класс): Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология» 6 класс

Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология»

Вариант 1.

1.Какие слова являются не общеупотребительными:

А) Омонимы

Б) Профессионализмы

В) Синонимы

Г) Диалектизмы

Д) Антонимы

2. Найдите верный ответ: ДИАЛЕКТНЫЕ СЛОВА — ЭТО:

А) словарный запас языка;

Б) слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии;

В) слова, употребляемые только жителями той или иной местности;

Г) новые слова, возникшие в языке;

Д) слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.

3. Какое из устаревших слов является архаизмом?

А) крепостник Б) перст В) кольчуга Г) конка

4. Какое слово является неологизмом?

А) колхоз Б) челобитная В) спутник Г) файл

5. В каком предложении есть диалектизм (диалектное слово)?

А) В летний борщ хорошо добавить свекольную ботву.

Б) По сторонам дороги мелькали хаты с соломенными крышами.

В) Рисунки акварелью передают тончайшие оттенки света.

Г) В марте в лесу появились первые проталины.

6. В каком словосочетании есть профессионализм?

А) лисий след Б) кухонный нож В) корабельный кок Г) морская вода

7. Найдите верный ответ: Фразеологизм – это…

А) Лексический состав языка

Б) Слово, пришедшее в русский язык из другого языка

В) Устойчивое сочетание слов, равное по лексическому значению слову или предложению.

Г) Многозначное слово

7.Соотнесите фразеологизмы с их лексическим значением:

фразеологизм

значение

1.За три девять земель

А . Слишком тесно

2.Как сельдей в бочке

Б Очень далеко

3.Мчаться сломя голову

В. Неожиданно

4.Как снег на голову

Г. Много

5.Пруд пруди

Д. Быстро передвигаться

8. Какой фразеологизм имеет значение «разглашать внутренние раздоры»?

А) мерить на свой аршин В) выносить сор из избы

Б) мутить воду Г) пускать пыль в глаза

9. Какое из устаревших слов является историзмом?

А) чело Б) ветрило В) очи Г) армяк

10. В каком предложении встречается фразеологизм?

А) Кузьмич заткнул за пояс рукавицы и вышел из избы

Б) С еловой ветки мне на голову упал снег

В) В чистой воде озера хорошо было рыбам

Г) Везде мы искали ключи, но они как в воду канули

11. В каком предложении есть синонимы?

А) Жара стояла неделю, и зной измучил путников

Б) Дерево ценят по плодам, а человека – по делам.

В) В каждой бочке меда есть ложка дегтя.

Г) Яблоки не кислые, а сладкие.

12. Как называются слова, объединенные в данные группы слов?

Начало – конец Холод – жара Свет – тьма

13. Объясните значения фразеологических оборотов:

Кожа да кости – На всех парусах – Рукой подать –

Не покладая рук – Чуть свет –

14. Составьте и запишите два предложения, в одном из которых слово ХРУСТАЛЬНЫЙ было бы употреблено в прямом, в другом – в переносном значении.

15. Озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. В выделенных предложениях подчеркните грамматические основы.

Ураган усилива…тся. Хлещ…т дождь. К…ча..тся старый, толстый кедр.

Ураган навалива…тся на дерево давит грудью к…чает покорную в…ршину л…мает суч…я. Жутко см…треть, как старый кедр поднима…т к…рнями землю, как все труднее ему д…ржат…ся.

А ветер ревет еще пуще. Еще напор урагана, его последний безудержный порыв – и у кедра надл…милась воля. В глубине земных пластов лопнули корни. Кедр к…чнулся пыта…тся найти опору. Но ветер бе…пощаден и многовековой кедр …дался. Он вздрогнул от корней до в…ршины и, отбросив кверху, словно руки, суч…я, старик, к…залось, прощался с жизнью, с миром.

Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология»

Вариант 2.

1. Найдите верный ответ: ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ — ЭТО:

А) словарный запас языка;

Б) слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии;

В) слова, употребляемые только жителями той или иной местности;

Г) новые слова, возникшие в языке;

Д) слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.

2. Какое из устаревших слов является архаизмом?

А) оброк Б) боярин В) кольчуга Г) глас

3. Какое слово является неологизмом?

А) обоз Б) сканер В) космос Г) теплоход

4. В каком предложении есть диалектизм (диалектное слово)?

А) Особенно хорошо клюет рыба на утренней зорьке.

Б) Переходить улицу на красный свет строго запрещено.

В) На негативе фотографии трудно узнать даже себя.

Г) Одет он был в теплую шубу, на ногах – пимы.

5. В каком словосочетании есть профессионализм?

А) орфоэпические нормы Б) сладкое печенье В) заячьи следы Г) гранитная набережная

6. Какой фразеологизм имеет значение «сделать посильный вклад»?

А) поставить на место В) внести лепту

Б) подложить свинью Г) втирать очки

7. Какое из устаревших слов является историзмом?

А) чело Б) ветрило В) очи Г) барщина

8. В каком предложении встречается фразеологизм?

А) Коля легок на подъем, вскоре мы уже встретились на остановке.

Б) Не успел я намылить шею, как вода в кране кончилась.

В) Бабушка обвила нитку вокруг пальца и завязала аккуратный узелок.

Г) Я набрал в рот воды и начал полоскать зубы.

9. В каком предложении есть синонимы?

А) Лиса живет хитростью, а заяц – прыткостью.

Б) Сова спит днем, а охотится ночью

В) В поэтической речи глаза часто называют очами.

Г) Эскалаторы движутся вверх и вниз.

10. Как называются слова, объединенные в данные группы слов?

Пурга — метель, бросать – швырять, караулить — сторожить

11. Объясните значения фразеологических оборотов:

Из рук валится – Сидеть сложа руки – Не видно ни зги –

Жить как кошка с собакой – Видимо-невидимо –

12. Составьте и запишите два предложения, в одном из которых слово ХРУСТАЛЬНЫЙ было бы употреблено в прямом, в другом – в переносном значении.

13. Озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. В выделенных предложениях подчеркните грамматические основы.

Ураган усилива…тся. Хлещ…т дождь. К…ча..тся старый, толстый кедр.

Ураган навалива…тся на дерево давит грудью к…чает покорную в…ршину л…мает суч…я. Жутко см…треть, как старый кедр поднима…т к…рнями землю, как все труднее ему д…ржат…ся.

А ветер ревет еще пуще. Еще напор урагана, его последний безудержный порыв – и у кедра надл…милась воля. В глубине земных пластов лопнули корни. Кедр к…чнулся пыта…тся найти опору. Но ветер бе…пощаден и многовековой кедр …дался. Он вздрогнул от корней до в…ршины и, отбросив кверху, словно руки, суч…я, старик, к…залось, прощался с жизнью, с миром.

 

Тест по русскому языку (6 класс) на тему: Контрольная работа по русскому языку 6 класс «Лексика и фразеология»

Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология»

  1. Допишите пропущенные слова:
  1. Словарный состав языка – это _____________.
  2. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются __________________.
  3. Слова, вошедшие в русский язык из других языков, называются __________________.
  4. Устаревшие слова делятся на ____________ и _______________.
  5. ___________ — это устойчивые сочетания слов, равные по значению слову или целому предложению.

II. Напишите определения:

  1. Профессионализмы – это_______
  2. Диалектизмы – это_______
  3. Неологизмы – это________

III. Выберите правильный ответ:

1. Общеупотребительные слова – это

1) слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии;

2) слова, употребляемые жителями той или иной местности;

3) слова, вошедшие в русский язык из других языков;

4) многие слова языка, известные всему народу.

2.   Какое устаревшее слово является синонимом слова «битва»?

1) ланиты 2) перст 3) чело 4) баталия

3. Укажите автора «Толкового словаря живого великорусского языка»:

1) А.С.Пушкин  2) М.Ю.Лермонтов  3) И.С.Тургенев 4) В.И.Даль

4. Слова какой пары являются синонимами?

1)быстро-медленно  2) малый- коротко   3)друг – приятель   4)сильный – храбрый
       

IV. Выполните задания:

  1. Замените слово фразеологизмом:

Бездельничать — _______________________

Обманывать — _________________________

Мало — ____________________________

Быстро — __________________________

  1. Замените фразеологизмы синонимами:

засучив рукава,  ставить палки в колеса, мутить воду

 С одним из фразеологизмов составьте предложение, запишите его.

  1. Разберите предложение синтаксически: Ученик прочитал книгу от корки до корки.

Проверьте свой уровень русского онлайн

Направление

ВсеАэронавигация и эксплуатация авиационных и ракетно-космических технологийСельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовствоПрикладная геология, горнодобывающая промышленность, нефтегазовая промышленность и геодезияАрхитектураХудожественные исследованияАвиационные и ракетно-космические технологииБиологические наукиХимические наукиХимические технологииХимияКлиническая медицинаКомпьютерные и информационные наукиКомпьютерные и информационные наукиСтроительство и социальные науки Педагогические наукиЭлектроэнергетика и теплоэнергетикаЭлектроника, радиотехника и системы связиИнженерия и технологии Сухопутный транспортФундаментальная медицинаГрафическое и прикладное искусствоЗдоровье и профилактическая медицинаИстория и археологияПромышленная экология и биотехнологииИнформатика и компьютерные технологииИнформационная безопасностьЗаконодательство, Световая промышленность, системы, информационные науки и литература, управление, средства массовой информации МеханикаИнженеры-механики ngНанотехнологии и наноматериалыЯдерная инженерия и технологииМедицинское обслуживаниеФармацияФилософия, этика и религиоведениеФотоника, приборостроение, оптические и биотехнологические системы и технологииФизические и технические науки и технологииФизическая культура и спортФизика и астрономияПолитические науки и региональные исследованияПсихологический туризмСервис и зоотехника

Субъект

AllAgricultural EngineeringAgricultureAircraft EnginesAllergology и ImmunologyAnestesiology и ReanimatologyAnimal Orogin FoodAnimal ScienceAnthropology и EthnologyApplied GeodesyApplied GeologyApplied InformaticsApplied MathematicsApplied Математика и InformaticsApplied Математика и PhysicsApplied MechanicsArchitectureArchutecture Environmental DesignArt и HumanitiesArt HistoryArt Погрузочно-разгрузочное TechnologyArtsAstronomyAutomation технологических процессов и ProductionsAviation и ракетно-космической TechnologyAviation и исследованию космического пространства MedicineBacteriologyBallistics и HydroaerodynamicsBioengineering и BioinformaticsBiologyBiology ScienceBiotechnical Systems и технологииБиотехнологииБизнес-информатикаКардиологияКардиологияСердечно-сосудистая хирургияКартография и геоинформатикаХимические наукиХимические технологииХимические технологии материалов современной энергетикиХимияХимия, физика и механика материаловГражданское строительствоКлиническая лабораторная диагностикаКлиническая медицина eClinical PharmocologyClinical PsychologyColoproctologyCommerceComputer и информация SciencesComputer SecurityConflictologyCosmetologyCulturologyCustomsDental SurgeryDermatovenereologyDesignDesign и технологии поддержки инженерного IndustriesDesign авиации и ракетной EnginesDesigning и технологии электронных ToolsDietologyDiving MedicineDocument науки и архива ScienceEarth SciencesEcology и природы UseEconomic SecurityEconomicsEducation и Pedagogyc SciencesElectricity и тепло-и-Power EngineeringElectronic и оптико-электронные приборы и системы специального назначенияЭлектроника и наноэлектроникаЭлектроника, радиотехника и системы связиМедицина экстренной помощиЭндокринологияЭндоскопияИнжиниринг и технологии Наземный транспортЭкологическая инженерия и водопользованиеЭпидемиологияЭпидемиологияЭксплуатация транспортных технологических машин и комплексовФинансы и кредитИзобразительное искусствоФольклорное искусство КультураИностранная медицинаИзучение иностранного региона edicineForestryFunctional DiagnosticsFundamental и прикладная ChemistryFundamental MedicineFundamental наука и информация TechnologiesGastroenterologyGeneral DentistryGeneral практика (семейная медицина) GeneticsGeodesy и удаленный SensingGeographyGeologyGeology, разведка и управление ресурсами DevelopmentGeriatricsHealthcare и общественная HealthcareHeat питание и тепло EngineeringHeat-силовая EngineeringHematologyHigh Технология и инновация EconomyHistorical наука и ArcheologyHistoryHistory из ArtHydrometeorologyIndustrial экологии и BiotechnologiesInfectious БолезниИнфекционные заболеванияИнформатика и компьютерные технологииИнформационная безопасностьИнформационная безопасность компьютерных системИнформационная безопасность телекоммуникационных системИнформационные системы и технологииИнновационные исследованияИнструментальная инженерияУправление интеллектуальной собственностьюИнтеллектуальные системы в сфере гуманитарных наукМеждународные отношенияЖурналистикаОрганизация и управление интенсивным производством знаний ntЛабораторная генетикаУправление землями и кадастрыЗемельно-транспортные и технологические комплексыЛандшафтная архитектураЛазерное оборудование и лазерные технологииЗаконодательная поддержка национальной безопасностиЛингвистикаЛингвистика и литературная критикаМенеджментУправление техническими системамиМеханическая терапияМассовые медиа и информатика-библиотечное делоМатериаловедение и технология материалов и материаловедениеМеханикаМатематика и компьютерная техника БиохимияМедицинская биофизикаМедицинский бизнесМедицинская кибернетикаМедицинская стоматологияМедико-профилактическое делоМедицина и наркологияТорговляМеталлургияГорное делоМузей науки и защиты объектов культурного и природного наследияМузыкально-инструментальное искусствоНанотехникаНаноматериалыНанотехнологии и микротехнологииНанотехнологии и микротехнологии hnicsNanotechnologies и NanomaterialsNeonatologyNephrologyNeurologyNeurosurgeryNeurosurgeryNuclear Энергетик и тепловой PhysicsNuclear Физика и TechnologiesNuclear растения: Проектирование, эксплуатация и EngineeringNuclear Реакторы и MaterialsNuclear Реакторы и MaterialsNuclear, тепло и возобновляемые источники энергия и связанный с ними TechnologiesNursingNutrition HygieneObstetrics и GynecologyOil и газа BusinessOncologyOphtalmologyOphtalmologyOptical TechnicsOrganization работы с YouthOriental и африканское StudiesOrthodonticsOrthopedic DentistryOtorhinolaryngologyPathological AnatomyPedagogic Образование (с Два профиля образования) Педагогика и психология девиантного поведенияПедагогическое образованиеДетская стоматологияДетская эндокринологияДетская хирургияДетская урология и андрологияПедиатрияКонтроль персоналаФармацияФилологияФилософия, этика и религиоведение, оптика и оптоинформатикаФотоника и оптоинформатика ogyФизические и технические науки и технологииФизическая культураФизическая культура и спортФизическое образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья (адаптивная физическая культура) Физическая терапия и спортивная медицинаФизикаФизика и астрономияФизика добычи полезных ископаемых или нефтегазодобычиФизиотерапияПищевые процессы и процессы сохранения растенийПластическая хирургияПолитические науки и процессы в области химических технологий, химии бензина и биотехнологийЭнергетическая инженерияПрофессиональные патологииПсихиатрияПсихиатрияПсихологические наукиПсихологияПсихология и педагогическое образованиеПсихология профессиональной деятельностиПсихотерапияПсихотерапияПубличная политика и социальные наукиПубликацияПульмонологияКомплексная технология радиационного туризмаКомплекс радиационной гигиены и спортКомплекс радиационной гигиены stemsReligious StudiesResearch Технологии и средства связи SystemsRestorationRheumatologyRoentgen-эндоваскулярные Диагностика и TreatmentRoentgenologyRussian Региональный StudyServiceService IndustrySocial philosophySocial SciencesSocial WorkSociologySoftware и администрирование информационных SystemsSoftware EngineeringSoil ScienceSpecial (Defektology) EducationSportStandartization и MetrologyState и муниципального AdministrationStomatologySurgerySystem анализа и ManagementTechnical Эксплуатация воздушных судов и EnginesTechnical PhysicsTechnological Машины и EquipmentTechnologies из MaterialsTechnology Строительство EngineeringTechnology Logging и деревообрабатывающей промышленностиТехнология геологоразведочных работТехнология продуктов и организации общественного питания матология и ортопедияУльтразвуковая диагностикаУникальные здания и строительная техникаУрологияВетеринарияВетеринария и зоотехникаВирологияПрофессиональное обучение (по отраслям) Водные биоресурсы и аквакультура Благотворительная деятельность

.

тестов — LearnRussian

  • rt.com
  • RT версий:
  • Страна
  • Noticias
  • Инотв
  • РТД
  • Уроки
  • Алфавит
  • Фонетика
  • Словарь
  • Тесты
  • Грамматические таблицы
  • Темы
  • Зайдите на сайт
  • Регистр
  • % 0

    00:00

    Тест 1 Уроки 1–5
  • % 0

    00:00

    Тест 2 Уроки 6–10
  • % 0

    00:00

    Тест 3 Уроки 11–15
  • % 0

    00:00

    Тест 4 Уроки 16–20
  • % 0

    00:00

    Тест 5 Уроки 21–25
  • % 0

    00:00

    Тест 6 Уроки 26–30
  • % 0

    00:00

    Тест 7 Уроки 31–35.
  • % 0

    00:00

    Тест 8 Уроки 36–40.
  • % 0

    00:00

    Тест 9 Уроки 41–45.
  • % 0

    00:00

    Тест 10 Уроки 46–50.
  • % 0

    00:00

    Тест 11 Уроки 51–55.
  • % 0

    00:00

    Тест 12 Уроки 56–60.
  • % 0

    00:00

    Тест 13 Уроки 61–65.
  • % 0

    00:00

    Тест 14 Уроки 66–70.
  • % 0

    00:00

    Тест 15 Уроки 71–75.
  • % 0

    00:00

    Тест 16 Уроки 76–80.
  • % 0

    00:00

    Тест 17 Уроки 81–85.
  • % 0

    00:00

    Тест 18 Уроки 86–90.
  • % 0

    00:00

    Тест 19 Уроки 91–95.
  • % 0

    00:00

    Тест 20 Уроки 96–100.
  • Русский Уровень Тест
  • Новости RT
  • Все о России
  • Заявление об отказе от ответственности
  • Обратная связь
  • Свяжитесь с нами
  • Что это такое
  • Слова в картинках
  • © АНО «ТВ-Новости», 2005-2020.Все права защищены.
.

Словарь — LearnRussian

  • rt.com
  • RT версий:
  • Страна
  • Noticias
  • Инотв
  • РТД
  • Уроки
  • Алфавит
  • Фонетика
  • Словарь
  • Тесты
  • Грамматические таблицы
  • Темы
  • Зайдите на сайт
  • Регистр
Уроки 1–5.Уроки 6–10. Уроки 11–15. Уроки 16–20. Уроки 21–25. Уроки 26–30. Уроки 31–35. Уроки 36–40. Уроки 41–45. Уроки 46–50. Уроки 51–55. Уроки 56–60.Уроки 61–65. Уроки 66–70. Уроки 71–75. Уроки 76–80. Уроки 81–85. Уроки 86–90. Уроки 91–95. Уроки 96–100.
  • Новости RT
  • Все о России
  • Заявление об отказе от ответственности
  • Обратная связь
  • Свяжитесь с нами
  • Что это такое
  • Слова в картинках
  • © АНО «ТВ-Новости», 2005-2020.Все права защищены.
.

Словарь по языковым искусствам для 6-х классов от Common Core State Standards

антагонист

тот, кто предлагает оппозицию

главный герой

главный персонаж художественного произведения

эпилог

короткое выступление актера в конце спектакля

наследие

Дарение движимого имущества по завещанию

знания

знания, полученные благодаря традициям или анекдотам

время

континуум опыта, в котором события переходят в прошлое

среда

совокупность окружающих условий

опрос

допрос человека; часто проводят журналисты

сюжет

небольшой участок земли, покрытый специфической растительностью

алиби

доказательство того, что кто-то, обвиняемый в преступлении, не мог этого сделать

дедуктивное мышление

рассуждения от общего к частному

доказательство

Знание, на котором основывается убеждение

индуктивное мышление

рассуждения от подробных фактов к общим принципам

вывод

заключение на основании косвенных доказательств

следователь

тот, кто внимательно расспрашивает

тайна

то, что затрудняет понимание и не может быть объяснено

решение проблем

мыслительные процессы, участвующие в решении проблемы

отвлекающий маневр

то, что отвлекает внимание от основной проблемы

сыщик

детектив, идущий по следу

потерпевший

несчастный человек, страдающий от неблагоприятных обстоятельств

свидетель

тот, кто видит событие и сообщает о том, что произошло

идиома

выражение, значение которого не может быть выведено из его слов

срываться

очень разозлится и впадёт в ярость

образы

способность создавать мысленные образы вещей или событий

метр

базовая единица длины (приблизительно 1.094 ярда)

метафора

Оборот речи, предполагающий небуквальное сходство

сравнение

фигура речи, выражающая сходство между вещами

аллитерация

Использование одного и того же согласного в начале каждого слова

звукоподражание

с использованием слов, имитирующих звук, который они обозначают

мемуары

отчет личного опыта автора

персонификация

приписывание человеческих качеств абстрактным идеям

реализм

признак принятия фактов жизни

.
Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *