Контрольная работа по роману тихий дон шолохова: Учебно-методический материал по литературе (11 класс): Контрольная работа по литературе на тему «Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон».

Учебно-методический материал по литературе (11 класс): Контрольная работа по литературе на тему «Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон».

Контрольная работа по литературе на тему «Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон».               1 вариант.

1. Как называется первый сборник рассказов М.А. Шолохова, сделавший его имя известным?

2. Произведение какого писателя 19 века послужило для Шолохова образцом для создания романа- эпопеи «Тихий Дон»?

3. Кто из героев романа «Тихий Дон» проходит сложный и извилистый путь поисков правды?

4. Где в основном разворачиваются действия семейных глав романа «Тихий Дон»?

5. Какой женский образ романа является символом отчего дома, домашнего очага?

6.Каким термином называют в литературе развёрнутое высказывание героини, не обращённое к кому-либо, произнесённое только в собственных мыслях: «А он? Он не был её дорог? Не о нём ли все эти годы вспоминала она?»

7.Какое средство художественной выразительности использует М.А. Шолохов в строчках: «Ласковым телком притулилось к оттаявшему бугру рыжее потеплевшее солнце»?

8. Какое средство художественной выразительности позволило М.А. Шолохову образно охарактеризовать героиню: «Аксинья … с лихорадочной быстротой, как девка перед смотринами…»?

9. Назовите литературный термин, обозначающий образные определения, которыми автор пользуется, изображая Аксинью: «порочная красота», «скорбная усталость», «облегчающие слёзы»?

10. Приведите примеры диалектизмов, которые М.А. Шолохов использует в романе «Тихий Дон» для создания особого, народного колорита казачьего сословия.

11. Переведите на литературный язык цитату из романа: «Откинувшись назад, несёт мать в завеске на затоп кизяки …»

12. Попытайтесь описать спектр значения слова «дом» в романе. Как вы объясните смысл финала?

Контрольная работа по литературе на тему «Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон».               2 вариант.

1. В каком году Шолохов был удостоен Нобелевской премии?

2. На протяжении какого времени происходят события романа «Тихий Дон»?

3. Какое сословие изображает М.А. Шолохов в своих произведениях?

4. Чем заканчивается роман «Тихий Дон»?

5. Кто из героев романа «Тихий Дон» в бою убивает австрийца, а потом, «сам не зная для чего», подходит к нему, смотрит в лицо убитого и проникается к нему чувством сострадания?

6. Для чего М.А. Шолохов использует диалектную лексику?

7. Переведите на литературный язык цитату из романа: «ездил в станицу за ухналями, видал хуторного одного».

8. Какое средство художественной выразительности использует М.А. Шолохов в строчках: «За розовеющим, весёлым, как детская улыбка, облачком маячил в небе тоненький-тоненький краешек неба»?

9. Какое средство художественной выразительности позволило М.А. Шолохову образно охарактеризовать героиню: «Аксинья пробовала уснуть, но мысли размётывали сон, как ветер копну сена»?

10. Как называется описание в художественном произведении: «У крутояра лёд отошёл от берега. Прозрачно-зелёная вода плескалась и обламывала иглистый ледок окраинцев»?

11. Найдите в предложении эпитеты, подчёркивающие равнодушное величие природы: «Это было всё, что осталось у него в жизни, что пока ещё роднило его с землёй и со всем этим огромным, сияющим над холодным солнцем миром».

12. Поразмышляйте, опираясь на страницы романа на тему: «Почему роман «Тихий Дон» начинается и заканчивается описанием дома Мелеховых?»

ОТВЕТЫ.

1 вариант. 1. «Донские рассказы».

2. Л.Н Толстого «Война и мир».

3. Григорий Мелехов.

4. На хуторе Татарском.

5. Ильиничны.

6. Внутренний монолог.

7. Олицетворение.

8. Сравнение.

9. Эпитеты.

10. Курень (дом), баз (двор), завеска (передник), ухнали (гвозди), суцкой (чиновник, интеллигент), гутарить (говорить), сказ (ответ) и др.

11.Откинувшись назад, несёт мать в переднике для растопки кизяки.

12. Дом – единственное, что после всех жизненных испытаний и потерь связывает Григория с жизнью. «Дом» приобретает в романе значение философского центра.

2 вариант.   1. В 1965 году.

2. На протяжении 10 лет.

3. Казачество.

4. Григорий «стоял у ворот родного дома, держал на руках сына…»

5. Григорий Мелехов.

6. Чтобы создать особый народный национальный колорит.

7. Ездил в станицу за гвоздями для подков, видел одного жителя хутора.

8. Сравнение.

9. Сравнение.         10. Пейзаж.

11 … огромным, сияющим, над холодным

12. «Дом» приобретает в романе значение философского центра.

Материал по литературе (11 класс) по теме: Контрольная работа по роману М.Шолохова «Тихий Дон»

М.Шолохов «Тихий Дон»

Время написания:

1-2 книги – 1928 год, 3-я книга – 1929-1932, 4-я книга – 1937-1940.

Жанр – роман-эпопея.

Действие романа – май 1912 – март 1922.

В романе более 700 персонажей.

В центре романа – поиски героями истины, своего пути. Идеалы героев: дом, семья, естественность, доброта, способность к самопожертвованию, трудолюбие. Реализм в изображении войны, её жестокости и ужасов. Историческая достоверность романа.

Вопросы по роману М.Шолохова «Тихий Дон»

  1. Как бы вы определили основную проблематику романа?
  2. Судьба Григория Мелихова.

— Какой смысл вкладывает Шолохов, говоря о Григории «добрый казак»?

— Почему главным героем выбран Григорий?

— В каких эпизодах полнее всего раскрывается яркая, незаурядная личность Григория? (перечислите их)

— Как вы считаете, человек зависит от обстоятельств или сам делает свою судьбу?

3.  Григорий и Аксинья.

— Как относятся жители хутора к любви Григория и Аксиньи?

— Их отношения – любовь или «беззаконная страсть»?

— Верно ли, что Григорий и Аксинья – жертвы своей любви-страсти?

— Какую роль играет противопоставление двух героинь романа – Натальи и Аксиньи?

4. С каким романом в русской литературе можно сопоставить роман «Тихий Дон»? Почему?

Тест по роману М.Шолохова «Тихий Дон»

1. Жанр «Тихого Дона» это:

а) повесть   б) роман   в) роман-эпопея   г) исторический роман

2. Роман «Тихий Дон» был закончен в:

а) 1928 году   б) 1932 году   в) 1940 году   г) 1946 году

3. В романе нет эпизодов:

а) Первой мировой войны                   б) гражданской войны

в) Великой Отечественной войны      г) установления Советской власти

4. С какой целью вводит Шолохов в роман батальные сцены:

а) показать героизм народа                        б) показать, что делает с человеком война

в) показать бессмысленность войны         г) поднять дух народа

5. Гражданская война изображена Шолоховым, чтобы показать:

а) героизм Красной Армии            б) героизм белых

в) трагедию народа                         г) её неизбежность

6. Григорий Мелехов был награжден в Первую мировую войну:

а) Георгиевским крестом                     б) медалью «За отвагу»

в) орденом А.Первозванного               г) отпуском на родину

7. Фамилия Натальи до замужества:

а) Мелехова     б) Коршунова     в) Астахова     г) Кошевая

Зачетная работа по роману М.Шолохова «Тихий Дон»

Контрольная работа по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»

Вариант 1 Прочитайте отрывок. Выполните задания 1-12.

День был на редкость ясный, морозный. Около солнца радужные дымились столбы. Ветер гнул с севера. В степи сипела поземка. Но снеговые просторы, обнятые горизонтом, были светлы, лишь на востоке, под самым острием горизонта, задернутая лиловой марью, курилась степь.

Пантелей Прокофьевич, везший Григория из Миллерова, решил в Ольховом Рогу не останавливаться, а тянуть до Кашар и там заночевать. Он выехал из дому по телеграмме Григория, к вечеру 28 января приехал в Миллерово.

<…>Ехал Григорий со смешанным чувством недовольства и радости: недовольства – потому, что покидал свою часть в самый разгар борьбы за власть на Дону, а радость испытывал при одной мысли, что увидит домашних, хутор; сам от себя таил желание повидать Аксинью, но были и о ней думки.

С отцом они встретились как-то отчужденно. Пантелей Прокофьевич (нажужжал ему в уши Петро) хмуро присматривался к Григорию – в его коротких, бивших наосклизь взглядах густели недовольство, выжидающая тревога. На станции вечером он долго расспрашивал Григория о событиях, полыхавших в области; ответы сына, видимо, его не удовлетворяли. Он жевал поседевшую бороду, глядел на свои подшитые кожей валенки, чмыкал носом. В спор вступил неохотно, но разгорелся, защищая Каледина,– в горячую минуту по-прежнему прицыкнул на Григория и даже хромой ногой затопотал.

–Ты мне не толкуй! Был у нас по осени Каледин в хуторе! Сбор был на майдане, он на стол влез, гутарил со стариками и предсказал, как по Библии, что придут мужики, война будет, и ежели будем мы туды-суды шататься – заберут все и зачнут заселять область. Он ишо в то время знал, что будет война. Что ж вы, сукины сыны, думаете? Аль он меньше вашего знает? Ученый такой генерал, армию водил – и меньше твоего знает? В Каменской-то позасели вот такие, как ты, пустобрехи необразованные – и мутят народ. Подтелков твой – из каких? Вахмистр?.. Ого! Одних со мной чинов. Вот это так!.. Дожи-ли… Дальше некуда!

Григорий неохотно спорил с ним. Знал, еще не видя отца, какого тот толка. А тут новое всучилось: не мог ни простить, ни забыть Григорий гибель Чернецова и бессудный расстрел пленных офицеров.

<…>Ломала и его усталость, нажитая на войне. Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Там, позади, все было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа; как в топкой гати, забилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности – по той ли, по которой надо, идет. Тянуло к большевикам – шел, других вел за собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем. «Неужто прав Изварин? К кому же прислониться?» Об этом невнятно думал Григорий, привалясь к задку кошелки. Но, когда представлял себе, как будет к весне готовить бороны, арбы, плесть из краснотала ясли, а когда разденется и обсохнет земля,– выедет в степь: держась наскучавшимися по работе руками за чапиги; пойдет за плугом, ощущая его живое биение и толчки; представляя себе, как будет вдыхать сладкий дух молодой травы и поднятого лемехами чернозема, еще не утратившего пресного аромата снеговой сырости,– теплело на душе. Хотелось убирать скотину, метать сено, дышать увядшим запахом донника, пырея, пряным душком навоза. Мира и тишины хотелось,– поэтому-то застенчивую радость и берег в суровых глазах Григорий, глядя вокруг: на лошадей, на крутую, обтянутую тулупом спину отца. Все напоминало ему полузабытую прежнюю жизнь: и запах овчин от тулупа, и домашний вид нечищеных лошадей, и какой-нибудь петух в слободе, горланящий с погребицы. Сладка и густа, как хмелины, казалась ему в это время жизнь тут, в глушине.

  1. К какому жанру относится «Тихий Дон»?

  2. Как называется средство характеристики персонажа, в котором описывается внешний вид, например: «…младший, Григорий, в отца попер: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое…»?

  3. Определите героя по его портрету: «…сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал левую ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нем вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства и, как видно, этим раньше времени состарил свою когда-то красивую, а теперь сплошь опутанную паутиной морщин, дородную жену…»

  4. Какое средство выразительности использовано М.Шолоховым в отрывке: «… как в топкой гати, забилась под ногами почва…»?

  5. Установите соответствие между героями и событиями в их жизни:

А. Петро Мелехов

Б. Михаил Кошевой

В. Григорий Мелехов

Г. Митрий Коршунов

А. Погиб в первые дни Гражданской войны.

Б. Оказался предателем казаков.

В. Прослыл жестоким палачом во время Гражданской войны.

Г. Участвовал в становлении советской власти в хуторе Татарском.

Д. Не участвовал в Гражданской войне, так как был хромоногим.

Е. Командовал казаками во время Вёшенского восстания.

  1. Какое синтаксическое средство выразительности использовано писателем в предложении: «Хотелось убирать скотину, метать сено, дышать увядшим запахом донника, пырея, пряным душком навоза.» 7. В романе «Тихий Дон» автор активно использует разговорную, диалектную лексику, чтобы создать особый, народный колорит казачьего сословия.

    Постарайтесь определить значения диалектных и просторечных слов, употребляющихся на страницах романа «Тихий Дон»: а) наосклизь; б) гутарил; в) глушина.

  1. Какое средство выразительности использовано писателем в отрывке: «Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира»?

  2. Выпишите эпитет из предложения: «В спор вступил неохотно, но разгорелся, защищая Каледина,– в горячую минуту по-прежнему прицыкнул на Григория и даже хромой ногой затопотал».

  3. Выпишите контекстуальные синонимы из предложения: «Мира и тишины хотелось,– поэтому-то застенчивую радость и берег в суровых глазах Григорий, глядя вокруг: на лошадей, на крутую, обтянутую тулупом спину отца».

  4. Представьте себе, что Интернет появился гораздо раньше, чем это произошло в реальности. Тогда герои литературных произведений могли бы завести себе странички (аккаунты) в социальных сетях или отдельные сайты.

Подумайте, как могла бы выглядеть «страничка», (например «В контакте» или в Фейсбуке) или сайт у Григория Мелехова… Какая главная информация могла бы на ней появиться?

  1. В мире существуют памятники не только выдающимся людям, оставившим свой след в реальной истории, но и героям литературных произведений. Есть такие памятники, например, в Санкт-Петербурге – Носу майора Ковалёва из повести Н.В. Гоголя «Нос», или в Таганроге – Каштанке и учителю гимназии Беликову из рассказов А.П. Чехова.

Представьте себе, что у вас появилась возможность поставить памятник героине романа «Тихий Дон» Ильиничне, матери Григория Мелехова. Опишите свой памятник. Где бы вы выбрали для него место? (В каком городе? Если город вам знаком, то в каком месте города?) Как бы выглядел этот памятник? Какие детали вам бы хотелось обязательно выделить? Дайте ответ в виде связного текста.

Контрольная работа по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»

Вариант 2 Прочитайте отрывок. Выполните задания 1-12.

Григорий расседлал коней, стреножил их, положил под куст седла и оружие. Обильная густая роса лежала на траве, и трава от росы казалась сизой, а по косогору, где все еще таился утренний полумрак, она отсвечивала тусклой голубизной. В полураскрытых чашечках цветов дремали оранжевые шмели. Звенели над степью жаворонки, в хлебах, в душистом степном разнотравье дробно выстукивали перепела: «Спать пора! Спать пора! Спать пора!» Григорий умял возле дубового куста траву, прилег, положив голову на седло. И гремучая дробь перепелиного боя, и усыпляющее пение жаворонков, и теплый ветер, наплывавший из-за Дона с неостывших за ночь песков, — все располагало ко сну. Кому-кому, а Григорию, не спавшему много ночей подряд, пора было спать. Перепела уговорили его, и он, побежденный сном, закрыл глаза. Аксинья сидела рядом, молчала, задумчиво обрывая губами фиолетовые лепестки пахучей медвянки.

  • Гриша, а никто нас тут не захватит? — тихо спросила она, коснувшись стебельком цветка заросшей щеки Григория.

Он с трудом очнулся от дремотного забытья, хрипло сказал:

  • Никого нету в степи. Зараз же глухая пора. Я усну, Ксюша, а ты покарауль лошадей. Потом ты уснешь. Сон сморил меня… сплю… Четвертые сутки… Потом погутарим…

  • Спи, родненький, спи крепше!

Аксинья наклонилась к Григорию, отвела со лба его нависшую прядь волос, тихонько коснулась губами щеки.

  • Милый мой, Гришенька, сколько седых волос-то у тебя в голове… — сказала она шепотом. — Стареешь, стало быть? Ты же недавно парнем был… — И с грустной полуулыбкой заглянула в лицо Григорию.

Он спал, слегка приоткрыв губы, мерно дыша. Черные ресницы его, с сожженными солнцем кончиками, чуть вздрагивали, шевелилась верхняя губа, обнажая плотно сомкнутые белые зубы. Аксинья всмотрелась в него внимательнее и только сейчас заметила, как изменился он за эти несколько месяцев разлуки. Что-то суровое, почти жестокое было в глубоких поперечных морщинах между бровями ее возлюбленного, в складках рта, в резко очерченных скулах… И она впервые подумала, как, должно быть, страшен он бывает в бою, на лошади, с обнаженной шашкой. Опустив глаза, она мельком взглянула на его большие узловатые руки и почему-то вздохнула.

Спустя немного Аксинья тихонько встала, перешла поляну, высоко подобрав юбку, стараясь не замочить ее по росистой траве. Где-то недалеко бился о камни и звенел ручеек. Она спустилась в теклину лога, устланную замшелыми, покрытыми прозеленью, каменными плитами, напилась холодной родниковой воды, умылась и досуха вытерла порумяневшее лицо платком. С губ ее все время не сходила тихая улыбка, радостно светились глаза. Григорий снова был с нею! Снова призрачным счастьем манила ее неизвестность… Много слез пролила Аксинья бессонными ночами, много горя перетерпела за последние месяцы. Еще вчера днем, на огороде, когда бабы, половшие по соседству картофель, запели грустную бабью песню, — у нее больно сжалось сердце, и она невольно прислушалась. Тега-тега, гуси серые, домой, Не пора ли вам наплаваться?

Не пора ли вам наплаваться,

Мне, бабеночке, наплакаться… — выводил, жаловался на окаянную судьбу высокий женский голос, и Аксинья не выдержала: слезы так и брызнули из ее глаз! Она хотела забыться в работе, заглушить ворохнувшуюся под сердцем тоску, но слезы застилали глаза, дробно капали на зеленую картофельную ботву, на обессилевшие руки, и она уже ничего не видела и не могла работать. Бросив мотыгу, легла на землю, спрятала лицо в ладонях, дала волю слезам…

Только вчера она проклинала свою жизнь, и все окружающее выглядело серо и безрадостно, как в ненастный день, а сегодня весь мир казался ей ликующим и светлым, словно после благодатного летнего ливня. «Найдем и мы свою долю!» — думала она, рассеянно глядя на резные дубовые листья, вспыхнувшие под косыми лучами восходящего солнца.

  1. К какому жанру относится роман «Тихий Дон»?

  2. Известно, что литературный портрет персонажа складывается не только из описания внешнего вида, но и из описания его жилья. Чей дом описан в отрывке: «В горнице над кроватью протянута веревочка. На веревочку нанизаны белые и черные порожние, без ниток, катушки. Висят для красоты. На них ночлежничают мухи, от них же к потолку — пряжа паутины»?

  3. Определите героя по его портрету: «…траурно чернели глубокие ямы под глазами; припухшие, слегка вывернутые, жадные губы ее беспокойно и вызывающе смеялись».

  4. Какое средство выразительности использовано М.Шолоховым в отрывке: «… трава от росы казалась сизой, а по косогору, где все еще таился утренний полумрак, она отсвечивала тусклой голубизной«?

  5. Установите соответствие между героями и событиями в их жизни:

А. Аксинья Астахова

Б. Наталья Коршунова

В. Дарья Мелехова

Г. Дуняшка Мелехова

А. Вышла замуж за убийцу своего брата.

Б. Уехала из хутора в Крым во время Гражданской войны.

В. Умерла от потери крови.

Г. Утонула по своей воле.

Д. Умерла в старости.

Е. Погибла от случайной пули.

  1. В романе «Тихий Дон» автор активно использует разговорную, диалектную лексику, чтобы создать особый, народный колорит казачьего сословия. Постарайтесь определить значения диалектных и просторечных слов, употребляющихся на страницах романа «Тихий Дон»: а) баз; б) гутарил; в) завеска.

  2. Выпишите фразеологизм из предложения: «Бросив мотыгу, легла на землю, спрятала лицо в ладонях, дала волю слезам…»

8.Какое средство выразительности использовано в предложении: » Много слез пролила Аксинья бессонными ночами, много горя перетерпела за последние месяцы»?

  1. Какой «герой» романа один противопоставлен вражде, смерти, кровопролитию и символизирует в произведении созидание и жизнь: «В полураскрытых чашечках цветов дремали оранжевые шмели. Звенели над степью жаворонки, в хлебах, в душистом степном разнотравье дробно выстукивали перепела: «Спать пора! Спать пора! Спать пора!»?

  2. Выпишите пары контекстуальных антонимов из предложения: «Только вчера она проклинала свою жизнь, и все окружающее выглядело серо и безрадостно, как в ненастный день, а сегодня весь мир казался ей ликующим и светлым, словно после благодатного летнего ливня». 11. В мире существуют памятники не только выдающимся людям, оставившим свой след в реальной истории, но и героям литературных произведений. Есть такие памятники, например, в Санкт-Петербурге – Носу майора Ковалёва из повести Н.В. Гоголя «Нос», или в Таганроге – Каштанке и учителю гимназии Беликову из рассказов А.П. Чехова.

Представьте себе, что у вас появилась возможность поставить памятник героине романа «Тихий Дон» Наталье, жене Григория Мелехова. Опишите свой памятник. Где бы вы выбрали для него место? (В каком городе? Если город вам знаком, то в каком месте города?) Как бы выглядел этот памятник? Какие детали вам бы хотелось обязательно выделить? Дайте ответ в виде связного текста.

12. Представьте себе, что Интернет появился гораздо раньше, чем это произошло в реальности. Тогда герои литературных произведений могли бы завести себе странички (аккаунты) в социальных сетях или отдельные сайты.

Подумайте, как могла бы выглядеть «страничка», (например «В контакте» или в Фейсбуке) или сайт у Аксиньи Астаховой… Какая главная информация могла бы на ней появиться?

Ключ к контрольной работе по роману М.А.Шолохова

«Тихий Дон» Вариант 1

  1. -роман-эпопея

  2. — портрет

  3. — Пантелей Прокофьевич Мелехов

  4. — сравнение

  5. — А — А, Б — Г, В — Е, Г — В

  6. — ряд однородных членов

  7. а) наискось; б) говорил; в) глухое, безлюдное место

  8. — эпитет

  9. — горячую минуту

  10. — мира и тишины

Вариант 2

  1. – роман-эпопея

  2. — дом Аксиньи Астаховой

  3. — Аксинья

  4. — метафора

  5. — А — Е, Б — В, В — Г, Г — А

  6. — а) двор; б) волк; в) женская головная повязка

  7. — дала волю слезам

  8. — лексический повтор

  9. — природа

  10. — серо и безрадостно/ ликующим и светлым

Тест по литературе (11 класс): Проверочная работа по роману М. Шолохова «Тихий Дон»

Проверочная работа по роману М. Шолохова «Тихий Дон»

Подпиши  фамилию, ориентируясь на имена членов семьи

а

Сергей Платонович, Лиза, Володя

б

Степан, Аксинья

в

Пантелей Прокофьевич, Ильинична, Петро, Григорий, Дуняшка

г

Мирон Григорьевич, Лукинична, Наталья, Митька, дед Гришака, Маришка, Грипка

Кто кому кем приходится:

  1. Григорий Мелехов Наталье __________________
  2. Наталья Ильиничне  __________________
  3. Наталья Лукиничне _____________________
  4. Полюшка Наталье _____________________
  5. Дуняшка Наталье ______________________
  6. Петро Дуняшке  _________________________
  7. Мирон Григорьич Пантелею Прокофьичу ______________________

Кому принадлежит данная характеристика:

  1. «… топтал  землю шестьдесят девять лет» _________________________
  2. «….работал с ленцой: начесав чуб уходил к товарищам покурить, перекинуться в картишки» ____________________________
  3. «Был сух в кости, хром… носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нем вороной масти борода и волосы» ______________________________________
  4. «….привязалась к ужу после рождения ребенка, но не было у нее к нему чувства, была горькая бабья жалость  да привычка» ________________________________________
  5. «…в отца попер: на полголовы выше …, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз…» ___________________________________________
  6. «…таких девок по свету поискать! Работа варом в руках: что рукодельница, что хозяйка!» ________________________________
  7. «В смуглый кулачок, покрытый редким…волосом, крепко зажал он хутор Татарский и окрестные хутора. Что ни двор – то вексель…» _____________________________________________________

Объясни значение слов

А

Курень

1

Галопом

Б

Зараз

2

Сейчас

В

Батя

3

Пусть,пускай

Г

Гас

4

Населенный пункт

Д

Стряпка

5

Кухня, место у печки

Е

Брешет

6

Врёт, обманывает

Ж

Хутор

7

Еще

З

Казак

8

Керосин

И

Атаман

9

У казаков выборный начальник всех степеней

К

Хорунжий

10

Мелкий лес в низменных долинах

Л

Трошки

11

Собрание женщин для совместного времяпрепровождения в непахотную пору

М

Ишо

12

Сослуживец

Н

Окаянный

13

Хата, дом

О

Дюже

14

Офицерский чин, равный корнету в кавалерии

П

На-скорях

15

Довести до конца

Р

Пущай

16

Чуть-чуть

С

Завесок

17

Т

Намётом

18

Отец

У

Односум

19

Быстро, на скорую руку

Ф

На-час

20

Передник, часть женской одежды

Х

Дать рахунку

21

Проклятый

Ц

Посиделки

22

 На минутку

Ч

Урёма

23

Очень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

В романе много  фразеологизмов, выполняющих этноориентирующую функцию. Это донские диалектные фразеологизмы. Определи, что они  означают:

куга зеленая -______________________________

 хисту не хватит – __________________________

взять за хиршу – __________________________

солнце в дуб – ______________________________

войсковая земля – ________________________

 портошное молоко –_________________________________

не хватит соображения, способностей; силой заставить, принудить к чему либо; земля, находившаяся во владении казачьего войска; положение солнца на небе в полдень; отжатое кислое молоко;  молодой, неопытный человек;

Ответы

Подпиши  фамилию, ориентируясь на имена членов семьи

а

Сергей Платонович, Лиза, Володя

Моховы

б

Степан, Аксинья

Астаховы

в

Пантелей Прокофьевич, Ильинична, Петро, Григорий, Дуняшка

Мелеховы

г

Мирон Григорьевич, Лукинична, Наталья, Митька, дед Гришака, Маришка, Грипка

Коршуновы

Кто кому кем приходится:

  1. Григорий Мелехов Наталье     муж
  2. Наталья Ильиничне      сноха
  3. Наталья Лукиничне    дочь
  4. Полюшка Наталье      дочь
  5. Дуняшка Наталье    сестра мужа (золовка)
  6. Петро Дуняшке      брат
  7. Мирон Григорьич Пантелею Прокофьичу    сват

Кому принадлежит данная характеристика:

  1. Дед Гришака
  2. Степан
  3. Пантелей Прокофьевич
  4.  Аксинья
  5.  Григорий Мелехов
  6.  Наталья
  7.  Мохов Степан Платонович

Объясни значение слов

А

Курень

1

Хата, дом

Б

Зараз

2

Сейчас

В

Батя

3

Отец

Г

Гас

4

Керосин

Д

Стряпка

5

Кухня, место у печки

Е

Брешет

6

Врёт, обманывает

Ж

Хутор

7

Населенный пункт

З

Казак

8

Крестьянин, потомок поселенцев на Дону, а также боец воинской части из этих крестьян

И

Атаман

9

У казаков выборный начальник всех степеней

К

Хорунжий

10

Офицерский чин, равный корнету в кавалерии

Л

Трошки

11

Чуть-чуть

М

Ишо

12

Еще

Н

Окаянный

13

Проклятый

О

Дюже

14

Очень

П

На-скорях

15

Быстро, на скорую руку

Р

Пущай

16

Пусть,пускай

С

Завесок

17

Передник, часть женской одежды

Т

Намётом

18

Галопом

У

Односум

19

Сослуживец

Ф

На-час

20

На минутку

Х

Дать рахунку

21

Довести до конца

Ц

Посиделки

22

Вечерний сбор женщин для совместного времяпрепровождения в непахотную пору

Ч

Урёма

23

Мелкий лес в низменных долинах

Значение диалектных фразеологизмов:

 куга зеленая — «молодой, неопытный человек»,

хисту не хватит — «не хватит соображения, способностей»,

 взять за хиршу — «силой заставить, принудить к чему либо»;

солнце в дуб — «положение солнца на небе в полдень»,

 войсковая земля — «земля, находившаяся во владении казачьего войска, портошное молоко — «отжатое кислое молоко;


Найдите и определите лексические (тропы) и синтаксические (конструкции) средства в данных примерах.

  1. Над Доном на дыбах ходил туман и, пластаясь по откосу меловой горы, сползал в яры серой безголовой гадюкой.
  2. С юга – меловая хребтина горы. На запад – улица, пронизывающая площадь, бегущая к займищу.
  3. Шел с ней за арбой с имуществом по хутору – высыпали на улицу все, от мала до велика.
  4. Щекотнула лицо налетевшая паутина, и неожиданно продал сон.
  5. Над Доном – туман, а вверху звездное просо.
  6. С самого утра зацвело займище праздничными бабьими юбками, ярким шитвом завесок, красками платков.
  7. В тяжкой накипевшей злобе своей шел Степан под гору, как лошадь, понесшая седока.
  8. По крыльцу шаги… Шаги в сенцах… Шаги у самой двери…
  9. Бабка черным пауком раскорячилась над ленивой волной, присела на корточки, зашептала.
  10. Братья Мелеховы дрались отчаянно. Клевали Степана, как стервятники падаль.
  11. У берега желтым пышным кружевом на зеленом подоле волны змеилась пена. Белые чайки рыболовы с криком носились над Доном.
  12. Серебряным дождем сыпала над поверхностью воды мелочь рыбешка.
  13. Плетни. Огороды. Желтая марь засматривающих солнцу в глаза подсолнухов. Зеленый в бледной цветени картофель.
  14. Полковник говорил еще. Расстанавливая в необходимом порядке слова, пытался подпалить чувство национальной гордости, но перед глазами тысячи казаков – не шелк чужих знамен, шурша, клонился к ногам, а свое буднее, кровное, разметавшись, кликало, голосило: жены, дети, любушки, неубранные хлеба, осиротелые хутора, станицы…
  15. Эшелоны… Эшелоны… Эшелоны… Эшелоны несчетно!
  16. По артериям страны, по железным путям, к западной границе гонит взбаламученная Россия серошинельную кровь.
  17. Глухой говор. Звяк стремени. Скрип седел.
  18. Фронт еще не улегся многоверстной неподатливой гадюкой
  19. Там, где шли бои, хмурое лицо земли оспой взрыли снаряды: ржавели в ней, тоскуя по человеческой крови, осколки чугуна и стали.
  20. Перемены вершились на каждом лице, каждый по своему вынашивал в себе и растил семена, посеянные войной.
  21. Подруженьки березки стояли на отшибе у леска тесной кучей
  22. Выметываясь из русла, разбивается жизнь на множество рукавов.
  23. Тысяча девятьсот шестнадцатый год. Октябрь. Ночь. Дождь и ветер. Полесье. Окопы над болотом, поросшим ольхой. Впереди проволочные заграждения. В окопах холодная слякоть.
  24. Сегодня эти миллионы сидят у себя по домам, в разных концах страны. Завтра приказ о мобилизации – и они собрались в назначенные пункты. Сегодня они лежат в траншеях, лежат иногда месяцами. Завтра они в другом порядке идут на штурм. Сегодня они проявляют чудеса, прячась от пуль и от шрапнели. Завтра они проявляют чудеса в открытом бою. Сегодня их передовые отряды кладут мины под землей, завтра они передвигаются на десятки верст по указаниям летчиков над землей.
  25. От роты осталось не больше шестидесяти человек, и он видел, с какой безумно отчаянной храбростью защищались эти люди от казаков, никли под сабельными ударами, умирали, а лезли напролом, на гибель, уничтожение, решив, что все равно, где принимать смерть.
  1. Ой, да разродимая моя сторонка,

Не увижу больше я тебя.

Не увижу, голос не услышу

На утренней зорьке в саду соловья.

  1. Дороги братьев растекались врозь: гнула Григория война, высасывала с лица румянец, красила его желчью, не чаял конца войны дождаться, а Петро быстро и гладко шел в гору…
  2. Маленькими смуглыми руками, покрытыми редким глянцем волоса, щупал Сергей Платонович Мохов жизнь со всех сторон. Иногда и она с ним заигрывала, иногда висела, как камень на шее утопленника.
  3. Над хутором оранжевым абрикосом вызревало солнце, под ним тлели, дымясь, облака.
  4. …но в апреле чья то заботливая рука слила все сотни – полк был наготове.
  5. На перроне строится почетный караул от Александровского военного училища, у виадука – московский женский батальон смерти. Около трех часов пополудни – поезд.
  6. Взбугрившаяся толпа подхватила, понесла, кинула Листницкого на перрон.
  7. Стремительный строчащий пересвист невидимых в темени крыльев. Ночь. Безмолвие. Туманная луговая сырость. На западе у подножья неба – всхожая густо лиловая опара туч.
  8. Мягкая, ночная, ласковая тишина паслась на лугу.

Сколько ни будет из опухших и выцветших глаз ручьиться слез – не замыть тоски! Сколько ни голосить в дни годовщины и поминок – не донесет восточный ветер криков их до Галиции и Восточной Пруссии, до осевших холмиков братских могил!..


Ключи:

  1. метафора, сравнение                   20. развернутая метафора
  2. эллипсис, синт.параллелизм                    21. эпитет, олицетворение
  3. фразеологизм                       22. развернутая метафора
  4. метафоры                  23. назывные предложения
  5. эллипсис, метафора                        24. метонимия, антитеза
  6. метафора                  25. эпитет, градация
  7. эпитет, сравнение                        26. анафора
  8. лексический повтор, парцелляция                 27. метафоры, антитеза, фразеологизм
  9. сравнение, эпитет                          28. метафора, олицетворение,
  10. метафора, сравнение сравнение
  11. сравнение, метафоры, эпитет                            29. сравнение, метафора
  12. сравнение, эпитет                      30. метонимия, метафора
  13. назывные предложения                      31. эллипсис
  14. метафора, ряды однородных членов                      32. эпитет, метонимия, метафора
  15. лексический повтор                         33. назывные предложения
  16. метафора, эпитеты                     34. эпитеты, метафора
  17. назывные предложения                         35. анафора, синт. параллелизм
  18. метафора, эпитеты, сравнение
  19. эпитет, метафора, сравнение, олицетворение

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по литературе (11 класс) на тему: Контрольная работа в формате ЕГЭ по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон»

Контрольная работа в формате ЕГЭ

Вариант 1

Из хутора в майские лагеря уходило человек тридцать казаков. Место сбора — плац. Часам к семи к плацу потянулись повозки с брезентовыми будками, пешие и конные казаки в майских парусиновых рубахах, в снаряжении.

Петро на крыльце наспех сшивал треснувший чумбур. Пантелей Прокофьевич похаживал возле Петрова коня, — подсыпая в корыто овес, изредка покрикивал:

— Дуняшка, сухари зашила? А сало пересыпала солью?

Вся в румяном цвету, Дуняшка ласточкой чертила баз от стряпки к куреню, на окрики отца, смеясь, отмахивалась:

— Вы, батя, свое дело управляйте, а я братушке так уложу, что до Черкасского не ворохнется.

— Не поел? — осведомлялся Петро, слюнявя дратву и кивая на коня.

— Жует, — степенно отвечал отец, шершавой ладонью проверяя потники. Малое дело — крошка или былка прилипнет к потнику, а за один переход в кровь потрет спину коню.

— Доисть Гнедой — попоите его, батя.

— Гришка к Дону сводит. Эй, Григорий, веди коня!

Высокий поджарый донец с белой на лбу вызвездью пошел играючись. Григорий вывел его за калитку, — чуть тронув левой рукой холку, вскочил на него и с места — машистой рысью. У спуска хотел

придержать, но конь сбился с ноги, зачастил, пошел под гору намётом. Откинувшись назад, почти лежа на спине коня, Григорий увидел спускавшуюся под гору женщину с ведрами. Свернул со стежки и, обгоняя взбаламученную пыль, врезался в воду.

С горы, покачиваясь, сходила Аксинья, еще издали голосисто крикнула:

— Чертяка бешеный! Чудок конем не стоптал! Вот погоди, я скажу отцу, как ты ездишь.

— Но-но, соседка, не ругайся. Проводишь мужа в лагеря, может и я в хозяйстве сгожусь.

— Как-то ни черт, нужен ты мне!

— Зачнется покос — ишо попросишь, — смеялся Григорий.

Аксинья с подмостей ловко зачерпнула на коромысле ведро воды и, зажимая промеж колен надутую ветром юбку, глянула на Григория.

— Что ж, Степан твой собрался? — спросил Григорий.

— А тебе чего?

— Какая ты… Спросить, что ль, нельзя?

— Собрался. Ну?

— Остаешься, стал-быть, жалмеркой?

— Стал-быть, так.

Конь оторвал от воды губы, со скрипом пожевал стекавшую воду и, глядя на ту сторону Дона, ударил по воде передней ногой. Аксинья зачерпнула другое ведро; перекинув через плечо коромысло, легкой раскачкой пошла на гору. Григорий тронул коня следом. Ветер трепал на Аксинье юбку, перебирал на смуглой шее мелкие пушистые завитки. На тяжелом узле волос пламенела расшитая цветным шелком шлычка, розовая рубаха, заправленная в юбку, не морщинясь, охватывала крутую спину и налитые плечи. Поднимаясь в гору, Аксинья клонилась вперед, ясно вылегала под рубахой продольная ложбинка на спине. Григорий видел бурые круги слинявшей подмышками от пота рубахи, провожал глазами каждое движение. Ему хотелось снова заговорить с ней.

В1. Укажите жанр, к которому относится произведение.

В2. Шолохов изобразил жизнь одного из сословий. Назовите его.

В3. Героиня Аксинья, о которой идет речь в данном отрывке, замужем за нелюбимым человеком. Назовите его имя.

В4. Для придания яркости и образности речи автор использует средства выразительности: «взбаламученную пыль», «крутую спину», «пушистые завитки». Назовите это средство.

В5. Назовите средство выразительности, основанное на сопоставлении двух явлений или предметов («Дуняшка ласточкой чертила баз от стряпки к куреню»)

В 6. В произведении нашло отражение важное историческое событие, происходившее в России с 1918 по 1921 год. Назовите его.

В7. Соотнесите героев произведения с событиями из их жизни:

  1. Григорий Мелехов

А)сражается на стороне красных

  1. Мишка Кошевой

Б)тонет в Дону

  1. Аксинья

В)Женится на Наталье Коршуновой

  1. Дарья Мелехова

Г) умирает от шальной пули

С 1. Как события, описанные в данном отрывке, повлияли на дальнейшую судьбу героев?

С 2. Вспомните произведения, в которых также описывались важные исторические события.  Сопоставьте эти произведения с романом М.А. Шолохова.

Вариант 2

Григорий, хлебая щи, изредка взглядывал на Наталью, но лица ее не видел: она сидела к нему боком, низко опустив над вязальными спицами голову. Пантелей Прокофьевич первый не выдержал общего молчания; кашлянул скрипуче и деланно, сказал:

— Наталья вот собирается уходить.

Григорий собирал хлебным катышком крошки, молчал.

— Это через чего? — спросил отец, заметно подрагивая нижней губой (первый признак недалекой вспышки бешенства).

— Не знаю через чего, — Григорий прижмурил глаза и, отодвинув чашку, встал, крестясь.

— А я знаю!.. — повысил голос отец.

— Не шуми, не шуми, — вступилась Ильинична.

— А я знаю через чего!..

— Ну, тут шуму заводить нечего, — Петро подвинулся от окна на середину комнаты. — Тут дело полюбовное: хочет — живет, а не хочет — ступай с богом.

— Я ее не сужу. Хучь и страмно и перед богом грех, а я не сужу: не за ней вина, а вот за этим сукиным сыном!.. — Пантелей Прокофьевич указал на прислонившегося к печке Григория.

— Кому я виноват?

— Ты не знаешь за собой?.. Не знаешь, чертяка?..

— Не знаю.

Пантелей Прокофьевич вскочил, повалив лавку, и подошел к Григорию вплотную. Наталья выронила чулок, тренькнула выскочившая спица; на звук прыгнул с печи котенок, избочив голову, согнутой лапкой толкнул клубок и покатил его к сундуку.

— Я тебе вот что скажу, — начал старик сдержанно и раздельно: — не будешь с Наташкой жить — иди с базу, куда глаза твои глядят! Вот мой сказ! Иди, куда глаза глядят! — повторил он обычным спокойным голосом и отошел, поднял лавку.

Дуняшка сидела на кровати, зиркала круглыми, напуганными глазами.

— Я вам, батя, не во гнев скажу, — голос Григория был дребезжаще-глух, — не я женился, а вы меня женили. А за Натальей я не тянусь. Хочет, нехай идет к отцу.

— Иди и ты отсель!

— И уйду.

— И уходи к чертовой матери!..

— Уйду, уйду, не спеши! — Григорий тянул за рукав брошенный на кровати полушубок, раздувая ноздри, дрожа в такой же кипящей злобе, как и отец.

Одна, сдобренная турецкой примесью, текла в них кровь, и до чудно́го были они схожи в этот момент.

— Куда ты пой-де-ошь? — застонала Ильинична, хватая Григория за руку, но он с силой оттолкнул мать и на лету подхватил упавшую с кровати папаху.

— Нехай идет, кобелина поблудный! Нехай, будь он проклят! Иди, иди, ступай!.. — гремел старик, настежь распахивая двери.

Григорий выскочил в сенцы, и последнее, что он слышал, — Натальин плач в голос.

Морозная крыла хутор ночь. С черного неба падала иглистая порошь, на Дону раскатисто, пушечными выстрелами лопался лед. Григорий выбежал за ворота задыхаясь. На другом краю хутора разноголосо брехали собаки, прорешеченная желтыми огоньками дымилась тьма.

 В1. Укажите род литературы, которому принадлежит данное произведение.

 В 2. Вблизи какой станицы происходит основное действие произведения?

 В 3. В диалоге говорят о вине Григория перед женой, о его измене. Как звали героиню, из-за которой в семье Мелеховых разлад?

 В 4. Для придания яркости и образности речи автор использует средство выразительности: «кипящей злобе», «иглистая порошь». Назовите это средство.

В5. В тексте есть примеры использования синтаксического средства выразительности, заключающегося в изменении прямого порядка слов в предложении: « Морозная крыла хутор ночь». Назовите это средство.

В 6. В произведении нашло отражение важное историческое событие, происходившее в России с 1918 по 1921 год. Назовите его.

В 7. Соотнесите героев произведения с событиями из их жизни

  1. Петро Мелехов

А)Умирает и оставляет детей сиротами

  1. Наталья Коршунова

Б) Сначала уходит от мужа, но потом возвращается к нему

  1. Аксинья

В) погибает от рук красных

  1. Дуняша

Г) выходит замуж против воли семьи

С1. Какие черты характера главного героя проявляются в данном эпизоде. Каким фактом автор объясняет наличие этих черт?

 С 2. Вспомните произведения, в которых также описывались важные исторические события.  Сопоставьте эти произведения с романом М.А. Шолохова.

Тест по литературе (11 класс): Тест по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»

ТЕСТ по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон».

ФИ ученика_______________________________________________________________

  1. Какая тема делает роман «Тихий Дон» эпопеей?
    А) тема установления Советской власти на Дону
    Б) тема Первой мировой войны
    В) судьба народная во время исторических испытаний
    Г) тема Гражданской войны
  1.  Сколько времени продолжается действие романа «Тихий Дон»?
    А) 12 лет
    Б) 10 лет
    В) 20 лет
    Г) 5 лет
  2.  Большинство героев произведений М.А Шолохова принадлежат к одному сословию. Укажите, к какому именно______________________________________________________________________
  1. Назовите героя, который проходит сложный и извилистый путь, в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»_____________________________________________________________________________________
  1. Почему Мелеховых называли «турками», «черкесами»?
    А)  потому что у них был необузданны, вспыльчивый характер
    Б)  потому что они были отчаянно храбры
    В)  потому что бабка Григория Мелехова была турчанка
  1. Называя черты характера Григория Мелехова, исключите лишнее:

А) черты себялюбца и индивидуалиста

Б) любовь ко всему живому, острое ощущение чужой боли

В) потребность самому «разобраться в сумятице мыслей, продумать что-то, решить»

Г) глубокая привязанность к дому и земледельческому труду

  1. Укажите образ, выражающий идею всепрощающей, жертвенной любви в романе «Тихий Дон» ___________________________________________________________________________________________
  1. Какой женский образ романа «Тихий Дон» М. А. Шолохова является символом казачьего дома, домашнего очага?___________________________________________________________________
  1. В «Тихом Доне» нет эпизодов:

А) Первой Мировой войны;

Б) гражданской войны;

             В) Великой Отечественной войны;

Г) установления советской власти.

  1. С какой целью вводит М. Шолохов батальные сцены:

А) показать героизм народа;

             Б) показать, что делает с человеком война;

В) показать бессмысленность войны;

             Г)  поднять дух народа.

  1. Почему Григорий Мелехов поддерживает Верхнедонское восстание против большевиков?
    А) разочаровался в новой власти
    Б) не мог принять идею равенства всех сословий
    В) не верил большевикам
    Г) его оттолкнула политика расказачивания, проводимая на Дону с особой жестокостью
  1. Какова судьба Аксиньи Астаховой в романе М.А.Шолохова?___________________________________

___________________________________________________________________________________________

  1. Какова судьба Натальи Мелеховой в романе М.А.Шолохова?___________________________________

___________________________________________________________________________________________

       

  1. Какова судьба Дарьи Мелеховой в романе М.А.Шолохова?  ____________________________________

___________________________________________________________________________________________

  1. Какова судьба Петра Мелехова в романе М.А.Шолохова?_______________________________________

___________________________________________________________________________________________

  1. Для чего Шолохов использует диалектную лексику в романе?
    А) чтобы показать малограмотность, необразованность казаков
    Б) чтобы создать особый, народный колорит казачьего сословия
    В) чтобы подчеркнуть обособленность, отчужденность от других социальных групп и сословий
  1. Чем заканчивается роман «Тихий Дон»?
    А) Григорий Мелехов уезжает вместе с Аксиньей из родных мест
    Б) Григорий Мелехов оказывается в эмиграции
    В) Григорий Мелехов возвращается на родной хутор к сыну
    Г) Григорий Мелехов погибает от случайной пули
  1. Какую позицию занимает автор в романе?
    А) бесстрастного наблюдателя
    Б) участника происходящих событий
    В) человека, глубоко переживающего описываемые события
    Г) повествователя, перерывающего рассказ, чтобы поведать о себе
  1. Узнайте литературного героя по его описанию:
    Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру, на скачках сломал левую ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нём вороной масти борода и волосы._____________________________________________________________________
  1. Закончите фразу: «Не лазоревым алым цветом, а собачьей бесилой, дурнопьяном придорожным цветёт поздняя…»

А) дурная кровь

Б) бабья любовь

В) черемуха

Г) лебеда

  1. В какой отрезок своей жизни Григорий Мелехов увидел «черное солнце»?
    «В дымной мгле суховея вставало над яром солнце. Лучи его серебрили густую седину на непокрытой голове Григория, скользили по бледному и страшному в своей неподвижности лицу. Словно пробудившись от тяжкого сна, он поднял голову и увидел над собой черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца».

___________________________________________________________________________________

  1. В завалюхе Лукешки – косой после долгого отсева и отбора образовалось ядро в десять казаков. Кто был сердцевиной, упрямо двигался  к одному ему известной цели, точил, как червь древесину, нехитрые понятия и навыки, внушал к существующему строю отвращение и ненависть? Назовите имя героя. ________________________________________

___________________________________________________________________________________

  1. Укажите, какая премия была вручена М. А. Шолохову в 1965году «в знак признания художественной силы и честности, которые он проявил в своей донской эпопее об исторических фазах жизни русского народа»_______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

  1. Произведение какого писателя  XIX века послужило образцом для создания романа «Тихий Дон»?_______________________________________________________________________________

Ответы на тест:

  1. в
  2. б
  3. казачество
  4. Григорий Мелехов
  5. в
  6. а
  7. Аксинья Астахова
  8. Василиса Ильинична Мелехова
  9. в
  10. б
  11. г
  12. погибает от случайной пули во время попытки бегства вместе с Григорием с хутора
  13. умирает от неудачно сделанного аборта
  14. покончила жизнь самоубийством, утопившись в реке
  15. расстрелян Михаилом Кошевым
  16. б
  17. в
  18. в
  19. Пантелей Прокофьевич Мелехов
  20. б
  21. после смерти и похорон Аксиньи в конце романа
  22. Иосиф Штокман
  23. Нобелевская премия
  24. Л.Н.Толстой «Война и мир»

          Критерии оценивания

Каждое верно выполненное задание оценивается одним баллом. Итого за работу можно набрать 24 балла.

  • Отметка «5» ставится, если набрано 22-24 балла
  • Отметка «4» ставится, если набрано 17-21 балл
  • Отметка «3» ставится, если набрано 12-16 баллов
  • Отметка «2» ставится, если набрано менее 12 баллов

Тест по литературе (11 класс) на тему: Тест по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»

Тест по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»

«Тихий Дон» по языку, сердечности, человечности, пластичности-произведение общерусское, национальное, народное »  А. Н. Толстой

1. Большинство героев произведений М.А Шолохова принадлежат к одному сословию. Укажите, к какому именно:

  • купечеству
  • казачеству
  • крестьянству
  • дворянству

Выбрать один правильный ответ.

Ответ: к казачеству

Рассказывая читателю о независимом, свободолюбивом народе – казаках и их нравственных ценностях: христианской вере, семье, собственном доме, мирной трудовой жизни на родной земле, любви к ней и готовности её защищать,  — писатель показывает крушение вековых устоев человеческой жизни, подчёркивая трагический характер эпохи.

2. Какое утверждение об исторических событиях, изображённых в романе «Тихий Дон» М. А. Шолохова, неверно?

  • роман охватывает десятилетний исторический период: с 1912 по 1922 годы
  • первым крупным  историческим событием в романе явилось изображение казачества в Первую мировую войну
  • первым крупным  историческим событием в романе явилось изображение казачества в Первую революцию 1905 года
  • кроме прочих исторических событий, в романе изображено казачество, участвующее в Гражданской войне

Выбрать один правильный ответ.

Ответ: первым крупным  историческим событием в романе явилось изображение казачества Первой революции 1905 года

В романе-эпопее  «Тихий Дон» М. А. Шолохова изображена широкая панорама жизни донского казачества  во время Первой мировой войны, революционных событиях 1917 года, Гражданской войны (с 1912 по 1922 годы)  

3. Называя черты характера Григория Мелехова, исключите лишнее:

  • черты себялюбца и индивидуалиста
  • любовь ко всему живому, острое ощущение чужой боли
  • потребность самому «разобраться в сумятице мыслей, продумать что-то, решить»
  • глубокая привязанность к дому и земледельческому труду

Ответ: черты себялюбца и индивидуалиста

Сын «тихого Дона» — центральный герой романа —  всей жизнью своей утверждает доброту, любовь, милосердие, мудрость, свойственную русскому народу.  В Григории Мелехове сочетаются лучшие родовые черты его земляков и неповторимые индивидуальные особенности, в трагической жизни Григория Мелехова прочитывается судьба всего донского казачества.

4. Какой женский образ романа «Тихий Дон» М. А. Шолохова является символом казачьего дома, домашнего очага?

  • образ Аксиньи
  • образ Натальи
  • образ Ильиничны
  •  образ Дарьи

Ответ: образ Ильиничны

Василиса Ильинична Мелехова – хранительница семейного очага – покоряет читателя трудолюбием,  неиссякаемым терпением, милосердием и великодушием. Она самоотверженно щедра в своём материнстве, в  котором, по мнению Шолохова,  главное достоинство русской женщины.

5. Какого любовного треугольника нет в романе «Тихий Дон» М. А. Шолохова?

  • Григорий – Аксинья — Наталья
  • Аксинья — Степан — Григорий
  • Григорий —  Аксинья — Евгений Листницкий
  • Бунчук — Анна Погудко —  Чернецов

Ответ: Бунчук — Анна Погудко – Чернецов

Роман «Тихий Дон» — повествование  и о катаклизме, пережитом Россией, и  о вечном чувстве —  всепобеждающей любви

6. Укажите неверный ответ. Любовь Григория Мелехова к Аксинье и Наталье характеризует героя

  • как казака до мозга костей верного традициям и семейному долгу
  • как человека, способного в порыве бурной страсти нарушить любую норму, любой запрет
  • как прямого и честного человека, любящего Аксинью и не желающего скрывать это чувство
  • как человека, способного к нежной, самозабвенной любви

Ответ: как казака до мозга костей верного традициям и семейному долгу

Семья-основа основ народного быта в мире «Тихого Дона». В своей неистовой любви Григорий обретает на страдание и Наталью, и Аксинью, но при этом не меньше страдает.

7. Как относится автор романа «Тихий Дон» к Гражданской войне?

  • как к бессмысленной, жестокой войне
  • как к справедливой, ведущейся ради свободы и равенства всех сословий
  • как к противному человеческому разуму явлению
  • как к трагическим, но неизбежным событиям

Ответ: как к бессмысленной, жестокой войне

Создавая эпическое полотно народной жизни, М. А. Шолохов показывает чудовищную нелепицу войны. Автор испытывает « боль по человеку », опускающемуся нравственно, звереющему на войне.

8. Важнейшие символические образы романа «Тихий Дон» — это

  • солнце, Дон, конь, птица
  • метель, лес, Дон, конь
  • туча, Дон, степь, лес
  • Дон, дом, солнце, «торжествующая жизнь»

Ответ: Дон, дом, солнце,  «торжествующая жизнь»

 «Дом» в романе – центр бытия, объединяющий героев, не дающий распасться разрушающемуся на их глазах миру.

Природа  (особенно земля, река Дон, степь, солнце) – своеобразный герой романа, который один противопоставлен вражде, смерти, кровопролитию и символизирует «торжествующую жизнь» и созидание.

9. В романе «Тихий Дон» много заимствований из фольклора. Исключите лишнее:

  • пословицы и поговорки
  • народные песни
  • устойчивые обороты
  • былины

Выбрать один правильный ответ.

Ответ: былины

фольклор: с первой до последней страницы роман пронизан народными песнями » .Донской писатель М.А. Никулин говорит: «Перелистываю страницы «Тихого Дона» с мыслью о высокой музыкальности романа.  Музыкальная ткань его, как и словесная, органически связана с устным народным творчеством. Без преувеличения надо сказать, что по «Тихому Дону» можно изучать

10. Укажите, какая премия была вручена М. А. Шолохову в 1965году «в знак признания художественной силы и честности, которые он проявил в своей донской эпопее об исторических фазах жизни русского народа»

  • Ленинская
  • Сталинская
  • Государственная
  • Нобелевская

Ответ: Нобелевская премия

При вручении Нобелевской премии за  роман «Тихий Дон» М. А. Шолохов говорил о величии исторического пути русского народа и о том, «чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою».

7-10 баллов — Поздравляем! Вы справились с тестом.

1 -6 баллов — Рекомендуем перечитать роман.

               

               

Роман в двух томах Vol. 2. Михаил Шолохов

«Нужна не собственная мать, но она роднит людей».

Несомненно, это трагическое название было более захватывающим и впечатляющим, чем его предшественник «Тихий Дон». (Две книги объединяются в один эпос «Тихий Дон».) Необходимо заранее прочитать AQFD. Кроме того, AQFD — единственный том из двух, который все еще находится в печати (и под словом «печать» я подразумеваю «только печать» — ни для одного из названий нет ни электронной книги, ни аудио). В Интернете на удивление отсутствуют какие-либо учебные пособия или аналитические материалы.

«Нужна не ваша собственная мать, но она сближает людей.«

Несомненно, это трагическое название было более захватывающим и впечатляющим, чем его предшественник« Тихий Дон ». (Две книги объединяются в один эпос« Тихий Дон ».) Необходимо заранее прочитать AQFD. , AQFD — единственный том из двух, который все еще находится в печати (и под словом «печать» я имею в виду «только печать» — ни электронной книги, ни аудио не существует ни для одного названия). В Интернете на удивление отсутствуют какие-либо руководства или анализ, заставивший меня от корки до корки перерисовать книгу в мягкой обложке полувековой давности, которую я нашел на eBay, чтобы следить за сюжетом.Другими словами: вам нужно преодолеть несколько препятствий, чтобы добраться до DFHS, но поездка того стоит.

В мире ХХ века, где белые сражаются с красными, городские власти простирают оружие до сельских степей, а кавалерия сражается с пулеметами, донские казаки борются за сохранение своей драгоценной культуры. Продолжая с того места, где остановился AQFD, главный герой Грегор Мелеков превращается из молодого человека, лишенного направления, в разочаровавшегося ветерана войны на фоне большевистского восстания, отчасти возглавляемого казачьим дезертиром Мишкой Кошевым.Проблемы Грегора с поиском собственной опоры говорят с этим Генералом Иксером в некотором роде Бенджамина Брэддока («Выпускник»).

Шолохов действительно находит свой путь в DFHS: хорошо проработанные главы, крючки за каждым углом и персонажи, которых вы чувствуете, что знаете с течением времени, как если бы они были настоящими, а-ля W&P. Темы традиции, идентичности, любви, страдания, верности, непостоянства, семьи, страдания, природы и страданий во всем. (Несмотря на то, что они многочисленны и почти не соответствуют действительности, некоторые из отрывков с природой Шолохова действительно величественны а-ля Анна К.) В отличие от W&P, DFHS сильно тяготеет к мужскому началу: женщины из казачьих степей — хотя и играют ключевую роль в сюжетной линии — не получают уважения и мало что могут показать для развития персонажа. Таковы были времена Дона, который (как я понял) Шолохов запечатлел с большой точностью. DFHS оказался на удивление беспристрастным в отношении партийной риторики, учитывая его прочные отношения с Хрущевым. (По ужасному совпадению: на этой неделе выходит «Писец Сталина», и я очень надеюсь, что это даст дальнейшее понимание.)

Мне понравился финал DFHS, но то, как Шолохов подошел к финалу на последних 100 страницах, мне не понравилось. В конце книги есть несколько ключевых персонажей, и вероятность финальных конфликтов была заоблачной, но большая часть этого потенциала осталась нетронутой. Возможно, у вас было бы другое мнение.

Как ни крути: если вы поклонник русской / эпической литературы, оседлайте лошадь, посетите своего любимого продавца книг, вышедших из печати, и найдите способ выковать реку Тихий Дон.

.

Тихий Дон Михаила Шолохова

وقفة أخيرة مع هذا العمل الأدبي الخالد, لطرح بعض النقاط العامة كتتمة للمراجعات المستقلة للأجزاء السابقة:

الكتاب الأول
мой текст ссылки
الكتاب الثاني
мой текст ссылки
الكتاب الثالث
мой текст ссылки
الكتاب الرابع
мой текст ссылки

والآن فلنتحدث عن العمل ككل:

1 للعمل قيمة أدبية وإنسانية لا تقدر, بل قد تمت مقارنتها بتحفة تولستوي «الحرب والسلم», من حيث أن الروايتين تناقشان منعطفا تاريخيا مهما مع وصف تاريخي / عسكري للمعارك الدائرة.هذا إلى جانب تأثر شخوص الرواية بمجريات الحرب.

2 استغرقت كتابة هذه الرواية من شولوخوف حوالي

وقفة أخيرة مع هذا العمل الأدبي الخالد, لطرح بعض النقاط العامة كتتمة للمراجعات المستقلة للأجزاء السابقة:

الكتاب الأول
мой текст ссылки
الكتاب الثاني
мой текст ссылки
الكتاب الثالث
моя ссылка текст
الكتاب الرابع
мой текст ссылки

والآن فلنتحدث عن العمل ككل:

1 للعمل قيمة أدبية وإنسانية لا تقدر, بل قد تمت مقارنتها بتحفة تولستوي «الحرب والسلم», من حيث أن الروايتين تناقشان منعطفا تاريخيا مهما مع وصف تاريخي / عسكري للمعارك الدائرة.هذا إلى جانب تأثر شخوص الرواية بمجريات الحرب.

2- استغرقت كتابة الرواية من ولوخوف حوالي 12 عامًا ، وتنقسم إلى 4 تب بما مجمواية من ولوخوف حوالي 12 عامًا ، وتنقسم إلى 4 تب بما مجمواية 2164 обновлений. قرأتها خلال شهر. ولولا العزل الصحي لاستغرقت مني مالا يقل عن 3 ر. ساسًا كنت أحدق بها وهي في المكتبة فأظن نني لن أتمكن من الفتك بها إلا بعد التقاعد ، ولكن الهتت.

3- ناط القوة ي الرواية تعدد ياتها التي تربو على 600 ية تتمتع الغالبية الرواية التا التي تربو عل 600 ية تتمتع الغالبية ية تتمتع الالبية منا بمالالبية منا بمي البية منيا بمي البية. عل رأس تلك الشخصيات يأتي ريغوري وأكسينيا وتعتبر قصتهما هي القصة الرئيسية التي تمتد الرسيسية التي تمتد منيسية التي تمتد منيسية التي تمتد منيسية التي تمتد مريسية التي تمتد من ول الرواتي تي التيات التي اتي.

4-ا النص الطويل مزخرف بوصف ساحر وحيوي للطبيعة على ضفاف نهر الدون والتغيرات التي تطرأ عليلات التي تطرأ عليليرات التي تطرأ عليليرات التي تطرأ عليليرات التي تطرأ عليليرات التي تطرأ عليليرات التي تطرأ عليليرات التي تطرأ عليليرات التي تطرأ عليليرات. ا مع تفاصيل نية عن الحياة الطبيعية مثل نواع السمك والطيور ، ولكن بطريقة خفيفة لا تثقللعلى الة التللعلى الة تللارة.

5- الأمر الوحيد الذي قلل من استمتاعي بالرواية هو الإسهاب في سرد ​​مجريات الحرب وتوضيح خارطتها وأسماء قادتها بشكل متصل دون أحداث تشد الانتباه, خاصة في الكتاب الثاني. على كلٍ هو أمر ينطبق على ذوقي الشخصي فحسب وقد لا يتضايق منه الآخرون.

6- حصل ولوخوف على ائزة نوبل في الأدب عام 1965 г. وذلك لقاء «وته وصدقه الفني عل تسجيله لحقبياة العاة العام اللبياة معام 1965 г.تفوق بذلك على مرشحين لامعين مثل نيرودا ، بورخيس ونابوكوف.

7-اتُهم ولوخوف بانتحاله للرواية من مخطوطة للكاتب القوزاقي فيودور ريوكوف. بنيت التهمة على عدة حيثيات منها أن شولوخوف كان صغير السن عندما نشر الرواية, وأن النص يدل على كاتب له خبرة طويلة في التأليف والنشر, وكذلك أن الرواية تنقل خبرات لأشخاص عاصروا الحرب العالمية الأولى. بالنسبة لي تبدو جميعها حجج واهية, ولكن لدي حجة شخصية وهي أن كريوكوف كان من الحرس الأبيض أي أنه حارب ضد الثورة البلشفية, والنص الذي قراته لم يحتوي على دعاية شيوعية بل بين الكثير من الفظاعات التي ارتكبها «الحمر» أثناء الحرب.عمومًا ذكرَت الكثير من المصادر بأنه قد تم دراسة النص وتحليل طول الجمل وعليه فقد تم تأكيرد أحقير يالولولي د تم تأكيرد أحيا رلولولوليا رلولولة رلولولة يالولة رلولة يالوليا. الجدير بالذكر ن ستالين اد بشولوخوف وروايته ، مما منحه حصانة مطلقة ضد أي اتهام.

8- رأت في بعض المقالات أن الرواية احتوت على مقاطع فيها دعاية صرفة للعقيدة اليوعيا يدة اليوعيا يدة اليوالة يا اليوالة الترلالة اليولالياليالة اليوللالالات رلولة اليولاليالات راللة اليولالالال وهو مالم أجده قط. وكما ذكرت آنفًا هو أمر غريب بالنسبة لكاتب ينتمي للحزب الشيوعي ورواية نُشرت في العهد الستاليني. يقال ن المقاطع الدعائية حمت في الكاتب ي وقت لاحق ، ربما أكون د قرأت ترجمة لنسخة سبقتل لا ا.ومن ناحية رى ، لو ن الرواية اجتهدت في تمجيد النجمة الحمراء لربما كان ذلك عائقًا في طلبيق وزها. ما رأيته هو أن النص كان محايدا, بل أنه في كثير من الأحيان بدا وكأنه يتعاطف مع التمرد القوزاقي أكثر من الحكم السوفياتي. وهذا أيضًا يدعم الاتهام ي النقطة 6. مايزال الأمر محيرًا بالنسبة لي.

9- لسبب ما ، تعتبر هذه الرواية خارج دائرة الأضواء إذا ماقارناها بالحرب والسلم و الحرب ويارناها بالحرب والسلم و الحرب والسلم و الحرب والسلم و الحرب يزاللسلالالالالالاللاللاللاللالاللاللاللاللاللاللالالاللالحرب ياللسلاللاللاللالاللاللاللالالالاللالاللاللالاللاللالالال плечом ليست الظاهرة مقتصرة على العالم العربي — على الرغم من أن هناك شعبية كبيرة للأدب الروسي وامتعاظا أقل من الحكم السوفيتي- بل أيضا في العالم الغربي.

10- نقل ا العمل إلى العربية ثلاثة مترجمين من بينهم أمجد حسين الذي ترجم «حرب نياية لعالم» لعالم «. وجدت الترجمة سلسة. عل عكس ماتوقعت من لغة مغرقة في الكلاسيكية ، لا النص من أي تكلف أو مفردات ريبة باستثناء اتوقعت من لغة مغرذة ي الكلاسيكية لا النم من ي تكلف أو مفردات ريبة باستثناء ذاان «التناء التناء راتان» التنا راتان «التناء راان» التناء راتان «التناء راوة»

11- نصح جميع عشاق الأدب الروسي بقراءة هذا العمل الذي لا يتكرر. نوصي كل قارئ يحرص على قراءة عيون الأدب العالمي أن يقرأها, لكن -حضرتك- قبل أن تعرف بنفسك على أنك عاشق للأدب الروسي, يجب أن تضيف هذه الرواية إلى سيرتك الذاتية.

.

Тихий Дон Михаил Шолохов

بذارید اول از نکات مثبت بگم تا یادم نرفته.
ترجمه احمد املو از این رمان ، خیلی خوب بود. ممن ترجمه ایه که ا شاملو می خونم (دو تای قبلی: ل گمش و ازده کوچولو)
تاب رو نه لفظ به لفظ ، بلکه مضمون به مضمون ترجمه کرده بود. یعنی گشته بود مضمون معادل اون حرف هایی که اونا می زنن, توی اصطلاحات و ضرب المثل های فارسی پیدا کرده بود و به جای اصطلاحات فرانسوی و روسی, از اصطلاحات فارسی استفاده کرده بود.در نتیجه ، ما بیشتر احساس می کردید که دارید کتابی از مثلاً جلال آل احمد می ونید ، نه میخاییل شووف.
البته یه کم توی استفاده از ضرب المثل ها زیاده روی کرده بود و مثلا هر کس توی هر جمله ای که به کار می برد, دو سه تا ضرب المثل می آورد, در حالی که در زندگی واقعی ما اینقدر از ضرب المثل استفاده نمی کنیم .

اما نکات منفی.
توی ویکی دیا این کتاب رو با «نگ و لح» مقایسه رده بود و ته بود همون ور ود مون ور وود مون ور و لح
اما جدای از این باهت ، باهت دیگه ای به م ندارن و این کتاب راه صد ساله ای داره تاح ب رولبب.
اول این که جنگ و صلح, مضمون و درونمایه داشت, این رمان اگر هم بشه براش درونمایه ای پیدا کرد, خیلی مبهمه و تا آخر کتاب هم به نتیجه ای نمی رسه. «کنت پیر بزوخوف» توی جنگ و صلح, دنبال یه چیزیه (مفهوم زندگی) که در آخر رمان بهش می رسه, اما «گریگوری ملخوف» توی دن آرام, شک و تردید و دو دلی بین کمونیست بودن و نبودن رو تا آخر کتاب حفظ می کنه و اصلاً دنبالش نمی ره که به جوابی برسه. وسته از جبهه ی سرخ ها به جبهه ی سلطنت طلب ها می ره و برمیگ رده ، ولی به هیچ نتیجه ای نمی رسه.

دوم این که جنگی که جنگ و صلح حولش نوشته شده بود, یکی از جنگ های بزرگ بود و یک طرفش ناپلئون و طرف دیگه اش تزار الکساندر بود و فتح مسکو و سوختن مسکو و اتفاق های بزرگ دیگه.
اما نگ این کتاب ، فقط ورش قسمت هایی از منطقه ی «دُن» علیه شوروی بود. س از اساس واننده ی ر روسی از وجود این نگ مطلع نیست ، برسه به این که علاقه داشته باشه راجع عهش.

در نتیجه ، سوم: این که بخش بسیار زیادی از تاب ر بود از شرح و توضیح پیشروی ا و عب نشینی ا اد تاب ر بود از رح و توضیح پیشروی ا و عب نشینی ا النا ا تلنا انگار یه کتاب تاریخی-نظامی نوشته بود و نه رمان. در حالی که اصل نگ هم برای خواننده ی غیر روس هیچ اهمیتی نداشت. نگ و لح م ند ل منحصراً به رح جنگ و توضیح کارهای فرمانده «وتوزوف» رداخته وتوزوف «رداخته بوتوزوف» رداخته بوتوکهوف «رداخته بود کهح احاح ا تون ا تون ا تون ا تون ا تون ا تون ا تون ا تون ا تون ا تون ا تون.

ارم. پس از ایان رمان ، احساس بیهودگی به آدم دست می داد. ندگی ای مختلفی رو با ور و حرارت دنبال کردی ، بدون این که هیچ کودوم به نتیجه ای برسه. تقریباً همه ی افراد خانواده ی ملخوف بدون هیچ دستاورد قابل توجهی ، بیهوده مردن. البته مرگ داریا در اثر ودکشی خوب بود ، ولی مرگ های دیگه ، مثل مرگ ناتالیا ، اثر قابل توجهیادرناستاتان. مقطعی بود. در حالی که مرگ ، مخصوصاً مرگ کسی که نسبت بهش لم شده ، منطقاً باید تأثیر زیادی تو رفتار و افکار شخصیاتلب.

и … и … и … и

9لاخ این که وقت ادی روی رمان گذاشتم ، ولی چندان لذتی نردم ازش.

.

Тихий Дон Михаил Шолохов


Mi-a placut foarte mult cartea asta. Saga Melehovilor e cel mai simplu mod sa inveti despre istoria Rusiei in Primul Razboi Mondial si a cazacilor, neam de luptatori de sute de ani. Se spune ca datorita lor a rezistat puterea tarista, si tot din cauza tradarii lor, tarul a fost asasinat.

Cam doua treimi din carte sunt despre razboi si totul se petrece pe front. Cazacii cad din razboi in razboi si apoi in rascoala. Totul se misca Repede, pentru ca intre razboie, in permisii si chiar raniti, cazaci


Mi-a placut foarte mult cartea asta.Saga Melehovilor e cel mai simplu mod sa inveti despre istoria Rusiei in Primul Razboi Mondial si a cazacilor, neam de luptatori de sute de ani. Se spune ca datorita lor a rezistat puterea tarista, si tot din cauza tradarii lor, tarul a fost asasinat.

Cam doua treimi din carte sunt despre razboi si totul se petrece pe front. Cazacii cad din razboi in razboi si apoi in rascoala. Totul se misca Repede, pentru ca intre razboie, in permisii si chiar raniti, cazacii au timp sa iubeasca, sa-si insle nevestele, sa faca si copii, sa se bata si sa petreaca.Mi-a placut mult de Grigori Panteleevici, de Axinia lui, si de Natalia cea vesnic cuminte simereu sacrificata.

E si un pasaj cu Romania, cand sunt cazacii trimisi sa lupte pe frontul din Carpati cu austriecii. Nu tine prea mult, pentru ca Grigori e ranit din prima zi si e trimis inapoi в России. Si da, scrie ca pradau in calea lor.

E de citit neaparat.Dupa cartea asta, eu am inceput sa inteleg altfel razboiul si istoria, si, mai ales, de ce multe din cantecele cazacilor sunt atat de triste.

In razboi:

La apus, culorile se inmuiau pe cer; vantul sorbea norii. Piciorul calului mort se inalta in urma lor, ca o troita la rascruce de drum. Listnitki il priveameru; deodata, un manunchi de raze atinse cadavrul; piciorul cu peri rosii intinsi pe piele inflori minunat de frumos in bataia lor, ca o ramura desfrunzita, scaldata in lumini portocalii. «
стр. 360

Dupa ce rosii ajung la putere si nu se mai gaste cam nimun tut bun magazine, , nici foite de tigara, se intampla cam asa:

Era Noul Testament, stii, o carte sfanta — am fumat-o.Am fumat si Vechiul Testament. Cam putine testamente au scris sfintii parinti ….
стр. 1652.
Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *