Контрольная работа по повести капитанская дочка пушкина: Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина (8 класс). «Капитанская дочка»

Контрольная работа по литературе на тему «А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Контрольная работа. I вариант.

1. Повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица:

2. Какие исторические личности упоминаются в повести:

3. В чём заключается смысл названия повести

Маша Миронова –

4. С какой целью в повести вводится сон Гринёва?

5. Соотнесите пары героев по принципу антитезы:

6. Какую главу предваряет собой эпиграф:

«В ту пору лев был сыт, хоть с роду и свиреп.

«Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?» —

спросил он ласково».

7. Каким показан в повести Савельич?

8. Какие символические образы используются А.С. Пушкиным в повести?

9. Чей это портрет?

«Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую».

10. Что отвечает Маша на слова Гринёва:

«Я готов на всё, кинемся в ноги к твоим родителям, они нас благословят, мы обвенчаемся»?

11. Имя матери Гринёва?

12. Сколько крепостных было у Гринёвых?

13. В какой губернии была их деревня?

14. Сыну был пожалован в дядьки

15. Выучился Петруша грамоте на году.

16. (Петруша) мог очень здраво судить о

17. Был нанят француз

18. … который в отечестве своем был

19. Батюшка вошёл на урок

20. В то время Петруша

21. Иван Кузьмич был необразованный и простой, но самый человек.

22. Швабрин сказал Гринёву: «Если хочешь, чтобы Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо стишков подари ей ».

23. Что ответил Швабрин на вопрос Гринёва: «А почему ты об ней такого мнения?»

24. Шаматон – это …

25. Можно ли назвать «Капитанскую дочку» нравоучительным

романом? Аргументируйте свой ответ.

Контрольная работа. II вариант.

1. Авторская позиция в повести проявляется с помощью:

2. Укажите художественные приёмы, которые Пушкин НЕ использовал для создания образа Пугачёва:

3. Соотнесите элементы композиции и развития сюжета:

4. Кому принадлежат слова «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный…»?

5. Укажите жанры, которые Пушкин использовал для создания образа Пугачёва:

6. Какую главу предваряет собой эпиграф:

«Сладко было спознаваться

Мне, прекрасная, с тобой.

Грустно, грустно расставаться,

Грустно, будто бы с душой».

7. Яик – это

8. Какие черты русского национального характера показаны А.С. Пушкиным в образе Пугачёва?

9. Чей это портрет?

«Ему казалось лет за семьдесят… Голова его была выбрита; вместо бороды торчало несколько седых волос; он был малого росту, тощ и сгорблен; но узкие глаза его сверкали еще огнём».

10. Что отвечает Маша на слова Пугачёва:

«Скажи, голубушка, за что твой муж тебя наказывает? В чём ты перед ним провинилась?»?

11. Имя отца Гринёва?

12. Он служил при графе ?

13. Учитель для Петруши прибыл из Москвы вместе с ?

14. Я жил , гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками.

15. Между тем минуло мне лет.

16. Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о

17. Какая черта характера чуть не погубила Гринёва в самом начале пути?

18. Имя, отчество матери Маши Мироновой.

19. Цвет волос Маши Мироновой?

20. Близ какого города располагалась Белогорская крепость?

21. «Я должен сказать несколько слов о положении, в котором находилась <…> губерния в конце года».

22. «Марья Ивановна была принята моими родителями радушно… Вскоре матушка только того и желала, чтобы ».

23. Населенный пункт, где Маша встретилась с императрицей?

24. Какие слова являются эпиграфом к повести ?

25. Можно ли назвать «Капитанскую дочку» историческим романом? Аргументируйте свой ответ.

Ключ к КР по Пушкину 8 класс 1 вариант

  1. в

  2. а, б, г

  3. б=в=г

  4. б

  5. а2, б3, в1

  6. г

  7. в = е

  8. а, в, г, е

  9. Екатерина

  10. Нет, П.А., не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастья.

  11. Авдотья Васильевна

  12. 300

  13. Симбирской

  14. стремянной Савельич

  15. 12

  16. свойствах борзого кобеля

  17. мосье Бопре

  18. парикмахером

  19. географии

  20. прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды

  21. честный и добрый человек

  22. пару серег

  23. «знаю по опыту ее нрав и обычаи»

  24. бездельник, шалопай

35

Ключ к КР по Пушкину 8 класс 2 вариант

  1. б, д

  2. а

  3. а3, б4, в1, г2

  4. в

  5. в, г, д

  6. г

  7. старинное название реки Урал

  8. а, в, д, е

  9. башкирец

  10. «Он мне не муж. Я лучше решила умереть и умру, если меня не избавят».

  11. Андрей Петрович

  12. Минихе

  13. годовалым запасом вина и прованского масла.

  14. недорослем

  15. 16

  16. О свободе, об удовольствиях петербургской жизни.

  17. самонадеянность и упрямство

  18. Василиса Егоровна

  19. светло-русые

  20. Оренбург

  21. 1773

  22. её Петруша женился на милой капитанской дочке

  23. София

  24. Береги честь смолоду

37

Контрольная работа по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Вариант 1.

1.Жанр произведения «Капитанская дочка».

А. Роман Б. Историческая хроника В. Историческая повесть

2.В каком веке происходит действие повести « Капитанская дочка»?

А. В 17 веке Б. В 18 веке В. В 16 веке Г. В начале 19 века

3.Отметить пункты, о которых упоминается в повести «Капитанская дочка».

А. С-Петербург Б. Татищевая крепость В. Казань

Г. Белогорская крепость Д. Оренбург Е. Симбирск

4. Имя какого царя присвоил себе Емельян Пугачёв?

А. Пётр I Б. Пётр III В. Павел I Г. Иван IV

5. Произведение « Капитанская дочка » написано в форме.

А. Рассказа Петра Гринёва автору Б. Мемуаров Петра Гринёва

В. Рассказа Марьи Ивановны

6. «Невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым» — это портрет: А. Зурина Б. Пугачёва В. Швабрина

7. Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка».

Б. Проблема чести, долга, милосердия В. Проблема роли народа в развитии общества

Г. Проблема сопоставления родового и служивого дворянства. А. Проблема любви 

8. Повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица:

«В ту пору лев был сыт, хоть с роду и свиреп.

спросил он ласково».

12. О ком идет речь? «Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности».

а) Емельян Пугачёв; б) француз Бопре; в) Алексей Швабрин; г) Савельич.

13. Чей это портрет?

«Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую».

14. Что отвечает Маша на слова Гринёва:

«Я готов на всё, кинемся в ноги к твоим родителям, они нас благословят, мы обвенчаемся»?

15. Швабрин сказал Гринёву: «Если хочешь, чтобы Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо стишков подари ей ».

16. Можно ли назвать «Капитанскую дочку» нравоучительным романом? Аргументируйте свой ответ

17. О ком идет речь?

«Вошед в биллиардную, увидел я высокого ба­рина, лет тридцати пяти, с длинными черными усами, в халате, с кием в руке и с трубкой в зубах»

18.Определите, кому из героев принадлежат следующие высказывания:

«Я придворный дворянин; я присягал госуда­рыне императрице: тебе служить не могу»

«…слушайся начальников; за их лаской не го­няйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду»

19. Какую тактику в борьбе с Пугачевым решили избрать на военном совете в Оренбурге?

20. Что отвечает Гринев на предложение Пугачева перейти на сторону мятежников?

Контрольная работа по «Капитанской дочке»

Вариант 2.

1. Каков эпиграф к произведению «Капитанская дочка».

А.«Стрелялись мы» Б.«Береги честь смолоду» В. «Незваный гость хуже татарина»

2. Отметить главное место действия в повести «Капитанская дочка».

А. С-Петербург Б. Бердская слобода В. Белогорская крепость

Г. Симбирская губерния Д. Оренбургская губерния

3. Отметить, от чьего лица ведётся повествование.

А. Автора Б.Петра Андреевича Гринёва

В. Андрея Петровича Гринёва Г. Нескольких персонажей

4. В произведении ближе всех к народу по своему социальному положению, культурному уровню, взглядам на жизнь, на людей.

А. Семья Петра Гринёва Б. Семья капитана Миронова В. Швабрин

5. Укажите название главы, в которой происходит знакомство Петра Гринёва с Пугачёвым. А) «Сержант гвардии» Б) «Незваный гость»

В) «Пугачёвщина» Г) «Вожатый»

6. Назвать неверное суждение Маша Миронова — это…

А. Возлюбленная Петра Гринёва Б. Единственный женский персонаж произведения.

В. Дочь погибшего русского офицера.

7.Соотнести мотивы поведения с персонажами в их отношениях с Пугачёвым

А. Гринёв Б. Швабрин

1) трусость, 2)страх, 3) честность, 4) коварство, 5) презрение, 6) уважение, 7)честь

8. Кому принадлежат слова «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный…»?

9. Какую главу предваряет собой эпиграф:

«Сладко было спознаваться

Мне, прекрасная, с тобой.

Грустно, грустно расставаться,

Грустно, будто бы с душой».

10. За что Бопре был разжалован отцом Гринёва?

а) он не имел диплома учителя;

б) не знал никаких наук;

в) много спал и пил;

г) очень хотел вернуться во Францию.

11. Кем приходился герою Савельич?

а) родным отцом; б) крестным отцом; в) дядькой; г) другом.

12. Яик – это

13. Чей это портрет?

«Ему казалось лет за семьдесят… Голова его была выбрита; вместо бороды торчало несколько седых волос; он был малого росту, тощ и сгорблен; но узкие глаза его сверкали еще огнём».

14. Что отвечает Маша на слова Пугачёва:

«Скажи, голубушка, за что твой муж тебя наказывает? В чём ты перед ним провинилась?»?

15. Близ какого города располагалась Белогорская крепость?

16. Можно ли назвать «Капитанскую дочку» историческим романом? Аргументируйте свой ответ.

17. О ком идет речь?

«Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круг­лолицая, румяная, с светло-русыми волосами» гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели»

18.Определите, кому из героев принадлежат следующие высказывания:

«Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо во­стро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою»

«…слушайся начальников; за их лаской не го­няйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду»

19. Почему Пугачев помиловал Гринева? Как это он сам объясняет?

20. Как Швабрину удалось нанести удар Гриневу во время поединка?

Контрольная работа по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Контрольная работа по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Соедините название глав повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», эпиграф к каждой и имена героев, упомянутых в этой главе, расположив их по порядку.

2

3

• Приступ

• Сирота

• Сержант гвардии

• Был бы гвардии он завтра ж капитан.

– Того не надобно: пусть в армии послужит.

– Изрядно сказано! пускай его потужит…

Да кто его отец?

Княжнин

• Сладко было спознаться

Мне, прекрасная, с тобой;

Грустно, грустно расставаться,

Грустно, будто бы с душой.

Херасков

• В ту пору лев был сыт, хоть сроду он свирепен. «Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?» – спросил он ласково.

А. Сумароков

• Заняв луга и горы,

С вершины, как орёл, бросал на град он взоры.

• мосье Бопре, Савельич, Иван Зурин

1

• Зурин, Савельич, Марья Ивановна

13

• Императрица Екатерина II, Анна Власьевна, Маша

14

• Ямщик, генерал Андрей Карлович, Савельич

ятежная слобода

• Суд

• Осада города

• Разлука

• Поединок

• Крепость

• Вожатый

• Арест

• Любовь

За станом повелел соорудить раскат,

И в нём перуны скрыв, в нощи привезть под град.

Херасков

• Мирская молва –

Морская волна.

Пословица

Голова моя, головушка,

Головушка послуживая!

Послужила моя головушка

Ровно тридцать лет и три года.

Ах, не выслужила головушка

Ни корысти себе, ни радости,

Как ни слова себе доброго

И ни рангу себе высокого;

Только выслужила головушка

Два высокие столбика,

Перекладинку кленовую,

Ещё петельку шелковую.

Народная песня

• Вы, молодые ребята, послушайте,

Что мы, старые старики, будем сказывати.

Песня

• Сторона ль моя, сторонушка,

Сторона незнакомая!

Что не сам ли я на тебя зашёл,

Что не добрый ли да меня конь

завёз:

Завезла меня, доброго молодца,

Прытость, бодрость молодецкая,

И хмелинушка кабацкая.

• Ах ты, девка, девка красная!

Не ходи, девка, молода замуж;

Ты спроси, девка, отца, матери,

Отца, матери, роду, племени;

Накопи, девка, ума-разума,

Ума-разума, приданова.

Песня народная

• Буде лучше меня найдёшь,

позабудешь,

Если хуже меня найдёшь,

воспомянешь.

То же

2

• Капитан Миронов,

старый башкирец,

Василиса Егоровна

6

• Пугачёв, Швабрин, Савельич

9

• Пугачёв, Швабрин, Маша, Палаша, отец Герасим

12

• Мироновы, Швабрин, Иван Игнатьич

3

• Генерал, директор таможни, коллежский советник

10

• Попадья, Пугачёв

и его гости

8

• Швабрин, Марья Ивановна и Гринёв

4

• Пугачёвщина

• Незваный гость

• Мы в фортеции живём,

Хлеб едим и воду пьём;

А как лютые враги

Придут к нам на пироги,

Зададим гостям пирушку,

Зарядим картечью пушку.

Солдатская песня

• Старинные люди, мой батюшка.

Недоросль

• Как у нашей у яблоньки

Ни верхушки нет, ни отросточек;

Как у нашей у княгинюшки

Ни отца нету, ни матери.

Снарядить-то её некому,

Благословить-то её некому.

Свадебная песня

• Незваный гость хуже татарина.

Пословица

• – Ин изволь и стань же в позитуру.

Посмотришь, проколю я как твою фигуру!

Княжнин

• Не гневайтесь, сударь: по долгу моему

Я должен сей же час отправить вас в тюрьму.

– Извольте, я готов; но я в такой надежде,

Что дело объяснить дозволите мне прежде.

Княжнин

• Комендант, Иван Игнатьич, Пугачёв, Василиса Егоровна

7

• Савельич, Пугачёв, Хлопуша, Белобородов

11

• Гринёв и Марья Ивановна

5

Контрольная работа по литературе по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» 8 класс

Контрольная работа

по ЛИТЕРАТУРЕ

по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

8 КЛАСС

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по литературе даётся 40 минут. Работа включает в себя 6 заданий с развёрнутым ответом. Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы.

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другими справочными материалами.

При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Желаем успеха!

Фамилия и имя учащегося:________________________________________________________

I.Прочитайте текст.

Я находился в том состоянии чувств и души, когда существенность, уступая мечтаниям, сливается с ними в неясных видениях первосония. Мне казалось, буран еще свирепствовал и мы еще блуждали по снежной пустыне… Вдруг увидел я вороты и въехал на барский двор нашей усадьбы. Первою мыслию моею было опасение, чтобы батюшка не прогневался на меня за невольное возвращение под кровлю родительскую и не почел бы его умышленным ослушанием. С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. «Тише, — говорит она мне, — отец болен при смерти и желает с тобою проститься». Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постеле; матушка приподымает полог и говорит: «Андрей Петрович, Петруша приехал; он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его». Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж?.. 

Вместо отца моего вижу в постеле лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: «Что это значит? Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения у мужика?» — «Все равно, Петруша, — отвечала мне матушка, — это твой посажёный отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит…» Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать… и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах… Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: «Не бойсь, подойди под мое благословение…» Ужас и недоумение овладели мною… И в эту минуту я проснулся; лошади стояли; Савельич дергал меня за руку, говоря: «Выходи, сударь: приехали».

II. Выполните задания:

1.Назовите произведение и его автора:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2.Озаглавьте данный отрывок из произведения:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Составьте план текста:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Дайте развёрнутые ответы (3-5 предложениями) на каждый из следующих вопросов:

4.В какой момент привиделся этот сон герою?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5.Чем интересен этот сон для последующих событий в произведении?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6. Подумайте и объясните, зачем автор включил эпизод в повествование?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Система оценивания результатов выполнения итоговой контрольной работы по литературе

8 класс

Заглавие дано в соответствии с содержанием отрывка

(Например, «Сон Гринёва»)

1

  1. Составленный план соответствует содержанию текста

( План может быть простым или сложным, цитатным и др)

3

  1. Дан полный развёрнутый ответ на вопрос:

В какой момент привиделся сон герою?

1-5

  1. Дан полный развёрнутый ответ на вопрос: Чем интересен этот сон для последующих событий в произведении?

1-5

  1. Дан полный развёрнутый ответ на вопрос: объясните, зачем автор включил этот эпизод в повествование?

1-5

Максимальный балл:

20

Система оценивания выполнения всей работы

Рекомендуемая шкала пересчёта первичного балла за выполнение диагностической работы в отметку по пятибалльной шкале

Контрольная работа по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина

«Капитанская дочка».

I часть.

  1. Имя отца Гринева?

  2. Служил при графе …

  3. Сколько было крепостных у отца Гринева, и в какой губернии была его деревня?

  4. Сыну был пожалован в дядьки …

  5. Выучился Петруша грамоте …

  6. и мог очень здраво судить о …

  7. Был нанят француз …

  8. который в отечестве своем был …

  9. в Пруссии …

  10. а потом приехал в Россию, чтобы …

  11. Батюшка вошел на урок …

  12. В это время Гринев …

  13. А Бопре …

  14. Продолжите: «Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге?…»

  15. Шаматон – это …

  16. Капитан Миронов и его жена были люди самые …

  17. Иван Кузьмич вышел в офицеры из …

  18. Он был необразованный и простой, но самый …

  19. В Марье Ивановне «я нашел …»

  20. Швабрин сказал Гриневу: «Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо стишков подари ей …»

  21. Что ответил Швабрин на вопрос Гринева: «А почему ты об ней такого мнения?»

  22. Как ответил Гринев?

  23. Позднее он скажет: «Вместо грубой и непристойной насмешки увидел я в его гнусных словах …»

  24. «Я должен сказать несколько слов о положении, в котором находилась Оренбургская губерния в конце … года».

  25. С некоторого времени яицкие казаки «были для правительства …»

  26. Последовало усмирение бунта …

  27. Генерал Р. Писал: «Извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак …»

  28. учинил непростительную дерзость.

  29. Закончите слова Ивана Кузьмича в день приступа: «Что вы, ребятушки, стоите? … Умирать так умирать:…»

  30. Кто «сидел под образами в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась»?

  31. «Тщедушный и сгорбленный старичок с седой бородкой и голубой лентой через плечо».

  32. «Высокого роста, широкоплеч, с серыми сверкающими глазами … нос без ноздрей».

  33. «Схвачен был башкирец с …»

  34. «Я взглянул на него и содрогнулся … Ему казалось лет семьдесят. У него не было …»

  35. «Но узенькие глаза его еще …»

  36. «Юлай взял плеть и замахнулся, — тогда башкирец застонал слабым, умоляющим голосом и, кивая головою, открыл рот …»

II часть.

  1. Повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица:

    1. автора;

    2. повествователя;

    3. Маши Мироновой;

    4. Петра Гринева;

    5. Пугачева.

  1. Какую главу предваряет собой эпиграф:

«Ин изволь же в позитуру.

Посмотришь, проколю как я твою фигуру!»

    1. «Суд»;

    2. «Арест»;

    3. «Приступ»;

    4. «Поединок»;

    5. «Незваный гость».

  1. Какие исторические личности упоминаются в повести?

    1. Фридрих II;

    2. граф Миних;

    3. Григорий Орлов;

    4. Екатерина I;

    5. Елизавета I;

    6. Екатерина II.

  1. Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета:

1) экспозиция 1. сцена дуэли со Швабриным, письмо отца;

2) завязка 2. освобождение Гринева, женитьба на Маше;

3) кульминация 3. детство Петруши в родовом имении;

4) развязка 4. знакомство Гринева с главной героиней повести.

  1. Какую главу предваряет собой эпиграф:

«В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп.

«Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?» —

спросил он ласково».

1) «Суд»;

2) «Арест»;

3) «Приступ»;

      1. «Поединок»;

5) «Мятежная слобода».

  1. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный …»?

    1. автору;

    2. Екатерине II;

    3. Петруше Гриневу;

    4. Петру Андреевичу Гриневу – автору мемуаров;

    5. Савельичу.

  1. Каким показан в повести Савельич?

    1. забитым, безгласным крепостным;

    2. послушным, рабски преданным своим господам;

    3. глубоким, наделенным чувством собственного достоинства;

    4. любящим, верным, самоотверженным, заботливым помощником и советчиком.

  1. Какую главу предваряет собой эпиграф:

«Сладко было спознаваться

Мне, прекрасная, с тобой;

Грустно, грустно расставаться,

Грустно, будто бы с душой».

а) «Суд»;

б) «Разлука»;

в) «Приступ»;

г) «Поединок»;

д) «Мятежная слобода».

  1. Чей это портрет? «Она была в утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую …»

а) Марии Мироновой;

б) Василисы Егоровны;

в) Екатерины II;

г) Авдотьи Васильевны.

  1. Какую главу предваряет собой эпиграф:

«Вы, молодые ребята, послушайте,

Что мы, старые старики, будем сказывати».

а) «Пугачевщина»;

б) «Арест»;

в) «Приступ»;

г) «Поединок»;

д) «Незваный гость».

III часть.

  1. Что называется эпиграфом? Какой эпиграф выбирает А.С. Пушкин для повести «Капитанская дочка»?

  1. Узнайте главы по эпиграфам:

а) Мирская молва –

Морская волна.

б) Незваный гость хуже татарина.

в) Как унашей у яблоньки

Ни верхушек нет, ни отросточек;

Как у нашей у княгинюшки

Ни отца нету, ни матери…

  1. Какие, кроме Пугачева, исторические лица встречаются на страницах повести? Опишите кого-нибудь из них.

  1. Кто из героев повести и в связи с чем рассказывает калмыцкую сказку? Как вы понимаете ее иносказательный смысл?

  1. По портрету определите героев повести «Капитанская дочка»:

  1. Молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым. Очень не глуп. Разговор остер и занимателен.

  2. Высокий барин лет тридцати пяти, с длинными черными усами, в халате, с кием в руке и с трубкой в зубах. Он играл с маркером, который при проигрыше должен был лезть под бильярд на четвереньках.

  3. Он сидел на первом месте, облокотясь на стол и подпирал черную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого.

  1. Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы.

Пугачев, Швабрин, Савельич, Екатерина II, Гринев, оренбургские генералы.

Капитанская дочка Александра Пушкина

Кое-что о Пушкине
Трудно что-то сказать о Пушкине человеку, который ничего о нем не знает. Пушкин — великий поэт. Наполеон не так велик, как Пушкин. Бисмарк по сравнению с Пушкиным — никто. А Александры Первый, Второй и Третий — совсем маленькие дети по сравнению с Пушкиным. На самом деле, по сравнению с Пушкиным, все люди маленькие дети, кроме Гоголя. По сравнению с ним Пушкин маленький ребенок.
Итак, вместо того, чтобы писать о Пушкине, я лучше напишу о Гоголе.
Хотя, Гоголь настолько велик, что о нем ничего нельзя написать, так что я все-таки напишу о Пушкине.
А ведь после Гоголя обидно писать о Пушкине. Но про Гоголя ничего написать нельзя. Так что я бы предпочел ни о ком ничего не писать.
.
(Даниил Хармс, Ничего сегодня не писал: Избранные произведения, 1936).

Ни один писатель в мире, даже Шекспир или Гете, никогда не был более почитаем на своей родине, чем Александр Сергеевич Пушкин, мифический национальный бард России, в унисон провозгласивший русскими их «все», их гений, их божественность, свое «все». душа »или« дух »России и воплощенное Искусство.Даже Советы признали его уникальный и богоподобный статус, эксплуатируя культ Пушкина в разгар чисток, отражая культ личности Сталина. В юбилейный день 1937 года Пушкин стал представительным советским героем, как раз Достоевский в своей знаменитой речи сделал его последним пророком России в 1880 году при открытии памятника Пушкину в Москве. В то время как в посткоммунистической России свергались один герой за другим, Пушкин выдержал все превратности смены режима в России, чтобы остаться невредимым.Рост бакенбардов в России, модный в XIX веке, сегодня все еще ассоциируется с попытками подражать поэту.


После 1830 года все больше обращаясь к прозе, Пушкин написал краткий исторический роман Капитанская дочка , единственный роман, который он закончил, опубликованный за два месяца до его трагической смерти в 1836 году.

В отличие от его стихов, проза Пушкина не нашла отклика. много с более широкой аудиторией в то время. Его проза, сочетающая в себе стиль, противоположный многословию или фальсификации, играя с литературными условностями и жанрами, не соответствовала более традиционным вкусам его времени.Но его проза произвела глубокое впечатление на следующих по его стопах литераторов: Гоголя, Тургенева, Чехова, Горького, Набокова.

В конце жизни Толстой предпочел Пушкина-прозаика Пушкину-поэту: «Главное в нем — простота и лаконичность повествования: никогда не бывает ничего лишнего. Пушкин удивителен тем, что в его произведениях невозможно изменить ни одного слова. И не только слово убрать нельзя, но и добавить нельзя ».

Дочь капитана была любимицей Чехова. По словам Гоголя, друга и ставленника Пушкина «по сравнению с Капитанская дочка , все наши романы и сказки подобны сахаристой каше. Чистота и отсутствие уловки достигают в нем такой высокой степени, что сама реальность кажется искусственной, а рядом с ней — карикатурой ». Достоевский хвалил естественность своей прозы. Имея дело с самым важным пароксизмом народного гнева, известным в истории России, Советы оценили Капитанская дочь за его реализм и очевидную классовую сознательность.

Обязательный роман и ссора из-за Маши, дочери офицера, упомянутого в названии романа, больше похожи на сказочный сюжет, способ выделить двух персонажей-антагонистов: рассказчика, наивного и благородного поэта-героя Петра Гринёва. , и архетипичный нелояльный злодей Швабрин. Фактически, они выглядят анемичными школьниками по сравнению с ярким изображением Пушиным реального главного героя рассказа, донского казака Емельяна Пугачева, лидера самого массового и серьезного народного восстания при Екатерине Великой в ​​1773-1775 годах.Пушкин приложил много усилий для исследования воскресения, изучения государственных архивов и поездки в Оренбург для опроса свидетелей. Кровопролитие и жестокость — с обеих сторон — не приукрашены — беспечные наблюдения Пушкина о таких царских казнях, как перерезание носа, убийства и повешение офицеров повстанцами, заставили меня дрожать. Однако, в отличие от его образа в официальной истории, сам Пугачев не изображен как монстр. Пушкин приписывает ему человеческие черты, ярко изображая его буйную храбрость, непринужденную жестокость и хвастовство тщеславием, а также его товарищество, великодушие и простую щедрость.

Если только не скрытая симпатия к вымышленному Пугачеву, дворянин «шестисотлетней родословной» Пушкин категорически отвергает восстание:
Боже, храни нас от русского восстания, бессмысленного и беспощадного. Те, кто замышляют невероятные потрясения среди нас, либо молоды и не знают нашего народа, либо являются жестокосердными людьми, которым наплевать ни на свою жизнь, ни на жизнь других.

Имея слабость к русской классике с юных лет, я был очарован, когда много лет назад прочитал стихотворный роман Пушкина «Евгений Онегин» (и загипнотизирован одноименной оперой Чайковского). Дочь капитана — это роман, к которому я обращаюсь, когда тоскую по возвращению домой, по очарованию, равнозначен лучу солнечного света, удовольствию. Мне понравилась динамичная жизнеспособность языка, захватывающий и мощный рассказ, игривость, и меня заинтриговала зрелищная сложность личности Пугачева и этой части российской истории.

Большое спасибо, Флоренсия, что напомнила мне об этом драгоценном камне.

.

: Литература :: Культура и искусство :: Россия-Инфоцентр

Роман — «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина известен всем русским школьникам со школьного курса. Но его читают и любят все возрасты.

Впервые он был опубликован в литературном журнале «Современник» в 1836 году. Роман о жизни и приключениях молодого армейского офицера Петра Гринева во время Пугачевского восстания 1773–1774 годов. Роман возник в результате долгой работы Пушкина с первоисточниками Пугачевского восстания и его исторического исследования крестьянских восстаний.

Роман о восстании Пугачева полон того сходства, которое увлекло главных героев романа через русское восстание — «бессмысленное и беспощадное», как говорит Пушкин.

Петр Гринёв был единственным ребенком отставного армейского офицера. Когда Петру исполнилось 17 лет, отец отправил его на военную службу в Оренбург. По дороге Петр встретил загадочного человека, который помог ему, когда он заблудился в метели в пустоши. Как позже выяснилось, загадочным человеком был Емельян Пугачев.В знак благодарности Петр подарил экскурсоводу заячью куртку.

Петр начал службу в Белогорской крепости у капитана Ивана Миронова и влюбился в его дочь Машу. Это вызвало разлад между Петром и Швабриным (еще одним сослуживцем), они даже решили устроить дуэль, в которой Петр получил травму.

Немного позже крепость была осаждена Емельяном Пугачевым, который называл себя императором Петром III. Казаки, стоявшие у крепости, присоединились к войскам Пугачева, и он легко взял крепость.Так что Петр Гринёв и Швабрин неожиданно нашли их на дереве — присоединиться к Пугачевскому восстанию и предать присягу или быть убитыми. Во-вторых, Петра Гринёва волновала жизнь Маши; она была спрятана крестьянами и могла быть найдена восставшими казаками.

Петр Гринёв отказался присоединиться к восстанию Пугачева, но Пугачеву понравилось его мужество и он спас ему жизнь. А его соперник Швабрин присоединился к Восстанию.

Потом с Петром многое произошло. Он путешествовал с Пугачевым, и они стали друзьями.Петр попросил Пугачева разрешить ему увезти с войны к родителям его невесту Машу, и Пугачев отпустил его. Потом Петру пришлось бороться с восстанием Пугачева, его арестовали за дружеские отношения с Пугачевым.

На допросе Швабрин показал, что Петр был предателем. Не желая затащить Машу в суд, Петр не смог отказаться от обвинения и получил смертную казнь. Маша нашла его и доказала его правоту. Он увидел обезглавливание Пугачева и женился на Маше.

В романе выражены мысли Пушкина об олицетворении и семейных традициях русских дворян, о русских кровавых восстаниях и царской армии. Он переведен почти на сотню языков, и в любом случае его стоит прочитать.

Ушакова Александра

.

«Капитанская дочка и другие рассказы» Александра Пушкина

3,5 звезды

Когда я читаю классику и отвечаю «да, ладно», возникает легкий диссонанс. Это особенно верно, когда я читаю классику в переводе; в этом случае перевод получается очень плавным, современным и легко читаемым, что вызывает собственный диссонанс. Теперь они кажутся мне современными рассказами, а не написанными в начале 19 века, и по сравнению с современными рассказами они не особо выделяются для меня, но тогда я не читаю их в их ори

3.5 stars

Когда я читаю классику, я чувствую легкий диссонанс и отвечаю «да, хорошо». Это особенно верно, когда я читаю классику в переводе; в этом случае перевод получается очень плавным, современным и легко читаемым, что вызывает собственный диссонанс. Теперь они больше похожи на современные рассказы, чем на что-то написанное в начале 19 века, и по сравнению с современными рассказами они не особо выделяются для меня, но тогда я не читаю их на языке оригинала и не знаком с историей русской литературы. чтобы оценить пути, которыми Пушкин прокладывал новый путь.

Рассказов:

«Капитанская дочка»: Эта повесть занимает почти половину книги. Это роман между молодым офицером и ангельской дочерью капитана, действие которого происходит во время восстания Пугачева, и сам Пугачев — самый яркий персонаж в нем. История развивается быстро и довольно удовлетворительно, хотя персонажи не особенно сложные. В это издание также включена пропущенная глава, интересная тем, что Пушкин отбросил кучу мелодраматизма и откровенного патернализма.

«Сказки Ивана Петровича Белкина»: этим пяти рассказам, в основном по 15 страниц каждая, дано обрамление, так как все они были собраны вымышленным молодым мертвецом, но на самом деле они не связаны между собой, поэтому я ‘ Обсудим их отдельно.

«Выстрел»: рассказчик собирает воедино историю многосерийной дуэли от других. Это мрачный мир, в котором люди должны убивать и умирать на дуэлях из-за самых обыденных оскорблений, а те, кто отказывается, теряют всякое уважение со стороны своих собратьев.(Пушкин, к сожалению, сам погиб на дуэли в 37 лет.)

«Метель»: шутка разрушает роман. Это хорошо структурированный рассказ, в котором после прочтения конца вы возвращаетесь назад и свежим взглядом перечитываете предыдущие части, что мне нравится в коротких рассказах. Мне стало неловко, потому что я не считал поведение Бурмина достойным счастливого конца.

«Гробовщик»: у человека неблагородные мысли, и его наказывают кошмаром. Хм, ладно.

«Почтмейстер»: еще один рассказчик, собирающий по кусочкам чужую историю, на этот раз о почтмейстере и его блудной дочери.Для меня это мало что помогло.

«Госпожа в горничную»: милая маленькая история о запретном романе, также включающая шутки, но на этот раз безобидная. Мне понравилось это.

«Пиковая дама»: это несколько более длинная история об азартных играх и одержимости, в которой расчетливый молодой человек пойдет почти на все, чтобы гарантированный выигрыш в карты. Я нашел это довольно хорошим и с удовлетворительным концом.

«Кирджали»: восемь страниц легенды о восточноевропейском бандите.Хорошо.

«Негр Петра Великого»: это незаконченный фрагмент, около 40 страниц, из того, что, возможно, задумывалось как роман. В наши дни это название не является политкорректным, но рассматриваемый «негр» является (слегка выдуманной?) Версией прадеда Пушкина по материнской линии, Абрама или Ибрагима Ганнибала, который был привезен в Россию мальчиком, усыновленным Петром Первым. Великий, как его крестник, отправлен во Францию ​​изучать военное дело, а затем вернулся в Россию, чтобы стать важной фигурой в армии и дворе.Фрагмент в основном касается любовных проблем Ибрагима, а также его отношений с Петром Великим, которые представлены в очень позитивном свете. Это интересно с исторической точки зрения, хотя отрывок вряд ли удовлетворит в повествовательном смысле.

В целом, я рад, что прочитал некоторые работы классика, с которым я раньше не сталкивался, и оценил окно в Россию 18-го и начала 19-го веков. Но несмотря на то, что письмо прекрасное, я не могу сказать, что это поразило меня.Мне также кажется, что в этом сборнике представлены не лучшие произведения Пушкина, большая часть которых — стихи и пьесы.

.

Обзор The Captain’s Daughter

от Ильзе (на полу-перерыве) (Бельгия) Кое-что о Пушкине
Трудно что-то сказать о Пушкине человеку, который ничего о нем не знает. Пушкин — великий поэт. Наполеон не так велик, как Пушкин. Бисмарк по сравнению с Пушкиным — никто. А Александры Первый, Второй и Третий — совсем маленькие дети по сравнению с Пушкиным. На самом деле, по сравнению с Пушкиным, все люди маленькие дети, кроме Гоголя.По сравнению с ним Пушкин маленький ребенок.
Итак, вместо того, чтобы писать о Пушкине, я лучше напишу о Гоголе.
Хотя, Гоголь настолько велик, что о нем ничего нельзя написать, так что я все-таки напишу о Пушкине.
А ведь после Гоголя обидно писать о Пушкине. Но про Гоголя ничего написать нельзя. Так что я бы предпочел ни о ком ничего не писать.
.
(Даниил Хармс, Ничего сегодня не писал: Избранные произведения, 1936).

Ни один писатель в мире, даже Шекспир или Гете, никогда не был более почитаем на своей родине, чем Александр Сергеевич Пушкин, мифический национальный бард России, в унисон провозгласивший русскими их «все», их гений, их божественность, свое «все». душа »или« дух »России и воплощенное Искусство.Даже Советы признали его уникальный и богоподобный статус, эксплуатируя культ Пушкина в разгар чисток, отражая культ личности Сталина. В юбилейный день 1937 года Пушкин стал представительным советским героем, как раз Достоевский в своей знаменитой речи сделал его последним пророком России в 1880 году при открытии памятника Пушкину в Москве. В то время как в посткоммунистической России свергались один герой за другим, Пушкин выдержал все превратности смены режима в России, чтобы остаться невредимым.Рост бакенбардов в России, модный в XIX веке, сегодня все еще ассоциируется с попытками подражать поэту.


После 1830 года все больше обращаясь к прозе, Пушкин написал краткий исторический роман Капитанская дочка , единственный роман, который он закончил, опубликованный за два месяца до его трагической смерти в 1836 году.

В отличие от его стихов, проза Пушкина не нашла отклика. много с более широкой аудиторией в то время. Его проза, сочетающая в себе стиль, противоположный многословию или фальсификации, играя с литературными условностями и жанрами, не соответствовала более традиционным вкусам его времени.Но его проза произвела глубокое впечатление на следующих по его стопах литераторов: Гоголя, Тургенева, Чехова, Горького, Набокова.

В конце жизни Толстой предпочел Пушкина-прозаика Пушкину-поэту: «Главное в нем — простота и лаконичность повествования: никогда не бывает ничего лишнего. Пушкин удивителен тем, что в его произведениях невозможно изменить ни одного слова. И не только слово убрать нельзя, но и добавить нельзя ».

Дочь капитана была любимицей Чехова. По словам Гоголя, друга и ставленника Пушкина «по сравнению с Капитанская дочка , все наши романы и сказки подобны сахаристой каше. Чистота и отсутствие уловки достигают в нем такой высокой степени, что сама реальность кажется искусственной, а рядом с ней — карикатурой ». Достоевский хвалил естественность своей прозы. Имея дело с самым важным пароксизмом народного гнева, известным в истории России, Советы оценили Капитанская дочь за его реализм и очевидную классовую сознательность.

Обязательный роман и ссора из-за Маши, дочери офицера, упомянутого в названии романа, больше похожи на сказочный сюжет, способ выделить двух персонажей-антагонистов: рассказчика, наивного и благородного поэта-героя Петра Гринёва. , и архетипичный нелояльный злодей Швабрин. Фактически, они выглядят анемичными школьниками по сравнению с ярким изображением Пушиным реального главного героя рассказа, донского казака Емельяна Пугачева, лидера самого массового и серьезного народного восстания при Екатерине Великой в ​​1773-1775 годах.Пушкин приложил много усилий для исследования воскресения, изучения государственных архивов и поездки в Оренбург для опроса свидетелей. Кровопролитие и жестокость — с обеих сторон — не приукрашены — беспечные наблюдения Пушкина о таких царских казнях, как перерезание носа, убийства и повешение офицеров повстанцами, заставили меня дрожать. Однако, в отличие от его образа в официальной истории, сам Пугачев не изображен как монстр. Пушкин приписывает ему человеческие черты, ярко изображая его буйную храбрость, непринужденную жестокость и хвастовство тщеславием, а также его товарищество, великодушие и простую щедрость.

Если только не скрытая симпатия к вымышленному Пугачеву, дворянин «шестисотлетней родословной» Пушкин категорически отвергает восстание:
Боже, храни нас от русского восстания, бессмысленного и беспощадного. Те, кто замышляют невероятные потрясения среди нас, либо молоды и не знают нашего народа, либо являются жестокосердными людьми, которым наплевать ни на свою жизнь, ни на жизнь других.

Имея слабость к русской классике с юных лет, я был очарован, когда много лет назад прочитал стихотворный роман Пушкина «Евгений Онегин» (и загипнотизирован одноименной оперой Чайковского). Дочь капитана — это роман, к которому я обращаюсь, когда тоскую по возвращению домой, по очарованию, равнозначен лучу солнечного света, удовольствию. Мне понравилась динамичная жизнеспособность языка, захватывающий и мощный рассказ, игривость, и меня заинтриговала зрелищная сложность личности Пугачева и этой части российской истории.

Большое спасибо, Флоренсия, что напомнила мне об этом драгоценном камне.

.
Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *