Контрольная работа по пьесе на дне 11 класс: Тест по содержанию пьесы М.Горького На дне 11 класс

Содержание

Тест по содержанию пьесы М.Горького На дне 11 класс

Тест по содержанию пьесы М.Горького «На дне» 11 класс

1 вариант
1. В каком году было написано произведение Максима Горького «На дне»?
2.Где происходят события пьесы на «Дне»?

3.Какую книжку читала Настя?

4.Кто из героев пьесы считал, что главное в жизни не образование, а талант?

5.Кто из героев пьесы считал, что жизнь хороша, когда труд — удовольствие, а если работа это обязанность, то жизнь превращается в рабство?

6. Лука своими утешительными речами пробудил почти в каждом ночлежнике мечту о иной, лучшей, достойной жизни. О чем мечтает Настя?
7.По какому закону, по мнению Татарина, жил Лука?
8.Что случилось с Наташей после выхода из больницы?
9. Кому из героев принадлежат финальные слова пьесы «На дне»: «Эх, испортил песню, дур-рак!»?
10. К кому обращается Лука со следующими словами:

«Это ничего! Это — перед смертью… голубка. Ничего, милая! Ты — надейся… Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться — нечего! Тишина, спокой… лежи себе! Смерть — она всё успокаивает… она для нас ласковая… Помрешь — отдохнешь, говорится… верно это, милая!»?

2 вариант


1. Какой персонаж пьесы «На дне» вступает в философский спор с Лукой, утверждая, что не надо унижать человека жалостью?

2.О ком идёт речь в пьесе «На дне»: «Сколько в ней зверства, в бабе этой!»

3 Кому принадлежат слова: «Всякая блоха не плоха, все – черненькие, все — прыгают».

4. Какой герой попадает в тюрьму за убийство хозяина ночлежки?

5.  Лука своими утешительными речами пробудил почти в каждом ночлежнике мечту о иной, лучшей, достойной жизни. О чем мечтает актёр?

6.Что просила Василиса у Пепла в обмен на то, что она позволит ему жениться на Наташе?

7.Как звали Клеща?

8. Кто прикрываясь служением богу, грабит людей! «…и я на тебя полтинку накину, – маслица в лампадку куплю… и будет перед святой иконой жертва моя гореть…»
9.Какие обстоятельства привели в ночлежку Бубнова?

10.Что служилось с Актером в конце произведения?

Ключи к тесту по пьесе «На дне»

1 ВАРИАНТ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1902

в ночлежке

«роковая любовь»

актёр

Сатин

О чистой высокой любви

Не обижай человека

пропала

Сатину

Анне

2 ВАРИАНТ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Сатин

Василиса

Луке

Васька Пепел

О лечебнице для алкоголиков

Убить Костылева

Андрей

Костылев

Ушёл от жены

Повесился

Рабочая тетрадь для учащихся 11 класса по пьесе М.Горького «На дне»

Пьеса М.Горького «На дне»

  1. История постановки …………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………………………….

  1. Другие названия пьесы ………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………………….

  1. Понятие «дна» 1. ………………………………………………………………………………….

2……………………………………………………………………………………

3……………………………………………………………………………………

  1. Жанр пьесы — …………………………………………………………………………………………

  2. Основная проблема — …………………………………………………………………………..

  3. Место действия ……………………………………………………………………………………

  4. Конфликт в пьесе …………………………………………………………………………………

  5. Полилог – это ………………………………………………………………………………………..

Акт первый . Знакомство с героями.

Как авторская ремарка о месте действия передает удушливую атмосферу «дна» жизни?………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………………….

Краткое содержание ( чем занимаются герои?)…………………………………………. …………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………

Герои – «лишние люди» ………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………………………..

Каковы любовные сюжетные линии в пьесе? ……………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………………………..

Характеристика героев

Барон

Имя …………………………………………………………………………………………………………………..

Прошлое ………………………………………………………………………………………………………….

Настоящее ……………………………………………………………………………………………………….

Черты характера ………………………………………………………………………………………………

Какими путями попал в ночлежку?…………………………………………………………………

Как относится к своему положению? …………………………………………………………….

Бубнов

Имя …………………………………………………………………………………………………………………..

Прошлое ………………………………………………………………………………………………………….

Настоящее ……………………………………………………………………………………………………….

Черты характера ………………………………………………………………………………………………

Какими путями попал в ночлежку?…………………………………………………………………

Как относится к своему положению? …………………………………………………………….

Сатин

Имя …………………………………………………………………………………………………………………..

Прошлое ………………………………………………………………………………………………………….

Настоящее ……………………………………………………………………………………………………….

Черты характера ………………………………………………………………………………………………

Какими путями попал в ночлежку?…………………………………………………………………

Как относится к своему положению? …………………………………………………………….

Клещ

Имя …………………………………………………………………………………………………………………..

Прошлое ………………………………………………………………………………………………………….

Настоящее ……………………………………………………………………………………………………….

Черты характера ………………………………………………………………………………………………

Какими путями попал в ночлежку?…………………………………………………………………

Как относится к своему положению? …………………………………………………………….

Актер

Имя …………………………………………………………………………………………………………………..

Прошлое ………………………………………………………………………………………………………….

Настоящее ……………………………………………………………………………………………………….

Черты характера ………………………………………………………………………………………………

Какими путями попал в ночлежку?…………………………………………………………………

Как относится к своему положению? …………………………………………………………….

Васька Пепел

Имя …………………………………………………………………………………………………………………..

Прошлое ………………………………………………………………………………………………………….

Настоящее ……………………………………………………………………………………………………….

Черты характера ………………………………………………………………………………………………

Какими путями попал в ночлежку?…………………………………………………………………

Как относится к своему положению? …………………………………………………………….

Наташа

Имя …………………………………………………………………………………………………………………..

Прошлое ………………………………………………………………………………………………………….

Настоящее ……………………………………………………………………………………………………….

Черты характера ………………………………………………………………………………………………

Какими путями попал в ночлежку?…………………………………………………………………

Как относится к своему положению? …………………………………………………………….

Настя

Имя …………………………………………………………………………………………………………………..

Прошлое ………………………………………………………………………………………………………….

Настоящее ……………………………………………………………………………………………………….

Черты характера ………………………………………………………………………………………………

Какими путями попал в ночлежку?…………………………………………………………………

Как относится к своему положению? …………………………………………………………….

Квашня

Имя …………………………………………………………………………………………………………………..

Прошлое ………………………………………………………………………………………………………….

Настоящее ……………………………………………………………………………………………………….

Черты характера ………………………………………………………………………………………………

Какими путями попал в ночлежку?…………………………………………………………………

Как относится к своему положению? …………………………………………………………….

Что мы узнаем о хозяевах ночлежки: Василисе и Михаиле Костылевых?…

………………………………………………………………………………………………………………………….

Какова роль художественной детали – замечание Бубнова у постели

умирающей Анны о гнилых нитках ? ……………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………….

Какое событие стало завязкой конфликта? ………………………………………………….

«Узнай героя»

А..………… Б…………….В……………

Цитаты 1 акта:

Чьи слова?

  • Мой организм отравлен алкоголем… ( _______________)

  • Надоели мне…все человеческие слова… все наши слова надоели

(__________)

Образование – чепуха, главное – талант …( _________)

раз сделала – на всю жизнь памятно… ( _____________)

  • Сделай так, чтобы работа была мне приятна – я, может быть, буду работать. Когда труд – обязанность, жизнь – рабство (__________)

  • Какие он люди? Рвань, золотая рота…люд и! Я – рабочий человек…Я вырвусь отсюда…Вылезу…кожу сдеру, а вылезу…Вот погоди…умрет жена…( ______________)

  • Честь –совесть тем нужна, у кого власть да сила есть ( _________)

  • На что совесть? Я не богатый. ( ______________)

  • Совесть никому, видишь, не выгодно иметь…( ___________)

  • Ни одна блоха не плоха : все черненькие, все – прыгают…( _______)

  • А скушно…Живешь-живешь – все хорошо! И вдруг – точно озябнешь: сделается скушно…( ____________)

  • Здесь господ нету…все слиняло, один голый человек остался …

( ____________)

  • И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее…и хоть живут все хуже, а хотят – все лучше ( _______)

  • Все мы на земле странники ( _______)

  • Мало знать, ты понимай… (__________)

  • А я пойду, пойду лягу среди улицы – дави меня. Я – ничего не желаю ( ____________)

  • Напьюсь – опять плакать буду …( ________)

  • Ты везде лишняя ( __________) да и все люди на земле лишние …

( _________)

  • Разве можно так человека бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит. ( _________)

  • И зачем разнимают людей, когда они дерутся? Давать бы им бить друг друга свободно, стали бы меньше драться, потому побои-то помнили бы дольше ( _____________)

  • Мяли много, оттого и мягок ( __________)

«Во что веришь – то и есть»

Акт второй и третий

Образ Луки

Краткое содержание ……………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………………………………

К какому из двух значений ближе образ Луки?

  1. ____________________________

  2. ___________________________________________________________

Что отличает Луку от ночлежников?____________________________________

Что обещает Лука каждому из ночлежников?

Анне ……………………………………………………………………………………………………………………….

Актеру …………………………………………………………………………………………………………………….

Пеплу ………………………………………………………………………………………………………………………

Насте ………………………………………………………………………………………………………………………

Смысл притчи о двух беглых каторжниках ………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………………………….

Смысл притчи о праведной земле …………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………………………….

Составьте психологический портрет Луки по его высказываниям:

  • Ни одна блоха — не плоха: все черненькие, все – прыгают.

  • И всё, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее… и хоть живут – всё хуже, а хотят – всё лучше.

  • Все мы на земле странники…

  • Разве можно так человека бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит.

  • Мяли много, оттого и мягок.

  • Люди все живут…как щепки по реке плывут. Коли веришь – есть, не веришь – нет. Во что веришь – то и есть.

  • Не в слове – дело, а – почему слово говорится.

  • Христос всех жалел и нам так велел…Жалеть людей надо!

Характер Луки: …………………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………………………………….

«Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше: истина или сострадание? Что нужнее человеку? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?..»( М.Горький)

Ваше мнение: Что нужнее человеку горькая правда или утешительная ложь?

……………………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………….

Спор о назначении человека.

Три правды в пьесе: факта, утешительной лжи и веры в человека.

Акт четвертый

Краткое содержание ………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………………………..

Меняется ли атмосфера в ночлежке, жизнь ночлежников после «пробуждения сознания « Лукой? …………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………………………

Отношение к Луке ночлежников.

Барон ______________________________________________________________

Клещ _______________________________________________________________

Настя _______________________________________________________________

Татарин _____________________________________________________________

Сатин _______________________________________________________________

Позиция Луки …………………………………………………………………………………………………………..

Судьба героев.

Анна……………………………………………………………………………………………………………………………

Наташа……….………………………………………………………………………………………………………………

Васька Пепел…………………………………………………………………………………………………………….

Актер…………………………………………………………………………………………………………………………

Есть ли вина Луки в том, что жизнь ночлежников становится ещё беспросветнее? ………………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………………………..

Есть ли в пьесе герой, готовый к активному противостоянию действительности?

________________________

Определите жизненную позицию Сатина по его высказываниям:

  • В карете прошлого никуда не уедешь. Человек рождается для лучшего!

  • Кто слаб душой…кто живет чужими соками – тем ложь нужна. А кто сам себе хозяин – зачем тому ложь?

  • Ложь – религия рабов и хозяев…Правда – бог свободного человека.

  • Человек — свободен…он за все платит сам, и потому – свободен!

  • Человек – это ты, я, они, старик Наполеон, Магомет…в одном!

Позиция Сатина ………………………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………………………….

Лука и Сатин — противники или — союзники?……………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………

Кто не верит Луке? ( правда факта)……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………

Какой «правды» придерживайтесь вы? Обоснуйте свой ответ. ……………………………..

………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………….

Итоги пьесы

Развязка социального конфликта ……………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………

Развязка внутреннего конфликта ……………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………………………………………….

Развязка любовного конфликта ( Наташа и Васька Пепел) ……………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………

Авторская позиция ……………………………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………………………………………..

Горький – продолжатель традиций критического реализма — …………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………..

конспект урока литературы в 11 классе по пьесе М.Горького «На дне»

План – конспект

открытого урока по литературе в 11 классе

на тему «Без имени – нет человека!» (о номинации действующих лиц в пьесе М.Горького «На дне»)

___.11.2008 год

Цель урока – формирование у учащихся представления о цели номинации героев в драматических произведениях на примере драмы М.Горького «На дне».

Задачи:

  1. Познакомить с историей создания пьесы «На дне»;

  2. Формировать представление о действующих лицах пьесы;

  3. Выяснить цель горьковских номинаций;

  4. Развивать умение анализировать драматическое произведение;

  5. Развивать речь.

Оборудование урока: презентация к уроку, таблица, кроссворд, иллюстрации к пьесе «На дне».

Ход урока:

  1. Из истории создания пьесы М.Горького «На дне».

Пьесу «На дне» Горький писал в течение 1901-1902 годов. 18 декабря 1902 года она была поставлена в Художественном театре в Москве и сразу же вызвала яростные споры. Для одних она была «буревестником», и они встретили ее с восторгом. Другие тоже расслышали в ней «приговор обществу», тоже были свидетелями ее успеха на сцене, но выводы делали совершенно противоположные: «Какой вредный писатель! Какие жалкие, слепые поклонники, читатели и зрители!»

Причины столь обостренной реакции – в историческом и социальном контексте, в котором создавалась и в который вмешивалась пьеса «На дне». Во – первых, экономический и промышленный кризис начала века, голодный 1900-й год. Потоки обездоленных людей, шедших из города в город в поисках заработка и хлеба. Во – вторых, резкий всплеск философских и религиозных исканий, вызванный тотальным кризисом всей системы ценностей минувшего века.

Первым постановку пьесы «На дне» осуществил Московский художественный общедоступный театр, который возглавляли К.С.Станиславский и В.И.Немирович – Данченко. Премьера состоялась 18 декабря 1902 года. Этот спектакль вошел в число тех постановок, которые вывели МХТ в лидеры русского театра.

Сразу же после первых постановок Леонид Андреев писал Горькому: «Ни одна статья, ни один разговор не мог охватить драмы во всей ширине и глубине; всякий раз остается что – то неуловленное, какой – то остаток, в котором и заключена самая суть».

  1. Работа с литературоведческим аппаратом.

Для начала давайте вспомним что такое драма?

С одной стороны, — это род литературы, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе. С другой стороны, — это произведение, которое изображает частную жизнь человека в его остроконфликтных, но не безысходных отношениях с обществом или собой.

  1. Анализ названия пьесы.

Задание 1. Прежде чем Горький остановился на окончательном варианте названия пьесы, он одно за другим отклонил такие названия, как «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «Дно жизни» ( последнее стояло на афише премьерного спектакля).

Как бы вы объяснили, почему драматург остановил свой выбор на нынешнем названии?

— «Ночлежка» — слишком конкретное заглавие, «Без солнца» — слишком абстрактное. Название же «На дне» — предельно обобщенное ( более обобщенное, чем «На дне жизни»), ёмкое, философски заостренное ( существование вне нормы, дно души), и в отличие от варианта «Дно» показывает процесс скатывания «на дно», а не констатирует факт.

  1. Работа по теме урока (аналитическая беседа).

Задание 2. Перечитайте афишу пьесы. Обратите внимание на то, как поименованы персонажи, какие характеристики дает автор действующим лицам? Какие еще сведения посчитал нужным сообщить до начала действия?

Читаем и анализируем афишу.

Что вы узнали о персонажах, об их взаимоотношениях, о жанровых особенностях пьесы?

М.Горький, представляя действующих лиц, у одних указывает имена, отчества, фамилии, у других – имена и фамилии, у третьих – лишь фамилии. Однако большинство героев имеют лишь имена или прозвища. Такая система наименований во многом объясняется тем, что М.Горький изображает особый мир, мир людей «без пачпортов», силой различных обстоятельств оказавшихся на «обочине» жизни.

  1. Запись эпиграфа.

В одном из писем к М.Пришвину М.Горький заметил: « Знаком я был с одним монахом, но – редкий случай! — забыл его имя, а вместе с именем стерлось и лицо. Вот оно, слово – то, сила какая!»

Наименованию своих героев Горький уделял особое внимание. Как правило, имена его персонажей не только называют, но и обозначают, раскрывают в них нечто существенное.

Исходная цель его номинации – выделить героя, индивидуализировать его, показать, о ком идет речь.

  1. Подробный анализ номинации действующих лиц пьесы.

Индивидуальные задания и теоретический материал, подготовленный учителем.

!По ходу учащиеся заполняют таблицу!(приложение 2)

  1. Бубнов

Особое место среди ночлежников занимает Бубнов . В свое время горьковеды называли его философом безнадежности, равнодушным циником. С самого начала действия Бубнов проявляет беспощадную трезвость в оценке положения ночлежников.

Для него обитатели подвала – это вор, шулер, алкоголик и не более. Правда Бубнова – это правда внешних обстоятельств, правда полной зависимости человека от окружающего мира, ярко выраженная в формуле: «Что было – было, а остались одни пустяки… Все слиняло, один голый человек остался». Таков и сам Бубнов. Поэтому не случайно его фамилия образована от существительного «бубен» — промотавшийся человек, напоминает выражения «гол, как бубен», «тяжбу завел – стал как бубен гол» и др.

С одной стороны, Бубнов – промотавшийся человек, а с другой – он еще и забубенный, бесшабашный босяк, для которого нет в жизни ничего святого. По словам сапожника Алешки, Бубнов «только пьяный и похож на человека» (VII). Понятия чести и совести для него значения не имеют.

Кроме того, «бубном» называется человек, проигравший в карты. В данном случае произошел перенос на основе названия карточной масти. Игра в карты – любимое занятие ночлежников, и порой они называют Бубнова просто Бубен. Также слово «бубен» имеет значение «лентяй», «тунеядец». Сам о себе Бубнов заявляет: «Ленив я. Страсть как работать не люблю!» (VII)

Этот персонаж в пьесе является вестником зла и олицетворяет низший мир. Авторское отношение к нему явно негативно. М.Горький раскрывает холод и тьму души бесстрастного регистратора реальности. Бубнов был убежден, что человек – существо на земле лишнее. «Ты везде лишняя…да и все люди на земле – лишние», (VII) – говорит он насте. А если человек никому не нужен и является существом лишним, то он ничем не должен связывать себя и волен жить так, как хочет.

  1. Сатин

Особый интерес М.Горький проявлял к богомильству. В этом древнем славянском вероучении писателя привлек апокриф о Сатане, точнее о Сатанаиле. И именно

с Сатанаилом связано имя Сатина. Его звериным рычанием – рычанием своеобразного антихриста – открывается действие пьесы. Согласно богомильскому учению о мире, именно Сатанаил создал видимый материальный мир. Создал он и человеческую плоть, но не мог вдохнуть в человека душу. И тогда верховный Бог сжалился и послал в человека свой божественный дух. Таким образом, материальный мир, человеческая плоть – творение Сатанаила, а душа человека и солнце – творение Бога. Исходя из этого, понятен смысл первоначального названия пьесы «Без солнца». Оно напрямую связано и спесней ночлежников «Солнце всходит и заходит…», и с предполагаемым оптимистическим финалом: «…они пели песни и под солнцем забывали о ненависти друг к другу» Становится ясным и то, почему Сатин в конце второго действия называет ночлежников «мертвецами», ибо в них нет духа: «Мертвецы – не слышат! Мертвецы не чувствуют!»

Среди «бывших людей» Сатин выделяется твердостью, решительностью. Он стремится к правде, что хорошо видно в его отношениях с ночлежниками. Лука недоумевает, почему неглупый, бравый Сатин оказался среди босяков: «Эдакий ты бравый…Константин…неглупый…и вдруг» (VII). Видимо, непреклонность натуры Сатина, его нежелание идти на компромиссы и позволило М.Горькому называть этого босяка Константином , что значит «твердый, постоянный». Ведя заочный спор с Лукой,

сам о себе Сатин заявляет: «Не обижай человека!.. А если меня однажды обидели и – на всю жизнь сразу! Как быть? Простить? Ничего. Никому» (VII).

ИЗВЕСТНО, ЧТО МНОГИЕ МЫСЛИ М.ГОРЬКОГО В ДРАМЕ ВЫСКАЗЫВАЕТ ИМЕННО САТИН.

  1. Лука

Согласно учению богомилов, Бог, чтобы спасти мир от Сатаны, послал на землю Христа. В пьесе М.Горького учение Христа представляет Лука, имя которого явно восходит к имени апостола Луки. Перед нами человек бывалый, готовый к долгим дорогам, к превратностям судьбы. От внешнего облика странника веет добротой, приветливостью.

Для Луки все люди одинаковы:

« А все люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…» Для Луки ценна любая человеческая жизнь: «Человек – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…»

Во втором действии Лука еще активнее проповедует определенную философию жизни. Всех утешает.

Во всем этом он близок своему евангельскому тезке, его можно назвать достойным учеником Христа. «Вера твоя спасла тебя, иди с миром,»- важнейшая сентенция Христа.

Но есть и другое толкование его имени. По В.И.Далю, «лукавый» значит хитрый, скрытный, противоречивый, двуличный. «Лукавый» – это бес, нечистый дух. В четвертом действии обитатели ночлежки, обсуждая Луку, прямо связывают его с лукавым: «Исчез от полиции… яко дым от лица огня!»

Однако так или иначе, но «добрый старикашка» изменил ночлежников.

  1. Актер

Назван по своей прошлой профессии, так как действительно потерял имя: «Нет у меня здесь имени… Понимаешь ли ты, как это обидно – потерять имя? Даже собаки имеют клички…»

Даже здесь в ночлежке, населенной самыми пестрыми, колоритными обитателями, он выглядит не от мира сего.

Актер воспринимает жизнь как мираж: он поверил в существование бесплатных лечебниц, поверил в «праведный город».

Персонаж драмы М.Горького – это бывший актер, но он служитель Мельпомены. Он пришел в ночлежку из какого-то особого, иного мира и в определенном смысле стоит выше других босяков. Он одарен и, несомненно, самый образованный, культурный среди всех ночлежников, включая и Сатина. К тому же он добр, отзывчив, обладает хорошим вкусом.

Этот образ высоко оценил А.П.Чехов.

  1. Барон

По своему прошлому социальному положению назван и Барон, который «нет-нет, да и покажет из себя барина». Самый безвольный из ночлежников, он всю жизнь занимался переодеванием. Он даже не помнит, как оказался среди босяков.

Все ночлежники отзываются о Бароне отрицательно. Но он единственный знает генеалогию своего рода.

Лука называет его «испорченным бароном», а Настя – «ничтожеством». За полбутылки водки, предложенной Пеплом, Барон готов встать на четвереньки и лаять собакой.

Вместе с тем нельзя не заметить, что именно Барону пришла в голову мысль о бесцельно промотанной жизни. Именно он задается вопросом: «А…ведь зачем – нибудь я родился…а?» Хочется и ему, пусть на мгновение, узнать свое предназначение.

  1. Клещ

Он всего лишь полгода прожил в ночлежке и еще не свыкся со своим положением, надеется выбраться отсюда и откровенно презирает своих товарищей по несчастью: «Какие они люди? Рвань, золотая рота… Ты думаешь я не вырвусь отсюда? Вот погоди…умрет жена». Эгоистичный, озлобленный Клещ с нетерпением ожидает смерти жены, которую, по словам Квашни, «заездил до полусмерти».Он лишен к умирающей спутнице жизни малейшего сочувствия. А она, несмотря на муки, мечтает еще пожить:«Ну … еще немножко … пожить бы … немножко! Коли там муки не будет … здесь можно потерпеть … можно!»

Об этом, обращаясь к Клещу, говорит Костылев: «Эх, Андрюшка, злой ты человек! Жена твоя зачахла от твоего злодейства…никто тебя не любит, не уважает».

Отсюда и фамилия персонажа: клещ – насекомое, впивающееся в кожу, кровосос.

  1. Квашня

Квашня дает действию первый эмоциональный толчок, вызывает в подвале эмоциональное брожение. Ее имя образовано от глагола «квасить», что значит подвергать брожению.

Квашня добра, отзывчива, не лишена чувства сострадания. Но самое главное, она практична. Именно она становится новой хозяйкой ночлежки.

Но слово «квашня» имеет еще одно значение: забродившее тесто, опара. Забродившее тесто быстро всходит, его не удержишь: «Квашни крышкой не удержать» (В.Даль).

Оказавшись в ночлежке, Квашня почувствовала себя не «на дне», а на «вершине». Она быстро приспосабливается к обстоятельствам, «растет» С вершины своего нового положения Квашня начинает уже тиранить окружающих: «Ты гляди у меня…слякоть! Не балуй…»

  1. Настя

Еще одна героиня восклицает: «И чего…зачем я живу здесь…с вами? Уйду…пойду куда-нибудь…на край света!»

В этом отношении особенно показательно поведение Насти в финале драмы. Услышав известие о смерти Актера, она «медленно, широко раскрыв глаза, идет к столу». На столе стоит единственная лампа, освещающая ночлежку. Настя идет к свету. Она поражена новыми, открывшимися ей чувствами, мыслями, окончательно осознает необходимость иной жизни.

Не случайно своей героине автор дал имя Анастасия, которое в переводе с греческого означает «воскресшая», «возрожденная».

  1. Костылев

Содержатель ночлежки Костылев – существо никчемное. Это явный ханжа, не столько утешает, сколько духовно усыпляет своих постояльцев, говоря, что «на том свете…всякое деяние наше усчитывают».

Все обитатели подвала относятся к Костылеву с нескрываемой, откровенной брезгливостью. Стоит хозяину появиться в ночлежке, как вокруг него создается своеобразная пустота, некий моральный вакуум.

Костылев как бы представляет иной, низший мир. Его религиозность есть прикрытие пустой, холодной души, поэтому так нелеп и жалок его конец.

Для М.Горького ханжество более сильный грех, чем грубость.

!Есть в драме и другие герои! Расскажите о них (индивидуальные задания).

  1. Подводим итоги урока.

  1. «Угадайка»: По портретам угадайте имена действующих лиц, дайте им характеристику (одновременно с этим троим учащимся, не очень активно работавшим по ходу урока, дается индивидуальное задание- из фрагментов собрать заданный персонаж, охарактеризовать его).

  2. Кроссворд

3.

4.

1.

7.

2.

6.

1.

5.

2.

8.

3.

Кому из героев принадлежат слова?

По вертикали:

1. «Нет у меня здесь имени… Понимаешь ли ты, как это обидно – потерять имя? Даже собаки имеют клички…» (Актер)

2. «И чего…зачем я живу здесь…с вами? Уйду…пойду куда-нибудь…на край света!»(Настя)

3. «Что было – было, а остались одни пустяки… Все слиняло, один голый человек остался».(Бубнов)

4. «А…ведь зачем – нибудь я родился…а?» (Барон)

5. «Вон что-о! Ого-го! Это — ты ловко придумала… мужа, значит в гроб, любовника – на каторгу, а сама…»(Пепел)

6. «Не обижай человека!.. А если меня однажды обидели и – на всю жизнь сразу! Как быть? Простить? Ничего. Никому»(Сатин)

7. «Ты гляди у меня…слякоть! Не балуй…»(Квашня)

8. 10. «Ну…еще немножко…пожить бы…немножко! Коли там муки не будет…здесь можно потерпеть…можно!»(Анна)

По горизонтали:

1. « А все люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…»(Лука)

2. «Вот и я…когда-нибудь так же…в подвале…забитая…» (Наташа)

3. «на том свете…всякое деяние наше усчитывают»(Костылев)

4. «Какие они люди? Рвань, золотая рота… Ты думаешь я не вырвусь отсюда? Вот погоди…умрет жена»(Клещ)

  1. Вопросы:

1. Что считает нужным сообщить автор о своих героях в начале пьесы?

2. Как имена действующих лиц помогают охарактеризовать их?

3. Почему, по мнению М.Горького, без имени нет человека?

4. Какова же цель номинации действующих лиц?

  1. Слово учителя:

Итак, ночлежка Костылева – это, прежде всего, символ бездомности, бесприютности, символ ненормальной жизни.

В образах ночлежников автор нарисовал особый тип людей, выброшенных на «дно» жизни, но сохранивших начала человечности. Не сумевшие реализовать себя в настоящем, они погружены либо в воспоминания о прошлом, либо в мечты о будущем. Однако их всех объединяют раздумья о правде и совести, о жизни и смерти, о Боге и Человеке.

Записать!!!

Чтобы ярче представить характеры действующих лиц, Горький и обратился к сложной системе наименований. Имена изображаемых им ночлежников и их хозяев не только называют, но и раскрывают в них нечто важное, существенное, они позволяют создать многогранные характеры, отражают различные взгляды на одного и того же обитателя ночлежки, выявляют их отношение друг к другу.

  1. Домашнее задание.

Сочинение – миниатюра на тему «Без имени – нет человека?»

Учебно-методический материал по литературе (11 класс) на тему: Контрольная работа «Творчество М.Горького»

Контрольная работа «Творчество М.Горького» 1 вариант.

Тестирование

1.  Укажите годы жизни М.Горького

А) 1868-1936

Б) 1870-1921

В) 1890-1940

Г) 1895-1925

2. Какое образование получил М.Горький?

А) учился в гимназии

Б) закончил Казанский университет

В) получил домашнее образование

Г) не получил никакого систематического образования

3. К какому литературному направлению следует отнести такие произведения М.Горького, как «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике»?

А) классицизм

Б) модернизм

В) романтизм

Г) реализм

4. Какую пьесу М.Горького публика встречала восторженно, «как пьесу-буревестник, которая предвещала грядущие бури и к бурям звала»?

А) «Мещане»

Б) «Дачники»

В) «На дне»

Г) «Враги»

5. Определите жанр пьесы М.Горького «На дне»

А) бытовая драма

Б) социально-философская драма

В) трагедия

Г) мелодрама

6. Кто из персонажей пьесы «На дне» не хочет примириться с жизнью на «дне» и заявляет: «Я рабочий человек… и с малых лет работаю… Вылезу… Кожу сдеру, а вылезу»?

А) Сатин

Б) Барон

В) Клещ

Г) Пепел

7. По высказываниям героев определите персонажей драмы

А) «Сделай так, чтоб работа была мне приятна – я, может быть, буду работать… Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!»

Б) «На что совесть? Я – небогатый»

В) «Не помню, когда я сыта была… Над каждым куском хлеба  тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась…как бы больще другого не съесть…»  

Г) «Тюрьма добру не научит, и Сибирь не научит, а человек научит…»

1 – Наташа

2 – Сатин

3 – Анна

4 – Бубнов

5 – Лука

8. Укажите, какая сцена драмы «На дне» является кульминацией любовного конфликта

А) сцена объяснения Пепла с Наташей, когда он уговаривает ее ехать вместе с ним на поселение в Сибирь

Б) сцена объяснения Пепла с Василисой, когда она уговаривает Пепла убить Костылева

В) сцена убийства Костылева

Г) сообщение о том, что Василиса ошпарила Наташу кипятком 

9. Лука в пьесе «На дне» является идеологическим героем. Выразителем какой идеологии он является?

А) является носителем идеи крайнего индивидуализма

Б) является выразителем идеи покорности и смирения перед жизненными обстоятельствами

В) Лука выражает идею раболепия перед власть имущими

Г) Лука выражает идею сохранения чувства собственного достоинства и сопротивления жизненным обстоятельствам

10. Назовите героя пьесы, в уста которого вкладывает М.Горький авторскую точку зрения

А) Лука

Б) Сатин

В) Бубнов

Г) Барон

11. Объясните смысл понятия:

Социально-философское содержание

12. Охарактеризуйте любого героя пьесы (происхождение, занятие, планы, язык).

Контрольная работа «Творчество М.Горького» 2 вариант.

Тестирование

1. Укажите имя, отчество и настоящую фамилию М.Гоького

А) Алексей Максимович Пешков

Б) Василий Иванович Каширин

В) Максим Алексеевич Пешков

Г) Иван Андреевич Каширин

2.  Как относился М.Горький к первой русской революции?

А) сочувствовал

Б) активно поддерживал, помогал материально

В) настороженно

Г) отрицательно

3.  Кого из персонажей ранних рассказов М.Горького люди наказали за гордость, за то, что он считал себя выше других?

А) Лойко

Б) Данко

В) Лару

Г) Макара Чудру

4. Что выполняет роль обрамления в ранних рассказах М.Горького?

А) портретная характеристика

Б) пейзаж

В) описание интерьера

Г) биографические сведения о герое

5. Укажите основной драматургический конфликт пьесы М.Горького «На дне»

А) социальный

Б) идеологический

В) любовный

Г) философский

6. Кто из персонажей пьесы «На дне» утверждал: «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!»

А) Лука

Б) Клещ

В) Сатин

Г) Бубнов

7. Определите, кто из героев произносит следующие фразы:

А) «Всякая блоха не плоха, все – черненькие, все – прыгают»

Б) «Хороший человек должен иметь пачпорт… Все хорошие люди пачпорта имеют…»

В) «Почему же иногда шулеру не говорить хорошо…, если порядочные люди говорят как шулера…»

Г) «Никогда и ничего не понимал я… мне кажется, что я всю жизнь только переодевался… А зачем?… Не понимаю!»

1 – Барон

2 – Лука

3 – Сатин

4 – Костылев

5 – Артист

8. Укажите, какая сцена драмы «На дне» является развязкой любовного конфликта

А) сцена объяснения Пепла с Наташей, когда он уговаривает ее ехать вместе с ним на поселение в Сибирь

Б) сцена объяснения Пепла с Василисой, когда она уговаривает Пепла убить Костылева

В) сцена убийства Костылева

Г) сообщение о том, что Василиса ошпарила Наташу кипятком 

9.  Кто из персонажей пьесы «На дне», прикрываясь служением богу, грабит людей?

А) Барон

Б) Сатин

В) Лука

Г) Костылев

10. Что является главным предметом изображения в пьесе «На дне»?

А) жизненные обстоятельства, приведшие людей на «дно»

Б) сознание людей, выброшенных на «дно» в результате социальных процессов, происходивших в русском обществе на рубеже веков

В) быт людей «дна»

Г) взаимоотношения «хозяев жизни» и зависимых от них людей

11. Объясните смысл понятия:
Социально-философское содержание

12. Охарактеризуйте любого героя пьесы (происхождение, занятие, планы, язык).

Тест На дне с ответами на знание текста пьесы Горького

Сложность: новичок….

Перед прохождением теста рекомендуем прочитать:

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

  1. Вопрос 1 из 15

    В каком году было написано произведение Максима Горького «На дне»?

    • Правильный ответ
    • Неправильный ответ
    • Пояснение: Пьеса Максима Горького «На дне» была написана в 1902 году.
    • Вы и еще 74% ответили правильно
    • 74% ответили правильно на этот вопрос

    В вопросе ошибка?

    Следующий вопросОтветить
  2. Вопрос 2 из 15

    К какому литературному жанру относится произведение «На дне»?

    • Правильный ответ
    • Неправильный ответ
    • Пояснение: Произведение «На дне» следует отнести к социально-философской драме, поскольку автор затронул в нем множество важных моральных, нравственных и духовных проблем общества.
    • Вы и еще 85% ответили правильно
    • 85% ответили правильно на этот вопрос

    В вопросе ошибка?

    Ответить
  3. Вопрос 3 из 15

    Какую проблематику затрагивает Максим Горький в произведении «На дне»?

    • Правильный ответ
    • Неправильный ответ
    • Пояснение: Главным в произведении являются не столько человеческие судьбы, сколько споры о человеке, о смысле жизни у людей одного социального уровня, возможность изменить собственную жизнь к лучшему.
    • Вы и еще 93% ответили правильно
    • 93% ответили правильно на этот вопрос

    В вопросе ошибка?

    Ответить
  4. Вопрос 4 из 15

    Где происходят события пьесы «На дне»?

    • Правильный ответ
    • Неправильный ответ
    • Пояснение: Действие пьесы происходит в ночлежке для бедных «…Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой… Везде по стенам — нары…»
    • Вы и еще 99% ответили правильно
    • 99% ответили правильно на этот вопрос

    В вопросе ошибка?

    Ответить
  5. Вопрос 5 из 15

    Какую книжку читала Настя?

    • Правильный ответ
    • Неправильный ответ
    • Пояснение: «…Барон (выхватив у Насти книжку, читает название). «Роковая любовь»… (Хохочет.) Настя (протягивая руку). Дай… отдай! Ну… не балуй!..»
    • Вы и еще 94% ответили правильно
    • 94% ответили правильно на этот вопрос

    В вопросе ошибка?

    Ответить
  6. Вопрос 6 из 15

    Кто из героев пьесы считал, что главное в жизни не образование, а талант?

    • Правильный ответ
    • Неправильный ответ
    • Пояснение: «…Актер (сидит, обняв руками колени). Образование — чепуха, главное — талант. Я знал артиста… он читал роли по складам, но мог играть героев так, что… театр трещал и шатался от восторга публики…»
    • Вы и еще 83% ответили правильно
    • 83% ответили правильно на этот вопрос

    В вопросе ошибка?

    Ответить
  7. Вопрос 7 из 15

    Кто из героев пьесы считал, что жизнь хороша, когда труд — удовольствие, а если работа это обязанность, то жизнь превращается в рабство?

    • Правильный ответ
    • Неправильный ответ
    • Пояснение: «…Сатин. Многим деньги легко достаются, да немногие легко с ними расстаются… Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна — я, может быть, буду работать… да! Может быть! Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!..»
    • Вы и еще 70% ответили правильно
    • 70% ответили правильно на этот вопрос

    В вопросе ошибка?

    Ответить
  8. Вопрос 8 из 15

    Кому из героев пьесы принадлежат слова: «Человек – все может… лишь бы захотел»?

    • Правильный ответ
    • Неправильный ответ
    • Пояснение: «…Лука. А чего? Человек — все может… лишь бы захотел…»
    • Вы и еще 87% ответили правильно
    • 87% ответили правильно на этот вопрос

    В вопросе ошибка?

    Ответить
  9. Вопрос 9 из 15

    Что просила Василиса у Пепла в обмен на то, что она позволит ему жениться на Наташе?

    • Правильный ответ
    • Неправильный ответ
    • Пояснение: «…Василиса (близко наклоняясь к нему). Вася! давай поможем друг другу… Пепел. Как это? Василиса (тихо, сильно). Сестра… тебе нравится, я знаю… Пепел. За то ты и бьешь ее зверски! Смотри, Васка! Ее — не тронь… Василиса. Погоди! Не горячись! Можно все сделать тихо, по-хорошему… Хочешь — женись на ней? И я тебе еще денег дам… целковых… триста! Больше соберу — больше дам… Пепел (отодвигаясь). Постой… как это? За что? Василиса. Освободи меня… от мужа! Сними с меня петлю эту…»
    • Вы и еще 83% ответили правильно
    • 83% ответили правильно на этот вопрос

    В вопросе ошибка?

    Ответить
  10. Вопрос 10 из 15

    Какие люди, по мнению Костылева, являются хорошими?

    • Правильный ответ
    • Неправильный ответ
    • Пояснение: «…Костылев. Да. А как же?.. Что такое… странник? Странный человек… не похожий на других… А ты… какой ты странник?.. Пачпорта не имеешь… Хороший человек должен иметь пачпорт… Все хорошие люди пачпорта имеют… да!..»
    • Вы и еще 77% ответили правильно
    • 77% ответили правильно на этот вопрос

    В вопросе ошибка?

    Ответить
  11. Вопрос 11 из 15

    Как в ночлежке оказался Сатин?

    • Правильный ответ
    • Неправильный ответ
    • Пояснение: «…Сатин. Тюрьма, дед! Я четыре года семь месяцев в тюрьме отсидел… а после тюрьмы — нет ходу! Лука. Ого-го! За что сидел-то? Сатин. За подлеца… убил подлеца в запальчивости и раздражении. В тюрьме я и в карты играть научился… Лука. А убил — из-за бабы? Сатин. Из-за родной сестры…»
    • Вы и еще 79% ответили правильно
    • 79% ответили правильно на этот вопрос

    В вопросе ошибка?

    Ответить
  12. Вопрос 12 из 15

    По какому закону, по мнению Татарина, жил Лука?

    • Правильный ответ
    • Неправильный ответ
    • Пояснение: «…Татарин (садится на нарах и качает свою больную руку, как ребенка). Старик хорош был… закон душе имел! Кто закон душа имеет — хорош! Кто закон терял — пропал!.. Барон. Какой закон, князь? Татарин. Такой… Разный… Знаешь какой… Барон. Дальше! Татарин. Не обижай человека — вот закон!..»
    • Вы и еще 54% ответили правильно
    • 54% ответили правильно на этот вопрос

    В вопросе ошибка?

    Ответить
  13. Вопрос 13 из 15

    Что случилось с Наташей после того как она вышла из больницы (куда попала из-за издевательств сестры)?

    • Правильный ответ
    • Неправильный ответ
    • Пояснение: «…Сатин…Настя! Ты ходишь в больницу? Настя. Зачем? Сатин. К Наташе? Настя. Хватился! Она — давно вышла… вышла и — пропала! Нигде ее нет…»
    • Вы и еще 85% ответили правильно
    • 85% ответили правильно на этот вопрос

    В вопросе ошибка?

    Ответить
  14. Вопрос 14 из 15

    Что случилось с Актером в конце произведения?

    • Правильный ответ
    • Неправильный ответ
    • Пояснение: «…Барон (стоя на пороге, кричит). Эй… вы! Иди… идите сюда! На пустыре… там… Актер… удавился!..»
    • Вы и еще 90% ответили правильно
    • 90% ответили правильно на этот вопрос

    В вопросе ошибка?

    Ответить
  15. Вопрос 15 из 15

    Кому из героев принадлежат финальные слова пьесы «На дне»: «Эх, испортил песню, дур-рак!»?

    • Правильный ответ
    • Неправильный ответ
    • Пояснение: «…Сатин (негромко). Эх… испортил песню… дур-рак!..»
    • Вы и еще 54% ответили правильно
    • 54% ответили правильно на этот вопрос

    В вопросе ошибка?

    Ответить
ТОП-5 тестовкоторые проходят вместе с этим
Рейтинг теста

Средняя оценка: 3.8. Всего получено оценок: 33345.

А какую оценку получите вы? Чтобы узнать — пройдите тест.

Учебно-методический материал по литературе (11 класс): Итоговая контрольная работа по литературе 2 полугодие

ТЕСТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

I вариант

1. Какого писателя XX в. называли «Буревестником революции»?

а) А. П. Чехова

б) М. Горького

в) В. В. Маяковского

г) С. А. Есенина

2. Укажите, какой роман М. А. Булгакова увидел свет в начале 60-х годов XX в. на страницах журнала «Новый мир»?

а) «Жизнь господина де Мольера»

б) «Белая гвардия»

в) «Театральный роман»

г) «Мастер и Маргарита»

3. Назовите поэта, являющегося младосимволистом.

а) 3. Н. Гиппиус

б) В. Я. Брюсов

в) А. А. Блок

г) Ф. К. Сологуб

4. Кто из перечисленных русских писателей стал первым лауреатом Нобелевской премии?

а) А. И. Солженицын

б) Б. JI. Пастернак

в) И. А. Бунин

г) М.А.Шолохов

5. Назовите автора следующих строк.

О, весна без конца и без краю —

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

а) В. В. Маяковский

б) Б. JI. Пастернак

в) А. А. Блок

г) С. А. Есенин

6. Определите жанр «Тихого Дона» М. А. Шолохова.

а) роман-путешествие

б) любовный роман

в) роман-эпопея

г) авантюрный роман

7. «Книга про бойца» является подзаголовком:

а) поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин»

б) рассказа А. Н. Толстого «Русский характер»

в) рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»

г) романа К. М. Симонова «Живые и мертвые»

8. Какой поэт написал стихотворение, посвященное погибшему дипломатическому курьеру Теодору Нетте?

а) С. А. Есенин

б) В. В. Маяковский

в) А. А. Блок

г) А. Т. Твардовский

9. Назовите писателя второй половины XX в., который был киноактером, сценаристом и режиссером кино.

а) Ю. В. Трифонов

б) В. П. Астафьев

в) В. Г. Распутин

г) В. М. Шукшин

10. Сколько композиционных частей можно выделить в стихотворении

А. А. Блока «Незнакомка»?

а) одну

б) две

в) четыре

г) пять

11. Укажите, в каком произведении М. Горького поставлена проблема о двух типах гуманизма.

а) «Мать»

б) «Старуха Изергиль»

в) «На дне»

г) «Челкаш»

12. Какому поэту принадлежат слова « Ведь если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?»?

а) А. А. Блоку

б) С. А. Есенину

в) В. В. Маяковскому

г) Б. JI. Пастернаку

13. Укажите, кто из писателей XX в. похоронен у Кремлевской стены.

а) А. И. Куприн

б) М. Горький

в) В. В. Маяковский

г) А. А. Фадеев

14. Каким образом раскрывается тема «человек и природа» в раннем творчестве С. А. Есенина?

а) человек — преобразователь природы

б) человек и природа антагонистичны

в) природа враждебна человеку

г) человек находится в гармонии с природой

15. Строку какого произведения С. А. Есенина перефразировал

В. В. Маяковский в стихотворении «Сергею Есенину»?

В этой жизни помереть нетрудно

Сделать жизнь значительно трудней.

а) «Русь советская»

б) «Анна Снегина»

в) «До свиданья, друг мой, до свиданья»

г) «Письмо к матери»

16. Укажите, какое произведение называют «поэтической энциклопедией Великой Отечественной войны».

а) «Василий Теркин» А. Т. Твардовского

б) «Пулковский меридиан» В. М. Инбер

в) «Ленинградская поэма» О. Ф. Берггольц

г) «Зоя» М. М. Алигер

17. Кто из писателей XX в. создал эпическое произведение о «земле, любви и воле»?

а) М. Горький «Жизнь Клима Самгина»

б) А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

в) М. А. Булгаков «Белая гвардия»

г) М. А. Шолохов «Тихий Дон»

18. Назовите поэта, являющегося футуристом.

а) С. А. Есенин

б) А. А. Блок

в) В. В. Маяковский

г) А. А. Ахматова

19. Какой эпизод является кульминацией поэмы А. А. Блока «Двенадцать»?

а) убийство Катьки Петрухой

б) появление «товарища-попа»

в) шествие красногвардейцев по улицам Петрограда

г) встреча двенадцати с буржуем и псом на перекрестке

20. Назовите персонажа пьесы М. Горького «На дне», который говорит, что странник Лука подействовал, «как кислота на старую и грязную монету».

а) Барон

б) Сатин

в) Актёр

г) Настя

II вариант

1. Укажите произведения М. Горького, которые могут быть отнесены к раннему (романтическому) периоду творчества писателя.

а) «Жизнь Клима Самгина»

б) «На дне»

в) «Макар Чудра»

г) «Васса Железнова»

д) «Старуха Изергиль»

2. Героем какого произведения является Данко?

а) А. И. Куприн «Гамбринус»

б) И. А. Бунин «Качели»

в) JI. Н. Андреев «Большой шлем»

г) М. Горький «Старуха Изергиль»

3. Укажите, представителем какого литературного направления был

А. А. Блок?

а) имажинизм

б) классицизм

в) акмеизм

г) символизм

4. Укажите центральный образ ранней лирики А. А. Блока (первая книга «трилогии вочеловечения»).

а) Незнакомка

б) Снежная маска

в) Прекрасная Дама

г) Русь

5. Кому из русских поэтов принадлежат следующие строки?

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда…»

а) М. И. Цветаева

б) А. А. Блок

в) 3. Н. Гиппиус

г) А. А. Ахматова

6. Укажите, кто из русских поэтов является автором поэтического цикла «Персидские мотивы».

а) А. А. Блок

б) С. А. Есенин

в) М. И. Цветаева

г) А. А. Ахматова

7. Русский футуризм был заметным явлением в искусстве. Как называлось это течение в литературе после революции 1917 г.?

а) «Кузница»

б) «Перевал»

в) «ЛЕФ»

г) «Серапионовы братья»

8. Расставьте в хронологическом порядке манифесты русских поэтов.

а) «Пощечина общественному вкусу»

б) «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»

в) «Наследие символизма и акмеизм»

г) «Русские символисты»

9. По предложенному портрету узнайте героя произведения М. А. Булгакова.

У портьеры, прислонившись к притолоке, стоял, заложив ногу за ногу, человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие, как бы кустами на выкорчеванном поле, а на лице был небритый пух. Лоб поражал своей малой вышиной… На шее у человечека был повязан ядовито небесного цвета галстух с фальшивой рубиновой булавкой. Цвет этого галстуха был настолько бросок, что.., закрывая утомленные глаза, Филипп Филиппович… видел пылающий факел с голубым венцом.

а) Коровьев

б) Шариков

в) Азазелло

г) Воланд

10. У кажите, где происходит действие романа М. А. Булгакова «Мистер и Маргарита».

а) Ленинград

б) Петроград

в) Москва

г) Ершалаим

11. Укажите, в чем общность пьес А. П. Чехова и М. Горького («Вишневый сад» и «На дне»).

а) в пьесах схожие сюжеты

б) в пьесах нет четко выраженного конфликта

в) в пьесах используется общий жизненный материал

г) в пьесах используется общая событийная схема

12. Многие персонажи пьесы М. Горького «На дне» в настоящем утратили свои имена. Кого из героев в прошлом звали Густав Дебиль?

а) Клещ

б) Актёр

в) Барон

г) Кривой Зоб

13. Укажите, с каким литературным течением XVIII- XIX вв. традиционно связывают символизм.

а) классицизм

б) реализм

в) сентиментализм

г) романтизм

14. В 1916 г. Блок написал стихотворение «Демон». У кого из русских поэтов можно встретить произведение с таким же названием?

а) М. Ю. Лермонтов

б) А. С. Пушкин

в) В. В. Маяковский

г) Н. А. Некрасов

15. Кому из русских поэтов принадлежат следующие строки?

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твое лицо в простой оправе

Передо мной сияло на столе.

а) И. Ф. Анненский

б) С. А. Есенин

в) Н. С. Гумилёв

г) А. А. Блок

16. «Футуризм» — признанное название литературного течения. Русские футуристы называли себя еще и:

а) авангардисты

б) супрематисты

в) «будетляне»

г) «новые люди»

17. Укажите первоначальное название поэмы В. В. Маяковского «Облако в штанах».

а) «Флейта-позвоночник»

б) «Тринадцатый апостол»

в) «Я»

г) «Долой вашу любовь!»

18. Укажите, героем какого произведения является Пьер Скрипкин (Присыпкин).

а) А. А. Блок «Двенадцать»

б) С. А. Есенин «Анна Онегина»

в) В. В. Маяковский «Клоп»

г) В. В. Маяковский «Баня»

19. Поэтов какого литературного течения объединял «Цех поэтов»?

а) футуризм

б) имажинизм

в) символизм

г) акмеизм

20. Расставьте в хронологическом порядке произведения русских писателей.

а) А. П. Чехов «Вишневый сад»

б) М. Горький «На дне»

в) М. А. Булгаков «Собачье сердце»

г) И. А. Бунин «Жизнь Арсеньева»

Критерии оценивания:

«5» — 90 – 100 % от общего количества вопросов,

«4» — 70 – 89 % от общего количества вопросов,

«3» — 50 – 69 % от общего количества вопросов,

«2» — менее 50 % от общего количества вопросов.

Критерии оценивания ответов по литературе.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

20 -18 баллов – «5»

17-15 баллов – «4»

14- 12 баллов – «3»

11-0 баллов – «2»

Ответы

I вариант

1 — б

2 — г

3 — в

4 — в

5 — в

6 — в

7 — а

8 — б

9 — г

10 — б

11 — в

12 — б

13 — б

14 — г

15 — в

16 — а

17 — г

18 — в

19 — а

20 — б

II вариант

1 — в, д

2 — г

3 — г

4 — в

5 — г

6 — б

7 — в

8 — б, г, а, в

9 — б

10 — в,г

11 — б

12 — в

13 — г

14 — а

15 — г

16 — в

17 — б

18 — в

19 — г

20 — б, а, в, г

Материал по литературе (11 класс) по теме: Письменная работа по творчеству М. Горького

Письменная работа по творчеству М. Горького.

1.Кто были родители Горького?

2.Какими рабочими специальностями овладел Горький в детстве и ранней юности?

3.Назовите три автобиографические повести Горького.

4.Как называется первый печатный рассказ Горького?

5.Где он был напечатан?

6.В каких университетах обучался Горький в молодые годы?

6.Кого люди наказали изгнанием за гордость, за то, что он считал себя первым на земле и, кроме себя, не видел ничего?

7.Какую пьесу Горького встречали «бурно и восторженно, как пьесу-буревестник, которая предвещала грядущие бури и к бурям звала»?

Кто из героев пьесы «На дне»…

1…заявляет, что у него, «кажется, нет характера»?

2…не хочет примириться с жизнью на «дне» и заявляет: «Я — рабочий человек…Я с малых лет работаю… Вылезу…Кожу сдеру, а вылезу…»?

3…мечтает о такой жизни, при которой «чтобы самому себя можно было уважать»?

4…живёт мечтою о большой, настоящей человеческой любви?

5…потерял имя и надеется только на то, что есть больница, где его вылечат от алкоголя?

6…верит, что на том свете ей будет лучше, а всё же хочет хотя бы ещё немного на свете пожить?

1… «лёг среди улицы, играет на гармошке и орёт: ничего не хочу, ничего не желаю»?

8…говорит человеку, который предлагает ей выйти замуж за него:»…замуж бабе выйти-всё равно как зимой в прорубь прыгнуть». «Как издох мой милый муженёк-ни дна бы ему ни покрышки,-так я целый день от радости одна просидела: гляжу и всё не верю счастью своему…»?

9…прикрывает служением богу грабёж людей: «А я на тебя полтинку нахину,-маслица в лампадку куплю…и будет перед святой иконой жертва моя гореть…»?

10,„возмущается: «И зачем разнимают людей, когда они дерутся? …Давать бы им бить друг друга свободно…стали бы меньше драться, потому побои-то помнили бы дольше…»?

11…предлагает любовнику убить её мужа и обещает за это наградить?

 12…очутился в ночлежке потому, что ушёл от своей жены, боясь убить её, ревнуя к другому?

13…всех утешал ложью своей, а в трудную минуту «исчез от полиции…яко дым от лица огня…»?

14…избитая, ошпаренная кипятком, просит, чтобы её взяли в тюрьму?

15…утверждал: «Ложь-религия рабов и хозяев…Правда-бог свободного человека! Всё в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное-дело его рук и его мозга!»?

Тест 3. Завершите предложения с помощью, на или на

1. Майк живет ___ Оксфорд. Он студент ___ Оксфордского университета.

2. Напишите свое имя ___ вверху страницы.

3. Кто этот мальчик ___ это фото?

4. Встретимся ___ автобусная остановка ___ в конце Риджент-стрит.

5. Есть кто-то ___ дверь. Мне пойти посмотреть, кто это?

6. Спортивные результаты найдете ___ на последней странице газеты.

7. Где играют дети? Они играют на пляже.

8. Она живет ___ цокольный этаж.

9. Это может быть опасно, когда дети играют ___ на улице.

10. Обычно я покупаю газету ___ по дороге на работу утром.

11. Лондон — это ___ река Темза. Я люблю плавать ___ в реке.

12. Я сидел ___ в конце класса.

13. Его подпись была ___ на обратной стороне фотографии.

14. Я не знаю, где мой зонт. Возможно, я оставил это ___ стул.

15. Том болен. Сегодня он не работал ___. Он был ___ дома ___ кровать.

16. Живут ___ Тюлень, небольшой поселок ___ дорога на Владимир.

17. Встречаем ___ у входа в супермаркет.

18. Если вы дойдете до конца улицы, то увидите небольшой магазин ___ на углу.

19. Меня не было дома, когда вы звонили. Я была ___ домом моей сестры.

20. В субботу завершилась выставка ___ Музея современного искусства.

Тест 4. Завершите предложения, используя дюйм, или дюйм . 1. Сад ___ позади дома.

2. Напишите свое имя ___ на обратной стороне конверта.

3. Автобус был полон. Было слишком много людей ___ это.

4. Том ___ работа. Он работает ___ Кембриджский ___ университет.

5. Когда мы были ___ югом, мы останавливались ___ в небольшом отеле ___ на побережье.

6. Встретимся ___ у входа в супермаркет ___ Оксфорд-стрит.

7. Таксофон ___ угол ул.

8. Я давно не видел Кейт. В последний раз я видел ее свадьбу ___ Дэвса.

9. Это был очень медленный поезд. Он остановил ___ каждую станцию.

10. Когда мы были ___ во Франции, мы останавливались ___ в отеле.

11. Ник ждал ___ внизу лестницы.

12.Том ___ это фотография? Я не могу его найти.



13. Она ждала его ___ автобусная остановка ___ конец Грин-стрит.

14. Постучали ___ в дверь.

15. Подробная информация о телепрограммах ___ седьмая страница газеты.

16. На острове никто не живет. Его необитаемый.

17. Я думаю, что ее квартира ___ третий этаж того дома.

18. Был чудесный день.Не было облака ___ неба.

19. Мы остановились в маленькой деревушке ___ по дороге в Лондон.

20. Брайтон — это ___ южное побережье Англии. Я люблю плавать ___ в море.

Тест 5. Завершите предложения, используя дюйма, или дюйма . 1. Живут ___ Бейкер-стрит ___ № 12.

2. Подпишите свое имя ___ пунктирной линией ___ внизу страницы.

3. Я увидел такси ___ в конце улицы.

4. Есть ли что-нибудь интересное ___ газета сегодня?

5. Я ждал ___ дверь пять минут.

6. Есть необычная фотография ___ последняя страница.

7. Не садись ___ на траве.

8. Мой офис находится на ___ первом этаже. Это ___ слева, когда вы выходите из лифта.

9. Я люблю смотреть вверх ___ звезды ___ небо ночью.

10. ___ По дороге домой я встретил Ника. Он стоял ___ в углу и кого-то ждал.

11. Во сколько вы приехали ___ в отель?

12. Я стоял ___ сзади, поэтому плохо видел.

13. Я сидел ___ позади машины, когда мы разбились.

14. Работали ли вы когда-нибудь ___ на ферме?

15. Ненавижу оставаться ___ дома. Вот почему я устроился на работу ___ в ООН ___ Женева.

16. Сан-Франциско — это ___ западное побережье Соединенных Штатов.

17.Я не видел тебя на вечеринке в субботу. Где вы были?

18. (в ресторане) Где посидим? Вон там ___ угол.

19. Прошлой ночью я был в доме ___ Энн. Комнаты ___ в ее доме очень маленькие.

20. Прошлой ночью мы ходили в театр. У нас были места ___ в первом ряду.

Тест 6. Прочтите текст и заполните пробелы предлогом из списка ниже. Может быть несколько возможностей.

Дата: 13.12.2015; вид: 2970;

.

Тест 7. 10 класс. Завершите предложения правильной пассивной формой глагола в скобках. Договор

Договор подписывает менеджер, пока мы говорим.
Билетов на спектакль больше нет; они были распроданы с прошлой недели.
Подойди к столу. Еда подается.
Билеты будут отправлены на ваш адрес в течение двух дней.
Учитель может задать вам этот вопрос; будь готов.
За нашим садом ухаживает садовник раз в две недели.
«Ромео и Джульетта» был написан Шекспиром в 1594 году.
Сегодня в 21:30 танцевальную программу покажут по телевидению.
Вчера вечером мистера Джеймсона в оперу сопровождала его жена.
Актеры показали потрясающую игру и вызвали всеобщее восхищение.
Музыку к «Спящей красавице» написал Чайковский.
Успешный китайский фильм «Герой» был направлен и (был) продюсирован Чжан Имоу.
Задача по математике решена не всеми учениками.
На следующей неделе автор лучшего рассказа получит приз в 1000 раз.
Загородный дом уже продан известному актеру.
На прошлой неделе Мэри получила штраф от полиции за незаконную парковку.

Заполнить: по или с помощью.
Музыку играла местная группа.
Мясо приправили зеленью.
Замок фей был построен из пустых банок.
Картину написала моя сестра.
Пешеход был сбит автомобилем.
Суп едят ложкой.

Заполнение: вкл, вниз, выкл, вверх, над.
Можешь включить свет, пожалуйста? Я ничего не вижу!
Выключи музыку. Это слишком громко!
Могу я его перевернуть? На другом канале идет хороший фильм.
Выключаем телевизор и ложимся спать.
Марк попросил меня пойти в кино, но мне пришлось его перевернуть, так как я был занят.
Мы ждали полчаса, но Морин не пришла.
Включите его.Я люблю эту песню!
Можете ли вы перевернуть страницу? Я хочу посмотреть, что будет дальше!

.
Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *