Тест по истории (5 класс) по теме: Проверочная работа по теме «Первобытное общество»
Проверочная работа по Истории Первобытного Общества
Вариант 1
1. Какое занятие первобытных людей привело к возникновению земледелия?
А) охота Б) скотоводство В) собирательство
2. Кто управлял родовой общиной?
А) цари Б) жрецы В) старейшины
3. Первый металл, из которого древние люди научились делать орудия труда:
А) медь Б) бронза В) железо
4. Первое домашнее животное, прирученное человеком
А) корова Б) лошадь В) собака
5. Какое занятие первобытных людей возникло примерно в одно и то же время с земледелием?
А) скотоводство Б) охота В) обработка металлов
6. В каком человеческом коллективе появилось имущественное неравенство?
А) в человеческом стаде Б) в родовой общине В) в соседской общине
7. Выберете причину появления религии:
А) Неумение человека объяснять явления природы Б) В родовой общине
В) В соседской общине
8. Когда появился человек на Земле?
А) 2 млн. лет назад Б) 100 тыс. лет назад В) 10 тыс. лет назад
9. Что такое племя?
А) Несколько соседских общин, проживающих вместе
Б) Несколько родовых общин, проживающих вместе
В) Коллектив людей, объединенных родственными связями
10.Выберите причину появления религии:
а) неумение человеком объяснять явления природы б) боязнь человека перед стихией природы в) желание человека отличаться от животных.
11. Объясни значение слов: история, родовая община
12. ? + Найдите ошибки — 5.
Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более 2 млн лет назад… Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды — небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем-то разговаривая. «Хватит болтать!» — кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазухи и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли
от ужаса — к пещере приближался страшный хищник: огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.
Какие исторические ошибки содержит сон ученика?
*13. Чем первобытный человек отличается от животного?
Проверочная работа по Истории Первобытного Общества
Вариант 2
1. Выберете главную причину появления неравенства среди людей:
А) распад родовой общины Б) изменение орудий труда В) появление государства
2. Что позволило человеку пережить ледниковый период?
А) собирательство Б) изобретение металлических орудий труда В) овладение огнём
3. Кто управлял племенем?
А) жрецы Б) совет старейшин В) цари
4. Из чего первобытные люди делали первую одежду?
А) из шёлка Б) из шкур диких животных В) из хлопка
5. Несколько родовых общин, живших в одной местности:
А) человеческое стадо Б) племя В) соседская община
6. Первое орудие труда первобытного человека
А) мотыга Б) заостренный камень В) плуг
7. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу
А) гарпун Б) лук В) рубило
8. Что называется искусством?
А) творческое воспроизведение окружающего мира Б) Стремление человека объяснить загадки природы В) Желание людей лучше охотиться
9. Когда человек начал заниматься земледелием?
А) 10 тыс. лет назад. Б) 3 тыс. лет назад. В) 200 тыс. лет назад.
10. Первое домашнее животное, прирученное человеком:
а)корова б) лошадь в) собака.
11. Объясни значение слов: исторический источник, соседская община
12.
? + Найдите ошибки — 5.
Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более 2 млн лет назад… Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды — небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем-то разговаривая. «Хватит болтать!» — кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазухи и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса — к пещере приближался страшный хищник: огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.
Какие исторические ошибки содержит сон ученика?
*13. Чем первобытный человек отличается от современного человека?
Контрольная работа по истории на тему «Первобытность» 5 класс
План контрольной работы по разделу «Первобытность»
Ответ :3
Устанавливать принадлежность события к тысячелетию
Б
Во
1 балл
Ответ :1
3
Раскрывать характерные , существенные черты религиозных верований людей в древности
Выявлять главные признаки исторических явлений
Б
во
1 балл
Ответ : 4
4
Объяснять , в чем заключались значения предметов быта
Объяснять , в чем заключались значения предметов быта
Б
Ко
0,5 балла за каждый верный ответ
Ответ: 1.земледелее
2. охота
3. ремесло
5
Определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н.
Устанавливать принадлежность событий
Б
Ро
1балл
Ответ :56 год до н.э, 18 лет
6
Группировать , систематизировать факты по заданному признаку
Б
Во
2 балла за верный ответ; 1 балл если допущена одна ошибка; 0 баллов если более две и более ошибки.
Ответ: 2,4,6
7
Определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н
Пу
во
2 балла за верный ответ; 1 балл если допущены 1-2 ошибки; 0 баллов если более двух ошибок .
Ответ : 34 1 2
8
Применять знание фактов для характеристики исторической эпохи, ее ключевых событий
Пу
0,5 балла за каждый верный ответ
Всего 4,5 балла
Достижения древнейшего человека:Достижения человека разумного:
1, 2, 5, 7
3. 4, 6, 8, 9
9
Определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н.э.)
Устанавливать соответствие между годами и веками
БУ
во
2 балла за верное решение;
1 балл если допущены 1 -2 ошибки;
0 баллов если допущено более 2 ошибок.
Ответ:
АБ
В
Г
4
3
2
1
10
Объяснять , в чем заключались значение огня в жизни древнейших людей
Бу
Ко
2балла за указанные три верных значений;
1балл если допущенна одна ошибка; о баллов за две и более ошибки
11
Проводить поиск информации в рисунках
Сравнивать ,определять существенные отличия
Пу
ро
3 балла за верный ответ;
2 балла если допущена 1ошибка;1 балл если допущено не более 2 ошибок;
Итого
Бу: 11,5
ПУ: 9,5
Контрольная работа по истории по теме «Первобытность»
1.На каком материке учёные нашли останки и следы жизни древнейшего человека на Земле?
Евразия
Северная Америка
Восточная Африка
Южная Америка
2.По предположениям учёных, древнейшие люди появились
более 2 млн лет назад
1,5 млн лет назад
1 млн лет назад
500 тыс. лет назад
3. Что из перечисленного не относится к религиозным верованиям первобытного человека?
представление о том, что у каждого человека есть душа
вера в жизнь после смерти
появление магии и колдовства
коллективная охота
4. Напишите напротив орудия труда занятие человека.
1.мотыга _________
2.лук и стрелы _________
3. гончарный круг ________
5. Какой год был раньше 38 год до н.э., или 56 год до н.э.? На сколько лет?
Ответ______________________________________________________________________
6.Выберите из списка признаки, свидетельствующие об окончании истории первобытности .
1) освоение металлов
3) появление земледелия и скотоводства
4) основание и рост городов
5) появление религиозных верований
6) появление первых государств
Ответ________________________________________
7. Расположите эти достижения первобытных людей в том порядке, в котором они произошли. Получившуюся последовательность цифр запишите в таблицу.
1) земледелие
2) освоение металлов
3) начало изготовления орудий труда
4) ловля рыбы с помощью гарпуна
8. Какие из перечисленных достижений принадлежат древнейшему человеку, а какие – человеку разумному? Запишите в таблицу номера выбранных ответов.
1) овладение огнем
2) общение при помощи звуков
3) художественное творчество
4) членораздельная речь
5) изобретение орудий труда
6) земледелие, скотоводство, обработка металлов, ремесло
7) собирательство, охота
8) религиозные верования
9) жизнь в общине (родовой, соседской)
Достижения человека разумного:9. Установите соответствие между годами и веками.
А) 289 год до н.э. 1) VI век до н.э.
Б) 103 год до н.э. 2) VII век до н.э.
В) 633 год до н.э. 3) II век до н.э.
Г) 555 год до н.э. 4) III век до н. э.
10. Заполни схему
11.Сравни изображения древнейших людей.
Чем «человек разумный» (человек современного вида ) отличается от «человека умелого» ? Укажите не менее пяти отличий.
1._________________________________________________________________________2._________________________________________________________________________3._________________________________________________________________________4._________________________________________________________________________5.________________________________________________________________________
Контрольная работа для 5 класса по теме «Жизнь первобытных людей»
Дата_______ Фамилия_____________________ Имя_______________ Класс_____ Баллы_____ Оценка_____
Контрольная работа по разделу «Жизнь первобытных людей»
Вариант I
1. Установите соответствие между видами исторических источников и их примерами. К каждому элементу левого столбца подберите элемент их правого столбца. Ответ запишите в таблицу.
2. Заполните пропуски в схеме «Занятия древнейших людей»
3. Установите соответствие между термином и его определением. К каждому элементу левого столбца подберите элемент их правого столбца. Ответ запишите в таблицу.
4. Какие из указанных суждений о жизни первобытных людей являются верными? Отметьте в таблице верные суждения знаком «+», а ошибочные – знаком «-». 5. Из приведенного ниже списка выберите слово (словосочетание), являющееся обобщающим для всех остальных. Запишите его в поле для ответа.Ответ: ____________________________________
6. На ленте времени отметьте следующие даты:
1) 753 г. до н.э. – основание Рима
2) 538 г. до н.э. – завоевание Персией Вавилона
3) 476 г. – падение Западной Римской империи
4) 1480 г. – стояние на реке Угре
Посчитайте:
1) сколько лет прошло от основания Рима до стояния на Реке Угре;
2) сколько лет назад Персия завоевала Вавилон;
3) сколько лет прошло от падения Западной Римской империи до стояния не реке Угре;
4) через сколько лет после основания Рима произошло завоевание Персией Вавилона.
Ответ запишите в таблицу.
7. Заштрихуйте на контурной карте четырехугольник, образованный градусной сеткой в котором полностью или частично располагалась предполагаемая область, где жили древнейшие люди.8. Определите век по указанной дате (век указывается римскими цифрами). Ответ запишите в таблицу.
1) 1785 год; 2) 2345 год до нашей эры; 3) 1345 год; 4) 578 год до нашей эры) 5) 2019 год
9. Дайте определение термину «исторический источник»10. Дайте ответы на вопросы (см. следующую страницу)
Какие преимущества дало человеку изобретение плуга?
В чем преимущества металлических орудий труда перед каменными?
Каким образом могло возникнуть мотыжное земледелие и скотоводство?
5 класс. Контрольная работа по теме: «Жизнь первобытных людей»
6 класс. Контрольная работа №1 по теме: «Жизнь первобытных людей»
1. Первые люди на Земле появились: а) более 3 млн лет назад б) более 2 млн лет назад в) более 1 млн лет назад г) более 5 млн лет назад
2. Принято считать, что человек стал разумным: а) примерно 40 тыс. лет назад б) примерно 10 тыс. лет назад в) примерно 60 тыс. лет назад
3. Скотоводство возникло: а) из охоты б) рыболовства в) собирательства
4. Определите лишнее слово: а) молитва б) дух в) идол г) старейшина
5. Для родовой общины было характерно: а) семья б) родство в) знать г) равенство
6. Расположите в хронологической последовательности изобретения древнего человека: а) мотыга б) каменное рубило в) дом из камня г) одежда из ткани
7. Вставьте пропущенные слова. Первобытные люди верили в то, что их жизнью управляю _____________________ силы, на которые можно воздействовать ________________, жертвами и другими религиозными обрядами. Для чего люди мастерили изображения богов, так называемых ____________________.
8. Кто мог сказать о себе такие слова: «Каждый год я рыхлю землю плугом, затем бросаю зёрна ячменя в землю, серпом жну колосья, обмолачиваю и собираю зерно»?
9. Несколько родовых общин живущих в одной местности, составляли: а) племя б) сообщество в) государство
10. Выберите причину появления религии: а) неумения человека объяснять явления природы б) боязнь человека перед стихией природы в) желание человека отличиться от животных
11. Какой год был раньше и насколько – 50 г. до н.э. или 53 г. до н.э.?
12. Какой существовавший в древности счёт лет – у египтян или у римлян — удобнее? Чем?
Ответы
12. Удобнее в древности был счет лет у римлян, так как они вели его со дня основания города Рима, а египтяне со дня начала правления нового царя.
Тест по истории Первобытные собиратели и охотники для 5 класса
Тест по истории Первобытные собиратели и охотники для 5 класса. Тест включает в себя 2 варианта, каждый вариант состоит из 10 заданий.
1 вариант
1. Верно ли следующее утверждение?
Люди разумные, в отличие от древнейших людей, жили родовыми общинами.
1) верно
2) неверно
2. Древнейшим способом охоты была
1) охота с применением лука и стрел
2) охота с использованием ям-ловушек
3) охота на самых слабых животных с применением дубин и заострённых камней
3. Орудиями труда, которые умели изготавливать древнейшие люди, жившие 2 миллиона лет назад, были
1) палка-копалка
2) проколка
3) рубило
4) лук и стрелы
Найдите и укажите номер понятия, лишнего в этом перечне.
4. Основными занятиями древнейших людей были
1) охота
2) земледелие
3) собирательство
4) рыбная ловля
Найдите и укажите номер понятия, лишнего в этом перечне.
5. Установите соответствие между событиями и датами. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Даты
А) около 40 тысяч лет назад
Б) около 500 тысяч лет назад
В) более 2 миллионов лет назад
События
1) появление древнейших людей
2) появление человека разумного
3) появление древнейших людей на территории нашей страны
6. Прочтите текст и вставьте вместо пропуска нужное слово.
Первобытные люди боялись грозных явлений природы, хотели понять их причины. Так возникли первые ___________.
7. В человеческом стаде (продолжите перечень)
1) основным занятием было собирательство
2) ___________
3) ___________
8. Красочные рисунки в пещерах, каменные фигурки людей это
1) произведения первобытного искусства
2) магические предметы
3) идолы
9. Жилище, костёр, запасы дров, пищи, кости и шкуры животных, орудия труда
1) это то, что обязательно клали в могилу умершего
2) это то, что было общим у сородичей
3) это то, что принадлежало самым искусным охотникам
10. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности.
А) появление древнейших людей на территории нашей Родины
Б) изобретение древнейших орудий труда
В) появление человека разумного
Г) открытие археологами первобытных рисунков
2 вариант
1. Верно ли следующее утверждение?
Люди разумные, в отличие от древнейших людей, могли общаться друг с другом при помощи слов.
1) верно
2) неверно
2. Огнём овладели
1) люди разумные
2) человекоподобные обезьяны
3) древнейшие люди
3. И древнейшие люди, и люди разумные
1) умели изготавливать орудия труда
2) занимались охотой и собирательством
3) умели пользоваться огнём
4) жили родовыми общинами
Найдите и укажите номер позиции, лишней в этом перечне.
4. Основными занятиями людей 40 тысяч лет назад были
1) собирательство
2) скотоводство
3) охота
4) рыбная ловля
Найдите и укажите номер занятия, лишнего в этом перечне.
5. Установите соответствие между следующими положениями. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
А) древнейшие люди
Б) человекоподобные обезьяны
В) люди разумные
1) овладели речью
2) научились изготавливать орудия труда
3) умели использовать различные предметы для добывания пищи
6. Прочтите текст и вставьте вместо пропуска нужное слово.
Размышляя над причинами тех явлений, которые происходят в них самих, пытаясь объяснить свои сны, первобытные люди пришли к вере в существование ___________.
7. В родовой общине (продолжите перечень)
1) люди происходили от общего предка и считались родичами
2) ___________
3) ___________
8. Действия, при помощи которых первобытные люди пытались добиться успеха на охоте
1) колдовской обряд
2) обращение к священнику
3) чтение священных текстов
9. Дух, душа, оборотни — это
1) научные представления о природе и человеке
2) первобытные верования
3) древние существа, жившие вместе с первобытными людьми
10. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности.
А) овладение огнём
Б) возникновение человеческого стада
В) изобретение лука и стрел
Г) исследование подземной пещеры Альтамира
Ответы на тест по истории Первобытные собиратели и охотники для 5 класса
1 вариант
1-1
2-3
3-4
4-2
5-231
6. Религиозные верования
7. Люди общались при помощи звуков и жестов, его состав был непостоянным
8-1
9-2
10-БАВГ
2 вариант
1-1
2-3
3-4
4-2
5-231
6. Души
7. Люди говорили на общем языке, жизнью людей руководили старейшины
8-1
9-2
10-БАВГ
Тест по истории (5 класс) по теме: Контрольное тестирование по Всеобщей истории, 5 класс, тема «Первобытность»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ТЕМЕ «ПЕРВОБЫТНОСТЬ»
5 КЛАСС
ВАРИАНТ 1
1. Древнейшие люди появились на территории
1) Австралии
2) Латинской Америки
3) Восточной Африки
2. Первобытные люди жили группами, потому что
1) так было легче обмениваться информацией
2) в одиночку нельзя было выжить
3) этого требовали обычаи
3. Какие три из перечисленных находок относятся к вещественным источникам? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) остатки жилищ
2) орудия труда
3) черепки разбитой посуды
4) рисунки в пещерах
5) надписи
4. Для охоты на крупную рыбу люди использовали
1) дубину
2) лук
3) гарпун
5. «Человек разумный» появился
1) более 2 миллионов лет назад
2) более миллиона лет назад
3) 40 тысяч лет назад
6. Установите соответствие между орудиями труда и занятиями древнейших людей
А) гарпун
Б) палка-капалка
В) копье
1) собирательство
2) охота
3) рыбная ловля
7. Для чего первобытные художники помещали свои рисунки в глубине пещер?
1) чтобы от лучей солнца рисунки не тускнели
2) чтобы скрыть их от других племен
3) чтобы звери были «заколдованы» и не ушли с этой территории
8. Первобытные люди клали в могилу сородича одежду и орудия, потому что
1) оставлять их было плохой приметой
2) верили, что они понадобятся в загробной жизни
3) сородич при жизни любил эти вещи
9. Какими красками пользовались первобытные художники?
1) красной, черной, коричневой
2) розовой, зеленой, желтой
3) красной, зеленой, черной
10. Какое занятие возникло из охоты?
1) земледелие
2) рыболовство
3) скотоводство
11. Изображения богов и духов, изготовленные из дерева, глины, камня, называются
1) памятниками
2) статуэтками
3) идолами
12. Что из перечисленного произошло раньше?
1) начало обработки металлов
2) овладение огнем
3) изобретение плуга
13. Как называется человек, который занимается изготовлением орудий труда и других изделий?
1) ремесленник
2) старейшина
3) земледелец
14. Рабами становились
1) разорившиеся члены родовой общины
2) захваченные на войне пленники
3) соплеменники, которые не получили часть военной добычи
15. Какое из понятий относится к религиозным верованиям древних людей?
1) кровное родство
2) жертвоприношение
3) неравенство
Проверочная работа по истории 5 класс «Первобытное общество»
Проверочная работа по теме «Первобытное общество».
1. Тест. (Выберите верный ответ(ы). За каждый верный ответ 1 балл.)
А1. Первые орудия труда, которыми пользовался древнейший человек (несколько ответов)?
а) палка-копалка, б) дубина, в) скребок, г) гарпун.
А2.Первобытный человек отличается от животного (несколько ответов):
а) прямохождением, б) умением говорить, в) верой в божества, г) умением изготавливать орудия труда.
А3. Древнейшие люди добывали пищу (несколько ответов):
а) охотой, б) земледелием, в) собирательством, г) ремеслом.
А4. Причины зарождения у древнейших людей религии: а) не могли объяснить природные явления, б) любили фантазировать, в) им хотелось молиться, г) они научились рисовать и лепить.
А5. Первое коллективное объединение людей? а) соседская община, б) род, в) племя, г) семья.
А6.Член соседской общины имел в собственности (несколько ответов):
а) орудия труда, б) пастбища, в) скот, г) пашню.
А7. Племенем правил: а) совет старейшин, б) вождь, в) жрецы, г) знать.
А8. При обработке земли использовали: а) мотыгу, б) гарпун, в) рубило, г) серп.
2. Блиц-опрос. (Дайте краткий ответ. За каждый верный ответ 1 балл.)
В1. Расположите в хронологическом порядке эпохи первобытного общества:
А) медный век, Б) каменный век, В) железный век, Г) бронзовый век.
В2. Расположите в хронологическом порядке виды первобытных людей:
А) неандерталец, Б) архантроп = питекантроп, В) «человек умелый» = «homo sapiens».
В3. Расположите в хронологическом порядке человеческие объединения:
А) соседская община, Б) родовая община, В) человеческое стадо.
В4. Древнейшее орудие труда, которое использовали для ловли рыбы. ___
В5. Занятие людей, заключавшееся в изготовлении орудий труда, вещей. ___
В6. Занятие человека, изготавлявшего глиняную посуду. ___
3. Вопрос-Задача. (За каждый правильный ответ 2 балла.)
С1. Сколько лет городу Риму?
С2. Сколько лет Москве?
С3. Сколько лет было Риму, когда произошло восстание Спартака?
Критерии оценки: «5»- 18-20 баллов, «4» — 15-17 баллов, «3» — 11-14 балов, «2» — менее 11.
Проверочная работа по теме «Первобытное общество».
1. Тест. (Выберите верный ответ(ы). За каждый верный ответ 1 балл.)
А1. Первые орудия труда, которыми пользовался древнейший человек (несколько ответов)?
а) палка-копалка, б) дубина, в) скребок, г) гарпун.
А2.Первобытный человек отличается от животного (несколько ответов):
а) прямохождением, б) умением говорить, в) верой в божества, г) умением изготавливать орудия труда.
А3. Древнейшие люди добывали пищу (несколько ответов):
а) охотой, б) земледелием, в) собирательством, г) ремеслом.
А4. Причины зарождения у древнейших людей религии: а) не могли объяснить природные явления, б) любили фантазировать, в) им хотелось молиться, г) они научились рисовать и лепить.
А5. Первое коллективное объединение людей? а) соседская община, б) род, в) племя, г) семья.
А6.Член соседской общины имел в собственности (несколько ответов):
а) орудия труда, б) пастбища, в) скот, г) пашню.
А7. Племенем правил: а) совет старейшин, б) вождь, в) жрецы, г) знать.
А8. При обработке земли использовали: а) мотыгу, б) гарпун, в) рубило, г) серп.
2. Блиц-опрос. (Дайте краткий ответ. За каждый верный ответ 1 балл.)
В1. Расположите в хронологическом порядке эпохи первобытного общества:
А) медный век, Б) каменный век, В) железный век, Г) бронзовый век.
В2. Расположите в хронологическом порядке виды первобытных людей:
А) неандерталец, Б) архантроп = питекантроп, В) «человек умелый» = «homo sapiens».
В3. Расположите в хронологическом порядке человеческие объединения:
А) соседская община, Б) родовая община, В) человеческое стадо.
В4. Древнейшее орудие труда, которое использовали для ловли рыбы. ___
В5. Занятие людей, заключавшееся в изготовлении орудий труда, вещей. ___
В6. Занятие человека, изготавлявшего глиняную посуду. ___
3. Вопрос-Задача. (За каждый правильный ответ 2 балла.)
С1. Сколько лет городу Риму?
С2. Сколько лет Москве?
С3. Сколько лет было Риму, когда произошло восстание Спартака?
Критерии оценки: «5»- 18-20 баллов, «4» — 15-17 баллов, «3» — 11-14 балов, «2» — менее 11.
Древний Закон, его связь с ранней историей общества и его отношение к современным идеям
ВВЕДЕНИЕ.
«Древний закон» сэра Генри Мэна теперь является классическим текстом. Цель этого издания — воспроизвести его с такой помощью для правильного понимания и полезного использования, в которой может обоснованно нуждаться молодое поколение. Прошло более сорока лет с тех пор, как книга была впервые опубликована в 1861 году. В течение этих лет и в значительной степени под влиянием собственной работы Мэна исследования ранней истории законов и институтов были более активными, систематическими и плодотворными. чем когда-либо раньше.Выявлено много новых фактов; наши знания о других были свободны от ошибок и заблуждений; столько же, а может быть и больше, которые раньше были доступны, но игнорировались как незначительные или представляющие исключительно местный интерес, нашли свое должное место и важность в более широкой области знаний. Полученные таким образом материалы позволяют нам во многих отношениях подтвердить и дополнить работу Мэна. Если они также покажут нам, что в некоторых местах требуются поправки, никто, кто вообще знаком с прогрессивным характером юридического и исторического образования, не найдет в этом повода для разочарования.Удивительно не то, что результаты Мэна после более чем одного поколения, Edition: current; Страница: [xii] должны нуждаться в некотором исправлении, но на самом деле им нужно так мало, как и им. Более поздние предположения и исследования в целом самым поразительным образом подтвердили ведущие идеи Мэна, частично путем фактической проверки последствий, указанных им как вероятные, частично с помощью новых примеров и применений в регионах, которые он сам не исследовал.
Нет лучшего свидетельства подлинного веса работы Мэна, чем природа некоторой критики, которую он встретил со стороны компетентных людей на континенте, а не дома.Насколько эти образованные люди жалуются на что-либо, они упускают из виду симметричную конструкцию законченной системы, к которой их приучило их обучение. Теперь следует заметить, что никакие слова самого Мэна никогда не давали его читателям обещания систематической доктрины. Ни одна из его книг на первый взгляд не претендовала на объяснение изначального происхождения человеческих законов или установление отношений юриспруденции с этикой, или на установление связи между наукой о праве и какой-либо теорией политики или социального развития.Тем не менее, критикам, о которых идет речь, не пришло в голову обвинить Мэн в упущении из-за того, что он не предпринял таких действий. Выраженное разочарование заключалось в том, что он не выполнил их полностью или что, если у него было решение, он никогда не декларировал его в достаточной степени. Сожаление о том, что работа Мэна не была более откровенно амбициозной, вполне законно, хотя я не разделяю его; выражение этого может Издание: текущее; Страница: [xiii] значили много или мало. Возможно, это было совершенно искренним и из-за несовершенного понимания отношения ко времени, обстоятельствам и материалам, которые определили манеру работы Мэна и, как я считаю, определили ее к лучшему.По замыслу критика, это могло быть также легким комплиментом профессионального и дисциплинированного ученого блестящему любителю. Сама критика сильно отличалась от этого. Предполагалось, что автор проявил себя мастером и, соответственно, должны были применяться высочайшие и самые строгие стандарты как к его методу, так и к его результатам. Когда мы обращаемся от Даресте или Ванни к первоначальному предисловию к «Древнему закону», мы поражаемся старательно скромным терминам, в которых Мэн определил свое собственное дело: «Главная цель следующих страниц — указать на некоторые из самых ранних идей человечество, как они отражены в древнем законе, и указать на связь этих идей с современной мыслью.Подобным образом, при первой публикации лекций о деревенских общинах он извинился за их фрагментарный характер и на пике своей зрелой славы описал «Ранний период, закон и обычаи» только как попытку «соединить часть существующие институты с частью примитивных или очень древних обычаев человечества и идей, связанных с этими обычаями ». Стоит обратить внимание на осторожность Мэна в отказе от права устанавливать то, что древнее издание: текущее; Пейдж: [xiv] обычаи, если таковые имеются, действительно примитивны — осторожность, которой иногда пренебрегают его последователи, а часто и поборники других теорий.
Достойная и почти ироническая сдержанность Мэна в отношении его собственной работы, безусловно, затрудняет для студента, впервые обращающегося к ней, сформировать какое-либо общее представление о том, что она действительно сделала для юридической и исторической науки. Хотя сам Мэн был последним человеком, от которого можно было ожидать ответа на такой вопрос, мы, никоим образом не ограниченные в сдержанности, должны сказать, что он не сделал ничего, кроме создания естественной истории права. Он показал, с одной стороны, что юридические идеи и институты имеют реальный ход развития, как и роды и виды живых существ, и на каждой стадии этого развития имеют свои нормальные характеры; с другой стороны, он ясно дал понять, что эти процессы заслуживают и требуют особого изучения и не могут рассматриваться как простые инциденты в общей истории обществ, в которых они происходят.Были жалобы, часто слишком хорошо обоснованные, на историческое невежество, преобладающее среди юристов. «Горе и вам, законники!» Фриман сказал — я не знаю, будет ли это печататься в этих терминах; но я слышал, как он это говорил — когда его огорчали выдумки о средневековых институтах, которые все еще оставались актуальными для истории двадцать пять или тридцать лет назад. Но Мэн научил нас, что способ привить юристам исторический склад ума — это Edition: current; Страница: [xv], чтобы показать им, что право имеет собственную важную историю, отнюдь не ограниченную его политическими и конституционными аспектами, и предлагает обширное поле для регулярного применения исторического и сравнительного методов.Когда юрист однажды понял это, он, в свою очередь, имеет право указать, что историк, который не довольствуется тем, чтобы быть простым летописцем, вряд ли может обойтись без некоторого понимания правовых идей и систем. И важность юридического элемента не только не уменьшается, когда мы прослеживаем рост наших современных институтов в полуисторическое прошлое, но и возрастает. Другие показали это, кроме Мэна, но не до него. Легко недооценить его оригинальность сейчас, когда его идеи были подхвачены многими учителями и стали актуальными в школах.Любой студент, который сомневается в степени вклада штата Мэн в историческую философию права, может поступить правильно, если спросит себя, в каких книгах, юридических или исторических, более ранних, чем «Древний закон», он мог бы найти адекватное восприятие или какой-либо другой. отчетливое восприятие таких вещей, как эти: чувство благоговения, вызванное простым существованием закона в ранних общинах; сущностный формализм архаического закона; преобладание правил процедуры над правилами по существу в ранних правовых системах; фундаментальное различие между древними и современными представлениями о юридических доказательствах; относительно современный характер распоряжения властью отдельного гражданина, особенно воли, и свободы договора; и еще Издание: текущее; Страница: [xvi] более современный вид истинного уголовного права.В наши дни можно сказать, что «все получили семя», но это не повод забывать, кто первым очистил и засеял землю. Мы можем обрабатывать поля, которые хозяин оставил нетронутыми, и один человек принесет вола лучшего качества, чтобы запрячь его в плуг, а другой — худшего; но это все еще хозяйский плуг.
Теперь будет уместно рассмотреть в общих чертах, какие ресурсы были доступны для целей Мэна, когда он писал «Древний закон» или, скорее, когда он готовил и читал лекции, из которых это была переработанная публикация («Ранний закон и обычаи, » п.194). Мы будем в полной безопасности, если получим юридические и исторические исследования в их нынешнем виде для английского студента, который не посещал континентальные учебные заведения примерно в середине девятнадцатого века.
Сначала в римском праве Савиньи, тогда еще живший, был человеком величайшего авторитета; историческая школа, в создании которой он принимал принципиальное участие, доминировала в Германии и начала преобладать в других местах. Работы Савиньи, а также его современников и ближайших последователей касались только римских материалов.Сравнительное исследование архаичных правовых систем почти не проводилось, и уж тем более в каких-либо значительных масштабах, и это, возможно, объясняет не одну гипотезу Савиньи, которая не доказала свою состоятельность. Работа Рудольфа фон Иеринга, Издание: текущее; Пейдж: [xvii] персонаж, чей гений, индивидуальный, возможно, больше всего напоминал гений Мэна того же поколения, только начинался. Его взгляды на эволюцию современного права от архаического права удивительно совпадают с взглядами Мэна в нескольких моментах; например, в том положении, что вся юрисдикция, если бы мы могли проследить ее достаточно далеко назад, оказалась бы по своему происхождению не обязательной, а добровольной.Но в любом случае не может быть и речи о заимствовании. Мэн сформировал свои собственные идеи еще до того, как была опубликована какая-либо часть великой работы Иеринга «Der Geist des römischen Rechtes»; Иеринг никогда не мог в полной мере использовать работу Мэна, даже если бы у него было время; поскольку, как я узнал от него самого, он не мог читать по-английски с какой-либо легкостью.
Литература по римскому праву, которую можно найти на нашем родном языке, была, за редким исключением, устаревшей или презренной, а такие случайные ссылки на римское право — это
.ЦУР.:. Платформа знаний в области устойчивого развития
Цели устойчивого развития
Повсюду покончить с нищетой во всех ее формах
Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания и продвижение устойчивого сельского хозяйства
Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте
Обеспечение инклюзивного и справедливого качественного образования и поощрение возможностей обучения на протяжении всей жизни для всех
Достижение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек
Обеспечение доступности и устойчивого управления водными ресурсами и санитарией для всех
Обеспечить доступ к доступной, надежной, устойчивой и современной энергии для всех
Содействовать поступательному, инклюзивному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех
Создание устойчивой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и стимулирование инноваций
Сократить неравенство внутри стран и между странами
Сделать города и населенные пункты открытыми, безопасными, устойчивыми и устойчивыми
Обеспечение рациональных моделей потребления и производства
Принять срочные меры по борьбе с изменением климата и его последствиями *
Сохранять и рационально использовать океаны, моря и морские ресурсы для устойчивого развития
Защита, восстановление и содействие устойчивому использованию наземных экосистем, устойчивое управление лесами, борьба с опустыниванием, а также прекращение и обращение вспять деградации земель и прекращение утраты биоразнообразия
Содействовать мирному и инклюзивному обществу в интересах устойчивого развития, обеспечивать доступ к правосудию для всех и создавать эффективные, подотчетные и инклюзивные институты на всех уровнях
Укрепить средства реализации и активизировать глобальное партнерство в целях устойчивого развития
Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, принятая всеми государствами-членами Организации Объединенных Наций в 2015 году, представляет собой общий план обеспечения мира и процветания для людей и планеты сейчас и в будущем. будущее.В ее основе — 17 устойчивых Цели развития (ЦУР), которые являются настоятельным призывом к действиям всех стран — как развитых, так и развивающихся — в рамках глобального партнерства. Они признают, что искоренение бедности и других лишений должно идти рука об руку со стратегиями улучшения здравоохранение и образование, сокращение неравенства и стимулирование экономического роста — все это при одновременном решении проблемы изменения климата и работе над сохранением наших океанов и лесов.
ЦУР основаны на десятилетиях работы стран и ООН, включая Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам
- В июне 1992 года на Саммите Земли в Рио-де-Жанейро, Бразилия, более 178 стран приняли Повестку дня на XXI век, всеобъемлющую план действий по созданию глобального партнерства в целях устойчивого развития для улучшения жизни людей и защиты окружающей среды.
- государства-члена единогласно приняли Декларацию тысячелетия на Саммите тысячелетия в сентябре 2000 года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Саммит привел к разработке восемь Целей развития тысячелетия (ЦРТ) по сокращению крайней бедности к 2015 году.
- Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию и План выполнения решений, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию в Южной Африке в 2002 году, подтвердили обязательства мирового сообщества по искоренению нищеты и охране окружающей среды, основанные на Повестке дня на XXI век и Декларации тысячелетия, с уделением большего внимания многостороннему партнерству.
- На Конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию (Рио + 20) в Рио-де-Жанейро, Бразилия, в июне 2012 года государства-члены приняли итоговый документ » Будущее, которого мы хотим » в котором они решили, среди прочего, начать процесс разработки набора ЦУР для их развития и создать Политический форум высокого уровня ООН по устойчивому развитию. Итог Рио +20 включал и другие меры по обеспечению устойчивого развития, включая мандаты будущих программ работы в области финансирования развития, малые островные развивающиеся государства и более.
- В 2013 году Генеральная Ассамблея учредила открытую рабочую группу из 30 членов для разработки предложения по ЦУР.
- В январе 2015 года Генеральная Ассамблея начала процесс переговоров по повестке дня в области развития на период после 2015 года. Кульминацией процесса стало последующее принятие модели 2030 г. Повестка дня Устойчивое развитие, в основе которого лежит 17 ЦУР, на Саммите ООН по устойчивому развитию в сентябре 2015 года.
- 2015 год стал знаковым для многосторонности и формирования международной политики, когда было принято несколько важных соглашений:
- В настоящее время ежегодный Политический форум высокого уровня по устойчивому развитию служит центральной платформой ООН для последующей деятельности и обзора ЦУР.
Сегодня Отдел по целям в области устойчивого развития (DSDG) Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам (UNDESA) предоставляет основная поддержка и наращивание потенциала для достижения ЦУР и связанных с ними тематических вопросов, включая воду, энергию, климат, океаны, урбанизация, транспорт, наука и технологии, Глобальный Отчет об устойчивом развитии (GSDR), партнерства и малые островные развивающиеся государства. DSDG играет ключевую роль в оценке реализации Повестки дня на период до 2030 года в системе ООН, а также в информационно-пропагандистской деятельности, связанной с ЦУР.Чтобы к 2030 году Повестка дня реальность, широкая Приверженность ЦУР должна трансформироваться в твердую приверженность всех заинтересованных сторон достижению глобальных целей. DSDG стремится способствовать этому взаимодействию.
Следите за DSDG в Facebook по адресу www.facebook.com/sustdev и в Twitter по адресу @SustDev.
.