Контрольная работа по химии решение задач 9 класс: Учебно-методический материал (химия, 9 класс) на тему: Контрольная работа по химии «Решение задач» 9 класс

Учебно-методический материал (химия, 9 класс) на тему: Контрольная работа по химии «Решение задач» 9 класс

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по природоведению 5 класс; контрольная работа по географии 6 класс «Гидросфера»

Контрольные работы составлены с учётом материалов учебников «Природоведение 5 класс»  авторы: Т.С. Сухова, В.И.Строганов и «Землеведение 6 класс» авторы :В.П.Дронов,Л.Е.Савельева.Данные работы ап…

Контрольная работа по химии «Основные классы неорганических соединений» 8 класс

Контрольная работа составлена для итогового контроля по химии для учащихся 8 класса, которые изучают химию по учебнику Рудзитиса и Фельдмана. 2 варианта, есть таблица ответов….

Контрольная работа по геометрии 8 класс Учебник А.Г.Мерзляк «Геометрия 8 класс»

Это первая контрольная работа по теме «Параллелограм и его виды»…

Контрольная работа по геометрии 8 класс Учебник А.Г.Мерзляк «Геометрия 8 класс»

Первая контрольная работа по теме «Параллелограм и его виды»…

Авторский учебный задачник «Контрольные задания» (контрольные работы для 2 — 6 классов)

Решение задач, стоящих перед образованием на современном этапе его развития, во многом зависит от того, как устроена система оценивания: насколько она обеспечивает обратную связь, насколько включает у…

Контрольная работа по географии 5 класс Итоговая контрольная работа

Контрольная работа по географии 5 класс Итоговая контрольная работа…

Контрольная работа по химии 9 класс. Тема контрольной работы «Теория электролитической диссоциации».

Контрольная работа по химии 9 класс. Тема контрольной работы «Теория электролитической диссоциации» на два варианта….

9 класс Практическая работа №1. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».

1 опыт

Взаимодействие кислот с металлами

Активные металлы вытесняют водород из кислот.

Возьмем для испытаний цинк Zn и медь Cu.

Добавим соляную кислоту в пробирку с цинком –

начинается реакция с выделением водорода.

Zn + 2HCl = ZnCl2 + H. Цинк восстанавливает

 водород из кислот,  в ряду напряжений он

расположен левее водорода.

Li, К, Ca, Na, Mg, Al, Mn, Zn, Fe, Co, Ni, Sn,

 Pb, H2, Cu, Hg, Ag, Au

Медь не реагирует с кислотой: в ряду напряжений медь —  правее водорода. Активный цинк реагирует с кислотой, неактивная медь – не реагирует с соляной кислотой.

Оборудование: пробирки, держатель для пробирок.

Техника безопасности: Следует соблюдать правила работы с горючими газами и правила работы с кислотами.

2 опыт

Реакции ионного обмена, идущие с выделением газа

Проведем реакцию ионного обмена карбоната натрия Na2COс соляной кислотой HCl. Часто реакции ионного обмена с участием карбонатов происходят с выделением газа  и поэтому необратимы. Приготовим два стакана: один с раствором карбоната натрия, другой — с сухим карбонатом натрия. Добавим раствор соляной кислоты.

Na2CO3 + 2HCl = CO + H2O + 2NaCl

В обоих стаканах бурно выделяется углекислый газ – происходит необратимая реакция ионного обмена.

Оборудование: химические стаканы, шпатель.

Техника безопасности

. Следует соблюдать правила работы с растворами кислот. Избегать попадания кислот на кожу и слизистые оболочки.

Опыт 3

Реакция нейтрализации

Кислота и щелочь в растворе обмениваются ионами и взаимно нейтрализуют друг друга. В стакане раствор щелочи — гидроксида натрия.  Индикатор фенолфталеин поможет следить за ходом реакции – добавим его к раствору гидроксида натрия. В щелочной среде фенолфталеин малиновый. Приливаем разбавленную соляную кислоту.  Фенолфталеин обесцветился — среда стала нейтральной. Кислота содержат катионы водорода, а щелочь – гидроксид-ионы,  которые объединяются в нейтральную малодиссоциированную молекулу воды.

NaOH + 

HCl = NaCl + H2O

В стакане образовался  водный раствор поваренной соли — реакция нейтрализации завершилась.

Оборудование: химический стакан.

Техника безопасности. Следует соблюдать правила работы с растворами кислот и щелочей. Избегать попадания кислот и щелочей на кожу и слизистые оболочки.

Задание №2. Подтвердите качественный состав веществ:

1) Соляная кислота.

Соляная кислота диссоциирует на ионы: НClH+ + Cl

Качественная реакция на катион водорода — лакмус. Образуется красное окрашивание.

Качественная реакция на хлорид-анион — взаимодействие с нитратом серебра, образуется белый творожистый осадок.

НCl + AgNO3 → НNO3 + AgCl

Ag+ + Cl AgCl

2) Сульфат меди (II).

Сульфат меди (II) диссоциирует на ионы: CuSO4 → Cu2+ + SO42-

Качественная реакция на сульфат ион — взаимодействие с хлоридом бария. Образуется белый осадок сульфата бария:

CuSO4 + BaCl2 → CuCl2 + BaSO4

Ba2+ + SO42-→ BaSO4

Качественная реакция на катион меди Cu2+ — взаимодействие с раствором гидроксида натрия. Образуется голубой студенистый осадк гидроксида меди (II):

CuSO4+ 2NaOH → Na2SO4 + Cu(OH)2

Cu2+ + 2OH → Cu(OH)2

Вывод: Распознать вещества можно с помощью качественных реакций.

Элективного курса по химии 9 класс «Решение расчетных задач по неорганической химии »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Парбигская средняя общеобразовательная школа

имени Михаила Тимофеевича Калашникова»

Рассмотрено

Руководитель МО

_____ /__________/

Протокол №____

«___» ______ 20__г.

Согласовано

Заместитель директора по _______ МБОУ «Парбигская СОШ им. М.Т. Калашникова»

_____ /_________

«___» ______ 20__г.

Утверждено

Директор МБОУ «Парбигская СОШ им. М.Т. Калашникова»

_____ /_________ /

Приказ №______

«___» _____ 200__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса по химии 9 класс

«Решение расчетных задач по неорганической химии »

( 0,5час в неделю, 17 часов в год)

Составитель:

учитель химии

Богачева Е.В.

с. Парбиг

2016

Пояснительная записка

Предлагаемый курс направлен на углубление и расширение химических знаний учащихся через решение расчётных задач. В существующих ныне образовательных программах решению задач отводится неоправданно мало внимания. А ведь именно решение задач служит средством для осмысления, углубления и закрепления теоретического материала.

Решение химических задач – важная сторона овладения знаниями основ науки химия, являясь одним из компонентов обучения химии, успешно реализует основной дидактический принцип единства обучения, воспитания и развития. При решении задач происходит уточнение и закрепление химических понятий о веществах и процессах, вырабатываются умения и навыки по использованию имеющихся знаний. Побуждая учеников повторять изученный материал, углублять и осмысливать его, химические задачи формируют систему конкретных представлений. Задачи, включающие определенные ситуации, становятся стимулом самостоятельной работы учащихся над учебным материалом. Являясь одним из звеньев в прочном, глубоком усвоении учебного материала, способствует происхождению в действии формирования законов, теорий и понятий, запоминания правил, формул, составления химических уравнений. Решение задач способствует воспитанию целеустремленности, развитию чувства ответственности, упорства и настойчивости в достижении цели. В процессе решения используется межпредметная информация, что формирует понятие о единстве природы. В ходе решения идет сложная мыслительная деятельность, которая определяет как содержательную сторону мышления (знание), так и действенную (операции действия). Теснейшее взаимодействие знаний и действий способствует формированию приемов мышления: суждений, умозаключений, доказательств. При решении химических задач учащийся приобретает знания, которые можно условно разделить на два рода: знания, приобретенные при разборе текста задачи, и знания, без привлечения которых процесс решения невозможен (определения, понятия, основные законы и теории, физические и химические свойства веществ, их формулы, молярные массы, количество вещества, химические процессы, их уравнения реакций и т.д.) Важна роль задач в организации поисковых, исследовательских ситуаций при изучении химии. Задачи являются объективным методом контроля знаний, умений и навыков учащихся

Цели данного курса:

  • формирование у учащихся умений и навыков решения задач разных типов, в том числе и усложнённых

  • устранение пробелов в знаниях

Задачи данного курса:

  • ознакомление учащихся с различными типами расчётных задач, а также с видами деятельности, необходимыми для успешного усвоения программы.

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи при решении задач

  • развитие умений применять знания в конкретных ситуациях

  • формирование навыка решения и составления нестандартных задач.

Рабочая программа по элективному курсу по химии 9 класса составлена на основе авторской программы О.С.Габриеляна.

Место предмета в учебном плане

Программа элективного курса реализована за счёт часов компонента учебного плана ОУ и рассчитана на 0,5 часа в неделю, 17 часов в год.

В программе предусмотрено: 2 контрольных работы.

Общая характеристика элективного курса.

Предлагаемый элективный курс направлен на углубление и расширение химических знаний учащихся через решение расчётных задач, а также на подготовку к успешной сдаче единого государственного экзамена по предмету.

В существующих ныне образовательных программах решению задач отводится неоправданно мало внимания. А ведь именно решение задач служит средством для осмысления, углубления и закрепления теоретического материала.

При решении задач у учеников вырабатывается самостоятельность суждений, умение применять свои знания в конкретных ситуациях, развивается логическое мышление, появляется уверенность в своих силах.

Элективный курс «Решение расчетных задач по неорганической химии» предназначен для учащихся 9 классов и носит предметно-ориентированный характер и практическую направленность, т.к. предназначен не столько для формирования новых химических знаний, сколько для развития умений и навыков решения расчётных задач различных типов.

Перечень межпредметных связей, используемых в курсе химии:

При изучении данного элективного курса прослеживаются межпредметные связи с такими науками как:

математика ( решение задач алгебраическим способом)

физика ( газовые законы).

биология (определение химического состава орг. вещества)

Химическое содержание части задач, предложенных программой курса, выходит за рамки базового уровня, т. к. предполагает, что курс выберут школьники, серьёзно интересующиеся химией и планирующие по завершению обучения в школе сдать единый государственный экзамен.

Учебная деятельность осуществляется при использовании УМК О.С.Габриеляна.

Содержание рабочей программы – 17 часов

Элективный курс «Решение расчетных задач по неорганической химии»

9 класс (0,5 часа в неделю)


Название темы

Содержание темы

Кол — во часов

11

Тема 1.

Расчеты по

химическим

формулам

Определение молекулярной формулы вещества по массовым долям образующихся элементов.

Определение молекулярной формулы вещества с использованием плотности или относительной плотности газов.

Определение молекулярной формулы вещества по продуктам его сгорания.

Определение молекулярной формулы вещества по отношению атомных масс элементов, входящих в состав данного вещества.

Массовая доля вещества. Массовая доля элемента в соединениях. Объемная доля вещества. Определение молекулярных формул простых или сложных веществ

6 ч

2

Тема 2. Вычисления по химическим уравнениям

Закон Авогадро. Молярный объем газов. Задачи, решаемые на основе использования газовых законов.

Плотность газов. Относительная плотность газов.

Задачи, связанные с объемными отношениями газов при химических реакциях.

Задачи на смеси газов, не реагирующих между собой.

Задачи на смеси газов, реагирующих между собой.

Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего определенную массовую долю примесей (в %)

5 ч

33

Тема 3. Качественные реакции

Определение катионов и анионов. Качественные реакции на катионы водорода и бария. Качественные реакции на катионы алюминия и меди. Качественные реакции на анионы гидроксогруппы и хлора. Качественные реакции на сульфат анионы и карбонат анионы.

5 ч

Итоговая контрольная работа

1 ч

Календарно – тематическое планирование – 17 часов

Элективный курс «Решение экспериментальных задач по химии»

9 класс (0,5 часа в неделю)

Тема урока

Дата

План

Факт

Тема 1. Расчеты по химическим формулам – 6 ч

1

Относительная молекулярная масса, количество вещества, молярная масса, постоянная Авогадро.

2

Закон Авогадро. Молярный объем газов.

3

Массовая доля х.э. Вывод формулы вещества.

4

Массовая доля растворенного вещества. Молярная концентрация.

5

Обобщение: «Расчеты по химическим формулам»

Сам. работа

6

Контрольная работа №1 «Расчеты по химическим формулам»

Тема 2. Вычисления по химическим уравнениям – 5 ч

7

Вычисление массы, объема или количества вещества по известной массе, объему или количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции веществ.

8

Вычисление массы, объема или количества вещества продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.

9

Вычисление массы, объема или количества вещества продукта реакции, если для его получения дан раствор с определенной массовой долей исходного вещества.

10

Обобщение: «Вычисления по химическим уравнениям» Сам. работа

11

Контрольная работа №2 «Вычисления по химическим уравнениям»

Тема 3. Задачи на качественные реакции– 6 ч

12-

13

Общий алгоритм выполнения экспериментальной задачи

Практическая работа №1 «Качественные реакции на катионы водорода и бария»

14

Практическая работа №2 Качественные реакции на катионы алюминия и меди

15

Практическая работа №3 Качественные реакции на анионы гидроксогруппы и хлора.

16

Практическая работа №4 Качественные реакции на сульфат анионы и карбонат анионы.

17

Зачетная контрольная работа «Решение задач по химии»

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения химии на занятиях элективного курса

учащиеся 9 класса должны

Знать:

• основные понятия химии «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем», «число Авогадро», а также газовые законы;

• законы химии: закон сохранения массы вещества, закон постоянства состава вещества, закон Авогадро;

• буквенные обозначения заданных величин и единицы их измерения;

• расчетные формулы для любых типов задач;

• строение, физические и химические свойства неорганических веществ.

Уметь:

• определять тот или иной тип расчетной задачи;

• анализировать условия задачи;

• выявлять химическую сущность задачи;

• составлять уравнения всех химических процессов, заданных в условиях задачи;

• устанавливать связи между приводимыми в задаче величинами с помощью пропорций или алгебраических уравнений;

• учитывать соотношения между единицами международной системой физических величин (СИ) и внесистемными единицами;

• производить математические расчеты;

• использовать несколько способов при решении задачи.

Источники информации:

Материалы УМК:

О.С.Габриелян. Химия. 9 класс: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений. —
М.:Дрофа, 2009.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Для контроля за уровнем обученности учащихся 9 класса

на элективных занятиях по химии используются:

Контрольно-измерительные материалы.

Химия: 9 класс / Сост. Н.П.Троегубова. – М.: ВАКО, 2012.

Сборник авторских задач по химии. 8-11 классы, Г.Л. Маршанова– М.: ВАКО, 2014

Химия. Тесты для школьников, А.И.Волков, О.Н. Комшилова- Минск.: «Букмастер», 2014.

Габриелян О.С. Контрольные и проверочные работы 9 класс. – М.: Дрофа,2010.

Химия. Планируемые результаты. Система заданий. 8-9 классы, А.А. Каверина, Р.Г. Иванова, Д.Ю. Добротин — издательство «Просвещение», 2013.

Литература для учителя:

Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа,2002.

Химия. 8-11 классы: развернутое тематическое планирование / авт.-сост. Н.В.Ширшина. — Волгоград: Учитель, 2007.

CD. Тематическое планирование. Химия, биология, экология. – издательство «Учитель», 2007.

Габриелян О.С. Задачи по химии и способы их решения. 8-9 класс. – М.: Дрофа,2013

Контрольно-измерительные материалы. Химия: 9 класс / Сост. Н.П.Троегубова. – М.: ВАКО, 2012.

Сайт в Интернете: www.newwave.msk.ru

Сайт в Интернете www.alleng.ru

Литература для учащихся:

О.С.Габриелян. Химия. 9 класс. Базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа – 2010.

Медведев Ю.Н. ЕГЭ 2014. Химия. Типовые тестовые задания. – М.: «Экзамен»,2014

Химия. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. Задания высокого уровня сложности (С1-С5): учебно-методическое пособие /под ред. В.Н.Доронькина. – Ростов н/Д: Легион,2012

П.М.Волович, М.И.Бровко. Готовимся к экзамену по химии. – М.: Рольф, 2001.

Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия: Сборник задач. 8-9 класс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

Г.П.Хомченко. Пособие по химии для поступающих в вузы. – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 1998.

Цифровые образовательные интернет-ресурс

Средства обучения

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Таблица растворимости.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков

обучающихся 9 класса на элективном курсе

Критерии оценивания умений учащихся решать расчётные задачи:

Отметка «5»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»: в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, но допускается существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»: имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

Критерии оценивания письменных контрольных работ:

Отметка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»: ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»: работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»: работа выполнена меньше, чем наполовину, или содержит несколько существенных ошибок

Оценка практических умений.

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися по ходу выполнения практической работы и выполнения письменного отчета.

Оценка 5 – ставится в том случае, если работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, эксперимент осуществлен по плану с учетом знаний по технике безопасности и правил работы с веществами и оборудованием. Проявлены организационно-трудовые умения (чистота рабочего места, порядок, экономный расход реактивов).

Оценка 4 – ставится в том случае, если работа выполнена правильно, но не полностью, допущены несущественные ошибки в целом не повлиявшие на ход эксперимента, сделаны определенные наблюдения и выводы, эксперимент осуществлялся по плану с учетом знаний по технике безопасности и правил работы с веществами и оборудованием. Проявлены организационно-трудовые умения (чистота рабочего места, порядок, экономный расход реактивов).

Оценка 3 – ставится в том случае, если работа выполнена не полностью, но правильно и не менее чем на половину, или в ходе эксперимента, при объяснении происходящих явлений, оформлении работы допускались существенные ошибки, а также имелись нарушения техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием, исправляемые по требованию преподавателя.

Оценка 2 – ставится в том случае, если в ходе эксперимента допускаются 2 или 3 существенных ошибки, которые ученик не может исправить по требованию преподавателя.

Оценка 1 – ставится в том случае, если работа не выполнена.

Оценка умений решать экспериментальные задачи.

Оценка 5 – ставится в том случае, когда план решения составлен правильно, верно осуществлен подбор реактивов и оборудования, дано полное объяснение процессов и сделаны верные выводы.

Оценка 4 – ставится в том случае, когда план решения составлен правильно, верно осуществлен подбор реактивов и оборудования, но при этом было допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Оценка 3 – ставится в том случае, если план решения составлен правильно, верно осуществлен подбор реактивов и оборудования, но при этом была допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Оценка 2 – ставится в том случае, если допущены две и более существенные ошибки в плане решения, подборе химических реактивов и оборудования, объяснении и выводах.

Оценка 1 – ставится в том случае, если задача не решена

Оценивание теста.

35% выполненных заданий – оценка «2»

36 – 61% — оценка «3»

62 – 85% — оценка «4»

86 – 100% — «5»

Аннотация к рабочей программе по элективному курсу

«Решение расчетных задач по неорганической химии» для 9 класса

на 2016-2017 уч. г.

Рабочая программа по элективному курсу по химии 9 класса составлена на основе авторской программы О.С.Габриеляна. Программа соответствует учебному плану образовательного учреждения и предусматривает изучение предмета на базовом уровне.

Рабочая программа по элективному курсу в 9 классе рассчитана на 0,5 часа в неделю, 17 часов в год.

Целью изучения элективного курса по химии 9 класса является формирование у учащихся умений и навыков решения задач разных типов, в том числе и усложнённых; устранение пробелов в знаниях. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса: «Расчеты по химическим формулам», «Задачи на газовые законы и газовые смеси», «Вывод формул химических соединений различными способами», «Способы выражения концентрации растворов», «Решение задач на скорость химических реакций». Последовательность расположения тем элективного курса по химии 9 класса обеспечивает своевременную подготовку учащихся к дальнейшему изучению химии.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

В ходе реализации данной программы предусмотрены следующие виды контроля: контрольные работы

Реализация программы осуществляется при использовании учебно-методического комплекса О.С.Габриеляна «Химия. 9 класс». Учебник. Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать», «уметь». Преемственность предмета химии с предыдущими годами обучения просматривается во всех темах курса.

Предметными результатами изучения элективного курса являются следующие умения:

• определять тот или иной тип расчетной задачи;

• анализировать условия задачи;

• выявлять химическую сущность задачи;

• составлять уравнения всех химических процессов, заданных в условиях задачи;

• устанавливать связи между приводимыми в задаче величинами с помощью пропорций или алгебраических уравнений;

• учитывать соотношения между единицами международной системой физических величин (СИ) и внесистемными единицами;

• производить математические расчеты;

• использовать несколько способов при решении задач

Материал по химии (9 класс) по теме: Решение задач химия 9 класс учебник О. С. Габриелян

Ученикам 9 класса  к  § 15. Упр.1, 4

 Определение относительной плотности газов по воздуху.  Рассмотрим упражнение 4.

Задача. Определите во сколько раз тяжелее (легче) воздуха кислород, углекислый газ, водород, т.е определите относительную плотность по воздуху этих газов D возд..

             Чтобы решить эту задачу необходимо взять одинаковое количество воздуха и углекислого газа и найти их отношение.

Возьмем количество в 1 моль.

 1 моль воздуха весит 29 г., а вес 1 моль углекислого газа числено равен относительной молекулярной массе CO2.

 Дано:

CO2

n = 1 моль

mвозд. = 29 г/моль

Dвозд.(CO2)-?          Решение:

М(CO2) = 12 + 16 • 2 = 44 г/моль

1 моль воздуха весит 29 г/моль.               1 моль CO2 весит 44 г/моль.

Dвозд.(CO2) = m(CO2) / mвозд.

Dвозд.(CO2) = 44 / 29 = 1,5

Ответ: Плотность углекислого газа по воздуху 1,5. Или углекислый газ в 1,5 раза тяжелее воздуха.

        Ученикам 9 класса К § 7. Упр. 2

Рассмотри решение аналогичной задачи:

Пример:  Какое количество вещества меди и цинка следует взять для получения 50 кг латуни, содержащей минимальную массовую долю цинка?

Дано:

Cu, Zn

 mсплава = 50 кг

 n(Zn)-?   n(Cu)-?         Решение

 Латунь содержит от 10 до 50% Zn (стр.33 учебника). По условию задачи латунный сплав должен содержать минимальную долю цинка — 10%. Следовательно в 100кг. латуни содержится 10кг цинка.

1. Рассмотрим пропорцию:

50 кг латуни содержит Х кг Zn

100 кг латуни содержит 10 кг Zn

отсюда Х= (50 • 10)/ 100    Х = 5 кг то есть

m(Zn) = 5 кг

Вес сплава 50 кг, масса цинка в этом сплаве 5 кг следовательно масса меди в данном сплаве составит:

m(Cu) = 50 кг — 5 кг = 45 кг

2. Найдём количество вещества цинка и меди:

n(Zn) = m(Zn) / М(Zn),   где М(Zn) = 65 кг/кмоль,

n(Zn) = 5/65 = 0,08 кмоль   или 80 моль цинка

n(Cu) = m(Cu) / М(Cu),   где М(Cu) = 64 кг/кмоль,

n(Cu) = 45/64 = 0,7 кмоль меди

Ответ: 80 моль цинка и 0,7 кмоль меди необходимо взять для приготовления данного сплава.

Итоговая контрольная работа по химии в форме ОГЭ за курс 9 класса

Итоговая контрольная работа в формате ОГЭ за курс 9 класса

Вариант 1

Часть 1

1. (1 балл). В ряду элементов С N O F увеличиваются:

А) радиусы атомов В) неметаллические свойства

Б) металлические свойства Г) число энергетических уровней

2. (1 балл). Оксиду S(IV) соответствует кислота:

А) H2SO4 Б) H2S В) H2SO3 Г) K2SO4

3. (1 балл). Ряд Са(OH)2 , Н2СО3, Zn(OH)2 соответственно представляет гидроксиды:

А) основный, кислотный, амфотерный В) амфотерный, кислотный, основный

Б) основный, амфотерный, кислотный Г) кислотный, основный, амфотерный

4. (1 балл). При взаимодействии с неметаллами металлы проявляют свойства:

А) восстановительные В) окислительные

Б) кислотные Г) основные

5. (1 балл). Сумма всех коэффициентов в уравнении реакции кальция с водой равна:

А) 3 Б) 5 В) 7 Г) 9

6. (1 балл). С растворами кислот будут взаимодействовать оба металла:

А) Li и Ag Б) Na и Hg В) K и Mg Г) Cu и Hg

7. (1 балл). С помощью раствора хлорида бария можно обнаружить:

 А) серную кислоту В) сульфит натрия

 Б) сероводородную кислоту Г) сернистую кислоту

8. (1 балл). Азот взаимодействует при обычных условиях:

 А) с натрием В) с кальцием

 Б) с литием Г) с алюминием

9. (1 балл). Последовательность цифр 2-8-18-4 соответствует распределению электронов по энергетическим уровням атома:

 А) углерода В) германия

 Б) кремния Г) олова

10. (2 балла). Установите соответствие между веществами, вступающими в реакцию и продуктами их взаимодействия:

РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ

1) СаO + CO2  А) Ca(OH)2

2) Ca(OH)2+ SO2  Б) CaCO3+ H2O

3) Ca + H2O   В) CaSO4+ H2O

4) Ca (HCO3)2 + Ca(OH)2  Г) Ca(OH)2 + H2

Д) CaSO3 + H2O

Е) CaCO3

11. (2 балла). Установите соответствие между газообразным веществом и способом его получения в лаборатории. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

ГАЗООБРАЗНОЕ

ВЕЩЕСТВО

 

ЛАБОРАТОРНЫЙ СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ

1) сероводород

2) кислород

3) аммиак

 

А) действие соляной кислоты на известняк

Б) нагревание смеси гашёной извести и хлорида аммония

В) действие соляной кислоты на сульфид железа

Г) каталитическое разложение пероксида водорода

Часть 2

12. (3 балла). Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой

P + H2SO4 →H3PO4 + SO2 + H20

Определите окислитель и восстановитель.

13. (3 балла). При растворении в избытке разбавленной серной кислоты цинка, содержащего 4,5% нерастворимых примесей, выделилось 2,24 л (н. у.) водорода. Определить массу исходного образца металла, содержащего примеси.

14. (5 баллов). Осуществите превращения:

Cu → Cu(NO₃)₂ → CuO → CuSO₄ → Cu(OH)₂→ CuBr2.

Укажите признаки и условия реакций.

Вариант 2

Часть 1

1. (1 балл). В ряду элементов N P As Sb уменьшаются:

А) радиусы атомов В) неметаллические свойства

Б) металлические свойства Г) число электронов на внешнем слое

2. (1 балл). Оксиду N (V) соответствует кислота:

А) HNO2 Б) HNO3 В) NH3 Г) NaNO2

3. (1 балл). Ряд Вa(ОH)2, Be(OH)2, H3PO4 соответственно представляет гидроксиды:

А) основный, амфотерный, кислотный В) амфотерный, кислотный, основный

Б) кислотный, основный, амфотерный Г) амфотерный, основный, кислотный

4. (1 балл). Наиболее сильные восстановительные свойства проявляет:

А) K Б) Mg В) Li Г) Na

5. (1 балл). Сумма всех коэффициентов в уравнении калия с водой равна:

А) 3 Б) 5 В) 7 Г) 9

6. (1 балл). «Негашеной известью» называют оксид щелочноземельного металла:

А) кальция В) бария

Б) магния Г) стронция

7. (1 балл). Сера не взаимодействует даже при нагревании:

А) с цинком В) с золотом

Б) с серебром Г) с ртутью

8. (1 балл). Степень окисления фосфора равна + 3 в соединении:

А) P4O10 В) Na3PO4

Б) NaPO3 Г) PCl3

9. (1 балл). Соляная кислота не взаимодействует:

А) с нитратом серебра В) с гидроксидом алюминия

Б) с оксидом кальция Г) с бромоводородом

10. (2 балла). Установите соответствие между веществами, вступающими в реакцию и продуктами их взаимодействия:

РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ

1) Fe + Cl2  А) Fe2(SO4)3 + H2O

2) Fe + HCl  Б) FeSO+ H2O

3) Fe2O3 + H2SO4   В) FeCl3

4) Fe + CuSO4  Г) FeCl2 + H2

Д) FeSO4 + Cu

Е) Fe2(SO4)3 + Cu

11. ( 2 балла). Установите соответствие между газообразным веществом и лабораторным способом его распознавания. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

ГАЗООБРАЗНОЕ

ВЕЩЕСТВО

 

ЛАБОРАТОРНЫЙ СПОСОБ РАСПОЗНАВАНИЯ

1) кислород

2) углекислый газ

3) аммиак

 

А) при поднесении к пламени сосуда с этим газом раздается «лающий» звук

Б) влажная лакмусовая бумажка синеет в атмосфере этого газа

В) тлеющая лучинка, внесённая в сосуд с этим газом, вспыхивает

Г) при пропускании этого газа через известковую воду она мутнеет

Часть 2

12. (3 балла). Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции, соответствующее схеме превращений

HCl + HNO3 → NO + Cl2 + H2O

 Определите окислитель и восстановитель.

13. (3 балла). К 300 г баритовой воды добавили избыток раствора карбоната натрия, выпал осадок массой 11,82 г. Определите массовую долю гидроксида бария в исходном растворе.

14. (5 баллов). Осуществите превращения:

NaNO₃ → NaNO₂ → Nа2O → NaNO₃ → Na2SO4→Ba SO4 .

Укажите признаки и условия реакций.

Критерии оценивания

Часть 1

Верное выполнение каждого из заданий 1–9 оценивается 1 баллом. За полный правильный ответ на задания 10-11 ставится по 2 балла; если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущено две и более ошибок или ответа нет, то выставляется 0 баллов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Вариант 1

В

В

А

А

Б

В

А

Б

В

ЕДГБ

ВГБ

Вариант 2

В

Б

А

А

В

А

В

Г

Г

ВГАД

ВГБ

Часть 2

задания

Вариант 1

Вариант 2

Баллы

11.

Элементы ответа:

1)Составлен электронный баланс:

2Cl-1 — 2 ē → Cl20 2 │3

N+5 + 3 ē = N+2 │ 3 │2

 2) Определён окислитель и восстановитель: N+5(HNO3) — окислитель, Cl-1 (HCl) — восстановитель.

3) Составлено уравнение реакции: 

6HCl + 2HNO3 = 2NO + 3Cl2 + 4H2O

Элементы ответа:

1) Составлен электронный баланс:

 S+6 + 2ē = S+4 │2 │5

10

P0 — 5ē = P+5 │5 │2

 2) Указано, что S+6 (H2SO4) — окислитель, а P0(P) —восстановитель

 3) Расставлены коэффициенты в уравнений реакции:

2P + 5H2SO4 =2H3PO4 + 5SO2 + 2H20

Ответ правильный и полный, содержит все названные элементы -3

Правильно записаны два элемента ответа-2

Правильно записан один элемент ответа-1

Все элементы ответа записаны неверно- 0

12.

Элементы ответа:

1) Составлено уравнение реакции:

 Zn + H2SO4 = Zn SO4 + H2

2) Рассчитанo количество вещества водорода и цинка:

n(H2) = V(H2) : Vm = 2,24 : 22.4 = 0,1 моль

n(Zn) = n (H2) = 0,1 моль

3) Определена масса чистого цинка:

m (Zn) = n(Zn) • M(Zn) = 0,1• 65,4 = 6,54 г.

m(смеси) = m (Zn) + 0,045• m (Zn) = 6,8 г.

Ответ: 6,8 г

Элементы ответа:

1) Составлено уравнение реакции:

Ba(OH)2 +NaCO3 = BaCO3↓ + 2NaOH

2) Рассчитано количество карбоната бария и гидроксида бария:

n(BaCO3) = 11,82 г : 197 г/ моль = 0,06 моль

n(Ba(OH)2)  = n(BaCO3) = 0,06 моль

3) Определена масса гидроксида бария и его массовая доля в баритовой воде:

 m(Ba(OH)2) = 171 г/ моль • 0,06 моль = 10,26 г

 ω(Ba(OH)2) = 10,26 г : 300 г • 100% = 3,42 %

Ответ: 3,42 %

Ответ правильный и полный, содержит все названные элементы -3

Правильно записаны два элемента ответа-2

Правильно записан один элемент ответа-1

Все элементы ответа записаны неверно- 0

13.

Элементы ответа:

1. Сu + 4HNO3 = Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O
2. 2Cu(NO3)2 (t) = 2CuO + 4NO2 + O2 (условие: температура)
3. CuO + H2SO4 = H2O + CuSO4
4. CuSO4 + 2KOH = K2SO4 + Cu(OH)2(осадок голубого цвета)

5. 5) Cu(OH)2 + 2HBr = 2H2O + CuBr2 (растворение осадка)

Элементы ответа:

1. 2NaNО₃ →t°→ = 2NaNO₂ + O₂( условие: температура)

2. NaNO2→Na2O+O2+N2 (выделение газа)

3. Na2O + N2O5 = 2NaNO3

4. 2NaNO3 + AgSО4= Na2SO4 +2 AgNO3 (растворение осадка)

5. Na2SO4+ВаCl2=

ВаSO4+2NaCl (осадок белого цвета)

Ответ правильный и полный, содержит все названные элементы -5

За ошибку, допущенную в одном из элементов, убирается по 1 баллу -4-1

Все элементы ответа записаны неверно- 0

Максимальное число баллов за тест- 24, из них за задания части 1 – 13 (по 1 баллу за задания 1-9 и по 2 балла за задание 10 и 11), части 2 -11, в котором задание 12 и 13 оцениваются по 3 балла, а задание 14 – 5 баллами.

Перевод баллов в отметки:

Отметки

«3»

«4»

«5»

Баллы

13-16

17-20

21-24

Практический тест по решению проблем GMAT 04

1. Если a² = 12, то 4 =

А. 144
Б. 72
С. 36
Д. 24
E. 16

2. Если n четное, что из следующего не может быть нечетным?

I n + 3
II 3n
III n² — 1

А.я только Только
B. II Только
C. III
Только D. I и II
E. I, II и III

3. Одна сторона треугольника имеет длину 8, а вторая — 5. Что из следующего может быть площадью треугольника?

I 24
II 20
III 5

A. I только
Б.Только II Только
C. III
только D. II и III
E. I, II и III

4. Одно животное в зоопарке съело 39 фунтов еды за шесть дней. Если он будет продолжать есть с той же скоростью, через сколько дней его общее потребление составит 91 фунт?

А. 12
Б. 11
С.10
Д. 9
E. 8

5. Идеальный куб — это целое число, корень куба которого является целым числом. Например, 27, 64 и 125 — идеальные кубики. Если p и q — идеальные кубы, что из следующего не обязательно будет идеальным кубом?

А. 8п
млрд. Кв.
C. pq + 27
Д.-п
E. (p — q) 6

6. Половина людей в автобусе выходит на каждой остановке после первой, и никто не садится после первой остановки. Если на остановке № 7 выйдет только один человек, сколько человек вышло на первой остановке?

А. 128
Б. 64
С. 32
Д. 16
E.8

7. n — целое число, выбранное случайным образом из набора

{5, 7, 9, 11}

p выбирается случайным образом из набора
{2, 6, 10, 14, 18}

Какова вероятность того, что n + p = 23?

А. 0,1
В. 0,2
В. 0,25
Д. 0,3
E. 0,4

8. Платье на распродаже в магазине отмечено знаком $ D. Во время продажи со скидкой его цена снижается на 15%. Персоналу разрешена дополнительная скидка на 10% по сниженной цене. Если сотрудник купит платье, сколько ей придется заплатить в пересчете на D?

А. 0,75D
Б. 0,76D
С. 0,765D
Д. 0,775D
E. 0.805D

9. Все точки в массиве разнесены на 2 единицы по вертикали и горизонтали. Какова длина самого длинного отрезка линии, который можно нарисовать, соединяя любые две точки в массиве, не проходя через какую-либо другую точку?

А. 2
Б. 2√2
С. 3
Д. √10
E. √20

10. Если радиус окружности с центром O равен 7, а величина угла AOB равна 100, каково наилучшее приближение к длине дуги AB?

А. 9
Б. 10
С. 11
Д. 12
E. 13

.

Практический тест по решению проблем GMAT 06

1. Что из следующего можно использовать, чтобы проиллюстрировать, что не все простые числа нечетные?

А. 1
Б. 2
С. 3
Д. 4
E. 5

2. Какое наибольшее из 3 последовательных целых чисел, сумма которых равна 24?

А.6
Б. 7
С. 8
Д. 9
E. 10

3. Учитывая позиции в числовой строке выше, какое из следующих значений могло бы быть значением для x?

А. 5/3
Б. 3/5
С. -2/5
Д. -5/2
E.никто

4. Кусок ленты длиной 4 ярда используется для изготовления луков, требующих 15 дюймов ленты для каждого. Какое максимальное количество поклонов можно сделать?

А. 8
Б. 9
С. 10
Д. 11
E. 12

5. Сколько чисел от 200 до 400 удовлетворяют одному или обоим из условий, приведенных в двух утверждениях ниже?
Утверждение 1. Число начинается с 3
. Утверждение 2: число заканчивается на 3

А.20
Б. 60
С. 100
Д. 110
E. 120

6. 6 пинт 20-процентного водного раствора спирта смешивают с 4-мя пинтами 10-процентного водного раствора. Процент спирта в новом растворе —

.

А. 16
Б. 15
С.14
Д. 13
E. 12

7. PQRS — параллелограмм и ST = TR. Каково отношение площади треугольника QST к площади параллелограмма?

А. 1: 2
Б. 1: 3
С. 1: 4
Д. 1: 5
E. не может быть определено

8. Рисунок копируется на лист бумаги размером 8,5 на 10 дюймов. Оставлено поле 1,5 дюйма по периметру. Какую площадь в квадратных дюймах занимает изображение?

А. 76
Б. 65
С. 59,5
Д. 49
E. 38,5

9. В таблице представлены результаты опроса водителей, в котором спрашивали, сколько аварий они имели за последние 5 лет.Какое среднее количество несчастных случаев в год?

А. 0,5
Б. 1
С. 1,5
Д. 2
E. 4

10. Если V = 12R / (r + R), то R =

А. Вр / (12 — В)
Б. Вр + В / 12
К. Вр — 12
Д.В / г — 12
Э. В (г + 1) / 12

.

Практический тест по решению проблем GMAT 03

1. Расстояние от города A до города B составляет пять миль. C находится в шести милях от B. Что из следующего может быть расстоянием от A до C?

I 11
II 1
III 7

A. I только Только
B. II
C. I и II только
только D. II и III
E.I, II или III.

2. √5 процентов от 5√5 =

А. 0,05
Б. 0,25
В. 0,5
Д. 2.5
E. 25

3. Если pqr = 1, rst = 0 и spr = 0, что из следующего должно быть равно нулю?

А.п
B. Q
C. R
Д. С
E. T

4.

А. 1/5
Б. 6/5
К. 6³
Д. 6 4 /5
E. 6 4

5. -20, -16, -12, -8 ….
В приведенной выше последовательности каждый член после первого на 4 больше, чем предыдущий. Что из следующего не может быть термином в последовательности?

А. 0
Б. 200
С. 440
Д. 668
E. 762

6. ♠ n обозначает число, полученное при округлении n до ближайшей десятой.Например ♠ 4,31 = 4,3
♠ 0,089 — ♠ 1,135 =

А. 1.05
Б. 1.04
С. -1,05
Д. -1,0
E. -0,1

7. Для скольких целых значений n значение выражения 4n + 7 будет целым числом больше 1 и меньше 200?

А. 48
Б.49
С. 50
Д. 51
E. 52

8. В приведенной выше правильно обработанной сумме сложения A, B, C и D представляют разные цифры, и все цифры в сумме разные. Какова сумма A, B, C и D?

А. 23
Б. 22
С. 18
Д.16
E. 14

9. В аквариум размером 50 см в длину, 30 см в ширину и 40 см в высоту наливают 12 литров воды. Насколько высоко (в см) поднимется вода?
(1 литр = 1000 см³)

А. 6
Б. 8
С. 10
Д. 20
E. 40

10. Шесть лет назад Аните было в P раз старше Бена. Если Аните сейчас 17 лет, сколько сейчас Бену с точки зрения P?

А. 11 / П + 6
Б. П / 11 +6
С. 17 — П / 6
Д. 17 / П
E. 11.5P

.
Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *