Контрольная работа на тему внимание по психологии: Контрольная работа по психологии. Тема 4

Содержание

Контрольная работа по психологии. Тема 4


С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: психология.docx.
Показать все связанные файлы
Подборка по базе: тесты тема2 препед стом Кимсанова А.docx, Микроэкономика тема 3.docx, навыки 4 тема.docx, Ситауционная задача, 2 тема, МБ.docx, 13 тема 1-вариант .docx, Физика пересдача 1 коллоквиум 1 тема.docx, ЗАДАЧА тема 1docx (1).pdf, тесты 2 тема (ответ).docx, Доклад Аверикн В.Ю. 3 тема.docx, Задачи Тема 7 Геморрагические диатезы.docx

Тема 4. Внимание

  1. Приведите примеры проявления основных видов внимания и условий, которые их вызывают.

  1. Непроизвольное: Девушка идет по улице и разговаривает по телефону. Неожиданно она слышит громкий крик, вследствие чего непроизвольно поворачивает голову в поисках источника шума.

Условие: Действие сильного, контрастного или значительного, вызывающего эмоциональный отклик, раздражителя.

  1. Произвольное: Мальчик, делая домашнюю работу, сознательно устраняет все внешние раздражители (выключает музыку, телевизор, компьютер, закрывает окно, чтобы не слышать звуков с улицы) и сосредотачивает своё внимание на задании.

Условие: Постановка и принятие задачи.

  1. Послепроизвольное: Студент, готовясь к экзамену, заинтересовался темой и потом продолжил её изучение.

Условие: Вхождение в деятельность и связанный с этой деятельностью интерес.

  1. Какие виды и свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:

а) гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами: вид-послепроизвольное, свойство-распределение;
б) ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные: вид-произвольное, свойство-концентрация;
в) рабочую тишину в классе нарушают звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины: вид-непроизвольное, свойство-переключение (отвлечение);
г) получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя: вид-послепроизвольное, свойство-переключение (осмысление);
д) испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к» и «а»: вид-произвольное, свойство-устойчивость;
е) учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться: вид-произвольное, свойство-объём;
ж) Заканчивается урок, учащиеся пытаются разобраться в материале, но время от времени они отвлекаются, заговаривают друг с другом. Чтобы активизировать их деятельность, учитель резко повышает голос. Класс успокаивается, но ненадолго, а вскоре снова начинает шуметь. Учителю приходится снова повысить голос: вид-произвольное, свойство-концентрация.


  1. Опишите ситуации, в которых проявляются основные свойства внимания (устойчивость, концентрация, распределение, переключение).

  1. Устойчивость: Школьник в течение двух часов выполняет домашнюю работу;

  2. Концентрация: Девочка была настолько сосредоточена чтением книги, что не слышала как её позвала мама.

  3. Распределение: Во время лекции все студенты были заинтересованы речью преподавателя.

  4. Переключение: После занятий физкультуры мальчик быстро включился в работу на уроке математики.

  1. Чтобы во время урока или самостоятельных занятий учащиеся были в состоянии управлять своим произвольным внимание, о каких условиях его организации и поддержания им следует помнить?

  • Прямое требование внимания

  • Поддержание дисциплины на уроке.

  • Усиление впечатления.

  • Осознание долга и обязанности

  • Отчетливое понимание конкретной задачи выполняемой дея­тельности.

  • Привычные условия работы.

  • Возникновение косвенных интересов.

  • Создание благоприятных условий для деятельности.

  • Постановка вопросов по ходу выполнения деятельности.

  1. Определите, какие способы привлечения внимания (повторение, новизна, изменение интенсивности, контрастные цвета, формы или размеры, искусственное подогревание общественного интереса) использованы в следующих случаях.

а) женщина нарисовала на своей черной машине белую полосу-контрасные цвета;
б) учитель повышает голос и кричит: «Тихо!»-изменение интенсивности;
в) у прилавка на рынке, где можно поторговаться, постоянно собирается много покупателей-искусственное подогревание общественного интереса;
г) мать постоянно твердит своему ребенку: «Не забудь убрать свою комнату»-повторение;
д) новый преподаватель входит в аудиторию и молча ждет, когда установится тишина-новизна.

Контрольная работа по предмету: «Общая психология» Тема: Внимание.

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Самарский филиал

Контрольная работа по предмету:

«Общая психология»

Тема: Внимание.

Выполнила : студентка 1 курса

Психолого — педагогического факультета

«Психология развития и обучения»

Содержание.

1.Введение

2.Понятие внимание

3. Виды внимания

Введение


На человека постоянно воздействует масса самых различных раздражителей. Сознание человека не состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все эти объекты. Что-то находится в поле ясного сознания, что-то осознается не вполне отчетливо, что-то весьма смутно, а многое вообще не замечается. Из массы окружающих объектов — предметов и явлений — человек выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем.

Понятие внимание.

Внимание — это психический процесс, являющийся не самостоятельной формой отражения, а организацией тех или иных форм отражения (ощущений, восприятий, памяти, мышления, воображения, эмоций и чувств), в результате которой что-то отражается в сознании более отчетливо, а другое менее отчетливо. Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть любой предмет или явление объективного мира либо целая группа их, свойства и качества этих предметов, а также действия, мысли, представления и переживания самой личности.

Первоначальная форма внимания — ориентировочный рефлекс, или, как его назвал И. П. Павлов, рефлекс «что такое?», который является реакцией на все новое, неожиданное, неизвестное.

Внимание само по себе не есть такой же психический процесс, каким являются, например, восприятие, запоминание, мышление или воображение. Мы можем воспринимать, запоминать, мыслить, но не можем быть «заняты вниманием». Внимание — это особая форма психической активности человека, необходимое условие всякой деятельности.

В зависимости от характера объекта, на который направлено внимание человека, различают внешнее и внутреннее внимание. Внешнее внимание — внимание, направленное на окружающие нас предметы и явления. Внутреннее внимание — внимание, направленное на собственные мысли, чувства и переживания. Это деление, конечно, до известной степени условно, так как в ряде случаев мы сосредоточенно мыслим в связи с восприятием какого-либо предмета или явления, стараясь понять его, глубоко проникнуть в его сущность.

Внимание имеет внешнее выражение, проявляющееся в ряде активных приспособительных движений для лучшего восприятия объекта. Человек принимает специфическую позу, всматривается, вслушивается, излишние движения задерживаются, дыхание замедляется; при сосредоточенном внутреннем внимании человек порой застывает в неподвижной позе, «затаив» дыхание, его взгляд словно отсутствует, устремляется вдаль, благодаря чему окружающее не отвлекает его.

Виды внимания.

По активности человека в организации внимания различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания на объекте в силу особенности этого объекта как раздражителя. Всякое достаточно сильное раздражение — громкие звуки, яркий свет, резкий запах — может невольно привлечь внимание. Особое значение для привлечения внимания имеет контраст между раздражителями. Новизна — одна из важных особенностей раздражителей, вызывающих непроизвольное внимание. Причем имеется в виду не только абсолютная новизна (раздражитель этот ранее никогда не воздействовал на человека), но и относительная (необычное сочетание знакомых раздражителей).

Непроизвольное внимание может быть вызвано также чувствами, связанными с воспринимаемыми объектами. К причинам, вызывающим непроизвольное внимание, относится также влияние прежнего опыта, в частности воздействие имеющихся у человека знаний и привычек.

Одной из важнейших причин непроизвольного внимания являются интересы человека. Направленность непроизвольного внимания, как показали многочисленные экспериментальные исследования, зависит от структуры деятельности. Это значит, что внимание к объекту (действию) определяется местом, которое данный объект занимает в структуре деятельности. Так, внимание обычно привлекается целью деятельности и не привлекается способами ее осуществления (операциями). Однако если не выработаны прочные навыки (у водителя — переключения скоростей и т. п ), сами операции становятся целью и привлекают к себе внимание.

Произвольное внимание возникает тогда, когда человек ставит перед собой определенные задачи, осознанные цели, что и обусловливает выделение отдельных предметов (воздействий) как объектов внимания. Направленность и концентрация внимания при этом зависят не от особенностей самих предметов (воздействий), а от поставленной, намеченной цели, задачи. В таких условиях нередко требуется определенное усилие воли, необходимое для того, чтобы сохранить объект сосредоточения, т. е. не отвлекаться, а также поддерживать определенную интенсивность процесса сосредоточения. Это особенно проявляется при наличии в окружающей обстановке посторонних и вместе с тем новых и сильных раздражителей, когда приходится сосредоточиваться как бы вопреки их воздействию. Таким образом, произвольное внимание есть проявление воли. Подчеркивая эту особенность произвольного внимания, его иногда называют волевым вниманием.

Так же как и непроизвольное, произвольное внимание связано с чувствами, прежним опытом личности, ее интересами. Влияние этих моментов, однако, при произвольном внимании сказывается опосредствованно. Сама деятельность может непосредственно не вызывать интереса, но так как ее выполнение необходимо для решения важной задачи, она становится предметом внимания.

Третий вид внимания — послепроизвольное. Этот вид внимания возникает после того, как было вызвано произвольное внимание. При выполнении деятельности часто сначала требуется организация направленности внимания и усилие воли для его поддержания. Однако по мере преодоления трудностей, по мере углубления в деятельность работа захватывает, увлекает человека, вызывает интерес к предмету труда, к самому процессу труда. Так происходит переход от произвольного внимания к послепроизвольному. Последний вид внимания связан с сознательными задачами и целя-ми, т. е. вызывается преднамеренно, поэтому его нельзя отождествлять с непроизвольным вниманием. С другой стороны, это внимание несходно и с произвольным, так как здесь уже не требуется волевых усилий или заметных волевых усилий для поддержания внимания. С этим видом внимания связывают наиболее интенсивную и плодотворную умственную деятельность.

Рассмотренные три вида внимания тесно переплетаются взаимными переходами и дополняют друг друга в практической деятельности человека. Поэтому в задачу формирования внимания входит не только формирование произвольного внимания и развитие внимания непроизвольного, но формирование таких черт личности, которые бы облегчали переход произвольного внимания в послепроизвольное.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Тест по теме «Психология. Развитие психики и сознание. Внимание. Тест для самопроверки»

25 вопросов

Показать Скрыть правильные ответы

Вопрос:

Понятие бессознательного обрело конкретно-психологический смысл в концепции …

Варианты ответа:

  1. З. Фрейда
  2. Г. Лейбница
  3. К. Юнга
  4. А. Адлера

Вопрос:

Числом объектов или их элементов, одновременно воспринимаемых с одинаковой степенью ясности и отчетливости, оценивается такой показатель внимания, как…

Варианты ответа:

  1. концентрация
  2. переключение
  3. распределение
  4. объем

Вопрос:

Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании обеспечивает…

Варианты ответа:

  1. рефлексия
  2. восприятие
  3. внимание
  4. память

Вопрос:

Оценка личностью себя, своих возможностей, личностных качеств и места в системе межличностных отношений называется …

Варианты ответа:

  1. самооценкой

Контрольная работа по психологии на тему «Внимание» на заказ

Стоимость услуги

предполагает решение ряда задач и определенную структуру:

  1. Вводная часть с общей информацией по теме.
  2. Аналитическое исследование темы через призму учебников и материалов периодических изданий.
  3. Эмпирические исследования, которые включают тщательную обработку анкет и анализ полученных результатов.
  4. Заключительное слово, в котором будут четко сформулированы рекомендации психолога (пусть и будущего).
  5. Библиографический список.

Контрольная работа по теме «Внимание» должна раскрыть принципиально важные аспекты:

  1. Феноменальность внимания как психологического явления.
  2. Особенность включения внимания во все психологические процессы.
  3. Ориентировочный рефлекс как основа внимания.
  4. Внимание как активатор необходимых психологических и физиологических процессов.
  5. Внимание как причина сосредоточенности и организованного отбора поступающей информации.

Заказать контрольную работу по теме «Внимание» стоит по нескольким причинам:

  • экономия личного времени;
  • исправлять и дописывать работу по требованию придирчивого преподавателя вам не придется — все заботы на себя берет исполнитель;
  • объем эмпирических исследований часто пугает студентов, а у вас есть шанс избежать скрупулезной обработки данных.

Кто выполнит контрольную работу по теме «Внимание» на заказ?

Исполнители биржи Студент Центр окажут содействие и помощь в написании контрольной работы по теме «Внимание».

Структура выполненной на заказ контрольной работы по психологии на тему «Внимание», подразумевает раскрытие следующих ключевых аспектов:

  1. Понятие и физиологическая сущность внимания.
  2. Характерные особенности и функции внимания.
  3. Объем, устойчивость и распределение внимания.
  4. Способы развития внимания.
  5. Диагностические методы исследования внимания.
  6. Экспериментальная работа с испытуемыми и результаты этой работы.

Методологическая база исследования, которая должна быть представлена в контрольной работе по психологии на тему «Внимание»:

  • анализ и синтез;
  • констатирующий и формирующий эксперимент;
  • методы математической обработки данных и прочее.

Почему контрольную работу по теме «Внимание» нужно заказать именно на сервисе Студент Центр?

  1. Качество работы исполнителей на сайте — это уникальная содержательная часть и техническое оформление в соответствии с указанными требованиями кафедры/вуза.
  2. Квалифицированные исполнители сервиса способны составить анкетные бланки любой сложности.
  3. Существует возможность общения заказчика и автора напрямую, без посредников.
  4. На сайте нет случайных людей: все исполнители имеют профильное образование и опыт написания подобных работ.

Как заказать контрольную работу по теме «Внимание» на Студент Центр?

Заказать контрольную работу по психологии на тему «Внимание» на сервисе Студент Центр легко, быстро и удобно. Для этого необходимо:

  1. Пройти регистрацию на сайте.
  2. Заполнить заявку: указать параметры контрольной работы, прикрепить имеющиеся исходные данные, обозначить сроки сдачи заказа и электронный адрес.
  3. Выбрать исполнителя из желающих, ориентируясь на предложенную стоимость работы. Цена, как правило, зависит от рейтинга автора на сайте и дополнительных специфических требований к заказу.
  4. Оплатить заказ удобным для вас способом.
  5. Дождаться выполненной работы.

Сотрудничество с исполнителями Студент Центр — это всегда надежно и выгодно.

⚑ Успей сделать заказ со скидкой!

Если в течении 5 минут, вы оформите заявку на сайте, то получите гарантированную скидку. По истечению времени, кнопка исчезнет, поэтому поторопитесь!

Контрольные работы по другим предметам

Внимание

Нельзя поставить внимание в один ряд с такими процессами отражения, как ощущение, восприятие, мышление. Оно является одной из сторон этих процессов, поэтому необходимо и при восприятии, и при мышлении, и при действии. Например, со вниманием можно рассматривать картину, решать какую-либо задачу, слушать музыку и др. Поэтому внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности человека на каком-либо объекте.

В отношении внимания у психологов до настоящего времени нет единого мнения.

Благодаря вниманию эффективность соответствующей психической деятельности повышается, психические процессы протекают более ясно и отчетливо. Большое количество раздражителей, которые действуют в данный момент на человека, он воспринимает не все, а только какое-то число. Это говорит о том, что внимание имеет избирательный характер. Благодаря вниманию человек воспринимает предметы и явления с большей ясностью.

Например, при слуховом восприятии, он подмечает малейшие звуки, которые необходимо услышать. При процессах мышления внимание имеет организующее значение, и процесс мышления протекает упорядоченно. С ослаблением внимания мышление становится неорганизованным. По внешнему виду человека, благодаря приспособительным движениям, можно говорить о его внимании.

Для внимания характерны индивидуальные особенности – объем, распределение, концентрация и др. это говорит о том, что внимание имеет высокую степень самостоятельности.

Как психический процесс внимание имеет огромное значение для человека, потому что любая деятельность без него просто невозможна. Поскольку внимание всегда направлено на конкретный объект, то у него есть та или иная направленность. Направленность предполагает сохранение деятельности на какой-то период времени. Выбрать ту или иную деятельность еще недостаточно, чтобы быть внимательным надо этот выбор удержать и сохранить его.

Для внимания характерна сосредоточенность – это большая или меньшая углубленность в деятельность. Для решения сложной задачи требуется большая углубленность. Сосредоточенность и направленность имеют тесную связь между собой. Когда внимание человека на что-то направляется, то одновременно с этим оно ещё сосредотачивается. Несмотря на тесную связь эти понятия не тождественны. Направленность связывают с переходом от одного занятия к другому, а сосредоточенность связывают с углубленностью в это занятие.

Теории внимания

Внимание своими интересными и противоречивыми свойствами привлекало взгляды многих ученых. Происхождение и сущность внимания они объясняли по-разному.

Анализируя разные подходы к пониманию природы внимания, Н.Н. Ланге, объединил существующие теории и концепции внимания в несколько групп:

  • Внимание как результат двигательного приспособления. Произвольный перенос внимания с одного предмета на другой невозможен без мускульных движений. Приспособление органов чувств к условиям наилучшего восприятия обеспечивают мышечные движения;
  • Внимание как результат ограниченности объема сознания. И. Герберт и У. Гамильтон полагают, что более интенсивные представления вытесняют менее интенсивные, не объясняя при этом, что они понимают под «объемом сознания»;
  • Внимание как результат эмоции. Особое развитие эта теория получила в английской ассоциативной психологии. Она указывает, что внимание зависит от интересности представления, зависит от эмоциональной окраски представления;
  • Внимание как результат апперцепции. Жизненный опыт индивида оказывает большое влияние на внимание;
  • Внимание как особая активная способность духа. Ряд психологов считают, что внимание это первичная и активная способность, но происхождение её необъяснимо;
  • Внимание как усиление нервного раздражителя. Оно обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы;
  • Теория нервного подавления. Теория объясняет основной факт внимания тем, Что один физиологический нервный процесс задерживает или подавляет другие физиологические процессы. Результатом этого является факт особой концентрации сознания.

Оригинальные трактовки внимания выдвигались и отечественными психологами, например, П.Я. Гальпериным. Основные положения его концепции в следующем:

  • Внимание это один из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие. Оно направлено на содержание образа, мысли, другого феномена, который в данный момент существует в психике человека;
  • Внимание по своей функции представляет контроль над содержанием. В действиях человека есть ориентировочная, исполнительская, контрольная части. Эта контрольная часть и представлена вниманием;
  • Деятельность контроля или внимания, в отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, не имеет отдельного результата;
  • Все конкретные акты произвольного и непроизвольного внимания с его точки зрения, как деятельности психического контроля, есть результат формирования новых умственных действий.

Данные теории опираются на реальные факты, но игнорируют все остальные проявления, абсолютизируя выделенные феномены. Только в совокупности всех свойств можно правильно понять феномен внимания.

Внимание как свойство личности

Если рассматривать внимание с точки зрения свойств личности, то оно проявляет себя как внимательность, состоящую из усвоенных правил и морально-этических норм, принятых в обществе. Специалисты рассматривают две основные формы проявления внимательности:

  1. Объектная форма. Она связана с умением замечать изменения, которые происходят в окружающей среде, умением изменять события, управлять ими и контролировать их исполнение. Внимательность включает в себя такие качества как любознательность, наблюдательность и др.
  2. Субъектная форма. Внимательность в этой форме проявляет себя при общении людей друг с другом. Она заключается в умении подмечать и различать эмоционально-чувственные проявления людей.

В этом отношении непревзойденным мастером был американский психиатр и психотерапевт Милтон Эриксон. Он замечал мельчайшие оттенки чувственных проявлений людей. Эту свою особенность он использовал в психотерапевтической практике.

Для этой формы внимательности характерны такие качества личности как чуткость, отзывчивость, умение замечать чувства людей и сопереживать им, т.е. эмпатия.

У каждого человека объектная и субъектная внимательности сочетаются в определенной пропорции и могут быть как равно представленными, так и с доминированием какой-то одной.

У человека может возникнуть состояние обостренной внимательности, когда он попадает в новую, необычную для него обстановку.

Внимательность как черта характера, выражающая отношение к людям, приобретает в обществе огромную ценность и составляет основу чуткости и такта в подходе и к детям и взрослым.

Тест по теме «Тест с ответами по предмету педагогика и психология»

238 вопросов

Показать Скрыть правильные ответы

Вопрос:

Факты, закономерности и механизмы психики являются предметом изучения в:

Варианты ответа:

  1. когнитивной психологии
  2. гештальтпсихологии
  3. бихевиоризме
  4. отечественной психологии

Вопрос:

Основной задачей психологии является:

Варианты ответа:

  1. коррекция социальных норм поведения
  2. изучение законов психической деятельности
  3. разработка проблем истории психологии
  4. совершенствование методов исследования

Вопрос:

К психическим процессам относится:

Варианты ответа:

  1. темперамент
  2. характер
  3. ощущение
  4. способности

Вопрос:

Одним из принципов отечественной психологии является принцип:

Варианты ответа:

  1. учёта возрастных особенностей человека
  2. единства мышления и интуиции

Характеристики свойств внимания

Связь сознания с определенным объектом и сосредоточенность на нем есть не что иное, как внимание. Особенности сосредоточенности определяют свойства внимания. К этим свойствам относятся:

  • Устойчивость;
  • Концентрация;
  • Распределение;
  • Переключение;
  • Объем внимания;
  • Отвлекаемость.

Устойчивость внимания

Заключается устойчивость в способности сосредотачиваться на одном объекте какое-то определенное время, поэтому она является временной характеристикой внимания. Данное свойство внимания может определяться периферическими и центральными факторами.

Как показали исследования, внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. По данным Н.Н. Ланге, периоды таких колебаний обычно составляют 2-3 секунды и доходят до 12 секунд максимум. Если попытаться сосредоточиться на тиканье часов – они будут, то слышны, то не слышны. Колебания при наблюдении более сложных фигур, носят иной характер. В них как фигура попеременно будет выступать то одна, то другая часть. Например, изображение усеченной пирамиды будет давать такой эффект. Усеченная пирамида показана на рисунке:

Готовые работы на аналогичную тему

Если в течение какого-то времени смотреть на пирамиду, то поочередно она будет казаться то выпуклой, то вогнутой. Малые периоды колебания внимания не являются общей закономерностью. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете новые стороны и связи.

Когда внимание при всех условиях неустойчиво, умственная работа более или менее эффективная была бы невозможна. Устойчивость внимания зависит и от других условий – степень сложности материала и трудность знакомства с ним, понятность материала, отношение к нему субъекта, индивидуальные особенности личности.

Устойчивость внимания можно проверить с помощью таблицы Бурдона. Она состоит из беспорядочного чередования отдельных букв. В каждой строке каждая буква повторяется одно и то же количество раз. Испытуемый в течение длительного времени должен вычеркивать заданные буквы. Устойчивость внимания аналогично проверяется с помощью таблиц Крепелина. Они состоят из столбиков цифр, а испытуемый в течение длительного времени должен их складывать. Число допускаемых ошибок и продуктивность работы служат показателем колебаний внимания.

Концентрация внимания

Определение

Концентрация – это следующее свойство внимания, которое подразумевает интенсивность сосредоточенности.

Концентрация внимания, считал А.А. Ухтомский, связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре. По его мнению, – это следствие возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

Поскольку внимание может быть произвольным и непроизвольным, то соответственно, и концентрация внимания производится как усилием воли, так и сама собой, опираясь на личную заинтересованность. Для длительного поддержания внимания в первом случае требуется большое количество энергии, которое может привести к истощению. Концентрация внимания будет менее утомительна, если она основана на интересе к объекту и способствует большей производительности труда. Естественно, что заниматься деятельностью, которая вызывает искренний интерес, очень важно для человека.

Умение сосредоточиться на определенном объекте развивается с возрастом. Концентрироваться длительное время малышам, сложно, но младшие школьники уже без проблем могут высиживать уроки. Таким образом, они приобретают способность к обучению. Концентрируясь на одном предмете в течение длительного времени, ребенок постепенно привыкает к нагрузкам и легче справляется с ними, а к окончанию школы уже свободно владеет произвольным вниманием.

На развитие концентрации внимания существует много упражнений, например, такие, как мозговые импульсы, центр вселенной, подсчет и др.

Распределение внимания

Определение

Распределение внимания – это способность человека одновременно выполнять несколько видов деятельности.

Безусловно, классическим примером такой способности является Юлий Цезарь. Предание говорит, что он мог одновременно делать семь дел, не связанных между собой. Также известно, что Наполеон одновременно мог диктовать своим секретарям семь важных дипломатических документов.

Практика, однако, показывает, что человек может выполнить только один вид сознательной психической деятельности. Субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких дел возникает, потому что человек быстро и последовательно переключается с одного вида деятельности на другой. Как доказал В. Вундт, человек не может одновременно сосредоточиться на двух предъявляемых раздражителях. Тем не менее, иногда действительно человек способен выполнить два вида деятельности, но, в таком случае, один из видов должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания. При несоблюдении этого условия совмещение деятельности невозможно. Распределение внимания, как считает ряд авторов, является обратной стороной другого свойства – переключаемости.

Переключение внимания

Определение

Под переключением понимается сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой.

В целом это означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации.

У разных людей легкость переключения неодинакова и зависит от ряда условий. Прежде всего, это соотношение между предшествующей и последующей деятельностью, а также отношение субъекта к каждой из них.

На интересную деятельность переключиться значительно легче и, наоборот. Переключаемость внимания хорошо тренируется.

Объем внимания

Объем является еще одним свойством внимания и представляет собой количество объектов, которое человек с достаточной ясностью может охватить одновременно.

Одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы, как известно, человек не может. Подобное ограничение заставляет поступающую извне информацию дробить на части и при этом не превышать возможности обрабатывающей системы.

При обучении и тренировке объем внимания практически не меняется, а его показателем является количество ясно воспринимаемых предметов. У разных людей объем внимания различен. Это зависит от того, насколько содержание, на котором сосредотачивается внимание, связано между собой, а также от умения осмыслено связывать и структурировать материал. Объем внимания очень близко к понятию объем восприятия.

Отвлекаемость внимания

Определение

Под отвлекаемостью понимают перемещение внимания с одного объекта на другой.

Если на человека, занятого какой-либо деятельностью действуют посторонние раздражители, то возникает отвлекаемость внимания.

Она может быть внешней и внутренней:

  • Внешняя отвлекаемость. Возникает под влиянием внешних раздражителей. Те предметы и явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой, отвлекают больше всего. В результате у человека на эти раздражители появляется ориентировочный рефлекс, который трудно угасает. Внешняя отвлекаемость имеет физиологическую основу, которой является отрицательная индукция процессов возбуждения и торможения. Они вызываются действием внешних раздражителей, которые не имеют отношения к выполняемой деятельности;
  • Внутренняя отвлекаемость внимания. Как правило, возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за то дело, которым человек в данный момент занимается. Внутренняя отвлекаемость внимания обусловлена сильными чувствами, желаниями вызывает мощный очаг возбуждения в коре головного мозга. В результате отсутствия интереса, внутренняя отвлекаемость объясняется запредельным торможением, которое развивается под влиянием утомления нервных клеток.

Психологических викторин и тестов

MENUMENU

  • Условия
        • Зависимости
          • Симптомы употребления психоактивных веществ
          • Симптомы употребления опиоидов
          • Лечение наркотических веществ
        • Обзор СДВГ
          • Симптомы СДВГ у взрослых
          • Лечение СДВГ у взрослых
          • Тест на СДВГ
          • СДВГ в детстве
          • Симптомы СДВГ в детстве
          • Лечение СДВГ в детстве
          • Тест на СДВГ в детстве
        • Тревога и паника
          • Общие симптомы тревоги
          • Лечение тревоги
          • Симптомы панического расстройства
          • Лечение панического расстройства
          • Тест на тревогу
        • Аутизм
          • Симптомы аутизма
          • Лечение аутизма
          • Симптомы Аспергера
          • Лечение Аспергера
          • Тест на аутизм
        • Биполярное расстройство
          • Симптомы биполярного расстройства
          • Лечение биполярного расстройства
          • Тест на биполярное расстройство
        • Депрессия
          • Симптомы депрессии
          • Сезонное аффективное расстройство
          • Послеродовая депрессия
          • Лечение депрессии
          • Депрессионный тест
        • Расстройства пищевого поведения
          • Симптомы анорексии
          • Лечение анорексии
          • Симптомы переедания
          • Лечение переедания
          • Симптомы булимии
          • Лечение булимии
          • Тест на переедание
          • Тест на отношение к еде
          • Тест на расстройство пищевого поведения
          • Тест на расстройство пищевого поведения
            • Симптомы ОКР
            • Лечение ОКР
            • Тест ОКР
          • ПТСР
            • Симптомы посттравматического стрессового расстройства
            • Лечение посттравматического стрессового расстройства
            • Тестирование посттравматического стрессового расстройства
          • Шизофрения
            • Симптомы шизофрении
            • Лечение шизофрении
            • Руководство по шизофрении
            • Тест на шизофрению
          • Проблемы воспитания
          • Личность
            • Тест личности
            • Тест личности 16 типов
            • Все тесты личности
          • Вопросы взаимоотношений
            • Тесты на секс и взаимоотношения
          • Нарушения сна
            • Тест сна
          • Как справиться со стрессом
          • Все психические расстройства
    • Тесты
          • Тест на СДВГ
          • Тест на тревожность
    .

    Свойства внимания — Основы общей психологии

    Аттракцион

    Внимание человека обладает следующими свойствами: концентрация, распределение, объем, переключаемость, устойчивость.

    Концентрация внимания — это концентрация субъекта на объекте, сила поглощения этим объектом. Концентрация внимания означает, что есть фокус, в котором собрана сознательная деятельность человека.

    Свойство, противоположное сосредоточенности, рассеянность, т.е. неспособность долго сосредотачиваться на чем-то конкретном. Есть искренняя и мнимая рассеянность. Воображаемая рассеянность — результат большой концентрации и ограниченности внимания. Иногда его называют «профессорским», так как он часто встречается у людей, занимающихся решением научных задач. Внимание человека в данном случае настолько сконцентрировано на решаемой проблеме, что он не замечает мелочей, по его мнению, вещей, не слышит адресованные ему вопросы.Физиологическая причина мнимой рассеянности — мощный очаг возбуждения в коре головного мозга, вызывающий торможение в окружающих областях. Нечеткое отражение внешних воздействий с рассеянным вниманием объясняется тем, что оно возникает в областях коры, находящихся в состоянии торможения.

    Все великие исследователи обладали исключительной способностью концентрировать мысли на главном. Сократ решил принять участие в войне и присоединился к походной колонне войск.По дороге он занялся решением какого-то философского вопроса и остановился посреди дороги, глубоко задумавшись. Когда он очнулся, оказалось, что он простоял несколько часов далеко позади войск.

    Истинная рассеянность — это неспособность удерживать внимание на предмете или действии в течение длительного времени. Физиологически истинная рассеянность объясняется недостаточной силой внутреннего торможения. Возбуждение, возникающее под действием речевых сигналов, легко рассеивается, но с трудом концентрируется.В результате в коре головного мозга создаются нестабильные очаги оптимальной возбудимости.

    Количество внимания — это количество однородных объектов (обычно 7 + 2), которые покрываются одновременно. Количество предметов в поле внимания может быть больше девяти. Это зависит от того, насколько значимы и связаны эти элементы. Количество внимания у детей меньше, чем у взрослых, обычно 5 + 2 элемента.

    Распределение внимания — возможность одновременного выполнения нескольких типов действий; возможность управлять несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из них из поля зрения.

    В некоторых профессиях распределение внимания становится особенно важным. Такими профессиями являются профессия летчика, шофера, диспетчера. Распределение внимания очень важно для учителя, которому часто приходится делать несколько дел одновременно. Учитель объясняет урок и в то же время следует за классом, часто записывая что-то на доске.

    Распределение внимания зависит от ряда условий, в первую очередь от того, насколько разные объекты связаны друг с другом и как автоматизируются действия, между которыми распределяется внимание.Чем теснее связаны объекты и чем значительнее автоматизация, тем проще распределение.

    Переключение внимания — это способность намеренно переключать внимание с одного объекта на другой. Различают намеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное) переключение внимания. Намеренное переключение внимания осуществляется волей человека, а непреднамеренное происходит само по себе, часто незаметно для сознания. Непреднамеренное переключение внимания следует рассматривать не только как отрицательное качество.Часто этому способствует временный покой тела, анализатор. Таким образом, сохраняется высокая работоспособность нервной системы и организма в целом.

    Быстрое или медленное переключение зависит от:

    1) темперамент;

    2) физическое состояние: у утомленного человека переключение внимания замедлено;

    3) содержание предыдущего и последующего действий: если предыдущее действие более интересно, переключение замедляется.

    Есть четыре классических типа центральной нервной системы и соответственно четыре типа темперамента — холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.Люди с разным темпераментом могут переключать свое внимание с разной скоростью, следовательно, они будут переключаться с одного вида деятельности на другой с разной скоростью. Учителю важно учитывать особенности переключения внимания учеников.

    Холерик — человек стремительный, горячий, энергичный. Пример холерика — А.С.Пушкин. Его реакция мгновенная, молниеносная. Он может быстро и легко переключаться с одного вида деятельности на другой, после отдыха быстро включается в работу.Однако после работы, как и после конфликта, не может сразу успокоиться, так как склонность к возбуждению сильнее, чем к торможению.

    Сангвиник — подвижный, веселый, подвижный, увлекающийся человек. Сангвиник умеет быстро переключаться. Поэтому легко переключается из одного эмоционального состояния в другое, с одного занятия на другое, быстро перестраивает и меняет стереотипы поведения, легко переходит от отдыха к работе и наоборот.

    Флегматик отличается медленной переключаемостью, поэтому реакция при переходе с одного вида деятельности на другой замедляется.Его характерная черта — основательность и медлительность. Флегматик медленно входит в работу, но обязательно доводит ее до конца. Флегматика будет раздражать, например, требование срочной реструктуризации, доработки, изменения планов и т.д.

    Меланхолик — это человек, у которого процессы возбуждения и торможения уменьшены, поэтому он склонен к подавленному настроению и мрачным мыслям. Он не всегда может быстро переключаться, поэтому теряется в сложных ситуациях и не всегда может быстро найти выход из сложной ситуации.Ему нужны более упорядоченные жилищные условия. Он может успешно вписаться в социальную среду при условии, что другие будут его разумно оценивать и обращаться с ним должным образом.

    При организации учебного процесса учителя должны помнить, что лучше хореографа и сангвиника проводить занятия в быстром темпе, оперировать большими блоками, можно быстро переключаться с одного вида работы на другой. Они легко успевают за быстрыми переходами мыслей учителя, перестраиваются от одного занятия к другому.Также необходимо учитывать тот факт, что так же быстро ученики этих типов темперамента отвлекаются от темы урока, они переключаются на более интересные темы и дела.

    Флегматики и меланхолики не могут быстро переключать внимание, поэтому им лучше входить в материал медленно, основательно, не перескакивая с одной мысли на другую, не пропуская даже малейших, казалось бы, мысленных операций.

    Стабильность — отрезок времени, в течение которого происходит концентрация внимания.Устойчивость внимания зависит от характера материала, степени его сложности, разборчивости, отношения к нему испытуемого. Важным условием сохранения устойчивости внимания являются переменное напряжение и расслабление, а также возможность снятия чрезмерного напряжения.

    тематических картинок

    .

    Внимание | психология | Британника

    Внимание , в психологии — концентрация сознания на одном явлении с исключением других стимулов.

    Внимание — это осознание того, что здесь и сейчас, фокусным и проницательным образом. Для ранних психологов, таких как Эдвард Брэдфорд Титченер, внимание определяло содержание сознания и влияло на качество сознательного опыта. В последующие годы меньше внимания уделялось субъективному элементу сознания и больше — моделям поведения, по которым внимание могло быть распознано в других.Хотя человеческий опыт определяется тем, как люди направляют свое внимание, очевидно, что они не имеют полного контроля над этим направлением. Бывают, например, случаи, когда человеку трудно сосредоточить внимание на задаче, разговоре или наборе событий. В других случаях внимание человека «захватывается» неожиданным событием, а не направляется на него добровольно.

    Внимание имеет отношение к непосредственному опыту человека; это состояние текущего осознания.Конечно, в мире все время происходит бесчисленное множество событий, каждое из которых затрагивает органы чувств. В теле также происходят события, влияющие на внимание, точно так же, как есть представления о прошлых событиях, которые хранятся в памяти, но доступны для осознания при определенных обстоятельствах.

    Хотя можно было ожидать, что текущая осведомленность — это совокупность всех этих событий в любой данный момент, очевидно, что это не так. В этом обширном поле потенциального опыта человек сосредотачивается или уделяет внимание некоторому ограниченному подмножеству целого.Это подмножество составляет субъективное поле осведомленности. Причину этого ограничения можно определить. Контроль и координация множества входных данных и накопленного опыта, а также организация соответствующих паттернов реакции являются прерогативой мозга. Мозг имеет впечатляющие возможности обработки, но его возможности ограничены. Человек не может сознательно переживать все события и информацию, доступную одновременно. Точно так же невозможно инициировать одновременно неограниченное количество различных действий.Вопрос заключается в том, как выбрать подходящее подмножество входов, промежуточных процессов и выходов, чтобы привлечь внимание и задействовать доступные ресурсы.

    Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

    Внимание, таким образом, можно понимать как состояние избирательного осознавания, которое определяет степень и качество взаимодействия человека с окружающей средой. Он не обязательно находится под добровольным контролем. Некоторая история внимания и методы, с помощью которых психологи и другие специалисты пришли к его характеристике и пониманию, представлены в следующем обсуждении.

    Ранние взгляды на внимание

    Корни XIX века

    Психологи начали изучать внимание во второй половине XIX века. До этого философы обычно рассматривали внимание в контексте апперцепции (механизма, с помощью которого новые идеи связывались с существующими идеями). Таким образом, Готфрид Вильгельм Лейбниц предположил, что потеря осознания постоянного звука водопада иллюстрирует, как события могут перестать восприниматься (то есть представляться в сознании) без особого внимания.Он предположил, что внимание определяет, что будет воспринято, а что нет. Термин апперцепция все еще использовался в 19 веке Вильгельмом Вундтом, одним из основоположников современной психологии. Вундт, однако, был одним из первых, кто указал на различие между центральными и более общими чертами человеческого сознания. Он писал о широком поле зрения (которое он назвал Blickfeld ), внутри которого находится более ограниченный фокус внимания ( Blickpunkt ).Он предположил, что ассортимент Blickpunkt составляет около шести предметов или групп. Он также предположил, что внимание — это функция лобных долей мозга.

    Одним из самых влиятельных психологов на рубеже веков был Уильям Джеймс. В своей основной работе The Principles of Psychology (1890) он говорит:

    Каждый знает, что такое внимание. Это овладение разумом в ясной и яркой форме одним из того, что кажется несколькими одновременно возможными объектами или последовательностями мыслей.Фокусировка, концентрация сознания — вот его сущность. Это подразумевает отказ от одних вещей, чтобы эффективно справляться с другими.

    Джеймс считал, что внимание заставляет людей более эффективно воспринимать, понимать, различать и запоминать и ускоряет их реакцию.

    В 1906 году другой видный психолог, В. Пиллсбери предложил три метода измерения внимания. Первые основывались на тестах, которые измеряли внимание через выполнение задачи, которая, как считается, требует высокой степени внимания; во втором измерялось снижение внимания из-за снижения производительности; а третий измерял силу внимания по уровню стимула, необходимого для отвлечения человека.

    По мере развития 20-го века психология и изучение поведения подвергались новым влияниям, которые имели далеко идущие последствия для представлений о внимании. Одна из таких сфер влияния возникла в работах русского физиолога Ивана Петровича Павлова, который сообщил о том, что сейчас принято называть ориентировочной реакцией. У собак и других животных это включает в себя такие признаки внимания, как встревоженные уши, повернутая в сторону раздражителя голова, повышенное мышечное напряжение и физиологические изменения, обнаруживаемые с помощью инструментов.Дальнейшее влияние оказала работа по рефлексотерапии одного из конкурентов Павлова, россиянина Владимира М. Бехтерева. Многие психологи стали рассматривать условный рефлекс (непроизвольный ответ, обусловленный вознаграждением) как основной строительный блок всего человеческого обучения.

    .

    3 психологических теста для измерения аномального поведения, достижений и личности

    1. Образование
    2. Психология
    3. 3 психологических теста для измерения аномального поведения, достижений и личности

    Психологические тесты Адама Кэша

    весь процесс психологической оценки. Оценка — это набор научных процедур, используемых для измерения и оценки поведения и психических процессов человека.Психолог Энн Анастази (1908–2001), бывший президент Американской психологической ассоциации, определяет психологический тест как объективный стандартизированный образец поведения или психических процессов. Почти все темы психологии можно измерить с помощью теста.

    Клинические испытания

    Клинические психологи (психологи, работающие с психическими расстройствами и ненормальным поведением) обычно используют клиническое тестирование как способ уточнить диагноз и оценить масштабы и характер расстройства и дисфункции человека или семьи.Специфические тесты предназначены для оценки степени, в которой пациент может испытывать или не испытывать симптомы определенного расстройства. Это диагностических тестов .

    Поведенческое и адаптивное функционирование тесты — это два типа клинических тестов, которые определяют, насколько хорошо человек справляется с повседневной жизнью и проявляет ли он определенные проблемные поведения. Распространенным инструментом, используемым с детьми, является Контрольный список поведения ребенка, который позволяет оценить степень проблем с поведением ребенка.Другой широко используемый клинический тест — это Шкала оценки родителей Коннера, которая выявляет симптомы синдрома дефицита внимания / гиперактивности (СДВГ).

    В дополнение к инвентаризациям и тестам для конкретных расстройств, широкий спектр тестов, предназначенных для других целей, поддается диагностическому процессу. Тесты интеллекта предназначены для измерения интеллекта, но они также могут выявлять признаки когнитивной дисфункции и неспособности к обучению. Личностные тесты предназначены для измерения личности, но они также могут дать полезную информацию о типах психологических проблем, с которыми сталкивается человек.

    Образовательные тесты / тесты достижений

    Образовательные тесты и тесты достижений измеряют текущий уровень академической компетентности человека. Глен Эйлуорд, заведующий отделением педиатрии развития и поведенческой педиатрии Медицинского факультета Университета Южного Иллинойса, выделяет три основные цели этого типа тестирования:

    • Определите студентов, которым требуется специальный инструктаж.

    • Определите характер трудностей учащегося, чтобы исключить затруднения в обучении.

    • Помощь в образовательном планировании и подходе к обучению.

    Типичный тест на образование / успеваемость оценивает наиболее общие области школьной деятельности: чтение, математику, орфографию и навыки письма. Некоторые тесты включают другие области, такие как наука и общественные науки. Популярный тест достижений, используемый сегодня, — это переработанная психообразовательная батарея Вудкока-Джонсона. Тест состоит из девяти подтестов, измеряющих стандартные области обучения, но более подробно (например, математика разбита на вычисления и прикладные задачи).

    Когда ученику трудно учиться в школе, нет ничего необычного в том, чтобы провести тест на успеваемость. Иногда учащимся приходится нелегко из-за того, что они не умеют учиться. Частью выявления нарушения обучаемости является оценка уровня успеваемости учащегося. В других случаях учащийся испытывает трудности из-за неучебных трудностей, включая эмоциональные проблемы, злоупотребление психоактивными веществами или семейные проблемы. Тест достижений иногда помогает решить эти неакадемические проблемы.

    Тесты личности

    Личностные тесты измеряют многие разные вещи, не только личность.Многочисленные тесты предназначены для измерения эмоций, мотивации и навыков межличностного общения, а также конкретных аспектов личности в соответствии с данной теорией, на которой основан тест. Большинство личностных тестов известны как самоотчеты . В самоотчетах информацию предоставляет человек, отвечающий на вопросы о себе, обычно в формате карандаша и бумаги.

    Личностные тесты обычно разрабатываются с учетом конкретной теории личности. Тест может измерять проблемы с ид, эго или суперэго, например, если он исходит из фрейдистского взгляда на развитие личности.

    ММПИ-2

    Пожалуй, наиболее широко используемый личностный тест в Соединенных Штатах — это MMPI-2, Миннесотский многофазный опросник личности, 2-е издание. Почти все американские психологи обучены пользоваться MMPI-2, который считается очень надежным и действенным инструментом.

    Результаты теста MMPI-2 пациента предоставляют обширную информацию о наличии психопатологии и уровне тяжести, если таковая имеется. Результаты теста также раскрывают информацию об эмоциональном, поведенческом и социальном функционировании тестируемого.Многие психологи используют MMPI-2 как способ проверить точность своих наблюдений и диагнозов.

    Тест MMPI-2 состоит из 567 отдельных пунктов и дает оценку по девяти клиническим категориям или шкалам. Если результат превышает определенный предел, это обычно привлекает внимание психолога, проводящего тест. Психологи считают, что такие оценки имеют клиническое значение. MMPI-2 охватывает широкий спектр областей, включая депрессию, физические жалобы, гнев, социальные контакты, беспокойство и уровень энергии.

    Проективные личностные тесты

    Проективные личностные тесты — это уникальная разновидность тестов. Когда большинство людей думают о психологическом тестировании, на ум сразу приходят такие тесты. Стереотип предполагает, что вы сидите напротив психолога, смотрите на открытку с размазанными чернилами или на изображение, на котором кто-то что-то делает, и отвечаете на вопросы типа «Что вы здесь видите?»

    (Вы можете пройти бесплатный тест на личность здесь.)

    Проективные личностные тесты основаны на проективной гипотезе , которая гласит, что при предъявлении неоднозначных стимулов люди проецируют части себя и свое психологическое функционирование, которые они могут не раскрыть, если их спросить напрямую. Идея состоит в том, что многие люди не могут точно описать что происходит умственно и эмоционально из-за механизмов психологической защиты.Проективные тесты преодолевают защиты и проникают в глубокие тайники психики.

    Возможно, самый популярный проективный личностный тест и, возможно, даже самый популярный психологический тест всех времен — это тест Роршаха с чернильными пятнами (RIT). RIT состоит из десяти карт, каждая со своим стандартным рисунком чернильных пятен. Ни одно из этих пятен не является изображением или изображением чего-либо. Они были созданы путем простого наливания чернил на лист бумаги и его складывания пополам. Единственное значение и структура карточек обеспечиваются проекциями самого тестируемого.

    .
Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *