Контрольная работа лексикология 6 класс: Контрольная работа по теме «Лексикология» (6 класс)
Содержание
Контрольная работа по теме «Лексикология» (6 класс)
Вариант 1.
Закончите высказывания:
______________________ – это слова, которые перестали употребляться в связи с уходом из жизни/быта людей явлений, которые они называли.
Диалектизмы – это _________________________________.
Синонимы – это ___________________________________.
Соотнесите слова и название вида лексики, к которому они принадлежат:
Ветер Диалектизм
Зубило Общеупотребительное слово
Смыслистый Жаргонизм
Розовость Профессионализм
Молекула Архаизм
Баксы Неологизм
Уста Термин
Выберите эмоционально-окрашенные слова, подберите к ним стилистически нейтральные синонимы:
Верзила, втемяшить, идти, глупышка, чернеть.
Распределите слова на 2 колонки – архаизмы и историзмы.
Чело, кафтан, ланиты, ныне, боярин, прялка
Найдите заимствованные слова и замените их русскими:
Во время отдыха за границей мы купили много разных сувениров.
Ваши аргументы убедительны.
Автострада поворачивала влево.
Отель был очень красивый.
Подберите к словам с неполногласными сочетаниями аналоги с полногласиями. Укажите, слова с каким явлением языка являются старославянскими, а с каким – русскими.
Вран, млеко, нрав, шлем, брада.
Определите значения фразеологизмов:
Как снег на голову, не разлить водой, бить баклуши, кот наплакал.
К словам и словосочетаниям подберите синонимичные фразеологические обороты.
Работать кое-как; запомнить; быстро бежать; что-либо преувеличивать.
Определите, к каким видам относятся выделенные лексические средства выразительности. Укажите, являются ли они общеупотребительными или художественными.
Снег начал идти
с раннего обеда. Шёл он долго, час от часу становился гуще и крупнее. Я всегда любил смотреть на бесшумное падение снега. Чтобы вполне насладиться этой картиной природы, я вышел в бескрайнее поле. Это было чудесное зрелище. Всё безграничное пространство вокруг меня былопотоком, будто небеса разверзлись. Облака рассыпались снежным пухом, а в воздухе повисла тишина.
Вариант 2.
Закончите высказывания:
_______________________ – это слова, которые стали употребляться в связи с их заменой на синонимичные.
Жаргонизмы – это ____________________________________________.
Антонимы – это ______________________________________________.
Соотнесите слова и название вида лексики, к которому они принадлежат:
Бахилы Диалектизм
Каменный Архаизм
Прикид Профессионализм
Перст Общеупотребительное слово
Рукотёрник Термин
Падеж Неологизм
Звонно Жаргонизм
Выберите эмоционально-окрашенные слова, подберите к ним стилистически нейтральные синонимы:
Обожраться, голубушка, икра, ножницы, бездарь.
Распределите слова на 2 колонки – архаизмы и историзмы.
Очи, ветрило, душегрея, крынка, сей, лучина.
Найдите заимствованные слова и замените их русскими:
На прошлой неделе я участвовал в ралли.
Недавно мы с друзьями обсуждали хобби.
Ребята заключили пари.
Все работали с энтузиазмом.
Подберите к словам с полногласными сочетаниями аналоги с неполногласиями. Укажите, слова с каким явлением языка являются русскими, а с каким – старославянскими.
Берег, хоробрый, дерево, болото, молодой.
Определите значения фразеологизмов:
Как кошка с собакой, повесить нос, сидеть сложа руки, валиться с ног.
К словам и словосочетаниям подберите синонимичные фразеологические обороты.
Близко; много; не выдавать секретов; усердно трудиться.
Определите, к каким видам относятся выделенные лексические средства выразительности. Укажите, являются ли они общеупотребительными или художественными.
Весенняя белая
ночь стояла над горами, над лесом, над рекой. Такие чудные ночи бывают только на Урале. Кто не переживал такой ночи, тому трудно понять её чарующую прелесть. Везде тихо, как в раю. Воздух дремлет чутким сном. Далёкие горы чуть повиты молочной дымкой. Тёмная шапка леса видна за холмом. Весёлый звон ручейков тоже умолк, они уснули. Из-за мягких облаков показался рог месяца. Хорошо…
Контрольная работа по теме «Лексикология» (6 класс)
Контрольная работа по теме «Лексикология» №1
1 вариант
1.
Закончите предложения.
A. Раздел науки о языке, в котором изучаются значения слов, называется
__________________________________________
Б. Слова, которые имеют сходное лексическое значение, называются
__________________________________________
B. Слова, которые имеют два или более лексических значений, называются
___________________________________________
2. В каком случае синоним подобран неверно?
Ветеран — военный.
Б. Ветошь — тряпье.
B. Ветреный (человек)
— легкомысленный, пустой.
3. В каком словосочетании есть слово, употребленное в переносном значении?
A. краснеть за сына Б. краснеть от жары
B. краснеть на заре (о небе)
4 В каком словосочетании слово корабль, употребленное в прямом значении?
A. военный корабль
Б. корабль пустыни (о верблюде)
B. степной корабль (о комбайне)
5. Определите, какое слово является «лишним» в ряду синонимов.
Всадник, наездник, пассажир, верховой.
6. Определите, какое слово является «лишним» в ряду синонимов.
Волнение, беспокойство, тревога, уныние.
7. Закончите предложение.
Слова приобрести (что-либо) и обзавестись (чем-либо) являются ….
8. Закончите предложение.
Слова обернуть и развернутьявляются ….
9. Закончите предложение.
Слова строчка (стихотворная) и строчка (на платье) являются ….
10. Закончите предложение.
Слова забор (воды) и (дощатый) забор являются ….
11. Какое слово является диалектным (диалектизмом)?
А. рушник В. астероид
Б. ипостась Г. аэроплан
12. Какое слово является устаревшим?
А. витязь В. сапоги
Б. магнитофон Г. дискета
13. . Какое слово является неологизмом?
А шкаф В. столовая
Б. ракета Г. оброк
14. Установите соответствие между словами из левой и правой колонки.
A. диалектизм 1. шоумен Б. устаревшее слово 2. бульба
B. неологизм 3. ратный
15. Установите соответствие между словами из левой и правой колонки
Уста А .диалектизм
2. Попкорн Б. архаизм
3. люлька (трубка для курения) В. неологизм
16. Установите соответствие между словами из левой и правой колонки.
A. диалектизм 1. Интернет Б. устаревшее слово 2. светлица
B. неологизм 3. буряк
17. Установите соответствия между фразеологизмами и их значениями.
A. чесать язык 1. замолчать, воздержаться в разговор
Б. придержать язык 2. выведывать что-либо
B. тянуть за язык 3. болтать, сплетничать
18. Определив значение фразеологизмов, сгруппируйте их в синонимические пары.
A. задавать тон 1. сорвать маску
Б. делать из мухи слона 2. поставить на ноги
B. вывести на чистую воду 3. сгущать краски Г. вывести в люди 4. играть первую скрипку
Контрольная работа по теме «Лексикология» №1
2 вариант
1.Закончите предложения.
Раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, называется
_________________________________
Б. Слова, которые имеют противоположное лексическое значение, называются ______________
Слова, сходные по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению, называются
__________________________________
2. В каком случае значение слова определено неверно?
A. Абзац — половина страницы.
Б. Абсурд — нелепость, бессмыслица.
B. Автограф — собственноручная надпись или подпись.
3. В каком словосочетании слово копить, употребленное в прямом значении?
A. копить силы Б. копить деньги
B. копить обиды
4. В каком словосочетании слово змеиный, употребленное в переносном значении?
A. змеиная улыбка Б. змеиный яд
B. змеиный питомник
5. Определите, какое слово является «лишним» в ряду синонимов.
Внимательный, вдумчивый, вежливый
6.. Определите, какое слово является «лишним» в ряду синонимов.
Замечательно, великолепно, аккуратно, прекрасно
7. Закончите предложение.
Слова смелый, храбрый, мужественныйявляются ____________________________________
8. Закончите предложение.
Слова ствол дерева и ствол пушки являются ___________________________________________
9. Закончите предложение.
Слова плакать, смеятьсяявляются __________________________________________________
10. Закончите предложение.
Слова старинныйзамок и двернойзамок являются ______________________________________
11. какое из слов является диалектизмом?
А. скатерть В. полотенце
Б. рушник Г. салфетка
12. Какое из слов является устаревшим?
А. кроссовки В. лапти
Б. туфли Г. Тапки
13. Какое слово является неологизмом?
А. терем В. дом
Б. коттедж Г. изба
14.Установите соответствие между словами из левой и правой колонок
А. архаизм 1. космонавт
Б. историзм 2. треуголка
В. Неологизм 3. Очи
15 Установите соответствие между словами из левой и правой колонок
А. заимствованное 1. сундук
Б. исконно русское 2. персты
В устаревшее 3. Чернила
16 Установите соответствие между словами из левой и правой колонок
А диалектизм 1. бульба
Б профессионализм 2. сорт
В. Общеупотребительное 3. Картофель
17 Установите соответствие между фразеологизмами и их значениями.
А хоть в бровь, хоть в глаз 1. Ничего не видно
Б. хоть глаз выколи 2. наедине
В. с глазу на глаз 3 бесполезные действия
18 Определив значение фразеологизмов, сгруппируйте их в синонимичные пары.
А. бить баклуши 1. В поте лица
Б. не покладая рук 2. Как с гуся вода
В. как о стену горох 3 плевать в потолок
Г. распустить язык 4. Длинный язык
Ключи к тестам
А-лексика;
Б-синонимы;
В-многозначные
1 А-фразеология
Б-антонимы
В-омонимы
2-А
2-А
3-А
3-Б
4-А
4-А
5- пассажир
5- вежливый
6- унылый
6-аккуратный
7-синонимы
7-синонимы
8-антонимы
8- многозначные
9-многозначные
9-антонимы
10-омонимы
10- омонимы
11-А
11-Б
12-А
12-В
13-Б
13-Б
14-А-2
Б-3
В-1
14-А-1
Б-2
В-3
15 – 1-Б
2-В
3-А
15- А-1
Б-3
В-2
16 – А-3
Б-2
В-1
16 – А-1
Б-2
В-3
17 – А-3
Б-1
В-2
17 – А-3
Б-1
В-2
18 А-4
Б-3
В-1
Г-2
18 – А-3
Б-1
В-2
Г-4
Контрольная работа в 6 классе по теме «Лексикология.
Фразеология»
6 класс
Лексикология. Фразеология
Контрольная работа
(комбинированная)
Вариант 1
1.Выберите группу, где все слова общеупотребительные.
А) Улица, вечер, дом, читать
Б) Книга, опера, театр, смотреть.
В) Бурак, река, комета, мастерская.
2. Выберите группу, где все слова являются заимствованными.
А) Участок, площадка, молодость, здоровье.
Б) Портье, сервис, эксперимент, гид.
В) Экскурсовод, мнение, букет, джемпер.
3. Выберите группу, где все слова устаревшие.
А) Ветрило, днесь, сегодня, осуждение.
Б) Земля, мир, восток, лодка.
В) Паки, глаголить, перст, шуйца.
4. Укажите верные утверждения.
А) Устаревшие слова делятся на две группы: историзмы и архаизмы.
Б) Неологизмы — это новые слова, возникающие в языке.
В) Диалектизмы — это новые слова, возникающие в языке.
Г) Профессионализмы — это слова, употребляемые жителями той или иной местности.
5. Выпишите из теста диалектные слова.
Пахнет рыхлыми дрочёнами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точёными
Тараканы лезут в паз.
6. Выбрать из профессиональных слов только те, которые используются в профессии музыканта.
8. Из сочетаний слов укажите фразеологизмы. Объясните их значение.
А) Хоть глаз выколи. В) Встречать друга.
Б) От горшка два вершка. Г) Отправиться далеко.
9. Укажите синонимы фразеологизма непочатый край.
А) Кот наплакал. В) Стреляный воробей.
Б) Куры не клюют. Г) Пруд пруди.
10. Выпишите из предложений фразеологизмы.
Я долго искал своего щенка, но он как в воду канул. Мой товарищ слов на ветер не бросает. Я покраснел до корней волос и готов был сквозь землю провалиться, но вовремя взял себя в руки. До ближайшей рощи — рукой подать.
11. Составить предложения с фразеологизмами
на край света, бить баклуши.
Ключ ( 1 вариант)
А) Хоть глаз выколи — очень темно.
Б) От горшка два вершка — маленький.
По 0,5 б. за правильный ответ и каждое объяснение. Всего — 2 б.
9
Б) Куры не клюют. Г) Пруд пруди.
2 б.
10
Как в воду канул, слов на ветер не бросает, покраснел до корней волос, сквозь землю провалиться, взял себя в руки, рукой подать.
По 0,5 б. за каждый фразеологизм.
Всего — 3 б.
11
Предложения свои.
По 1,5 за каждое предложение.
Всего — 3 б.
Грамотность письма
Оценивается, как в диктанте по 5-тибальной шкале. Максимально — 5 баллов
ВСЕГО за работу
28 баллов
Шкала оценивания
Лексика. Фразеология
Контрольная работа
(комбинированная)
Вариант 2
1.Выберите группу, где все слова общеупотребительные.
А) Книга, опера, театр, читать.
Б) Семья, думать, прощаться, встреча.
В) Бурак, река, комета, завирюха.
2. Выберите группу, где все слова являются исконно русскими.
А) Участок, площадка, молодость, здоровье.
Б) Портье, сервис, эксперимент, гид.
В) Экскурсовод, мнение, букет, джемпер.
3. Выберите группу, где все слова архаизмы.
А) Ветрило, днесь, глаголить, перст.
Б) Ямщик, лакей, бричка, кокошник.
В) Паки, перст, печать, новость.
4. Укажите неверные утверждения.
А) Устаревшие слова делятся на две группы: историзмы и архаизмы.
Б) Неологизмы — это новые слова, возникающие в языке.
В) Диалектизмы — это новые слова, возникающие в языке.
Г) Профессионализмы — это слова, употребляемые
жителями той или иной местности.
5. Выпишите из теста диалектные слова.
Пахнет рыхлыми дрочёнами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точёными
Тараканы лезут в паз.
6. Выбрать из профессиональных слов только те, которые используются в профессии спортсмена.
8. Из сочетаний слов укажите фразеологизмы. Объясните их значение.
А) Ни зги не видно. В) Помогать людям.
Б) Медленно идти. Г) Толочь воду в ступе.
9. Укажите синонимы фразеологизма за тридевять земель.
А) С три короба . В) У чёрта на куличках..
Б) Зарубить на носу. Г) На край света.
10. Выпишите из предложений фразеологизмы.
Я долго искал своего щенка, но он как в воду канул. Мой товарищ слов на ветер не бросает. Я покраснел до корней волос и готов был сквозь землю провалиться, но вовремя взял себя в руки. До ближайшей рощи — рукой подать.
11. Составить предложения с фразеологизмами
голова идёт кругом, бить тревогу.
Ключ ( 1 вариант)
А) Ни зги не видно — очень темно.
Г) Толочь воду в ступе — делать одно и то же.
По 0,5 б. за правильный ответ и каждое объяснение. Всего — 2 б.
9
В) У чёрта на куличках. Г) На край света.
2 б.
10
Как в воду канул, слов на ветер не бросает, покраснел до корней волос, сквозь землю провалиться, взял себя в руки, рукой подать.
По 0,5 б. за каждый фразеологизм.
Всего — 3 б.
11
Предложения свои.
По 1,5 за каждое предложение.
Всего — 3 б.
Грамотность письма
Оценивается, как в диктанте по 5-тибальной шкале. Максимально — 5 баллов
ВСЕГО за работу
28 баллов
Шкала оценивания
Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология»
Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология»
Часть 1
1.Выберите НЕВЕРНОЕ утверждение:
А) Лексикология – это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.
Б) Лексическое значение слова – это то, что оно обозначает.
В) Лексика – это словарный запас одного человека.
Г) Основная единица лексикологии – слово.
2.В каком словаре можно уточнить значение слова?
А) орфографическом В) этимологическом
Б) орфоэпическом Г) толковом
3.Какое слово имеет значение «честный, соответствующий правилам поведения»?
5.Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?
А) золотое кольцо Б) тёмная ночь В) серебряные волосы Г) идет по дороге
6.В каком предложении есть метафора?
А) Завтра мы поедем на экскурсию. Б) В саду пожелтели листья.
В) В саду горит костёр рябины красной. Г) В этом году уродилось много яблок.
7.Из предложенияЛениво дышит полдень мглистый (Ф. Тютчев)выпишите слово, которое имеет переносное значение.
8. Укажите ответ, в котором выделенные слова являются омонимами:
А) В зоопарке мы увидели гиппопотама. – Бегемоты водятся в Африке.
Б) В небе мы увидели косяк журавлей. – Петя больно ударился о косяк двери.
В) Хорошо, когда среди жаркого дня польёт дождь. – Плохо, когда слякоть под ногами
Г) Красивые стройные ели росли в зоопарке. – Самая большая ель была установлена на площади.
9. В каком предложении есть антонимы?
А) Рана заживает, а рубец остаётся. Б) Пришлось долго, терпеливо ждать.
В) Метель метёт, и вьюга плачет. Г) Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.
10. В каком предложении есть синонимы? Выпишите их.
А) Жара стояла неделю, и зной измучил путников. Б) Дерево ценят по плодам, а человека — по делам. В) В каждой бочке мёда есть ложка дёгтя. Г) Яблоки не кислые, а сладкие.
11. Укажите ВЕРНОЕ суждение:
А) Слова конь и лошадь являются антонимами. Б) Слова конь и лошадь являются синонимами.
В) Слова конь и лошадь являются омонимами. Г) Слова плохой и хороший являются синонимами.
12. Выпишите из предложения слово – синоним к слову БЫСТРО.Ранним утром я бодро шёл по широкой дороге.
13. Запишите антоним к слову ШИРОКОЙ. Ранним утром я бодро шёл по широкой дороге.
Часть 2
Найдите верный ответ:
ДИАЛЕКТНЫЕ СЛОВА — ЭТО:
А) словарный запас языка;
Б) слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии;
В) слова, употребляемые только жителями той или иной местности;
Г) новые слова, возникшие в языке;
Д) слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.
2. Какое из устаревших слов является архаизмом?
А) крепостник Б) перст В) кольчуга Г) конка
3. Какое слово является неологизмом?
А) колхоз Б) челобитная В) спутник Г) файл
4. В каком предложении есть диалектизм (диалектное слово)?
А) В летний борщ хорошо добавить свекольную ботву.
Б) По сторонам дороги мелькали хаты с соломенными крышами.
В) Рисунки акварелью передают тончайшие оттенки света.
Г) В марте в лесу появились первые проталины.
5. В каком словосочетании есть профессионализм?
А) лисий след Б) кухонный нож В) корабельный кок Г) морская вода
6. Какой фразеологизм имеет значение «разглашать внутренние раздоры»?
А) мерить на свой аршин В) выносить сор из избы
Б) мутить воду Г) пускать пыль в глаза
7. Какое из устаревших слов является историзмом?
А) чело Б) ветрило В) очи Г) армяк
8. В каком предложении встречается фразеологизм?
А) Кузьмич заткнул за пояс рукавицы и вышел из избы
Б) С еловой ветки мне на голову упал снег
В) В чистой воде озера хорошо было рыбам
Г) Везде мы искали ключи, но они как в воду канули
9. В каком предложении есть синонимы?
А) Жара стояла неделю, и зной измучил путников
Б) Дерево ценят по плодам, а человека – по делам.
В) В каждой бочке меда есть ложка дегтя.
Г) Яблоки не кислые, а сладкие.
10. Как называются слова, объединенные в данные группы слов?
Начало – конец Холод – жара Свет – тьма
11. Объясните значения фразеологических оборотов:
Кожа да кости – На всех парусах – Рукой подать –
Не покладая рук – Чуть свет –
12. Составьте и запишите два предложения, в одном из которых слово ХРУСТАЛЬНЫЙ было бы употреблено в прямом, в другом – в переносном значении.
Часть 3
1. Озаглавьте текст. Спишите. Вставьте пропущенные буквы (объясните свой выбор), недостающие знаки препинания. В выделенных предложениях подчеркните грамматические основы.
Ураган навалива…тся на дерево давит грудью к…чает покорную в…ршину л…мает суч…я. Жутко см…треть, как старый кедр поднима…т к…рнями землю, как все труднее ему д…ржат…ся.
А ветер ревет ещё пуще. Еще напор урагана, его последний безудержный порыв – и у кедра надл…милась воля. В глубине земных пластов лопнули корни 4. Кедр к…чнулся пыта…тся найти опору. Но ветер бе…пощаден и многовековой кедр …дался. Он вздрогнул от корней до в…ршины и, отбросив кверху, словно руки, суч…я, старик, к…залось, прощался с жизнью, с миром.
2.Выполните морфемный и словообразовательный разбор словамноговековой.
3. Выполните разбор предложения (4).
Контрольная работа по теме «Лексикология» 6 класс пл Л. М. Рыбченковой
Контрольная работа с элементами тестирования по разделу «Лексика».5 класс.
1 вариант.
1) Выберите правильный вариант ответа окончания фразы «Лексика – это…»
А) раздел науки о языке, в котором изучаются части речи;
Б) все слова языка, его словарный состав ;
В) раздел науки о языке, в котором изучается строение слова.
2) Выберите вариант правильного объяснения лексического значения выделенного слова в предложении «На площади стоял обелиск из полированного черного мрамора».
А) Клиновидный инструмент, по которому ударяют, рубя металл, обрабатывая камень;
Б) Основание памятника, колонны статуи, а также подставка, на которую устанавливается что-либо;
В) памятник, сооруженный в виде постепенно сужающегося кверху граненого столба.
3) Определи, в каком ряду все словосочетания даны в переносном значении
А) ветер воет, горит костер, сушить бельё;
Б) золотые украшения, гора урожая, холодный взгляд;
В) море новостей, плакал лес, горячее сердце.
4) Определите, чем являются выделенные слова в словосочетаниях по отношению друг к другу: язык пламени – изучать язык.
А) синонимы;
Б) омонимы;
В) антонимы.
5) Подберите синонимы к слову, выделенному в предложении: «Великийрусский писатель Михаил Афанасьевич Булгаков был, как и многие другие писатели, врачом».
……………………………………………………………………………………….
6) Подчеркните слова в предложениях, которые являются антонимами.
Родину – освобождают, территорию – захватывают. В одних вагонах плакали, в других пели. Ты мне друг или враг? Белые и чёрные полосы. Вверх и вниз бежали тени.
7) На месте пропуска запиши слова-синонимы к словам:
Пасмурный — ………………………
трасса — ……………………….
иллюстрация — ……………..
8) Объясните значение фразеологизмов словами-синонимами, придумайте предложения с ними.
На краю света……. ..………
Хоть глаз выколи………….
9) Объясни лексическое значение выделенного слова в предложении «Гаснет вечер, даль синеет, солнышко садится».
Контрольная работа с элементами тестирования по разделу «Лексика».
2 вариант.
1) Выберите правильный вариант ответа окончания фразы «Лексикология – это…»
А) раздел науки о языке, в котором изучаются части речи;
Б) раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка;
В) раздел науки о языке, в котором изучается строение слова.
2) Выберите вариант правильного объяснения лексического значения выделенного слова в предложении «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать».
А) любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу;
Б) мнение, суждение, резко расходящееся с обычным, общепринятым;
В) искренность, правдивость, чистосердечность .
3) Определи, в каком ряду все словосочетания даны в переносном значении
А) волк воет, золотые руки, красить краской;
Б) мягкий взгляд, седые сопки, черствый человек;
В) море цветов, красное платье, твердая земля.
4) Определите, чем являются выделенные слова в словосочетаниях по отношению друг к другу: заключитьмир – сказочный мир.
А) антонимы;
Б) синонимы;
В) омонимы.
5) Подберите синонимы к слову, выделенному в предложении: «Вокруг зеленела бархатная трава».
…………………………………………………………………………………………….
6) Подчеркните слова в предложении, которые являются антонимами.
Было время, когда человек был не великаном, а карликом, не хозяином природы, а ее рабом. Но теперь все изменилось, и природа не радуется, а очень часто страдает от деяний человека. Человек стал не другом природы, а её врагом
7) На месте пропуска запиши слова-синонимы к словам:
гиппопотам — ………………………
яхта — …………….………………….
зной — ………………………..
8) Объясните значение фразеологизмов словами-синонимами, придумай предложения с ними.
Не разлить водой………………………………………………………………………….
Сквозь землю провалиться………………………………………………………………
9) Объясни лексическое значение выделенного слова в предложении «…А в ответ колоски шелестят: «Золотые нас руки растят».
Контрольная работа по разделу Лексика, 6 класс
Контрольная работа по теме: «Лексика».6 класс.Вариант 1.
Закончить высказывания:
__________ — это совокупность слов языка, его словарный состав.
Многозначными называются слова, у которых _____________ .
Синонимы – это ________________________________.
Употребите данные слова в переносном значении, составив с ними словосочетание:
тяжелый, холодный, лететь.
Выпиши только слова, которые входят в необщеупотребительную лексику.
Ветер, зубило, фиксаж, мороз, баксы
Дайте определение профессиональным словам.
Из данных слов выберите слова, которые являются профессиональными:
альбом , суппорт, машина, шоссе, палитра, чело, здоровяк.
Выберите эмоционально-окрашенные слова, подберите к ним стилистически нейтральные синонимы:
верзила, обожраться, идти, глупышка, чернеть.
Выпиши архаизмы:
Аршин, чело, кафтан, ланиты
Найдите заимствованные слова и замените их русскими:
Во время отдыха за границей мы купили много разных сувениров.
Ваши аргументы убедительны.
Автострада поворачивала влево.
В дверях гостиницы нас встретил консьерж.
Укажите пример, в котором употребление иноязычного слова уместно.
Количество читателей школьной библиотеки постоянно прогрессирует.
При проверке сочинений учителем было выявлено немало дефектов.
В последние годы жизни поэт стал писать мемуары.
Во время очередного антракта между уроками мы сбегали в столовую.
Написать 5 слов с заимствованным элементом теле- (от греч. далеко).
Составьте текст из 4-5 предложений на свободную тему, употребив в нем как можно больше антонимов, неологизмов.
Контрольная работа по теме: «Лексика».6 класс.Вариант 2.
Закончить высказывания:
Лексикология – это наука, которая изучает _________________________.
__________________ — это смысл слова. Его можно найти в толковом словаре.
Омонимы – это _________________________________________________.
Употребите данные слова в переносном значении, составив с ними словосочетание:
горький, каша, туманный
Выпишите только общеупотребительные слова:
Каменный, прикид, перст, автомобиль, бурак
Дайте определение диалектным словам.
Из данных слов выберите те, которые являются диалектными:
Фиксаж, яблонь, кочет, дождь, рогач, сон, учение.
Выберите эмоционально-окрашенные слова, подберите к ним стилистически нейтральные синонимы:
Втемяшить, голубушка, икра, ножницы, бездарь.
Выпишите только историзмы
Очи, опричник, кафтан, перст
Найдите заимствованные слова и замените их русскими:
На прошлой неделе я участвовал в ралли.
Недавно мы с друзьями обсуждали наши хобби.
Ребята заключили пари.
Все работали с энтузиазмом.
Укажите пример, в котором употребление иноязычного слова уместно.
Контрольная работа в форме теста по теме «Лексикология. Фразеология. Культура речи».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Автор материала
Суслопарова Людмила Юрьевна
Место работы, должность
Учитель русского языка и литературы
КОГОАУ «Гимназия г. Уржума»
Предмет
Русский язык
Класс
9 класс
Название
материала
Тест по теме «Лексикология. Фразеология. Культура речи»
Вид ресурса
Учебно–дидактический материал
Название раздела учебного курса
«Лексикология. Культура речи»
УМК, авторы
образовательной программы
УМК по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой (углублённый уровень изучения)
Цель и задачи
материала
Цель: создание условий для осмысления, решения практических заданий и последующей проверки знаний, умений, приобретённых в результате повторения раздела.
Задачи:
Образовательные: повторение и обобщение материала по теме, формирование речевой грамотности обучающихся и культуры речи.
Развивающие: расширение общелингвистического и культуроведческого кругозора; развитие коммуникативных способностей учащихся.
Воспитывающие: воспитание критического отношения к ошибкам в собственной речи, интереса и уважения к языку как национальному государственному достоянию, забота о сохранении чистоты речи.
Формируемые УУД
Личностные:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, уважительное отношение к родному языку, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Коммуникативные:
владение всеми видами речевой деятельности, построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми; адекватное восприятие устной и письменной речи, точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме, соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета.
Познавательные:
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные:
умение определять действия в соответствии с учебной
и познавательной задачей, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Предметные:
освоение лексических норм русского литературного языка норм речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
3. Задания № 4, 6 – на установление соответствия. Ответы на них записываются в виде пары из цифры и буквы (например, 1-Д)
4. Задание №7 – на установление последовательности. Ответы на него записываются парами в виде цифр от 1 до 9 и нужной буквой (например, 1 – В, 2-Ж и т. д.)
5. Задание № 8 – на исключение лишнего (один ответ).
6. Задание № 9 – с кратким ответом – словом.
7. Задание № 12 – на дополнение. Ответы – слова нужно вставить в текст на месте пропусков. Задание требует дать любой пример к заданию.
8. Задание №13 – ситуативная задача. Ответ записывается в виде словосочетания – фразеологизма.
9. Задание № 14 – творческое. Предполагает 3 ответа – словосочетания и предложения — примеры к ним.
10. Время выполнения работы – 40 минут.
Желаю удачи!
Контрольная работа в форме теста
по теме «Лексикология. Фразеология. Культура речи». 9 класс.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
1. Задание с множественным выбором правильных ответов.
Что изучает лексикология?
А. Слово как единицу словарного состава языка.
Б. Морфемный состав языка.
В. Звуковой состав языка.
Г. Словарный состав языка.
Д. Лексическое значение слов.
2. Задание с множественным выбором ответов.
Найдите верные утверждения.
А.Лексика русского языка с точки зрения происхождения делится на исконно русскую и заимствованную.
Б. К пассивной лексике относят устаревшие и новые слова.
В. Грамматические значения слов изучаются лексикологией.
Г. Лексика ограниченного употребления – это диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы.
Д. Лексическое значение слова можно узнать в орфоэпическом словаре.
3. Задание с множественным выбором ответов.
Какие пары слов не являются омонимами?
А. Топить (печь) – топить (в воде)
Б. (Наточить) лук – (крупный) лук
В. Золотая (цепочка) – золотая (осень)
Г. Мышка (в сарае) – (беспроводная) мышка
Д. Ветреный (мальчишка) – ветреный ( вечер)
4. Задание на установление соответствия.
Соотнесите архаизмы и современные слова.
1) лепота А. память
2) пиит Б. очень
3) десница В. весьма
4) ланиты Г. парус
5) шуйца Д. поэт
6) мемория Е. правая рука
7) психея Ж. красота
8) ветрило З. левая рука
9) зело И. щёки
10) вельми К. душа
5. Задание с множественным выбором правильных ответов.
Назовите среди устаревших слов историзмы.
А. отрок
Б. воевода
В. цирюльник
Г. смерд
Д. камзол
Е. вирши
6. Задание на установление соответствия.
Соотнесите слово и его лексическое значение (запишите соответствия парами).
1) Флэш-моб
А. Страница в Интернете, оформленная в виде журнала, дневника с постоянно добавляемыми записями и изображениями.
2) Пост
Б. Последний срок, когда что-то должно быть выполнено.
Г. Средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени.
5) Дедлайн
Д. Заранее спланированная массовая акция, неожиданная для окружающих.
6) Блог
Е. Любая статья и запись на интернет-странице
7) Чат
Ж. Компьютерный взломщик.
7. Задание на установление последовательности.
Укажите правильную последователь лексического анализа слова, используя для этого цифры от 1 до 9. Ответ запишите парами (цифра – буква).
Варианты ответов:
А. Наличие у слова омонимов, синонимов, антонимов.
Б. Активное — пассивное (устаревшее или неологизм).
В. Значение слова (по соотношению с реальной действительностью: предмет, признак, действие, состояние).
Г. Тип лексического значения (по сочетаемости с другими словами: свободное, фразеологически связанное, синтаксически обусловленное). Способ переноса или тип переносного значения.
Д. Многозначное — однозначное.
Е. Тип лексического значения по соотношению с понятием: прямое — переносное.
Ж.Происхождение слова (исконно русское, заимствованное, тип заимствования). З. Сфера употребления слова (общенародная, диалектная, профессиональная, жаргонная).
И. Экспрессивно-стилистическая окраска (нейтральное, принадлежит устной речи (разговорное, просторечное) или письменной речи (книжное, высокое).
8. Задание на исключение лишнего.
Найдите слово, не имеющее отношения к другим с точки зрения происхождения
А. Азбука
Б. Мать
В. Большевик
Г. Бульон
Д. Незабудка
9. Задание с кратким ответом.
Как называются слова, выделенные в стихотворении С. А. Есенина курсивом?
Ответ запишите в рамке.
Пахнет рыхлыми драчёнами,
У порога в дёжке квас,
Над печурками точёными
Тараканы лезут в паз…
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
10. Задание с множественным выбором правильных ответов.
Отметь все предложения, в которых нет лексической ошибки:
А. Право подписи под этими документами – исключительная прерогатива директора.
Б. Встреча произвела на него неизгладимое впечатление.
В. Наши организации и впредь планируют продолжить совместное сотрудничество.
Г. Напишите, пожалуйста, автобиографию.
Д. Текст написан очень понятливым языком.
11. Задание с множественным выбором правильных ответов.
Укажите случаи нарушения стилистических норм современного русского языка.
А. В анкете следует указать профессию папы и мамы.
Б. Необходимо выплатить компенсацию до начала следующего года.
В. Ведомость была заверена секретаршей директора.
Г. Этот вопрос вне нашей компетенции.
Д. Кандидаты от новой партии использовали митинг ветеранов для собственной раскрутки.
12. Задание на дополнение.
Вставьте пропущенные слова в предложение, записав их на месте пропусков.
Фразеологизм – это ________________ сочетание слов, употребляемое в _____________ смысле, которое можно заменить __________ словом, синонимом, поэтому он является одним ___________ предложения.
Например, _______________________________________.
13. Ситуативная задача.
Представьте, что на уроке русского языка вам предложили игру «Занимательная фразеология». Попробуй решить одно из заданий этой игры, чтобы помочь своей команде.
Определите, о каком фразеологизме идёт речь, познакомившись с его происхождением. Ответ запишите в рамке. Составь предложение с данным фразеологизмом.
На Руси когда-то соль была очень дорогой. Возить ее приходилось издалека. В старину пищу солили сидя за столом. Часто хозяин солил гостям еду рукой. Гостю познатнее сыпал больше (иногда и лишнее – вот откуда пересолил). А гостю незнатному, сидевшему где-нибудь в дальнем конце стола, соли совсем не доставалось. Поэтому про плохой прием, оказанный кому-нибудь, про чью-либо неудачу принято говорить:
Творческое задание.
Узнай фразеологизмы по картинке, объясни их значение. Составь с каждым из них предложение.
Лучшие онлайн-репетиторы по лексикологии рядом со мной
Лингвистика — это научная дисциплина, изучающая язык и его структуру. В этой области существует множество различных разделов, которые более конкретно посвящены определенным частям языка и тому, как мы их используем. Одним из наиболее популярных разделов лингвистики является лексикология. Лексикологи изучают слова по-разному. Студенты, которым интересна эта предметная область, обычно могут начать ее изучать еще в колледже. Если вы посещаете уроки лексикологии в колледже и вам нужна дополнительная помощь, подумайте о том, чтобы записаться на занятия по лексикологии.Свяжитесь с репетиторами университетской школы, чтобы узнать больше о том, как репетиторство по лексикологии в колледже может оказать положительное влияние на ваше образование.
Ваши занятия могут охватывать такие вещи, как:
Природа слов в целом
Их функция как символы
Связь между словом и его значением
Правила композиции
Лексикология — важная область изучения, потому что она может помочь нам узнать больше о том, как мы используем язык, и что это говорит о наших социальных ценностях, истории и многом другом. Таким образом, лексикология — это окно, позволяющее узнать больше о состоянии человека. Термин лексикология впервые был использован в 1970 году, но лингвистика давно изучает природу слов. Сегодня лексикологи также начали изучать такие вещи, как взаимосвязь между разными словами и производными слов. Эта область также начала использовать современные технологии, такие как компьютеры, чтобы получить дополнительное представление о природе слов.
Показать больше
Репетиторство по лексикологии — один из лучших способов начать развивать фундаментальные навыки, необходимые для работы в этой увлекательной области обучения.Это потому, что работа с репетитором лексикологии дает вам возможность регулярно встречаться со специалистом по этому предмету. Ваш репетитор по лексикологии может предоставить вам индивидуальный план урока, основанный именно на том, что вы хотите знать, чтобы ваше время всегда использовалось с умом.
Если вы готовы начать занятия по лексикологии, вам не нужно искать в Интернете такие вещи, как «занятия по лексикологии рядом со мной». Вместо этого вы можете связаться с репетиторами Varsity Tutors, чтобы быстро и легко связаться с частным репетитором, который поможет вам развиваться в вашем обучении.Репетиторы университета также могут найти для вас кого-нибудь, с кем можно будет работать, чтобы удовлетворить ваши потребности в расписании. Также доступны онлайн-курсы по лексикологии. В общем, обращение к репетиторам университетской школы с целью найти частного репетитора по лексикологии может быть тем, что вам нужно для достижения ваших целей в этом предмете.
Показывай меньше
4.9 / 5.0 Рейтинг удовлетворенности *
курсов — Теория первого иностранного языка
Знать о фонетике как отрасли языкознания, ее предмете, методах анализа, разделах.
Знать определение фонемы и ее три аспекта
Знать методы фонологического анализа и применять их
Знать основные принципы классификации английских согласных и гласных
Может различать между фонетическими и фонологическими ошибками
Может прокомментировать и критически оценить исследовательскую статью по теме «Концепция фонемы в нашей стране и за рубежом»
Знать слоговую структуру английских слов, ее функции
Может комментировать и критически оценивать исследовательскую статью по теме «Слоговая структура английских слов»
Знать о типах и степени словесного ударения, его функциях
Может комментировать и критически оценивать исследовательскую статью на тему тема «Словесное ударение, его виды и функции»
Узнать о системе английской интонации, ее компонентах и функциях, ее взаимосвязи с лексическими и грамматическими единицами и невербальными средствами коммуникации
Может определять английский ритм, описывать его функции
Может комментировать и критически оценивать исследовательскую статью по теме «Система интонации английского языка»
Ознакомиться с предметом фоностилистики
Могут описывать экстралингвистические факторы, определяющие стилистические вариации речи
Знать основные принципы работы классификация фонетических стилей
Может прокомментировать и критически оценить исследовательскую статью на тему «Фоностилистические вариации английского произношения»
Знать о статусе английского языка в современном мире, о роли фонетических средств в межкультурной коммуникации
Знать основные тенденции ies в английском произношении
Знать основные особенности произношения диалектов английского языка
Может прокомментировать и критически оценить исследовательскую статью на тему «Социальные разновидности английского произношения»
Знать основную информацию по теме Лексикология английского языка, два основных подхода (синхронный и диахронический), связи с другими отраслями лингвистики
Знать основную информацию об основной и основной единице английской лексикологии — слове, его основных характеристиках, семантическом единстве, неделимости и позиционной мобильности
Знать основную информацию о значении и его типах, трех основных подходах к значению, «внутренней форме» слова
Знать основную информацию о многозначности, ее типах и корнях, лексико-семантических вариантах , омонимия, ее классификация, паронимы, источники многозначности и омонимии
T o знать основную информацию о синонимах, их классификации, антонимах, их классификации, отношениях, на которых они основаны
Знать основную информацию о морфеме как основной единице словообразования, различных способах словообразования
Знать основную информацию о группах слов, их различных типах и классификациях, различиях между свободными, полусвободными группами слов и идиомами
Знать основную информацию о происхождении английской лексики, различиях между родными словами и заимствованными слова, уровни усвоения и содержание современной английской лексики
Знать основную информацию о различных вариантах английского языка, как их сравнивать и противопоставлять с точки зрения словарного запаса
Знать основную информацию о методах исследования лексики, типов лексики, критериев создания словарного запаса
в совокупности данных поднимет вопрос о том, является ли заболеваемость моносемпой только в той степени, в которой его лексикограмматическое окружение является предсказуемым. Среди словосочетаний
заболеваемости имеется множество двух семантических классов или наборов, а именно (i) те, которые обозначают «болезнь» или
других видов катастроф, и (ii) те, которые обозначают изменения, зафиксированные в статистических данных.
К первой группе словосочетаний принадлежат такие существительные, как рак, болезнь, лейкемия, насилие,
преступность, диабет, бедность, жестокое обращение, инфекция, изнасилование и т. Д. Во второй группе мы находим прилагательное,
глагольное и номинальные словосочетания, такие как большой, рост, уменьшение, рост, низкий, высокий, увеличение или
уменьшение, среди прочего (данные и расчеты из Bank of English).
Третья группа словосочетаний состоит из слов, косвенно привлеченных к уровню
узлов посредством словосочетаний из группы (i). Так обстоит дело с коронарной болезнью, кожей, легкими или детством, которые
не имеют прямого отношения к значению заболеваемости, но совпадают с ним в результате ассоциации
с его коллокатами, особенно теми, которые обозначают « болезнь » или другое «вредное явление
». Таким образом, словосочетание «коронарный» и заболеваемость является функцией двух коллокационных паттернов
«заболевание и заболеваемость».Точно так же коллокационный паттерн кожа / легкое
рак лежит в основе косвенного притяжения между заболеваемостью и кожей / легким; и притяжение
между детством и происшествием не напрямую мотивируется их соответствующими значениями
, но подкрепляется фразой «жестокое обращение в детстве». Таким образом, неоднородность этой третьей группы из
коллокатов не может быть отнесена к непредсказуемости, но к косвенному притяжению. Другими словами, эта группа сочетаний
является побочным продуктом первой группы.
В целом, приведенные выше данные указывают на изоморфизм между коллокационным профилем или распределительным поведением
, с одной стороны, и компонентным анализом значения
случаев, с другой. Две основные группы (прямых) словосочетаний представляют соответственно одну
семантических характеристик «частота / количество» и «вредное явление». Точнее, эти
признаков играют важную роль в определении значения инцидентности и отличении его от лексически связанных узлов
.Следовательно, есть веские аргументы в пользу того, что знание
словосочетаний инцидентности требует знания значения этого слова. В этом случае лексическая компетенция
не только пересекается с коллокационным знанием, но, кажется, почти совпадает с
.
IV. УЧИТЬСЯ ОБЩАТЬСЯ VS. УЧИТЬСЯ СИМВОЛИРОВАТЬ
По очевидным причинам вопрос о том, что такое «язык» и что такое лингвистическая
компетенция, имеет прямое влияние на вопрос о том, что преподается в иностранном / втором
Обзор словаря Longman Dictionary of Contemporary English (6-е издание)
Ландау (1989) утверждает, что внимание рецензентов, которое часто уделяется передовым статьям словаря, сделало статьи «значительной коммерческой важностью» (116). Неподготовленному глазу студентов можно увидеть, что к этикеткам этого нового издания добавлены два новых элемента, и они «одобряют» и «не одобряют». Включение этих двух ярлыков в LDOCE6 приветствуется, учитывая, что прагматика часто является центром обсуждения в классе для учащихся продвинутого уровня. Словарь объясняет, какую лингвистическую помощь предлагают эти ярлыки в целом, но было бы более полезно, если бы были приведены примеры. Более того, внимательное изучение слов с этими двумя ярлыками указывает на несоответствия, которые могут запутать студентов.Во-первых, две метки не соответствуют соглашению о представлении, используемому другими метками в этом словаре. Другие метки, такие как формальный или технический , появляются в записях курсивом сразу после грамматической информации, например, слова совокупно 1 и exalt имеют этикетку official.
Вместо того, чтобы следовать такому соглашению, информация об использовании слов с ярлыками «одобряю» или «не одобряю» появляется как часть определения, введенного тире. Например, см. Записи злобный и нарциссизм ниже.
Дальнейшая проверка других слов в LDOCE6 показывает, что такая информация, данная словам, на самом деле уже существует в LDOCE5, например, в таких словах, как новомодный , навязчивый 1 , расширение и самодовольный . Основываясь на результатах нескольких исследуемых слов, LDOCE6 действительно не предложил никаких изменений в этой области, кроме включения двух этикеток в список этикеток в начале статьи.
Непрофессионал, сравнивающий вводную часть двух редакций, также заметит, что часть информации, которая отображается в LDOCE5, отсутствует в начальной публикации LDOCE6. На странице с заголовком «Содержание» в словаре весь раздел, помеченный как «Формальности в разговорном английском 1-2043, A2-A16» в LDOCE5, был сокращен до «Языковое дополнение (см. Средний раздел на странице A1)».
С точки зрения учащегося, я полагаю, что словарь делает такое изменение в немилости. Информация, представленная в разделах «Формальность в разговорной речи», имеет отношение к потребностям учащихся и понятна большинству учащихся, которые имеют ограниченные лингвистические знания. Вместо того, чтобы говорить пользователям «эти слова полезны для вас» или «вам нужно будет выучить», которые повторяются в рекламном ролике, эти страницы словаря говорят сами за себя и привлекают пользователей с примерами по темам функционального языка, чтобы выразить «согласен, согласен, согласен». несогласие, извинения, мнения, просьбы, предложения, привет, до свидания и спасибо »в формальных и неформальных ситуациях.Большинство обычных пользователей словаря смогут понять метаязык словаря на этом уровне и, в свою очередь, оценить его ценность. Это правда, что информация по-прежнему предоставляется пользователям в LDOCE6, но жаль, что эти страницы не выделены создателями словарей, особенно когда на странице «содержание» много пустого места.
Ошибки печати также появляются на странице 2126, когда словарь объясняет, для чего предназначен Longman Communication 9000. Во втором столбце страницы в словаре в качестве примера приводится слово , приобретение (см. Ниже).
Первая ошибка состоит в том, что если у слова есть три кружка, согласно LDCOE 6 на той же странице, оно принадлежит к 3000, а не к 3000–6000, наиболее частым словам. Во-вторых, слово получить показано здесь с тремя кружками и меткой W3, но это противоречит информации, которую тот же словарь дает слову в словарной статье — двум кружкам и W2 (см. Ниже).
Поскольку LDOCE5 также присваивает слову метку W2, есть основания полагать, что информация, приведенная в LC9000, является ошибкой.Информация о слове buy , которое показано как синоним слова take , также сбивает с толку. Он был отмечен двумя кружками на странице 2126, но тремя кружками в словарной статье словаря [см. Ниже]. В этом новом издании, находящемся в центре внимания, такие ошибки, обнаруженные на иллюстрации LC9000, очень заметны.
Вполне возможно, что LDOCE6 не получит хороших оценок от средних учеников после первоначальной проверки передней и задней обложки словаря и сравнения информации, предоставленной им на LDOCE6 и 5 на этих страницах. Однако большинство обсуждаемых вопросов не должно влиять на педагогическую ценность и общее лексикографическое качество нового издания; но с точки зрения исследования использования словарей, то, как словарь воспринимается его целевыми пользователями, является поводом для беспокойства.