Контрольная работа по истории России для 10 класса. Контрольная работа история россии


Контрольная работа по истории России для 10 класса

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ

Ф.И. ________________________

Класс ________________________

Вариант _______________________

Инструкция по выполнению работы

На выполнение этой работы по истории отводится 1 урок (40 минут). Работа включает 15 заданий.

Задания 1 – 12. К каждому заданию приводится несколько вариантов ответов, из которых только один верный. При выполнении заданий 1-12 обведите цифру выбранного Вами ответа в тексте. Если вы обвели не ту цифру, то зачеркните ее крестиком, а затем обведите цифру правильного ответа.

При выполнении заданий 13, 14 следует вписать в таблицу последовательность цифр.

Задание 15 требуют развернутого ответа на поставленный вопрос.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. С целью экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.

Желаем успеха!

1 Вариант

1.В каком году князь Юрий Долгорукий послал приглашение своему

союзнику: «Прииди ко мне, брате, в Москов», считающееся первым

упоминанием о Москве в письменных источниках?

1) 988 г. 2) 1147 г. 3) 1242 г. 4) 1325 г.

2.Утверждение основ христианской веры в Древней Руси проявилось в

1) укреплении государственности и власти князя

2) полном искоренении языческих обычаев

3) распространении идеи «Москва – третий Рим»

4) создании свода церковной литературы «Великие Четьи-Минеи»

3.«Русская правда» в Древней Руси – это

1) сборник законов Древнерусского государства

2) первая древнерусская летопись

3) название международного договора Руси и Византии

4) литературное произведение, написанное киевским князем

4. К какому периоду истории России относится эта карта?

hello_html_m347ba09a.png

1) к IX веку

2) к X веку

3) к XI веку

4) к XII веку

5.В 1097 г. собрался общерусский княжеский съезд. В каком городе он происходил?

1) в Киеве

2) в Новгороде

3) в Любече

4) в Ростове

6. В 30-е годы XII в. Киевская Русь распалась на...

1) 100 земель

2) 15 государств

3) 50 уделов

4) 250 княжеств

7. Как называлась ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих княжествах в период зависимости Руси от Золотой Орды?

1) ясак 2) число 3) ярлык 4) ордынский выход

8. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите событие, о котором

идёт речь.

«И начал тогда князь великий наступать. Гремят мечи булатные о шлемы

хановские. Поганые прикрыли головы свои руками своими. И вот поганые

бросились вспять. Ветер рвёт в стягах великого князя Дмитрия Ивановича,

поганые спасаются бегством, а русские сыновья широкие поля кликом

огородили и золочёными доспехами осветили. Уже встал тур на бой!

Тогда князь великий Дмитрий Иванович и брат его, князь Владимир

Андреевич, полки поганых вспять повернули и начали их бить и сечь

беспощадно, тоску на них наводя...»

1) Ледовое побоище

2)Куликовская битва

3) стояние на реке Угре

4) битва на реке Калке

9. Битва на Чудском озере произошла в :

1) 1237 г

2) 1240 г

3) 1242 г

4) 1380 г

10. Создание фресковой росписи Троицкого собора Троице-Сергиева

монастыря, Спасского собора Андронникова монастыря, написание иконы

«Троица» связано с именем

1) Дионисия

2) Симона Ушакова

3) Феофана Грека

4) Андрея Рублева

11. Что из названного явилось последствием монгольского нашествия на Русь?

1) усиление борьбы за первенство между Москвой и Новгородом

2) передача управления русскими городами баскакам

3) установление зависимости Руси от Золотой Орды

4) включение всех русских земель в состав Золотой Орды

12. Прочтите отрывок из «Истории России» С.М. Соловьёва и выполните задание.

«20 августа великий князь выступил из Коломны и, пройдя границы

своего княжества, стал на Оке, осведомляясь о движениях неприятельских

<…> Видя все полки свои в сборе, князь велел переправляться через Оку; в

воскресенье <…> 1 сентября переправилось войско, в понедельник переехал

сам великий князь, и шестого сентября достигли Дона. Тут приспела грамота

от преподобного игумена, благословение от святого старца идти на

татар <…> Часу в двенадцатом начали показываться татары: они спускались

с холма на широкое поле; русские тоже сошли с холма, и сторожевые полки

начали битву, какой ещё никогда не бывало прежде на Руси: говорят, что

кровь лилась, как вода, на пространстве десяти вёрст, лошади не могли

ступать по трупам, ратники гибли под конскими копытами…».

О каком сражении идёт речь?

1) разгром печенегов у стен Киева

2) Куликовская битва

3) нашествие Батыя

4) битва на реке Калке

13. Установите соответствие между понятиями и их определениями.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию

второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими

буквами.

ПОНЯТИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А) чернь, скань, эмаль 1) жанры древнерусской литературы

Б) кириллица, глаголица 2) виды ювелирной техники

В) фреска, мозаика 3) виды письменности в Древней Руси

Г) летописи, сказания 4) виды древнерусской живописи

5) архитектурные стили

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А

Б

В

Г

14. Установите соответствие между именами правителей и событиями,

связанными с их княжением.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию

второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими

буквами.

ИМЕНА СОБЫТИЯ

А) Святослав 1) разгром половцев

Б) Владимир Мономах 2) крещение Руси

В) княгиня Ольга 3) принятие «Русской правды»

Г) Владимир Святославович 4) дунайские походы

5) установление новой формы

сбора дани

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов

(без пробелов и каких-либо символов).

А

Б

В

Г

15. Существует точка зрения, что в период раздробленности, несмотря на

различия в устройстве политически независимых княжеств, в развитии

русских земель было много общего. Приведите не менее двух фактов,

подтверждающих эту общность.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ

Ф.И. ________________________

Класс ________________________

Вариант _______________________

Инструкция по выполнению работы

На выполнение этой работы по истории отводится 1 урок (40 минут). Работа включает 15 заданий.

Задания 1 – 12. К каждому заданию приводится несколько вариантов ответов, из которых только один верный. При выполнении заданий 1 - 12 обведите цифру выбранного Вами ответа в тексте. Если вы обвели не ту цифру, то зачеркните ее крестиком, а затем обведите цифру правильного ответа.

При выполнении заданий 13, 14 следует вписать в таблицу последовательность цифр.

Задание 15 требует развернутого ответа на поставленный вопрос.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. С целью экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.

Желаем успеха!

2 Вариант

1.К какому веку относится образование Древнерусского государства с центром

в Киеве?

1) VIII в.

2) IX в.

3) X в.

4) XI

2.Кто из названных лиц были современниками?

1) Александр Невский и хан Тохтамыш

2) Иван III и хан Батый

3) Иван IV и Шамиль

4) Дмитрий Донской и Мамай

3. Какой из перечисленных терминов обозначал категорию зависимого

населения Древней Руси в X – XII вв.?

1) казаки

2) рекруты

3) наместники

4) рядовичи

4. Рассмотрите карту и выполните задание к ней.

Кто из полководцев осуществил поход, обозначенный стрелками?

hello_html_72344c0f.png

  1. Святослав

  2. Олег

  3. Батый

  4. Мамай

5. Принятие «Русской Правды» Ярослава Мудрого привело к

1) укреплению Древнерусского государства

2) введению правила «Юрьева дня»

3) замене «полюдья» «повозом»

4) ограничению власти князя

6. Город, в котором, как полагает историческая традиция, принял крещение Владимир I...

1) Херсонес

2) Киев

3) Константинополь

4) Новгород

7. Союзниками русских князей в битве на реке Калке были:

1) печенеги

2) рыцари Тевтонского ордена

3) чехи и поляки

4) половцы

8.Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, к кому из князей

Древней Руси относится эта характеристика.

«Сей князь, названный церковию Равноапостольным, заслужил в истории

имя Великого… Князь, приняв веру спасителя, освятился ею в сердце

своем и стал иным человеком. Быв в язычестве мстителем свирепым,

гнусным сластолюбцем, воином кровожадным, и – всего ужаснее –

братоубийцею, он, наставленный в человеколюбивых правилах

христианства, боялся уже проливать кровь самых злодеев и врагов

отечества. Главное право его на вечную славу и благодарность потомства

состоит, конечно, в том, что он поставил россиян на путь истинной веры».

1) Владимиру Святославовичу

2) Владимиру Мономаху

3) Ярославу Мудрому

4) Александру Невскому

9. В битве на реке Неве вместе с дружиной князя Александра Ярославича против шведов

сражалось(лись)...

1) местное ополчение

2) воины Киева

3) монголо-татары

4) дружинники Галицко-Волынского княжества

10. С именами Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия связано развитие

1) книгопечатания

2) зодчества

3) иконописи

4) летописания

11. Столицей Золотой Орды, ставкой хана стал город...

1) Киев

2) Владимир

3) Сарай

4) Каракорум

12. Прочтите отрывок из сочинения историка Н.М. Карамзина и укажите имя

князя, о котором идет речь в приведенном отрывке.

«...Ибо никто из потомков Ярослава Великого, кроме Мономаха и Александра

Невского, не был столь любим народом и боярами, как он, за его великодушие,

любовь ко славе отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный

среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпанных в

книгах, но знал Россию и науку правления; силою одного разума и характера

заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных;

словами и примером вливал мужество в сердца воинов... Современники

особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа в древние и

новые времена была славнее победы над Мамаем, где каждый россиянин

сражался за отечество и ближних?»

1) Иван Третий

2) Дмитрий Донской

3) Дмитрий Пожарский

4) Юрий Долгорукий

13.Установите соответствие между определениями и понятиями: к каждой

позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго

столбца.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ

А) земледельцы, заключившие с хозяином 1) смерды

земли договор на выполнение работ

Б) свободные или зависимые земледельцы, 2) холопы

основная масса населения Древней Руси

В) люди, находившиеся в полной 3) закупы

зависимости от хозяина земли

Г) земледельцы, взявшие ссуду 4) рядовичи

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

14.Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с

их деятельностью. К каждому элементу первого столбца подберите

соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные

цифры под соответствующими буквами.

КНЯЗЬ СОБЫТИЕ

А) Владимир Мономах 1) разгром половцев

Б) Владимир Святославович 2) восстание древлян

В) Ярослав Мудрый 3) крещение Руси

4) разгром печенегов

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

15. Многие города Древней Руси возникали на берегах рек. Объясните, в чём

состояли преимущества такого расположения города (приведите не менее двух

объяснений).

Пояснительная записка

Контрольная работа предусматривает проверку знаний по темам «Русь изначальная», «Расцвет Руси в XI - первая треть XII века», «Политическая раздробленность Руси», «Борьба Руси за независимость в XIII – XIV веках»,

«В борьбе за единство и независимость», пройденным в 1 - начале 2 четверти, выполняется по двум вариантам. Работа рассчитана на один академический час (40 мин) и состоит из 15 заданий:

Задания 1- 12 – тест на выбор правильного ответа. Задания 13-14 – задания на систематизацию исторической информации

( установление соответствия).

Задание 15 Задание на использование принципов структурно-функционального, временного и пространственного анализа при рассмотрении фактов, явлений, процессов (задание-задача).

Контрольная работа охватывает содержание курса истории России

с древности по XV век и нацелена на выявление образовательных достижений обучающихся 10 класса. Задания охватывают значительный пласт фактического материала. В то же время особое внимание уделяется проверке аналитических и информационно-коммуникативных умений обучающихся .

Нормы оценивания:

Задания 1-12 – 1 балл.

Задания 13- 14 - 2 балла. При выполнении заданий 13-14 с одной ошибкой выставляется 1 балл.

Задание 15 – 2 балла ( при указании 2 объяснений, фактов), 1 балл ( при указании 1 объяснения, факта)

Максимальное количество баллов – 18

Критерии оценивания:

Оценка «2» может быть поставлена, если ученик набрал менее 9 баллов.

Оценка «3»: 9-11 баллов.

Оценка «4»: 12-15 баллов.

Оценка «5»: 16-18 баллов.

Эталон ответов

  1. вариант

№ задания

Ответ

1

2

2

1

3

1

4

4

5

3

6

2

7

3

8

2

9

3

10

4

11

3

12

2

13

2341

14

4152

15. Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Могут быть приведены факты:

1) жители всех русских княжеств говорили на одном языке;

2) жители всех русских княжеств принадлежали к единой

древнерусской народности;

3) жители всех русских княжеств придерживались христианской

(православной) веры;

4) жители всех русских княжеств руководствовались едиными

правовыми нормами, восходящими к своду законов «Русская

Правда».

Могут быть приведены другие факты.

Верно приведены два факта - 2 балла

Верно приведён один факт - 1 балл

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие

требованию задания или ответ неверный - 0 баллов

Максимальный балл - 2

2 вариант

№ задания

Ответ

1

2

2

4

3

4

4

3

5

1

6

1

7

4

8

1

9

1

10

3

11

3

12

2

13

4123

14

134

15. Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Могут быть приведены следующие объяснения:

1) расположение города на берегу реки облегчало его торговые

связи, поскольку в Древней Руси водные пути зачастую были более

удобными, чем сухопутные;

2) расположение на берегу (особенно высоком) реки делало город

менее уязвимым для врагов в случае штурма;

3) город, расположенный на берегу реки, имел больше шансов

успешно справиться с пожарами, поскольку большинство построек

в Древней Руси были деревянными.

Могут быть приведены другие объяснения

Приведены два объяснения - 2 балла

Приведено одно объяснение – 1 балл

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие

требованию задания или ответ неправильный - 0 баллов

Максимальный балл - 2

Бланк ответов

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ

Ф.И. ________________________

Класс ________________________

Вариант _______________________

№ задания

Правильный

ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Ответ на задание № 15:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

infourok.ru

Контрольная работа по истории России.

I. Соотнесите термины и их определения.

1.Удел

2. Ярлык

3. Наместник

4. Баскак

5. Выход

А. Князь, возглавляющий местное управление

Б. Дань, собираемая на Руси для Орды

В. Представитель ордынского хана на Руси

Г. Глава Русской православной церкви

Д. ханская грамота, дававшая право на княжение

Е. часть княжества, владения младших членов княжеского рода

II. Впишите правильную букву или буквы вместо пропусков (там, где это необходимо). Дайте определение получившемуся понятию.

1) П…са…ик.

III. Соотнесите выдающихся князей с датами правления

1. Владимир Мономах –

2. Мстислав Великий –

3. Юрий Долгорукий –

4. Андрей Боголюбский –

5. Всеволод Большое Гнездо –

А. 1125-1132

Б. 1174-1176

В. 1176-1212

Г. 1157-1174

Д. 1113-1125

Е. 1125-1157

IV. Укажите события, произошедшие в указанные даты.

1. 1185

2. 1223

3. 1147

4. 1240

5. 1237-1241

V. Определите сражение по рисунку-схеме. Запишите событие и его дату.

VI. Дайте полные, развёрнутые ответы.

1) Особенности влияние ордынского владычества на культуру русских земель.

2)Укажите главные политические центры Руси и дайте краткую характеристику их политического устройства.

VII. Текст с ошибками.

В середине XII века единая Русь распалась на 15 самостоятельных княжеств-государств. Каждое княжество имело свои войска, деньги, меры длины и веса, а также вело самостоятельную внешнюю политику.

Распад Руси привёл к постоянным войнам между княжествами. В результате от некогда былого единства Руси не осталось и следа, даже исчезло само понятие Русская Земля. Стали намечаться различия в языке в разных частях некогда единой Древней Руси. Вера оставалась одной для всех жителей бывшей Руси, но в каждом княжестве появился свой независимый митрополит, а также собственные законы, которые в общих чертах восходили к Русской Правде. Важнейшими последствиями раздробленности стали бурный рост городов, развитие ремесленного производства и торговли, а также рассвет культуры, хотя в каждом княжестве стал формироваться её собственный вариант, мало походившей друг на друга.

Ответы.

I - 1 – Е, 2 – Д, 3 – А, 4 – В, 5 – Б.

II - 1) Посадник – высшее должностное лицо в Новгородской феодальной республике;

III - 1 – Д, 2 – А, 3 – Е, 4 – Г, 5 – В.

IV -; 1. Поход князя Игоря на половцев; 2. Битва на Калке; 3. Первое упоминание о Москве; 4. Невская битва; 5. Татаро-монгольское нашествие на Русь.

V - Невская битва. 15 июля 1240 г.

VI - Элементы правильного ответа:

1)Были разрушены многие культурные центры. Значительная часть ремесленников погибла, либо попала в плен и рабство. Надолго прекратилось каменное строительство, фресковая живопись. Были утрачены многие технологии в строительстве, металлургии, живописи и других отраслях. Были прерваны культурные связи Руси с Европой.

2) Галицко-Волынское княжество, Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская республика.

Галицко-Волынское княжество – ограниченная монархия. Княжеская власть вынуждена была считаться как с сильной родовой аристократией (боярством), так и с сильными традициями народного вече в городах.

Владимиро-Суздальское княжество – неограниченная монархия, складывание абсолютизма.

Новгородская республика – феодальная республика, в которой власть принадлежит богатой и влиятельной родовой аристократии (боярству).

3)VII - Ошибки:

1. Понятие Русская Земля не исчезло.

2. Различий в языке не было.

3. Митрополит был один на все земли бывшей Руси.

4. Во всех землях действовали единые законы – Русская Правда.

5. Культура была единой.

multiurok.ru

Контрольная работа по истории России IX

Задание 3. Ниже приведён ряд терминов, понятий. Все они, за исключением одного, характеризуют

социальную структуру Древней Руси. Укажите номер данного термина.

  1) смерды; 2) закупы; 3) рядовичи; 4) мещане; 5) холопы; 6) князья.

 Ответ:  ___

Задание 4. Напишите пропущенные слова.

  Доходные занятия населения Древней Руси, поставлявшие на рынок товары, пользующиеся спросом не только на внутреннем, но и на внешнем рынке, возможные в силу природных особенностей расположения государства в зоне лесов, назывались ______________ и ______________.

Задание 5. Установите соответствие между определениями и понятиями.

А) земледельцы, заключившие с хозяином земли договор на выполнение работ

Б) свободные или зависимые земледельцы, основная масса населения Древней Руси

В) люди, находившиеся в полной зависимости от хозяина земли

Г) земледельцы, взявшие ссуду

 

1) смерды

2) холопы

3) закупы

4) тиуны

5) рядовичи

6) помещики

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

Задание 6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

 А) «1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого. Если убитый — русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или словенин, то 40 гривен уплатить за него.<….>

4. Если ударить мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью меча, то 12 гривен за обиду. <….>

8. Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну. <….>

10. Если холоп бежит и скроется у варяга или у колбяга, а они его в течение трех дней не выведут, а обнаружат на третий день, то господину отобрать своего холопа, а 3 гривны за обиду.

11. Если кто поедет на чужом коне без спросу, то уплатить 3 гривны. <….>

16. Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы своего господина и тот начнет его не выдавать, то холопа взять и господин платит за него 12 гривен, а затем, где холопа застанет тот ударенный человек, пусть бьет его.

17. А если кто сломает копье, щит или испортит одежду, и испортивший захочет удержать у себя, то взять с него деньгами; а если тот, кто испортил, начнет настаивать (на возвращении испорченной вещи), платить деньгами, сколько стоит вещь.

18. Если убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а люди не платят; а за княжеского подъездного 80 гривен. <….>

20. Если убьют огнищанина у клети, у коня, или у стада, или во время кражи коровы, то убить его, как пса; тот же закон и для тиуна.

23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен. <….>»

Б) «В год 6605 (летоисчисление от Сотворения мира). <…>. Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и собрались на совет в Любече для установления мира, и говорили друг другу: "Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут воины. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк - Киевом, Изяславовой отчиной, Владимир — Всеволодовой, Давыд и Олег и Ярослав — Святославовой, и те, кому Всеволод роздал города: Давыду — Владимир, Ростиславичам же: Володарю — Перемышль, Васильку — Теребовль". И на том целовали крест: "Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все и крест честной". Сказали все: "Да будет против того крест честной и вся земля Русская". И, попрощавшись, пошли восвояси».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

  1) Документ посвящен попытке прекратить междоусобную рознь в Киевской Руси в конце XIIв.

2) Отрывок из документа взят из первого письменного сборника законов на Руси.

3) Первые письменные законы на Руси появились при княгине Ольге.

4) Одним из участников съезда князей был Владимир Мономах.

5) Одним из составителей «Русской правды» являлся Ярослав Мудрый.

6) По решению съезда князья хотели объединиться для борьбы против половцев.

Задание 7. Какие три положения из перечисленных ниже относятся к «Русской правде» Ярослава Мудрого? Соответствующие цифры запишите в ответ.

1) сохранение в законе языческого обычая кровной мести

2) установление монархического правления

3) установление общественного порядка

4) установление порядка престолонаследия

5) установление крупных штрафов за побои, увечья и причинение смерти

6) освобождение холопов

Ответ:_____

Задание 8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) Имя князя – основателя династии правителей Древней Руси - …

Б) Легендарный князь Руси, талантливый военачальник, прославившийся многочисленными походами против соседних государств, жизнь и деятельность которого сравнивали с Александром Македонским - …

В) Съезд русских князей, цель которого - положить конец княжеским усобицам, проходил в городе…

Пропущенные элементы:

1) Москва

2) Рюрик

3) Ярослав Мудрый

4) Святослав

5) Олег

6) Любеч

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

Задание 9. Установите соответствие между фамилиями исторических деятелей и их деятельностью.

A) Владимир Мономах

Б) Сергий Радонежский

B) Александр Невский

Г) Дмитрий Боброк

 

1) военачальник - участник Куликовской битвы

2) одержал победу над немецкими рыцарями

3) инициатор введения нового Устава письма

4) игумен Троицкого монастыря, авторитетный деятель РПЦ

5) написал «Поучение» своим детям

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

Задание 10. Прочтите отрывок из летописи и назовите имя русского князя.

  «В лето 964. Когда князь … вырос и возмужал, начал он воев собирать многих и храбрых; ходя легко, как барс, вёл он многие войны. В походах не возил за собой обозов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину ли, или зверину, или говядину, жарил её на углях и ел. Не имел он шатра, но спал, постелив поклад и седло в головах. Таковы были и другие его воины… Он посылал послов к странам, говорил: «Хочу идти на Вы!..»

Ответ: ____________________ 

Задание 11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

 Пропущенные элементы

1) основание Москвы

2) XI век

3) Ярослав Мудрый

4) принятие нового письменного устава

5) крещение Руси

6) 1147г.

7) создание «Повести временных лет»

8) Александр Невский

9) 1242г.

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

Задание 12. Прочтите отрывок из летописи.

  «…Был совет всех князей в городе Киеве, и решили на совете так: «Лучше нам встретить их на чужой земле, чем на своей». На этом совете были Мстислав Романович Киевский, Мстислав Козельский и Черниговский и Мстислав Мстиславич Галицкий — они были старейшими князьями Русской земли. Великого же князя Юрия Суздальского на том совете не было. А младшие князья были Даниил Романович, Михаил Всеволодич, Всеволод Мстиславич Киевский и иных князей много. <…> Оттуда они шли восемь дней до реки Калки. Встретили их татарские сторожевые отряды. Когда сразились сторожевые страды, был убит Иван Дмитриевич и еще двое с ним. Татары отъехали; около самой реки Калки встретились татары с русскими и половецкими полками. Мстислав Мстиславич повелел сначала перейти реку Калку Даниилу с полком и другим полкам с ними, а сам после них переехал; сам он ехал в сторожевом отряде. Когда он увидел татарские полки, то приехал сказать: "Вооружайтесь!" Мстислав Романович и Другой Мстислав сидели и ничего не знали: Мстислав им не сказал о происходящем из-за зависти, потому что между ними была большая вражда… Сошлись полки вместе. Даниил выехал вперед, и Семен Олюевич и Василько Гаврилович ударили в полки татарские, и Василько был ранен. А сам Даниил, будучи ранен в грудь, по молодости и храбрости не почувствовал ран на теле своем. Ему было восемнадцать лет, и он был силен <…> За грехи наши побеждены были русские полки…»

 Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

  1) участие в битве русских дружин объясняется просьбой половецких князей поддержать их в борьбе с агрессией монголов

2) причиной поражения русских воинов стал переход на сторону противника половецкого войска

3) битва на реке Калке состоялась в 1223 г.

4) после битвы монголо-татарское войско двинулось на Рязань и после кратковременной осады взяло её штурмом

5) описанная в летописи битва закончилась победой монголо-татарского войска

6) описанные в летописи события относятся к последнему десятилетию существования Древнерусского государства как единого целогоОтвет:_____

Задания 13-16 (по карте/схеме)

Задание13. Заполните пропуск в следующей фразе: «Изображённое на схеме под цифрой 1 государство — это Великое княжество ________________________».

 hello_html_m28bbdded.png

Задание 14. Напишите название города, который обозначен на схеме цифрой 3.

 Ответ:___________________

Задание 15. Напишите (словом) век, к концу которого сложились границы Великого княжества Московского, отображённые на схеме.

 Ответ: ___________________

Задание 16. Рассмотрите схему и выполните задание

Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1) Земля, центром которой являлся город, обозначенный на карте цифрой 3, отличалась сильной княжеской властью.

2) Правители княжества, обозначенного на схеме цифрой 2, были одними из основных противников Москвы в борьбе за ярлык на великое княжение Владимирское.

3) В обозначенном на схеме под цифрой 4 сражении войско Орды возглавлял тёмник Мамай.

4) В обозначенном на схеме под цифрой 4 сражении русское войско потерпело жестокое поражение от войск ордынцев.

5) В том же веке, к концу которого сложились границы Великого княжества Московского, отображённые на схеме, правил московский князь Иван III.

6) Через два года после сражения, обозначенного на схеме цифрой 4, ордынские войска взяли и сожгли Москву.Ответ:____________

Задание 17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) «Слово о полку Игореве»

Б) «Сказание о Мамаевом побоище»

В) былины

Г) Софийский собор

 

1) храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева князем Ярославом Мудрым.

2) древнейшая древнерусская рукописная книга.

3) автор — Нестор-летописец.

4) памятник литературы, созданный, предположительно, в конце XII в.

5) героический эпос, фольклорный жанр

6) литературное произведение  об исторических событиях Куликовской битвы

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

Задание 18. Рассмотрите изображение и выполните задание

 hello_html_447261fa.png

 Какие суждения о городе, старинный план которого Вы видите, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) В отличие от других русских земель в этом городе редко созывалось народное вече.

2) В период политической раздробленности русских земель в этом городе установилась сильная княжеская власть.

3) С 1113 по 1125 г. в городе правил князь Владимир Мономах.

4) Через этот город в древности проходил торговый путь «из варяг в греки».

5) Город, изображённый на плане, был присоединён к Московскому государству в 1478 г.Ответ:________

Задание 19. Рассмотрите изображение Задания 18 и выполните задание: какой из представленных ниже памятников находится в этом городе? В ответе запишите цифру, под которой он указан.

Ответ:________

 hello_html_m63ff1314.png

 

Задание 20. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«При Иване Калите были созданы благоприятные условия для формирования национальной государственности с центром в Москве».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

  1. ____________________________________________________________________________

2) _____________________________________________________________________________

Аргументы в опровержение:

  1. ____________________________________________________________________________

2) _____________________________________________________________________________

 

infourok.ru


Смотрите также