План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему: Урок по теме «Обобщение по теме морфемика, словообразование и орфография»в 6 классе
Учитель: Теплова Г.В.
Тема урока: «Обобщение по теме морфемика, словообразование и орфография»
Тип урока: Урок актуализации знаний и умений
Цель: — Сформировать представление о морфеме как минимально значимой единице языка;
— Закрепить умение производить морфемный и словообразовательный разборы слов;
— Сформировать навыки употребления словообразовательных средств в речи.
Ход урока
- Оргмомент.
Желаю вам работоспособности, хорощих результатов при проверке знаний, чтобы вы могли гордиться собой! (число записано в тетради)
- Формулирование учащимися темы и цели урока.
Произведите морфемный разбор слова ГОРДОСТЬ.
Словообразовательный разбор слова ГОРДЫНЯ
Словарь Ожегова: Гордость – чувство собственного достоинства. Национальная гордость. Гордыня – непомерная гордость. Обуздать гордыню.
— Какие разделы языка мы использовали для выполения заданий, изучили и будем обобщать сегодня?
Сформулируйте и запишите тему тему:
«Обобщение по теме морфемика, словообразование и орфография»
— Какие цели вы ставите перед собой?
1)Повторить морфемы
2)вспомнить способы словообразования
— А для чего их надо знать?
Знание правил словообразования, умение членить слово на морфемы, определять роль и значение морфем помогают избежать многих ошибок, связанных с грамотностью и культурой речи.
- Актуализация опорных знаний.
Весь класс | Индивидуально |
1.Сейчас мы сыграем с вами в игру “Верно – неверно”. Если вы согласны со сказанным, то хлопайте 1 раз в ладоши, если нет – топайте 2 раза.
| Объяснительный диктант. Вставьте буквы, выделите морфемы, в которых вставили буквы. Сформулируйте правило. Закат т…жело пылает на кронах д…ревьев. Последний луч… ещё к…сается верхушек, а у п…дножия сосен уже темно. Бе…шумно парят летучие мыши. В зар…слях кто-то шевелится. |
Фронтальный опрос.
– Дайте определение приставки, суффикса, корня, окончания, основы.
– Перечислите известные вам способы образования слов.
IV. Работа над темой урока.
- Образуйте слова с данными морфемами. Составьте с ними предложения по рядам
— Какой это вид разбора?
- – Что значит «выполнить словообразовательный разбор слов»?
(составить цепочку слов от производного к производящему, определить способ словообразования)
Работа парами.( один ученик работает у доски с обратной стороны) Выполните словообразовательный разбор слов :
– развеселый,
– овражек,
– подсвечник,
– лесовоз
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте выполнение задания друг у друга, сравнив с верными ответами на доске.
Если 1-2ошибки – 4
Если 3-4 ошибки — 3
4.С разделами “Морфемика” и “Словообразование” тесно связан раздел “Орфография”. А что он изучает?
Пришло время проверить усвоение правил. На доске вы видите 3 столбика слов по одному для каждого ряда. Ваша задача объяснить правописание слов. Выходить к доске вы будете по очереди.
пришкольный | приехать | преспокойный |
5. Из истории слов
— О чём можно узнать в этимологическом словаре?( об истории происхождения слова)
— Послушаем сообщения ваших товарищей.
Сообщение 1
СПАСИБО – это слово получилось из словосочетания спаси Бог! Это устойчивая форма благодарения. Путём сращения основ и отпадения конечного согласного (произносилось [х]).
Некоторые славянские имена также образованы словосочетанием. Морфологическим сложением образованы имена Ярослав (от ярый – «горячий, яркий»). Иностранные имена тоже нередко строятся на основе словосложения, например, арабское Абдулла означает «раб Бога»
Название городов тоже могут быть сложным словами. Так, сращением образованы названия Новгород, Ленинград, Петербург, Ставрополь. Вторая основа у них – город – по-старославянски, по-немецки и по-гречески.
Сообщение 2.(из упр.203)
Ф_И_З_М_И_Н_У_Т_К_А
- Программированное задание. Выберите правильный ответ.
Пример | 1 | 2 | 3 | |
Г…реть | А | О | О |
|
Пыл…сос | А | И | Е | |
Пр…шел | И | А | Е | |
З…ря | О | А | И | |
Выр…стать | А | О | И | |
Пр…добрый | И | А | Е |
Самопроверка: 2,3,1,2,1,3
- Творческая работа Добавьте в текст сложные слова.
Друг моего друга.
У моего друга есть _______опытный коротко________ный висло____ий пёс. И хотя он и ____корослый, но очень ______душный и само_______ный.
( -стоятель-, -добр-, -люб-,-шёрст, -ухо-, -низ-)
— Прочтите получившееся.
— как схемой оформить применённое правило?
VII. Домашнее задание.
П. 24 Миниатюра «Чем можно гордиться?» (35 – 50 слов)
VIII. Итог урока
Кросcворд
По горизонтали: 1. Изменяемая часть слова. 5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
По вертикали: 2. Часть слова без окончания. 3. Часть слова, которая находиться перед корнем и обычно служит для образования слов. 4. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.
Оценки за урок:
Рефлексия.
1.Я понял материал и могу объяснить другу.
2.Я понял материал, но объяснить другу затрудняюсь.
3.Мне необходимо ещё поработать над материалом.
Контрольная работа по разделу «Морфемика и словообразование»
Контрольная работа по разделу «МОРФЕМИКА»
Обозначьте правильные утверждения:
А) Окончание служит для связи слов в предложении.
Б) Чтобы выделить корень, нужно подобрать однокоренные слова.
В) В слове может быть только один корень.
Г) В слове может быть только одна приставка.
Д) В слове может быть не один, а два и более суффиксов.
Е) В основу слова не входит окончание.
Ж) Главной морфемой в слове является корень.
З) Главной морфемой в слове является основа.
И) В языке не существует слова, в котором нет корня.
2. Разберите слова по составу:
Легкий, длинный, скамейка, выкрасишь, белизна, лечит, переезжают, ловкость, рано, трудный, весенняя.
Вставьте пропущенные окончания.
Поздн__ осенью, ранн__ утром, ложн__ сообщение, верхн__ одежда, в тепл__ воздухе, сложн__ предложение.
Найдите в тексте слова, соответствующие схемам:
А) корень+окончание,
Б) приставка+корень+суффикс+окончание,
В) корень+суффикс.
Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной. (С. Есенин)
Подберите однокоренные слова: тихий; вода; водить. Почему слова вода и водить не являются однокоренными?
Расположите слова так, чтобы получилась словообразовательная цепочка.
Образец: теплеть – потеплеть — потепление.
А) Веселый, развеселиться, веселить, веселиться.
Б) Возобновление, обновить, возобновить, новый.
В) Землянка, земля, земляной.
Укажите способы образования слов лесоруб, синева, прочитать.
Образуйте от глагола носить максимальное количество слов приставочным способом. Укажите, как изменяется лексическое значение глагола, в зависимости от употребления той или иной приставки.
Объясните, почему авторы используют однокоренные слова в данных фрагментах:
А) За холмами глухо прогремел гром, подуло свежестью. (А. Чехов) Б) Служить бы рад, прислуживаться тошно. (А. Грибоедов)
Морфемика и словообразование. Орфография. Контрольная работа. 6 класс.
Морфемика и словообразование. Орфография.
Контрольная работа
Из каждого ряда слов выпишите примеры, заполняя ими соответствующие графы таблицы.
Однокоренные слова | Формы слова |
1 вариант 1) Орех, орешек, ореховый, ореха, орешник, орехом, орешку.
2) Лев, львиному, львица, львёнком, львиный, львицей, львёнок.
2 вариант 1) Гриб, грибной, грибку, грибница, гриба, грибник, грибок.
2) Берёза, подберёзовик, берёзовый, берёзами, берёзовому, берёзка, берёзонька.
Постройте словообразовательную цепочку и определите способ словообразования данных слов.
1 вариант Перестрелка, пуховик, правительство.
2 вариант Снеговичок, лекарственный, пристыдить.
Определите способ образования сложных слов, запишите получившиеся слова.
1 вариант Овощ, хранить; водить овец; ловить птиц; любить тень; старший класс; лечить грязью; тушить огонь, добывать уголь.
2 вариант Телевидение, передача; плавать в море; очищать снег; писать басню; мерить землю; ловить мышь; широкие плечи, любить тепло.
Распределите слова по столбикам, обозначая орфограммы.
1 вариант Прик…саться, р…сточек, пр…жигаем, слож…ние, расст…лить, разг…рится, з…ревой, разр…внять поверхность, бл…стеть, выд…рнуть, накл…ниться, з…рница.
2 вариант Выг…реть, выр…стаем, заб…рают, разл…жить, расст…лать, пог…рельцы, утв…рь, обм…кнуть в варенье, бл…стающий, разд…рать, натв…рить, отр…слевой.
Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.
1 вариант
Медвежата.
Однажды я л…вил рыбу на выступе скалы. Воздух звенел от крика поздних перелётных птиц. Из леса выбежали три медвеж…нка. Они прошлёпали по мелк…водью и стали клянчить у меня улов. Я з…кричал. Медведи и…пугались и спрятались в зар…слях.
Наступила ночь, но медвежата всё не спускались с дерева. А вдруг малыши голодны?
Утром я выск…чил из дома и направился к большой пихте. Три пары бл…стящих ч…рных глаз выгл…нули из трёх пушистых клубков на нижн…й ветке.
Я св…рил кашу. Она слегка подг…рела. Потом раз…скал тяж…лые миски и разлил по ним еду. Малыши подошли к каше, пр…сели на корточки и съели её. Раздалось пр…рываемое в…визгиваниями урчание.
2 вариант
Астра – цветок России.
Астра – др…внейш…е р…стение. Астра у древних греков сч…талась цветком счастья. В языке цветов Венгрии астра ср…внивается с осенью. В России астра – один из самых извес…ных цветов.
Астра – п…следняя улыбка осени. Это красивый и непр…хотливый цветок, который вызывает у людей различные чувства.
Часто люди смотрят на астры и радуются. Другие пр…к…снутся к ним и грустят. Третьи пр…задумаются о вечности красоты. Четвёртые разводят руками и говорят: «Зима на дворе, а они ра…цветают и выдерживают морозы до семи градусов!»
Учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему: Контрольная работа по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография» в 6 классе
Контрольная работа
по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография»
6 класс
Вариант 1
(1) Теплая з…лотая ос…нь легко пр…к…сается к дальнему лесу. (2) То тут, то там заг…раются ж…лтым огнем осинки. (3) Пр…к…сновение ос…ни чувствуют и клёны. (4) Во все стороны ра…кинули они свои резные разн…цветные листья.
(5) Нарядные б…рёзки ра…пол…жились на левом краю леса. (6) На них ещё много з…леных лист…ев. (7) Но и до них доб…рётся ос..нь. (8) В…пыхнут тогда на б…рёзках ж…лтые и оранжевые ог…ньки, словно заг…рится множество св…чей.
(9) Не оставит ос…нь никого в стор…не от своей заботы. (10) Всех пр…нарядит пр…голубит последним т…плом оз…рит неяркими луч…ми и уйдет на покой.
Задания:
1. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.
2. Из предложений 1-3 выпишите формы одного и того же слова, выделите окончания.
3. Из предложения 1 выпишите два слова, образованные суффиксальным способом, выполните их морфемный разбор.
4. Объясните правописание приставки в одном из слов предложения 3.
5. Из предложений 1-4 выпишите слово, образованное способом сложения.
6. Выполните словообразовательный разбор слов: осинки (из предложения 2) и пр…нарядит (из предложения 10).
*7. Выполните синтаксический разбор предложения 10.
Контрольная работа
по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография»
6 класс
Вариант 2
(1) Теплая з…лотая ос…нь легко пр…к…сается к дальнему лесу. (2) То тут, то там заг…раются ж…лтым огнем осинки. (3) Пр…к…сновение ос…ни чувствуют и клёны. (4) Во все стороны ра…кинули они свои резные разн…цветные листья.
(5) Нарядные б…рёзки ра…пол…жились на левом краю леса. (6) На них ещё много з…леных лист…ев. (7) Но и до них доб…рётся ос..нь. (8) В…пыхнут тогда на б…рёзках ж…лтые и оранжевые ог…ньки, словно заг…рится множество св…чей.
(9) Не оставит ос…нь никого в стор…не от своей заботы. (10) Всех пр…нарядит пр…голубит последним т…плом оз…рит неяркими луч…ми и уйдет на покой.
Задания:
1. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.
2. Из предложений 5-8 выпишите формы одного и того же слова, выделите окончания.
3. Из предложения 5 выпишите два слова, образованные суффиксальным способом, выполните их морфемный разбор.
4. Объясните правописание приставки в одном из слов предложения 10.
5. Из предложений 1-4 выпишите слово, образованное способом сложения.
6. Выполните словообразовательный разбор слов: неяркими (из предложения 10) и дальнему (из предложения 1).
*7. Выполните синтаксический разбор предложения 10.
Учебно-методический материал по русскому языку (6 класс): Контрольная работа по теме «Морфемика, словообразование, орфография»
Контрольная работа по теме «Морфемика, словообразование, орфография»
1 вариант
1)Инт_ресно заноч_вать ноч_ю в сов_ршенно незнакомом месте! 2) Утром, при свете со_нца, все покажет_ся совсем другим, чем виделось ноч_ю: с восходом со_нца придёт_ся тебе всё зан_во открывать.
3) Темные х_лмы, что угрюмо окружили ноч_ю со всех сторон, пр_вратятся при свете в веселые купы кустов 4) А то, что к_залось д_лекими гребнями гор, вдруг обернется ст_ной бли_кого леса 5) И так всегда: словно л_жиш_ся спать в одном месте, а просыпа_ш_ся в другом!
6) В незнакомом месте невольно вслушиваеш_ся больше обыч_ного, а потому и слыш_ш_ больше, чем надо, — сам от себя гониш_ сон 7) Утром вместе с т_мнотой разойдутся и страхи: откроет_ся взору земля, тобой ещё не виденная.
1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, где это необходимо.
2. Выпишите из 1-го предложения слова, образованные приставочным способом.
3. Выпишите из 4-го предложения слова с нулевым окончанием и без окончания.
4. Выпишите 3 слова, в которых не совпадает количество букв и звуков.
5. Выполните морфемный и словообразовательный разбор слов окружали, вслушиваеш_ся.
Контрольная работа по теме «Морфемика, словообразование, орфография»
2 вариант
1. Теплая з…лотая ос…нь легко пр…к…сается к дальнему лесу. 2. То тут, то там заг…раются ж…лтым огнем осинки. 3. Пр…к…сновение ос…ни чувствуют и клёны. 4.Во все стороны ра…кинули они свои резные разн…цветные листья.
5. Нарядные б…рёзки ра…пол…жились на левом краю леса. 6. На них ещё много з…леных лист…ев. 7. Но и до них доб…рётся ос..нь. 8. В…пыхнут тогда на б…рёзках ж…лтые и оранжевые ог…ньки, словно заг…рится множество св…чей.
9. А на другом краю леса р…стут пушистые вечн…з…леные ели. 10. Ос…нь не пр…града для их пышной хвои.
11. Не оставит ос…нь никого в стор…не от своей заботы. 12. Всех пр…нарядит, пр…голубит последним т…плом, оз…рит неяркими луч…ми и уйдет на покой.
1. Из предложений 1-3 выпишите формы одного и того же слова, выделите окончания.
2. Из предложения 1 выпишите два слова, образованные суффиксальным способом, выполните их морфемный разбор.
3. Из предложений 1-4 выпишите слово, образованное способом сложения.
4. Из предложения 2 выпишите глагол, подберите к нему 3 однокоренных слова, выделите корни во всех словах.
5. Выполните морфемный и словообразовательный разбор слов множество, ра…кинули.
Проверочная работа по русскому языку «Морфемика и словообразование» 6 класс.
Проверочная работа (морфемика и словообразование) 1 вариант.
Что изучает морфемика?
Что является формообразующими морфемами? Для чего они служат?(приведите примеры)
В каком ряду основы слов являются производящими, а в каком производными ?
Новгородский, приехать, сельский
Новгород, ехать, село
Подчеркните в данном ряду слов формы одного и того же слова:
Роза, розовый, розочка, розами, розоветь, розы.
Составьте словообразовательные пары:
Славный, бесследный, бездонный
Проверочная работа (морфемика и словообразование) 1 вариант.
Что изучает морфемика?
Что является формообразующими морфемами? Для чего они служат?(приведите примеры)
В каком ряду основы слов являются производящими, а в каком производными ?
Новгородский, приехать, сельский
Новгород, ехать, село
Подчеркните в данном ряду слов формы одного и того же слова:
Роза, розовый, розочка, розами, розоветь, розы.
Составьте словообразовательные пары:
Славный, бесследный, бездонный
Проверочная работа (морфемика и словообразование) 2 вариант.
Что изучает морфемика?
Что является словообразовательными морфемами? Для чего они служат?(приведите примеры)
В каком ряду основы слов являются производящими, а в каком производными ?
Дворец, журналист, заморозить
Двор, журнал, морозить
Подчеркните в данном ряду слов формы одного и того же слова:
единица, единственный, соединение, единственным, единство, единственному
Составьте словообразовательные пары:
Радостный, безграмотный, настольный
Проверочная работа (морфемика и словообразование) 2 вариант.
Что изучает морфемика?
Что является словообразовательными морфемами? Для чего они служат?(приведите примеры)
В каком ряду основы слов являются производящими, а в каком производными ?
Дворец, журналист, заморозить
Двор, журнал, морозить
Подчеркните в данном ряду слов формы одного и того же слова:
единица, единственный, соединение, единственным, единство, единственному
Составьте словообразовательные пары:
Радостный, безграмотный, настольный
Контрольная работа № 2 — МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Диктант
Дубы
Над лесосекой плыли нити бабьего лета. Солнце не так давно перевалило за полдень, но скрылось уже за лесом, и на делянку падала длинная зубчатая тень, кое-где прорезанная солнечными просветами.
Старый лесник, миновав лесосеку, прошёл молодой осинник, мотом по жердям перебрался через небольшую речушку, выбрался на сухой, высокий берег.
Тут начинается дубовая роща. Вековые дубы стоят торжественные, спокойные в своём величии. Они не то что не повинуются законам осени, просто, чувствуя свою силу и мощь, покоряются в последнюю очередь. Дыхание осени их ещё почти не коснулось. Отдельные листья, срываясь с веток богатырей, летели вниз медленно, осторожно, точно разведчики, ложились на землю ровно и красиво, прикрывая жёлто-зелёные жёлуди…
(По И. Шемякину)
Грамматические задания
Вариант 1 |
Вариант 2 |
1. Выпишите сложные слова (лесосека, жёлто-зелёные) |
|
2. Выпишите 5 слов |
|
с нулевым окончанием (лесник, прошёл, тень, с веток, перебрался и др.) |
без окончания (миновав, давно, просто, вниз, медленно и др.) |
3. Выпишите 5 слов и выполните их морфемный разбор |
|
с приставками (небольшую, выбрался, перевалило, просветами, отдельные и т.д.) |
с суффиксами (лесник, осинник, солнечными, дубовая, просто и т. д.) |
4. Составьте словообразовательное гнездо с корнем |
|
дуб |
берег |
5. Выпишите слова с чередующимися гласными и согласными в корне, запишите к ним пару с чередованием ( |
5. Выпишите слова с безударной гласной в корне, запишите проверочные слова (лесник — лес, молодой — молод, моложе, делянку — делят, вековые — век, летели — полёт) |
* Дополнительное задание. Дыхание осени их ещё почти не коснулось.4 Берег1, своём 1. |
УРОК 69. Анализ результатов выполнения контрольной работы
Индивидуальное домашнее задание
Орфографический тест и практика со списком 6-го класса
О нашем онлайн-тесте на правописание для 6-го класса
В наших тестах по правописанию для 6-х классов есть прекрасный выбор полезных слов для учеников 6-х классов. Пройдите тесты или потренируйтесь онлайн с нашими списками или создайте свой собственный
Заинтересованы в сохранении результатов тестов?
Сохранение результатов тестов для использования в будущем очень просто. Создайте свою учетную запись, добавьте своих студентов, импортируйте наши списки или создайте свои собственные, пройдите тесты, и ваши результаты будут сохранены в вашей бесплатной учетной записи.Никакого спама никогда.
Как мне практиковать правописание?
- Выберите свою оценку
Выберите свой список- Установите флажок «Практика»
- Нажмите кнопку «Say It»
- Введите слово
- Нажмите кнопку «Проверить»
- Продолжайте, пока не увидите свой результат на экране
Как пройти тесты на правописание?
- Выберите свою оценку
- Выберите свой список
- Установите флажок «Тест»
- Нажмите кнопку «Say It»
- Введите слово
- Нажмите кнопку «Проверить»
- Продолжайте, пока не увидите свой результат на экране
Хотели бы вы составлять свои собственные списки правописания?
Создавать собственные списки правописания очень просто!
- Создать учетную запись
- Добавьте вашего ученика
- Перейти к управлению списками> Пользовательские списки
- Выберите имя студента (для списка, который вы хотите добавить)
- Дайте вашему списку имя (пример: 3-я неделя)
- Добавьте дополнительное описание (пример: слова, начинающиеся с th)
- Нажмите кнопку «Добавить»
- Введите слова и предложения
- Публикация списков (Управление списками> Публикация списков)
Выполнив описанные выше шаги, вы можете проходить тесты, практиковаться или играть в игры со своими собственными списками правописания.
Хотели бы вы играть в игры с этими списками?
Такие игры, как Fill-In-The-Blank, Spelling Soup и другие, позволят вашим ученикам учиться и получать удовольствие. Каждый раз, когда вы играете, игра тоже меняется! Игры заполняются нашими списками или списками, которые вы ввели.
.§ 5.2 Цели и принципы морфемного и словообразовательного анализа
А синхронное описание английского словаря имеет дело с его современная система и ее схемы словообразования путем сравнения слова, одновременно существующие в нем. 1
Если анализ ограничивается указанием количества и типа морфем которые составляют слово, оно называется морфемическим.За Например, слово девичье мая можно разбить на три морфемы: корень -girl- и два суффикса -ish и -ность. морфемная классификация слов следующая: морфема одного корня — а корневое слово (девочка), один морфема корня плюс один или несколько аффиксов — а производное слово (девичий, девичье), два или более стеблей — а составное слово (подружка), два или несколько основ и общий аффикс — а сложное производное (стародеческое). морфемический анализ устанавливает только основные составляющие составляющие слово (см. стр. 85).
А структурный словообразовательный анализ идет дальше: он изучает структурный корреляция другими словами, структурные шаблоны или правила, по которым слова построен.
Эта делается по принципу противопоставлений (видеть п. 25), т.е. изучая частично похожие элементы, разница между которыми функционально актуален; в нашем случае этой разницы достаточно создать новое слово. Девушка и девичий соток члены морфемной оппозиции. Они похожи на корень морфема -девушка- это такой же. Их отличительной особенностью является суффикс -ish. Срок к этому суффиксу второй член оппозиции отличается слово, принадлежащее другой части речи. Эта бинарная оппозиция состоит из двух элементов.
А взаимоотношения представляет собой набор бинарных оппозиций. Он состоит из двух подмножеств, образованных первым и вторым элементами каждой пары, т.е.е. оппозиция. Каждый элемент первого набора связан ровно с одним элементом второй сет и наоборот. Каждый второй элемент может быть производным от соответствующего первого элемента по общему правилу, действующему для всех члены отношения (см. стр. 26). Наблюдая пропорциональная оппозиция:
девочка ребенок женщина обезьяна старая девица книга
девичьи детские, женские обезьяньи, старые книжные
1 В Вклад советских ученых в эту проблему виден в работах М.Д. Степанова, С.С. Хидекель, Е.С. Кубрякова, Т. Беляева, О.Д. Мешков, П.А. Соболева и многие другие авторы.
6 И. В. Арнольд 81
Это можно сделать вывод, что в английском языке существует тип производных прилагательные, состоящие из основы существительного и суффикса -ish. Наблюдение также показывает, что основы в основном принадлежат одушевленным существительным, и позволяет нам определить взаимосвязь между структурным паттерном слова и его значения. Любое слово, построенное согласно этому шаблон содержит семантическую составляющую, общую для всей группы, а именно: «типичный или имеющий плохие качества.Это также некоторые другие варианты использования прилагательного, образующего « ish», но они нас здесь не касаются.
В в приведенном выше примере результаты морфемного анализа и структурный словообразование анализ практически совпадают. Однако есть и другие случаи, когда они необходимы. разделены. Например, морфемический анализ недостаточен в показывая разницу между структурой неудобства в и нетерпения п; он классифицирует оба как производные.С точки зрения по схеме словообразования, однако, они принципиально разные. Это только второе, образованное производным. Сравнить:
нетерпение n = терпение п = полнота п. нетерпеливый а пациент а тучный а
В корреляция, которая может быть установлена для глагола неудобство это разные, а именно:
неудобства в = боль в = отвращение в = гнев в = мечты v
неудобство п боль п отвращение п гнев п мечта п.
Вот существительные, обозначающие какое-то чувство или состояние, соотносятся с глаголами вызывая это чувство или состояние, нет разницы в стеблях между членами каждой отдельной оппозиции.Ли разные пары в корреляции структурированы одинаково или по-разному. не имеет значения. Некоторые из них — простые корневые слова, другие — производные или соединения. С точки зрения словообразования мы утверждаем, что глагол неудобство когда по сравнению с существительным неудобство выставок отношения, характерные для процесса преобразования. Ср. в позиция где суффикс -tion делает не относить это слово к абстрактному существительному, но показывает, что оно является производным от одного.
Эта подход также дает возможность различать составные слова, образованные композицией, и слова, образованные другими процессами. Слова медовый месяц п и медовый месяц в оба соединения, содержащие два свободных стебля, но первый образован составом: мед п + луна п > медовый месяц п, и второй по конверсии: медовый месяц п> медовый месяц в (см. гл. 8). В лечение остается синхронным, потому что это не источник слова это установлено, но его настоящие корреляции в словаре и образцы, продуктивные в современном английском языке, хотя иногда трудно сказать, какая именно производная форма.
Анализ в немедленный составляющие, описанные ниже, позволяют нам получить морфемную структура и служит основой для дальнейшего анализа словообразования.
82
.ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ МОРФЕМИЧЕСКОГО И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА
Синхронное описание английского словаря связано с его современной системой и образцами словообразования путем сравнения слов, одновременно существующих в нем. 1
Если анализ ограничивается указанием количества и типа морфем, составляющих слово, это называется морфемическим. Например, слово девичий девичник можно разложить на три морфемы: корень -девушка- и два суффикса -ish и -ness. Морфемная классификация слов следующая: одна корневая морфема корневое слово (девушка), одна корневая морфема плюс один или несколько аффиксов производного слова (девичий, девичий), две или более основы составного слова ( подруга), два или более основ и общий аффикс составное производное (old-maidish). Морфемный анализ устанавливает только основные составляющие, составляющие слово (см. Стр. 85).
Структурный анализ словообразования идет дальше: он изучает структурную корреляцию с другими словами, структурные паттерны или правила, на которых построены слова.
Это делается с помощью принципа противопоставлений (см. Стр. 25), т.е. путем изучения частично схожих элементов, различие между которыми функционально значимо; в нашем случае этой разницы достаточно, чтобы создать новое слово. Girl и girl — члены морфемной оппозиции. Они похожи, так как корневая морфема -girl- такая же. Их отличительной особенностью является суффикс -ish. Из-за этого суффикса второй член оппозиции — это другое слово, принадлежащее другой части речи.Эта бинарная оппозиция состоит из двух элементов.
rrelatin — это набор бинарных противоположностей. Он состоит из двух подмножеств, образованных первым и вторым элементами каждой пары, то есть оппозицией. Каждый элемент первого набора связан ровно с одним элементом второго набора и наоборот. Каждый второй элемент может быть получен из соответствующего первого элемента по общему правилу, действующему для всех членов отношения (см. Стр. 26). Соблюдая пропорциональную оппозицию:
девочка ребенок женщина обезьянаpinsterbook
девичьи детские, женские обезьяньи девичьи книжные
_____________________
1 Вклад советских ученых в эту проблему виден в работах М.Д. Степанова, С.С. Хидекель, Е.С. Кубрякова, Т. Беляева, О. Мешков, П.А. Соболева и многие другие авторы.
6. . 81
можно сделать вывод, что в английском языке существует тип производных прилагательных, состоящий из основы существительного и суффикса -ish. Наблюдение также показывает, что основы в основном принадлежат одушевленным существительным, и позволяет нам определить взаимосвязь между структурным паттерном слова и его значением.Любое слово, построенное по этому образцу, содержит семантический компонент, общий для всей группы, а именно: типичный или имеющий плохие качества. Существуют и другие варианты использования прилагательного, образующего иш, , но здесь они нас не касаются.
В приведенном выше примере результаты морфемного анализа и структурного словообразовательного анализа практически совпадают. Однако есть и другие случаи, когда они по необходимости разделены. Например, морфемный анализ недостаточен, чтобы показать разницу между структурой неудобства v и нетерпения n; он классифицирует оба как производные.Однако с точки зрения словообразования они принципиально разные. Только второе образуется путем деривации. Сравнить:
нетерпеливость n = терпение n = тучность n нетерпеливость a пациент a тучная a
Соотношение, которое может быть установлено для глагола неудобство , иное, а именно:
неудобства v = боль v = отвращение v = гнев v = 08 v мечта
неудобство n боль n отвращение n гнев n мечты n
Здесь существительные, обозначающие какое-то чувство или состояние, соотносятся с глаголами, вызывающими это чувство или состояние, причем между членами каждой отдельной оппозиции нет разницы в основе.Не имеет значения, имеют ли разные пары в корреляции одинаковую или разную структуру. Некоторые из них являются простыми корневыми словами, другие — производными или составными. Что касается словообразования, мы утверждаем, что глагол неудобство по сравнению с существительным неудобство показывает отношения, характерные для процесса преобразования. Ср. в позицию , где суффикс -tion не классифицирует это слово как абстрактное существительное, но показывает, что оно образовано от одного.
Этот подход также дает возможность различать сложные слова, образованные композицией, и слова, образованные другими процессами. Слова медовый месяц n и медовый месяц v являются составными, содержащими две свободные основы, однако первое образовано составом: мед n + луна n> медовый месяц n, а второе — путем преобразования: медовый месяц n> медовый месяц v (см. гл. 8). Обработка остается синхронной, потому что устанавливается не происхождение слова, а его настоящие корреляции в лексике и образцах современного английского языка, хотя иногда трудно сказать, какая форма является производной.
Анализ на непосредственные составляющие, описанный ниже, позволяет нам получить морфемную структуру и обеспечивает основу для дальнейшего анализа словообразования.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 |
.
§ 5.2 Цели и принципы морфемного и словообразовательного анализа
А синхронное описание английского словаря имеет дело с его современная система и ее схемы словообразования путем сравнения слова, одновременно существующие в нем. 1
Если анализ ограничивается указанием количества и типа морфем которые составляют слово, оно называется морфемическим.Например, слово девичье мая можно разбить на три морфемы: корень -girl- и два суффикса -ish и -ность. морфемная классификация слов следующая: морфема одного корня — корневое слово (девочка), один корневая морфема плюс один или несколько аффиксов — производное слово (девичий, девичье), два или более основ — составное слово (подруга), два или несколько основ и общий аффикс — составное производное (старомодный). морфемический анализ устанавливает только основные составляющие, которые составьте слово (см. стр. 85).
А структурный словообразовательный анализ идет дальше: он изучает структурная корреляция с другими словами, структурными паттернами или правила, на которых построены слова.
Эта осуществляется по принципу противоположностей (см. с. 25), т.е. изучая частично похожие элементы, разница между что функционально актуально; в нашем случае это различие достаточно, чтобы создать новое слово. Девушка и девичий соток члены морфемной оппозиции. Они похожи на корень морфема -девушка- это такой же. Их отличительной особенностью является суффикс -ish. Срок к этому суффиксу второй член оппозиции отличается слово, принадлежащее другой части речи. Эта бинарная оппозиция состоит из двух элементов.
А correlatiоn — это набор бинарных противопоставлений. Он состоит из двух подмножества, образованные первым и вторым элементами каждой пары, я.е. оппозиция. Каждый элемент первого набора связан с ровно один элемент второго набора и наоборот. Каждую секунду элемент может быть получен из соответствующего первого элемента с помощью общее правило, действующее для всех членов отношения (см. стр. 26). Соблюдая пропорциональную оппозицию:
девочка ребенок женщина обезьяна старая девица книга
девичьи детские, женские обезьяньи, старые книжные
_____________________
1 Вклад советских ученых в эту проблему виден в работы М.Д. Степанова, С.С. Хидекель, Е.С. Кубрякова, Т. Беляева, О. Мешков, П.А. Соболева и многие другие авторы.
6 И. В. Арнольд 81
Это можно сделать вывод, что в английском языке существует тип производных прилагательные, состоящие из основы существительного и суффикса -ish. Наблюдение также показывает, что основы в основном принадлежат одушевленным существительным, и позволяет нам определить взаимосвязь между структурным паттерном слова и его значения. Любое слово, построенное согласно этому шаблон содержит семантическую составляющую, общую для всей группы, а именно: «типичный или имеющий плохие качества.Это также некоторые другие варианты использования прилагательного, образующего « ish», но они нас здесь не касаются.
В в приведенном выше примере результаты морфемного анализа и структурный словообразовательный анализ практически совпадают. Есть другие случаи, однако, когда они по необходимости отделены. В морфемический анализ, например, недостаточен, чтобы показать Разница между структурой неудобства в и нетерпения п; он классифицирует оба как производные.С точки зрения по схеме словообразования, однако, они принципиально разные. Это только второе, образованное производным. Сравнить:
нетерпение n = терпение п = полнота п. нетерпеливый а пациент а тучный а
В корреляция, которая может быть установлена для глагола неудобство это разные, а именно:
неудобства в = боль в = отвращение в = гнев в = мечты v
неудобство п боль п отвращение п гнев п мечта п.
Вот существительные, обозначающие какое-то чувство или состояние, соотносятся с глаголами вызывая это чувство или состояние, нет разницы в стеблях между членами каждой отдельной оппозиции.Ли разные пары в корреляции структурированы одинаково или по-разному. не имеет значения. Некоторые из них — простые корневые слова, другие — производные или соединения. С точки зрения словообразования мы утверждаем, что глагол неудобство когда по сравнению с существительным неудобство выставок отношения, характерные для процесса преобразования. Ср. в позиция где суффикс -tion делает не относить это слово к абстрактному существительному, но показывает, что оно является производным от одного.
Эта подход также дает возможность различать составные слова, образованные композицией, и слова, образованные другими процессами. В слова медовый месяц п и медовый месяц в оба соединения, содержащие два свободных стебля, но первое — образовано составом: мед п + луна п > медовый месяц п, и второй по конверсии: медовый месяц п> медовый месяц в (см. гл. 8). Лечение остается синхронным, потому что это не происхождение слова, которое установлено, но его нынешние соотношения в словарном запасе и образцах современного английского языка, хотя иногда трудно сказать, какая именно производная форма.
В анализ на непосредственные составляющие, описанные ниже, позволяет нам получить морфемную структуру и дает основу для дальнейшего словообразовательный анализ.
82
.