Контрольная работа по окружающему миру за 4 четверть, ФГОС
Автор-составитель: учитель начальных классов Ловыгина Юлия Валентиновна.
Предмет: окружающий мир.
Класс: 4
Цель: проверить знания по курсу окружающий мир за четвертую четверть.
Оценки выставляется соответственно шкале:
«3» — если верно выполнено не менее 50 – 74 % объёма работы;
«4» — если верно выполнено не менее 75 – 94 % объёма работы;
«5» — если верно выполнено 95 – 100% объёма работы.
Инструкция для учащихся по выполнению теста
Жители Цветочного, Зеленого и Солнечного городков заинтересовались историей нашего с вами государства. Тебе предстоит помочь им, выбрав только один правильный ответ из 4-х возможных и обвести его. В 10 задании ответ тебе необходимо записать самостоятельно.
На выполнение работы дается 20 мин.
Тест
1. Для начала помоги Незнайке разобраться, в какой стране мы живем.
а) Русь;
б) Белоруссия;
в) Российская империя;
г) Россия, Российская Федерация.
2. Цветику стало любопытно, как звали первого русского книгопечатника?
а) Дмитрий Донской;
б) Иван Федоров;
в) Иван Грозный;
г) Христофор Колумб.
3. Архитектор Кубик захотел узнать, как называется архитектурное сооружение, построенное в честь победы над Наполеоном.
а) Памятник Наполеону;
б) Храм Христа Спасителя;
в) Спасо-Преображенский собор;
г) Казанский собор.
4. А Винтику со Шпунтиком интересно узнать, какие технические новшества появились в нашей стране в XIX веке.
а) Компас;
б) трамвай;
в) космическая ракета;
г) мобильный телефон.
5. Козявкин — профессор из Солнечного города всерьез заинтересовался, в каком году образовался Союз Советских Социалистических Республик.
а) 1918 г.;
б) 1991 г.;
в) 1922 г.;
г) 1941 г..
6. Помоги разрешить спор Букашкина и Таракашкина о том, сколько союзных республик вошло в состав СССР.
а) 15;
б) 16;
в) 19;
г) 17.
7. Знайке надо помочь выбрать правильный хронологический порядок событий:
а) Отечественная война (Бородинская битва), отмена крепостного права, образование СССР, Первая мировая война, Октябрьская революция;
б) отмена крепостного права, Отечественная война (Бородинская битва), Первая мировая война, Октябрьская революция, образование СССР;
в) Отечественная война (Бородинская битва), отмена крепостного права, Октябрьская революция, Первая мировая война, образование СССР;
г) Отечественная война (Бородинская битва), отмена крепостного права, Первая мировая война, Октябрьская революция, образование СССР.
8. Пёрышкин — газетный корреспондент из Солнечного города решил написать статью о Великой отечественной войне, но забыл когда она началась…. Помоги ему вспомнить начало ВОВ.
а) 29 сентября 1939 г.;
б) 22 июня 1941 г.;
г) 22 июня 1945г..
9. Стекляшкину необходимо восполнить пробел в знаниях о том, как зовут человека, который первым полетел в космос.
а) Ю.А. Гагарин;
б) А.П. Гайдар;
в) В.И. Ленин;
г) С.П. Королев.
10. Художник Тюбик решил нарисовать флаг нашей страны. Подскажи ему, какие цвета и в каком порядке располагаются на нашем государственном флаге.
_________________________________________
ГДЗ по Окружающему миру 4 класс проверочные и диагностические работы Потапов
Авторы: И.В. Потапов, О.Б. Калинина.
Тип: Проверочные и диагностические работы, Планета знаний
Для того, чтобы подготовить школьников к изучению естественных наук и истории в среднем звене, учителя начальных классов преподают курс окружающего мира. Успешно завершить этот цикл поможет сборник ГДЗ по окружающему миру 4 класс проверочные и диагностические работы Потапов.
В течение заключительного учебного года начальной школы ребята должны будут повторить весь материал по предмету, изученный ранее, а также успешно разобрать новые важные темы:
- наш край, его природные особенности;
- планета Земля, материки и океаны;
- наша Родина на планете;
- история российского государства от Киевской Руси и до наших дней.
Возможности работы с ГДЗ по окружающему миру к проверочным и диагностическим работам для 4 класса Потапова
Показателем отличного уровня знаний станут оценки за промежуточные и итоговую контрольные работы. Чтобы достичь высоких результатов в написании аттестационных работ, не всегда бывает достаточно регулярно работать на уроках и выполнять домашние задания. Полезной практикой станут тренировки со сборником типовых проверочных работ и онлайн-пособием к нему.
Сборник полностью идентичен основному задачнику и содержит в себе готовые подробные решения упражнений из семи проверочных работ и одной итоговой контрольной в двух вариантах. Материалы решебника также снабжены различными таблицами и иллюстрациями, поясняющими принципы выполнения заданий. Издание подойдет в качестве тренажера не только учащимся, которые пользуются аналогичным УМК в школе, но и всем остальным четвероклассникам, вне зависимости от уровня подготовки.
Наличие качественной помощи в виде сборника ГДЗ станет залогом успеха при написании контрольных срезов. Регулярные тренировки с пособием позволят учащимся:
- потренироваться в типовых аттестационных задачах;
- понять, какие темы нуждаются в повторении;
- побороть страх перед написанием контрольных работ;
- повысить шансы на получение высокой оценки;
- отточить навыки самостоятельности и ответственности за результат.
Так как материалы решебника по окружающему миру для проверочных и диагностических работ за 4 класс (авторы: И. В. Потапов, О. Б. Калинина) полностью соответствуют федеральным образовательным стандартам, представленные в них алгоритмы выполнения заданий можно смело применять на практике. А онлайн-доступ через любое электронное устройство позволит найти нужную информацию в любом месте и в любое время.
Контрольная работа по окружающему миру
Чернова Д. Ш-32
Умк Школа 21 века
Контрольная работа
по окружающему миру за 1 четверть. 4 класс
Фамилия, имя________________________________________________
1. Подпиши названия внутренних органов человека.
3. Опорно-двигательную систему организма составляют
4. У человека около:
5. В каком органе дыхания воздух согревается, очищается и увлажняется?
6. При выдохе легкие выделяют
7.
8. Главный орган кровеносной системы:
9. Этот орган нашего тела защищает наш организм от перегрева, переохлаждения и попадания вредных веществ и микробов
10. К органам выделительной системы относятся
|
|
11. За каждое из чувств отвечает специальный орган. Соедини их.
глаза орган осязания
уши орган вкуса
нос орган зрения
кожа орган обоняния
язык орган слуха
12. Как называются клетки, которые передают в мозг сигнал о запахе?
- Осязательные.
- Обонятельные.
- Вкусовые.
Проверочная работа по окружающему миру для 4 класса по теме «Природа России»
Контрольная работа № 1 по теме : « Природа России»
1 вариант_______________________________________________________
1. На каком материке располагается Россия?
а) Австралия
б) Евразия
в) Южная Америка
2.Россия – страна огромных равнин и величественных гор. Какая из крупнейших равнин самая плоская и низкая, поэтому на ней много болот?
А) Восточно-Европейская (Русская),
Б) Западно-Сибирская,
В) Средне-Сибирская
3. Какое озеро называют морем?
1) Байкал
2) Каспийское
3) Ладожское
4) Онежское
4. Моря каких океанов омывают берега России?
1) Атлантического
2) Индийского
3) Северно-Ледовитого
4) Тихого
5. Для какой природной зоны характерны следующие признаки: Короткое лето, земля оттаивает на полметра в глубину, вода не впитывается, там много болот, растения стелются по земле.
1) арктические пустыни 2) лесная зона 3) тундра
6. Какая из этих рек находится не в России?
1) Енисей 2) Волга 3) Амур 4) Амазонка
7. Какие типы лесов встречаются в зоне лесов?
1) лиственные 3) тропические
2) хвойные 4) смешанные
8. Какое дерево не относится к хвойным?
1)кедровая сосна
2)ясень
3)лиственница
4) пихта
9. Какие горы протянулись через всю страну с севера на юг?
А) Кавказские
Б) Алтайские
В) Уральские
10..Какая равнина раскинулась от западных границ России до Уральских гор?
1) Среднесибирское плоскогорье 2) Восточно-Европейская
3) Западно – Сибирская 4) Приволжская
11. Природная зона лесов состоит из …
А) пяти частей; Б) двух частей;
В) трех частей; В) одной части.
12. Арктический заповедник расположен …
а) на земле Франца Иосифа; б) на Северной земле; в) на острове Врангеля.
13. . Перечисли пять самых крупнейших рек России: __________________________________________________________________________________
14. Составь экологическую модель пищевых связей и пищевой цепочки животных
зоны тайги (Жук усач, ястреб, ель, дятел)._____________________________________________
____________________________________________________________________________
15.. Определи природную зону и экологические проблемы, созданные там человеком.
Почва разрушается под колесами вездеходов, вытаптывается оленьими стадами, загрязняется при добыче нефти на нефтепромыслах. Для охраны природы создан заповедник «Таймырский». ___________________________________
16.Подпиши природные зоны России.
Контрольная работа № 1 по теме : « Природа России»
2 вариант____________________________________________________
1.Как называется карта, на которой можно увидеть реки, моря, горы, равнины?
а) политическая карта
б) физическая карта
в) историческая карта
2.Где расположена зона арктических пустынь?
1)в тропическом поясе
2)в умеренном поясе
3) на экваторе
4)в полярном поясе
3. Воды какого океана не омывают берега России?
1) Северного Ледовитого 2) Индийского 3) Тихого 4) Атлантического
4.Восточно – Европейская равнина – это…
1) холмистая равнина;
2) плоская равнина
5. Какая из этих рек находится не в России?
1) Енисей 2) Нил 3) Лена 4) Волга
6. Какие горы России самые высокие?
1) Алтай 2) Кавказские 3) Уральские 4) Саяны
7. Море Тихого океана на территории России – это …
1) Японское море;
2) Балтийское море;
3) Черное море.
4)Баренцево море
8.Природная зона лесов состоит из …
1) пяти частей; 3) двух частей;
2) трех частей; 3) одной части
9. Природные зоны России. Перечисли последовательную смену природных зон России с севера на юг.
А) Широколиственные леса. Б) Тайга. В) Смешанные леса Д) Тундра. Ж) Арктические пустыни. К) Лесотундра. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.Какое дерево не растёт в тайге?
1) лиственница 2) кедр 3) дуб 4) пихта
11. Какие животные обитают в Арктике? Обведи буквы правильных ответов.
1) белые медведи;
2) нутрии;
3) моржи;
4) лоси;
5) тюлени.
12.По явным фактам определи природную зону.
Эта зона занимает больше половины территории России. Здесь выпадает довольно много осадков. Для роста и развития растений достаточно не только тепла, но и влаги. Почвы здесь богаты питательными веществами.
1) зона тундры
2) зона лесов
3) зона степей
4) Арктика (Крайний Север)
13. На территории зоны лесов расположен заповедник:
А) Таймырский;
Б) Кандалакшский;
В) Приокско – Террасный;
14.Составь экологическую модель пищевых связей и пищевой цепочки зоны тундры. (лемминги, растения, полярные совы)____________________________________
_____________________________________________________________________________________
15. Определи природную зону и экологические проблемы, созданные там человеком. Браконьеры охотились на белых медведей и моржей, в результате численность этих животных резко сократилась. Сейчас создан заповедник «Остров Врангеля». __________________________
16.Подпиши природные зоны России.
Итоговый тест по окружающему миру за 4 класс
Итоговый тест по окружающему миру за 4 класс с ответами. Тест состоит из 2 вариантов. Каждый вариант состоит из 3 частей (Часть А, Часть В и часть С). В части А — 10 заданий, в части В — 4 задания, в части С — 3 задания.
1 вариант
Часть А
А1. Выберите верное утверждение.
1) Вокруг Земли вращаются восемь планет
2) Вокруг Солнца вращаются восемь планет
3) Вокруг Солнца вращаются семь планет
4) Солнце вращается вокруг Земли
А2. Где самый богатый растительный и животный мир?
1) в полярных поясах
2) на Северном полюсе
3) в умеренных поясах
4) в тропиках
А3. Что мы называем историческим источником?
1) учебник по истории
2) статьи в газетах, посвящённые историческим событиям
3) всё то, что может рассказать нам о прошлом
4) исторические книги
А4. Какая природная зона описана в тексте?
Лето тёплое, но зима суровая, преобладают хвойные растения, так как они менее требовательны к теплу. Животный мир разнообразен.
1) тундра
2) тайга
3) пустыня
4) арктическая пустыня
А5. Укажите самую низкую равнину России?
1) Западно- Сибирская
2) Приволжская
3) Среднесибирское плоскогорье
4) Восточно- Европейская
А6. Какое озеро России включено в список объектов Всемирного природного наследия?
1) Ладожское
2) Байкал
3) Каспийское
4) Онежское
А7. Что должны делать люди для охраны водоёмов?
1) не купаться в реках
2) поливать огороды водой из рек и озёр
3) уничтожать обитателей водоёмов
4) расчищать берега водоёмов от мусора
А8. Укажи основное свойство торфа?
1) прочность
2) твёрдость
3) пластичность
4) горючесть
А9. Что является названием отрасли животноводства?
1) цветоводство
2) металлургия
3) свиноводство
4) полеводство
А10. Какая эпоха длилась с 1500 по 1900 год?
1) эпоха Древнего мира
2) эпоха Средних веков
3) эпоха Нового времени
4) эпоха Новейшего времени
Часть В
В1. Какое растение не является луговым?
1) тысячелистник
2) мятлик
3) тимофеевка
4) тростник
В2. Какое насекомое поедает листья картофеля?
1) колорадский жук
2) жужелица
3) божья коровка
4) тля
В3. Кто организовал первую в России химическую лабораторию?
1) Пётр Первый
2) М.В. Ломоносов
3) Екатерина Вторая
4) Иван Третий
В4. Какое название получило решающее сражение Отечественной войны 1812 года?
1) Куликовская битва
2) Бородинская битва
3) Ледовое побоище
4) Ордынское сражение
Часть С
С1. Укажи объекты Всемирного природного наследия России?
1) водопад Виктория
2) Большой барьерный риф
3) Алтай
4) Озеро Байкал
C2. Какие полезные ископаемые используют для получения топлива?
1) нефть
2) известняк
3) каменный уголь
4) природный газ
С3. Назови государственные праздники России
1) День России
2) День Государственного флага Российской Федерации
3) День конституции
4) День милиции
2 вариант
Часть А
А1. Выбери верное утверждение.
1) В Солнечную систему входят Земля и Солнце.
2) В Солнечную систему входят Земля, Солнце и Луна.
3) В Солнечную систему входят Солнце и все вращающиеся вокруг него тела.
4) В Солнечную систему входят Солнце и крупные планеты.
А2. Где самый бедный растительный и животный мир?
1) в южном тропическом поясе
2) в северном тропическом поясе
3) в полярных поясах
4) в умеренных поясах
А3. Какая наука узнаёт о прошлом, изучая древние предметы. сооружения?
1) археология
2) история
3) астрономия
4) география
А4. Какая природная зона описана в тексте?
Солнце никогда не поднимается высоко над горизонтом, из растительности на камнях встречаются лишайники, животные питаются рыбой.
1) арктическая пустыня
2) тундра
3) степь
4) тайга
А5. Что называют Каменным поясом земли Русской?
1) Уральские горы
2) Кавказские горы
3) Алтай
4) Русскую равнину
А6. Какое озеро России из-за огромных размеров часто называют морем?
1) Ладожское
2) Онежское
3) Каспийское
4) Байкал
А7. Какое утверждение неверно?
1) Лес — защитник почвы
2) Лесов так много, что вырубить их все невозможно
3) Лес очищает воздух
4) Лес защищает почву от разрушения.
А8. Какие почвы распространены в нашей стране?
1) чернозёмы
2) луговые
3) болотные
4) подзолистые
А9. Какое полезное ископаемое используют для изготовления посуды?
1) глину
2) торф
3) известняк
4) гранит
А10. В какую эпоху возникли первые цивилизации?
1) в первобытную эпоху
2) в эпоху Древнего мира
3) в эпоху Средних веков
4) в эпоху Нового времени
Часть В
В1. Какая птица помогает людям защищать урожай от гусениц яблонной плодожорки?
1) сова
2) скворец
3) канюк
4) пустельга
В2. Из чего получают перловую крупу?
1) из ячменя
2) из кукурузы
3) из ржи
4) из гречихи
В3. Кого называют продолжателем дел Петра Первого?
1) Ивана Грозного
2) Екатерину Вторую
3) Александра Второго
4) Николая Второго
В4. Укажите порядок расположения полос на Государственном флаге Российской Федерации?
1) красная, белая, синяя
2) синяя, красная, белая
3) белая, синяя, красная
4) белая, красная, синяя
Часть С
С1. Укажи объекты Всемирного культурного наследия России?
1) Акрополь
2) Московский Кремль
3) исторический центр Санкт-Петербурга
4) Кижи
C2. Какие права есть у гражданина Российской Федерации?
1) на образование
2) на труд
3) на отдых
4) на разрушение памятников культуры
С3. Какие изобретения относятся к эпохе Новейшего времени
1) фотография
2) телевидение
3) электричество
4) холодильник
Ответы на итоговый тест по окружающему миру за 4 класс
1 вариант
А1-2
А2-4
А3-3
А4-2
А5-1
А6-2
А7-4
А8-4
А9-3
А10-3
В1-4
В2-1
В3-2
В4-2
С1-34
С2-134
С3-123
2 вариант
А1-3
А2-3
А3-1
А4-1
А5-1
А6-3
А7-2
А8-1
А9-4
А10-2
В1-2
В2-1
В3-2
В4-3
С1-234
С2-123
С3-24
Тесты по окружающему миру (4 класс) с ответами онлайн, итоговые и тренировочные
1. Эта удивительная природа
2. Мы и наше здоровье
3. Земля и человечество
4. Природа России
5.
Родной край — часть большой страны6. Страницы всемирной истории
7. Страницы истории России
8. Современная Россия
9. Другие
Онлайн тест по окружающему миру (4 класс) с ответами создан в помощь самостоятельным школьникам, которые готовятся перейти в старшие классы. Одним из этапов этой подготовки является не только изучение такого важного предмета, но и получение навыка проверки знаний без помощи родителей. В этом и помогает тренировочный текст, благодаря которому ученик может увидеть, насколько хорошо он изучил тему. Разнообразные вопросы предполагают, что младшеклассник не только знаком с основными терминами, но и может самостоятельно логически мыслить и связывать понятия и явления.
Если впереди ждет контрольная за четверть, то задания помогут освежить в памяти информацию, которая была усвоена несколько месяцев назад. Если какая-то ее часть забылась, у школьника есть возможность сразу же все повторить и ответить на вопросы заново, чтобы увидеть, насколько улучшился результат и нуждается ли еще что-то в дополнительном повторении. Кроме того, пройдя такой проверочный тест, ученик спокойнее и увереннее чувствуется себя в классе, ведь он уже не раз делал подобное и хорошо справился.
Итоговый тест по окружающему миру (4 класс) становится хороним подспорьем для прилежного младшеклассника, который стремится закончить этот период обучения с отличными отметками. Он также закрепляет основные алгоритмы работы и дает возможность обнаружить, а значит, и восполнить пробелы в знаниях. Это совершенно необходимо в том случае, если учеба не является простой формальностью ради аттестата, а нацелена на результат. Благодаря тестам по данному предмету любой школьник станет настоящим экспертом в обществознании, что очень поможет ему в дальнейшем обучении. Кроме того, они способствуют развитию системного мышления и грамотному структурированию информации.
Проверочная работа по окружающему миру за 2 четверть. 4 класс
Контрольная работа за II четверть по окружающему миру
Фамилия ____________________ Имя _____________
1. Напишите названия природных зон
а) зона, где растительность из деревьев, кустарников, трав _____________________
б) зона, где растительный покров из мхов, лишайников — __________________________
в) зона, где отсутствует сплошной травянистый покров — ___________________________________
г) зона со сплошным травянистым растительным покровом _____________________________________
2. Россия – страна огромных равнин. На какой равнине располагается наш город, наш регион?
А) Восточно-Европейская (Русская),
Б) Западно-Сибирская,
В) Средне-Сибирская
3. Природная зона арктических пустынь расположена …
а) на островах Тихого океана
б) на островах Индийского океана
в) на островах Северного Ледовитого океана
4. В Арктике обитают животные …
а) бобры, нутрии, хомяки
б) волки, белые медведи, рыси
в) моржи, тюлени, белые медведи
5. К тундровым растениям относятся …
а) верблюжья колючка, саксаул, кактус
б) карликовая ива, мох-ягель, черника
в) кедр, осина, пальма
6. В тундре обитают …
а) песцы, лемминги, волки
б) тюлени, моржи, киты
в) верблюды, лошади, коровы
7. В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы:
а) овцебык, морж, розовая чайка
б) краснозобая казарка, кречет, стерх
в) зубр, амурский тигр, утка-мандаринка
8. Экологические проблемы лесной зоны связаны …
а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой
б) с неблагоприятными погодными условиями
в) с участившимися лесными пожарами
9. К степным птицам относятся …
а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки
б) ястребы, кедровки, сойки
в) журавли-красавки, дрофы, пустельги
10. Основным занятием населения степей является …
а) земледелие б) рыболовство в) оленеводство
11. В пустыне …
а) жаркое продолжительное лето и прохладная короткая зима
б) короткое прохладное лето и длинная суровая зима
в) ярко выделяются все четыре времени года
12. К растениям пустыни относятся:
а) ковыль, полынь, тюльпан
б) морошка, брусника, черника
в) колосняк, солянка, джузгун
13. Какой зверь обитает только в Арктике?
А) бурый медведь Б) лось В) белый медведь
14. Какое время в тундре длится полярная ночь?
А) 2 месяца Б) 4 месяца В) 6 месяцев
15. Что является основным занятием людей в тундре? А) растениеводство Б) рыболовство В) оленеводство
16. Какое дерево не является хвойным?
А) кедр Б) каштан В) пихта
17. Чем нельзя гасить костер?
А) водой Б) песком В) сухими ветками
18.Составь и нарисуй экологическую модель пищевых связей и пищевой цепочки животных зоны тайги
(Жук усач, ястреб, ель, дятел).
______________________________________________
19. На каком материке располагается Россия?
А) Евразия Б) Антарктида В) Северная Америка
20. Что не относится к естественным водоемам?
А) океан Б) море В) канал
21. Что не относится к искусственным водоемам?
А) река Б) пруд В) водохранилище
22. Какое полезное ископаемое не используют для отопления помещений? А) газ Б) нефть В) торф
23. Как называется верхний плодородный слой земли? А) почва Б) чернозём В) дёрн
24. Что такое перегной?
А) верхний плодородный слой земли
Б) сгнившие остатки живых организмов
В) ценный вид почв в России
25. Какие растения образуют верхний ярус в лесу?
А) деревья Б) кустарники В) травы
26. Какие растения можно встретить на лугу?
А) деревья Б) кустарники В) травы
27. Какое насекомое является санитаром луга?
А) жук-навозник Б) пчела В) бабочка
28. Где устраивают гнёзда луговые птицы?
А) на кустарниках Б) на деревьях В) на земле
29. Ягоды, какого растения собирают на болоте?
А) клюкву Б) малину В) чернику
30. Кого называют санитаром водоёма?
А) прудовика Б) рака В) цаплю
Раздел 4: Меры лазерного контроля
Лица, работающие с лазерами, должны следовать инструкциям в этом разделе, чтобы защитить себя и других в этом районе. Руководители и операторы должны пройти соответствующую подготовку перед работой с лазерами 2, 3 и 4 классов
или рядом с ними.Характеристики лазерного устройства, такие как выходная мощность, диаметр луча, длина импульса, длина волны, путь луча, расходимость луча и продолжительность воздействия, определяют возможность нанесения травм персоналу. Возможность получения травмы от использования лазера определяется его классификацией, поэтому меры контроля также определяются классом лазера.
Понятия, такие как максимально допустимое воздействие (MPE), доступный уровень излучения (AEL) и номинальная зона опасности (NHZ) важны для использования и понимания оператором лазера.
Максимально допустимое воздействие (ПДВ)
MPE — это максимальный уровень лазерного излучения, которому человек может подвергнуться без опасных эффектов или биологических изменений в глазах или коже. MPE определяется длиной волны лазера, потребляемой энергией и продолжительностью воздействия.В стандартных таблицах 5, 6 и 7 стандарта ANSI 136.1 (см. Приложение A) приведены значения MPE для конкретных длин волн и продолжительности воздействия.
MPE является необходимым параметром при определении соответствующей оптической плотности и номинальной опасной зоны.
Оптическая плотность (OD) (вверху)
OD (оптическая плотность) используется для определения подходящей защиты глаз. OD — это логарифмическая функция, определяемая следующим образом:
Где H 0 — ожидаемые условия воздействия наихудшего случая (в джоулях / см 2 или ваттах / см 2 ), а ПДВ выражается в тех же единицах, что и H 0 .Значения OD для различных лазеров, рассчитанные для различных подходящих времен экспозиции, перечислены ниже. Имейте в виду, что эти значения предназначены только для просмотра внутри луча (наихудший случай). Для просмотра диффузных отражений класса 4 (например, при выравнивании), как правило, требуется меньший OD. Они должны быть определены для каждой ситуации и будут зависеть от параметров лазера и расстояния обзора.
В таблице 4 приведены сводные данные об оптической плотности, необходимой для конкретных лазеров, исходя из продолжительности воздействия наихудшего случая.
Тип / мощность лазера | Длина волны ( мм) | OD 0,25 секунды | OD 10 секунд | OD для 600 секунд | OD для 30,000 секунд |
XeCl 50 Вт | 0.308 a | — | 6,2 | 8,0 | 9,7 |
XeFl 50 Вт | 0,351 а | — | 4,8 | 6,6 | 8.3 |
Аргон 1,0 Вт | 0,514 | 3,0 | 3,4 | 5,2 | 6,4 |
Криптон 1,0 Вт | 0,530 | 3.0 | 3,4 | 5,2 | 6,4 |
Криптон 1,0 Вт | 0,568 | 3,0 | 3,4 | 4,9 | 6,1 |
HeNe 0.005 ватт | 0,633 | 0,7 | 1,1 | 1,7 | 2,9 |
Криптон 1,0 Вт | 0,647 | 3,0 | 3,4 | 3.9 | 5,0 |
GaAs 50 мВт | 0,840 в | — | 1,8 | 2,3 | 3,7 |
Nd: YAG 100 ватт | 1.064 a | — | 4,7 | 5,2 | 5,2 |
Nd: YAG (Q-переключатель) b | 1.064 а | — | 4,5 | 5.0 | 5,4 |
Nd: YAG c 50 Вт | 1,33 а | — | 4,4 | 4,9 | 4,9 |
CO 2 1000 Вт | 10.6 а | — | 6,2 | 8,0 | 9,7 |
a Периодически импульсы с частотой 11 Гц, импульсы 12 нс, 20 мДж / импульс b OD для УФ- и FIR-лучей, рассчитанный с использованием ограничивающей апертуры 1 мм, что представляет «наихудший сценарий». Все вычисления в видимой / ближней ИК-области предполагают ограничивающую апертуру 7 мм. c Nd: YAG, работающий на менее распространенной длине волны 1,33 мм. ПРИМЕЧАНИЕ: Все значения OD определены с использованием критериев MPE ANSI Z-136.1 |
Зона нормальной опасности (NHZ) (вверху)
NHZ относится к пространству, в котором уровень прямого, отраженного или рассеянного излучения во время нормальной работы превышает соответствующий ПДВ. Уровни воздействия за пределами NHZ ниже соответствующего уровня ПДВ, поэтому никаких мер контроля за пределами NHZ не требуется.NHZ можно рассчитать по следующей формуле:
Где f — расходимость выходящего луча, измеренная в радианах; F — мощность излучения (общая мощность излучения для лазеров непрерывного действия или средняя мощность излучения импульсного лазера), измеренная в ваттах; и a — диаметр выходящего лазерного луча в сантиметрах.
Меры контроля по классификации лазеров (вверху)
Потенциальная опасность существует для всех людей, работающих рядом с лазерной системой.Такие люди должны быть предупреждены о существовании и местонахождении лазеров, а также о значении предупреждающих надписей для всех классов лазеров.
Особое внимание следует уделять среде, в которой используется лазер. Этот фактор следует рассматривать вместе с классом и применением лазера для определения применяемых мер контроля. Следует учитывать следующие основные элементы:
- количество и класс лазеров
- лазерная локация
- наличие (доступ) неосведомленного, незащищенного персонала
- постоянство траектории луча
- Наличие объектов, которые могут иметь зеркальные поверхности или отражающие объекты вблизи пути луча
- использование оптических устройств, таких как линзы, микроскопы и т. Д.
Меры контроля можно разделить на два типа: административный контроль, такой как указатели, процедуры и т. Д., И технический контроль, такой как кожухи лучей, ставни и т. Д. Ниже приведены общие соображения по работе с лазерами в зависимости от лазерной опасности. класс. В таблице 5 приводится сводка этих мер контроля.
Класс 1 (верхний)
Многие лазеры класса 1 имеют лазеры более высокого класса, заключенные в защитный кожух. Если лазер класса 1 имеет закрытый лазер класса 3b или 4, на любых съемных частях корпуса должны быть предусмотрены блокировки, или у лазера должна быть панель доступа для обслуживания, которая либо заблокирована, либо требует инструмента для снятия.Если защитный кожух снят, необходимо соблюдать меры контроля, соответствующие приложенному классу лазера.
Все лазеры класса 1 должны иметь маркировку.
Класс 2 (верхний)
Лазеры класса 2 должны иметь маркировку.
Лазерный луч нельзя целенаправленно направлять в глаза людям. Юстировку лазерных оптических систем (зеркал, линз, дефлекторов луча и т. Д.) Следует выполнять таким образом, чтобы первичный луч или зеркальное отражение первичного луча не подвергали глаз воздействию уровня выше МПЭ для прямого облучение глаза.
В рабочей зоне должна быть размещена предупреждающая этикетка или знак, предупреждающий пользователей, чтобы они не смотрели на луч или не направляли луч в глаза людям.
Если ПДВ превышен, проектируйте порталы просмотра и / или экраны дисплеев, чтобы снизить воздействие до приемлемого уровня.
Если лазер класса 2 имеет закрытый лазер класса 3b или 4, то на любых съемных частях корпуса должны быть предусмотрены блокировки, или у лазера должна быть панель доступа для обслуживания, которая либо заблокирована, либо требует инструмента для снятия.Если защитный кожух снят, необходимо соблюдать меры контроля, соответствующие приложенному классу лазера.
Класс 3a (верх)
Лазеры класса 3a должны иметь соответствующую маркировку. В рабочей зоне должна быть размещена предупреждающая этикетка или знак, предупреждающий пользователей, чтобы они не смотрели на луч или не направляли луч в глаза людям.
Съемные части корпуса и панели доступа для обслуживания должны иметь блокировки для предотвращения случайного воздействия. Также можно использовать постоянный ограничитель луча или аттенюатор.
Если ПДВ превышен, проектируйте порталы просмотра и / или экраны дисплеев, чтобы снизить воздействие до приемлемого уровня. Следует разработать процедуры центровки, чтобы гарантировать, что ПДВ не превышается.
Класс 3b (верх)
Лазеры и лазерные системы класса 3b должны иметь соответствующую маркировку. Эти лазеры используются в местах, где доступ посторонних лиц может контролироваться. Если человек, не обученный лазерной безопасности, должен войти в зону, оператор или руководитель лазера должны сначала проинструктировать человека о требованиях безопасности и, при необходимости, предоставить защитные очки.
Если весь луч не закрыт или существует ограниченный открытый луч, оператор лазера, руководитель или специалист по лазерной безопасности должны определить номинальную опасную зону (NHZ). Во время использования или запуска лазера следует использовать сигнал тревоги, предупреждающий свет или устный обратный отсчет.
Контролируемая зона должна
- имеют ограниченный доступ к зрителям,
- имеют ограничители луча для прекращения потенциально опасных лазерных лучей,
- предназначен для уменьшения диффузных и зеркальных отражений,
- иметь защиту для глаз для всего персонала,
- без лазерного луча на уровне глаз,
- имеют ограничения на окна и дверные проемы, чтобы снизить воздействие до уровней ниже ПДВ, а
- требует хранения или отключения лазера, когда он не используется.
Если ПДВ превышено, проектируйте порталы просмотра и / или экраны дисплеев, чтобы снизить воздействие до приемлемого уровня. Процедуры юстировки и собирающая оптика должны быть разработаны таким образом, чтобы не превышать ПДВ.
Только авторизованный, обученный персонал должен обслуживать лазер. Следует разработать и соблюдать утвержденные письменные стандартные процедуры эксплуатации, технического обслуживания и ремонта.
Класс 4 (верх)
В дополнение к мерам контроля, описанным для класса 3b, лазеры класса 4 должны эксплуатироваться обученными людьми в областях, предназначенных для их использования.Отказоустойчивые блокировки должны использоваться для предотвращения неожиданного проникновения в контролируемую зону, а доступ должен быть ограничен оператором лазера для лиц, которые были проинструктированы относительно процедур безопасности и которые носят соответствующие очки для защиты от лазерного излучения, когда лазер способен излучать.
Операторы лазера несут ответственность за предоставление информации и обеспечение безопасности неподготовленному персоналу, который может входить в контролируемые лазером зоны в качестве посетителей.
Область лазера должна быть
- только для уполномоченного персонала
- предназначен для быстрого аварийного выхода
- оснащен устройством, позволяющим отключать лазер или уменьшать мощность до уровня ниже MPE
- разработан в соответствии с требованиями к контролируемой зоне класса 3b
- с элементами управления безопасностью входа
- спроектирован таким образом, что лазер может контролироваться и запускаться из удаленного места
- (для импульсных систем) имеют блокировки, предназначенные для предотвращения срабатывания лазера путем сброса накопленной энергии в фиктивный груз
- (для систем непрерывного действия) имеют блокировки, предназначенные для отключения питания или прерывания луча с помощью заслонок.
На пути луча не должно быть зеркально отражающих поверхностей и горючих предметов, а луч должен заканчиваться негорючим, неотражающим барьером или ограничителем луча.
Предупреждающие знаки и этикетки (вверху)
Все лазерное оборудование классов 2, 3 и 4 должно иметь маркировку с указанием классификации опасности, выходной мощности / энергии, материала или длины волны лазерного излучения со словами и символами, как указано ниже:
- Лазерное оборудование класса 2: ВНИМАНИЕ, лазерное излучение (или символ лазера), не смотрите в луч
- Лазерное оборудование класса 3R, ниже МДП: Опасность, лазерное излучение (или символ лазера), не смотрите на луч или не смотрите прямо через оптические инструменты
- Лазерное оборудование класса 3R, выше МДП: ОПАСНО, лазерное излучение (или символ лазера), избегайте прямого попадания в глаза
- Лазерное оборудование класса 3B: ОПАСНО, лазерное излучение (или символ лазера), избегайте прямого воздействия луча
- Лазерное оборудование класса 4: ОПАСНО, лазерное излучение (или символ лазера), избегайте воздействия прямого или рассеянного излучения на глаза или кожу
Этикетки и предупреждающие знаки следует размещать на видном месте в тех местах, где они лучше всего служат для предупреждения людей о потенциальных угрозах безопасности.Обычно знаки вывешиваются у входов в зоны, контролируемые лазером, а ярлыки прикрепляются к лазеру на видном месте.
Таблица 5. Меры контроля для четырех классов лазеров
Меры контроля | Классификация | |||||||
Инженерный контроль | 1 | 1 мес. | 2 | 2 М | 3R | 3Б | 4 | |
Защитный кожух | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | |
Без защитного кожуха | Сотрудник по лазерной безопасности устанавливает альтернативные меры контроля | |||||||
Блокировки на защитном кожухе | à | à | à | à | à | Х | Х | |
Сервисная панель доступа | à | à | à | à | à | Х | Х | |
Ключевое управление | – | – | – | – | – | · | Х | |
Смотровые порталы | Гарантия просмотра ограничена | |||||||
Коллекционирование оптики | ||||||||
Полностью открытый путь луча | – | – | – | – | – | X | X | |
Ограниченный открытый путь луча | – | – | – | – | – | X | X | |
Закрытый луч | Не требуется, если установлен защитный кожух и блокировки | |||||||
Разъем удаленной блокировки | – | – | – | – | – | · | Х | |
Ограничитель луча или аттенюатор | – | – | – | – | – | · | Х | |
Системы предупреждения об активации | – | – | – | – | – | · | Х | |
Внутренняя зона с лазерным контролем | – | – | – | – | – | – | Х | |
Внутренняя зона, управляемая лазером, класс 3B | – | – | – | – | – | Х | – | |
Область, управляемая лазером, класс 4 | – | – | – | – | – | – | – | |
Меры наружного контроля | – | – | – | – | – | – | – | |
Лазер в навигационном воздушном пространстве | Х | · | X | · | X | X | X | |
Временная зона, контролируемая лазером | à | à | à | à | à | – | – | |
Управляемая операция | – | – | – | – | – | – | · | |
Этикетки для оборудования | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | |
Предупреждающие знаки зоны действия лазера | – | – | – | Х | · | Х | Х | |
Административный и процедурный контроль | ||||||||
Стандартная рабочая процедура | – | – | – | – | – | · | Х | |
Ограничения выбросов на выходе | – | – | – | – | – | LSO определяет | ||
Образование и обучение | – | · | · | · | · | Х | Х | |
Уполномоченный персонал | – | * | – | * | – | Х | Х | |
Процедуры выравнивания | à | à | à | à | à | Х | Х | |
Защитное снаряжение | – | * | – | * | – | · | Х | |
Зритель | – | * | – | * | – | · | Х | |
Обслуживающий персонал | à | à | à | à | à | Х | Х | |
Демонстрация с участием публики | – | * | Х | * | Х | Х | Х | |
Лазерные волоконно-оптические системы | MPE | MPE | MPE | MPE | MPE | Х | Х | |
Лазерная робототехническая установка | – | – | – | – | – | X | X | |
Защитные очки | – | – | – | – | – | · | X | |
Защита окон | – | – | – | – | – | Х | X | |
Защитные ограждения и шторы | – | – | – | – | – | · | · | |
Защита кожи | – | – | – | – | – | Х | X | |
Предупреждающие знаки и этикетки | – | – | · | · | · | X | X | |
Защита кожи | – | – | – | – | X | X | ||
ОБОЗНАЧЕНИЯ | X = должен · = должен — = не требуется NHZ = требуется анализ NHZ à = должен, если заключен класс 3b, или 4 MPE = должен, если MPE превышен |
Защитное снаряжение (верх)
Изоляция лазерного оборудования или пути прохождения луча является предпочтительным методом контроля, так как кожух изолирует или минимизирует опасность.Когда технические средства контроля не обеспечивают адекватных средств предотвращения доступа к прямым или отраженным лучам на уровнях выше ПДК, может возникнуть необходимость в использовании средств индивидуальной защиты. Обратите внимание, что использование средств индивидуальной защиты может иметь серьезные ограничения при использовании в качестве единственной меры контроля с более мощными лазерами класса 4 или лазерными системами. Защитное оборудование может не уменьшить или устранить опасность в достаточной степени и может быть повреждено падающим лазерным излучением.
Защитные очки (верх)
Защитные очки необходимы для использования лазеров классов 3 и 4, если возможно облучение глаза.Такие средства защиты глаз следует использовать только на той длине волны и той энергии / мощности, для которых они предназначены. Защита глаз может включать защитные очки, маску для лица, очки или очки, отпускаемые по рецепту, с использованием специальных фильтрующих материалов или светоотражающих покрытий (или их комбинации) для уменьшения воздействия ниже ПДК. Защита глаз также может потребоваться для защиты от физических или химических опасностей.
При выборе подходящих лазерных защитных очков следует учитывать следующие факторы:
- длина (а) выходных волн лазера
- потенциал для работы на нескольких длинах волн
- уровень излучения или уровни излучения, для которых требуется защита (наихудший случай)
- критерии времени воздействия
- MPE Требования к оптической плотности (OD)
- для фильтра очков при длине волны излучения лазера
- угловая зависимость предоставляемой защиты
- Требования к пропусканию видимого света и оценка влияния очков на способность выполнять задачи при ношении очков
- Необходимость защиты бокового щита и периферийного обзора
- облучение или освещенность и соответствующие временные факторы, при которых происходит повреждение (проникновение) очков, безопасных для лазерной безопасности, включая временное обесцвечивание
- Потребность в очках по рецепту
- комфорт и удобство
- деградация впитывающих сред, например фотообесцвечивание
- прочность материалов (устойчивость к механическому удару и травмам)
- способность передней поверхности создавать опасное зеркальное отражение
- требования к конструкции или покрытиям, предотвращающим запотевание
Процесс выбора средств защиты глаз от лазера (вверху)
- Определите длину волны лазера .Защита глаз зависит от длины волны. Очки, обеспечивающие защиту лазеров CO 2 , не обязательно защищают от лазеров Nd: YAG.
- Определите максимальную ожидаемую продолжительность просмотра. Продолжительность просмотра обычно попадает в одну из трех категорий:
- Непреднамеренное, случайное воздействие лазеров видимого диапазона (400-700 нм), использовать 0,25 секунды
- Непреднамеренное, случайное наблюдение ближнего инфракрасного излучения (700-1000 нм) лучей, используйте 10 секунд
- Для всех остальных лазеров используйте 600 секунд или лазер вовремя, до 8 часов.
- Определите максимальную освещенность или лучистую экспозицию, которой может подвергаться глаз. Учтите следующее:
- Если выходящий луч не сфокусирован в меньшее пятно и имеет диаметр более 7 мм, излучение / освещенность выходящего луча можно рассматривать как максимальную интенсивность, которая может попасть в глаз.
- Если луч фокусируется после выхода из лазера или если диаметр луча меньше 7 мм, предположите, что вся энергия / мощность лазера может попасть в глаз.В этом случае используйте столбцы с заголовком Максимальная выходная мощность / энергия в таблице .
- Определите необходимую оптическую плотность.
- Выберите необходимый тип защиты глаз. Лазерная защита глаз доступна в виде очков и защитных очков. Линза может быть изготовлена из стекла или кристаллического фильтрующего материала или пластика. Как правило, стеклянные или хрустальные линзы рекомендуются для жестких условий окружающей среды, таких как места, где используются растворители и коррозионные вещества.
- Проверить защиту глаз. Всегда проверяйте целостность линзы перед использованием. При очень высокой интенсивности луча фильтрующие материалы обесцвечиваются или повреждаются иным образом. Непрерывная волна мощностью более 10 Вт может разбить стекло и прожечь пластмассу. -5
10
Другое защитное оборудование (вверху)
Важно, чтобы защитное оборудование, такое как ограничители луча, экраны, предохранительные блокировки, сигнальные лампы и звуковые сигналы, поддерживалось в надлежащем рабочем состоянии и использовалось всякий раз, когда это указано, для предотвращения вредного воздействия лазерного излучения.
Специальные элементы управления для ультрафиолетовых и инфракрасных лазеров (вверху)
Поскольку инфракрасные (ИК) и ультрафиолетовые (УФ) волны обычно невидимы, при использовании этих типов лазеров необходимо соблюдать особую осторожность. В дополнение к рекомендуемым мерам контроля, применимым к каждой классификации лазеров, следует также использовать следующее:
Инфракрасный
- Коллимированный луч лазера класса 3 следует ограничивать высокоабсорбирующим упором, где это возможно.Многие поверхности, которые кажутся тусклыми визуально, могут действовать как отражатели инфракрасного излучения.
- Луч лазера класса 4 должен быть ограничен огнеупорным материалом, где это практически возможно. Требуется периодическая проверка абсорбирующего материала, поскольку многие материалы разрушаются в процессе использования.
- Зоны, которые подвергаются отражениям от лазеров класса 3 или 4 на уровнях выше ПДВ, должны быть защищены соответствующим экранированием луча или целевой области материалом, поглощающим ИК-излучение. Этот материал должен быть огнестойким для использования с лазерами 4 класса.
УФ
- Воздействие ультрафиолета следует минимизировать за счет использования защитного материала, который ослабляет излучение до уровней ниже соответствующих ПДВ для конкретной длины волны.
- Особое внимание следует уделять возможности возникновения нежелательных реакций в присутствии УФ-излучения, например образования озона.
Курс: Системы экологического контроля и лаборатория
Курс
Системы экологического контроля и лаборатория
Номер: BCT 521
Источники: 4
Формат: Лично, АмхерстСеместр: Весна
Время встреч: Вт / Чт 11:30 — 12:45 и Вт 4:00 — 4:50
Комната: Olver Design Building 314Ссылка на LMS
Описание курса
Этот курс предназначен для тех, кто хочет развить основы строительных технологий и физики и узнать об активных энергетических и экологических системах зданий с точки зрения как традиционного, так и устойчивого проектирования.Студенты будут ознакомлены с основами активных систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха (отопления, вентиляции и кондиционирования) и сантехнических систем, а также ознакомятся с основами бытового водоснабжения и распределения, а также систем канализации и сточных вод.
Посредством комбинации лекций, материалов для чтения, гостевых лекций и экскурсий они проанализируют и рассчитают элементы, которые контролируют распределение энергии в зданиях, и узнают, как внедрить различные системы в существующие здания и спроектировать эти системы для высокопроизводительных зданий.
Лабораторный компонент этого класса знакомит студентов с техническими и нетехническими аспектами моделирования энергопотребления всего здания во время проектирования, модернизации и обслуживания. Студенты научатся использовать современный инструмент моделирования энергопотребления зданий, EQUEST (бесплатно предоставляется Министерством энергетики) для расчета и оптимизации энергетических нагрузок всего здания. Цель состоит в том, чтобы изучить ключевые проектные решения, такие как ориентация и форма здания, а также варианты систем для расчета нагрева, охлаждения и электрических нагрузок посредством моделирования и симуляции.
Предварительные требования: BCT 520 или ARCH 520
Цели обучения
- Узнайте об исторической эволюции механических систем, присутствующих в наших зданиях.
- Понимать механику активных механических систем, присутствующих в зданиях
- Поймите множество параметров, которые можно применить к системам здания, чтобы снизить энергопотребление здания и повысить комфорт жителей.
- Понимать расчеты, необходимые для оценки прироста / потери проводимости, прироста / убытка от утечки воздуха, прироста / убытка от солнечной энергии как выше, так и ниже уровня, поскольку они относятся к отоплению и охлаждению.
- Понимать технические аспекты сантехнических систем.
- Узнайте о множестве возможностей и технологий, которые находятся на горизонте, которые благоприятно повлияют на энергопотребление здания.
- Узнайте о значительном (40%) вкладе рабочей энергии, потребляемой системой здания, в глобальный климат.
- Получите дополнительные знания о «Строительном языке».
- Ознакомьтесь с программой моделирования энергопотребления, EQUEST.
Учебник / Материалы
Гронджик, Уолтер Т., «Механическое и электрическое оборудование для зданий, 12-е издание», John Wiley & Sons, Inc, 2015. ISBN: 9781118615904.
У вас должен быть ноутбук для лаборатории.
Программа
Программа лекций
Программа eQuest Lab
← Вернуться к списку курсов
Индивидуальный экологический контроль для не-OEM
Когда дело доходит до требований экологического контроля, нет двух абсолютно одинаковых отраслей, компаний или процессов.Для клиентов, которые хотят контролировать температуру, давление, влажность и чистоту с помощью блока управления микроклиматом в своей уникальной среде, это часто представляет проблему. Вот почему мы здесь.
От внутренней безопасности и полупроводников до военной и аэрокосмической промышленности, Air Innovations разрабатывает и производит индивидуальные блоки управления окружающей средой (ЭБУ) мирового класса, которые точно соответствуют потребностям вашей отрасли и конкретным требованиям вашего технологического процесса.
Отрасли и области применения наших индивидуальных решений по контролю окружающей среды
Вот несколько примеров областей, в которых мы помогли нашим клиентам преодолеть проблемы с помощью индивидуальных решений для ЭБУ:
- Фармацевтические исследования и производство
- Научно-исследовательские лаборатории
- Госпитальные лаборатории
- Архивное хранилище в библиотеках и музеях
- Погрузочно-разгрузочные работы
- Литье под давлением
- Непрерывное производство
В дополнение к вышеуказанным областям мы изготовили Class 1 Div.1 и Class 1 Div. II взрывозащищенные блоки экологического контроля.
Каждый блок управления окружающей средой (ECU), который мы разрабатываем, спроектирован, испытан и изготовлен с качеством и точностью. Инновации — это не просто часть нашего имени — они лежат в основе наших возможностей.
Возможности пользовательского контроля окружающей среды
- Допуски регулирования температуры от плюс-минус нескольких градусов до 0,01 ° C и +/- 0,5% относительной влажности
- до 6000 куб. Фут / мин
- HEPA или химическая фильтрация воздуха
- Охлаждение от 1/4 до 15 тонн
- УФ-стерилизация воздуха
- Ультразвуковое или паровое увлажнение
Загрузите нашу техническую документацию по индивидуальной системе экологического контроля
Мы привели лишь несколько примеров того, что мы можем для вас сделать.Мы не зря называем их «индивидуальными» решениями — вы можете связаться с нами, если возникла проблема, и мы ответим на нее. Просмотрите наши примеры использования настраиваемых блоков управления окружающей средой ниже, чтобы узнать, как мы подкрепляем нашу беседу. Или, что еще лучше, обратитесь к специалисту по применению продуктов Air Innovations сегодня или отправьте индивидуальный проектный запрос онлайн.
Air Innovations может создать индивидуальное решение для контроля окружающей среды, соответствующее вашим конкретным потребностям. Для получения дополнительной информации свяжитесь с нами или позвоните 1-800-825-3268 сегодня!
Классификация участков— Департамент штата Нью-Йорк.охраны окружающей среды
См. Также «Часто задаваемые вопросы» ниже
Классификаций для «Реестра» сайтов:
Классификационные коды1–5 применяются к объектам, перечисленным в «Реестре неактивных мест удаления опасных отходов» или «Реестре». Реестр был создан в соответствии с разделом 1305 статьи 27 Закона об охране окружающей среды и также описан в постановлении (6 NYCRR, раздел 375-2.7). Сайты, перечисленные в Реестре, обычно считаются сайтами «Государственной программы суперфонда».«
Классификационный код: 1
Данная классификация присваивается участку, на котором:
- заражение представляет значительную угрозу для здоровья населения и окружающей среды; и
- существенная угроза здоровью населения и окружающей среде вызывает или представляет неминуемую опасность причинения необратимого или непоправимого ущерба окружающей среде.
Код классификации: 2
Данная классификация присваивается участку, на котором:
- удаление опасных отходов подтверждено, и наличие таких опасных отходов или их компонентов или продуктов распада представляет собой значительную угрозу для здоровья населения или окружающей среды: или Утилизация
- опасных отходов не подтверждена, но объект внесен в Федеральный национальный приоритетный список (NPL).
Классификационный код: 3
Эта классификация присваивается участку, на котором загрязнение в настоящее время и не может быть разумно предвидено как представляющее значительную угрозу для здоровья населения или окружающей среды. Эта классификация не должна использоваться для сайтов, на которых недостаточно данных для принятия окончательного решения относительно серьезной угрозы.
Классификационный код: 4
Эта классификация присваивается сайту, который был должным образом закрыт, но требует постоянного управления сайтом, состоящего из эксплуатации, технического обслуживания и / или мониторинга.Класс 4 подходит для площадки, на которой были завершены восстановительные строительные работы для всех работающих агрегатов, но площадка не обязательно была приведена в соответствие со стандартами, критериями или руководящими указаниями (например, была установлена и установлена система добычи и очистки подземных вод. функционирует должным образом, но стандарты грунтовых вод еще не достигнуты). Протокол решения должен определять цели корректирующих действий, которые должны быть достигнуты во время управления участком. Если для сайта должен быть выдан Сертификат завершения (CoC), CoC выдается одновременно с реклассификацией.
Классификационный код: 5
Классификация, присвоенная сайту, который был должным образом закрыт и не требует дополнительных действий. Сюда может входить сайт, на котором непрерывная работа, обслуживание или мониторинг не требуются для достижения / поддержания защиты, но этот сайт не подходит для исключения из реестра (например, DEC не может получить институциональный контроль).
Классификация сайтов, не зарегистрированных в реестре:
сайтов, не зарегистрированных в реестре, — это сайты, которые исследуются и исправляются в рамках программы старых или других программ по восстановлению окружающей среды и не внесены в реестр.
Классификационный код: A (активный)
Классификация, присвоенная участку, не зарегистрированному в реестре, в любой программе исправления, где работа ведется, но еще не завершена (например, сайты Программы очистки Браунфилда, Программы восстановления окружающей среды, Программы добровольной очистки и Программы корректирующих действий RCRA). Это может быть использовано для участков заводов по производству газа или тех, которые восстанавливаются в соответствии с Соглашением о сотрудничестве EPA.
Классификационный код: C (завершено)
Классификация, используемая для участков, где Департамент определил, что восстановление было удовлетворительно завершено в рамках программы восстановления (т.e., Государственный суперфонд, Программа очистки заброшенных территорий, Программа восстановления окружающей среды, Программа добровольной очистки и Программа корректирующих действий RCRA). Сайты государственного суперфонда (реестра) должны выполнить все активные требования к эксплуатации, техническому обслуживанию или мониторингу, прежде чем они могут быть исключены из списка и переведены в класс C. Сайты, не зарегистрированные в реестре, могут быть переведены в класс C после успешного завершения всех необходимых строительных работ или после прекращения дальнейшего строительства. Действие средства правовой защиты было выбрано Департаментом. Этим объектам будет выдан Сертификат завершения (COC), но они могут по-прежнему требовать постоянного обслуживания и периодической сертификации институциональных / инженерных средств контроля (IC / EC).
Классификационный код: P (потенциальный)
Эта классификация используется для участков, где предварительная информация указывает на то, что участок может иметь загрязнение, что дает право на рассмотрение для включения в Реестр неактивных участков захоронения опасных отходов (обычно называемых список сайтов государственного суперфонда). Дополнительная информация и / или исследование в форме характеристики сайта необходимы, чтобы определить, соответствует ли сайт класса P включению этого сайта в Реестр.Как правило, для включения в Реестр должны быть доказательства того, что опасные отходы были размещены на объекте и что любое возникшее в результате загрязнение представляет значительную угрозу (или разумно предсказуемую угрозу) для здоровья населения или окружающей среды. Сайты класса P не указаны в реестре, и многие из них в конечном итоге не соответствуют требованиям для внесения в реестр. Сайты, которые не соответствуют требованиям для включения в список, обычно затем реклассифицируются в сайт «Класса N».
Классификационный код: PR (Возможные корректирующие действия RCRA)
«Класс PR» — это код классификации специальности, который равен , а не , относящемуся к Реестру.Этот классификационный код используется для сайтов, которые подпадают или подчинялись требованиям Закона о сохранении и восстановлении ресурсов (RCRA). Площадки RCRA — это те, которые управляют или активно управляют опасными отходами (например, отработанными растворителями от производственного процесса). Если произошел разлив, который привел к загрязнению окружающей среды, может потребоваться восстановление в соответствии с программой корректирующих действий RCRA. Подобно сайту класса P, сайты класса PR исследуются и проверяются, чтобы определить, необходимы ли корректирующие действия RCRA.Если это так, восстановление осуществляется в соответствии с разрешением, приказом RCRA или другим правовым механизмом.
Код классификации: N (в настоящее время никаких дальнейших действий)
Сайтам присваивается классификация «N», если:
расследование и оценка участка класса P приводит к определению, что загрязнение на участке не дает оснований для включения объекта в реестр или что оно рассматривается в рамках программы для старых объектов;
сайт находился в заброшенной программе (BCP, ERP или VCP) или в другой программе, не относящейся к реестру, исправление не было завершено, и сайт не соответствовал требованиям для включения в реестр.Например, это происходит, когда волонтер начинает проект на заброшенном участке, а затем по экономическим или другим причинам определяет, что он не может завершить работу, и проект прекращается. Если загрязнение на заброшенной территории дает право на внесение в Реестр, Департамент принимает соответствующие меры. Если объект повторно входит в программу старых объектов, его можно реклассифицировать в класс A (активный), чтобы указать, что работа возобновилась;
участок был идентифицирован просто как место (а), где когда-то присутствовал барабан (-ы) или другие отдельные отходы, которые впоследствии были удалены DEC или другими лицами, и, исходя из полученных условий, необходимости в дополнительных работах не было; или
была подана заявка в BCP, ERP или VCP, которая затем была отозвана или прекращена до того, как были предприняты какие-либо действия по расследованию или исправлению ситуации на сайте.
Часто задаваемые вопросы о классификации сайтов
В. Являются ли сайты реестра более загрязненными, чем сайты, не входящие в реестр?
A: Сайты помещаются в Реестр, если Департамент определяет, что они представляют значительную угрозу для здоровья населения (в соответствии с определением Департамента здравоохранения) или окружающей среды и, следовательно, соответствуют определению Класса 2. Когда площадка Класса 2 был исправлен, он реклассифицирован или удален из реестра (исключен из списка), чтобы указать, что значительная (ые) угроза (и) устранена.Сайты, не зарегистрированные в реестре, могут, но обычно не представляют серьезных угроз. Для всех сайтов в программе исправления Департамента цель исследования и исправления сайта состоит в том, чтобы результат должен был защищать здоровье населения и окружающую среду, независимо от того, включен ли сайт в Реестр или нет.
В. Когда Департамент начал публиковать информацию о классе P на своем общедоступном веб-сайте?
A: До 2013 года информация о сайтах класса P была доступна по запросу, но не была размещена на общедоступном веб-сайте, потому что по характеру этих сайтов информация часто является предварительной, неполной или не проверенной.Поскольку существующие условия на участках P часто неизвестны или неполны и не полностью охарактеризованы, информацию об этих участках можно легко неправильно истолковать. Само их существование может без необходимости вызывать озабоченность по поводу воздействия на человека или воздействия на окружающую среду до того, как объекты будут лучше охарактеризованы. Эта информация теперь доступна на общедоступном веб-сайте в связи с растущим и большим количеством запросов на информацию о собственности, которые часто связаны с покупкой и продажей собственности. DEC предлагает информацию с предостережением, что ее не следует использовать для формирования выводов о загрязнении площадки, выходящих за рамки того, что дает определение этой классификации, а именно потенциальной опасности. Следует отметить, что информация, предоставленная для сайта P, носит предварительный характер и не проверена, и что расследование DEC еще не было завершено. В связи с тем, что эта информация носит предварительный характер, важные выводы или решения не должны основываться исключительно на этих резюме.
В. Когда Департамент начал публиковать информацию о сайтах класса N на своем общедоступном веб-сайте?
A: Как и на сайтах класса P, до 2013 года информация о классе N была доступна по запросу, но не была размещена на общедоступном веб-сайте по нескольким причинам. Многие сайты класса N были исследованы несколько десятилетий назад, прежде чем информация была добавлена в базу данных, что сделало онлайн-информацию неполной. Другие — это заброшенные участки, на которые была подана только заявка на участие в программе и никаких дальнейших действий не было предпринято.Третьи были проектами, реализованными добровольно, но не завершенными из-за отсутствия финансирования или по другой причине. Информация о сайте класса N теперь доступна на общедоступном веб-сайте в связи с растущим и большим количеством запросов на информацию о собственности, которые часто связаны с покупкой и продажей собственности. Опять же, DEC предлагает информацию с осторожностью, что объем информации, предоставляемой для сайтов класса N, сильно варьируется, не обязательно основанный на каком-либо расследовании DEC, иногда неизвестного происхождения, а иногда и многолетней давности.Из-за характера этой информации важные выводы или решения не должны основываться исключительно на опубликованных резюме.
В. Как я могу получить дополнительную информацию о сайтах, не являющихся реестрами?
О: Если у вас есть конкретные вопросы по исправительному сайту и вам нужна дополнительная информация, вы можете отправить электронное письмо по адресу [email protected]. Пожалуйста, опишите конкретную информацию, которая вам нужна, и укажите, когда она вам нужна.В. Как DEC определяет, что сайт должен быть внесен в реестр?
А.Чтобы быть размещенным в Реестре, сайт должен соответствовать двум основным условиям. Во-первых, должно быть доказательство того, что опасные отходы (в соответствии с определением закона и нормативными актами) были размещены на площадке. Во-вторых, наличие опасных отходов на площадке должно создавать существующую или разумно предсказуемую значительную угрозу для здоровья населения или окружающей среды. Существует множество критериев, определяющих значительную угрозу, которые описаны в правилах (6 NYCRR 375-2.7 (a)), включая то, приводят ли загрязнители, удаляемые на объекте или исходящие с участка, или их можно разумно предвидеть, чтобы привести к неблагоприятным воздействиям. общественному здравоохранению (например,g., заболеваемость, болезнь, репродуктивная токсичность и т. д.), неблагоприятное воздействие на растения / животных или значительный ущерб окружающей среде.
В. Будет ли DEC определять, следует ли помещать сайты P в реестр?
A. Все P-сайты оцениваются, чтобы определить, следует ли их помещать в реестр. Время, необходимое для завершения оценки, зависит от приоритета участка, который отражает то, что известно о характере и степени загрязнения на участке, а также о возможности неблагоприятного воздействия на здоровье населения и окружающую среду.Q: Когда сайт реклассифицируется и как работает процесс реклассификации?
О: Как правило, площадкам присваивается первоначальная классификация, когда они входят в программу восстановительных работ, и переклассифицируется, когда завершаются основные этапы (например, завершение рекультивации, завершение строительства и необходимость управления площадкой, принято решение о том, что дальнейшее восстановление не требуется и т. Д.). Классификация сайтов реестра соответствует требованиям применимого постановления (6 NYCRR, раздел 375-2.7). Все реклассификации реестра включают различные формы публичного уведомления, как описано в подразделе 375-2.7 (b). При первоначальном внесении в Реестр публичное уведомление направляется владельцам собственности и прилегающей собственности, муниципальным должностным лицам и общественности в целом посредством газетных объявлений и выпуска информационных бюллетеней. Сайты реестра обычно начинают процесс исправления как сайт «Класса 2» и переходят к «Классу 4», когда исправительное строительство завершено, но для достижения целей исправления для сайта требуется управление сайтом (например,g. путем сбора и очистки загрязненных грунтовых вод). Когда вся работа на сайте реестра завершена, он удаляется из реестра.Сайтам, не зарегистрированным в реестре, присваивается классификация «Активный» (класс A), когда они входят в программу (например, программа очистки Brownfield), и повышается классификация до «завершенных» (класс C), когда работа завершена или остается только управление сайтом. . В программе очистки Brownfield общественное обсуждение проекта встроено в основные этапы (например, приложение к программе, рабочий план расследования (если применимо), выбор средств защиты).Если сторона начинает добровольное расследование или проект по исправлению положения в рамках одной из программ, не связанных с реестром, и решает прекратить работу до ее завершения, и в противном случае сайт не соответствует требованиям для включения в реестр, он будет идентифицирован как сайт класса N.
Экологические технологии и менеджмент | Лесные и экологические ресурсы
Что такое экологические технологии и менеджмент?
Экологические технологии и менеджмент готовит студентов к работе на переднем крае защиты окружающей среды .Эта специальность STEM (наука, технология, инженерия и математика) сочетает в себе изучение химии, экологии, предотвращения загрязнения, технологий и систем управления. Студенты-выпускники подготовлены к решению экологических проблем и проблем устойчивого развития, разбираются в экологических нормах и приобретают навыки для тесного сотрудничества с инженерами и инжиниринговыми фирмами.
Работая как в полевых условиях, так и в лаборатории, студенты учатся измерять токсины и загрязнители, которые присутствуют в нашем воздухе, воде, растениях и почве , используя комплексное экологическое оборудование и технологические инструменты .Благодаря сервисному обучению и партнерству с такими организациями, как Центр водно-болотных угодий города Роли, студенты регулярно отслеживают и оценивают реальные экологические проблемы и рекомендуют решения. Преподаватели и студенты также проводят исследования, основанные на реальных проблемах, например о том, как деревья можно использовать для восстановления загрязненной почвы и грунтовых вод.
Студенты также получают практический опыт с промышленными, государственными и некоммерческими организациями в нашем обязательном классе стажировки по экологическим технологиям и менеджменту.Агентство по охране окружающей среды, RTI International и многие регулирующие органы штата расположены в пределах 20 минут от кампуса штата Северная Каролина, что делает получение стажировки для класса еще проще.
Учебная программа по экологическим технологиям и менеджменту
- Семестр за семестром План
- Популярные несовершеннолетние включают экологическую токсикологию, оценку возобновляемых источников энергии, почвоведение и оценку водно-болотных угодий.
Студенты получают до трех профессиональных сертификатов.
Операции с опасными отходами и реагирование на чрезвычайные ситуации (HAZWOPER), Карта общего промышленного обучения OSHA и Сертификат младшего специалиста по окружающей среде (AEP)
Подробнее об экологических технологиях и управлении
Что вы можете сделать со степенью в области экологических технологий и менеджмента?
Думаете о подаче заявки?
Ознакомьтесь с нашими требованиями к поступающим
Наши выпускники по специальностям «Экологические технологии и менеджмент» имеют дополнительные возможности.Фактически, Бюро статистики труда ожидает, что должности ученых-экологов и специалистов вырастут на 11 процентов в течение следующих 5 лет, что выше, чем в среднем по стране. От продолжения карьеры в частном секторе или в правительстве до продолжения исследований в аспирантуре и докторантуре. уровень, наши выпускники готовы реализовать свои увлечения.
Образец карьеры в области экологических технологий и менеджмента
- Ученый-эколог или полевой ученый — Оцените состояние окружающей среды и стабильность в определенной области.Определите уровни загрязнения и экологических проблем в воде, воздухе и почве экосистемы. Уборка и устранение загрязняющих веществ на загрязненных территориях. Среди недавних работодателей — экологические инженерные и консалтинговые фирмы, такие как AECOM, Terracon, RTI International, USGS, TRC и One Environmental Group.
- Специалист по окружающей среде или Техник — Наблюдайте за воздействием конкретных групп населения на окружающую среду, выявляя ключевые проблемные области и рекомендуя решения.Подготовьте и протестируйте полевые пробы газов, почвы, воды и сточных вод для определения уровней загрязнения. Убедитесь, что соблюдаются все нормативы по воздуху, воде и почве. Работайте с исследовательскими группами для сбора данных мониторинга токсинов, которые могут негативно повлиять на здоровье человека и окружающую среду. Среди недавних работодателей — Solutions IES, Департамент здравоохранения округа Уэйк и Центр прикладной водной экологии штата Северная Каролина.
- Координатор по устойчивому развитию — Разработка и реализация планов, направленных на то, чтобы усилия по обеспечению устойчивости стали частью повседневной деловой практики.В число недавних работодателей входят такие муниципалитеты, как город Роли, университеты, такие как UNC, и такие компании, как SAS.
- Техник или специалист по качеству воздуха — Следите за уровнями загрязнения на предприятиях, в государственных учреждениях и природоохранных организациях. Оценивайте и поддерживайте выбросы и следите за соблюдением законов. Среди недавних работодателей — Отделение воздушных ресурсов штата Северная Каролина и Департамент здравоохранения и охраны окружающей среды Южного Кавказа.
- Сотрудник по охране окружающей среды, здоровья и труда — Осмотрите и оцените оборудование и процессы, чтобы убедиться в соблюдении требований техники безопасности и нормативных требований.Определите потенциально опасные биологические, химические и радиологические материалы для дальнейшего анализа. Проведите обучение технике безопасности. Среди недавних работодателей — Duke Energy, Caterpillar, Avoca и Министерство труда штата Северная Каролина.
- Консультант по окружающей среде — Проведение экологической оценки объекта и предоставление решений для обеспечения соответствия клиентов всем нормативным требованиям и экологическим нормам. Среди недавних работодателей — OTIE, подрядчик EPA и One Environmental Group.
- Техник или специалист по качеству воды — Отбор проб, измерение и мониторинг воды, включая поверхностные, рекреационные, питьевые и сточные воды, на предмет микробов и химических загрязнителей для обеспечения соответствия стандартам EPA и штата.Среди недавних работодателей — города Роли и Дарем, компании Cape Fear Utilities и Orange County Water and Sewer (OWASA).
- Разработчик или техник по солнечным проектам — Определение размера, установка и обслуживание систем солнечной энергии в коммерческих и жилых зданиях. Оценка земли для крупных солнечных фотоэлектрических проектов. Работайте как с пассивными системами, такими как тепло от окна, так и с активными системами, такими как солнечные панели на крыше, которые собирают и направляют солнечный свет в электрические системы. Среди недавних работодателей — Solar Now, Renew Energy Solutions и Alpha Energy.
- Специалист по возобновляемым источникам энергии или менеджер по качеству — Анализ и стратегическая оценка возобновляемых источников энергии и качества. Модернизируйте процессы и системы для повышения энергоэффективности. Среди недавних работодателей — US Ecologics Tex Energy, Holocene Clean Energy и Doman Engineering.
- Инженер по энергоэффективности — Обеспечивает техническую экспертизу и поддержку инициатив по энергосбережению с системами распределения энергии для жилых, коммерческих и промышленных клиентов.
- Волонтер Корпорации мира — Поездка за границу для поддержки экологических инициатив и проектов по улучшению.
Карьера в области экологических технологий и менеджмента
Программа экологического мониторинга — Zosi Learning
Обратите внимание: подписка на этот курс заканчивается через шесть месяцев с даты покупки.
ОписаниеОписание
Экологический мониторинг — важная программа для предприятий, особенно предприятий по производству пищевых продуктов, которые работают с готовыми к употреблению (RTE) и микробиологически чувствительными продуктами питания.Zosi, мировой лидер в области обучения безопасности пищевых продуктов, разработал этот учебный курс по программе онлайн-мониторинга окружающей среды (EMP), чтобы помочь организациям снизить риски, присущие безопасности пищевых продуктов, и обеспечить соблюдение нормативных требований.
ПреимуществаПреимущества
- Определите шаги для успешной программы экологического мониторинга
- Различия между различными нормативными требованиями
- Понимание необходимых мер санитарного контроля для успешной программы мониторинга окружающей среды
- Узнайте, как внедрять протоколы тестирования и управлять ими
- Изучите различное программное обеспечение для управления и анализа результатов
Введение
Повестка дня
Изучите лучшие отраслевые практики, соберите реальные идеи и получите практические советы от опытных консультантов Alchemy.Рассматриваемые темы включают:Модуль 1:
- Терминология и ключевые понятия
Модуль 2:
- Цель программы экологического мониторинга
Модуль 3:
- Зачем нужна программа экологического мониторинга?
Модуль 5:
- Создание программы мониторинга окружающей среды
Модуль 11:
- Устойчивое развитие и развитие
Предварительный просмотр
Кто должен регистрироваться?
Этот курс следует пройти специалистам по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, чтобы улучшить и / или реализовать программу экологического мониторинга на своем предприятии, а также тем, кто заинтересован в соблюдении нормативных требований.Наша учебная программа особенно полезна для:
- Директор по обеспечению качества
- Директор по безопасности пищевых продуктов
- Менеджеры по обеспечению качества
- Техники по обеспечению качества
- Техники по безопасности пищевых продуктов
- Менеджеры по безопасности пищевых продуктов
- Менеджеры по контролю качества
- Практикующие SQF
- Руководители производства
- Санитарный персонал
- Консультанты по безопасности пищевых продуктов
- Старшие менеджеры
Рекомендовано для вас
Добавить в корзину
Технология контроля окружающей среды — Технология контроля окружающей среды (HVACR) Технология контроля окружающей среды (HVACR)
Environmental Control Technology — это техническая программа, предлагающая теоретические, технические навыки и навыки решения проблем, необходимые для работы в сфере отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха и охлаждения.Учащиеся, завершившие предложенную учебную программу, могут найти работу в качестве специалистов по холодильной технике, отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, а также инженеров-строителей и техников.
Чтобы узнать, когда начнутся занятия, щелкните здесь. Чтобы зарегистрироваться, нажмите здесь.Стоимость 46 $ / шт.
Независимо от того, являетесь ли вы новичком в HVACR или опытным техником, Отдел технологий экологического контроля (ECT) может помочь вам получить знания и навыки для успешной эксплуатации и обслуживания здания.В современных зданиях часто используются передовые технологии для повышения комфорта, экономии энергии и качества окружающей среды в помещениях, и современным техническим специалистам необходимо не отставать.
Наши программы преподаются преданными своему делу инструкторами с большим опытом работы в жилом и коммерческом секторе. Вы познакомитесь с реальными ситуациями и узнаете на практике новейшие технологии в одной из самых оборудованных лабораторий в районе залива.
выпускников ECT могут сделать отличную карьеру и заработать выше среднего в качестве техников по обслуживанию, монтажников, продавцов, инженеров-строителей, техников по системам управления и специалистов по энергетике.Многие компании ожидают серьезной нехватки рабочей силы в этих профессиях, которые не могут быть переданы на аутсорсинг, поэтому высококвалифицированные специалисты будут пользоваться большим спросом. Узнайте об историях успеха наших студентов здесь!
Готовы ли вы улучшить свое будущее и здания вокруг нас? Затем посетите наши классы, поговорите с нашими студентами и преподавателями и узнайте, как Laney ECT может помочь вам.
Строим лучшее завтра
Департамент ECT готовит технических специалистов, которые станут ключевыми участниками в реализации мер по энергосбережению и устойчивости для высокопроизводительных зданий.Благодаря серии грантов Национального научного фонда (NSF), Лэйни является единственным колледжем в районе залива, предлагающим степени в области коммерческого отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха и автоматизации зданий.