Контрольная работа по химии для 9 класса. Введение.
Контрольная работа №1 по теме «Введение» 9 класс
Вариант 1.
1. Распределение электронов в атоме по энергетическим уровням 2e,8e,4e. Определите, какой это элемент. Опишите строение его атома: заряд ядра, общее число электронов, число электронов на внешнем уровне. Приведите формулы его высшего оксида, гидроксида и водородного соединения. Укажите характер соединений. Приведите уравнения реакций, иллюстрирующие свойства этих соединений. (5 б)
2. Напишите уравнение реакции алюминия с кислородом. Составьте электронный баланс, расставьте коэффициенты, укажите окислитель и восстановитель. (3б)
3. С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать оксид фосфора(V):
1)HCl
2)Ba(OH)2
3)SO2
4) H2O
Приведите уравнения возможных реакций в молекулярном и ионном виде.(3 б)
4. Напишите уравнения возможных реакций гидроксида цинка со следующими веществами: KOH, Li2O, NaCl, HCl, K2SO4 (3 б)
5. В реакции между оксидом железа (III) и азотной кислотой получен нитрат железа (III) массой 60,5 г. Рассчитайте массу и количество вещества оксида, вступившего в реакцию. (5б)
17-19 б ——оценка «5»
14-16 б——оценка «4»
8-13 б——оценка «3»
0-7 б———оценка «2»
Контрольная работа №1 по теме «Введение» 9 класс
Вариант 2
1. Распределение электронов в атоме по энергетическим уровням 2e,8e,8e,1e. Определите, какой это элемент. Опишите строение его атома: заряд ядра, общее число электронов, число электронов на внешнем уровне. Приведите формулы его высшего оксида, гидроксида и водородного соединения. Укажите характер соединений. Приведите уравнения реакций, иллюстрирующие свойства этих соединений. (5 б)
2. Составьте электронный баланс, расставьте коэффициенты, укажите окислитель и восстановитель
3. С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать оксид лития: H2SO4, NaOH, CO2, H2O,CaO
Приведите уравнения возможных реакций в молекулярном и ионном виде.(3 б)
4.Напишите уравнения возможных реакций оксида цинка со следующими веществами NaOH, H2O, Na2O, BaCl2, H2SO4 . (3б)
5. Какая масса водорода потребуется для восстановления до металла 24 г оксида меди (II)? Какая масса воды при этом образуется?
17-19 б ——оценка «5»
14-16 б——оценка «4»
8-13 б——оценка «3»
0-7 б———оценка «2»
Контрольная работа №1 по теме «Введение» 9 класс
Вариант 3
1. Распределение электронов в атоме по энергетическим уровням 2e,8e,7e. Определите, какой это элемент. Опишите строение его атома: заряд ядра, общее число электронов, число электронов на внешнем уровне. Приведите формулы его высшего оксида, гидроксида и водородного соединения. Укажите характер соединений. Приведите уравнения реакций, иллюстрирующие свойства этих соединений.
2. Составьте электронный баланс, расставьте коэффициенты, укажите окислитель и восстановитель в уравнении:(3б) S+ KOH= K2S+K2SO3+H2O
3. С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать оксид серы: O2, Ca(OH)2, P2O5, H2O, Na2O, BaSO3.
Приведите уравнения возможных реакций в молекулярном и ионном виде.(3 б)
4.Напишите уравнения возможных реакций гидроксида цинка со следующими веществами : Ba(OH)2, HNO3
5..Железо массой 6,72 г сожгли в хлоре. Рассчитайте массу образовавшегося при этом хлорида железа(III) и массу хлора, вступившего в реакцию. (5б)
17-19 б ——оценка «5»
14-16 б——оценка «4»
8-13 б——оценка «3»
0-7 б———оценка «2»
Контрольная работа №1 по теме «Введение» 9 класс
Вариант 4
1. Распределение электронов в атоме по энергетическим уровням 2e,8e,8e,3e. Определите, какой это элемент. Опишите строение его атома: заряд ядра, общее число электронов, число электронов на внешнем уровне. Приведите формулы его высшего оксида, гидроксида и водородного соединения. Укажите характер соединений. Приведите уравнения реакций, иллюстрирующие свойства этих соединений.
2. . Составьте электронный баланс, расставьте коэффициенты, укажите окислитель и восстановитель в уравнении:(3б) Cu+ H2SO4=CuSO4+ SO2+ H2O
3. С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать оксид лития: H2SO4, NaOH, CO2, H2O,CaO
Приведите уравнения возможных реакций в молекулярном и ионном виде
4.Напишите уравнения возможных реакций оксида цинка со следующими веществами NaOH, H2O, Na2O, BaCl2, H2SO4 . (3б)
5. При прокаливании известняка (карбоната кальция) образуется оксид кальция и углекислый газ. Какую массу известняка надо взять для получения 7 кг оксида кальция. (5б)
17-19 б ——оценка «5»
14-16 б——оценка «4»
8-13 б——оценка «3»
0-7 б———оценка «2»
Полугодовая контрольная работа по химии, 9 класс
Ф.И. ученика: ____________________________________________________________
Инструкция по выполнению работы
Контрольная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 9 заданий.
При выполнении заданий А1—А5 выберите один из четырёх предлагаемых вариантов ответа. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Ответом на задания В1—В2 является последовательность цифр. Ответ следует записать в поле для ответов. Задания части В оцениваются в 3 балла, т.е. по 1 баллу за каждое правильное соответствие.
На выполнение контрольной работы по химии отводится 45 минут.
При выполнении работы Вы можете пользоваться Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости кислот и оснований, солей в воде, электрохимическим рядом напряжения металлов и непрограммируемым калькулятором.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее
количество баллов.
Максимальное число баллов — 19;
на «5» — 16-19 баллов,
на «4» — 13-15 баллов,
на «3» — 9-12
на «2» — менее 9 баллов.
Желаем успеха!
Вариант 1.
Часть А.
А1. На приведённом рисунке изображена модель атома химического элемента
1) 2-го периода VA группы
2) 3-го периода VIIA группы
3) 3-го периода VA группы
4) 2-го периода VIIA группы
А2. В каком ряду химических элементов усиливаются металлические свойства соответствующих им простых веществ?
1) кислород → фтор → неон
2) кремний → сера → хлор
3) селен → сера → кислород
4) алюминий → магний → натрий
А3. От кислотных к основным меняются свойства оксидов в ряду
1) CaO→SiO2→SO3
2) Na2O→MgO→Al2O3
3) CO2→ Al2O3→MgO
4) SO3→P2O5→SiO2
А4. Вещества, формулы которых — SiO2 и HNO3, являются соответственно
1) основным оксидом и кислотой
2) кислотным оксидом и солью
3) кислотным оксидом и кислотой
4) амфотерным оксидом и кислотой
А5. На какой диаграмме распределение массовых долей элементов соответствует количественному составу нитрата аммония?
Часть В.
В1. Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с которыми это вещество может взаимодействовать.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: В2. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Часть С.С1. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции по схеме:
Определите окислитель и восстановитель
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
C2. Вычислите объём газа (н. у.), который выделится при действии избытка сульфида железа(II) на 490 г 10%-ного раствора серной кислоты.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Полугодовая контрольная работа по химии, 9 класс
Ф.И. ученика: ____________________________________________________________
Инструкция по выполнению работы
Контрольная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 9 заданий.
При выполнении заданий А1—А5 выберите один из четырёх предлагаемых вариантов ответа. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Ответом на задания В1—В2 является последовательность цифр. Ответ следует записать в поле для ответов. Задания части В оцениваются в 3 балла,т.е. по 1 баллу за каждое правильное соответствие.
Задания части С требуют развёрнутого ответа. Задание С1 оценивается в 3 балла, задание С2 — 5 баллов.
На выполнение контрольной работы по химии отводится 45 минут.
При выполнении работы Вы можете пользоваться Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости кислот, оснований и солей в воде, электрохимическим рядом напряжения металлов и непрограммируемым калькулятором.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее
количество баллов.
Максимальное число баллов — 19;
на «5» — 16-19 баллов,
на «4» — 13-15 баллов,
на «3» — 9-12
на «2» — менее 9 баллов.
Желаем успеха!
Вариант 2.
Часть А.
А1. На приведённом рисунке изображена модель атома химического элемента
1) 2-го периода VIIIA группы
2) 2-го периода VIA группы
3) 3-го периода VIA группы
4) 3-го периода VIIIA группы
А2. В каком ряду химических элементов усиливаются металлические свойства соответствующих им простых веществ?
1) калий → натрий → литий
2) сурьма → мышьяк → фосфор
3) углерод → кремний → германий
4) алюминий → кремний → углерод
А3. От основных к кислотным меняются свойства оксидов в ряду
1)N2O5→P2O5→As2O5
2) Li2O→Na2O→K2O
3) MgO→SiO2→SO3
4) CO2→B2O3→Li2O
A4. Вещества, формулы которых —Al(OH)3 и (NH4)3PO4, являются соответственно
1) амфотерным гидроксидом и кислотой
2) амфотерным гидроксидом и солью
3) основанием и кислотой
4) основанием и солью
А5. На какой диаграмме распределение массовых долей элементов соответствует количественному составу нитрата кальция?
Часть В.
В1. Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с которыми это вещество может взаимодействовать.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: В2. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Часть С.С1. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции по схеме:
Определите окислитель и восстановитель
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
C2. Раствор соляной кислоты массой 116,8 г и массовой долей 10% добавили к избытку сульфида магния. Вычислите объём (н. у.) выделившегося газа.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итоговый тест по химии 9 класс
Итоговая контрольная работа в 9 классе по химии
Цель: оценить уровень подготовки по химии выпускников 9 класса.
Пояснительная записка
Инструкция по выполнению работы
Каждый вариант итоговой работы состоит из двух частей. Часть 1 содержит 11 заданий с кратким ответом, в их числе 9 заданий базового уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 1, 2, 3, 4, …9) и 2 задания повышенного уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 10, 11). При всем своем различии задания этой части сходны в том, что ответ к каждому из них записывается кратко в виде одной цифры или последовательности цифр (двух или трех). Часть 2 содержит 2 задания высокого уровня сложности, с развернутым ответом. Задания расположены по принципу постепенного нарастания уровня их сложности. Доля заданий базового, повышенного и высокого уровней сложности составила в работе 76, 16 и 8% соответственно.
Критерии оценивания итоговой контрольной работы
Верное выполнение каждого задания части 1 (1–11) оценивается 1 баллом. За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, что указан только один номер правильного ответа. Если отмечены два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается.
Часть 2
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
1.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | |
Элементы ответа: 1) Составлено уравнение реакции 2) Рассчитаны количество вещества и масса вещества, содержащегося в исходном растворе 3) Вычислена массовая доля вещества в исходном растворе: | |
Ответ правильный и полный, содержит все названные выше элементы | 3 |
Правильно записаны два первых элемента ответа | 2 |
Правильно записан один элемент ответа | 1 |
Все элементы ответа записаны неверно | 0 |
Максимальный балл | 3 |
2.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | |
Элементы ответа: 1) Составлены уравнения реакции 2) Расставлены коэффициенты методом окислитено-восстановительного баланса 3) написанно сокращенное ионное уравнение | |
Ответ правильный и полный, содержит все названные выше элементы | 3 |
Правильно записаны два первых элемента ответа | 2 |
Правильно записан один элемент ответа | 1 |
Все элементы ответа записаны неверно | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Максимальное количество баллов за работу-16.
Шкала перевода первичных баллов, набранных учащимися при выполнении вариантов, в школьную оценку
Баллы | 0-7 | 7-11 | 12-16 | 17-19 |
Оценка | 2 | 3 | 4 | 5 |
Вариант 1
Часть 1.
1. Химический элемент, имеющий схему строения атома 2е,8е,4е в ПСХЭ занимает
положение:
1)2й период, главная подгруппа III группа; 3) 2й период, главная подгруппа VII группа;
2)3й период, главная подгруппа IV группа; 4) 3й период, главная подгруппа VII группа.
2. Ковалентная неполярная связь образуется между атомами
1) магния 2) серы и кислорода 3) кислорода 4) калия и хлора
3. Степень окисления азота равна +3 в соединении с формулой
1)N2О 2) Li3N 3) НNO3 4) HNO2
4. Реакции обмена соответствует уравнение
1) FeO + h3 = Fe + h3O 3) P2O5 + 3h3O = 2h4PO4
2) h3O + Cl2 = HClO + HCl 4) CaO + 2HCl = CaCl2 + h3O
5. Кислотным оксидом и амфотерным основанием соответственно являются
1) CO и Al(OH)3 2) SO2 и Mg(OH)2 3) CuO и NaOH 4) SiO2 и Zn(OH)2
6. Необратимо происходит взаимодействие между ионами
1) Al3+ и Cl- 2) Fe2+и OH-
3) OH и Ba2+ 4) Cu2+ и SO42-
7. Химическая реакция возможна между веществами, формулы которых
1) CO2 и Cl2O7 2) P2O5 и K2O 3) NO2 и SiO2 4) CuO и h3O
8. Формула вещества, реагирующего с соляной кислотой:
1) О2 2) ВaO 3) Cu 4) CO2
9. Массовая доля кислорода в сульфате меди(II) равна:
1) 24 % 2) 40 % 3) 52 % 4) 65 %
10. Выберите уравнения реакций, в которых элемент водород является восстановителем.
1) C + 2h3 = Сh5 3) CuO + h3 = Cu + h3O
2) Zn + 2HCl = ZnCl2 + h3 4) 2h3S + 3O2 = 2h3O 5) 2Li + h3 = 2LiH
11. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.
Исходные вещества Продукты реакции
А) P + O2 —> 1) h4PO4
Б) P2O5 + NaOH —> 2) P2O5
В) h4PO4 + Na2O —> 3) Na3PO4 + h3
4) Na3PO4 + h3O
5) h4PO4 + h3O
Часть 2.
1.Какая масса оксида углерода (IV) выделится при сжигании 100г угля, содержащего 10% примесей?
2. Осуществите цепочку превращений, для 1 уравнения расставьте коэффициенты методом окислительно-восстановительного баланса, для 4 превращения напишите сокращенное ионное уравнение
Ca → Ca O → Ca(OH)₂ → Ca Co₃ → Ca (HCO₃)₂ → CO₂
Вариант 2
Часть 1.
1. Химический элемент, имеющий схему строения атома 2е,8е,3е в ПСХЭ занимает
положение:
1)2й период, главная подгруппа III группа; 3) 2й период, главная подгруппа VII группа;
2)3й период, главная подгруппа IV группа; 4) 3й период, главная подгруппа III группа.
2. Ионная связь образуется между атомами
1) сальция 2) водорода и азота 3) азота4) калия и хлора
3. Степень окисления азота равна -3 в соединении с формулой
1)N2О 2) Li3N 3) НNO3 4) Nh4
4. Реакции замещения соответствует уравнение
1) FeO + h3 = Fe + h3O 3) P2O5 + 3h3O = 2h4PO4
2) h3O + Cl2 = HClO + HCl 4) CaO + 2HCl = CaCl2 + h3O
5. Кислотным оксидом и щелочью соответственно являются
1) CO и Al(OH)3 2) SO2 и Mg(OH)2 3) CuO и NaOH 4) SiO2 и Zn(OH)2
6. Необратимо происходит взаимодействие между ионами
1) Al3+ и Cl- 2) Fe2+и OH-
3) OH и Ba2+ 4) Cu2+ и ОН-
7. Химическая реакция возможна между веществами, формулы которых
1) CO2 и Cl2O7 2) P2O5 и N2O 3) NO3 и CaO 4) CuO и h3O
8. Формула вещества, реагирующего с соляной кислотой:
1) О2 2) Ag 3) CO 4) Na2O
9. Массовая доля кислорода в сульфите меди(II) равна:
1) 24 % 2) 40 % 3) 52 % 4) 65 %
10. Выберите уравнения реакций, в которых элемент водород является окислителем.
1) C + 2h3 = Сh5 3) CuO + h3 = Cu + h3O
2) Zn + 2HCl = ZnCl2 + h3 4) 2h3S + 3O2 = 2h3O 5) 2Li + h3 = 2LiH
11. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.
Исходные вещества Продукты реакции
А) S + O2 —> 1) h4PO4
Б) SO2 + Na2O —> 2) SO2
В) h3SO4 + Na2O —> 3) Na2SО3
4) Na2SO4 + h3O
Часть 2.
1. Какая масса оксида углерода (II) выделится при сжигании 80 г угля, содержащего 10% примесей?
2. 2. Осуществите цепочку превращений, для 1 уравнения расставьте коэффициенты методом окислительно-восстановительного баланса, для 4 превращения напишите сокращенное ионное уравнение
Fe → Fe S → Fe Cl₂ → Fe Cl₃ → Fe (OH)₃ → Fe₂ O₃
Контрольная работа по химии 9 класс «Неметаллы».
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
Контрольная работа по теме
Неметаллы
(химия 9 класс)
Учитель химии:
Сольвар Татьяна Александровна
Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся
для проведения тематической контрольной работы
Предмет: химия
Учебник: Габриелян О.С. Химия. 9 класс
Вид контроля: тематический
Тема: Неметаллы
Перечень элементов предметного содержания, проверяемых на контрольной работе
Описание элементов предметного содержания
1.1
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
1.2
Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева
1.3
Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева
1.4
Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений
1.5
Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая
1.6
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии.
1.7
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановитель
1.8
Химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. Химические свойства основных классов неорганических веществ.
1.9
Химические свойства кислот, солей, щелочей.
1.10
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций. Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции
1.11
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ
1.12
Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях.
Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших
тему «Неметаллы»
КодОписание требований к уровню подготовки обучающихся
2.1
Знать/понимать химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ, уравнения химических реакций;
2.2
Знать/понимать: важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, катион, анион, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, растворы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции
2.3
Характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
Составлять: схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева;
2.4
Объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, а также свойства образуемых ими высших оксидов;
Знать/понимать Периодический закон Д.И. Менделеева
2.5
Составлять формулы неорганических соединений изученных классов; уравнения химических реакций.
Уметь называть: соединения изученных классов неорганических веществ.
2.6
Определять/классифицировать вид химической связи в соединениях; принадлежность веществ к определенному классу соединений.
2.7
Определять/классифицировать типы химических реакций.
2.8
Характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неорганических веществ;
химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований и солей)
2.9
Определять/классифицировать возможность протекания реакций ионного обмена;
2.10
Вычислять количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции массовую долю вещества в растворе
Спецификация КИМ
для проведения тематической контрольной работы
Предмет: химия
Учебник:Габриелян О.С.
Вид контроля: тематический
Тема: Неметаллы
Назначение контрольной работы: оценить уровень освоения каждым учащимся класса содержания учебного материала . по теме «Неметаллы» по предмету химия.
Содержание контрольных измерительных заданий определяется содержанием рабочей программы по теме «Неметаллы» учебного предмета химия, а также содержанием темы «Неметаллы» учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией Габриеляна О.С..
Контрольная работа состоит из 12 заданий: 8 заданий базового уровня, 2 — повышенного, 2- высокого уровня сложности.
Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного, метапредметного содержания, уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения представлено в таблице 1
Таблица 1
заданияуровень
Что проверяется
Тип задания
Примерное время выполнения задания
1
Базовый
1.1; 1.8; 2.1
Тест с выбором ответа
2 мин.
2
Базовый
1.3; 2.3
Тест с выбором ответа
2 мин.
3
Базовый
1.1; 1.2; 1.3; 2.4
Тест с выбором ответа
2 мин.
4
Базовый
1.5; 2.6
Тест с выбором ответа
2 мин.
5
Базовый
1.6; 2.7
Тест с выбором ответа
2 мин.
6
Базовый
1.8; 1.9; 1.12; 2.9
Тест с выбором ответа
2 мин.
7
Базовый
1.8;2.8
Тест с выбором ответа
2 мин.
8
Базовый
1.9; 2.6; 2.8
Тест с выбором ответа
2 мин.
9
Повышенный
1.2; 1.1;2.3; 2.4
Задание с выбором двух ответов
4 мин.
10
Повышенный
1.8; 1.12;2.8;2.9; 2.11
Задание на соответствие
6 мин
11
Высокий
1.6; 1.7; 2.7
Задание с развёрнутым ответом.
9 мин
12
Высокий
1.11;1.9;2.5;2.10
Задача с развернутым ответом
10 мин
На выполнение 12заданий отводится 40 минут. Задания в контрольной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов, указанных в таблице 2.
Таблица 2
1 балл – правильный ответ0 баллов – неправильный ответ
2
1 балл – правильный ответ
0 баллов – неправильный ответ
3
1 балл – правильный ответ
0 баллов – неправильный ответ
4
1 балл – правильный ответ
0 баллов – неправильный ответ
5
1 балл – правильный ответ
0 баллов – неправильный ответ
6
1 балл – правильный ответ
0 баллов – неправильный ответ
7
1 балл – правильный ответ
0 баллов – неправильный ответ
8
1 балл – правильный ответ
0 баллов – неправильный ответ
9
Максимальное количество баллов – 2
За полный ответ – 2 балл
За половину ответа – 1 балл
За неправильный ответ — 0 баллов
10
Максимальное количество баллов – 2
За полный ответ – 2 балл
За два правильных ответа – 1 балл
За неправильный ответ — 0 баллов
11
Максимальное количество баллов – 3
Составлен электронный баланс – 1 балл
Указан окислитель и восстановитель – 1 балл
Расставлены коэффициенты в уравнении реакции – 1балл
12
Максимальное количество баллов – 3
Составлено уравнение реакции — 1 балл
Рассчитана масса (количество) вещества в растворе — 1 балл
Определена масса искомого вещества — 1 балл
Итого
18баллов
Перевод баллов к 5-балльной отметке представлен в таблице 3.
Таблица 3.
Контрольная работа по теме «Неметаллы»
Вариант №1.
Инструкция для учащихся
Контрольная работа состоит и двух частей. На её выполнение отводится 40 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.
Часть 1.
Ответом к заданиям 1- 8является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в таблицу для ответов.
1. В каком ряду представлены простые вещества-неметаллы:
1) хлор, никель, серебро 3) железо, фосфор, ртуть
2) алмаз, сера, кальций 4) кислород, озон, азот
2. Химическому элементу 3-го периода V группы периодической системы Д. И. Менделеева соответствует схема распределения электронов по слоям:
1) 2,8,5 2) 2,3 3) 2,8,3 4) 2,5
3. У элементов подгруппы углерода с увеличением атомного номера уменьшается:
1) атомный радиус 3) число валентных электронов в атомах
2) заряд ядра атома 4) электроотрицательность
4. Наиболее прочная химическая связь в молекуле
1) F2 2) Cl2 3) O2 4) N2
5. Взаимодействие аммиака с хлороводородом относится к реакциям:
1) разложения 2) соединения 3) замещения 4) обмена
6. Сокращенное ионное уравнение реакции Ag+ + Cl—àAgCl
соответствует взаимодействию между растворами:
1) карбоната серебра и соляной кислоты
2) нитрата серебра и серной кислоты
3) нитрата серебра и соляной кислоты
4) сульфата серебра и азотной кислоты
7. Карбонат-ион можно обнаружить с помощью раствора, содержащего:
1) гидроксид-ион 3) катион натрия
2) катион водорода 4) катион аммония
8. С помощью раствора серной кислоты можно осуществить превращения:
1) медь à сульфат меди (II) 3) карбонат натрия à оксид углерода (IV)
2) углерод àоксид углерода (IV) 4) хлорид серебра à хлороводород
При выполнении задания 9, из предложенного перечня ответов выберите два правильных и запишите цифры, под которыми они указаны в таблицу для ответов.
9. В ряду химических элементов СàВ àВе происходит уменьшение (ослабление)
1) числа протонов в ядрах атомов
2) числа электронных слоёв в атомах
3) радиуса атомов
4) металлических свойств
5) степени окисления в высших оксидах.
Ответ:
При выполнении задания 10 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.
10.Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать.
Формула вещества Реагенты
А) NH3 1)NaOH,O2
Б) Cl2 2)KBr, Fe
B) SO2 3) Mg, NaF
4) H2SO4, O2
Ответ:
Часть 2.
Запишите номер задания и развёрнутый ответ к нему.
11. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой
NaI + Cl2+ H2OàNaIO3 +HCl
Определите окислитель и восстановитель.
12. Вычислите массу серной кислоты, необходимой для нейтрализации 200 г 20%-ного раствора гидроксида натрия.
Контрольная работа по теме «Неметаллы»
Вариант №2.
Инструкция для учащихся
Контрольная работа состоит и двух частей. На её выполнение отводится 45 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.
Часть 1.
Ответом к заданиям 1- 8является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в таблицу для ответов.
1. В каком ряду представлены простые вещества-неметаллы:
1) озон, водород, олово 3) медь, кремний, бром
2) фтор, фосфор, алмаз 4) азот, натрий, кислород
2. Химическому элементу 2-го периодаIV группы периодической системы Д. И. Менделеева соответствует схема распределения электронов по слоям:
1) 4,2 2) 2,4 3) 2,8,4 4) 2,2
3. У неметаллов в периодах с увеличением атомного номера уменьшается:
1) атомный радиус 3) число валентных электронов в атомах
2) заряд ядра атома 4) электроотрицательность
4. Наиболее полярной является химическая связь в молекуле
1)H2O 2) HCl 3) HF 4) NH3
5. Взаимодействие брома с раствором иодида калия относится к реакциям:
1) разложения 2) соединения 3) замещения 4) обмена
6. Сокращенное ионное уравнение реакции NH4+ + OH—àNH3 + H2O
соответствует взаимодействию между растворами:
1) карбоната аммония и гидроксида кальция
2) нитрата аммония и гидроксида калия
3) нитрата аммония и гидроксида алюминия
7. Анион брома можно обнаружить с помощью раствора, содержащего:
1) ион водорода 3) катион магния
2) катион натрия 4) катион серебра
8. С помощью раствора хлорида кальция можно осуществить превращения:
1) нитрат серебраàхлорид серебра 3) нитрат натрия à хлорид натрия
2) серная кислотаà водород 4) карбонат калияà оксид углерода(IV)
При выполнении задания 9, из предложенного перечня ответов выберите два правильных и запишите цифры, под которыми они указаны в таблицу для ответов.
9. В ряду химических элементовAsàPàN происходит увеличение (усиление)
1) количества электронов в атомах
2) числа валентных электронов в атомах
3) радиуса атомов
4) электроотрицательности
5) неметаллических свойств. Ответ:
При выполнении задания 10 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.
10.Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать.
Формула вещества Реагенты
А) HNO3 1)Ba(NO3)2, Hg
Б)H2SO4 2)Cu , CaCO3
B) CO2 3) Ca(OH)2, C
4) BaCl2, Mg
Ответ:
Часть 2.
Запишите номер задания и развёрнутый ответ к нему.
11. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой
S+ NaOHàNa2SO3 + Na2S + H2O
Определите окислитель и восстановитель.
12. Вычислите массу осадка, образовавшегося в результате добавления гидроксида калия к 19 г раствора хлорида магния с массовой долей соли 5%.
Ответы и решения
Вариант № 1.
11.Элементы ответа:
1) Составлен электронный баланс:
1I— — 6e—=I+5
3 Cl20+ 2e—= 2 Cl—
2) Указано, что Cl20 – окислитель, а I— – восстановитель.
3) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции:
NaI + 3Cl2 + 3H2O = NaIO3 + 6HCl
12.
1) Составлено уравнение реакции H2SO4 + 2NaOH = Na2SO4 + 2H2O
2) Рассчитана масса гидроксида натрия
m(NaOH)=200*20/100=40(г)
3) Найдена масса серной кислоты m(H2SO4)=98*40/80=49(г)
Вариант № 2.
11.Элементы ответа:
1) Составлен электронный баланс:
1S0 — 4e—= S+4
2S0 + 2e—= S-2
2) Указано, что S0 – окислитель и восстановитель.
3) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции:
3S + 6NaOH = Na2SO3 + 2Na2S + 3H2O
12.
1) Составлено уравнение реакции MgCl2 + 2KOH = Mg(OH)2 + 2KCl
2) Рассчитана масса хлорида магния
m(MgCl2)= 19*0,05=0,95г
3) Найдена масса гидроксида магнияm(Mg(OH)2)=0,958*58/95=0,58г.
Тест по химии (9 класс) на тему: Контрольная работа по теме: «Неметаллы»
Контрольная работа по неорганической химии, тема «Неметаллы», 9 класс
1 вариант
Инструкция для учащихся
Тест состоит из частей А, В и С. На его выполнение отводится 40 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.
Часть А
К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один правильный. Выберите верный, по Вашему мнению, ответ.
А1. В каком ряду представлены простые вещества-неметаллы:
1) хлор, никель, серебро 3) железо, фосфор, ртуть
2) алмаз, сера, кальций 4) кислород, озон, азот
А2. Химическому элементу 3-го периода V группы периодической системы Д.И.Менделеева соответствует схема распределения электронов по слоям:
1) 2,8,5 2) 2,3 3) 2,8,3 4) 2,5
А3. У элементов подгруппы углерода с увеличением атомного номера уменьшается:
1) атомный радиус 3) число валентных электронов в атомах
2) заряд ядра атома 4) электроотрицательность
А4. Наиболее прочная химическая связь в молекуле
1) F2 2) Cl2 3) O2 4) N2
А5. Взаимодействие аммиака с хлороводородом относится к реакциям:
1) разложения 2) соединения 3) замещения 4) обмена
А6. Сокращенное ионное уравнение реакции Ag+ + Cl- AgCl
соответствует взаимодействию между растворами:
1) карбоната серебра и соляной кислоты
2) нитрата серебра и серной кислоты
3) нитрата серебра и соляной кислоты
4) сульфата серебра и азотной кислоты
А7. Горящая свеча гаснет в закрытой пробкой банке, потому что:
1) не хватает кислорода 3) повышается содержание азота
2) повышается температура 4) образуется водяной пар, гасящий пламя
А8. С помощью раствора серной кислоты можно осуществить превращения:
1) медь сульфат меди (II) 3) карбонат натрия оксид углерода ( IV)
2) углерод оксид углерода (IV) 4) хлорид серебра хлороводород
Часть В.
В1. Неметаллические свойства в ряду элементов Si P S Cl слева направо:
1) не изменяются 3) ослабевают
2) усиливаются 4) изменяются периодически
Ответом к заданию В2 является последовательность букв. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.
В2. Смещение равновесия системы N2 + 3h3 2 Nh4 + Q в сторону продукта реакции произойдет в случае:
А) увеличения концентрации аммиака
Б) использования катализатора
В) уменьшения давления
Г) уменьшения концентрации аммиака
В3. Какой объем (н.у.) хлороводорода можно получить из 2 моль хлора?
Часть С.
С1. Найти массу серной кислоты, необходимой для нейтрализации 200 г 20%-ного раствора гидроксида натрия.
Контрольная работа по неорганической химии, тема «Неметаллы», 9 класс
2 вариант
Инструкция для учащихся
Тест состоит из частей А, В и С. На его выполнение отводится 40 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему.Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.
Часть А.
К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один правильный. Выберите верный, по Вашему мнению, ответ.
А1. О кислороде как о простом веществе говорится в предложении:
1) растения, животные и человек дышат кислородом
2) кислород входит в состав воды
3) оксиды состоят из двух элементов, один из которых — кислород
4) кислород входит в состав химических соединений, из которых построена живая
клетка
А2. В атоме фосфора общее число электронов и число электронных слоев соответственно
равны: 1) 31 и 4 2) 15 и5 3) 15 и 3 4) 31 и 5
А3. Сумма протонов и нейтронов в атоме углерода равны:
1) 14 2) 12 3) 15 4) 13
А4. Ковалентная полярная химическая связь характерна для:
1) KCl 2) HBr 3) P4 4) CaCl2
А5. Реакция, уравнение которой 3N2 + h3 2Nh4 + Q , относят к реакциям:
1) обратимым, экзотермическим 3) обратимым, эндотермическим
2) необратимым, экзотермическим 4) необратимым, эндотермическим
А6. Для того, чтобы доказать, что в пробирке находится раствор угольной кислоты,
необходимо использовать: 1) соляную кислоту 3) тлеющую лучинку
2) раствор аммиака 4) раствор гидроксида натрия
А7. Признаком реакции между соляной кислотой и цинком является:
1) появление запаха 3) выделение газа
2) образование осадка 4) изменение цвета раствора
А8. Сокращенному ионному уравнению Ba2+ + SO42- BaSO4 соответствует
Взаимодействие между: 1) фосфатом бария и раствором серной кислоты
2) растворами сульфата натрия и нитрата бария
3) растворами гидроксида бария и серной кислоты
4) карбонатом бария и раствором серной кислоты
Часть В.
В1. С уменьшением порядкового номера в А(главных)подгруппах периодической системы Д.И.Менделеева неметаллические свойства химических элементов :
1) не изменяются 3) изменяются периодически
2) усиливаются 4) ослабевают
Ответом к заданию В2 является последовательность букв. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.
В2. Какие из перечисленных условий не повлияют на смещение равновесия в системе
h3 + Cl2 2HCl – Q : А) понижение температуры
Б) повышение температуры
В) введение катализатора
Г) понижение концентрации HCl
Д) понижение давления
В3. Какой объем газа ( н.у.) выделится при полном сгорании 600 г угля?
Часть С.
С1. При обработке 300 г древесной золы избытком соляной кислоты, получили 44,8л(н.у.) углекислого газа. Какова массовая доля (%) карбоната калия в исходном образце золы?
Инструкция по выполнению работы
На выполнение контрольной работы по химии по теме « Неметаллы» отводится 40 минут. Работа состоит из трех частей (А, В и С) и включает 12 заданий.
Часть А содержит 8 заданий (А1 –А8). К каждому заданию даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
Часть В содержит 3 задания ( В1 – В3). К одному из них (В1) даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. На задание В2 нужно записать ответ в виде последовательности букв, а на задание В3 – в виде числа.
Часть С содержит одно наиболее сложное задание, на которое следует дать полный (развернутый) ответ.
Ориентировочное время на выполнение заданий части А составляет 15минут, части В – 15 минут, части С -10 минут.
Выполнение различных по сложности заданий оценивается 1, 2 или 3 баллами. Баллы, полученные за все выполненные задания, суммируются.
Рекомендации по оцениванию заданий и работы в целом.
Верное выполнение каждого задания части А1 –А8 и задания В1, т.е. заданий с выбором ответа, оценивается одним баллом.
Максимальная оценка за верное выполнение заданий (В2) с кратким ответом – два балла. Задание с кратким ответом на соответствие или на множественный выбор считается выполненным верно, если из пяти предлагаемых ответов учащийся выбирает два правильных. В других случаях : выбран один правильный; выбрано более двух ответов, среди которых один правильный; среди двух выбранных ответов один неправильный, выполнение задания оценивается одним баллом. Если среди выбранных ответов нет ни одного правильного, задание считается невыполненным. Учащийся получает 0 баллов. Задание (В3) с кратким ответом в форме расчетной задачи считается выполненным верно, если в ответе учащегося указана правильная последовательность цифр (число).
Задание с развернутым ответом предусматривает проверку усвоения трех элементов содержания. Наличие в ответе каждого из этих элементов оценивается одним баллом (3-0 баллов).
Оценка работы по пятибалльной шкале определяется на основе суммарного числа баллов, полученных за выполнение заданий:
«5» — 13-15 баллов
«4» — 10-12 баллов
«3» — 7 — 9 баллов
«2» — 1 – 6 баллов
Ответы и решения
№ А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 В1 В2 В3 С1
1 4 1 4 4 2 3 1 3 2 ВГ 89,6л 49г
2 1 3 2 2 1 1 3 2 2 ВД 1120л 92%
1 вариант (С1)
1) Составлено уравнение реакции h3SO4 + 2NaOH = Na2SO4 + 2h3O
2) Рассчитана масса гидроксида натрия
m(NaOH)=200*20/100=40(г)
3) Найдена масса серной кислоты m(h3SO4)=98*40/80=49(г)
2 вариант (С1)
1) Составлено уравнение реакции K2CO3 + 2HCl= 2KCl + CO2 + h3O
2) Рассчитана масса карбоната калия
m(K2CO3)=138*44,8/22,4=276(г)
3) Определена массовая доля карбоната калия в образце золы
w(K2CO3)=276*100/300=92(%)
Составитель учитель химии МОУ СОШ №58
Тихомирова И.П.
Примерный план контрольной работы по теме « Неметаллы» для 9 класса
Номер Номер Проверяемые элементы содержания Тип задания Оценка
Задания блока в баллах
Часть А (I)
Содержательная линия «Вещество»
1 I Простые и сложные вещества ВО 1
2 I Периодический закон и периодическая система
химических элементов Д.И.Менделеева. Группы
и периоды периодической системы. ВО 1
3 I Строение атома. Строение электронных оболочек
атомов элементов №1-№20 п.с.х.э. ВО 1
4 I Химическая связь: ионная, металлическая,
ковалентная (полярная, неполярная) ВО 1
Содержательная линия « Химические реакции»
5 I Классификация химических реакций по
различным признакам. Химические уравнения ВО 1
6 I Свойства ионов. Качественные реакции на анионы. ВО 1
Содержательная линия « Элементарные основы неорганической химии
7 I Химические свойства простых веществ: металлов и
неметаллов ВО 1
8 I Взаимосвязь неорганических веществ различных
классов ВО 1
Часть В (II)
Содержательная линия « Вещество»
1 II Закономерности изменения свойств элементов и их
соединений в связи с положением в п.с.х.э. ВО 1
Содержательная линия « Химические реакции»
2 II Обратимые и необратимые реакции. Химическое
равновесие. КО 2
Содержательная линия « Познание и применение веществ и химических реакций»
3 II Вычисление массы, объема или количества одного
из веществ, участвующих в реакции. КО 1
Часть С (III)
Содержательная линия « Познание и применение веществ и химических реакций»
1 III Расчеты по уравнениям химических реакций с
использованием растворов с определенной массовой
долей растворенного вещества. Нахождение массы
чистого вещества с использованием понятия «примеси» РО 3
Итого баллов 15
Обозначения типов заданий: ВО- выбор ответа
КО- краткий ответ
РО- развернутый ответ
Статинформация по результатам выполнения к/работы по __________(сводная)
Школа №______ класс______Ф.И.О. учителя __________________________________
Дата выполнения работы _________________№ урока __________________________
Реализуемые программы и учебники по предмету ____________________________________________________________________________
1. Результаты выполнения работы:
Кол-во уч-ся по списку | Кол-во уч-ся выполн. работу | в т. ч. выполнивших на | |||||||||
«2» | «3» | «4» | «5» | Средний балл | |||||||
Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | ||
2. Качество ЗУН (кол-во учащихся, выполнивших работу на «4-5»______чел._____%
3. Уровень обученности (кол-во уч-ся, выполнивших работу на «3,4,5»____чел.____%
4. Уровень сформированости ЗУН.
кол-во уч-ся выполн. работу | Из них | в целом по к/р | в том числе по уровням знаний | ||||||||||
чел. | % | А1 | А2 | А3 | В | С | |||||||
Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | ||||
справились полностью | |||||||||||||
допустили ошибки | |||||||||||||
не справились | |||||||||||||
не приступали |
5. Сравнительная таблица ( данных к/р с данными за ________________________ )
* всего писали работу______________чел.__________%
* подтвердили отметку_____________чел.__________%
* получили отметку ниже __________чел. __________%
* получили отметку выше __________чел. __________%
6. Из общего количества отсутствующих имеют оценку за год:
Итоги | ||
кол-во | % | |
5 | ||
4 | ||
3 | ||
2 |
Кембриджская химия IGCSE (9-1) (0971)
Мы регулярно пересматриваем нашу квалификацию, чтобы убедиться, что она по-прежнему соответствует потребностям учащихся, школ и высших учебных заведений по всему миру и отражает текущее мышление. Мы обновили эту программу и все оценочные материалы, чтобы они были более четкими и последовательными по трем наукам. Это полезно для учителей, которые преподают несколько программ по естественным наукам, и для студентов, которым понравится более согласованный опыт по каждой науке.Подробную информацию об изменениях см. В учебном плане на 2023–2025 годы.
Каковы основные изменения в программе обучения?
Для поддержки учителей и учащихся у нас есть:
- обновил цели обучения, чтобы продемонстрировать глубину преподавания каждой темы. Формулировка во многих местах выглядит по-разному, но содержание обучения остается в основном тем же.
- обновил структуру тем, чтобы убедиться, что темы и подтемы четко связаны между собой.
- удалил и добавил темы; убедиться, что время обучения по-прежнему находится в пределах установленных часов
- проанализировал баланс и прогресс между ядром и дополнением.
Какие основные изменения в оценке?
- Мы предоставим «Примечания для использования в качественном анализе» к Документу 6.
Когда произойдут эти изменения?
Обновленный учебный план подлежит рассмотрению с июня 2023 года. Пожалуйста, смотрите программу обучения на 2023-2025 годы для получения полной информации.
Поддержка
Мы разрабатываем широкий спектр материалов, которые помогут вам преподавать по обновленной программе. Эти ресурсы будут доступны с июня 2021 года (до начала обучения) через наш Центр поддержки школ и включают:
- Схема работы
- Руководство для учащихся
- Руководство для учителя
- Образцы бумаги, ответы
- Resource Plus, обновление
- Пример ответов кандидата (после первого экзамена).
Обучение
Будет доступно очное и онлайн-обучение. Актуальную информацию можно найти в нашем календаре мероприятий и тренировок.
Подтвержденные ресурсы
Просмотрите последние ресурсы, которые разрабатываются нашими партнерами по программе поддержки Кембриджской программы химии IGCSE (9-1) (0971).Cambridge IGCSE Chemistry (четвертое издание) (Hodder Education)
Написанные известными авторами-экспертами, наши обновленные ресурсы позволяют учащимся эффективно ориентироваться в содержании обновленной программы Cambridge IGCSE Chemistry.
Подробнее на сайте Hodder Education
Cambridge IGCSE Chemistry (третье издание) (Коллинз)
Этот курс обеспечивает полное покрытие обновленной программы Кембриджа по химии IGCSE и наполнен вопросами, углубленным содержанием, особенностями практических навыков расследования и многим другим.
Подробнее на сайте Collins
Маршалл Кавендиш Образование Кембриджская химия IGCSE (Marshall Cavendish Education)
Эта серия состоит из печатных и цифровых учебных материалов, которые способствуют активному обучению на основе запросов.Он предоставляет множество возможностей для расширения обучения и изучения концепций с помощью своих действий и соответствующих реальных приложений.
Подробнее на сайте Marshall Cavendish Education
Химия для Кембриджского IGCSE (пятое издание)
(Издательство Кембриджского университета)
Благодаря обширным исследованиям, включая наблюдения за уроками, интервью с учителями и работу с нашим онлайн-исследовательским сообществом, эти новые выпуски наших ресурсов по химии были разработаны для решения конкретных задач учителей и учащихся естественных наук.
Подробнее на сайте Cambridge University Press
.9 Условные обозначения, которые нужно знать — освоите органическую химию
Изучение химической номенклатуры может быть неприятным. Это серия соглашений, которые объединялись в течение длительного периода времени, некоторые из которых относятся к XIX веку. Язык содержит архаичные термины, которые прошли свой полезный период, но глубоко укоренились в языке химии и почти невозможно исключить на данный момент. Цель этой статьи — выйти за рамки общепринятых терминов цис , транс , (E, Z), (S, R), которые являются абсолютными , которые необходимо знать , чтобы указать на некоторые из менее часто встречающихся столкнулись с аспектами номенклатуры, которые могут заставить вас нахмуриться и сказать: «Что означает , что ?»
1.Обозначение скобок.
- Когда используется: В сокращенных формулах.
- Что это означает: Означает, что заместитель присоединен непосредственно к предшествующему атому углерода.
- Пример : Ch4C (O) Ch3Ch4 (2-бутанон)
- Почему это полезно: Без скобок структура будет написана Ch4COCh3Ch4, что можно спутать с эфиром. Скобка проясняет, что это кетон.
- Примечания : Хотя это и не совсем неясно, это аспект номенклатуры, который может привести к путанице.
2. n- , s- и t-
- Когда используется: для короткоцепочечных алканов и спиртов.
- Что это означает: n- означает «нормальный» — неразветвленная цепь с функциональной группой (если присутствует) в положении 1. с — означает «вторичный», т — означает « трет ».
- Почему это полезно: Просто сокращенный способ описания различных структурных изомеров.
- Примечания : n -гексан — еще одно часто встречающееся название, которое просто представляет линейную шестиуглеродную цепь. «Гексаны», которые вы можете увидеть в лаборатории, относятся к смеси различных (разветвленных) изомеров гексана. (Он очищается дистилляцией, и изомеры имеют очень похожие точки кипения, поэтому он продается как «гексаны». Чистый n -гексан дороже, потому что отделение его от изомеров — настоящая головная боль).
3. Префикс N-
- Когда он используется: для аминов и амидов.
- Что это означает : N — означает, что заменитель связан с азотом.
- Пример : N -метилбутиламин, N, N -диметилформамид.
- Почему это полезно : устраняет двусмысленность. «Метилбутиламин», например, может относиться к изомеру, в котором метильная группа находится на углеродной цепи.
- Банкноты; , когда в азоте присутствуют разные заместители, терминология — N- ( заместитель ), N- ( заместитель ), например N -метил, N -этилбутиламин.
4. L и D
- Когда используется : для сахаров и аминокислот.
- Что это означает : Это восходит к Эмилю Фишеру, который обозначил два энантиомера глицеральдегида (простейшего сахара) L-глицеральдегидом и D-глицеральдегидом. В то время (1890 г.), когда методы для определения абсолютной структуры были недоступны, он УГДАЛ (!) , что структура левераторной (левовращающейся) и правовращающей (правовращающейся) структур глицеральдегида была изображена в проекции Фишера. , и присвоил им префиксы L и D соответственно.К счастью, когда была разработана рентгеновская кристаллография, оказалось, что его предположение было правильным. В L-сахарах кислород на втором от конца углероде находится в левой части проекции Фишера. В D-сахарах кислород находится справа.
- Почему это полезно : Первоначально он использовался для сопоставления абсолютной структуры сахаров с двумя глицеральдегидами. Он больше не пригоден для этой цели, но, как и приложение, он все равно остается. Как и приложение, его замечают только тогда, когда возникают проблемы.
- Примечания: Эти обозначения вызывают большую путаницу. То, что что-то обозначено буквой «D», не означает, что оно вращает поляризованный свет вправо и наоборот [это функция (+) — и (-)]. Например, D-фруктоза вращает поляризованный свет влево (-). Более того, любая корреляция между L / D и S / R составляет случайных . 20 незаменимых аминокислот в организме — это L-аминокислоты. Все они (S), за исключением цистеина, который является (R) (из-за того, что сера имеет более высокий приоритет в правилах Кана-Ингольда-Прелога).Рацематы обозначаются как DL (например, DL-глюкоза — это рацемическая смесь).
5. (+) и (-)
- Когда используется: для любого оптически активного соединения
- Что это означает: (+) и (-) относятся к направлению, в котором чистый энантиомеры этого соединения вращают плоско-поляризованный свет. (+) — указывает вращение по часовой стрелке, а (-) — указывает вращение против часовой стрелки.
- Пример: (+) — глюкоза, (-) — цистеин
- Почему это полезно : показывает направление оптического вращения.
- Примечания: Рацемические смеси обозначаются как (+/–), например (+/–) — фруктоза
6. Vicinal и Geminal ( vic — и gem- )
- Когда он используется: часто используется в ЯМР для изображения отношений между атомами водорода, также используется для описания определенных типов продуктов (например,г. бромирование дает vic -дибромидов).
- Что это означает: Vicinal относится к двум функциональным группам на соседних атомах углерода. Geminal относится к двум функциональным группам одного и того же углерода .
- Почему это полезно: Вместо того, чтобы говорить «протоны находятся на соседних атомах углерода» или «протоны находятся на тех же атомах углерода», вы можете сказать «протоны вицинальные» или «протоны близнецы».
- Примечания: запомните «драгоценный камень», такой как «Близнецы», созвездие и астрологический знак, означающее «близнецы».
7. Метил, метилен, метин
- Когда он используется: чаще всего относится к протонам в ЯМР
- Что это означает: метильных протонов находятся на первичном углероде (Ch4). Протоны метилена находятся на вторичном углероде (Ch3). Протоны метина находятся на третичном атоме углерода (СН).
- Почему это полезно: В случае метина, удобное сокращение для выражения «протон на третичном углероде».
8.Альфа и бета (α / β)
- Когда используется: Преимущественно встречается в названиях сахаров. Также используется для стероидов.
- Что это означает: Когда сахар вытягивается в показанной ориентации (атомы углерода с 1 по 5 следуют по ac по часовой стрелке ), если аномерный кислород UP (экваториальный), это «бета», а если «Вниз» это альфа. [ РЕДАКТИРОВАТЬ: , как отмечает Брюс, это неполно и работает только для D-сахаров. Более правильно, сахар является «альфа», если C-1 OH и заместитель на предпоследнем атоме углерода (CH 2 OH, присоединенный к C5) находятся на противоположных сторонах кольца, и «бета», если эти два заместителя являются на той же стороне.См. «Проклятый пост сахарной номенклатуры» для более подробного описания. ]
- Почему это полезно: Полезное сокращение для описания ориентации аномерного кислорода, которая может иметь решающее значение в биохимии. Целлюлоза и крахмал отличаются только тем, как субъединицы глюкозы связаны друг с другом. Мы можем переваривать крахмал (α-связанный), но не целлюлозу (β-связанный).
- Примечания: Сахар должен быть нарисован в этой конкретной ориентации, чтобы применить α, β (это соглашение).
9. Эритро и трео
- Когда он используется: Вроде старомодно, но указывает на диастереомерные отношения между двумя соединениями с соседними стереоцентрами.
- Что это означает: Эритроза и треоза — это 4-углеродные альдозы, и они являются диастереомерами. В эритрозе атомы кислорода ориентированы с одной стороны в проекции Фишера. Фактически они ориентированы на транс. Префиксы erythro- и Treo — обобщают эту взаимосвязь на другие диастереомеры.
- Почему это полезно. Честно говоря, если вы не выходите за рамки органической химии для второкурсников, это, вероятно, не так уж и полезно.
Вопросы, комментарии, чего-либо не хватает — как всегда, я хочу услышать об этом.
.