Что нужно знать о новых правилах приема в университет — Российская газета
Впервые Минобрнауки значительно изменило порядок приема в вузы: с 2021 года абитуриенты будут поступать в университеты по новым правилам. В документе — новинка на новинке, причем многие из них, по мнению экспертов, просто революционные.
Так, вузам разрешено устраивать единый конкурс на так называемые «укрупненные группы специальностей». Можно установить «ЕГЭ по выбору» на конкретное направление, а абитуриент решит, результаты какого экзамена представить. Отсутствует разделение олимпиад на разные уровни. Вузы будут самостоятельно принимать решение о том, какие соревнования смогут принести абитуриентам бонусы при поступлении.
Почему все так кардинально поменялось именно сейчас? И какие есть подводные камни?
Правовые аспекты образования эксперты «РГ» разбирают в рубрике «Юрконсультация»По словам профессора Высшей школы экономики Ирины Абанкиной, новые правила направлены, в целом, на поддержку автономии университетов.
А один из пунктов — единый конкурс на общие направления, без разделения на специализации — шаг к более продуманному выбору профессии для абитуриентов и студентов.
Выбрать профессию по уму
— Во многих вузах идет реорганизация, связанная с укрупнением факультетов, — говорит Ирина Всеволодовна. — Мы помним: президент предложил сделать обучение в вузах в первые два года базовым, а уже потом разделять потоки по специализациям. Так что это изменение — как раз ко времени. Более того, думаю, что и контрольные цифры приема будут в скором времени формироваться укрупненно. Все это позволит студенту более обдуманно выбрать углубленную программу после второго курса.
Вообще, сегодня многие ведущие университеты дают своим студентам на первом и втором курсе взять отдельные дисциплины из других программ.
— Например, выделяется специальное время, допустим, среда, вторая половина дня. Это время факультет не может занимать своими программами, потому что студенты должны знакомиться с курсами других факультетов: брать отдельные модули, чтобы выявить свои способности и, если нужно, скорректировать свой профессиональный выбор, — рассказывает Абанкина.
С одной стороны, все так, но если абитуриент поступит на укрупненное направление, а с третьего курса ему придется выбирать узкую специальность или программу, — что, нужно будет снова проходить конкурс? Как будет организовано распределение? Есть вопросы и пока нет ясности.
На равных
Еще одно знаковое нововведение: в правилах отсутствует разделение олимпиад на разные уровни. Решать, какие олимпиады из федерального или другого перечня смогут принести абитуриентам бонусы при поступлении, вуз будет сам.
У талантливых школьников должно быть несколько путей для поступления в вуз. Однако олимпиад стало слишком много, и это минус
— В нынешних условиях нужно быть гибкими, поэтому минимум согласований с министерством на этом уровне — то, что нужно, — считает Ирина Абанкина. — Сам университет знает, каких студентов ему целесообразно принять.
Тем более, что в этом году из-за пандемии всех, кто прошел в заключительный этап Всероссийской олимпиады, признали призерами, и вузы обязаны были их зачислить… В итоге кому-то не хватило мест, поднялась волна недовольства.
От двух до десяти
С 2021 года вузы смогут сами устанавливать максимальное количество специальностей и направлений подготовки, по которым можно подать документы на поступление: не менее двух и не более десяти.
До этого действовало правило, которое любой абитуриент рассказал бы даже во сне: не более пяти вузов по три направления в каждом. Но десять? Не многовато ли? Ведь если кто-то решит использовать правило на полную катушку, то подаст на всякий случай и пятьдесят заявлений. И лишь одно из них в итоге сработает.
— Эта мера, конечно, немного распыляет внимание абитуриента, особенно для поступления на какие-то направления, где нужны специальные экзамены, — комментирует Ирина Абанкина. — Я к этому отношусь как к эксперименту. Думаю, если будут негативные последствия, норму скорректируют. Но в любом случае абитуриентам дают выбор. И это лучше, чем жесткие ограничения.
Опрос
Приживутся ли новые правила в вузах?
Справятся ли приемные комиссии с валом заявлений, если абитуриент решит воспользоваться правом: подать документы на 10 направлений в каждом из пяти вузов?
Нужно ли менять правила каждый год?
«РГ» запускает в соцсетях опрос о плюсах и минусах новых правил.
Ждем ваших комментариев.
Инфографика «РГ»/ Леонид Кулешов/ Мария Агранович
Между тем
Правила ЕГЭ могут измениться
Рособрнадзор рассмотрит идею о том, чтобы ЕГЭ сдавали только те выпускники школ, которые будут поступать в вузы. Напомним, в этом году из-за пандемии коронавируса ЕГЭ для тех, кто после школы решил не получать высшее образование, отменили. Это позволило сократить количество школьников в пунктах проведения экзамена и не допустить распространения вируса. Но по итогам ЕГЭ-2020 в Рособрнадзор поступили предложения и дальше сохранить Единый только для тех, кто поступает в вузы. Сейчас Рособрнадзор завершил сбор и анализ предложений по совершенствованию Единого госэкзамена, которые поступили от участников экзаменов, их родителей и учителей.
Комментарии
Виктор Кокшаров, ректор Уральского федерального университета:
— Изменения, предложенные министерством, кажутся своевременными и для вузов, и для старшеклассников, у которых начался ключевой для подготовки к поступлению год. Значительно расширяются возможности абитуриентов: это и решение о проведении единого конкурса по нескольким направлениям внутри укрупнённой группы, и выбор вступительных испытаний поступающим. Новый порядок приёма позволяет ждать дополнительного притока в вузы из колледжей.
УрФУ готов к новым изменениям и ряд технологий, внедренных в образовательных процесс, — в частности, индивидуальные образовательные траектории — этому способствует. Прошедшая приёмная кампания показала, что новые формы позволяют расширить географию поступления и принять больше талантливых и подготовленных ребят из региона. А действующие в университете цифровые сервисы ускоряют процесс: так обновление конкурсных списков в УрФУ происходит в режиме реального времени.
Владимир Зернов, ректор Российского нового университета (РосНОУ):
— То, что вузы будут теперь сами принимать решение о том, какие олимпиады имеют вес при поступлении, — палка о двух концах. Еще в Советском Союзе были четкие правила: победитель областной олимпиады по математике, физике, биологии и ряду других предметов мог поступить без экзаменов в региональный вуз. Если же олимпиада была Всероссийской (такие обычно проводил МГУ), то у победителей существенно увеличивались шансы поступить на мехмат или физфак МГУ.
Сегодня ситуация сложная. Олимпиада фактически стала альтернативой ЕГЭ. Если ты живешь в маленьком городе и не являешься победителем олимпиады, твои шансы поступить существенно уменьшаются. Безусловно, у талантливых молодых людей должно быть несколько путей для поступления в вуз. Однако олимпиад стало слишком много, и это минус. Наверное, имеет смысл дать вузам возможность самим устанавливать вступительные испытания по нескольким предметам по выбору абитуриентов. Но при этом нужны какие-то рамки. При поступлении, например, на прикладную математику, должно быть понимание уровня подготовки абитуриента по основным предметам курса — математике, физике, информатике. Раньше почти все абитуриенты сдавали русский язык и математику. Но математика везде была разная. Мехмат МГУ, Физтех, МИФИ, Бауманка предлагали абитуриентам самый сложный вариант математики, политехнические вузы — совсем другую математику, со своей спецификой, а педагогические вузы проверяли общий уровень знаний. Каждая разновидность такого экзамена по математике решала свою задачу.
Выбор от 2 до 10 специальностей на этапе подачи документов тоже вызывает вопросы. Не стоит бросаться из одной крайности в другую, десять специальностей — это все же перебор. Я бы ограничился тремя-четырьмя. Если разрешить подавать документы на десять направлений подготовки сразу, то обязательно найдутся люди, которые на все десять и подадут, запутаются сами и запутают приемную комиссию. Сейчас такого рода путаницу мы наблюдаем с согласиями на зачисление в вуз. В итоге страдает сам абитуриент, потому что он либо поступает сразу в несколько вузов, а потом никак не может принять решение, где остаться, либо, наоборот, никуда не попадает из-за несвоевременного отзыва согласия из другого вуза.
Надеюсь, что очередные изменения пойдут на пользу. Правда, ни у кого нет уверенности, что эти правила окончательные и снова не будут изменены к следующему приему. Часто менять правила приема в вузы — тенденция нехорошая. Абитуриенты и их родители из-за этого путаются и не знают, к чему быть готовым. Хорошо бы сделать так, чтобы правила менялись не ежегодно, а хотя бы раз в несколько лет, и люди могли привыкнуть к ним, к уровню требований. Кстати, в Советском Союзе правила приема не менялись десятилетиями, абитуриенты привыкали к требованиям, при этом качество образования было одним из лучших в мире.
Анатолий Александров, ректор МГТУ им. Баумана:
— Мы видим, что появляется современный комплекс мер: единый конкурс по нескольким родственным специальностям, дистанционная подача документов, вступительные испытания по нескольким предметам по выбору поступающих. Новые правила приема безусловно дают большую свободу для абитуриентов. Конечно, вузу предстоит перестроить приемную кампанию, адаптироваться. Единый конкурс на укрупненные смежные направления подготовки позволит ввести систему индивидуализации образовательных треков для студентов с 2-3 курсов. В Бауманском университете большой выбор направлений подготовки прикладных IT-специалистов. Если сегодня мы вынуждены изначально ставить условия, что абитуриент должен сдавать из ЕГЭ физику или информатику, то в соответствии с новым документом сможем дать возможность молодому человеку самому определить, с каким предметом он будет поступать в университет, а какой сможет глубже освоить уже в ходе обучения в вузе.
Поступление в одну волну — это скорее возвращение к традициям. Раньше именно так и было, конкурсная ситуация была максимально понятная на первом этапе для всех: университета, абитуриентов и их родителей. У абитуриентов появляются более выгодные условия поступления, а у вуза становится больше свободы во время приема.
Что такое прием в вуз с полным возмещением затрат?
Александр!
Отсрочку от военного призыва на время обучения имеют право получить следующие категории граждан.
I. Граждане, проходящие очную форму обучения в: государственных и негосударственных общеобразовательных учебных заведениях, аккредитованных по программам среднего/ полного образования – на весь период обучения вплоть до момента достижения учащимися возраста 20-ти лет; государственных и негосударственных учебных заведениях, аккредитованных по программам начального или среднего профобразования – на весь период обучения (в пределах нормативных сроков, необходимых для прохождения основных образовательных программ), вплоть до момента достижения учащимися возраста 20-ти лет – в том случае, если граждане до поступления в данные учебные заведения не имели среднего/полного общего образования; государственных и негосударственных учебных заведениях, аккредитованных по программам среднего профобразования – на весь период обучения (в пределах нормативных сроков, необходимых для прохождения основных образовательных программ) – в том случае, если граждане до поступления в данные учебные заведения не имели среднего/полного общего образования, и их призывной возраст совпал с последним годом обучения в вышеуказанных учебных заведениях; государственных или аккредитованных по соответствующим специальностям негосударственных учебных заведениях высшего профессионального образования по программам: а) обучения на степень бакалавра – на период учёбы, однако в пределах нормативных сроков обучения по основным программам образования, в случае отсутствия у них диплома бакалавра, диплома магистра либо диплома специалиста; б) подготовки специалиста – на период учёбы, однако в пределах нормативных сроков обучения по основным программам образования, в случае отсутствия у них диплома магистра либо диплома специалиста; в) магистратуры, на период учёбы, однако в пределах нормативных сроков обучения по основным программам образования, в случае отсутствия у них диплома магистра либо диплома специалиста, если они, получив степень бакалавра, в тот же год поступили в одно из вышеуказанных учебных заведений для продолжения обучения.
Отсрочка от призыва на время обучения даётся гражданину всего один раз, однако существуют исключения, оговорённые ниже.
– В случае, если первая отсрочка была предоставлена гражданину в связи с обучением в общеобразовательных учебных заведениях по программам полного среднего образования (в соответствии с п.1 разд. I), то гражданин имеет право на вторую отсрочку в связи с получением образования по программам обучения на степень бакалавра, либо по программам подготовки специалистов (в соответствии с п.4 (а) и п.4 (б) разд. I).
– В случае, если первая отсрочка была предоставлена гражданину в связи с получением образования по программам обучения на степень бакалавра, либо по программам подготовки специалистов (в соответствии с п.4 (а) и п.4 (б) разд.I), то гражданин имеет право на вторую отсрочку в связи с получением образования по программам магистратуры (в соответствии с п.4 (в) разд. I).
Права на отсрочку от призыва в ряды вооружённых сил, предусмотренные вышеуказанными условиями (разд. I), будут сохранены за гражданином в следующих случаях:
– если во время обучения гражданин получил академический отпуск или перешёл с одной программы обучения на другую с тем же уровнем и в одном том же учебном заведении, либо он был переведён в другое аккредитованное государственное учебное заведение с тем же уровнем программы образования и по тем же специальностям. Данная отсрочка от военной службы предоставляется гражданину исключительно при условии, если общий срок предоставленной отсрочки от военного призыва для обучения в вышеописанной категории учебного заведения или в учебном заведении, из которого он был переведён, не будет увеличен или будет увеличен на срок не более одного года.
– если гражданин был восстановлен в том же учебном заведении, кроме тех случаев, когда восстановление было произведено после отчисления по неуважительным причинам, например, за нарушение правил или уставов данного образовательного учреждения. Срок предоставления отсрочки от призыва в данном случае не должен быть увеличен.
Из всего вышеописанного можно сделать следующий вывод.
Гражданин призывного возраста имеет право на получение отсрочки от военного призыва на период учёбы (в пределах нормативных сроков, необходимых для прохождения основных образовательных программ) в том случае, если очное обучение проходит в государственных, муниципальных или аккредитованных по соответствующим специальностям негосударственных учебных заведениях высшего профобразования по программам начального, среднего или высшего профобразования.
Постановление Конституционного Суда РФ от 21.10.1999. подтверждает законность предоставления отсрочки от военного призыва для граждан, проходящих обучение в аккредитованных по соответствующим специальностям негосударственных учебных заведениях соответствующего уровня.
II. Граждане, проходящие очную форму послевузовского профессионального обучения аккредитованных по соответствующим специальностям государственных учебных заведениях высшего профессионального образования или научных учреждениях, лицензированных на предмет преподавания по программам послевузовского профобразования, — на период учёбы, однако в пределах нормативных сроков обучения по основным программам образования, и на период получения квалификации, однако, не более, чем на один год, истекший с момента завершения учёбы по программе послевузовского профессионального образования.
III. Граждане, которым право на отсрочку от военной службы предоставлено указом Президента РФ.
Итак, в этой статье изложены основания, по которым гражданину может быть предоставлена отсрочка от призыва на военную службу. Однако она может быть реализована лишь в случае, когда имеется свободное волеизъявление гражданина об отсрочке от военного призыва. Иными словами, гражданин имеет законное право на отсрочку на законных основаниях, и может воспользоваться своим правом на отсрочку при наличии желания. С другой стороны, гражданин может и не воспользоваться данным правом на отсрочку, если не имеет желания на получения отсрочки.
Для получения отсрочки в связи с учёбой гражданин должен предоставить в призывную комиссию в качестве основания для получения отсрочки справку, подписанную руководителем учебного заведения или его заместителем.
Справка должна содержать следующую информацию:
– дату зачисления гражданина в учебное заведение;
– номер приказа о зачислении гражданина в учебное заведение;
– курс обучения;
– дату окончания данного учебного заведения.
В случае, если гражданин заключил контракт и проходит обучение на военной кафедре, в справке должна быть сделана запись, подтверждающая этот факт.
Данная справка должна быть заверена печатью соответствующего учебного заведения.
О работе центров ответственности по распределению контрольных цифр приема в высшем образовании
ФРАЛЬЦОВА Тамара Анатольевна ректор Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов топливно-энергетического комплекса, кандидат педагогических наук, доцент |
ВОРОБЬЕВ Александр Егорович проректор по международной деятельности Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов топливно-энергетического комплекса, доктор технических наук, профессор. |
В центре ответственности
В российской высшей школе отсутствует баланс между количеством выпускников вузов и кадровой потребностью национальной экономики. По этой причине молодежь в ряде случаев трудится не по специальности или пополняет ряды безработных. Решением проблемы занимаются независимые организации – центры ответственности по распределению контрольных цифр приема в высшем образовании.
Сведение баланса
Отсутствие отлаженного взаимодействия систем образования и рынка труда является, вероятно, одним из самых слабых мест российской высшей школы [1]. Официальная статистика располагает сведениями о трудоустройстве выпускников государственных и муниципальных вузов, а также их распределении по группам специальностей. Однако есть сомнения в том, что эта информация отражает реальную взаимосвязь спроса и предложения на рынке труда выпускников российских вузов. Так, например, отсутствуют достоверные данные о потребностях в специалистах с высшим образованием отдельных предприятий и отраслей в целом [1]. Нет и полноценных сведений о структуре выпуска вузами специалистов разных направлений и специальностей в региональном разрезе. Для решения проблемы в 2016 году Минобрнауки РФ, Пенсионный фонд РФ и Рособрнадзор подписали соглашение об обмене информацией по результатам мониторинга и анализа трудоустройства выпускников вузов [12].
Официальная статистика располагает сведениями о трудоустройстве выпускников государственных и муниципальных вузов, а также их распределении по группам специальностей. Однако есть сомнения в том, что эта информация отражает реальную взаимосвязь спроса и предложения на рынке труда выпускников российских вузов.
Соглашение предусматривает механизм обмена специализированной информацией между внутриведомственными базами данных. В частности, ПФР будет предоставлять профильному министерству информацию о трудоустройстве выпускников вузов в разрезе каждой образовательной организации и с учетом географии мест работы выпускников по субъектам РФ [12]. В связи с этим одним из показателей, весомым при распределении контрольных цифр приема (КЦП), являются данные мониторинга трудоустройства выпускников.
В 2016 году специалистами Минобрнауки РФ были обработаны персональные данные 1,172 млн. выпускников вузов [10]. Самыми востребованными (80-90 % трудоустройства) направлениями подготовки оказались [10] энергетика и ядерные технологии, сестринское дело, фармацевтика, электрическая и тепловая энергетика, химические технологии. Таким образом, на российском рынке труда сегодня особым спросом пользуются инженеры, технологи, медики и педагоги. Что касается выпускников самых многочисленных по числу обучающихся направлений подготовки – юриспруденции и экономики, то сразу после окончания вуза трудоустраиваются только 40 % юристов, а экономистов – лишь 20 %.
При распределении КЦП Минобрнауки РФ планирует продолжить практику первоочередного обеспечения кадрами направлений (специальностей), соответствующих приоритетным задачам модернизации и технологического развития отечественной экономики [11]. В качественную основу этого подхода положены приоритетные направления развития науки, технологий и техники [11], а также критические технологии [7], базирующиеся на таких критериях [6], как вклад в ускорение ВВП РФ и совершенствование его структуры, повышение конкурентоспособности российской экономики и обеспечение национальной безопасности. Количественно такой подход, как и в прошлые годы, будет осуществляться, прежде всего, за счет уменьшения плана приема по программам, не являющимся профильными для соответствующих вузов [2].
Обобщающими структурами, обеспечивающими выработку и принятие решения по количественным параметрам приема студентов в вузы, могут стать соответствующие центры ответственности.
Центры ответственности по распределению контрольных цифр приема в высшем образовании (сегодня их действует уже 21) вырабатывают предложения по объему и качественной структуре КЦП, количественному разбиению конкурса на федеральную, региональную и вузовскую части для дальнейшего предоставления в профильное министерство.
Правила распределения
Центры ответственности по распределению контрольных цифр приема в высшем образовании (сегодня их действует уже 21) вырабатывают предложения по объему и качественной структуре КЦП, количественному разбиению конкурса на федеральную, региональную и вузовскую части для дальнейшего предоставления в профильное министерство.
При распределении КЦП в работе центров учитывается ряд показателей. В первую очередь – общая численность населения РФ в возрасте от 17 до 30 лет (см. рис. 1), которую необходимо привести в соответствие с цифрами доступности высшего образования (57 мест на 100 выпускников школ). В результате реализации такого подхода общее количество бюджетных мест на первый курс во все вузы РФ на 2017-2018 учебный год должно составить 597,6 тыс.
Также необходимо принимать во внимание приоритеты развития отдельных регионов и отраслей экономики РФ, выражающиеся в численной потребности тех или иных кадров. Напомним, что с 2013 года набор студентов в российские вузы впервые стал проводиться в рамках новой образовательной концепции – предварительного заказа необходимого региону количества бюджетных мест в вузы по конкретным направлениям подготовки [8]. Кроме того, был сформирован федеральный фонд вакантных бюджетных мест в вузы, из которого образовательные организации сверх заявки региона также могли получить бюджетные места.
В 2014 году объемы КЦП федеральной и региональной частей конкурса формировались следующим образом [13]: для направлений подготовки по программам бакалавриата и специальностей – 70 % на региональную часть конкурса и 30 % на федеральную; для направлений магистратуры – 30 и 70 % соответственно. По ряду направлений подготовки и специальностей установлены особые соотношения региональной и федеральной частей конкурса [13]. Так, с учетом линейной специфики деятельности отраслевых работодателей весь объем КЦП по большинству направлений подготовки и специальностей транспортной сферы определяется только на федеральном уровне. В сфере педагогики и здравоохранения доля региональной части увеличена до 80 % в силу большого объема целевой подготовки в интересах субъектов РФ.
В результате рассмотренных процессов произошли существенные структурные изменения в контрольных цифрах приема студентов по различным направлениям, скорее даже образовательным областям обучения (см. табл. 1).
Предлагаемая система формирования объемов и структуры КЦП, учитывающая предложения центров ответственности на основе анализа рынка, отраслевой и региональной потребности, положительно оценивается большинством заинтересованных организаций, подготавливающих и потребляющих специализированные кадры. Это означает, что необходимый баланс между спросом и предложением на рынке труда может быть достигнут в обозримом будущем.
ЛИТЕРАТУРА
- Абанкина И.В., Бинингтон Л., Вахштайн В.С., Вознесенская Е.Д., Горбунова Е.М., Железов Б.В., Озерова О.К. Аналитический доклад по высшему образованию в Российской Федерации // oecdcentre.hse.ru/data/2010/03/01/1232768513/3.pdf
- Воробьев А.Е. Национальный рейтинг как фактор эффективного развития вуза // «Аккредитация в образовании», № 1 (85), 2016. – C. 31-33.
- Воробьев А.Е., Ташкулова Г.К. Целесообразность опережающего развития сырьевых университетов СНГ // «Горные науки и технологии», № 3, 2016. – С. 61-73.
- Лисов В.И., Воробьев А.Е. Современные механизмы, пути и возможности совершенствования образовательной деятельности в РГГРУ-МГРИ // «Альма-матер. Вестник высшей школы», № 1, 2016. – С. 6-12.
- Каверн И.В. Порядок конкурса на распределение контрольных цифр приема в 2013 году // «Советник в сфере образования», № 2, 2013. – С. 30-34.
- Кольцов А.В., Октябрьский А.М., Хабарова Т.В. Критические технологии и приоритетные направления развития науки и техники в рамках реализации ФЦП развития научно-технологического комплекса Российской Федерации // «Инноватика и экспертиза», выпуск 3(18), 2016. – С. 31-54
- Критические технологии Российской Федерации // Утверждены Президентом РФ 30.02.2002, № Пр-578 и 21.05.2006 № Пр-842.
- Лобасова М.С., Патрин Г.С. Проблемы планирования вузами КЦП (контрольных цифр приёма) в свете нового закона об образовании // «Вестник Восточно-Сибирской открытой академии», № 9, 2013.
- Мирский А.С. Контрольные цифры приёма в вузы останутся на уровне 2011 года // «Совет ректоров», № 1, 2012. – С. 2-5.
- Некоторые итоги мониторинга по трудоустройству выпускников вузов // academica.ru/novosti/Novosti-obrazovanija/829072-nekotorye-itogi-monitoringa-po-trudoustrojstvu-vypusknikov-vuzov.
- Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации // Утверждены Президентом РФ 30.03.2002, № Пр-577 и 21.05.2006 № Пр-843.
- ПФР, Минобрнауки РФ и Рособрнадзор подписали соглашение об информационном взаимодействии // pfrf.ru/branches/baikonur/news/~2015/04/08/88103.
- Справка «О планировании объема контрольных цифр приема граждан на 2014 год» //bit.ly/ao94FV62-64.
Контрольные цифры приема
Контрольные цифры приема
по каждому направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и количество мест по договорам об оказании платных образовательных услуг (2020/21 учебный год)
Название программы | очная форма обучения | заочная форма обучения, количество мест по договорам об оказании платных образ. услуг | |
контрольные цифры приема на места, финансируемые из федерального бюджета | количество мест по договорам об оказании платных образ. услуг | ||
Направление подготовки 38.06.01 «Экономика» | |||
«Мировая экономика» | 2 | 2 | 2 |
Направление подготовки 41.06.01 «Политические науки и регионоведение» | |||
«Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития» | 0 | 2 | 4 |
Направление подготовки 45.06.01 «Языкознание и литературоведение» | |||
«Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки, аборигенов Америки и Австралии (австронезийкие, австротайские, синотибетские, алтайские, дравидийские, индоевро-пейские, северокавказские, семитские, чадские, негеро-конголезские языки)» | 2 | 2 | 2 |
Направление подготовки 46.06.01 «Исторические науки и археология» | |||
«Всеобщая история» | 4 | 2 | 2 |
Итоговое количество мест | 8 | 8 | 10 |
Основание:
Контрольные цифры приема
Приложения 1.385
к приказу Министерства
науки и высшего образования
Российской Федерации
от «15» мая 2019 г. № 315
Контрольные цифры приема по специальностям и (или) укрупненным
группам направлений подготовки для обучения по имеющим государственную
аккредитацию образовательным программам высшего образования
(программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре,
программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки) за счет
бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2020/21 учебный год по
очной форме обучения
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
Наименования укрупненной группы направлений подготовки | Код укрупненной группы направлений подготовки | Контрольные цифры приема по укрупненным группам направлений подготовки для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по очной форме обучения |
1 | 2 | 3 |
Всего: | | 53* |
Информатика и вычислительная техника | 09.00.00 | 2 |
Промышленная экология и биотехнологии | 19.00.00 | 1 |
Экономика и управление | 38.00.00 | 48* |
Юриспруденция | 40.00.00 | 2 |
* Решением Ученого совета ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» от 30 сентября 2019 г., протокол №1 выделено 1 бюджетное место Саратовскому социально-экономическому институту (филиалу) по укрупненной группе направлений подготовки 38.00.00 Экономика и управление; приказом 1160 от 23.09.2020 г. бюджетное место по УГСН 38.00.00 Экономика передано из Саратовского социально-экономического института (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова в распоряжение головного вуза.
контрольная цифра — это … Что такое контрольная цифра?
контрольная цифра — цифра * * * контрольная цифра Великобритания США существительное [C] ► IT — число, которое используется в компьютерной программе для поиска или предотвращения ошибок… Финансовые и коммерческие условия
контрольная цифра — существительное (вычисление) Избыточный бит в сохраненном слове, используемый в процедуре самопроверки, такой как проверка четности • • • Основная запись: ↑ check… Полезный английский словарь
Контрольная цифра — Контрольная цифра — это форма проверки избыточности, используемая для обнаружения ошибок, десятичный эквивалент двоичной контрольной суммы.Он состоит из одной цифры, вычисляемой из других цифр в сообщении. С помощью контрольной цифры можно обнаружить простые ошибки в…… Wikipedia
контрольная цифра — Цифра, часто добавляемая в конце цепочки цифр; он используется для проведения проверки для проверки точности последовательности или номера клиента… Большой словарь бизнеса и менеджмента
Контрольная цифра — термин ISO. Цифра суффикса, используемая для проверки действительности числа.1n… Международная финансовая энциклопедия
контрольная цифра — Числовая цифра, добавляемая к номеру для проверки его точности компьютеризированной системой бухгалтерского учета… Словарь аудитора
контрольная цифра — / tʃek dɪdʒɪt / существительное последняя цифра в строке компьютеризированных ссылочных номеров, используемых для подтверждения транзакции… Словарь по банковскому делу и финансам
Контрольная цифра — Контрольный разряд… Краткий толковый словарь по полиграфии
контрольная цифра — контрольная цифра… Современный английский словарь
Весовой коэффициент контрольной цифры — Метод в автоматизированных системах для определения действительных номеров счетов и клиентов.Фактические весовые коэффициенты настраиваются сотрудником службы безопасности системы… Международная финансовая энциклопедия
цифра — di‧git [ˈdɪdʒt] существительное [счетное] один из письменных знаков, которые представляют числа от 0 до 9: • В двоичном коде используются цифры 1 и 0. см. Также двойную цифру проверьте ˌцифру ВЫЧИСЛЕНИЕ числа или ряд цифр, добавленных в конец кода (= набор…… Финансовые и коммерческие условия
контрольная цифра — с английского на русский
контрольная цифра — цифра * * * контрольная цифра Великобритания США существительное [C] ► IT число, которое используется в компьютерной программе для поиска или предотвращения ошибок… Финансовые и коммерческие условия
контрольная цифра — существительное (вычисление) Избыточный бит в сохраненном слове, используемый в процедуре самопроверки, такой как проверка четности • • • Основная запись: ↑ check… Полезный английский словарь
Контрольная цифра — Контрольная цифра — это форма проверки избыточности, используемая для обнаружения ошибок, десятичный эквивалент двоичной контрольной суммы.Он состоит из одной цифры, вычисляемой из других цифр в сообщении. С помощью контрольной цифры можно обнаружить простые ошибки в…… Wikipedia
контрольная цифра — Цифра, часто добавляемая в конце цепочки цифр; он используется для проведения проверки для проверки точности последовательности или номера клиента… Большой словарь бизнеса и менеджмента
Контрольная цифра — термин ISO. Цифра суффикса, используемая для проверки действительности числа.1n… Международная финансовая энциклопедия
контрольная цифра — Числовая цифра, добавляемая к номеру для проверки его точности компьютеризированной системой бухгалтерского учета… Словарь аудитора
контрольная цифра — / tʃek dɪdʒɪt / существительное последняя цифра в строке компьютеризированных ссылочных номеров, используемых для подтверждения транзакции… Словарь по банковскому делу и финансам
Контрольная цифра — Контрольный разряд… Краткий толковый словарь по полиграфии
контрольная цифра — контрольная цифра… Современный английский словарь
Весовой коэффициент контрольной цифры — Метод в автоматизированных системах для определения действительных номеров счетов и клиентов.Фактические весовые коэффициенты настраиваются сотрудником службы безопасности системы… Международная финансовая энциклопедия
цифра — di‧git [ˈdɪdʒt] существительное [счетное] один из письменных знаков, которые представляют числа от 0 до 9: • В двоичном коде используются цифры 1 и 0. см. Также двойную цифру проверьте ˌцифру ВЫЧИСЛЕНИЕ числа или ряд цифр, добавленных в конец кода (= набор…… Финансовые и коммерческие условия