Химия контрольная работа 9 класс электролитическая диссоциация: Контрольная работа «Классификация химических реакций. Электролитическая диссоциация» 9 класс

Содержание

9 класс Контрольная работа » Электролитическая диссоциация»

9 класс Контрольная работа №1

« Теория электролитической диссоциации»

Вариант 1

Часть А. Выбрать правильный ответ

А1. Слабым электролитом является

А2. Вещества, образующие при диссоциации в качестве анионов только гидроксид-ионы, являются А3. В результате диссоциации нитрата натрия образуются А4. Сульфат-ион образуется при диссоциации А5. Правильно записано полное ионное уравнение реакции, схема которой

Н2SО4 + LiОН → Li2SО4 + Н2О

А6. Реакция между растворами NaOH и HNO3 протекает до конца, так как А7. К образованию осадка приведет смешивание растворов, содержащих ионы А8.Сокращённому ионному уравнению
Fе2+ + 2ОН = Fе(ОН)2↓ соответствует реакция между

Часть В

В1.Установить соответствие

В2.Установить соответствие

Часть С

C1. Определите вещество «Х» в цепочке превращений

гидроксид меди(II) → Х → сульфат меди(II).

Для реакции обмена составьте полное и сокращенное ионное уравнения

9 класс Контрольная работа №1

« Теория электролитической диссоциации»

Вариант 2

Часть А. Выбрать правильный ответ

А1. Сильным электролитом является

А2. Вещества, образующие при диссоциации в качестве катионов только ионы водорода, являются А3. Диссоциация какого вещества могла бы проходить в соответствии со схемой

Me(OH)2 Me2+ +2OH

  1. AgNO3 2)Ba(OH)2 3)Cu(OH)2 4)H2SO4

А4. Сульфид-ион образуется при диссоциации

А5. Сокращённому ионному уравнению Fе2+ + 2ОН = Fе(ОН)2↓ соответствует реакция между
А6. Реакция между растворами NaOH и СиSO4 протекает до конца, так как А7. В растворе одновременно не могут находиться ионы

1) SO4 2- , Fe 3+ 2) Na+, NO3

3) Ca2+, Cl4) Cu2+, OH

А8. Правильно записано полное ионное уравнение реакции, схема которой

НNО3 + NaОН → Na NО3 + Н2

О

Часть В

В1. Установить соответствие:

В2. Установите соответствие

Часть С

C1.

Определите вещество «Х» в цепочке превращений

оксид калия → Х→ карбонат калия

Для реакции обмена составьте полное и сокращенное ионное уравнения

Вариант 3

Часть А

А1Слабым электролитом является

HNO3

2)

H2S

3)

H2SO4

4)

HCl

А2. Веществом, при диссоциации которого в качестве катионов образуются только ионы Н+, является

HCl

2)

H3N

3)

H4C

4)

CaH2

А3. Наибольшее количество ионов Na+ образуется при диссоциации 1 моль

фосфата натрия

2)

гидроксида натрия

3)

сульфата натрия

4)

гидросульфида натрия

А4. Карбонат-ион образуется при диссоциации

А5. Сокращённому ионному уравнению Сu2+ + 2ОН = Сu(ОН)2

соответствует реакция между

А6. Выделение газа наблюдается при сливании растворов

сульфата натрия и гидроксида бария

2)

гидроксида натрия и соляной кислоты

3)

карбоната калия и азотной кислоты

4)

гидроксида меди (II) и азотной кислоты

А7. Сумма положительных зарядов в правой части уравнения диссоциации сульфата железа (III) равна

1) +3 2) +4 3) +6 4) +2

А8.Сумма всех коэффициентов в молекулярном и сокращенном ионном уравнениях реакции между карбонатом кальция и соляной кислотой равна соответственно:

  1. 5 и 5

  2. 5 и 6

  3. 6 и 5

  4. 6 и 6

А9. Процессу восстановления соответствует схема:

1) H0→ H+2) Cu0 → Cu+23) N0 → N-34) C+2 → C+4

А10. В уравнении реакции фосфора с кислородом коэффициент перед формулой восстановителя равен

5

2)

2

3)

3

4)

4

Часть Б

Б1. Установите соответствие между исходными веществами и сокращенным ионным уравнением реакции между ними.

ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА

СОКРАЩЕННОЕ ИОННОЕ УРАВНЕНИЕ

А)

сульфат цинка и гидроксид калия

1)

Ba2++ NO3 = BaNO3

Б)

карбонат калия и азотная кислота

2)

H+ + OH = H2O

В)

сульфат калия и нитрат бария

3)

Zn2+ + 2OH = Zn(OH)2

Г)

гидроксид бария и азотная кислота

4)

K+ + NO3 = KNO3

5)

Ba2+ + SO42– = BaSO4

6)

CO32– + 2H+ = CO2

+ H2O

А

Б

В

Г

Б2Необратимо протекает взаимодействие растворов

гидроксида бария и серной кислоты

2)

сульфата натрия и азотной кислоты

3)

нитрата бария и хлорида калия

4)

карбоната калия и соляной кислоты

5)

сульфата магния и нитрата натрия

6)

хлорида алюминия и гидроксида калия

//Ответ:

Б3. Установите соответствие между уравнением реакции и веществом, являющимся восстановителем в каждом из них.

УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ

ВОССТАНОВИТЕЛЬ

А)

H2SO4 + Fe = Fe SO4 + H2

1)

Cu

Б)

Fe2O3 + 3H2 = 3H2O + 2Fe

2)

S

В)

Fe + S = FeS

3)

Fe

Г)

Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu

4)

H2SO4

5)

H2

6)

Fe2O3

Ответ запишите в виде таблицы:

Часть С

C1.

Определите вещество «Х» в цепочке превращений

ХСО2К2СО3

Для реакции обмена составьте полное и сокращенное ионное уравнения

Вариант 4

Часть А

А1Только сильные электролиты представлены в ряду

Cu(OH)2, NaCl, H3PO4

2)

FeCl3, H2S, NaOH

3)

Na2SO4, HNO3, NaOH

4)

KNO3, H3N, Mg(OH)2

А2. Слабым электролитом является

HNO3

2)

H2S

3)

H2SO4

4)

HCl

А3. Наибольшее количество ионов ОН образуется при диссоциации 1 моль

гидроксида бария

2)

гидроксида меди (II)

3)

гидроксида калия

4)

гидроксида серы (VI)

А4. Верны ли следующие суждения?

А. Серная кислота диссоциирует ступенчато.

Б. В растворе серной кислоты присутствуют только ионы H+ и SO42–.

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

А5. Сокращённому ионному уравнению Н+ + ОН = Н2О соответствует реакция между

А6. Выпадение осадка наблюдается при сливании растворов

хлорида алюминия и гидроксида кальция

2)

сульфата натрия и соляной кислоты

3)

карбоната калия и азотной кислоты

4)

гидроксида натрия и серной кислоты

А7. При взаимодействии серы с кислородом окислителем является

S+4

2)

O0

3)

S0

4)

O–2

А8В растворе одновременно не могут находиться ионы

1) SO4 2- , Fe 3+ 2) Na+, NO33) Ca2+, Cl4) Cu2+, OH

А9. Сумма отрицательных зарядов в правой части уравнения диссоциации хлорида железа (III) равна

1) -3 2) -4 3) -2 4) -1

А10. В уравнении реакции алюминия с хлором коэффициент перед формулой окислителя равен

Часть Б

Б1. Установите соответствие между исходными веществами и сокращенным ионным уравнением реакции между ними.

ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА

СОКРАЩЕННОЕ ИОННОЕ УРАВНЕНИЕ

А)

H2SO4 и Ca(OH)2

1)

Ag++Cl = AgCl

Б)

CaCO3 и HNO3

2)

H+ + OH = H2O

В)

HClи Ba(OH)2

3)

CaCO3 + 2H+ = Ca2+ + CO2 + H2O

Г)

AgNO3 и NaCl

4)

2H+ + SO42– + Ca2+ + 2OH = CaSO4 + H2O

5)

Ca2+ + SO42– = CaSO4

6)

CO32– + 2H+ = CO2 + H2O

Б

В

Г

Б2Установите соответствие между левой и правой частями уравнения диссоциации.

Б3. Окислительно-восстановительные процессы происходят при взаимодействии

оксида кальция и воды

2)

гидроксида бария и серной кислоты

3)

оксида азота (IV) и воды

4)

хлорида железа (II) и цинка

5)

карбоната калия и соляной кислоты

6)

оксида меди (II) и водорода

//Ответ:

Часть С

C1.

Определите вещество «Х» в цепочке превращений

СО2ХК2СО3

Для реакции обмена составьте полное и сокращенное ионное уравнения

«Классификация химических реакций и электролитическая диссоциация».

Контрольная работа №1: «Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация».

Вариант 1.

Задание 1: Расставить степени окисления в веществах. (1 балл)

CO2, N2, CaH2, K2HPO4, Al2(SO4)3, Li2O2, KMnO4, K3TaOF6

Задание 2: Расставить коэффициенты методом электронного баланса в схеме реакции и выполнить задания: (1 балл)

HCl + KMnO4 = Cl2 + MnCl2 + KCl + H2O

Укажите окислитель и восстановитель.

Укажите процессы окисления и восстановления.

Задание 3. Укажите, куда будет смещаться химическое равновесие при: а) охлаждении, б) увеличении давления, в) добавления кислорода в систему г) добавления сернистого газа в систему (с объяснением): (1 балл)

2SO2 + O2 = 2SO3 (+Q)

Задание 4. Запишите молекулярное, полное ионное и сокращенное ионное уравнения для следующих схем реакций (в схеме Б предварительно запишите уравнения гидролиза), все реакции проводятся в водном растворе: (2 балла)

А) CaCO3 + HNO3 = …

Б) (NH4)2SO4 + K2S = …

Контрольная работа №1: «Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация».

Вариант 2.

Задание 1: Расставить степени окисления в веществах. (1 балл)

HCl, H2, LiH, KHS, (NH4)2CO3, OF2, K2Cr2O7, (NH4)2BeF4

Задание 2: Расставить коэффициенты методом электронного баланса в схеме реакции и выполнить задания: (1 балл)

Ca3(PO4)2 + SiO2 + C = CaSiO3 + CO + P4

Укажите окислитель и восстановитель.

Укажите процессы окисления и восстановления.

Задание 3. Укажите, куда будет смещаться химическое равновесие при: а) нагревании, б) уменьшении давления, в) добавления водорода в систему г) добавления водяного пара в систему (с объяснением): (1 балл)

CH4 + H2O = CO + 3H2 (-Q)

Задание 4. Запишите молекулярное, полное ионное и сокращенное ионное уравнения для следующих схем реакций (в схеме Б предварительно запишите уравнения гидролиза), все реакции проводятся в водном растворе: (2 балла)

А) NH4NO3 + KOH = …

Б) Cr2(SO4)3 + Na2S = …

Контрольная работа №1: «Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация».

Вариант 0.

Задание 1: Расставить степени окисления в веществах. (1 балл)

H2O, O2, NaH, NaHCO3, Ca3(PO4)2, Na2O2, K2MnO4, (VO2)2SO4

Задание 2: Расставить коэффициенты методом электронного баланса в схеме реакции и выполнить задания: (1 балл)

NH3 + O2 = NO + H2O

Укажите окислитель и восстановитель.

Укажите процессы окисления и восстановления.

Задание 3. Укажите, куда будет смещаться химическое равновесие при: а) охлаждении, б) увеличении давления, в) добавления водорода в систему г) добавления аммиака в систему (с объяснением): (1 балл)

N2 + 3H2 = 2NH3 (+Q)

Задание 4. Запишите молекулярное, полное ионное и сокращенное ионное уравнения для следующих схем реакций (в схеме Б предварительно запишите уравнения гидролиза), все реакции проводятся в водном растворе: (2 балла)

А) K2SO3 + HCl = …

Б) AlCl3 + Na2CO3 = …

Тест по химии (9 класс) по теме: Электролитическая диссоциация и свойства электролитов 9 класс (УМК Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.)

Тест  по теме:

« Электролитическая диссоциация и свойства электролитов»

I  вариант

1. Электролитами называются вещества:

             А) проводящие электрический ток

             Б) проводящие электрический ток в растворах и расплавах

             В) не проводящие электрический ток            

             Г) растворимые в воде

             Д) нерастворимые в воде

2. Выделите ряд, в котором все вещества- электролиты

            А) NaOH , AgCl , сахар                

            Б) этиловый спирт, h3SiO3 , КОН

            В) сахар, h3SiO3, Fe(OH)3     

                    Г) CuSO4,  NaOH , HCl      

             Д) этиловый спирт, вода, сахар

3.  Карбонат-ион можно обнаружить при помощи раствора

             А) хлороводорода    

            Б) хлорида натрия    

В) гидроксида натрия

             Г) сульфата натрия            

Д) гидрата натрия

4.  Вещества при диссоциации, которых образуются только анионы гидроксогруппы, это

      А) кислоты   Б) щелочи    В) средние соли   Г) кислые соли     Д) двойные соли

5.  Реакции ионного обмена идут до конца, с выделением газа, при взаимодействии

              А) Cu(OH)2 и h3SO4        

Б) KOH и Zn(NO3)2       

B) Na2CO3 и HCl

              Г) KOH и HCl                  

Д) Cu(OH)2 и Zn(NO3)2

6.  В каком из растворов солей лакмус окрасится в красный цвет

              А) Na2CO3       Б) CuCl2       В) NaCl           Г) CuCO3            Д) K2SO4

7.  У какого вещества электролитическая диссоциация протекает ступенчато

              А) Fe(OH)3       Б) K2SO4     В) Fe2(SO4)3     Г) KOH       Д) h3SO4

8.  Отметьте, в каком случае реакция между ионами не протекает

              А) 3K+ + PO43 —            

Б) Fe3+ + 3OH —              

В) Ca2+ + CO32-

Г) Ba2+ + SO42-                

Д) Ag+ + Cl –

9.   Определите сложный анион  

               А) ион бария              

Б) сульфат-ион                  

В) ион алюминия

         Г) хлорид-ион                    

Д) бромид-ион

10. Выберите правильную запись уравнения диссоциации азотной кислоты

               А) HNO3→ H+ + NO3-             

Б) HNO3→ H- + 3NO+             

В) HNO3→ H- + NO3+

Г) HNO3→ H+ + NO3-                   

Д) HNO3→ H- + NO3+

11. Какое вещество проводит электрический ток

            А) сахар (тверд.)            

Б) сахар (раствор)            

В) хлорид натрия (раствор)

Г) хлорид натрия (тверд.)              

Д) сульфат натрия (тверд.)

12. Какую среду имеет раствор Mg(NO3)2

    А) кислую     Б) щелочную       В) нейтральную         Г) гомогенную     Д) гетерогенную

13. Формула сильного электролита

                А)  h3SO3       Б) CaCO3        В) h3CO3          Г) CaSO3         Д) HNO3

14.  Масса соли, образовавшейся при нагревании 20г оксида меди(II) с 21г серной                      

       кислоты, равна:

         А) 16,4г           Б) 20,2г        В) 34,3г      Г) 42,5г             Д) 50,3г

15.  Объем водорода (н.у.), образующегося при взаимодействии 13г цинка с 24,5г раствора

       серной кислоты, равен:

         А) 2,24л         Б) 4,48л         В) 6,72л        Г) 5,60л           Д) 7,12л

Тест  по теме:

« Электролитическая диссоциация и свойства электролитов»

II   вариант

1.   Не проводит электрический ток водный раствор

        А) серной кислоты           Б) гидроксида натрия        В) сахара

        Г) гидроксида калия        Д) соляной кислоты

2.   Осадок образуется при взаимодействии раствора хлорида железа(II) и

        А) гидроксида натрия       Б) сульфата натрия          В) нитрата натрия

        Г) хлорида натрия             Д) соляной кислоты

3.   Вещества, которые при диссоциации образуют только катионы водорода, называются

        А) солями        Б) кислотами        В) щелочами     Г) амфотерными гидроксидами

        Д) основными солями

4.   Неэлектролитами являются все вещества группы

        А) раствор поваренной соли, сахар, I2

        Б) этиловый спирт, соляная кислота, Ca(OH)2

        В) соляная кислота, раствор поваренной соли, этиловый спирт

        Г) сахар, этиловый спирт, I2

        Д) Ca(OH)2, соляная кислота, раствор поваренной соли

5.   Выделите вещество, при диссоциации которого образуется силикат-ион

       А) CaSiO3        Б) h3SiO3        В) Na2SiO3                Г) BaSiO3           Д) ZnSiO3

6.   Определите формулу вещества, электролитическая диссоциация которого протекает

       ступенчато

       А) Ba(OH)2        Б) HNO3       В) NaOH         Г) HCl           Д) KOH

7.   Определите простой катион

       А) ион аммония        

       Б) карбонат-ион      

       В) сульфат-ион

       Г) гидроксид-ион            

       Д) ион калия

8.   В каком из растворов солей лакмус окрашивается в синий цвет

         А) Na2CO3         Б) MgCl2      В) NaCl        Г) MgCO3       Д) KCl

9.   Сокращенное ионное уравнение Ba2+ + SO42- → BaSO4↓ соответствует взаимодействию

       А) Ba(OH)2 + HCl                   Б) Ba(OH)2 + h3SO4            В) Ba(OH)2 + HNO3

       Г) Ba(OH)2 + h3SO3                       Д) Ba(OH)2 + h3S

10.  Найдите ионы которые могут совместно находиться в растворе

          А) Al3+ и OH-        Б) Zn2+ и OH-      В) Na+ и OH-     Г) Cu2+ и OH-          Д) Fe3+ и OH- 

11.  При добавлении в воду какого из этих соединений реакция среды будет кислой

          А) K2CO3                Б) Na2SO4       В) K2SO4        Г) Na2CO3       Д) CuCl2

12.  При смешивании каких веществ реакция ионного обмена протекает до конца

        А) h3SO4 + NaNO3 →                 Б) KNO3 + Na2SO4 →                    В) Na2SO4 + HCl →

        Г) Al2(SO4)3 + BaCl2 →                 Д) KCl + Na2SO4 →

13.  Сильным электролитом является водный раствор

       А) уксусной кислоты                 Б) сероводородной кислоты                  В) серной кислоты

       Г) сернистой кислоты                   Д) угольной кислоты

14.  Масса сульфата натрия, образовавшегося при взаимодействии 49г гидроксида натрия

       и 49г серной кислоты, равна

       А) 49г           Б) 71г               В) 87г             Г) 98г                   Д) 100г

15.  Объем оксида углерода (IV), выделившегося при соединении 30г соляной кислоты

       с 25г карбоната кальция, равен

         А) 5,6л             Б) 6,5л            В) 7,6л             Г) 8,5л               Д) 9,6л

 

Тест по химии (9 класс) по теме: 9 класс. Подготовка к контрольной работе по теме: «Электролитическая диссоциация»

9 класс

Подготовка к контрольной работе

по теме: «Электролитическая диссоциация»

1. Среди перечисленных веществ электролитом является

  1. раствор гидроксида калия
  2. раствор спирта
  3. кристаллы сахара
  4. сахарный сироп

2. Среди перечисленных веществ неэлектролитом является

  1. р-р серной кислоты
  2. р-р гидроксида натрия
  3. р-р поваренной соли
  4. р-р глюкозы

3. Слабыми электролитами являются оба вещества

1) h3SO4 и NaCI    2)HF и h3CO3    3) NaOH Na2SO4    4) KOH и h3S

4. В водном растворе образуют одинаковые анионы вещества

1) FeCI3 и Fe(OH)3       2) BaSO4 и Na2SO4

3) Ba(OH)2 иCu(OH)2    4) AgNO3 и HNO3

5. В уравнении электролитической диссоциации хлорида железа (III) общее число ионов равно

1) 2     2) 3    3) 4     4) 5

6. Электрическая лампочка загорится при опускании электродов в водном растворе

1) сахара    2) белка    3) гидроксида калия    4) спирта

7. 1. Нерастворимое основание и соль образуются в реакции обмена между

1) h4PO4 и NaOH    2) KOH и FeCI3    3) ZnO и h3SO4    4) K2CO3 и Ba(OH)2

8. Вода образуется при взаимодействии

1) NaOH и h4PO4    2)AICI3 и NaOH    3) K2O и SO2    4) K2SO4 и BaCI2

9. Газообразное вещество выделяется при взаимодействии

1) хлорида железа (II) и гидроксида калия

2) нитрата магния и сульфата калия

3) карбоната калия и азотной кислоты

4) гидроксида калия и соляной кислоты

10. В реакции, уравнение которой

3P + 5HNO3 + 2h3O = 3h4PO4 + 5NO, фосфор

1) окисляется                       2) восстанавливается

3) принимает электроны    4) не изменяет степень окисления

11. Хлор в реакции 2KBr + CI2 = Br2 + 2KCI

1) является восстановителем                       2) является окислителем

3) не изменяет свою степень окисления    4) окисляется

12. Хлор является и окислителем и восстановителем в реакции, уравнение которой

1) 2FeCI2 + CI2 = 2FeCI3

2) Fe + 2HCI = FeCI2 + h3

3) 2KOH + CI2 = KCI + KCIO + h3O

4) MnO2 + 4HCI = CI2 + MnCI2 + 2h3O

13. Установите соответствие между формулой вещества и степенью окисления азота в нем

Формула вещества

Степень окисления азота

А) NaNO3

1) -3

Б) Nh4

2) +2

В) Ca(NO2)2

3) +3

Г) N2O3

4) +5

14. Установите соответствие между формулой вещества и степенью окисления фосфора в нем

Формула вещества

Степень окисления фосфора

А) P2O5

1) +5

Б) Ca3P2

2) +3

В) Ca3(PO4)2

3) 0

Г)Ca(PO3)2

4) -3

15. Установите соответствие между формулой вещества и степенью окисления серы в нем

Формула вещества

Степень окисления серы

А) h3S

1) -2

Б) Li2SO4

2) 0

В) Na2SO3

3)+4

Г) AI2S3

4) +6

16. Установите соответствие между формулой вещества и степенью окисления углерода в нем

Формула вещества

Степень окисления углерода

А) СО2

1) -4

Б) СН4

2) 0

В) K2CO3

3) +2

Г) CO

4) +4

17. Закончите уравнения реакций между веществами:

  1. оксид углерода (IV) и гидроксид натрия
  2. Mg + HCI =
  3. Fe (OH)3 + HNO3 =
  4. оксид натрия и соляная кислота
  5. хлорид бария и ортофосфат натрия

Приведите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества в уравнениях реакций.

Методическая разработка по химии (9 класс) на тему: Пособие–памятка по теме:«Электролитическая диссоциация» (9 класс).

Электролитическая диссоциация   

Электролитическая диссоциация – распад электролитов в водных растворах на ионы.

ТЕОРИЯ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИИ (ТЭД), С.А. Аррениус:

  1. Электролиты в водных растворах диссоциируют на ионы: положительные (катионы) и отрицательные (анионы). Перешедшие в раствор ионы окружены молекулами воды – гидратированы.
  2. Сумма зарядов положительных ионов равна сумме зарядов отрицательных ионов (раствор в целом электронейтрален)
  3. Процесс электролитической диссоциации обратимый. Наряду с диссоциацией происходит обратный процесс – ассоциация ионов.

Процесс диссоциации записывают в виде уравнений (уравнений электролитической диссоциации):

KCl = K+    +    Cl-;             Al2(SO4)3 = 2Al3+   +   3SO42-;               h4PO4  ↔ H+   +   h3PO4-

СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ЭЛЕКТРОЛИТЫ

Сила электролита определяется степенью диссоциации ά. На степень диссоциации влияют: виды связей в веществе, природа растворителя, концентрация раствора (с уменьшением концентрации  ά увеличивается), температура  ( с ростом  t  ά увеличивается,  т.к. диссоциация — процесс  эндотермический).

Сильные электролиты диссоциированы практически нацело. В растворе нет молекул, есть только ионы.

сильные кислоты  (не все кислоты!)- HNO3- азотная;  HCl- соляная; h3SO4-серная;  HBr- бромоводородная; HI- иодоводородная  

сильные основания (все щелочи) – LiOH — гидроксид лития;  NaOH — гидроксид натрия;  KOH — гидроксид калия;  Ca(OH)2 – гидроксид кальция;   Ba(OH)2 – гидроксид бария

все растворимые соли

Неперечисленные вещества являются слабыми или средней силы электролитами или неэлектролитами.

Н2О – очень слабый электролит.

Кислоты, основания и соли в свете ТЭД

Кислоты – это электролиты, диссоциирующие в растворах с образованием катионов водорода

     HNO3 = Н+  +  NO3-       h3SO4 = 2Н+ + SO42-            сероводородная кислота  Н2S ↔  Н+ + НS-

                                                                                                               Знак обратимости ↔ используется в уравнениях диссоциации

                                                                                                               слабых  и средней силы электролитов

Основания – это электролиты, диссоциирующие в растворах с образованием гидроксид — ионов (ОН-)

KOH = K+   +   OH-        Ba(OH)2 = Ba2+   +   2OH-

Соли – это электролиты, диссоциирующие в растворах с образованием катионов металлов и анионов кислотных остатков

К3РО4 = 3K+   +   PO42-           Al2(SO4)3 = 2Al3+   +   3SO42-

Формулы и заряды катионов металлов и анионов кислотных остатков есть в

таблице растворимости  кислот, оснований, солей !

Итак.

1.Электролиты в водных растворах диссоциируют:

  1. кислота = катионы водорода  +  анион кислотного остатка                    HCl = H+  +  Cl-
  2. основание = катион металла и гидроксид-анионы                                   NaOH = Na+  +  OH-
  3. соль = катионы металла + анионы кислотного остатка                           КCl = К+  +  Cl-

2. Индекс в формуле вещества становится  коэффициентом перед формулой  иона в уравнении диссоциации

Na2CO3 = 2Na+   +   CO32-            FeCl3  =  Fe3+   3Cl-

ИОННЫЕ РЕАКЦИИ В РАСТВОРАХ ЭЛЕКТРОЛИТОВ

Реакции, протекающие с участием  растворов  электролитов, являются реакциями между ионами.  Их   принято  записывать с помощью ионных  уравнений.

Правила составления ионных уравнений:

  1. Напишите молекулярное уравнение (не забудьте про   коэффициенты). По таблице растворимости определите   растворимость всех веществ и запишите над формулами

                                                 Р                       Р                    Н                               Р

                                            Na2SO4   +   BaCl2   =   BaSO4↓          +   2NaCl

  1. Перепишите это уравнение, записывая сильные электролиты как сумму соответствующих ионов, а слабые электролиты, нерастворимые и газообразные вещества – в молекулярной форме. Получите полное ионное уравнение

                                             2Na+ + SO42- + Ba2+ + 2Cl- = BaSO4↓ + 2Na+ + 2Cl- 

  1. «Сократите»  одинаковые ионы (выделены курсивом)  в левой и правой части уравнения    и запишите сокращенное ионно-молекулярное уравнение, отражающее суть процесса (показывает участвующие в реакции частицы и продукты реакции)

                                                               Ba2+  +  SO42-  =  BaSO4↓

Реакции в растворах могут протекать:    1)необратимо;       2) обратимо;        3) практически не идут  

Реакции идут до конца (необратимо), если концентрация

ионов в растворе   уменьшается за счет связывания их c образованием:

   А) нерастворимых и малорастворимых  веществ

p             p             н               p

KCl + AgNO3 = AgCl↓  + KCl

K+ + Cl- + Ag+ + NO3- = AgCl↓  + K+ + NO3-

Ag+ + Cl- = AgCl↓

                                 p                  p                    н                       р

                     2h4PO4 + 3BaCl2 = Ba3(PO4)2↓ + 6HCl      (h4PO4 – не сильный электролит, h4PO4↔Н+  + h3PO4-.

                                                                                                                    Иногда h4PO4   записывают в недиссоциированном виде)

Вариант 1.     2h4PO4  + 3Ba2+ + 6Cl- = Ba3(PO4)2↓ + 6H+ + 6Cl-

2h4PO4  + 3Ba2+ = Ba3(PO4)2↓ + 6H+

Вариант 2.     2H+   +   2h3PO4-  +   3Ba2+ + 6Cl- = Ba3(PO4)2↓ + 6H+ + 6Cl-

2h3PO4-  + 3Ba2+ = Ba3(PO4)2↓ + 4H+

      В)  газов

                                                                               р                р                 р

K2S  +  2HCl  =  2KCl  +  h3S↑  (↑ — газ)

2K+  +  S2-  + 2H+  + 2Cl- = 2K+  +  2Cl-  +  h3S↑

2H+  +  S2- =  h3S↑

      Газ  получается   также при  образовании нестойких:    угольной кислоты           h3CO3 = h3O + CO2↑

                                                                                                     сернистой кислоты         h3SO3 = h3O + SO2↑

                                                                                                     гидроксида аммония       Nh5OH = h3O + Nh4↑    

      например:

                                                                                    p                 p              p

Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + CO2↑ + h3O

2Na+  +  CO32-  +  2H+  +  2Cl- = 2Na+  +  2Cl- + CO2↑ + h3O

CO32-  +  2H+  =   CO2↑ + h3O

В)   слабых электролитов (обычно воды):

                                                                                      р                       р              p

Ba(OH)2  +  2HCl  =  BaCl2  +  2h3O

Ba2+   +  2OH-  +  2H+ +  2Cl-  =  Ba2+ + 2Cl-  +  2h3O

2H+   +   2OH-   =   2h3O

упростим коэффициенты   H+   +    OH-   =    h3O

Пример реакции, которая не идет до конца:

p                    p                       p                        p

2NaCl   +   Ba(NO3)2  =   BaCl2   +   2NaNO3

2Na+  +2Cl-   +   Ba2+ + 2NO3-  =  Ba2+ +  2Cl-   +   2Na+  +  2NO3-

Все ионы «сокращаются»  — нет ионов, связывающихся  и образующих продукты реакции.

Контрольная работа по химии по теме «Электролитическая диссоциация» (9 класс)

Вариант 1

1. Слабым электролитом является

2. Вещества, образующие при диссоциации в качестве анионов только гидроксид-ионы, являются 3. В результате диссоциации нитрата натрия образуются 4. Правильно записано полное ионное уравнение реакции, схема которой

Н24 + LiОН → Li24 + Н2О

5. Реакция между растворами NaOH и HNO3 протекает до конца, так как 6. Установите соответствие между левой и правой частями уравнения диссоциации. 7. Из перечня веществ выпишите формулы электролитов, составьте уравнения их диссоциации: Na2О, Са(NО3)2, Нg(ОН)2, КI, Аl2(SО4)3.

8. Напишите в молекулярном и ионном виде уравнение реакции между хлоридом железа(III) и гидроксидом натрия.

Вариант 2

1. Сильным электролитом является

2. Вещества, образующие при диссоциации в качестве катионов только ионы водорода, являются 3. Сокращённому ионному уравнению Fе2+ + 2ОН = Fе(ОН)2↓ соответствует реакция между 4. Реакция между растворами NaOH и СuSO4 протекает до конца, так как 5. Установите соответствие между реагентами и уравнениями реакций в сокращенной ионной форме между ними. 6.Осадок выпадает при добавлении раствора серной кислоты к раствору 1)

карбоната калия

2)

нитрата меди (II)

3)

гидроксида бария

4)

хлорида ртути (II)

5)

нитрата свинца (II)

6)

гидроксида натрия

7. Из перечня веществ выпишите формулы электролитов, составьте уравнения их диссоциации: Са(ОН)2, Zn(ОН)2, Nа2СО3, НNО3, СuО.

8. Напишите в молекулярном и ионном виде уравнение реакции между сульфатом алюминия и гидроксидом калия.

Тест по химии (9 класс) на тему: Тест по теме «Электролитическая диссоциация»

Тест по теме

«Электролитическая диссоциация веществ»

                                                      1 вариант

1.  К электролитам относится:

    а) сахар    б) оксид меди (II)  в) оксид углерода (IV) г) соляная кислота

2. Формула слабого электролита:

         а) CuCl2                б) HCl                 в)  h3SO4                г) h3S

3. Вещества, которые при диссоциации образуют в качестве катионов ионы водорода, являются

     а) кислотами      б) солями            в) щелочами          г) оксидами

4. Вещество, которое в растворе полностью распадается на ионы.

     а)  аммиак         б)  вода              в) серная кислота   г) гидроксид цинка

5. Все ионы являются анионами в ряду:

     а) Cl ̄, SO4 2¯ , NO3 ̄                        в) Н+, Na + , Ca 2+

     б) Сl¯ , H+,   K+                               г) CO3 2¯ ,Ca 2+  , NO3 ̄

6. Наибольшее число катионов образуется при диссоциации 1 моль

               а) AlCl3               б) h3S                  в)  Na3РO4              г) Mg(NO3)2     

7. Одновременно находиться в водном растворе не могут ионы

    а) Zn2+  и  ОН-        б)  Zn2+ и  Cl ̄,      в) Na +  и  SO4 2¯    г) K+  и  NO3 ̄        

8. Сумма коэффициентов в уравнении электролитической диссоциации сульфата железа (III) равна

    а) 3                      б) 4                       в) 5                         г) 6

                                                       

                                               

Тест по теме

«Электролитическая диссоциация веществ»

2 вариант

1. К неэлектролитам относится:

    а) сахар      б) хлорид натрия    в) гидроксид натрия    г) серная кислота

2. Формула сильного электролита

    а) h3SO3                 б) CaCO3          в) HNO3                 г) Cu(OH)2

3. Вещества, которые при диссоциации образуют в качестве анионов только   гидроксид-ионы, являются

    а) кислотами          б) солями         в) щелочами         г) оксидами

4. Вещество, которое в растворе полностью распадается на ионы.

     а)  вода                                       в) соляная кислота

     б)  оксид углерода (IV)                 г) гидроксид алюминия

5. Все ионы являются катионами в ряду:

    а) Cl ̄, SO4 2¯ , NO3 ̄                          в) Н+, Na + , Ca 2+

    б) Сl¯ , H+,   K+                                 г) CO3 2¯ ,Ca 2+  , NO3 ̄

6. Наибольшее число анионов образуется при диссоциации 1 моль

               а) AlCl3                 б)Mg(NO3)2       в)  Na2СO3              г) Na2S

7. Одновременно находиться в водном растворе не могут ионы

    а) Ba2+  и  SO4 2¯    б)  Zn2+ и  Cl ̄,    в) Na +  и  ОН-        г) K+  и  NO3 ̄        

8. Сумма коэффициентов в уравнении электролитической диссоциации нитрата алюминия равна

    а) 3                         б) 4                      в) 5                         г) 6

Тест по теме

«Электролитическая диссоциация веществ»

3 вариант

1.  К электролитам относится:

    а) вода             б) хлорид меди (II)   в) сахар                г) оксид углерода (IV)

2. Формула слабого электролита:

         а) CuCl2                б) NaCl                  в)  h3SO4              г) h3CO3

3. Вещества, которые при диссоциации образуют в качестве катионов ионы водорода, являются

     а) кислотами       б) солями              в) щелочами        г) оксидами

4. Вещество, которое в растворе полностью распадается на ионы.

     а) соляная кислота                        в) гидроксид железа(III)

     б)  вода                                              г) гидроксид цинка

5. Все ионы являются анионами в ряду:

     а) CO3 2¯ ,Ca 2+  , NO3 ̄                       в) Ca 2+, Н+, Na +

     б) Сl¯ , H+,   K+                                 г) Cl ̄, SO4 2¯ , NO3 ̄    

6. Наибольшее число катионов образуется при диссоциации 1 моль

               а) Na2S              б)Mg(NO3)2            в)  К3РO4                 г) AlCl3

7. Одновременно находиться в водном растворе не могут ионы

    а) Ba2+  и  SO4 2¯      б)  Zn2+ и  Cl ̄,    в) Na +  и  SO4 2¯     г) K+  и  NO3 ̄        

8. Сумма коэффициентов в уравнении электролитической диссоциации сульфата алюминия равна

    а) 3                          б) 4                      в) 5                         г) 6

                                                               

                                             

Тест по теме

«Электролитическая диссоциация веществ»

4 вариант

1. К неэлектролитам относится:

    а) гидроксид натрия                         в) хлорид натрия  

    б) оксид углерода (IV)                     г) серная кислота

2. Формула сильного электролита

    а) h3SO4                 б) CaCO3            в) h3S               г) Fe(OH)2

3. Вещества, которые при диссоциации образуют в качестве анионов только  

гидроксид-ионы, являются

    а) солями             б) кислотами       в) щелочами         г) оксидами

4. Вещество, которое в растворе полностью распадается на ионы.

     а) оксид железа (III)                      в) карбонат кальция

     б) оксид углерода (IV)                    г) гидроксид натрия

5. Все ионы являются катионами в ряду:

    а) Cl ̄, SO4 2¯ , NO3 ̄                            в) Н+, К + , Na 2+

    б) H+,   K+,  Сl¯                                   г) NO3 ̄ , CO3 2¯ ,Ca 2+  

6. Наибольшее число анионов образуется при диссоциации 1 моль

               а) FeCl3                 б) Ca(NO3)2         в)  Na2СO3              г) Na2S

7. Одновременно находиться в водном растворе не могут ионы

    а) Na2+  и  SO4 2¯    б)  Zn2+ и  Cl ̄,      в) Al 3+  и  ОН-        г) K+  и  NO3 ̄        

8. Сумма коэффициентов в уравнении электролитической диссоциации нитрата железа (III) равна

    а) 3                         б) 4                      в) 5                          г) 6

Теория Аррениуса электролитической диссоциации | Закон Ома | Закон массового действия | Теплота нейтрализации | Ионная реакция | Коллигативные свойства


 

Чтобы объяснить свойства электролитических растворов, Аррениус в 1884 году выдвинул всеобъемлющую теорию, известную как теория электролитической диссоциации или ионная теория.

Основные положения теории

  • Электролит, растворяясь в воде, распадается на два типа заряженных частиц, одна из которых несет положительный заряд, а другая — отрицательный. Эти заряженные частицы называются ионами. Положительно заряженные ионы называются катионами, а отрицательно заряженные — анионами.

В современной форме теория предполагает, что твердые электролиты состоят из ионов, которые удерживаются вместе за счет электростатических сил притяжения.Когда электролит растворяется в растворителе, эти силы ослабляются, и электролит подвергается диссоциации на ионы. Ионы сольватированы.

  • Процесс разделения молекул электролита на ионы называется ионизацией . Доля от общего числа молекул, присутствующих в растворе в виде ионов, известна как степень ионизации или степень диссоциации. Обозначается

  • Было замечено, что все электролиты не ионизируются в одинаковой степени.
    Некоторые из них почти полностью ионизированы, а другие слабо ионизированы. Степень ионизации зависит от ряда факторов.

  • Ионы, присутствующие в растворе, постоянно повторно объединяются, образуя нейтральные молекулы, и, таким образом, существует состояние динамического равновесия между ионизированными, ионизированными и неионизированными молекулами, то есть AB A + + B
    Применение закона действия масс к вышеупомянутому равновесию [A + ] [B ] / [AB] = K
    K известен как константа ионизации.Электролиты с высоким значением K называются сильными электролитами, а электролиты с низким значением K — слабыми электролитами.

  • Когда через раствор электролита пропускается электрический ток, положительные ионы (катионы) движутся к катоду, а отрицательные ионы (анионы) движутся к аноду и разряжаются, т. Е. Происходит электролиз.
    Ионы разряжаются всегда в эквивалентных количествах, независимо от их относительной скорости.

  • Электролитические растворы всегда нейтральны по своей природе, поскольку полный заряд одного набора ионов всегда равен полному заряду другого набора ионов.Однако не обязательно, чтобы количество двух наборов ионов всегда было одинаковым.

    AB A + + B

    NaCl Na + + Cl

    (Оба иона равны)

    AB 2 A 2+ + 2B

    BaCl 2 Ba 2+ + 2Cl

    (Анионы вдвое больше, чем катионы)

    A 2 B 2a + + B 2-

    Na 2 SO 4 2 Na + +

    (Анионы вдвое больше катионов)

  • Свойства электролитов в растворе — это свойства ионов, присутствующих в растворе.Например, кислый раствор всегда содержит ионы H + , в то время как основной раствор содержит ионы OH , а характерные свойства растворов — это свойства ионов H и OH соответственно.

  • Ионы действуют подобно молекулам, снижая температуру замерзания, повышая температуру кипения, понижая давление пара и устанавливая осмотическое давление.

  • Электропроводность раствора электролита зависит от природы и количества ионов, так как ток проходит через раствор за счет движения ионов.

Свидетельства в пользу ионной теории

Доступно большое количество экспериментальных наблюдений, подтверждающих теорию Аррениуса. Некоторые из них приведены ниже:

  • Ионы, присутствующие в твердых электролитах

Рентгеноструктурные исследования показали, что электролиты состоят из ионов. Например, кристалл NaCl содержит не элементы NaCl, а ионы Na + и Cl .Каждый ион Na + окружен шестью ионами Cl , а каждый ион Cl , в свою очередь, окружен шестью ионами Na + и Cl . Ионные соединения в расплавленном состоянии ведут себя как хорошие проводники. Это может быть возможно только в том случае, если ионы уже присутствуют в ионных твердых телах.

Электролитические растворы, такие как металлические проводники, подчиняются закону Ома, т. Е. Сила тока в проводнике прямо пропорциональна разности потенциалов (E), приложенной к проводнику, и обратно пропорциональна сопротивлению проводника. Математически, I = E / R

Это возможно только в том случае, если ионы уже присутствуют в растворе, и никакая часть тока не оказывает на ионы только направленного воздействия.

  • Ионная реакция

Доказательством существования ионов в водных растворах электролитов являются хорошо известные реакции неорганической химии. Белый осадок хлорида серебра получается всякий раз, когда ионы Ag + вступают в контакт с ионами хлорида.

Ag + + Na + Cl → AgCl + Na + + NO 3

Но при добавлении раствора AgNO 3 к CCl 4 , CHCl 3 или C 2 H 5 Cl не происходит осаждения, поскольку эти вещества, не являясь электролитами, не выделяют ионы Cl в растворе. .

Кислота, которая дает все тесты на ионы H + в водном растворе, не дает одинаковых тестов при растворении в любом органическом растворителе, потому что в обычной реакции ионизация кислоты не происходит.

  • Теплота нейтрализации

Когда один граммовый эквивалент сильной кислоты нейтрализуется одним граммовым эквивалентом сильного основания, выделяемое тепло всегда одинаково, то есть 13,7 ккал. Это можно объяснить на основе теории Аррениуса, согласно которой кислота доставляет ионы H + , а основные ионы OH при растворении в воде, и процесс нейтрализации включает обычную реакцию.

H + + OH H 2 O + 13.7 ккал.

Таким образом, теплота нейтрализации фактически является теплотой образования H 2 O из ионов H + и OH .

  • Аномальные коллигативные свойства

Аномальное поведение по отношению к коллигативным свойствам, наблюдаемое в случае электролитов, можно объяснить на основе ионной теории. Когда электролит растворяется в воде, количество молекул фактически растворяется в результате ионизации.Фактор не может Хоффа,

всегда больше единицы, то есть i = 1 + (n-1) , где n — количество ионов, образующихся в результате ионизации одной молекулы электролита, а — степень ионизации.

Цвет электролитов в растворе. Если таковые имеются, то из-за их ионов CuSO 4 имеет синий цвет в растворе из-за присутствия ионов Cu 2+ . Перманганат калия (KMnO 4 ) в растворе имеет фиолетовый цвет из-за присутствия ионов.

  • Объяснение некоторых других явлений

Ионная теория дает удовлетворительные объяснения различных явлений, таких как электролиз, проводимость, гидролиз солей, произведение растворимости и т. Д.

Ограничения теории Аррениуса

  • Закон разбавления Оствальда, основанный на теории Аррениуса, не применим к сильным электролитам.

  • Сильные электролиты проводят электричество под напряжением, т.е.е., в отсутствие воды. это противоречит теории Аррениуса, согласно которой присутствие растворителя является обязательным для ионизации.

  • Теория Аррениуса предполагает независимое существование ионов, но не учитывает факторы, влияющие на подвижность ионов.

Факторы, относящиеся к степени ионизации

Степень ионизации электролита в растворе зависит от следующих факторов:

Когда ионизируемые части молекулы вещества удерживаются в большей степени ковалентной связью, чем электровалентной связью, в раствор поступает меньше ионов.Такие вещества называют слабыми электролитами. H 2 S, HCN, NH 4 OH, CH 3 COOH являются примерами этого класса. NaCl, Ba (NO 3 ) 2 , KOH и т. Д. Являются сильными электролитами, в которых перенос электронов кажется более или менее полным, при растворении немедленно выделяются ионы. Сильные электролиты почти полностью ионизируются в растворе.

Основная функция растворителя — ослабить электростатические силы притяжения между двумя ионами и разделить их.Сила притяжения, удерживающая ионы вместе в любой среде, выражается как

.

F = 1 / (К) (q 1 q 2 ) / r 2

где K — диэлектрическая проницаемость среды.

Любой растворитель с высоким значением диэлектрической проницаемости обладает способностью разделять ионы. Вода считается лучшим растворителем, так как у нее самая высокая диэлектрическая проницаемость. Диэлектрические постоянные некоторых растворителей приведены ниже при 25 0 C.

Растворитель

Диэлектрическая проницаемость

Вода

81

Метиловый спирт

35

Этиловый спирт

27

Ацетон

21

Степень ионизации электролита обратно пропорциональна концентрации его раствора.Таким образом, степень ионизации увеличивается с увеличением разбавления раствора, т. Е. С уменьшением концентрации раствора.

Степень ионизации увеличивается с повышением температуры. Это связано с тем, что при более высокой температуре скорость молекул увеличивается, что преодолевает силы притяжения между ионами.

Вопрос 1: Процесс расщепления молекул электролита на ионы называется ..

а.ионизация

г. электролиз

г. сольватация

г. протонирование

Вопрос 2: Цвет электролитов в растворе обусловлен ..

а. ионы

г. сольватация

г. электролиз

г. роспуск

Вопрос 3: Степень ионизации не зависит от ..

а. температура

г. давление

г. концентрация

г.природа растворителя

Вопрос 4: Цвет раствора CuSO 4

а. зеленый

г. желтый

г. синий

г. красный


Связанные ресурсы

Чтобы узнать больше, купите учебные материалы по электрохимии, включая учебные заметки, заметки о пересмотре, видеолекции, решенные вопросы за предыдущий год и т. Д. Также просмотрите дополнительные учебные материалы по химии здесь.


Особенности курса

  • 731 Видео-лекции
  • Примечания к редакции
  • Документы за предыдущий год
  • Интеллектуальная карта
  • Планировщик исследования
  • Решения NCERT
  • Обсуждение Форум
  • Тестовая бумага с видео-решением

.

Рабочих листов по химии

класса

Вышеупомянутые рабочие листы NCERT CBSE и KVS для химии класса 9 помогут вам улучшить оценки, проясняя концепции химии, а также улучшить навыки решения проблем. Эти учебные пособия по химии для класса 9 CBSE NCERT и банки вопросов были созданы учителями StudiesToday для учащихся 9 класса.

Преимущества Рабочих листов по химии класса 9 CBSE NCERT

a) Рабочие листы химии класса 9 NCERT CBSE помогут студентам прояснить концепции и получить больше баллов на экзаменах.

b) Эти распечатываемые рабочие листы для 9 класса химии помогут улучшить навыки решения проблем и аналитические навыки.

c) Ежедневные рабочие листы помогут составить регулярный график занятий.

d) Вы сможете правильно пересматривать все темы по химии и сэкономить время во время экзаменов.

Распечатать бесплатно Рабочие листы по химии 9 класса CBSE разработаны школьными учителями на сайте StudiesToday.com. Мы предлагаем самые эксклюзивные бесплатные рабочие листы с базами данных в соответствии со стандартами CBSE NCERT и KVS.Все рабочие листы были тщательно составлены для всех уровней студентов, вы также можете загрузить в формате PDF CBSE Class 9 Chemistry Chapter 5 мудрых вопросов и использовать их для дальнейшего изучения. Внимательно изучите программу химии 9 класса и загрузите рабочие листы по темам, которые вы изучали сегодня. Это поможет убедиться, что вы сможете выявить все ошибки в вашем понимании темы. Практикуйте хотя бы одну рабочую таблицу по химии CBSE для 9 класса ежедневно, чтобы получить хорошие оценки на экзамене.

Вы также можете щелкнуть поля ниже, чтобы загрузить последние образцы документов CBSE, решенные по химии класса 9, вопросы прошлого года (предыдущего года / 10 лет), рабочие листы для печати в формате pdf, последние бесплатные книги NCERT и решения NCERT для класса химии 9 на основе Программа CBSE и книги, выпущенные NCERT. Учебные материалы для 9 класса химии подготовлены опытными учителями ведущих школ Индии и доступны для бесплатного скачивания в формате pdf

.

8.10.9C: Слабые и сильные электролиты

Серьезное изучение растворов электролитов началось во второй половине XIX века, в основном в Германии, и до того, как были хорошо изучены детали диссоциации и ионизации. Эти исследования показали, что все эквивалентные проводимости электролитов уменьшаются с концентрацией (или, точнее, с квадратным корнем из концентрации), но они делают это несколькими различными способами, которые отличаются своим поведением при очень малых концентрациях.Это привело к классификации электролитов на слабые, промежуточные и сильные.

Вы заметите, что графики зависимости проводимости от √ c начинаются с c = 0. Конечно, невозможно измерить проводимость электролита при исчезающе малых концентрациях (не говоря уже о нуле!), Но для сильных и промежуточных электролитов можно экстраполировать ряд наблюдений до нуля. Результирующие значения известны как предельной эквивалентной проводимости или иногда как «эквивалентная проводимость при бесконечном разбавлении», обозначаемая Λ °.

Сильные электролиты
Эти системы с хорошим поведением включают множество простых солей, таких как NaCl, а также все сильные кислоты.
Графики Λ против √c точно соответствуют линейной зависимости
Λ = Λ ° — б в
Электролиты промежуточные
Эти «не очень сильные» соли не могут полностью соответствовать приведенному выше линейному уравнению, но их электропроводность может быть экстраполирована на бесконечное разбавление.
Слабые электролиты
«Меньше значит больше» для этих странностей, которые обладают замечательной способностью демонстрировать бесконечную эквивалентную проводимость при бесконечном разбавлении.Хотя Λ ° не может быть оценено экстраполяцией, есть хитрый обходной путь.

Проводимость уменьшается с увеличением концентрации

Поскольку ионы являются носителями заряда, можно ожидать, что проводимость раствора прямо пропорциональна их концентрациям в растворе. Таким образом, если электролит полностью диссоциирован, проводимость должна быть прямо пропорциональна концентрации электролита. Но это идеальное поведение никогда не соблюдается; вместо этого проводимость электролитов всех видов уменьшается с увеличением концентрации.

Неидеальность электролитических растворов также отражается в их коллигативных свойствах, особенно в понижении точки замерзания и осмотическом давлении. Основная причина этого — присутствие ионной атмосферы, которая была введена выше. В той степени, в которой ионы, имеющие противоположные знаки заряда, с большей вероятностью будут находиться ближе друг к другу, мы ожидаем, что их заряды частично аннулируются, уменьшая их тенденцию к миграции в ответ на приложенный градиент потенциала.

Вторичный эффект возникает из-за того, что когда ион мигрирует через раствор, его противоионное облако не успевает за ним. Вместо этого новые противоионы постоянно собираются на переднем фронте движения, а уже существующие остаются на противоположной стороне. Для рассеяния потерянных противоионов требуется некоторое время, поэтому на заднем фронте всегда больше противоионов. Возникающая в результате асимметрия поля противоиона оказывает тормозящее действие на центральный ион, снижая скорость его миграции и, таким образом, его вклад в проводимость раствора.

Количественная обработка этих эффектов была впервые разработана П. Дебаем и У. Хюккелем в начале 1920-х годов и улучшена Оствальдом несколько лет спустя. Эта работа представляла собой одно из важнейших достижений физической химии в первой половине 20-го века и поставила поведение электролитических растворов на прочную теоретическую основу. Даже в этом случае теория Дебая-Хюккеля не работает для концентраций, превышающих примерно 10 –3 М л –1 для большинства ионов.

Не все электролиты полностью диссоциируют в растворе

Графики для сильных электролитов в значительной степени объясняются эффектами, обсуждаемыми непосредственно выше. Наличие промежуточных электролитов служило первым признаком того, что многие соли не полностью ионизируются в воде; это вскоре было подтверждено измерениями их коллигативных свойств.

Кривизна графиков для промежуточных электролитов является простым следствием эффекта Ле Шателье, который предсказывает, что равновесие

\ [MX _ {(aq)} = M ^ + _ {(aq)} + X ^ –_ {(aq)} \]

сместится влево по мере увеличения концентрации «свободных» ионов.В более разбавленных растворах фактическая концентрация этих ионов меньше, но их относительное содержание по отношению к недиссоциированной форме больше. Когда концентрация раствора приближается к нулю, практически вся \ (MX _ {(aq)} \) диссоциирует, и проводимость достигает своего предельного значения.

Слабые электролиты диссоциируют только при очень большом разбавлении

плавиковая кислота HF K a = 10 –3.2
уксусная кислота CH 3 COOH К a = 10 –6,3
бикарбонат-ион HCO 3 К a = 10 –10,3
аммиак NH 3 K b = 10 –4.7

Диссоциация, конечно, зависит от степени. Константы равновесия диссоциации промежуточной электролитной соли MX обычно находятся в диапазоне 1-200. Это контрастирует с большим количеством слабых кислот (а также слабых оснований), константы диссоциации которых обычно находятся в диапазоне от 10 –3 до менее 10 –10 .

Эти слабые электролиты, как и промежуточные, будут полностью диссоциировать на пределе нулевой концентрации; если бы масштаб графика слабого электролита (синий), показанный выше, был бы увеличен на много порядков, кривая была бы похожа на кривую для промежуточного электролита над ним, и значение Λ ° можно было бы найти путем экстраполяции.Но при таком большом разбавлении проводимость была бы настолько незначительной, что она была бы замаскирована проводимостью самой воды (то есть ионами H + и OH , находящимися в равновесии с массивным 55,6 ML -1 концентрация воды), что делает значения Λ в этой области практически неизмеримыми.

Авторы и авторство

.

Learnhive | Химический электролиз 10 класса ICSE

Learnhive | Химический электролиз ICSE Grade 10 — уроки, упражнения и практические тесты

Вход в систему Learnhive

Выберите приложение
×

— Выберите свой класс / класс —LKGUKG12345678910 — Выберите свой класс / класс —LKGUKG12345678

Learnhive Зарегистрироваться


Заполните форму ниже

Доска:

— Выберите свой Совет по образованию — CBSE (Индия) ICSE (Индия) Совет штата Махараштра (Индия) Совет штата Тамилнад (Индия) Совет штата Карнатака (Индия) Общие основные стандарты IGCSE (США)

Класс / Оценка:

— Выберите свой класс / оценку —

×

Химия / Электролиз

  • Как ювелир полирует золотые и серебряные изделия, делая старые изделия новыми и блестящими? Он основан на простом химическом явлении, называемом электролиз .
    Электролиз — это процесс разложения химического соединения в водных растворах или в расплавленном состоянии, сопровождающийся химическим изменением с использованием постоянного электрического тока.
  • Электролиты представляют собой соединения, которые в водном растворе или в расплавленном состоянии позволяют электрическому току проходить через них.
  • Неэлектролит — это соединения, которые ни в растворе, ни в расплавленном состоянии не позволяют электрическому току проходить через них.
  • Электролитическая диссоциация — это процесс, в результате которого ионное соединение диссоциирует на ионы в конденсированном состоянии или в водном растворе.
  • Основываясь на легкости, с которой атомы металлов теряют электроны с образованием положительно заряженных ионов, металлы расположены в ряд, известный как электрохимический ряд .
  • Гальваника — это процесс, при котором тонкая пленка металла, такого как золото, серебро, никель, хром, осаждается на другом металлическом изделии с помощью электричества.

Также узнайте о е гальваническое покрытие серебра, аффинаж меди.

Упражнения
Темы
Упражнения
Темы
  • Электролиз — SmartTest

    Электролиз

    • Обращались: 466 Студенты
    • Среднее время: 00:05:24
    • Средняя оценка: 52.63
    • Вопросы: 57
    • Введение в электролиз
    • Некоторые важные термины в электролизе
    • Теория электролитической диссоциации
    • Характеристики электролиза
    • Электрохимическая серия
    • Селективный разряд ионов на электродах
    • Примеры электролиза
    • Применение электролиза
    • Обзор электролизера
  • Индия CBSE

  • Индия ICSE

  • Общее ядро ​​США

  • IGCSE

  • Индия Махараштра

  • Индия Тамилнад

  • Индия Карнатака

Тысячи учеников используют Learnhive, чтобы осваивать концепции и продвигаться в школе с нашим БЕСПЛАТНЫМ контентом.Зарегистрируйтесь, чтобы получать индивидуальные уроки и упражнения.

Какие проблемы решает Learnhive?

Мои дети не справляются с темпами изучения тем в классе

Наша система обучения помогает вашим детям учиться в удобном для них темпе. Они могут повторять уроки сколько угодно раз.

Мой ребенок хочет изучать только некоторые предметы

Мы делаем обучение увлекательным и увлекательным, чтобы повысить уровень интереса вашего ребенка.С Learnhive вашему ребенку понравится изучать любой предмет.

Мои дети делают глупые ошибки на школьных тестах

Когда дети недостаточно тренируются, они склонны совершать глупые ошибки. Learnhive предлагает большое количество упражнений, которые помогут им уменьшить эти ошибки.

Свяжитесь с нами

Поставьте нам лайк на Facebook и получите еженедельный доступ к упражнениям.

.
Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *