Функции налогов фискальная распределительная стимулирующая контрольная регулирующая: фискальная, распределительная, регулирующая, контрольная — Мегаобучалка

Функции налогов

Определение 1

Функции налогов определяют всю их сущность. Они являются производными от функций финансов и выполняют аналогичные задачи, однако, в более ограниченных рамках.

Все функции налогов условно можно разделить на 2 группы:

  • основные
  • дополнительные

Основные функции – это функции, на основ которых строится весь механизм налогообложения. Действуя слажено, эти функции представляют собой единый, целый механизм. Дополнительные же функции уточняют основные цели, которые реализует государство через основные функции налогов.

Основные функции налогов

К основным функциям налогов относятся:

  • Фискальная – это важнейшая функция налогов, которая характерна для всех государств. Она обеспечивает устойчивое состояние доходной части бюджета на всех его уровнях путем процесса изъятия средств налогоплательщиков. Однако, в условиях спада деловой активности налоговых поступлений бывает недостаточно для осуществления государственных расходов. Поэтому государство прибегает как к внутренним, так и к внешним займам, что приводит к появлению государственного долга. И в будущем, для обслуживания государственного долга необходимо повышать налоги, путем роста ставок по налогам, введения новых налогов.
  • Регулирующая – это некое дополнение фискальной функции налогов. Она позволяет регулировать как производство, так и потребление. Данная функция помогает распределять суммы налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, отраслями экономики, территориальными образованиями и государством в целом., а также регулировать доходы различных групп населения. Это регулирование осуществляется через комплекс льгот и систему налоговых сборов и платежей.
  • Контрольная – с помощью этой функции налогообложения у государства есть возможность контролировать финансово-хозяйственную деятельность, осуществляемую как юридическими, так и физическими лицами, получение доходов гражданами государства, а также использование имущества, принадлежащего им на правах собственности.

    Замечание 1

    Таким образом, контрольная функция позволяет государству получить необходимый минимум денежных средств в виде налоговых поступлений, необходимый для осуществления своих функций.

Готовые работы на аналогичную тему

Дополнительные функции налогов

К этим функция относятся:

  • Распределительная (социальная) – сущность этой функции состоит в распределении общественных доходов среди различных категорий населения страны — от состоятельных слоев к неимущим. Это затрагивает образование, медицину, воспитание и др. Данное перераспределение гарантирует социальную стабильность в обществе.

    Замечание 2

    Примером действия распределительной функции являются акцизы. Этот вид налогов устанавливается лишь на некоторые виды товаров, которые имеют статус предметов роскоши. Также примером реализации распределительной функции выступает и механизм прогрессивного налогообложения, в котором величина налоговых ставок возрастает вместе с ростом величины доходов налогоплательщика.

  • Стимулирующая – использование этой функции помогает оказать поддержку в развитии тех или иных направлений в экономике. Ее использование связано с применением льгот и освобождений. В современной российской налоговой системе содержится большое число льгот для различных физических и юридических лиц, такие как понижение налоговых ставок, целевые налоговые льготы, освобождение от уплаты налогов отдельных категорий налогоплательщиков и др.

  • Дестимулирующая – функция, обратная стимулирующей. Ее применение связано с установлением через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо неблагоприятных экономических процессов. Как правило, эта функция реализуется через повышение налоговых ставок.

Функции налогов и их взаимосвязь — Студопедия

Третье направление — юридические принципы налогообложения.

Принцип законодательной формы установления. Этот принцип предусматривает, что налоговое требование государства о необходимости заплатить налог и обязательство налогоплательщика должны следовать из закона, значит, налоги не могут быть произвольными. Нельзя допускать установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами их конституционных прав.

Принцип приоритетности налогового законодательства. Его суть заключается в том, что акты, регулирующие отношения в целом и не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок налогообложения. Это означает, что если в неналоговых законах присутствуют нормы, касающиеся налоговых отношений, то применять их можно только в том случае, когда они соответствуют нормам, содержащимся в налоговом законодательстве.

Использование любого принципа налогообложения требует серьезного научного подхода и анализа. Применение всей системы принципов либо отдельно взятого принципа не является общепринятым в мировой теории и практике. Вместе с тем существуют принципы, которые неоспоримы и признаются в качестве аксиомы.

Экономическая сущность налога проявляется через его функции. Каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутренние свойство, признаки и черты налога, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога, как части единого процесса воспроизводства, инструмента распределения и перераспределения доходов.


Функции налога не могут существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны и в своем проявлении выступают как единое целое. Разграничение функций налога в значительной мере условно, поскольку они осуществляются одновременно и отдельные особенности одной функции присущи другим функциям.

В настоящее время в экономической науке выделяют следующие функции:

— фискальная;

— стимулирующая;

— регулирующая;

— распределительная;

— контрольная;

Рассмотрим каждую функцию налога подробно.

Фискальная функция (fiscus – казна), проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Фискальная функция налогов, формируя государственные финансовые ресурсы, позволяет государству вмешиваться в экономику и этим предопределяет появление других функций налога.


Стимулирующая функция налогов. Практическая реализация данной функции осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов, налоговых кредитов, финансовых санкций. Так, государство, оперируя этими инструментами, вынуждает хозяйствующие субъекты действовать в том направлении, которое выгодно государству.

Регулирующая функция

имеет черты стимулирующей функции. Изменяя налоговые ставки на прибыль, государство может создавать или уменьшать дополнительные стимулы для капиталовложений, а манипулируя уровнем косвенных налогов, может воздействовать на уровень цен, следовательно, и на уровень потребления.

Распределительная функция наиболее тесно связана с фискальной функцией налога. Она выражает экономическую сущность налога как инструмента распределительных отношений. Т.е. с помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную (от богатых — к бедным, от работающих — к неработающим), осуществляет финансирование крупных межотраслевых и социальных целевых программ, имеющих общегосударственное значение, в силу чего данная функция иногда называется социальной.

Контрольная функция тесно связанас распределительной и фискальной функциями. Механизм выполнения этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. Т.е. эта функция выполняется в условиях обеспечения налоговой дисциплины плательщиков – уплата ими налогов своевременно и в полном объеме.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НАЛОГОВ — Студопедия

КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

ПЛАН ЛЕКЦИИ

ТЕМА 9. ФУНКЦИИ НАЛОГОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Взаимосвязи функций финансов и функций налогов. Фискальная (распределительная) функция налогов и ее проявление в системе налогообложения. Регулирующая функция налогов и ее проявление в системе налогообложения. Контрольная функция налогов и механизм ее реализации в системе налогового администрирования. Классификация (группировка) налогов по перелагаемости, по субъектам плательщикам, по статусу налога.

Смысл налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т. е. централизованных финансовых ресурсов. Никакое государство не может существовать без взимания налоговых платежей. Налоги и займы — два определяющих источника процветания любой страны.

Налоги используются всеми государствами с рыночной экономикой как метод прямого влияния на бюджетные отношения. В различных странах основную часть доходов бюджета составляют именно налоги. Так, в США налоги формируют 90% бюджета, в Германии — 80, в Японии — 75%. В России доля налогов примерно соответствует мировым показателям.

Кроме того, налоги опосредованно (через систему льгот и санкций) воздействуют на производителей товаров, работ и услуг. Через налоги достигается относительное равновесие между общественными потребностями и ресурсами, необходимыми для их удовлетворения, а также обеспечивается рациональное использование природных богатств, в частности, путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств.


Таким образом, посредством налогов государство решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы. С этих позиций налогообложение выполняет четыре важнейшие функции, каждая из которых реализует практическое назначение налогов.

Фискальная функция — основная, формирует доходы, аккумулируя в бюджете и внебюджетных фондах средства для реализации государственных программ. Эти средства расходуются на социальные услуги, хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, административно-управленческие расходы и платежи по государственному долгу.

Социальная функция — осуществляется через неравное налогообложение разных сумм доходов. С помощью этой функции перераспределяются доходы между различными категориями населения. Примерами реализации распределительной (социальной) функции являются прогрессивная шкала налогообложения прибыли и личных доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши.


Регулирующая функция — посредством налоговых механизмов выполняет те или иные задачи налоговой политики государства. Данная функция предполагает влияние налогов на инвестиционный процесс, спад или рост производства, а также па его структуру. Налоги, активно участвуя в перераспределительном процессе, оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения; и две подфункции регулирующей функции: стимулирующую – за счет льготного налогообложения стимулировать развитие приоритетных отраслей, производства дефицитной продукции и, наоборот, за счет высокого налогообложения сдерживать развитие нежелательных производств, и воспроизводственную подфункцию, которая проявляется через воздействие налогов на все стадии воспроизводственного цикла;

Контрольная функция – оценивает эффективность налоговой системы, обеспечивает контроль за видами деятельности и финансовыми потоками, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

Трактовки функций налогов

Ф.И.О. ученого

Функции налогов

Период с 1992 по 1998 г.

1. Родионова В.М.,

профессор

1. Фискальная функция – формирование бюджетного фонда.

2. Экономическая функция (иногда ее дробят на регулирующую и стимулирующую) – государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения

2. Казак А.Ю.,

академик

1. Фискальная функция – осуществляется образование соответствующих государственных денежных фондов, и создаются необходимые материальные условия для существования государства.

2. Стимулирующая (регулирующая) функция, посредством которой налоги используются в качестве важнейшего финансового регулятора всех перераспределительных процессов в обществе, активно воздействующего на состояние экономической системы

3. Дробозина Л.А.,

профессор

1. Фискальная функция – образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для функционирования государства.

2. Регулирующая функция – активный участник перераспределительных процессов оказывает серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежный спрос населения

4. Заяц Н.Е.,

профессор

1. Распределительная функция – осуществляется формирование доходной части государственного бюджета, а затем доходы направляются на финансирование различных мероприятий, связанных с реализацией государством своих функций.

2. Контрольная функция – оценивается эффективность каждого платежа и налогового режима в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетно-налоговую политику.

Период с 1999 г. по настоящее время

5. Черник Д.Г.

1. Фискальная функция – отражает задачу наполнения деньгами казны или, в современном понимании, бюджета государства.

2. Распределительная или социальная функция – через налоговую систему государство осуществляет перераспределение финансовых ресурсов, в том числе перетекание денег из производственной сферы в социальную.

3. Регулирующая функция – с помощью налоговых методов можно стимулировать или дестимулировать развитие отдельных отраслей и регионов, добиваться желаемых изменений в структуре производства, его размещении.

4. Контрольная функция – с помощью налоговой статистики и анализа налоговых деклараций государство владеет информацией об истинном финансовом положении страны, о финансово-хозяйственной деятельности организаций, об источниках доходов юридических и физических лиц.

5. Политическая функция – нередко она противоречит фискальной. Это связано с особыми режимами налогообложения для отдельных стран. Последним таким примером является Правительственное соглашение между Россией и Беларусью о взимании косвенных налогов по принципу «страны назначения».

Политическая функция налогов не нова: вспомним князя Олега и его отношения с днепровскими северянами и радимичами; ранее налоги как рычаг политики использовал Гай Юлий Цезарь

6. Майбуров И.А.,

профессор

1. Фискальная функция (основная) – изъятие посредством налогов части доходов организаций и граждан в пользу государственного бюджета с целью создания материальной основы для реализации государством своих функциональных обязанностей.

2. Распределительная (социальная) функция – выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных отношений, обеспечивает решение ряда социально-экономических задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования.

3. Контрольная функция – обеспечение государственного контроля над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также над источниками доходов, их легитимностью и направлениями расходов.

4. Регулирующая функция – проявляется через комплекс мероприятий в сфере налогообложения, направленных на усиление государственного вмешательства в экономические процессы.

Считается вполне обоснованным предлагаемое А.В. Брызгалиным выделение в регулирующей функции налогов трех подфункций: стимулирующей, дестимулирующей и воспроизводственной

Сравнительный анализ приведенных трактовок функций налога свидетельствует о том, что в числе налоговых функций ученые обычно рассматривают: фискальную, экономическую, регулирующую, стимулирующую, распределительную, контрольную, используя различную компоновку отдельных из них. Как мы видим, большинство ученых придерживаются мнения о многофункциональном проявлении сущности налогов.

Налог, опосредуя экономические отношения между государством и налогоплательщиком, призван обеспечить доходы государства и создать необходимые условия для развития экономики в целом. Соответственно, стимулирующее начало должно быть заложено в фискальной функции налогов, так как денежные фонды (доходы), сформированные в основном за счет налоговых поступлений, предназначены для развития непроизводственной сферы, обеспечения потребностей образования, здравоохранения, культуры и др. Разумное и целевое использование бюджетных ресурсов стимулирует общественный прогресс. Именно в производстве создаются финансовые ресурсы для развития всех сфер непроизводственной и общественной деятельности, поэтому политика государства в области налогов состоит в обеспечении соответствующего объема доходов бюджета не в ущерб развитию производственных сфер. Не налог стимулирует развитие отдельных отраслей народного хозяйства, регулирование осуществляет рынок, где баланс между спросом и предложением создается автоматически и зависит от множества факторов (уровня доходов населения, общего объема рынка и др.). В связи с этим, на наш взгляд, сам по себе налог не обладает стимулирующей функцией.

Фискальная политика – целенаправленное манипулирование государственными расходами и налоговыми поступлениями для обеспечения полной занятости, стабильности цен и экономического роста.

Повышение налоговых ставок до определенного момента будет вести к увеличению собранных налогов. Дальнейший рост налогов подрывает стимулы к производственной деятельности (так как большая часть дохода должна быть перечислена в государственный бюджет), тормозит рост научно-технического прогресса, замедляет экономический рост и ведет к уменьшению поступлений налогов в бюджет3.

Данная зависимость выражается в Кривой Лаффера.

Рисунок 1. Кривая Лаффера

На уровне размер налоговых ставок оптимален и обеспечивает наибольшее поступление денежных средств в бюджет.

Налоговые поступления возрастают в периоды экономического подъема и сокращаются в периоды спада.

А трансфертные платежи, напротив, сокращаются в периоды экономического роста и увеличиваются в периоды спада.

Дискреционная бюджетно-налоговая политика – это целенаправленные мероприятия правительства по изменению государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в целях воздействия на объем национального производства, экономический рост, занятость и динамику цен.

Автоматическая фискальная политика – предполагает изменение государственных расходов и доходов в ходе циклических колебаний в экономике без принятия специальных решений.

Налоговой ставкой, или средней налоговой ставкой, называют долю собранного налога в стоимости налогооблагаемого объекта. Другими словами, налоговая ставка показывает какую часть стоимости налогоплательщик выплачивает в виде налога.

Американский экономист Артур Лаффер предположил, что между ставкой налога и налоговыми поступлениями существует не линейная, а более сложная связь.

Рисунок 2. Кривая Лаффера

Нелинейная зависимость говорит о том, что после некоторого значения налоговой ставки tоптим. общие налоговые поступления начинают снижаться. При высоких налоговых ставках будут действовать причины, описанные ранее: экономические агенты либо вообще прекращают свою деятельность, либо уходят в теневой сектор. При ставке налога равной 100% вообще нет смысла прилагать какие-либо усилия, поскольку весь доход будет изъят.

Кривая Лаффера представляет собой красивую модель, однако на практике она почти не применима, так как вывести эту кривую применительно к реальной экономике практически невозможно. Не известна также и та критическая точка, после которой налоговые поступления начинают снижаться. Считается, на основании проводившихся эконометрических расчетов, что оптимальная ставка лежит в интервале 35-45%.

Подведем итоги.

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, является мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка4.

Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений.

Функции налогов

Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

Налоги выполняют следующие функции:

1. Фискальная функциясостоит в финансировании государственных расходов. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов — форсирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и других). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и центрального взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

  1. Регулирующая функция — государственное регулирование экономики. Регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Через налоги власти воздействуют на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе.

3. Распределительная функцияналоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

4. Стимулирующая функцияналоговой системы является одной из важнейших, но это самая «труднонастраиваемая» функция. Как и любая другая, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.

Стимулирующая функция налогов является в современной российской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой.

5. Контрольная функцияналогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.

Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению. Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом.

6. Социальная функция– поддержание социального равновесия путём изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность из обращения на непроизводственные цели. В условиях РФ социальная функция налоговой системы бюджета весьма существенна в силу тех обязательств, которые несло советское государство перед населением и которое «по наследству» перешло к РФ. Многие социальные затраты, финансируемые государством за счет налогов (бесплатное образование, здравоохранение).

Социальная функция налогов проявляется и непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.).

Социальная функция налоговой системы требует детального исследования, как с точки зрения ее усиления, так и с точки зрения устранения неоправданных льгот и преимуществ, не отвечающих характеру рыночных преобразований, социальным критериям или внутрифедеральным отношениям.

Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления регулирующей функции налогов. В то же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста доходности производства, позволяет государству получить больше средств.

При помощи налогов можно поощрять или сдерживать определенные виды деятельности (повышая или понижая налоги), направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. Так предоставление налоговых льгот отраслям промышленности или отдельным предприятиям стимулирует их подъём и развитие. Назначая более высокие налоги на сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги. Предоставляя льготы, государство решает серьезные, порой стратегические задачи. Напр., не облагая налогами часть прибыли, идущую на внедрение новой техники, оно поощряет технический прогресс. А, не облагая налогами часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает предприятия к решению социальных проблем.

1.2. Функции налогов

Содержание каждой экономической категории невозможно раскрыть кратким определением. Необходимо иметь представление о роли каждой категории в системе отношений, особенностях и процессах, отражающихся в ней. Содержание экономических категорий наиболее полно раскрывается в тех функциях, которые они выполняют в экономической жизнедеятельности государства. Именно функции служат формой проявления сущности катего­рии.

Более полно сущность налогов раскрывается в их функциях.

Фун­кция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

Конкретная формулировка функций налогов вытекает из самого понятия налогов.

Наиболее дискуссионным вопросом в теории налогов является вопрос о названии и количестве функций.

В данном курсе лекций рассмотрим следующие функции налогов:

  • фискальную;

  • контрольно-учетную;

  • распределительную;

  • регулирующую;

  • контрольную

Из основного назначения налога как инструмента обеспечения государства денежными средствами для выполнения своих задач вытекает главная функция налогов — фискальная. Эта функция основная, характерная для всех государств во все периоды существования.

Фискальная функция проявляется в бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах развития. Фискальная функция налогов отражает форму принудительного лишения принадлежащей юридическому или физическому лицу собственности в форме капитала или заработка, рассматривается как своеобразный вид эксплуатации со сторо­ны государства.

Для этой функции характерно лишь одно свойство: максимальная мобилизация финансовых ресурсов в доходы государственного бюджета, что позволяет бесперебойно обеспечи­вать его доходную часть.

Н В фискальной функции заложены и экономические стимулы, так как сформированные преимущественно налоговым методом бюджетные ресурсы предназначены для развития непроизводственной сферы, обеспечения потребностей науки, здравоохранения, культуры и других общественных потребностей. Разумное целевое использование бюджетных ре­сурсов стимулирует общественный прогресс. Но такое стимулирование производства осуществляется, опосредовано и проявляется подчас через многие годы. В производстве создаются финансовые ресурсы для развития всех сфер деятельности, а поэтому производство — главный объект налогового стимулирования.

Отсюда следует, что налоговые отношения включают стимулирующую функцию, которая реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.

Вместе с этим стимулирующая функция налогов реализуется через стимулирование более эффективного использования природных ресурсов, земли, минерально-сырьевых ресурсов.

Из сущности налогов вытекает и распределительная, а точнее, перераспределительная, функция. Она обеспечивает процесс перераспределения части совокупного общественного про­дукта, главным образом чистого дохода, и направление одной его части на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), другой его части в Централизованный фонд государственных ресурсов, т. е. в бюджет государства в форме налогов. В этой функции реализуется общественное назначение налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений.

Через налоги реализуется главное их общественное назначение — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления собственных функций государства (политических, оборонных, внешнеэкономических, социальных, природоохранных и др.).

В соответствии с распределительной функцией, с одной стороны, происходит распределение и перераспределение доходов между различными уровнями государственного бюджета, с другой — распределяется налоговое бремя между различными категориями плательщиков.

Регулирующая функция неотделима от других функций, в частности, от фискальной функции. Расширение налогового метода изъятия и мобилизации государством части дохода хозяйствующих субъектов происходит при постоянном сопри­косновении функций в процессе производства.

Каждая функция отражает определенную сторону налоговых отношений: фискальная – отношение налогоплательщика к государству, основанное на максимальной мобилизации ресурсов в бюджет; регулирующая – отношение государства к налогоплательщику, в процессе создания благоприятных условий для развития экономики. В результате в фискальной функции, благодаря которой государство снабжается финансовыми ресурсами, заложено противоречие между необходимостью постоянного и все большего увеличения доходной базы государства и ограниченными возможностями юридических и физических лиц в обеспечении такого увеличения

Посредством регулирующей функции государство целенаправленно воздействует на экономический рост, структурную перестройку общественного производства, привлечение инвестиций и увеличение занятости, рост платежеспособности населения.

Налогам, как и финансам, присуща контрольная функция, которая способствует количественному и качественному отражению хода распределительного процесса, позволяет контролировать полноту и своевременность налоговых поступлений в бюджет и, в конечном счете, позволяет определять необходимость реформирования налоговой системы.

Контрольная функция налогов: описание и примеры

Сущность и задачи налогов прежде всего выражаются в функциях, которые они выполняют. Последних определено множество. Мы охарактеризуем каждую из них, подробно остановившись на контрольной функции налогов и ФНС. Приведем ее описание, примеры.

Что считается налогом?

Далее мы разберем контрольную функцию налоговых органов и налогов. Сначала рассмотрим характеристику термина.

Налог — это индивидуальный безвозмездный обязательный платеж, взимаемый принудительно специальными государственными органами с физических лиц и различных организаций. Цель такого сбора — обеспечение финансовой деятельности как государства вообще, так и его муниципальных образований.

При этом налоги отличают от всевозможных сборов и пошлин, взимание которых не безвозмездно, а является условием совершения плательщиками определенных действий, предоставления им государственных услуг, оформления какой-либо документации и проч.

Взимание налогов в РФ регулируется Налоговым Кодексом. Все они разделяются на федеральные, местные и региональные. Перечень конкретных налогов в каждой из групп утвержден в НК.

Совокупность всех установленных налогов, форм, методик, принципов их взимания, установления, отмены, контроля и изменения — это налоговая система государства.

Важно выделять и такие элементы налога, как:

  • Налогоплательщики.
  • Налоговая база.
  • Объекты налогообложения.
  • Налоговые льготы.
  • Единицы налогообложения.
  • Порядки исчисления.
  • Налоговые ставки.
  • Источники налога.
  • Налоговые периоды.
  • Порядки уплаты.
  • Налоговые оклады.
  • Сроки уплаты налогов.

Данные взносы в государственную казну — весьма распространенная категория. Поэтому в отношении налогов введено несколько классификаций:

  • Прямые и косвенные.
  • Аккордные и подоходные.
  • Регрессивные, прогрессивные и пропорциональные.

Спектр функций

Контрольная функция налогов — это лишь одна из составляющих. Всего же их выделяется несколько:

  • Фискальная.
  • Регулирующая.
  • Социальная.
  • Контрольная функция налогов.

Теперь озвучим характеристику категорий из этого списка.

Контрольная

Разберем сущность контрольной функции налога. Данная функция призвана создавать предпосылки для соблюдения пропорций стоимостей в процессе образования и дальнейшего распределения доходов различных экономических субъектов. Именно благодаря ей удается четко оценить эффективность того или иного налогового канала, а также налогового «пресса» на население. Возможно выявить необходимость внесения изменений в налоговую политику.

Контрольная функция налогов позволяет государству отслеживать как своевременность, так и полноту поступления в госбюджет денежных средств. При сборе она также помогает отслеживать, сравнивать их величины.

Налоги позволяют осуществить государству контроль над финансово-хозяйственной деятельностью своих граждан. Следить за их источниками дохода и расходами.

Пример контрольной функции налогов: происходит оценка поступивших денежных сумм от физических лиц и организаций. Затем — количественное сопоставление показателей по доходам с государственными потребностями в финансовых ресурсах. В последующем на основании этих данных оценивается эффективность созданной налоговой системы, обеспечивается контроль за финансовыми потоками и различными видами деятельности граждан. Эта функция позволяет также выявить необходимость коррекции НК и бюджетной политики государства в целом.

Зная, в чем состоит контрольная функция налогов, мы не станем ее отождествлять с налоговым контролем. Его осуществляют как налоговые, так и таможенные органы, определенные подразделения внебюджетных фондов. Задача всех этих ведомств — контролировать соблюдение налогового законодательства путем проведения различных форм налоговых проверок.

Социальная

Мы разобрали, в чем заключается контрольная функция налогов. Социальная является несколько отстраненной от нее, но в то же время тесно связанной с регулирующей и фискальной. Она выражается через взимание поимущественного и подоходного налогов. В большем размере такие сборы уплачивает обеспеченная часть населения, чтобы эти деньги в виде социальных льгот поступили малоимущим гражданам.

Конкретные механизмы реализации данной социальной функции — страховые платежи. Что же касается конкретно налога на доходы физических лиц, то тут существуют следующие перечни:

  • Доходов, которые не подлежат налогообложению.
  • Налоговых стандартных вычетов.
  • Профессиональных налоговых вычетов.

Кроме этого, вводится и список доходов, в отношении которых действуют повышенные налоговые ставки.

Фискальная

Фискальная функция, можно сказать, истекает из самой природы налога. Она характерна для государств различного строя и различных эпох. Именно при ее реализации формируются госресурсы и создаются необходимые материальные ресурсы, обеспечивающие существование государства.

Основная задача при воплощении данной функции в жизнь — обеспечение устойчивой доходной статьи бюджетов всех уровней. Это самое широкое понятие из всех обозначенных в данной статье функций. Тут понимается не только обеспечение участия граждан в формировании бюджета, из которого финансируются общегосударственные потребности.

Отметим, что реализация фискальной налоговой функции также имеет и ряд субъективных, объективных ограничений. Если налоговые поступления недостаточны, а государственные расходы становится невозможным сократить, то приходится прибегать к иным формам привлечения доходов в казну. По большей части, это внешние и внутренние государственные, местные, региональные займы. Негативный момент — они способствуют накоплению государственного долга.

Его обслуживание в дальнейшем за счет бюджетных средств часто приводит к усилению налогового бремени на население. Это вызывает недовольства налогоплательщиков, ведет к спаду производства. Следствие — взятие новых государственных займов. В результате этого выстраивается финансовая пирамида, не бесконечная по своей сути. В определенный момент она рушится, оборачиваясь крахом и для бюджета страны, и для накоплений граждан. Примеров в истории не так уж и мало.

Регулирующая

Не менее чем контрольная функция налогов, важна и регулирующая. В современных антикризисных условиях в РФ она имеет особое значение. Это воплощение активного воздействия государства на социальную и экономическую жизнь.

Во временном ключе эта функция связана с перераспределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, различными экономическими отраслями, государством и его территориальными образованиями. Главная ее задача — регулировать уровень дохода различных категорий населения. Это воплощается через систему налоговых сборов, льгот и платежей.

Цель применения льгот — уменьшение налоговых обязательств конкретных групп граждан. Тут выделяется следующее:

  • Изъятия. Льгота, направленная на выведение из-под налогообложения конкретных типов объектов.
  • Скидки. Это льготы, направленные на уменьшение налоговой базы.
  • Налоговый кредит. Льгота, направленная на уменьшение окладных сумм или налоговых ставок.

Что касается налоговых кредитов, они могут принимать следующие формы:

  • Понижение ставок налога.
  • Сокращение окладных сумм.
  • Налоговые каникулы — полное освобождение от уплаты налогов на конкретный промежуток времени.
  • Возврат уплаченного ранее налога — полный или частичный.
  • Отсрочка или рассрочка налогового платежа. Сюда входят и инвестиционные налоговые кредиты.
  • Зачеты ранее внесенных налогов.
  • Замена уплаты налога (или уплаты какой-то его части) натуральным выражением.

Эта функция направлена на регулирование финансовой и хозяйственной деятельности различных компаний и предприятий через систему налоговых платежей, которые аккумулируются государством и предназначаются для восстановления израсходованных ресурсов (по большей части природных), для их большего вовлечения в будущем в производство, для ускорения роста экономики.

К регулирующим налогам, как правило, относят следующее:

  • Налог на воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов.
  • Налог на пользование недрами.
  • Налог на получение права пользования объектами животного мира, водными биоресурсами.
  • Водный налог.
  • Лесной налог.
  • Экологический налог.
  • Дорожный налог.
  • Налог на собственность.
  • Транспортный налог.
  • Земельный налог.

Важно отметить, что регулирующая налоговая функция проявляет себя не только в сфере производства. Также она действует через платежеспособность физических лиц.

Налоговые подфункции

Контрольная функция налогов состоит в том, чтобы оценивать эффективность налоговых каналов и в дальнейшем корректировать на этой базе соответствующее законодательство.

Но кроме этой и иных функций, выделяются и подфункции налогов. Они проистекают из регулирующей. Их три:

  • Воспроизводственная.
  • Стимулирующая.
  • Дестимулирующая.

Разберем эти подкатегории детально.

Стимулирующая подфункция

Задача этой налоговой подфункции — поддержка развития различных экономических процессов. Реализация происходит через систему льгот и налоговых освобождений.

Например, современная налоговая система РФ предоставляет целый набор преференций малым предприятиям, объединениям инвалидов, предпринимателям, занятым в сфере с/х, организациям, занимающимся благотворительностью и проч.

Дестимулирующая подфункция

Как видно из названия, она обратна предыдущей, стимулирующей налоговой подфункции. В чем тут суть? При помощи дестабилизирующей подфункции государство, наоборот, затормаживает некоторые экономические процессы.

Воспроизводственная подфункция

Главная задача такой налоговой подфункции — накапливать средства на восстановление общегосударственных ресурсов.

Примерами тут будут отчисления взносов на воспроизводство минерально-сырьевой базы, восстановление водных ресурсов страны и проч.

Поощрительная функция

В некоторых системах и классификациях, помимо контрольной, социальной (перераспределительной), регулирующей и фискальной, порой выделяется и поощрительная функция. В ней выражается признание государством заслуг определенных категорий населения. В РФ это, к примеру, участники ВОВ, герои России, Советского Союза и др.

По своей сути эта функция — приспосабливание налоговой системы под социальную политику государства. Так, из налогооблагаемого дохода граждан делаются вычеты на содержание иждивенцев, несовершеннолетних детей, строительство и покупку жилья, осуществление благотворительной помощи. База налогообложения снижается и в связи с социальными расходами гражданина — покупкой медикаментов, платным обучением детей и проч.

Функции налоговых органов

Выше мы разобрали контрольную и иные формы функций налогов. Они иные в отношении налоговых органов. Например, контрольные функции Федеральной налоговой службы РФ будут несколько другими, чем самого налога.

Рассмотрим их спектр в отношении налоговых органов:

  • Фискальная. Обеспечение зачисления оплаченных гражданами и организациями сборов на счета ФНС своевременно и в полном объеме.
  • Правоохранительная. Это выявление нарушений налогового законодательства, а также своевременное их пресечение. Например, введение различных штрафных санкций за задержку налогового платежа, нарушений в отчетной документации и проч.
  • Консультационная (или информационная). У налоговых органов есть прямая обязанность информировать плательщиков по поводу правил уплаты налогов, норм и изменений НК.
  • Контрольная функция налоговых органов. Осуществление контроля за соблюдением НК, учет налогоплательщиков.

Дополнительные задачи ФНС

Перечислим и дополнительные контрольные функции налоговых органов:

  • Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в госказну налоговых платежей.
  • Контроль за производством и последующим оборотом этилового спирта, алкогольных и табачных продуктов.
  • Контроль за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции ФНС.
  • Контроль за информированием налогоплательщиков.

Контрольная функция налогов позволяет государству отслеживать объем и полноту поступления данных платежей, анализировать качество налоговых каналов. И на основе этих данных корректировать НК, бюджетную политику. Что касается контрольных функций ФНС, они отличны от функций собственно налогов.

Распределительная и налоговая функция налогов

Функции отражают экономический характер налогов. Это связано с тем, что система налогов в государстве, их совокупное значение демонстрирует степень реализации потенциала этого инструмента распределения и перераспределения общественного богатства.

В зависимости от того, в каком состоянии принимаются виды налогов и сборов, можно говорить о функциях, которые они выполняют в обществе. Более того, сама экономическая теория пока не может дать ответа на вопрос, какие функции выполняют налоги и что они должны выполнять в идеале, какими должны быть их виды и размеры.

Сейчас наиболее устоявшееся мнение состоит в том, что налоги наиболее эффективно будут выполнять две функции: налоговую функцию налогов и функцию распределения.

Первая, фискальная, функция налогов — одна из самых важных, и не только потому, что она реализована в подавляющем числе штатов. Его универсальность заключается в том, что он не опосредован какой-либо социально-экономической системой государства и его экономической системой.

Имея эту функцию, финансовые фонды и резервы любой страны, и именно фискальная функция налогов формирует необходимые условия для перераспределения общественного богатства между различными социальными и экономическими группами населения, хозяйствующими субъектами, секторами экономики.

Как известно, любое изменение количества налоговых поступлений существенно влияет на хозяйственную деятельность. Причем здесь имеется в виду не только сокращение этих доходов, но и увеличение их доходов, поскольку в этом случае социальная напряженность в обществе может возрасти. Следовательно, чрезвычайно важно добиться такого положения вещей, при котором будет обеспечено перераспределение общественного богатства на принципах экономической целесообразности. Выполнение этого условия позволяет обеспечить сочетание государственных и общественных интересов на уровне, приемлемом для обеих сторон.Отсюда делается вывод, согласно которому становится объективно необходимым, чтобы фискальная функция налогов была дополнена регулирующей или, как ее еще называют, распределительной.

Природа распределительного механизма была известна еще на стадии первичного накопления капитала. Настоящее, его современное содержание значительно изменилось. На данный момент функция распределения налогов выступает как необходимый и эффективный инструмент для стимулирования производственного процесса, его технологического перевооружения, поддержания оптимальных темпов.

Использование налогов как средства формирования государства объективно обуславливает необходимость контакта налогового процесса с его участниками — предприятиями, компаниями, населением. В процессе этого контакта роль распределительной функции еще больше. Если в период накопления капитала налоги в основном использовались для создания производства как такового, то на современном этапе налоги все больше проявляют себя как инструмент регулирования. Действие этого инструмента реализуется через виды налогов и сборов, установление налоговых ставок, предоставление преференций и льгот, применение санкций к различным участникам экономических отношений.Это показывает, что налоговая политика напрямую вмешивается в процесс экономических отношений в обществе. Кстати, из этого следует еще одна функция — контроль, суть которой вытекает из самой природы такого явления, как налоги. Перераспределение общественного продукта через налоги в этом случае неотделимо от отслеживания движения финансовых ресурсов в экономике.

В конечном итоге, суммируя все функции, которые выполняют налоги, следует признать, что они призваны обеспечивать баланс между государственными и общественными интересами и создавать благоприятные условия для прогресса.

.

Функции налогообложения — База знаний MBA

Налоги — это обязательные платежи вкладчиков в бюджет и во внебюджетные фонды в размере, установленном законом и в установленные сроки.

Функции налогов являются проявлением их сущности; они являются средством представления характеристик налогов. Функции налогообложения иллюстрируют его социальную цель распределения и перераспределения доходов на основе стоимости.Каждая из функций, выполняемых инструментом налогообложения, является проявлением внутреннего признака, индикатора или признака или данной экономической категории.

Существует пять основных функций налогообложения : фискальная, перераспределительная, регулирующая, контролирующая и стимулирующая.

1) Основная функция налогообложения — фискальная . Именно через фискальность налоги играют свою роль в формировании государственного бюджета, необходимого для реализации общенациональных и целостных государственных программ.Фискальная функция обеспечивает достижение основной социальной цели налогообложения — формирование финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения роли последнего (оборонная, социальная, экологическая и т.д.)

2) Распределение функция налогообложения выражает свою сущность как особый централизованный инструмент распределительных отношений и состоит в перераспределении социальных доходов между различными группами граждан: от богатых к малоимущим, что в конечном итоге обеспечивает обеспечение социальной стабильности населения.

3) Функция налогообложения , регулирующая , была инициирована, как только государство начало принимать активное участие в экономическом устройстве общества. Эта функция направлена ​​на достижение конкретных целей налоговой политики через механизм налогообложения. Налоговое регулирование включает в себя три подфункции:

  • Подфункция , стимулирующая , направлена ​​на развитие особых социально-экономических процессов и реализуется через систему льгот, льгот и преференций.Действующее законодательство предусматривает стимулирование ряда категорий налогоплательщиков, таких как владельцы малых предприятий, сельскохозяйственные производители, инвесторы или благотворительные организации.
  • Дестимулирующая подфункция тормозит некоторые социально-экономические процессы за счет сознательного преувеличения налогового бремени. Как правило, действие данной подфункции связано с введением завышенных налоговых ставок. Это, например, протекционистские меры государства, направленные на поддержку местных производителей путем введения запретительных импортных таможенных пошлин.Тем не менее, важно помнить, что налоговые отношения, как и любые другие отношения, должны постоянно воспроизводиться. Налоги нужно собирать сегодня, завтра и всегда. Вот почему использование дестимулирующей подфункции не должно приводить к ослаблению налоговой базы, подавлению или даже ликвидации источника налога. Такое преувеличение может привести к ситуации, когда не будет никаких доходов / процессов, подлежащих налогообложению.
  • Функция репликации (регенерации) объясняется следующим образом: путем налогообложения использования природных ресурсов, дорог, минеральных и первичных ресурсов государство использует эти доходы для восстановления эксплуатируемых ресурсов.

4) контролирует функцию налогообложения — посредством налогообложения государство контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических и физических лиц. Это также способствует контролю за источниками доходов и направлениями расходов.

5) Стимулирующая функция предусматривает особые условия налогообложения для определенной группы граждан, которые достигли социальных результатов (участники войн и т. Д.). Эта функция налогообложения имеет социальный аспект.

.

Функции налогов — Налоги и налоговая система США

Налоговые функции

Экономическая сущность налогов проявляется в их функциях. Под налоговыми функциями понимается их назначение. Мировая экономическая мысль признает две функции налогов: фискальную и экономическую. В современной экономической науке Соединенных Штатов нет единства взглядов на состав функций налогов. Так, например, И. В. Горский выделяет только одну функцию налогов (фискальную).В учебной литературе Соединенных Штатов наряду с фискальными и экономическими функциями вы можете найти такие налоги, как бюджетные, распределительные, стимулирующие, репродуктивные. Наиболее распространенная позиция — признание налогов трех функций: налоговой, регулирующей и контрольной.

Фискальная функция налогов заключается в том, что налоги генерируют доходы бюджета. Фискальная функция исторически является первой и отражает происхождение налогов: необходимость создания материальной основы для существования государства, выполнения его функций.

ИЗ ИСТОРИИ

Слово фиск происходит от лат. fiscus, что означает корзину. Изначально в Древнем Риме военный кассовый аппарат назывался фиском, где хранились деньги, предназначенные для выдачи. Позднее название частной кассы императора (в отличие от erary, т. Е. Сенатской казны) было названо фиском. Он находился в ведении чиновников и пополнялся за счет доходов имперских провинций. С IV века.AD Fisk — это единый общенациональный финансовый центр Римской империи, откуда поступали все виды доходов и сборов и откуда поступали инструкции по чеканке монет, порядку сбора налогов, платежей. Сегодня под термином «фиск» это именно государственная казна.

Через фискальную функцию налогов проявляется их экономическая сущность. Через налоги происходит перераспределение ВВП, что позволяет генерировать доходы государственного бюджета. Налоги — это форма государственных доходов.В распоряжении современного государства, помимо налогов, находятся такие виды доходов, как доходы от государственного имущества, внешние и внутренние займы, доходы от денежной эмиссии, доходы от внешнеэкономической деятельности государства. В ХХ в. в странах с развитой рыночной экономикой налоги в среднем составляли 80-90% доходов бюджета. Это положение сохраняется. В США налоги обеспечивают более 80% доходов федерального бюджета.

Объем налоговых поступлений в бюджет зависит от количества налогов, взимаемых в государстве, размера налоговых ставок, масштабов применения налоговых льгот, уровня налоговой дисциплины, эффективности налогового администрирования.Все это результат налоговой политики государства.

Регулирующая функция налогов заключается в том, что налоги являются одним из инструментов воздействия государства на социально-экономическое развитие общества. Регулирующая функция, как и фискальная функция, отражает экономический характер налогов. Налоги, являясь инструментом перераспределения ВВП, могут влиять как на индивидуальное воспроизводство, так и на общественное воспроизводство в целом. Влияние налогов на экономику может быть как отрицательным, так и положительным.

Негативное влияние налогов лежит на поверхности, и это давно признано наукой. Позитивное влияние налогов на воспроизводство ученые признали гораздо позже.

Налоги, отбирающие часть дохода хозяйствующего субъекта, не могут быть нейтральными по отношению к индивидуальному воспроизводству. Налоги уменьшают прибыль, остающуюся в распоряжении экономического или физического лица. Это приводит к тому, что фермерские хозяйства теряют возможности для расширения производства, население сокращает потребление и сбережения.Уменьшение сбережений приводит к сокращению инвестиций, падению производства в будущем. В результате возникают негативные последствия для общественного производства, поскольку совокупный спрос уменьшается и, как следствие, совокупное предложение уменьшается. В обществе темпы экономического роста в целом снижаются. Такое негативное влияние налогов на индивидуальное и общественное воспроизводство объективно.

ИЗ ИСТОРИИ

Долгое время наука считала налоги неизбежным злом.Д. Рикардо считал налоги злом, поскольку они препятствуют образованию и накоплению капитала. Ж.-Б. Сэй говорил о том, что налоги не только губят промышленность, но и … порождают ложь, портят нравственность, вызывают склонность к лени.

Однако уже в XVII-XVIII вв. Экономическая наука поставила вопрос о возможном положительном влиянии налогов на производство. Маккалок считал, что рост налогов оказывает такое же сильное влияние на нацию, как частное лицо, увеличивающее свою семью или свои необходимые расходы.Рост налогов, по мнению Ж.-Б. Скажем, стимулирует трудолюбие, предприимчивость и смекалку. Человек, желающий сохранить свой уровень жизни, должен больше работать под давлением роста налогов.

Хозяйствующий субъект, желающий сохранить в своем распоряжении определенный объем прибыли, должен более рационально вести свое производство, искать новые технологии.

Положительное влияние налогов на производство доказала, прежде всего, практика налогообложения. В XVIII в.Во многих европейских странах остро стояла проблема роста населения, что было вызвано быстрым развитием производства. Политика увеличения населения включала налоговые меры. Так, в Англии налоги на холостяков (налог платили мужчины старше 25 лет, не состоящие в браке, и бездетные вдовцы). В Испании лица, имеющие шестерых детей, рожденных в браке, полностью освобождены от налогов.

В XVIII в. Во Франции из-за возросшего налогообложения потребления предметов роскоши были созданы налоговые льготы для тех отраслей, в развитии которых правительство было особенно заинтересовано.

В XIX веке. Активное развитие косвенного налогообложения способствовало значительному увеличению объемов производства спиртзавода и сахара из сахарной свеклы, поскольку рост налоговой нагрузки вынудил предпринимателей активно внедрять новые технологии в производство.

В XIX веке. наука полностью признала за налогами возможность их положительного влияния на экономику. Маржинализм с помощью математических методов установил характер связи между налогами и их стимулирующим влиянием на производство.

Регулирующая функция налогов, как и фискальные функции, реализуется через налоговую политику государства. Государство, уменьшая количество налогов, снижая налоговые ставки, устанавливая дополнительные налоговые льготы, способствует развитию частного бизнеса и тем самым росту экономического роста. В то же время государство может сдерживать развитие отдельных отраслей и видов производства, повышая налоговые ставки, отменяя налоговые льготы, вводя дополнительные налоги для организаций таких отраслей.Таким образом, государство через налоги влияет на формирование отраслевой, межотраслевой и региональной пропорций экономики. В современных условиях налоги признаны важным экономическим инструментом воздействия государства на объемы потребительского спроса, инвестиций, темпов экономического роста, а также стимулирования отдельных видов, отраслей и сфер экономики.

Фискальные и регулирующие функции налогов взаимосвязаны. И эта связь носит своеобразный характер. Усиление налоговой нагрузки способствует росту налоговых поступлений в бюджет в краткосрочной перспективе.В то же время увеличение налогового бремени подрывает стимулы для экономического развития. Следовательно, в долгосрочной перспективе налоговые поступления будут уменьшаться из-за роста количества банкротств, снижения предпринимательской и трудовой активности, а также из-за нежелания людей платить высокие налоги (что отразится на вывозе капитала за границу. , в заботе о теневой экономике, в уклонении от уплаты налогов). Снижение налоговой нагрузки, напротив, сначала снижает фискальный эффект, но активизирует стимулирующее воздействие налогов на экономику.Таким образом, в долгосрочной перспективе за счет роста деловой активности налоговые поступления государства увеличиваются даже в условиях низкой налоговой нагрузки.

Следует отметить, что только экономисты США выделяют функцию налогового контроля . В учебной литературе функция налогового контроля часто отождествляется с налоговым контролем, проводимым налоговыми органами. С таким подходом можно не согласиться. Функция налогов — их объективное назначение.Налоговый контроль — это субъективная деятельность государства по обеспечению соблюдения налогового законодательства.

Функция контроля налогов заключается в следующем. В условиях развитой рыночной экономики налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля государства над финансово-хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов, разумностью источников доходов, их законностью и направлениями расходования финансовых ресурсов. При прочих равных исключается из конкурса тот, кто не может рассчитаться с государством.Если хозяйствующий субъект разоряется из-за уплаты налогов, а другие участники рынка продолжают успешно вести бизнес, это свидетельствует о низкой эффективности производственной деятельности разоренного игрока. Неслучайно сегодня бизнес-сообщество активно выступает против противоправных действий по уклонению от уплаты налогов и за разработку государством эффективных мер по выявлению тех налогоплательщиков, которые минимизируют свои налоговые платежи, нарушая нормы налогового законодательства. Ведь тот, кто не платит налоги, получает очевидные конкурентные преимущества по сравнению с добросовестными и законопослушными налогоплательщиками.

* * *

Возникновение и развитие налогов неразрывно связано с возникновением и развитием государства. По мере развития государства, та

.

Показатели бюджетной децентрализации


Финансовый Показатели децентрализации

Это примечание содержит документацию по базе данных фискальной децентрализации Индикаторы, полученные от МВФ Статистика государственных финансов (GFS). Включены типы индикаторов включены, а также некоторые инструкции о том, как использовать и как не использовать индикаторы, а также где найти информацию.

Скачать данные. [xls 491K] (The индикаторы пока недоступны в SIMA. На основе данных, полученных в Март 2001 г.).

Состав:

Скачать версия этой страницы в формате PDF [25K].

Примеры использования данных:

Субнациональный Доля расходов в ЕЦА / 1

/1 Расходы на оборону и процентные платежи были вычтены, так как они редко децентрализованный.

Вертикальный Дисбаланс в LAC / 2

/2 Измерено как переводы субнациональным правительствам как доля субнационального правительства Расходы.

Измерение Уровни децентрализации: сильные и слабые стороны Статистика государственных финансов

Децентрализация представляет собой сложную и многогранную концепцию, охватывающую фискальную, политическую, и административные аспекты.При измерении децентрализации одинаково сложные, фискальные потоки к, от и между различными уровнями правительства можно использовать для оценки некоторых аспектов фискальной децентрализации. Лучший источником межстранового анализа фискальных потоков является Международный Денежные фонды Статистика государственных финансов (GFS), которая предоставляет данные с единообразными определениями по странам и годам. Цель СГФ заключается в предоставлении данных для мониторинга, анализа и оценки производительность секторов государственного управления в рамках, которые применимо в странах с разными правовыми и институциональными структур, но не особо сосредоточены на вопросах децентрализации.В следующих разделах обсуждаются некоторые преимущества и недостатки. использования GFS для оценки фискальной децентрализации.

Почему Использовать GFS?

Стандартизация фискальных переменных — это самая важная сильная сторона СГФ. Эта однако стандартизация неизбежно ведет к потере деталей и богатство данных, которое необходимо учитывать при использовании данных GFS для оценки децентрализация.СГФ ежегодно охватывает 149 стран и единственный источник данных с таким всесторонним охватом, хотя количество стран с субнациональными данными сократилось примерно на две трети. В рамках СГФ проводится различие между государственными или провинциальными и местными правительства, важное отличие в контексте децентрализации, и имеет более 50 переменных для каждого уровня правительства, что позволяет достаточно подробный анализ фискальных потоков.

Расходы

Структура СГФ обеспечивает разбивку расходов по функциям и по хозяйственный тип. Функциональная разбивка расходов является полезным инструмент анализа отраслевых аспектов децентрализации. Страны различаются значительно по каким видам расходов децентрализованы; например в Румынии субнациональные правительства тратят больше на здравоохранение, чем на образование, в то время как в Латвии субнациональные органы власти тратят на образование в 20 раз больше чем на здоровье.Следует отметить, что сравнения функциональных затрат на всех уровнях государственного управления должны выполняться с осторожностью, поскольку данные GFS включают межбюджетные трансферты в дополнение к прямым функциональным расходам.

в разбивке по экономическим типам проводится различие между текущими и капитальными расходы, но без учета процентных платежей. Защита и процентные выплаты редко децентрализованы, и они потенциально могут исказить меры децентрализации, а GFS содержит необходимую информацию чтобы приспособиться к этой проблеме.Например, США, несмотря на Поскольку страна намного больше, доля расходов на субнациональном уровне ниже. чем в Швейцарии. Однако если исключить расходы на защиту и проценты от субнационального отношения к общему количеству, Соединенные Штаты имеют более высокий субнациональная доля расходов, чем Швейцария.

В то время как различные модели расходов можно оценить по данным СГФ, меньше можно сказать об автономности расходов.Расходы, санкционированные расходы центрального правительства отражаются как субнациональные расходы, хотя субнациональные органы власти могут не иметь автономии в принятии решений о расходах.

Выручка

GFS доходы могут быть разделены на налоговые и неналоговые, межправительственные переводы и другие гранты. Типичный вопрос, который задают при децентрализации контекст — это то, насколько автономны субнациональные правительства в повышении доход; например, сколько собирается за счет общих налогов по сравнению с комбинированные налоги по сравнению с налогами, определяемыми на местном уровне ?.Появляются общие налоги в качестве доходов субнационального уровня, хотя субнациональное правительство не имеет автономия в определении базы или ставки дохода, поскольку отчеты GFS доходы, основанные на том, какой уровень правительства в конечном итоге получает доходы.

Вертикальный Дисбаланс

Вертикальный дисбаланс — или степень, в которой субнациональные правительства полагаются на доходы центрального правительства для поддержки их расходов — могут быть измеряется межбюджетными трансфертами как доля субнациональных расходов.Эта мера не различает, какая доля переводов является условной. по сравнению с общим назначением, и данные GFS не предоставляют эту информацию.

Покрытие

В то время как структура для GFS очень обширна, доступные данные гораздо менее исчерпывающий при анализе децентрализации. Например, только 46 стран сообщили о расходах как на национальном, так и на субнациональном уровне. уровень в 1996 году:

Центральный и местный

32

Центральный и провинциальный

2

Центральный, Провинциальные и местные

12

Всего

46

Это ограниченный охват отражает отсутствие отчетных данных, а не несколько стран с местными и провинциальными властями.Это плохое покрытие может привести к смещение выборки. Вполне вероятно, что страны, представившие субнациональные данные имеют хорошо развитые субнациональные правительства или могут быть сосредоточены на децентрализация фискальной ответственности, и поэтому выборка не может использоваться как репрезентативная группа всех стран. Более серьезная проблема в том, что даже когда страны сообщают фискальные данные, они не всегда сообщают данные для всех уровней государственного управления, поэтому данные представляют собой неполные картина субнационального государственного сектора в этих странах.

GFS как правило, не сообщают о нефинансовых государственных предприятиях и финансовые учреждения, что может привести к неверному толкованию, если некоторые правительства передали большую часть своей деятельности таким организациям в то время как другие правительства этого не сделали.

Агрегация

Субнациональный данные в GFS агрегированы по всем правительствам в рамках одного ярус.Региональные различия могут быть важными факторами при разработке справедливой и успешная децентрализация, но GFS не предоставляет информацию для анализа разброса по субнациональным регионам. Таким образом, есть нет оснований для оценки горизонтальных дисбалансов, т.е. разброса в способность субнациональных органов власти увеличивать местные доходы. С уважением к вертикальному дисбалансу, возможно, что в некоторых провинциях могут быть большие вертикальные дисбалансы, тогда как другие практически автономны, но агрегирование фискальных данных запрещает такую ​​оценку.

Номер уровней и юрисдикций

количество уровней правительства и количество юрисдикций в каждом уровень — важная мера структуры субнационального правительства, и имеет потенциальные последствия для предоставления услуг. Структура GFS отражает три уровня, хотя данные по всем из них предоставляются редко. уровни, и, как отмечалось выше, они не разбиты по юрисдикции.Таблицы организаций в Ежегоднике GFS предоставляют информацию о количество уровней и юрисдикций на каждом уровне.

Список индикаторов и формул, используемых для их расчета

Условные обозначения:

Буквенный и цифровой коды совпадают с GFS:

А.я

Всего доходы и гранты

A.II

Всего выручка

A.IV

Налог выручка

А.18

Переводы из других уровней национального правительства

B.I

Всего расходы (= C.II)

B.1

Генерал коммунальные услуги

Б.2

Оборона

B.3

Общественное порядок и безопасность

B.4

Образование

Б.5

Здоровье

B.6

Социальные безопасность и благополучие

B.7

Корпус и коммунальные услуги

Б.8

Рекреационный, по вопросам культуры и религии и услуг

В.9

Топливо и энергия

В.10

Сельское и лесное хозяйство, рыболовство и охота

Б.11

Добыча и полезные ископаемые, производство и строительство

B.12

Транспорт и связь

B.13

Прочие экономические вопросы и услуги

Б.14

Прочие расходы

C.II

Общие расходы (= B.I)

C.3.2

Текущие трансферты другим уровням государственного управления

С.7.1.1

Капитальные трансферты другим уровням государственного управления

В квадратных скобках указан уровень управления:

Центров:

Центральное правительство

Pro:

Правительство штата или провинции

Расположение:

Местное самоуправление

Главный индикаторы:

Субнациональный расходы (% от общих расходов)

С.II [Loc] C.3.2 [Loc] — C.7.1.1 [Loc] + C.II [Pro] C.3.2 [Pro] C.7.1.1 [Pro
C.II [Cen] — C.3.2 [Cen] — C.7.1.1 [Cen] + C.II [Loc] C.3.2 [Loc] — C.7.1.1 [Loc] + C.II [Pro] — C.3.2 [Pro] — C.7.1.1 [Pro]

Субнациональный выручка (% от общей выручки)

A.II [Loc] + A.II [Pro]
A.II [Loc] + A.II [Pro] + A.II [Cen]

Вертикальный Дисбаланс (%)

А.18 [Loc] + A.18 [Pro]
C.II [Loc] + C.II [Pro]


Расходы на субнациональном уровне (% ВВП)

C.II [Loc] — C.3.2 [Loc] — C.7.1.1 [Loc] + C.II [Pro] — C.3.2 [Pro] C.7.1.1 [Pro]
ВВП


Субнациональные доходы (% ВВП)

A.II [Loc] + A.II [Pro]
ВВП

Состав субнациональных доходов и грантов

Налог доход (% от общих региональных доходов и грантов)

А.IV [Loc] + A.IV [Pro]
A.I [Loc] + A.I [Pro]

Переводы с других уровней правительства (% от общей субнациональных доходов и грантов)

A.18 [Loc] + A.18 [Pro]
A.I [Loc] + A.I [Pro]

Структура расходов на субнациональном уровне

Общие общественные услуги (% от общего числа субнациональных расходы)

Б.1 [Loc] + B.1 [Pro]
B.I [Loc] + B.I [Pro]

Оборона (% от общих субнациональных расходов)

B.2 [Loc] + B.2 [Pro]
.I [Loc] + B.I [Pro]

Общественный порядок и безопасность (% от общего числа субнациональных расходы)

B.3 [Loc] + B.3 [Pro]
B.I [Loc] + B.I [Pro]


Образование (% от общих субнациональных расходов)

Б.4 [Loc] + B.4 [Pro]
B.I [Loc] + B.I [Pro]

Здоровье (% от общих расходов на субнациональном уровне)

B.5 [Loc] + B.5 [Pro]
B.I [Loc] + B.I [Pro]


Социальное обеспечение и социальное обеспечение (% от общих расходов на субнациональном уровне)

B.6 [Loc] + B.6 [Pro]
.I [Loc] + B.I [Pro]


Жилищно-коммунальное хозяйство (% от общих расходов на субнациональном уровне)

Б.7 [Loc] + B.7 [Pro]
B.I [Loc] + B.I [Pro]

Развлекательный, культурные и религиозные вопросы и услуги (% от общего числа субнациональных расходы)

B.8 [Loc] + B.8 [Pro]
B.I [Loc] + B.I [Pro]

Топливо и энергия (% от общих расходов на субнациональном уровне)

B.9 [Loc] + B.9 [Pro]
B.I [Loc] + B.I [Pro]


Сельское и лесное хозяйство, рыболовство и охота (% от общего субнационального расходы)

Б.10 [Loc] + B.10 [Pro]
B.I [Loc] + B.I [Pro]

Добыча и минеральные ресурсы, производство и строительство (% от общих расходов на субнациональном уровне)

B.11 [Loc] + B.11 [Pro]
B.I [Loc] + B.I [Pro]

Транспорт и связь (% от общего числа субнациональных расходы)

B.12 [Loc] + B.12 [Pro]
B.I [Loc] + B.I [Pro]

Прочие экономические дела и услуги (% от общего расходы)

Б.13 [Loc] + B.13 [Pro]
B.I [Loc] + B.I [Pro]

Прочие расходы (% от общих субнациональных расходов)

B.14 [Loc] + B.14 [Pro]

B.I [Loc] + B.I [Pro]

Источники

Данные от правительства Статистика финансов, Международный валютный фонд.
Получено в SIMA.

.
Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *