Сборник диктантов с грамматическими заданиями по русскому языку для учащихся 9-11 классов 2016 год |
Автор-составитель:
Денисова Н.М., учитель русского языка МКОУ «СОШ№1»
В сборнике представлены целостные и адаптированные тексты диктантов для промежуточного и итогового контроля знаний учащихся 9-11 классов. Тексты сопровождаются грамматическими заданиями.
Сборник адресован учителям русского языка, работающим в 9-11 классах.
Пояснительная записка
Диктант – одна из основных форм контроля по русскому языку. Этот вид работы является весьма эффективной проверкой орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.
Сборник диктантов по русскому языку адресован учителям, работающим в 9-11 классах. Представленные в сборнике тексты диктантов предназначены для организации уроков контроля усвоенных обучающимися знаний. Грамматические задания к текстам помогают учащимся подготовиться к выполнению ряда заданий ГИА и ЕГЭ.
В сборнике использованы как целостные, так и адаптированные тексты из художественных и публицистических произведений, а также материалы с популярных Интернет-сайтов, соответствующие нормам современного литературного языка, понятные и доступные по содержанию учащимся.
Образцы диктантов составлены в соответствии с требованиями школьной программы базового уровня.
В сборнике представлены диктанты на все основные орфограммы и пунктограммы школьного курса.
Подборка контрольных диктантов для 9 класса.
Работа №1.
Вид работы: диктант с грамматическим заданием.
Рекомендуемые сроки проведения: вторая неделя сентября.
Цель: проверка уровня знаний учащихся за курс 8 класса.
Вопросы , подлежащие проверке:
1. Умение находить в тексте простые и сложные предложения.
2. Синтаксический разбор предложения.
3. Соблюдение единого орфографического и пунктуационного режима. 4. Общая грамотность, каллиграфия.
5. Словообразовательный разбор слов.
6. Фонетический разбор слов.
Диктант
Разорив муравейник, Тэдди двинулся дальше, перевалил через широкий холм, поросший сухим еловым лесом с голыми вершинами, прошел оврагом, наткнулся на малинник и не вышел из него до самого вечера.
Поначалу Тэдди пугали налеты рябчиков и глухарей, плеск рыбы в маленьких озерах, шум леса, треск проходящих мимо лосей. Его пугали незнакомые страшные запахи, резкие и чуть слышные. Но он, побеждая страх, без конца исследовал все звуки и запахи, чтобы, встретив их в другой раз, уже идти им навстречу, или уходить, или вообще не обращать внимания.
В его теперешней жизни было одно счастливое обстоятельство, о котором он сначала не догадывался: ему не нужно никого было бояться, кроме человека. Ему не страшны были ни волки, ни рыси, ни крошечные куницы – все те ужасные существа, от которых плохо приходится мелкому зверю и птице. Его никто не трогал, и не нужно было ему ни прятаться, ни убегать, чувствуя за собой легкий и страшный топот погони. Наоборот, все его боялись, так как здесь, в лесу, он, сам того не подозревая, был самым крупным и опасным зверем. ( По Ю.Казакову)
Грамматическое задание:
1) Выполните синтаксический разбор предложения:
I вариант - Разорив муравейник, Тэдди двинулся дальше, перевалил через широкий холм, поросший сухим еловым лесом с голыми вершинами, прошел оврагом, наткнулся на малинник и не вышел из него до самого вечера.
II вариант - Поначалу Тэдди пугали налеты рябчиков и глухарей, плеск рыбы в маленьких озерах, шум леса, треск проходящих мимо лосей.
2) Словообразовательный разбор слов:
I вариант - еловым, прошел.
II вариант - навстречу, малинник.
3) Фонетический разбор слов:
I вариант - разорив.
II вариант - еловым.
Работа №2.
Вид работы: диктант с грамматическим заданием.
Рекомендуемые сроки проведения: по итогам 1 четверти.
Цель: проверка уровня знаний учащихся на конец 1 четверти.
Вопросы , подлежащие проверке:
1.Синтаксический разбор сложносочиненного и сложноподчиненного предложений.
2.Составление схем сложных предложений.
3.Морфемный разбор слов.
4.Определение подчинительной связи в словосочетаниях.
5. Соблюдение единого орфографического и пунктуационного режима. 6. Общая грамотность, каллиграфия.
Малиновые горы.
Малиновые горы – один из лучших уголков Северного Урала. Особенной высотой они не отличаются, но это не мешает им составлять центр громадного горного узла. Старинное башкирское название этих гор как-то потерялось, а нынешние они получили благодаря тому, что по увалам растёт в изобилии малина. И такая малина – сравнить нельзя с лесной, но вызревая на солнце, эта горная малина приобретает особенный вкус.
С Малиновой горы открывается единственный в своем роде вид. Одних горных озер можно досчитать только до сотни, и это придаёт картине совершенно особенный характер, точно горами прикрыто какое-то подземное море. Эти озёра уходят далеко в благоверную башкирскую степь. Они отличаются глубиной, красиво разорванной береговой линией, массой островов, прозрачной водой и тем, наконец, что все они соединены между собой протоками, составляя один громадный резервуар, из которого берут воду уходящие в степь реки.
Вообще цепь горных озёр составляет главную красоту восточного склона Урала, являясь в то же время неистощимым запасом живой силы.
Грамматическое задание:
1) I вариант - Найдите сложносочинённое предложение, произведите его синтаксический разбор, составьте схему.
II вариант - Найдите сложноподчинённое предложение, произведите его синтаксический разбор, составьте схему.
2) Морфемный разбор слов:
I вариант - рассказывают, разорванной, восточного.
II вариант - составлять, неистощимым, громадный.
3) Определите тип подчинительной связи в словосочетании:
I вариант –Малиновые горы.
II вариант – живой силы.
Работа №3.
Вид работы: диктант с грамматическим заданием.
Рекомендуемые сроки проведения: по итогам 2 четверти.
Цель: проверка уровня знаний учащихся.
Вопросы , подлежащие проверке:
1)Синтаксический разбор сложносочиненного и
сложноподчиненного предложений.
2)Определение вида придаточных предложений.
3)Составление схем сложных предложений.
4)Различие союзов и союзных слов.
5)Морфемный разбор слов.
6)Морфологический разбор слов.
7)Соблюдение единого орфографического и пунктуационного режима. 8) Общая грамотность, каллиграфия.
Скрипучие половицы.
Дом рассохся от старости. Он стоял на поляне в сосновом лесу, и от сосен все лето тянуло жаром.
Чайковскому нравился этот деревянный дом. В комнатах слабо пахло скипидаром и белыми гвоздиками, которые в изобилии цвели перед крыльцом. Растрёпанные, высохшие они напоминали клочья пуха, прилипшего к стебелькам.
Единственное, что раздражало композитора - скрипучие половицы. Чтобы пройти от двери к роялю, надо было переступить через пять шатких половиц. Со стороны это выглядело, должно быть, забавно, когда пожилой композитор пробирался к роялю, приглядываясь к половицам прищуренными глазами.
Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как потрескивая, пропоёт то одна, то другая половица. Это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивали инструменты. То на чердаке, то в маленьком зале, то в застеклённой прихожей кто-то трогал струны. Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал её. Он напрягал память и вздыхал. Как жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть! Проиграть незамысловатую песню пересохшего дерева, оконных стёкол с обвалившейся замазкой, ветра, постучавшего веткой по крыше.
Но когда-нибудь всё это он воплотит в своей музыке.
( По К.Паустовскому.)
Грамматическое задание:
Определите вид придаточных предложений:
I вариант – в 3 абзаце.
II вариант - в 4 абзаце.
Морфемный разбор слов:
I вариант -проиграть, пробирался, постучавшего.
II вариант - переступить, напоминали, с обвалившейся.
3)Морфологический разбор слов:
I вариант – проснувшись;
II вариант – потрескивая.
Работа №4.
Вид работы: диктант с грамматическим заданием.
Рекомендуемые сроки проведения: по итогам 3 четверти.
Цель: проверка уровня знаний учащихся.
Вопросы , подлежащие проверке:
1.Синтаксический разбор сложных предложений с разными видами связи.
2.Морфемный разбор слов
3.Морфологический разбор слов
4.Соблюдение единого орфографического и пунктуационного режима.
5.Общая грамотность, каллиграфия.
Журчеёк.
Если вас когда-нибудь осчастливит судьба, и вы в летнюю пору спуститесь к болоту, а потом по узенькому мостку перейдете заросшую осокою и кувшинками речушку с нежным именем Конопляночка, то на опушке небольшого лесочка вы услышите неугомонное мелодичное журчание.
Оно всегда разное: на утренней зорьке, под ватниками тумана, звуки тише, мягче, более кроткие, чем солнечным жарким днем, когда вода разбавленная небесной голубизной, становится лазурнее, прозрачнее, кажется звонче. Проносится ветер над лесом
– ручеек затихает, затаивается. А когда водную гладь трогают струйки дождя, ручейковую музыку не описать, до того она красива в осеннюю непогодь. Когда деревья роняют на воду золото листвы, в журчание слышатся и грустные мелодии расставания с летом, и жизнерадостные песнопения о волшебной необходимости зимнего отдыха перед буйством грядущей весны.
Журчит на радость всем ручеёк. И, может быть, поэтому него такое красивое имя – Журчеёк. ( По П. Дудочкину.)
Грамматическое задание:
1)I вариант – Синтаксический разбор 1 предложения.
II вариант - Синтаксический разбор 2 предложения
2)Морфемный разбор слов:
I вариант – услышите, неповторимом.
II вариант - затихает, жизнерадостные.
3) Морфологический разбор слов: I вариант -такое. II вариант - него.
Работа №5.
Вид работы: диктант с грамматическим заданием.
Рекомендуемые сроки проведения: по итогам года.
Цель: итоговая контрольная проверка уровня знаний учащихся.
Вопросы , подлежащие проверке:
1.Предложения сложной синтаксической конструкции с сочинительной и подчинительной связью. Знаки препинания в нем.
2. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
3. Виды подчинения в сложном предложении.
4. Словообразовательный разбор слов.
5. Типы связи слов в словосочетании.
6.Соблюдение единого орфографического и пунктуационного режима. 7. Общая грамотность, каллиграфия.
Утро в степи.
Ранее весеннее утро – прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке ещё толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, предрассветные тучки. Там сейчас выплывет в огненном зареве солнце. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. Степь весело пестреет цветами. Ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни, смешанной с нежным, похожим на миндаль, ароматом повилики. Всё блещет, нежится и радостно тянется к солнцу. Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшим редким кустарником, ещё лежит, будто бы напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени. Высоко в воздухе, невидимые глазу, трепещут и звенят жаворонки. Неугомонные кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь проснулась и ожила. Кажется, она дышит глубокими, ровными и могучими вздохами.
( По П. Дудочкину.)
Грамматическое задание:
Выполните синтаксический разбор предложения:
I вариант – «В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы».
II вариант - «Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшим редким кустарником, ещё лежит, будто бы напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени».
Словообразовательный разбор слов:
I вариант – высоко, бледнея.
II вариант - радостно, переливаясь.
Определение типа связи слов в словосочетании:
I вариант – выписать словосочетание со связью согласование.
II вариант - выписать словосочетание со связью управление.
Подборка диктантов для 10 класса
Работа №1.
Вид работы: диктант с грамматическим заданием.
Рекомендуемые сроки проведения: вторая неделя сентября.
Цель: проверка уровня знаний учащихся за курс 10 класса.
Вопросы, подлежащие проверке:
1. Соблюдение единого орфографического и пунктуационного режима. 2. Синтаксический разбор предложения.
3. Общая грамотность, каллиграфия.
5.Словообразование.
6. Типы связи слов в словосочетании.
7. Грамматические признаки наречия и предлога.
Время проведения: 45 минут.
Опасная профессия
1)В погоне за интересными кадрами фотографы и кинооператоры часто переходят границу разумного риска.
2) Не опасна, но почти невозможна в природе съёмка волков. 3) Опасно снимать львов, очень опасно - тигров. 4) Нельзя сказать заранее, как поведёт себя медведь - этот сильный и, вопреки общему представлению, очень подвижный зверь. 5) На Кавказе я нарушил небезызвестное правило: полез в гору, где паслась медведица с медвежатами. 6) Расчёт был на то, что, мол, отец и мать уже не так ревниво оберегает потомство. 7) Но я ошибся... 8) При щелчке фотокамеры, запечатлевшей двух малышей, дремавшая где-то поблизости мать кинулась ко мне, как торпеда. 9) Я понимал: ни в коем случае нельзя бежать - зверь бросится вслед.10) На месте оставшийся человек медведицу озадачил: она вдруг резко затормозила и, пристально поглядев на меня, кинулась за малышом.
11)Снимая зверей, надо, во-первых, знать их повадки и, во-вторых, не лезть на рожон. (123 слова)
Грамматические задания:
Вариант 1.
1.Выпишите из 1 предложения слово, образованное приставочным способом.
2.Выпишите из 1-2 предложений наречия.
3.Выпишите из 1 предложения словосочетание со связью примыкание.
4.Синтаксический разбор 11 предложения.
Вариант 2.
1.Выпишите из 4 предложения слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
2.Выпишите из 4 предложения производный предлог.
3.Выпишите из 2 предложения словосочетание со связью примыкание.
4. Синтаксический разбор 10 предложения.
Работа №2.
Вид работы: диктант с грамматическим заданием.
Рекомендуемые сроки проведения: по итогам первого полугодия.
Цель: проверка уровня знаний учащихся.
Вопросы , подлежащие проверке:
1. Соблюдение единого орфографического и пунктуационного режима. 2. Синтаксический разбор предложения.
3. Общая грамотность, каллиграфия.
5. Словообразование.
6. Типы связи слов в словосочетании.
7. Грамматические признаки причастия.
8.Грамматические признаки служебных частей речи.
Время проведения: 45 минут.
Текст диктанта.
1)Бывалого человека неудержимо притягивают обширные просторы родной русской природы. 2)Быть может, поэтому так страстно увлекался и увлекаюсь охотой. 3)В охоте, в давнишних морских скитаниях, в лесных поэтических ночлегах оживал во мне светловолосый мечтательный мальчик с непокрытою, выгоревшей на солнце головою.
4)Люди, порывающие связь с природой, не могут почувствовать себя вполне одинокими. 5)Как в мечтательном детстве, по-прежнему раскрыт перед ними прекрасный солнечный мир. Все чисто, радостно и привольно в ослепительном этом мире! 6)И, как в далекие дни детства, над головою усталого путника, прилегшего отдохнуть после утомительного похода, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматривая дорогу, ястреб-канюк.
7)Отлежавшись в пахучей траве, налюбовавшись золотистыми летними облаками, недвижно застывшими в небесном океане, с новым приливом сил поднимаюсь с теплой родимой земли, чтобы продолжать свой путь среди цветущего любимого мира…
(136 слов).
Грамматические задания
Вариант-1
1.Выпишите из 1 предложения слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
2.Выпишите из 1 предложения словосочетание с подчинительной связью согласование.
3.Выпишите из 3 предложения причастия. Дайте им грамматическую характеристику.
4.Произведите синтаксический разбор 3 предложения текста.
Вариант-1
1.Выпишите из 4 предложения слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
2.Выпишите из 4 предложения словосочетание с подчинительной связью примыкание. 3.Выпишите из 7 предложения все служебные части речи. Дайте им грамматическую характеристику.
4.Произведите синтаксический разбор 7 предложения текста.
Работа №3.
Вид работы: диктант с грамматическим заданием.
Рекомендуемые сроки проведения: по итогам года.
Цель: итоговая проверка уровня знаний учащихся по итогам года.
Вопросы , подлежащие проверке:
1. Соблюдение единого орфографического и пунктуационного режима. 2. Синтаксический разбор предложения.
3. Общая грамотность, каллиграфия.
5. Словообразование.
6. Типы связи слов в словосочетании.
7. Морфологический разбор причастия.
8. Грамматические признаки предлогов и частиц.
Время проведения: 45 минут.
Дубечня
1)Дубечня - так называется наша первая железнодорожная станция - находилась в семнадцати верстах от города. 2)В течение нескольких часов я шел туда пешком, и на протяжении всей дороги ярко зеленели озимь и яровые, охваченные утренним солнцем.
3)В Дубечне штукатурили внутри станцию и строился верхний этаж у водокачки. 4)Было довольно жарко, и рабочие вяло бродили по кучам щепок и мусора. 5)Ни одного дерева не виднелось вокруг.
6)Проходив два часа, я заметил, что от станции куда-то вправо шли телеграфные столбы, которые через полверсты оканчивались у белого каменного забора. 7)Рабочие сказали, что там контора, и я, подумав, решил, что нужно идти именно туда.
8)Это была старая и , как оказалось, давно заброшенная усадьба. 9)В ворота был виден просторный двор, поросший бурьяном, и старый барский дом с высокой крышей, рыжей от ржавчины.
10)Позади старинного дома был большой сад, уже одичавший, заглушенный выросшей травой и кустарником. 11) Сад все больше редея и переходя в настоящий луг , спускался к реке, поросшей зеленым камышом и ивняком. 12) Около мельничной плотины был плес, глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница с
соломенной крышей, неистово квакали лягушки. 13)По ту стороны речки находилась деревушка Дубечня. 14)Голубой плес манил к себе, обещая прохладу и покой. 15) И теперь все это: и плес, и мельница, и уютные берега – принадлежало инженеру. (186 слов)
Грамматическое задание.
Вариант 1.
1.Выпишите из 1 предложения словосочетание с подчинительной связью согласование.
2.Выпишите из 1-2 предложений все предлоги.
3.Выполните синтаксический разбор 2 предложения.
4.Выполните морфологический разбор слова «охваченные».
Вариант 2.
1.Выпишите из предложения 2 словосочетание с подчинительной связью примыкание.
2.Выпишите из 3-5 предложений все частицы.
3.Выполните синтаксический разбор 6 предложения.
4.Выполните морфологический разбор слова «поросшей».
Подборка диктантов для 11 класса
Работа № 1.
Вид работы: диктант с грамматическим заданием.
Рекомендуемые сроки проведения: по итогам первого полугодия.
Цель: контрольная проверка уровня знаний учащихся.
Вопросы, подлежащие проверке:
1. Соблюдение единого орфографического и пунктуационного режима. 2. Общая грамотность, каллиграфия.
3.Словообразование.
4. Типы связи слов в словосочетании.
5. Грамматические признаки союзов, местоимений.
6. Виды связи между частями сложного предложения.
7. Простое осложненное предложение.
8. Вводные слова.
9. Выразительные средства лексики.
Время проведения: 90 минут.
Шторм
1)Над горами появились облака – сначала легкие и воздушные, затем серые, с рваными краями. 2)И море сразу же изменило краски – стало темнеть.
3)Цепляясь за лесистые вершины гор, облака опускались все ниже и ниже, захватывали ущелья и лощины, превращались в тяжелые, непроглядные тучи.4) Только горы, казалось, сдерживали их сейчас, но и горы ничего не могли сделать: сизая пелена ползла от гор к морю.
5)Тучи шли от гор, опускались все ниже и ниже, к морю. 6)Они, как бы нехотя, заволакивали воду дымкой – от берега и дальше. 7)Они ползли уже не только по склонам, где приютились домики верхних улиц, а и затянули туманом улицу нижнюю, главную. 8)Водители включили фары и все чаще давали сигналы.9) И поезда шли сейчас, нервозно гудя, с зажженными фонарями.
10)Море темнело от берега. 11)Тихое, вроде бы затаившееся, с гладкой поверхностью и чуть слышным прибоем, оно пошло то белыми, то черными пятнами, то непонятными разводами, как будто в него выбросили с воздуха другую воду.
12)Ожидание длилось час. 13)В горах ударил гром, и хлынули потоки дождя, а море бесновалась. 14)Оно заливало берег, билось о бетонную набережную, о лестницы и глыбы скал, оно гремело и вздрагивало, охало и восторгалось, плакало и ревело.
15)Небо над морем стало не серым и не черным, а каким-то неестественно бурым. 16) Молнии резали небо то слева, то справа, то впереди, то сзади, то где-то над самым берегом.17) Море поглощало их, проглатывало вместе с бурым небом и ударами грома. (232 слова.)
Грамматическое задание
1 вариант
1. Определите способ образования слова «ниже» (2 абзац, 1 предложение).
2.Выпишите из 2 абзаца союзы.
3. Выпишите из 1 абзаца подчинительное словосочетание со связью примыкание.
4. Среди предложений 2 абзаца найдите предложение с вводным словом. Выпишите его.
5. Среди предложений 3 абзаца найдите такое, в состав которого входит придаточное определительное. Напишите номер этого предложения.
6. Среди предложений 6 абзаца найдите метафору.
2 вариант
1. Определите способ образования слова «ожидание» (5 абзац, 1 предложение).
2. Выпишите из 6 абзаца неопределенные местоимения.
3. Выпишите из 1 предложения словосочетание со связью согласование.
4. Среди предложений 1-2 абзацев найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого сложного предложения.
5. Среди предложений 5 абзаца найдите сложное бессоюзное предложение
Напишите номер этого предложения.
6. Среди предложений 6 абзаца найдите олицетворение.
Работа №2.
Вид работы: диктант с грамматическим заданием.
Рекомендуемые сроки проведения: по итогам первого полугодия.
Цель: контрольная проверка уровня знаний учащихся.
Вопросы , подлежащие проверке:
1. Соблюдение единого орфографического и пунктуационного режима. 2. Общая грамотность, каллиграфия.
3. Предложения двусоставные и односоставные. Виды односоставных предложений.
4. Сложное предложение. Знаки препинания в нем. Виды придаточных в сложном предложении.
5.Словообразование.
6. Типы связи слов в словосочетании.
7.Знание грамматических признаков предлогов, наречий.
8.Осложненное простое предложение. Обособление приложений и определений.
9. Лексическое значение слов.
Время проведения: 90 минут.
Орлик
1) Орлик в прошлом – это большая ремесленная слобода. 2) Жили и трудились здесь искусные сапожники, шубники, бондари, кузнецы, портные. 3) Женщины и девушки вышивали, вязали крючком, на спицах, коклюшках, ткали ковры и дорожки.
4) Вязание крючком – яркое, неповторимое явление национальной культуры. 5) Его история уводит нас в далекое прошлое. 6) Сначала вязание было исключительно мужским ремеслом, а крючок выглядел как ровная, гладкая палочка. 7) Потом сделали на конце выступ, чтобы нить не соскальзывала, поэтому стало намного легче работать. 8) Шло время, и это занятие полностью перешло в руки женщин. 9) С помощью нехитрого инструмента – крючка – создаются необыкновенные по красоте и изяществу изделия.
10) В Орлике и окрестных селах испокон веку вязали крючком очень красивые вещи: занавески на окна и скатерти, покрывала на кровати и накидки на подушки, кружева к простыням, наволочкам, полотенцам.
11) Сколько кружевниц, столько и узоров. 12) Делились друг с другом, что-то опускали, что-то свое добавляли, получалось новое, индивидуальное. 13) Из-под чутких проворных рук выходит волшебное полотно, тонкое ажурное чудо. 14) Сколько души, сколько чувств в него вложено!
15) Неизменной спутницей мастериц была русская песня, бойкая и веселая, протяжная и печальная.16) Вольно льётся она из тесной избы, и звенят в ней и бьются и заветная мечта, и желание, и надежда. (179 слов)
Грамматическое задание
1 вариант
1. Определите способ образования слова «вязание» (2 абзац, 1 предложение).
2.Выпишите из 4 абзаца выпишите все предлоги.
3. Выпишите из 5 абзаца последнего предложения выпишите словосочетание со связью примыкание.
4. Среди предложений 2 абзаца найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого сложного предложения.
5. Среди предложений 5 абзаца найдите такое, в котором есть обособленное определение. Напишите его номер.
6. Среди предложений 1-2 абзаца найдите такое, в состав которого входит придаточное цели. Напишите номер этого предложения.
7. Определите лексическое значение слова «бондари» (2 предложение 1 абзаца).
2 вариант
1. Определите способ образования слова «спутницей» (5 абзац, 1 предложение).
2. Выпишите из 2 абзаца наречия.
3. Выпишите из 1 абзаца 3 предложения словосочетание со связью управление.
4. Среди предложений 2 абзаца найдите неопределенно-личное. Напишите номер этого сложного предложения.
5. Среди 1-2 абзаца найдите такое, в котором есть обособленное приложение. Напишите его номер.
6. Среди предложений 3-4 абзаца найдите предложение с однородными членами и
обобщающим словом. Напишите номер этого предложения.
7. Определите лексическое значение слова «кружевница» (4 абзац, 1 предложение).
Работа №3.
Вид работы: диктант с грамматическим заданием.
Рекомендуемые сроки проведения: по итогам года
Цель: итоговая контрольная проверка уровня знаний учащихся за курс русского языка.
Вопросы , подлежащие проверке:
1. Соблюдение единого орфографического и пунктуационного режима. 2. Общая грамотность, каллиграфия.
3. Предложения двусоставные и односоставные. Виды односоставных предложений.
4. Сложное предложение. Знаки препинания в нем. Виды придаточных в сложном предложении.
5. Осложненное простое предложение. Обособление приложений и определений.
6. Типы связи слов в словосочетании.
7.Знание грамматических признаков местоимений.
8. Словообразование.
9. Выразительные средства лексики и фразеологии.
Время проведения: 90 минут.
Воспитание ребёнка
1)Продолжить самого себя в своем ребенке – это великое счастье. 2)Ты будешь смотреть на своего ребенка как на единственное в мире, неповторимое чудо. 3)Ты готов будешь отдать все, лишь бы сыну твоему было хорошо. 4)Но не забывай, что он должен быть прежде всего человеком. 5)А в человеке самое главное – чувство долга перед теми, кто делает тебе добро.6) За добро, которое ты будешь давать ребенку, он переживет чувство признательности, благодарности лишь тогда, когда он сам будет делать добро для тебя – отца, матери, вообще для людей старших поколений.
7)Помни, что детское счастье по своей природе эгоистично: добро и благо, созданное для ребенка старшими, он воспринимает как нечто само собой разумеющееся. 8)До тех пор пока он не почувствовал, не пережил на собственном опыте, что источник его радостей – труд и пот старших, он будет убежден, что отец и мать существуют лишь для того, чтобы приносить ему счастье. 9)Может получиться, что в честной трудовой семье, где родители души не чают в детях, отдавая им все силы своего сердца, дети вырастут бессердечными эгоистами.
10)Как же добиться, чтобы золотые крупинки, которые ты будешь дарить своему сыну, превращались в золотые россыпи для других людей? 11)Самое главное – надо учить ребенка понимать и чувствовать, что для каждой искорки его радостей и благ кто-то сжигает свою силу, свой ум; каждый день его безмятежного и беззаботного детства кому-то прибавляет забот и седин. 12)Когда у вас родится ребенок, учите его видеть, понимать, чувствовать людей – это самое сложное.
По Г. Сухомлинскому. (181 слово)
Грамматическое задание:
1 вариант
1. Из 1 абзаца выпишите слово, которое образовано приставочным способом.
2. Из 2 абзаца выпишите притяжательное местоимение.
3. Из 3 предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание.
4. Среди предложений 1 абзаца найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого сложного предложения.
5. Среди предложений 2 абзаца найдите такое, в котором есть обособленное определение. Напишите его номер.
6. Среди предложений 3 абзаца найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.
7. Среди предложений 2 абзаца найдите сложное предложение с придаточным изъяснительным. Напишите его номер.
8. Выпишите фразеологизм из 2 абзаца.
2 вариант
1. Из 1 абзаца выпишите слово, которое образовано суффиксальным способом.
2. Выпишите из 3 абзаца определительные местоимения.
3. Выпишите из 6 предложения словосочетание со связью согласование.
4. Среди предложений 2 абзаца найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого сложного предложения.
5. Среди предложений 2 абзаца найдите такое, в котором есть обособленное обстоятельство. Напишите его номер.
6. Определите вид подчинения в 9 предложении.
7. Среди предложений 3 абзаца найдите сложное предложение с придаточным определительным. Напишите его номер.
8. Выпишите контекстуальные антонимы из 3 абзаца.
Источники,
использованные при составлении сборника:
1.Тексты диктантов
2. В.В.Бабайцева. Русский язык. Теория. 5-9 классы. Москва «Просвещение».1993 год.
3. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. Москва «Интеллект-Центр», 2010-2013 гг.
3. Универсальные материалы для подготовки учащихся .
Русский язык. Москва «Интеллект-Центр», 2011-2013 гг.
infourok.ru
Утверждаю: ______
Директор школы :
2016-2017 учебный год
Контрольный диктант в 9 классе № 1 (Нулевой срез)
Цель : проверить общий уровень сформированности орфографической и пунктуационной грамотности учащихся за курс 8 класса в соответствии с требованиями государственного стандарта.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:
- проверяемые безударные гласные;
- непроверяемые безударные гласные;
- правописание окончаний имён существительных;
- написание непроизносимых согласных:
- правописание корней с чередованием;
- н-нн в причастиях;
- не с прилагательными, наречиями и глаголами;
- написание производных предлогов;
Постановки знаков препинания:
- запятая при однородных членах предложения;
- запятая в сложном предложении;
- запятые при обособлении определений.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
- синтаксического разбора предложения;
- определять типы односоставных предложений;
- определять способ связи слов в словосочетании;
- группировать орфограммы.
Звёзды
Летом звезд не увидишь. Когда бы Сережа ни проснулся, когда бы ни лег – на дворе светло. Если даже тучи и дождь, все равно светло, потому что за тучами солнце. В чистом небе иногда можно заметить прозрачное пятнышко, похожее на осколок стекла. Это месяц, дневной, ненужный, он висит и тает в солнечном сиянии, тает и исчезает.
Зимой дни короткие. Темнеет рано. Задолго до ужина Дальнюю улицу, с ее тихими заснеженными садами и белыми крышами, обступают звезды. Их тысячи, а может, и миллионы.
Посреди неба звезды, мелкие и крупные, они его не интересовали, потому что он не знал, что у них есть названия. Но мама показала ему Млечный Путь. И Сириус. И Большую Медведицу. И красный Марс. Сережа хотел знать все названия, но мама не помнила, зато она показала ему горы на Луне, и он как будто прикоснулся к ним.
(170 слов). (По В. Пановой).
Грамматическое задание
1. Сгруппировать слова по видам орфограмм.
2. Определить типы односоставных предложений:
Из первого абзаца - 1-й вариант;
из второго абзаца - 2-й вариант.
3. Выписать из текста по два словосочетания на каждый способ подчинительной связи. Разберите словосочетания.
4. Выполните полный синтаксический разбор предложения:
В чистом небе иногда можно заметить прозрачное пятнышко, похожее на осколокстекла. - 1-й вариант
Это месяц, дневной, ненужный, он висит и тает в солнечном сиянии, тает и исчезает. - 2-й вариант.
Критерии оценки знаний учащихся
Диктант
• «5» – за работу, в которой нет ошибок.
• «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
• «3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.
• «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Грамматическое задание
«5» - безошибочное выполнение всех заданий;
«4» - если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;
«3» - правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшими недочетам;
«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.
Утверждаю: ______
Директор школы :
2016-2017 учебный год
Контрольный диктант в 9 классе № 2 (1 четверть)
Цель : проверить общий уровень сформированности орфографической и пунктуационной грамотности учащихся на конец 1-й четверти в соответствии с требованиями государственного стандарта.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:
- проверяемые безударные гласные;
- непроверяемые безударные гласные;
- правописание окончаний имён существительных;
- написание непроизносимых согласных:
- написание з – с на конце приставок;
- буквы О – Ё после шипящих в корне слова;
- н-нн в прилагательных и причастиях;
- не в местоимениях и наречиях.
Постановки знаков препинания:
- запятая при однородных членах предложения;
- запятая в сложносочинённом предложении;
- запятые при обособлении определений, обстоятельстве;
- запятая при уточняющих членах предложения.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
- синтаксического разбора предложения;
- разбирать слова по составу;
- определять способ связи слов в словосочетании;
- фонетический разбор слова.
Лес поздней осенью
И как этот же самый лес хорош поздней осенью! Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движения, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; тонкий туман стоит в дали над желтыми полями. Сквозь обнаженные, бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, живые и мертвые, приходят на память, давно-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются; воображение реет и носится, как птица, и все так ясно движется и стоит перед глазами. Сердце то вдруг задрожит и забьется, страстно бросится вперед, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. Вся жизнь развертывается легко и быстро, как свиток; всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всею своею душой владеет человек. И ничего кругом ему не мешает – ни солнца нет, ни ветра, ни шуму.
(168 слов). (По И. Тургеневу)
Грамматическое задание
1. Сделать фонетический разбор слова:
Поздней - 1-й вариант;
движения - 2-й вариант.
2.Выписать по два словосочетания на все виды подчинительной связи и разобрать их.
3. Разобрать слова по составу:
Движения, обнажёнными, заснувшие - 1-й вариант
Неподвижное, просыпаются, побледневшей - 2-й вариант
4. Сделать синтаксический разбор предложения:
Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. - 1-й вариант
Сердце то вдруг задрожит и забьётся, страстно бросится вперёд, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. - 2-й вариант
Критерии оценки знаний учащихся
Диктант
• «5» – за работу, в которой нет ошибок.
• «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
• «3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.
• «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Грамматическое задание
«5» - безошибочное выполнение всех заданий;
«4» - если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;
«3» - правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшими недочетам;
«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.
Утверждаю: ______
Директор школы :
2016-2017 учебный год
Контрольный диктант в 9 классе № 3 (2 четверть, 1 полугодие)
Цель : проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям учебной программы на конец 2-й четверти и 1-го полугодия по теме «СПП с придаточными определительными и изъяснительными.
Содержание контрольной работы направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- непроверяемые безударные гласные;
- правописание окончаний существительных;
- написание слов с пол-;
- написание приставок пре-, при-;
- н-нн в прилагательных;
- написание сложных наречий.
Постановка знаков препинания:
- запятая в ССП;
- запятая в СПП;
- запятая при однородных членах предложения;
- запятая при обособленных членах предложения.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
- синтаксического разбора предложения;
- умение разбирать слова морфологически
- разбора слова по составу;
- работы со словосочетаниями.
Диктант
Затопив в землянке печурку, Поля сварила чай и, как только стемнело, легла спать. Первые полчаса было как-то тревожно и неуютно. Все казалось, что кто-то крадется к землянке. Вот-вот откроется дверь – и войдут чужие люди. Потом поднимала голову, прислушивалась. Оказывается, это похрустывало сено под ее телом. В конце концов, Поля убедила себя, что тайга пустынна в зимнее время и ничто ей не грозит. Вся тревога от возбуждения и мнительности, и нечего всякими пустяками голову забивать. Она уснула крепко, проспав без сновидений всю ночь напролет.
С рассветом Поля, встав на лыжи, пошла дальше. Шла, как вчера, легко, излишне не торопилась, но и не мешкала зря на остановках. Посидит где-нибудь на валежнике, похрустит сухарями - и снова в путь.
Тайга лежала, закутанная в снега, притихшая, задумчивая. День выдался светлее вчерашнего. Несколько раз выглядывало солнышко, и тогда макушки деревьев со своими белыми пушистыми шапками становились золотыми и светились, как горящие свечи. Виднее становились и затесы на стволах, за которыми Поля следила в оба глаза, чтобы не сбиться с пути.
(167 слов). (По Г. Маркову).
Грамматическое задание
1. Разобрать слова по составу:
Похрустывало, закутанная, затопив - 1-й вариант;
притихшая, проспав, прислушивалась - 2-й вариант
2. Выполнить морфологический разбор слова:
Закутанная - 1-й вариант
притихшая - 2-й вариант
3. Сделать синтаксический разбор предложения:
Всё казалось, что кто-то крадётся к землянке. - 1-й вариант
Виднее становились и затёсы на стволах, за которыми Поля следила в оба глаза. -2-й вариант.
4. Выписать по одному словосочетанию на все виды подчинительной связи:
Из первого абзаца - 1-й вариант
из остального текста - 2-й вариант
Критерии оценки знаний учащихся
Диктант
• «5» – за работу, в которой нет ошибок.
• «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
• «3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.
• «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Грамматическое задание
«5» - безошибочное выполнение всех заданий;
«4» - если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;
«3» - правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшими недочетам;
«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.
Утверждаю: ______
Директор школы :
2016-2017 учебный год
Контрольный диктант в 9 классе № 4 (3 четверть)
Цель : проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям учебной программы на конец 3-й четверти по теме «Сложные бессоюзные предложения».
Содержание контрольной работы направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- непроверяемые безударные гласные;
- правописание окончаний существительных;
- написание о- после шипящих и ц;
- н-нн в прилагательных;
- написание производных предлогов
Постановка знаков препинания:
- запятая в ССП;
- запятая в СПП;
- запятая при однородных членах предложения;
- запятая при причастном и деепричастном оборотах.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
- умение работать со СБП;
- определять смысловые отношения между частями СБП;
- синтаксического разбора предложения.
Летние дни
Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят. В такие дни нельзя стрелять: птица, вспорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана. Но тихо, как невыразительно тихо кругом! Все проснулось, и все молчит. Вы проходите мимо дерева – оно не шелохнется: оно нежится сквозь тонкий пар, ровно разлитый в воздухе, чернеется перед вами длинная полоса. Вы принимаете ее за близкий лес; вы подходите – лес превращается в высокую гряду полыни на меже. Над вами, кругом вас – всюду туман… Но вот ветер слегка шевельнется – клочок бледно-голубого неба смутно выступит сквозь редеющий, словно задымившийся пар, золотисто-желтый луч ворвется вдруг, заструится длинным потоком, ударит по полям, упрется в рощу, - и вот опять все заволоклось. Долго продолжается борьба; но как нескладно великолепен и ясен становится день, когда свет наконец восторжествует и последние волны согретого тумана то скатываются и расстилаются скатертями, то извиваются и исчезают в голубой, нежно сияющей тишине…
(144 слова). (По И.С. Тургеневу).
Грамматическое задание
Выписать СБП, произвести синтаксический разбор.
Определить смысловые отношения между частями СБП.
Найти в тексте СПП, построить схемы, определить вид придаточных предложений.
Критерии оценки знаний учащихся
Диктант
• «5» – за работу, в которой нет ошибок.
• «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
• «3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.
• «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Грамматическое задание
«5» - безошибочное выполнение всех заданий;
«4» - если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;
«3» - правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшими недочетам;
«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.
Утверждаю: ______
Директор школы :
2016-2017 учебный год
Контрольный диктант в 9 классе № 5 (4 четверть, годовой диктант)
Цель : проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям государственного стандарта и программы по русскому языку.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала за 9-й класс и направлено на повторение:
- правописание проверяемых безударных гласных;
- правописание непроверяемых безударных гласных;
- написания з-с на конце приставок;
- правописание окончаний прилагательных и причастий;
- гласные в приставках пре- и при;
- написание не с наречиями и глаголами;
- правильное написание наречий;
- написание н-нн в прилагательных и причастиях;
- дефисное написание сложных прилагательных.
Знаки препинания:
- запятая при однородных членах предложения;
- запятая в сложном предложении
- обособленных определениях, обстоятельствах, дополнениях с предлогом.
Грамматические задания направлены на выявления умений:
1. Находить и подбирать синонимы;
2. Разбора слова по составу;
3. Находить орфограммы и приводить примеры;
4. Синтаксического разбора предложения.
Перевал
Ночь давно, а я все еще бреду по горам к перевалу, бреду под ветром, среди холодного тумана, и безнадежно, но покорно идет за мной поводу мокрая, усталая лошадь, звякая пустыми стременами.
В сумерки, отдыхая у подножия сосновых лесов, за которыми начинается этот голый, пустынный подъем, я смотрел в необъятную глубину подо мною с тем особым чувством гордости и силы, с которым всегда смотришь с большой высоты.
Еще можно было различить огоньки в темнеющей долине далеко внизу, на побережье тесного залива, который все расширялся и обнимал полнеба.
Но в горах уже наступила ночь. Темнело быстро, я шел, приближаясь к лесам, - и горы вырастали все мрачней и величавее, а в пролеты между их отрогами с бурной стремительностью валился косыми длинными облаками густой туман, гонимый бурей сверху. Он срывался с плоскогорья, которое окутывал гигантской рыхлой грядой, и своим падением как бы увеличивал хмурую глубину пропастей между горами. Он уже задымил лес, надвигаясь на меня вместе с глухим, глубоким и нелюдимым гулом сосен. Повеяло зимней свежестью, понесло снегом и ветром.
(167 слов). (По И. Бунину).
Грамматическое задание
1. Найдите в тексте 2-3 орфограммы, назовите их, приведите другие примеры.
2. Найдите в тексте синонимы, подберите к ним ещё 2-3 синонима.
3. Разберите слова по составу:
Приближаясь, (в) темнеющей, вырастали - 1-й вариант
Срывался, надвигаясь, мрачней - 2-й вариант
4. Произведите синтаксический разбор анализ предложения:
Ещё можно было различить огоньки в темнеющей долине далеко внизу, на побережье тесного залива, который всё расширялся и обнимал полнеба. - 1-й вариант
Он срывался с плоскогорья, которое окутывал гигантской рыхлой грядой, и своим падением как бы увеличивал хмурую глубину пропастей между горами. - 2-й вариант.
Критерии оценки знаний учащихся
Диктант
• «5» – за работу, в которой нет ошибок.
• «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
• «3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.
• «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Грамматическое задание
«5» - безошибочное выполнение всех заданий;
«4» - если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;
«3» - правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшими недочетам;
«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.
multiurok.ru
Контрольные диктанты по русскому языку.
9 класс.
Тема: Повторение. Простое и сложное предложение (союзы И, А, НО, ЧТО, ГДЕ, КОГДА, КОТОРЫЙ.
Жатва.
Солнце еще греет, а ночью уже прохладой веет. В лесу еще поет птичий хор, но голосов в нем убавилось. Осень в лесу свои порядки заводит. Желтит она листья деревьев, румянит рябину. Жаль, что люди не видят этой красоты. Торопятся они на поля, где урожай поспел. Гудят комбайны, и течет зерно в грузовики.
А в старину машин не было. Серпами колосья срезали, руками снопы вязали. Люди заботились, чтобы новый урожай был не хуже старого.
Тяжела уборочная страда, но звучат на полях пени. (82 слова)
Тема: Звуки и буквы. Разделительный Ъ и Ь.
Из истории хлеба.
Кто первый бросил в землю пшеничное зерно, связал первый сноп колосьев?
Хлеб появился в глубокой древности. В каменном веке люди съедали зерна сырыми. Потом из густой зерновой каши стали выпекать лепешки. Эти плотные подгорелые куски были мало съедобны.
Затем зерна стали растирать камнем и смешивать с водой. Так появилась первая мука и первый хлеб. Позже научились делать тесто. Может быть у хозяйки случайно попали в тесто дрожжи. И на огне зарумянился пышный, мягкий каравай. (77 слов)
Тема: Правописание приставок. Приставки ИЗ-, ВОЗ-, БЕЗ-, РАЗ-.
Кто прав?
Погожим осенним утром поднялся в небо воздушный змей. Глянул он на золотые леса и стал восхищаться красотой осени. Услыхала его сорока и полетела всем-всем рассказывать.
Услышал сороку воробей, стал возмущаться. Плохо ему – червяки и жуки исчезли. Стала беспокоиться сорока. Спрашивает у зайца, хороша ли осень. Зайцу тоже плохо, измучился весь. Скоро прятаться будет негде. Медведь в лесу сгребал листья, матрас набивал. Расхваливал добрую и ласковую осень. И белка рада грибам и орехам.
Задумалась сорока. Надо у людей спросить. (80 слов)
Тема: Имя существительное. Падежные окончания ед. и мн. ч.
Флейта и ветер.
В парке музыкант играл на флейте. Чудесная мелодия была слышна птицам, деревьям и цветам. Даже ветер прилег под кустиком послушать пение флейты. Много было в этом звуке и радости, и грусти. Напевала флейта о солнце, о жаворонке, о ласковом свете любимых глаз.
Смолкла песня. Музыкант ушел, а флейту оставил. Ветер подлетел к флейте и подул в нее. Загудела флейта, как осенняя непогода. Ветер снова подул, но флейта только гудела.
Удивился ветер. Почему флейта не слушается, почему не играет? (81 слово)
Задание: Сделать грамматический разбор выделенных существительных.
Тема: Имя прилагательное. Правописание падежных окончаний.
Кикимора.
Все видели ворону. Все узнают ее по оперенью и крючковатым хищным когтям. По ленивому полету, по гордому виду – вроде важная птица. А на самом деле – разбойница!
Одна ворона отличалась дерзкими проделками, и я прозвал ее Кикиморой. Сядет она на дерево рядом с рыболовом и дежурит.
Однажды ловил я рыбу. Кончилась у меня наживка. Пошел подкопать червей. Подхожу опять к реке, а навстречу летит Кикимора черной головешкой. В длинном клюве блестит моя самая жирная рыбина.
Проворонил рыбку, проворонил!
Задание: Во втором предложении сделать грамматический разбор имен прилагательных.
Тема: Правописание личных местоимений.
Эхо.
Живет в лесу эхо. Что мы о нем знаем? Знаем, что у него есть голос. Оно отвечает нам.
Эхо – голос тишины. Ему не лень откликаться на наш призыв. Ребята заблудились, а эхо их ободрит. Они запели, и эхо с ними поет. Каждый наш поступок в лесу порождает отклик. Ты идешь и цветы палкой сшибаешь, а эхо за тобой бежит, сердится. Ты дерево срубил тайно – эхо на весь лес стучит по твоей совести. Ты птицу убил – заплакало по ней эхо. (80 слов)
Тема: Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов с –ТЬСЯ и –ТСЯ.
Земля.
Человек появляется на свет на земле. Тут он растет, познает мир и жизнь. Так рождается чувство ответственности перед землей, которая дала ему все. И в землю человек уходит после смерти.
В легендах всех народов герой припадает к родной земле, чтобы набраться сил. Землей человек клянется, с горстью родной земли отправляется в дальние страны. За землю солдат умирает, но не отдает ее врагам.
Из любви к маленькому клочку земли рождается сыновнее чувство к Отчизне. (74 слова)
Тема: Частица НЕ с глаголами.
С любовью к природе.
Ты любишь лес с орехами, ягодами и грибами. Ты любишь зимой проложить лыжню по мягким сугробам. А как весело стряхнуть с еловых веток снежные комья! Но лес, река, луг не могут сами позаботиться о себе. Не умеет защитить себя и птицы, насекомые, мелкие зверушки. А вы, ребята, можете сделать много доброго.
Не ломайте веток! Не топчите молодую поросль! Берегите птиц, муравьев. Не приносите вреда природе. А затем придет желание больше узнать о жизни животных и растений. (79 слов)
Тема: Повелительная форма глагола ед. и мн. ч.
Полезные советы.
Учитесь собирать лекарственные растения. Делайте сбор в сухую погоду утром и вечером. В жаркую пору дня оставьте работу. Клубни, корни, кору укладывайте в мешки. Листья, цветы, плоды должны лежать свободно. Их собирайте в корзину. Сырье долго не храните. Оно портится. Бросьте все дела и займитесь сортировкой растений. Очистите их от земли, разложите и просушите. Не забудьте упаковать сухие растения. Готовую упаковку подпишите, отметьте дату и спрячьте в темное место. (71 слово)
Задание: В предпоследнем предложении сделать грамматический разбор глаголов.
Тема: Глагол (обобщение).
Свойство знаний.
Есть одно свойство у знаний. Когда ничего не знаешь, то ничему и не удивляешься. Гнилушки светятся? А почему бы им не светиться. Стекляшки тоже блестят. Звезда упала? Ну и что? Падают же с неба дождик и град. Листья осенью пожелтели? Так им полезно.
Как помочь незнайке? Он все принимает за должное. Удивляется только тот, кто уже что-то узнал. Узнал, сравнил и задумался.
Чем больше мы знаем, тем чаще нам приходится изумляться. Чем больше изумляешься, тем интереснее становится жизнь. (80 слов)
Тема: Правописание числительных.
Болдинская осень.
В августе 1830 года Пушкин уезжал из Москвы в Болдино. Дорога предстояла в пятьсот верст. Перед отъездом дни были печальными. Умер любимый дядюшка, который привозил его учиться в лицей.
3 сентября Пушкин по тряским дорогам добрался до Болдино. Осеннее деревенское одиночество оказалось очень плодотворным. Тетради заполнялись новыми стихами, повестями, сказками. Поэту писалось легко.
Только в декабре Пушкин вернулся в Москву. Впереди еще будет шесть лет жизни. Будут написаны прекрасные произведения. Но такая болдинская осень уже не повторится. (79 слов)
Тема: Правописание наречий с О и А на конце.
Певчая дорожка.
Разные в лесу бывают дороги. Бывают такие, что прямо пойдешь – назад не вернешься. Налево пойдешь – в чаще заблудишься. Направо пойдешь – в болоте увязнешь.
Но бывают и другие дороги. По таким пойдешь – на всю жизнь запомнишь. Нужно только выйти из дома еще затемно, а к рассвету быть у лесной тропинки. Вот слева у развилки поет иволга. Изредка тонким голоском ей отвечает трясогузка. Вот справа у тропинки бормочет тетерев. Снова и снова трещит впереди кузнечик.
Идешь по певчей дорожке и радуешься. (81 слово)
Тема: Части речи.
Славный русский полководец.
Суворов с детства мечтал стать военным, но рос слабым ребенком. Тогда мальчик решил закаляться. В зимние холода все одевают теплые шубы, а Суворов накинет легкую куртку и целый день проводит на улице. Наступает весна. Только вскроются реки. Никто не думает купаться, а Суворов уже в студеной воде плавает. Наконец он окреп и поступил на военную службу.
Семьдесят лет прожил Суворов. Пятьдесят из них – в армии. Тридцать пять сражений провел Суворов. И в каждом был победителем. (73 слова)
Задание: Выделенное предложение разобрать по частям речи.
Тема: Знаки препинания в простых и сложных предложениях.
Вот так вывод!
Учитель рассказывал о скорости распространения звука. Ребята поняли, что звук распространяется не очень быстро. На улице дети играли в мяч. Мы увидели, как мяч ударился о землю. Потом мяч летит в воздухе, а мы только слышим звук удара.
Мишке показалось очень интересным это заявление. Он сделал для себя полезный вывод. После урока мальчик попросил учителя пересадить его на первую парту, что рядом с дверью. Хитрому Мишке хотелось первым слышать звонок на перемену. (75 слов)
Тема: Прямая речь (кавычки, двоеточие, заглавная буква).
Д.М. Карбышев.
Выше всего в жизни Карбышев ставил верность Родине и долгу.
Великая Отечественная война застала генерала на границе. Ему предлагали вернуться в Москву, но он отвечал: «Я солдат и не могу бросить фронт». При переправе через Днепр его раненого взяли в плен. Фашисты хотели склонить Карбышева к сотрудничеству, предлагали деньги. Но Дмитрий Михайлович отвечал: «Я Родиной не торгую».
Три года в лагерях он боролся против врагов. История сохранила для нас последние слова героя: «Думайте о Родине, товарищи, и мужество вас не покинет». (82 слова)
Тема: Повторение за год.
Кому что удивительно.
Таньку ничем не удивишь. Она всегда говорит: «Ничего удивительного».
Никто не мог перепрыгнуть через огромную лужу, а я перепрыгнул. Все удивились, кроме Таньки. Сначала я очень старался ее удивить. Чего я только не делал. Она не удивляется. Мама даже испугалась, думала, что мне нездоровится.
Однажды я сел на лавочку и стал читать книжку о водолазах. Так увлекся. Страниц семьдесят прочитал. Я даже не видел Таньку. Она говорит: «Удивительно! Вот не подумал бы. Он читает!» (77 слов)
Н.Г. Галунчикова
Э.В. Якубовская
multiurok.ru