Итоговая контрольная работа по биологии 9 класс | Тест по биологии (9 класс):
Итоговая контрольная работа
Предмет: «биология» 9 класс
Вид контроля: итоговый
Тема: «Введение в общую биологию»
Цель контрольной работы: оценить уровень усвоения учащимися 9 класса предметного содержания «Введение в общую биологию» за год по программе основной школы, и выявить элементы содержания, вызывающие наибольшие затруднение.
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по биологии отводится 40 минут. Работа включает в себя 20 заданий.
Ответы к заданиям 1–15 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильно го ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.
Ответы к заданию В3 записываются в виде последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.
При выполнении заданий В1,В2 к каждому элементу первого столбца нужно подобрать соответствующий элемент из второго и соединить их.
Ответ к заданию С3, требующий развёрнутого ответа, записываются после вопроса.
В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем Вам удачи!
1 вариант
Задание 1.
1. Мономер ДНК
А) аминокислота; Б) нуклеотид; В) моносахариды; Г) глицерин и жирные кислоты.
2. Где располагается наследственный материал у бактерий?
А) в цитоплазме; Б) в ядре; В) в митохондриях и хлоропластах.
3. Синтез белка выполняют
А) хлоропласты; Б) аппарат Гольджи; В) ядро; Г) рибосомы.
4. Первичная структура белка
А) цепь аминокислот; Б) глобула;
В) спираль; Г) несколько глобул, собранных в единый комплекс.
5. Функции и-РНК
А) хранит генетическую информацию; Б) собирает белковые молекулы;
В) переносит генетическую информацию из ядра к месту синтеза белка;
Г) доставляет аминокислоты к рибосоме.
6. Все зелёные растения относятся к
А) автотрофам; Б) гетеротрофам; В) хемотрофам.
7. Кислород выделяется
А) в световую фазу фотосинтеза; Б) в темновую фазу фотосинтеза; В) и на свету и в темноте.
8. Одну аминокислоту молекулы белка кодирует
А) 1 нуклеотид; Б) 2 нуклеотида;
В) 3 подряд идущих нуклеотида; Г) знак препинания.
9. Реакции матричного синтеза это
А) синтез жиров; Б) синтез углеводов; В) редупликация ДНК.
10. Мейоз это
А) прямое деление клетки; Б) деление клеток половых желёз;
В) слияние половых клеток; Г) половой процесс.
11. Аллельные гены расположены в
А) одной хромосоме; Б) одинаковых локусах гомологичных хромосом;
В) одинаковых локусах негомологичных хромосом; Г) разных локусах гомологичных хромосом.
12. При скрещивании 2-х гетерозиготных особей, отличающихся по 1 паре признаков, происходит расщепление признаков по фенотипу в соотношении
А) 1:2:1 Б) 1:3 В) 1:8:3:3:1 Г) 9:3:3:1.
13. Признаки какой изменчивости передаются потомству?
А) модификационной; Б) мутационной.
14. Псилофиты появились
А) в ордовикский период; Б) в силурийский; В) в девонский период; Г) в юрский период.
15) Элементарная единица эволюции
А) особь; Б) вид; В) популяция; Г) биоценоз.
Часть В.
В1. Установите соответствие между процессами, протекающими во время митоза и мейоза.
А. Дочерние клетки генетически идентичны. 1. митоз
Б. Происходит конъюгация и перекрёст хромосом. 2. мейоз
В. Образуются 4 клетки.
Г. Одно деление.
Д. Происходит редукция хромосомного набора.
Е. Образуются ссоры высших растений.
В2. Установите соответствие между признаком и органоидом растительной клетки, для которого этот признак характерен.
ПРИЗНАК | ОРГАНОИД |
A) представляет собой полость-резервуар | 1) вакуоль |
Б) имеет двойную мембрану | 2) хлоропласт |
В) заполнен(-а) клеточным соком | |
Г) содержит фотосинтетические пигменты | |
Д) отделен(-а) от цитоплазмы одной мембраной | |
Е) синтезирует крахмал из углекислого газа и воды |
В3. Расположите в правильном порядке организмы в цепи питания. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) паук
2) сова
3) цветущее растение
4) муха
5) жаба
Часть С.
С1. Используя содержание текста «Возникновение приспособлений у животных и их относительный характер» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы и выполните задание.
1) Что, по Ламарку, является причиной появления длинной шеи у жирафа?
2) Результаты какой человеческой деятельности подтвердили правильность взглядов Ч. Дарвина на действие естественного отбора?
3) В каком случае целесообразность белой окраски шерсти зайца-беляка будет относительной? Приведите пример.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ У ЖИВОТНЫХ И ИХ ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
Биологи Ж.-Б. Ламарк и Ч. Дарвин по-разному объясняли причины возникновения новых видов. Первый полагал, что новые признаки у животных и растений появляются в результате их внутреннего стремления к образованию новых приспособлений. Оно заставляет организмы упражняться в достижении своих целей и, таким образом, приобретать новые свойства. Так, по мнению Ламарка, у жирафа, добывающего пищу на высоких деревьях, появилась длинная шея, у уток и гусей – плавательные перепонки на ногах, а у оленей, вынужденных бодаться, появились рога. Кроме того, учёный считал, что приобретённые организмом в результате упражнений признаки всегда полезны и они обязательно наследуются.
Ч. Дарвин, пытаясь выяснить механизмы эволюции, предположил, что причинами появления различий между особями одного вида являются наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. В результате изменчивости появляются новые признаки, некоторые из них наследуются. В природе между особями происходит борьба за пищу, воду, свет, территорию, полового партнёра. Если новые признаки оказываются полезными для особи в определённых условиях среды и помогают выжить и оставить потомство, то они сохраняются естественным отбором и закрепляются в поколениях в процессе размножения. Особи с вредными признаками «отсеиваются». В результате естественного отбора возникают особи, обладающие новыми приспособлениями к условиям окружающей среды. Свои предположения учёный подтвердил, наблюдая за работой селекционеров. Он обнаружил, что в процессе искусственного отбора человек скрещивает особей с определёнными, нужными селекционеру, признаками и получает разнообразные породы и сорта.
Все приспособления у организмов вырабатываются в конкретных условиях их среды обитания. Если условия среды меняются, приспособления могут утратить своё положительное значение; иными словами, они обладают относительной целесообразностью.
Существует множество доказательств относительной целесообразности приспособлений: так, защита организма от одних врагов оказывается неэффективной, полезный в одних условиях орган становится бесполезным в других. Приведём ещё один пример: мухоловка благодаря родительскому инстинкту выкармливает кукушонка, вылупившегося из яйца, подброшенного в гнездо кукушкой. Она тратит свои силы на «чужака», а не на своих птенцов, что способствует выживанию кукушек в природе.
С2. Вставьте в текст «Синтез органических веществ в растении» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем
получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
СИНТЕЗ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ
Энергию, необходимую для своего существования, растения запасают в виде органических веществ. Эти вещества синтезируются в ходе ___________ (А). Этот процесс протекает в клетках листа в ___________ (Б) — особых пластидах зелёного цвета. Они содержат особое вещество зелёного цвета — ___________ (В). Обязательным условием образования органических веществ помимо воды и углекислого газа является ___________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) дыхание | 2) испарение | 3) лейкопласт | 4) питание |
5) свет | 6) фотосинтез | 7) хлоропласт | 8) хлорофилл |
Итоговая контрольная работа
Предмет: «биология» 9 класс
Вид контроля: итоговый
Тема: «Введение в общую биологию»
Цель контрольной работы: оценить уровень усвоения учащимися 9 класса предметного содержания «Введение в общую биологию» за год по программе основной школы, и выявить элементы содержания, вызывающие наибольшие затруднение.
2 вариант
Задание 1.
1. Мономер белка
А) аминокислота; Б) нуклеотид; В) моносахариды; Г) глицерин и жирные кислоты
2. Функции ЭПС
А) синтез жиров; Б) расщепление углеводов;
В) расщепление белков; Г) транспорт веществ.
3. Функции митохондрий
А) синтез жиров; Б) синтез белков; В) синтез углеводов; Г) синтез АТФ.
4. Вторичная структура белка
А) цепь аминокислот; Б) глобула;
В) спираль; Г) несколько глобул, собранных в единый комплекс.
5. Функции ДНК
А) хранит генетическую информацию; Б) доставляет аминокислоты к рибосоме;
Г) собирает белковые молекулы; Г) участвует в биосинтезе белка.
6. Способны самостоятельно создавать органические вещества
А) автотрофы; Б) гетеротрофы; В) хемотрофы.
7. Захват молекул углекислого газа из внешней среды происходит
А) в световую фазу фотосинтеза; Б) в темновую фазу фотосинтеза;
В) под действием энергии солнечного света.
8. Процесс, в ходе которого информация о последовательности нуклеотидов какого-либо гена ДНК «переписывается» в последовательность нуклеотидов и-РНК, называется
А) трансляция; Б) транскрипция; В) гидролиз; Г) фотосинтез.
9. Митоз это
А) половой процесс; Б) прямое деление клетки;
В) непрямое деление клетки; Г) образование половых клеток.
10. Кроссинговер это
А) спирализация хроматина; Б) непрямое деление клеток;
В) образование половых клеток; Г) обмен участками хроматид гомологичных хромосом.
11. Генотип это совокупность
А) генов в гаплоидном наборе хромосом; Б) внешних признаков;
В) генов в диплоидном наборе хромосом; Г) внутренних признаков.
12. Какое расщепление по фенотипу будет у гибридов второго поколения при скрещивании гомозиготных организмов, отличающихся по двум парам признаков
А) 1:2:1 Б) 1:3 В) 1:8:3:3:1 Г) 9:3:3:1.
13. Сходство внешнего и внутреннего строения лежит в основе …. критерия вида.
А) физиологического; Б) морфологического В) генетического; Г) исторического.
14. Первые позвоночные, освоившие сушу – стегоцефалы появились в …
А) в ордовикский период; Б) в силурийский период; В) в девонский период; Г) в юрский период.
15. Дивергенция – это
А) схождение признаков в процессе эволюции; Б) расхождение признаков;
В) объединение нескольких популяций в одну;
Г) образование изолированной группы внутри популяции.
Часть В.
В1. Установите соответствие между строением и функциями лизосом и рибосом.
А. Образуются в Комплексе Гольджи 1. лизосомы
Б. Размеры около 0,8 мкм. 2. рибосомы
В. Одномембранный органоид.
Г. Состоят из РНК и белков.
Д. Характерны только для эукариот.
Е. Отвечают за синтез белка.
В2. Установите соответствие между признаком и типом клеток, для которых он характерен.
ПРИЗНАК | ТИП КЛЕТОК |
A) отсутствует оформленное ядро | 1) прокариотная |
Б) хромосомы расположены в ядре | 2) эукариотная |
В) имеется аппарат Гольджи | |
Г) в клетке одна кольцевая хромосома | |
Д) АТФ образуется в митохондриях |
В3. Расположите в правильном порядке организмы в пищевой цепи. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) зёрна пшеницы
2) рыжая лисица
3) клоп вредная черепашка
4) степной орёл
5) обыкновенный перепел
Часть С.
С1. Используя содержание текста «Борьба за существование» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
1) В чём особенность внутривидовой борьбы за существование?
2) Что является результатом межвидовой борьбы за существование?
3) Каково эволюционное значение борьбы с неблагоприятными условиями окружающей среды?
БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ
Под названием борьбы за существование Ч. Дарвин ввёл в биологию сборное понятие, объединяющее различные формы взаимодействия организма со средой, которые ведут к естественному отбору организмов. Основная причина борьбы за существование – это недостаточная приспособленность отдельных особей к использованию ресурсов среды, например пищи, воды и света. Учёный выделял три формы борьбы за
существование: внутривидовую, межвидовую и борьбу с физическими условиями среды.
Внутривидовая борьба за существование – борьба между особями одного вида. Эта борьба наиболее ожесточённая и особенно упорная. Она сопровождается угнетением и вытеснением менее приспособленных особей данного вида. Например, так происходит конкуренция между соснами в сосновом лесу за свет или самцами в борьбе за самку. В процессе борьбы организмы одного вида постоянно конкурируют за жизненное пространство, пищу, убежища, место для размножения. Внутривидовая борьба за существование усиливается с увеличением численности популяции и усилением специализации вида.
Каждый вид растений, животных, грибов, бактерий в экосистеме вступает в определённые отношения с другими членами биоценоза. Межвидовая борьба за существование – борьба между особями различных видов. Её можно наблюдать во взаимоотношениях между хищниками и их жертвами, паразитами и хозяевами. Особенно упорная борьба за существование существует между организмами, которые принадлежат к близким видам: серая крыса вытесняет чёрную, дрозд деряба вызывает уменьшение численности певчего дрозда, а таракан пруссак (рыжий таракан) – чёрного таракана.
Отношения между видами сложные, так как все виды в природных сообществах взаимосвязаны. Взаимосвязь может быть антагонистической и симбиотической. Так, растения не могут существовать без сожительства с некоторыми видами грибов, бактерий и животных.
Борьба с неблагоприятными условиями окружающей среды проявляется в различных отрицательных воздействиях неживой природы на организмы. Так, на произрастающие в пустынях растения влияет недостаток влаги, питательных веществ в почве и высокая температура воздуха.
Для эволюции значение различных форм борьбы за существование неравноценно. Межвидовая борьба за существование ведёт к совершенствованию одних видов по сравнению с другими. В результате такой борьбы победившие виды сохраняются, а проигравшие вымирают. Внутривидовая борьба за существование вызывает увеличение разнообразия у особей внутривидовых признаков, снижает напряжённость конкуренции за одинаковые ресурсы среды.
С2. Вставьте в текст «Этапы энергетического обмена» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ЭТАПЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА
Энергетический обмен происходит в несколько этапов. Первый этап протекает в ___________ (А) системе животного. Он характеризуется тем, что сложные органические вещества расщепляются до менее сложных.
Второй этап протекает в ___________ (Б) и назван бескислородным этапом, так как осуществляется без участия кислорода. Другое его название — ___________ (В). Третий этап энергетического обмена — кислородный — осуществляется непосредственно внутри ___________(Г) на кристах, где при участии ферментов происходит синтез АТФ.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) гликолиз | 2) лизосома | 3) митохондрия | 4) кровеносная |
5) пищеварительная | 6) межклеточная жидкость | 7) цитоплазма клетки | 8) фотолиз |
Итоговый контрольный тест по биологии для 9-го класса.
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО БИОЛОГИИ (9 КЛАСС)
Контрольная работа состоит из трёх частей: в части «А» — 15 заданий с одним правильным ответом; в части «Б» — три задания на проверку умений: 1. проводить множественный выбор;
2. определять последовательность биологических процессов, явлений, объектов;
3. устанавливать соответствие.
В контрольную работу включены два задания, предполагающие развёрнутый ответ (часть «С»).
По результатам проверки работы подсчитывается суммарный тестовый балл, который переводится в школьную оценку:
«отлично»: 85 — 100%
«хорошо»: 65 — 85%
«удовлетворительно»: 50 — 65%
«неудовлетворительно»: менее 50%
(ЧАСТЬ «А») Инструкция:
При выполнении заданий запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа в таблицу.
Каждое задание оценивается в 1 балл.
Примерное время выполнения одного задания 1 — 2 минуты.
А1. Наука о взаимосвязях организмов между собой и их средой обитания – это:
1. цитология
2. экология
3. генетика
А2. Мономер нуклеиновых кислот:
1. нуклеотид
2. глюкоза
3. аминокислота
4. дезоксирибоза
А3. Рассмотрите рисунок и определите характер наследования признаков:
1. наследование, сцепленное с полом
2. полное доминирование
3. неполное доминирование
А4. Синтез белков осуществляется в:
1. рибосомах
2. митохондриях
3. лизосомах
4. пластидах
А5. Организмы, в клетках которых отсутствует оформленное ядро:
1. простейшие
2. грибы
3. водоросли
4. бактерии
А6. Генотип дочернего организма значительно отличается от генотипа родительских организмов при:
1. половом размножении
2. бесполом размножении
3. вегетативном размножении
4. непрямом делении (митозе)
А7. Стадию образования шарообразного однослойного зародыша у позвоночных животных называют:
1. зиготой
2. гаструлой
3. бластулой
4. нейрулой
А8. Молекула — универсальный источник энергии в клетке:
1. ДНК
2. иРНК 3. АТФ
4. рРНК
А9. Абиотическими факторами для растений служат:
1. бактерии, которые вызывают у них заболевания
2. минеральные соли, которые они поглощают из почвы
3. другие растения, произрастающие в данном сообществе
4. животные, которые используют их для питания
А10. Заяц-русак в природном сообществе выполняет роль:
1. продуцента
2. редуцента
3. консумента первого порядка 4. консумента второго порядка
А11. Крупные эволюционные изменения в строении и функциях организмов относят к:
1. общей дегенерации
2. идиоадаптации
3. биологическому регрессу
4. ароморфозу
А12. Хромосомный набор половой клетки женщины:
1. 46 хромосом
2. 22 аутосомы и одна Х-хромосома
3. 44 аутосомы и две половые хромосомы
4. 21 аутосома и две Х-хромосомы
А13. Второй закон Г. Менделя называют:
1. законом сцепленного наследования генов
2. законом независимого наследования признаков
3. законом расщепления
4. законом единообразия первого поколения
А14. Определите дигетерозиготный генотип:
1. АаВв
2. ААВВ
3. Аа
4. ВВ
А15. Фенотип — это совокупность:
1. всех генов организма
2. всех внешних и внутренних признаков организма
3. всех внутренних признаков организма
4. всех внешних признаков организмаЗапишите номера ответов части А:
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
А6 |
А7 |
А8 |
А9 |
А10 |
А11 |
А12 |
А13 |
А14 |
А15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Инструкция:
Ответом к заданиям В1-В3 является последовательность цифр.
Запишите эту последовательность цифр в поле ответа в тексте работы.
Каждое задание оценивается в 2 балла.
Примерное время выполнения одного задания — 3-6 минут
В1. Выберите из приведённого ниже списка три утверждения из шести, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Результаты эволюции:
1. сохранение старых видов в стабильных условиях обитания
2. появление новых морозоустойчивых сортов плодовых растений
3. возникновение новых видов в изменившихся условиях среды
4. выведение новых высокоурожайных сортов пшеницы
5. выведение высокопродуктивных пород крупного рогатого скота
6. формирование новых приспособлений в изменившихся условиях
Ответ:__________________________
В2. Установите хронологическую последовательность появления отделов растений на Земле.
А. Голосеменные
Б. Хвощевидные
В. Покрытосеменные
Г. Одноклеточные водоросли
Д. Моховидные
Е. Многоклеточные водоросли ( В ответ запишите ряд букв)
Ответ:__________________________
В3. Установите соответствие между признаком крота и критерием вида, к которому этот признак относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК |
КРИТЕРИЙ ВИДА |
А. тело покрыть шерстью Б. глаза очень маленькие В. роет ходы в почве Г. передние лапы широкие — копательные Д. питается насекомыми Е. размножается в гнездовой камере |
1. морфологический 2. экологический |
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
Инструкция:
При выполнении заданий части «С» необходимо дать развернутый ответ. Каждое задание оценивается в 3 балла.
С1. Благодаря каким особенностям бактерии широко применяются в биотехнологии? Ответ: Высокая скорость размножения, бактерии легко выращивать.
С2. Почему эволюционной единицей приспособленности считают популяцию, а не отдельную особь?
Итоговая контрольная работа по биологии, 9 класс
Часть А. Выберите один верный ответ
- К прокариотам относятся
- Растения
- Животные
- Грибы
- Бактерии и цианобактерии
- Аденин образует комплиментарную связь с
- Гуанином
- Аденином
- Тимином
- Цитозином
- ДНК отличается от РНК тем, что в ее состав входит тимин вместо
- Аденина
- Гуанина
- Урацила
- Цитозина
- У белков отсутствует функция
- Двигательная
- Защитная
- Энергетическая
- Присутствуют все эти функции
- В темновой фазе фотосинтеза идет процесс
- Фотофосфорилирования
- Выделения кислорода из углекислого газа
- Синтеза углеводов
- Верны все ответы
- Фотолиз – это процесс
- Ферментативного расщепления глюкозы
- Ферментативного синтеза глюкозы
- Расщепления молекул воды в хлоропластах под воздействием света
- Ни один из ответов не верен
- Для мейоза характерно следующее
- Число хромосом в диплоидном ядре уменьшается вдвое
- Два гаплоидных ядра сливаются с образованием диплоидного ядра
- Происходит разрыв хромосом
- Верны все ответы
- Главное значение теории Ч. Дарвина состоит в
- Объяснении причин происхождения жизни на Земле
- Создании первого эволюционного учения
- Разработке теории естественного отбора
- Создании биогенетического закона
- В основе теории Ч.Дарвина лежит представление о
- Борьбе за существование
- Естественном отборе
- Наследственной изменчивости
- Все эти представления
- Фенотип – это
- Совокупность всех внешних признаков организма
- Совокупность всех внутренних признаков организмов
- Совокупность всех внешних и внутренних признаков организмов
- Совокупность всех генов организмов
- Генотип – это
- Совокупность всех генов организмов
- Совокупность всех генов популяции
- Гаплоидный набор хромосом
- Совокупность всех генов и признаков организмов
- К селекционным процессам относится создание
- Сортов растений
- Пород животных
- Штаммов микроорганизмов
- Верны все ответы
Часть В.
Последовательность одной из цепей ДНК:
А – Г – Т – Ц – Г – Ц – А – Ц – А – Г – Г – Ц – Т – Г – Т – А
Какую последовательность имеют нуклеотиды в комплиментарной цепи?
Часть С.
Сравните процессы митоза и мейоза
Признак
Клетки, в которых происходит процесс
Сущность процесса
Фаза размножения
Результат
Биологическое значение
Часть D.
Решите задачи:
1. Женщина с длинными ресницами, у отца которой были короткие ресницы, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. Ответьте на вопросы:
Сколько типов гамет образуется у женщины?
Сколько типов гамет образуется у мужчины?
Какова вероятность рождения в этой семь е ребенка с длинными ресницами (в %)?
Сколько разных генотипов может быть среди детей этой супружеской пары?
Сколько разных фенотипов может быть среди детей этой супружеской пары?
2. Какие группы крови возможны у детей, если у их матери II группа, а у отца IV группа крови?
Просмотр содержимого документа
«Итоговая контрольная работа по биологии, 9 класс »
Итоговая контрольная работа по биологии, 9 класс
Часть А. Выберите один верный ответ
К прокариотам относятся
Растения
Животные
Грибы
Бактерии и цианобактерии
Аденин образует комплиментарную связь с
Гуанином
Аденином
Тимином
Цитозином
ДНК отличается от РНК тем, что в ее состав входит тимин вместо
Аденина
Гуанина
Урацила
Цитозина
У белков отсутствует функция
Двигательная
Защитная
Энергетическая
Присутствуют все эти функции
В темновой фазе фотосинтеза идет процесс
Фотофосфорилирования
Выделения кислорода из углекислого газа
Синтеза углеводов
Верны все ответы
Фотолиз – это процесс
Ферментативного расщепления глюкозы
Ферментативного синтеза глюкозы
Расщепления молекул воды в хлоропластах под воздействием света
Ни один из ответов не верен
Для мейоза характерно следующее
Число хромосом в диплоидном ядре уменьшается вдвое
Два гаплоидных ядра сливаются с образованием диплоидного ядра
Происходит разрыв хромосом
Верны все ответы
Главное значение теории Ч. Дарвина состоит в
Объяснении причин происхождения жизни на Земле
Создании первого эволюционного учения
Разработке теории естественного отбора
Создании биогенетического закона
В основе теории Ч.Дарвина лежит представление о
Борьбе за существование
Естественном отборе
Наследственной изменчивости
Все эти представления
Фенотип – это
Совокупность всех внешних признаков организма
Совокупность всех внутренних признаков организмов
Совокупность всех внешних и внутренних признаков организмов
Совокупность всех генов организмов
Генотип – это
Совокупность всех генов организмов
Совокупность всех генов популяции
Гаплоидный набор хромосом
Совокупность всех генов и признаков организмов
К селекционным процессам относится создание
Сортов растений
Пород животных
Штаммов микроорганизмов
Верны все ответы
Часть В.
Последовательность одной из цепей ДНК:
А – Г – Т – Ц – Г – Ц – А – Ц – А – Г – Г – Ц – Т – Г – Т – А
Какую последовательность имеют нуклеотиды в комплиментарной цепи?
Часть С.
Сравните процессы митоза и мейоза
Признак | Митоз | Мейоз |
Клетки, в которых происходит процесс | ||
Сущность процесса | ||
Фаза размножения | ||
Результат | ||
Биологическое значение |
Часть D.
Решите задачи:
Женщина с длинными ресницами, у отца которой были короткие ресницы, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. Ответьте на вопросы:
Сколько типов гамет образуется у женщины?
Сколько типов гамет образуется у мужчины?
Какова вероятность рождения в этой семь е ребенка с длинными ресницами (в %)?
Сколько разных генотипов может быть среди детей этой супружеской пары?
Сколько разных фенотипов может быть среди детей этой супружеской пары?
Какие группы крови возможны у детей, если у их матери II группа, а у отца IV группа крови?
Критерии оценивания контрольной работы
Часть А
1 | Г | 5 | В | 9 | Г |
2 | В | 6 | В | 10 | В |
3 | В | 7 | А | 11 | А |
4 | Г | 8 | Б | 12 | Г |
Максимальное количество баллов: 12
Часть В.
А | Г | Т | Ц | Г | Ц | А | Ц | А | Г | Г | Ц | Т | Г | Т | А |
Т | Ц | А | Г | Ц | Г | Т | Г | Т | Ц | Ц | Г | А | Ц | А | Т |
Максимальное количество баллов: 3
Часть С.
Признак | Митоз | Мейоз | |
Клетки, в которых происходит процесс | Соматические | Половые | |
Сущность процесса | Деление материнской клетки на 2 дочерних с идентичными признаками | Получающаяся клетка имеет генетический материал от материнкой и отцовской клеток | |
Фазы размножения | Профаза Метафаза Анафаза Телофаза | Мейоз 1: Профаза 1 Метафаза 1 Анафаза 1 Телофаза 1 | Мейоз 2: Профаза 2 Метафаза 2 Анафаза 2 Телофаза 2 |
Результат | 2 дочерних клетки с признаками материнской | Образуется 4 клетки с гаплоидным набором хромосом | |
Биологическое значение | — быстрое увеличение количества — нет генетического разнообразия | — генетическое разнообразие — эволюционные перспективы |
Максимальное количество баллов: 10
Часть D.
№1
| |||||
Максимальное количество баллов: 10
№2
Дано:
♀ — АА, А0
♂ — АВ
♂ ♀ | А | В |
А | АА | АВ |
А | АА | АВ |
♂ ♀ | А | В |
А | АА | АВ |
0 | А0 | В0 |
F1 — ?
Ответ: у детей могут быть а) II и IV б) II, III, IV группы крови
Максимальное количество баллов: 7
ИТОГО: 42 балла
Критерии оценивания
Оценка 5 | Оценка 4 | Оценка 3 | Оценка 2 | ||||
% | 97-100 | 75-96 | 50-74 | Менее 49 | |||
Количество баллов | 41 – 42 | 32 – 40 | 21 – 31 | Менее 20 |
Итоговая тестовая работа по биологии 9 класс
Тестовый контроль знаний по биологии 9 класс
Вариант I
Выберите номер правильного варианта ответа.
1.Основной причиной борьбы за существование является:
А — наследственная изменчивость Б –ограниченность территории и пищи
В – возможность беспредельного размножения
2. Макроэволюция – это:
А – образование классов, типов Б – образование видов
В – приспособленность организмов Г – многообразие видов
3. Примером идиоадаптации является:
А – наличие усиков у гороха Б – появление теплокровности
В – обтекаемая форма тела у речного окуня Г- появление семян у растений
4. К биологическим факторам эволюции относится:
А – наследственность Б – речь В – воспитание
5. Гомозиготной особью можно назвать:
А – ААВВ Б – АаВв В- Аа
6. Однослойный зародыш с полостью внутри:
А – гаструла Б – бластула В – нейрула
7. Основное отличие прокариот от эукариот связано с отсутствием у прокариот:
А – ДНК Б – клеточного строения В – настоящего ядра Г – рибосом
8. Единицей эволюции является:
А – особь Б – популяция В – вид
9. Видообразование это результат:
А – микроэволюции ; Б – макроэволюции; В – естественного отбора
10. Процесс слияния женских и мужских гамет называется:
А- гаметогенез Б – оплодотворение
В – онтогенез Г — овогенез
11. Фаза жизни клетки, в течение которой происходит подготовка клетки к делению, называется:
А – профаза Б – телофаза
В – анафаза Г – интерфаза
12. Синтез белка происходит в:
А – лизосомах Б – рибосомах
В –митохондриях Г – хлоропластах
13. Особи, которые в потомстве дают расщепление признаков и разные сорта гамет, называются:
А– гетерозиготные Б — гомозиготные
14. В гене закодирована информация о:
А – строении белков, жиров и углеводов Б – первичной структуре белка
В – структуре всех белков клетки
15. Главной и направляющей силой эволюции является:
А – приспособленность к условиям среды Б – естественный отбор
В – борьба за существование Г – разнообразие условий среды
16. Наука о закономерностях наследственности и изменчивости называется:
А – селекция Б – цитология
В – генетика Г – эмбриология
17. К органическим веществам клетки относят:
А – белки, вода, АТФ Б – белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты
В – вода, минеральные соли Г – анионы слабых кислот
18. Мелкие, подвижные половые клетки:
А – яйцеклетки Б – сперматозоиды
В – споры
19. Процесс расщепления сложных органических веществ до более простых с выделением энергии, называется:
А– энергетический обмен Б – пластический обмен
В -метаболизм
20. Человеком современного типа считают:
А — питекантропов Б – синантропов
В — неандертальцев Г — кроманьонцев
Выберите несколько вариантов правильных ответов.
21. Биологический регресс характеризуется:
А – уменьшением численности особей данного вида Б – сужением ареала
В –возрастанием численности особей данного вида Г – вымиранием в
22. О принадлежности человека к классу млекопитающих свидетельствует:
А – четырехкамерное сердца Б — наличие диафрагмы
В – конечности хватательного типа Г – три типа зубов
23. Результатом эволюции явились:
А – искусственный и естественный отбор Б – многообразие видов
В – усложнение в строении организмов Г – приспособленность организмов к среде обитания
24. Размножение это:
А – свойство всех живых организмов Б – увеличение числа организмов
В – воспроизведение себе подобных Г – процесс слияния мужской и женской половых клеток
25. Примерами ароморфозов могут служить:
А – зеленая окраска кузнечика Б – появление цветка у растений
В — четырехкамерное сердце у птиц Г – теплокровность
Дополните предложения: вместо точек вставьте недостающие термины.
26. Совокупность генов в организме — … .
27.Способность организмов передавать признаки из поколения в поколение- …
28. Упрощение в строении организмов в связи с паразитическим образом жизни — …
29. Процесс выживания наиболее приспособленных особей к условиям среды обитания- …
30. Основоположником эволюционного учения является- …
Тестовый контроль знаний по биологии 9 класс
Вариант II
Выберите номер правильного варианта ответа.
1.Эволюция это:
А — процесс индивидуального развития организмов
Б – процесс исторического развития организмов
В – учение об изменении живых организмов
2. Микроэволюция – это:
А – образование классов, типов Б – образование видов
В – приспособленность организмов Г – многообразие видов
3. Примером дегенерации является:
А – наличие усиков у гороха Б – появление теплокровности
В – утрата органов пищеварения у бычьего цепня Г- появление семян у растений
4. Не имеют клеточного строения:
А – вирусы Б – животные В – грибы Г — бактерии
5. Гетерозиготной особью можно назвать:
А – ААВВ; Б – АаВв; В- АА
6 Процесс фотосинтеза происходит:
А – митохондриях Б — хлоропластах В – рибосомах Г — лейкопластах
7. Процесс синтеза сложных органических веществ из более простых с поглощением энергии, называется:
А – пластический обмен Б – энергетический обмен
В — метаболизм
8. Процесс синтеза белка происходит в:
А – хромопластах Б – хлоропластах
В – рибосомах Г – лизосомах
9. Человеком древнего типа является:
А – неандерталец Б – кроманьонец
В – австралопитек Г — питекантроп
10. Гамета женской особи называется:
А – зигота Б – яичник
В – яйцеклетка Г- сперматозоид
11. Примером ароморфоза является:
А – появление цветка Б –покровительственная окраска
В- длинный цепкий хвост у обезьяны
12. Основное отличие эукариот от прокариот заключается в наличии:
А – рибосом Б – клеточного строения
В – настоящего ядра Г – ДНК
13. Процесс образования половых клеток называется:
А – митоз Б – мейоз
В – амитоз
14. Общим предком человека и человекообразных обезьян считают:
А – дриопитеков Б – австралопитеков
В – человека умелого Г – питекантропа
15. Первые орудия труда научились изготавливать:
А – австралопитеки Б –человек умелый
В – древнейшие люди Г – древние люди
16.Главная движущая сила эволюции по Ч.Дарвину:
А – борьба за существование Б – естественный отбор
В- движущих сил не выделял, поскольку отрицал эволюцию
17. Методы создания новых сортов растений и пород животных изучает наука:
А – генетика Б – цитология
В – эмбриология Г — селекция
18. Основные закономерности наследственности и изменчивости впервые установил:
А – Т.Морган Б – Г.Мендель
В – И.В.Мичурин Г – Н.И.Вавилов
19. Пигмент хлорофилл содержат:
А – лейкопласты Б — хлоропласты
В – хромопласты Г – рибосомы
20. Вегетативное размножение – способ размножения:
А – полового Б – спорового
В – бесполого Г — партогенезом
Выберите несколько вариантов правильных ответов.
21. Растительную клетку отличает от животной наличие:
А –хромосом Б –пластид В – ядра
Г – вакуолей Д – клеточной стенки
22. Биологический прогресс характеризуется:
А – уменьшением численности особей данного вида Б –расширением ареала
В –возрастанием численности особей данного вида Г – процветанием вида
23. К социальным факторам эволюции относятся:
А –труд Б –естественный отбор В – речь
Г – мышление Д – наследственная изменчивость
24. К органическим веществам клетки относятся:
А – вода Б-белки В –углеводы Г– минеральные соли
Д –нуклеиновые кислоты Е-жиры
25. К методам селекции относятся:
А –гибридизация Б –естественный отбор
В –искусственный отбор Г -мутагенез
Дополните предложения: вместо точек вставьте недостающие термины.
26. Совокупность внешних и внутренних признаков организма — ….
27. Процесс образования крупных систематических групп ( отрядов, классов, типов) — …
28. Способность организмов приобретать новые признаки в пределах своего вида- …
29. Скрещивание родительских особей, различающихся по одной паре признаков …
30. Сложные органические вещества, состоящие из аминокислот, называются-….
Шифр ответа к тестовой работе для учащихся 9 класса
Вариант I | Вариант II |
1- Б | 1-Б |
2 -А | 2-Б |
3 – А | 3-В |
4-А | 4-Г |
5-А | 5-Б |
6-Б | 6-Б |
7-В | 7-А |
8-Б | 8-В |
9-А | 9-А |
10-Б | 10-В |
11-Г | 11-А |
12-Б | 12-В |
13-А | 13-Б |
14-Б | 14-А |
15-Б | 15-Б |
16-В | 16-Б |
17-Б | 17-Г |
18-Б | 18-Б |
19-А | 19-Б |
20-Г | 20-В |
21-А. Б.Г | 21-Б, Г.Д |
22-Б.В.Г | 22-Б.В.Г |
23-Б.В.Г | 23-А.В.Г |
24-А.Б.В | 24-Б,В,Д,Е |
25-Б.В.Г | 25- А,В.Г |
26- генотип | 26-фенотип |
27- наследственность | 27- макроэволюция |
28- дегенерация | 28-изменчивость |
29- естественный отбор | 29-моногибридное скрещивание |
30- Ч. Дарвин | 30-белки |
Итоговая контрольная работа для 9 класса
Пояснительная записка
к итоговой контрольной работе по биологии
9 класс
Контрольная работа в двух вариантах составлена в виде тестовых заданий, соответствующих темам, изучаемым в 9 классе:
— биология как наука;
— эволюция живого мира;
— структурно-функциональная организация организмов;
— размножение и индивидуальное развитие организмов;
— наследственность и изменчивость организмов;
— основы экологии.
В тестах представлены разнообразные задания по темам:
Часть А содержит 20 заданий с выбором одного верного ответа из четырех базового уровня сложности.
Часть В содержит 5 заданий с выбором нескольких верных ответов, на установление соответствия и определение последовательности биологических объектов, процессов и явлений. Эти задания повышенного уровня сложности.
В1, В2 — умение проводить множественный выбор;
В3, В4 — умение устанавливать соответствие;
В5 – умение включать в текст пропущенные биологические термины и понятия.
На выполнение теста рекомендуется выделить 45 минут.
Критерии оценивания:
«5» 85% — 100%
«4» 75% — 84%
«3» 51% — 74%
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |
Вариант — 1 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 2 | 4 | 2 | 2 | 3 | 1 | 3 | 4 | 2 | 1 | 4 | 4 | 3 |
Вариант — 2 | 2 | 4 | 1 | 4 | 2 | 4 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 2 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 4 |
В | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||||||||||||
Вариант — 1 | 145 | 234 | 211122 | 122112 | ДГВАБ | |||||||||||||||
Вариант — 2 | 126 | 124 | 212112 | 121212 | БАГВД |
Элементы содержания.
Проверяемые элементы содержания | Уровень сложности | Макс балл | Время выполнения | |
Часть А | ||||
1 | Биология как наука | Б | 1 | 1 |
2 | Признаки живых организмов | Б | 1 | 1 |
3 | Методы изучения живых объектов | Б | 1 | 1 |
4 | Уровни организации живой материи | Б | 1 | 1 |
5 | Клетка – единица строения, жизнедеятельности и развития организмов | Б | 1 | 1 |
6 | Разнообразие организмов. Вирусы | Б | 1 | 1 |
7 | Клеточная теория | Б | 1 | 1 |
8 | Деление клетки | Б | 1 | 1 |
9 | Химический состав клетки. Функции органических веществ | Б | 1 | 1 |
10 | Структурная организация клетки | Б | 1 | 1 |
11 | Основные понятия генетики | Б | 1 | 1 |
12 | Изменчивость организмов | Б | 1 | 1 |
13 | Основы эволюционной теории | Б | 1 | 1 |
14 | Движущие факторы эволюции | Б | 1 | 1 |
15 | Взаимоотношения организмов | Б | 1 | 1 |
16 | Экологические факторы. | Б | 1 | 1 |
17 | Природные сообщества | Б | 1 | 1 |
18 | Компоненты экосистемы | Б | 1 | 1 |
19 | Цепи питания | Б | 1 | 1 |
20 | Биосфера. Круговорот веществ в природе | Б | 1 | 1 |
Итого часть А | Б | 20 | 20 | |
Часть В | ||||
В1 | Система и многообразие живой природы | П | 2 | 5 |
В2 | Приспособленность организмов | П | 2 | 5 |
В3 | Клеточный метаболизм | П | 2 | 5 |
В4 | Способы использования энергии организмами | П | 2 | 5 |
В5 | Усложнение растений и животных в эволюции | П | 2 | 5 |
Итого часть В | П | 10 | 25 | |
Итого | 30 | 45 |
Итоговая контрольная работа по биологии. 9 класс
Вариант — 1
ЧАСТЬ А. Задания с выбором одного верного ответа.
|
2. Какое свойство характерно для живых тел природы – организмов, в отличие от объектов неживой природы?
|
3. Как называется метод И.П. Павлова, позволивший установить рефлекторную природу выделения желудочного сока?
|
4. Какая из последовательностей понятий отражает основные уровни организации организма?
Орган – ткани – организм – клетки – молекулы – системы органов
Молекулы – ткани – клетки – органы – системы органов – организм
Молекулы – клетки – ткани – органы – системы органов – организм
Система органов – органы – ткани – клетка – молекулы – организм – клетки
5. Митохондрии отсутствуют в клетках
рыбы-попугая
городской ласточки
мха кукушкина льна
бактерии стафилококка
6. У вирусов процесс размножения происходит в том случае, если они
вступают в симбиоз с растениями
находятся вне клетки
паразитируют внутри кишечной палочки
превращаются в зиготу
7. Одно из положений клеточной теории заключается в том, что
растительные организмы состоят из клеток
животные организмы состоят из клеток
все низшие высшие организмы состоят из клеток
клетки организмов одинаковы по своему строению и функциям
8. В ядре клетки листа томата 24 хромосомы. Сколько хромосом будет в ядре клетки корня томата после ее деления?
9. Молекулы АТФ выполняют в клетке функцию
|
10. К эукариотам относятся
кишечная палочка
амеба
холерный вибрион
стрептококк
11. Какие гены проявляют свое действие в первом гибридном поколении?
Аллельные
Доминантные
Рецессивные
сцепленные
12. Регулярные занятия физической культурой способствовали увеличению икроножной мышцы школьников. Это изменчивость
мутационная
генотипическая
модификационная
комбинативная
13. Учение о движущих силах эволюции создал
|
14. Наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор – это
свойства живой природы
результаты эволюции
движущие силы эволюции
основные направления эволюции
15. Примером взаимоотношений паразит-хозяин служат отношения между
лишайником и березой
лягушкой и комаром
раком-отшельником и актинией
человеческой аскаридой и человеком
16. Какой из перечисленных факторов относят к абиотическим?
выборочная вырубка леса
соленость грунтовых вод
многообразие птиц в лесу
образование торфяных болот
17. Что из перечисленного является примером природного сообщества?
|
18. Какую роль в экосистеме играют организмы – разрушители органических веществ?
паразитируют на корнях растений
устанавливают симбиотические связи с растениями
синтезируют органические вещества из неорганических
превращают органические вещества в минеральные
19. Какая из приведенных пищевых цепей составлена правильно?
пеночка-трещотка→жук-листоед→растение→ястреб
жук-листоед→растение→пеночка-трещотка→ястреб
пеночка-трещотка→ястреб→растение→жук-листоед
растение→жук-листоед→пеночка трещотка→ястреб
20. Какова роль грибов в круговороте веществ в биосфере?
синтезируют кислород атмосферы
синтезируют первичные органические вещества из углекислого газа
участвуют в разложении органических веществ
участвуют в уменьшении запасов азота в атмосфере
ЧАСТЬ B. Задания с выбором нескольких верных ответов.
В1. Сходство грибов и животных состоит в том, что
они способны питаться только готовыми органическими веществами
они растут в течении всей своей жизни
в их клетках содержатся вакуоли с клеточным соком
в клетках содержится хитин
в их клетках отсутствуют специализированные органоиды – хлоропласты
они размножаются спорами
В2. Среди приведенных ниже описаний приспособленности организмов к условиям внешней среды найдите те из них, которые способствуют перенесению недостатка влаги:
листья крупные, содержат много устьиц, расположенных на верхней поверхности листа.
Наличие горбов, заполненных жиром у верблюдов, или отложения жира в хвостовой части у курдючных овец.
Превращение листьев в колючки и сильное утолщение стебля, содержащего много воды.
Листопад осенью.
Наличие на листьях опушения, светлый цвет у листьев.
Превращение части стебля в «ловчий аппарат» у растений, питающихся насекомыми.
В3. Установите соответствие между процессами, характерными для фотосинтеза и энергетического обмена веществ.
|
В4. Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых они характерны.
|
В5. Установите, в какой хронологической последовательности появились основные группы растений на Земле.
А) голосеменные
Б) цветковые
В) папоротникообразные
Г) псилофиты
Д) водоросли
Итоговая контрольная работа по биологии. 9 класс
Вариант — 2
ЧАСТЬ А. Задания с выбором одного верного ответа.
|
2. Какое свойство характерно для живых тел природы – организмов, в отличие от объектов неживой природы?
|
3. Появление электронной микроскопии позволило ученым увидеть в клетке
|
4. Какая из последовательностей понятий отражает основные уровни организации организма, как единой системы?
Система органов – органы – ткани – клетка – молекулы – организм – клетки
Орган – ткани – организм – клетки – молекулы – системы органов
Молекулы – ткани – клетки – органы – системы органов – организм
Молекулы – клетки – ткани – органы – системы органов – организм
5. Переваривание пищевых частиц и удаление непереваренных остатков происходит в клетке с помощью
|
6. Одну кольцевую хромосому, расположенную в цитоплазме, имеют
одноклеточные водоросли
вирусы
одноклеточные животные
бактерии
7. Согласно клеточной теории, клетка – это единица
искусственного отбора
естественного отбора
строения организмов
мутаций организма
8. Сохранение наследственной информации материнской клетки у дочерних клеток происходит в результате
|
9. Биохимические реакции, протекающие в организме, ускоряются
|
10. К организмам, в клетках которых имеется оформленное ядро, относят
|
11. Как назвал Г. Мендель признаки, не проявляющиеся у гибридов первого поколения?
гетерозиготными
гомозиготными
рецессивными
доминантными
12. Под действием ультрафиолетовых лучей у человека появляется загар. Это изменчивость
мутационная
модификационная
генотипическая
комбинативная
13. Выберете утверждение, правильно отражающее взгляды Ч. Дарвина на причины эволюции: в основе разнообразия видов лежит
приспособленность организмов к условиям среды
способность к неограниченному размножению
единовременный акт творения
наследственная изменчивость и естественный отбор
14. Социальные факторы эволюции сыграли важную роль в формировании у человека
уплощенной грудной клетки
прямохождения
членораздельной речи
S-образных изгибов позвоночника
15. Конкуренция в сообществах возникает между
хищниками и жертвами
паразитами и хозяевами
видами, извлекающими пользу из связи друг с другом
видами со сходными потребностями в ресурсах
16. Какой из перечисленных факторов относят к абиотическим?
выборочная вырубка леса
многообразие птиц в лесу
соленость грунтовых вод
образование торфяных болот
17. Биогеоцеоз –это совокупность взаимосвязанных
организмов одного вида
животных одной популяции
компонентов живой и неживой природы
совместно обитающих организмов разных видов
18. К редуцентам, как правило, относятся
низшие растения
беспозвоночные животные
грибы и бактерии
вирусы
19. Какая цепь питания правильно отражает передачу в ней энергии?
лисица→дождевой червь→землеройка→листовой опад
листовой опад→дождевой червь→землеройка→ лисица
землеройка→дождевой червь→листовой опад→ лисица
землеройка→лисица→дождевой червь→листовой опад
20. Бактерии гниения, живущие в почве Земли,
образуют органические вещества из неорганических
питаются органическими веществами живых организмов
способствуют нейтрализации ядов в почве
разлагают мертвые остатки растений и животных до перегноя
ЧАСТЬ B. Задания с выбором нескольких верных ответов.
В1. В чем проявляется сходство растений и грибов
растут в течение всей жизни
всасывают воду и минеральные вещества поверхностью тела
растут только в начале своего индивидуального развития
питаются готовыми органическими веществами
являются производителями в экосистемах
имеют клеточное строение
В2. Среди приведенных ниже приспособлений организмов выберите предупреждающую окраску:
яркая окраска божьих коровок
чередование ярких полос у шмеля
чередование темных и светлых полосу зебры
яркие пятна ядовитых змей
окраска жирафа
внешнее сходство мух с осами
В3. Установите соответствие между признаками обмена веществ и его этапами.
|
В4. Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых они характерны.
|
В5. Установите, в какой хронологической последовательности появились основные группы животных на Земле.
Членистоногие
Кишечнополостные
Земноводные
Рыбы
Птицы
Итоговая контрольная работа по биологии в 9 классов
Итоговая контрольная работа
по биологии
9 класс
Вариант 1
Контрольная работа состоит из двух частей, включающих 25 заданий. Часть А содержит 22 задания с кратким ответом. Часть В содержит 3 задания с несколькими вариантами ответов.
Ответы к заданиям 1-22 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.
Ответы к заданиям 23-25 записываются в виде последовательности цифр.
За одно правильно выполненное задание из Части А ставится 1 балл, за одно правильно выполненное задание из Части В — 2 балла.
Шкала перевода отметок
Оценка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Баллы | 1-13 | 14-17 | 18-22 | 23-28 |
Баллы, полученные Вами за выполненные заданий суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество балов.
Желаем успеха!
ЧАСТЬ А
1.Согласно клеточной теории, клетка – это единица
1) искусственного отбора
2) строения организма
3) естественного отбора
4) мутаций организма
2. Возникновение клеточной теории в середине XIX в. связано с развитием
1) генетики
2) эволюционной теории
3) медицины
4) микроскопии
3. Наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор-это:
1) свойства живой природы
2) результат эволюции
3) движущие силы эволюции
4) основные направления эволюции
4. Преобладающий признак одного из родителей Г. Мендель назвал:
1) гетерозиготными
2) гомозиготными
3) рецессивными
4) доминантными
5. Признаки бывают наследуемые или приобретённые. Какой из следующих признаков является приобретённым?
1) группа крови
2) шрам на теле
3) цвет глаз
4) число позвонков
6. Онтогенез — процесс:
1) исторического развития организмов
2) деления клеток
3) индивидуального развития организмов
4) эмбрионального развития организмов
7. К древним людям относят:
1) неандертальца
2) питекантропа
3) синантропа
4) кроманьонца
8. Кого считают создателем клеточной теории иммунитета?
1) Ч. Дарвина
2) И. П. Павлова
3) Л. Пастера
4) И. И. Мечникова
9. Наука цитология получила своё развитие благодаря созданию
1) эволюционного учения
2) клеточной теории
3) рефлекторной теории
4) генной теории
10. На каком этапе жизни клетки хромосомы спирализуются?
1) интерфаза
2) метафаза
3) анафаза
4) профаза
11 Единицей эволюционного процесса является
1) особь
2) популяция
3) мутация
4) вид
12. Наследственной изменчивостью называют:
1) способность живых организмов приобретать новые признаки
2) форму изменчивости, меняющую генотип
3) изменчивость, которая не имеет прямого влияния на эволюционные процессы
4) норму реакции
13. Сплочению членов коллектива первобытных людей, общению при помощи звуков, а затем и слов способствовало(-а)
1) постоянная миграция
2) употребление мясной пищи
3) трудовая деятельность
4) прямохождение
14. Какой фактор эволюции человека относят к социальным?
1) естественный отбор
2) борьба за существование
3) наследственная изменчивость
4) трудовая деятельность
15. На каком этапе эволюции человека возникла наскальная живопись?
1) питекантропов
2) кроманьонцев
3) неандертальцев
4) австралопитеков
16. При дигибридном скрещивании (не сцепленное наследование) доминантного и рецессивной форм в F происходит расщепление по фенотипу в отношении:
1) 9:3:3:1
2) 1:2:1
3) 3:1
4) 1:1:1:1
17. Изучите график зависимости массы тела человека от возраста в течение первых 24 лет (по оси хотложен возраст человека (в годах), а по оси у — масса его тела (в кг)).
Чему будет равна масса тела восьмилетнего ребёнка?
1) 10 кг
2) 20 кг
3) 30 кг
4) 40 кг
18. Как называют людей, которым переливают кровь?
1) донорами
2) реципиентами
3) абонентами
4) индивидами
19. При укусах собак необходимо сделать прививку против
1) бешенства
2) дифтерии
3) туберкулёза
4) столбняка
20. К какой группе безусловных рефлексов относят чихание и кашель?
1) дыхательные
2) пищевые
3) защитные
4) поисковые
21. Центры условных рефлексов расположены в
1) среднем мозге
2) коре головного мозга
3) спинном мозге
4) промежуточном мозге
22. Верны ли следующие суждения о царстве животных?
А. Некоторые многоклеточные животные способны к фотосинтезу.
Б. Все водные животные хищники.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
ЧАСТЬ В
23. Какие из перечисленных симптомов характерны для заражения гельминтами? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) худоба
2) воспаленные глаза
3) кашель
4) выпадение волос
5) повышенный аппетит
6) диарея
24. Установите соответствие между примером и типом изменчивости, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИМЕР | ТИП ИЗМЕНЧИВОСТИ |
A) потемнение кожи под воздействием солнечных лучей | 1) наследственная |
Б) различия окраса между телятами одного приплода | 2) ненаследственная |
В) увеличение массы тела при избыточном питании | |
Г) появление одного гигантского растения среди растений обычного размера того же вида | |
Д) появление уродливых форм растений и животных в районе Чернобыля |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
25. Вставьте в текст «Развитие насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ
Развитие, при котором личинки насекомых обычно похожи на взрослых особей, называют ___________ (А). Насекомые с ___________ (Б) проходят в своём развитии четыре стадии. За счёт накопления личинками питательных веществ под хитиновым покровом ___________ (В) происходят сложные изменения — превращение во взрослую особь. Взрослые насекомые майского жука живут в наземно-воздушной среде, а личинка – в ___________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) почва | 2) вода | 3) лес | 4) неполное превращение | 5) полное превращение |
6) куколка | 7) гусеница | 8) яйцо | 9) личинка |
Итоговая контрольная работа
по биологии
9 класс
Вариант 2
Контрольная работа состоит из двух частей, включающих 25 заданий. Часть А содержит 22 задания с кратким ответом. Часть В содержит 3 задания с несколькими вариантами ответов.
Ответы к заданиям 1-22 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.
Ответы к заданиям 23-25 записываются в виде последовательности цифр.
За одно правильно выполненное задание из Части А ставится 1 балл, за одно правильно выполненное задание из Части В — 2 балла.
Шкала перевода отметок
Оценка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Баллы | 1-13 | 14-17 | 18-22 | 23-28 |
Баллы, полученные Вами за выполненные заданий суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество балов.
Желаем успеха!
ЧАСТЬ А
1.Какой органоид обеспечивает сборку белка в клетках?
1) Ядро
2) рибосома
3) клеточный центр
4) лизосома
2. Хлоропласты в клетке не выполняют функцию
1) синтеза молекул АТФ
2) синтез углеводов
3) преобразования световой энергии в химическую
4) матрицу для синтеза белков
3.Сущность клеточной теории отражена в следующем положении:
1) из клеток состоят только животные и растения
2) клетки всех организмов близки по своим функциям
3) все организмы состоят из клеток
4) клетки всех организмов имеют ядро
4. Из чего, согласно клеточной теории, состоят и растения, и животные?
1) органоидов
2) тканей
3) синцитиев
4) клеток
5. В результате мейоза образуется:
1) четыре клетки с диплоидным набором хромосом
2) две клетки с разным генотипом
3) две клетки с одинаковым набором хромосом
4) четыре клетки с гаплоидным набором хромосом
6. Какие бактерии считают «санитарами планеты»?
1) молочнокислые
2) гниения
3) уксуснокислые
4) клубеньковые
7. Как называют науку, изучающую закономерности исторического развития органического мира?
1) анатомия
2) эволюционное учение
3) генетика
4) экология
8. Какая наука разрабатывает методы лечения болезней человека?
1) физиология
2) гигиена
3) анатомия
4) медицина
9. Белки – биологические полимеры, мономерами которых являются:
1) нуклеотиды
2) аминокислоты
3) пептиды
4) моносахариды
10. Ч.Дарвин великий английский естествоиспытатель и биолог середины XIX в., известный тем, что создал
1) рефлекторную теорию
2) теорию эволюции
3) клеточную теорию
4) теорию иммунитета
11. Законы наследования признаков организма установил
1) И. П. Павлов
2) И. И. Мечников
3) Г. Мендель
4) Ч. Дарвин
12. К древнейшим людям учёные относят
1) австралопитека
2) неандертальца
3) питекантропа
4) кроманьонца
13. Ген – это:
1) мономер белковой молекулы
2) участок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре белка
3) материал для эволюционных процессов
4) способность родителей передавать свои признаки следующим поколениям
14. Какое изменение в строении стопы появилось у человека в связи с прямохождением?
1) Срослись кости предплюсны.
2) Сформировались своды.
3) В большом пальце появились две фаланги.
4) Большой палец приобрёл подвижность.
15. К рудиментам человека относят
1) развитие хвостового отдела
2) развитие густого шерстного покрова
3) околоушные мышцы
4) многососковость
16. Внешние различия рас человека появились в результате
1) обитания в различных экологических нишах
2) приспособленности к различным климатическим зонам
3) влияния наступления ледников на ареал обитания
4) действия социальных факторов
17. Изучите график зависимости роста популяции организмов от времени (по оси х отложено время (в ч), а по оси у — число организмов).
Через сколько часов популяция будет насчитывать 525 особей?
1) 8 ч
2) 9 ч
3) 10 ч
4) 11 ч
18. Что следует сделать при пищевом отравлении?
1) сделать прививку
2) промыть желудок
3) положить лёд на область желудка
4) выпить обезболивающие таблетки
19. ВИЧ-инфекцией можно заразиться
1) в процессе совместного обеда
2) во время разговора
3) во время полового контакта
4) в момент рукопожатия
20. Как называют потребности человека, направленные на удовлетворение чувства голода и жажды?
1) психологическими
2) физиологическими
3) в самоутверждении
4) в самореализации
21. Какой из перечисленных факторов в наибольшей степени способствует развитию депрессии?
1) усталость
2) голод
3) непрочитанная книга
4) отсутствие возможности самореализации
22. Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?
А. При фотосинтезе растениями поглощается кислород.
Б. При фотосинтезе синтезируются органические вещества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
ЧАСТЬ В
23. Какие из перечисленных симптомов характерны для гриппа? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) высокая температура
2) воспалённые глаза
3) головная боль
4) выпадение волос
5) повышенный аппетит
6) слабость
24. Установите соответствие между животным и типом его постэмбрионального развития. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ЖИВОТНОЕ | ТИП РАЗВИТИЯ |
A) исполинский кенгуру | 1) прямое |
Б) травяная лягушка | 2) непрямое |
В) гребенчатый тритон | |
Г) прыткая ящерица | |
Д) средиземноморская черепаха |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
1) хлоропласт | 2) вакуоль | 3) пигмент | 4) митохондрия |
5) сливаются | 6) распадаются | 7) целлюлоза | 8) глюкоза |
25. Вставьте в текст «Отличие растительной клетки от животной» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ОТЛИЧИЕ
РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ ОТ ЖИВОТНОЙ
Растительная клетка, в отличие от животной, имеет ___________ (А), которые у старых клеток ___________(Б) и вытесняют ядро клетки из центра к её оболочке. В клеточном соке могут находиться ___________ (В), которые придают ей синюю, фиолетовую, малиновую окраску и др. Оболочка растительной клетки преимущественно состоит из ___________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
ОТВЕТЫ К ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО БИОЛОГИИ 9 КЛАСС
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБЗОРА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО БИОЛОГИИ 9
- Ресурс исследования
- Исследовать
- Искусство и гуманитарные науки
- Бизнес
- Инженерная технология
- Иностранный язык
- История
- Математика
- Наука
- Социальная наука
Лучшие подкатегории
- Продвинутая математика
- Алгебра
- Базовая математика
- Исчисление
- Геометрия
- Линейная алгебра
- Предалгебра
- Предварительный расчет
- Статистика и вероятность
- Тригонометрия
- другое →
Лучшие подкатегории
- Астрономия
- Астрофизика
- Биология
- Химия
- Науки о Земле
- Наука об окружающей среде
- Науки о здоровье
- Физика
- другое →
Лучшие подкатегории
- Антропология
- Закон
- Политология
- Психология
- Социология
- другое →
Лучшие подкатегории
- Бухгалтерский учет
- Экономика
- Финансы
- Менеджмент
- другое →
Лучшие подкатегории
- Аэрокосмическая техника
- Биоинженерия
- Химическая инженерия
- Гражданское строительство
- Компьютерные науки
- Электротехника
- Промышленное проектирование
- Машиностроение
- Веб-дизайн
- другое →
Лучшие подкатегории
Бесплатный онлайн-тест для класса 9 Биология все Глава
Вышеприведенные ссылки на главу Онлайн-пробные тесты для CBSE Class 9 Biology помогут вам выполнить тесты на основе MCQ и проверить ваше понимание всего важные концепции, которые были подготовлены на основе последней учебной программы CBSE Class 9 2020.Бесплатные пробные онлайн-тесты для CBSE Class 9 должны использоваться учащимися, чтобы проверить их понимание своих концепций биологии CBSE Class 9. На сайте StudiesToday.com собрана самая большая коллекция онлайн-тестов на основе MCQ класса 9 для экзаменов CBSE по биологии класса 9 2020, которые помогут вам правильно подготовиться и получить наивысший рейтинг на экзаменах. Студенты могут пройти пробные тесты для CBSE Class 9 столько раз, сколько захотят, а также загрузить сертификат о прохождении теста после прохождения онлайн-теста. Эти имитация онлайн-тестов для 9 класса по биологии , которые были разработаны учителями StudiesToday.com после тщательного изучения последней книги и на основе набора вопросов на предстоящих экзаменах для студентов класса CBSE.
Преимущества тестовых онлайн-тестов для биологии стандарта 9
a) Тесты онлайн-тестов для биологии класса 9 CBSE были разработаны опытными преподавателями после серьезных исследований по всем темам.
b) Онлайн-тесты CBSE Class 9 с ответами были созданы таким образом, чтобы предоставить полные и всесторонние знания по каждой теме на легком и понятном языке.
c) Вы также обнаружите, что некоторые из вопросов, которые задаются в наших онлайн-тестах, могут появиться и на предстоящих экзаменах CBSE по биологии класса 9 .
d) Тысячи студентов класса 9 CBSE прошли эти онлайн-тесты и получили отличные результаты и высокие оценки на экзаменах по биологии класса 9 CBSE.
Пробные онлайн-тесты по биологии класса 9 CBSE доступны бесплатно всем студентам, которые хотят участвовать в предстоящих экзаменах. Studytoday.com предлагает самую эксклюзивную и самую большую базу данных бесплатных онлайн-пробных тестов для всех студентов.Повторение вопросов снова и снова в тестах даст дополнительное преимущество учащимся класса 9 CBSE. Большинство вопросов взяты из предыдущих экзаменов по биологии класса 9 NCERT, поэтому их практика в условиях экзамена определенно поможет вам получить более высокий рейтинг.
Для получения дополнительных бесплатных учебных материалов щелкните по ссылкам ниже для Биология 9 класса , чтобы загрузить решенные образцы работ, вопросы прошлого года с решениями, рабочие листы в формате pdf, CBSE Class 9 Книги и решения по биологии 9 на основе учебной программы и руководящие принципы, выпущенные CBSE и NCERT .Учебные материалы и решенные образцы работ для CBSE Class 9 for Biology были подготовлены опытными преподавателями ведущих институтов Индии и доступны для бесплатного скачивания.
БИОЛОГИЯ — 9 класс — Тест №1 Карточки по иностранному языку
Нам не удалось определить язык звукового сопровождения на ваших карточках. Пожалуйста, выберите правильный язык ниже.
Фронт Китайский, PinyinChinese, SimplifiedChinese, TraditionalEnglishFrenchGermanItalianJapaneseJapanese, RomajiKoreanMath / SymbolsRussianSpanishAfrikaansAkanAkkadianAlbanianAmharicArabicArmenianAzerbaijaniBasqueBelarusianBengaliBihariBretonBulgarianBurmeseCatalanCebuanoChamorroChemistryCherokeeChinese, PinyinChinese, SimplifiedChinese, TraditionalChoctawCopticCorsicanCroatianCzechDanishDeneDhivehiDutchEnglishEsperantoEstonianFaroeseFilipinoFinnishFrenchFulaGaelicGalicianGeorgianGermanGreekGuaraniGujaratiHaidaHaitianHausaHawaiianHebrewHindiHungarianIcelandicIgboIndonesianInuktitutIrishItalianJapaneseJapanese, RomajiJavaneseKannadaKazakhKhmerKoreanKurdishKyrgyzLakotaLaoLatinLatvianLingalaLithuanianLuba-KasaiLuxembourgishMacedonianMalayMalayalamMalteseMaoriMarathiMarshalleseMath / SymbolsMongolianNepaliNorwegianOccitanOjibweOriyaOromoOther / UnknownPashtoPersianPolishPortuguesePunjabiPāliQuechuaRomanianRomanshRussianSanskritSerbianSindhiSinhaleseSlovakSlovenianSpanishSundaneseSwahiliSwedishTaga logТаджикскийТамильскийТатарскийТелугуТайскийТибетскийТигриньяTohono O’odhamТонгаТурецкийУйгурскийУкраинскийУрдуУзбекскийВьетнамский Валлийский Западно-фризскийИдишYorubaаудио еще не доступно для этого языка
Назад Китайский, PinyinChinese, SimplifiedChinese, TraditionalEnglishFrenchGermanItalianJapaneseJapanese, RomajiKoreanMath / SymbolsRussianSpanishAfrikaansAkanAkkadianAlbanianAmharicArabicArmenianAzerbaijaniBasqueBelarusianBengaliBihariBretonBulgarianBurmeseCatalanCebuanoChamorroChemistryCherokeeChinese, PinyinChinese, SimplifiedChinese, TraditionalChoctawCopticCorsicanCroatianCzechDanishDeneDhivehiDutchEnglishEsperantoEstonianFaroeseFilipinoFinnishFrenchFulaGaelicGalicianGeorgianGermanGreekGuaraniGujaratiHaidaHaitianHausaHawaiianHebrewHindiHungarianIcelandicIgboIndonesianInuktitutIrishItalianJapaneseJapanese, RomajiJavaneseKannadaKazakhKhmerKoreanKurdishKyrgyzLakotaLaoLatinLatvianLingalaLithuanianLuba-KasaiLuxembourgishMacedonianMalayMalayalamMalteseMaoriMarathiMarshalleseMath / SymbolsMongolianNepaliNorwegianOccitanOjibweOriyaOromoOther / UnknownPashtoPersianPolishPortuguesePunjabiPāliQuechua
.