СПЕЦИФИКАЦИЯ
контрольной работы для промежуточной аттестации по русскому языку в 9 классах.
Сжатое изложение.
1. Назначение промежуточной аттестации – оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку учащихся 9-х классов общеобразовательных организаций.
2. Документы, определяющие содержание промежуточной аттестации
Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
3. Характеристика структуры и содержания промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация за курс 9 класса проводится в виде сжатого изложения. Работа направлена на проверку уровня владения предметными компетенциями учащихся 9-х классов:
№п/п | Проверяемые умения |
| Воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение) |
| Осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения |
| Владеть различными видами монолога . |
| Свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной формах, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.) |
| Адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности: к прочитанному, услышанному, увиденному |
| Соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка |
| Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
| Соблюдать нормы русского речевого этикета, уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения |
| Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зренияее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты |
4. Время выполнения работы – 60 минут без учёта времени, отведённого на инструктаж учащихся .
5. Дополнительные материалы и оборудование не требуются
6. Система оценивания изложения:
В работе проверяются :
умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности;
умение оценивать языковые факты с точки зрения нормативности;
умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
умение использовать основные приемы информационной переработки текста;
умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
умение создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; осуществлять речевой самоконтроль.
Основным условием успешного выполнения речевой задачи, связанной со сжатием информации, является, во-первых, полноценное понимание исходного текста. Если текст не понят, не определено, что в нем главное, а что второстепенное, то при изложении из исходного текста без должного основания, хаотично удаляются те или иные элементы. Вторым необходимым условием для успешной работы над сжатым изложением является владение навыками сокращения текста.
Грамотность
Оценка "5" выставляется за безошибочную работу при наличии в ней1 орфографической, или 1 пунктуационной, или 1 грамматической ошибки.
Оценка "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка "4" может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка "3" может быть выставлена за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических.
Оценка "2" ставится за. диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и б пунктуационных ошибок.
Содержание
Оценка "5" : содержание работы полностью соответствует теме.Фактические ошибки отсутствуют,
содержание излагается последовательно, работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления, достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.
Оценка "4": содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы), или содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, или имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен, стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Оценка "3": в работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Оценка "2" ставится за работу, в которой не выполнены требования.
7. Элементысодержания,проверяемыев изложении:
Грамотность
1.Соблюдение орфографических норм
2.Соблюдение пунктуационных норм
3.Соблюдение грамматических норм
4.Соблюдение речевых норм
5.Фактическая точность письменной речи
Содержание изложения
1.Сжатие исходного текста
2.Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность изложения
3.Определение микротем
4.Выделение главной и второстепенной информации
Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки
обучающихся, окончивших 9 класс. (Изложение)
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки по русскому языку для составления контрольных измерительных материалов промежуточной аттестации (далее – является одним из документов, определяющих структуру и содержание контрольных материалов. Он составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования по русскому языку.
Данный документ является основой для составления контрольных измерительных материалов за 9 класс основной школы по русскому языку и поэтому построен на принципах обобщения и систематизации учебного материала.
Жирным курсивом указываются крупные блоки содержания, которые ниже разбиты на более мелкие элементы. Каждый из этих элементов кодификатора представляет собой укрупненную дидактическую единицу содержания обучения, которая может включать несколько тематических
единиц. Во втором столбце указывается код элемента содержания, для которого создаются проверочные задания.
Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на промежуточной аттестации по русскому языку за курс 9 класса основной школы
Перечень элементов содержания, проверяемых на промежуточной аттестации по русскому языку, составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования по русскому языку 2004 г.
Элементы содержания,
проверяемые заданиями аттестационной работы
1.Грамматика. Синтаксис
1.1 Сложные бессоюзные предложения. Смысловые отношения
между частями сложного бессоюзного предложения
1.2 Сложные предложения с разными видами связи между частями
1.3 Способы передачи чужой речи
1.4 Синтаксический анализ простого предложения
1.5 Синтаксический анализ сложного предложения
1.6 Синтаксический анализ(обобщение)
2.Пунктуация
2.1 Знаки препинания в сложносочиненном предложении
2.2 Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
2.3 Знаки препинания в сложном предложении с разными видами
связи
2.4 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
2.5 Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью
2.6 Тире в простом и сложном предложениях
2.7 Двоеточие в простом и сложном предложениях
2.8 Пунктуация в простом и сложном предложениях
2.9 Пунктуационный анализ
3.Речь
3.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционнаяцелостность текста
3.2 Средства связи предложений в тексте
3.3 Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения
3.4 Анализ текста
3.5 Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи
4. Языковые нормы
4.1 Орфоэпические нормы
4.2 Лексические нормы
4.3 Грамматические нормы (морфологические нормы)
4.4 Грамматические нормы (синтаксические нормы)
5. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров
Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки, проверяемому на промежуточной аттестации по русскому языку за курс 9 класса основной школы.
Доминирующей идеей Федерального компонента государственногообразовательного стандарта по русскому языку является речевое иинтеллектуальное развитие учащихся.
В этом разделе представлен перечень требований к уровню подготовки
обучающихся, проверяемому на экзамене, в соответствии с Федеральнымкомпонентом государственного стандарта основного общего образования 2004 г.
Код требования. | Умения, проверяемые на промежуточной аттестации | |
1. | Различные виды анализа | |
1.1 | Определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип текста или его фрагмента | |
1.2 | Различать разговорную речь, научный стиль, официально-деловойстиль, публицистический стиль, язык художественной литературы | |
2 | Аудирование и чтение | |
2.1 | Адекватно понимать информацию устного и письменногосообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную искрытую информацию | |
2.2 | Читать тексты разных стилей и жанров | |
2.3 | Владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) | |
2.4 | Извлекать информацию из различных источников | |
3 | Письмо | |
3.1 | Воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план,пересказ, изложение) | |
3.3 | Осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения | |
3.4 | Владеть различными видами монолога и диалога | |
3.5 | Свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной формах, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.) | |
3.6 | Соблюдать в практике речевого общения основные лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка | |
3.7 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | |
3.8 | Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты |
«Драгоценные книги»
Какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он драгоценных книг – он обделен. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. В детстве счет времени ведется иначе, тут каждый день – открытия. И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. Впечатления детства – самые яркие и прочные впечатления. Это фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд. В детстве посеяны семена. Не все прорастут, не все расцветут. Но биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве. Последующая жизнь сложна и многообразна. Она состоит из миллионов поступков, определяющихся многими чертами характера и, в свою очередь формирующих этот характер. Но если проследить и найти связь явлений, то станет очевидным, что всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок были посеяны в детстве, имели с тех пор свой зародыш, свое семечко.
Задание: написать сжатое изложение (минимальный объём 70 слов).
Ключ к тексту. Пример сжатого текста.
Какой бы интересной ни была жизнь ребенка, он будет обделен, если не прочтет вовремя драгоценных книг. В детстве каждый день происходят открытия, которые влияют на всю последующую жизнь. Эти впечатления являются самыми прочными, они сравнимы с фундаментом будущей духовной жизни.
Книги словно семена, посеянные в душу человека, а человеческая жизнь - это постепенное их прорастание.
Жизнь сложна и многообразна. Она состоит из миллионов поступков, зависящих от черт характера человека. Каждое качество взрослого, каждый его поступок были посеяны в детстве.
compedu.ru
Открытый банк заданий ФИПИ
Текст 1 Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Дерево, если ему не мешать, растёт ровно вверх. Но даже если ему не удаётся расти ровно, то оно, изгибаясь под препятствиями, старается из-под них выйти и опять тянуться вверх. Так и человек. Рано или поздно он захочет выйти из повиновения. Люди покорные обычно страдают, но если раз им удалось сбросить свою «ношу », то они нередко и сами превращаются в тиранов. Если командовать везде и всеми, то человека ждёт одиночество как финал жизни. Такой человек всегда будет одинок. Ведь на равных общаться он не умеет. Внутри у него глухая, иногда неосознаваемая тревога. И он чувствует себя спокойно только тогда, когда люди беспрекословно Выполняют его распоряжения. Командиры и сами несчастные люди, и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих результатов. Командовать и управлять людьми – это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здоровье и самого человека, и окружающих.
(По М.Литваку)
Текст 2 Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема – это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином. Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами. Мир изменяется, становится другим. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации, то не стоит удивляться тому, что иной ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой.
(По Ю.Нагибину)
Текст 3 Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни, со стремлением быстро реализовать себя пришло понимание значимости времени. Раньше невозможно было представить, например, чтобы хозяева тяготились гостями. Теперь, когда время – цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Частые встречи и неторопливые беседы не являются уже непременными спутниками дружбы. В силу того что живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими. Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах с высокой плотностью населения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место в метро, в кафе, в читальном зале библиотеки. Казалось бы, такая избыточность обязательного общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму, сделать её навсегда неактуальной. Но это не так. Отношения с друзьями остаются на первом месте. Их существование согревает душу уверенностью, что нам всегда есть с кем поделиться радостью и к кому обратиться за помощью в самую трудную минуту.
(По Н.Крыщуку)
Текст 4 Универсального рецепта того, как выбрать правильный, единственно верный, только тебе предназначенный путь в жизни, просто нет и быть не может. И окончательный выбор всегда остаётся за человеком. Этот выбор мы делаем уже в детстве, когда выбираем друзей, учимся строить отношения с ровесниками, играть. Но большинство важнейших решений, определяющих жизненный путь, мы всё-таки принимаем в юности. Как считают учёные, вторая половина второго десятилетия жизни – самый ответственный период. Именно в это время человек, как правило, выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, профессию. Понятно, что такой выбор – дело ответственное. От него невозможно отмахнуться, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет исправить: успеется, вся жизнь впереди! Что-то, конечно, удастся подправить, изменить, но далеко не всё. И неверные решения без последствий не останутся. Ведь успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, решительно делает выбор, верит в себя и упорно достигает намеченных целей.
(По А. Москвину)
Текст 5 Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно. Искусство – это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории. Момент обращения человека к творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое. Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам.
(По Ю. Бондареву)
Тест 6 Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни. Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру. Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время - это значит не забывать Людей, не забывать Людей - это значит не забывать Время.
(По Ю. Бондареву)
Текст 7 Меня предал родной человек, меня предал лучший друг. Такие высказывания мы, к сожалению, слышим довольно часто. Чаще всего предают те, в кого мы вложили душу. Закономерность здесь такова: чем больше благодеяния, тем сильнее предательство. В таких ситуациях вспоминается булавочный укол друга". Многие терпят издевательство над собой, надеясь, что у предателя проснется совесть. Но не может проснуться то, чего нет. Совесть - функция души, а у предателя ее нет. Предатель обычно объясняет свой поступок интересами дела, но для того, чтобы оправдать первое предательство, совершает второе, третье и так до бесконечности. Предательство с точностью разрушает достоинство человека, в результате предатели ведут себя по-разному. Кто-то отстаивает свое поведение, пытаясь оправдать содеянное, кто-то впадает в ощущение вины и страха перед надвигающимся возмездием, а кто-то просто старается все забыть, не обременяя себя ни эмоциями, ни размышлениями. В любом случае, жизнь предателя становится пустой, никчемной и бессмысленной. (По М.Литваку)
Текст 8 Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные-герои». Я считаю её своим «будильником». От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведённый летом в деревне, прогулка в лесу с человеком, который «на всё открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком, с ночёвкой в лесу... Нет нужды перечислять всё, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть. И всё-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, она делает познание мира интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчёта всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки, сверкает красками, и есть любовь, приближающая человека к счастью. (По В.М. Пескову)
Текст 9 Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях: «Да не может быть! – воскликнул человек. – я ничего хорошего для него не сделал…». Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности. Нравственность - это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же. Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Совершайте добро и знайте , что оно наверняка окупится. Уверяю вас, что Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. То есть вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. И помните: творят добро возвышенные натуры.
Текст 10 Есть ценности, которые изменяются, теряются, пропадают, становясь пылью времени. Но как бы ни изменялось общество, всё равно на протяжении тысячелетий остаются вечные ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур. Одной из таких вечных ценностей, безусловно, является дружба. Люди очень часто употребляют это слово в своём языке, тех или иных людей называют своими друзьями, но мало кто может сформулировать, что такое дружба, кто такой настоящий друг, каким он должен быть. Все определения дружбы сходны в одном: дружба – это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости людей, полном доверии и постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь. Главное, чтобы у друзей были одинаковые жизненные ценности, похожие духовныеориентиры, тогда они смогут дружить, даже если их отношение к определённым явлениям жизни разное. И тогда на настоящую дружбу не влияет время и расстояние. Люди могут разговаривать друг с другом лишь изредка, быть в разлуке в течение многих лет, но всё равно оставаться очень близкими друзьями. Подобное постоянство– отличительная черта настоящей дружбы.
(Из Интернета)
Текст 11 Какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он драгоценных книг – он обделен. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. В детстве счет времени ведется иначе, тут каждый день – открытия. И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. Впечатления детства – самые яркие и прочные впечатления. Это фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд. В детстве посеяны семена. Не все прорастут, не все расцветут. Но биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве. Последующая жизнь сложна и многообразна. Она состоит из миллионов поступков, определяющихся многими чертами характера и, в свою очередь формирующих этот характер. Но если проследить и найти связь явлений, то станет очевидным, что всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок были посеяны в детстве, имели с тех пор свой зародыш, свое семечко.
Текст 12 Неуверенность в себе - проблема древняя, однако она привлекла внимание медиков, педагогов и психологов сравнительно недавно - в середине XX века. Именно тогда стало понятно: всё усиливающаяся неуверенность в себе может стать причиной массы неприятностей - вплоть до серьёзных заболеваний, не говоря уже о житейских проблемах. А проблемы психологические? Ведь неуверенность в себе может послужить почвой постоянной зависимости от чужого мнения. Представим себе, как неудобно чувствует себя зависимый: чужие оценки кажутся ему гораздо более важными и значимыми, чем собственные; каждый свой поступок он видит прежде всего глазами окружающих. А главное, ему хочется одобрения ото всех, начиная с близких и заканчивая пассажирами в трамвае. Такой человек становится нерешительным и не может правильно оценить жизненные ситуации. Как же преодолеть неуверенность в себе? Одни учёные ищут ответ на этот вопрос, основываясь на физиологических процессах, другие опираются на психологию. Ясно одно: преодолеть неуверенность в себе можно лишь в случае, если человек способен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты.
Текст 13 Слово «мама» — особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели. С любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково. Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несем ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиг. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму. И нужна нам в этот миг только она. Человек зовет мать и верит, что она, где бы не была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь». Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о маме! «Берегите матерей!» - провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своей маме. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час. Ведь благодарные дети – лучший подарок для них.
Текст 14 У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека есть связанное с ними светлое и нежное воспоминание, которое он бережно хранит в своем сердце. Любимая игрушка – это самое яркое воспоминание из детства каждого человека. В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные. Но несмотря на все появляющиеся новинки, такие как телефоны и компьютерная техника, игрушка все-таки остается неповторимой и незаменимой в своем роде, ведь ничто так не учит и не развивает ребенка, как игрушка, с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт. Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нем положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку, помня, что она принесет в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а также систему ценностей и мировоззрение. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности.
Текст 15 Времена меняются , приходят новые поколения , у которых, казалось бы, всё не такое, как у прежних: вкусы, интересы, жизненные цели. Но трудноразрешимые личные вопросы между тем почему-то остаются неизменными. Нынешних подростков, как и их родителей в своё время, волнует всё то же: как обратить на себя внимание того, кто тебе нравится? Как отличить увлечение от настоящей любви? Юношеская мечта о любви - это, что бы ни говорили, прежде всего, мечта о взаимопонимании. Ведь подростку обязательно нужно реализовать себя в общении со сверстниками: проявить свою способность к сочувствию, сопереживанию. Да и просто показать свои качества и способности перед тем, кто настроен к нему доброжелательно, кто готов его понять. Любовь - это безусловное и безграничное доверие двоих друг к другу. Доверие, которое раскрывает в каждом всё то лучшее, на что только способна личность. Настоящая любовь непременно включает в себя дружеские отношения, но не ограничивается ими. Она всегда больше дружбы, поскольку только в любви мы признаём за другим человеком полное право на всё то, что составляет наш мир.
kuzmenkoev.ru
Здесь представлены ответы подробный и сжатый варианты изложений всех текстов по русскому языку 9 класс Рыбченкова. Вы можете смотреть и читать решебник онлайн (без скачивания) с компьютера и мобильных устройств
Тексты для изложений в классах компенсирующего обучения
1. «Хозяин» (из кн. «Повести и рассказы»), В. Баныкин I II 2. О Л. Ландау (из кн. «Ландау. Страницы жизни»). A. Бессараб I II 3. О И. Левитане (из кн. «Золотой лес»). Н. Смирнов I II 4. О животных (из рассказа «Жильцы старого дома»), К. Паустовский I II 5. О Биме (из кн. «Белый Бим Черное Ухо»), Г. Троепольский I II 6. О Л. П. Чехове (из кн. «Москва и москвичи»), B. Гиляровский I II 7. О Икаре и Дедале (из кн. «Легенды и мифы Древней Греции»). Н. Кун I II 8. «Пятерка по нелюбимому предмету». В. Бахревский I II 9. «На еловом ручье». Ю, Казаков I II 10. О природе (из рассказа «Прощание с летом»). К. Паустовский I II 11.0 собаке Запятайке (из кн. «Братья Дуровы»). А. Таланов I II 12. О Петре I (из кн. «1000 занимательных сюжетов из русской истории»). В. Балязин I II 13. О попугаях (из кн. «Братья Дуровы»). A. Таланов I II 14. О грибах (из этюда о природе «Третья охота»). B. Солоухин I II 15. Об учителе (из кн. «Последний поклон»). В. Астафьев I II 16. О С. Есенине (из кн. «Страницы жизни»). Вс. Рождественский I II 17. О Каштанке (из кн. «Братья Дуровы»). A. Таланов I II 18. «Цена песенки» (из кн. «В лесах счастливой охоты»). Н. Сладкое I II 19. «Первая вилка в Англии» (из кн. «Рассказы о простых вещах»). М. Ильин I II 20. «Щур» (из кн. «Найденов луг»). И. Соколов-Микитов I II 21. О И. Бутурлине, сподвижнике Петра I (из кн. «1000 занимательных сюжетов из русской истории»). В. Балязин I II 22. «Подвиг Миклухо-Маклая» (из кн. «На всех широтах»). Л. Чуковская I II 23. О сосне в Михайловском (из кн. «Пушкиногорье»). С. Гейченко I II 24. О книгах и чтении (из кн. «Летят мои кони…»). Б. Васильев I II 25. О И. Неплюеве и Петре I (из кн. «1000 занимательных сюжетов из русской истории»). B. Балязин I II 26. О И. Шишкине (из кн. «Лицо времени»). Л. Волынский I II
Тексты для подробного или сжатого изложения 1. О А. С. Пушкине (из кн. «Записки о Пушкине»). И. Пущин I II 2. О Ф. И. Шаляпине (из кн. «Страницы жизни»). Вс. Рождественский I II 3. О Чичикове (из поэмы «Мертвые души»). Н. Гоголь I II 4. О П. И. Чайковском (из рассказа «Скрипучие половицы). К. Паустовский I II 5. «Лапти». И. Бунин I II 6. О народном промысле (из кн. «Хохлома»). Н. Бедник I II 7. О Ю. Гагарине (из кн. «Любимец века»). Л. Обухова I II 8. «Исповедь» (из кн. «Детство. Отрочество. Юность»). Л. Толстой I II 9. «Деревянная сказка» (из кн. «Живая Древняя Русь»). Е. Осетров I II 10. О Байкале (из кн. «Голубые очи планеты»). А. Муранов I II 11. О П. М. Третьякове (из кн. «Лицо времени»). Л. Волынский I II 12. О Печорине (отрывок из романа «Герой нашего времени»). М. Лермонтов I II 13. О храме Покрова на Нерли (из кн. «Живая Древняя Русь»). Е. Осетров I II 14. О А. А. Ахматовой (из статьи «Анна Ахматова»). К. Чуковский I II 15. О Л. Ландау (из кн. «Л. Ландау. Страницы жизни»), А. Вессараб I II 16. О П. И. Чайковском (из рассказа «Скрипучие половицы»). К. Паустовский I II 17. О кузнице (из рассказа «Кузница»). Е. Носов I II 18. О А. И. Куприне (из кн. «В поисках пропавших рукописей»). Б, Челышев I II 19. «Полуправда» (из кн. «Полусказки»). Ф. Кривин . . I II 20. «Приточная трава». К. Паустовский I II 21. «Стогсена». В. Солоухин I II 22. «Твардовский». В. Некрасов I II 23. «Подвиг художника» (из кн. «Твоя палитра»), Е. Каменева I II 24. «О милосердии» (из очерка «О милосердии»). Д. Гранин I II 25. О сенокосе (из кн. «Капля росы»), В. Солоухин I II 26. «Музыка». В. Астафьев I II 27. «Весенний остров». Б. Астафьев I II 28. «Дядя Гиляй». К. Паустовский I II 29. О природе (из очерка «Листопад»), Ю. Грибов I II 30. «Легенда о Коломне» (из кн. «Занимательная топонимика»), Г. Смолицкая I II 31. «Переводчик» (из кн. «Заметки о себе»). Ч. Айтматов I II 32. «И прахом своим…». В. Астафьев I II 33. «Любовь, уважение, знание…» (из кн. «Письма о добром и прекрасном»), Д. Лихачев I II 34. Об Орфее и Эвридике (из кн. «Мифы Древней Эллады»). А. Немировский I II 35. О В. Сурикове (из кн. «Твоя палитра»), Е. Каменева I II 36. О А. Саврасове (из кн. «Саврасов»). О. Добровольский I II 37. «Чтобы боль каждого…». В. Астафьев I II 38. О Я. Брюсе (из кн. «1000 занимательных сюжетов из русской истории»), В. Балязин I II 39. «Видение». J3. Астафьев I II 40. «Дорога домой». А. Горбовский I II 41. О Чичикове и Собакевиче (из поэмы «Мертвые души»). Н. Гоголь I II 42. О С. Рахманинове (из кн. «Далекие, близкие»). A. Седых I II 43. Об отношении к музыке (из кн. «Постскриптум»), B. Астафьев I II 44. О В. Сурикове (из кн. «Письма из «Русского музея»). В. Солоухин I II 45. «Святые места». JB. Песков I II 46. «Рождение стиха» (из кн. «Горсть крымской земли»). К. Паустовский I II 47. О Бородинской битве (из кн. «1000 занимательных сюжетов из русской истории»). В. Балязин I II 48. «Москвич Пушкин». Ю. Нагибин I II 49. «Дурак». И. Тургенев I II 50. О Ф. И. Шаляпине (из кн. «Далекие, близкие»). I II 51. О Семке (из рассказа «Мастер»). В, Шукшин …. I II 52. О траве (из этюдов о природе «Трава»). B. Солоухин I II 53. О Л. Ландау (из кн. «Ландау. Страницы жизни»). A. Бессараб I II 54. О И. Филиппове (из кн. «Москва и москвичи»). B. Гиляровский I II 55. «Анна Павлова» (из кн. «Огни рампы»). Н. Труханова I II 56. О М. Горьком. В, Ходасевич I II 57. «Мать». Е. Пермипгин I II 58. О колокольном звоне (из кн. «Живая Древняя Русь»). Е. Осетров I II 59. «Учитель». В. Астафьев I II 60. «Рождение музыки» (из кн. «Мифы Древней Эллады»). Л. Немировский I II 61. О художниках-самоучках (из кн. «Горсть крым¬ской земли»). К. Паустовский I II 62. О художнике и зрителе (из кн. «Лицо времени»), Л. Волынский I II 63. О Биме (из кн. «Белый Бим Черное Ухо»). Г. Троепольский I II 64. О докторе Янсене (из кн. «Летят мои кони…»). Б. Васильев I II 65. О Москве (из кн. «Все начинается с детства»). С. Михалков I II 66. О Ю. Гагарине (из кн. «Любимец века»), Л. Обухова I II 67. «Белый гусь». Е. Носов I II 68. «Чистые пруды». Ю. Нагибин I II 69. «Живое пламя». Е. Носов I II 70. «Рассказ о лесорубе…» (из кн. «Полусказки»). Ф. Кривин I II 71. О народных промыслах (из кн. «Живая Древняя Русь»). Е. Осетров I II 72. О музейной смотрительнице (из кн. «Пушкиногорье»). С. Гейченко I II 73. «Голуби». И. Тургенев I II
gdzputina.me
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ивашковская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка конспекта
урока по русскому языку 9 класс
«Основные приемы сжатия текста.
Обучение сжатому изложению»
Разработал:
Кротова Елена Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
Ивашково, 2016
Планируемые результаты:
предметные: изучить основные приёмы сжатия (компрессии) исходного текста;
метапредметные: уметь адекватно воспринимать информацию, свободно, правильно излагать свои мысли, выступать перед аудиторией сверстников с сообщением;
личностные: стремление к речевому самосовершенствованию.
Виды учебной деятельности:
личностные: пополнение словарного запаса, самоопределение;
познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций;
регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, управление своей деятельностью, инициативность;
коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества.
Оборудование: ноутбук, мультимедиапроектор, мультимедийная презентация, приложения №1, №2 , текст для сжатия, рабочие листы бумаги форматом А4.
Учащиеся предварительно разделены на 3 группы, в которых назначены консультанты из числа сильных учеников.
Ход урока.
Эпиграфом к нашему уроку станут слова французского писателя Вольтера:
Прекрасная мысль теряет всю свою ценность, если она дурно выражена.
Вольтер
Давайте помнить об этом и выражать мысли в устной и письменной речи верно, красиво.
Учитель: Ребята, наш век называют веком информации, как вы понимаете это? (Это значит, что очень много информации получает современный человек. Он должен много знать, быть информированным).
В какой форме представлена вся эта информация? (текст). Можно ли сохранить всю поступающую человеку информацию? (нет).
Как же поступить? (записать, зафиксировать).
Можно ли дословно зафиксировать получаемую информацию? (можно, но очень трудно) Что вы можете предложить? (запомнить только самое главное). Другими словами – сжать исходную информацию.
Слайд №1 Тема урока: «Обучение сжатому изложению. Приемы сжатия текста».
Как вы понимаете значение слова «изложение», «сжатое»? Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с приемами сжатия текста.
Исходя из темы урока, сформулируйте для себя учебную цель (овладеть навыками сжатия текста).
Может быть, вы, опираясь на жизненный опыт, подскажете мне, как же можно сократить текст? (ответы детей)
Слайд № 2
Обратите внимание, на этих листах расположен материал, который предстоит вам усвоить, он очень велик. Как бы вы организовали свою деятельность, чтобы сэкономить время и получить максимальный результат? (работать в группах).
Но прежде, чем вы получите задания, давайте выстроим единую схему, алгоритм работы с новым материалом.
С чего вы начинаете знакомство с новым материалом? (чтение теоретического материала).
Чтобы разобраться в теории, чем ее надо проиллюстрировать? (примерами)
Чтобы самое главное не ушло из памяти, необходимо учебный материал… (зафиксировать удобным способом).
Чтобы новые знания были закреплены, необходимо…(выполнить упражнения на новую тему).
И высшей степенью усвоения материала считается способность научить этому другого.
Этот алгоритм закреплен в памятке «Последовательность действий при изучении нового материала», можете им воспользоваться, работая в группах. Слайд №3
2. Изучение нового материала
Каждой группе предстоит проанализировать один прием сжатия текста (Приложение 1): слайд №4
I группа работает над «Приемом исключения подробностей при написании сжатого изложения»,
II – «Приём упрощения при написании сжатого изложения»,
III – «Приём обобщения при написании сжатого изложения».
Обратите внимание на целевую установку, данную в задании:
(работают 5-7 минут).
Вы изучили содержание статей, но наша цель – усвоить все три приема сжатия, поэтому при ответе товарищей Вы должны не только внимательно их слушать (слайд 5-7), но и вести записи одновременно с прослушиванием, составляя, например, обобщающую таблицу (Приложение 3).
После ответов детей слайд №8 для сравнения.
ДЕЛАЕМ ВЫВОД:
Чтобы правильно осуществить сжатие текста, необходимо ИСКЛЮЧИТЬ подробности и детали, ОБОБЩИТЬ конкретные, единичные детали и УПРОСТИТЬ синтаксические конструкции.
(ИСКЛЮЧАЮ, ОБОБЩАЮ, УПРОЩАЮ)
3. Формирование навыка.
Вы систематизировали знания о приемах сжатия текста. Попробуем применить эти знания на практике. Каждая группа получает одинаковые задания: небольшие тексты, к каждому из которых есть свои задания, выполняя их необходимо использовать один из приемов сжатия текста
( приложение 2 ).
Для более полного закрепления навыка вам предлагается текст, который вы должны сжать, используя все три приема
Ваша задача – прочитать текст. Сжать его, используя все три приема. Ненужную информацию можете вычеркивать карандашом. Помните! При написании изложения вам необходимо проделать следующую работу:
1. ОТОБРАТЬ ВАЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ.
2. СФОРМУЛИРОВАТЬ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ АВТОРА.
3. СОХРАНИТЬ АВТОРСКУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ.
4. ПЕРЕДАТЬ ХАРАКТЕР ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ И ОБСТАНОВКУ БЕЗ ИСКАЖЕНИЙ.
5. ВЫДЕЛИТЬ ОСНОВНЫЕ МИКРОТЕМЫ.
6. ОБОБЩИТЬ СОДЕРЖАНИЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА.
Групповая работа. Учащиеся каждой группы должны составить сжатый текст и озвучить его.
Каждая группа представляет свой текст (по выбору учителя). При выступлении акцентировать внимание на то, какой приём при компрессии использовали в каждом абзаце (слайд 11).
4. Рефлексия.
Ребята, как вы считаете, важно ли уметь сжимать текст? Где это умение может вам пригодиться? Почему это умение проверяется на выпускном экзамене?
5. Домашнее задание.
Учитель: Какой этап в схеме действий, которая была выстроена в начале урока, мы не выполнили? (последний, 5) (слайд 12). Это будет вашим домашним заданием. Составьте 3-4 пункта рекомендаций к сжатию текста, используя материалы урока, в виде алгоритма, карточки-подсказки или памятки (слайд 13).
Учитель: Ребята, спасибо вам за активную и плодотворную работу на уроке (слайд 14).
Приложение 1.
1 группа
Работа со статьёй «Прием исключения подробностей при написании сжатого изложения».
Исключение – способ сжатия текста, где исключается второстепенная информация: подробности, детали, числовые данные, авторские пояснения, отступления, подробные описания, рассуждения и т. п.. Для того чтобы это сделать, нужно сначала разделить полученную информацию на главную с точки зрения основной мысли текста и второстепенную (несущественную), а затем исключить второстепенную.
К основным языковым приемам исключения относятся:
• исключение повторов;
• исключение фрагмента предложения;
• исключение одного или нескольких синонимов;
• исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений, поясняющих конструкций, синонимов в ряду однородных членов, целых предложений, частей сложного предложения.
Пример. Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном; подушка- – то, что кладется под ухо; а вот слово “окно” не каждый свяжет со словом “око”, а ведь это родственные слова… = Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: например, подоконник – то, что находится под окном (Исключение фрагмента предложения за счет удаления однотипных примеров).
Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему. Чувства –это неотъемлемая часть нашей личности. = Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему, неотъемлемая часть нашей личности.( Исключение повторов)
2 группа
Работа со статьёй «Приём упрощения при написании сжатого изложения».
Упрощение – это способ сжатия текста, при котором большие по объему предложения упрощаются до простых предложений путем сокращения второстепенной информации, повтора мысли. Другими словами, не сокращая мысли, можно передать её в более простой языковой форме. В основе этого способа лежит упрощения: сложные, развернутые синтаксические конструкции преобразовываются и упрощаются. Этот способ основывается на явлении избыточности речи. Дело в том, что в естественной речи используется гораздо больше слов, чем необходимо для выражения определённой мысли, поэтому её можно упростить.
К основным языковым приемам упрощения относятся:
- слияние нескольких предложений в одно;
- замена предложения или его части указательным местоимением;
- замена сложноподчинённого предложения простым;
- замена фрагмента предложения синонимичным выражением.
Пример. Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения. = В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу. (Слияние нескольких предложений в одно.)
Настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. = Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами. ( Замена сложного предложения простым)
3 группа
Работа со статьёй «Приём обобщения при написании сжатого изложения».
Обобщение – способ сжатия текста, при котором обобщается однородная информация. Другими словами, при обобщении материала сначала вычленяются единичные факты, однородные проблемы или мелкие вопросы, выделяется в них то, что их объединяет, является общим, а затем подбираются языковые средства для их обобщённой передачи.
К основным языковым приемам обобщения относятся:
- замена однородных членов обобщающим словом;
- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением.
Пример. На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки. = На лугу росли цветы. (Замена однородных членов обобщающим словом).
Многие утверждают, что слушать музыку дома лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.
(Многие утверждают, что слушать музыку дома лучше, чем в зале: никто не мешает.)
Приложение 2.
Упражнения на исключение.
Задание 1
1. Прочитайте текст.
Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (По материалам периодической печати)
Выделите второстепенную информацию.
Цель всегда конкретна, измеряема, достижима.
2. Мы набирали огромные охапки палой листвы и несли домой прекрасные, печальные букеты, и сами пропитывались их горьким запахом. (По Ю. М. Нагибину)
Что можно исключить из предложения без ущерба для его содержания?
Мы собирали огромные печальные букеты и пропитывались их горьким
Запахом.
3. Прочитайте текст.
Тут откуда-то из-за угла выскочила с оглушительным лаем Буська, коричневый бульдог, любимица всей семьи Горького. Она пришла в ярость, чувствуя запах медвежьей шубы, её янтарные прозрачные глаза вспыхнули колючей искрой собачьей ненависти, кожа складками собралась на загривке, упругие ляжки напряглись перед решительным прыжком. (В. А. Рождественский) (43 слова)
Сократите текст вдвое.
Внезапно откуда-то выскочила Буська, бульдог. Разъярённая собака, почуяв запах медвежьей шкуры, напряглась перед прыжком, глаза её вспыхнули ненавистью, кожа на загривке собралась в складки. (24 слова)
4. Прочитайте текст.
Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свою землю, своё – пусть и непонятное тебе – родное слово. (Д. С. Лихачёв)
Сократите текст Д. С. Лихачёва.
Любовь к родному краю, культуре начинается с малого – с любви к своей семье, с уважения к людям.
5. С самого начала своей научной деятельности М. В. Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и движения (силы), который составлял неотъемлемую часть его представлений о явлениях, изучающих естественные науки.
Исключите второстепенную информацию предложения.
С самого начала своей научной деятельности М. В. Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и движения (силы).
6. Прочитайте текст.
Шаляпин стал первым в мире певцом и великим актёром – ведь трудно сказать, что в «Борисе Годунове» больше волновало – пение или игра Шаляпина? Богата Россия талантами, но скольким из них удаётся развиться и не заглохнуть в полной безвестности? А вот Шаляпин не погиб. Поднялся с самых народных низов, пришёл из Суконной слободки, чтобы дать миру, по выражению Стасова, «радость безмерную». (А. Седых)
Что можно исключить из текста без ущерба для его содержания?
Шаляпин был первым певцом в мире и великим актёром. Трудно сказать, чем он больше волновал публику – пением или актёрской игрой. Богата Россия талантами, но многие гибнут, не раскрывшись. А Шаляпин выжил. Он поднялся с самых низов, чтобы дать людям «радость безмерную».
Упражнения на обобщение.
Задание 1.
1.Прочитайте текст.
Он был «един и многолик ». «Един» потому, что был Александром Ивановичем Куприным – художником слова, своеобразным и неповторимым. «Многолик» потому, что были ещё Куприны: один – землемер, другой – грузчик, третий – учётчик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но всё это рабочее воинство совмещалось в одном лице – писателе Куприне. (По Б. Д. Челышеву)
Как можно словосочетанием охарактеризовать «многоликость» Куприна?
Он был «един и многолик ». «Един» потому, что был Александром Ивановичем Куприным – художником слова. «Многолик» потому, что были ещё Куприны разных профессий. Но всё это рабочее воинство совмещалось в писателе Куприне.
2. Прочитайте текст.
Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, жёлтой, красной, мраморной, листве берёз, осин, кленов, лип. (По Ю. М. Нагибину)
Замените слова одной лексической группы общим понятием (словом).
Не менее щедрой была и чистопрудная осень. Бульвар утопал в пёстрой листве деревьев.
3. Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. (По Д. С. Лихачёву)
Как можно несколькими словами охарактеризовать архитектурный облик Ленинграда?
Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде, облик которого связан с именами известных архитекторов.
4. Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами?..(По И. Милославскому)
Сократите предложение, заменив похожие по смыслу выражения общим понятием (словосочетанием).
Можно ли одинаково интересоваться разными отраслями наук?..
5. Достаточно ли, например, у нас воображения? Ведь воображение нужно вовсе не для того, чтобы придумать нечто несуществующее или несбыточное. Воображение нужно для того, чтобы охватить умом и сердцем всё богатство жизни, её ситуаций, чтобы увидеть мысленным взором потаённые уголки человеческой души. Без воображения нет образа мира и образа человека. А без этих образов жизнь становится плоской и упрощённой, в ней нас окружают всего лишь модели и схемы, а не живые люди. (По материалам сайтов Интернета)
Переведите частную информацию об отношении к людям в общее представление об этом.
Например, достаточно ли у нас воображения, которое необходимо для того, чтобы охватить всё разнообразие жизни и человеческой души, и без которого жизнь станет упрощённой, а люди схематичными?
Упражнения на упрощение.
Задание 1.
1. Дом Чайковского стоял на пригорке. Леса уходили вниз, в весёлую даль, где лежало среди зарослей озеро. Там у композитора было любимое место – оно называлось Рудым Яром. ( К. Г. Паустовский)
Дом Чайковского стоял на пригорке, с которого был вид на весёлую даль. Там, у озера, было любимое место Чайковского – Рудый Яр.
2. Прочитайте текст.
Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Как выбрать это время? Находится же оно для того, чтобы вместе смотреть телевизор!
Разве мы не просиживаем перед ним иногда часами, даже когда ничего особенного не показывают? Страница книги – это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору! ( По С. Львову) (52 слова)
Сократить текст вдвое.
Если можно выбрать время для просмотра телевизионных программ, то можно найти время и для совместного чтения. Страница книги – это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору! (28 слов)
3. Прочитайте текст.
Итак, язык жестов может носить вспомогательный характер, сопровождая звуковой язык. Жесты делают нашу речь выразительной, помогают нам произвести большее впечатление на собеседника.
Изложите содержание текста простым предложением.
Язык жестов сопровождает звуковой язык, делает его выразительным и помогает произвести впечатление на собеседника.
4. Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины. ( Д. С. Лихачёв)
Постройте сложное предложение с разными видами связи из 2 и 3 .
Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Каждый ответит, что его надо оберегать, но в памяти всё же возникают иные, горестные картины.
5. Прочитайте текст.
На полевой дороге мне попались навстречу две деревенские девушки. Они шли, должно быть, издалека. Пыльные туфли, связанные тесёмками, висели у них через плечо. Они о чём-то болтали, смеялись, но, увидев меня, тотчас замолкли, торопливо поправили под платочками светлые волосы и сердито поджали губы. (К. Г. Паустовский)
Запишите два простых предложения.
На полевой дороге я повстречал девушек. Они шли, весело переговариваясь, но заметили меня и замолчали, поджали губы.
multiurok.ru
Хочу свою ошибку я исправить И отношения наши наладить, Надеюсь, ты меня простишь И обижаться прекратишь, Знай, люблю тебя, малыш! За окном кружится снег, На улице зима, Где же ты, мой любимый человек?
ПодробнееИнтегрированное занятие в старшей группе МБДОУ «Радуга» «Осень - дивная пора» Составили : Чеснокова Н.В. музыкальный руководитель Гусева О.В. воспитатель Пено 2015 Цель: обогащение мировосприятия детей
ПодробнееУтренник, посвященный Дню Победы. Старший дошкольный возраст. Цель: развитие у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей Победе
ПодробнееРабота загружена с сайта Typical Writer.ru http://typicalwriter.ru/publish/2582 Mark Haer Мысли (Серия стихотворений) Последнее изменение: 08 октября 2016 (c) Все права на эту работу принадлежат автору
ПодробнееЗадания A21 по русскому языку 1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в Крысобой вынул из рук у легионера (1) стоявшего у подножия бронзовой статуи (2) бич и (3) несильно
ПодробнееМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр Развития Ребенка детский сад «Россиянка» НОД На тему: «Дружба живет среди нас» Составитель: Воспитатель 1 категории гр. 7: Александрова
ПодробнееОльга КАЛЕНКОВА русской речи Погода. Время года Занятие 1 Погода, плохая, хорошая, светить, солнце, луна, дождь Какая сегодня погода? Сегодня хорошая погода. Сегодня плохая погода. Почему погода плохая?
ПодробнееКогда ты порою скучаешь, И что-то тревожит тебя, Ты вспомни, что в мире есть сердце, Которое любит тебя! Ах, до чего ничтожны все сравненья, Одно я знаю: ты всегда мне нужен - При солнце, при луне, в толпе
ПодробнееДавид Гордон Грани Души Москва 2013 УДК 82-1 ББК 84 (2Рос=Рус) Г 68 Гордон, Д. Г68 Грани души / Давид Гордон. М.: Книга по Требованию, 2013. 160с. ISBN: 978-5-518-45723-2 Дорогие мои читатели! Мне приятно
ПодробнееТест школьной тревожности Филлипса Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам,
ПодробнееОктябрь 2 2016год ШКОЛЬНЫЕ ВЕСТИ С Днем учителя! Учитель - это тонкая работа Он - скульптор, он - художник, он - творец Не должен ошибаться ни на йоту, Ведь человек - труда его венец. Дорогие, милые учителя!
ПодробнееРабота загружена с сайта Typical Writer.ru http://typicalwriter.ru/publish/5097 Ростислав Пономарев Часы пробили полночь Последнее изменение: 16 января 2017 (c) Все права на эту работу принадлежат автору
ПодробнееВерн любил приключения! И однажды Верну захотелось приключений. Он вспомнил волшебный камень дракона. Ещё у него была фотография этого камня. И он решил отправиться за камнем. Однажды рано утром он пошёл
ПодробнееМуниципальное дошкольное учреждение детский сад общеразвивающего вида 17 Комплексное занятие «Осенняя песня» для детей подготовительной группы Подготовили и провели: Постникова Ирина Евгеньевна музыкальный
ПодробнееВладимир Федорович Одоевский Серебряный рубль Серия «Сказки дедушки Иринея» http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=646205 Владимир Федорович Одоевский. Избранное: М.; 2011 Аннотация «Долго любовалась
ПодробнееЧто такое детская боль От детей родителям Особенно больно, когда родители называют тебя глупым и неудачником... Ты начинаешь сомневаться в себе. Особенно больно, когда родители называют тебя глупым и неудачником...
ПодробнееМБОУ Гимназия г. Навашино Урок по литературе «Золотая рыбка» Константина Бальмонта Урок подготовила учитель русского языка и литературы Морозова В.А. 2012-2013 учебный год Цель урока: -изучение стихотворения
ПодробнееТест школьной тревожности Филлипса Тест школьной тревожности Филлипса (Альманах психологических тестов, 1995) позволяет подробно изучать уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего
ПодробнееБюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 314» Конспект познавательного занятия в старшей группе 7 «Волшебный цветок» Выполнила воспитатель: Переяславская В.А. Омск, 2014 Конспект познавательного
ПодробнееВЕСЕЛИМСЯ ОТ ДУШИ 1000 ЛУЧШИХ SMS ЛЮБИМЫМ УДК 379.8 ББК я92 Т93 Т93 Рисунок на обложке: Ю. Н. Якунин Редактор-составитель Е. А. Бойко 1000 лучших SMS любимым / [ред.- сост. Е. А. Бойко]. М. : РИПОЛ классик,
Подробнее«Ах, село, моё село!» Цель: расширять представления детей о России как стране, в которой они живут. Задачи: воспитывать чувство гордости за Родину, чувство сопричастности к еѐ судьбе, поддерживать интерес
ПодробнееАвтор:Епихина Наталья В Храме не б с ветвей благодати Твоей М Умыться росой и забыться. И слов Твоих мудрых ручей, Пусть радуя слух, струится. Я душу раскрою словам, И притчи Твои буду слушать, Твою я
ПодробнееКое-что о телепатии Рассказ 1 После консультации по алгебре ребятам не хотелось расходиться: на улице конец мая. Куртки у всех нараспашку, головы непокрыты. И на Север пришла весна! Девятиклассники кучкой
ПодробнееСценарий по сказке «Три поросенка» Тема: Театрализация английской сказки "Три поросенка" Цель: Знакомство с английской сказкой, через театрализацию развивать эмоциональную речь. Закрепить умение артистично
ПодробнееМКДОУ «Пролетарский детский сад» 2014 г. Под звуки марша «День победы» Д. Тухманова в зал входят дети, садятся на места. Вед. Сегодня, ребята, вся наша страна отмечает самый славный праздник День победы.
ПодробнееСветлана Рыбакова ПТИЦЕЛОВ Издательство Московской Патриархии Москва 2010 УДК 244 ББК 86 372 Р93 Р 93 Рыбакова С. Птицелов. М. : Издательство Московской Патриархии, 2010. 16 с. : ил. Наша книга расскажет
ПодробнееГанс Христиан Андерсен Иллюстрации Ирины Петелиной Москва УДК ББК ISBN СКАЗКА ПЕРВАЯ, В КОТОРОЙ ГОВОРИТСЯ О ЗЕРКАЛЕ И ЕГО ОСКОЛКАХ Н у, начнём! Вот дойдём до конца нашей сказки, тогда будем знать больше,
ПодробнееМонетки в море Мы монетки кидали в море, Но сюда мы, увы, не вернулись. Мы с тобою любили двое, Но не вместе в любви захлебнулись. Нашу лодку разбили волны, И любовь потонула в пучине, Мы с тобою любили
ПодробнееТЕСТ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ФИЛЛИПСА Цель исследования изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут
ПодробнееМБДОУ Д сад 20 «Аллюки» Конспект тематического мероприятия для старшей разновозрастной группы: Ведущая: «День музыки» Здравствуйте, друзья. Сегодня в этом прекрасном зале мы собрались, чтобы отметить День
ПодробнееМ еган Четверг, 21 марта 2013 года Утро никогда не проигрываю. Он должен это Я знать обо мне. В таких играх я никогда не проигрываю. На экране моего телефона нет ничего. Вызывающе и нагло ничего. Ни эсэмэсок,
Подробнее«Мама в доме, что солнышко на небе» Интегрированное занятие в старшей группе Цель: 1. Учить детей чувствовать настроение через восприятие музыки, пение, движение, цвет. 2. Формировать образное мышление,
ПодробнееГде живет музыка? В городе полном звуков. Занятие 1. «ГДЕ ЖИВЕТ МУЗЫКА?» Где живете вы, ребята? В городе, где много домов, улиц. В нашем городе много звуков шума (гул машин, стук, треск, шуршание и т.д.)
Подробнееdocplayer.ru