Контрольная работа по химии в 9 классе на тему Теория электролитической диссоциации
Урок № 17
Тема: Контрольная работа
Цель: Обобщение, повторение и закрепление темы «Электролитическая диссоциация».
Задачи:
Обучения: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Электролитическая диссоциация», закрепить умение решать задачи.
Развития: развивать умения применять полученные знания на практике.
Воспитания: воспитывать сознательное отношение к процессу обучения, воспитывать аккуратность, сосредоточенность и ответственность.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Методы: практический.
Оборудование: карточки с контрольной работой, таблица растворимости.
Ход урока.
Орг. момент. Сообщение темы и целей урока, настрой учащихся на выполнение контрольной работы.
Выполнение контрольной работы.
Вода, KCl, сахар, бензин, Na2CO3, HNO3
Напишите уравнения диссоциации следующих веществ:
H2CO3 H3PO4 ZnCl2
H3PO4 NaHSO4 Ca(OH)2
Составьте молекулярные уравнения реакции по следующим сокращенным уравнениям:
Cr3+ + 3OH— → Cr(OH)3
Cr3+ + PO43-→ CrPO4
Классифицируйте по силе данные электролиты:
H2SO4, ZnCl2, KOH, H2S, KNO3
HCl, NaOH, NH4OH, HCO
Домашнее задание.______________________________________________________
Методическая разработка по химии (9 класс) на тему: Контрольная работа по теме»Электролитическая диссоциация» 9 класс
Контрольная работа по теме «Электролитическая диссоциация».
Вариант №1.
- Электролитической диссоциацией называют
- распад электролита на ионы при растворении
- способность веществ проводить электрический ток
- способность веществ растворяться в воде
- процесс упорядоченного движения ионов.
- Лампочка прибора для изучения электропроводности загорится, если электроды поместить в
- сахар (р-р)
- KCL (тв.)
- NaOH (р-р)
- спирт.
- С какими из перечисленных веществ – оксид цинка, хлорид бария (р-р), оксид серы (VI), гидроксид калия (р-р), медь, нитрат ртути (II) (р-р), магний – может взаимодействовать соляная кислота? Напишите полные и сокращенные ионные уравнения реакций.
- Составьте полное ионное и молекулярное уравнения реакций, соответствующих данному сокращенному:
H+ + OH- = h3 O
- Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
Са О —- Са(ОН)2 —— СаСО3
—————————————————————————————————————-
Вариант № 2.
1. При растворении в воде электролита происходит
- направленное движение ионов
- образование свободных ионов
- выпадение осадка
- распределение молекул электролита между молекулами воды.
- Лампочка прибора для изучения электропроводности загорится, если электроды поместить в
- Н2О (дист.)
- этиловый спирт
- сахар (расплав)
- NaCL (р-р).
- С какими из перечисленных веществ – оксид меди (II), хлорид меди (II) (р-р), оксид углерода (IV), соляная кислота, золото, хлорид натрия (р-р), карбонат кальция – может взаимодействовать гидроксид натрия? Напишите полные и сокращенные ионные уравнения реакций.
- Составьте полное ионное и молекулярное уравнения реакций, соответствующих данному сокращенному:
Ag+ + CL- = AgCL
- Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
Nа2 О —- NаОН —— NаСL
Контрольная работа по теме «Теория электролитической диссоциации» (9 класс)
ТЕОРИЯ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИИ ТЕСТ
2. Группа веществ, которые растворимы в воде
A) NaCl, CaSO4
B) NaCl, Cu(OH)2
C) NaCl, BaCO3
D) NaCl, Fe(OH)2
E) NaCl, BaCl2
3. Реакция, в которой одновременно образуются осадок белого и синего цвета, это
A) CuCl2 + Al2(SO4)3 —>
B) CuSO4 + Ba(OH)2 —>
C) Al2(SO4)3 + NaOH —>
D) Ba(OH)2 + Al2(SO4)3 —>
E) NaOH + CuSO4 —>
4. Суммы всех коэффициентов в полном и сокращенном ионных уравнения реакций между растворами сульфата натрия и хлорида бария равны:
A) 9 и 3
B) 11 и 3
C) 11 и 5
D) 7 и 3
5. Реакция ионного обмена идет до конца при взаимодействии
A) Хлорида натрия и нитрата лития
B) Нитрата алюминия и хлорида калия
C) Гидроксида калия и гидроксида натрия
D) Сульфата меди и нитрата цинка
E) Соляной кислоты и карбоната натрия
6. Формула кислой соли
A) K2NaPO4
B) MgSO4
C) Mg(OH)Cl
D) KHSO4
E) Na[Al(OH)4]
7 При электролитической диссоциации кислот
A) образуются катионы металла и гидроксид-ионы
B) образуются катионы водорода и гидроксид-ионы
C) образуются катионы металлов и анионы кислотного остатка
D) не образуются ионы
E) образуются катионы водорода и анионы кислотного остатка
8. Сумма коэффициентов в молекулярном уравнении 2 ступени гидролиза хлорида железа (III) равна
A) 4
B) 7
C) 5
D) 6
E) 3
9. Степень диссоциации определяется по формуле
A) a = n- N
B) a = N — n
C) a = N/n
D) a = n* N
E) a = n/ N
10. Растворы сульфата и хлорида калия можно различить:
A) Соляной кислотой
B) Нитратом меди (II)
C) Серной кислотой
D) Хлоридом бария
E) ) Гидроксидом меди
11. В схеме превращений
Fe + HNO3 Fe(NO3)3 + NO + h3O
сумма коэффициентов в сокращенном ионном уравнении равна
A) 9
B) 8
C) 10
D) 12
E) 11
12.Кислые соли состоят из
A) катионов металлов и кислотных остатков
B) кислотных остатков и гидроксогрупп, связанных с катионами
C) двух химически разных катионов и кислотного остатка
D) кислотных остатков с незамещенными ионами водорода и катионов металлов
E) внешней и внутренней сферы, которая включает комплексообразователь и лиганды
13. Формула самой сильной кислоты
A) HF B) HClO C) HClO2 D) HClO4
E) HClO3
14. Не происходит выпадение осадка в случае взаимодействия
A) силиката натрия и нитрата кальция
B) сульфата калия и нитрата бария
D) хлорида натрия и нитрата серебра
E) сульфида калия и нитрата меди (II)
15. Сумма всех коэффициентов полного ионного уравнения взаимодействия оксида серы (VI) и гидроксида натрия (образуется средняя соль)
A) 9 B) 8 C) 7 D) 6 E) 5
16. Сумма всех коэффициентов в полном ионном уравнении взаимодействия силиката калия и ортофосфорной кислоты равна
A) 27
B) 24
C) 25
D) 26
E) 28
17. Реакция взаимодействия хлорида бария идет до конца с
A) Нитратом калия B) Соляной кислотой
C) Сульфатом натрия D) Азотной кислотой
E) Хлоридом натрия
18 При полном гидролизе хлорида железа (III) образуется
A) Гексагидроксоферрат — ион
B) Катион железа (II)
C) Тетрагидроксоферрат — ион
D) Катион железа (III)
E) Гидроксид железа (III)
19. При электролитической диссоциации солей:
A) образуются катионы водорода и гидроксид-ионы
B) образуются катионы металлов и анионы кислотного остатка
C) не образуются ионы
D) образуются катионы металла и гидроксид-ионы
E) образуются катионы водорода и анионы кислотного остатка
20.Для определения Fe2+ применяют:
A) Сульфат меди
B) Гидроксид натрия
C) Нитрат серебра
D) Хлорид бария
E) Серную кислоту
21. В образовании осадка при сливании водных раствором карбоната калия и хлорида кальция принимают участие ионы:
A) K+ и Cl- B) Ca2+ и CO32- C) CO32- и Cl-
D) K+ и Ca2+ E) Ca2+ и SO32-
22. Раствор хлорида алюминия имеет среду:
A) Индифферентную
B) Кислую
C) Нейтральную
D) Слабощелочную
E) Щелочную
23. Общая сумма коэффициентов в уравнении взаимодействия алюминия с разбавленной щелочью (образуется Na[Al(OH)4])
A) 15
B) 13
C) 14
D) 10
E) 11
24 Отношение числа диссоцированных молекул к общему числу молекул в растворе — это
A) рН раствора
C) Число гидратированных молекул электролита
D) Моль
E) Константа гидролиза
25. Ряд солей, подвергающихся гидролизу
A) MgSO4, K2SO4
B) Na2SO4, Ba(NO3)2
C) FeCl2, CrSO4
D) BaCl2, MgSO4
E) FeCl3, NaNO3
26.Индикатор фенолфталеин изменит окраску в растворе
A) Хлорида меди (II)
B) Нитрата серебра
C) Сульфата натрия
D) Хлорида калия
E) Сульфита натрия
27. При электролитической диссоциации оснований:
A) образуются катионы металлов и анионы кислотного остатка
B) образуются катионы водорода и гидроксид-ионы
C) образуются катионы водорода и анионы кислотного остатка
D) образуются катионы металла и гидроксид-ионы
E) не образуются ионы
28. Реакция ионного обмена, идущая до конца
A) NaOH + HCl → NaCl + h3O
B) NaNO3 + KCl → NaCl + KNO3
C) Zn + 2HCl → ZnCl2 + h3
D) Na2CO3 + 2KOH → K2CO3 + 2NaOH
E) CaO + h3O → Ca(OH)2
29. Полностью и необратимо гидролизуется
A) Al(NO3)3
B) (Ch4COO)3Al
C) Al2(SO4)3
D) Al2S3
E) AlCl3
30. Общая сумма коэффициентов в ионном полном уравнении реакции взаимодействия фосфата натрия и хлорида кальция составляет:
A) 32
B) 30
C) 25
D) 18
E) 12
31. Группа веществ – неэлектролитов
A) h3, h3SiO3
B) MgSO4, HCl
C) KOH, HBr
D) NaOH, HCl
E) HCl, HNO3
E) 10
32.Реакция протекает до конца между ионами
A) Al3+ и SO42-
B) Mg3+ и NO3-
C) Ca2+ и CO32-
D) Na+ и Cl-
E) Ba2+ и ОН-
33.Вещества, растворы или расплавы которых проводят электрический ток
A) Неэлектролиты
B) Изоляторы
C) Ионы
D) Ассоциаты
E) Электролиты
Ответы к тесту по теме «Теория электролитической диссоциации»
1B 2E 3B 4B 5E 6D 7E 8A 9E 10D 11C 12D 13D 14C 15A 16E 17C 18E 19B 20B 21B 22B 23A 24B 25C 26E 27D28A 29D 30A 31A 32C 33E
План-конспект урока химии (9 класс) по теме: Контрольная работа «Теория электролитической диссоциации», 9 класс
Конспект урока по теме «Теория электролитической диссоциации», 9 класс
(Урок контроля знаний. Разработан с учётом
индивидуально – дифференцированного подхода в обучении.)
Табачная О.В. учитель химии, г.Бугульма, Татарстан
Цель урока: провести контроль знаний учащихся по теме «Теория электролитической диссоциации»; выявить типичные ошибки в знаниях и умениях по данной теме.
I вариант
1 уровень (воспроизведение знаний)
1.а) напишите уравнения диссоциации (если сможете, то ступенчатой) гидроксида бария и гидроксида натрия.
б) чем определяются общие свойства щелочей?
в) подчеркните одной чертой катионы и двумя – анионы.
2. Даны сокращённые ионные уравнения:
а) Fe3+ + 3OH- → Fe(OH)3 ↓ б)CO2 + 2OH- → CO32- + h3O
Подберите к ним молекулярные и соответствующие им полные ионные уравнения.
3. Составьте уравнения окислительно-восстановительных реакций:
а) Al + HCl → … или б) FeCl2 + Cl2 → FeCl3
4. Написать уравнение гидролиза и определить среду раствора К2СО3, ZnCl2.
2 уровень (применение знаний по образцу в знакомой ситуации)
- Объясните, какую окраску приобретет индикатор в растворах солей: а) карбоната калия, б) хлорида меди (II). Почему? Напишите уравнение гидролиза.
- Напишите молекулярные и полные ионные уравнения, соответствующе сокращенным:
Cu (Oh3) + 2H+ → Cu2+ +2 h3O ; 2H+ + CO 32- → h3O + CO2
3. Дана схема уравнения реакции: KClO3 → KCl + O2.
Составьте уравнение окислительно-восстановительных реакций.
4. Напишите уравнения химических реакций соответственно схеме:
Р → Р2О5 → Са3 (РО4)2
↓
Н3РО4
5. К 200 г раствора, содержащего 0,25 массовых долей или 25% сульфата железа (III), добавили раствор, содержащий гидроксид натрия массой 40 г. Определить массу получившейся соли.
3 уровень (умение применять знания в новой ситуации)
- С какими из перечисленных веществ: а) цинк, б) соляная кислота, в) гидроксид кальция, г) серебро, д) хлорид бария, е) раствор индикатора, ж) оксид натрия– может взаимодействовать разбавленная серная кислота? Составьте уравнения только происходящих реакций. Запишите уравнения реакций ионного обмена в полной и сокращенной ионной форме.
- Запишите уравнения химических реакций и разберите их с точки зрения окислительно-восстановительных процессов. К одному уравнению реакции составьте электронный баланс: а) CuО + Н2 → Cu + Н2O б) Al + I2 → AlI3
- Объясните, какое количество вещества хлорида натрия надо взять, чтобы в растворе столько же ионов хлора, сколько образуется при растворении 2 моль хлорида алюминия?
- Допишите уравнения химических реакций, соответствующих схеме:
Fe2O3 → Fe2 (SO 4)3 → Fe( OH )3
- Определите объем выделившегося газа , 5сли к раствору, содержащему карбонат натрия массой 53 г, добавили 400 мл раствора (ρ= 1,1 г/см3), содержащего 0,12 массовых долей или 12 % хлороводорода.
II вариант.
1 уровень (воспроизведение знаний)
1.а) напишите уравнения диссоциации (если сможете, то ступенчатой) фосфорной кислоты и соляной кислоты.
б) чем определяются общие свойства кислот?
в) подчеркните одной чертой катионы и двумя – анионы.
2. Даны сокращённые ионные уравнения: а) Cu2+ + 2OH- → Cu(OH)2
б) FeO + 2H- → Fe2+ + h3O
Подберите к ним молекулярные и соответствующие им полные ионные уравнения.
3. Дана схема уравнения реакции: SO2 + O2 → SO3
Составьте уравнение окислительно-восстановительной реакции.
4. Написать уравнение гидролиза и определить среду раствора FeCl3, Na2SiO3.
2 уровень (применение знаний по образцу в знакомой ситуации)
1. Объясните, какую окраску приобретет индикатор в растворах солей: а) сульфида калия, б) фосфата натрия (II). Почему? Напишите уравнение гидролиза.
2. Напишите молекулярные и полные ионные уравнения, соответствующим сокращенным: а) SO32- + 2H+ →h3O + SO2 б) Zn(Oh3) + 2H+ → Zn2+ +2 h3O ;
3.Составьте уравнение окислительно-восстановительной реакции:
SO2 + h3 S → S + h3O
4. Напишите уравнения химических реакций соответствующих схеме:
S → SO → BaSO4 → BaCl2
5. Определите объем выделившегося газа, если к 50 г карбоната кальция добавили 120 г раствора, содержащего 0,35 массовых долей (или 35%) хлороводорода.
3 уровень (творческий — умение применять знания в новой ситуации)
1. Запишите уравнения реакций, характеризующие: а) способы получения; б) химические свойства хлорида цинка. Уравнения реакций ионного обмена составьте в полной и сокращенной ионной форме.
2. Объясните окислительно-восстановительный процесс, происходящий между веществами: СuS +HNh4 → Cu(NO3)2 + S + NO + h3O
- Как различить растворы солей: хлорида меди (II), сульфата цинка и карбоната натрия, если они находятся в склянках без этикеток и у вас нет других реактивов, кроме раствора индикатора? Запишите уравнения соответствующих реакций.
- Напишите уравнения химических реакций соответственно схеме
СаS CaO
Са3 (РО4)2
P Р2О5
- Может ли полностью сгореть3 кг углерода в 6 м3 кислорода? Вычислите объем воздуха, который может быть использован в этой реакции (н. у.)
При выполнении контрольной работы учащиеся 1 уровня используют алгоритмы.
Алгоритм на составление уравнений
окислительно — восстановительных реакций
- Написать уравнение реакции.
- Проверить правильность формул.
- Расставить степени окисления элементов.
- Подчеркнуть элементы, которые часто меняют степень окисления.
- Составить уравнение электронного баланса, т.е. выписать окислитель и восстановитель и уравнять число принятых и отданных электронов.
- Полученные коэффициенты поставить перед формулами тех веществ, в состав которых входят элементы, меняющие степень окисления.
- Подписать окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления.
- Расставить коэффициенты перед остальными элементами и веществами, считая водород предпоследним, кислород последним.
Примечание: Проверить правильность подбора коэффициентов по количеству кислорода в правой и левой частях уравнения
Алгоритм на составление уравнений
реакций ионного обмена
- Написать уравнение реакции в молекулярной форме.
- Определить причину, из-за которой реакция обмена идёт до конца, отметьте это в уравнении реакции соответствующим знаком (↓ — осадок; ↑- газ; подчёркиваем малодиссоциирующее вещество, например Н2О).
- Написать полное ионное уравнение, изобразив хорошо диссоциирующие вещества в виде ионов (смотри таблицу растворимости), учитывая коэффициенты и индексы, а уходящие из сферы реакции – в виде молекул.
- Подчеркнуть одинаковые ионы в обоих частях уравнений.
- Исключить из обеих частей ионного уравнения одинаковые ионы, т.е. ионы, не участвующие в реакции (они подчёркнуты).
- Оставшиеся частицы выписываем в краткое ионное уравнение, показывающее сущность химической реакции.
Составление уравнений реакции гидролиза соли
- Написать уравнение диссоциации соли (если она растворима).
- Подчеркнуть ион слабой кислоты или слабого основания.
- Написать уравнение диссоциации воды.
- Написать краткое ионное уравнение реакции (между ионом слабой кислоты (или основания) и молекулой воды).
- Определить среду раствора по наличию ионов Н+ или ОН–.
- Записать молекулярное уравнение гидролиза.
ЗАПОМНИ: при написании уравнения реакции гидролиза записывается только одна молекула воды.
Ионы слабых оснований: Zn2+; Fe2+; Fe3+; Al3+; Cr3+;
Cu2+; Be2+; Co2+; Ni2+; Pb2+ и др.
Ионы слабых кислот: CO32-; SO32-; PO43-; SiO32-; S2-; Ch4COO- и др.
Что такое электролиты в химии? Сильные, слабые и неэлектролиты
Электролиты — это химические вещества, которые распадаются на ионы (ионизируются) при растворении в воде. Положительно заряженные ионы называются катионами , а отрицательно заряженные ионы — анионами . Вещества можно разделить на сильных электролитов , слабых электролитов или неэлектролитов .
Сильные электролиты
Гидроксид натрия — это сильное основание и сильный электролит.(Ben Mills)Сильные электролиты полностью ионизируются в воде. Это означает, что 100% растворенного химического вещества распадается на катионы и анионы. Однако это не означает, что химическое вещество полностью растворяется в воде! Например, некоторые виды плохо растворяются в воде, но являются сильными электролитами. Это означает, что растворяется не очень много, но все, что растворяется, распадается на ионы. Примером является гидроксид стронция с сильным основанием, Sr (OH) 2 . Он имеет низкую растворимость в воде, но полностью диссоциирует на ионы Sr 2+ и OH — .В то время как колба с гидроксидом натрия (NaOH) в воде будет содержать ионы Na + и OH — в воде, но не фактический NaOH, колба с водным гидроксидом стронция будет содержать ионы Sr 2+ и OH —. , Sr (OH) 2 и вода.
Примеры : Сильные кислоты, сильные основания и соли являются сильными электролитами.
Слабые электролиты
Аммиак — слабое основание и слабый электролит. (Бен Миллс)Слабые электролиты частично ионизируются в воде.Практически любая диссоциация на ионы между 0% и 100% делает химическое вещество слабым электролитом, но на практике от 1% до 10% слабого электролита распадается на ионы.
Примеры : Слабые кислоты и слабые основания являются слабыми электролитами. Большинство азотсодержащих молекул — слабые электролиты. Некоторые источники считают воду слабым электролитом, потому что она частично диссоциирует на ионы H + и OH —, но неэлектролитом по другим источникам, потому что только очень небольшое количество воды диссоциирует на ионы.
Неэлектролиты
Если вещество совсем не ионизируется в воде, это неэлектролит.
Примеры : Большинство соединений углерода неэлектролиты. Жиры, сахара и спирты в значительной степени неэлектролиты.
Почему вам должно быть все равно?
Самая важная причина узнать, является ли химическое вещество электролитом и насколько сильно оно диссоциирует в воде, заключается в том, что эта информация нужна вам для определения химических реакций, которые могут происходить в воде.Кроме того, если у вас есть контейнер с химическим веществом в воде, неплохо знать, растворяется ли это вещество в воде (его растворимость) и диссоциирует ли оно на ионы.
Классическим примером того, почему это важно, является раствор цианида натрия (NaCN). Вы, наверное, знаете, что цианид является реактивным и чрезвычайно токсичным, так что не могли бы вы открыть бутылку цианида натрия в воде? Если вы узнаете, что цианид натрия является солью, вы будете в безопасности (при условии, что не пьете раствор), потому что в воде нет цианида натрия, только ионы Na + и CN — в воде. .Ионы цианида не летучие и не вызывают болезней. Сравните это с бутылкой цианистого водорода (HCN) в воде. Вы бы открыли эту бутылку? Если вы узнаете, что цианистый водород является слабой кислотой, вы узнаете, что в бутылке содержится газообразный цианистый водород, ионы водорода, ионы цианида и вода. Открытие этой бутылки может стоить вам жизни!
Как узнать, какие химические вещества являются электролитами?
Теперь, когда вы заинтересованы узнать, что такое электролит, вы, вероятно, задаетесь вопросом, как определить, к какому типу электролита относится химическое вещество, по его названию или структуре.Вы делаете это путем исключения. Вот несколько шагов, которые необходимо выполнить, чтобы определить сильные, слабые и неэлектролиты.
- Это сильная кислота? Их всего 7 штук, и вы будете часто сталкиваться с ними по химии, так что это хороший план, чтобы их запомнить. Сильные кислоты — сильный электролит.
- Это сильная база? Это немного большая группа, чем сильные кислоты, но вы можете определить сильные основания, потому что они являются гидроксидами металлов. Любой элемент из первых двух столбцов периодической таблицы в сочетании с гидроксидом является сильным основанием.Сильные основания — сильные электролиты.
- Это соль? Соли — сильные электролиты.
- Содержит ли химическая формула азот или «N»? Это может быть слабое основание, что делает его слабым электролитом.
- Химическая формула начинается с водорода или «H»? Это может быть слабая кислота, которая делает ее слабым электролитом.
- Это соединение углерода? Большинство органических соединений не являются электролитами.
- Ничего из вышеперечисленного? Есть большая вероятность, что это неэлектролит, хотя это может быть слабый электролит.
Таблица сильных электролитов, слабых электролитов и неэлектролитов
В этой таблице обобщены группы сильных, слабых и неэлектролитов с примерами каждой категории.
Сильные электролиты | |
сильные кислоты | HCl (соляная кислота) |
HBr (бромистоводородная кислота) | |
HI (иодистоводородная кислота) | |
3 (азотная кислота) | |
HClO 3 | |
HClO 4 | |
H 2 SO 4 (серная кислота) | |
сильные основания | NaOH (гидроксид натрия) |
KOH (гидроксид калия) | |
LiOH | |
Ba (OH) 2 | |
Ca (OH) 2 | |
соли | NaCl |
KBr | |
MgCl 2 | |
Слабый электро лайты | |
слабые кислоты | HF (плавиковая кислота) |
HC 2 H 3 O 2 (уксусная кислота) | |
H 2 CO 3 (угольная кислота) | |
H 3 PO 4 (фосфорная кислота) | |
слабые основания | NH 3 (аммиак) |
(соединения «N») | C 5 H 5 N (пиридин) |
Неэлектролиты | |
сахара и углеводы | C 6 H 12 O 6 (глюкоза) |
жиры и липиды | холестерин |
спирты | C 2 H 5 OH (этиловый спирт) |
другие соединения углерода | C 5 H 12 (ручка танэ) |
Электролитическая диссоциация | Статья об электролитической диссоциации в The Free Dictionary
разделение соединения на ионы при входе в раствор. Электролитическая диссоциация происходит в результате взаимодействия растворенного вещества и растворителя. Результаты спектроскопии показывают, что это взаимодействие в значительной степени носит химический характер ( см. SOLVATION ). В дополнение к сольватирующей способности молекул растворителя, диэлектрическая проницаемость растворителя, макроскопическое свойство, также играет определенную роль в электролитической диссоциации.
Классическая теория электролитической диссоциации, разработанная С. Аррениусом и В. Оствальдом в 1880-х годах, основана на предположении о неполной диссоциации растворенного вещества, характеризуемой степенью диссоциации α, т. Е. Долей молекулы электролита, которые диссоциируют. Динамическое равновесие между недиссоциированными молекулами и ионами описывается законом действия масс. Например, электролитическая диссоциация бинарного электролита CA описывается уравнением типа CA ⇄ C + + A —.Константа диссоциации K d определяется активностью катионов a c + , анионов a A и недиссоциированных молекул a CA следующим образом:
Значение K d зависит от природы растворенного вещества и растворителя, а также от температуры и может быть определено несколькими экспериментальными методами. Степень диссоциации α может быть рассчитана для любой концентрации электролита c с использованием уравнения
, где f ± — средний коэффициент активности электролита ( см. Также ЗАКОН О РАЗВЕДЕНИИ ОСТВАЛЬДА) .
Классическая теория электролитической диссоциации применима только к разбавленным растворам слабых электролитов. Сильные электролиты в разбавленных растворах практически полностью диссоциируют, и, следовательно, идея о равновесии между ионами и недиссоциированными молекулами бессмысленна. Согласно представлениям, выдвинутым В. К. Семенченко (СССР), Н. Бьеррумом (Дания) и Р. М. Фуосом (США) в 1920-1930-е гг., В растворах сильных электролитов при средних и высоких концентрациях образуются ионные пары и более сложные агрегаты.Современные спектроскопические данные показывают, что ионная пара состоит из двух ионов противоположного заряда, находящихся в контакте (контактная ионная пара) или разделенных одной или несколькими молекулами растворителя (ионная пара, разделенная растворителем). Ионные пары электрически нейтральны и не участвуют в передаче электричества. В относительно разбавленных растворах сильных электролитов равновесие между индивидуально сольватированными ионами и ионными парами может быть описано приблизительно, подобно классической теории электролитической диссоциации, с помощью константы диссоциации (или обратного члена, константы ассоциации).Это позволяет использовать уравнение (2) для расчета соответствующей степени диссоциации на основе экспериментальных данных.
В простейших случаях (большие одноатомные однозарядные ионы) приблизительные константы диссоциации в разбавленных растворах сильных электролитов могут быть вычислены теоретически на основе чисто электростатического взаимодействия между ионами в сплошной среде — растворителе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Измайлов Н.А. Электрохимия растворов , 3-е изд.Москва, 1976.Монк, К. Б. Электролитическая диссоциация . Лондон-Нью-Йорк, 1961.
Большая советская энциклопедия, 3-е издание (1970–1979). © 2010 The Gale Group, Inc. Все права защищены.
.Степень диссоциации — Учебный материал для IIT JEE
Степень диссоциации ()
Степень диссоциации вещества определяется как доля его молекул, диссоциирующих в данный момент времени.
Рассмотрим реакцию,
2NH 3 (г) N 2 (г) + 3H 2 (г)
Пусть начальные моли NH 3 (g) будут «а». Пусть x молей NH 3 диссоциируют при равновесии.
Степень диссоциации (а) NH 3 определяется как число молей диссоциированного Nh4 на моль Nh4.
, если x молей диссоциируют от «a» молей NH 3 , то степень диссоциации Nh4 будет x / a.
Мы также можем посмотреть на реакцию следующим образом.
Таким образом вы должны вычислить основное уравнение. Итак, мой вам совет: при решении проблемы следуйте приведенному ниже методу:
Напишите сбалансированную химическую реакцию (в основном она будет дана)
Под каждым компонентом напишите начальный номер. родинок.
Сделайте то же самое для состояния равновесия.
Затем выведите выражение.
Зависимость степени диссоциации от измерений плотности
? Плотность пара и степень диссоциации см. В следующем видео
Ниже приводится метод расчета степени диссоциации газа с использованием плотности пара. Этот метод действителен только для реакций, в которых существует K P , т.е.е. реакции, в которых присутствует, по крайней мере, один газ, но нет раствора.
С
pV = nRT
pV = nRT
С
P = NRT / V
Для реакции при равновесии V — константа, а ρ — константа. Плотность пара α 1 / n
(молекулярная масса = 2 × V.D)
Здесь M = исходная молекулярная масса
m = молекулярная масса в состоянии равновесия
Возьмем реакцию
PCl 5 PCl 3 + Cl 2
Начальные моль C 0 0
По ур.С (1-α) Cα Cα
∴ = C (1 + α) / C = D / d; 1 + α = D / d = M / м
Зная D и d, можно вычислить α, а также M и m.
Термодинамика химического равновесия
Пусть ΔG 0 будет разностью свободной энергии реакции, когда все реагенты и продукты находятся в стандартном состоянии, а K c или K p будет константой термодинамического равновесия реакции.Оба связаны друг с другом при температуре T следующим соотношением.
ΔG 0 = — 2.303 RT logK c и ΔG 0 = — 2.303 RT log K p (в случае идеальных газов)
Теперь мы знаем, что термодинамически
ΔG 0 = ΔH 0 — TDS 0
здесь ΔH 0 — стандартная энтальпия реакции, а ΔS 0 — стандартное изменение энтропии
(i) Когда ΔG 0 = 0, тогда K c = 1
(ii) Когда ΔG 0 > 0, т.е.е. + ve, тогда K c <1, в этом случае возможна обратная реакция, демонстрируя тем самым меньшую концентрацию продуктов при равновесной скорости.
(iii) Когда ΔG 0 <0, то есть -ve, тогда K c > 1; В этом случае возможна прямая реакция, показывая тем самым большие концентрации продукта в равновесном состоянии.
В состоянии равновесия,
Пример 1 . При нагревании PCl 5 диссоциирует на PCl 3 и Cl 2 .Плотность газовой смеси при 200 o C и 250 o C составляет 70,2 и 57,9 соответственно. Найдите степень диссоциации при 200 o C и 250 o C.
Раствор: PCl 5 (г) → PCl 3 (г) + Cl 2 (г)
Нам даны плотности пара в состоянии равновесия при 200 o C и 250 o C.
Начальная плотность пара будет такой же при обеих температурах, как
это будет M PCl5 /2.
∴ Начальная плотность пара = (31 + 5 × 35,5) / 2 = 104,25
Плотность пара в состоянии равновесия при 200 ° C o C = 70,2
∴ Общее количество молей в равновесии / Общее количество молей в исходном состоянии = 1 + α = Исходная плотность пара / Плотность пара в состоянии равновесия = 104,25 / 70,2 = 1,485
∴ а = 0,485
При 250 o C, 1 + α = 104,25 / 57,9 = 1,8
∴ а = 0,8
Пример проблемы.
Степень диссоциации PCl 5 составляет 60%, затем узнайте наблюдаемую молярную массу смеси.
Раствор: PCl 5 (г) PCl 3 (г) + Cl 2 (г)
Первоначально родинки 1 0 0
В экв. 1 — α α α
Где α = степень диссоциации = 0,6
Общее количество молей в состоянии равновесия = 1 + a = наблюдаемое количество молей
1 + a = 206,5 / наблюдаемая молекулярная масса
Наблюдаемая молекулярная масса= 206.5/1 + а = 206,5 / 1,6 = 129,06
Пример 2. Система находится в равновесии как PCl 5 + Heat -> PCl 3 + Cl 2
Почему температура системы снижается, когда PCl 3 удаляются из равновесной смеси при постоянном объеме?
Решение: При удалении PCl 3 из системы реакция сместилась вправо. Это потребляемое тепло и, следовательно, температура снижается.
Пример. NO и Br 2 при начальных парциальных давлениях 98,4 и 41,3 торр, соответственно, реагировали при 300 К. В состоянии равновесия полное давление составляло 110,5 торр. Рассчитайте значение константы равновесия и стандартное изменение свободной энергии при 300 К для реакции 2NO (г) + Br 2 (г) 2NOBr (г).
Решение:
2НО (г) + Br 2 (г) → 2НОБР (г)
Начальное давление 98.4 41,3 0
В eqlbm. 98,4-х 41,3 — х / 2 х
Полное давление в состоянии равновесия 110,5 торр.
98,4-х + 41,3- х / 2 + х = 110,5
x = 58,4 торр
Сейчас, 1 атм = 760,4 торр,
x = 7,68 × 10 -2 атм.
п НОБР = 7,68 × 10 -2 атм; p NO = 98,4-x = 40 торр = 5,26 × 10 -2 атм.
п Br2 = 41.3 — x / 2 = 12,1 торр = 1,59 × 10 -2 атм.
ΔG o = -2,303 RT log K = -2,303 (1,99) (300) (log 134)
= -2,92 ккал = -12,2 кДж.
[Если R используется как 1,99 кал / моль К, тогда ΔG o будет в кал. Если использовать R как 8,314 Дж / моль К, тогда ΔG o будет в Джоулях. Но K P всегда должен быть в (атм) Δ n .]
Связанные ресурсы
Программа обучения химии JEE
Справочники по химии
Чтобы узнать больше, купите учебные материалы по «Химическому равновесию», включая заметки для изучения, заметки о пересмотре, видеолекции, решенные вопросы за предыдущий год и т. Д.Также просмотрите дополнительные учебные материалы по химии здесь.
Особенности курса
- 731 Видео-лекции
- Примечания к редакции
- Документы за предыдущий год
- Интеллектуальная карта
- Планировщик исследования
- Решения NCERT
- Обсуждение Форум
- Контрольная бумага с видео-решением
.