План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему: 6 класс Контрольный диктант «Корни с чередованием»
Тема: Контрольный диктант
Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся по теме «Чередующиеся корни, орфограммы в приставках».
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:
— проверяемые безударные гласные;
— непроверяемые безударные гласные;
— раздельное написание предлогов со словами;
— правописание окончаний имён существительных;
— правописание корней с чередованием;
— написание не с глаголами;
— написание -тся — -ться в глаголах;
— правильное написание окончаний глаголов 1 и 2-го спряжения.
Диктант
На небе разгорается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжёлые колосья касаются лица и будто собираются удержать меня. Из придорожных зарослей выпорхнула перепёлка и скрылась во ржи.
Поднимается солнце, и его лучи освещают далёкие поля, прибрежные кусты возле речки. Анна ярко блестит на солнце.
Вот и лес. Я предполагал собрать здесь много ягод и отыскать грибы. Мои предположения оправдались. Ягоды буквально устилали лесные поляны. Стоило присесть — видишь, как прячутся в траве головки спелой земляники, подберёзовики.
Долго бродил по лесу. С трудом дотащил я до дома полную корзину сладких ягод. За день моё лицо и руки загорели. После такой прогулки хорошо выкупаться и прилечь отдохнуть на свежем сене.
(109 слов) (По Д. Зуеву)
Грамматические задания
1. Выписать слова с чередующимися гласными в корне и объяснить их написание — 1-й вариант
Выписать слова с проверяемыми безударными гласными и подобрать к ним проверочные слова — 2-й вариант.
2. Синтаксический разбор предложения:
Из придорожных зарослей выпорхнула перепёлка и скрылась во ржи. — 1-й вариант.
С трудом дотащил я до дома полную корзину сладких ягод. — 2-й вариант
Контрольный диктант в 6 классе № 5 | Сборник диктантов по Русскому языку в 6 классе с русским языком обучения
Контрольный диктант в 6 классе № 5
24.09.2014 99648 0Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся на конец 1-й четверти по теме «Фонетика. Орфография».
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:
— проверяемые безударные гласные;
— непроверяемые безударные гласные;
— раздельное написание предлогов со словами;
— правописание окончаний имён существительных;
— правописание корней с чередованием;
— написание не с глаголами;
— написание -тся — -ться в глаголах;
— правильное написание окончаний глаголов 1 и 2-го спряжения.
Постановки знаков препинания:
— запятая при однородных членах предложения;
— запятая в сложном предложении.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
— синтаксического разбора предложения;
— умение подбирать проверочные слова к словам с проверяемыми безударными гласными;
— умение видеть слова с чередующимися гласными в корнях;
— фонетического разбора слова.
Диктант
На небе разгорается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжёлые колосья касаются лица и будто собираются удержать меня. Из придорожных зарослей выпорхнула перепёлка и скрылась во ржи.
Поднимается солнце, и его лучи освещают далёкие поля, прибрежные кусты возле речки. Анна ярко блестит на солнце.
Вот и лес. Я предполагал собрать здесь много ягод и отыскать грибы. Мои предположения оправдались. Ягоды буквально устилали лесные поляны. Стоило присесть — видишь, как прячутся в траве головки спелой земляники, подберёзовики.
Долго бродил по лесу. С трудом дотащил я до дома полную корзину сладких ягод. За день моё лицо и руки загорели. После такой прогулки хорошо выкупаться и прилечь отдохнуть на свежем сене.
(109 слов) (По Д. Зуеву)
1. Фонетический разбор слова:
Ягоды — 1-й вариант колосья — 2-й вариант
2. Выписать слова с чередующимися гласными в корне и объяснить их написание — 1-й вариант
Выписать слова с проверяемыми безударными гласными и подобрать к ним проверочные слова — 2-й вариант.
3. Синтаксический разбор предложения:
Из придорожных зарослей выпорхнула перепёлка и скрылась во ржи. — 1-й вариант.
С трудом дотащил я до дома полную корзину сладких ягод.
Диктанты — Чередующиеся гласные в корне
КАС-КОС
Касание, касательная, касаться, коснуться, неукоснительно, прикасаться, прикосновение, неприкосновенность, соприкасаться.
ЛАГ-ЛОЖ
Безотлагательный, вложение, доложить, заложенный, излагать, изложение, местоположение, налагать, неотложный, облагаться, подложить, предложение, предположение, предполагаемый, предрасположенный, прилагательное, пролог, проложить, разлагаться, разложение, слагаемое, сложение, сослагательное (наклонение), усложнять.
РАСТ-РАЩ-РОС
Взрастить, взрослеть, возрастной, врасти, вырастить, выращенный, дорасти, зарасти, заросли, нарастание, наращивание, недоросль, обрастать, отраслевой, отрасль, отросток, перерастать, повзрослеть, подрастать, разрастись, растение, расти, растительный, рослый, Ростислав, Ростов, ростовщик, ростовщичество, срастись.
РАВН-РОВН
Выравнивание, выровненный, заровнять (поверхность), несравненный, подравняться (в строю), подровнять (листы), поравняться, приравнивать, равнение., равнина, равнинный, равноденствие, равнозначный, равноправие, разровнять (грядку), ровесник, ровный, сравнение, уравнение, уравновешенный.
МАК-МОК
Вымокнуть, вымоченный, макнуть, намоченный, непромокаемый, обмакнуть (перо в чернила), отмокать, подмочить, промокательная, промокший, смочить.
СКАК-СКОЧ
Вскакивать, вскочить, выскочить, доскакать, заскочить, наскакаться, наскакивать, обскакать, отскочить, перескакнуть, перескочить, подскочить, привскакивать, привскочить, скачет, скачки, скачок, соскакивать, соскочить, ускакать.
ПЛАВ-ПЛОВ, ПЛЫВ
Выплывать, заплыв, плавание, на плаву, плавун, плавунец, плавучесть, плавучий, пловец, пловчиха, плывущий, плыть, поплавать, поплавок, проплавать, проплыть, сплавать, сплавной.
ЗАР-ЗОР
Зарница, заря, зоревать, зоренька, озарение, озариться, озарять, озаряться.
ГАР-ГОР
Возгораемость, возгорание, возгореться, выгарки, выгореть, гарь, горелка, горючий, догорать, догореть, загар, загорание, загорелый, нагар, нагорать, нагоревший, обгореть, огарок, перегорать, погорелец, погореть, подгореть, подгорелый, пригорать, разгар, разгореться, самовозгораемость, сгорать, угар, угорать, угорелый.
КЛАН-КЛОН
Кланяться, клонить, наклон, наклонить, неуклонный, откланиваться, отклонение, поклон, поклонение, поклониться, преклонение, раскланиваться, склон, склонение, склонность, склоняемый.
ТВАР-ТВОР
Благотворительность, благотворительный, вытворять, натворить, одухотворенность, потворство, претворение, притворщица, растворимый, рукотворный, сотворить, тварь, творение, творчество, удовлетворение, утварь.
| Диктанты.ру
| Диктанты.ру Перейти к содержимому- Безугарный, возгораемость, возгорание, возгораться, возгореться, выгарки, выгорание, выгореть, гаревый, гарь, горелка, горючий, догорание, догорать, догореть, загар, загорание, загорать, загорелый, загореться, изгарь, изгорать, изгореть, нагар, нагорать, нагоревший, нагореть, обгорать, обгореть, огарок, перегорание, перегорать, перегореть, погорелец, погореть, подгорать, подгорелый, пригар, пригарь, пригорание, пригорать, разгар, разгореться, самовозгораемость, самовозгорание, сгораемость, сгорать, сгореть, угар, угорать, угорелый, угореть.
- Заревой, зарница, зарничный, заря, зоревать, зоренька, зорька, зорюшка, зарянка, (играть) зорю, (рад) заре, озарение, озарённость, озариться, озарять, озаряться.
- Кланяться, клонить, клониться, наклон, наклонение, наклонённый, наклонить, наклонность, наклонный, наклонять, неуклонность, неуклонный, откланиваться, откланяться, отклонение, отклониться, отклонять, поклон, поклонение, поклониться, поклонник, поклонница, преклонение, преклонённый, преклонить (колени), преклонный, приклонить (ветку), просклонять, раскланиваться, раскланяться, склон, склонение, склонность, склонный, склоняемость, склоняемый, склоняться, уклон, уклончивость, уклончивый.
- Касание, касательная, касательно, касательство, касаться, коснувшись, коснуться, неприкосновенность, неукоснительно, неукоснительный, подкасательная, прикасание, прикасаться, прикосновение, прикоснуться, соприкасаться, соприкосновение, соприкоснувшись.
- Безотлагательный, безотложный, благорасположение, вложение, возлагаемый, возложить, доложить, заложенный, излагать, изложение, местоположение, налагать, наложиться, неотлагательность, неотложный, низложенный, облагаться, обложение, обложной, отлагать, переложение, подложить, полагать, полог, положение, предлагать, предложение, предполагаемый, предрасположенный, прилагательное, пролог, проложить, разлагаться, разложение, расположенный, слагаемое, сложенный, сослагательное (наклонение).
- Взмокать, вымакать (всё содержимое), вымокнуть, вымоченный, вымочка, измокающий (под дождём), макание, макнуть, мокренький, мокрёхонек, мокрица, мокрота, намоченный, непромокаемый, обмакнутый (в чернила), отмокать, подмочивший, помочить, примакивать, промокательный, промокашка, промокший, размачивание, размокший, смочить.
- Вплавь, выплывать, заплыв, на плаву, плаванье, плавательный, плавать, плавун, плавунец, плавунчик (‘птица’), плавучесть, плавучий, пловец, пловчиха, плывуны, плывучий (‘жидкий’), плывущий, плыть, поплавать, поплавок, проплавать, проплыть, сплав, сплавлять, сплавной, сплавщик.
- Вровень, выравнивание, выравнивать, выровненный (асфальт), выровнитель, заравнивание, заровнять (поверхность), несравненный, несравнимый (ни с кем), обровнять (края), / подравняться (в строю), подровнять (листы), поравняться, при-у7 равнивать, приравнять (величины), равнение, равнина; равнинный, равнобедренный, равноденствие, равнозначный, равноправие, равный, разравнивать, разровнять (грядку), ровесник, ровный, сравнение, сравнимый (с чем-либо), сравнительно-исторический, уравнение, уравновешенный, уровнять (дорожку).
- Взрастать, взрастить, взращивание, взращивать, взрослеть, взрослый, возрастной, врастать, врасти, вырастить, выращенный, вырост, выросток, доморощенный, дорасти, зарастание, зарасти, зарастить, заросль, нарастание, наращение, недорослый, недоросток, обрастать, отраслевик, отраслевой, отрасль, отросток, перерастание, переросток, повзрослеть, подрастание, подращённый, подрост, подростковый, подросток, прирастанис, прирастить. прирост, произрастать, прорастать, прорасти, пророщен- ный, разрастись, растение, растеньице, расти, растительный, растить, рослость, рослый, Ростислав, ростковый. Ростов, ростовщик, ростовщический, ростовщичество, срастись, срастить, сросток.
- Вприскачку, вскакивать, вскочить, выскакивание, выскочить, выскочка, доскакать, доскочить, заскочить, наскакаться, наскакивать, обскакать, отскочить, перескакивать, перескакнуть, перескочить, подскакавший^ подскок, подскочить., привскакивание, привскочить, скачет, скачки, скачок, соскакивать, соскочить, ускакать.
- Благотворительность, благотворительный, вытворить, вытворять, затворить (тесто), натворить, одухотворение, одухотворённость, потворство, потворствовать, потворщик, претворение, претворять (в жизнь), притвора, притворный, притворщица, растворение, растворимый, растворяемость, рукотворный, сотворение, сотворить, сотворчество, тварь, творение, творец, творительный, творить, творческий, творчество, удовлетворение, удовлетворяться, утварь.
- Блеск, блестеть, блистательный, блистать, внимание, внимательный, выжечь, выжига, выжигание, вычет, заблестеть, заблистать, задирать, заклинать, замирать, заниматься, запереться, запирать, застиранный, истереть, наснимать, настеленный,
- настилание, настилать, начать, начинающий, нерасчётливый, обдирала, обжиг, обжигание, обмереть, обмерший, обминать, обмирать, обсчитаться, опереться, отблеск, отереть, отмереть, отнимать, отперев, отпертый, отпираться, оттереть, отчитать, пересчёт, пересчитанный, перетирание, поджигание, поднимать, поднятый, подпереть, подпирать, подстелить, подстилка, подтереть, понимание, понятийный, понять, постелить, прижигание, пробираться, протирание, разбирать, разжечь, разнять, распереть, распирающий, распростёртый, распростирать, расстелиться, расстилаться, рассчитывать, расчёт, сжигание, сочетание, сочетать, уминать, умирание, умять, упереться, упершись, устилать.
Навигация по записям
Учебно-методический материал по русскому языку (6 класс): Карточки «Чередование гласных в корне» (6 кл)
Вставьте пропущенные буквы.
Молодое р..стение, заметно выр..с, город Р..стов, пол..житься на удачу, прил..гаемые усилия, покл..нимся ветеранам, кл..няться при встрече, разг..реться от ветра, ровный заг..р, оз..рить светом, тихие з..ри, соб..рёт конструктор, разб..раться в проблеме, ст..реть с доски, ст..ральная машинка, подж..гать листву, совершить подж..г, вым..рающий вид, давно вым..рший, к..снуться мяча, к..сается каждого, бл..стать на солнце, бл..стеть от чистоты, тв..рческий человек, домашняя утв..рь, зап..реть на замок, подп..рать дверь, пост..лить ковёр, заст..лать скатертью, сорвать на ск..ку, уд..рать без оглядки.
Вставьте пропущенные буквы.
Молодое р..стение, заметно выр..с, город Р..стов, пол..житься на удачу, прил..гаемые усилия, покл..нимся ветеранам, кл..няться при встрече, разг..реться от ветра, ровный заг..р, оз..рить светом, тихие з..ри, соб..рёт конструктор, разб..раться в проблеме, ст..реть с доски, ст..ральная машинка, подж..гать листву, совершить подж..г, вым..рающий вид, давно вым..рший, к..снуться мяча, к..сается каждого, бл..стать на солнце, бл..стеть от чистоты, тв..рческий человек, домашняя утв..рь, зап..реть на замок, подп..рать дверь, пост..лить ковёр, заст..лать скатертью, сорвать на ск..ку, уд..рать без оглядки.
Вставьте пропущенные буквы.
Молодое р..стение, заметно выр..с, город Р..стов, пол..житься на удачу, прил..гаемые усилия, покл..нимся ветеранам, кл..няться при встрече, разг..реться от ветра, ровный заг..р, оз..рить светом, тихие з..ри, соб..рёт конструктор, разб..раться в проблеме, ст..реть с доски, ст..ральная машинка, подж..гать листву, совершить подж..г, вым..рающий вид, давно вым..рший, к..снуться мяча, к..сается каждого, бл..стать на солнце, бл..стеть от чистоты, тв..рческий человек, домашняя утв..рь, зап..реть на замок, подп..рать дверь, пост..лить ковёр, заст..лать скатертью, сорвать на ск..ку, уд..рать без оглядки.
Вставьте пропущенные буквы.
Молодое р..стение, заметно выр..с, город Р..стов, пол..житься на удачу, прил..гаемые усилия, покл..нимся ветеранам, кл..няться при встрече, разг..реться от ветра, ровный заг..р, оз..рить светом, тихие з..ри, соб..рёт конструктор, разб..раться в проблеме, ст..реть с доски, ст..ральная машинка, подж..гать листву, совершить подж..г, вым..рающий вид, давно вым..рший, к..снуться мяча, к..сается каждого, бл..стать на солнце, бл..стеть от чистоты, тв..рческий человек, домашняя утв..рь, зап..реть на замок, подп..рать дверь, пост..лить ковёр, заст..лать скатертью, сорвать на ск..ку, уд..рать без оглядки.
Вставьте пропущенные буквы.
Молодое р..стение, заметно выр..с, город Р..стов, пол..житься на удачу, прил..гаемые усилия, покл..нимся ветеранам, кл..няться при встрече, разг..реться от ветра, ровный заг..р, оз..рить светом, тихие з..ри, соб..рёт конструктор, разб..раться в проблеме, ст..реть с доски, ст..ральная машинка, подж..гать листву, совершить подж..г, вым..рающий вид, давно вым..рший, к..снуться мяча, к..сается каждого, бл..стать на солнце, бл..стеть от чистоты, тв..рческий человек, домашняя утв..рь, зап..реть на замок, подп..рать дверь, пост..лить ковёр, заст..лать скатертью, сорвать на ск..ку, уд..рать без оглядки.
Вставьте пропущенные буквы.
Молодое р..стение, заметно выр..с, город Р..стов, пол..житься на удачу, прил..гаемые усилия, покл..нимся ветеранам, кл..няться при встрече, разг..реться от ветра, ровный заг..р, оз..рить светом, тихие з..ри, соб..рёт конструктор, разб..раться в проблеме, ст..реть с доски, ст..ральная машинка, подж..гать листву, совершить подж..г, вым..рающий вид, давно вым..рший, к..снуться мяча, к..сается каждого, бл..стать на солнце, бл..стеть от чистоты, тв..рческий человек, домашняя утв..рь, зап..реть на замок, подп..рать дверь, пост..лить ковёр, заст..лать скатертью, сорвать на ск..ку, уд..рать без оглядки.
Вставьте пропущенные буквы.
Молодое р..стение, заметно выр..с, город Р..стов, пол..житься на удачу, прил..гаемые усилия, покл..нимся ветеранам, кл..няться при встрече, разг..реться от ветра, ровный заг..р, оз..рить светом, тихие з..ри, соб..рёт конструктор, разб..раться в проблеме, ст..реть с доски, ст..ральная машинка, подж..гать листву, совершить подж..г, вым..рающий вид, давно вым..рший, к..снуться мяча, к..сается каждого, бл..стать на солнце, бл..стеть от чистоты, тв..рческий человек, домашняя утв..рь, зап..реть на замок, подп..рать дверь, пост..лить ковёр, заст..лать скатертью, сорвать на ск..ку, уд..рать без оглядки.
Вставьте пропущенные буквы.
Молодое р..стение, заметно выр..с, город Р..стов, пол..житься на удачу, прил..гаемые усилия, покл..нимся ветеранам, кл..няться при встрече, разг..реться от ветра, ровный заг..р, оз..рить светом, тихие з..ри, соб..рёт конструктор, разб..раться в проблеме, ст..реть с доски, ст..ральная машинка, подж..гать листву, совершить подж..г, вым..рающий вид, давно вым..рший, к..снуться мяча, к..сается каждого, бл..стать на солнце, бл..стеть от чистоты, тв..рческий человек, домашняя утв..рь, зап..реть на замок, подп..рать дверь, пост..лить ковёр, заст..лать скатертью, сорвать на ск..ку, уд..рать без оглядки.
Вставьте пропущенные буквы.
Молодое р..стение, заметно выр..с, город Р..стов, пол..житься на удачу, прил..гаемые усилия, покл..нимся ветеранам, кл..няться при встрече, разг..реться от ветра, ровный заг..р, оз..рить светом, тихие з..ри, соб..рёт конструктор, разб..раться в проблеме, ст..реть с доски, ст..ральная машинка, подж..гать листву, совершить подж..г, вым..рающий вид, давно вым..рший, к..снуться мяча, к..сается каждого, бл..стать на солнце, бл..стеть от чистоты, тв..рческий человек, домашняя утв..рь, зап..реть на замок, подп..рать дверь, пост..лить ковёр, заст..лать скатертью, сорвать на ск..ку, уд..рать без оглядки.
Вставьте пропущенные буквы.
Молодое р..стение, заметно выр..с, город Р..стов, пол..житься на удачу, прил..гаемые усилия, покл..нимся ветеранам, кл..няться при встрече, разг..реться от ветра, ровный заг..р, оз..рить светом, тихие з..ри, соб..рёт конструктор, разб..раться в проблеме, ст..реть с доски, ст..ральная машинка, подж..гать листву, совершить подж..г, вым..рающий вид, давно вым..рший, к..снуться мяча, к..сается каждого, бл..стать на солнце, бл..стеть от чистоты, тв..рческий человек, домашняя утв..рь, зап..реть на замок, подп..рать дверь, пост..лить ковёр, заст..лать скатертью, сорвать на ск..ку, уд..рать без оглядки.
Вставьте пропущенные буквы.
Молодое р..стение, заметно выр..с, город Р..стов, пол..житься на удачу, прил..гаемые усилия, покл..нимся ветеранам, кл..няться при встрече, разг..реться от ветра, ровный заг..р, оз..рить светом, тихие з..ри, соб..рёт конструктор, разб..раться в проблеме, ст..реть с доски, ст..ральная машинка, подж..гать листву, совершить подж..г, вым..рающий вид, давно вым..рший, к..снуться мяча, к..сается каждого, бл..стать на солнце, бл..стеть от чистоты, тв..рческий человек, домашняя утв..рь, зап..реть на замок, подп..рать дверь, пост..лить ковёр, заст..лать скатертью, сорвать на ск..ку, уд..рать без оглядки.
Вставьте пропущенные буквы.
Молодое р..стение, заметно выр..с, город Р..стов, пол..житься на удачу, прил..гаемые усилия, покл..нимся ветеранам, кл..няться при встрече, разг..реться от ветра, ровный заг..р, оз..рить светом, тихие з..ри, соб..рёт конструктор, разб..раться в проблеме, ст..реть с доски, ст..ральная машинка, подж..гать листву, совершить подж..г, вым..рающий вид, давно вым..рший, к..снуться мяча, к..сается каждого, бл..стать на солнце, бл..стеть от чистоты, тв..рческий человек, домашняя утв..рь, зап..реть на замок, подп..рать дверь, пост..лить ковёр, заст..лать скатертью, сорвать на ск..ку, уд..рать без оглядки.
Вставьте пропущенные буквы.
Молодое р..стение, заметно выр..с, город Р..стов, пол..житься на удачу, прил..гаемые усилия, покл..нимся ветеранам, кл..няться при встрече, разг..реться от ветра, ровный заг..р, оз..рить светом, тихие з..ри, соб..рёт конструктор, разб..раться в проблеме, ст..реть с доски, ст..ральная машинка, подж..гать листву, совершить подж..г, вым..рающий вид, давно вым..рший, к..снуться мяча, к..сается каждого, бл..стать на солнце, бл..стеть от чистоты, тв..рческий человек, домашняя утв..рь, зап..реть на замок, подп..рать дверь, пост..лить ковёр, заст..лать скатертью, сорвать на ск..ку, уд..рать без оглядки.
Вставьте пропущенные буквы.
Молодое р..стение, заметно выр..с, город Р..стов, пол..житься на удачу, прил..гаемые усилия, покл..нимся ветеранам, кл..няться при встрече, разг..реться от ветра, ровный заг..р, оз..рить светом, тихие з..ри, соб..рёт конструктор, разб..раться в проблеме, ст..реть с доски, ст..ральная машинка, подж..гать листву, совершить подж..г, вым..рающий вид, давно вым..рший, к..снуться мяча, к..сается каждого, бл..стать на солнце, бл..стеть от чистоты, тв..рческий человек, домашняя утв..рь, зап..реть на замок, подп..рать дверь, пост..лить ковёр, заст..лать скатертью, сорвать на ск..ку, уд..рать без оглядки.
Вставьте пропущенные буквы.
Молодое р..стение, заметно выр..с, город Р..стов, пол..житься на удачу, прил..гаемые усилия, покл..нимся ветеранам, кл..няться при встрече, разг..реться от ветра, ровный заг..р, оз..рить светом, тихие з..ри, соб..рёт конструктор, разб..раться в проблеме, ст..реть с доски, ст..ральная машинка, подж..гать листву, совершить подж..г, вым..рающий вид, давно вым..рший, к..снуться мяча, к..сается каждого, бл..стать на солнце, бл..стеть от чистоты, тв..рческий человек, домашняя утв..рь, зап..реть на замок, подп..рать дверь, пост..лить ковёр, заст..лать скатертью, сорвать на ск..ку, уд..рать без оглядки.
Вставьте пропущенные буквы.
Молодое р..стение, заметно выр..с, город Р..стов, пол..житься на удачу, прил..гаемые усилия, покл..нимся ветеранам, кл..няться при встрече, разг..реться от ветра, ровный заг..р, оз..рить светом, тихие з..ри, соб..рёт конструктор, разб..раться в проблеме, ст..реть с доски, ст..ральная машинка, подж..гать листву, совершить подж..г, вым..рающий вид, давно вым..рший, к..снуться мяча, к..сается каждого, бл..стать на солнце, бл..стеть от чистоты, тв..рческий человек, домашняя утв..рь, зап..реть на замок, подп..рать дверь, пост..лить ковёр, заст..лать скатертью, сорвать на ск..ку, уд..рать без оглядки.
Вставьте пропущенные буквы.
Молодое р..стение, заметно выр..с, город Р..стов, пол..житься на удачу, прил..гаемые усилия, покл..нимся ветеранам, кл..няться при встрече, разг..реться от ветра, ровный заг..р, оз..рить светом, тихие з..ри, соб..рёт конструктор, разб..раться в проблеме, ст..реть с доски, ст..ральная машинка, подж..гать листву, совершить подж..г, вым..рающий вид, давно вым..рший, к..снуться мяча, к..сается каждого, бл..стать на солнце, бл..стеть от чистоты, тв..рческий человек, домашняя утв..рь, зап..реть на замок, подп..ра.ть дверь, пост..лить ковёр, заст..лать скатертью, сорвать на ск..ку, уд..рать без оглядки.
Вставьте пропущенные буквы.
Молодое р..стение, заметно выр..с, город Р..стов, пол..житься на удачу, прил..гаемые усилия, покл..нимся ветеранам, кл..няться при встрече, разг..реться от ветра, ровный заг..р, оз..рить светом, тихие з..ри, соб..рёт конструктор, разб..раться в проблеме, ст..реть с доски, ст..ральная машинка, подж..гать листву, совершить подж..г, вым..рающий вид, давно вым..рший, к..снуться мяча, к..сается каждого, бл..стать на солнце, бл..стеть от чистоты, тв..рческий человек, домашняя утв..рь, зап..реть на замок, подп..рать дверь, пост..лить ковёр, заст..лать скатертью, сорвать на ск..ку, уд..рать без оглядки.
Вставьте пропущенные буквы.
Молодое р..стение, заметно выр..с, город Р..стов, пол..житься на удачу, прил..гаемые усилия, покл..нимся ветеранам, кл..няться при встрече, разг..реться от ветра, ровный заг..р, оз..рить светом, тихие з..ри, соб..рёт конструктор, разб..раться в проблеме, ст..реть с доски, ст..ральная машинка, подж..гать листву, совершить подж..г, вым..рающий вид, давно вым..рший, к..снуться мяча, к..сается каждого, бл..стать на солнце, бл..стеть от чистоты, тв..рческий человек, домашняя утв..рь, зап..реть на замок, подп..рать дверь, пост..лить ковёр, заст..лать скатертью, сорвать на ск..ку, уд..рать без оглядки.
Вставьте пропущенные буквы.
Молодое р..стение, заметно выр..с, город Р..стов, пол..житься на удачу, прил..гаемые усилия, покл..нимся ветеранам, кл..няться при встрече, разг..реться от ветра, ровный заг..р, оз..рить светом, тихие з..ри, соб..рёт конструктор, разб..раться в проблеме, ст..реть с доски, ст..ральная машинка, подж..гать листву, совершить подж..г, вым..рающий вид, давно вым..рший, к..снуться мяча, к..сается каждого, бл..стать на солнце, бл..стеть от чистоты, тв..рческий человек, домашняя утв..рь, зап..реть на замок, подп..рать дверь, пост..лить ковёр, заст..лать скатертью, сорвать на ск..ку, уд..рать без оглядки.
Вставьте пропущенные буквы.
Молодое р..стение, заметно выр..с, город Р..стов, пол..житься на удачу, прил..гаемые усилия, покл..нимся ветеранам, кл..няться при встрече, разг..реться от ветра, ровный заг..р, оз..рить светом, тихие з..ри, соб..рёт конструктор, разб..раться в проблеме, ст..реть с доски, ст..ральная машинка, подж..гать листву, совершить подж..г, вым..рающий вид, давно вым..рший, к..снуться мяча, к..сается каждого, бл..стать на солнце, бл..стеть от чистоты, тв..рческий человек, домашняя утв..рь, зап..реть на замок, подп..рать дверь, пост..лить ковёр, заст..лать скатертью, сорвать на ск..ку, уд..рать без оглядки.
Вставьте пропущенные буквы.
Молодое р..стение, заметно выр..с, город Р..стов, пол..житься на удачу, прил..гаемые усилия, покл..нимся ветеранам, кл..няться при встрече, разг..реться от ветра, ровный заг..р, оз..рить светом, тихие з..ри, соб..рёт конструктор, разб..раться в проблеме, ст..реть с доски, ст..ральная машинка, подж..гать листву, совершить подж..г, вым..рающий вид, давно вым..рший, к..снуться мяча, к..сается каждого, бл..стать на солнце, бл..стеть от чистоты, тв..рческий человек, домашняя утв..рь, зап..реть на замок, подп..рать дверь, пост..лить ковёр, заст..лать скатертью, сорвать на ск..ку, уд..рать без оглядки.
Вставьте пропущенные буквы.
Молодое р..стение, заметно выр..с, город Р..стов, пол..житься на удачу, прил..гаемые усилия, покл..нимся ветеранам, кл..няться при встрече, разг..реться от ветра, ровный заг..р, оз..рить светом, тихие з..ри, соб..рёт конструктор, разб..раться в проблеме, ст..реть с доски, ст..ральная машинка, подж..гать листву, совершить подж..г, вым..рающий вид, давно вым..рший, к..снуться мяча, к..сается каждого, бл..стать на солнце, бл..стеть от чистоты, тв..рческий человек, домашняя утв..рь, зап..реть на замок, подп..рать дверь, пост..лить ковёр, заст..лать скатертью, сорвать на ск..ку, уд..рать без оглядки.
Вставьте пропущенные буквы.
Молодое р..стение, заметно выр..с, город Р..стов, пол..житься на удачу, прил..гаемые усилия, покл..нимся ветеранам, кл..няться при встрече, разг..реться от ветра, ровный заг..р, оз..рить светом, тихие з..ри, соб..рёт конструктор, разб..раться в проблеме, ст..реть с доски, ст..ральная машинка, подж..гать листву, совершить подж..г, вым..рающий вид, давно вым..рший, к..снуться мяча, к..сается каждого, бл..стать на солнце, бл..стеть от чистоты, тв..рческий человек, домашняя утв..рь, зап..реть на замок, подп..рать дверь, пост..лить ковёр, заст..лать скатертью, сорвать на ск..ку, уд..рать без оглядки.
Вставьте пропущенные буквы.
Молодое р..стение, заметно выр..с, город Р..стов, пол..житься на удачу, прил..гаемые усилия, покл..нимся ветеранам, кл..няться при встрече, разг..реться от ветра, ровный заг..р, оз..рить светом, тихие з..ри, соб..рёт конструктор, разб..раться в проблеме, ст..реть с доски, ст..ральная машинка, подж..гать листву, совершить подж..г, вым..рающий вид, давно вым..рший, к..снуться мяча, к..сается каждого, бл..стать на солнце, бл..стеть от чистоты, тв..рческий человек, домашняя утв..рь, зап..реть на замок, подп..рать дверь, пост..лить ковёр, заст..лать скатертью, сорвать на ск..ку, уд..рать без оглядки.
Вставьте пропущенные буквы.
Молодое р..стение, заметно выр..с, город Р..стов, пол..житься на удачу, прил..гаемые усилия, покл..нимся ветеранам, кл..няться при встрече, разг..реться от ветра, ровный заг..р, оз..рить светом, тихие з..ри, соб..рёт конструктор, разб..раться в проблеме, ст..реть с доски, ст..ральная машинка, подж..гать листву, совершить подж..г, вым..рающий вид, давно вым..рший, к..снуться мяча, к..сается каждого, бл..стать на солнце, бл..стеть от чистоты, тв..рческий человек, домашняя утв..рь, зап..реть на замок, подп..рать дверь, пост..лить ковёр, заст..лать скатертью, сорвать на ск..ку, уд..рать без оглядки.
Вставьте пропущенные буквы.
Молодое р..стение, заметно выр..с, город Р..стов, пол..житься на удачу, прил..гаемые усилия, покл..нимся ветеранам, кл..няться при встрече, разг..реться от ветра, ровный заг..р, оз..рить светом, тихие з..ри, соб..рёт конструктор, разб..раться в проблеме, ст..реть с доски, ст..ральная машинка, подж..гать листву, совершить подж..г, вым..рающий вид, давно вым..рший, к..снуться мяча, к..сается каждого, бл..стать на солнце, бл..стеть от чистоты, тв..рческий человек, домашняя утв..рь, зап..реть на замок, подп..рать дверь, пост..лить ковёр, заст..лать скатертью, сорвать на ск..ку, уд..рать без оглядки.
Вставьте пропущенные буквы.
Молодое р..стение, заметно выр..с, город Р..стов, пол..житься на удачу, прил..гаемые усилия, покл..нимся ветеранам, кл..няться при встрече, разг..реться от ветра, ровный заг..р, оз..рить светом, тихие з..ри, соб..рёт конструктор, разб..раться в проблеме, ст..реть с доски, ст..ральная машинка, подж..гать листву, совершить подж..г, вым..рающий вид, давно вым..рший, к..снуться мяча, к..сается каждого, бл..стать на солнце, бл..стеть от чистоты, тв..рческий человек, домашняя утв..рь, зап..реть на замок, подп..рать дверь, пост..лить ковёр, заст..лать скатертью, сорвать на ск..ку, уд..рать без оглядки.
Вставьте пропущенные буквы.
Молодое р..стение, заметно выр..с, город Р..стов, пол..житься на удачу, прил..гаемые усилия, покл..нимся ветеранам, кл..няться при встрече, разг..реться от ветра, ровный заг..р, оз..рить светом, тихие з..ри, соб..рёт конструктор, разб..раться в проблеме, ст..реть с доски, ст..ральная машинка, подж..гать листву, совершить подж..г, вым..рающий вид, давно вым..рший, к..снуться мяча, к..сается каждого, бл..стать на солнце, бл..стеть от чистоты, тв..рческий человек, домашняя утв..рь, зап..реть на замок, подп..рать дверь, пост..лить ковёр, заст..лать скатертью, сорвать на ск..ку, уд..рать без оглядки.
Вставьте пропущенные буквы.
Молодое р..стение, заметно выр..с, город Р..стов, пол..житься на удачу, прил..гаемые усилия, покл..нимся ветеранам, кл..няться при встрече, разг..реться от ветра, ровный заг..р, оз..рить светом, тихие з..ри, соб..рёт конструктор, разб..раться в проблеме, ст..реть с доски, ст..ральная машинка, подж..гать листву, совершить подж..г, вым..рающий вид, давно вым..рший, к..снуться мяча, к..сается каждого, бл..стать на солнце, бл..стеть от чистоты, тв..рческий человек, домашняя утв..рь, зап..реть на замок, подп..рать дверь, пост..лить ковёр, заст..лать скатертью, сорвать на ск..ку, уд..рать без оглядки.
Веселые диктанты
“Проверочная работа! Опять! Вот уж тоска смертная!” – вздыхает ученик, когда учитель собирается проверить “усвояемость” материала. Но что делать! Ведь проверить, как ученики усвоили ту или иную тему, надо. И без уроков повторения и закрепления не обойтись. И без проверочной работы – тоже…
Ах, как скучно! Лаг-лож, гар-гор, бер-бир… Записывать слова, выписывать слова… Вставлять орфограммы, обозначать орфограммы… Тот, кто давно все усвоил, скучает; тот, кто никак усвоить не может, тоскует (или сачкует). А спасительного, так оживляющего урок текста, наполненного нужной орфограммой, нет.
Устав от однообразия уроков повторения и закрепления, решила я однажды такой текст сочинить.
Чередование гласных в корне (6 класс).
Загорелые ребятишки рассыпались по берегу озера, которое блестело под лучами палящего солнца. Мальчики собирали ветки и разжигали костер, девочки стелили на траве скатерть. А Витька расположился на горячем песке, чтобы еще позагорать.
“Вить, не сгори на солнце!” – предупредил Серёжа. Витька только фыркнул в ответ.
Вечером все собрались у костра. До самой зари ребята пели, смеялись, рассказывали смешные истории. Только несчастный Витька не участвовал в общем веселье. Он весь обгорел, и любое прикосновение причиняло ему боль. Чёрный и злой, сидел он в палатке и ненавидел весь мир.
Прочитала детям – заулыбались, оживились. Подобрали вместе заголовок. И написали диктант. Признаюсь: ошибок было не меньше, чем обычно. Но работали мои дети с удовольствием, а это многого стоит.
Воодушевленная, я решила не останавливаться на достигнутом. Так появилась серия диктантов про Витьку для 5 – 6-го классов. Ребята их полюбили и теперь, когда я объявляю, что мы будем писать диктант, с надеждой спрашивают: “Про Витьку?”
Личные местоимения (повторение в начале года)5 класс.
Вчера у нас была контрольная работа. Мы записывали текст и подчеркивали местоимения с предлогом. Со мной посадили отличницу Лёлю, и я решил все списать у нее.
Витька сидел передо мной с все время оглядывался. Так мы и работали втроем: я списывал у Лёли, Витька – у меня.
Лёлька получила пятерку, я тройку, а Витька два! “Это все из-за тебя! – накинулся на меня Витька на перемене. – Не мог списать у отличницы! А я за вас расхлебывай!”
Члены предложения. Способы выражения подлежащего.
Витька с Тёмой отправились на войну. За спиной у них висели тугие луки. Деревянное ружье они тоже захватили. За ручьем на братьев напали три индейца из соседней деревни. Разгорелся страшный бой!
Бросайте оружие и сдавайтесь!
Это мама позвала бледнолицых домой.
Грамматическая основа предложения.
Витька – ученик пятого класса. Сегодня они с Лёлей дежурят. Лёля – отличница. Она старательная и аккуратная. Она быстро подмела пол, вымыла доску и полила цветы. Все! Класс чист!
А что делал Витька? Витька тоже старался! Он опрокинул ведро с водой, натоптал на полу, уронил цветок, сделал Лёле пять замечаний и гордо пошел домой. До чего он устал!
Сложное предложение.
1.
Сегодня Витя дома один, потому что мама с папой ушли в театр. Он обещал, что выучит уроки, вовремя поужинает и вымоет посуду.
Просидел Витька три часа перед телевизором и почувствовал, что проголодался. Он сбегал на кухню, включил газ под кашей и снова вернулся к экрану. Показывали потрясающий фильм!
Когда родители возвратились, Витька спал в кресле, а телевизор тускло мигал экраном. В квартире стоял запах сгоревшей каши, и легкий дымок тянулся из кухни.
2.
Когда Витька жил в деревне, он нашел где-то котенка и притащил домой. Глазки зеленые, шерстка рыжеватая. Мы котенку обрадовались и поселили его на кухне.
Прошёл месяц, и котёнок стал большим рыжим котом. Дома он ничего не ел, и мы решили, что он ловит мышей. “Мой Рыжик – настоящий охотник!” – гордо объявил Витька.
Однажды зашла к нам соседка и рассказала, что кто-то у нее цыплят таскает. Мы переглянулись. Рыжик сидел у печки, урчал и смотрел на Витьку хитрыми глазами.
Однокоренные слова и формы слова.
Все лето шли грибные дожди, но грибов в лесу почти не было. Вот и сегодня ребята долго бродили по лесу, но только Витька набрал полную корзину.
“Кто нашел хоть один белый?” – спросила бабушка у грибников, когда они вернулись. Витя подошел к столу и высыпал все из корзинки: “У меня одни белые!”
Беленькие грибочки с тоненькими ножками рассыпались по столу. Ребята засмеялись, а бабушка, сдержав улыбку, сказала: “Из поганок, дружок, грибной суп не варят!”
Приставки на -з, -с.
Витька обожает опасности! Если препятствий нет, он сам их создает. Недавно он вздумал отправиться ночью в бесстрашный поход к дальнему болоту. Сбор был объявлен в полночь.
Мы бесшумно сбежали из дома и вошли в лес. Через час мы поняли, что сбились с пути. Бессмысленно бродили мы по сонному лесу, и встревоженные птицы пугали нас чуть не до смерти.
На рассвете мы вышли к безвестной деревушке. Ею оказалось… наше родное село.
Корни с чередованием.
За лето Витька вырос на целый сантиметр, но в футбольную команду его все равно не брали. “Подрасти ещё!” – смеялись ребята. И Витька рос…
Перед соревнованиями разболелся вратарь, и ребята расстроились. Тогда Витька предложил свою кандидатуру: “Располагайте мной, ребята!”
Игра началась. Волнение на поле возрастало. Раскрасневшийся Витька бестолково метался в воротах и пропускал один мяч за другим.
После игры спортсмены расшумелись, обвиняя Витьку в поражении. Но он не сдавался. “Я худой, а ворота большие!” – твердил он. Потом вздохнул и добавил: “Вот к весне растолстею, тогда уж точно можете на меня положиться!”
Род несклоняемых имен существительных(6 класс).
Витька совсем обессилел. “Вкусное какао, черный кофе, пестрый какаду…” – в отчаянии повторял он, пытаясь запомнить род несклоняемых существительных..
Когда в голове все окончательно перепуталось, он пошел спать.
А ночью ему приснился страшный-престрашный сон. Он плывет на старом каноэ по широкой Миссисипи, а его преследует громадный какаду и разъяренно кричит: “Где здесь живет большой серый кенгуру?!”
Бедняга в ужасе проснулся.
(Не забудем, конечно, уточнить “географию”!)
НЕ с существительным.
1.
Витька – вьюн и непоседа!
Весь урок толкал соседа.
– Не мешай! – сказал Серега.
Витька фыркнул: – Недотрога!
2.
Блеснула молния, загремел гром, и неожиданно разразилась небывалая гроза. На землю обрушился не просто дождь, а ураган.
Ребята сбежались в небольшую беседку. Все приуныли из-за непогоды, и Витька решил приободрить друзей. “Это вовсе не страшный ураган! Вот в тропиках – это да!” – заявил он. И начал врать про тропические ливни. И как врать!
Скоро ребята забыли про ненавистный дождь. Они уже не различали, где правда, а где неправда. Витькины выдумки были неправдоподобны, но захватывающе интересны.
Никто и не заметил, как дождь прекратился, а из-за туч выглянуло вымытое солнце.
Суффиксы имен существительных.
Витька – отличный помощник! Он всегда поможет учителю назначить дежурных, расставит их по местам, выберет ответственных.
– Что же ты сам не дежуришь? – спросили ребята у Витьки.
– Мне некогда! Я руководчик, а не дежурщик! – ответил Витька.
Имя числительное.
Витька схватил на неделе несколько троек по русскому языку и решил их исправить. Он раскрыл учебник.
Сначала он выучил девяносто новых слов и в два счета сделал пять упражнений. Затем он в двух словах пересказал предлинный текст. Словом, он потрудился за двоих!
Но на уроке выяснилось, что из девяноста слов он восемьдесят забыл, а еще десяток вылетел у него из головы. Текст он в двух словах пересказал, но в обоих словах допустил ошибки… В дневнике появилась еще одна двойка.
Вечером Витька решил, что пора исправить оценку по географии. Он раскрыл учебник…
Неопределенные местоимения.
Чьи-то голоса раздаются за окном, мешают сосредоточиться. Витька уже несколько раз повторил про себя местоимения, которые кем-то названы неопределенными: некто, кое-кто, кое в чем… Он задумывается. Мечты у него тоже какие-то неопределенные, неясные. “Хоть бы кто-нибудь с кем-либо зашел кое за кем”, — вертится у него в голове.
Но никто за ним не заходит, и Витька зубрит дальше.
Н и НН в суффиксах прилагательных.
Бутерброд упал на новую льняную скатерть, и на ней появилось небольшое масляное пятнышко. Витька попытался оттереть его, но только перепачкал все грязными руками. А мама так любит эту необыкновенную скатерть с длинной бахромой!
Витька прикрыл пятно глиняной вазочкой с клюквенным вареньем. “А ничего получилось!” – подумал он и потянулся за вареньем…
Повторение темы “Имя прилагательное”.
В стенной газете появилась резкая статья о недобросовестных дежурных.
– Обвинения несправедливы! – заявил Витька.
– На воре и шапка горит! – засмеялась Лёля.
Весь день Витька был мрачен и неприветлив. А после французского он уверенно вошел в пустой класс. В руках он нес неполное ведро воды и деревянную щетку.
Через три часа пол блестел от луж. Тут Витька вспомнил, что не полил цветы. Он сдвинул тяжелые столы, зачерпнул в стеклянную банку мутно-черной воды из ведра и стал взбираться наверх. Вода расплескалась, но незадачливый уборщик этого не заметил.
На следующий день в газете появилась длинная заметка, которая называлась “Юные неумейки”.
Повторение темы “Глагол”.
Витька обучал собаку собачьей премудрости. Он положил перед ней кусочек сахара и скомандовал: “Не трогай, Волчок!” Волчок беспокойно тявкнул. “Не бери, а то попадет!” – снова пригрозил дрессировщик.
Волчок отошел в сторону и сделал вид, что его это все не касается. Он стал почесываться, зевать, скрести за ухом. Довольный Витька отвернулся, и тут “ученик” схватил сахар и громко зачавкал под обеденным столо
План-конспект урока по русскому языку (6 класс): Анализ контрольного диктанта «Чередующиеся гласные в корне».
Слайд 1
Безударные чередующиеся гласные в корне Разработчик : учитель русского языка и литературы Козлова И.Ю. Тольятти, 2018 РУССКИЙ ЯЗЫК Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа с углубленным изучением отдельных предметов №21»Слайд 2
Проверь себя! 1. Найдите группу слов только с чередующимися гласными? б) наклонился, неизмеримо, скакал, прикосновение а) загорелся вытирать приложил растущих МОЛОДЕЦ ! Далее Назад в содержание
Слайд 3
а) сдержать 2. Укажите слово с чередующейся гласной: в) склонила б) гористый Проверь себя! Назад в содержание Далее МОЛОДЕЦ !
Слайд 4
г) зап … реть в) отд…рать б) зам… реть а) б…рут 3. Укажите лишнее слово: Проверь себя! Назад в содержание Далее МОЛОДЕЦ !
Слайд 5
Проверь себя! 4. В каком слове пишется И ? а) ст…лить б) заж … гал в) соч… тание г) сд … ру Назад в содержание Далее МОЛОДЕЦ !
Слайд 6
5) Укажите группу слов-исключений: Проверь себя! в) приг … рь з… ря утв… рь б) соч… тание выг … рки ск … чок а) р…сток р… внина прик … саться г) прил…гать выр .. щу пл… вец Назад в содержание Далее МОЛОДЕЦ !
Слайд 7
Проверь себя! 6. Укажите верное утверждение: б) ) в корнях – зар -/- зор — в безударном положении пишется буква а а) в корнях – зар -/- зор — в безударном положении пишется буква о Назад в содержание Далее МОЛОДЕЦ !
Слайд 8
7. Укажите ряд слов с буквой О : Проверь себя! г) заг … реть ск … кать изл … жение в) р… стовщик водор … сли выл…жить б) р…сточек скл …нить к… саться а) Р… стислав изл …гать отр … слевой Назад в содержание Далее МОЛОДЕЦ !
Слайд 9
а) покл … нение 8. Укажите лишнее слово: Проверь себя! в) соск … чить г) пол…гать б) сотв … рить Назад в содержание Далее МОЛОДЕЦ !
Слайд 10
9. Укажите ряд слов, в которых есть только чередующиеся гласные Проверь себя! а) р…стаял, зар … сти , перет … реть б) пол…г, обск … кать , соч… тание г) сл…гать, обмунд … рование , выж … гание в) к… сательная , к… са , нап … рали Назад в содержание Далее МОЛОДЕЦ !
Слайд 11
10. Буква Е пишется : а) выб …раю в) зам…рать б) сд … рает г) б… ру Проверь себя! Назад в содержание Далее МОЛОДЕЦ !
Слайд 12
11. Укажите лишнее слово: Проверь себя! г) положение в) логичный б) предлагать а) предложение Назад в содержание Далее МОЛОДЕЦ !
Слайд 13
12. Укажите ряд слов с И : Проверь себя! в) соч… нение , в…сеть, словосоч … тание б) уд… вление , выч … тание , ож … релье а) д… рется , нап … рали , бл … стеть г) зад…рать, раст …рать, отп …рать Назад в содержание Далее МОЛОДЕЦ !
Слайд 14
13. Укажите ряд слов с буквой А : Проверь себя! в) насл … ждение , утр… мбовать , отр … сль а) з … ря , непром … каемый , к… заться б) зап .. х , препод … ватель , пол…г г) выр …стать, ярм… рка , к… бинет Назад в содержание Далее МОЛОДЕЦ !
Слайд 15
Проверь себя! 14. В каком ряду во всех словах пишется буква О ? а)р… скошный , ост… новка , выр … сли г) ур … внение , иде …логия, погл … щать б) ук … ризна , дек…рация, прик … зать в) р… стовщик , прик … сновение , сл… жение Назад в содержание МОЛОДЕЦ ! Далее
Слайд 16
Проверь себя! 15. В каком ряду пишется Е ? а) с…док, вин…грет, разб … русь б) р… ферат , комб … незон , выт… реть в) сн …гирь, ед… ница , зам… реть г) соб … ру , заст …лить, д… ктант Назад в содержание МОЛОДЕЦ ! Далее
Слайд 17
Проверь себя! Если тебе удалось правильно ответить на 13-15 вопросов, ты молодец! Если верных ответов 10-12, необходимо повторить теоретический материал. Если правильно удалось ответить лишь 7-9 раз, требуется серьёзно заняться повторением! Назад в содержание
Слайд 18
Толковый словарик Назад в содержание 2. Зоревать -встречать рассвет, не ложиться спать до рассвета. 3. Зорянка — птица. 4. Изгарь -что-либо горелое, гарь. 5. Полог – занавеска, закрывающая, загораживающая кровать, а также (устар.) вообще занавеска. Ситцевый полог. Полог тумана (перен.) 1. Выгарки – остатки от сгорания, перегонки, перетопки чего-нибудь. 6. Плывун – илистый, песчаный или суглинистый слой подпочвы, обильный водой. Подвижный от воды грунт. Зыбучие плывуны. 7. Ростовщик – человек, который дает деньги в долг под большие проценты.
Слайд 19
Источники информации Назад в содержание Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ // www.gramota.ru / Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. // ozhegov-shvedova.ru Поникарова Л. А. Русский язык. Фонетика, словообразование, орфография в таблицах и заданиях: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009. с. 190 Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке/ Д.Э. Розенталь; под ред. И.Б. Голуб – 11-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. 368 с.
Понятие чередования и его типы
Звуковые вариации в словах, их производные и грамматические формы слов известны как звуковые чередования. Например: темный [l] в заклинании чередуется с ясным [l] в , написании ; c ombine (n) [kσmbain], объединяет [kəmbain], где [n] в ударном слоге существительного чередуется с нейтральным звуком. Совершенно очевидно, что звуковые изменения этого типа вызваны ассимиляцией, аккомодацией и сокращением речи.Чтобы подойти к делу с фонологической точки зрения, важно различать фонематические и аллофонные чередования. Некоторые звуковые чередования восходят к фонематическим изменениям в более ранние периоды развития языка и известны как исторические. Исторические чередования отмечают как гласные, так и согласные, хотя чередующиеся звуки не зависят от фонематической позиции или контекста. Изменения звуков, произошедшие в процессе исторического развития языка, отражаются в современном английском языке в виде чередования фонем, различающих слова, их производных и грамматических форм.В следующем списке примеров представлены типы чередований:
1. Чередование гласных.
1.1 Различие неправильных глагольных форм [i: -e-e] mean — означало — значило; [i-æ-A] пой — спел — спел; [i-ei-i] give — дать — дать;
1.2 Различие каузальных глагольных форм: [i-e] sit — set ; [ai-ei] rise — рейз ; [o — e] упал
1.3 Различение частей речи в этимологически соотнесенных словах [a: — æ] класс — классифицируйте , [o: — e] long — длину ; [ei — æ] нация — национальный
2.Чередование согласных
2.1 Распознавание неправильных глагольных форм [d — t] отправлено — отправлено
2.2 различение частей речи [s — z] advice — посоветуйте ; [k — t∫] говорить — речь ;
3. Чередование гласных и согласных [i — ai] + [v — f] live — жизнь; [a: — ae] + [θ — ð] ванна — ванна .
:
.Фонетические особенности германских языков
Словесное ударение
Одной из наиболее важных общих черт всех германских языков является сильное динамическое ударение , приходящееся на первый корневой слог.
В протогерманском языке (PG) силовой или выдыхательный стресс (также называемый динамическим стрессом и стрессом дыхания) был единственным используемым типом стресса. Ударение теперь зафиксировано на первом слоге , который обычно был корнем слова, а иногда и префиксом; остальные слоги (суффиксы и окончания) были безударными.
Эти особенности словесного акцента были унаследованы германскими языками и наблюдаются сегодня. В современном английском языке существует резкий контраст между слогами с ударением и без ударения из-за силы ударения. Основной ударение обычно падает на корень-морфему и никогда не меняется при построении грамматических форм.
Изменения согласных
3.2.1. Первый согласный сдвиг, или Закон Гриммса
Под первым сдвигом согласных (Закон Гриммса) мы подразумеваем ряд изменений согласных, которые относятся ко II тысячелетию до нашей эры.К 500 году до нашей эры звуковые изменения должны были прекратиться. Они закончились до того, как германские племена вошли в контакт с римлянами, потому что ни одно слово, заимствованное из латыни, не подвергалось этим изменениям в германских языках. Этот закон выражает регулярные соответствия между согласными германского и других индоевропейских языков.
Как видно из таблицы 1.2, соответствия между индоевропейскими (негерманскими) и германскими согласными звуками можно разделить на три категории.
Таблица 1.2
Закон Гриммса
АКТ I
индоевропейских глухих остановок ( p, t, k ) соответствуют германским глухим фрикативным ( f, þ, h ).
IE | PG | ПРИМЕРЫ | ||
Беззвучные остановки | Безмолвные фрикативы | |||
IE | Росток | |||
п. | е | Snsk páñcā (n) R Snsk pitár Gr patēr Snsk nápāt L непош | Гот fimf E пять Росток Vater E отец Росток neffe E племянник | |
т | þ | СНСК три, травас L trēs три Gr treis R Снск тад R Точ матар | O Icel þrir Goth reis [θri: s] E три OE ðæt Гот ata E мать | |
к. | ч | Snsk katarás Укр Хит куис L quis Hit костюм R L фунтов Тох Кант | Goth hwaar E ли E кто OE hwæt Е сотка Гот хунд |
ACT II
индоевропейских звонких остановок ( b, d, g ) соответствуют германским безмолвным остановкам ( p, t, k ).
IE | PG | ПРИМЕРЫ | |||
Озвученные остановки | Беззвучные остановки | ||||
IE | Росток | ||||
б | п | Лит дубус рэнд | E глубокая Гот диупс E бассейн | ||
г | т | Gr dyo L дуэт R Санскр. dru, dāru р | E два Гот twai O Icel выше Гот триу E дерево | ||
г | к | Снск юга L кувшин рэнд Snsk jắnu L гену | O Icel ОК Гот юк E коромысло Гот кню E колено | ||
ACT III
индоевропейских звонких остановок с придыханием ( bh, dh, gh ) соответствуют германским звонким остановкам без аспирации ( b, d, g ).
IE | PG | ПРИМЕРЫ | |||
Звонкие атмосферные упоры | Звонкие остановки без стремления | ||||
IE | Росток | ||||
ч. | б | Snsk bhárāmi Русь. Snsk nábhas Gr nephos R | Goth bairan [‘beran] E медведь OE нифель OHG туманность ОС небал | ||
dh | г | Snsk madha рэнд Snsk mádhyas L средний Snsk dhrsnóti Gr thrasýs R | OE medu Гот миджи E средний Гот (ga) дарс OE уважаемый (r) Н. джерв E дерзайте | ||
г / ч | г | Снск Стигноми Гр стейхо Снск ghagh | Росток steigen E хихикает | ||
Некоторые особенности сдвига первых согласных требуют специального комментария.
Ø Соответствие IE b> Germ. p во втором акте почти не проиллюстрирован по сравнению с другими изменениями согласных из-за того, что согласный p очень редко встречается в исконно германских словах [Расторгуева].
Ø Звонкие остановки с придыханием bh, dh, gh встречаются только на санскрите, в то время как в других индоевропейских (негерманских) языках либо глухие фрикативные (как в латинском и греческом языках), либо голосовые остановки без наддува (как в русском языке) используются.
Закон Гриммса стал первым достижением сравнительно-исторического языкознания. Однако до сих пор дискуссионны время Сдвига, его причины, фонологическая сущность, фонетический механизм, связь с аналогичными процессами в последующей истории германских языков.
Закон Гриммса, очевидно, отражает исторические процессы, вызванные эволюцией структуры протоиндоевропейских языков; он не ограничивается только германскими языками [Плоткин].
3.2.2. Закон Вернерса
Закон Вернерса, обнаруженный в конце 19 -х годов c. датский ученый Карл Вернер объясняет некоторые соответствия согласных, которые, казалось, противоречили закону Гриммса.
В некоторых словах индоевропейские глухие окклюзионные согласные p, t, k соответствовали не ожидаемым глухим фрикционным звукам f, θ, h , а звонким фрикативным звукам v, ð, γ или взрывным b, d, g , e.г. Греческий de k as Goth. ti g us (кг), лат. pa t er Goth. fa d ar (t d).
Согласно закону Вернерса, , если безмолвной остановке IE (p, t, k) предшествовала безударная гласная , глухой щелевой звук (f, θ, h), , возникший из нее в соответствии с законом Гриммса, стал звонким (v, ð, γ), а позже этот звонкий фрикативный звук стал звонким стопом (b, d, g).
Закон Вернерса схематично можно представить следующим образом:
В + IE остановка → θ → ð → d,
, где V обозначает безударный слог, θ — глухой фрикативный звук, сформированный в соответствии с законом Гриммса, ð — звонкий фрикативный звук, а d — звонкий стоп.
Рассмотрим, например, изменения второй согласной в слове отец:
ПИРОГ Ранний PG Поздний PG
* шаблон> * fa΄θar> * faar>> * ΄faðar
В то время, когда германское ударение было свободным, глухие фрикативы в позиции перед ударным слогом произносились.Так, в OE fæder (Goth. fadar ) в соответствии с L. pater должно было быть глухое фрикативное слово в середине слова, например * faþar. Однако напряжение в гр. Это кажущееся несоответствие объясняется pa’ter, , отражающим более раннее напряжение IE. В форме * fa’þar , ожидаемой в соответствии с Первым сдвигом согласных, ударение было на втором слоге. При озвучивании в соответствии с Законом Вернерса форма * fa’ðar может быть реконструирована.После переноса ударения на корневой (первый) слог звонкие согласные, возникшие по закону Вернерса, фонологизируются [1].
Согласно закону Вернера, согласный звук изменялся только тогда, когда он находился после безударного гласного. Это можно увидеть в реконструированных формах сильных глаголов др.-э., Что позволяет сделать вывод, что в какой-то момент ударение в первых двух глагольных формах приходилось на корень, а в двух последних — на суффикс:
Class I sni þ an sna þ sni d on sni d en to cut
ēōn þ (e) ā h þi g on þi g en to prosper
Класс II fleon flēā h flu g on flo g en to escape
Класс III weor износ þ wur d на wor d en , чтобы стать
Class V cwe þ an cwæ þ cwæ d on cwe d en , чтобы сказать
Class VI hebban ho f hō f on ha f en , чтобы иметь
Класс VII fōn (* вентилятор h an) fen g fen g на вентилятор g en для захвата
В системе спряжения одна форма может иметь ударение на одном слоге, а другая форма того же глагола может иметь ударение на другом слоге.Таким образом, возникают варианты корня, согласные которых различны по закону Вернерса. Соответственно, в словесной системе возникают чередования, получившие название грамматического чередования. Первоначальная система чередования грамматических согласных была: ф / б, þ / д, ч / г, з / ш, ш / р.
Изменения согласных звуков, произошедшие в германских языках в соответствии с законом Вернерса, можно обобщить в следующей таблице с особым акцентом на английском и немецком языках.
Таблица 1.3
Чередование согласных в германских языках в соответствии с законом Вернерса
индоевропейцы | германский | Английский | Немецкий |
п. | f / ѣ | ф / в | ф / б |
т | þ / đ | тыс / д, тыс | д / т |
к | ч / г | ч / г | ч / г |
k u | hw, h / gw, g, w | ш, в / г, ш | ш, в / г, ш |
с | с / з | с / об | с / об |
Со временем эта система претерпела некоторые изменения в нескольких германских языках, включая древнеанглийский.
Другие примеры закона Вернерса можно найти в следующей таблице:
Таблица 1.4
Закон Вернерса
индоевропейцы | германский |
п, т, к, с | б, ð / д, г, з / р |
Gr гепта Gr патер Gr декас СНСК аяс | гот сибун семерка O Sc faðir, OE fæder Гот тигус десять, дюжина Гот aiz, OHG ēr |
Обратите внимание, что некоторые современные английские слова сохранили следы Закона Вернерса, например.г. смоченный; смерть мертвых; поднять заднюю часть; был были.
Ротацизм
Помимо глухих фрикативных согласных, возникающих в результате сдвига согласных, закон Вернерса влияет еще на один глухой фрикативный звук, то есть согласный с. Если предшествующий гласный безударный, s в германских языках становится озвученным, т. Е. переходит в z в интервокальной позиции . В конечном итоге это z становится r в западно-германских и северогерманских языках (но не в готическом).Это последнее изменение z> r называется rhotacism (термин происходит от названия греческой буквы ρ (ро). Это ясно показано при сравнении Goth hausjan Hear и OE hīeran, G hōren; Goth laisjan Teach и OE læran, G lehren.
Из-за отсутствия ротацизма в готическом, архетипические формы готских слов, не найденные ни в каких письменных источниках, могут быть восстановлены для научных исследований, например.г. G. lernen, OE lerian, Goth. * laisian.
Изменения гласных
Строгая дифференциация долгих и коротких гласных обычно считается важной характеристикой германской группы. Контраст коротких и долгих гласных поддерживается разной направленностью их изменения. В то время как долгие гласные обычно имели тенденцию становиться ближе и дифтонгировать, короткие гласные, наоборот, часто превращались в более открытые звуки.
1. IE краткое o и a заменено на сокращенное a на германском языке . Например:
IE Germ IE Germ
R. G. Apfel L. octō Goth. ахтау
L. noctem Goth. Nahts Gr. Okt G. Acht
Р. Г. Нахта Р.
2. Слияние долгих гласных происходило в обратном направлении: IE long и ā появляются как длинные ō в германских языках.Например:
IE Germ IE Germ
L. frater Goth. Brōþar L. flōs flower OE blōma
Gr. phrātōr OE broor
Таким образом, в результате этих изменений в германских языках не было ни короткого o , ни длинного ā . Позже эти звуки появились из разных источников.
Аблаут
Наиболее важной особенностью системы германских гласных является так называемое Ablaut , или градация, которая представляет собой спонтанную, позиционно независимую смену гласных .Германские языки унаследовали аблаут от общеиндоевропейского периода. Изменение гласных происходило в корне, суффиксе или окончании в зависимости от грамматической формы или значения слова.
В германских языках аблаут имеет вид: и ноль . См., Например, изменение гласных в готических сильных глаголах 2 класса и :
Инфинитив Прошедшее время Sing. Прошедшее время пл. Причастие прошедшего времени
K iu san k au s k u sum k u sans
Если мы проигнорируем общий элемент u, останется серия i ноль , представляющий ablaut.
Умляут (германский перелом)
Другим общим для всех германских языков явлением была тенденция фонетической ассимиляции гласной корня к гласной окончания, так называемый ed Umlaut, или мутация. В определенных фонетических условиях, а именно перед носовым [n] и перед [i] или [j] в следующем слоге, короткие [e], [i] и [u] остались или стали близкими (то есть выглядели как [ i] и [u]), , в то время как в отсутствие этих условий использовались более открытые аллофоны: [e] и [o] соответственно.Например:
Goth harjis OE здесь армия
Goth dōmjan OE dēman deem
Goth куни OE cynn кин
4. Основные особенности грамматики
.
Классификация фонем английских гласных
Гласные обычно производятся потоком воздуха, который не смыкается или сужается во рту, глотке и носовой полости. Поэтому в производстве гласных звуков отсутствует шумовая составляющая, характерная для согласных звуков.
На артикуляционном уровне изменяется описание гласных нот:
1. По устойчивости артикуляции.
2. В положении языка.
3.В положении губ.
4. По характеру окончания гласного.
5. По длине гласного и степени напряженности.
1. Устойчивость сочленения.
Все английские гласные делятся на три группы: чистые гласные или монофтонги, дифтонги и дифтонгоиды.
Монофтонги — это гласные, артикуляция которых практически не меняется (органы речи не меняют своего положения на протяжении всего времени гласного).Английские монофтонги: [ I , e, x, a:, O, L, u, A, W, q].
При произношении дифтонгов органы речи переходят от одной гласной к другой в пределах одного слога. Начальная точка, ядро, сильное и отчетливое. Скольжение, которое показывает направление изменения качества, очень слабое. Английские дифтонги: [e I , a I , O I , au, qu, I q, Fq, uq].
В произношении дифтонгоидов артикуляция немного меняется, но разница между начальной и конечной точкой не так отчетлива, как в случае дифтонгов.В английском языке есть два дифтонгоида: [i :, u:].
2. Положение языка.
Язык может двигаться вперед и назад, вверх и вниз, тем самым изменяя качество гласных звуков.
а) Когда язык движется вперед и назад, различные его части могут подниматься в направлении неба.
Когда язык находится в передней части рта, а передняя часть его приподнята к твердому нёбу , произносится гласный передней части.Это положение английских гласных [i :, e, x].
Когда язык находится в передней части рта, но слегка втянут и часть языка ближе к центру, чем передняя, приподнята, произносится гласная , убранная вперед. Таково положение английской гласной [ I ].
Когда центральная часть языка приподнята к стыку мягкого и твердого неба, гласный звук называется смешанным. Это положение английских гласных [A, E :, q].
Когда язык находится в задней части рта, а задняя его часть приподнята к мягкому нёбу , произносится гласная задней части. Это положение английских гласных [O, O :, u:].
Когда язык находится в задней части рта, но немного выдвинут, а его центральная часть приподнята к передней части мягкого неба , произносится задняя гласная . Это положение английских гласных [V, a:].
б) При движении вверх и вниз во рту различные части языка могут подниматься на разную высоту по направлению к нёбу.
Когда передняя или задняя часть языка поднимается высоко к небу, гласная называется закрыть . Так произносятся английские гласные [i :, I , u, u:].
Когда передняя или задняя часть языка находится как можно ниже во рту произносятся открытые гласные .Это [x, a :, O, A].
Когда верхняя часть языка занимает промежуточное положение между закрытым и открытым , произносятся средние гласные . Это [e, E :, L, q].
Для уточнения классификации необходимо различать широкие и узкие варианты закрытых, средних и открытых гласных. Например, оба английских гласных [i:] и [ I ] относятся к группе близких гласных, но когда гласный [ I ] артикулируется, передняя часть языка не так высока во рту, как это есть в случае гласного [i:].
3. Положение губ.
Форма ротовой полости также в большей степени зависит от положения губ. Когда губы нейтральны или растянуты, гласные обозначаются как неокругленные . Таково положение губ для английских гласных [i :, I , e, x, a :, A, E:, q].
Когда губы сведены вместе так, что отверстие между ними более или менее округлено, гласный называется округлым . Это [O, O :, u, u:].
4. Характер окончания гласного.
На качество всех английских монофтонгов в ударной позиции сильно влияет следующий согласный того же слога. Если за ударной гласной следует сильный глухой согласный, она обрывается ею. В этом случае конец гласного является сильным, и гласная называется , проверяется , например лучше, телега, город.
Если за гласным следует слабый звонкий согласный или вообще нет согласного, его конец является слабым.В этом случае гласная называется , свободная , , например. bef ore , mon ey , b e gg er , s ee d.
5. Длина гласного и степень напряжения.
Все английские гласные исторически делятся на длинных и коротких . Долгие гласные всегда напряжены, короткие гласные всегда расслаблены.
Длинные, напряженные гласные: [i :, a :, O :, u :, E:].
Краткие, слабые гласные: [ I , e, O, u, A, q].
Гласная [x] не включена в категорию коротких гласных из-за определенной длины, связанной с ней.
Но для практической тренировки речи недостаточно различать две степени длины. В позиции с таким же акцентом все английские гласные являются полностью длинными, когда они являются финальными, например, . см., Полоса, болячка, мех. Они почти такие же длинные, как если бы за ними в закрытом слоге следовала слабая звонкая согласная, например . семена , рука , форма , птица , большая , кровать , песня .Они значительно короче сильных глухих согласных в закрытых слогах, например . сиденье , жаворонок , вид , первый , бит , набор .
Дифтонги различаются по длине так же, как и долгие гласные, cf . играть в пластину, игрушки игрушки голос, страх боится жестокий. Вариации длины влияют в основном на ядро, а не на скольжение. Такие варианты можно представить следующим образом: play [плей: I ] играет [плей I z] пластина [пл I t].
Все английские гласные длиннее при сильном ударении, ср. . не информировать
Все английские гласные длиннее в ядерном слоге, ср . Сейчас шесть часов. Их всего шесть.
Следует отметить, что в подобных фонетических контекстах традиционно долгие гласные всегда длиннее, чем традиционно короткие гласные, ср. . вижу грех, пришло спокойствие, шнур трески.
Классификация английских гласных выглядит так (см. Таблицу 1):
Таблица 1
Виды гласных по | перед | передний | смешанный | задний | назад | |
вертикальный движения | по горизонтали движения | убрано | продвинутый | |||
Высокая | узкий | я: | u: | |||
гласных | широкий | я | u | |||
Средний | узкий | e | E: | |||
гласных | широкий | к | О: | |||
Открыть | узкий | А | ||||
гласных | широкий | х | а: | O |