Тема: СТРУКТУРА СЕМЬИ. ЕЁ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ.
Семья, если её рассматривать под разными углами зрения, всегда является настолько многообразным социальным образованием, что вызывает множество упоминаний о ней почти во всех разделах социологии. В ней объединяются свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы. Будучи по сути своей общественным явлением семья подчиняется законам общественной жизни и входит в предмет изучения социологии воспитания, образования, политики, права, труда, культуры и т.д. Изучение структуры семьи, её развития, функций помогает лучше понять процессы социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности, миграции и демографических изменений. Семья и общество – это модели одной и той же системы, но разного масштаба. Обе включают людей, которые должны работать и жить вместе, чьи судьбы тесно переплетены друг с другом. И в обществе и в семье есть много общего: руководитель играет свою роль и обращён при этом к подчинённым, молодой – к старому, мужчина – к женщине, и каждый участвует в принятии решений, использует свой авторитет и стремится к общим целям. Сама семья является исторически-конкретной системой взаимоотношений между супругами, родителями и детьми; малой группой, члены которой связаны между собой брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения и трудовых ресурсов. Тем самым она как бы вплетена в коренные основы жизнедеятельности и образует базовые предусловия функционирования социума путём физического и социокультурного замещения поколений.
Существует множество дефиниций семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширительных ( например, семья – это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков либо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями признаков семьи. Семью создаёт отношение родители-дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнёрства, которые сопровождаются рождением детей. Для полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализацию семьи – жилище, дом, собственность – и экономическую основу семьи – общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства. Единая общесемейная деятельность людей связанных узами супружества-родительства-родства позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в её строгой форме. Наличие таких отношений (т.е. семьи в строгом смысле слова) обнаруживается у подавляющего большинства семей. С другой стороны, несемейное население состоит из тех, кто является родителем, но без супружества, либо находится в фактическом или легитимном браке без детей. Для всех этих фрагментарных «осколочных» форм семьи лучше подходит термин «семейная группа», под которой понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство и объединяемых только родством, либо родительством или супружеством.
Обычно «ядром» семьи считают супружескую пару, и все статистические классификации состава семей строятся в зависимости от добавления к «ядру» детей, родственников или родителей супругов. С социологической точки зрения правильней за основу брать наиболее распространённый в населении тип семьи с триединством названных отношений – основной тип семьи, а те семейные объединения, которые образуются при вычитании одного из трёх отношений, лучше именовать семейными группами. При знакомстве с семьёй необходимо определиться с её составом. Известно, что на вопрос о членах семьи люди одной и той же семьи отвечают по- разному: включая одних членов семьи, упуская других; кого-то называют сразу, о ком-то вспоминают в последнюю очередь. При изучении структуры семьи анализируются входящие в неё субсистемы, т.е. рассматривается семья на разных уровнях функционирования: вся семья в целом, подсистема супружеская, подсистема родительская, детская, индивидуальная подсистема.
Типы семейных структур. Существует множество типов семейных структур, образующихся в зависимости от характера супружества, родства и родительства.
Моногамное супружество – это брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем полигамия – брак одного супруга с несколькими, причём полигамия бывает двух видов: полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами; полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами, этот тип брака мало-распространён. Если одновременно при структурировании семейных групп учитывается и система супружества, и система родства, то возникают такие экзотические формы брака (полигамии), как фратернальная полиандрия (брак нескольких братьев с одной женой) и сороральная полигиния (брак нескольких сёстер с одним мужем).
Экзогамные браки относятся к групповым, где супругов выбирают вне данной группы, среди членов другого рода. Эндогамные браки заключаются внутри племени, состоящего из двух экзогамных родов. Запрет на половые отношения между членами брачных родов даёт полную агамию, тогда как временная агамия характеризуется воздержанием от сексуальных отношений на определённое время в определённые периоды, например, на время сезонных работ на основе половых табу. Данная терминология обычно используется при обсуждении вопросов происхождения брака и семьи и помогает отличать групповой брак от индивидуального, агамию от табу инцеста.
Типы семейных структур, определяемые по критериям родительства-супружества-родства, многообразны и подчёркивают какие-либо свойства в связи с линиями отца либо матери. В связи с этим в этносоциологии и социологии семьи и родства принято различать социальное отцовство и физиологическое отцовство и соответственно материнство. Отсюда на основе принципов патри- или матрилокализации семейных групп прибегают к выделению патрилинеальных и матрилинеальных семей, где наследование фамилии, имущества, социального положения ведется по отцу либо по матери.
По критерию власти различают патриархальные семьи, где отец является главой семейного «государства», и матриархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Говоря о семейной иерархии, мы, прежде всего, говорим об отношениях власти: доминировании – подчинении. Все супружеские пары сталкиваются с проблемой разделения власти и создания в семье иерархии, при которой сферы контроля и ответственности распределяются между мужем и женой. Понятие власти связано не только с возможностью доминировать и подчиняться, но и заботиться, принимать заботу, содействовать изменению – изменяться, отвечать за супруга. Распределение власти в супружеской и родительской системах может быть идентичным, но может и не совпадать. Мужчина может занимать доминирующее положение в супружеской субсистеме, в то же время в вопросах воспитания детей именно женщина является более компетентной, принимая на себя ответственность и власть в отношении детей. Там, где нет чётко выраженных семейных глав, и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью, имеет смысл говорить об эгалитарных семьях. В них распределение власти паритетное и сферы ответственности и контроля распределены между супругами.
В зависимости от особенностей распределения власти и влияния в семье и от того, совместно или авторитарно принимаются внутрисемейные решения, можно выделить ещё большее количество структур семьи. Так, американский социолог Моррис Зелдич, помимо вышеназванных трёх типов семей, где имеется одна структура влияния и где один супруг принимает решения ( эгалитарность понимается как равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями), выделяет ещё так называемую партнёрскую семью с совместным обсуждением семейных решений, причём, если муж имеет большее влияние, то это будет партнёрская семья с доминированием мужа, если жена, то с доминированием жены. Синкратический тип партнёрства будет иметь место в случае с равным влиянием супругов. Кроме того, выделяются ещё семьи с более чем одной структурой влияния, причём при совместном обсуждении решений образуется коллегиальная семья, а при принятии решений одним из супругов – автономная семья (смотрите схему 1).
Далее по социальному положению супругов или родителей супругов, либо родственников, семьи могут быть гомогенными, где супруги примерно из одной социальной страты, и гетерогенными, где они происходят из разных социальных групп, каст, классов. Применяется также для более широкой характеристики семей и браков по социальным и демографическим признакам различения гомогамных семей, однородных по национальности, возрасту, профессии, образованию и т.д., и гетерогамных семей, где наблюдаются различия по социально-демографическим индикаторам.
По пространственно-территориальной локализации семьи бывают патрилокальные, в которых молодожёны переходят жить в дом отца мужа, и матрилокальные, где дочь с мужем остаются жить у родителей жены. В современных городских семьях чаще всего приходится говорить об унилокальности семей, так как наличие жилища определяет локализацию молодожёнов (кстати, различают, иногда, эванкюллеокальные семьи, проживающие в доме родных дяди-тёти, и также неолокальные семьи, имеющие возможность жить отдельно от родителей в независимом от родственников доме).
СХЕМА 1.
Типы семейной структуры | Баланс влияний | Участие одного или обоих супругов | Число независимых иерархий в семье | |
1.Доминирование мужа в партнёрской семье – в большинстве сфер семейной жизни муж решает, что делать, и супруги вместе добиваются реализации решения. 2.Синкратическая семья 3.Доминирование жены в партнёрской семье 4.Патриархальная семья 5.Взаимозаменяемые роли в семье 6.Матриархальная семья 7.Коллегиальная семья 8.Автономная семья | Муж имеет большее влияние
Муж и жена имеют равное влияние Жена имеет Большее влияние Муж имеет большее влияние Супруги имеют равное влияние Жена имеет большее влияние | Совместное обсуждение семейных решений
Один партнёр принимает решения Совместное обсуждение семейных решений Один из супругов принимает решения | Одна-единственная структура влияния Более чем одна структура влияния |
Самыми распространёнными в современных урбанизированных агломерациях являются нуклеарных семьи, состоящие из родителей и их детей, т.е. из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трёх нуклеарных позиций ( отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра). Расширенная семья представляет собой семью, объединяющую собой две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трёх или более поколений – прародителей, родителей и детей (внуков).
Когда надо подчеркнуть наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, двух и более жён-матерей (полигиния), или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о составной или сложной нуклеарной семье. В повторных семьях (основанных на повторном, не первом браке) вместе с супругами могут находиться дети от данного брака и дети кого-либо из супругов, приведённые им и в новую семью. Рост разводов увеличил долю таких семей, которые в прошлом возникали практически только из-за смерти одного из супругов. В прошлом дети из повторных семей гораздо реже, чем сейчас, могли иметь при одной матери двух отцов (при одном отце двух матерей). Соответственно усложнились отношения родства между детьми, имеющими только кровных родителей и имеющим кроме них ещё приёмных мать или отца. Разные комбинации нуклеарных и расширенных семей представлены на схемах 2 и 3.
СХЕМА 2.
СХЕМА ДВУХ НУКЛЕАРНЫХ СЕМЕЙ – ОРИЕНТАЦИОННОЙ И РЕПРОДУКТИВНОЙ.
ОТЕЦ МАТЬ
БРАТЬЯ ЭГО СУПРУГ (А)
СЁСТРЫ
Ориентационная семья СЫНОВЬЯ
Репродуктивная семья ДОЧЕРИ
Более простая по структуре нуклеарная семья – это та, которая состоит из родителей и их несовершеннолетних детей – репродуктивная семья. Если же кто-то из детей обзавёлся своей репродуктивной семьёй, то по отношению к семье этого взрослого ребёнка родительская семья будет выступать в качестве ориентационной семьи. (На схеме 2 центральное положение «ЭГО» может занять любой из детей в родительской, ориентационной семье, поэтому все нуклеарные позиции обозначаются относительно этого «ЭГО»).
myunivercity.ru
1. Понятие семьи и его значение.
Сущность, структура и функции семьи
Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями друг другу. Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурологического развития общества. Семья – многостороннее отношение, которое регулируется нормами морали и права. Семья - уникальная подсистема государства, способная успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. Именно по этим причинам актуализируется задача профессионального изучения семьи как социальной системы, отношений семьи и государства, концептуальных основ государственной семейной политики.
Наиболее развернутая характеристика семьи как социального института дана С. В. Дармодехиным: «Семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества, выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гражданских отношений. Семья имеет консолидирующее значение, противостоит социальному противоборству и напряженности».
В этом определении сделана попытка охватить максимально возможное число характеристик, типов и социальных функций семьи. В то же время, лишь часть семей может обладать всеми этими качествами. Иначе говоря, не во всех семьях имеются супруги либо дети, не все семьи ведут совместное домохозяйство, не все обеспечивают реализацию основных социальных функций и противостоят социальному противоборству и напряженности в обществе и т. д. До сих пор не удалось сформулировать безупречное определение семьи.
Однако очевидно, что основу семьи составляет супружеская пара с детьми или без детей, так называемая нуклеарная семья. Все остальные семьи можно рассматривать как модификации такой семьи на разных этапах ее развития: от генезиса до прекращения существования. В том числе могут образовываться некие «осколки» нуклеарной семьи, ее части без полного ядра - супружеской пары. Каждый тип семей требует адекватных подходов к обеспечению их жизнедеятельности, что закрепляется в государственной семейной политике.
Семья-ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи
Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т. к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.
Внутрисемейные отношения могут быть, как и персональные (отношения между матерью и сыном) так и групповые (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях).
Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов.
Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная, восстановительная, сексуальная и другие.
Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т. е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это самая важная функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 24-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей. Желательно даже больше, т. к. иногда двое детей по тем или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей. В целом 1000 человек населения, состоящего из 2-детных семей, через 25-30 лет теряют треть своей численности и по статистике для воспроизводства населения России надо, чтобы примерно 50 % семей имели 3 детей. В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Конечно, стоит отметить и связь общего количества разводов и абортов. Таким образом, может оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться один работник. С этой точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетных семей, создании им определенных льгот. Но, смотря на это иначе, в частности с позиций тенденции увеличения рождения в многодетных семьях детей с патологиями, перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения неработающего населения и других факторов, можно предположить, что на данном этапе увеличение деторождаемости и многодетных семей не есть позитивная сторона.
Хозяйственно-потребительская функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений. Это ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, проблема женского труда...
Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.
Лучший пример – это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.
Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее. Огромную роль в составе восстановительной функции играет общение, в том числе интеллектуальное. Ведь близость в общении, доверие и разговоры на интересные темы способны сблизить людей сильнее физической близости.
Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг служит средством восстановления физических и духовных сил человека. Часто досуг происходит у каждого по-своему. Кто-то смотрит ТВ, слушает музыку и т. д. это является пассивным отдыхом. Человек нуждается в активном отдыхе – путешествия, прогулки. Это приносит больше здоровья для семьи в целом и каждого её членов.
Сексуальную функцию не всегда выделяют в качестве самостоятельной, порою её включают в состав восстановительной. Однако для многих семей отсутствие сексуальной гармонии является серьёзной проблемой и даже способно провоцировать возникновение конфликтов между супругами. Более того, в этой области существует особая опасность – супружеская измена. Ведь зачастую её причиной является не временное «помутнение рассудка», сиюминутное влечение, а сознательное предпочтение своему супругу другого человека – более желанного. Конечно, люди должны противостоять этому, помнить о том, что нельзя предавать своего самого родного и близкого человека (а именно таковым должен являться супруг), этот факт может показаться предосудительным и аморальным – но это факт, и не считаться с ним как минимум неразумно. Поэтому тому, кто стремится создать крепкую и счастливую семью, необходимо учитывать желания и предпочтения супруга, нельзя пренебрегать чем-то и игнорировать те мелочи, которые могут впоследствии оказаться «началом конца». Не забывая, естественно, и об остальных сторонах супружеской жизни, в том числе (и, вероятно, в первую очередь) о духовной. Вообще расстановка приоритетов играет немалую роль, и, пожалуй, именно в этом случае особую роль играет компромисс между супругами, их желание идти навстречу друг другу. Каждый из них ждёт от брака чего-то своего – но ведь не чего-то одного! Поэтому достигнуть взаимопонимания в этом вопросе можно, хотя это своего рода труд, и труд не «односторонний» - когда один супруг делает для другого всё, чтобы тот был счастлив, а второй лишь принимает это как должное, не пытаясь дать что-то взамен. И возможно, второй по значению фактор (после уступчивости) – это терпимость плюс внимание. Ведь идеальных людей не существует, да и читать чужие мысли умеют далеко не все. Хотя за годы совместной жизни супруги более, чем кто-либо другой (например, отец и дочь, братья, друзья) начинают чувствовать друг друга, понимать настроение и душевное состояние своей половинки.
Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т. д. Выделяют авторитарную структуру, где семьи делятся на авторитарные и демократические. Аналог этому – деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах.
Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим. Традиционные роли, когда женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а муж был хозяином, собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день подавляющее число женщин участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи, принимают равное участие в общественных решениях. С одной стороны это способствовало развитию женщины как личности, равности супругов, но с другой – привело к снижению уровня рождаемости и увеличению числа разводов.
Основой современного брака становятся не экономические или статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений.
2. Семейный конфликт, его сущность и механизмы его возникновения
Чем глубже ученые изучают супружеские взаимоотношения, тем тверже убеждаются в невозможности существования бесконфликтных семей. Супруги, особенно молодые, обычно драматизируют любую спорную ситуацию и считают, что единственный путь выхода из такой ситуации – развод.
В психологии под конфликтом понимается противостояние-оппозиция-столкновение индексно противоположных целей, интересов, мотивов, позиций, мнений, замыслов, критериев или же концепций субъектов-оппонентов в процессе общения-коммуникации. Или же – обоюдное отрицательное психическое состояние двух или более людей, характеризующееся враждебностью, отчужденностью, негативизмом в отношениях, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей.
Конфликтными супружескими союзами называют такие, в которых между супругами имеются постоянные ссоры, где их интересы, потребности, намерения и желания приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные эмоциональные состояния.
Конфликты бывают открытые и скрытые. Открытые конфликты принимают форму ссоры, скандала, драки и т. д. Скрытые же конфликты не имеют яркого внешнего проявления, это скорее внутреннее недовольство, но их влияние на супружеские отношения не менее ощутимо, чем влияние открытых.
Конфликты также могут быть легкоразрешимыми и трудноразрешимыми. В -первых причина может быть легко установлена и устранена. В случае трудноразрешимых конфликтов, даже при выявлении причины, их нелегко ликвидировать, поэтому отношения между супругами остаются напряженными. Однако причину, испортившую отношения, нужно постараться устранить как можно скорее.
Конфликт обычно вызывается какой-то сложной для супругов проблемой. Конфликтные ситуации специфичны для разных стадий развития семьи. Наиболее существенна роль конфликта в период формирования семьи, когда супруги только начинают приспосабливаться друг к другу. Именно на этом этапе важно определить причины конфликтных ситуаций, способы и пути их разрешения.
Несложившиеся отношения между мужем и женой ведут к плохим последствиям. Психологами установлено, что существует связь между супружескими конфликтами и нервно психическими расстройствами. Отсутствие взаимопонимания в семье приводит к подавленности, отчуждённости, к ухудшению психологического и физического состояния, значительному понижению работоспособности человека. Неумение общаться способно, разрушить семью. Основными компонентами культуры общения являются сопереживание, терпимость, уступчивость, доброжелательность. Особая способность к общению – умение признать ценность другого, даже при несовпадении позиций. Только таким образом можно достичь гармонии в семейной жизни.
В семье, кроме взрослых, в полноценном общении нуждаются также и дети. Общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка. Потребность в общении появляется у младенца с самого рождения. Уже в возрасте 2-х месяцев при виде матери его лицо озаряется улыбкой.
Общение родителей с детьми имеет огромное значение для их полноценного развития. Доказано, что дети, лишённые возможности общаться с родителями, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной чувствительностью к обращению к ним взрослого, испытывают трудности в общении со сверстниками.
Во многих семьях в большинстве своём дети чаще общаются с матерью, чем с отцом. Беседы же с отцом имеют кратковременный характер. У некоторых детей вообще отсутствуют доверительные отношения, как с отцом, так и с матерью. Чаще всего это бывает в семьях, где не установились близкие духовные контакты, как между супругами, так и между родителями и детьми. В таких семьях главной является воля одного из супругов, а взаимоотношения с другими членами семьи основывается на приказах, подчинении, оскорблениях. Это оказывает отрицательное влияние на формирование у детей способности к полноценному общению.
turboreferat.ru
Структура и типы современной семьи.
(контрольная работа)
СОДЕРЖАНИЕ.
1. | Введение. | С. 3-7 | |
2.1. | Определение семьи. | С. 8-10 | |
2.2. | Структура современной семьи. | С. 11-14 | |
2.3. | Типы современной семьи. | С. 15-18 | |
3. | Заключение. | С. 19-20 | |
4. | Список литературы. | С. 21 |
В числе тех явлений общественной жизни, интерес к которым за последние десятилетия особенно оживился, одно из первых мест занимает семья. Во все времена попытки осмысления общественной жизни людей, так или иначе, были связаны с пониманием семейно-ролевой организации. Интерес к происхождению человечества и к человеческой истории всегда сопровождается интересом к браку, семье, родству как специфическим формам существования, сохранения и возобновления жизни поколений.
Сегодня, в связи с угрозой общей депопуляции человечества, изменением семейных норм и ценностей, и даже, возможно, кризисом традиционной семьи, многие социологи, психологи, демографы и другие ученые всего мира ставят изучение семьи и семейных отношений в центр своей научной деятельности.
Семья является объектом исследования многих наук, которые рассматривают семью в разных ракурсах и разных проявлениях. Социология семьи подходит к исследованию семейных структур наиболее целостно, изучая семейно-родственные формы совместной жизни малой группы людей в единстве и целостности взаимосвязи родительства – супружества – родства.
На сегодняшний момент о проблемах института семьи написано множество монографий, научных статей, проведено большое количество статистических исследований. Научное изучение семьи началось с первой половины XIX века, когда вышла книга швейцарского историка И. Баховена «Материнское право», в которой автор, основываясь на классической литературе, разработал концепцию гетеризма как состояния, через которое прошли все народы по пути к индивидуальному браку и семье, основанной на высоком положении женщин в обществе. В продолжение этой теории в 1865 году выходит работа «Первобытный брак» английского юриста и историка Мак-Леннана, в которой автор вводит термин «экзогамия».
Основатель социологии О. Конт рассматривал семью с точки зрения социальной статики как универсальное общечеловеческое явление. В «Курсе позитивной философии» семья рассматривается как подлинный социологический элемент. Общество образуется из совокупности семей. А человечество прошло последовательные исторические фазы от семьи, племени, нации до государства.
Значительный вклад в развитие взглядов на семейно-брачные отношения внесли ученые-социологи, философы, демографы разных стран: Л. Морган, Ф. Энгельс, Э. Дюркгейм, Ф. Ле Пле, Б. Малиновский.
Л. Морган может по праву считаться основателем науки о семье. Он впервые отнес семью к историческим категориям, выделив несколько последовательно сменивших друг друга форм семейно-брачных отношений – от группового брака до моногамии. Современная наука полностью подтвердила правильность основных положений происхождения семьи Моргана, его парадигмальная концепция выдержала испытание временем и может быть отнесена к классической.
Известный труд, посвященный развитию института семьи, принадлежит Ф. Энгельсу – автору «Происхождения семьи, частной собственности и государства». Моногамия, по мнению Ф. Энгельса, первый тип семьи, в основе которого лежали не естественные, а экономические факторы. Господство мужа в семье, рождение детей от достоверно известного отца и передача им наследства – такова единственная цель пожизненного единобрачия.
Французский социолог Ф. Ле Пле, используя собственную методику, сконструировал три базовых типа семьи. В основу классификации был положен принцип передачи имущества по наследству молодому поколению. Суть теории Ле Пле заключена в следующем: «чтобы понять общество, необходимо понять семью». Внешняя среда определяет экономическую жизнь людей, а значит, и формирует тип семьи, который в свою очередь влияет на общественные процессы.
Большой вклад в социологию семьи внес Э. Дюркгейм – родоначальник «функционализма». Он рассматривал роль каждого члена семьи в семейной жизни и обратил внимание на то, что семья под влиянием урбанизации теряет ряд своих важных функций.
Английский социолог Б. Малиновский считал семью особым, сформированным культурой, институтом человеческого общества, которому нет аналогов у животных.
Особенностью развития современного этапа социологии является социологический плюрализм – множественность направлений, из которых наиболее значительными представляются следующие: неопозитивистский функционализм, теория конфликта и символический интеракционизм.
Структурно-функциональный тип социологической теории занимает доминирующее положение в мировой социологии. Выдающиеся представители функционализма – П. Сорокин, Р. Мертон, Т. Парсонс. Сторонники функционализма анализируют семью с точки зрения ее функций или социальных потребностей, которым она служит. С точки зрения функционализма, семья — стабильный элемент общества, тесно связанный своими функциями с обществом как целым.
Сторонники теории конфликта придают главное значение изучению возникающих конфликтов между членами семейного союза с одной стороны и семьей и обществом – с другой. Согласно теории конфликта, семья становится полем боя, где происходят конфликты по поводу перераспределения средств, в том числе и за труд по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей. Теория конфликта ввела в социологию проблему власти в семье, придавая особое значение механизму принятия решений.
Третье направление социологии семьи связано с символическим интеракционизмом, изучающим поведение личности. Основатель интеракционистской теории Г. Мид считал, что общество и его компоненты можно изучать только через поведение людей. Любое действие личности происходит в соответствии с принятыми в обществе символами, знаками, которые возникают во взаимодействиях людей. Влияние символического интеракционизма на социологию семьи является определяющим. Именно представители этого направления выработали в социологии понятие первичных групп, к которым прежде всего относится семья.
Принятый в современной социологии комплексный подход к изучению семьи основан на синтезе функционалистских, конфликтологических и интеракционистских идей.
В России до 60-х годов XX века можно наблюдать лишь единичные работы на тему социологии семьи и брака1. Из дореволюционных авторов хочется выделить М. Ковалевского, уделившего большое внимание широкому кругу проблем, относящихся к происхождению главных социальных институтов. П. Каптерев в своих исследованиях дал развернутый психологический и исторический анализ структуры, происхождения и направлений эволюции основных внутрисемейных отношений.
В первые послереволюционные десятилетия в развитии российской социологии четко прослеживается основное методологическое направление, связанное с марксистскими теориями, представителями этого направления стали В. Быстрянский, Я. Лифшиц, С. Вольфсон.
В 30–50-х годах XX века социологические исследования, посвященные семье, практически прекратились, но с конца 50-х годов в СССР социология начала переживать настоящий бум. Возникла отдельная отрасль в социологической науке, которая сначала называлась «социология семьи и быта», затем просто «социология семьи».
В середине 60-х годов было создано несколько оригинальных теорий семьи, например концепция А. Харчева, которая стала этапной в своей области, доведя до логического конца марксистско-ленинское понимание места и роли семьи в обществе и государстве. Сформулированные Харчевым дефиниции брака и семьи вошли во все отечественные справочные издания и учебные пособия по социологии.
К концу 80-х годов в отечественной социологии семьи становятся отчетливо видны две ориентации исследователей. Одни авторы стремились максимально сохранить и укрепить общественно-функциональное понимание семьи – А. Антонов, О. Дудченко, А. Мытиль и др. Другие авторы, акцентируя внимание на стабильности семьи и характеристиках внутрисемейного взаимодействия, склонялись к пониманию самоценности изучения проблем семейной общности: М. Арутюнян, С. Голод, Т. Гурко, Г. Заикина, Н. Малярова.
Методологической основой исследования в данной контрольной работе явились научные труды известных авторов. Черняк Е.М. в учебном пособии «Социология семьи» с привлечением статистических материалов подробно раскрывает состояние современной российской семьи. Антонов А.И., Медков в своей работе «Социология семьи» более детально исследовали структуру и типологию семьи. Т.А. Гурко и А.Г. Вишневский в своих исследованиях фокусируют внимание на процессе трансформации современного института семьи. Так же в работе были использованы статьи других авторов, имеющие отношение к выбранной теме.
Теоретическая значимость исследования заключается в осмыслении семьи как важнейшего социального института, а также в теоретической разработке вопросов, связанной с основными направлениями изучения структуры семьи, её современными типами и тенденциями развития.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его материалов, основных положений и выводов для работы специалиста по социальной работе с семьей, в разработке социальных программ, направленных на повышение ценности семьи в жизни человека.
Цель работы заключается в исследовании структуры семьи и ее современных типов.
Задачи контрольной работы:
Контрольная работа содержит введение, три главы, заключение и список литературы.
2.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЕМЬИ.
Семью можно считать начальной формой групповой жизни людей, так как именно здесь закладывается и формируется умение жить в обществе. По сравнению с другими социальными группами семья занимает во многих отношениях совершенно особое положение. Все остальные социальные группы можно считать продуктами культуры, сфера их существования – общественная жизнь, сфера же семьи в первую очередь – жизнь личная.
Социологи традиционно рассматривают семью как социальную группу, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях. Семья – малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье индивид становится личностью. Семья сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы. Семья – многостороннее отношение, которое регулируется нормами морали и права. Это сложное социальное образование исследователи рассматривают как социальный институт и малую социальную структуру.
Несмотря на то, что все мы пользуемся термином «семья» и, несомненно, имеем четкое представление о том, что подразумеваем под ним, это понятие поддается точному определению с большим трудом. Семья является столь многослойным социальным образованием, что определения семьи должны стремиться соединить разнокачественные проявления семейной универсальности и, прежде всего, в определении должны сочетаться, а не противостоять друг другу признаки семьи как социального института и как социальной группы.
Существует множество определений семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне общих, и кончая обширными перечнями признаков семьи.
А.Г. Харчев определял семью как «малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения»2.
В «Социологии» под редакций Ю.Г. Волкова приводится несколько определений семьи. Среди них традиционно-социологическое: «социальная группа, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях» и более широкое, предложенное современным социологом Э. Гидденсом – «семья – это ячейка общества, состоящая из людей, которые поддерживают друг друга социально, экономически или психологически либо идентифицируют друг друга как поддерживающую ячейку»3.
Наиболее емким кажется определение семьи, данное в работе «Социология семьи» Антонова А.И. и Медкова В.М. – «семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи»4.
Причем, авторы утверждают, что только наличие триединого отношения супружества – родительства – родства позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в ее строгой форме. Для групп людей, ведущих совместное домохозяйство и объединяемых только родством, либо родительством или супружеством, авторы предлагают термин «семейная группа».
Итак, семья – это общность людей, связанных триединством супружества – родительства – родства и основанная на общесемейной деятельности.
2.2. СТРУКТУРА СЕМЬИ.
Структура семьи – это состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. Обычно «ядром» семьи считают супружескую пару, и все статистические классификации семьи строятся в зависимости от присоединения к «ядру» детей, родственников или родителей супругов.
myunivercity.ru
По составу семейные структуры принято разделять на:
Нуклеарной называется семья, состоящая из одной супружеской пары с несовершеннолетними детьми. Ядро взаимоотношений в такой семье состоит из супругов и их детей, а кровнородственные связи отходят на второй план. В течение жизни индивид, как правило, бывает членами двух нуклеарных семей: он принадлежит к нуклеарной семье, состоящей из его отца, матери, братьев и (или) сестер (социологи называют такую семью семьей ориентации), и, вступив в брак, как большинство граждан, является членом нуклеарной семьи, состоящей из самого индивида, его супруги (супруга) и их детей (такую семью социологи определяют как семью воспроизведения).
Если требуется подчеркнуть наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке двух или более жен-матерей (полигиния) или мужей-отцов (полиандрия), то говорят о сложной или составной нуклеарной семье.
Нуклеарная модель семьи на данный момент является наиболее распространенной как в России, так и в большинстве развитых стран. Согласно данным, приводимым Черняк Е.М., в современном российском обществе количество нуклеарных семей составляет около 80% от общего числа семей5. Нуклеарная семья является наиболее предпочтительной в современных индустриальных обществах.
Расширенная семья представляет собой семью, объединяющую две и более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех и более поколений. В отличие от нуклеарной семьи, в расширенной семье ядро семейных отношений составляют кровные родственные связи, а супружеские связи являются функционально второстепенными. Чаще всего расширенная семья состоит из супружеской пары и одного из их состоящих в браке детей.
Расширенная семья, которая состоит из различных поколений, живущих вместе, – наиболее распространенный во всем мире тип семьи. В течение некоторого времени социологи полагали, что индустриализация подорвала расширенную семью, одновременно способствуя развитию нуклеарных семей. Считалось, что это происходит из-за того, что, во-первых, индустриализация побуждает людей перемещаться в поисках новой работы и возможностей служебного роста, что ослабляет родственные связи, требующие частых и близких контактов. Во-вторых, индустриализация способствует росту социальной мобильности, что приводит к трениям между кровными родственниками, принадлежащими к различным социальным слоям. В-третьих, индустриальное общество замещает кровнородственные группы в решении таких общих проблем, как обеспечение безопасности, образование, военная защита и денежное кредитование, социальными институтами. В-четвертых, в индустриальном обществе на первый план выходят личные достижения индивида, что уменьшает зависимость индивидов от своих семей.
Однако в последние годы некоторые социологи пришли к выводу, что индустриализация и расширенная семья не являются несовместимыми. Расширенная семья создает возможность разделения функций между несколькими поколениями. Организация взаимной поддержки и сотрудничества в повседневных заботах может отличаться большой гибкостью, свойственной таким семьям, и часто высоким совершенством.
Неполная семья состоит из одного родителя с ребенком (детьми). По данным, приведенным Черняк Е.М., неполные семьи без супружеской пары в России конца XX века составляли 19% от общего числа семей6. В большинстве случаев это сольные материнский семьи. Если раньше такие семьи чаще всего появлялись вследствие смерти одного из супругов, то сейчас причиной появления неполных семей чаще всего является развод или появление внебрачного ребенка.
Семья является неполной и тогда, когда в ней проживают родители и (или) родственники одинокой матери или отца. В таком случае это будет расширенная неполная семья. Если старшее поколение представлено супружеской парой (бабушка и дедушка), с которой проживает овдовевшая, разведенная или никогда не бывшая замужем дочь и ее ребенок (дети), то такая семья тоже неполная, поскольку в ней нет супружеской пары в среднем поколении. Перепись 2002 г. показала, что в неполных и прочих семьях воспитывается уже 7,1 млн. детей, а их доля от общего числа детей в семьях возросла до 23,3%7.
Смешанные или перестроенные семьи, основанные на повторном браке, состоят из супружеской пары и включают в себя детей от предыдущих браков супругов. Рост разводов увеличил долю таких семей, которые в прошлом возникали практически только из-за смерти одного из супругов. В прошлом дети из повторных семей гораздо реже, чем сейчас, могли иметь при одной матери двух отцов (при одном отце двух матерей). Соответственно усложнились отношения родства между детьми, имеющими только кровных родителей и имеющими кроме них еще приемных мать или отца.
Еще одним критерием для определения структуры семьи является детность – число детей в семье. Детность – чрезвычайно важный показатель, интегрирующий многие качественные характеристики и выражающий суть семейного образа жизни. В социологии и демографии принято разделение семей по детности на три типа: малодетные, среднедетные и многодетные.
Разные исследователи по-разному дифференцируют семьи по количеству детей. Например, Антонов и Медков, исходя из принципа числа детей, необходимого для воспроизведения поколения, называют малодетными семьи с 1-2 детьми, среднедетными – семьи с 3-4 детьми, а многодетными – семьи с 5 и более детьми8. Синельников же предлагает разделять семьи на: семьи с одним ребенком; семьи с двумя детьми; семьи с тремя и более детьми9. Т.е. по предложенной им классификации, многодетными будут считаться семьи, в которых трое и более детей.
Сегодня в России и большинстве западных стран наиболее массовой является семья с одним – двумя детьми, что не обеспечивает даже простого замещения поколений.
Типы брачно-семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства. Типологический подход в проблеме изучения семьи возможен по различным критериям: на основе анализа состава семьи и представленных в ней видов родства; по типу месту проживания; по критерию власти; по форме наследования и т.п.
Так, в учебнике социологии под редакцией Волкова выделяются четыре основания для разделения по типам: состав семьи, место проживания, тип наследования и принцип распределения власти10. Антонов и Медков расширяют список этих оснований.
О типологизации по составу семьи уже говорилось выше – семьи делятся на нуклеарные и расширенные; малодетные, среднедетные и многодетные.
По месту проживания можно разделить семьи на патрилокальные – когда семья молодоженов поселяется в доме семьи мужа; матрилокальные – проживание в доме родителей жены; неолокальные – отделение молодой семьи от родителей и самостоятельное проживание. Сегодня большинство молодоженов в России предпочитают неолокальное поселение. В целом, в современных городских семьях чаще всего приходится говорить об унилокальности семей, так как наличие жилища определяет локализацию молодоженов.
Наследование. Общества фиксируют происхождение своих членов и передают собственность от одного поколения к другому одним из трех способов. В условиях патрилинеальной структуры, где родословная ведется по отцовской линии, люди прослеживают происхождение и передают наследство по линии отца. Существуют также матрилинеальные структуры, когда родословная ведется и наследование осуществляется по материнской линии.
При билинеальном типе обе семейные линии индивида имеют одинаковую важность. Россияне, как правило, придерживаются билинеальной системы, прослеживая свою родословную и по отцовской, и по материнской линии (правда, фамилия передается по линии отца).
По критерию власти различают патриархальные семьи, где главой семьи является муж, а в случае его отсутствия старший мужчина в семье. Матриархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать, в чистом виде встречается редко, чаще всего подобная ситуация возникает в случае смерти мужа или ухода его из семьи. Там, где нет четко выраженных семейных глав, и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью, имеет смысл говорить об эгалитарных семьях. Именно эгалитарный тип распределения власти в последние десятилетия набирает вес во всех развитых странах мира.
Однако в зависимости от особенностей распределения власти и влияния в семье и от того, совместно или авторитарно принимаются семейные решения, возможно выделение большего числа семейных структур. Некоторые исследователи выделяют так же партнерскую семью с совместным обсуждением семейных решений, причем если муж имеет большее влияние, то это будет партнерская семья с доминированием мужа, если жена, то с доминированием жены. Синкратический тип партнерства будет иметь место в случае с равным влиянием супругов. Кроме того, выделяются еще семьи с более чем одной структурой влияния, причем при совместном обсуждении решений образуется коллегиальная семья, а при принятии решений одним из супругов – автономная семья.
В соответствии с однородностью социального состава семьи могут быть: социально гомогенные – имеется схожий уровень образования и характер профессиональной деятельности у супругов; гетерогенные – разный уровень образования и профессиональной ориентации супругов.
Кроме того, некоторые исследователи выделяют три типа современной семьи по модели семейного устройства: патриархальная, детоцентристская и супружеская, которые в реальности взаимно переплетаются.
Патриархальная семья – наиболее часто встречающаяся модель. Ведущими в ней являются родственные отношения: зависимость жены от мужа, детей от родителей, в связи с чем происходит жесткое закрепление семейных ролей. Семья состоит из нескольких поколений: бабушек и дедушек, родителей и детей. Главным считается муж: в его руках сосредоточены все экономические ресурсы семьи, ему принадлежит принятие основных решений. Жена берет фамилию мужа, подчиняется ему и уважительно к нему относиться. Ее основные функции – рожать и воспитывать детей, вести домашнее хозяйство. Для такой семьи характерна родительская власть и авторитарная система воспитания.
Детоцентристская семья возвышает роль частной жизни, интимности и ценности детей. Отношения между мужем и женой более или менее равноправны, сексуальность, практикуемая в браке, не сводится только к деторождению. Социализация приобретает другой смысл, поскольку в семье может не быть брата или сестры, мало кузенов, контакты с которыми порой сведены до минимума. Ребенок превращается в объект особой родительской заботы и стойкой привязанности, ему стараются дать максимально возможное образование. Родительство является главной задачей этой семьи. У таких супругов не существует закрепленных семейных ожиданий, вследствие этого возникает значимость взаимного привыкания супругов в психологической, бытовой, сексуальной, духовной сферах. Пожилые родители не хотят жить в доме детей, состоящих в браке, взрослые дети, в свою очередь, предпочитают самостоятельность. Вместе с тем молодая семья, отделившись от родительской, не утрачивает с ней связь.
Изменение в социальном положении женщин приводит к возникновению супружеской семьи. Женщины осваивают новые сферы деятельности – общественную, трудовую, политическую, культурную, начинают преобразовывать семейную сферу и успешно все это совмещают.
Можно сказать, что супружество – это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и присущими им внутренними ценностями. Для такого взаимодействия характерна равноправность и в то же время расхождение ролей супругов. Во многих странах, супруги концентрируют идею семейной жизни скорее вокруг брака, чем вокруг детей, тем самым, предавая большую значимость супружеским отношениям.
Итак, в зависимости от характера индивидов, вступающих в брак, в современном обществе существуют различные типы семей. На современном этапе эволюции семейных отношений основной вес в семейной структуре развитых стран составляют нуклеарные семьи с одним – двумя детьми, с эгалитарным принципом распределения власти. Так же повсеместно растет число неполных и повторных семей.
Итак, семья – древнейший из социальных институтов, который можно считать начальной формой групповой жизни людей, так как именно здесь закладывается и формируется умение жить в обществе. По сравнению с другими социальными группами семья занимает во многих отношениях совершенно особое положение, т.к. семья является специфической формой существования, сохранения и возобновления жизни поколений.
Семью можно определить, как основанную на общесемейной деятельности общность людей, связанных триединством супружества – родительства – родства. Структура семей отличается разнообразием – семья может быть по составу нуклеарной, расширенной, неполной, смешанной; по критерию детности – малодетной, среднедетной, многодетной. В общемировом масштабе наиболее распространенной является расширенная патриархальная семья, однако по мере индустриализации она уступает свои позиции лучше соответствующей запросам урбанистического общества нуклеарной семье. Еще одна тенденция в эволюции института семьи развитых стран – это переход от многодетности к малодетности и рост числа неполных семей, повторных браков, а так же семей, сознательно выбирающих бездетность.
Помимо структурных различий, выделяются и другие основания для типологизации семей: тип наследования, принцип распределения власти в семье, выбор места жительства, модель семейных отношений и др. Сегодня в развитых странах четко прослеживается тенденция к преобладанию эгалитарных, демократических семей, где важные решения принимаются совместно, а власть распределена в равных долях между обоими супругами.
myunivercity.ru
Прим.: *- полный набор ролей: отец, мать, муж, сыновья, дочери, братья, сёстры, брат, сестра, сын, дочь
**- нет ролей дочери-сёстры или сыновья-братья
***- нет ролей дочь-сестра, дочери-сестры или сын-брат, сыновья-братья.
Полные по комплектности внутрисемейных ролей нуклеарные семьи могут наблюдаться лишь в двух случаях – среди многодетных семей с 3 сыновьями (дочерьми) и 2 дочерьми (сыновьями) и среди среднедетных семей с двумя сыновьями и двумя дочерьми. Семьи с неполным набором ролей, с 10 ролями наблюдаются у двух разновидностей многодетных семей (когда в семье 1 ребёнок одного пола и 4 другого), у двух аналогичных разновидностей семей с 4 детьми и у семей с 3 детьми. Семьи из 8 ролей наблюдаются в многодетных семьях одного пола (2 вида), соответственно 2 типа таких семей в четырёхдетных семьях и 2 – в трёхдетных. В малодетных семьях с двумя детьми 8 ролей наблюдаются, когда лишь 2 сына или 2 дочери, либо, когда есть один сын и 1 дочь. В однодетной семье самая скудная структура ролей – 5, супружеская пара состоит из 2 ролей мужа и жены и фактически не является семьёй.
Рассмотренные характеристики семейных структур относятся к числу наиболее важных, поскольку именно с ними теснее всего связано выполнение семьёй её основных социальных функций, и являются интегрированным обобщением разнообразных школ системного подхода к семье.
Основные функции семьи. Если опираться на три самых общих подхода к семье, т.е. рассматривать её как социальный институт, как малую группу и как систему взаимоотношений, можно заметить, что представления о семье всё больше отходят от безусловно признанных строгих функций, заданных обществом, и всё более приближаются к образу семьи как малой группы, в которой функции, роли и ценности зависят от составляющих её личностей. Исходя из этого, в изучении семьи можно отталкиваться от тех потребностей, которые важны для супругов, создавших семью, и тех, на которые рассчитывает в отношении семьи общество.
Сфера жизнедеятельности семьи непосредственно связанная с удовлетворением определённых потребностей её членов. Называется функцией. Обсуждая функции семьи можно согласиться с мнением Н.Я. Соловьёва, полагающего, что «функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой повторяющейся форме она удовлетворяет». Именно этот аспект позволяет отделить семейные потребности, семейные функции от других, а также укрупнить, обобщить их. По мнению Г. Навайтиса, можно обозначить следующие основные группы семейных потребностей:
Исходя из такого деления, чётко обозначаются сферы семейного влияния: быт, дети, интимность и семейное общение. Не возникает сомнения, что те потребности, которые удовлетворяются в семье, могут быть реализованы вне семьи, но только семья может все эти потребности объединить и удовлетворить в комплексе (Г. Навайтис). Такая точка зрения помогает лучше понять, в каком случае речь идёт о семье, в каком – о близкой к ней малой группе.
Под функциями семьи понимаются способы проявления активности и жизнедеятельности семьи и её членов. Функция семьи – это исполнение, выполнение определённой роли в социальной системе или в малой социальной группе (семье). Такое выполнение определяется различными социальными процессами общества, регулируется определёнными нормами. Функции, которые выполняет семья, имеют как личностное, так и общественное значение и раскрывают исторически преходящую картину её жизнедеятельности.
Разные авторы дают неодинаковые наименования семейным функциям, однако вся выделяемая авторами совокупность функций довольно схожа. Некоторые авторы (А.И. Харчев, А. И.Антонов) делят функции семьи на специфические, которые вытекают из сущности семьи и отражают её особенности как социального явления, и неспецифические, к которым относят те функции, к выполнению которых семья оказалась принуждённой или приспособленной в определённых обстоятельствах. Обобщая исследования ведущих специалистов по проблеме, к числу основных функций семьи можно отнести следующие: репродуктивная, воспитательная, экономическая, хозяйственно-бытовая, социально-статусная, рекреационная и психотерапевтическая.
Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание (экзистенциальная функция), и воспитание детей (функция социализации), остаются неизменными при всех изменениях в обществе. К неспецифическим функциям семьи относят накопление и передачу собственности, статуса, организацию производства и потребления, домохозяйство, отдых и досуг, заботу о здоровье и благополучии членов семьи, создание микроклимата, способствующего снятию напряжения и самосохранению Я каждого и др.
В отечественной науке понятие функций семьи соотносится с понятиями семейной роли и структуры. Такие авторы, как Васильева Э.К., Харчев А.Г., Мацковский М. С. И другие определяют функции семьи как основное содержание совокупности социальных ролей в семье. Большинство исследователей выделяет семейные роли на основании набора функций семьи как малой группы, акцентирует отношения между членами семьи по поводу распределения ролей и функционально-ролевой структуры семьи. Исследователи сходятся в том, что функции отражают исторический характер связи между семьёй и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Несмотря на то, что современная семья утратила многие функции, цементирующие её в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др., она сохранила часть функций, устойчивых к изменениям, называемых традиционными. К ним можно отнести следующие.
Репродуктивная функция. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависти от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения и к самим детям. Репродуктивная функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода, что является не только биологической потребностью, но также имеет огромное экономическое значение для сохранения популяции. Трудовой потенциал завтрашнего дня – сегодняшние дети. Общество заинтересовано в том, чтобы каждое следующее поколение было по крайней мере не малочисленнее, чем предыдущее. В то же время семья заинтересована в детях. В любой семье важнейшей является проблема деторождения. В нынешних условиях она часто сопряжена с неразрешимым противоречием. С одной стороны, дети – это фактор стабилизации семьи, даже не столько экономической (дети - гарантия обеспеченной старости родителей), сколько удовлетворение нравственно-эмоциональной потребности родителей. С другой стороны дети – это неотвратимая масса проблем: от неприемлемых условий для жизнеобеспечения детей до складывающихся со временем деформированных отношений между супругами. И всё же семья без детей духовно неполноценна. Взрослые люди, не продолжающие себя в детях, испытывают чувство ущербности, пустоты. Эта функция в современной России выполняется семьями крайне плохо. На рубеже 19-20 веков суммарный коэффициент рождаемости в нашей стране приближался к 1,0 – 1,1. По прогнозам профессора А.И. Антонова после 2005г. Возможно падение этого коэффициента до 0,8 -0,9. Данный прогноз, опубликованный в 1999 году на страницах журнала «Социс», во многом уже обоснован. Уже в конце 1990-х годов в некоторых российских городах социальный коэффициент рождаемости составлял 0,5. Почти треть семей в России не имеют несовершеннолетних детей. Это в лучшем случае те, кто уже вырастил своих детей, в худшем – те, кто их не имел, не имеет, и обзаводиться детьми не собирается. Установка на бездетность очень широко распространяется среди супругов детородного возраста, что вызвано, с одной стороны, растущими экономическими трудностями, превращением ребёнка в элемент «социальной роскоши», а с другой стороны духовно-моральным кризисом, поразившим современное общество, в системе ценностей которого – престижные вещи, машина, собака, но нет места ребёнку.
На выполнение семьёй своей репродуктивной функции оказывает влияние и качество здоровья населения, уровень развития здравоохранения в стране. По оценкам экспертов, 10-15% взрослого населения по состоянию здоровья не способны иметь детей из-за неблагоприятного экологического воздействия на них, неправильного образа жизни, болезней, плохого питания и т.д. Некоторым из них способна помочь медицина, но стоимость подобного лечения не всем по карману.
Снижение многодетности, падение рождаемости, известные симптомы эгоизма при наличии одного ребёнка в семье создают новые проблемы для семьи и общества и указывают на снижение значимости функций сексуальных отношений в семье в вопросах деторождения.
Воспитательная функция. Заложенный в людях инстинкт продолжения рода развивается у них в потребность иметь детей, растить и воспитывать их. Без удовлетворения этой потребности человек не чувствует себя счастливым. И это не случайно. Если супружество пробуждает в людях новые силы и новые чувства, то появление детей преображает супругов. У них пробуждается родительская любовь и богатая гамма связанных с нею чувств, которые только и могут появиться с рождением детей. Воспитательная функция состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. «Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны, и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям». (А.И. Захаров).
Воспитательная функция обусловлена тем, что рождённое человеческое дитя несёт в себе только предпосылки, задатки сапиентности (комплекса признаков человека разумного). Ребёнок должен быть постепенно введён в общество, чтобы органы и системы его организма развивались по «человеческой программе». В противном случае его человеческие задатки не разовьются, предпосылки его способностей угаснут навсегда. Так если мать, не имея средств и условий для воспитания ребёнка, отказывается от него и оставляет в доме ребёнка, то, несмотря на уход, адекватное медицинское обслуживание, развитие таких детей омрачено синдромом госпитализма - комплексом последствий, связанных с недостатком коммуникативно-эмоциональных связей. Такие дети отстают не только в интеллектуальном, но и в физическом развитии, позже начинают говорить, впоследствии встречаются со многими коммуникативными трудностями, которые не всегда могут быть устранены даже в ходе квалифицированной медико-педагогической коррекции.
Дети, растущие в детдомах, хуже приспособлены к внешней жизни, с трудом адаптируются к самостоятельному существованию. Ущербность своего воспитания они несут в собственные семьи, т.к. не получили навыков семейно-ролевого поведения. Зачастую жизненный сценарий детдомовцев включает в себя судимость. Семья воздействует на социализацию детей не просто факто своего существования, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между её членами.
Семейная социализация – это процесс приобщения к принятым в обществе ценностям и нормам. С одной стороны она является как подготовка детей к будущим семейным ролям, с другой – как влияние, оказываемое семьёй на формирование социально-компетентной, зрелой личности. Семейная социализация ребёнка имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись собственной семьёй в будущем. Характер человека, уровень его общей культуры, заложенный в родительской семье, предопределяет его последующую супружескую жизнь. Молодёжь нуждается в подготовке к семейной жизни, так же, как и к любой другой деятельности. Рождение и воспитание детей – были и остаются важнейшими функциями семьи.
Экономическая функция. Экономическая функция семьи, как и другие, определяется экономическим базисом общества и его культурой. Она охватывает такие аспекты семейных отношений как: обеспечение материальных условий существования семьи, удовлетворение материальных и ряда духовных потребностей её членов, поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных. Материальное обеспечение семьи зависит от дохода семьи, характера потребностей, ценностных ориентаций, сочетания общественных и личностных интересов семьи. Взрослым членам семьи необходимо участвовать в общественном производстве, трудиться, таким образом, обеспечивая материальную основу существования.
Раньше в понятие «экономическая функция» вкладывалось только обеспечение потребительских интересов и удовлетворение потребностей членов семьи. В настоящее время происходит экономическое обособление семьи, и это изменение отношений собственности и форм хозяйствования вызвало необходимость для возникновения в каждой семье самостоятельного базиса.
Современная экономическая мысль рассматривает семью не только как важного потребителя, но и производителя. Семья с её домашним хозяйством в рыночной экономике представляет собой экономическую единицу в составе одного или нескольких лиц. Она принимает самостоятельные решения, является собственником какого-либо фактора производства (например, рабочей силы). Воспроизводство человека как личности означает воспитание его в семье не как инфантильного потребителя, а как трудящегося, рассчитывающего, прежде всего на себя. Это значит, что детей необходимо подготавливать к труду, профессионально ориентировать, давать экономическое воспитание, чтобы у них формировалось отношение хозяев своей жизни.
myunivercity.ru
Все направления экономической функции тесно взаимосвязаны между собой, и каждое отражает конкретную сторону семейной экономики. Семье приходится решать разнообразные проблемы семейного бизнеса, ведения домашнего хозяйства, производства и воспроизводства рабочей силы, обеспечение необходимого уровня потребительского спроса, создание инвестиционного капитала и др. В условиях рыночной экономики в структуре экономической функции семьи можно выделить два основных блока:
1)участие семьи в общественном разделении труда в целях формирования семейного бюджета, обеспечение новых потребностей и возможностей семьи, нормальных бытовых условий и социальной поддержки несовершеннолетних и нетрудоспособных её членов;
2) распределение ролей в процессе ведения домашнего хозяйства, бытовое обслуживание членов семьи, организация процесса потребления.
Традиционная экономическая функция «советской семьи» претерпела серьёзные изменения. Обеспечение многих потребностей семьи, таких как потребность, в образовании, медобслуживании и других стало более тяжёлым для семейного бюджета, т.к. стало платным. Поэтому не только «легализуется», но и становится основным накопление и передача по наследству материальных ценностей, приобретение собственности. Всё это повышает роль семьи в экономических отношениях. В период перехода к рыночной экономике вопросы дифференциации трудовых доходов приобрели первостепенное значение и были проведены исследования уровня жизни и масштабов бедности населения по положению семей. На основе обследования проведённого Институтом семьи в 1993-94г.г. были выделены 4 уровня материальной обеспеченности семьи:
Это обследование показало, что в современных условиях за чертой бедности оказались, не только традиционно «слабые» (многодетные, неполные, семьи инвалидов), но и обыкновенно нормально функционирующие семьи. Эти семьи являются традиционным объектом государственной поддержки. К сожалению, в менталитете семей, поведении их членов не произошли ещё изменения, адекватные требованиям рынка, и большинство из них по-прежнему связывают улучшение своего экономического положения с помощью от государства.
С развитием рыночных отношений усилилось экономическое обособление семьи в обществе и её роль первичной экономической ячейки в микроэкономике. Акцент переместился от потребления к предпринимательству, делая семью субъектом экономических отношений, и лишь небольшая часть семей осознала это изменение своей экономической функции и активно включилась в процесс создания собственного экономического базиса с помощью законодательно разрешённых изменений форм собственности и хозяйствования.
Хозяйственно-бытовая функция семьи. Хозяйственно-бытовая функция семьи включает в себя такие аспекты семейных отношений как ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьёй, получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других, взаимопомощь в поддержании здоровья и жизненного тонуса. Дети, воспитываясь в семье, получают свои первые трудовые навыки: самообслуживание, помощь по дому, забота о братьях и сёстрах, родителях, разумное потребление материальных и духовных благ.
Исторически семья всегда была основной хозяйственной ячейкой общества. Охота и хлебопашество, ремесло и торговля могли существовать, имея в фундаменте то разделение функций, которое обеспечивала семья. При справедливом распределении хозяйственно-бытового труда в семье между супругами, старшим и младшим поколениями, происходит благоприятное воздействие, способствующее трудовому воспитанию детей, и укрепление супружеских отношений. При несправедливом разделении труда, когда он взваливается в основном на женщину, муж же выступает в роли «хозяина», а дети – лишь в роли потребителей, происходит неблагоприятное влияние на общий микроклимат в семье и ведёт к возрастанию разрушающих её сил.
С хозяйственно-бытовой функцией тесно связана проблема управления семьёй, т.е. главенства в семье. Отцовские семьи, где мужу принадлежит безраздельная власть, встречаются всё реже. В материнских семьях, где главой является жена, в руках матери (в силу различных причин, иногда весьма существенных) сосредоточен семейный бюджет, она – основной воспитатель детей, организатор досуга. Такое положение нельзя считать нормальным: на плечи женщины взваливается непомерная тяжесть, детям она не может заменить отца, в семье нарушается психологическое равновесие. Конечно самый прогрессивный принцип семейного управления – равноправие супругов.
Глубинные социально-экономические изменения, которые происходят в нашем обществе, вновь активизируют те стороны хозяйственно-бытовой функции, которые были почти сняты предыдущим развитием, так как с развитием индустриального производства многие производительные функции семьи были вынесены за рамки её быта.
Экономический кризис, и трудности с ним связанные, вновь сделали семью относительным гарантом выживания, потому что нигде с таким успехом как в семье повседневные потребности удовлетворить невозможно.
Коммуникативная функция семьи. Коммуникативная функция семьи выделена социологами как функция, включающая в себя следующие компоненты: организация внутрисемейного общения, анна удовлетворяет потребности человека в двух противоположных явлениях – духовном общении и уединении. Внешнее общение (на работе, на улице, в транспорте и т.д.) чаще всего не удовлетворяет наши потребности в общении, а иногда и перегружает их. В обыденной жизни человек зачастую может испытывать дискомфорт от общения с несимпатичными ему людьми. Домашняя обстановка и общение с близкими людьми помогают снять этот дискомфорт и удовлетворяет потребность в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении. Эта функция играет большую роль в духовном развитии членов общества и может эффективно выполняться только здоровой семьёй. Характер внутрисемейного общения и морально-психологический климат в семье напрямую влияет на нравственное и психологическое здоровье её членов. В семьях, где круг общения узок и его содержание однообразно, обедняется духовная жизнь, снижаются возможности воспитания.
Эмоциональная функция семьи. Данная функция удовлетворяет потребности членов семьи в симпатии, уважении, признании, психологической защите и эмоциональной поддержке. Семья, основанная на любви, взаимоуважении и долге, налагает отпечаток на характер общения. Для такой семьи характерны особая доверительность, сопереживание, в результате, получая моральную и психологическую помощь, человек сбрасывает с себя то напряжение, которым «зарядился» в обществе, в своём личностном, должностном и профессиональном функционировании. Брак удачен или нет в зависимости от работы этой функции, т.е. в настоящее время семейное существование в значительной степени зависти от сформированности и стабильности близких эмоциональных отношений.
Социально-статусная функция. Она способствует удовлетворению потребностей членов семьи в социальном продвижении, также она связана с наследованием статуса, фамилии, имущества, социального положения. В ходе выполнения данной функции семья предоставляет определённый социальный статус своим членам и осуществляет воспроизводство социальной структуры общества.
Рекреационная и психотерапевтическая функция семьи. Она связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи. Физические силы человека, израсходованные в трудовом процессе, восполняются в нерабочее время. Это лучше всего происходит в семейной обстановке, в общении с близкими, с детьми. Семейный досуг включает в себя: просмотр телепередач, слушание радиопрограмм, чтение, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми; посещение библиотек, театров, концертных залов и кинотеатров, парков, турпоходы, экскурсии, прогулки на природу, занятия спортом, участие в соревнованиях, проведение семейных праздников. Разрушение системы организованного отдыха взрослых и детей сделало для большинства населения семейное проведение отпуска повелительной необходимостью, но полная стоимость путёвок в детские лагеря и учреждения отдыха доступна очень немногим, хотя совместный отдых обоих супругов, а также взрослых и детей – это фактор, благотворно влияющий на крепость семейных отношений.
Гедонистическая или функция здорового секса связана с наличием у человека общебиологической половой потребности, удовлетворение которой также важно и необходимо, как потребность в еде, жилище и т.д. Нормальная половая жизнь, регулярные половые отношения признаются одной из предпосылок здорового образа жизни. Сегодня часто встречаются невротические реакции, связанные с необходимостью подавлять свою сексуальность в браке. Распространение такой «социальной болезни» как одиночество, приводит к неудовлетворённости этой потребности у значительного числа взрослых людей. Значительная часть самоубийств, совершаемых людьми в возрасте от 20 до 40 лет, связано с проблемами одиночества. Между тем возрождение культа крепкой и здоровой, счастливой и сплочённой семьи во многих странах связывают с тем, что «радость здорового секса» с постоянным и надёжным партнёром являются лучшим средством борьбы против наступления СПИДа.
По мере гуманизации общества всё более возрастает значение фелицитологической функции семьи. Она объединяет в себе все вышеперечисленные функции, но в то же время является самостоятельной. Эту функцию следует осознать и целенаправленно осуществлять в каждой семье. Фелицитологическая функция означает создание условий для счастья каждого члена семьи, и выполнять её может только дружная, благополучная, культурная, полноценная в морально-психологическом отношении семья.
К началу двадцатого столетия социальные институты всё более совмещают с семьёй и берут на себя функции образования, воспитания (школа и детские сады), защиты и охраны (полиция и армия), функции питания, одежды и досуга (сфера обслуживания), функции благосостояния и передачи социального статуса (индустриальный наёмный труд).
Жизнь семьи весьма многогранна, мы рассмотрели только основные её функции, которые являются общественными результатами жизнедеятельности миллионов семей, обнаруживающихся на уровне общества и имеющих общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других социальных институтов.
Общество должно нести ответственность за то, чтобы семьи полном объёме и качественно могли выполнять свои функции воспроизводства и социализации новых поколений. Семейная политика государства должна быть направлена на возрождение семьи, семейного образа жизни, фамилистической культуры общества, укрепление семьи как социального института. Укрепляя семью как социальный институт, следует создавать условия реализации потенциала отдельных семей при решении конкретных жизненных проблем таким образом, чтобы семьи и их члены сами могли извлекать доходы из своей экономической деятельности и использовать их для поддержания того образа жизни, который считают приемлемым для себя.
Семейная политика с необходимостью должна быть ориентирована на совершенствование всего строя современной цивилизации, по существу антисемейной, враждебной семье, невосприимчивой к её проблемам и болезням.
myunivercity.ru