Тест по теме «Стили речи». Стили речи контрольная работа


Тест по теме «Стили речи»

Выбор всех правильных ответов

  1. Функционально-стилевая принадлежность слова изучается в разделе:

А) лексика

Б) синтаксис

В) орфоэпия

Г) стилистика

2. Стилистика изучает:

А) разговорный стиль речи

Б) употребление заимствованных слов

В) основы мастерства публичного выступления

Г) функционально-стилевую принадлежность слова

3. К книжным стилям речи относятся:

А) научный

Б) разговорный

В) художественный

Г) публицистический

Д) официально-деловой

  1. Стиль речи, цель которого наиболее полно, точно, логично и однозначно выразить мысль:

А) научный стиль

Б) разговорный стиль

В) публицистический стиль

Г) официально-деловой стиль

Д) стиль художественной литературы

  1. Стиль, который обслуживает сферу административно-правовой деятельности:

А) научный стиль

Б) разговорный стиль

В) публицистический стиль

Г) официально-деловой стиль

Д) стиль художественной литературы

  1. Стиль, используемый в общественно-политической литературе, периодической печати:

А) научный стиль

Б) разговорный стиль

В) публицистический стиль

Г) официально-деловой стиль

Д) стиль художественной литературы

  1. Особенности научного стиля речи:

А) точность

Б) логичность

В) абстактность

Г) субъективность изложения

  1. Стиль, используемый в сфере бытового обслуживания:

А) научный стиль

Б) разговорный стиль

В) публицистический стиль

Г) официально-деловой стиль

Д) стиль художественной литературы

  1. Обязательные элементы оформления документа:

А) формуляр

Б) реквизиты

В) способ изложения

  1. Стилевые черты официально-делового стиля речи:

А) точность

Б) стереотипность

В) дружественная форма изложения

Г) долженствующе предписывающий характер изложения

  1. Культура официальной переписки включает в себя:

А) лаконизм

Б) избыточность информации

В) достоверность информации

Г) субъективность изложения информации

  1. Сокращение видов документов, приведение к единообразию их форм, структуры, языковых конструкций:

А) унификация

Б) стандартизация

В) регламентация

Г) трафаретизация

  1. Текст, используемый в качестве примера для создания нового документа:

А) анкета

Б) заявление

В) типовой текст

Г) служебная записка

  1. Способ фиксации информации в виде текста с пробелами:

А) унификация

Б) стандартизация

В) регламентация

Г) трафаретизация

  1. Требования к языковому оформлению документов:

А) однозначность

Б) неаргументированность

В) страстный, призывный тон изложения

Г) соблюдение норм литературного языка

  1. Основные признаки публицистического стиля:

А) употребление слов-паразитов

Б) разнообразие лексики и фразеологии

В) употребление клишированных выражений

Г) использование экспрессивных, выразительных, эмоциональных средств языка

  1. Основные виды справочно-информационной документации:

А) акт

Б) справка

В) заявление

Г) приглашение

  1. Основные особенности разговорной речи:

А) спонтанность

Б) влияние экстралингвистических факторов

В) широкое использование терминологической лексики

Г) использование сложных и осложненных конструкций

  1. Разновидности рекламы в деловой речи:

А) резюме

Б) заявление

В) рекомендация

Г) служебная записка

  1. Установление в государственном масштабе оптимальных правил и требований по разработке и офрмлению документов:

А) унификация

Б) стандартизация

В) регламентация

Г) трафаретизация

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вейзе А.А. Реферирование текста. – Минск, 1980.

  2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1988.

  3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М.: Логос, 2002.

  4. Демидова А.К. Пособие по русскому языку. Научный стиль. Письменный научный текст. Оформление научной работы. – М., 1981.

  5. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. – М.: НОРМА, 2001.

  6. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – 7-е изд., испр. – М., Флинта: Наука, 2001.

  7. Реферирование в общественных науках. – М., 1972.

  8. Русский язык и культура речи: Учебник / Под. ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2002.

  9. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Под. ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2002.

  10. Соловьев В.И. Составление и редактирование рефератов. – М., 1975.

studfiles.net

Контрольная работа по теме Стили речи

Контрольная работа по теме «Стили речи» 1 вариант 1.Перечислите функциональные стили речи 2.Нарисуйте таблицу, найдите соответствия между столбцами таблицы, впишите недостающие понятия. Стили речи цель сфера применения общение, обычно на бытовые темы научный Закон, указ справка, характеристика воздействие на читателей, слушателей 3.Определите, какому стилю речи соответствуют указанные понятия, характеризующие основные особенности стиля речи, запишите его название, найдите лишнее понятие,  запишите его: а) Непринужденность, неподготовленность, эмоциональность, точность   б) Соответствие строгой форме, сжатость, образность, стандартность в) Смысловая точность, объективность изложения, непоследовательность изложения, использование терминов   г) Логичность, оценочность, призывность, отсутствие эмоций   д) Образность с целью эстетического воздействия на читателя, экспрессивность, возможность использования средств других стилей речи, официальность 4.Определите, к какому стилю принадлежит данный текст, докажите это.         Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того листья налились и пропитались солнцем, что к осени они стали золотыми. Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет, и сорвется лист. Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. Ветер налетит, и закружится пестрый смерч. По колено в листьях деревья стоят. Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут и качаются на паутинках.                                         (Н.Сладков) 5. Прочитайте текст, выполните задания 1)… что и возникли они, и совершенствуются одновременно, – ведь для того, чтобы облечь мысль в слово, нужно как минимум осознать, понять то, о чём хочешь сказать. 2)Поэтому речь человека всегда служит яркой и, как правило, безошибочной характеристикой культурного и интеллектуального уровня каждого из нас. 3)И значит, речь наша, если пользоваться известной пословицей, – это и та «одёжка», по которой нас встречают, и тот ум, по которому обычно провожают. 4) Заметьте – и то и другое вместе! 5)Как не вспомнить здесь слова древнегреческого философа Сократа: 6) «Заговори, … я тебя увидел!»   Какая фраза должна стоять в начале первого предложения  данного текста? 1) Язык и мышление неразрывно связаны…                               2) Философы давно доказали… 3) Философы давно  доказали взаимную связь языка и мышления, доказали… 4) Философы давно доказали взаимную связь языка и мышления… Какое слово пропущено в предложении 6? 1) когда                                                                   3) чтобы                                                                   2) так как                                                                4) хотя Укажите неверное утверждение. 1) тема – это то, о чём идёт повествование в  тексте (предмет, понятие, явление, вопрос) 2) тема связана с содержательной стороной текста 3) идея –  это основная мысль текста 4) в тексте  может быть только одна тема Контрольная работа по теме «Стили речи» 2 вариант 1.Перечислите функциональные стили речи 2.Нарисуйте таблицу, найдите соответствия между столбцами таблицы, впишите недостающие понятия. Стили речи цель сфера применения общение, обычно на бытовые темы научный Закон, указ справка, характеристика воздействие на читателей, слушателей 3.Определите, какому стилю речи соответствуют указанные понятия, характеризующие основные особенности стиля речи, запишите его название, найдите лишнее понятие,  запишите его: а) Непринужденность, неподготовленность, эмоциональность, точность   б) Соответствие строгой форме, сжатость, образность, стандартность в) Смысловая точность, объективность изложения, непоследовательность изложения, использование терминов   г) Логичность, оценочность, призывность, отсутствие эмоций   д) Образность с целью эстетического воздействия на читателя, экспрессивность, возможность использования средств других стилей речи, официальность 4.Определите, к какому стилю принадлежит данный текст, докажите это.    Многие из нас  говорят «Мы любим Родину». Это очень важные слова, и надо иметь на них право. А это право надо завоевать трудом, учебой, жизнью.    Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело. И главное - беречь Родину. Беречь, как свою мать. Для человека все должно быть дорого на своей Родине: и ее народ, и ее земля, и ее история, и ее завтрашний день.    Будущее Родины в руках подрастающего поколения, в ваших руках. Помните об этом, ребята! 5. Прочитайте текст и выполните задания.       1)Что такое красота? 2)Одинаково ли мы воспринимаем красивое? 3)Можно ли оценить красоту?  4)Меняются ли со временем представления о красоте? 5)Часто мы называем красивым то, что соответствует нормам и идеалам нашего времени. 6)Идеалы и мода у каждой эпохи свои. 7)Но есть красота нетленная, непреходящая, к которой человечество обязательно  возвращается. 8)Нас никогда не престанут радовать пропорции Парфенона, гармоничность и единство с природой церкви Покрова на Нерли… 9)Я огорчаюсь всякий раз, когда слышу фразу: «На вкус и цвет товарищей нет…» 10)Как раз обратное – удивляешься тому, как много людей одинаково оценивают красоту.Определите тип(-ы) речи данного текста. 1)описание Повествование                                  2)  рассуждение 3)  повествование и описание   4)  описание и рассуждение Какое утверждение противоречит точке зрения автора? 1) Идеалы и мода у каждой эпохи свои. 2) Много людей одинаково оценивают красоту. 3) Со временем представления людей о красоте не меняются. 4) Часто красивым называем то, что соответствует нормам и     идеалам нашего времени. В каком предложении выражена основная мысль текста? 1) 5                          2) 7                         3) 9                           4) 10

weburok.com

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1. ПО РАЗДЕЛУ «ЯЗЫК И РЕЧЬ.ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ». - Контрольные по русскому языку - Контрольные материалы - Каталог статей

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1. ПО РАЗДЕЛУ

«ЯЗЫК И РЕЧЬ.ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ».

Обучающийся должен:

знать особенности стилей речи;уметь определять, к каким стилям речи относятся отрывки текста;  давать толкование стилевым чертам;понимать  требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения смысл заданий.

 

Критерии оценки: - оценка «отлично» выставляется студенту, если нет ни одной ошибки - оценка «хорошо» , если есть 1-2 ошибки; - оценка «удовлетворительно» если 3-7 ошибок; - оценка «неудовлетворительно», если все неверно выполнено.  

 

 

1 вариант

1.Выберите правильное определение

А. Текст – это произведение речи, состоящее из предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой.

Б.  Текст – это предложения, объединенные общей темой.

В. Текст – это произведение речи, состоящее из нескольких абзацев, объединенных единым смысловым типом речи повествованием.

2. Выберите правильное определение.

А. Научный стиль – это стиль газет, журналов, который призван быстро откликаться на события, происходящие в обществе.

Б. Научный стиль – эти стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и т.д., который определяется их содержанием и целями – по возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности.

В. Научный стиль – это стиль художественных произведений, научно-фантастических романов и рассказов, позволяющих заглянуть в будущее.

3. Какой пласт лексики используется во всех функциональных стилях?

А. общеупотребительная лексика

Б. разговорная лексика

В. терминологическая лексика

4. Для какого стиля речи характерна стандартизованность?

А. научный

Б. публицистический

В. официально-деловой

5.  В каком стиле речи уместно употребление междометий?

А. научный

Б.  разговорный

В.  официально-деловой

6. Какому стилю речи присуща эстетическая функция?

А.  художественный

Б.  публицистический

В.  разговорный

7. Для какого стиля речи характерны осложненные предложения, сложноподчиненные  конструкции?

А. разговорный

Б.  научный

В.  официально-деловой

8. Какой стиль речи используется на собраниях и митингах?

А. официально-деловой

Б. разговорный

В. публицистический

9.Какое это средство выразительности: «золото волос»?

А.  эпитет

Б.  метафора

В.  олицетворение

10. Какое это средство выразительности: «горит восток зарею»

А.  эпитет

Б.  метафора

В.  олицетворение

11. Определите, к каким стилям речи относятся приведённые отрывки:

1)   Почти 11% всей земной суши скрыто подо льдом. Объем льда оценивается в 30 000 000 км3 . Сюда входят и айсберги, и льды Северного полюса, и материковые льды Антарктиды, и ледяные пики горных хребтов. Ученые предполагают, что период общего сокращения оледенения, наблюдавшийся с начала прошлого века, заканчивается.

2)  Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, всё думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не даёт, со свету сживает. А, сохрани Господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошёл разговор, что свекровь заела совсем.

3)  Это был человек лет тридцать двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворённые губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всём лице теплился ровный свет бесконечности.

4)  Внутренней движущей силой русской классической литературы было понятие  «счастье». Достоевский видел счастье в очищении души. Толстой – в полноте и естественности чувства. У Чехова счастья нет, однако же ни у кого другого герой так настойчиво и глубоко не осмысливает понятие счастья, так не страдает от того, что его нет.

а) научный

б) официально-деловой

в) публицистический

г) художественный

д) разговорный

12. Определите, какие жанры не относятся к художественному стилю.

А.    ода

Б.    роман

В.    репортаж

Г.    рассказ

Д.    элегия

Е.    очерк

13. Определите, какое словосочетание не соответствует словам художественной речи  

А. в лазоревой воде

Б. под сенью дружных муз

В. взять на баланс

Г. перлы дождевые

Д. сладкий трепет

14. Определите, к какому типу  речи относится отрывок:

По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, изжелта-белые, как запоздалый весенний снег, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса. Их узорчатые края, пушистые и легкие, медленно изменялись и таяли

А. повествование

Б. описание

В. рассуждение

15. Дайте толкование стилевым чертам  

А. Объективность – это …

Б. Конкретность – это …

В. Логичность – это …

2 вариант

1. Выберите правильное определение.

А. Стилистка – это наука, изучающая различные стили языка, а также нормы и способы их употребления в условиях языкового общения.

Б.  Стилистка – это наука, изучающая словарный состав языка.

В.  Стилистка – это наука о текстах произведений художественной литературы, устанавливающая подлинность того или иного текста 

2. Выберите правильное определение.

А. Публицистический стиль – это стиль художественных произведений, романов, повестей, рассказов, которые воздействуют на общественное мнение.

Б. Публицистический стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, которые точно и полно объясняют закономерности развития природы и общества.

В. Публицистический стиль – это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи. Он призван воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать информацию.

3. Какой из стилей речи не относится к книжному стилю?

А. разговорный

Б. официально-деловой

В. художественный

4. Для какого стиля речи важнейшая функция – не передача информации, а общение?

А.  научный

Б.  разговорный

В.  публицистический

5. К какому стилю речи относятся эти жанры речи: законы, приказы, заявления?

А.  официально-деловой

Б.  разговорный

В.  публицистический

6.  Что характерно для художественного стиля речи?

А. объективность в изображении

Б.  использование в сфере науки и техники

В. использование всех пластов стилей речи

7. Какому стилю речи присуща призывность?

А. разговорный

Б.  публицистический

В.  официально-деловой

8. Какой стиль речи используется в СМИ?

А. публицистический

Б. разговорный

В. научный

9. Какое это средство выразительности: «передо мной явилась ты, как мимолетное виденье»?

А.  метафора

Б.  сравнение

В.  олицетворение

10. Какое это средство выразительности: «Веселый ветер»?

А.  сравнение

Б.  метафора

В.  эпитет

11. Определите, к каким стилям речи относятся приведённые отрывки:

1)  Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти два слова?.. Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертью, называть великим. Человек, который своим именем означал эпоху в истории нашей литературы; человек, которым мы гордимся, как одной из слав наших! Он умер, поражённый в самом цвете лет, в разгар сил своих, не окончив начатого дела, подобно благороднейшим из его предшественников.

2)  Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве, на Немецкой улице (ныне улица Баумана) в доме И. В. Скворцова, сослуживца отца Пушкина по Московскому военному комиссариату. Сейчас на месте бывшего владения Скворцова стоит здание школы №353 (улица Баумана, 10), построенной к столетию со дня гибели поэта (1837 г.) и тогда же получившей его имя. На стене школы – мемориальная доска.

3)  Это была крошечная сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы её были жирно смазаны маслом. На её тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпьё, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрёпанная и пожелтелая меховая кацавейка. Старушонка поминутно кашляла и кряхтела.

4) Один раз я даже управлял департаментом. И странно: директор уехал,- куда уехал, неизвестно. Ну, натурально, пошли толки: как, что, кому занять место? Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало,- нет, мудрено. Кажется, и легко на вид, а рассмотришь – просто черт возьми!

а) научный

б) официально-деловой

в) публицистический

г) художественный

д) разговорный

12. Определите, какие жанры не относятся к публицистическому стилю.

А.    интервью

Б.    устное выступление

В.    юмористический рассказ

Г.    репортаж

Д.    очерк

Е.    повесть

13. Определите, какое словосочетание не соответствует научной лексике  

А. ядерная физика

Б. смежные отрасли

В. красный сарафан

Г. промышленная нагрузка

Д. выдвинутая гипотеза

14. Определите, к какому типу  речи относится отрывок:

Каким образом уловить тайну личности поэта в его творениях? Изучить поэта, значит не только ознакомиться с его произведениями, но и перечувствовать, пережить их. Всякий истинный поэт никогда и ничего не выдумывает – он отражает реальную жизнь.

А. повествование

Б. описание

В. рассуждение

15. Дайте толкование стилевым чертам  

А. Обобщенность – это …

Б. Субъективность – это …

В. Образность – это 

ruslit.ucoz.com


Смотрите также