Русская православная церковь в ссср контрольная работа: «Русская православная церковь в СССР»

Контрольная работа по Истории Религии на тему «Православие» (9 класс)

Контрольная работа по теме православие.

  1. Выберите верный ответ:

1. В каком веке Русь перешла от язычества к монотеизму?

1) VII 2)IX 3)X 4)XI

2. На Русь христианство пришло из

1) Волжской Булгарии 2) Рима 3) Хазарского каганата 4) Византии

3. Причиной принятия христианства на Руси было стремление

1) князя Святослава породниться с правителями европейских стран

2) киевских князей избежать порабощения хазарами

3) жителей Киевской Руси перейти в христианство

4) киевских князей упрочить государство и свою власть

4. Принятие христианства на Руси привело к

1) усилению племенной разобщенности

2) усилению позиций западной римской церкви

3) ослаблению великокняжеской власти

4) проникновению на Русь письменности и византийской культуры

5.Какое таинство Православной Церкви совершается над больным?

  1. причащение

  2. соборование

  3. евхаристия

  1. 6.Какое таинство Православной Церкви совершается, чтобы обновить духовные силы христианина, полученные при миропомазании?

  1. соборование

  2. причащение

  3. покаяние

  1. 7.Какое таинство Православной Церкви совершается строго натощак?

  1. покаяние

  2. елеосвящение

  3. евхаристия

  1. 8. Чье изображение обычно помещается в куполе православного храма?

  1. А. Николая Чудотворца

  2. Б. Божией Матери

  3. В. Иисуса Христа

  1. 9. Что такое Символ Веры?

  2. А. Распятие

  3. Б. Название заповедей, данных Моисею Господом

  4. В. Главная христианская молитва

  5. Г. Краткое изложение истин православной веры

  6. 10. Что не разрешается делать в православном храме во время богослужения?

  1. А. Смотреть на иконы

  2. Б. Стоять

  3. В. Рассматривать других прихожан

  4. Г. Задавать вопросы священнику

  5. Д. Смотреть на священника

  1. 11. Что в христианском искусстве называется «Троицей»?

  2. А). Сцена приема Саррой и Авраамом трех ангелов

  3. Б. Композиция, символизирующая Триединую Сущность Бога

  4. 12. Первым русским летописцем был монах Киево-Печерского монастыря:

  1. А. Епифаний Премудрый

  2. Б. Пахомий Логофет

  3. В. Антоний Великий

  4. Г. преп. Нестор

  1. 13) На запястье руки монахи носят шнурок с узелками или шариками, предназначенный для счета молитв и поклонов. Речь идет о:

  1. А) Бусах

  2. Б) Четках

  3. В) Браслете

  4. Г) Поручах

  1. 14) Крупнейшие монастыри называются

  1. А. Пустынями

  2. Б. Киновиями

  3. В. Скитами Г. Лаврами

  1. 15) В древности на Руси существовал особожитный монашеский устав: монахи могли иметь собственность. С именем преп. Сергия Радонежского связывается повсеместное распространение устава, при котором монахи не имели ни чего своего, все было общее. Этот устав называется

  1. А. Общежительным

  2. Б. Братским

  3. В. Служебным

  4. Г. Новым

  1. 16) Как иначе называют именины?

  1. А. День рождения

  2. Б. Крестины

  3. В. День варенья

  1. 17) В какой день страстной недели пекут кулич, красят яйца?

  1. А. Воскресенье

  2. Б. Вторник

  3. В. Четверг

  4. Г. Суббота

  1. 18.) В каком году Советская власть начала преследование священнослужителей и изъятие имущества Церкви?

  2. А) 1919 году Б)1920 году В)1918 году В)1917 году

  3. 19) Как звали иноков-героев Куликовской битвы, которых дал Преподобный Сергий Радонежский князю для помощи и примера воинам его дружины?

  4. А. Борис и Глеб Б. Каин и Авель В. Пересвет и Ослябя Г. Давид и Соломон

  5. 20) У кого из преподобных святых просил благословения Дмитрий Донской перед Куликовской битвой?

  1. А. У Серафима Саровского

  2. Б. У Сергия Радонежского

  3. В. У Нестора Летописца

  4. Г. У Феодосия Иерусалимского

  1. 21) Первая русская печатная книга:

  2. А. Евангелие Б. Часослов В. Апостол Г. Псалтирь

  3. 22) Укажите слова, выпадающие из логического ряда:

  4. А. Минарет, алтарь, аналой, клирос

  5. Б. Церковь, храм, собор, синагога

  6. В. Поклоны, освящение воды, крещение, крестное знамение

  7. Г. Причащение, крещение, венчание, освящение воды

  8. 23) Что означает Радоница?

  1. А. День поминовения усопших

  2. Б. День веселья и гуляний

  3. В. День, когда просят прощения

  4. Г. День, когда пекут блины

  1. 24. Укажите чины святости, под которыми Русская Православная Церковь канонизировала священнослужителей и мирян, в годы Советской власти отдавших жизнь за веру Христову:

  1. А. Святые страстотерпцы

  2. Б. Праведные святые

  3. В. Исповедники Российские

  4. Г. Преподобные святые

  5. Д. Новомученики Российские

  1. 25) Соотнесите сражение с именем святого:

    26.Внимательно прочитайте текст:
  2. Идешь из церкви. Все – другое. Снег – Святой. И звезды – святые, новые… Посмотришь в небо. Где же она, та давняя звезда, которая волхвам явилась? Вон она: над Барминихиным двором, над садом! Каждый год над этим садом – низко. Она голубоватая, Святая… Волсви?… Значит – мудрецы, волхвы. А я, маленький, думал – волки. Тебе смешно? Да, добрые такие волки, — думал. Звезда ведет их, а они идут, притихли… И даже волки добрые теперь. Даже волки рады. Правда, хорошо ведь? Хвосты у них опущены. Идут, поглядывают на звезду. А та ведет их. Вот и привела… Овцы там, коровы, голуби взлетают по стропилам… и пастухи склонились… и цари, волхвы…

  3. (фрагмент из рассказа И. Шмелева)

  4. О каком празднике идет речь? Когда православная церковь отмечает этот праздник? Опишите события, которые легли в основу этого праздника.

  5. 27) Прочитайте стихотворение:

  6. Поселились птицы в гнездах,

  7. Снег растаял, как всегда!

  8. Пахнет сладким духом воздух Золотого кулича!

  9. О каком празднике идет речь? Сколько дней он празднуется? Опишите события, которые легли в основу этого праздника.

  10. 28) Прочитайте текст:

  11. На мокром столе в передней навалены всякие цветы и темные листья ландышей. Все спешат набирать букеты, говорят мне – тебе останется. Я гуляю по комнатам. Везде у икон березки. И по углам березки, в передней даже, словно не дом, а в роще. И пахнет зеленой рощей. На дворе стоит воз с травой. Пахнет, как на лужку, где косят. И на воротах поставлены березки, и на конюшне. Двор наш совсем другой, кажется мне священным.

  12. (Фрагмент из повести И. Шмелева «Лето Господне»)

  13. О каком празднике идет речь? Назовите художника, который нарисовал события этого праздника. В память о ком была создана икона и для чего предназначалась?

План-конспект урока по православной культуре на тему » Русская Православная Церковь в XX ве-ке. Русская Православная Церковь и Советское государство. » 11 класс

предмет:

Православная культура

класс:

11

5 урок

тема:

Русская Православная Церковь в XX веке. Русская Православная Церковь и Советское государство.

задачи:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по российской истории XX-XXI века

  2. Сообщить учащимся о роли РПЦ в жизни России в XX веке.

  3. Провести первичную проверку знаний по истории РПЦ в в XX веке.

План урока

Этап урока

Содержание

деятельность учащихся

деятельность учителя

Оргмомент

Проверка Д.З.

  1. Фронтальный опрос:

  • До какого года Церковь на Киевской Руси подчинялась непосредственно великому князю? (до 1037 года)

  • Кто из великих киевских правителей первым ввел закон об отчислении десятины на содержание Церкви? (князь Владимир Красное Солнышко)

  • Кем при жизни был святой Климент?( Папой Римским)

  • Кто из великих киевских правителей основал первые учебные заведения на Руси? (великий князь Владимир Святославич)

  • Назовите имя третьего Киевского митрополита, избранного без участия Константинополя (митрополит Илларион)

  • К совету какого Киевского митрополита прислушался Александр Невский, принимая решение о союзе с Ордой? (митрополита Кирилла)

  • Кому из Небесных покровителей, по совету митрополита Петра, посвятил князь Иван Данилович первый каменный собор Москвы? (Пресвятой Богородице)

  • Монахами какого монастыря были герои Куликовской битвы Пересвет и Ослябя? (Троице-Сергиева)

  • В каком году состоялся Ферраро-Флорентийский Собор?( в 1439 году)

  • Какой Собор Православной Церкви предал проклятию Флорентийскую унию?( Иерусалимский)

  • В какой день, согласно библейскому пророчеству, кончалось седьмое тысячелетие со дня сотворения мира и наступал конец света? (31 августа 1492 года)

  • В каком году проходил Церковный Собор в Москве, впоследствии прозванный Стоглавым? (в 1551 году)

  • Назовите дату установления Патриаршества на Руси (8 января 1589 года)

  • При каком царе было установлено Патриаршество на Руси? (при Федоре Иоанновиче)

  • Назовите имя первого Патриарха всея Руси (Иов)

  • Назовите имя Святейшего Патриарха всея Руси, ставшего идейным вдохновителем всенародного восстания против поляков 16111612 гг. (Гермоген)

  • Какой Патриарх всея Руси был великим реформатор Церкви? (Никон)

  • Какому Риму, согласно старообрядческому эсхатологическому учению, не бывать? (четвертому)

  • В каком году скончался Святейший Патриарх Андриан, после которого Патриарх всея Руси не избирался 217 лет? (в 1700 году)

  • Как назывался документ, по которому указом царя Петра I церковное управление в России преобразовывалось по образцу гражданских коллегий? («Духовный регламент»)

  • При каком царе были разработаны «Правила о церковноприходских школах»? (при Александре III)

  • В каком году Патриархом всея Руси был избран великий реформатор Церкви Никон? (в 1652 году)

  1. Индивидуальные задания по карточкам

Отвечают на вопросы

Выполняют задания по карточкам

Целеполагание

— Тема нашего урока: Русская Православная Церковь в XX веке. Русская Православная Церковь и Советское государство. Русская Православная Церковь на рубеже веков

— Определите цель нашего урока. Какие задачи мы должны будем решить?

Формулируют цель, определяют учебные задачи

Изучение новых знаний

2 марта 1917 г. император Николай II отрекся от престола, власть перешла к Временному правительству, образованному Временным комитетом Государственной думы.

29 апреля Святейший Синод объявил о начале подготовки к созыву Поместного Собора и о введении выборного начала на всех уровнях церковного управления, в том числе и при замещении архиерейских кафедр.

Антицерковный курс Временного правительства становился все очевиднее. 20 июня вышло постановление о передаче церковно-приходских школ (а их было в России около 37000) и семинарий в ведение Министерства народного просвещения. Особое недоверие членов Временного правительства к православию, их отчужденность от веры большинства граждан России проявились и в этом постановлении, которое ни в коей мере не затрагивало положения конфессиональных школ других вероисповеданий.

Закон о свободе совести, опубликованный 14 июля, провозглашал свободу религиозного самоопределения для каждого гражданина по достижении 14-летнего возраста, когда дети еще учатся в школе. Министерство просвещения торопилось использовать это положение для того, чтобы низвести преподавание Закона Божия на уровень факультативного предмета или вовсе устранить его из программы обучения. Именно в этот год сказаны были горькие слова о «раскрещивании России, получившей Крещение тысячу лет назад».

Чудесное явление иконы Божией Матери «Державная» в селе Коломенском под Москвой 2 марта, в день отречения императора, стало великим и знаменательным событием, свершившимся в эти трудные дни. Это явление любви Богородицы к русскому народу, вступающему на путь крестных испытаний, было и материнским утешением, и увещеванием, и призывом к молитвенному покаянию, к духовной собранности, к исповеднической верности Христу.

5 августа Временное правительство и вовсе упразднило должность обер-прокурора и учредило Министерство исповеданий, назначив министром все того же Карташова. В компетенцию нового министерства входили отношения православной Церкви с другими религиозными общинами России и государственной властью, какое-либо вмешательство во внутрицерковные дела не предусматривалось.

Собор открылся в праздник Успения Пресвятой Богородицы.

Прочитаем в учебнике, какие исторические решения вынес Собор?

— Итак, какие решения вынес Собор?

(Собор вынес историческое решение:

1. В Русской Православной Церкви высшая власть — законодательная, административная, судебная и контролирующая — принадлежит Поместному Собору, периодически в определенные сроки созываемому в составе епископов, клириков и мирян.

2. Восстанавливается патриаршество, и управление церковное возглавляется Патриархом.

3. Патриарх является первым между равными ему епископами.

4. Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Собору. )

5 ноября в храме Христа Спасителя схииеромонах Алексий, кладя земные поклоны, трижды совершил крестное знамение, помолившись, старец вынул из ковчежца жребий и передал его митрополиту Владимиру. Архипастырь вскрыл жребий и внятно прочитал: «Тихон, митрополит Московский. Аксиос!» «Аксиос!» — повторили за ним народ и духовенство. Так был избран Патриарх Всея Руси

Святитель Тихон был человеком мягким, доброжелательным, ласковым. Но когда надо было постоять за правду, за дело Божие, он становился непоколебимо тверд и непреклонен. Всегда приветливый, общительный, исполненный благодушия и надежды на Бога, он излучал на ближних обильную христианскую любовь.

19 января (1 февраля) 1918 г. Патриарх издает послание, в котором анафематствует участников кровавых расправ над невинными людьми — богоборцев, поднявших руки на церковные святыни и на служителей Божиих.

На следующий день 20 января (2 февраля) 1918 г. в газетах был опубликован «Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», который не только ознаменовал разрыв многовекового союза Церкви и государства, но и явился юридическим прикрытием для гонения на Церковь.

«Никакие церковные религиозные общества,— говорится в документе,— не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют, только, «по особым постановлениям местной или центральной государственной власти» Церковь могла оставить за собой храмы и богослужебную утварь. Декрет также запрещал религиозное воспитание и образование детей в школе.

Прочитаем в учебнике, как складывались отношения между Церковью и государством в годы Великой Отечественной войны

— Какой вывод мы можем сделать о характере отношений между Церковью и Советским государством в годы Великой Отечественной войны?

При патриархе Алексии I в годы «Хрущевской оттепели» гонения на церковь вновь возобновились.

Только в 80-х годах XX века стали налаживаться отношения между государством и церковью.

Слушают рассказ учителя

Работают с учебником, делают выводы

Слушают учителя

Закрепление

Самостоятельная работа по теме «РПЦ в XX веке. РПЦ и Советское государство»

Выполняют самостоятельную работу

Домашнее задание

Выучить записи в тетради, читать стр. 212-220

Записывают домашнее задание

Обобщение, итог

— О каких исторических событиях вы уже знали из уроков истории?

-Что нового узнали?

— Какие знания оказали на вас особое влияние?

Отвечают на вопросы

Задание №1

Вставить пропущенные слова и восстановить высказывание Иакова-мниха противникам канонизации великого князя Владимира Святославича

От ___ узнаем, а не от ___.

Слова для справок: чудес, дел

_____________________________________________________________________________Задание №2

Вставить пропущенные слова и восстановить фразу, которую сказал великий князь Владимир по окончании строительства Десятинной церкви в Киеве

Даю ___ сей Святой ___ от ___ моего и от ___ моих ___.

Слова для справок:

град, Богородицы, десятую часть, именья, церкви

_____________________________________________________________________________

Задание №3

Вставить пропущенные слова и восстановить фрагмент Обращения Патриарха всея Руси Тихона к Совету народных комиссаров

Вы ___ весь народ на ___ между собой ___ и ___ их в ___ по ___ братоубийство. Любовь ___ вы ___ заменили ___ и, вместо ___, искусственно ___ классовую ___.

Слова для справок:

Ненавистью, жестокости, разделили, вверили, Христову, открыто, мира, в станы, разожгли, небывалое, вражду, враждующие.

_____________________________________________________________________________

Задание №1

Вставить пропущенные слова и восстановить высказывание Иакова-мниха противникам канонизации великого князя Владимира Святославича

От ___ узнаем, а не от ___.

Слова для справок: чудес, дел

_____________________________________________________________________________

Задание №2

Вставить пропущенные слова и восстановить фразу, которую сказал великий князь Владимир по окончании строительства Десятинной церкви в Киеве

Даю ___ сей Святой ___ от ___ моего и от ___ моих ___.

Слова для справок:

град, Богородицы, десятую часть, именья, церкви

_____________________________________________________________________________

Задание №3

Вставить пропущенные слова и восстановить фрагмент Обращения Патриарха всея Руси Тихона к Совету народных комиссаров

Вы ___ весь народ на ___ между собой ___ и ___ их в ___ по ___ братоубийство. Любовь ___ вы ___ заменили ___ и, вместо ___, искусственно ___ классовую ___.

Слова для справок:

Ненавистью, жестокости, разделили, вверили, Христову, открыто, мира, в станы, разожгли, небывалое, вражду, враждующие.

Самостоятельная работа по теме «РПЦ в XX веке. РПЦ и Советское государство. РПЦ на рубеже веков

Фамилия, имя _____________________ Класс___________ Дата ____________

с началом революции 1917 года

с отречением от престола царя Николая II

Б. Кто был избран Патриархом всея Руси на Поместном Соборе 20 января 1918 года?

  1. митрополит Волынский Антоний

  2. митрополит Киевский Флавиан

  3. митрополит Московский Тихон

В. В каком году Советская власть начала преследование священнослужителей и изъятие имущества Церкви?

  1. в 1919 году

  2. в 1918 году

  3. в 1917 году

Г. Кто выступил организатором сначала Высшего Церковного управления юга России, а затем и Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей?

  1. митрополит Петербургский Антоний

  2. митрополит Московский Владимир

  3. митрополит Киевский и Галицкий Антоний

Д. В каком монастыре содержался под домашним арестом за свои выступления против Советской власти Патриарх всея Руси Тихон?

  1. в Новодевичьем

  2. в Донском

  3. в Симоновом

  4. в Троице-Сергиевом

Е. В какой стране в 1921 году состоялся Всезарубежный Церковный Собор?

  1. в Чехии

  2. в Сербии

Ж. На сколько сократилось число священников на территории СССР перед началом Великой Отечественной войны в результате репрессий против служителей Церкви?

  1. на 80%

  2. на 85%

  3. на 90%

  4. на 95%

З. В скольких областях СССР перед Великой Отечественной войной не осталось ни одного действующего храма?

  1. в 15 областях

  2. в 25 областях

  3. в 30 областях

И. Сколько в Советском государстве к 1941 году осталось действующих официально священнослужителей?

  1. 2876

  2. 10650

  3. 5665

К. Как называлась созданная государством в 1925 году молодежная организация, выступающая против Церкви и религии?

  1. Союз против религии

  2. Союз воинствующих атеистов

  3. Союз воинствующих безбожников

Л. К какому документу Патриарха всея Руси Тихона эпиграфом было взято пророчество Спасителя «Все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф.26 : 52)?

  1. к Обращению к правительствам и народам христианских стран

  2. к Обращению к участникам Поместного Собора

  3. к Обращению к Совету народных комиссаров

М. Указать имя Московского митрополита, Местоблюстителя Патриаршего Престола, который в своем пастырском обращении призвал русский народ подняться на священную войну с фашизмом

  1. Петр

  2. Алексий

  3. Сергий

  4. Тихон

Н. В каком году Советское правительство разрешило созвать Архиерейский Собор для избрания Патриарха всея Руси?

  1. в 1944 году

  2. в 1943 году

  3. в 1941 году

Вариант №2 Расположить приведенные изображения Патриархов всея Руси в соответствии с их именами

Патриарх всея Руси Тихон (Белавин)

Патриарх всея Руси Алексий I

Патриарх всея Руси Сергий (Страгородский)

Вставить пропущенные слова и восстановить фрагмент Обращения Патриарха всея Руси Тихона к Совету народных комиссаров

Вы __ _ весь народ на _ __ между собой __ _ и __ _ их в _ __ по ___ братоубийство. Любовь _ __ вы __ _ заменили _ __ и, вместо _ __, искусственно __ _ классовую __ _.

Для каждого Патриарха всея Руси указать год его избрания на Патриарший Престол

Тихон — _____________ Сергий — ____________ Алексий 1 — ____________

Православная амнистия, или как Сталин возродил Церковь — История России

Почему 4 сентября 1943 года Иосиф Сталин кардинальным образом изменил политику взаимоотношений советской власти с Русской православной церковью?

Для Русской православной церкви ХХ век стал временем тяжелейших испытаний, основная часть которых пришлась на семидесятилетний советский период. В расколотой политическими противоречиями стране одна из главных ее опор — церковь — тоже пережила и раскол, и сильнейшее давление со стороны официальной власти, и постепенную потерю поддержки в обществе, но все-таки сумела сохранить себя как общественный институт. И в этом существенную роль сыграли события, развернувшиеся в годы Великой Отечественной войны. Поздним вечером 4 сентября 1943 года в Кремле состоялась встреча Иосифа Сталина с тремя иерархами Русской православной церкви, с которой и началась первая религиозная «оттепель» в Советском Союзе.

Первый после восстановления патриаршества Святейший Патриарх Московский и всея России Тихон (Беллавин) и будущий первый Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский), 1918 год

Источник: https://commons.wikimedia.org


Время воинствующих безбожников

После Октябрьской революции и объявленного большевиками курса на построение атеистического общества Русская православная церковь хоть и не была поставлена вне закона, но была лишена всякой защиты и поддержки. Стремление действующего патриарха Тихона остаться вне политической борьбы и его призывы к прекращению братоубийственной войны советское правительство расценило как отказ от сотрудничества. К тому же вскоре развернулась кампания по изъятию церковных ценностей, которые шли на закупку продовольствия для голодающих, — и это окончательно разрушило все надежды на достижение хоть какого-то согласия между официальной властью и Русской православной церковью.

Атеистические устремления большевиков, конечной целью которых было уничтожение церкви как социального института, принимали в послереволюционные годы самые странные формы. С одной стороны, не прекращалось административное и финансовое давление на РПЦ; например, священники и другие «служители религиозных культов» были приравнены к кустарям и «лицам, занимающимся свободными профессиями», и платили подоходный налог размером до 81%. С другой стороны, в полной мере использовался принцип «разделяй и властвуй»: советское правительство официально признало «обновленцев», или Православную церковь в СССР, которые выступали против православного патриарха Тихона и собственно Русской православной церкви. С третьей же стороны, существовал «Союз воинствующих безбожников», который вел агрессивную пропаганду атеизма, и другие структуры, пользовавшиеся поддержкой на государственном уровне и проводившие официальную атеистическую политику советского правительства.

Меморандум о встрече Сталина с иерархами Русской православной церкви, опубликованный в газете «Известия» 5 сентября 1943 года

Источник: https://livejournal.com


В результате всех этих усилий советской власти к концу 1930-х годов Русская православная церковь была фактически поставлена на грань уничтожения. От нее удалось оторвать существенную часть прихожан, для которых открытая демонстрация своей веры стала опасной. Существенная часть иерархов и священников была арестована и осуждена под разными предлогами, а немалая часть храмов — закрыта или изъята в пользу государства. К 1941 году на территории СССР действовали порядка 3800 православных приходов всех ориентаций, из которых подавляющая часть — более 3300 — находилась на территориях, только что присоединенных к Советскому Союзу. К октябрю 1941 года в СССР осталось всего семеро официально действующих архиепископов; к тому же с 1925 года православная церковь в России не имела возможности избрать своего патриарха — был только местоблюститель, митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский). Именно ему выпало стать первым после патриарха Тихона новым Патриархом Московским и всея Руси — после встречи в Кремле в ночь с 4-го на 5 сентября 1943 года.

«Большевистский напор» и дела церковные

Многие детали того ночного разговора известны сегодня благодаря записке полковника НКГБ Георгия Карпова, который занимался подготовкой встречи церковных иерархов со Сталиным и реализацией многих договоренностей, которые были достигнуты на ней. В частности, именно полковник Карпов еще 30 августа привез патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия из Ульяновска, где он находился в эвакуации, в Москву и поселил в Митрополичьем доме возле патриаршего Богоявленского собора неподалеку от станции метро «Бауманская». Вскоре к митрополиту Сергию присоединился митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский), а третий участник встречи — митрополит Киевский и Галицкий Николай (Ярушевич) — жил в столице с октября 1941 года, фактически выполняя роль полномочного представителя патриаршего местоблюстителя.

Капитан госбезопасности (это специальное звание соответствовало армейскому званию полковника) Георгий Карпов, конец 1930-х годов.

Источник: http://www.world-war.ru


Окончательный вопрос о том, в какой момент представители и фактические высшие на тот момент иерархи Русской православной церкви придут на встречу в Кремль, был решен за несколько часов до разговора. Как отмечал в своей записке полковник Карпов, днем в субботу, 4 сентября 1943 года, его вызвали к Сталину, и тот распорядился позвонить митрополиту Сергию, пригласить его и двух его сподвижников на встречу. Дату ее тоже можно было выбирать: или ближайший поздний вечер, или любой последующий день в течение недели. Иерархи, которые наверняка уже были подготовлены к предстоящей встрече и обсудили между собой все возможные приобретения и потери, которые она сулила, не стали тянуть и согласились приехать в Кремль поздним вечером 4 сентября.

Два часа без пяти минут, которые занял разговор митрополитов со Сталиным, стали поворотными в истории Русской православной церкви ХХ века. За это кратчайшее время она сумела вернуть себе право на подготовку новых священников и издание собственного журнала Московской патриархии, право на открытие новых храмов и восстановление старых, добиться амнистии для осужденных священников и предложения (а по сути — распоряжения) как можно быстрее провести архиерейский Собор и избрать нового патриарха. Решение по последнему пункту, согласно записке Георгия Карпова, принималось так: «Митрополит Сергий ответил, что архиерейский Собор можно будет собрать через месяц, и тогда товарищ Сталин, улыбнувшись, сказал: «А нельзя ли проявить большевистские темпы?» Обратившись ко мне, спросил мое мнение, я высказался, что если мы поможем митрополиту Сергию соответствующим транспортом для быстрейшей доставки епископата в Москву (самолетами), то Собор мог бы быть собран и через 3–4 дня. После короткого обмена мнениями договорились, что архиерейский Собор соберется в Москве 8 сентября».

Члены Священного Синода, избранные на Архиерейском Соборе 8 сентября 1943 года. Снизу: митрополит Алексий (Симанский), митрополит Сергий (Страгородский), митрополит Николай (Ярушевич). Сверху: Алексий (Палицын), Архиепископ Сергий (Гришин), Архиепископ Иоанн (Соколов), протоиерей Николай Колчицкий

Источник: https://commons.wikimedia.org


Вера или польза?

Настояв на проявлении «большевистских темпов» в деле избрания нового патриарха, правительство СССР проявило такие же темпы в трансформации своих взаимоотношений с Русской православной церковью. 8 сентября, как и было решено, в Москве собрался архиерейский Собор, на котором новым Патриархом Московским и всея Руси (титул, кстати, тоже был обсужден и утвержден на ночной встрече в Кремле) был избран митрополит Московский и Коломенский Сергий. 12 сентября в Москве состоялась интронизация нового патриарха, и в тот же день было восстановлено издание «Журнала Московской Патриархии». А еще через месяц правительство приняло решение о ликвидации церковных структур обновленцев, что фактически стало признанием Русской православной церкви как единственного религиозного объединения, с которым соглашалось сотрудничать государство. Это подтверждало и название новой госструктуры, которой это вменялось в обязанность: при Совнаркоме был создан Совет по делам Русской православной церкви, первым руководителем которого стал полковник НКГБ Георгий Карпов.

Историки церкви и исследователи советской истории до сих пор спорят о том, что стало причиной столь кардинальной смены отношения советской власти к Русской православной церкви. Вне всякого сомнения, церковь после начала Великой Отечественной войны проявила себя как сила, способная консолидировать общество и подвигнуть его на жертвенность в деле борьбы с фашизмом, — но одного этого было бы недостаточно. Считается, что аргументом в пользу изменения отношений государства с церковью могло стать и внешнеполитическое давление: накануне Тегеранской конференции Сталину требовалось сделать все, чтобы заручиться поддержкой союзников и иметь возможность выдвинуть им свои требования, а на Западе почти впрямую увязывали помощь СССР с решением вопроса о свободе совести в Советском Союзе. Возможно, сыграло роль и то обстоятельство, что во время оккупации на захваченной территории было открыто множество православных приходов, которые теперь, когда началось освобождение этих земель, невозможно было просто взять и снова закрыть, но при этом необходимо было легализовать их и удержать под контролем.

Участники Архиерейского Собора 8 сентября 1943 года митрополиты Алексий (Симанский), Сергий (Страгородский) и Николай (Ярушевич) в окружении архиереев Русской православной церкви

Источник: http://www.taday.ru


Скорее всего, при принятии решения о восстановлении более-менее нормальных отношений между государством и церковью сыграли роль все эти факторы (верующие, кроме того, полагают вероятным еще и вмешательство высших сил, которые, по их мнению, вполне могли вдохновить руководство СССР на такой шаг). Но вне зависимости от того, чем руководствовался Сталин во время встречи с церковными иерархами, она круто изменила всю дальнейшую судьбу Русской православной церкви.

Лучше, но не легче

Изменить — изменила, однако о развороте государственной церковной политики на 180 градусов не шло и речи. «Церковная оттепель» продлилась недолго: если на 1 января 1948 года в СССР насчитывалось 14 329 церквей и молитвенных домов, то через четыре года их стало почти на тысячу меньше, а к середине 1960-х, после печально знаменитого всплеска атеистической пропаганды времен Никиты Хрущева, число православных приходов в Советском Союзе сократилось вдвое.

Интронизация Патриарха Московского и всея Руси Сергия в Патриаршем Богоявленском соборе в Москве, 12 сентября 1943 года

Источник: https://livejournal.com


И все-таки для большинства верующих в СССР события начала осени 1943 года стали символом прекращения гонений на церковь и начала возвращения России в лоно православия. Правда, потребовалось еще почти полвека, чтобы этот процесс пошел полным ходом, а порой и с перегибами, которые были ничуть не лучше атеистических перегибов середины 1920-х. Но точкой отсчета для возвращения Русской православной церкви ее значимой роли в российской истории стало 4 сентября 1943 года — накануне отдания праздника рождества Пресвятой Богородицы.

Обложка: https://pinterest.com


Смотрите также:

Как российский император уступил свои функции папе римскому

«Он нес всю тяжесть Церкви». О судьбе патриарха Тихона

Как Церковь помогла выиграть Великую Отечественную

Львовский собор: возвращение украинских униатов в родную гавань

Был ли Сталин на фронте?

Тест по истории Русская православная церковь в XVII веке 7 класс

Тест по истории Русская православная церковь в XVII веке для учащихся 7 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом по 10 заданий.

1 вариант

1. В каких отношениях находились патриарх Филарет и госу­дарь Михаил Романов?

1) Филарет был родным братом Михаила Романова
2) Филарет был отцом Михаила Романова
3) Филарет был сыном Михаила Романова
4) Филарет не имел родственных связей с Михаилом Рома­новым

2. Какой точки зрения придерживался патриарх Иосиф отно­сительно редактирования церковных книг?

1) нужно взять за образец греческие книги
2) нужно ориентироваться на древнерусские образцы
3) необходимо создать собственную, новую систему церков­ного книгописания
4) необходимо обратиться за помощью к папе римскому

3. Что входило в церковную реформу, проведённую в 1653-1654 гг.?

1) введение троеперстного крестного знамения
2) введение двоеперстного крестного знамения
3) ведение богослужения на латинском языке
4) отказ от почитания икон

4. Как поступил патриарх Никон после конфликта с царём Алексеем Михайловичем, когда государь перестал посещать богослужения и приглашать патриарха на государственные приёмы?

1) Никон захватил царский престол
2) Никон отлучил Алексея Михайловича от власти
3) Никон проклял государя
4) Никон сложил полномочия патриарха и удалился в мо­настырь

5. Разногласия между сторонниками реформы Никона и её противниками привели к

1) расколу в Русской православной церкви
2) объединению церкви в борьбе с католицизмом
3) организации новых крестовых походов
4) полному подчинению государственных структур церкви

6. Как решил судьбу Никона Церковный собор 1666-1667 гг.?

1) собор принял реформы, предложенные Никоном, но осудил патриарха
2) собор отверг реформы и осудил патриарха
3) собор возвратил Никону патриарший престол
4) собор канонизировал Никона как святого

7. Где познакомились царь Алексей Михайлович и протопоп Аввакум, противник реформ Никона?

1) в Избранной раде
2) в Монастырском приказе
3) в кружке ревнителей благочестия
4) в Успенском соборе Московского Кремля

8. Как сложилась судьба противника Никона, протопопа Ав­вакума?

1) Аввакум был выслан из России
2) Аввакум был казнён, его сожгли по царскому указу
3) Аввакум заплатил огромный штраф и лишился своего состояния
4) Аввакум был отправлен в отдалённый монастырь, где и закончил свои дни

9. Как называли противников реформы Никона, сторонников протопопа Аввакума?

1) антиниконианцы
2) аввакумцы
3) старообрядцы
4) протестанты

10. Какое народное выступление стало одним из самых круп­ных восстаний, вызванных церковными реформами?

1) восстание под руководством Степана Разина
2) восстание в Соловецком монастыре
3) восстание под руководством Хлопка
4) Медный бунт

2 вариант

1. Патриарх Филарет стал править вместе с Михаилом Рома­новым начиная с 1619 г. Почему Филарет раньше не оказы­вал влияния на политические события?

1) Филарет не желал вмешиваться в политику
2) Филарет поддерживал другого претендента на русский престол
3) Филарет находился в польском плену
4) в 1619 г. Филарет получил титул единственного правите­ля России

2. Какое мнение относительно церковных книг и церковных обрядов разделял государь Алексей Михайлович?

1) необходимо придерживаться древнерусских образцов
2) нужно обратиться к греческим источникам
3) необходимо в качестве образца взять латинские книги
4) необходимо обратиться за советом к папе римскому

3. Что из названного относится к церковной реформе, которая была проведена в 1653-1654 гг.?

1) введение богослужения на латинском языке
2) исправление икон и церковных книг по греческому образцу
3) отмена почитания икон в церквях
4) исправление книг по древнерусским образцам

4. Каких взглядов придерживался патриарх Никон относительно царской власти?

1) Никон считал царскую власть выше церковной
2) Никон полагал, что государь должен прямо назначать патриарха и основных церковных иерархов
3) Никон выступал за первенство церковной власти над царской
4) Никон выступал за отмену царской власти и сосредоточение властных полномочий исключительно в руках патриарха

5. В какой монастырь удалился Никон после сложения полномочий патриарха?

1) Киево-Печерский монастырь
2) Александра-Невскую лавру
3) Даниловский монастырь в Москве
4) Воскресенский Новоиерусалимский монастырь

6. Когда состоялся Церковный собор, на котором был осуждён патриарх Никон?

1) 1653-1654 гг.
2) 1660-1661 гг.
3) 1666-1667 гг.
4) 1678-1679 гг.

7. Протопоп Аввакум был автором произведения

1) Житие
2) Суд над Никоном
3) Шемякин суд
4) Путешествие по Сибири

8. Какие религиозные позиции отстаивал протопоп Аввакум в своих проповедях?

1) необходимость прощения всех еретиков и противников его взглядов
2) следование церковным уставам и постановлениям Сто­главого собора
3) обращение к книгам и сочинениям папы римского
4) взятие за образец греческих книг и канонов

9. Какие формы принимало массовое движение протеста про­тив реформ Никона?

1) мирные протесты
2) обращение к народу
3) написание воззваний к папе римскому
4) самосожжения и голодные смерти

10. Какие идеи отстаивали монахи в ходе восстания в Соловец­ком монастыре 1668-1676 гг.?

1) отмена обета послушания в монастыре
2) выступление за старую веру
3) введение права монахов покидать монастырь по соб­ственному желанию
4) отказ от монастырского землевладения

Ответы на тест по истории Русская православная церковь в XVII веке
1 вариант
1-2
2-2
3-1
4-4
5-1
6-1
7-3
8-2
9-3
10-2
2 вариант
1-3
2-2
3-2
4-3
5-4
6-3
7-1
8-2
9-4
10-2

Русская Православная Церковь | История и факты

Русская Православная Церковь , одна из крупнейших автокефальных или церковно независимых восточных православных церквей в мире. Ее членство оценивается более чем в 90 миллионов человек. Для получения дополнительной информации о православных верованиях и практиках, см. Восточное православие.

Британская викторина

Мировые организации: факт или вымысел?

Коммунистические страны не могут вступать в ООН.

Христианство, по-видимому, было принесено в восточнославянское государство Киевская Русь греческими миссионерами из Византии в IX веке. Известно, что организованная христианская община существовала в Киеве еще в первой половине X века, а в 957 году в Константинополе крестилась правительница Киева святая Ольга. За этим последовало принятие христианства в качестве государственной религии после крещения внука Ольги Владимира I, князя Киевского, в 988 году.При преемниках Владимира и до 1448 года русскую церковь возглавляли киевские митрополиты (которые после 1328 года проживали в Москве) и образовали митрополию Византийского патриархата.

В то время как Россия находилась под властью монголов с 13 по 15 века, русская церковь пользовалась привилегированным положением, получив иммунитет от налогов в 1270 году. В этот период наблюдался значительный рост монашества. Печерский монастырь (Печерская Лавра) в Киеве, основанный в середине XI века подвижником св.Антония и Св. Феодосия, как главный религиозный центр уступил место Троице-Св. Сергиев монастырь, основанный в середине 14 века преподобным Сергием Радонежским (на территории нынешнего города Сергиев Посад). Сергий, а также митрополиты Петр (1308–13026) и святитель Алексий (1354–78) поддерживали рост могущества Московского княжества. Наконец, в 1448 г. русские епископы избрали своего митрополита без обращения в Константинополь, и отныне Русская Церковь стала автокефальной.В 1589 году митрополит Московский Иов был возведен в сан патриарха с одобрения Константинополя и получил пятый чин в почете после патриархов Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского.

В середине 17 века русский православный патриарх Никон вступил в ожесточенный конфликт с русским царем Алексием. Никон, преследуя идеал теократического государства, пытался установить примат православной церкви над государством в России, а также провел тщательный пересмотр русских православных текстов и ритуалов, чтобы привести их в соответствие с остальной частью восточного православия.Никон был свергнут в 1666 году, но русская церковь сохранила его реформы и предала анафеме тех, кто продолжал выступать против них; последние стали называться старообрядцами и в течение следующих двух столетий сформировали энергичный отряд раскольников в Русской Православной Церкви.

Nikon Nikon, фрагмент портрета неизвестного художника, 1687 г. ТАСС / Совфото Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской. Подпишитесь сегодня

В 1721 году царь Петр I (Великий) упразднил Московский патриархат и заменил его Священным правящим синодом, который был создан по образцу контролируемых государством соборов лютеранской церкви в Швеции и Пруссии и находился под жестким контролем государства.Главный прокурор синода, мирянин, получивший министерский ранг в первой половине XIX века, отныне осуществлял эффективный контроль над церковной администрацией до 1917 года. Этот контроль, которому способствовало политическое подчинение большинства высшего духовенства. , был особенно отмечен во время прокуратуры (1880–1905) архиконсервативной КП. Победоносцев.

В ноябре 1917 года, после падения царского правительства, совет Русской Православной Церкви восстановил патриархат и избрал патриархом митрополита Тихона.Но новое советское правительство вскоре объявило об отделении церкви от государства и национализировало все церковные земли. За этими административными мерами последовали жестокие санкционированные государством преследования, которые включали полное разрушение церквей, а также арест и казнь многих священнослужителей. Русская православная церковь еще больше ослабла в 1922 году, когда обновленная церковь, реформаторское движение, поддерживаемое советским правительством, вышла из церкви Патриарха Тихона, восстановила Священный Синод к власти и привела к разделению между духовенством и верующими.

После смерти Тихона (1925 г.) правительство запретило проведение патриархальных выборов. В 1927 году, чтобы обеспечить выживание церкви, митрополит Сергий официально выразил свою «лояльность» советской власти и впредь воздерживался от какой-либо критики государства. Однако такое лояльное отношение вызвало еще больше разногласий в самой церкви: внутри России ряд верующих выступили против Сергия, а за рубежом русские митрополиты Америки и Западной Европы разорвали свои отношения с Москвой.

Затем, в 1943 году, благодаря внезапному изменению политики Иосифа Сталина в отношении религии, русское православие возродилось: был избран новый патриарх, открылись духовные школы и начали действовать тысячи церквей. Между 1945 и 1959 годами официальная организация церкви значительно расширилась, хотя отдельные члены духовенства время от времени подвергались арестам и высылке. Количество открытых церквей достигло 25 тысяч. Впоследствии было возбуждено новое массовое преследование церкви под руководством Никиты Хрущева и Леонида Брежнева.Затем, начиная с конца 1980-х годов, при Михаиле Горбачеве, новые политические и социальные свободы привели к тому, что многие церковные здания были возвращены церкви для восстановления местными прихожанами. Распад Советского Союза в 1991 году способствовал духовному прогрессу, и в 2000 году царь Николай II, российский император, убитый большевиками после Октябрьской революции 1917 года, и члены его семьи были канонизированы церковью.

Русская революция 1917 года оторвала большие части русской церкви — епархии в Америке, Японии и Маньчжурии, а также беженцев в Европе — от регулярных контактов с материнской церковью.Группа епископов, оставивших свои кафедры в России, собралась в Сремских-Карловцах, Югославия (ныне Сербия), и заняла явно политическую монархическую позицию. Группа также утверждала, что выступает в качестве синода для всей «свободной» русской церкви. Эта группа, которая до сих пор включает значительную часть русской эмиграции, была формально распущена в 1922 году Патриархом Тихоном, который затем назначил митрополитов Платона и Евлогия правящими епископами в Америке и Европе соответственно. Оба эти митрополита периодически продолжали поддерживать отношения с синодом в Карловцах, но ни один из них не принимал его как канонический авторитет.

После Второй мировой войны Московский патриархат предпринял безуспешные попытки восстановить контроль над этими группами. В 1970 году он наконец признал автокефальную Православную Церковь в Америке, тем самым отказавшись от своих прежних канонических претензий в Соединенных Штатах и ​​Канаде; он также признал автономную церковь, основанную в Японии в том же году. После распада Советского Союза начались дискуссии о воссоединении церквей. В 2007 году церкви были воссоединены, когда было восстановлено каноническое общение между Русской Православной Церковью и церковью за пределами России.В октябре 2018 года Русская Православная Церковь разорвала связи с Константинопольским Патриархатом, почетным главенством Восточного Православия, после того, как последний утвердил независимость автокефальной церкви Украины; Варфоломей I официально признал независимость Православной церкви Украины от Русской православной церкви в январе 2019 года.

.

Литургических текстов — Свято-Покровская Русская Православная Церковь

Молитвы на английском языке

Библиотека текстов

Литургия Иоанна Златоуста — для прихожан

Литургия Иоанна Златоуста — для духовенства

Литургия святителя Василия Великого

Vigil

7 молитв при свете фонарей. И 12 утренних молитв

1-й час 3-й час 6-й час 9-й час

9-й час, вечерня, 7 молитв

Молитвы перед причастием

Канон и молитвы перед причастием

Молитвы после причастия

Великий пост:

Литургия Преждеосвященных Даров

Девятый час: Великий пост

Блаженства В будни Великого поста

Sunday Octoechos Тон 1 Тон 2 Тон 3 Тон 4 Тон 5 Тон 6 Тон 7 Тон 8

Крещение (или 40-дневное благословение — молитва для женщин на сороковой день после родов / молитва для составления катехумена / крещение / помазание / омовение)

Святое крещение (кратко) из-за страха смерти

40-дневное благословение — Молитва для женщин на сороковой день после родов

Обручение и венчание

Орден второго брака

Молебен:

Панихида (короткая версия)

Панихида в родительскую субботу (много имен) Панихида на одного человека

Похороны / Отпевание

Похороны / Отпевание скончавшихся в Светлую неделю

Панихида (панихида) (краткая версия) по усопшим в Светлую неделю

Молитва об обращении впавших в заблуждение для воспевания в Воскресенье Православия и в других необходимых случаях

Страстная неделя

Утреня и первый час Великого понедельника

Святой Понедельник 3, 6, 9 часов, типика и Преждеосвященная литургия переменные

Утреня и первый час Великого вторника

Великий вторник 3, 6, 9 часов, типика и Преждеосвященная литургия переменные

Утреня Страстной среды и первый час

Страстная среда 3, 6, 9 часов, типика и Преждеосвященная литургия переменные

Священная среда Служба священного масла — Соборование

Утреня и первый час Великого четверга

Типика Великого Четверга и Литургия Василия Блаженного

Утреня Страстной пятницы — будет служить в четверг вечером — Страстные Евангелия

Страстные Евангелия — СЛАВЯНСКИЕ

Королевские часы Страстной пятницы

Вечерня Страстной Пятницы

Утреня Великой субботы — вечер пятницы — Погребальная плащаница

Типика Великой Субботы и Литургия Василия Блаженного

Порядок богослужения на святое и великое воскресенье Пасхи

Вечерня Агапе

Яркая неделя.Литургические переменные.

Вознесение Господа нашего Бога и Спасителя Иисуса Христа / переменные бдения

Вознесение Господа нашего Бога и Спасителя Иисуса Христа / Литургия переменные

Воскресенье Святой Пятидесятницы / переменных бдения

Воскресенье Святой Пятидесятницы / Переменные литургии

Вечерня Пятидесятницы с преклоненными молитвами

.
Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *