Контрольный диктант 7 класс начало года: Методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему: Диктанты

Содержание

Методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему: Диктанты

7 кл. 1 четверть

Входной мониторинг

Контрольный диктант

Листопад

косяки

отвесно

     Всё время держится прекрасная погода. Дни стоят солнечные, а по ночам подмораживает. Звезды блестят на темном небе чисто и нежно.

     Наступает пора листопада, и листья падают дни и ночи. Они то косо летят по ветру, то отвесно ложатся на сырую траву*.

     Из леса веет прохладой. По утрам серебряные капли росы покрывают осеннюю листву и низкий кустарник около речки. Леса обнажаются, становится светло и просторно. Через чащу деревьев уже видна синяя даль сжатых полей.

      Это время совпадает с отлетом пернатых в далёкие края. Они собираются в большие стаи. Чёрными облаками перелетают по полям и лугам стаи скворцов**. Высоко в небе тянутся журавлиные косяки.

     Когда на небе догорает последний луч, из прибрежных зарослей раздаются какие-то таинственные шорохи.

К. Паустовский (115 слов)

Грамматическое задание

1 вариант

2 вариант

1. Разбор слова по составу

подмораживает

собираются

2. Синтаксический разбор предложения

Они то косо летят по ветру, то отвесно ложатся на сырую траву*.

(повеств., невоскл., простое, двусост., распростр, осложнено однородными сказуемыми)

Чёрными облаками перелетают по полям и лугам стаи скворцов**.

(повеств., невоскл., простое, двусост., распростр, осложнено однородными дополнениями)

Повышенный уровень

3. Выписать из текста CПП,  составить его схему

Диктанты для 7 класса | Материал по русскому языку (7 класс):

Диктант №1

ОСЕНЬ

Осень — причудливая волшебница. Приходит она и расстилает желтыепокрывала на поля, разбрасывает разноцветные листья по дорожкам, приносит запах свежести и легкого морозца.

  Хорошо побродить в городском парке в такие удивительные дни. Деревья объяты пламенем. Теперь никому не остановить осеннего пожара. Вот загорелась осинка ярко-красными огоньками, и от нее пошел полыхатьклен. Он прикоснулся к березке, и вспыхнула она желтым костром. Нообнажатся деревья, и погаснет это разноцветье.

   Осень не хочет расставаться с людьми и часто плачет. Печальный дождь капает из туч на землю. Люди смотрят на небо и грустно говорят: «Вот и осень, теперь жди зимы». Если бы осень умела говорить, она сказала бы: «Я не хочу уходить от вас, люди, я хочу остаться».

Но мчится бессердечное время, и осень уходит.

                   Грамматическое задание

Вариант 1

1.Синтаксический разбор предложения

Приходит осень и расстилает жёлтые покрывала на поля

2.Морфемный разбор слов: загорелась, городской.

3.Морфологический разбор слова (в) парке.

4.Выписать именное словосочетание.

5. Указать количество букв и звуков в словах: людьми, объяты

Вариант 2

1.Синтаксический разбор предложения

Осень приносит запах свежести и лёгкого морозца

2.Морфемный разбор слов: приходит, осеннего.

3.Морфологический разбор слова костром.

4.Выписать именное словосочетание.

5. Указать количество букв и звуков в словах: деревья, такие


Диктант №2

У моря

          Дыхание близкой грозы уже веяло над океаном. Дальний берег давно утонул в тумане и сумерках приближающегося вечера. Море протяжно ревело и катило валы к горизонту. Несколько валов уже перекатилось через волнолом, отделяющий бухту. Небо потемнело, и весь мир поглотила бесформенная тьма, охватившая тучи, воздух и море. Иногда среди шума и плеска с пугающей внезапностью обозначались белые гребни волн.

        Пленник наблюдал за лодкой, вошедшей в бухту. Он привык всматриваться в очертания гор, выступавшие неясными извилинами, в сонное спокойствие отдаленного берега, лениво дремавшего в своих туманах. От берега, затянутого мглой, отделились какие-то тени и понеслись над морскими валами. Налетел еще шквал, и опять пронеслись сверкающие брызги. Пленник чувствовал движение громад, несущихся на запад. И вдруг ожили давно угасшие желания. Он кинулся к решетке, затряс ее, и решетка свободно вынулась. Вскоре он был в лодке, качавшейся под ударами волн.

 Грамматическое задание

Вариант 1

1.Синтаксический разбор предложения

Пленник наблюдал за лодкой, вошедшей в бухту

2.Морфемный разбор слов: охватившая, налетел.

3.Морфологический разбор слова вошедшей.

Вариант 2

1.Синтаксический разбор предложения

Вскоре он был в лодке, качавшейся под ударами волн

2.Морфемный разбор слов: выступавше, ревело.

3.Морфологический разбор слова отделяющую.

Диктант №3

Первый снег

   Неожиданно подул ветер. Он прошёлся вдоль берега, зарябив зеркало воды, обломав сухие ветви. Кроты, строившие подземные царства, спрятались в свои лабиринты. Солнце, послав на землю последний луч, закрылось в серую мглу. Вся природа, затаив дыхание, замерла в ожидании чего-то. Вдруг на кленовый лист упала первая снежинка.

    И вот бесшумно пошёл снег, засыпая все неровности на земле. Снежный ковёр, изменяя обычный наряд леса, опушил вековую ель, лёг на ветви берёзы. Большой снег накрывает лесной поток, останавливая течение у берегов, глуша шум на перекатах. Снег поглотил все звуки, создал бесконечные группы белых фигур, погрузив всё лесное царство в мир безмолвия и справедливости.

 Грамматическое задание

Вариант 1

1.Синтаксический разбор предложения

 Солнце, послав на землю последний луч, закрылось в серую мглу

2.Морфемный разбор слов: зарябив, замерла.

3.Морфологический разбор слова погрузив.

4.Выписать два слова с орфограммой в корне

Вариант 2

1.Синтаксический разбор предложения

 Снежный ковёр, изменяя обычный наряд леса, опушил вековую ель

2.Морфемный разбор слов: изменяя, поглотил.

3.Морфологический разбор слова обломав.

4.Выписать два слова с орфоргаммой в приставке

Диктант №4

Горы

     В течение многих тысячелетий меняется форма и высота земной поверхности, и там, где раньше шумело море, впоследствии образовалась суша. С реками и озёрами происходит то же самое, что и с морями. Горы также не остаются неизменными. Особенно сильно разрушаются и сжимаются по-разному, между ними образуются трещины. В них попадает вода. При замерзании она увеличивается в объёме и с громадной силой разрывает самые сильные камни.

    Растения и животные тоже играют большую роль в разрушении горных пород. Корни растений выделяют кислоту, которая разъедает камень. Если в трещину породы  попадает семя, то оно разрастается и, постепенно  утолщаясь, будет раздвигать её. Вследствие этого происходит выветривание. Оно происходит очень медленно, но в продолжение многих лет самые прочные породы разрушаются, распадаются на части.

Грамматическое задание

Вариант 1

1. Синтаксический разбор предложения

 Растения и животные тоже играют большую роль в разрушении горных пород.

2.Морфемный разбор слов: выделяют , земной.

3.Морфологический разбор слова тоже.

4.Выписать именное словосочетание

Вариант 2

1.Синтаксический разбор предложения

 При замерзании она увеличивается в объёме и с громадной силой разрывает самые сильные камни.

2.Морфемный разбор слов: происходит, горных.

3.Морфологический разбор слова в течение.

4.Выписать именное словосочетание

Диктант №5

Дом

    Дом стоял несколько в стороне. Окна его были покрашены масляной краской, а небольшое крылечко сбоку еще пахло сосной. Двери были раскрыты настежь, но хозяев в доме не оказалось. Направо от двери стоял некрашеный стол, слева виднелась массивная печь.
    Вскоре с улицы прибежала Наташа, встретившая меня так, как будто мы с ней были старые знакомые. Она радушно предложила мне чаю и ранней малины, но я попросил ее сначала показать мне сад, выращенный чуть ли не под самым Полярным кругом.
   Мы вышли из дома. Сад лепетал тополиной листвой. Перешагнув за калитку, я неожиданно увидел яблоньки, малинник, густо усыпанный кое-где уже поспевающей ягодой. Почувствовав смолистый аромат, я повернул голову налево и увидел кедры. Они были иссиня-черные, по-медвежьи угрюмы и неприветливы. Наташа ласково и как-то застенчиво потрепала одно дерево.

Грамматическое задание

Вариант 1

1.Синтаксический разбор предложения

 Почувствовав смолистый аромат, я повернул голову налево и увидел кедры.

2.Морфемный разбор слов:выращенный, налево.

3.Морфологический разбор слова усыпанный.

4.Выписать два слова, в которых количество букв и звуков не совпадает

Вариант 2

1.Синтаксический разбор предложения

Вскоре с улицы прибежала Наташа, встретившая меня

2.Морфемный разбор слов:покрашены, ласково.

3.Морфологический разбор слова поспевающей.

4..Выписать два слова, в которых количество букв и звуков не совпадает

Диктант в 7 классе в начале года

Стартовый диктант в 7 классе

СТАРИК И СОЛНЦЕ

Дни горели белым огнём. Земля была горячая, деревья тоже были горячие. Сухая трава шуршала под ногами.

Только вечерами наступала прохлада. И тогда на берег стремительной реки выходил древний старик, садился всегда на одно и то же место и смотрел на солнце.

Солнце садилось за горы. Вечером оно было огромное, красное.

Солнце коснулось вершин Алтая и стало медленно погружаться в далёкий синий мир. Чем глубже оно уходило, тем отчётливее рисовались горы. Они как будто придвинулись. Между рекой и горами тихо угасал красноватый сумрак. Потом солнце совсем скрылось за острым хребтом, и тотчас оттуда вылетел в зеленоватое небо стремительный веер ярко-рыжих лучей. Он держался

недолго и тоже тихо угас. А в небе в той стороне пошла полыхать заря.

В долине большими клочьями пополз туман. В недалёком лесочке робко вскрикнула какая-то птица. «Хорошо», — проговорил старик.

(По В. Шукшину)

(122 слова)

*Рекомендуется проговорить/ прописать выделенные слова.

Грамматическое задание

  1. Выпишите слово (а) с чередующейся гласной в корне, обозначьте условия выбора гласной.

1 вариант – 1-3 абзацы

2 вариант – 4-5 абзацы

  1. выполните разбор по составу

1 вариант – придвинулись, красноватый

2 вариант – вскрикнула, зеленоватое

  1. выполните синтаксический разбор предложения

1 вариант – (см. последний абзац)

2 вариант — (см. последний абзац)

  1. Объясните постановку знаков препинания в предложении с прямой речью.

* Какие слова не имеют окончания? Почему? ( Выпишите 2 примера из текста)

Контрольные диктанты для 7 класса по русскому языку

. Контрольные диктанты 7 класс

Контрольный диктант №1

Осень  на  воде

           Осень.  Уже  не  хочется  выкупаться,  не  тянет  опуститься  в  воду.  Подержишь  палец  в  воде,  а  он  стынет.  Вода  не   замерзла,  но  жизнь  в ней  замирает.  Водяные  лилии  опустились  на дно.  Лягушки  зарылись  в  почву  до  весны.  Окуни,  ерши,  лещики  бродят  стайками.  На  гладкой  поверхности  тёплой  воды  иногда  выскакивают  пузыри.  Это  голодные  рыбёшки  ждут, не  упадет  ли  кузнечик  или  муха.

        Ветер  шевелит  жёлтыми  листочками.  Вот  какой-нибудь  окажется  в  воде.  Жадные  рыбы  схватят  листочек,  утащат  в  воду,  но  скоро  он  вынырнет  обратно.

          А  бросьте  в  воду  горсточку  крошек.  Какая  поднимется  возня!   Толкаются,  кружатся,  борются  за  пищу  рыбки.  Посмотришь  через  минуту  и  ничего  не  увидишь.  Спокойна  тёмная  вода.

 

Грамматические  задания.

1..Разбор  слова  по  составу:

1 вариант:  водяные,  окажется

2 вариант:

Голодные,  посмотришь

 

2..Синтаксический  разбор  предложения:

1 вариант:  Лягушки  зарылись  в  почву  до  весны.

2 вариант:   Ветер  шевелит  жёлтыми  листочками.

3.  Выписать  из  диктанта  слова  с  проверяемыми  безударными  гласными  и  подобрать  к  ним  проверочные  слова.  —  1 вариант

Выписать  из  диктанта  слова  с  чередующимися  гласными  в  корне  и  графически  объяснить  их.  —  2 вариант  

Контрольный диктант №2

Рядом вершины

          Спят  горы.  Но  вот  словно  незримый  фонарщик  подносит  факел  к  вершинам.  Загорелись  снега  на  самых  высоких  горах,  потом  зажглись  малые.  Вдруг  всё  ущелье  засияло  багряно-жёлтыми  яркими  осенними  красками.  Спокойно  переезжаем  реку,  такую многоводную  весной.  Лошади  сами  выбирают  дорогу,  и  мы  опускаем  поводья.

  Сидеть  в  деревянном  киргизском  седле  удобно.

         Горы  южной  Киргизии  от  подножия  до  вершин  поросли  фруктовыми  и  ореховыми  деревьями,  немалую  часть  которых  вырастили  люди.  Первый  привал  мы  сделали  на  скалистом  уступе,  когда  ноябрьские  сумерки  уже  окутывали  местность.  Ивовый  родник  —  это  место  ночёвки  здешних  охотников.

        На  большой  высоте  росли  берёзы,  клёны  и  неприхотливая  арча.  Когда  поднялись  ещё  выше,  остались  только  ельник  и  безлистая  рябина  с  тронутым  морозцем    оранжевыми  ягодами.

  (109  слов)                                                                           (По  В. Кругликову)

Грамматические  задания

1. Выписать  слова  с чередованием  гласных  в  корне  слова,  объяснить  условия  выбора  данной  орфограммы.

Из  первого  абзаца  —  1-й  вариант

Из  второго  абзаца  —  2-й  вариант

2. Сделать  фонетический  разбор  текста:

  Все  —  1-й  вариант                                      ещё  —  2-й  вариант

 

3.

Разобрать  слова  по  составу:

Ореховыми,  вырастили  —  1-й  вариант

Деревянном,  выбирают  —  2-  вариант

 

4. Произвести  морфологический  разбор  слова:

Подносит  —  1-й  вариант                                         поднялись  —  2-й вариант

 

5. Сделать  синтаксический  разбор  предложения:

Вдруг  всё  ущелье  засияло  багряно-жёлтыми  яркими  осенними  красками.  —  1-й  вариант

  На  большой  высоте  росли  берёзы,  клёны  и  неприхотливая  арча.  —  2-й  вариант

 Контрольный диктант №3

   Всё  время  держится  прекрасная  погода.  Дни  стоят  солнечные,  а  по  ночам  подмораживает.  Звёзды  усеивают  тёмное  небо  и  блестят  чисто  и  нежно.

        Наступает  пора  листопада,  и  листья    падают  дни  и  ночи.  Они  то косо  летят  по  ветру,  то  отвесно  ложатся  на  сырую  траву.

       Из  леса  веет  прохладой.   По  утрам  серебряные  капли  росы  покрывают  осеннюю  листву  и  низкий  кустарник  около  речки.  Леса  обнажаются, и  среди  деревьев  светло  и  просторно.  Это  время  совпадает  с  отлётом  пернатых  в  далёкие  края.  Они  собираются  в  большие  стаи.  Когда  на  небе  догорает  последний  луч,  из  прибрежных  зарослей  раздаются  какие-то  таинственные  шорохи.

       Чёрными  облаками  перелетают  по  полям  и  лугам  стаи  скворцов.  Высоко  в  небе  тянутся  журавлиные  косяки.

      «До  свидания,  осень»,   —  говорим  мы  и  приветствуем  приход  зимы.

    (119  слов)                                                                           

Грамматические  задания

1. Сделать  фонетический  разбор  слова:

Деревьев  —  1-й  вариант                                  листья  —  2-й  вариант

 

2. Разобрать  слова  по  составу:

Подмораживает,  серебряные,  кустарник  —  1-й вариант

Обнажаются,  журавлиную,  зарослей  —  2-й  вариант

 

3. Составить  схему  к  предложению:

Когда  на  небе  догорает  последний  луч,  из  прибрежных  зарослей  раздаются  какие-то  таинственные  шорохи.  —  1-й  вариант

 «До  свидания,  осень»,   —  говорим  мы  и  приветствуем  приход  зимы.  —  2-й  вариант

 

4. Сделать  синтаксический  разбор  предложения:

  Звёзды  усеивают  тёмное  небо  и  блестят  чисто  и  нежно.  —  1-й  вариант

По  утрам  серебряные  капли  росы  покрывают  осеннюю  листву  и  низкий  кустарник  около  речки

.  —  2-  вариант

Контрольный диктант №4

Тишина

        Ели,  стоявшие  по  колено  в  сугробах,  были  громадно  высоки.  По  сравнению  с  ними  телеграфные  столбы  казались  маленькими,  как  спички.  Но  ещё  выше  елей  было  небо,  всё  засыпанное  зимними  звёздами.  Особенно  прекрасно  сверкали  звёзды  впереди,  на  том  чёрном  бархатном  треугольнике неба,  который  соприкасался  с  белым  треугольником  бегущей  дороги.   Там  дрожало  и  переливалось  несколько  таких  крупных  и  таких  чистых  созвездий,  словно  они  были  выгранены  из  самых  лучших  и  самых  крупных  алмазов  в  мире.

     Узкий  ледяной  луч  прожектора  иногда  скользил  по  звёздам,  но  он  был  не  в  силах  ни  погасить,  ни  даже  ослабить  их  блеск.  Они  играли  ещё  ярче,  ещё  прекраснее.

     А  вокруг  стояла  громадная   тишина,  которая  казалась  выше  елей,  выше  звёзд  и  даже  выше  самого  чёрного  бездонного  неба.

  (116  слов)                                                                                                   (По  В. Катаеву)

Грамматические  задания

1. Выписать  3-4  слова  с  безударной  проверяемой  гласной  в  корне,  подобрать  проверочные  слова:

Из  первого  абзаца  —  1-  вариант

Из  двух  последних  абзацев  —  2-й  вариант

2. Сделать  фонетический  разбор  слова:

Елей  —  1-й  вариант                                                                       ярче  —  2-й  вариант

 

3. Разобрать  по  составу  слово:

Засыпанные  —  1-й  вариант                                                           выгранены  —  2-й  вариант

 

4. Сделать  синтаксический  разбор  предложения:

Ели,  стоявшие  по  колено  в  сугробах,  были  громадно  высоки.  —  1-й  вариант

Но  ещё  выше  елей  было  небо,  всё  засыпанное  зимними  звёздами.  —  2-й  вариант.

Контрольный диктант №5

Дуб,  облюбованный художником

         На  краю  открывшейся  поляны  у  костерочка  на  корточках  сидел  человек.  Шапка  и  плечи  запорошены  снегом.  Руки  зябко  простёрты  над  огнём.   В  нескольких  шагах  под  деревом  стоял  подрамник  с  неоконченным этюдом  —  рыжий  дуб  на  краю  опушки.

        Снегопад  внезапно  прекратился.  По  запорошенной  поляне  промчалась  синяя  тень убегающей  тучи,  и  снова  всё  вокруг  засияло  молодо  и  радостно.  Дуб,  облюбованный художником,  ярко  вспыхнул  на  солнце  бронзовыми  вихрами  перезимовавшей  листвы  и  отбросил  от  себя  длинную  тень  через  всю  поляну  к  ногам  двух  обнявшихся  молодых  берёзок  на  другом  её  конце.

       Живописец схватил  кисть,  он   работал  сосредоточенно  и  быстро,  будто  боялся,  что  внезапное ненастье  может  снова  погасить  краски.  Я  следил,  как  постепенно,  после  точных  и  неуловимых  мазков  кистью,  оживал  и  от  ветки  к  ветке  зажигался  солнечным  светом  лесной  великан.

 (122  слова)                                                                                                   (По  Е. Носову)

Грамматические  задания

1. Подчеркнуть  причастный  оборот,  стоящий  перед  словом,  к  которому  он  относится.  —  1-й  вариант

Причастный  оборот,  стоящий  после  слова,  к  которому  он  относится  —  2-й  вариант

 

2. Произвести  морфологический  разбор  причастия:

Убегающей  (тучей)  —  1-й  вариант  

                                          облюбованный  (дуб)  —  2-й  вариант

3. Разберите  слова  по  составу:

Запорошены,  подрамник,  зажигался  —  1-й  вариант

Открывшейся,  живописец,  погасить  —  2-й  вариант

 

4. Сделать  синтаксический разбор  предложения:

Шапка  и  плечи  запорошены  снегом.  —  1-й  вариант

Руки  зябко  простёрты  над  огнём.  —  2-й  вариант  

 

5. Найдите  2-3  слова  с  проверяемой  согласной,  объясните  условия  выбора  нужной  буквы.      

 

Контрольный диктант №6

Летний  дождь

           Озеро,  взволнованное  ветром,  шумело  у  берегов.  Трава,  не  орошённая дождём,  сиротливо  приникла  к  земле.  Внезапно  налетевший  ветер  быстро  затих.  Вот  медленно  приближается  огромная  свинцовая  туча.  Она  закрывает  всё  небо  и  грозно  висит  над  притихшей  землёй.

          Озеро  уже  не  взволновано,  оно затихло.  Вдруг  блеснула  яркая  молния,  раздался  оглушительный  удар  грома.  Крупный  летний  дождь  зашумел  по  запылённым  листьям  деревьев.  Земля  жадно  пила  бодрящую  влагу.  На  лугах,  расстилающихся  по  берегам  озера,  зазеленела  освежённая  трава.   Омытые  дождём  деревья  ярко  засверкали  нарядной  листвой.  Туча  бледнела.  Не  закрытое  тучей  солнце  снова  осветило  успокоенную  землю.

         Неглубокие  лужицы  ярко  блестели  на  солнце.  Последние  небольшие  тучки  убегали,  гонимые  лёгким  ветерком.

        Природа,  оживлённая  дождём,  казалась  одетой в  блестящий  праздничный  наряд.

  (119  слов)                                                                                  (По  Л. Виноградовой)  

 

Грамматические  задания

1. В  тексте  диктанта  найти  причастия  и  указать:    действительное  или  страдательное  (д.  или  с.)

В  первом  и  третьем  абзацах  —  1-й  вариант

Во  втором  —  2-й  вариант

 

2. Выписать  из  текста  слова  и  объяснить:

Правописание  не  с  прилагательными  и  причастиями  —  1-й  вариант

Правописание   н-нн  в  причастиях  —  2-й  вариант

3. Разобрать  по  составу  слово:

Расстилающихся  —  1-й вариант                                 взволнованное  —  2-й  вариант

 

4. Сделать  синтаксический  разбор  предложения:

Трава,  не  орошённая дождём,  сиротливо  приникла  к  земле.  —  1-й вариант

На  лугах,  расстилающихся  по  берегам  озера,  зазеленела  освежённая  трава.  —  2-й  вариант

Контрольный диктант №7

На  озере

        Наступили  дни  поздней  осени.  По  небу  плыли  тяжёлые  тучи, едва  не  цепляясь  за  верхушки  сосен,  сеяли  день  и  ночь  на  землю  мелкий,  холодный  дождь.

       Теперь  в  эту  осеннюю  пору    шёл   утиный  пролёт…  Далеко  на  севере   уже  наступила  зима,  сковав  реки  и  озёра льдом.  И  вся  масса  водоплавающих  птиц  тронулась  в  далёкий  путь  на  юг,  к  берегам  тёплых,  незамерзающих  морей.  Огромные  стаи  северных  уток  каждый  день  прибывали  с  той  стороны,  откуда  вслед  за  серыми  тучами,  за  отлетающей  птицей  движется   к  нам  зима.

       Но  пока  она  ещё  не  добралась,  не  покрыла  воду  и  землю  снегом  и  льдом,  утки  не  торопились  дальше  на  юг.  Они,  отдыхая  на  озере,  кормились  и  набирались  сил  на  дальнейший  путь.

  (112  слов)                                                                                              (По  Г. Скребицкому)

 

Грамматические  задания

 

1. Сделать  фонетический  разбор  слова:

Сеяли  —  1-й  вариант                                            землю  —  2-й  вариант

 

2. Разобрать  слова  по  составу:

Цепляясь,  (за)  отлетающей  —  1-й  вариант                   незамерзающих,  набирались  —  2-й  вариант

 

3. Произвести  морфологический  разбор  слова:

Сковав  —  1-й  вариант                                           отдыхая  —  2-й  вариант

 

4. Сделать  синтаксический  разбор  предложения:

  Далеко  на  севере   уже  наступила  зима,  сковав  реки  и  озёра льдом.   —  1-й  вариант

Они,  отдыхая  на  озере,  кормились  и  набирались  сил  на  дальнейший  путь.  —  2-й  вариант

 

 Контрольный диктант №8

Диктант

          Продолжая  двигаться,  огромная  туча,  опускаясь  всё  ниже  к  земле,  смешалась  с  туманом.  Она  словно  расталкивала  другие  голубоватые  облачка,  пытавшиеся  расположиться  по  ветру.  Облачка  походили  на  корабли,  выстроившиеся  для  морского  сражения.

          Вскоре  за  синей  тучей,  расползавшейся  по всему  небу  со  скоростью  прибывающей  во  время  прилива  морской  воды, исчезли  последние  солнечные  лучи.  Темно-серый  цвет  просачивался  сквозь  длинное  облако,  едва  освещая   землю.  Затрепетав,  прошумела  листва  на  деревьях,  хотя  даже  слабый  ветерок  не  колебал  её.  Всё  вокруг  потемнело,  как  это  бывает   после  захода  солнца.

        Внезапно  вспышка  ослепительной  молнии  распорола  тучи,  и,  осветившись  ею,  небо  словно  раскололось.   Удар  грома,  достигший  лесной  опушки,  потряс  землю.  Через  минуту  крупные  капли  дождя  застучали  по  листве  деревьев,  по  кустам.  Полил дождь,  не  прекращавшийся  до  самого  утра.

   (118  слов)                                                                                     (По  П.Проскурину)

Грамматические  задания

1. В  тексте  диктанта  выделить  причастные  и  деепричастные  обороты:

Во  втором  абзаце  —  1-й  вариант                     в   третьем   абзаце   —  2-й  вариант

 

2. Сделать  фонетический  разбор  слова:

Сражения  —  1-й  вариант                                                  освещая  —  2-й  вариант

 

3. Разобрать  слова  по  составу:

Затрепетав,  расползавшейся  —  1-й  вариант                     осветившись,  пытавшиеся  —  2-й  вариант

 

4. Сделать  синтаксический  разбор  предложения:

Темно-серый  цвет  просачивался  сквозь  длинное  облако,  едва  освещая   землю. —  1-й вариант

Удар  грома,  достигший  лесной  опушки,  потряс  землю.  —  2-й  вариант

 Контрольный диктант №9

Тронулся  лёд

           К  вечеру  подул  восточный  ветер,  по  всему  озеру  тронулся  лёд. Во  время  обеда  кто-то,  взглянув  в  окно,  громко  крикнул:   «Скорее  идите  смотреть:  лёд  тронулся!»

          Оставив  обед,  мы  выбежали  на  берег.  Зрелище  открылось  изумительное…  На  покрытом  льдом  озере  от  края  до  края  зигзагами  расходились  огромные  трещины,  черневшие  открытой  водой.  Невообразимое,  фантастическое  совершалось  на  берегу…  Светясь  фосфорическим  светом,  льдины  ломались,  дыбились,  рассыпались  хрустальным  порошком.  На  глазах  наших  росла  огромная  сказочная  гора,  вся  светившаяся  зеленоватым  светом.  На  вершине  хрустальной  горы  вырастали  чудесные  башни,  замки,  города.  Всё  это  с  шумом  и  грохотом  тут  же  рушилось,  и  вновь  возникали  сказочные  здания,  мерцающие  алмазно-голубым  светом.

       Люди  стояли  молча,  не  обращая  внимания  на  пронизывающий  ветер,  трепавший  волосы  на  их  открытых  головах.

  (114  слов)                                                          (По  И. Соколову – Микитову)

Грамматические  задания

1. Выписать  деепричастия,  обозначить  их  вид,  выделить  суффиксы:

Из  первого  и  третьего  абзаца  —  1-й  вариант

Из  второго  абзаца  —  2-й  вариант

2. Сделать  фонетический  разбор  слова:

Лёд  —  1-й  вариант                                         обед  —  2-й  вариант

 

3. Разобрать  по  составу  слова:

Светившаяся  —  1-й  вариант                               пронизывающий  —  2-й  вариант

 

4. Произвести  морфологический  разбор  слова:

Оставив  —  1-й  вариант                                             взглянув  —  2-й  вариант

5. Сделать  синтаксический  разбор  предложения:

  Светясь  фосфорическим  светом,  льдины  ломались,  дыбились,  рассыпались  хрустальным  порошком.   —  1-й  вариант

Люди  стояли  молча,  не  обращая  внимания  на  пронизывающий  ветер,  трепавший  волосы  на  их  открытых  головах.  —  2-й  вариант

 

Контрольный диктант №10

Волшебные  тени

         Не  раз  мне  приходилось  бывать  ночью  в  зимнем  лесу.  Полное  бездорожье.  Ни  единой  лыжни,  ни  единого  звука.  Однако  жизнь  в  зимнем  лесу  продолжается.

        Январские  морозы  крепкие.  Лесная  тишина   безголосая,  и  даже  немного  страшновато,  когда  остановишься.

        Лыжи,  как  быстрые  ноги,  звенят  и  зовут:  «Скорее  вперёд!»

       Луна  серебряным  серпом  жнёт вершины  хвойного  бора,  а  затем,  словно  устав,  поднимается  выше,  осветив  каждый  сучок  холодным  серебристым   светом

       На  небольшой  полянке  снег  пушист.  На  нём  отчётливо  видны  голубоватые  тени  деревьев.  Они  движутся  то  в  одну,  то  в  другую  сторону.

       Обвожу  на  снегу  силуэт  одного  дерева,  другого.  И  так  по  всей  поляне.

       Утром  на  белом  холсте  не  было  ни  отблеска  луны,  ни  теней,  а  лежали  одни  рисунки.  Это  остались  на  снегу  холодные  сказки  ночного  леса.

  (119  слов)                                                                                           (По  С. Ларину)

Грамматические  задания

 

1. Выписать  из  текста  примеры  и  объяснить:

Слитное  и раздельное  написание  не  со  словами  —  1-й  вариант

Правописание  ни  со  словами  —  2-й  вариант

 

2.Сделать  фонетический  разбор  слов:

Ночью  —  1-  вариант                                          скорее  —  2-й  вариант

 

3. Разобрать  слова  по  составу:

Бездорожье,  продолжается,  устав  —  1-й  вариант

Безголосая,  поднимается, осветив  —  2-й  вариант

 

4.   Произвести  морфологический  разбор  слова:

Вперёд  —  1-й  вариант                                          отчётливо  —  2-й  вариант

 

5. Сделать  синтаксический  разбор  предложения:

На  нём  отчётливо  видны  голубоватые  тени  деревьев.  —  1-й  вариант

Это  остались  на  снегу  холодные  сказки  ночного  леса.  —  2-й  вариант

 

 

Контрольный диктант в 7 классе № 3 | Сборник диктантов по Русскому языку в 7 классе с русским языком обучения

Контрольный диктант в 7 классе № 3