47. Контрольные точки при проектировании продольного профиля. Контрольные точки проектной линии


5.2. Нанесение проектной линии

5.2.1. Последовательность нанесения проектной линии

Основными исходными данными для проектирования продольного профиля служат отметки поверхности земли по оси дороги, результаты анализа факторов, влияющих на положение проектной линии, допустимый продольный уклон, наименьшие радиусы выпуклых и вогнутых кривых.

Построение продольного профиля участка проектируемой дороги производят по двум вариантам в следующей последовательности. На миллиметровой бумаге вычерчивают сетку продольного профиля согласно ГОСТ Р 21.1701-97. По вариантам трассы определяют высотное положение каждого пикета и плюсовой точки. Плюсовыми точками могут быть границы болот, оврагов, лесов, оси пересекаемых дорог, места резкого изменения рельефа и т.п. Отметки поверхности земли определяют интерполяцией соседних горизонталей с точностью до 1 см. В продольном профиле отметки пикетов и плюсовых точек соединяют линией, характеризующей поверхность земли по оси дороги. Ниже на расстоянии 2 см параллельно линии поверхности земли проводят линию грунтового профиля. Грунтовый профиль составляют по данным грунтово-геологического разреза.

В начале и конце трассы откладывают выбранные руководящие рабочие отметки. Затем наносят на продольном профиле фиксированные и полуфиксированные контрольные точки.

Нанесение проектной линии в значительной степени зависит от рельефа местности.

В равнинной местности, естественные уклоны которой незначительны, положение проектной линии осуществляют по обертывающей линии в насыпях, придерживаясь при назначении её высоты руководящей отметки, а также прокладывая проектную линию через контрольные точки.

В условиях холмистого, сильно пересеченного рельефа более целесообразно нанесение проектной линии по принципу секущей линии с примерным балансом грунтовых масс для смежных участков насыпей и выемок. При этом рекомендуется наносить проектную линию таким образом, чтобы площадь выемки на чертеже продольного профиля была примерно на 25-З0% меньше площади чередующейся с ней насыпи, тогда объемы выемки и насыпи будут примерно одинаковы.

Необходимо также стремиться к взаимной увязке элементов плана и профиля. При этом следует избегать использования предельно допустимых норм на элементы плана и профиля. Наибольшая плавность продольного профиля достигается при проектировании его из вогнутых и выпуклых кривых непосредственно сопрягающихся друг с другом без промежуточных прямых вставок. Желательно добиваться равенства длин совмещенных горизонтальных и вертикальных кривых, или превышения длины горизонтальной кривой над вертикальной на 200-300 м. Смещение вершин углов кривых в плане и профиле допустимо не более чем на 1/4 длины наименьшей из кривых. Желательно, чтобы количество переломов в плане и профиле было одинаковым. Во всех случаях, когда по условиям местности представляется технически возможным и экономически целесообразным, следует принимать: продольные уклоны не более 30‰, радиусы вертикальных выпуклых кривых не менее 70000 м, вогнутых не менее 8000 м, длину вертикальных выпуклых кривых не менее 300 м, вогнутых не менее 100 м.

Обязательным требованием при проектировании продольного профиля является назначение мероприятий по обеспечению водоотвода во всех пониженных местах. Нормальный сток поверхностных вод на участках продольного профиля в выемках и невысоких насыпях достигается устройством боковых водоотводных канав (кюветов) с продольными уклонами по дну, равными уклону бровки земляного полотна, но не менее 3‰. Воду из боковых лотков (кюветов) отводят в сторону через каждые 500 м. Проектную линии в выемках следует наносить с уклоном не менее 5‰. Устройство горизонтальных участков в выемках не допускается. При трассировании по косогору с нагорной стороны необходимо предусматривать устройство нагорных канав для перехвата поверхностных вод, поступающих с прилегающей местности. Продольный водоотвод необходимо увязывать с отметками русел водотоков у искусственных сооружений или мест выпуска воды.

В пояснительной записке должна быть приведена краткая характеристика продольного профиля. В частности, необходимо дать описание линий поверхности земли в продольном профиле, особо выделяя характерные изменения рельефа: подъемы, спуски, равнинные участки с затрудненным водоотводом. Кроме того, необходимо описать проектную линию, указав:

С учетом всех вышеперечисленных факторов наносят черновой вариант проектной линии, окончательное построение которой выполняют по методу тангенсов или по методу Антонова.

studfiles.net

47. Контрольные точки при проектировании продольного профиля.

Контрольные точки могут быть:

1)Жестко фиксированные контрольные точки – точки, через которые обязательно должна проходить линия (НТ, КТ, пересечение с ж/д и а/д, отметки ПЧ крупных мостов, тоннелей).

2) ограниченные контрольные точки- не допускают отклонения проектной линии в одном направлении (на водопропускных сооружениях).

Нз- отметка земли,

h- высота трубы,

hкон- толщина стенки трубы,

Δ- определенный запас, Δ>0,5м

Нк= Нз+ h+ hкон+Δ

48. Проектирование продольного профиля. Подсчет объемов земляных работ

Продольным профилем называется развернутая в плоскости чертежа проекция оси дороги на вертикальную плоскость. Х-т рельеф , крутизну отдельных участков дороги , положение бровки ЗП относительно земной поверхности, расположение ПЧ и т.д.

Если h и h2 – различны, то это геометрич. фигура – призматоид.

где F – площадь поперечного сечения при средней высоте.

hср=( h2 + h3)/2

m зависит от типа поперечника.

Vф=(V+ΔVр+ΔVк+ΔVдо)*Купл

Vф- объем насыпи.

ΔVр- поправка на снятие растительного слоя

ΔVк- поправка на косогоре

ΔVдо- поправка на устройство ДО.

ΔVр=Во* hр*L, Во=В+2mh

ΔVк=(F1-F2)*L

ΔVдо:

Объём земляных работ выемок.

V- профильн. объем

Vв= V+ΔVк+ΔVдо

49. Устойчивость насыпей на слабых основаниях.

Слабые основания- это грунты, которые при увлажнении резко изменяют угол внутреннего трения, величину сцепления С.

P= γ*h

P-давление ,

γ- объёмный вес грунта насыпи

h- высота насыпи.

I.Фаза сжатие

Только вертикальное перемещение грунта.

II. сжатие и боковые сдвиги

Вертикальные и боковые сдвиги.

III. просадка насыпи давление на грунт велико.

Р меньше или равно Рдоп (если а/б, черный щебень или гравий)

50. Методы повышения устойчивости насыпей на слабых основаниях.

1) уменьшить давление, которое насыпь оказывает на грунт

P= γ*h :уменьшить высоту насыпи или объёмный вес грунта насыпи. (добавляют керамзит или шары с пустотами)

2)уменьшение толщины слоя слабого грунта – частичное или полное выторфовывание (дорожное корыто), осушение основания; повышение сцепления

4)увеличение ширины насыпи

studfiles.net

Построение проектной линии продольного профиля — МегаЛекции

 

Проектный профиль автомобильной дороги разрабатывают, руководствуясь нормативными документами на проектирование дорог, методическими указаниями и техническими условиями, экономическими требованиями и особенностями эксплуатации данного сооружения. Основное требование для автомобильных дорог – плавное и безопасное движение, поэтому проектный уклон назначается из расчета iпр £ imax . Обычно при проектировании положение проектной линии определяется значениями проектных отметок в контрольных точках. Контрольными точками могут быть точки начала и конца трассы, точки примыкания трассы к существующим трассам и коммуникациям, отметка проезжей части моста или путепровода. Если такие точки есть, то намечают начало и конец участка с равномерным проектным уклоном, определяют его длину d и вычисляют предварительный уклон i по формуле

iпред=(Нкон-Ннач)/d, (2.42)

где Ннач, Нкон – отметки контрольных точек.

Например, для примера, приведенного в прил. 6, контрольными точками служат: ПК0, ПК3+10, ПК4, ПК7, ПК10. Их предварительные проектные отметки должны быть известны (они задаются в техническом задании на проектирование). В нашем примере они будут следующими:

; ;

; ;

.

Имея предварительные проектные отметки на концах участков, вычисляем предварительный проектный уклон.

Рассмотрим пример расчета для интервала ПК0–ПК3+10.

Вычисляем предварительный уклон на этом интервале:

iпред= , (2.43)

где d – длина интервала, ПК3+10–ПК0; d=310 м.

Пример:

iпредв=(146,27 – 149,45)/310= – 0,01026.

Округляем до тысячных долей уклона и получаем окончательное значение проектного уклона iпр= – 0,010 или iпр= – 10 ‰ (10 промилле).

Полученное значение проектного уклона записываем в графу профиля «Уклоны». Знак уклона не ставится, он заменяется диагональной линией:

 

при положительном уклоне

 

 

при отрицательном уклоне

 

 

 

при нулевом уклоне

 

Окончательную проектную отметку конечной точки этого интервала вычисляем по формуле

(2.44)

где d – длина интервала (в нашем примере 310 м).

м.

Проектные отметки точек, находящихсявнутри этого интервала, вычисляем по формуле:

(2.45)

где di– расстояние от начальной точки интервала до рассчитываемой.

В нашем примере

Интервал ПК3+10–ПК4.

Согласно заданию, проектные отметки граничных точек этого интервала равны, следовательно, проектный уклон равен нулю.

Интервал ПК4–ПК7.

Вычисляем предварительный уклон на этом интервале по формуле :

iпредв=

где м (согласно проектному заданию).

iпредв=(155,18–146,35)/300=0,02943.

После округления

iпр=0,029=29 ‰.

Вычисляем окончательное значение проектной отметки ПК7:

.

Проектные отметки точек, находящихся внутри интервала, рассчитываем по формуле:

Интервал ПК7–ПК10.

На этом интервале проектный уклон задан iпр = 0,004 = 4‰.

Следовательно

Проектные отметки точек, находящихся внутри интервала, рассчитываем по формуле:

.

Все рассчитанные проектные отметки заносим в графу «Отметки оси дороги» («Проектные данные»). Построение проектной (красной) линии осуществляется по проектным отметкам контрольных точек (т.е. по точкам перелома уклона) аналогично тому, как строился профиль земли.

Для строительства сооружения необходимо знать объемы земляных работ по всему участку трассы, которые рассчитываются по рабочим отметкам. Рабочая отметка – это разность между проектной отметкой и отметкой земли в данной точке. Она показывает высоту насыпи или глубину выемки в этой точке.

= Hпрj– Hземj. (2.46)

Положительные рабочие отметки подписываются выше красной линии на 10 мм – это насыпь; отрицательные рабочие отметки подписываются под красной линией без знака – это выемка. При пересечении проектной линии с линией земли рабочая отметка в этой точке равна нулю. Такие точки называют точками нулевых работ.

 

 

Рис. 2.14. Определение планового положения

точки нулевых работ

Для определения планового и высотного положений точки нулевых работ рассмотрим рис. 2.14. Из подобия треугольников можно записать следующее.

Отношение высот треугольников равно отношению их оснований, а именно:

, (2.47)

так как у=d–х, то получим

(2.48)

точно так же находим у

. (2.49)

Контролем правильности вычислений будет равенство .

Для определения отметки точки нулевых работ воспользуемся проектным уклоном интервала, в котором находится эта точка, и проектной отметкой точки А:

Пример: На участке между ПК 3+66 (точка А) и ПК4 (точка В) имеется точка нулевых работ ; ; d=34 м;

; ;

- контроль.

 

Итогом выполнения работы №2 является:

1. Решение задач на вычисление отметки точки через превышения и через горизонт инструмента.

2. Пикетажный журнал.

3. Ведомость прямых и кривых.

4. Журнал геометрического нивелирования.

5. Продольный профиль.

6. Поперечный профиль.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Условные знаки

 

 

 

Приложение 2

Топографический план местности

Приложение 3

Пикетажная книжка

Приложение 4

Ведомость прямых и кривых

 

Номера точек Пикетажное значение ВУ Углы поворота φ Элементы кривых, м  
правый левый R T K Д Б  
 
 
НТ ПК0                
                   
ВУ 1 ПК2 + 30.63 18˚ 20΄   106, 50 211,18 1,82 8,54  
                   
ВУ 2 ПК7 + 18.70   23˚05΄ 175,62 346,48 4,76 17,75  
                   
КТ ПК 10                
                   
  Σφправых =18˚20΄   ΣК=557,66 м  
  Σφлевых =23˚05΄     ΣД=6,58 м  
  Σφп – Σφл=-4˚45΄            
                     

 

 

Окончание прил. 4

 

Пикетажное положение точек Прямая вставка Расстояние между вершинами Дирекционный угол Румб  
  НК   КК  
P(м) S(м) α r  
 
             
      124,13   230,63   132˚40΄ ЮВ 47˚20΄  
ПК1 +24,13 ПК3+35,31          
    207,77 489,89 151˚00΄ ЮВ 29˚00΄  
ПК5 +43,08 ПК8+89,56          
      110,44   286,06   127˚55΄ ЮВ 52˚05΄  
             
             
  ΣР =442,34 м        
    ΣS = 1006,58 м      
        αк- αн= -4˚45΄  
ΣР+ΣК=442,62 м +557,38 =1000,00 м      
ΣS–ΣД=1006,86 –6,86=1000,00 м      
               

 

Приложение 5

Журнал нивелирования трассы

 

Стан-ция Пикеты Отсчеты по рейкам, мм h, мм hср, мм hиспр, мм ГИ, м H, м Пикеты
задняя передняя пром.
      -1203 -1202 -1199   150,150 Rp1
Rp1-ПК0   -1201 +3        
                 
                     
        148,951 ПК0
ПК0-ПК1   +3        
                 
                     
              150,109 ПК1
ПК1-ПК2              
                 
                 
                     
              149,328 ПК2
ПК2-Х            
 
                     
              147,132 Х
Х-ПК3              
                   
              145,601 ПК3
ПК3-ПК4         146,783    
                 
                     
Постраничный контроль       -7284 -3642 -3642        
-7284 -3642    
   
Продолжение прил. 5
  ПК3+10             145,273 ПК3+10
  ПК3+26             143,798 ПК3+26
  ПК3+50             143,797 ПК3+50
  ПК3+66             146,212 ПК3+66
                     
                  146,530 ПК4
ПК4-ПК4+60                  
     
   
                     
  ПК4+60-             ПК4+60
ПК5        
     
                     
ПК5-Х             ПК5
 
                 
                 
                 
                Х
Х-ПК6              
                 
                     
Постраничный контроль                  
                   
       
 
                           

 

 

Окончание прил. 5.

                ПК6
ПК6-ПК7              
                 
  л+10               л+10
  л+25               л+25
  п+10               п+10
  п+25               п+25
                ПК7
ПК7-ПК8              
                 
   
                ПК8
ПК8-ПК9              
                 
  л+25               л+25
  п+25                 п+25
                ПК9
ПК9-Rp2              
                 
  ПК10           ПК10 Rp2  
Постраничный контроль                  
                   
          hтеор= 6595 мм
            hпрак= 6545 мм
            fh = -50 мм
            fhдоп= 50 мм
            Длина хода = 1,00 км
                     
                     
                     

 

 

Приложение 6

 

 

 

Приложение 7

 

Библиографический список

 

1. Инженерная геодезия: учебник / Г.А.Федотов.– 3-е изд., испр.– М.:Высшая школа, 2006.– 463 с.

2. Клюшин Е.Б. Инженерная геодезия: Учебник для студ. высш.учеб. заведений / Е.Б.Клюшин, М.И.Киселев, Д.Ш.Михелев, В.Д.Фельдман; Под ред.Д.Ш.Михелева. – 6-е изд.. стер.- М.: изд. центр “Академия”, 2006. – 480 с.

3. ГОСТ 21778-81 (СТ СЭВ 2045-79). Основные положения. - М.: Госстрой СССР, 1981.

4. ГОСТ 21779-82 (СТ СЭВ 2681-80). Технологические допуски. - М.: Госстрой СССР,1983.

5. ГОСТ 21780-83 (СТ СЭВ 3740-82). Расчет точности. - М.: Госстрой СССР, 1984.

6. ГОСТ 23615-79. Система обеспечения геометрической точности в строительстве. – М.: Госстрой СССР, 1979.

7. ГОСТ 23616-79. Система обеспечения геометрической точности в строительстве. Общие правила контроля точности. – М.: Госстрой СССР, 1979.

8. ГОСТ Р 21.1701-97. Правила выполнения рабочей документации автомобильных дорог.

9. Федотов Г.А. Инженерная геодезия: Учебник/Г.А. Федотов. – 2-е изд., исправл. – М.: Высш. шк., 2004.-463 с.

10. Клюшин Е.Б. Инженерная геодезия. Учебник для вузов/Е.Б.Клюшин, М.И.Киселев, Д.Ш.Михелев, В.Д.Фельдман; Под ред. Д.Ш.Михелева. – 4-е изд., испр. – М.: Изд. центр ”Академия”,2004. – 480 с.

11. Клюшин Е.Б. Инженерная геодезия. Учеб. для вузов /Е.Б.Клюшин, М.И.Киселев, Д.Ш.Михелев, В.Д.Фельдман; Под ред. Д.Ш.Михелева. – М.: Высш. шк., 2000. – 464 с.

12. Измерение горизонтальных и вертикальных углов: Методические указания к лабораторной работе по дисциплине «Инженерная геодезия»/ Сост.: Ю.В. Столбов, А.А. Побережный. – Омск: Изд-во СибАДИ,2005. –19с.

13. Методические указания к лабораторным работам «Построение продольного профиля», «Построение проектной линии продольного профиля»/Сост.: Т.П. Синютина, Л.Ю. Миколишина. – Омск: Изд-во СибАДИ,2006. – 27с.

14. Трассирование линейных сооружений: Методические указания к выполнению расчетно-графических работ для студентов строительных специальностей очной и заочной форм обучения/ Сост.: Т.П.Синютина, Л.Ю.Миколишина, Т.В.Котова.– Омск: Изд-во СибАДИ, 2007. – 34 с.

15. Решение задач на топографических картах: Методические указания и задания к лабораторной работе для студентов строительных специальностей очной и заочной форм обучения / Сост.: Т.П.Синютина, Л.Ю.Миколишина, Т.В.Котова.– Омск: Изд-во СибАДИ, 2007. – 37 с.

16. Производство топографических съёмок: Методические указания для студентов 1 курса на период летней геодезической практики / Сост.: А.В. Виноградов, Т.П.Синютина.– Изд-во СибАДИ, 1997.–16 с.

17. Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Инженерная подготовка территорий» / Сост.: Н.С.Воловник, Т.П.Синютина.– Омск: Изд-во СибАДИ, 2006.– 28с.

 

Оглавление

 

Цели и задачи дисциплины .........................................................................................3

Материалы к изучению курса .....................................................................................4

1. Общие сведения ...............................................................................................4

1.1.Введение ....................................................................................................4

1.2. Сведения о фигуре Земли и используемых в геодезии системах

координат ........................................................................................................4

1.3. Ориентирование ......................................................................................5

1.4. Топографические планы и карты ...........................................................5

2. Геодезические измерения ................................................................................7

2.1.Угловые измерения ..................................................................................7

2.2. Линейные измерения ..............................................................................7

2.3. Нивелирование ........................................................................................8

2.4. Геодезическое обоснование съемок ......................................................9

2.5. Топографические съемки ......................................................................10

2.6. Горизонтальная съемка .........................................................................11

2.7. Тахеометрическая съемка .....................................................................11

3. Инженерно-геодезические работы ...............................................................12

3.1. Геодезические разбивочные работы ....................................................12

3.2. Геодезические работы при изысканиях и строительстве линейных

сооружений ...................................................................................................13

3.3. Инженерно-геодезические работы при строительстве зданий и

сооружений ...................................................................................................14

Контрольные задания .................................................................................................16

Введение ......................................................................................................................16

1. Работа №1. Топографическая съемка участка местности……...........................16

1.1. Подготовка исходных данных для работы №1 ...............................…….16

1.2. Обработка результатов топографической съемки участка

местности ............................................................................................................19

1.3. Обработка ведомости вычисления координат вершин

теодолитного хода ..............................................................................................21

1.4. Обработка журнала тригонометрического нивелирования ....................28

1.5. Обработка журнала тахеометрической съемки ........................................31

1.6. Составление топографического плана ......................................................37

1.7. Способы построения горизонталей ...........................................................47

Работа №2. Геодезические работы при трассировании линейных

сооружений…….…………………………………………………………………50

2.1. Подготовка исходных данных для работы №2 ...............................…….50

2.2. Расчет основных элементов горизонтальных круговых кривых ............54

2.3. Расчет пикетажных значений главных точек кривых .............................55

2.4. Составление ведомости прямых и кривых ...............................................57

2.5. Нивелирование трассы ...............................................................................60

2.5.1. Геометрическое нивелирование ........................................................60

2.5.2. Обработка журнала нивелирования трассы .....................................67

2.6. Построение продольного профиля и поперечников ................................68

2.6.1. Порядок выполнения задания ...........................................................68

2.6.2. Составление продольного профиля трассы .....................................69

2.6.3. Составление профилей поперечников ..............................................72

2.7. Построение проектной линии продольного профиля ..............................74

Приложения.........................................................................................................79

Приложение 1. Условные знаки .......................................................................80

Приложение 2. Топографический план местности .........................................82

Приложение 3. Пикетажная книжка .................................................................83

Приложение 4. Ведомость прямых и кривых ..................................................84

Приложение 5. Журнал нивелирования трассы ..............................................86

Приложение 6. Продольный профиль трассы .................................................89

Приложение 7. Поперечный профиль трассы ............................................................90

Библиографический список..................................................................................... 91

 

megalektsii.ru

33. Принципы нанесения проектной линии на продольном профиле. 34

Приступая к проектированию продольного профиля, необходимо наметить основной принцип проложения проектной линии. В условиях равнинного рельефа проектную линию наиболее целесообразно назначать «по обертывающей» с возвышением бровки земляного полотна для отдельных участков на величину, рекомендуемую СНиП 2.05.02-85* в зависимости от климатических, грунтовых и гидрологических условий (см. табл.9, прил.1).

В условиях пересеченной местности или при наличии участков с большими уклонами (более допустимых по нормам для проектируемой дороги) проектирование следует вести по принципу «секущей». Следует стремиться к такому проложению проектной линии, чтобы имели место выемки и насыпи с компенсирующимися, возможно малыми объемами работ.

Проектирование ведется в два этапа: вначале намечается на карте план дороги, а затем проектируется продольный профиль.

Наибольший эффект плавности достигается, когда середины круговых кривых в плане и вертикальных кривых в профиле совпадают, а длина горизонтальной кривой в плане несколько превышает длину вертикальной кривой в продольном профиле. Допустимы смещения вершин углов кривых в плане и профиле не более чем на ¼ длины наименьшей из кривых. Желательно, чтобы количество переломов в плане и профиле было по возможности одинаковым.

Нежелательны:

возвышаются над прилегающими участками «горбатые» мосты и путепроводы, расположенные на выпуклых вертикальных кривых малого радиуса;

горизонтальные мосты малой длины, расположенные между двумя вогнутыми вертикальными кривыми, так как они создают впечатление как бы плоской доски, вставленной в плавную криволинейную трассу.

Во всех случаях, когда по условиям местности представляется технически возможным и экономически целесообразным, в проектах следует принимать: продольные уклоны – не более 30 ‰;

радиусы вертикальных выпуклых кривых – не менее 70000 м;

радиусы вертикальных вогнутых кривых – не менее 8000 м;

длины вертикальных выпуклых кривых – не менее 300 м;

длины вертикальных вогнутых кривых не менее 100 м.

Проектная (красная) линия наносится одним из двух методов:

1. Первый метод проектирования заключается в нанесении проектной линии при помощи прозрачных шаблонов непосредственно по вертикальным кривым, сопрягающимся между собой или через прямые участки. Чтобы наилучшим образом запроектировать проектную линию, необходимо пользоваться набором шаблонов кривых разных радиусов. Накладывая шаблоны на «черную» линию (профиль поверхности земли), находят наиболее целесообразный радиус и по таблицам вычисляют проектные отметки. Шаблоны должны устанавливаться строго горизонтально (по соответствующей риске), уклоны в местах сопряжения смежных кривых должны совпадать, а в местах примыкания к прямолинейным участкам должны быть равными уклонам этих прямолинейных участков.

При нанесении проектной линии при помощи шаблонов отмечаются положения начала, вершины, конца кривой и указываются продольные уклоны в этих точках.

2. По второму методу проектная линия наносится в виде ломаных линий с последующим вписыванием (разбивкой) в переломы продольного профиля вертикальных выпуклых и вогнутых кривых.

Элементы вертикальной кривой и проектные отметки определяют по следующим формулам:

где l– длина участка кривой, отсчитываемая от вершины кривой (точки, где уклон равен 0), м;

R – радиус вертикальной кривой, м;

h – превышение точек кривой, м;

i – уклон, доли единицы.

Абсолютные отметки вычисляют по формуле

где Нв – абсолютная отметка вершины кривой.

После нанесения проектной линии определяются нулевые точки, т.е. места перехода выемки в насыпь и обратно. Расстояние от этих точек до ближайших рабочих отметок записываются над сеткой с точностью до 1,0 м. Для участков с постоянным продольным уклоном дороги и местности положение нулевых точек определяется по формуле

X =

где L – расстояние между пикетами (плюсовыми точками), м;

hл hп – рабочие отметки смежных участков насыпи и выемки, м.

Для участков, расположенных на вертикальных кривых, положение нулевых точек определится по формуле

X =

где а – отрезок по вертикали, проходящей через вершину кривой, между кривой и поверхностью земли, м;

b= – отрезок по оси x между вершиной кривой и поверхностью земли, м;

i – уклон поверхности земли на данном участке, доли единицы.

Продольный профиль вычерчивается на листах миллиметровой бумаги высотой 29 см в рамке высотой 28 см по 5 км (в масштабе 1:5000) на каждом листе. В производственных условиях все линии построения (непроектные) продольного профиля вычерчиваются черной тушью тонкой линией, а проектная линия и вся другая проектная документация – красной тушью (или утолщенными линиями). При выполнении курсового проекта рекомендуется весь чертеж продольного профиля выполнять черной тушью с выделением толщиной линий, обозначающих проектные решения.

Отметки земли по оси дороги, проектные и рабочие отметки наносятся на профиль с точностью до 1 см. Все расстояния указываются с точностью до 1 м. Рабочие отметки надписывают на расстоянии 0,5 см над проектной линией для насыпей и под проектной линией – для выемок.

Все надпрофильные надписи: искусственные сооружения, реперы, съезды, канавы, водосборы должны изображаться в условных знаках, приведенных в прил. 2. В местах устройства водопропускных сооружений указывают РУВВ (расчетный уровень высокой воды) и УМВ (уровень меженных вод).

В пояснительной записке к проекту должна быть приведена краткая характеристика продольного профиля. В частности, описание должно содержать:

принятый метод нанесения проектной линии;

положение проектной линии относительно контрольных точек;

подробное обоснование проектируемых высоких насыпей и глубоких выемок;

обеспеченность водоотвода в продольном и поперечном направлениях;

характеристику проектной линии по эксплуатационным показателям.

35. Роль дорожного водоотвода.

Для предохранения земляного полотна от переувлажнения поверхностными водами и размыва, а также для обеспечения производства работ по сооружению земляного полотна следует предусматривать системы поверхностного водоотвода (планировку территории, устройство канав, лотков, быстротоков, испарительных бассейнов, поглощающих колодцев и т.д.). Дно канав должно иметь продольный уклон не менее 5+ и в исключительных случаях - не менее 3+.

Вероятность превышения расчетных паводков при проектировании водоотводных канав и кюветов следует принимать для дорог I и II категорий 2%, III категории - 3%, IV и V категорий - 4%, а при проектировании водоотводных сооружений с поверхности мостов и дорог следует принимать для дорог I и II категорий - 1%, III категории - 2%, IV и V категорий - 3%.

Наибольший продольный уклон водоотводных устройств следует определять в зависимости от вида грунта, типа укрепления откосов и дна канавы с учетом допускаемой по размыву скорости течения. При невозможности обеспечения допустимых уклонов следует предусматривать быстротоки, перепады и водобойные колодцы.

Испарительные бассейны разрешается предусматривать в IV и V дорожно-климатических зонах. В качестве испарительных бассейнов допускается использовать местные понижения, выработанные карьеры и резервы глубиной не более 0,4 м. На участках, где под испарительный бассейн используется резерв, следует предусматривать насыпь с бермой.

Грунтовые и поверхностные воды, которые могут влиять на прочность и устойчивость земляного полотна или на условия производства работ, следует перехватывать или понижать дренажными устройствами.

Бровка земляного полотна на подходах к малым мостам и трубам должна возвышаться над расчетным горизонтом воды, с учетом подпора, не менее чем на 0,5 м при безнапорном режиме работы сооружения и не менее чем на 1 м при напорном и полунапорном режимах. При проектировании продольного профиля на всех пониженных участках должны быть назначены мероприятия по водоотводу.

Обеспечение нормального стока поверхностных вод на участках, проходящих в выемке и насыпи высотой менее 2–3 м, достигается устройством боковых канав – кюветов. Сечение кювета трапецеидальное с шириной дна 0,4-0,5 м, глубина кювета 0,5-1,0 м (но не менее 0,3 м) треугольные кюветы глубиной не менее 0,3 м устраиваются на сухих местах при несвязных грунтах.

Продольный уклон дна кювета назначают равным продольному уклону бровки земляного полотна, но не менее 0,005, в исключительных случаях – 0,003. поэтому на участках, где проектная линия имеет уклон менее 0,005-0,003, проектируют закругленные кюветы с уклонами не менее 0,003-0,005.

Проектную линию в выемках не разрешается располагать с уклонами менее 0,005 и на вогнутых вертикальных кривых. В исключительных случаях, если в выемке допускаются уклоны менее 0,005, проектируют углубленные кюветы с уклоном 0,005, принимая глубину кювета на водоразделе ( при сбросе воды в обе стороны ) не менее 0,30 м. Не разрешается пропускать воду из кюветов или резервов насыпи по кюветам выемок. При невозможности отвода воды из кюветов насыпи в пониженные места воду из кюветов пропускают через насыпь, для чего устраивают перепускные трубы диаметром не менее 0,75-1,0 м не реже чем через 0,5 км.

В зависимости от продольного уклона кювета подбирают тип укрепления его дна и стенок. Так, при I менее 20-30 %0 используют засев трав и дерновку, при i до 50 %0 –одиночное мощение, каменную кладку или бетонные плиты, при i более 50 %0 проектируют перепады и быстротоки.

При трассировании дороги по косогору (особенно в выемке) с нагорной стороны предусматривается устройство одного или нескольких рядов нагорных канав для перехвата поверхностных вод, поступающих с прилегающей местности. Проектные решения по кюветам показываются отдельно для левого и правого кювета в соответствующих графах сетки продольного профиля, а по нагорным канавам – над проектной линией.

Система поперечного водоотвода должна предусматривать сброс воды в стороны от земляного полотна из продольных канав (кюветов) на затяжных спусках, отвод воды из бессточных впадин, отвод воды в условиях равнинного рельефа в пониженные места.

При пересечении дорогой двух или более логов, расположенных близко друг от друга (не более 500 м), наиболее экономичным, как правило, будет устройство водоотводных канав для сброса воды в наиболее глубокий лог с перепуском ее через дорогу только в этом логе.

studfiles.net

4. Проектирование продольного профиля.

Продольным профилем автомобильной дороги называют развернутую в плоскости чертежа проекцию оси дороги на вертикальную плоскость, изображенную в уменьшенном масштабе. Продольный профиль показывает линию фактической поверхности земли и линию проектируемой поверхности дорожного покрытия по оси дороги, линию ординат от точек переломов фактической поверхности земли и точек сопряжения элементов проектной линии продольного профиля.

Нанесение черного профиля производится по отметкам отдельных пикетов. Отметки пикетов определяются методом интерполяции и методом экстраполяции.

Метод интерполяции применяется в том случае, если пикет расположен между двумя соседними горизонталями. Метод экстраполяции используется, когда пикет находится внутри замкнутой горизонтали.

Проектную линию на продольный профиль наносят по обертывающей или по секущей. Нанесение проектной линии начинают с назначения контрольных, или опорных высотных точек, и установления необходимых возвышений земляного полотна в зависимости от грунтово-гидрологических условий местности и условий снегонезаносимости дороги в зимнее время. Эти возвышения принято называть руководящими рабочими отметками.

На продольном профиле данного курсового проекта проектную линию будем наносить методом инженера Н. М. Антонова ( так как проектируемая дорога проходит в условиях холмистого рельефа), заключающегося в проектировании сопрягающихся прямых вертикальными кривыми, наносимыми с помощью прозрачных шаблонов лекал разных радиусов, а также с элементами программы IndorCad.

4.1. Обоснование типов местности.

От ПК до ПК

Тип местности

Характеристика местности

0+00 – 5+00

6+00 – 10+00

17+00 – 28+00

I

(сухие места)

Участки без избыточного увлажнения с обеспеченным поверхностным водоотводом без признаков заболачиваемости

5+00 – 6+00

10+00 – 17+00

II

(сырые места)

С необеспеченным поверхностным водоотводом весной и осенью. Участки с признаками поверхностного заболачивания, с затрудненным стоком

_

III

(мокрые места)

С постоянным избыточным увлажнением, верхняя толща грунта постоянно увлажнена близкостоящими грунтовыми водами/застаивщимися на длительное время поверхностными водами.

4.2. Определение опорных точек.

Проектирование продольного профиля начинаем с определения контрольных точек и их отметок. Контрольными точками являются отметки примыкания проектируемой дороги в начальной и конечной точках, отметки пересечения в одном уровне автомобильными и железными дорогами, отметки улиц населенных пунктов, через которые проходит проектируемая дорога. К контрольным точкам следует также отнести минимальные отметки насыпи в местах пересечения водотоков, автомобильных и железных дорог в разных уровнях.

В местах пересечений периодически действующих водотоков, где для пропуска воды укладываются трубы, рабочая отметка должна обеспечить нормальное их размещение. На подходах к трубам (и малым мостам) бровка земляного полотна должна возвышаться над расчетным горизонтом с учетом подпора воды перед сооружением не менее чем на 0,5 м при безнапорном режиме и не менее 1 м при напорном и полунапорном. При безнапорном режиме протекания потока минимальная рабочая отметка (высота насыпи) над трубой должна быть не менее вычисленной по формуле:

где - диаметр трубы,;

- толщина стенки трубы, ;

- минимально допустимое возвышение бровки земполотна над уровнем подпертой трубы,

studfiles.net


Смотрите также