Контрольные диктанты по белорусскому языку 10 класс: Дыктанты па беларускай мове: складаныя сказы (Контрольные, тесты, экзамены)

Содержание

10–11 классы | Каталог | Учебники.by

Предмет:  Английский языкАстрономияБеларуская літаратураБеларуская моваБиологияВведение в школьную жизньГеографияДопризывная подготовкаИзобразительное искусствоИностранный языкИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияКитайский языкЛитературное чтениеЛітаратурнае чытаннеМатематикаМедицинская подготовкаМузыкаНавучанне грамацеНемецкий языкОбучение грамотеОбществоведениеОсновы безопасности жизнедеятельностиРазвитие речи и культура речевого общенияРазвіццё маўлення і культура маўленчых зносінРебенок и обществоРебенок и природаРусская литератураРусский языкТрудовое обучениеФизикаФизическая культураФизическая культура и здоровьеФранцузский языкХимияЧеловек и мирЧерчениеЭлементарные математические представленияЭнергоэффективность

Класс:  1234567891011

Группа:  1–3 года3–5 лет5–7 летАудиоприложенияДидактические материалыДополнительные пособияИнструктивно-методические письмаКалендарно-тематическое планированиеКонтурные карты, атласыМетодические пособия для учителяНаглядные пособияОпорные конспектыПособия для подготовки к экзаменамРабочие тетрадиСамостоятельные и контрольные работыСборники диктантов, изложенийСборники задачСловариСправочникиТесты, разноуровневые заданияУчебники (учебные пособия)Учебные программыФакультативные занятияХрестоматииЭкзаменационные материалы

  • Билеты для проведения выпускного экзамена по учебному предмету «Английский язык» по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования (с аудиоприложением)

    Предмет: Английский язык
    Группа: Экзаменационные материалы
    Класс: 11 класс

    Билеты представляют собой раздаточный материал, непосредственно предназначенный для организации и проведения выпускного экзамена по учебному предмету «Английский язык». Подробнее

  • Материалы для подготовки к обязательному выпускному экзамену по английскому языку по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования (с аудиоприложением)

    Предмет: Английский язык
    Группа: Пособия для подготовки к экзаменам
    Класс: 11 класс

    Пособие содержит образцы экзаменационных материалов и заданий по английскому языку. Сборник состоит из трех частей, каждая из которых структурно соответствует определенному этапу экзамена. Подробнее

  • Повторяем математику за курс средней школы. Тестовые задания для 11 класса

    Автор: Арефьева И. Г.
    Предмет: Математика
    Группы: Пособия для подготовки к экзаменам, Тесты, разноуровневые задания, Факультативные занятия
    Класс: 11 класс

    Пособие соответствует учебной программе и программе для поступающих в вузы и предназначено для организации системного повторения математики за курс средней школы при подготовке к выпускному экзамену и централизованному тестированию. Подробнее

  • Гісторыя Беларусі: другая палова 1940-х гг. — пачатак XXI ст. 11 клас. Рабочы сшытак

    Рабочы сшытак з’яўляецца часткай вучэбна-метадычнага комплексу па гісторыі Беларусі і падрыхтаваны ў адпаведнасці з праграмай і вучэбным дапаможнікам. Подробнее

  • 40 уроков тригонометрии. 10 класс

    Пособие содержит практические задания к каждому из 40 уроков по разделу «Тригонометрия», которые составлены в соответствии с учебной программой, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь. Подробнее

  • Зборнiк матэрыялаў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Беларуская мова» за перыяд навучання і выхавання на ІІІ ступені агульнай сярэдняй адукацыі

    Зборнік змяшчае тэксты для пераказаў для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі. Подробнее

  • Сборник материалов для выпускного экзамена по учебному предмету «Русский язык» за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования

    Сборник содержит тексты для изложений для учреждений общего среднего образования. Подробнее

  • Сборник контрольных и самостоятельных работ по химии. 10—11 классы

    Сборник содержит контрольные и самостоятельные работы, сгруппированные по классам и представленные в четырех вариантах. Подробнее

  • Алгебра учит рассуждать. 10 класс. Пособие для учащихся

    Пособие содержит теоретический материал и практические задания, решение которых предполагает более высокий уровень овладения учебным материалом, чем при изучении основного курса алгебры. Подробнее

  • Алгебра учит рассуждать. 11 класс. Пособие для учащихся

    Пособие содержит теоретический материал и практические задания, решение которых предполагает более высокий уровень овладения учебным материалом, чем при изучении основного курса алгебры. Подробнее

  • Контрольные диктанты по русскому языку. 4 класс. Повторение (О. В. Узорова, 2017)

    Вот и пришло первое сентября. В этот праздничный день радостные и счастливые ученики столпились у подъезда школы. В руках они держали великолепные букеты цветов. Школьники из разных классов стояли вперемежку тесными группами. Часть детей находилась на ступеньках лестницы. Слышались весёлые голоса и смех. К пришкольному участку часто подъезжали машины. Это бывшие ученики спешили поздравить своих старых учителей. Учащиеся пока не заходили в школу. Они слушали интересное выступление известного профессора. Он много лет назад окончил эту школу. (76 слов)

    В конце октября начался листопад. Пожелтевшие и покрасневшие листочки кружились в воздухе. Это был печальный и прекрасный осенний танец. Случалось, что яростный порыв ветра превращал танец в пляску. Лес стал красивым и грустным. Масса листьев покрывала широкие аллеи, узкие дорожки и тесные тропки. Часто стояла ненастная погода. Иногда яркое солнце согревало воздух. Но напрасно. Рано или поздно наступит зима. (59 слов)

    Стоял чудесный осенний денёк. Солнце ласково светило на ясном небе. Жужжали последние мошки. Птичьи стаи тянулись на юг. На полянах и во дворах вороны собирались в группы. В каждой было до десятка птиц. Осенью вороны тоже кочуют к югу. Но далеко не улетают. А воробьи селятся близко с жильём человека. Здесь можно найти много съедобных объедков. Добрые люди часто делают для птиц кормушки. Их развешивают на деревьях, на окнах. (69 слов)

    Поздней осенью мы вышли в лес на прогулку. Было раннее утро. В лесу стояла тишь. Изредка раздавались птичьи голоса. Тонны жёлтых и красных листьев лежали под ногами. Они ещё не превратились в скользкую серую массу. Лес без листвы казался грустным и пресным. Мы обошли окрестности, перешли по мосткам глубокий овраг и остановились перед большим подъёмом. Нам навстречу бежала группа детей. Эти ребята участвовали в школьном кроссе. И мы решили размяться и добежать до дома. После пробежки мы с аппетитом позавтракали. (81 слово)

    Юннаты Алла, Римма и Серёжа решили собрать коллекцию пожелтевших и покрасневших осенних листьев. Ранним утром вышли они в близкий лесок. Дорога лежала через большой парк. Длинная аллея привела детей на берег пруда. Ночь была холодная, и водную гладь покрывал хрупкий ледок. Местами торчал высохший камыш. По ледку ходила воронья стая. Несколько десятков птиц разделились на группы. Они искали съедобные зёрнышки. Ребята бросили им корж и калач. Птицы стали радостно клевать хлебный мякиш. (72 слова)

    Ранним субботним утром Кирилл и Ольга играли в теннис на площадке во дворе. Группа детей сидела на низкой лестнице и следила за игрой. Территория двора была аккуратно очищена дворниками от осенних листьев. Но жёлтые и красные лоскутки всё падали с деревьев. Вот рыжий кот вылез из железной будки и забежал в подъезд. От дома отъехала зелёная машина. Она въехала на большой подъём и оказалась на шоссе. (66 слов)

    Стояла холодная погода. На ясном небе светило осеннее солнце. Вот над верхушками деревьев появилась гигантская туча. Погода становилась ненастной. Яростные порывы ветра сбивали с ветвей деревьев листья и сучья. Но дождь ещё не начался. Грустно жужжали редкие мошки. Они спешили найти убежище. Вот по тропке пробежала робкая мышка. Она боится попасть под дождь. А небесный свод уже затянули тучи. (59 слов)

    Был поздний осенний вечер. Низкие серые тучи затянули небесный свод. Сквозь них была видна только узкая полоска месяца. В эту ночь мы не увидим звёздное небо. Сейчас стоит почти полная тишь. Чуть шуршит камыш на берегу озерца. Но тишина не продлится долго. Скоро погода станет ненастной. Польёт дождь, будет грохотать гром. Скользкая грязь и глубокие лужи покроют пустошь рядом с нашим селом. (62 слова)

    Однажды ранним воскресным утром мы выехали на природу. Стояла осенняя погода, но было тепло. Пожелтевшие и покрасневшие леса и поля казались очень красивыми. Мы остановили машину и вышли полюбоваться прекрасным пейзажем. Рядом с нашим областным центром есть озерцо. От него до леса тянется пустошь. На берегу озерца лежит четыре бревна. Мы съезжаем с шоссе, объезжаем большие лужи и подъезжаем к гладкой площадке. Дальше не проехать. Но мы уже близко от озерца. (71 слово)

    Крыльцо нашего дачного дома расшаталось. Доски были испорчены гнилью. Ходить по лестнице стало опасно. Можно упасть и серьёзно ушибиться. На местном рынке мы купили новые доски и начали мастерить лестницу. Мы работали субботний и воскресный день. Чтобы дерево не сгнило, мы не использовали железных гвоздей и скоб. Гвоздь нам заменил шип из дерева. Крыльцо получилось чудесное. У нас было прекрасное, праздничное настроение. (62 слова)

    Начался листопад. Красивые жёлтые и красные листья разбросала осень по аллеям, по дорожкам и тропкам. Но скоро наступит холодная дождливая погода, опавшая листва превратится в скользкую посеревшую массу. А пока вокруг прекрасный пейзаж. Мы идём по дорожке в парк. Мы разгребаем ногами яркие лоскутки. Их здесь килограммы и даже тонны. Вон рыжая белочка на ветке сосны грызёт крепкими зубками прочные скорлупки. А вот бежит робкий заяц. Интересно своими глазами увидеть лесных зверей. Какая чудесная у нас получилась прогулка! (78 слов)

    Вчера наш класс ходил на экскурсию в осенний парк. Сначала мы шли по длинной широкой аллее. Её покрывала масса жёлтых и красных опавших листьев. Травка под деревьями оставалась зелёной. Местами она уже пожелтела. Нам попадались редкие мошки, жучки и паучки. Скоро их не будет. Последние птичьи стаи улетели на юг. Когда мы возвращались, небесный свод затянули тучи. Подул резкий ветер. Он яростно срывал с деревьев листву. Погода стала ненастной. Сегодня на уроке русского языка мы писали рассказ о вчерашней прогулке. (80 слов)

    Закончились летние каникулы. Ученики вернулись в классы, приступили к устным и письменным работам. Они учат русскую грамматику, читают рассказы русских классиков, решают задачки. Нужно быть серьёзным и аккуратным учеником. Какая тишь стоит в школе во время занятий! Но вот уроки закончились. Группы детей выходят из подъезда школы и сбегают по лестнице. Они с аппетитом пообедают, а потом многие пойдут на теннисную площадку и в бассейн. (65 слов)

    Весной мы разбили огород на пришкольном участке. Мы вскопали длинные узкие грядки. Их было около двух десятков. Настали осенние деньки. На одной грядке появились большие капустные кочаны. На другой грядке выросли крепкие сочные морковки. А вон репчатый лук. Летом его зелёные листья были похожи на стрелы. На небольшой делянке заколосилась рожь. Интересно посмотреть, из чего пекут чёрный хлеб. Хорош и свеж овощ со своего огорода! (64 слова)

    На улице ненастная осенняя погода. Мы негодуем на неё и недоумеваем. Ведь ранним утром на ясном небесном своде светило яркое солнце. На лавках у подъезда грелись старушки. А сейчас яростные порывы ветра срывают листья и сучья с деревьев. Мы ненавидим плохую погоду. Мы не любим сидеть дома в субботу. Мы надеемся, что воскресный день не будет таким дождливым. (58 слов)

    Ранней осенью мы часто ходим за грибами. Субботним или воскресным утром мы встаём чуть свет. Хорошо, если накануне был тёплый дождь. Тогда грибов много. Но земля скользкая, на дорожках и узких тропках лежит грязь. Мокрые низкие ветки устраивают нам холодный душ или даже ванну. Грибы обычно растут группами. Интересно искать их в пожелтевшей и покрасневшей опавшей листве. Мы умеем отличать съедобные грибы от ядовитых. Ведь ядовитые грибы очень опасны. Наши лукошки наполняются серыми и красными шляпками, крепкими и хрупкими ножками. Вечером мы поджарим их с картошкой. Получится аппетитное кушанье, просто объедение. (91 слово)

    Холодная осенняя погода стоит уже давно. Листья облетают с деревьев и устилают землю цветным ковром. Я ненавижу сидеть в субботние и воскресные дни дома и не боюсь ненастной погоды. Вот я иду в лес через парк и сгребаю ногами целые охапки пожелтевшей и покрасневшей листвы. На аллеях в большие кучи собраны килограммы гладких и скользких лоскутков. А в лиственном лесу их тонны. Вон на берегу пруда виднеется чахлый камыш. Утром гладь воды была скована хрупким ледком. Но днём небесный свод прояснился. Солнце растопило лёд. Я гуляю в лесу два часа и возвращаюсь домой. (93 слова)

    Юннаты Илья, Петя и Алла шли по осеннему лесу. Они пробирались по узкой и короткой тропке к железной беседке. Они хотели понаблюдать за птичьими повадками. Дети спустились в глубокий овраг, поднялись по земляной лестнице и оказались в беседке. Из неё открывался чудесный пейзаж. В одну сторону тянулась пустошь. В другой стороне был овраг. Из него торчали верхушки деревьев. На них и жили птицы. Целый час дети не разговаривали, а молча смотрели и записывали интересные факты в тетрадки. (77 слов)

    Ранней осенью мы перестали ходить на пляж. Купаться стало холодно. Но бывать на речке мы не переставали. Нам интересно заниматься парусным спортом. У нас была лодка, в которой мы плавали вдоль берегов и любовались окрестностями. Вот на горе стоит областная больница. А вон виднеется древняя крепостная стена. Листва на деревьях уже пожелтела и покраснела, начала облетать. Но поздней осенью погода стала ненастной, часто дули яростные ветры. Мы больше не выходили на лодке. Это стало опасно. Во время весеннего половодья мы снова поплывём под парусами. (84 слова)

    Алёша Картошкин серьёзно занимался спортом. Он не ленился каждое утро делать зарядку и пробежку. Мальчик бегал по лесным аллеям и дорожкам. После школы Алёша шёл в бассейн или на теннисную площадку. В его классе многие увлекались спортом. Денис Кораблёв хотел стать наездником. Лена Чуева любила парусный спорт. Гриша Чашкин упражнялся с железными гирями. Кроме этого Гриша любил поздним вечером наблюдать звёздное небо в телескоп. (64 слова)

    Конец ознакомительного фрагмента.

    Контрольный диктант по русскому языку для 10-11 класса (базовый уровень)

    Контрольный диктант для 10-11 класса (базовый уровень).

    Наступает зима. Как-то вечером пошел снег, и все стало среди ночи белым: набережная, лодки у берега, крыши домов, деревья. Только вода в заливе остается жутко черной и неспокойно плещется в этой белой тихой раме. (34)

    На всем Крымском побережье: в Анапе, Судаке, Керчи, Феодосии, Ялте, Балаклаве и Севастополе — рыбаки готовятся на белугу. Чистятся рыбачьи сапоги, огромные до бедер сапоги из конской кожи, весом по полупуду каждый, подновляются непромокаемые, крашенные желтой масляной краской плащи и кожаные штаны, штопаются паруса, вяжутся переметы. (45)

    И вот однажды, с первым попутным ветром, на исходе ночи, но еще в глубокой тьме, сотни лодок отплывают от Крымского полуострова под парусами в море. (25)

    Как красив момент отплытия! Сели все пятеро на кормовую часть баркаса: «С богом! Дай бог! С богом!» Падает вниз освобожденный парус и, похлопав нерешительно в воздухе, вдруг надувается, как выпуклое, острое, торчащее концом вверх белое птичье крыло. Лодка, вся наклонившись на один бок, плавно выносится из устья бухты в открытое море. Вода шипит и пенится за бортом и брызжет внутрь, а на самом борту, временами моча нижний край своей куртки в воде, сидит небрежно какой-нибудь молодой рыбак и с хвастливой небрежностью раскуривает верченую папиросу. Под кормовой решеткой хранится небольшой запас крепкой водки, немного хлеба, десяток копченых рыб и бочонок с водой. (101)

    Уплывают в открытое море за тридцать и более верст от берега. За этот длинный путь атаман и его помощник успевают изготовить снасть. (22)

    На рассвете приходят на место. У каждого атамана есть свои излюбленные счастливые пункты, и он их находит в открытом море, за десятки верст от берега так же легко, как мы находим коробку с перьями на своем письменном столе. У каждого атамана имеются свои тайные вехи в виде маяков, домов, крупных прибрежных камней, одиноких сосен на горах или звезд… (58)

    (285 слов)

    (по рассказу А.И. Куприна «Белуга»)

    Тренажёр по русскому языку (10, 11 класс) на тему: Орфоэпические диктанты по русскому языку. 10-11 класс

    Орфоэпический диктант №1

    Аэропорты, гражданство, документ, иксы, конусы, лыжня, нарост, новостей, поручни, свёкла, столяр, центнер, верна, ловка, сливовый, баловать, взяла, ворваться, дозвонятся, занял, звонишь, кралась, наделит, нарвать, облилась, ободришься, окружит, отдала, перелила, принял, создала, углубить, балованный, запертый, молящий, начавший, обостренный, понявший, согнутый, балуясь, подняв, досуха, вовремя, красивее.

    Орфоэпический диктант №2

    Банты, дефис, досуг, каталог, корысть, местностей, недуг, ногтя, приданое, сироты, дояр, цепочка, значимый, мозаичный, брала, взяться, восприняла, добрала, дозировать, заняли, звоним, лгала, надорвалась, назвалась, насорит, обнялась, обострить, опломбировать, откупорил, плодоносить, положил, принудить, рвала, сорвала, укрепит, включён, заселённый, наживший, начатый, определён, принятый, закупорив, поняв, добела, поняв, добела, завидно, наверх.

    Орфоэпический диктант №3

    Бороду, дешевизна, еретик, квартал,  краны, мусоропровод, недуг, отрочество, призы, средства, таможня, шарфы, красивее, оптовый, бралась, включишь, воссоздала, добралась, ждала, заперла, исчерпать, лила, назвалась, начал, обогнала, одолжит, опошлить, отозвала, повторить, поняла, рвала, сорит, черпать, довезённый, избалованный, нажита, начата, отключённый, приручённый, начав, прибыв, доверху, надолго.

    Орфоэпический диктант №4

    Бухгалтеров, диспансер, жалюзи, километр, кремень, нефтепровод, некролог, партер, отзыв (посла), созыв, тортов, шофёр, красивейший, прозорлива, включим, вручит, дождалась, жилось, запереться, класть, литься, накрениться, обзвонить, ободрала, озлобить, осведомишься, отозвалась, позвала, послала, сверлит, убрала, щемить, загнутый, кормящий, наливший, низведён, повторённый, проживший, начавшись, создав, донельзя, засветло, ненадолго.

    Орфоэпический диктант №5

    Вероисповедание, договорённость, значимость, миллиметр, лекторы, намерение, ненависть, портфель, статуя, цемент, эксперт, кухонный, болтлива, влилась, гнала, дозвониться, закупорить, звала, клеить, наврала, налила, облегчит, ободрить, оклеить, отбыла, перезвонит, позвонишь, прибыл, сняла, убыстрить, щёлкать, занята, кровоточащий, нанявшийся, ободрён, поделённый, снята, отдав, донизу, затемно.

    Белорусский язык: снижение государственного образования, усиление гражданского общества

    Только 13% школьников в Беларуси учатся на белорусском языке. Таким образом, власти вызвали большой общественный интерес недавним обещанием создать белорусскоязычные группы в детских садах в каждом районе Минска. В настоящее время практически невозможно получить …

    В Беларуси только 13% школьников учатся на белорусском языке. Таким образом, власти вызвали большой общественный интерес недавним обещанием создать белорусскоязычные группы в детских садах в каждом районе Минска.

    В настоящее время некоторых родителей беспокоит практически невозможность получения дошкольного образования на белорусском языке. Другие цепляются за малейшую возможность обеспечить образование своих детей на белорусском языке. Третьи задаются вопросом, почему вообще возникает вопрос — думая, что было бы лучше учить студентов английскому или китайскому языку.

    Быстрое исчезновение белорусского языка из сферы образования (с 19% в 2010/2011 учебном году до 13% в 2017/2018) парадоксальным образом совпало с ростом популярности разного рода белорусских культурных инициатив и проектов.

    Русский язык доминирует в системе образования

    Сокращение числа учащихся, обучающихся на белорусском языке, противоречит растущему интересу общества к белорусскому языку и культуре. Основанные несколько лет назад курсы белорусского языка по инициативе «Мова Нанова» собирают сотни людей в Минске и других городах Беларуси. Краудфандинг позволяет издавать книги на белорусском языке и переводить фильмы на белорусский язык. Все чаще надписи на майках белорусских футболистов появляются на белорусском языке.Однако система образования в Беларуси все еще демонстрирует признаки русификации, а не белорусов.

    Сегодня все меньше и меньше детей обучаются на белорусском языке. Из шести областных центров белорусскоязычные школы есть только в Минске. В некоторых областных городах есть малые белорусскоязычные школы. Однако большинство школ с белорусским языком обучения расположены в деревнях. По данным Национального статистического комитета Беларуси, всего на белорусском языке обучается всего 13,3% школьников.

    Ситуация в дошкольном и высшем образовании выглядит более проблемной. Белорусскоязычные детские сады составляют меньшинство среди дошкольных учреждений. В самых крупных городах существуют только небольшие группы с белорусским языком. До сих пор в Беларуси нет вузов с белорусским языком обучения.

    Проблема доступа к белорусскому образованию приобрела актуальность для белорусского общества. 21 февраля, в Международный день родного языка, группа родителей из Минска посетила Министерство образования, чтобы обсудить вопросы дошкольного образования на белорусском языке.В ходе встречи родители предложили ввести больше белорусскоязычных групп в детских садах и школах. Позже Минобразования пообещало открыть по белорусской группе в каждой Минской области.

    Борьба родителей за образование на белорусском языке

    На сегодняшний день родителям приходится бороться за образование своих детей на белорусском языке. Все чаще родители собирают подписи за создание белорусскоязычных групп в детских садах и школах. 21 февраля общественные активисты «Маладога Фронта» собрали в Минске 2 тысячи подписей за создание белорусскоязычного университета.

    Время от времени местные власти встречаются с родителями, чтобы обсудить статус белорусского языка в образовании, как это произошло 21 февраля. Одна из участниц встречи, Ольга Кавальчук, рассказала Радыо Свабода , что ее ребенок не может попасть в группу с белорусским языком обучения. «Из-за нехватки белорусскоязычных в детские сады берут русскоязычных, которые позже становятся большинством», и группа становится русскоязычной.

    Родители на встрече в Минобразования.Фото svaboda.org

    Белорусские родители обеспокоены тем, что их дети постепенно переходят на русский язык после обучения в русскоязычной системе. На встрече пробелорусских родителей с Министерством образования 21 февраля родители отметили, что группы существуют только в определенных районах города и что для многих родителей это материально неудобно. Часто, как в Первомайском районе Минска, появляются разные возрастные группы. Эти факторы влияют на качество обучения; многим родителям приходится отдавать детей в русскоязычные детские сады.

    Как изменился статус белорусского языка в образовании?

    С приходом к власти Александра Лукашенко белорусский язык начал постепенный упадок в системе образования. В 1994-1995 гг. Более 75% школьников обучались на белорусском языке. После референдума 1995 года, когда русский язык получил статус белорусского, последний стал исчезать из образования. С этого момента во многих белорусских школах и детских садах обучение частично началось на русском языке.

    В годы после распада СССР соседи Беларуси, Литва, Латвия и Украина, активно работали над переводом школ на обучение на государственном языке. Напротив, с 1995 года белорусские власти начали русификацию системы образования. Титульный язык Беларуси оказался угрозой для власти. Лукашенко видел основную угрозу своей власти в белорусскоязычной оппозиции и методично сужал пространство для изучения языка и культуры.Если в 1988 году на белорусском языке учились 22% школьников, то в 2017 году аналогичный показатель составил 13,3%.

    В последние годы, после событий вокруг Майдана на Украине, ситуация с белорусским языком в системе образования начала постепенно улучшаться. Наблюдая за российской агрессией в Украине, власти стали демонстрировать большую поддержку белорусскому языку и национальной истории на разных уровнях, так называемая «мягкая беларусизация». Однако до сих пор мягкая беларусизация практически не коснулась школ, детских садов и вузов.

    Судьба белорусского языка: в руках граждан

    Активную работу по продвижению белорусского языка продолжают вести общественные деятели. Например, недавно созданная инициатива Perakladaton, перевела Гражданский кодекс на белорусский язык с помощью волонтеров и планирует перевести другие законы (только 3% законодательных актов в стране написаны на белорусском языке).

    Общественный деятель Игорь Случак давно общается с белорусскими властями и коммерческими организациями, пытаясь заставить их говорить по-белорусски.Недавно появился онлайн-каталог белорусских предприятий и услуг: SVAJE, , . Регулярные обновления включают информацию о новых предприятиях и местах, где сотрудники говорят по-белорусски.

    Эта работа общественных активистов отчасти компенсирует плохое состояние белорусского языка в системе образования. Однако со стороны правительства появляются некоторые положительные сигналы. Впервые власти разрешили проведение праздничного концерта ко Дню Альтернативной Независимости в центре Минска.Если концерт не повлечет за собой задержания в полиции, то это может дать некоторую надежду на то, что «мягкая беларусизация» распространится на белорусские школы, детские сады и университеты.

    https://belarusdigest.com/story/belarusian-language-declining-in-state-education-strenglining-in-civil-society/

    Ryhor Astapenia 7 марта 2018Пераклад на ostro.by

    Белорусские гендерные дебаты по понятным причинам сосредоточены на правах женщин , но на самом деле мужчины заслуживают не меньшего внимания. У белорусских мужчин продолжительность жизни намного ниже, чем у женщин; ниже даже, чем у северокорейских мужчин.

    Ответственность за это несут как сами мужчины, так и государственные органы. Беларусь остается одной из самых алкогольных наций в мире, и белорусские мужчины в целом безразлично относятся к своему здоровью.

    Это имеет болезненные последствия. Семьи теряют родителя и зарабатывания денег, а государство теряет налогоплательщика. Даже перед смертью плохое здоровье мужчин ведет к низкой производительности и, следовательно, имеет значение для экономики. Правительство Беларуси предпринимает определенные усилия по пропаганде здорового образа жизни, но не делает этого систематически.

    Во всем мире женщины в среднем живут дольше мужчин. Например, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в 2015 году ожидаемая продолжительность жизни в Швеции у женщин была на три года больше, чем у мужчин (84 года и 80,7 соответственно). В других странах, например в США, этот разрыв может быть еще больше (81,6 и 76,9 года соответственно).

    Беларусь отличается от западных стран тем, что в ней намного больше разница в продолжительности жизни мужчин и женщин.Белорусская девочка 2015 года рождения может рассчитывать прожить на 11,5 лет дольше мальчика (78 и 66,5 лет). Разница настолько велика, что белорусские женщины занимают 66-е место в мире по продолжительности жизни, а мужчины — 119-е. Только в России разрыв в гендерной продолжительности жизни больше (76,3 и 64,7 года).

    Но сегодняшняя реальность остается гораздо более печальной и затрагивает не только тех, кто только что родился. В настоящее время многие мужчины умирают, не дожив до пенсионного возраста, особенно те, кто живет в сельской местности.В 1990-е и 2000-е годы продолжительность жизни сельских мужчин иногда опускалась ниже 60 лет. У белорусских самцов жизнь коротка, как у бабочек.

    Достижения белорусских мужчин в сокращении собственной жизни выглядят вполне логично. Беларусь остается одним из мировых лидеров по потреблению алкоголя по данным ВОЗ за 2014 год. Белорусы выпивают 17,5 литров чистого алкоголя на душу населения, но это в среднем по стране. Белорусские мужчины потребляют 27,5 литров на душу населения. Между тем, среднее мировое потребление составляет 6.2 литра. Несмотря на попытки правительства разработать программу профилактики алкоголизма и реабилитации алкоголиков, Беларуси пока не удается бороться с пьянством.

    Фото: Shutterstock

    По данным главного нарколога Минздрава, в Беларуси зарегистрировано 160 тысяч алкоголиков, из которых 85 тысяч оставались под профилактическим наблюдением в 2016 году. Это почти 4% населения, хотя на самом деле одна может удвоиться или утроиться. это цифра, так как государственные органы не регистрируют всех, у кого есть проблемы с алкоголем.

    Курение остается еще одной важной причиной, по которой белорусские мужчины живут так мало лет. По данным социологического исследования Белорусского государственного университета, в 2016 году курила треть взрослого населения Беларуси.

    Большинство курильщиков — мужчины, которые часто переходят в привычку еще до того момента, когда статистика начинает их учитывать. Белорусская молодежь остается одним из самых больших курильщиков на постсоветском пространстве. Автор попробовал курить в 7 лет и стал заядлым курильщиком к 12 годам.

    Кроме того, в Беларуси есть ряд других причин, определяющих короткую продолжительность жизни мужчин, аналогичных тем, которые встречаются в других странах мира. Например, мужчины склонны избегать врачей и больше рисковать. Мужчины чаще работают на опасных работах, например, связанных с горнодобывающей промышленностью или строительством. Более того, положение Министерства труда практически запрещает женщинам работать на опасных работах, например, кузнецом или водителем-дальнобойщиком. Белорусские феминистки видят в этом дискриминацию.

    белорусских мужчин остаются менее социализированными, что влияет на их психологическую устойчивость. Поэтому, например, они более склонны к самоубийству — в 2016 году покончили с собой 386 женщин, а по официальным данным — 1656 мужчин.

    На самом деле, власти Беларуси не обеспокоены низкой продолжительностью жизни мужчин. Этот вопрос по-прежнему отсутствует в публичных выступлениях официальных лиц, и пока что трудно найти какие-либо упоминания по этому поводу в средствах массовой информации или в научных кругах.Однако проблема затрагивает не только мужчин, но и имеет болезненные последствия для общества в целом.

    белорусских мужчин зарабатывают больше, чем женщины, поэтому их потеря означает значительное падение общих доходов. Повышение двух чи

    .

    Белорусский язык, алфавит и произношение

    Белорусский — восточнославянский язык, на котором говорят в основном в Беларуси, а также в Польше, Чехии, Украине, Литве, России, Канаде, США и Израиле.

    Согласно исследованию, проведенному правительством Беларуси в 2009 году, 2,8 миллиона (29,4%) из 9,67 миллиона населения могли писать, говорить и читать по-белорусски в Беларуси, а 5 миллионов (52,5%) могли читать и говорить на нем. Однако только 1,15 миллиона (11.9%) использовали Белорусский дома.

    По данным переписи 2002 г., в России говорило по-белорусски 316 000 человек, по переписи 2001 г. — 55 000 на Украине, по переписи 2002 г. — 40 000 в Польше.

    На странице белорусской Википедии показано, что население Беларуси составляет 6,34 миллиона человек, говорящих на белорусском, 30 000 — в Литве и около 10 000 — в Канаде.

    Исходя из этих цифр, общее количество говорящих составляет от 6,79 до 8,25 миллиона.

    Белорусский является официальным языком в Беларуси и некоторых частях Польши, а также признан языком меньшинств в Чешской Республике, Украине и Литве.

    Белорусский взгляд на

    • Собственное имя : Беларуская мова / Bielaruskaja mova [bʲelaˈruskaja mova]
    • Языковая принадлежность : индоевропейская, балто-славянская, славянская, восточнославянская
    • Количество говорящих : 6,79-8,25 миллиона
    • В разговоре на : Беларусь, Польша, Чехия, Украина, Литва, Россия, Канада, США, Израиль
    • Впервые написано : 13 век нашей эры
    • Система письма : кириллица и латинский алфавит
    • Статус : официальный язык в Беларуси и некоторых частях Польши.Признан языком меньшинства в чешском языке Республика, Украина и Литва

    Белорусский язык тесно связан с русским и украинским языком и до некоторой степени взаимно понятен им.

    Страна, ныне известная как Беларусь, была частью Великого княжества Литовского с середины 13 века до конца 18 века. Архаическая форма белорусского языка, известная как «старобелорусский», была официальным языком Великого княжества и изначально писалась кириллицей.Из-за преобладания в регионе Греческой Православной Церкви письменная форма белорусского языка находилась под сильным влиянием церковнославянского языка, литургического языка Православной церкви.

    В 16 веке Реформация и Контрреформация привели к очищению от церковнославянских элементов из литературного белорусского языка. Именно в этот период начали появляться рукописные белорусские тексты на латинице ( Лацинка, ). Самый ранний из известных печатных белорусских текстов на латинском алфавите появился в Witanie na Pierwszy Wiazd z Krolowca do Kadlubka Saskiego Wilenskiego , иезуитском антилютеранском издании, изданном в Вильно в 1642 году.

    Русское вторжение 1654-1667 годов привело к уничтожению многих Белорусские города и гибель примерно половины населения, в том числе 80% городского населения. К 1710 г. старобелорусский заменен польским в качестве официального языка региона, однако Белорусский продолжал ограниченно появляться в письменной форме.

    В конце 19 века белорусский язык, написанный на латыни алфавит, начал формироваться как литературный язык ближе к своему современная форма.Потребовалось много лет, чтобы люди пришли к соглашению о стандарте орфографическая система: некоторые предпочитали системы на основе польского, некоторые предпочитали Системы на основе русского языка и другие использовали системы на основе белорусской версии латинского алфавита. В конце концов был достигнут компромисс, сочетающий элементы всех этих систем. Именно в это время белорусский язык начали писать и кириллицей.

    В начале 20 века многие белорусские публикации были напечатаны как на латинице, так и на кириллице.После советской После вторжения в Восточную Беларусь в 1919-1920 годах кириллица стала единственным алфавитом, используемым в официальной письменности. Между тем в Западной Беларуси латинский и кириллический алфавиты продолжали сосуществовать, хотя после 1943 года большинство публикаций печаталось на кириллице. Заметным исключением были публикации белорусских эмигрантов, отдававших предпочтение латинскому алфавиту.

    С момента обретения Беларусью независимости в 1991 году были предприняты усилия по возрождению белорусской письменности на латинице.Одна серьезная проблема в том, что никто не может договориться о системе правописания.

    Белорусский также написан арабской графикой Белорусские татары и на иврите белорусскими евреями.

    Кириллица для белорусского языка (Беларускі кірылічны альфабэт)

    Банкноты

    • Буква Ґ ґ (г) была отменена советской реформой 1933 года, но до сих пор используется некоторыми людьми. Он представляет собой звук [ɡ]
    • Графики дз и дж иногда включаются в алфавит после д
    • .
    • Ў еще называют у нескладовае
    • Романизация из: http: // baltoslav.eu / lat /

    Слушайте белорусский алфавит:

    Латинский алфавит для белорусского языка (Biełaruskaja łacinskaja abeceda)

    Банкноты

    • Кириллица е, ё, і, ю, я эквивалентны je, jo, ji, ju, ja вначале или после гласной, e, o, i, u, a после согласных ć, dź, l, ń , ś, ź и to ie, io, i, iu, ia после других согласных.
    • Буквы Q, W и X также используются, но только для написания иностранных имен.

    Арабский алфавит для белорусского языка (Арабіца / Arabitsa / ارابیصا)

    Скачать алфавитные таблицы для белорусского языка (Excel)

    Исправления и дополнения Майкла Питера Фюстумума, Роберта Ходжа и Тори Палмиери.

    Образец текста на белорусском языке (кириллица)

    Усе людзі нараджаюцца свабодным и роўным ў сваёй годнасці і правах. Яны надзелены розумам и сумленнем и павінны ставіцца адзін да аднаго ў духу брацтва.

    Образец текста на белорусском языке (латинский алфавит)

    Usie ludzi naradžajucca svabodnymi i roŭnymi ŭ svajoj hodnaści i pravach. Jany nadzieleny rozumam i sumleńniem i pavinny stavicca adzin da adnaho ŭ duchu bractva.

    Слушайте запись этого текста Юрия из Беларуси

    Перевод

    Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны действовать по отношению друг к другу в духе братства.
    (статья 1 Всеобщей декларации прав человека)

    Пример видео на белорусском языке

    Информация о белорусском | Фразы | Числа | Вавилонская башня

    Учите белорусский с uTalk

    Учите белорусский с Glossika

    Ссылки

    Информация о белорусском языке
    http://en.wikipedia.org/wiki/Belarusian_language
    https://be.wikipedia.org/wiki/Беларуская_мова
    https: // en.wikipedia.org/wiki/Belarusian_Arabic_alphabet
    http://www.belarus-misc.org/bel-ling.htm
    http://www.pravapis.org

    Детали латинского алфавита для белорусского и белорусских текстов в латинском алфавите
    http://www.cus.cam.ac.uk/~np214/lacin.htm
    https://lacinka.teksty.seveleu.com/

    Онлайн-уроки белорусского
    http://www.radiobelarus.tvr.by/en/content/belarusian-language-lessons
    http://mylanguages.org/learn_belarusian.php
    http: //en.wikibooks.org / wiki / Белорусский
    http://polymath.org/belarusian.php

    Белорусские фразы и выражения
    http://www.pravapis.org/art_phrases1.asp
    http://www.bbc.co.uk/languages/other/quickfix/belarusian.shtml
    http://www.belarusguide.com/ словари / engblr / special.html

    Белорусские словари
    https://www.bielmova.org
    http://www.slounik.org/
    https://www.skarnik.by/tsbm
    http://www.belarusguide.com/ dictionaries/engblr /index.html

    Белорусская обучающая программа
    http: // www.linguashop.com/belarusian-courses

    Интернет-ресурсы для изучения белорусского языка
    http://padrucnik.by.ru/spasylki/padrucniki_ru.htm

    Белорусская транслитерация и проверка орфографии
    http://by.translit.cc/
    http://www.translitteration.com/transliteration/en/belarusian/national/

    Интернет-Белорусское радио
    http://www.svaboda.org
    http://www.intervalsignals.net/countries/belarus.htm

    Онлайн-новости Беларуси
    http: // nn.по
    http://carkva-gazeta.by
    http://www.gazeta.bsu.by
    http://www.belarus.net/minsk_ev/index_b.htm

    Бесплатные кириллические шрифты
    http://www.wazu.jp/gallery/Fonts_CyrS.html
    http://www.fingertipsoft.com/ref/cyrillic/fontlist.html
    http://www.typography.com/collections / cyrillic /
    http://kodeks.uni-bamberg.de/AKSL/Schrift/RomanCyrillicStd.htm

    Славянские языки

    Белорусская, Боснийский, Болгарский, Хорватский, Чешский, Кашубская, Кнаанич, Македонский, Черногорский, Старославянский, Польский, Русский, Русин, Сербский, Силезский, Словацкий, Словенский, Сербский, Украинец, Западное Полесье

    Другие языки, на которых написано: арабский, Кириллица и Латинские алфавиты


    Почему бы не поделиться этой страницей:

    пожаловаться на это объявление

    Если вам нужно печатать на разных языках, вам может помочь Q International Keyboard.Это позволяет вам печатать практически на любом языке, который использует латинский, кириллический или греческий алфавиты, и это бесплатно.

    Если вам нравится этот сайт и вы находите его полезным, вы можете поддержать его, сделав пожертвование через PayPal или Patreon, или внося вклад другими способами. Омниглот — это то, чем я зарабатываю на жизнь.

    Примечание : все ссылки на этом сайте на Amazon.com, Amazon.co.uk и Amazon.fr являются партнерскими ссылками. Это означает, что я получаю комиссию, если вы нажимаете на любой из них и что-то покупаете.Таким образом, нажав на эти ссылки, вы можете помочь поддержать этот сайт.

    .

    Что делает белоруса. Разъяснение 7 национальных черт характера

    Сегодня белорусы делают одну вещь: закатывая глаза и тихо презирая спрашивающего, они объясняют, что Беларусь — это не Россия. И ни одна из других соседних стран.

    Почему? Потому что здесь люди другие. Вы чувствуете это, когда пересекаете границу, когда встречаете белоруса в чужой стране, когда наблюдаете, как они спорят и выражают свои чувства.

    Это национальный характер: он заметен и относительно стабилен, поскольку меняется медленнее, чем внешний мир.

    1. Мир как высшая ценность

    Людей часто определяют их ценности. Белорусы XXI века превыше всего ценят мир. Низкий уровень жизни и сомнительная форма правления исчезают перед угрозой войны.

    Эту веру можно заметить в общих тостах за мирное время, в текстах белорусского гимна, в людях старшего поколения, которые на каждый деликатный вопрос отвечают с мыслью, что все хорошо, пока мы не в состоянии войны .

    Разъяснение Беларуси — это проект, который развенчивает стереотипы и мифы о Беларуси и мягко раскрывает белорусскую душу иностранцам. Повседневная жизнь, привычки, характер объясняют местные жители!

    В отличие от многих народов по всему миру, белорусы никогда не имели идей мессианизма в своем менталитете, никогда не чувствовали, что они должны принести другой образ жизни другим народам.

    Они никогда не бросались в крайности, никогда не чувствовали себя особенными и призванными спасти мир.В белорусском фольклоре нет даже героического эпоса, хотя он и является одним из самых богатых в мире.

    Причины такого спокойствия современных белорусов часто объясняются многочисленными войнами, в которых они участвовали, хотя и не развязывали их. Предпосылка, однако, кроется еще дальше.

    2. Местные жители

    Если белорусы на протяжении всей своей истории никогда особо не заботились о том, чтобы сделать весь мир счастливым местом католиков, немецких коммунистов, , что им было нужно? Точное место, в котором они родились, их семья, их ближайшие родственники.

    Иногда это экстраполировалось на всю страну, но в большинстве случаев этого не происходило. Любовь к участку земли, на котором они родились, отражена в бесчисленных песнях, мифах и пословицах. Об этом свидетельствует тот факт, что до ХХ века белорусы мигрировали очень редко.

    На вопрос, откуда они приехали, белорусы отвечали, что они «местные». Это отношение тесно связано с безразличием к национальным, социальным и политическим причинам, которое сохраняется и по сей день.

    Благополучие участка земли, на котором вы стоите, имеет наибольшее значение, а именно благополучие вашей семьи и друзей. Именно этот менталитет часто обвиняют в расплывчатости и двойственности белорусской национальной идентичности.

    Тем не менее, именно этому менталитету приписывается само существование белорусской национальной идентичности: отделение себя от всего, что происходило за пределами своей деревни, сделало невозможным как для поляков, так и для русских в разное время подавить и захватить белорусскую культуру.

    3. Толерантность

    Белорусы не только лишены чувства национального превосходства, они исторически уважают другие народы и их культуру. Во времена Великого княжества Литовского белорусы, литовцы, а также украинцы, евреи и татары жили вместе в мире.

    Они разделяли разные религиозные взгляды, имели разные традиции и часто говорили на разных языках, но это никогда не считалось проблемой. Эта идея терпимости без усилий жила.Например, Беларусь — редкое место, где антисемитизма никогда не было.

    Сегодня не все так хорошо: в международных рейтингах толерантности белорусы не так уж высоки. Это, однако, объясняется влиянием советских времен, когда все другое и чужое считалось врагом.

    Учитывая долгую историю совместного проживания до семидесяти лет существования Советского Союза, имеет смысл предположить, что белорусы вернутся к своим лучшим качествам.

    4. Терпение

    Терпение — это качество, о котором часто думают в первую очередь, когда говорят о белорусском характере. Многочисленные анекдоты говорят нам о том, что белорусы могут «пережить» все.

    Чтобы понять это качество, нужно вернуться еще глубже в историю, во времена, когда люди начали жить на территориях современной Беларуси.

    С этнографической точки зрения места, где формировался и развивался белорусский этнос, представляли собой непростой ландшафт «кормления»: он требовал труда и терпения.

    Не было немедленного удовлетворения: чтобы выжить, нужно было работать и быть терпеливым. Однако нагрузки зависели от погоды, поэтому вместе с терпением белорусы выработали фаталистический подход к жизни.

    5. Традиция и конформизм

    Терпение и фатализм — лишь одна сторона медали менталитета, а традиционность и конформизм — другая. В условиях сурового и рискованного земледелия, которое практиковали белорусы, любая новинка была нежелательной и слишком рискованной, чтобы ее пробовать.

    Таким образом, труд требовал не столько обучения и экспериментов, сколько постоянного повторения того, что делалось поколениями раньше. Этот вид практического конформизма экстраполирован на то, как белорусы оценивают модели поведения, ценностей и убеждений.

    Традиционализм стал огромной частью белорусского менталитета, и отчасти благодаря этому белорусская культура выжила. Когда христианство было принесено белорусам, люди не отказались от языческих традиций; когда воцарился коммунизм, возникла смесь языческих и христианских традиций.

    Многие такие традиции живы и сегодня.

    6. Драма реальна

    Отчасти из-за суровой реальности, в которой жили белорусы, они превратились в пессимистическую нацию с довольно драматическим отношением к жизни. Многие исследователи белорусского этноса и фольклора отмечают обилие драматических, безнадежных песен.

    Многие классические белорусские авторы указывают на то же самое в отношении национального творчества. Счастливая жизнь — это не та ценность, которую уважали в Беларуси: и сейчас, и в прошлом.Ценится скромный уровень жизни.

    Современные исследования показывают, что в целом белорусы все еще считают, что потакать себе — это неправильно. С культурной точки зрения более уместно ныть и показывать внешнему миру, насколько они подвергаются жестокому обращению — именно так это было в течение столетий тяжелого труда.

    7. Индивидуализм и коллективизм

    Страны часто исследуются с точки зрения того, отдают ли они приоритет коллективным ценностям (например, азиатские страны) или индивидуалистическим ценностям (например.г., западный мир). Беларусь — это место, где встречаются эти два менталитета в соотношении почти 50/50.

    Все началось с того, что белорусы поселились довольно далеко друг от друга из-за болотистой и лесистой местности. В большинстве случаев каждой семье приходилось рассчитывать только на себя, чтобы выжить.

    В то же время крестьянам было важно быть «как все». Когда это было возможно, люди помогали друг другу, было приемлемо дать совет собеседнику, прежде чем он или она столкнется с проблемой.

    Это то, что существует и процветает в белорусском обществе. В советские времена идея быть похожим на своего соседа превратилась в более разрушительное поведение — не выделяться.

    По уважительной причине: те, кто выделяются, пострадали; те, что привлекали слишком много внимания, не выжили. В этом смысле менталитет современных белорусов вызывает недоумение: они предпочитают коллективистские ценности, но при этом часто бывают замкнутыми, неспособными и не желающими работать в команде.

    Они продолжают соединять два мира коллективизма и индивидуализма.

    Заключение

    Важно понимать, что, как бы вы ни относились к белорусскому менталитету, именно он заставил нацию выжить, несмотря ни на что. И, в отличие от многих других, он выжил не за счет других народов.

    Как раз наоборот: спокойно, переживая все ужасные вещи, которые происходили за последние столетия, отвлекая себя от реальности с помощью фантазий и юмора, белорусы жили и в какой-то момент могут даже стать более счастливой нацией.

    Как мы помним, менталитет меняется медленнее, чем во внешнем мире.


    Текст Алины Горбач

    .

    Беларусь | История, Флаг, Карта, Население, Столица, Язык и Факты

    Беларусь , страна Восточной Европы. До обретения независимости в 1991 году Беларусь, ранее известная как Белоруссия или Белая Россия, была самой маленькой из трех славянских республик, входящих в Советский Союз (две более крупные — Россия и Украина).

    Беларусь Беларусь. Британская энциклопедия, Inc.

    Британская викторина

    Экспедиция Европа

    Кто из них не является королевской семьей Европы?

    Несмотря на то, что белорусы имеют отличную этническую идентичность и язык, они никогда раньше не пользовались единством и политическим суверенитетом, за исключением короткого периода в 1918 году.Таким образом, белорусская история — это не столько изолируемое национальное повествование, сколько исследование региональных сил, их взаимодействия и их влияния на белорусский народ. Территория, на которой сейчас находится Беларусь, подвергалась разделу и неоднократно переходила из рук в руки; в результате большая часть истории Беларуси неотделима от истории ее соседей. С момента обретения независимости Беларусь сохранила тесные связи со своим самым доминирующим соседом — Россией. В 1999 году две страны подписали Договор о создании Союзного государства, целью которого было создание политически интегрированной конфедерации с единой валютой; однако точный характер партнерства оставался неясным даже в 21 веке.Наследие советского прошлого Беларуси также продолжало проявляться как в сохраняющейся значимости коммунистических политических партий, так и в авторитарном стиле правления в стране. Около одной пятой населения Беларуси проживает в центральной столице Минске, большом современном городе, который был почти полностью восстановлен после почти полного разрушения во время Второй мировой войны.

    Беларусь Encyclopædia Britannica, Inc.

    Земля

    Беларусь — страна, не имеющая выхода к морю, граничит с Литвой и Латвией на северо-западе, с Россией на севере и востоке, с Украиной на юге и с Польшей на западе.По площади он примерно в три раза меньше своего южного соседа, Украины.

    Encyclopdia Britannica, Inc.

    Рельеф

    Рельеф Беларуси в значительной степени был сформирован оледенением в эпоху плейстоцена (то есть примерно от 2600000 до 11700 лет назад). Большая часть страны состоит из плоских низменностей, разделенных невысокими холмами и возвышенностями. Самая высокая точка, Дзержинская гора, находится всего на высоте 1135 футов (346 метров) над уровнем моря, а более половины территории Беларуси находится ниже 660 футов (200 метров).Более высокие области образованы грядами ледникового моренного материала, датируемыми Валдайским оледенением, последним наступлением плейстоценовых льдов в Восточной Европе. Самый большой из хребтов, Белорусский хребет, простирается на северо-восток от границы с Польшей на юго-западе до севера от Минска, где он расширяется до Минской возвышенности, а затем поворачивает на восток и соединяется со Смоленско-Московской возвышенностью. Между Минском и Вильнюсом, в соседней Литве, пролегает поперек главного Белорусского хребта Ошмянская возвышенность, состоящая из конечных морен того же ледникового периода.Поверхности его гребней, как правило, плоские или пологие, покрытые легкими песчаными подзолистыми почвами; они в значительной степени очищены от своего первоначального лесного покрова.

    Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

    Разделенные моренными грядами широкие низины, в большинстве своем слабо дренированные и заболоченные, с множеством небольших озер. К северу от основной линии моренных холмов находятся две широкие равнины: север республики включает Полоцкую низменность, а северо-западный угол, недалеко от Гродно, — Неманская низменность.К югу от Белорусского хребта широкая и очень пологая Центральная Березинская равнина полого спускается на юг, незаметно сливаясь с еще более обширными Припятскими болотами (беларусское: Полесские, Лесные массивы). Заболоченная территория в бассейне реки Припять (по-белорусски: Припять), главного притока Днепра (по-белорусски: Дняпро), Припятские болота простираются на юг в Украину и занимают структурную впадину. Желоб заполнен размытыми песками и гравием, отложенными талыми водами последнего плейстоценового оледенения.Минимальное изменение рельефа делает Припятские болота одними из крупнейших водно-болотных угодий в Европе.

    Дренаж

    Беларусь имеет более 20 000 водотоков общей протяженностью около 56 300 миль (90 600 км) и более 10 000 озер. Большая часть республики расположена в бассейне Днепра, протекающего через Беларусь с севера на юг на пути к Черному морю, и бассейнам его основных притоков: Березины и Припять на правом берегу и реки Сож на правом берегу. левый.На севере Полоцкая низменность впадает рекой Западная Двина (Дзвина) в Балтийское море, к которому также впадает Неман (Нёман) на западе. Крайний юго-западный угол Беларуси осушается рекой Мухавец, притоком реки Буг (Буг), которая образует часть границы с Польшей и впадает в Балтийское море. Мухавец и Припять связаны судоходным каналом, соединяющим Балтийское и Черное моря. Реки обычно замерзают с декабря до конца марта, после чего наступает около двух месяцев максимального стока.Среди самых крупных озер — Нарочь, Освейское и Дрисвяты.

    Почвы

    Около трех пятых территории Беларуси покрыто подзолистыми почвами. На возвышенностях эти почвы в основном представляют собой суглинки, развитые на лессовых подпочвах, которые могут быть продуктивными при использовании удобрений. На равнинах и низинах преобладают песчаные подзолы с низким плодородием с вкраплениями болотистых глин, которые имеют высокое содержание гумуса и могут быть очень плодородными при осушении.

    Климат

    В Беларуси прохладный континентальный климат, который смягчается морским влиянием Атлантического океана.Средние температуры января колеблются от середины 20 F (около -4 ° C) на юго-западе до верхнего подросткового F (около -8 ° C) на северо-востоке, но часто бывают оттепели; соответственно, безморозный период сокращается с более 170 дней на юго-западе до 130 на северо-востоке. Максимальные температуры в июле, как правило, составляют около 18 ° C. Количество осадков умеренное, но больше, чем на большей части обширной Русской равнины в Восточной Европе, и колеблется от примерно 21 дюйма (530 мм) на низменностях до примерно 28 дюймов (700 мм) на более высоких моренных хребтах.Максимальное количество осадков выпадает с июня по август.

    Растительный и животный мир

    Естественная растительность страны — смешанный лиственный и хвойный лес. На севере преобладают хвойные породы, особенно сосна и ель; к югу увеличивается доля лиственных деревьев, таких как дуб и граб. Береза ​​обычна повсеместно, особенно в качестве первого прироста на выжженных или нарушенных участках. На протяжении веков расчистка лесных земель для сельскохозяйственных нужд удалила большую часть первобытного леса, особенно лиственные деревья, которые предпочитают более богатые почвы.В частности, к концу XVI века горные леса были в значительной степени вырублены.

    Каноэ в заповеднике «Припятский заповедник» в Беларуси. © yuri4u80 / Shutterstock.com

    Беловежский лес на западной границе с Польшей (на которую он простирается) — одна из крупнейших сохранившихся территорий первобытных смешанных лесов в Европе, занимающая более 460 квадратных миль (1200 квадратных километров). Белорусская часть леса была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1992 году.На протяжении веков сохранявшийся как частный охотничий лес сначала польских королей, а затем русских царей, он был превращен в заповедник (а затем в национальный парк) по обе стороны границы. Здесь сохранилась богатая лесная растительность, которая когда-то покрывала большую часть Европы, в которой преобладают деревья, выросшие до исключительной высоты. Лес является основным домом для европейских бизонов, или зубров, которые вымерли в дикой природе после Первой мировой войны, но были повторно интродуцированы в результате разведения в неволе. Здесь и в других лесах Беларуси водятся лоси, олени и кабаны, а также мелкая дичь, зайцы, белки, лисы, барсуки, куницы, а по рекам — бобры.Птицы включают тетеревов, куропаток, вальдшнепов, дупелей и уток, а многие реки богаты рыбой.

    Экологические проблемы

    Авария на Чернобыльской атомной электростанции в Украине в апреле 1986 года привела к ряду непосредственных и долгосрочных последствий для окружающей среды Беларуси, где выпала большая часть радиоактивных осадков. В начале 21 века около одной пятой территории Беларуси все еще оставалось радиоактивным. Помимо повреждения земли, медицинские и психологические издержки аварии включали рост врожденных дефектов и рака (особенно щитовидной железы), а также снижение рождаемости, по крайней мере, частично в ответ на опасения по поводу этих дефектов.

    Активисты-экологи также выразили обеспокоенность плохим качеством воздуха и загрязнением в Минске и других крупных городах.

    .
    Leave a Reply

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *