Контрольное сочинение по русскому языку 10 класс: Тексты контрольных сочинений для 10-11 классов

Содержание

Методическая разработка урока русского языка по теме «Обучение сочинению-рассуждению по прочитанному тексту». 10-й класс

Аннотация. 

Данная методическая разработка и презентация к уроку русского языка в 10 классе «РР: Обучение сочинению-рассуждению по прочитанному тексту» (подготовка к ЕГЭ, часть С) предназначена в помощь учителю, работающему в 10-11 классах при подготовке учащихся к успешной сдаче ЕГЭ. Статья содержит исходный текст, формулировку задания и пошаговый разбор-анализ текста, подводящий к созданию цельной структуры текста сочинения-рассуждения. Функция в образовательном процессе: обучающе-тренинговая.

В ходе урока учащиеся совершенствуют уменияанализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения, развивают навыки монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, готовятся к самостоятельной работе над сочинением-рассуждением, что направлено формирование коммуникативной (языковой) компетенции учащихся.

Цели:

  • Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.
  • Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, подготовка учащихся к самостоятельной работе над сочинением-рассуждением.
  • Коммуникативная: формирование коммуникативной (языковой) компетенции учащихся.
  • Воспитательная: экологическое воспитание: внимательное отношение к природе, к окружающему миру.

Оборудование: текст притчи Н. Соколовой «Рябинка», карточки-информаторы №№1-6, презентация к уроку (Приложение).

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Тип урока: развитие речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

– Ребята, нам сегодня предстоит очень важная и сложная задача: мы будем учиться писать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту в формате ЕГЭ. Несмотря на сложность задачи, это очень интересная и творческая работа.

– Прочитайте задание ЕГЭ часть С.

– В самом задании при внимательном прочтении можно увидеть структуру будущего сочинения, поэтому важно соблюдать все требования данного задания.

– Рассмотрим подробную структуру подобного сочинения, она у вас представлена в вертикальном виде (карточка-информатор №1, слайд 2),

Карточка-информатор №1: Структура сочинения-рассуждения по прочитанному тексту

Структурный компонент текста Речевые клише
Проблема Возможен риторический вопрос…
В центре внимания автора проблема…
В тексте автор размышляет над проблемой…
Комментарий Не случайно писатель изображает…
Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни…
Автор заставляет читателя задуматься…
Данная … проблема имеет многовековую историю… (актуальна, не нова, остро стоит в наши дни…)
Позиция автора Позиция автора такова…
Автор подводит читателя к выводу о том, что…
Автор осуждает/одобряет поступки героев… (Прямо это выражено или в иносказательной форме? В скрытой ироничной форме или же открыто высказывает своё отношение к происходящему?)
Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает нас в том, что…
Моя позиция – тезис
Формальное согласие/несогласие с мнением автора + собственное утверждение: Я полностью согласен с мнением (позицией) автора, и я считаю, что каждый человек должен пересмотреть своё потребительское отношение к природе… (или: поступки героев – яркий показатель их нравственных качеств…)
Аргумент 1 (н-р, жизненный опыт) Действительно …
Подумайте сами…
Примеров подобного отношения людей к… множество.
Иллюстрация к аргументу 1 Например, …
В качестве примера расскажу…
Приведу следующий пример…
Правоту автора подтверждает…
Аргумент 2 (н-р, читательский опыт) Мою позицию (мнение) подтверждает и опыт художественной литературы.
Обсуждаемая проблема настолько важна в жизни человека, что многие писатели поднимали её в своих произведениях
Иллюстрация к аргументу 2 Например, …
Вспомним произведение…
Именно об этом писал…
Вывод-заключение Таким образом, только от нас самих зависит…
В заключении ещё раз хочется воскликнуть (спросить, напомнить):…
Возможна пословица или поговорка.

Важно помнить, что при написании сочинения-рассуждения нужно соблюдать:

  • последовательность изложения мыслей;
  • смысловую цельность и связность;
  • абзацное членение текста;
  • связки (логические мостики-переходы) между абзацами;
  • использование слов-заменителей, чтобы избежать повторов и скудности речи;
  • соответствие видовременных глагольных форм.

Во избежание фактических ошибок

  • не забудьте прочитать информацию об авторе, которая обычно следует за текстом, чтобы использовать её в сочинении, не допустив тавтологии;
  • при обозначении жанра произведения (если неизвестно наверняка) использовать выражения «данный отрывок» или «предложенный текст».

Это скелет нашей творческой работы, на который мы будем нанизывать сформулированные мысли. Обратим внимание на типичные ошибки, допускаемые ребятами при таком виде работы, потому что предупреждён – значит вооружён. Также важно помнить, что нельзя отождествлять автора и рассказчика, хотя можно использовать хитрое выражение автор-рассказчик, а если речь в тексте идёт явно от лица автора, то лучше использовать информацию о нём, данной после текста.

– Автор текста, который мы будем изучать, Наталья Соколова. Послушайте сообщение о ней.

Сообщение учащегося

– Прослушайте текст. (карточка-информатор №2, слайд 3)

(1) Выросла рябинка при дороге.

(2) Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обочине, у высокого дощатого забора. (3) Все тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой.

(4) Наступил август. (5) Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных. (6)Деревце запылало, как костер на юру. (7) Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после долгого рукопожатия.

(8) Шла мимо девочка.

(9) Увидела рябинку, поахала.

(10) – Возьму-ка я одну веточку. (11) Одна веточка – это ведь так мало, ничего с деревцем не случится.

(12) И она была по-своему права.

(13) Ехал на машине усатый дядька.

(14) – Ух ты… (15) Прямо картинка… (16) Шикарно!

(17) Он остановил машину, вылез из-за руля. (18) Ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой.

(19) – Вот какая стоит богатая, небось не обеднеет, если я прихвачу для жинки две-три ветки.

(20) Что ж, он был тоже по-своему прав.

(21) Под вечер шли туристы.

(22) – Хорошая рябинка, правда, ломаная. (23) Ну, Зинка, чур, всем по одной! (24) Зря не брать, слышишь, Витька, только по одной!

(25) Мы народ организованный, должны подавать пример…

(26) Шёл в сумерках влюблённый.

(27) – Эх, какое дерево искорёжили, смотреть больно. (28) Бездушные люди, не умеют беречь красоту!

(29) На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать. (30) Влюблённый был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться.

(31) Всё равно последняя кисть, она уже дереву не поможет… (32) А Люсенька обрадуется.

(33) На другой день приехал хозяйственник.

(34) – Что это еще за уродец? – строго спросил он, наткнувшись на рябинку.

(35) – Убрать. (36) Срубить. (37) А то весь вид портит.

(38) И он был по-своему прав.

(39) В этой истории все правы. (40) Виноватых нет. (41) Но и рябинки тоже нет.

(По Н.Соколовой.)

III. Работа по тесту. Обзор-анализ.

– Каков смысл этой притчи? Исключите из перечня ответов лишний (слайд 4):

а) У каждого человека своя правда.

б) Надо задумываться над последствиями своих поступков.

в) Не кивайте на других, когда сами виноваты.

г) Надо беречь красоту.

– Теперь, когда мы определили основные положения этой притчи, попробуем сформулировать основную мысль и проблему текста, пользуйтесь карточкой – информатором №1: где представлена структура сочинения и параллельно ведите записи в тетрадях: защищена ли природная красота мира? От чего зависит сохранение окружающей красоты природы.

(слайд 5: Основная мысль: Красота в мире ничем незащищена. Добрая воля человека – уберечь, сохранить её или смять, надругаться над ней. Каждый человек должен видеть последствия своих поступков и осознавать за них ответственность.)

– Рябинка – это часть чего?… Значит проблема….

(слайд 5: Притча поднимает экологическую проблему нравственного характера, отношения человека к окружающему миру, скрытого в поступках героев.)

– Какая наука занимается вопросами природы?

Сообщение учащегося об экологии (карточка-информатор №3)

– С чем связана экологическая обстановка на планете?

– Как вы думаете, важно ли сберечь одну рябинку, ведь это не столь катастрофично для окружающих? Для всего мира?

– Сколько нужно времени, чтобы вырастить рябинку, чтобы она начала давать плоды, прослушаем сообщение.

Сообщение учащегося о рябине (карточка-информатор №4, слайд 6)

– Прослушали сообщение о рябине, сделаем вывод по двум текстам, прочитанному и прослушанному, почему важно бережно относится к природе, даже к каким-то «единичным» её проявлениям. (В природе нет «единичных» проявлений, это цельный организм, все части которого важны, сохраним один её элемент – сохраним целостность всего организма.).

– Прокомментируйте проблему, основываясь на выводах (слайд 7).

– Прокомментировать проблему – значит:

– показать степень понимания текста;

– умение видеть его важные аспекты;

– понять замысел автора;

– понять ход авторской мысли.

Говорим об актуальности проблемы: экологическая проблема нравственного характера

Актуальная (почему? – 1-ый путь ответов), потому что даёт возможность понять:

– что значит красота рябинки для окружающих;

– почему рябинка – это не только красота, но и жертва;

– как относиться к окружающей красоте природы.

(почему? – 2-ый путь ответов):

– заставляет задуматься об ответственности за совершённые поступки;

– помогает убедиться в тесной взаимосвязи человека и природы…

– Определите, как автор относится к рябинке, как он её описывает? (предложения 1-3,7 – слайд 8) Как он её называет? Сколько времени и людей понадобилось, чтобы уничтожить красавицу рябинку?

– Позиция автора по отношению к деревцу явно прослеживается или она скрыта за подтекстом, за пос

Учебно-методический материал по русскому языку (10 класс) на тему: Итоговое сочинение

Итоговое сочинение в 10 классе за 2015-2016 учебный год

Результатом итогового сочинения является «зачёт» или «незачёт».
Рекомендуемый объём сочинения – 200-250 слов. Если в сочинении менее 200 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной. Максимальное число слов в сочинении не устанавливается. 
Время написания сочинения – 90 минут. 
Ученику  разрешается пользоваться орфографическим словарём, выдаваемым членами комиссии. 
Работа выполняется чёрной гелевой, капиллярной или перьевой ручкой.

Темы сочинений будут разрабатываться в рамках следующих направлений: 

1. «Время» – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха. 
2. «Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далёкое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего. 
3. «Любовь» – направление даёт возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах. 
4. «Путь» – направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения. 

Сочинение будет оцениваться по пяти критериям: 
1. Соответствие теме. 
Выпускник должен откликнуться на предложенную задачу, избежать её подмены, выбрать свой путь рассуждения, сформулировав тезисы, которые предстоит аргументировано раскрыть. 
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). 
«Незачёт» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»). 
2. Аргументация и привлечение литературного материала. 
Приводя примеры конкретных работ школьников, эксперты дают понять, что не слишком приветствуется схематичность трактовки образов, упрощенность, важно понимание и осмысление учеником произведения. Литературный материал не должен быть привлечен лишь формально, с его помощью нужно действительно аргументировать тезис. 
Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с тематикой и проблематикой произведения, системой действующих лиц и т.д. 
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. 
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. 
«Незачёт» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»). 
3. Композиция и логика рассуждения. 
Здесь важна стройность и целостность композиции: вступление, тезисно-доказательная часть, заключение. Не стоит отклоняться от заявленной темы. 
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Учащийся аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. 
«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»). 
4. Качество письменной речи. 
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Учащийся точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. 
«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»). 
5. Грамотность. 
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. Приветствуется богатство лексики, разнообразие синтаксических конструкций, стоит избегать неудачных словоупотреблений, избыточных усложнений фразы, однотипных конструкций, речевых штампов и т.п. и, конечно, грамматических и орфографических ошибок. 
«Незачёт» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов). 


Для получения зачёта по сочинению необходимо, чтобы сочинение соответствовало трём критериям, причем первым двум обязательно. Также сочинение должно содержать не менее 200 слов, а текст работы должен быть оригинален не менее чем на 50%. 

Критерии №1 и №2 являются основными. Если при проверке сочинения по критерию №1 или №2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов. Если в сочинении менее 200 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

 Критерии оценивания

Баллы 

 К1. Соответствие теме

Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно.

2

Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему, коммуникативный замысел сочинения прослеживается. 

Сочинение не соответствует теме, и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается.

0

 К2. Привлечение литературного материала

Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания; допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.) 

 2

Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения; 
и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения; 
и/или допущены 2-4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала.

 1

Сочинение написано без привлечения литературного материала,
или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения,
и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок.

 0

 К3. Композиция

Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.

 2

Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы, 
и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,
и/или мысль повторяется и не развивается. 

 1

Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна.

 0

 К4. Качество речи

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов.

 2

Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

 1

Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами.

 0

 К5. Оригинальность сочинения

Выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля.

 1

Выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля.

 0

 К6. Речевые нормы

Допущено не более 2 речевых ошибок.

 2

Допущены 3-4 речевые ошибки.

 1

Допущены 5 и более речевых ошибок.

 0

 К7. Орфографические нормы

Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.

 3

Допущены 2-3 орфографические ошибки.

 2

Допущены 4-5 орфографических ошибок.

 1

Допущено более 5 орфографических ошибок.

 0

 К8. Пунктуационные нормы

Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.

 3

Допущены 2-3 пунктуационные ошибки.

 2

Допущены 4-5 пунктуационных ошибок.

 1

Допущено более 5 пунктуационных ошибок.

 0

 К9. Грамматические нормы

Допущено не более 2 грамматических ошибок.

 2

Допущены 3-4 грамматические ошибки.

 1

Допущено 5 и более грамматических ошибок.

 0

 К10. Фактическая точность в фоновом материале

Фактические ошибки отсутствуют.

 1

Допущены фактические ошибки в фоновом материале (одна и более).

 0

 МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ

20 

 Отметка по десятибалльной системе

 0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 Первичный балл

 0-4

5-6

7-8

9-10

11-12

13-14

15-16

17

18

19

20

Темы сочинений

ВРЕМЯ

1. «Время – ткань, из которой состоит жизнь». (Б. Франклин) 
2. «Время – это простор для развития способностей» 
3. Потерянное время 
4. Влияет ли время на судьбу человека? 
5. Мы все дети своего времени 
6.  История – ключ к пониманию народа 
7.Проблема времени в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 

ДОМ

8. «Родительский дом – начало всех начал…» (Ю. Антонов) 
9. «Человека человеком делают не деньги, а его семья» 
10. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» 
11. «Дом – это место, где тебя всегда ждут»; «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л.Н. Толстой) 
12. «Дом – основа человеческого бытия» 
13. Какую роль семья играет в становлении личности? 
14. Тема дома и семьи в русской литературе XIX века 
15. Образ родного Дома в творчестве русских классиков 

ЛЮБОВЬ

16. В семейной жизни самый важный винт – любовь 
17. «От любви к женщине родилось всё прекрасное на земле» (М. Горький) 
18. «Любовь – прекрасное чувство» 
19. «Любовь к профессии и к семье – источник счастья человека» 
20. Что важнее: любить или быть любимым? 
21. Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит 
22. Любовь, какая она… (по произведениям А. Куприна) 
23. Любовь, о которой мечтает каждый 
24. Любовь в жизни героев Л.Н. Толстого 
25. Рассуждение о любви 

ПУТЬ

26. «Люди все живут, как щепки по реке плывут» 
27. Легко ли найти свой путь в жизни? 
28. Долгая дорога к себе: духовные искания литературных героев 
29. Дорога без начала и конца 
30. Мотив пути в русской литературе 
31. Образ дороги в русской литературе 
32. «Духовность — это собственное стремление человека к высокому» (С. Соловейчик) 
33. «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…» 
34. В чём смысл жизни?

Темы сочинений по русскому языку для учащихся 5-10 классов

Темы сочинений по русскому языку для учащихся 5-10 классов

Сочинение-описание

1. Был чудесный зимний (летний ) день.

2. Улица полна движения.

3. Дыхание весны.

4. Летняя радуга.

5. В гостях у бабушки с дедушкой.

6. Дом, в котором я живу.

7. Прекрасные руки матери.

8. Любимый праздник.

9. Любимый уголок природы.

10. Внешность кого-нибудь из родных, знакомых: а) в минуту радости, огорчения, гнева; б) за каким-либо занятием, работой.

11. Игры моего детства.

12. Опишите по памяти одну из картин известного русского художника.

13. Как увядающее мило! Какая прелесть в нем для нас!

14. Представьте себе, что вы сидите в вагоне поезда, стоящего у платформы, смотрите в окно вагона и видите встречу двух приятелей. Что они говорят, вам не слышно, но вся сцена происходит у вас на глазах. Опишите встречу (внешний вид участников , выражение лица, движения, жесты).

15. Мой четвероногий друг.

Описание с элементами рассуждения

1. Человек, который мне нравится (не нравится).

2. Труд и отдых в нашей семье.

3. Традиции нашей семьи.

4. Книги моего детства.

5. Музыка в нашей семье.

6. Мои планы на будущее.

7. Моя родословная.

8. История моего имени.

9. Моя первая победа.

10. Любимый праздник.

11. Животные – помощники человека.

12. Будни и праздники в нашей семье.

13. Природа и внутренний мир человека.

14. Наш край – жемчужина Дальнего Востока.

15. Слава рукам золотым.

16. Что я могу и должен сделать для своего города (села)?

17. Это замечательный человек.

18. Настоящий друг.

19. Интересное путешествие.

20. Школьные годы чудесные.

21. О делах полезных, интересных.

22. О братьях наших меньших.

23. С лесом надо дружить.

24. С болью и тревогой о родной природе.

25. Воспоминания о лете.

26. Моя семья.

27. Река моего детства.

28. О своих музыкальных интересах.

29. Впечатления от просмотренного кино-, телефильма, спектакля, шоу.

30. О любимом певце, актере.

31. Чтение – вот лучшее учение.

32. Кто мне особенно дорог, кто чужд.

33. За что я ругаю себя и чем я в самом себе доволен.

Публицистическое рассуждение

1. Помощь и благотворительность: в чем их сходство и различие.

2. Будущее начинается сегодня.

3. «Они нам весну подарили, а сами цветами в полях проросли».

4. Когда слово не расходится с делом.

5. Хочу сказать «спасибо» (Кому? За что?).

6. Свободное время – прекрасное время….Свободное время – трудное время…

7. Пример интеллигентности (известный человек, знакомый, герой фильма…)

8. Голос – «мелодия души».

9. «Ласковое слово – что вешний день».

10. Рассказ публицистического характера о родном крае.

11. Интервью у одноклассников о важном событии в их жизни.

12. Обязанность и долг.

13. Если бы я был журналистом.

14. Интеллигентность и образованность: одно и то же это ?

15.Отечества достойный сын.

16. Есть такая профессия – Родину защищать.

17. Совесть – нравственный компас человека.

18. «Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения».

19. Всегда ли новые технологии ведут к прогрессу?

20. Можно ли обойтись без потребности общения между людьми.

21. Является ли труд потребностью?

22. Можно ли обойтись без духовных ценностей?

23. Что значит найти себя?

Сочинение-рассуждение

1. «За» и «против» компьютера.

2. «Горькая» правда. Хорошо это или плохо?

3. Можно ли жить на свете без поэзии?

4. Его я считаю истинным мастером слова русского.

5. Что помешало мне в классе реализовать свои способности.

6. Как сделать повседневную жизнь интересной?

7. Что я больше всего ценю в человеке?

8. Почему так важно в жизни научиться понимать другого?

9. Нужна ли сказка людям XXI века?

10. Видом орел, а умом тетерев.

11. Не искал бы в селе, искал бы в себе.

12. Весь прост, да привязан лисий хвост.

13. Книга – учебник жизни.

14. Уважение к старшим – закон нашей жизни.

15. Зовут дороги дальние.

16. Книга, которая оставила неизгладимое впечатление.

17. Человек, которому я верю.

18. Истории и легенды моей семьи.

19. Оценка, которую я запомню надолго.

20. Как литература помогает изучать историю.

21. Если бы я был директором школы.

22. Речь красна слушанием.

23. Что вам чаще всего вспоминается, когда вы надолго отлучаетесь из своего дома?

24. Что дают человеку знания?

25. Что важнее: кем быть или каким быть?

Темы сочинений, предлагавшиеся гимназистам более 100 лет назад

Младшие классы.

1. О том, что видела птичка в дальних землях.

2. История постройки дома и разведение при нем сада.

3. Великаны и пигмеи лесного царства.

4. Замирание нашего сада осенью.

5. Река в лунную пору.

6. Лес в лучшую свою пору.

7. Встреча войска, возвратившегося из похода.

8. Дедушкин садик.

Старшие классы.

1. Слово как источник счастья.

2. Почему жизнь сравнивают с путешествием?

3. Родина и чужая сторона.

4. О скоротечности жизни.

5. Какие люди (предметы) составляют богатство России и почему?

6. О высоком достоинстве человеческого слова и письма.

7. О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.

8. О проявлении нравственного начала в истории.

9. На чем основывается духовная связь между предками и потомством.

Урок в 10 классе по теме » Сочинение

Урок по русскому языку в 10 классе.

Сочинение-рассуждение (подготовка к ЕГЭ).

Цели:

  1. продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся,

  2. углубить знания учащихся об особенностях публицистического стиля,

  3. поэтапно отработать алгоритм написания сочинения,

  4. развивать интеллектуальные умения (выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию),

  5. развивать речевые навыки, творческие способности,

  6. формировать бережное отношение к русскому языку.

Оборудование:  текст статьи Л.А.Жуховицкого.

Ход урока

I. Основная часть.

1) Слово учителя.

Задачей сегодняшнего урока является совершенствование навыка написания сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля. Выполнение части С при сдаче ЕГЭ — один из самых сложных этапов. Невозможно хорошо выполнить ту работу, которую ты не умеешь делать. Урок-практикум поможет вам преодолеть психологический барьер, приобрести навык работы в части С.

2) Углубление знаний об особенностях публицистического стиля.

— Назовите известные вам стили речи.

Сочинение-рассуждение относится к публицистическому стилю.

— Каковы отличительные особенности публицистического стиля?

— Укажите языковые особенности публицистического стиля.

(публицистический стиль сочетает в себе книжную и разговорную лексику; преобладающий тип речи – рассуждение с элементами повествования; текст насыщен рядами однородных членов, парцеллированными предложениями; стилистика текста отличается сдержанным пафосом, уместным использованием пословиц, метафор, лаконизмом суждений, строгостью в подборе выразительных средств; автор статьи категоричен в своих умозаключениях, что находит выражение и в подборе лексики, и в синтаксисе – предложения чаще всего утвердительные, парцелляция усиливает значимость аргументации; бескомпромиссность суждений подчеркивает твердую авторскую позицию).

Композиционные части

1. Вступление

2. Формулировка проблемы

3. Комментарий к проблеме

4. Формулировка позиции автора по данной проблеме

5. Собственное мнение (согласие / несогласие с автором)

6. Доказательство собственной точки зрения (2 аргумента)

7. Заключение (итоговый вывод)

3) Словарная работа.

Рассуждая на нравственные темы, вспоминая далекое прошлое или наше детство, мы часто употребляем слова реликвия, раритет, ностальгия.

— В рабочих материалах запишите лексическое значение этих слов.

реликвия     

значение:Вещь, хранимая как память о прошлом, и являющаяся предметом поклонения, почитательного отношения.

Раритет – это редкость, любой редкий предмет, имеющий историческую ценность и достаточно древнее происхождение. Латинское его название — «raritas». Такой термин в основном применяется к экспонатам в музеях, у которых нет больше аналогов.

Раритет – это то, что не теряет своей ценности

Ностальги́я (от др.-греч. νόστος — «возвращение на родину» и άλγος «боль») — тоска по родине, по родному дому. В более широком смысле — тоска по прошлому (например, детству) или чему-то безвозвратно утраченному.

4) Практическая работа.

Давайте познакомимся с алгоритмом, который вам поможет освоить этапы работы над сочинением.

    1. Формулировка одной из проблем исходного текста

    2. Комментарии по выбранной проблеме

    3. Формулировка позиции автора

    4. Аргументы «за» или «против» авторской позиции (один – из литературных источников)

    5. Заключение

– Последовательность этапов обязательно учитывается при написании сочинения и его оценивании. Обратимся к тексту.

Анализ текста.

(1) Говорят, «красиво жить не запретишь». (2) И для этого не всегда

хочется отправляться в далекие края — желательно видеть красоту каждый

день в собственном доме.

(3) Ради домашней красоты мы идем на денежные жертвы: покупаем

французские обои или турецкий ковер, вешаем чешскую люстру, привозим

из турпоездки разные сувениры. (4) Но вот что огорчительно: испытывая

пламенную любовь к иностранной красоте, мы слишком часто выкидываем

из дома то старье, которое через три-четыре десятка лет станет уже не рухлядью,

а вещью в стиле ретро.

(5) Друг рассказывал: как-то раз знакомые зашли в гости и увидели у него

дома керосиновую лампу и медный самовар, еще дореволюционный.

(6) Кто-то восхищенно причмокнул:

(7) — Ишь ты! (8) Где достал?

(9) А друг постеснялся в ответ сказать правду … (10) Потому что не достал

– нашел вещи на свалке несколько лет назад.

(11) Мы, люди, стареем довольно быстро – не так уж долог человеческий

век. (12) Но нас окружает множество вещей, которые старятся и уходят из

жизни еще быстрее нас. (13) Ну-ка постарайтесь вспомнить вещи вашего

детства, что ушли в историю, и если вернутся оттуда, то лишь в качестве

мудрых и полезных украшений наших квартир.

(14) Я, например, учился писать ручкой с перышком, а чернила носил в

замечательной посудине – чернильнице-невыливайке. (15) Помнится, редкие

в ту пору иностранцы спрашивали, где можно купить «русский компьютер» —

счеты. (16) Говорили, что на этом агрегате наши чиновники подсчитывали

даже государственный бюджет.

(17) Когда мы жили в коммуналке, под потолком у нас висел

оранжевый абажур, может, даже шелковый, который вручную смастерила

мама. (18) Абажур был огромным, но невесомым — материал был туго

натянут на обычную проволоку. (19) Он казался нам маленьким домашним

солнышком. (20) И как же уютно становилось в комнате, когда зажигали свет!

(21) А у кого сейчас найдется чудом уцелевшая старинная прялка?

(22) Сколько их нашло свой конец в беленых печках и скромных буржуйках

в морозные российские зимы!

(23) Я назвал предметы не слишком далекой старины мудрыми и

полезными. (24) Вот почему. (25) Нас когда-то в школе учили, что

прошлое страны – это войны, сухопутные и морские сражения, царские

указы, боярские интриги, крестьянские восстания и победные революции.

(26) Отчасти все это верно. (27) Но ведь помимо торжественной

государственной истории была еще иная, не менее значимая история наших

семей — частная жизнь прабабушек и прадедушек. (28) Их ежедневная борьба

за существование. (29) Их бытовая смекалка, реализованная во множестве

привычных для людей того времени вещей.

(30) К сожалению, до нас пока еще не дошла одна важная мысль. (31) И в

наших современных, вполне комфортабельных городских жилищах стоит

хранить вещественную память о наших папах, мамах, дедушках, бабушках и

более далеких предках. (32) О тех людях, которые вопреки всем властям, и

отечественным, и чужеземным, сберегли и передали нам тоненькую свечечку

жизни.

(По Л. А. Жуховицкому*)

Результаты анализа вы можете использовать при написании комментария к сочинению.

1 ЭТАП

Нахождение проблемы текста.

– Какие, по-вашему, проблемы рассматривает автор текста?

(Из ответов учеников выделяем наиболее значимые и записываем в рабочих материалах):

  1. Проблема красивой обстановки в доме.

  2. Проблема отношения к старым домашним вещам.

  3. Вопрос о значимости старых вещей для человека и для общества.

Обращаем внимание учащихся на то, что, выбрав только одну проблему, они должны рассуждать именно о ней, комментировать именно ее и подбирать аргументы по этой проблеме.

Без правильного определения проблемы сочинение не будут оценивать эксперты.

— Как сформулировать проблему?

  • Внимательно прочитайте текст и подумайте, ради какой идеи тратил усилия автор? Что он хотел сказать?

  • Проблема формулируется как вопрос или как сочетание слова «проблема» с существительным в родительном падеже.

— Как оформить данный этап в сочинении?

— В тексте рассматривается проблема…

— Проблеме…посвящен текст

— Проблема, обсуждаемая в тексте,….

2 ЭТАП

Комментарий к проблеме.

— Как прокомментировать проблему?

  • Комментарий – это не пересказ, не сплошное цитирование. Чтобы прокомментировать текст, вы должны понять, что делает автор, чтобы заставить читателя задуматься.

  • Автор в тексте может поднимать несколько проблем, но вы должны говорить только об одной.

— Как прокомментируем нашу проблему?

( 1 группа — предложения №12-16, 2 группа — №17-20, 3 группа – 25-29.)

— Что упущено, что лишнего в комментарии?

— Как оформить комментарий к проблеме?

— автор убедительно рассказывает.

— По-моему, злободневность данной проблемы в том…

3 ЭТАП

Нахождение авторской позиции.

Слайд 4.

Четко сформулируйте (и лучше своими словами) позицию автора и оформите ее отдельным абзацем.

Лучше цитировать не целиком предложения, а частично.

— Где в нашем тексте видна позиция автора?

( предложения 30-32)

— Как оформить авторскую позицию?

— Автор приходит к выводу (мысли)…

4 ЭТАП

Аргументация.

Выражение своей позиции можно начать так:

— Продолжая разговор о проблеме, хочу отметить…

— Действительно,…

— Могу лишь отчасти согласиться…

Начало аргументации может начинаться словами

— одним из ярких примеров…

5 ЭТАП

Заключение.

Рекомендации.

  1. Не отвлекайтесь от сформулированной проблемы: и комментарии, и аргументы должны соответствовать именно этой проблеме

  2. Следите за абзацным членением текста

  3. Избегайте громоздких предложений

  4. Не уверен – не пиши! Заменяйте слова, в значении которых сомневаетесь

  5. Не злоупотребляйте восклицательными предложениями и ответно-вопросной формой в комментариях (не более 2-3 раз)

  6. Проверьте сочинение: тавтология (повтор одного и того же слова в смежных предложениях) – самая распространенная речевая ошибка. Чтобы избежать тавтологии, используйте перифразы.

  7. Используйте синонимические ряды, эпитеты, риторические фигуры речи, фразеологизмы, фигуру умолчания, сравнительные обороты, вводные конструкции, ряды однородных членов – и ваше сочинение станет более выразительным

Пример сочинения.

Стоит ли хранить старинные вещи в доме, не испортят ли они интерьер с «турецкими коврами» и «чешской люстрой»? Ведь мы так привыкли гнаться за модой, не обращая внимания на то, как быстро забывается история наших семей, связанная с этими раритетами. Именно этот вопрос красной нитью проходит через весь текст Л.А.Жуховицкого. И автор говорит, что историческая память включает в себя и «вещественную память», и мы должны не только сберечь, но и передать нашим потомкам «тоненькую свечечку жизни».

Действительно, ведь история каждой семьи – это история нашей страны. И в каждой семье есть свой «сундук памяти», к которому старшее поколение относится с трепетом, а молодое – лишь с любопытством. Открывая его, мы можем окунуться в далекое прошлое. Запах, вещи, старые альбомы – все это хранит в себе кусочек истории, которую можно не только узнать, но и увидеть, рассматривая содержимое этого «сундука».

А сколько истории хранится в портретах, на которых изображены наши деды и прадеды! Будто живые, они смотрят на нас и рассказывают нам о прошлом. А то скрипучее кресло-качалка, на котором любил сидеть дедушка, рассматривая газету или рассказывая нам интересные истории. И стоит только взглянуть на то кресло, как тут же дедушкины рассказы всплывают в памяти яркой картиной.

Картины, кресло – все эти раритеты позволяют нашей истории существовать.

Почти в каждом доме можно найти старинные вещи. И их так часто выбрасывают, потому что они бесполезны в быту. Но все мы забываем о главном: их важное предназначение – хранить в себе историю семьи.

11. Итоги работы.

— Каковы были ваши цели перед занятием и насколько их удалось реализовать?

_ Что получилось, что нет? Почему?

Домашнее задание: доработать сочинение.

Анализ текста.

(1) Говорят, «красиво жить не запретишь». (2) И для этого не всегда

хочется отправляться в далекие края — желательно видеть красоту каждый

день в собственном доме.

(3) Ради домашней красоты мы идем на денежные жертвы: покупаем

французские обои или турецкий ковер, вешаем чешскую люстру, привозим

из турпоездки разные сувениры. (4) Но вот что огорчительно: испытывая

пламенную любовь к иностранной красоте, мы слишком часто выкидываем

из дома то старье, которое через три-четыре десятка лет станет уже не рухлядью,

а вещью в стиле ретро.

(5) Друг рассказывал: как-то раз знакомые зашли в гости и увидели у него

дома керосиновую лампу и медный самовар, еще дореволюционный.

(6) Кто-то восхищенно причмокнул:

(7) — Ишь ты! (8) Где достал?

(9) А друг постеснялся в ответ сказать правду … (10) Потому что не достал

– нашел вещи на свалке несколько лет назад.

(11) Мы, люди, стареем довольно быстро – не так уж долог человеческий

век. (12) Но нас окружает множество вещей, которые старятся и уходят из

жизни еще быстрее нас. (13) Ну-ка постарайтесь вспомнить вещи вашего

детства, что ушли в историю, и если вернутся оттуда, то лишь в качестве

мудрых и полезных украшений наших квартир.

(14) Я, например, учился писать ручкой с перышком, а чернила носил в

замечательной посудине – чернильнице-невыливайке. (15) Помнится, редкие

в ту пору иностранцы спрашивали, где можно купить «русский компьютер» —

счеты. (16) Говорили, что на этом агрегате наши чиновники подсчитывали

даже государственный бюджет.

(17) Когда мы жили в коммуналке, под потолком у нас висел

оранжевый абажур, может, даже шелковый, который вручную смастерила

мама. (18) Абажур был огромным, но невесомым — материал был туго

натянут на обычную проволоку. (19) Он казался нам маленьким домашним

солнышком. (20) И как же уютно становилось в комнате, когда зажигали свет!

(21) А у кого сейчас найдется чудом уцелевшая старинная прялка?

(22) Сколько их нашло свой конец в беленых печках и скромных буржуйках

в морозные российские зимы!

(23) Я назвал предметы не слишком далекой старины мудрыми и

полезными. (24) Вот почему. (25) Нас когда-то в школе учили, что

прошлое страны – это войны, сухопутные и морские сражения, царские

указы, боярские интриги, крестьянские восстания и победные революции.

(26) Отчасти все это верно. (27) Но ведь помимо торжественной

государственной истории была еще иная, не менее значимая история наших

семей — частная жизнь прабабушек и прадедушек. (28) Их ежедневная борьба

за существование. (29) Их бытовая смекалка, реализованная во множестве

привычных для людей того времени вещей.

(30) К сожалению, до нас пока еще не дошла одна важная мысль. (31) И в

наших современных, вполне комфортабельных городских жилищах стоит

хранить вещественную память о наших папах, мамах, дедушках, бабушках и

более далеких предках. (32) О тех людях, которые вопреки всем властям, и

отечественным, и чужеземным, сберегли и передали нам тоненькую свечечку

жизни.

(По Л. А. Жуховицкому*)

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ

— Что такое проблема текста? (Проблема – вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления).

— Что такое комментарий к проблеме? (Комментарий – рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы, анализ постижения авторской логики в раскрытии данной проблемы в тексте).

— Что такое позиция автора? (Позиция автора – это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет).

— Каким образом рекомендуется доказывать свою точку зрения? (Привести не менее двух аргументов).

— Что такое аргумент? (Аргумент – суждение-, довод, приводимый пишущим в доказательство высказанной мысли).

— О чём важно помнить, работая над заключением? (Следует помнить о том, что это общий вывод, который обязательно связан с основной проблемой).

Советы по написанию эссе (10 класс)

Советы по написанию эссе
Минимальный объём работы — 150 слов. Практика показывает, что оптимальное сочинение состоит из 250–350 слов.

1. Вступление (2-4 предложения) Начать свое эссе можно с подходящей к затронутой теме цитаты: при этом ее можно взять из предоставленного текста или же из других источников (газет, журналов, литературы). Вместо цитаты допустимо использование риторического вопроса, отражающего в себе основную суть поднятой проблемы. Во вступлении вы также можете написать общую информацию по теме или воспользоваться авторитетным мнением. Если вам известен автор статьи, то у вас есть возможность рассказать интересные факты из его биографии, раскрыть его жизненные взгляды и позиции. Оно должно иметь смысловую связь с основной частью и выводом вашего эссе и плавно подводить читателя к постановке главной проблематики текста.

2. Определение и постановка основной проблемы статьи. (2-4 предложения) Очень важно правильно понять главную тему текста: если вы допустите здесь ошибку, вы поставите под угрозу всю вашу работу. Не путайте понятия «проблема текста» и «отношение автора к этой проблеме». Проанализируйте статью и выявите связь поднятой темы с современным социумом. Помните, что автор рассматривает конкретный случай, ваша же задача – увеличить масштабы описываемой ситуации до размеров всего человечества. Если вы сможете сформулировать проблематику в одном риторическом вопросе, то это станет только плюсом вашего сочинения по русскому. Для того чтобы четко структурировать свои мысли и правильно донести их до читателя, воспользуйтесь на ЕГЭ речевыми клише.

3. Следующим пунктом схемы сочинения является ваш комментарий к затронутой теме (4-7 предложений) В данной части работы вам необходимо объяснить проблему статьи. Простое изложение или цитирование текста не допускается. Здесь вам следует поразмышлять об актуальности поднятой темы. Можно применить мысли других авторитетных личностей, которые уже высказывали свое мнение по заданному вопросу. Если у вас имеется своя точка зрения, приведите ее в эссе, аргументируя рассуждения собственным опытом. В своей работе вам стоит отметить детали, на которых автор заостряет особое внимание, и дать свой комментарий к приведенным тезисам. Основной целью данной части сочинения является отражение идей писателя в интерпретации экзаменуемого. Конечно, вы можете приводить подходящие цитаты из текста, но слишком увлекаться ими не стоит. Для более четкой передачи своих пояснений, используйте стандартные речевые шаблоны.

4. Отражение авторской позиции (1-2 предложения) Здесь вы должны раскрыть выводы писателя, к которым он приходит на основании своих рассуждений о поднятой проблеме. Чтобы правильно определить точку зрения автора, вам необходимо задать следующие вопросы: для чего он написал свою статью? что он хотел донести до читателя? какова авторская оценка описываемой ситуации? Позиция повествователя может быть открытой и явно призывать читателя к определенным действиям. Но часто его мнение завуалировано сложными метафорическими оборотами и иронией, поэтому вам нужно найти срытый смысл и отразить его в своей работе. Для оформления данного раздела, воспользуйтесь речевыми клише.

5. Ваша точка зрения и ее аргументация (1-2 предложения + аргументация):
Аргументами могут быть:
1) факты действительности, не подлежащие сомнению; законы природы; данные,полученные экспериментальным путем; заключения экспертов, статистические данные, мнения экспертов – все это СИЛЬНЫЕ аргументы.
2) СЛАБЫЕ аргументы – доводы, основанные на личной уверенности или сомнении аргументатора, авторитете третьих лиц (ссылки на мнения известных людей, цитаты).

6. Заключение (2-3 предложения) Завершающая часть сочинения должна иметь логическую связь с основным разделом и заключать в себе обобщенный вывод. Оформить заключение можно с помощью:

  1. Подведения итога главных идей автора.

  2. Риторического вопроса, заключающего в себе основную суть вашего вывода.

  3. Призыва к читателю, нацеленного на побуждение к какому-либо действию или переоценку отношения к затронутой теме.

  4. Цитаты из текста, которая четко отражает точку зрения автора и подводит итог всей статьи.

Воспользуйтесь следующими речевыми шаблонами для оформления заключения.

Статья по русскому языку (10 класс) по теме: Структура сочинения-рецензии.

Структура сочинения — рецензии.

Часть I 
1. Тема. 

Схема формулировки темы:

слова — подсказки + ключевые слова

Слова — подсказки: о роли, о значении, о влиянии,

об отношении

2. Проблема (комментарий). 

a) Для комментария выбрать только одну проблему из текста.

b) Проблему определять только в рамках определённой, обозначенной темы.

c) Проблему обязательно подтверждать цитатами из текста.

3. Позиция автора по проблеме, выбранной для комментария. 

a) Позицию автора определять только по проблеме, которую вы сами выбрали для комментария и по которой вы способны найти аргументы.

b) Позицию автора нельзя выражать словами, характеризующими тип речи:
рассуждает, размышляет (тип речи — рассуждение)
повествует, рассказывает (тип речи — повествование)
описывает, показывает (тип речи — описание)

с) Позиция автора считается не сформулированной

без слов: «считает, утверждает, убеждён, (не) уверен, восклицает, восхищается, вопрошает, иронизирует, сомневается, высказывает недоверие, заставляет задуматься, осуждает, удивляется, призывает, сожалеет» и т. д.

ОБЯЗАТЕЛЬНО УПОТРЕБЛЯЙ  УКАЗАННЫЕ СЛОВА! 

d) Позицию автора обязательно следует подтвердить цитатами.

Часть II

1. Формулировка собственного отношения к позиции автора по выбранной для комментария проблеме.

Фразы, используемые для выражения согласия

  1. Нелья не согласиться с позицией автора, утверждающего, что… (убеждённого в том, что…и т. д.)
    несогласия
  2. Трудно согласиться с автором, призывающим к тому, чтобы…(сожалеющим о том, что…и т. д.)
    частичного согласия
  3. Моё отношение к позиции автора не однозначно. С одной стороны, я согласен с автором, считающего, что… С другой стороны, мне трудно понять автора, иронизирующего по поводу… и т. д.

Примечание:

Можно использовать двусложную формулировку по следующей схеме:

 

Автор, рассуждая (о ком — то, о чём — то), убеждает читателя в том, что…

Автор, рассказывая (о ком — то, о чём — то), выражает сомнение в том, что…

Автор, описывая (кого — то, что — то), иронизирует над…

2. Аргументы

 Аргументов должно быть 2 (два) !!!

При формулировании аргумента можно использовать простейшую вопросно-ответную схему:
Что смотрел (видел, слышал, чувствовал, узнал, читал, чему был свидетелем и т. д.)?
О чём читал (услышал, узнал и т. д.)?
Чему научился (что определил для себя, к какому выводу пришёл и т. д.)?

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Комплексный анализ текста по произведениям классической и современной русской литературы для 10-11 классов

Работа с текстом 10-11 класс

Прочитайте текст, определите его стиль и тип речи.

(1)В то время как Пьер входил в окоп, он заметил, что на батарее выстрелов не слышно было, но какие-то люди что-то делали там. (2)Пьер не успел понять того, какие это были люди. (3)Он увидел старшего полковника, задом к нему лежащего на валу, как будто рассматривающего что-то внизу, и видел одного, замеченного им, солдата, который, прорываясь вперёд от людей, державших его за руку, кричал: «Братцы!» — и видел что-то странное.

(4)Но он не успел ещё сообразить того, что полковник был убит, что кричавший «братцы!» был пленный, что на глазах его был заколот в спину другой солдат. (5)Едва он вбежал в окоп, как худощавый, жёлтый, с потным лицом человек в синем мундире, со шпагой в руке, набежал на него, крича что-то. (6)Пьер, инстинктивно обороняясь от толчка, выставил руки и схватил этого человека (это был французский офицер) одной рукой за плечо, другой за горло, а офицер схватил Пьера за шиворот.

(7)Несколько секунд они испуганными глазами смотрели на чуждые друг другу лица, и оба были в недоумении о том, что они сделали и что им делать. (8) «Я ли взят в плен или он взят в плен мною?» – думал каждый из них. (9)Но, очевидно, французский офицер более склонялся к мысли, что в плен взят он, потому что сильная рука Пьера, движимая невольным страхом, всё крепче и крепче сжимала его горло. (10)Француз что-то хотел сказать, как вдруг над самой головой их низко и страшно просвистело ядро, и Пьеру показалось, что голова французского офицера оторвана: так быстро он согнул её.

(11)Пьер тоже нагнул голову и опустил руки. (12)Не думая более о том, кто кого взял в плен, француз побежал назад на батарею, а Пьер под гору, спотыкаясь на убитых и раненых, которые, казалось ему, ловят его за ноги. (13)Но не успел он сойти вниз, как навстречу ему показались плотные толпы бегущих русских солдат, которые, падая, спотыкаясь и крича, весело и бурно бежали на батарею.

Выполните следующие задания по морфологии и синтаксису.

1. Выпишите из первого абзаца все наречия.

2. Выпишите из 2-го абзаца субстантивированные существительные, образованные способом перехода.

3. Выпишите из 2-го абзаца три местоимения: личное, притяжательное, неопределённое.

4. Выпишите из 3-го абзаца собирательное числительное.

5. Выпишите из 3-го абзаца все страдательные причастия.

6. Выпишите из 8-го предложения все местоимения.

7. Выпишите из 4-го абзаца производный предлог.

8. Выпишите из 9-го предложения сочинительные союзы.

9. Выпишите из 13-го предложения все деепричастия.

10. Среди предложений 2-5 найдите сложноподчинённое с однородным подчинением.

11. Среди предложений 6-9 укажите те, в которых есть вводные слова и предложения.

12. В третьем абзаце найдите сложное предложение, состоящее из четырёх простых.

13. Найдите в тексте предложения с обособленными определениями. Укажите их номера.

14 Найдите обособленные обстоятельства и укажите цифрой их количество в тексте.

15. Среди предложений 8-12 укажите сложное предложение с союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связью.

16. Напишите номер единственного в тексте простого предложения.

Работа с текстом 10-11 класс

Прочитайте текст, определите его стиль и тип речи.

(1)В то время как Пьер входил в окоп, он заметил, что на батарее выстрелов не слышно было, но какие-то люди что-то делали там. (2)Пьер не успел понять того, какие это были люди. (3)Он увидел старшего полковника, задом к нему лежащего на валу, как будто рассматривающего что-то внизу, и видел одного, замеченного им, солдата, который, прорываясь вперёд от людей, державших его за руку, кричал: «Братцы!» — и видел что-то странное.

(4)Но он не успел ещё сообразить того, что полковник был убит, что кричавший «братцы!» был пленный, что на глазах его был заколот в спину другой солдат. (5)Едва он вбежал в окоп, как худощавый, жёлтый, с потным лицом человек в синем мундире, со шпагой в руке, набежал на него, крича что-то. (6)Пьер, инстинктивно обороняясь от толчка, выставил руки и схватил этого человека (это был французский офицер) одной рукой за плечо, другой за горло, а офицер схватил Пьера за шиворот.

(7)Несколько секунд они испуганными глазами смотрели на чуждые друг другу лица, и оба были в недоумении о том, что они сделали и что им делать. (8) «Я ли взят в плен или он взят в плен мною?» – думал каждый из них. (9)Но, очевидно, французский офицер более склонялся к мысли, что в плен взят он, потому что сильная рука Пьера, движимая невольным страхом, всё крепче и крепче сжимала его горло. (10)Француз что-то хотел сказать, как вдруг над самой головой их низко и страшно просвистело ядро, и Пьеру показалось, что голова французского офицера оторвана: так быстро он согнул её.

(11)Пьер тоже нагнул голову и опустил руки. (12)Не думая более о том, кто кого взял в плен, француз побежал назад на батарею, а Пьер под гору, спотыкаясь на убитых и раненых, которые, казалось ему, ловят его за ноги. (13)Но не успел он сойти вниз, как навстречу ему показались плотные толпы бегущих русских солдат, которые, падая, спотыкаясь и крича, весело и бурно бежали на батарею.

Выполните следующие задания по морфологии и синтаксису.

1. Выпишите из первого абзаца все наречия.

2. Выпишите из 2-го абзаца субстантивированные существительные, образованные способом перехода.

3. Выпишите из 2-го абзаца три местоимения: личное, притяжательное, неопределённое.

4. Выпишите из 3-го абзаца собирательное числительное.

5. Выпишите из 3-го абзаца все страдательные причастия.

6. Выпишите из 8-го предложения все местоимения.

7. Выпишите из 4-го абзаца производный предлог.

8. Выпишите из 9-го предложения сочинительные союзы.

9. Выпишите из 13-го предложения все деепричастия.

10. Среди предложений 2-5 найдите сложноподчинённое с однородным подчинением.

11. Среди предложений 6-9 укажите те, в которых есть вводные слова и предложения.

12. В третьем абзаце найдите сложное предложение, состоящее из четырёх простых.

13. Найдите в тексте предложения с обособленными определениями. Укажите их номера.

14 Найдите обособленные обстоятельства и укажите цифрой их количество в тексте.

15. Среди предложений 8-12 укажите сложное предложение с союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связью.

16. Напишите номер единственного в тексте простого предложения.

КЛАСС 10 АНГЛИЙСКИЙ Примеры эссе — 7508 слов

Части речи (8):
Существительное: человек, место или вещь (конкретный)
Местоимение: занять место существительного (он, она, оно)
Прилагательное: описывает существительное
Глагол: действие (помните «быть» и «иметь» — действия)
Наречие: описывает действие (часто оканчивается на «ly»)
Соединение: связывает слова или действия
Предлог: связывает существительные, местоимения и фразы (чтобы показать отношения во времени, форме или логике )
Междометие: добавлено, чтобы показать эмоции (!)
* Статьи: а, и,

Большая черная собака с шумом пробежала по окрестностям в поисках своего хозяина.
Существительное: собака
Прилагательное: большой
Глагол: run
Наречие: шумно

Большая черная собака мистера Грина с шумом пробежала по окрестностям в поисках своего хозяина
Обычное: собака, хозяин, окрестности
Собственное: мистер Грин
Местоимение: оно, собака
Прилагательное: черный
Типы существительных
Обычное: называет любой предмет из класса
Собственное: называет конкретному человеку место, вещь или идею. Существительные собственные всегда начинаются с заглавной буквы.
Коллективный: называет целый класс или группу объектов
Конкретно: называет то, что может быть воспринято хотя бы одним из пяти органов чувств
Абстрактное: называет идею или качество, которое не может быть воспринято смыслом
Притяжательное: показывает владение существительное, которое следует за существительными в единственном числе: ‘s’ существительные во множественном числе: s ‘притяжательные из существительных во множественном числе, не оканчивающиеся на -s:’ s
Примеры
Бетон: яблоко
Аннотация: свобода
Общее: car
Собственное: ford explorer
Коллекция: группа

Существительные заменяются местоимениями (которые должны соответствовать своему предшествующему), и они описываются прилагательными, которые могут быть описательными, ограничивающими или сравнительными

Сделать множественное число:
Существительное
Форма множественного числа
Примеры
Большинство существительных
Добавить — s
King, kings, skate, skates
Существительные, оканчивающиеся на согласную и –y
Измените –y на –I и добавьте –es
Pony, ponies, navy, navies
Существительные, оканчивающиеся на –o
Добавьте –es или — с
Картофель, п otato, piano, pianos
Большинство существительных, оканчивающихся на –f или –fe
Замените –f или –fe на ves
Leaf, leaves
Большинство существительных, оканчивающихся на –ch, -sh, -s или –x
Добавляет –es
Совпадение, совпадение, сыпь, сыпь, пас, пас
Многие составные существительные, состоящие из двух или трех слов
Добавления к главному слову
Чайные ложки, генералы губернаторов

Прилагательное имеет три степени сравнения: положительное, сравнительное, и в превосходной степени.
Простая форма называется положительной степенью: Синда счастлив.
Сравнительное сравнение — это сравнение двух людей, групп или вещей: Синда счастливее Мэрайи
Превосходная степень используется для сравнения трех или более людей или вещей: Синда — самый счастливый человек в округе.

Правила: для всех прилагательных, состоящих из одного слога, и нескольких прилагательных, состоящих из двух слогов, add –er для образования сравнительной степени и –est для образования превосходной степени (highhigherhighest) для некоторых прилагательных из двух слогов и всех прилагательные, состоящие из трех или более слогов, используют более или менее для образования сравнительной степени и наиболее или менее для образования превосходной степени.(более / менее болезненно наиболее / наименее болезненно)

Структура предложения: каждое предложение состоит из двух основных частей, полного подлежащего и полного сказуемого.

Полная тема включает все слова, которые говорят о ком или о чем это предложение, включая существительное или местоимение. Магазин на углу сдает видео. Этот пластиковый кошелек с изображением лося напоминает мне дом.
Полный сказуемый включает в себя все слова, которые описывают действие или состояние подлежащего, включая глагол. Магазин на углу сдает видео.Этот пластиковый кошелек с изображением лося напомнил мне о доме.
Простое подлежащее: главное существительное или местоимение в полном подлежащем. Все остальные слова в полной теме изменяют или описывают простую тему.

Простое сказуемое: глагол в пределах полного сказуемого. Простое сказуемое может быть глаголом из одного слова или глаголом из более чем одного слова.

Составной предмет: состоит из двух или более простых предметов, обычно соединенных вместе «и».

Составной предикат: состоит из двух или более простых предикатов, обычно соединенных вместе с помощью «и».

Фразы и предложения:
Фраза: группа тесно связанных слов, которые действуют вместе как единый элемент, например тема,

.

Русский язык сложен даже для носителей языка

Один из 5 основных вопросов, которые я получаю от читателей по электронной почте, — «Как выучить русский язык?» Русский действительно один из самых сложных для изучения языков из-за грамматики, произношения и исключений из правил. Но знаете что ?! Мы, русские, 10 лет изучаем наш язык в школе, но очень немногие люди не делают грамматических ошибок, когда пишут или говорят.

Мой собственный опыт общения с русским языком

Мне сказали, что я действительно хорошо говорю по-русски, и мне нравится соглашаться с этими людьми.:-) Думаю, это потому, что мама научила меня читать, когда мне было 3,5 года. Много помогает чтение, потому что вы помните, как пишутся слова на каком-то подсознательном уровне, и имеете хороший источник для расширения вашего активного словарного запаса. Тем не менее, даже после такого длительного чтения я все равно время от времени делаю ошибки с пунктуацией.

Русский очень сложен даже для самого сознательного говорящего / писателя. Тем не менее, иногда больно слышать, как соотечественники из России «лениво» используют язык (не заботясь о склонении, правильном использовании или написании слов).Мы замечаем ошибки и в целом не терпим их. Некоторое время назад один из моих друзей начал обсуждение на Facebook ошибок, которые мы ненавидим больше всего, и это стало самой длинной веткой обсуждения, которую я когда-либо видел.

С другой стороны, мы очень рады видеть, что русскоязычные люди, для которых русский язык не является родным, пытаются выучить и практиковать язык. Мы не только терпимы и прощаем любые ошибки в этом случае, но и стараемся помочь иностранным друзьям, чем можем.

Как россияне изучают русский язык?

Как и любой другой народ, мы учимся говорить у родителей в раннем возрасте и формируем активный словарный запас из книг, телевидения и погружения в русскоязычную среду.

.
Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *