Контрольная работа по Юридической психологии. Контрольная работа по юридической


Контрольная работа - Юридическая профессия и виды юридической работы 2

Содержание

Введение……………………………………………………….…… 3

1. Основные черты юридической профессии…………………….…… 5

2. Карьера юриста, виды юридической деятельности………….…….8

2.1 Прокурор………………………………………………….…….9

2.2.Судья……………………………………………….…….…….11

2.3. Следователь………………………………………….………..14

2.4.Адвокат………………………………………………….……..15

2.5.Нотариус…………………………………………….…………16

2.6.Юрисконсульт……………………………………….…...……17

Заключение…………………………………………………….……….18

Список литературы…………………………………………………….19

Введение

Профессия юриста становится в нашем обществе все более престижной, уважаемой. Но что представляет собой эта профессия? Профессия юрист — это особый род занятий имеющих специальную подготовку людей, как правило, осуществляемый на возмездной основе в соответствии с принятыми профессиональными стандартами. В Российской Федерации юристом может быть лицо, получившее юридическое образование. Состояние права и законности в нашей стране во многом зависит от тех людей, специалистов, которые по своим профессиональным обязанностям призваны заниматься правовыми вопросами, — от юристов. Юристы играют ответственную роль в правовом государстве. От решений юристов зависят судьбы людей. Сошлюсь на слова древнеримского юриста, оратора, философа Цицерона. Он говорил, что истинный законовед — «это тот, кто сведущ в законах и обычном праве… и который умеет подавать советы, вести дела и охранять интересы клиента». Приведенные слова Цицерона актуальны и в наши дни. И сейчас в нашем обществе юрист — это специалист, который должен обладать глубокими юридическими знаниями, знанием психологии, логики и др. наук. Характерные черты юриста – гуманизм, справедливость, ответственность, самодисциплина и твердость. Юрист должен быть разносторонне развитой личностью, т.к. эрудиция и сообразительность особенно нужны в этой профессии. Это означает, что юрист должен быть готов правильно и своевременно реагировать на запросы общества, владеть методиками и приемами работы с меняющимся законодательством, обширной документацией, опубликованной литературой. Он должен уметь разговаривать с людьми, выслушивать оппонентов, вести переговоры, участвовать в обсуждении юридических дел или в процедурах их коллегиального разрешения. Юристу необходимо определить свою роль в социальной жизни, экономике и управлении, обнаруживать ситуации, требующие его вмешательства, обязан владеть приемами решения стандартных и нестандартных правовых задач. Юрист-профессионал должен

уметь сформулировать приемлемый и исполнимый проект решения, соответствующий закону, найти форму выражения такого решения и реализовать его в доступных для юриста пределах.

1. Основные черты юридической профессии

Деятельность юриста представляет собой основу существования правовой системы, определяя содержание и эффективность правовой политики и повседневной реализации права. Работа юриста связана с правовым разрешением возникающих в жизни ситуаций, с защитой прав и законных интересов личности, общества и государства. Юристу по роду работы приходится подводить конкретный жизненный случай под конкретную норму, то есть под общее правило, предписывающее вид и меру возможного или должного поведения. Для чего от юриста требуется не только высокая профессиональная компетентность, но и гражданская жизненная позиция.

Гражданская позиция юриста имеет большое значение при социальной оценке фактов, событий, имеющих юридическое значение, при выборе вида и меры принудительного воздействия к правонарушителю, при избрании и применении к виновному установленного рамками закона наказания. Скажем, чрезмерно строгая установка юриста может привести к расширению им сферы действия уголовного закона, к применению более суровых мер наказания. Умеренная установка может выразиться в ограничении сферы действия уголовного закона и в смягчении наказания. Либеральная установка юриста может привести к необоснованному проявлению “гуманизма” в отношении правонарушения и несправедливому, негуманному отношению к потерпевшему, к обществу в целом. Владимир Путин считает, что юрист должен занимать активную гражданскую позицию. Выступая с заключительным словом на учредительном съезде ассоциации юристов России, будучи президентом Российской Федерации отметил, что в сознании любого правоведа понятия право и государство объединены и существуют неразрывно. «Поэтому активная гражданская позиция предопределена юридическим образованием, где бы человек ни учился, так как это основополагающая вещь в юридическом образовании. Рассчитываю, что юридическое сообщество страны будет самым активным образом влиять на развитие государства и государственности » — отметил Путин.

Деятельность юриста носит государственный характер. Она связана с вопросами соблюдения государственной дисциплины, обеспечения законности, укрепления правопорядка и др. Многие юристы занимают должности в государственном аппарате, состоят на государственной службе и наделены властными полномочиями. Работа юриста характеризуется высокими требованиями к точному соответствию принимаемых им решений действующему законодательству. Он обязан быть готовым к защите прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства от противоправных действий.

Юрист должен быть еще и педагогом, хорошим психологом. Здесь пригодится и творческий подход. Разумеется, действия должны быть в рамках права. Вся сфера деятельности юристов построена на общении с людьми. Приходится решать конфликтные ситуации, вторгаться в частную жизнь. В связи с этим в правовой работе многое зависит от личностных качеств юриста, от педагогических способностей, от умения устанавливать и поддерживать контакты с людьми, от знания основ общей психологии и одной из ее отраслей — юридической психологии. Специалист по правовым вопросам должен быть стрессоустойчивым. Юристам приходится общаться с преступниками, осужденными, поэтому для успешной работы очень важно знать психологию преступного поведения и личности преступника. Эта профессия имеет психолого-педагогическую направленность. Творческий, исследовательский характер юридической работы, использование в ней достижений науки и техники при строгом соблюдении требований закона составляют одну из основных черт юридической профессии.

Профессия юриста связана с умением, самостоятельно принимать решения. Конечно, все принятые решения должны соответствовать правовым нормам. Ни в коем случае правовед не может отступить от закона. Юрист несет ответственность перед законом за свои действия и принимаемые решения. Эта черта профессии нередко требует от юриста мужества и стойкости, чтобы не поддаться давлению со стороны. Юрист должен быть хорошим организатором. Юридическая работа — это работа, связанная с людьми. Она требует установления контактов и взаимосвязей между разными органами, учреждениями, объединениями граждан. Кроме того, многие юридические должности в силу своего правового статуса относятся к числу руководящих, например, прокурор района, председатель районного суда, заведующий юридическим отделом предприятия, другие юристы-руководители, возглавляющие коллективы. Юрист-сотрудник органов внутренних дел также должен обладать организаторскими навыками, постоянно стремиться к новому, обладать умением оказывать положительное воздействие на людей, высокой работоспособностью, уметь действовать четко и решительно в нетипичных экстремальных ситуациях, обладать способностью переключаться с одного вида работы на другой. Кроме познавательной деятельности работе юриста присуща и удостоверительная деятельность. Юрист имеет дело с достоверными фактами и нормами права, реализует право в порядке, установленном процессуальным законодательством. В профессии юриста значительно место занимает канцелярская работа, которая не очень привлекательна, но совершенно необходима.

2. Карьера юриста, виды юридической деятельности

Карье́ра (итал. carriera — бег, жизненный путь, поприще, от лат. carrus — телега, повозка) — продвижение вверх по служебной лестнице, успех в жизни. Карьеру человек строит сам. Выделяют несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры. Профессиональная карьера — рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности).Внутри организационная карьера — связана с траекторией движения человека в организации. Она может идти по линии: вертикальной карьеры — должностной рост; горизонтальной карьеры — продвижение внутри организации, например работы в разных подразделениях одного уровня иерархии; центростремительной карьеры — продвижение к ядру организации, центру управления, всё более глубокое включение в процессы принятия решений. Понятие профессиональной карьеры скомпрометировано термином «карьерист». На самом деле законодательство и практика нуждаются в этом термине. Он обозначает работу, продвижение и принадлежность к устойчивой, иерархически организованной системе должностей, которая определяет стаж, льготы, условия продвижения по службе, единые требования к ней применительно к специфике юридической деятельности, определяемой целью, кругом обязанностей. Правильно организованная карьера юриста обеспечивает качество труда юриста и предупреждает коррупцию. Выбор профессиональной карьеры не всегда определяется только желанием юриста. Существенную роль играют интеллектуальные возможности юриста. Такие, как: знание иностранных языков, учебных дисциплин, тем и проблем, освоенных наилучшим образом; анализ собственных интересов и пристрастий в работе. Важна готовность к напряженной работе. Дополнительное образование по специальности пригодится в работе юриста. Полезным будет установление профессиональных связей при прохождении практики. В зависимости от содержания юридической работы, сферы ее применения, форм и методов ведения она делится на соответствующие виды. К основным видам относятся: правосудие, прокурорский надзор, оказание юридической помощи гражданам и организациям (адвокатская деятельность), совершения нотариальных действий, правовая работа в государственных органах, на предприятиях в учреждениях и организациях. Существование различных видов юридической работы обусловливает специализацию юристов, без которой квалифицированное и успешное выполнение того или иного вида работы маловероятно.

Соответственно перечисленным видам юридической работы рассмотрим юридические специальности: прокурор, судья, следователь, адвокат, нотариус, юрисконсульт.

2.1. Прокурор

Прокурор (лат. procurare — «управлять, ведать чем-либо, заботиться») — главный законный представитель обвинения в странах гражданского права с системой следствия или в странах общего права, принявших состязательную систему. Обвинение — сторона, отвечающая за изложение доводов против лица, обвиняемого в совершении правонарушения, в ходе судебного разбирательства по уголовному делу. Функции прокуроров в разных странах различны и во многом определяются исторически сложившимися условиями. В России прокурор — должностное лицо прокуратуры, в задачи которого входит осуществление прокурорского надзора и поддержание государственного обвинения в уголовном процессе. В Российской Федерации полномочия прокурора определены федеральным законом о прокуратуре и статьёй 129 Конституции Российской Федерации. Она гласит: «Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящему и Генеральному прокурору Российской Федерации» Прокурор — должностное лицо органов прокуратуры, наделенное полномочиями по осуществлению прокурорского надзора. В соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации прокуроры осуществляют следующие виды деятельности: расследование уголовных дел; общий надзор за исполнением законов самыми различными структурами, а так же за соответствием законов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а так же органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно- розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов администрации органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

К наиболее важным профессиональным особенностям работы прокурора относятся:

— универсальность, прокурор должен быть специалистом в предварительном следствии, в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания и назначение судом мер принудительного характера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу

— организаторский характер прокурорской деятельности;

— ораторское искусство, должен придавать своим выступлениям в суде, на собраниях публицистическую страстность, точно и аргументировано излагать свои мысли

— принципиальность и настойчивость, объективность и неподкупность в деле обеспечения законности.

Требования, предъявляемые к прокурору, распространяются на всех работников прокуратуры — заместителей и помощников прокуроров, прокуроров отделов и управлений. Прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов государственной власти и местного самоуправления, членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Любой прокурор, стремящийся выполнить свои обязанности, постоянно работает в условиях дефицита времени и нервного напряжения. Это объясняется, трудностями планирования работы при возникновении большого количества ситуаций, требующих быстрого решения; нестандартностью задач связанных с экономикой, постоянным давлением на прокурора.

Прокуроры назначаются на должность Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2.2. Судья

Судебная система требует особых служителей и устанавливается в нашей стране Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»

В статье 4. отмечено:

« Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации. К федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов. (в ред. Федерального конституционного закона от 04.07.2003 N 3-ФКЗ). К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации».

Правовой статус судьи характеризуется независимостью, он подчиняется только закону. Независимость судей обеспечивается установленным законом порядком их назначения, несменяемостью, неприкосновенностью судей, строгой юридической процедурой осуществления правосудия, тайной совещания судей при вынесении судебных решений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в разрешение конкретных дел, созданием необходимых организационно-технических условий для деятельности судов, а также материальным и социальным обеспечением судей, соответствующим их высокому статусу.

Судьи обладают властными полномочиями, необходимыми для осуществления правосудия. Эти полномочия определяются законодательством. В частности, судья имеет право: требовать от должностных лиц и граждан исполнения своих распоряжений, связанных с выполнением возложенных на него обязанностей, вносить представления в государственные органы, общественные организации, должностным лицам об устранении нарушений закона или причин и условий, способствующих совершению правонарушений, запрашивать информацию от государственных и общественных органов, научных учреждений и информационных центров. Указанные органы и должностные лица обязаны выполнять требования и распоряжения судей, связанные с осуществлением судебной деятельностью, своевременно отвечать на их представления и запросы.

Работа судьи характеризуется применением норм разных отраслей права. Из этого следует, что судья должен обладать универсальными правовыми знаниями, высоким профессионализмом, жизненным опытом и опытом юридической работы, мудростью. Быть независимым, принципиальным при рассмотрении и разрешении дела, объективным, обладать выдержкой и невозмутимостью при выполнении возложенных на него задач, способностью вести, направлять судебный процесс, решимостью взять на себя ответственность за судьбу дела, умением поддерживать высокий судейский авторитет, быть достойным своего звания судьи.

Судья арбитражного суда — должностное лицо, разрешающее в основном экономические споры. Он руководит рассмотрением экономического или иного спора, связанного с хозяйственной деятельностью, принимает решения по делу, обеспечивает защиту прав и законных интересов сторон. Он обязан выявлять нарушения законности, государственной и договорной дисциплины, недостатки в экономической деятельности и принимать меры к их устранению и предупреждению… Вмешательство любых органов, организаций и должностных лиц в деятельности арбитров по разрешению споров не допускается. Решения судьи обязательны для исполнения.

Глубокое знание законодательства, действующего в сфере экономики, специфики соответствующей отрасли хозяйства, социально-культурного строительства, умение руководить, вести заседания арбитражного суда, находить и принимать обоснованные и законные решения — таковы требования к судье арбитражного суда.

2.3. Следователь

Следователь — назначенное в установленном законом порядке должностное лицо органов прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, задачей которого является производство предварительного следствия. Следователь каждого органа имеет определенную законом подследственость — территориальную и по категориям обвиняемых. Предварительное следствие начинается после возбуждения уголовного дела и заканчивается направлением дела прокурору с обвинительным заключением или прекращением уголовного дела. Для выполнения своих функциональных обязанностей следователь наделен соответствующими правами, он обладает процессуальной независимостью и самостоятельностью. Следователь обладает полномочиями по вызову и обеспечению явок обвиняемых, потерпевших, экспертов, специалистов, законных представителей. Он вправе требовать документы, назначать ревизии и экспертизы. Следователь правомочен производить задержание и применять меры пресечения, а также принимать меры обеспечения гражданского иска и возможной конфискации имущества, давать обязательные поручения и указания органам дознания о производстве следственных и розыскных действий, поручать соответствующим следователям производство следственных действий вне территории своей подследственности. Постановления следователя обязательны для всех должностных лиц и граждан. Все решения следователь принимает самостоятельно. Следователь исполняет указания начальника следственного отдела и прокурора, связанные с обеспечением законности, полноты, всесторонности и объективности предварительного следствия.

2.4. Адвокат

Адвокат (лат. advocatus, от advoco — приглашаю) — юрист, оказывающий профессиональную правовую помощь физическим и юридическим лицам (посредством консультаций, представительства их интересов в суде), защиту обвиняемого. Адвокатами считаются граждане, имеющие высшее юридическое образование, стаж работы по специальности юриста не менее двух лет, принятые в члены коллегии адвокатов. Допускается прием в коллегию адвокатов лиц, не имеющих стажа работы по специальности юриста, но с условием прохождения стажировки сроком от шести месяцев до одного года.

Адвокат является не зависимым советником по правовым вопросам. Оказывает юридическую помощь, дает консультаций и разъяснения по правовым вопросам, устных и письменных справок по законодательству, составление заявлений, жалоб и других документов правового характера, представительство в суде общей юрисдикции, арбитражном суде и других государственных органах по гражданским, трудовым делам, экономическим спорам, по делам об административных правонарушениях. Важная роль принадлежит адвокату в деятельности органов предварительного расследования и суда. Адвокат в досудебном и судебном производстве выступает в качестве защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика. Права и обязанности адвоката при выполнении поручений регламентируются законодательством об адвокатуре, уголовно-процессуальным и иным законодательством

К профессиональным обязанностям адвоката относятся: доверительный характер отношений с клиентом; строгое соблюдение профессиональной тайны; он не может разглашать сведения, сообщенные ему клиентом; адвокат не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с исполнением обязанностей защитника или представителя потерпевшего, истца, ответчика; труд адвоката оплачивается из средств, поступающих от граждан и организаций за оказанную им юридическую помощь. Эти особенности требуют от адвоката универсальной правовой подготовки, широкой общей и правовой эрудиции, мастерства устной речи, умения аргументировать свои выводы, опровергать доводы другой стороны, умение устанавливать контакт с клиентом, располагать его к доверию. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» со­держит ряд положений, ориентирующих адвокатов на реализацию морально-этических правил, нравственных норм. Пункт 1 ст. 7 Закона, формулируя обязанности адвоката, закрепляет, что он обязан честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы довери­теля всеми не запрещенными законодательством Российской Федера­ции средствами.

2.5. Нотариус

Нотариус — должностное лицо, специально уполномоченное совершать нотариальные действия в качестве предмета своей профессии, то есть действия, придающее юридическую силу договорам, документам, направленные на обеспечение защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц.

В Российской Федерации различаются частные и государственные нотариусы. Нотариусом может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.

Нотариальная деятельность осуществляется государственными нотариальными конторами и нотариусами, занимающимися частной практикой, которые могут иметь свою нотариальную контору. В осуществлении своих полномочий нотариусы независимы и руководствуются законами и иными нормативными актами. Нотариусы наделены правом совершать следующие нотариальные действия: удостоверять сделки, факт нахождения гражданина в живых, в определенном месте, тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии, во время предъявления документов, выдавать свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, налагать и снимать запрещения отчуждения имущества, свидетельствовать верность копий документов и выписок из них, подлинность подписи на документах, верность перевода документов с одного языка на другой, принимать депозиты денежных сумм и ценные бумаги, документы на хранение и другие действия. Государственные нотариусы, кроме того, имеют право выдавать свидетельства о праве на наследство и принимать меры к охране наследственного имущества. Работа нотариуса носит специализированный характер и требует от него обладания глубокими знаниями гражданского, семейного и других отраслей права, правил, методов и приемов нотариальной работы, научных достижений криминалистики, касающихся выявления подделки документов и т.п.

К качествам, свойственным специальности нотариуса, относятся: скрупулезность, точность, строгость, аккуратность.

2.6. Юрисконсульт

Юрисконсульт (лат. jurisconsultus — правовед) — работник правовой службы организации. На юрисконсульта следит за законностью приказов и распоряжений, издаваемых администрацией (в пределах его компетенции). Составляет договоров и соглашений, заключаемые с другими организациями; информирует работников о текущем законодательстве и оказание им правовой помощи; ведет дела в судах, по которым организация выступает в качестве истца или ответчика, и т.п.

Юрисконсульт должен соответствовать следующим требованиям: знание гражданского, налогового и иного законодательства, действующего в той или иной социальной сфере; основ предпринимательской и коммерческой деятельности, умение правильно организовать работу.

Заключение

На протяжении десятилетий профессия юриста не теряет своей актуальности. Приход в профессию обычно оказывается неслучаен: свою роль играют семейные традиции — складываются целые юридические династии, в которых наследуются черты характера, с одной стороны, обуславливающие выбор специальности, с другой стороны, укрепляющие ее. Часто оказывается так, что выбор обусловлен веянием моды, желанием получить престижную высокооплачиваемую профессию и стать востребованным специалистом. Каждый, решивший выбрать профессию юрист должен знать, что это огромный труд, ответственность и постоянная работа над собой. Юристам необходимо уметь рационально распределять свой силы и способности, чтобы сохранить результативность труда на протяжении всего рабочего дня, владеть профессиональными психологическими качествами, чтобы при наименьшей затрате нервной энергии получать оптимальные доказательственные данные. Профессии юриста принадлежит важная социальная роль. Юристы защищают интересы личности, ее права, свободы, собственность, интересы общества, государства от преступных и иных противоправных посягательств. Они призваны вести борьбу за справедливость, гуманность, законность, правопорядок.

Список литературы

1. А. Э. Жалинский В ведение в специальность «Ю риспруденция ». Профессиональная деятельность юриста: учеб. 2-е изд., перераб. И доп.- М,: Проспект, 2009 .-368с.

2. Алексеев А.И., Ястребов В.Б., Профессия – прокурор(Введение в юридическую специальность).М.: Юристъ,1998.

3. Упоров И.В. Профессия-юрист.– Ростов н/Дону: изд-во «Феникс», 1999г.

4. Конституция Российской Федерации.

www.ronl.ru

Контрольная работа по Юридической психологии.

Преподаватель Иванова л.Ф.

Вариант выбирается по первой букве фамилии.

Вариант №2 (б, ж, м, с, ц)

Задание 1.

Написать ответы по темам:

1). Психологическая и этическая характеристика профессиональной деятельности юриста.

2). Связь юридической психологии с уголовным процессом. Покажите это на примере психолого-правового анализа отдельных норм права.

Требования к ответам: объём не менее 4 и не более 10 печатных страниц на каждую тему 14 шрифтомTimesNewRomanс 1,5 интервалом. Должно быть использовано не менее 5 ненормативных источников, на каждый из которых должна быть сделана ссылка. Также должны быть указаны нормативные источники.

Задание 2.

Решите задачи:

Задача 1.Из характеристики на обвиняемого в совершении кражи Мазурова следует, что он добросовестный, обладает высокой выдержкой и самообладанием. Порученное дело доводит до конца, но отличается медлительностью. Очень спокоен, никогда не участвует в ссорах и скандалах.

К какому типу темперамента относятся эти признаки?

Задача 2. Наличие периодических перегрузок в работе следователей приводит к тому, что некоторые из них привыкают работать рывками, с особым напряжением в конце месяца (ради улучшения отчетности) или при «аварийном» состоянии дела. У них проявляется склонность систематически откладывать работу, которую без риска можно выполнить позднее. С течением времени эта склонность превращается в привычку. Авралы сменяются все более длительными периодами безделья, которым находятся оправдание в силу прошлых перегрузок, а последние становятся неизбежными в результате запущенности дел. Между тем застарелые дела и материалы угнетают и страшат следователя, приняться за них становится труднее. И когда дальнейшие проволочки уже невозможны, следователь выполняет работу кое-как, допуская всяческие нарушения, лишь бы поскорее избавиться от неё.

Какой психический процесс нарушен в описанном явлении?

Задача 3. При производстве обыска в квартире Ж., подозреваемого в совершении хищения драгоценностей из ювелирного отдела магазина, в котором Ж. работал экспедитором, следователь вежливо попросил жену и двоих несовершеннолетних детей Ж. покинуть помещение - “сходить погулять”, что те и сделали. В процессе обыска Ж. был “глух и нем”, практически не встал со стула в течение 4-х часов. Обыск был безрезультатным, хотя был проведен с особой тщательностью и применением криминалистических спецсредств... Впоследствии похищенное и сокрытое (именно в квартире) все же было обнаружено, по результатам длительной и кропотливой оперативной работы и “многоходовых комбинаций”...

Был ли учтен психологический фактор при производстве обыска?

Приведите иные возможные варианты проведения обыска - с большей вероятностью отыскания содеянного?

Каковы названия и в чем сущность психологических приемов обыска, проигнорированных сыщиками?

Задание 3.

  1. Психические свойства и их классификация.

  2. Узнавание и виды узнавания.

  3. Стресс и его проявления.

Задание 4.

Проверочный тест. Выберите правильный вариант ответов:

  1. Юридическая психология это наука изучающая:

А) различные психологические аспекты личности и деятельности в условиях правового регулирования;

Б) психологические механизмы преступного поведения;

В) проблемы ресоциализации правонарушителей;

Г) определение условий эффективности юридической деятельности;

  1. Какому виду внимания (непроизвольное, произвольное) соответствуют положения?

А) вызывается внешними причинами – теми или другими особенностями объектов, воздействующих на человека в данный момент. Ими могут быть и интенсивность раздражения, и новизна, и необычность объекта, и его динамичность;______________

Б) возникает в результате сознательных усилий человека, направленных на лучшее выполнение той или иной деятельности. Оно характеризуется целенаправленностью, организованностью, повышенной устойчивостью;______________________

3. Психологический процесс приспособления личности к условиям деятельности называется:

А) привыкание;

Б) деформация;

В) реализация;

Г) адаптация;

4. Акцентуация характера это:

А) крайний вариант нормы в чертах характера;

Б) нарушение потребностно - мотивационной сферы;

В) преобладание материальных и естественных побуждений над духовными;

5. Какой из перечисленных типов не относится к типам следователей, которые связаны с доминированием определенной группы качеств личности следователя и которые определяют индивидуальный стиль его работы:

А) следователь – организатор;

Б) следователь – мыслитель;

В) следователь – собеседник;

Г) следователь – следопыт;

Д) следователь – психолог;

Е) следователь – социолог;

6. В целях оживления памяти, какими вспомогательными действиями не должен пользоваться следователь при проведении допроса будущего опознающего лица перед предъявлением для опознания живого лица:

А) вывозить опознающего на место преступления;

Б) предъявлять фотографию опознаваемого лица;

В) предъявлять схемы, чертежи, планы места происшествия;

Д) ознакомить с терминологией словесного портрета;

Е) все варианты верны;

7. Какому типу темперамента (сангвиник, меланхолик, холерик, флегматик) соответствует характеристика:

Отличается легкой приспособляемостью к изменяющимся условиям жизни, повышенной контактностью с окружающими людьми, общительностью; чувства легко возникают и быстро сменяются; быстро образуются временные связи, стереотипы достаточно подвижны. В новой обстановке не чувствует скованности, способен к быстрому переключению внимания и деятельности._________________

studfiles.net

Контрольная работа по юридической психологии:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

«Психология убийства. Мотивы убийств».

Выполнила: студентка 6130б группы

__________

Научный руководитель:

Логинова Н.В.

Сыктывкар 2010

Содержание

Введение 3

1.Психологический анализ личности преступника 4

2.Психология убийства 13

Заключение 19

Список использованной литературы 20

Введение

Любое преступное событие как поведение личности имеет две стороны: внешнюю (предметно-физическую) и внутреннюю (психологическую). Иначе говоря, любое правонарушение включает в себя две группы обстоятельств: объективные, которые почти всегда поддаются непосредственному восприятию и наблюдению, и психологические (субъективные), которые не могут быть непосредственно восприняты и увидены человеком.

Отметим, что к объективным обстоятельствам любого преступного деяния относятся место, время, способ, предмет посягательства, орудия совершения преступления, сами действия лица, а также наступивший преступный результат. К психологическим обстоятельствам дела относятся мотивы и цели совершения преступления, психическое отношение лица к преступному действию и наступившему результату в форме умысла или неосторожности, иные психологические факты поведения.

Целью данной работы является рассмотрение психологии убийства.

Данная тема интересна не только с уголовно-правовой точки зрения, но и с психологической. Вообще убийства относятся к преступлениям против жизни и здоровья, и их изучение занимают важное значение в уголовном праве. Убийство – противоправное умышленное лишение жизни другого человека.

  1. Психологический анализ личности преступника

Проблема личности преступника все более привлекает к себе внимание отечественных юристов. В этой связи мы считаем необходимым провести психологический анализ личности преступника.

Деятельность, в том числе преступная, во многом обусловлена психологическими особенностями самого человека. Уголовно-процессуальный закон, определяя предмет доказывания, требует выяснения обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности обвиняемого, а также иных обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого. Однако до настоящего времени на практике обстоятельства, которые характеризуют личность обвиняемого с достаточной полнотой, не устанавливаются*. Лишь в отношении несовершеннолетних закон указывает несколько более подробный круг обстоятельств, которые необходимо выяснить. Поэтому разработка признаков личности преступника, подлежащих установлению, является важной задачей юридической психологии.

При криминологическом изучении на практике важен анализ личности во взаимодействии с социальной средой, поскольку преступное поведение рождает не сама по себе личность или среда, а именно их взаимодействие. Влияние социальной среды на преступное поведение носит сложный характер. Другими словами, социально-экономические, политические и культурные аспекты жизни общества оказывают внешнее воздействие на формирование моделируемого механизма преступления тогда как психологические и психические особенности моделируемого преступника формируют его изнутри, составляя как бы внутреннее содержание. Такая градация факторов, конечно, весьма условна, и тем не менее это говорит о необходимости их комплексного использования. Личность преступника представляет для криминологии и самостоятельный интерес, ибо она не просто отражает определенные внешние условия, но является активной стороной взаимодействия. Для нее характерна сознательная, целенаправленная деятельность. Связь социальных условий с преступным поведением является сложной, причем всегда социальные условия проявляются в преступлении, преломляясь через личность. В ряде случаев они в процессе длительного социального взаимодействия накладывают относительно стойкий отпечаток на личность и порождают не отдельные преступные акты, а устойчивую противоправную ориентацию, которая проявляется в комплексе конкретных правонарушений.

Отличие преступного поведения от правомерного, по нашему мнению, коренится в системе ценностных ориентации, взглядов и социальных установок, то есть в содержательной стороне сознания. Общепризнано, что именно в координатах ценностно-нормативной системы личности и социальной среды, их взаимодействии надо искать непосредственные причины преступного поведения*. Анализ криминалистической литературы показывает, что вопросу изучения психологии преступника уделялось и уделяется большое внимание (Ратинов А.Р., Игошев К.Е., Глазырин В.В., Дулов А.В., Васильев В.Л. и др.). Практически каждая работа по криминалистической тактике и методике включает в себя те или иные психологические аспекты. Тем не менее, как свидетельствует практика, теоретические исследования психологических особенностей правонарушителей не совсем полно освещают картину преступной деятельности. Многие вопросы остаются за кадром в силу узких рамок предметов общей и юридической психологии. Так, например, выбор способа совершения преступления нередко осуществляется не только с учетом психологических особенностей преступника, но и его психической специфики. Последнее, как известно, не является предметом психологии.

Психологическая типизация личности есть один из методов познания рассматриваемого явления, но необходимо изучать личности конкретных преступников с соответствующим теоретическим обобщением полученных данных.

Механизм социальной детерминации преступности требует сочетания двух подходов при изучении личности: социально-типологического и социально-ролевого. При социально-типологическом подходе анализируются прежде всего социальная позиция личности, соответствующие ей социальные нормы, их восприятие и исполнение. Во втором случае личность рассматривается как активный деятель, субъект общественных отношений. Социально-ролевой подход позволяет увидеть позиции и функции, которые объективно криминогенны, так как они налагают на личность обязанности, противоречащие действующему праву, и она может их выполнить только ценой правонарушения; предъявляют к ней взаимоисключающие требования, что ведет к социально-правовым конфликтам, выводят личность из необходимой для нее совокупности положительных воздействий и т. п.

В криминальной психологии один из основных вопросов - выделение внутренних личностных предпосылок, которые во взаимодействии прежде всего мотивационной сферы личности с определенными факторами внешней среды могут создать для данной личности криминогенную ситуацию. Психологическая зависимость преступников отличается по своему характеру от аналогичной особенности, которая присуща большинству людей. Уже в силу социального характера его развития и воспитания каждому человеку свойственно стремление к объединению с другими людьми для удовлетворения своих потребностей, достижения личных и совместных целей. В этих объединениях человек неизбежно занимает определенную позицию, в том числе и зависимую, подчиненную. Однако в отличие от убийц правопослушные люди при неблагоприятно складывающихся обстоятельствах способны выйти из группы, уйти от неудовлетворяющего их контакта либо постараются изменить внутреннюю позицию к таким обстоятельствам.

Практика показывает, что для различных видов преступлений (корыстных, насильственных, неосторожных) характерны различные искажения в мотивационной сфере правонарушителя. Совершение именно данного поступка субъектом обуславливается как внешней ситуацией (объективный фактор), так и установками субъекта, одна из которых на уровне сознания превращается в умысел (субъективный фактор). Эти установки аккумулируют прошлый жизненный опыт субъекта, являются результатом его воспитания, влияния семьи, определенной социальной группы и т. д.

Одним из существенных компонентов причинного комплекса преступности является неудовлетворение запросов людей как участников сферы потребления, обусловленное отставанием производства от платежеспособного спроса населения. На сегодняшний день общепризнано, что разрыв между потребностями в материально-товарных ценностях и услугах и возможностями их реализации приводит к возникновению социально негативных последствий. Следует различать здесь по меньшей мере два варианта формирования преступного поведения.

Оно происходит аналогично уже рассмотренному нами воздействию социального противоречия в сферах труда и распределения, то есть дефицит предметов потребления и услуг влияет на психологию населения, порождая негативные социальные установки, что сказывается на уровне преступной активности населения. Дефицит услуг сказывается на состоянии насильственной преступности: слабое развитие бытового обслуживания ведет к повышению напряженности в отношениях между людьми, формированию конфликтного социально-психологического климата. По результатам исследований в регионе с менее развитыми бытовыми услугами число конфликтов в этой сфере больше, чем в других.

Отметим, что дефицит, является одним из условий для занятия преступной деятельностью. Дисбаланс между спросом и предложением активно используется различного рода дельцами, повышающими посредством незаконных операций собственную платежеспособность. Потребительский дефицит способствует распространению спекуляции, мошенничества, взяточничества, частнопредпринимательской деятельности, коммерческого посредничества. Личность насильственного преступника характеризуется, как правило, низким уровнем социализации, отражающим пробелы и недостатки основных сфер воспитания: семьи, школы, профессионально-технического училища, производственного коллектива. Мотивационная сфера этой личности характеризуется эгоцентризмом, стойким конфликтом с частью представителей окружающей среды, оправданием себя. Алкоголь здесь является в большинстве случаев катализатором, активизирующим преступную установку. При выяснении механизма образования преступного умысла необходимо сочетать знание общих закономерностей преступности с глубоким изучением личности преступника. Последнему во многом способствует знакомство с социальными группами, членом которых является данный индивидуум. Изучение структур взаимоотношений, бытующих в ближайшей среде этого лица, знание психологии социальных групп, членом которых является эта личность, необходимы для раскрытия связи личности и общества, связи индивидуального и общественного сознания. Общественное лицо любого человека во многом обусловлено содержанием его микромира, психологическая структура которого служит мощным катализатором индивидуального поведения. Очень часто характер поведения зависит от содержания соответствующих норм поведения окружающей среды.

Преступление можно рассматривать как отклонение от нормы во взаимодействии личности с окружающей социальной средой. При совершении насильственных преступлений нарушение нормального взаимодействия с социальной средой связано с острой конфликтной ситуацией. Часто происходит «заражение» конфликтной ситуацией и участие в групповых хулиганских действиях и массовых беспорядках больших групп лиц. Подобный вид конфликтов характерен для лиц с неустойчивой психикой, низким правосознанием, слабым уровнем общей культуры, легко возбудимых, склонных к конформизму с лицами, находящимися в толпе. Хулиганские проявления одного человека могут служить эмоциональным сигналом и примером для подражания другим лицам. Психология лиц, совершивших убийства, выявляет у них сильную зависимость от другого лица. Убийцы в целом относятся к такой категории людей, для которых свободная и самостоятельная адаптация к жизни - всегда трудная проблема. Факт преступления показывает, что выход из контакта с жертвой для иных - практически невозможный способ поведения. Следует иметь в виду, что эта зависимость может реализовываться не только в контакте с жертвой, но и с кем-либо иным, тогда преступление оказывается опосредованным зависимостью от третьего лица. Убийство возникает как действие, направленное на сохранение автономной жизнеспособности преступника, как бы разрывающее связь с жизнеобеспечивающим фактором, который перестал выполнять эту приписанную ему функцию. Основным в происхождении убийств является онтогенетический фактор - блокирование способности к автономии в результате отвержения потенциального преступника другими лицами*. Подавляющее большинство убийств совершается с прямым умыслом, треть из них, как показывает практика, обдумывается заранее.

Изучение лиц, осужденных за убийства (500 чел.), показывает, что около половины осужденных за убийство начали употреблять спиртные напитки с раннего возраста. Алкоголь в несколько раз усиливал проявление агрессии и утяжелял ее. Агрессивные действия в основном проявлялись в угрозах, избиениях, оскорблениях и драках, то есть были направлены против личности и общественного порядка. Если среди лиц преобладали мужчины, то, как правило, более половины жертв были женщины.

В трети случаев убийца и жертва были незнакомыми друг другу или познакомились непосредственно перед преступлением. В 30% они являлись родственниками, причем в 8,6% - супругами; в остальных случаях - знакомыми, сослуживцами, соседями. Чаше всего убийства совершаются от 20 до 30 лет. Всей группе осужденных за особо тяжкие убийства была присуща жестокость, проявлявшаяся в обращении с животными, детьми, престарелыми, женщинами, Анализ условий воспитания показал, что осужденные за убийство в полтора раза чаще воспитывались в неблагополучных условиях, чем в благополучных. В детском возрасте около 20% росли без обоих родителей. Третья часть воспитывалась в неполной семье, при этом 9% - без матери, 75% - без отца. В каждом пятом случае неполнота семьи была связана с судимостью родителей. Наиболее криминогенный фактор - судимость матери.

При анализе материалов обнаружилось перерастание агрессивного поведения в детском возрасте в противоправное и преступное в подростковом и юношеском возрасте. Треть обследованных была впервые осуждена в возрасте 16-17 лет. Эти лица недобросовестно относились к работе, злостно нарушали трудовую дисциплину, пьянствовали, постоянно создавали конфликтные ситуации, Из 500 осужденных за особо тяжкие убийства 380 была проведена судебно-психиатрическая экспертиза. В 180 случаях почти у каждого второго, прошедшего экспертизу, были отмечены различные аномалии, не исключающие вменяемости: хронический алкоголизм, психопатия, органические заболевания головного мозга, олигофрения и т. д.

Отметим, что в Особом разделе юридическая психология рассматривает психологические аспекты неосторожной преступности, исследуя при этом бытовую и профессиональную неосторожность.

В связи с бурным развитием техники и проникновением во многие сферы жизни мощных энергетических источников резко возросла общественная опасность неосторожных преступлений. Поэтому важнейшую задачу составляет раскрытие психологического механизма неосторожного преступления, позволяющего связать неосторожное поведение с индивидуальными особенностями личности.

Хотя при описании психологического источника неосторожности часто используются такие выражения, как «пренебрежительность», «легкомыслие», «беспечность», «расхлябанность» и прочее, однако подобные выражения предполагают скорее социально-этическую, чем психологическую, характеристику процессов, механизм возникновения которых остается нераспознанным. Поэтому важнейшая задача - раскрыть психологический механизм неосторожного преступления, связать неосторожное поведение с внутренним миром субъекта и системой ценностей, на которую он ориентирован. Полное и глубокое изучение следователем и судом психологических особенностей личности обвиняемого способствует решению ряда актуальных задач:

1. Правильная квалификация совершенного преступления;

2. Выбор тактических приемов, которые в наибольшей степени способствуют успешности при производстве следственных действий, особенно при допросе подследственного;

3. Воспитательное воздействие на личность правонарушителя с целью его ресоциализации должно начинаться на первом допросе и опираться на достаточно глубокие знания следователем и судьей индивидуальных особенностей и динамики развития данной личности;

4. Работа по выявлению причин и условий преступления проводится более глубоко и всесторонне, если следователь изучил психологические особенности личности обвиняемого.

В криминальной психологии большое значение имеет программа изучения личности преступника, в которой следует выделить следующие группы признаков:

1. Социально-демографические. В эту группу входят: пол, возраст, образование, партийность, социальное положение, специальность, шкала ролей и т. п.;

2. Социально-психологические. В эту группу входят: интеллектуальные, волевые, нравственные качества, черты характера и т. п.;

3. Психофизиологические. В эту группу входят: темперамент (сила, подвижность и уравновешенность нервной деятельности), специальный тип высшей нервной деятельности, а также сведения о патологических отклонениях личности.

Психологическое изучение личности обвиняемого, а затем подсудимого включает в себя исследование его внутреннего мира, потребностей, побуждений, лежащих в основе поступков, эмоционально-волевой сферы, способностей, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности (мышления, восприятия, памяти и других познавательных процессов). Следует отметить, что в рамках уголовного процесса могут изучаться не все психологические особенности подследственного, а только имеющие принципиальное значение для уголовного дела. Изучение психологических особенностей обвиняемого должно быть составной частью расследования преступления, и в каждом конкретном случае диапазон этих сведений должен конкретизироваться в зависимости от категории и характера уголовного дела и от особенностей личности обвиняемого. Психологию личности обвиняемого следует изучать так, чтобы следователь мог обеспечить решение уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, криминологических и исправительно-трудовых проблем по конкретному делу. Широкий диапазон сведений о личности предполагает использование большого числа источников информации о психологии обвиняемого процессуального и непроцессуального характера.

studfiles.net

Контрольная работа по Юридической психологии.

Преподаватель Иванова л.Ф.

Вариант выбирается по первой букве фамилии.

Вариант №4 (г, и, о, у, ш, щ)

Задание 1.

Написать ответы по темам:

1). Основы судебно-психологической экспертизы.

2). Связь юридической психологии с уголовным процессом. Покажите это на примере психолого-правового анализа отдельных норм права.

Требования к ответам: объём не менее 4 и не более 10 печатных страниц на каждую тему 14 шрифтомTimesNewRomanс 1,5 интервалом. Должно быть использовано не менее 5 ненормативных источников, на каждый из которых должна быть сделана ссылка. Также должны быть указаны нормативные источники.

Задание 2.

Решите задачи:

Задача 1.В устоявшуюся группу подростков вошел тринадцатилетний Коля Ветров, родители которого получили квартиру в новом доме. Он плохо переносил запах табачного дыма, но так как в группе существовала установка, что тот, кто не курит и не пьет вино, это маменькин сыночек. Коля начал курить и изредка выпивать.

Какое психологическое явление имеет место в данном случае?

Какой типичный стереотип подросткового поведения проявлен?

Задача 2.Следователь и другие должностные лица, производя обыск, должны одновременно обследовать жилище, различные постройки, участки местности, наблюдать за поведением обыскиваемого и обыскивающих, анализировать обстановку на месте производства обыска с целью получения информации, необходимой для расследования.

Какое из свойств внимания особенно ярко проявляется в данной ситуации?

Задача 3 . Две учительницы оказались очевидцами ДТП. Столкнулись автомобиль и трамвай, при этом погиб их коллега и еще два человека. Свидетели сразу были доставлены в прокуратуру. Женщины с трудом давали показания. Тем не менее, следователь их не отпускал, пока они все же не дали показания о случившемся. Как выяснилось, в этих показаниях было масса упущений по некоторым существенным обстоятельствам, имеющим значения для расследования уголовного дела. И только при повтором допросе, через три дня, свидетели дали подробные показания.

По какой причине свидетели не могли дать подробные показания при первом общении со следователем? Какова психическая природа данного состояния у свидетелей.

Чем объясняется большая эффективность отсроченного допроса.

Задание 3.

  1. Забывание. Процесс и закономерности забывания;

2. Понятие психических состояний и их классификация

3. Понятие темперамента, типы темперамента

Задание 4.

Проверочный тест. Выберите правильный вариант ответов:

  1. Кому принадлежит приоритет в возрождении и развитии юридико-психологических знаний в 60-х годах XXстолетия в СССР.

А) М.С. Строговичу;

Б) А.Е. Брусиловскому;

В) М.И. Еникееву;

Д) А.Р. Ратинову;

  1. Какой из перечисленных видов не относится к видам мышления?

А) наглядно-образное мышление;

Б) наглядно-действенное мышление;

В) абстрактно-логическое мышление;

Д) абстактно-механическое мышление;

Е) все варианты верны;

3. Причины возникновения физиологического аффекта:

А) конфликтный характер ситуации, травмирующий личность, в сочетании с нервно-психической недостаточностью;

Б) конфликтный характер ситуации, субъективная невозможность найти выход из нее в данный момент.

4. Поведением жертвы в криминальной психологии называется:

А) делинквентным;

Б) девиантным;

В) виктимным;

Д) аморальным;

5. Тип холерического темперамента можно охарактеризовать как:

А) сильный, неуравновешенный, подвижный

Б) сильный, уравновешенный, подвижный

В) сильный, уравновешенный, инертный

Г) слабый, неуравновешенный, инертный

6. Примером наводящего вопроса может быть такой:

а) Когда Вы виделись с потерпевшим в последний раз?

б) Был ли нападавший одет в спортивный костюм серого цвета?

в) Не запомнили ли Вы цвет подъехавшего автомобиля?

7. Может ли следователь провести повторное предъявление для опознания, если опознающий побоялся опознать опознаваемого при проведении следственного действия:

А) да, может;

Б) нет, не может

8. В следственной тактике дополняющие вопросы характеризуются как:

А) вопросы, направленные на оживление памяти допрашиваемого, на возникновение тех или иных ассоциаций, с помощью которых он припомнит интересующие следствие факты

Б) вопросы, которые задаются с целью проверки полученных данных

В) вопросы, которые задаются с целью восполнить полученные показания, устранить имеющиеся в них пробелы.

studfiles.net

Контрольная работа по Юридической психологии.

Преподаватель Иванова л.Ф.

Вариант выбирается по первой букве фамилии.

Вариант №3 (в, з, н, т, ч)

Задание 1.

Написать ответы по темам:

1). Психологические особенности личности преступника (правонарушителя).

2). Связь юридической психологии с уголовным процессом. Покажите это на примере психолого-правового анализа отдельных норм права.

Требования к ответам: объём не менее 4 и не более 10 печатных страниц на каждую тему 14 шрифтомTimesNewRomanс 1,5 интервалом. Должно быть использовано не менее 5 ненормативных источников, на каждый из которых должна быть сделана ссылка. Также должны быть указаны нормативные источники.

Задание 2.

Решите задачи:

Задача 1.В ходе расследования установили, что подозреваемый в совершении убийства Викторов по характеру замкнут, пассивен, легко поддается внушению, мнителен. При контактах с незнакомыми людьми смущается, теряется.

Определите тип темперамента обвиняемого.

Задача 2. Начинающий водитель управляет автомобилем, с трудом может оторвать взгляд от дороги, чтобы посмотреть на приборы, и ни в коей мере не расположен, поддерживать разговор с собеседником.

Какое свойство внимания еще недостаточно сформировано у водителя в данном случае?

Задача 3. Сторож магазина Сидоров, показал, что в ночь с 1 по 2 августа от стал жертвой разбойного нападения неизвестных лиц. Ночь была темная, безлунная. Территория примыкающая к магазину не освещалась. Нападавшие избили его и связали, взломали замок магазина, проникли в магазин. Он хорошо запомнил приметы одного из нападавших, того, который связывал ему руки. Смуглолицый, глаза карие, одет в рубашку голубого цвета с синими полосками, часы на руке с ремешком желтого цвета.

Знание, каких особенностей зрительного восприятия поможет следователю правильно оценить показания Сидорова.

Задание 3.

  1. Назовите психические познавательные процессы и дайте определение этим процессам.

  2. Назовите свойства внимания.

  3. Аффект и его виды.

Задание 4.

Проверочный тест. Выберите правильный вариант ответов:

  1. Одним из первых авторов, который рассмотрел, ряд судебно-психологических аспектов в контексте идеи гуманизма был:

А) А.А. Фрезе;

Б) М.М. Щербатов;

В) И.Г. Посошков;

Д) Л.Е. Владимиров;

  1. Какой из перечисленных видов не относится к видам памяти?

А) наглядно-образная память;

Б) словесно-логическая память;

В) эмоциональная память;

Г) произвольная память;

Д) механическая память;

Е) логическая память;

Ж) все варианты верны;

3. Для такого психического состояния, как аффект, характерно:

А) психическая напряженность, вызванная рядом факторов, которые не осознаются человеком;

Б) психическая напряженность сигнализирующая о неизбежно надвигающейся опасности;

В) сильное кратковременное, бурнопротекающее эмоциональное состояние, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля;

Д) длительное эмоциональное переживание, приводящее к сильному психическому напряжению и в результате к перестройке всех психических систем.

4. Понятию девиантное поведение тождественен термин:

А) законопослушное поведение;

Б) социально-адаптированное поведение?

Г) противоправное поведение;

Е) отклоняющееся поведение;

5. К психическим состояниям относятся:

А) бодрость, утомление, скука, тревога, апатия, аффект, страх.

Б) темперамент, характер, способности

В) ощущения, восприятие, память, мышление, воображение.

Проводить следственный эксперимент нельзя, если:

А) он опасен для людей или имущества;

Б) нарушается общественный порядок;

В) унижается честь и достоинство личности;

Г) все варианты верны;

6. Какому типу темперамента (сангвиник, меланхолик, холерик, флегматик) соответствует характеристика:

Реакции несколько замедленны, настроение устойчиво. Эмоциональная сфера внешне мало выражена. В сложных жизненных ситуациях остается достаточно спокойным и выдержанным, не допускает импульсивных, порывистых движений, так как процессы торможения всегда уравновешивают процесс возбуждения. Правильно рассчитывает свои силы, проявляет большую настойчивость в доведении дела до конца. Переключение деятельности несколько замедлено. Стереотипы мало подвижны и поведение в ряде случаев недостаточно гибко. Достигает наибольших успехов в тех видах деятельности, которые требуют равномерного напряжения сил, усидчивости, устойчивости внимания и большого терпения. __________________

7. В особенную часть юридической психологии не входит:

А) превентивная психология

Б) психология юридического труда

В) психология судебного процесса

Г) психология личности

studfiles.net

Контрольная работа по Юридической психологии.

Преподаватель Иванова л.Ф.

Вариант выбирается по первой букве фамилии.

Вариант №1 ( а, е, ё, л, р, х, я)

Задание 1.

Написать ответы по темам:

1) Психология преступных групп. Психология криминального насилия.

2) Связь юридической психологии с уголовным процессом. Покажите это на примере психолого-правового анализа отдельных норм права.

Требования к ответам: объём не менее 4 и не более 10 печатных страниц на каждую тему 14 шрифтомTimesNewRomanс 1,5 интервалом. Должно быть использовано не менее 5 ненормативных источников, на каждый из которых должна быть сделана ссылка. Также должны быть указаны нормативные источники.

Задание 2.

Решите задачи:

Задача 1.Морозов воспитывался в неблагополучной семье. Отец злоупотреблял спиртными напитками, бил сына. С детских лет Морозов отличался капризным, упрямым характером, дрался с детьми. Уже в начальных классах начал курить и употреблять спиртные напитки. На замечания учителей не реагировал. За кражи два года находился в колонии для несовершеннолетних. Выйдя из нее, совершил два разбойных нападения.

Опишите социальные и психогенные факторы, предопределившие противоправное поведение Морозова.

Определите дисбаланс базовых потребностей и тип личности Морозова.

Задача 2.При расследовании преступления, связанного с покушением на убийство, следователь установил, что потерпевший, убегая от преступника, преодолел высокий забор. При проведении следственного эксперимента потерпевший не смог повторить свои действия.

Объясните, какие субъективные факторы могли повлиять на результаты следственного эксперимента?

Задача 3. Проанализировав результаты осмотра места происшествия, включая два трупа с признаками насильственной смерти, следователь мысленно представил вероятностный “психологический портрет” преступника: молодой мужчина, знаком с потерпевшими, силен физически, имеет навыки обращения с оружием, жесток, предусмотрителен, пользуется дорогим одеколоном, злоупотребляет спиртным...

Какие мыслительные операции и психологические приемы были при этом использованы следователем?

Какими “материальными следами” данное умозаключение могло быть подкреплено?

Задание 3.

  1. Понятие психики. Отражение и формы отражения

  2. Дайте определение памяти, назовите ее виды.

  3. Фрустрация и ее признаки.

Задание 4.

Проверочный тест. Выберите правильный вариант ответов:

  1. Исторически первой формой психологии является учение:

А) о душе;

Б) о сознании;

Б) о поведении;

Г) о закономерностях и механизмах психики;

  1. Внимание это:

А) процесс воссоздания конкретных образов и предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств;

Б) избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления;

В) процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал;

  1. Классификация потребностей («пирамида» А. Маслоу):

А) физиологическая потребность; потребность в безопасности; потребность в любви и привязанности; потребность в уважении; когнитивные и эстетические потребности; потребность в самореализации;

Б) физиологическая потребность; потребность в любви и привязанности; потребность в безопасности, потребность в самореализации; потребность в уважении; когнитивные и эстетические потребности;

В) потребность в безопасности; физиологическая потребность; потребность в любви и привязанности; потребность в уважении; потребность в самореализации; когнитивные и эстетические потребности;

4. Обязательным компонентом общественной опасности личности является:

А) криминогенная деформация правового сознания;

Б) патологическая дисфункция сознания;

В) психические аномалии;

5. Какого вида деятельности нет в структуре юридической профессии?

А) коммуникативная

Б) социальная;

В) поисковая;

В) реконструктивная;

Г) организационная;

Д) удостоверительная

Е) все варианты верны;

6. Следственное действие в ходе, которого путем поиска обнаруживаются объекты, имеющие значение для расследуемого дела либо социальную ценность, которые, как правило, целенаправленно скрываются:

А) предъявление для опознания;

Б) обыск;

В) следственный эксперимент;

Г) освидетельствование;

7. Первым создателем учения о темпераменте является:

А) К. Гален

Б) Э. Кречмер;

В) Гиппократ;

Г) У. Шелдон;

studfiles.net

"контрольная работа по юридической риторике"

Выдержка из работы

Адвокат- юрист, которому поручается оказание юридической помощи гражданам и организациям, в том числе защита чьих- нибудь интересов в суде, защитник.

Административное правонарушение (административный проступок) — в РФ это посягающий на государственный и общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления противоправное, виновное9 умышленное или неосторожное) действие, за которое законодательством предусмотрена ответственность администраторская. Административное правонарушение должно быть противоправным т. е. деянием, запрещаемым законом или другим нормативным актом. Его противоправность вытекает из социальной характеристики административного проступка как деяние противоречащего интересам личности общества и государства.

Акт о суброгации- юридический документ, удостоверяющий

Акцессорное правоотношение-

Алиентация-

Алименты- материальное обеспечение, по закону предоставляемое родственником нетрудоспособному члену семьи, детям.

Аналогия- сходство в каком-нибудь отношении между явлениями, предметами, понятиями.

Афёра- мошенничество.

Виндикационный иск- способ защиты права собственности, с помощью которого собственник может истребовать своё имущество из чужого незаконного владения. Это требование не владеющего собственника к фактическому владельцу о возврате вещи в натуре.

Гипотеза- научное предложение, выдвигаемое для объяснения каких-нибудь явлений; предложение, требующее подтверждения.

Деликт- всякое правонарушение, т. е. незаконное действие, проступок, преступление; в более узком смысле- гражданское правонарушение, влекущее за собой обязанность возмещения причинённого ущерба.

Дипломатика-

Дискриминация- ограничение в правах, лишение равноправия.

Дисциплинарно правовые санкции- мера, принимаемая против стороны, нарушившей соглашение, договор, а также та или иная мера воздействия по отношению к правонарушителю, которая носит дисциплинарный характер.

Землевладение- владение землёй на правах частной собственности; земельный участок, находящийся в чьём — нибудь владении.

Идеология- система взглядов, идей, характеризующих какую-нибудь социальную группу, класс, политическую партию, общество.

Иждивенцы- люди, находящиеся на чьём- нибудь иждивении, обеспечении.

Инкорпорация- способ систематизации действующего права путём объединения в сборнике или собрании правовых актов в хронологическом, алфавитном или ином порядке. (напр. по отраслям права). В отличии от кодификации не преследует цели обновить содержание правовых актов. Однако инкорпорация даёт возможность внести в их первоначальный текст все последующие официальные изменения и дополнения, исключить отменённые нормы, выявит несогласованности, противоречия и т. п. различают инкорпорацию официальную и неофициальную. В текстах международных договоров термин инкорпорация иногда обозначает включение одного государства в состав другого государства на основе их договоренности.

Ипотека- залог недвижимого имущества; ссуда, выдаваемая под такой залог, а также соответствующий документ. Договор об ипотеке подлежит нотариальному удостоверению и должен быть зарегестрирован в порядке, установленном для регистрации сделок с соответствующим имуществом. Гражданский кодекс также устанавливает, что имущество на которое установлена ипотека, не передаётся залогодержателю. Право залога по договору об ипотеке возникает с момента заключения договора об ипотеке. Имущество, заложенное по договору об ипотеке, считается обременённым ипотекой с момента возникновения права залога.

Кодекс- свод законов, совокупность правил, убеждений.

Кодификация- классифицированный свод в кодекс.

Континентальное право- совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на одном определённом континенте.

Показать Свернуть

Список литературы

n

1. Сомов В. П. по -латыни между прочим: словарь латинских выражений.- 2-е издание, доп. -М.: Юристь, 1997.- 344с. :ил.

2. т.2 Аникина; Худож. Г. Клодт.- м. :Худож. лит., 1984. -399с., ил.

3. Даль В. И. Пословицы русского народа: Сборник В 2-хт

4. т. 1/ Вступительное слово М. Шолохова: Худож. Г. Клодт. -М.: Худож. лит., 1984. -383с., ил.

5. с 13 Снегтрёв И. М. Словарь русских посовиц и поговорок; русские в своих пословицах (Составление словаря, подготовка текста, предисловие, комментарии Е. А. Глушко, Ю, М. Медведев) — Н. Новгород: «Русский купец», «Братья славяне» 1996. -624с.

6. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи современная риторика. Ростов-на-Дону, 1999.

7. Колтунова М. В. Язык и деловое общение. М., Экономическая литература, 2002.

8. Баранов М. Т. Русский язык. Справочные материалы. М., Просвещение, 1995.

9. Горбачевич К. С. Норм Нормы современного русского литературного языка. М., 1989.

10. Михайлова О. А., Голомидова М. В. Шаги к искусной речи. Учебное пособие. — Пермь, 1995.

11. Розенталь Д. Э. Пособие по русскому языку. М., ОНИКС XXI век, Мир и Образование, 2002.

12. Русский язык и культура речи. Под ред. проф. В. И. Максимова. М., Гардарики, 2002.

13. Филиппова Л. С., Филиппов В. А. Русский язык и культура речи. Тюмень, 2002.

14. Малерович А. М., Мокиенко В. М. Фразеололизмы в русской речи, словарь.- М. :Рус. словари, 1997.- 864с.

15. Яранцев Р. И. Русская фразеология. Словарь-справочник: Ок. 1500 Фраз-ов.- М.: Рус. яз., 1997. -845с. -(библиотека словарей русского языка)

westud.ru


Смотрите также