Контрольная работа по теме причастие 7 класс: Учебно-методический материал по русскому языку (7 класс): Контрольная работа по теме Причастие

Содержание

Учебно-методический материал по русскому языку (7 класс): Контрольная работа по теме Причастие

Контрольная работа  по теме «Причастие». 1 вариант

1.Что такое причастие?

2.Назови глагольные признаки причастия. Приведи 2 примера.

3. Какие причастия называются  действительными?  Приведи 2 примера.

4.Объясни правописание гласных в суффиксах –ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ-). Приведи 2 примера.

5.Определи у причастий: действительное или страдательное, время, падеж, число, род:

У заходящ…    солнца, засеянн…  поля, в синеющ…  просторе,  к расчищен…    берегу.

6.Вставь нужные буквы, объясни:

   Се_щийся дождь

Стро_щиеся дома

Дремл_щий сторож

Скач_щая лошадь

Ясно вид_щий цель

Шепч_щиеся кусты

Та_щий снег

Дыш_щий прохладой

7.Расставь знаки препинания, графически объясни постановку знаков.

  1. Ночь не предвещавшая ничего неожиданного к утру разразилась ураганом.
  2. Ветер шевелил на деревьях листья ещё не успевшие облететь.
  3. Незабываемая встреча в переулке произвела на него странное впечатление.
  4. Стоит на кургане у самой реки не сгибаемый ветром цветок.
  5. По степи не остывшей за ночь тянет теплым ветром.

Контрольная работа  по теме «Причастие». 2 вариант

1.Что такое причастие?

2.Назови  признаки прилагательного у причастия. Приведи 2 примера.

3. Какие причастия называются страдательными?  Приведи 2 примера.

4.Объясни правописание гласных в суффиксах — ем(ом)-им- Приведи 2 примера.

5.Определи у причастий: действительное или страдательное, время, падеж, число, род:

Проснувш..ся природой, в бушующ…  океане, по протоптан…  дорожке, видим..   берега.

6.Вставь нужные буквы, объясни:

Хвал_щийся успехами

Бор_щийся с ленью

Дежур_щий у входа

Завис_щие от нас обстоятельства

Ненавид_щий ложь

Слыш_щие шум

Рокоч_щая вдали

Леч_щий врач

7.Расставь знаки препинания, графически объясни постановку знаков.

  1. Красиво смотреть со стороны на судно окрылённое белыми парусами.
  2. Взгляните на число рук приводящих его в движение.
  3. Дремлющее в штиль судно не может в одно мгновенье двинуться назад или быстро повернуть.
  4. После дождя сочнее выступила зеленеющая на солнце листва деревьев.
  5. Внезапные крики разбудили меня и весь  приютившийся  у огонька.

Контрольная работа «Причастие»(7 класс)

Контрольная работа по разделу «Причастие».    Вариант 1 

Часть 1  1. Укажите словосочетание с причастием. 

1) серебряный колокольчик                          3) смотрящий в окно 

2)  отсутствовать на уроке                             4) утренняя роса 

2. Укажите причастие с окончанием -ей. 

1) бушующ… океан                             3) в прочитанн… книге 

2) за взбиравш…ся альпинистом       4)по извивающ….ся тропинке 

3. Укажите словосочетание со страдательным причастием. 

1)  белеющий парус                                       3) сломанные стулья 

2) разрушившийся дом                                  4) лечащий врач 

4. Укажите суффиксы действ. причастий наст. времени. 1) -вш-, -ш-   2) -им-, -ем-, -ом-    3) -ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ-  4) -енн-, -нн-, -т- 

5

. Укажите причастие с суффиксом ящ-. 

1) стро… щийся стадион                          3) на пестре… щем  лугу 

2) се…щий рожь                                      4) пиш…щий письмо  

6. Укажите, в каком примере на месте пропуска пишется буква е. 

1) слыш…вший шорох                               3) отта…вшая земля 

2) ненавид…вший врагов 4) встрет…вший друга       

7. Укажите, в каком примере на месте пропуска пишется буква и. 

1)  отправля…мое письмо                                    3) реша…мые вопросы 

2)  слыш…мый голос                                           4) сооружа…мое здание 

8. Укажите, от какого глагола нельзя образовать страдательное причастие настоящего времени.  

1) обрабатывать        2) нарисовать          3) заполнять         4) гнать

9. Укажите предложение с причастным оборотом. 

1)  Беззвучно падают бесчисленные золотисто-жёлтые листья. 

2)  Студёная родниковая вода быстро подкрепила уставших бойцов. 

3)  Вдоль усеянного камнями берега разведчики вышли к полю. 

4)  В тихую погоду по вьющейся тропинке мы возвращались с охоты.  

10. Укажите, на месте каких цифр в предложении должны стоять запятые.  Человек (1) успешно преодолевающий (2) свою лень (3) может многого (4) 

добиться  в жизни. 

1)1,2,3                    2)1,3                        3)2,3,4                    4)1,3,4  

11. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? 

1) Струя пены, отбрасываемая кораблём, волной прошла через океан.

2)  Грей лег у костра и смотрел, на отражавшую огонь воду. 

3) У берега шумит озеро, взволнованное ветром. 

4) Упавшие с деревьев листья шуршали под ногами. 

12. В каком примере не со словом пишется раздельно? 

1)  Слышится (не)прекращающийся грохот.                 

2)  В (не)застеклённое окно сильно дует. 

3)  (Не)скошенная трава привлекала скот. 

4)  Ещё (не)вспаханное  поле заросло травой. 

13. В каком примере на месте пропускa пишется одна буква н

1) зажаре…ый гусь                                     3) некраше…ые волосы 

2)  вспаха…ое поле                                      4)  сорва…ые цветы 

14. В каком примере на месте пропуска пишутся две буквы н

1) коше… ый луг                                       3) ране… ый солдат 

2) краше… ая рама                                     4) маринова… ый перец 

15. В каком слове написание одной или двух букв н зависит от наличия зависимого слова?  1) ране…ы                            3) решё…ый 

2)  растрёпа…ый                 4) гружё…ый 

16.  В каком слове пишется буква а

1) подслащ…нная вода                          3)  накормл…нный ребёнок 

2)  занавеш…нное окно                          4) выкач…нная вода 

17. В каком слове пишется одна буква н?  

1) дети рассея…ы                                    3) ошибка исправле…а 

2)  пассажиры взволнова…ы                  4) друзья преда…ы 

18. В каком слове пишется буква е

1)  потер…н в лесу                                    3) просуш…н бабушкой 

2)  расстрел…н в упор                               4) посе…н осенью 

19.  В каком предложении неверно выделен причастный оборот? (Знаки препинания не расставлены.) 

1)  Туристы остановились у огромной сосны поваленной ураганом 

2)  Мелкий кустарник ярко освещенный солнцем мы прошли быстро. 

3) Жарившаяся на сковородке картошка издавала аппетитный запах. 

4)  Сорванная с деревьев листва быстро завяла и пожелтела. 

20. Укажите, на месте каких цифр в предложении ставятся запятые: 

Облака (1) медленно превращались в грозовую тучу (2) быстро темнеющую (3) и застилающую всё небо.  1)1,2     2)2    3)2,3   4)1,2,3

Часть 2. Прочитайте текст и 

выполните задания.  (1) Приехали из города дачники, целая ватага взрослых, подростков и детей, опьянённых воздухом, теплом и светом. (2) Первой, с кем познакомилась собака, была хорошенькая девочка в коричневом форменном платье, выбежавшая в сад. (3) Закружившаяся в танце девочка внезапно вскочила и серьёзно сказала: «Вот весело-то!» 

21. Выпишите из текста все причастные обороты

22. Выпишите из текста страдательное причастие.  

Контрольная работа по разделу «Причастие».    Вариант 2 

Часть 1.  1. Укажите словосочетание с причастием. 

1) утренняя роса                                       3) объединяться по интересам 

2)  кожаный диван                                     4) взлетающий в небо 

2. Укажите причастие с окончанием им. 

1) о моросящ… дожде                               3) за удаляющ…ся поездом 

2)  к белеющ… берёзе                                4) в запутанн… клубке 

3. Укажите словосочетание с действительным причастием. 

1)  прочитанная книга                              3) колотый лёд 

2) гуляющая девочка                                4) оберегаемая братом 

4. Укажите суффиксы действительных причастий прошедшего времени. 

1) -енн-, -нн-, -т-  2) -ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ- 3) -вш-, -ш-  4) -им-, -ем-, -ом- 

5. Укажите причастие с суффиксом ющ-. 

1) люб… щий природу                               3) стро… щееся здание 

2) плещ… щие вол ны                                4) колебл… щийся тростник 

6. Укажите, в каком примере на месте пропуска пишется буква е. 

1) вид… вший сияние                            3) объезд… вший полмира 

2)  стро… вший дом                               4) услыш …вший шаги 

7. Укажите, в каком примере на месте пропуска пишется буква и. 

1) склоня…мое существительное          3)  завис…мый от обстоятельств 

2) поднима…мый краном                      4) изуча…мый школьниками 

8. Укажите, от какого глагола нельзя образовать страдательное причастие настоящего времени. 1)  подтолкнуть                                          2) увлажнять  3) управлять                              4) слышат

9. Укажите предложение с причастным оборотом. 

1) Дальние серебристые горы казались диковинными. 

2)  После тёплого дождя благодарно трепещет освежённая рожь. 

3)  На небе виднелась плавно колышущаяся верхушка берёзы. 

4) В полусотне метров от избушки протекает журчащий ручей. 

10. Укажите, на месте каких цифр в предложении ставятся запятые. 

Высокие горы (1) освещенные (2) лучами заходящего солнца (3) выделялись на фоне (4) южного неба. 1)1,2,3    2)1,3  3)2,3,4     4)1,2,3,4 

11. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? 

1) Слышится слабый гул, переходящий в прерывистые раскаты. 

2) Ярко блеснувшая, молния режет синюю гущу облаков. 

3) Скоро мы увидели дом с верандой, выходящей на берег океана. 

4) Собака, не видевшая тигра, не боится его. 

12. В каком примере не со словом пишется раздельно? 

1)  (Не)выспавшийся ребёнок  много капризничал.       

2) Никем (не)управляемая машина сломалась.

3) (Не)распаханное поле зазеленело травой.          

4) (Не)растраченные силы дали о себе знать.

13. В каком примере на месте пропуска пишется одна буква н? 

1)  засыпa… ая  яма                             3) разукраше… ая витрина 

2) распуще…ые волосы                       4) нечище…ые сапоги 

14.  В каком примере на месте пропуска пишутся две буквы н?  

1) ране…ый боец                                        3) асфальтирова… ая  трасса        

2) вяле…ая рыба                                         4) маза…ые  хаты 

15. В каком слове написание одной или двух букв н зависит от наличия зависимого слова?  

1) устрое.ы            2) жаре.ый          3) купле…ый          4) растерза…ый 

16.  В каком слове пишется буква а

1) понош…нное платье                             3) разбуж… нный ребёнок 

2) yкраш… нный стол                               4) услыш… нный разговор 

17. В каком слове пишется одна буква н

1)  бабушка рассея… а                                 3) сказка рассказа… а 

2) родители расстрое…ы                          4) лица взволнова…ы 

18.  В каком слове пишется буква е

1) затер…н в степи                                       3) разве…н по полю 

2) скош… н вовремя                                      4) взлеле… н родителями 

19.  В каком предложении неверно выделен   причастный оборот? (Знаки препинания не расставлены.) 

1) Избушка видневшаяся на опушке  леса оказалась наполовину разрушенной.  

2) Справа росла яблоня называвшаяся у нас липовой

3) Сидевшие на верхней палубе пассажиры кутались в пледы. 

4) Виднеющийся вдали огонек вселял надежду и поднимал настроение. 

20. Укажите, на месте каких цифр в предложении ставятся запятые. 

Резкий ветер (1) прошумевший над деревьями (2) и (3) внезапно стихший (4) встревожил путешественников. 

1)1,2,3                  2)1,2                     3)1,4                      4)1,2,3,4 

Часть 2. Прочитайте текст и выполните задания.  

(1) Ночью собака подкралась к заснувшей даче и бесшумно улеглась на своё место под террасой. (2)В траве шуршало что-то, подбиравшееся к самому носу собаки. (3) На близком шоссе грохотала телега и скрипели нагруженные чем-то тяжёлым возы. 

21. Выпишите из текста все причастные обороты.  

22. Выпишите из текста действительное причастие.  

Контрольная работа по теме «Причастие» 7 класс

Контрольная работа по русскому языку 7 класс

1 вариант
Часть А

А1. Какое утверждение является неверным?

Причастие – самостоятельная часть речи.
Причастие в предложении обычно является определением, реже – сказуемым.
Причастие имеет настоящее, прошедшее и будущее время.
Причастие изменяется по падежам.

А2. Укажите вариант ответа — словосочетания «причастие + сущ-ое»

А)Темнеющее небо
Б)Тёмная туча
В) Спелые ягоды
Г)Спеющая рожь

А,Б 2) Б,В 3) А,В 4) А,Г

А3.Укажите предложение с причастным оборотом

Приведённые в сочинении факты сделали его убедительным.
Прочитанная лекция для старшеклассников была интересна.
Никто не услышал прозвучавшего выстрела в лесу.
Я прочитал взятые книги в библиотеке.

А4. В каком предложении границы причастного оборота определены неверно?

Желтеющие от засухи, посевы не обещали хорошего урожая.
Холодом тянуло от глыбы камня, привезённого зимой из гор.
Разъезженная трактором дорога сворачивала влево.
Стремительно несутся к горам облака, растрепанные ветром.

А5. В каком словосочетании есть действительное причастие?

Прочитанная книга
Разбитое окно
Опрокинутый котёнком
Шумящего потока

А6. В каком словосочетании есть страдательное причастие?

Дремлющий на скамейке
Разлитое молоко
Показавшаяся луна
Растаявший вчера

А7. В какой строчке все причастия с НЕ пишутся слитно?

(Не) греющее солнце, (Не) прекращающийся дождь,
(Не) покрытая снегом долина, (Не) освещена дорога
(Не) смолкающие долго звуки, (Не) крашеные скамейки, (Не) заживающая долго рана, (Не) нарушаемая ничем тишина
(Не) законченная деталь, (Не) проторённая дорога, (Не) погасший костёр, (Не) покрытая голова
(Не) покрытая голова, (Не) озаренная солнцем долина, (Не) окончен портрет, (Не) успевающие ученики

А8. Укажите строку, в которой пишется – Н-

Потеря….ый кошелёк, варё…ый картофель, купле….ый билет, жаре…ые в масле овощи
Заклее ….ый конверт, груже….ый зерном вагон, испуга…ый взгляд, опубликова….ый очерк
Печё….ый в золе картофель, пиле….ые дрова, израсходова….ые деньги, отвоёва…..ая высота
Негаше….ая известь, плавле…ый сырок, краше…ый пол, немощё….ая улица

А9. Укажите строку, в которой пишется – НН-

Вскопа…..ый братом участок, варё….ый картофель, непобелё….ая печь, беше…ый бык
Избушка заброше…а, пропита….ый насквозь, поле вспаха….о, купле….ые карандаши
Порва…..ый плащ, централизова…..ое отопление, непросея….ая мука, тщательно провере…..ый текст
Заброше….ый сад, лома….ая кривая, вооруже….ые рабочие, заклее….ые на зиму окна

А10. Определите, в каком предложении причастие является сказуемым

Заветный парк леди Сюзанны показался рыцарям местом весьма запущенным.
Беседка для тайных свиданий и качели для счастливой молодёжи не были покрашены.
На старой липе висел скворечник, отделанный рубинами и сапфирами.
Из него печально выглядывал учёный скворец, скучающий от недостатка общения.

Часть В.
В1. Выпишите из 5 – го предложения грамматическую основу.
В2. Найдите и выпишите из первого абзаца страдательные причастия прошедшего времени.
В3. Найдите и выпишите из текста страдательные причастия прошедшего времени, которые пишутся с НЕ слитно.
В4. Выпишите из текста страдательные причастия прошедшего времени, в которых пишется -НН-.
В5. Выпишите из второго абзаца причастный оборот, стоящий после определяемого существительного.

2 вариант
Часть А
А1. Какое утверждение является верным?
Причастие – это особая служебная часть речи.
Причастие в предложении обычно является определением, реже – сказуемым.
Причастие имеет настоящее, прошедшее и будущее время.
Причастие не изменяется по падежам, родам и числам.

А2. Укажите вариант ответа — словосочетания

«причастие + сущ-ое»
А) Синяя даль
Б) Синевший небосвод
В) Дремлющий старик
Г) Древняя история
1) А, Б 2) Б, В 3) А, В 4) А, Г

А 3. Укажите предложение, в котором нет причастного оборота.

Прочитанная лекция для старшеклассников была интересна.
Я прочитал книги взятые в библиотеке.
Никто не услышал прозвучавшего в лесу выстрела.
Приведённые в сочинении факты сделали его убедительным.

А4. В каком предложении границы причастного оборота определены верно?

1)Холодом тянуло от глыбы камня привезённого зимой из гор.
2) Стремительно несутся к горам облака, растрепанные ветром.
3)Желтеющие от засухи, посевы не обещали хорошего урожая.
4)Разъезженная трактором, дорога сворачивала влево.

А5. В каком словосочетании есть страдательное причастие?

Дремлющий старик
Посаженный в саду
Показавшаяся луна
Внезапно растаявший

А6. В каком словосочетании есть действительное причастие?

Изложенные в статье факты
Ведущая в парк
Построенный строителями
Оставленные листья

А7. В какой строчке все причастия с НЕ пишутся слитно?

(Не) греющее солнце, (Не) прекращающийся дождь, (Не) покрытая долина, (Не) освещенная дорога
(Не) смолкающие долго звуки, (Не) крашеные скамейки, (Не) заживающая долго рана, (Не) нарушаемая ничем тишина
(Не) законченная деталь, (Не) проторённая дорога, (Не) погасший костёр, (Не) покрытая ничем голова
(Не) покрытая голова, (Не) озаренная солнцем долина, (Не) окончен портрет, (Не) успевающие ученики

А8 Укажите строку, в которой пишется –НН-

Потеря….ый кошелёк, варё…ый картофель, купле….ый билет, жаре…ые в масле овощи
Заклее ….ый конверт, груже….ый зерном вагон, испуга…ый взгляд, опубликова….ый очерк
Печё….ый в золе картофель, пиле….ые дрова, израсходова….ые деньги, отвоёва…..ая высота
Негаше….ая известь, плавле…ый сырок, краше…ый пол, немощё….ая улица

А 9. Укажите строку, в которой пишется – Н-

Копа…..ый участок, варё….ый картофель, небелё….ая печь, беше…ый бык
Избушка заброше…а, пропита….ый торт , поле вспаха….о, купле….ые карандаши
Порва…..ый плащ, централизова…..ое отопление, непросея….ая мука, тщательно провере…..ый текст
Заброше….ый сад, лома….ая кривая, вооруже….ые рабочие, заклее….ые на зиму окна

А10 . Определите, в каком предложении причастие является определением.

Джо был окружён, схвачен и связан.
Беседка для тайных свиданий и качели для счастливой молодёжи не были покрашены.
На старой липе висел скворечник, отделанный рубинами и сапфирами.
Он напоминал огромное куриное яйцо, которое было выкрашено серебристой краской.

Часть В.
В1. Выпишите из 8 – го предложения грамматическую основу.
В2. Найдите и выпишите из второго абзаца страдательные причастия прошедшего времени.
В3. Найдите и выпишите из текста страдательные причастия прошедшего времени, которые пишутся с НЕ раздельно.
В4. Выпишите из текста страдательные причастия прошедшего времени, в которых пишется -НН-.
В5. Выпишите из второго абзаца причастный оборот, стоящий перед определяемым существительным.

Проверочная работа «Действительные причастия настоящего и прошедшего времени» (7 класс)

Проверочная работа «Действительные причастия настоящего и прошедшего времени» (7 класс)

 

1.Найдите действительные причастия настоящего времени, обозначьте в них суффиксы.

Чувствующий, узнавший, ухмыляющийся, любящий, приходившийся, знающий, повествовавший, лезший, упорствующий, принимающий.

2.Вставьте пропущенные буквы. Объясните выбор гласной, укажите время причастий.

А) Дремл..щий (_________) р..бёнок(_________), завис..вший (_________) от обстоятельств, колыш..щаяся (_________) роща, раскле..вшие (_________) п..ртреты (_________), стро..щие (_________) здание, слыш..вший (_________) меня, зала..вшая (_________) с..бака (_________).

Б) Скач..щая (_________) лош..дь (_________), стел..щий (_________) од..яло (_________), увид..вшая странную вещь, вер..щие (_________) в меня, стро..вшие (_________) здан..е (_________), шепч..щиеся (_________) бабушки, объезд..вшая (_________) полмира.

3. От данных глаголов образуйте действительные причастия настоящего и прошедшего времени. Выделите в них суффиксы.

Дремать______________________________________________________;

сказать______________________________________________________;

бежать______________________________________________________;

окружить______________________________________________________;

хотеть______________________________________________________;

занимать______________________________________________________.

Контрольная работа по теме «Причастие» — 7 класс — Русский язык — Литература

Контрольная  работа  по  теме  «Причастие»

Часть  А.

1. Причастие имеет признаки:

 

 

 

А)существительного и глагола    

 

  

Б) прилагательного и глагола

 

 

В) существительного и прилагательного

 

 

Г) наречия и глагола

 

 

2. Найдите словосочетание « причастие + существительное»:

 

 

   

А) низкие облака

 

   

Б) лаявшая собака

 

   

В) последний лист

 

   

Г) смешной анекдот

 

 

3. Найдите ряд, где все словосочетания соответствуют схеме «причастие +зависимое слово»:

 

 

 

  

А) напуганная стуком, светящиеся окна

 

 

  

Б) растаявшие льдины, скошенные косой

 

 

  

В) разведанная геологами, расчищенная школьниками

 

 

  

Г) прочитанная книга, испорченные овощи

 

 

4. В этом словосочетании есть действительное причастие:

 

 

 

  

А) написанная учеником

 

 

  

Б) сидящая девочка

 

 

  

В) построенный дом

 

 

  

Г) проводимый учителем

 

 

5. Найдите словосочетание со страдательным  причастием:

 

 

 

  

А) засыпанные аллеи

 

 

  

Б) на пестреющем лугу

 

 

  

В)разгорающийся день

 

 

  

Г) обедающий человек

 

 

 

 

6. Найдите причастие совершенного вида:

 

 

  

А) сидящий человек

 

 

  

Б) смеющийся ребёнок

 

 

 

Контрольные работы в 7 классе. Русский язык

КОНТРОЛЬНЫЫЕ РАБОТЫ
в 7 классе
(к учебнику под ред. М. М. Разумовской)[1]
 

I полугодие

Контрольная работа N 1 (сентябрь).
Проверочная работа по морфемике, словообразованию, лексике, фонетике, орфоэпии.

Контрольная работа N 2 (сентябрь).
Изложение по рассказу Ю. Казакова «Арктур — гончий пёс».

Контрольная работа N 3 (октябрь).
Диктант с грамматико-орфографическими заданиями.

Контрольная работа N 4 (октябрь).
Диктант с грамматико-орфографическими заданиями.

Контрольная работа N 5 (ноябрь).
Сочинение на тему «Человек и природа в городе».

Контрольная работа N 6 (декабрь).
Проверочная работа по опознаванию наречия в тексте, определению его разряда, способа образования.

Контрольная работа N 7 (декабрь).
Сочинение на тему «“Хочу” и “надо”».

 

II полугодие

Контрольная работа N 8 (январь).
Диктант с грамматико-орфографическими заданиями.

Контрольная работа N 9 (февраль).
Сочинение на тему «Как я в первый раз…».

Контрольная работа N 10 (февраль).
Изложение «Поговорим о бабушках».

Контрольная работа N 11 (март).
Диктант с грамматико-орфографическими заданиями.

Контрольная работа No 12 (апрель).
Диктант.

Контрольная работа N 13 (март).
Сжатое изложение по тексту К. И. Чуковского «О Чехове».

Контрольная работа No 14 (апрель).
Сочинение типа характеристики или самохарактеристики.

Контрольная работа No 15 (май).
Тестовые задания по всему курсу 7 класса.

 
Контрольная работа N 1

Ц е л ь: проверка умений в области морфемики, словообразования, лексики, фонетики и орфоэпии.

1. Приведите примеры слов, образованных суффиксальным, приставочным способами и способом сложения.
Графически покажите, как образованы эти слова.

Д о п о л н и т е л ь н о е   з а д а н и е.
(даётся сильным учащимся после выполнения основного и оценивается дополнительной отметкой).
Запишите три слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.
Покажите, как построены эти слова.

2. Разберите по составу слова.
Подчеркните те слова, в которых суффикс -тель имеет значение «человек, который…».

Д о п о л н и т е л ь н о е   з а д а н и е.
Сформулируйте значение суффикса -тель в остальных словах.
Нагреватель, следователь, наблюдатель, книгоиздатель, обрызгиватель, мучитель, доброжелатель, выключатель, миноискатель, смеситель.

3. Укажите морфологические признаки слов, строение которых соответствует модели

Д о п о л н и т е л ь н о е   з а д а н и е.
Запишите предложение, в котором слово данной модели имело бы зависимое слово.

4. Запишите предложения, в которых слова больной, учительская выступали бы как имена прилагательные и как имена существительные.
Графически покажите, какими членами предложения являются эти слова.

Д о п о л н и т е л ь н о е   з а д а н и е.
То же самое задание со словами ванная, столовая.

5. Запишите по памяти любой отрывок из поэтического произведения, в котором есть слова, употреблённые в переносном значении.
Укажите автора произведения.
Подчеркните слова, использованные в переносном значении.

Д о п о л н и т е л ь н о е   з а д а н и е.
В скобках укажите виды тропов, использованные в этом отрывке.

6. Письменно охарактеризуйте звуки [j’] и [щ’].

Д о п о л н и т е л ь н о е   з а д а н и е.
Исправьте орфоэпические ошибки: [j’а]зы́к, сапо́[х], ску́[ч’н]ый, по́дняв.

 
Контрольная работа N 2

Изложение по рассказу Ю. Казакова
«Арктур — гончий пёс»

Ц е л ь: проверить умение сохранять при пересказе основную мысль текста, его типологическое строение, стиль речи, изобразительно-выразительные средства языка.

Текст для изложения,
его характеристика и методические рекомендации по проведению изложения

Анализ текстов художественного стиля надо использовать еще и как подготовку к изложению.
Для изложения может быть взят текст упр. 82 «Ленька,любимец ребят»
или отрывок из рассказа Юрия Павловича Казакова «Арктур — гончий пёс».

Однажды я шёл по дороге из города. Вечерело. Было тепло и тихо, как бывает у нас только летними спокойными вечерами. Вдали по дороге поднималась пыль, слышалось мычание, тонкие напряжённые крики, хлопанье кнутов: с лугов гнали стадо.
Внезапно я заметил собаку, бежавшую с деловитым видом по дороге навстречу стаду. По особенному, напряжённому и неуверенному бегу я сразу узнал Арктура — слепого гончего пса.
Коровы не любят собак. Страх и ненависть к волкам-собакам стали у коров врождёнными. И вот, увидев бегущую навстречу тёмную собаку, первые ряды сразу остановились. Сейчас же вперёд протиснулся приземистый палевый бык с кольцом в носу. Он расставил ноги, пригнул к земле рога и заревел, икая, дёргая кожей, выкатывая кровяные белки…
Арктур, ничего не подозревая, своей неловкой рысью подвигался по дороге и был уже совсем близко к стаду. Испугавшись, я позвал его… С разбегу он пробежал ещё несколько шагов и круто осел, поворачиваясь ко мне. В туже секунду бык захрипел, с необычайной быстротой бросился на Арктура и поддел его рогами. Чёрный силуэт собаки мелькнул на фоне зари и шлёпнулся в самую гущу коров. Падение его произвело впечатление разорвавшейся бомбы. Коровы бросились в стороны, хрипя и со стуком сшибаясь рогами. Задние напирали вперёд, всё смешалось, пыль поднялась столбом.
С напряжением и болью ожидал я услышать предсмертный визг, но не услышал ни звука.
Я подошёл к Арктуру. Он был грязен и тяжело дышал, вывалив язык, — рёбра ходили под кожей. На боках его были какие-то мокрые полосы. Задняя лапа, отдавленная, дрожала. Я положил ему руку на голову, заговорил с ним, он не отозвался. Всё его существо выражало боль, недоумение, обиду. Он не понимал, за что его топтали. Обычно собаки сильно скулят в таких случаях. Арктур не скулил.

Чтобы основная мысль текста и эмоциональный заряд, который в нем содержится, лучше дошли до школьников, надо ввести их в ситуацию. Герой рассказа Арктур — слепой от рождения бродячий пес. Его пожалел, подобрал на улице и привел в свой дом местный доктор, у которого жил приехавший в небольшой северный городок писатель Ю. Казаков. Собака оказалась гончей породы, с великолепно развитым обонянием, усиленным у Арктура еще и тем, что он был слепым и окружающий мир познавал только с помощью слуха и обоняния.

Арктур очень привязался к хозяину. Он платил ему за заботу и ласку необыкновенной преданностью и любовью, но был сдержан и, как говорит автор, целомудрен в проявлении чувств.

Однажды пес оказался в лесу — писатель взял его с собой на прогулку. Запах дичи пробудил дремавший в нем инстинкт гонки, азарт охотника. Теперь каждый день он убегал в лес, не в силах справиться с охотничьей страстью. Кончилось все печально: Арктур напоролся на сухой сук сосны и погиб.

Для изложения выбран эпизод, в котором раскрывается одна из главных характеристик Арктура — его необыкновенная сдержанность в проявлении чувств, умение достойно держаться в тяжелую минуту. Становится очевидным, что этот слепой пес не был слабым и жалким. Это основная мысль текста, нигде прямо не сформулированная, но тем не менее проведенная через весь отрывок.

Как удается писателю добиться такого эффекта? Своего отношения к происходящему он прямо не формулирует и нам, читателям, якобы и не навязывает, но изображает происходящее так, будто мы сами присутствуем при этом, сами видим, как обезумевшее стадо расправилось со слепой собакой, и, конечно, не можем остаться равнодушными. Перед учениками ставится цель — пересказать текст, сохраняя стиль речи, помня о задаче художественной речи.
Далее идет, как обычно, работа над содержанием текста (над темой, основной мыслью, планом изложения, заголовком текста). План текста записывается или не записывается — по усмотрению учителя. А вот типологическую структуру текста следует зафиксировать. Покажем, как это делается.

В беседе с классом выясняется, что этот текст представляет собою соединение нескольких типов речи. В основном это повествование (от первой фразы до середины последнего абзаца: Я положил ему руку на голову, заговорил с ним…), в которое введены два описания — состояния среды (весь первый абзац, кроме первого предложения) и предмета (последний абзац, 2, 3 и 4-е предложения). К повествованию примыкает третье описание — состояния животного (конец текста, от слов Всё его существо выражало…). Помимо описаний, в повествование включено и небольшое рассуждение: пояснение, почему коровы не любят собак (третий абзац, 1-е и 2-е предложения).

Языковой анализ текста проводится с учетом стиля и типа речи.

Описание среды (первый абзац): используются предложения с одним главным членом (3-е и 4-е предложения) и с двумя (5-е предложение), но с таким порядком слов (сказуемое + подлежащее), который характерен для описаний.

Повествование (первый — начало шестого абзаца): обратить внимание на способ выражения «нового» — на глаголы, особенно «изобразительного» характера (протиснулся, заревел, осел, бросился, шлёпнулся и т. д.), на обстоятельства образа действия, поясняющие глагол (круто осел, с необычайной быстротой бросился и др.), особенно те, что выражены деепричастными оборотами (заревел, икая, дёргая кожей, выкатывая кровяные белки и др.). Усиливают выразительность текста ряды однородных членов, особенно глагольные — с их помощью членится, конкретизируется действие — и определения при существительных (например, приземистый, палевый бык с кольцом в носу).

Шестой абзац — описание предмета: «новое» (признаки предмета) выражается различными способами: прилагательным, глаголом + наречие (был грязен и тяжело дышал), существительным с прилагательным (мокрые полосы).

Следует предупредить возможный повтор связки был. Например, в 4-м предложении нежелательна замена: задняя лапа была отдавлена (вместо: отдавленная, дрожала).

До проведения изложения на уроках грамматики следует повторить пунктуацию при причастных и особенно деепричастных оборотах — их здесь много.

В зависимости от цели работы и этапа обучения, анализ может быть проведен по полной схеме или по какой-либо ее части.



 
Контрольная работа N 3

Диктант
с грамматико-орфографическими заданиями

Ц е л ь: проверить навыки правописания суффиксов имён прилагательных и причастий с н,нн, личных окончаний глагола, гласных и согласных корня, а также навыки усвоения правил пунктуации в сложном предложении и в предложении с однородными членами.

Глухарь — одна из древнейших птиц на Земле.
Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах.
Глухариная песня — это колдовство! В ней нет звонкости, она не льётся. В ней скрипучий деревянный ритм, поразительная глухая силища, особая дикая красота. Чёрный лесной петух топчется на корявом суку, с костяным стуком разворачивает широченный веер хвоста; от жаркой крови вспухают его багровые брови, а чёрная бородка топорщится и трясётся.
Он не поёт, а как будто самозабвенно колдует и бормочет заклинания. Необъяснимая сила у этой песни. Она поднимет охотника с постели, поведёт в чёрный настороженный лес, и околдованный охотник, как заведённый, то прыгает, то шагает, то замирает на одной ноге. Песня зачаровывает его, песня командует им: он пленник песни, пока она не окончена.(119 слов)
(По Н. Сладкову)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Подчеркните причастия как член предложения; обозначьте их суффиксы.

3) Выпишите три слова с орфограммой в корне, корень обозначьте.
Напишите проверочное слово, если оно есть.

Схема анализа диктанта

1. Общее количество орфографических ошибок.
Из них ошибок:
а) в корне слова,
б) в суффиксах причастий и (отдельно) прилагательных,
в) в личных окончаниях глагола.

2. Общее количество пунктуационных ошибок.
Из них ошибок при оформлении:
а) однородных членов предложения,
б) сложного предложения.

Указанные группы правил орфографии и пунктуации усиленно отрабатываются, если результаты диктанта неудовлетворительные.

 
Контрольная работа N 4

Диктант
с грамматико-орфографическими заданиями

Ц е л ь: проверить усвоение правил слитного или раздельного употребления не с разными частями речи, написаний не и ни с отрицательными и неопределёнными местоимениями, некоторых групп сложных слов, правописания окончаний прилагательных и причастий, суффиксов глаголов и причастий, а также других орфограмм.
Кроме того, проверяется усвоение правил оформления сложных предложений, предложений с причастными и деепричастными оборотами, с однородными членами.

Покончив за полдня с делами в мотострелковой части, Третьяков отыскал в лесу какую-то воронку, заполненную водой. Сняв тёмно-бурую от пыли и пота пилотку, он стал на колени. Клок белого облака скользил по зеркалу воды, и в нём Третьяков увидел себя. Не сам он, а кто-то чёрный, как цыган, незнакомый глядел на него. Щёки от пыли, набившейся в отросшую щетину, были неопределённого тёмного цвета; запавшие глаза обвело чёрным… Третьяков отогнал к краю упавшие на воду съёжившиеся листья и водяного жука, скакавшего невесомо на тонких паучьих ногах. Вода, как на торфянике, выглядела коричневой, но когда он зачерпнул её в ладонь, оказалась прозрачна и холодна. Давно он так не умывался, даже гимнастёрку стянул с плеч.
Теперь Третьяков чувствовал себя чистым, освежённым.
Синело небо, не было слышно ничьих шагов, и лишь вдали едва рокотал неумолкающий гул канонады.(133 слова)
(По Г. Бакланову)

Задания.

1) Подчеркните грамматическую основу любого сложного предложения.

2) Найдите проверочные слова к любым трём глаголам (их формам) с орфограммой в корне.

Схема анализа диктанта

1. Общее количество орфографических ошибок.
Из них ошибок:
а) в корне слова,
б) при употреблении дефиса в местоимениях и (отдельно) НЕ и НИ с местоимениями,
в) при написании не с другими частями речи,
г) при написании сложных слов,
д) при написании суффиксов с Н и НН,
е) при написании окончаний прилагательных и причастий,
ж) в употреблении разделительных Ь и Ъ.

2. Общее количество пунктуационных ошибок.
Из них ошибок:
а) в сложном предложении,
б) при обособлении причастных оборотов,
в) при оформлении однородных членов предложения.

 
Контрольная работа N 5

Сочинение
на тему «Человек и природа в городе»

Ц е л ь: проверить умение создавать текст публицистического стиля в форме заметки в газету.

Готовя учащихся к домашнему сочинению, следует ввести их в стилистически значимую речевую ситуацию, ориентирующую на использование публицистического стиля речи. О том, как это можно сделать:

Работа по формированию умения создавать высказывания публицистического стиля продолжается на материале двух типов речи: повествования и рассуждения.

Повествование обычно используется в таком газетном жанре, как заметка об интересном факте. Композиция заметки напоминает рассказ: в ней есть вступительная часть, зачин, развитие действия, концовка. Важную роль в заметке выполняет заголовок. В нем может быть отражена тема или основная мысль текста, но всегда в такой форме, которая способна привлечь внимание читателя, быстро просматривающего газету, к самому главному в сообщении.

Анализ стиля, типа речи, композиционного строения двух заметок, использованных в упр. 201,готовит учащихся к домашнему сочинению в жанре заметки в газету.

Чтобы приблизить работу над сочинением к условиям естественной коммуникации, надо ввести учащихся в речевую ситуацию, типичную для публицистического стиля речи, сказав примерно следующее:

«Давайте всем классом подготовим стенную газету в защиту погибающей городской природы. Тема газеты — «Человек и природа в городе». Пусть каждый из вас напишет не просто сочинение, а заметку в газету. В ней вы расскажете о каком-либо факте, поступке (хорошем или дурном), свидетелем которого вы были сами или узнали об этом от других людей. Редколлегия, которую мы выберем, выявит лучшие работы, мы их коллективно отредактируем и оформим газетный стенд».

При анализе и оценке сочинений учитывается, удачно ли выбрана тема, заслуживает ли общественного внимания сам факт, насколько ярко раскрыта основная мысль, каково качество заголовка, отбора языковых средств, композиции рассказа.

Подготовка к классному сочинению проводится на текстах типа речи «рассуждение», который весьма характерен для газетной и журнальной публицистики.

Анализ текста упр. 279 знакомит учащихся с такими новыми для них приемами публицистической речи, как ссылка на авторитет известных общественных деятелей, ученых, писателей, — цитирование их высказываний, использование в рассуждении доказательства «от противного», альтернативных вопросов с союзом или, прямого обращения к читателю.

В конце изучения темы, когда ученики в процессе анализа текстов «увидят» основные, особенно экспрессивные средства языка и речи, делающие публицистическую речь яркой, призывной, следует вернуться к понятию стиля и обобщить весь теоретический материал, с которым ученики знакомились постепенно, на протяжении ряда уроков.

Это обобщение может быть им предложено в виде самостоятельной работы такого рода:

Составьте сложный план (или конспект) устного ответа на тему «Публицистический стиль речи». Включите в него следующие пункты: 1) сфера употребления стиля; 2) задачи речи; 3) стилевые черты; 4) характерные языковые и речевые средства.

Чтобы ответ получился полным, внимательно просмотрите материалы учебника, включая и тексты упражнений.

Для справки даем п л а н характеристики стиля (см. план ниже)

 
Контрольная работа N 6

Ц е л ь: проверить умения учащихся опознавать наречие в тексте, определять его разряд (значение) и способ образования.

Ты руку невольно протянешь над сонным затоном,
И вмиг всё бесследно исчезнет, — и только вдали,
С чуть слышной мольбою, с каким-то заоблачным звоном,
Незримо порвётся струна от небес до земли.
(К. Бальмонт)

Задания.

1) Выпишите из текста наречия в составе словосочетания.

2) Укажите разряд наречий.

3) Запишите, от какого слова и как образовано наречие.

 
Контрольная работа N 7

Сочинение
на тему «“Хочу” и “надо”»

Сочинение по данному началу — тексту В. П. Крапивина (см. упр. 285).

Задания к сочинению.

1) Продолжите текст, приведите примеры возникающих противоречий и сделайте вывод.

2) Используйте в сочинении средства публицистической выразительности: восклицательные и вопросительные предложения, альтернативные суждения и противопоставления с союзами но, а, или, предложения с одним главным членом, передающие состояние лица.

В качестве образца можно использовать фрагменты из сочинений учащихся.

Например:
Утро. Звонит будильник. Пора вставать… Но хочу, ужасно хочу спать! Ничего не поделаешь — надо вставать. Встал, пошёл в школу. Пришёл из школы — надо делать уроки. Но как хочется почитать книжку или погулять! Приходится брать себя в руки и садиться за стол — ведь надо! И т. д.

Предварительно следует обсудить с учащимися основную мысль сочинения («надо» формирует характер; «хочу» же, доставляя много приятных минут, не помогает человеку «сделать себя») и посоветовать им в той или иной форме отразить ее в заключительной части сочинения.

 
Контрольная работа N 8

Диктант
с грамматико-орфографическими заданиями

Ц е л ь: работа проводится после изучения темы «Наречие», включая и ранее изученный материал, прежде всего орфограммы корня, правописание окончаний.

По-прежнему контролируется пунктуация сложных предложений, предложений с причастным и деепричастным оборотами, с однородными членами.

Редко какой человек останется равнодушным при виде парусника, скользящего вдали по воде.
Сейчас даже на миг трудно представить всю сложность управления парусным кораблём.
Расцвет парусного флота приходится на вторую половину восемнадцатого века. О великих открытиях русских мореходов того времени рассказывает в своей поистине удивительной книге «Водители фрегатов» Николай Корнеевич Чуковский.
Писатель по-детски восторженно говорит, какую находчивость, какие точные знания надо было иметь, чтобы уверенно управлять гигантским фрегатом, насчитывающим до двухсот парусов. Сколько-нибудь неверное движение грозило бедой. Нередко приходилось наугад блуждать по неведомым водам, никогда не зная, что ждёт тебя впереди.
Деревянные днища кораблей гнили, обрастали ракушками, но всё-таки тысячи миль оставались позади, волны по-прежнему били в борта, в небесах менялось расположение созвездий…
Впоследствии с изобретением пароходов искусство управлять парусами пошло на убыль.(123 слова)

Задания к диктанту.

1) Озаглавьте текст.

2) Выпишите 5 наречий в составе словосочетаний; укажите разряд наречий, какие это члены предложения; разберите их по составу.

Схема анализа диктанта

1. Общее количество орфографических ошибок.
Из них ошибок:
а) в корне слова,
б) в наречиях (кроме орфограмм в корне слова),
в) в окончаниях,
г) в оформлении названия книги.

2. Общее количество пунктуационных ошибок.
Из них ошибок:
а) в сложном предложении,
б) при оформлении причастного и деепричастного оборотов,
в) при оформлении однородных членов предложения.

 
Контрольная работа N 9

Сочинение
на тему «Как я в первый раз…»

Ц е л ь: проверить, умеют ли учащиеся подробно рассказывать о своём состоянии, о чувствах, переполняющих каждого в начале какого-либо важного дела или в острой ситуации.

Типы речи — повествование, описание состояния лица.

Стиль речи — художественный.

 
Контрольная работа N 10

Изложение
«Поговорим о бабушках»

Ц е л ь: проверить сформированность умений сохранять при пересказе типологическое строение текста, публицистический стиль речи, в частности такие средства выразительности, как обратный порядок слов, параллельное соединение предложений, экспрессивный повтор*.
*Подробно об анализе текста см. в кн.: К а п и н о с В. И., С е р г е е в а Н. Н., С о л о в е й ч и к М. С. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом. 5—9 кл. — М., 1991. — С. 139.

ПОГОВОРИМ О БАБУШКАХ

Давайте поговорим о стариках — о собственных, родных бабушках.
Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда не хочется. Во всё вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает, когда все во дворе давно раздетые бегают. А то придёт к школе в дождь и стоит с плащом и с зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения.
Знаешь, что делать с бабушкой? Надо прощать. Она-то сколько прощает тебе? Терпеть — это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты-то знаешь, что во многом сильнее её, здоровей, шустрей. Нет, не за то,что она тебе «жизнь отдаёт». Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому, что старость — довольно тяжкое и печальное время жизни. Всё своё, личное, у неё позади — забота, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты — единственная забота, её последняя радость, её постоянная тревога, её основной жизненный интерес, её тайная надежда.
А потом, у каждого возраста есть свои особенности. Вот и у стариков они есть — ворча, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит. Это его возрастная особенность.
Тебе сейчас трудно представить себя старым, а всё-таки попытайся. (214 слов) (По И. Медведевой)

 
Контрольная работа N 11

Диктант
с грамматико-орфографическими заданиями

Ц е л ь: проверить усвоение правописания наречий, предлогов и союзов, местоимений, н и нн в суффиксах,а также усвоение правил постановки знаков препинания в сложном предложении, в конструкциях с однородными членами, с деепричастным оборотом.

Воронов шёл один по ярко освещённой улице, и это одиночество удивляло и пугало его.
Он поглядывал на витрины, но ничего в них не различал, вследствие непонятной тревоги, охватившей его. Потом услышал далёкие шаги. Чьи-то каблуки мерно стучали по тротуару. Издалека навстречу шёл человек. Воронову показалось, что, увидев его, человек замедлил шаг. Сам не зная почему, Воронов тоже пошёл медленнее. Человек опустил в карман правую руку. Воронов автоматически сделал то же самое.
Человек шёл теперь совсем медленно. Нервы Воронова в течение всего этого времени были напряжены до крайности. Когда их разделяло всего несколько метров, человек неожиданно спрыгнул на мостовую, пересёк её и быстро пошёл прочь по противоположной стороне улицы. Воронов с облегчением посмотрел ему вслед и невольно рассмеялся… Никто ни на кого не собирался нападать. Но оба боялись…(127 слов)
(А. Чаковский)

Задания к диктанту.

1) Найдите 3 наречия разных разрядов.
Выпишите эти наречия в составе словосочетаний, укажите разряд наречий, их морфемный состав и какими членами предложения они являются.

2) Подберите проверочное слово к любому причастию с орфограммой в корне.

Схема анализа диктанта

1. Общее количество орфографических ошибок.
Из них ошибок:
а) в корнях слов,
б) в наречиях,
в) в производных союзах и предлогах,
г) в местоимениях,
д) в суффиксах с Н и НН.

2. Общее количество пунктуационных ошибок.
Из них ошибок:
а) в сложном предложении,
б) в предложении с однородными членами,
в) в предложении с деепричастным оборотом.

 
Контрольная работа N 12

Диктант

Ц е л ь: проверить усвоение правописания частиц, местоимений, наречий; правил пунктуации сложного предложения, предложений с причастными, деепричастными оборотами, с однородными членами.

Тропики… Тишина и теплота ночи невыразимо приятны. Ни ветерка, ни облачка. Небо свободно от туч, и оттуда, как из отверстий какого-то озарённого светом храма, сверкают миллионы огней всеми красками радуги, как не сверкают звёзды у нас никогда. Как страстно, горячо светят они! Эта вечно играющая и что-то будто говорящая на непонятном языке картина неба никак не может надоесть глазам. Выйдешь на полчаса дохнуть ночным воздухом, а простоишь в онемении два-три часа, не отрывая ни на минуту взгляда от неба. Всё хочется доискаться, на что намекает это мерцание, какой смысл выходит из этих таинственных непонятных

Настоящее совершенное время (7 класс)

2. Учитель объясняет ученикам цели урока

Поддерживает беседу со сверстниками, соглашаясь, не соглашаясь и обсуждая порядок действий и планы выполнения заданий;

применять в речи тематическую лексику, соответствующим образом упорядочивая слова и фразы в правильно построенные предложения;

образуют простые совершенные формы для недавних, неопределенных и незавершенных прошлых действий;

демонстрируют умение задавать различные вопросы в разных временах.

Основная часть урока

3. Пересмотрите форму Present Perfect на , но, тем не менее, уже только и напишите несколько предложений о Present Perfect . Эти слова часто используются с в настоящем совершенном времени, хотя еще , еще и уже могут использоваться с другими временами.


« Just » обычно используется только с настоящим совершенным временем и означает « недавно, ».

Я только что видел, как Сьюзан выходит из кинотеатра.

Майк звонил. Вы можете перезвонить ему, пожалуйста?

Вы только что взяли мою ручку? Куда это делось?

В настоящем перфектном слове « just » стоит между вспомогательным глаголом (« иметь ») и причастием прошедшего времени.


« Тем не менее, » используется, чтобы говорить о том, что ожидается. Это означает « в любое время до настоящего момента ».Он используется в вопросах и отрицаниях.

Вы уже сделали домашнее задание? Спикер ожидает, что домашнее задание будет выполнено.

Я еще не закончил. Я сделаю это после ужина.

« Тем не менее, » обычно стоит в конце предложения.

« Still » используется, чтобы говорить о том, что еще не закончено, особенно когда мы ожидали, что это закончится раньше.

Я ждала больше часа, а автобус все еще не приехал.

Вы обещали предоставить мне этот отчет вчера, но еще не закончили его.

« Still » обычно занимает «среднее положение».

Still часто используется с другими временами, а также с настоящим перфектом.

У меня до сих пор есть все письма, которые вы мне отправили.

Вы все еще работаете в книжном магазине?

« Уже » используется для обозначения того, что что-то произошло раньше — или раньше, чем это могло произойти.

Я уже потратил зарплату, и до дня выплаты зарплаты осталось две недели.

Поезд уже ушел! Что мы будем делать?

« Уже » обычно занимает среднее положение.

4. Чтение текста

— Наша следующая задача — прочитать текст «Жизнь на волнах». Найдите его, пожалуйста, в нашей книге. Упражнение 4, стр. 32. Запомним новые слова из учебника.

5.Разминка

— Давайте сделаем упражнения для глаз:

ВВЕРХ — ВНИЗ — ВЛЕВО — ВПРАВО;

ЗАКРЫВАЙ ГЛАЗА — ОТКРЫВАЙ ГЛАЗА.

6. Выполнение упражнений

1. Завершите примеры из текста на странице 32.

Они… уже … в море три дня.

I… просто … вверх и вниз по мачте.

I еще …… для жизни в море.

Мы…… никаких китов еще .

вы видели дельфинов еще ?

Сколько времени из вы были в море?

2. Посмотрите на таблицу и завершите предложения, используя , но уже и только .

1. Извините, но на корабле уже осталось . Он ушел около часа назад.

2. Я … дельфинов не видел, а мы все утро на лодке.

3. Отбыло ли судно из порта…?

4. Мы … вернулись после недели в море. Это было потрясающе!

5. Пассажиры… не попали на судно.

3. Используйте действия в рамке, чтобы написать пять вопросов, используя , но уже и только .

чистить зубы

Английский тест на Present Perfect 2

Тест

Напишите формы причастия следующих глаголов.
  1. Марка →
  2. напиток →
  3. улов →
  4. есть →
  5. сидеть →
Дополните таблицу настоящим perfect simple.
положительный отрицательный вопрос
Он плавал.
Она не спала.
Вы звонили?
Тина плакала.
Они не сбежали.
Пишите предложения в Present Perfect Simple.
  1. Фил / not / miss / автобус —
  2. они / не / сажать / дерево —
  3. Ванесса / поймать / мяч —
  4. мы / продаем / старый автомобиль —
  5. поезд / отправление / станция —
Записывайте вопросы в Present Perfect Simple.
  1. ты / исправь / мои ошибки —
  2. ты / практика / твой английский —
  3. она / убирается / в своей комнате —
  4. патрон / знак / письмо-
  5. Мэри / заткнись / дверь —
Спрашивайте информацию, выделенную жирным шрифтом в предложении.
  1. Тони построил дом . —
  2. Аврил перешла улицу на светофоре . —
  3. У них ни разу не были в Австралии. —
  4. Руперт набрал номер. —
  5. Бетти потратила 200 евро в торговом центре. —

Перед тем, как отправить тест, проверьте следующее:

  • Правописание?
  • Поставьте точку или вопросительный знак там, где это необходимо?
  • Использовали правильную клавишу для ввода апострофа (Shift и #)?

В тесте мы не можем дать вам вторую попытку.Поэтому такие неосторожные ошибки будут стоить вам ценных очков.

причастий (Partizipien) — английская грамматика

Упражнения на причастия

В английском языке есть три вида причастий: причастие настоящего времени, причастие прошедшего времени и причастие совершенного времени. Вы, вероятно, знаете первые два из определенных времен и форм прилагательных. Кроме того, причастия используются для сокращения предложений.

Причастие настоящего времени

Настоящее причастие — это форма ing .Вы наверняка знаете эту форму:

  • из прогрессивных / непрерывных времен (например, настоящее прогрессивное) — я говорю .
  • как форма прилагательного — фильм интересный .
  • как герундий — Он боится , летающего .

Без исключения в написании при добавлении ‘ing’:

Исключение Пример
final e исключен (но: ee не изменен) приходят — приходят (но: согласны — соглашаются)
Конечный согласный после краткого ударного гласного удваивается сиденье — si tt ing
заключительный согласный l после гласной всегда удваивается (в британском английском) путешествия — путешествия ll ing
окончательный то есть становится y ложь — l y ing

Причастие настоящего времени может использоваться для описания следующих глаголов:

давай, давай, сиди

Пример: Девушка села на диван и плачет .

Причастие настоящего времени может также использоваться после глаголов чувств, если мы не хотим подчеркивать, что действие было завершено. (см. инфинитив или Ing-Form)

чувствовать, находить, слышать, слушать, замечать, видеть, обонять, смотреть

Пример: Вы видели, его танцует ?

Кроме того, причастие настоящего времени можно использовать для сокращения или объединения активных предложений , имеющих одно и то же подлежащее.

Пример: Она вышла из дома и свистнула .- Она вышла из дома со свистом .

Упражнения на причастие настоящего

Прошедшее причастие

Причастие прошедшего времени — это причастие, которое вы найдете в третьем столбце списков с неправильными глаголами. Вы наверняка знаете эту форму:

  • от совершенного времени (z. B. Present Perfect Simple) — у меня разговорных .
  • от пассивного залога — письмо было написано .
  • как прилагательное — мне было скучно до смерти.

Формы неправильных причастий см. В третьей колонке неправильных глаголов. Правильные глаголы образуют причастие прошедшего времени путем добавления ed , однако обратите внимание на следующие исключения в написании:

Исключения при добавлении ed Пример
после заключительного e , добавить только d любовь — любовь d
заключительный согласный после краткого ударного гласного
или l последний согласный после удвоения гласного
допустить — допустить ted
путешествия — путешествия led
окончательный y после того, как согласная становится i спешите — спешите ied

Причастие прошедшего времени также может использоваться для сокращения или объединения пассивных предложений с одинаковым подлежащим.

Пример: мальчику подарили яблоко. Он перестал плакать. — Подав яблоко, мальчик перестал плакать.

Упражнения на причастие к прошедшему

Совершенное причастие

Причастие совершенного вида можно использовать для сокращения или объединения предложений с одним и тем же подлежащим, если…

  • … одно действие (то, в котором используется совершенное причастие) завершается до начала следующего действия.

    Пример: Она купила велосипед и поехала домой на велосипеде.- Купив байк, она поехала домой на велосипеде.

  • … одно действие продолжалось в течение определенного периода времени, когда начинается другое действие.

    Пример: Он прожил там так долго, что не хотел переезжать в другой город. — Прожив там столько времени , он не захотел переезжать в другой город.

Причастие совершенного слова может использоваться для активного и пассивного залога.

  • активный голос: имеющий + причастие прошедшего времени (Приготовив, накрыл на стол.)
  • пассивный залог: будучи + причастием прошедшего времени (после приготовления еда выглядела восхитительно).

Упражнения на совершенное причастие

Использование оговорок об участии

Если предложение сокращается с использованием конструкции причастия, оно называется предложением причастия.

Пример: Посмотрев телевизор , она забыла обо всем вокруг.

В английском языке предложения причастия в основном используются в письменной форме, чтобы вместить много информации в одно предложение.

При сокращении или объединении придаточных предложений с конструкцией причастия учитывайте следующие правила:

  • Обе статьи должны иметь одинаковую тему.
  • Менее важной частью становится придаточное причастие. Важная информация всегда должна быть в главном пункте.
  • Убедитесь, что вы используете правильную форму причастия (см. Выше).
  • Союзы as, потому что, поскольку и относительные местоимения who, которые не учитываются.
  • Союзы раньше, когда использовались в предложении причастия.
  • Союзы после, а можно использовать или опускать.

Предложения причастия с разными темами

Иногда предложения причастия могут использоваться, даже если объединяемые предложения не имеют одного и того же подлежащего. Это имеет место, например, если основное предложение содержит один из следующих глагол + объект :

чувствовать, находить, слышать, слушать, замечать, видеть, обонять, смотреть

Пример: я слышал, как он играет на гитаре.

Здесь предложение причастия должно следовать непосредственно за объектом, к которому оно относится. (Примечание: некоторые из упомянутых здесь глаголов также могут использоваться с инфинитивом. Для получения дополнительной информации см. Инфинитив или Ing-Form)

Конструкция причастия также возможна, если упоминаются оба подлежащих (часто слово «с» ставится перед подлежащим в предложении причастия). Однако это очень формально и используется нечасто.

Пример: Миссис Джонс поехала в Нью-Йорк.Мистер Смит занял ее позицию.
(Когда) миссис Джонс едет в Нью-Йорк, мистер Смит занял ее позицию.

Неправильные придаточные отношения

За исключением упомянутых выше исключений, придаточное причастие и главное придаточное предложение должны иметь одно и то же подлежащее. В противном случае предложения могут звучать довольно странно.

Пример: я ехала по автостраде, когда ребенок начал плакать.
→ Falscher Partizipialsatz: Проехав по шоссе, ребенок заплакал.

В этом примере создается ощущение, что за рулем автомобиля сидит ребенок. Поэтому в стандартном английском языке эти предложения причастия считаются неправильными. В разговорном английском эти «неправильные предложения причастия» обычно допустимы, и вы даже можете найти пример в Гамлете Шекспира:

Теперь, Гамлет, послушай. Известно, что, когда я спал в моем саду, меня ужалила змея.

Как говорится в тексте, отца Гамлета укусила змея. Однако, строго говоря, змея спала, когда укусила отца Гамлета.

Упражнения и тесты

Причастие настоящего времени

Прошедшее причастие

Совершенное причастие

Микс причастия

предложений причастия | Грамматика — от среднего до выше среднего

Посмотрите на эти примеры, чтобы увидеть, как используются предложения причастия.

Эти ботинки прослужат долгие годы при тщательном уходе.
Не желая обидеть его, я уклонился от вопроса.
Пережив вместе трудные времена, они были очень близкими друзьями.

Попробуйте это упражнение, чтобы проверить свою грамматику.

Грамматический тест 1

Грамматика B1-B2: Причастия: 1

Прочтите объяснение, чтобы узнать больше.

Грамматика

Предложения

причастия позволяют нам передавать информацию более экономичным способом. Они образуются с использованием причастий настоящего времени ( идет , читает , видит , идет и т. Д.), Причастия прошедшего времени ( ушел , прочитал , увидел , прошел и т. Д.) или совершенные причастия ( пошло , прочитало , увидело , пошло и т. д.).

Мы можем использовать предложения причастия, когда причастие и глагол в главном предложении имеют одно и то же подлежащее. Например,

В ожидании Элли я приготовил чай. ( Пока I ждал Элли, I заварил чаю. )

Предложения причастия не имеют особого времени.Время обозначается глаголом в главном предложении.

Предложения причастия в основном используются в письменных текстах, особенно в литературном, академическом или публицистическом стиле.

Предложения причастия настоящего времени

Вот несколько распространенных способов использования предложений причастия настоящего времени. Обратите внимание, что причастия настоящего имеют то же значение, что и активные глаголы.

  • Вывести результат действия
    Взорвалась бомба, разрушив здание .
  • Чтобы объяснить причину действия
    Зная, что она любит читать , Ричард купил ей книгу.
  • Чтобы рассказать о действии, которое произошло одновременно с другим действием.
    Стоя в очереди , я понял, что у меня нет денег.
  • Чтобы добавить информацию о предмете основной статьи
    Начиная с нового года , новая политика запрещает движение автомобилей в центре города.

Предложения причастия прошедшего времени

Вот несколько распространенных способов использования предложений причастия прошедшего времени. Обратите внимание, что причастия прошедшего времени обычно имеют пассивное значение.

  • Имеет такое же значение, что и условие if
    Используемое таким образом причастие может сделать ваше письмо более кратким. ( Если использовать причастия таким образом,… )
  • Чтобы сообщить о причине действия
    Обеспокоенная новостью , она позвонила в больницу.
  • Чтобы добавить информацию о предмете основной статьи
    Наполненный гордостью , он подошел к сцене.

Предложения совершенного причастия

Предложения с совершенным причастием показывают, что действие, которое они описывают, было завершено до действия в основном предложении. Совершенные причастия могут иметь активную или пассивную структуру.

Одевшись , он медленно спустился вниз.
По окончании обучения они будут высококвалифицированными врачами.
После увольнения она начала искать новую работу.

Причастия после союзов и предлогов

Также для придаточных предложений причастия, особенно с -ing , часто используются союзы и предлоги, такие как перед , после , вместо , на , с , когда , в то время как и вопреки .

Перед приготовлением вы должны вымыть руки.
Вместо того, чтобы жаловаться на это , они должны попробовать сделать что-нибудь хорошее.
По прибытии в гостиницу он пошел переодеваться.
Собирая вещи , она думала о последних двух годах.
Несмотря на то, что я дважды прочитал инструкцию , я все еще не мог понять, как им пользоваться.

Сделайте это упражнение, чтобы еще раз проверить свою грамматику.

Грамматический тест 2

Грамматика B1-B2: Причастия: 2

Упражнение на причастие «Практика английского — учите и практикуйте английский онлайн

Соедините следующие пары предложений с помощью причастий.

1. Мы встретили мальчика. Он нес тяжелую сумку.
2. Дом украсили светильниками. Это выглядело красиво.
3. Грабители увидели полицейского. Они убежали.
4. Я обнаружил, что дверь открыта. Я вошел внутрь.
5. Полиция увидела тело. Он плыл по реке.
6. Он кричал во весь голос. Он бросился на вора.
7. Мы работали несколько часов. Мы вышли из офиса.
8. Войска нанесли противнику удар.Это было потрясающе.
9. Его почерк был неразборчивым. Я не мог понять, что он написал.
10. Мы дружим в детстве. Они длятся вечно.
11. Солнце взошло. Мы отправились в путь.
12. Шла по дороге. Я видел змею.
13. Он проиграл все свои деньги в азартных играх. Он стал нищим.
14. Я понял его слова. Я разгадал загадку.
15. Грабители взломали дверь. Они вошли в дом.
16. Он не осознавал значения своих слов.Он продолжал говорить.
17. Наша армия разбила вражеские силы. Они быстро отступили на свою территорию.
18. Был прекрасный день. Все вышли на дороги.

ответы

1. Мы встретили мальчика , несущего тяжелую сумку.
2. Украшенный светом, дом выглядел красиво.
3. Увидев милиционера, грабители убежали.
4. Найдя дверь открытой, я вошел внутрь.
5. Полиция увидела тело , плывущее по реке .
6. Плач во весь голос, он бросился на вора.
7. Проработав несколько часов , мы вышли из офиса.
8. Войска нанесли противнику оглушающих ударов.
9. Его почерк , неразборчивый, я не мог понять, что он написал.
10. Дружба , сделанная в детстве , длилась навсегда.
11. Солнце , взойдя , отправляемся в путь.
12. Проходя по дороге, я увидел змею.
13. Потеряв все свои деньги в азартных играх, он стал нищим.
14. Воспользовавшись его словами, я разгадал загадку.
15. Взломав дверь, грабители проникли в дом.
16. Не осознавая значение своих слов, он продолжал говорить.
17. Потерпев поражение нашей армией, вражеские войска быстро отступили на свою территорию.
18. Сейчас был прекрасный день, все были на дорогах.

Примеры причастия

Причастие — это слово, образованное от глагола. Обычно это происходит путем добавления к глаголу суффикса, но иногда встречаются и неправильные образования. В этих примерах причастий вы увидите, что они могут использоваться как прилагательные, существительные или как часть составного глагола в английском языке.

Причастия как части глаголов

В английском языке есть два типа причастий: прошедшее и настоящее.

Причастие настоящего времени

Причастие настоящего времени всегда образуется путем добавления суффикса -ing к глаголу. При использовании со вспомогательными глаголами, такими как «is», «am», «are», «was» или «were», причастие настоящего времени образует составной глагол, описывающий текущее действие. Например:

  • Она присматривает сегодня за .
  • Я пою песню.
  • Вы, , очень хорошо делитесь своими игрушками.
  • Это вчера немного шел дождь .
  • Они слишком много говорили и получили задержание.

Причастие прошедшего времени

Причастие прошедшего времени часто, но не всегда, образуется добавлением суффикса -ed к глаголу. Его также можно использовать в паре со вспомогательными глаголами, такими как «was», «were», «has» и «had», чтобы показать, что действие было завершено. Например:

  • He доделал с проектом.
  • Печенье было испечено сегодня утром свежее.
  • Она раньше сожгла обед.
  • Я прожил интересную жизнь.
  • Он соврал мне слишком много раз!

Обратите внимание, что многие причастия прошедшего времени в английском языке являются неправильными и не используют суффикс -ed. Например:

  • Песня была хорошо спета восходящей оперной звездой.
  • Новую кровать аккуратно занесли в дом курьеры.
  • Собака выкопала большую яму на заднем дворе.
  • Врач сказал, что вы сломали руку.
  • Мы были очень за вас беспокоились.

Причастия как прилагательные

Причастия настоящего и прошедшего времени могут использоваться как причастные прилагательные для описания существительных и местоимений. В этом случае описательное слово ставится перед существительным в предложении. Например:

  • Ставка для фрилансеров по ставке больше минимальной заработной платы.
  • Он учился в классе садоводства в муниципальном колледже.
  • Мои испеченные зерна приготовлены по старинному семейному рецепту.
  • Ткань цвета нельзя стирать в горячей воде.
Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *