Контрольная работа по химии на тему «Окислительно-восстановительные реакции» (9 класс)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
по теме «Окислительно-восстановительные реакции»
ВАРИАНТ 1.
1. Расставьте степени окисления всех элементов в формулах веществ, участвующих в следующих химических реакциях.Укажите тип реакции. Подберите коэффициенты методом электронного баланса в уравнениях реакций, укажите окислитель и восстановитель.
а) Hg + S = HgS
б) NaNO3 = NaNO2 + O2
в) CuSO4 + NaOH = Na2SO4 + Cu(OH)2.
г) K2MnO4 + H2O = KMnO4 +MnO2 +KOH
д) CaH2+ H2O = Ca(OH)2 + H2
е) As + Cl2 + H2O = H3AsO4 + HCl
ж) FeCl2 + KClO3 + HCl = FeCl3 + KCl + H2O
2. Задача.
Сколько грамм сульфата цинка получится, если цинк массой 6 г. положить в раствор серной кислоты массой 5 г?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
по теме «Окислительно-восстановительные реакции»
ВАРИАНТ 2.
1.Расставьте степени окисления всех элементов в формулах веществ, участвующих в следующих химических реакциях.Укажите тип реакции. Подберите коэффициенты методом электронного баланса в уравнениях реакций, укажите окислитель и восстановитель.
а) Al(OH)3 = AL2O3 + H2O
б) H2O + P2
в) Fe + HCL = FeCL2 + H2.
г) Cr(NO3)3 = Cr2O3 + NO2 + O2
д) KMnO4 + NaNO2 + H2O = MnO2 + NaNO3 + KOH
е) K2Cr2O7 + HBr = Br2 + CrBr3 + KBr + H2O
ж) Mg + HNO3 = Mg(NO3)2 + N2 + H2O
з) CuO + NH3 = Cu + N2 + H2O
2. Задача
Какова масса гидроксида железа (II), полученного при реакции 16 г. гидроксида натрия и 16 г. сульфата железа (II)?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
по теме «Окислительно-восстановительные реакции»
ВАРИАНТ 3.
1.Расставьте степени окисления всех элементов в формулах веществ, участвующих в следующих химических реакциях. Укажите тип реакции. Подберите коэффициенты методом электронного баланса в уравнениях реакций, укажите окислитель и восстановитель.
а) CuSO4 + Zn = ZnSO4 + Cu,
б) CaCO3 + CO2 + H2O = Ca(HCO3)2,
в) SO3 + H2O = H2SO
г) K2Cr2O7 +H2S + H2SO4 = Cr2(SO4)3 + S + K2SO4 + H2O
д) Br2 + SO2 + H2O = HBr + H2SO4
е) K2S + KMnO4 + H2O MnO2 + S + KOH
ж) KMnO4 + H2S + H2SO4 = MnSO4 + S + K2SO4 + H2O
з) CH4 + Cl2 = CCl4 + HCl
2. Задача
Определите массу гидроксида алюминия полученного при взаимодействии 21,3 г. нитрата алюминия и 50 г. 40 %-ного раствора гидроксида натрия?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
по теме «Окислительно-восстановительные реакции»
ВАРИАНТ 4.
1. Расставьте степени окисления всех элементов в формулах веществ, участвующих в следующих химических реакциях.Укажите тип реакции. Подберите коэффициенты методом электронного баланса в уравнениях реакций, укажите окислитель и восстановитель.
а) FeCl3 + NaOH = Fe(OH)3 + NaCl,
б) NaHCO3 + NaOH = Na2CO3 + H2O.
в) MgCO3 + HCl MgCl2 + CO2 + H2O,
г) NaBrO3 +NaBr + H2SO4 = Br2 + Na2SO4 + H2O
д) Na2SO3 = Na2S + Na2SO4
е) Cr2O3 + Na2CO3 + O2 = Na2CrO4 + CO2
ж) CuI +H2SO4 +KMnO4 = CuSO4 + I2 +MnSO4 +K2SO4 +H2O
з) P + N2O = N2 + P2O5
2. Задача
При взаимодействии 168 г. гидроксида калия и раствора сульфата меди (II) массой 200 г., в котором 0,08 массовых долей соли, выпадает осадок. Определите массу осадка гидроксида меди (II)?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
по теме «Окислительно-восстановительные реакции»
ВАРИАНТ 5.
1. Расставьте степени окисления всех элементов в формулах веществ, участвующих в следующих химических реакциях.Укажите тип реакции. Подберите коэффициенты методом электронного баланса в уравнениях реакций, укажите окислитель и восстановитель.
а) H2 + S = H2S
б) HNO3 + Zn= Zn (NO3)2 + H2
в) FeSO3 + HCl =FeCl2 + H2O + SO2
г) As + Cl2 + H2O = H3AsO4 + HCl
д) NaBr + NaBrO3 + H2SO4 = Na2SO4 + Br2 + H2O
е) PH3 + Cl2 = PCl3 + HCl
ж) KMnO4 + H3PO3 + H2SO4 = MnSO4 + H3PO4 + K2SO4 + H2O
з)HClO + H2O2 = HCl + O2 + H2O
2. Задача
14 г. оксида кальция обработали раствором, содержащим 35 г. азотной кислоты. Определите массу образовавшейся соли.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
по теме «Окислительно-восстановительные реакции»
ВАРИАНТ 6.
1.Расставьте степени окисления всех элементов в формулах веществ, участвующих в следующих химических реакциях. Укажите тип реакции. Подберите коэффициенты методом электронного баланса в уравнениях реакций, укажите окислитель и восстановитель.
а) CO2 + Na2O = Na2CO3,
б) CuOHCl + HCl = CuCl2 + H2O,
в) Pb(NO3)2 + Na2SO4 = PbSO4 + 2NaNO3.
д) KMnO4 + SO2 MnSO4 + K2SO4 + SO3.
е) PbS + H2O2 = PbSO4 + H2O
ж) KMnO4 + FeSO4 + H2SO4 MnSO4 + Fe2(SO4)3 + K2SO4 + H2O.
з) KCrO2 + Br2 + KOH K2CrO4 + KBr + H2O.
2. Задача
К раствору, содержащему 14,2 г. сульфата натрия добавили раствор, содержащий 30 г. хлорида бария. Сколько образовалось сульфата бария?
КОНТРОЛЬНАЯ
по теме «Окислительно-восстановительные реакции»
ВАРИАНТ 7.
1.Расставьте степени окисления всех элементов в формулах веществ, участвующих в следующих химических реакциях. Укажите тип реакции. Подберите коэффициенты методом электронного баланса в уравнениях реакций, укажите окислитель и восстановитель.
а) NH3 + O2 = NO + H2O
б) NH4NO3 = N2O + H2O
в) CuSO4 + NaOH →Cu(OH)2 + Na2SO4,
г) SO3 + K2O → K2SO4,
д) KMnO4 + H2S + H
е) K2Cr2O7 + SO2 + H2SO4 = Cr2(SO4)3 + K2SO4 + H2O
ж) HI + H2SO4 → I2 + H2S + H2O,
з) MnO2 + PbO2 + HNO3 HMnO4 + Pb(NO3)2 + H2O.
2. Задача
К 30 г. раствора, содержащего 10 % хлорида железа (III) добавили 30 г. раствора, который содержит 12 % гидроксида натрия. Вычислите массу образовавшегося осадка.
по теме «Окислительно-восстановительные реакции»
ВАРИАНТ 8.
1.Расставьте степени окисления всех элементов в формулах веществ, участвующих в следующих химических реакциях. Укажите тип реакции. Подберите коэффициенты методом электронного баланса в уравнениях реакций, укажите окислитель и восстановитель.
а) FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3 + 3NaCl,
б) H2S + H2SO3 = S + 3H2O,
в) KClO3 = KCl + KClO4,
г) I2 + H2O2 = HIO3 + H2O
д) K2MnO4 + H2O = MnO2 + KMnO4 + KOH
е) NaBr + H2SO4 + NaBrO3 = Br2 + Na2SO4 + H2O
ж) (NH4)2Cr2O7 = Cr2O3 + N2↑ + H2O
з) KI + H2O2 = I2 + KOH
2. Задача
Сколько соли может образоваться, если в качестве исходных веществ взять 20 г. 2 %-го раствора гидроксида натрия и раствор, в котором содержится 100 г. серной кислоты?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
по теме «Окислительно-восстановительные реакции»
ВАРИАНТ 9.
1.Расставьте степени окисления всех элементов в формулах веществ, участвующих в следующих химических реакциях. Укажите тип реакции. Подберите коэффициенты методом электронного баланса в уравнениях реакций, укажите окислитель и восстановитель.
а) Fe2O3 + KNO3 + KOH = K2FeO4 + KNO2 +H2O
б) Cr2O3 + NaNO3 + NaOH = Na2CrO4 + NaNO2 + H2O
в )H2S + H2SO3 = S + H2O
г) CuOHCl + HCl = CuCl2 + H2O,
д) Pb(NO3)2 + Na2SO4 = PbSO4 + 2NaNO3.
е) Al + H2O = Al(OH)3 + H2
ж) F2 + H2O = HF + O2.
з) KMnO4 + HCl = Cl2↑ + MnCl2 + KCl + H2O
2. Задача
В раствор, содержащий 60 г. сульфата меди (II), поместили 20 г. железных опилок. Какие вещества образовались в результате реакции и какова их масса?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
по теме «Окислительно-восстановительные реакции»
ВАРИАНТ 10.
1. Расставьте степени окисления всех элементов в формулах веществ, участвующих в следующих химических реакциях.Укажите тип реакции. Подберите коэффициенты методом электронного баланса в уравнениях реакций, укажите окислитель и восстановитель.
а) KMnO4 + SO2 MnSO4 + K2SO4 + SO3.
б) K2S + KMnO4 + H2O MnO2 + S + KOH.
в) KMnO4 + NaI + H2SO4 I2 + K2SO4 + MnSO4 + Na2SO4 + H2O.
г) MnO2 + HCl = MnCl2 + Cl2 + 2H2О,
д) Al 2O3 + HNO3 = Al (NO3)3 + H2O,
е) Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2,
ж) AgNO3 + HCl = AgCl + HNO3.
з) Cr2O3 + NaNO3 + NaOH = Na2CrO4 + NaNO2 + H2O
2. Задача
К раствору, содержащему 21,3 г. нитрата алюминия, прилили раствор, содержащий 17,49 г. карбоната натрия. Вычислите массу образовавшегося осадка.
Методическая разработка по химии (9 класс): Контрольная работа для учащихся 9 класса по теме «Окислительно-восстановительные реакции»
Контрольная работа для обучающихся 9 класса
по теме «Окислительно-восстановительные реакции»
I вариант
Уравняйте следующие уравнения реакции методом электронного баланса:
Cu + HNO3 → Cu(NO3)2 + NO + h3O
K2Cr2O7 + h3S +h3SO4 → Cr2(SO4)3 + S + K2SO4 + h3O
HNO3 + h3S → h3SO4 + NO + h3O
S + Cl2 + h3O → h3SO4 + HCl
Cr2O3 + Na2CO3 + O2 → Na2CrO4 + CO2
II вариант
1. Уравняйте следующие уравнения реакции методом электронного баланса:
P + HNO3 → h4PO4 + NO2 + h3O
K2SO3 + KMnO4 +h3O = K2SO4 + MnO2 + КОН
MnCO3 + KClO3 → MnO2 + KCl + CO2
Nh5Cl + Mg → Nh4 + MgCl2 + h3
As + Cl2 + h3O → h4AsO4 + HCl
III вариант
1. Уравняйте следующие уравнения реакции методом электронного баланса:
As2S3 + HNO3 + h3O → h4AsO4 + h3SO4 + NO
K2SO3 + KMnO4 + KOH → K2SO4 + K2MnO4 + h3O
Fe2O3 + CO → Fe + CO2
Fe(OH)2 + h3SO4 → Fe2(SO4)3 + SO2 + h3O
KClO3 + HCl → KCl + Cl2 + h3O
IV вариант
1. Уравняйте следующие уравнения реакции методом электронного баланса:
Ni + HNO3 → Ni(NO3)2 + N2O + h3O
K2SO3 + KMnO4 +h3SO4 → K2SO4 + MnSO4 + h3O
Na2SO3 + KOH + KMnO4 Na2SO4 + h3O + K2MnO4
HI + FeCl3 → FeCl2 + I2 + HCl
MnS + HNO3 → MnSO4 + NO2 + h3O
V вариант
1. Уравняйте следующие уравнения реакции методом электронного баланса:
KCrO2 + PbO2 + KOH → K2CrO4 + K2PbO2 + h3O
FeSO4 + K2Cr2O7 + h3SO4 → Fe2(SO4)3 + Cr2(SO4)3 + K2SO4 + h3O
h3SO4 + Al → Al2(SO4)3 + S + h3O
SO2 + Br2 + h3O → h3SO4 + HBr
FeSO4 + KClO3 + h3 SO4 → Fe(SO4)3 + KCl
VI вариант
1. Уравняйте следующие уравнения реакции методом электронного баланса:
Zn + HNO3 → Zn(NO3)2 + N2O + h3O
Cr2(SO4)3 + NaOH + Cl2 → NaCl + Na2CrO4 + Na2SO4 + h3O
Ag + HClO3 → AgCl + AgClO3 + h3O
NO2 + O2 + KOH → KNO3 + h3O
Sb2 S5 + HNO3 → h4 SbO4 + h3 SO4 + NO
VII вариант
1. Уравняйте следующие уравнения реакции методом электронного баланса:
Cr2(SO4)3 + KOH + KClO3 → K2CrO4 + K2SO4 + KCl + h3O
NaCl + KМnO4 + h3SO4 → Na2SO4 + K2SO4 + MnSO4 + Cl2
HBrO3 + h3S → S + Br2 + h3O
Cl2 + KI + h3O → KIO3 + HCl
НСlO3 + h3S → h3SO4 + HCl
VIII вариант
1. Уравняйте следующие уравнения реакции методом электронного баланса:
KBrO3 + NaCl + h3SO4 → Cl2 +KBr + Na2SO4+h3O
Na2S + KMnO4 + h3O → S + MnO2 + NaOH + KOH
Zn + HNO3 → Zn(NO3)2 + N2O + h3O
CrO3 + HBr → CrBr3 + Br2 + h3O
FeSO4 + HNO3 + h3 SO4 → Fe2 (SO4 )3 + NO
IX вариант
1. Уравняйте следующие уравнения реакции методом электронного баланса:
Cr2O3 +KOH + KClO3 → K2CrO4 + KCl + h3O
KMnO4 + KNO2 + h3SO4 → MnSO4 + KNO3 + K2SO4 + h3O
Br2 + KI + h3O → KIO3 + HBr
KNO3 + Nh5Cl → N2O + h3O + KCl
HClO4 +SO2 → h3 SO4 + HCl
X вариант
1. Уравняйте следующие уравнения реакции методом электронного баланса:
Cr2O3 + Na2CO3 + KNO3 → Na2CrO4 + KNO2 + CO2↑
K2Cr2O7 + KJ + h3SO4 → Cr2(SO4)3 +J2 +K2SO4
S + KOH → K2S + K2SO3 + h3O
SO2 + HNO3 → h3SO4 + NO
FeCl3 + HJ → J2 + FeCl2 + НСl
XI вариант
1. Уравняйте следующие уравнения реакции методом электронного баланса:
K2Cr2O7 + h3S + h3SO4 → Cr2(SO4)3 + S + K2SO4 + h3O
KCrO2 + PbO2 + KOH → K2CrO4 + K2PbO2+h3O
HNO3 + K2SO3 → K2SO4 + NO + h3O
HNO3 + Cu → Cu(NO3)2 + NO + h3O
HCl + PbO2→Cl2 + PbCl2 + h3O
XII вариант
1. Уравняйте следующие уравнения реакции методом электронного баланса:
KMnO4 + HCl → MnCl2 + Cl2 +KCl + h3O
FeSO4 + KMnO4 + h3SO4 → Fe2(SO4)3 + MnSO4 + K2SO4 + h3O
C + KNO3 → K2CO3 + CO2 + N2
h3SO4 + Zn → ZnSO4 + S + h3O
I2 + h3O → HIO3 + HI
XIII вариант
1. Уравняйте следующие уравнения реакции методом электронного баланса:
K2Cr2O7 + HCI → KCI + CrCI3 + CI2
KJ + KMnO4 + h3SO4 → J2 + MnSO4 + K2SO4 + h3O
Fe2O3 + CO → FeO + CO2
Br2 + Ca3P2 + h3O → Ca3(PO4)2 + HBr
Hg + HNO3разб → Hg(NO3)2 + NO + h3O
XIV вариант
1. Уравняйте следующие уравнения реакции методом электронного баланса:
СuS +HNO3(разб.) → Сu(NO3)2 + S + NO + h3O
K2Cr2O7 + FeSO4 + h3SO4→ Cr2(SO4)3 + Fe2(SO4)3 + K2SO4
HNO3 + Al → Al(NO3)3 + N2O + h3O
HNO3 + HCl → Cl2 + NO + h3O
KMnO4 + KOH → K2MnO4 + O2 + h3O
XV вариант
1. Уравняйте следующие уравнения реакции методом электронного баланса:
K2Cr2O7 + KI + h3SO4.→ Cr2(SO4)3 + I2 + K2SO4
KBr +KMnO4 + h3SO4. → Br2 + MnSO4 + K2SO4 + h3O
h3SO4 + Fe → Fe2(SO4)3 + SO2 + h3O,
HNO3 + h3S → h3SO4 + NO2 + h3O
XVI вариант
1. Уравняйте следующие уравнения реакции методом электронного баланса:
SnSO4 + KMnO4 + h3SO4.→ Sn(SO4)2 + MnSO4 + K2SO4
Cr2(SO4)3 + NaOH + CI2 → NaCI + Na2CrO4 + Na2SO4+ h3O
Cl2 + Ca3P2 + h3O→ Ca3(PO4)2 + HCl
MnS + HNO3 → MnSO4 + NO2 + h3O
FeSO4 + KClO3 + h3 SO4 → Fe(SO4)3 + KCl
XVII вариант
1. Уравняйте следующие уравнения реакции методом электронного баланса:
Na2SO3 + KIO3 + h3SO4.→ I2 + Na2SO4 + K2SO4+ h3O
Na2S + Na2Cr2O7 + h3SO4.→ S + Cr2(SO4)3 + Na2SO4 + h3O
HIO3 + P + h3O → HI + h4PO4
P2O3 + HClO3 + h3O → h4PO4 + HCl
MnCO3 + KClO3 → MnO2 + KCl + CO2
XVIII вариант
1. Уравняйте следующие уравнения реакции методом электронного баланса:
K2S + KMnO4 + h3SO4 → S + MnSO4 + K2SO4 + h3O
NaNO3 +NaJ + h3SO4 → NO + J2 + Na2SO4+h3O
HBr + HNO3 → NO + Br2 + h3O
KI + Cu(NO3)2 → CuI + I2 + KNO3
KClO3 + HCl → KCl + Cl2 + h3O
IXX вариант
Уравняйте следующие уравнения реакции методом электронного баланса:
Cu + h3SO4 → CuSO4 + h3O + SO2
K2Cr2O7 + h3S +h3SO4 = Cr2(SO4)3 + S + K2SO4 + h3O
SO3 + KI → I2 + SO2 + K2SO4
h3S + Fe2O3 → FeS + S + h3O
HIO3 + P + h3O → HI + h4PO4
XX вариант
1. Уравняйте следующие уравнения реакции методом электронного баланса:
Zn + HNO3 = Zn(NO3)2 + N2O + h3O
P + HNO3 → h4PO4 + NO2 + h3O
K2SO3 + KMnO4 +h3O = K2SO4 + MnO2 + КОН
HNO3 + CuS → CuSO4 + NO + h3O
XXI вариант
1. Уравняйте следующие уравнения реакции методом электронного баланса:
C + h3SO4 → CO2 + h3O + SO2
K2SO3 + KMnO4 + KOH → K2SO4 + K2MnO4 + h3O
Сu2O + h3SO4 → SO2 + CuSO4 + h3O
HNO3 + K2SO3 → K2SO4 + NO + h3O
Na + h3O → NaOH + h3
XXII вариант
1. Уравняйте следующие уравнения реакции методом электронного баланса:
Nh4 + O2 → NO+h3O
K2SO3 + KMnO4 +h3SO4 → K2SO4 + MnSO4 + h3O
h3SO4 + Zn → ZnSO4 + h3S + h3O
C + KNO3 → K2CO3 + CO2 + N2
XXIII вариант
1. Уравняйте следующие уравнения реакции методом электронного баланса:
Cu + HNO3(конц.) → Cu(NO3)2 + h3O + NO2
FeSO4 + K2Cr2O7 + h3SO4 → Fe2(SO4)3 + Cr2(SO4)3 + K2SO4 + h3O
HI + NO2 → NO + I2 + h3O
HBr + HNO3 → NO + Br2 + h3O
XXIV вариант
1. Уравняйте следующие уравнения реакции методом электронного баланса:
Zn + HNO3 → Zn(NO3)2 + N2O + h3O
Cr2(SO4)3 + NaOH + Cl2 → NaCl + Na2CrO4 + Na2SO4 + h3O
S + Cl2 + h3O → h3SO4 + HCl
Сu2O + h3SO4 → SO2 + CuSO4 + h3O
XXV вариант
1. Уравняйте следующие уравнения реакции методом электронного баланса:
Cr2(SO4)3 + KOH + KClO3 → K2CrO4 + K2SO4 + KCl + h3O
NaCl + KМnO4 + h3SO4 → Na2SO4 + K2SO4 + MnSO4 + Cl2
Nh5Cl + Mg → Nh4 + MgCl2 + h3
HMnO4 + HNO2 → Mn(NO3)2 + HNO3 + h3O
XXIII вариант
1. Уравняйте следующие уравнения реакции методом электронного баланса:
Cu + HNO3(конц.) → Cu(NO3)2 + h3O + NO2
FeSO4 + K2Cr2O7 + h3SO4 → Fe2(SO4)3 + Cr2(SO4)3 + K2SO4 + h3O
HMnO4 + HNO2 → Mn(NO3)2 + HNO3 + h3O
HIO3 + P + h3O → HI + h4PO4
XXIV вариант
1. Уравняйте следующие уравнения реакции методом электронного баланса:
Zn + HNO3 → Zn(NO3)2 + N2O + h3O
Cr2(SO4)3 + NaOH + Cl2 → NaCl + Na2CrO4 + Na2SO4 + h3O
Fe(OH)2 + h3SO4 → Fe2(SO4)3 + SO2 + h3O
Mg + HNO3 = Mg(NO3)2 + N2 + h3O
XXV вариант
1. Уравняйте следующие уравнения реакции методом электронного баланса:
Cr2(SO4)3 + KOH + KClO3 → K2CrO4 + K2SO4 + KCl + h3O
NaCl + KМnO4 + h3SO4 → Na2SO4 + K2SO4 + MnSO4 + Cl2
HI + FeCl3 → FeCl2 + I2 + HCl
HNO3 + Al → Al(NO3)3 + N2O + h3O
XXIII вариант
1. Уравняйте следующие уравнения реакции методом электронного баланса:
Cu + HNO3(конц.) → Cu(NO3)2 + h3O + NO2
FeSO4 + K2Cr2O7 + h3SO4 → Fe2(SO4)3 + Cr2(SO4)3 + K2SO4 + h3O
SO2 + Br2 + h3O → h3SO4 + HBr
Ag + HClO3 → AgCl + AgClO3 + h3O
XXIV вариант
1. Уравняйте следующие уравнения реакции методом электронного баланса:
Zn + HNO3 → Zn(NO3)2 + N2O + h3O
Cr2(SO4)3 + NaOH + Cl2 → NaCl + Na2CrO4 + Na2SO4 + h3O
NO2 + O2 + KOH → KNO3 + h3O
MnCO3 + KClO3 → MnO2 + KCl + CO2
XXV вариант
1. Уравняйте следующие уравнения реакции методом электронного баланса:
Cr2(SO4)3 + KOH + KClO3 → K2CrO4 + K2SO4 + KCl + h3O
NaCl + KМnO4 + h3SO4 → Na2SO4 + K2SO4 + MnSO4 + Cl2
Cl2 + NaOH → NaClO + NaCl + h3O
FeCl2 + KClO3 + HCl → FeCl3 + KCl + h3O
XXVl вариант
Уравняйте следующие уравнения реакции методом электронного баланса:
XXVll вариант
Уравняйте следующие уравнения реакции методом электронного баланса:
XXVlll вариант
Уравняйте следующие уравнения реакции методом электронного баланса:
XXIX вариант
Уравняйте следующие уравнения реакции методом электронного баланса:
XXX вариант
Уравняйте следующие уравнения реакции методом электронного баланса:
Тест по химии (9 класс) на тему: Контроль знаний по теме Окислительно-восстановительные реакции 9 класс
Тест по теме: «ОВР»
Вариант 1.
1. Какая из реакций, схемы которых приведены ниже, является окислительно-восстановительной:
1) 2Na + 2h3O = 2 NaOH + h3;
2) Na2O + 2HCl = 2 NaCl + h3O;
3) ZnSO4 + Na2CO3 = ZnCO3 + Na2SO4;
4) CaO + 2HNO3 = Ca(NO3)2 + h3O.
2.Уравнение реакции Изменение степени окисления окислителя
A) 2Nh4 + 2Na = 2NaNh3 + Н2 1) -1 → 0
Б) h3S + 2Na = Na2S + h3 2) 0 → — 1
B) 4Nh4 + 6NO = 5N2 + 6Н20 3) +2→ 0
Г) 2h3S + 302 = 2S02 + 2Н20 4) + 1 → 0
5) +4 → +2
6) 0→ -2
3.Установите соответствие между уравнением реакции и вещества, являющегося восстановителем в данной реакции
Уравнение реакции Восстановитель
A) NO + N02 + h30 = 2HN02 1) N02
Б) SO2 + 2h3S = 3S + 2h30 2) h3S
B) Br2 + S02 + 2h30 = 2HBr + h3SO4 3) Br2
Г) 2КI + Вr2 = 2КВг + I2 4) S02
5) NO
6) KI
4.Расставьте коэффициенты методом электронного баланса:
S02 + Н20 + NаIO3 → Н2S04 + NаI
Коэффициент перед формулой восстановителя равен:
1) 3;
2) 4;
3) 2;
4) 5
5.Вещество проявляет окислительно — восстановительные свойства, если атом, входящий в его состав, может:
1) только отдавать электроны;
2) только присоединять электроны;
3) проявлять промежуточную степень окисления;
4) иметь только постоянную степень окисления.
6.В реакции 2NO2 + h3O = HNO2 + HNO3
изменение степени окисления восстановителя соответствует схеме
1)-2 → 0 2)+4 → +5 3)+2 → +3 4)+4 → +3
7.В реакции, схема которой h3S + HClO → S + HCl + h3O,
восстановителем является 1)H+1 2)O-2 3)S-2 4)Cl+1
8.Элемент углерод является восстановителем в реакции
1)CO2 + CaO = CaCO3 2)2CO + O2 = 2CO2
3)2C + Ca = CaC2 4)CO2 + Na2O = Na2CO3
Тест по теме: «ОВР»
Вариант 2.
1. Какая из реакций, схемы которых приведены ниже, является окислительно-восстановительной:
1) ZnCl2 + h3S = ZnS + 2HCl
2) СаО + СО2 = СаСО3
3) 4HCl + MnO2 = Cl2 + MnCl2 + 2h3O
4) К2O + 2HCl = 2 КCl + h3O
2.Уравнение реакции Изменение степени окисления окислителя
A) 2Nh4 + 2Na = 2NaNh3 + Н2 1) -1 → 0
Б) h3S + 2Na = Na2S + h3 2) 0 → — 1
B) 4Nh4 + 6NO = 5N2 + 6Н20 3) +2→ 0
Г) 2h3S + 302 = 2S02 + 2Н20 4) + 1 → 0
5) +4 → +2
6) 0→ -2
3.Установите соответствие между уравнением реакции и вещества, являющегося восстановителем в данной реакции
Уравнение реакции Восстановитель
A) NO + N02 + h30 = 2HN02 1) N02
Б) SO2 + 2h3S = 3S + 2h30 2) h3S
B) Br2 + S02 + 2h30 = 2HBr + h3SO4 3) Br2
Г) 2КI + Вr2 = 2КВг + I2 4) S02
5) NO
6) KI
4. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса:
S + НNО3 → Н2SО4 + NO2 + h3O
Коэффициент перед формулой восстановителя равен:
1) 6; 2) 3; 3) 1; 4) 5.
5. Вещество проявляет только восстановительные свойства, если атом, входящий в его состав, может:
1) только отдавать электроны
2) только присоединять электроны
3) проявлять промежуточную степень окисления
4) иметь только постоянную степень окисления.
6.В реакции Cl2 + 2NaOH = NaClO + NaCl + h3O
изменение степени окисления окислителя соответствует схеме
1) 0 → -1 2)-2 → -1 3) 0 → +1 4)+1 → -1
7.В реакции, схема которой KNO3 + Nh5Cl → KCl + N2O + h3O,
окислителем является 1)К+1 2)N+5 3)H+1 4)N-3
8.Элемент азот является окислителем в реакции
1)2NO + C = N2 + CO2 2)2Nh4 + 3h3O2 = N2 + 6h3O
3)2Nh4 + h3S = (Nh5)2S 4)2HNO3 + СaO = Сa(NO3)2 + h3O
Контрольная работа на тему «Окислительно-восстановительные реакции» (9 класс)
Билет №1
Уравнять методом электронного баланса, указать окислитель и восстановитель в следующих реакциях:
Si + HNO3 + HF → H2SiF6 + NO +H2O
K2CrO4 + HCl → CrCl3 + Cl2 + KCl + H2O
Билет №2
Уравнять методом электронного баланса, указать окислитель и восстановитель в следующих реакциях:
Задание №1. B+ HNO3 + HF → HBF4 + NO2 + H2O
Задание №2. KI + KMnO4 + H2SO4 → I2 + MnSO4 + K2SO4 + H2O
Билет №3
Уравнять методом электронного баланса, указать окислитель и восстановитель в следующих реакциях:
Задание №1. K2Cr2O7 + HCl → Cl2 + KCl + CrCl3 + H2O
Задание №2. FeSO4 + KClO3 + KOH → K2FeO4 + KCl + K2SO4 + H2O
Билет №4
Уравнять методом электронного баланса, указать окислитель и восстановитель в следующих реакциях:
Задание №1. Cr2(SO4)3 + Br2 + NaOH → Na2CrO4 + NaBr + Na2SO4 + H2O
Задание №2. FeSO4 + KClO3 + H2SO4 → Fe2(SO4)3 + KCl + H2O
Билет №5
Уравнять методом электронного баланса, указать окислитель и восстановитель в следующих реакциях:
Задание №1. K2Cr2O7 + HI + H2SO4 → I2 + Cr2(SO4)3 + K2SO4 + H2O
Задание №2. NH3 + 8KMnO4 + 9KOH → KNO3 + 8K2MnO4 + 6H2O
Билет №6
Уравнять методом электронного баланса, указать окислитель и восстановитель в следующих реакциях:
Задание №1. H2S + HMnO4 → S + MnO2 + H2O
Задание №2. Cu + NaNO3 + H2SO4 → NO2 + CuSO4 + Na2SO4 + H2O
Билет №7
Уравнять методом электронного баланса, указать окислитель и восстановитель в следующих реакциях:
Задание №1. H2S + HClO3 → S + HCl + H2O
Задание №2. NaBrO3 + F2 + NaOH → NaF + NaBrO4 + H2O
Билет №8
Уравнять методом электронного баланса, указать окислитель и восстановитель в следующих реакциях:
Задание №1. NO + HClO4 + H2O → HNO3 + HCl
Задание №2. NaNO3 + Cu + H2SO4 → CuSO4 + Na2SO4 + NO2 + H2O
Билет №9
Уравнять методом электронного баланса, указать окислитель и восстановитель в следующих реакциях:
Задание №1. KMnO4 + H2S + H2SO4 → MnSO4 + S + K2SO4 + H2O
Задание №2. KNO2 + KMnO4 + HCl → KNO3 + MnCl2 + KCl + H2O
Билет №10
Уравнять методом электронного баланса, указать окислитель и восстановитель в следующих реакциях:
Задание №1. KMnO4 + KBr + H2SO4 → MnSO4 + Br2 + K2SO4 + H2O
Задание №2. KClO3 + CrCl3 + KOH → K2CrO4 + KCl + H2O
Тематическая контрольная работа по теме: Окислительно-восстановительные реакции. 9 класс
Тематическая контрольная работа по теме: Окислительно-восстановительные реакции. 9 класс.
Вариант 1.
Задание на «3»
1. Из предложенных реакций выберите ОВР. Расставить коэффициенты методом электронного баланса в реакциях ОВР. Укажите окислитель и восстановитель.
а) Al + O2 = Al2O3
б) СаО + Н2О = Са(ОН)2
в) Na + N2= Na3N
г) КОН+ НNO3 = KNO3 + H2O
д) Hg + HNO3 (конц.) =Hg(NO3)2 + NO2 + H2O
2. Дайте определение понятию окислительно-восстановительные реакции.
Задание на «4»
1. Из предложенных реакций выберите ОВР. Расставить коэффициенты методом электронного баланса в реакциях ОВР. Укажите окислитель и восстановитель. Для остальных реакций составьте полные и сокращенные ионные уравнения.
а) NH3 + O2 = N2 + H2O
б) КОН + Н2SO4= К2SO4 + H2O
в) НNO3(конц.) + C = NO2 +CO2 + H2O
г) Zn + H2SO4(конц) = ? + S + H2O
д) СаО + НNO3 = ? +?
2. Дайте определение понятиям окислитель, восстановление.
Задание на «5»
1. Допишите уравнения химических реакций. Расставить коэффициенты методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель:
а) Н2S + O2 ( избыток) = ? + ?
б) Ba + H2SO4(конц) = ? + Н2S + ?
в) KMnO4 + Na2SO3 + H2SO4 = Na2SO4 + MnSO4 + K2SO4 + H2O
2. Ответьте на вопросы:
а) Как можно определить высшую степень окисления для элементов неметаллов в ПСХЭ?
б) Чем может быть элемент, находящийся в высшей степени окисления?
3. Решите задачу.
Определите объем выделившегося аммиака, если в реакцию вступило 2,4г магния с разбавленной азотной кислотой.
Вариант 2.
Задание на «3»
1. Из предложенных реакций выберите ОВР. Расставить коэффициенты методом электронного баланса в реакциях ОВР. Укажите окислитель и восстановитель.
а) СО2+ Н2О = Н2СО3
б) Р + O2 = Р2O5
в) Na + S= Na2S
г) Hg + H2SO4 (конц.) = HgSO4 + SO2 + H2O
д) ВаО + Н2О = Ва(ОН)2
2. Дайте определение понятию окислительно-восстановительные реакции.
Задание на «4»
1. Из предложенных реакций выберите ОВР. Расставить коэффициенты методом электронного баланса в реакциях ОВР. Укажите окислитель и восстановитель. Для остальных реакций составьте полные и сокращенные ионные уравнения.
а) NH3 + O2 = NO + H2O
б) Na2O + H3PO4 = Na3PO4 + H2O
в) C +Н2SO4 (конц.) = SO2+ CO2+H2O
г) Ва(ОН)2 + НNO3 = ? + ?
д) Cа + HNO3(разб.) = ? + NO + H2O
2. Дайте определение понятиям восстановитель, окисление.
Задание на «5»
1. Допишите уравнения химических реакций. Расставить коэффициенты методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель:
а) Н2S + O2 ( недостаток) = ? + ?
б) Na + HNO3 (конц.) = ? + NH4NO3 + ?
в) KMnO4 + HI + H2SO4 = I2 + MnSO4 + K2SO4 + H2O
2. Ответьте на вопросы:
а) Как можно определить низшую степень окисления для элементов неметаллов в ПСХЭ?
б) Чем может быть элемент, находящийся в низшей степени окисления?
3. Решите задачу.
Определите массу цинка, вступившего в реакцию с концентрированной серной кислотой, если в ходе реакции образовалось 2, 24 л (н.у.) сероводорода.
Методическая разработка по химии (8 класс): Проверочная работа по теме: «ОВР» 8 класс
Проверочная работа по теме: «ОВР»
1 вариант
Задание: Методом электронного баланса подобрать коэффициенты к уравнению реакции. Указать окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления.
HNO3 + h3S = h3SO4 + NO + h3O.
Проверочная работа по теме: «ОВР»
2 вариант
Задание: Методом электронного баланса подобрать коэффициенты к уравнению реакции. Указать окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления.
KNO3 = KNO2 + O2.
Проверочная работа по теме: «ОВР»
3 вариант
Задание: Методом электронного баланса подобрать коэффициенты к уравнению реакции. Указать окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления.
Mg+ N2 = Mg3N2;
Проверочная работа по теме: «ОВР»
4 вариант
Задание: Методом электронного баланса подобрать коэффициенты к уравнению реакции. Указать окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления.
KClO3 = KCl + O2.
Проверочная работа по теме: «ОВР»
5 вариант
Задание: Методом электронного баланса подобрать коэффициенты к уравнению реакции. Указать окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления.
KMnO4 + KNO2 + h3SO4 = K2SO4 + MnSO4 + KNO3 + h3O
Проверочная работа по теме: «ОВР»
6 вариант
Задание: Методом электронного баланса подобрать коэффициенты к уравнению реакции. Указать окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления.
Zn + h3SO4(конц) = ZnSO4 + SO2 + h3O
Проверочная работа по теме: «ОВР»
7 вариант
Задание: Методом электронного баланса подобрать коэффициенты к уравнению реакции. Указать окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления.
Fe2O3 + CO = Fe + CO2
Проверочная работа по теме: «ОВР»
8 вариант
Задание: Методом электронного баланса подобрать коэффициенты к уравнению реакции. Указать окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления.
h3S + SO2 = S + h3O
Проверочная работа по теме: «ОВР»
9 вариант
Задание: Методом электронного баланса подобрать коэффициенты к уравнению реакции. Указать окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления.
HCl + MnO2 = Cl2 + MnCl2 + h3O
Проверочная работа по теме: «ОВР»
10 вариант
Задание: Методом электронного баланса подобрать коэффициенты к уравнению реакции. Указать окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления.
Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu
Проверочная работа по теме: «ОВР»
11 вариант
Задание: Методом электронного баланса подобрать коэффициенты к уравнению реакции. Указать окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления.
K + h3O = KOH + h3
Проверочная работа по теме: «ОВР»
12 вариант
Задание: Методом электронного баланса подобрать коэффициенты к уравнению реакции. Указать окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления.
СuS + HNO3(разбавленная) = Cu(NO3)2 + S + NO + h3O
Проверочная работа по теме: «ОВР»
13 вариант
Задание: Методом электронного баланса подобрать коэффициенты к уравнению реакции. Указать окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления.
Al + HNO3 = Al(NO3)3 + Nh5NO3 + h3O
Проверочная работа по теме: «ОВР»
14 вариант
Задание: Методом электронного баланса подобрать коэффициенты к уравнению реакции. Указать окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления.
Al + Cr2O3 = Al2O3 + Cr
«Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции»
Тематическая контрольная работа «в формате ФГОС»
Предметные результаты:1. Задания, выявляющие обязательный уровень владения предметными знаниями темы
1.В реакции, схема которой KNO3 + Nh5Cl → KCl + N2O + h3O,
окислителем является
1)К+12)N+5 3)H+1 4)N-3
2. Элемент углерод является восстановителем в реакции
1)CO2 + CaO = CaCO3 2)2CO + O2 = 2CO2
3)2C + Ca = CaC2 4)CO2 + Na2O = Na2CO3
Метапредметные результаты
2. Задания, выявляющее уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий (УУД)
на предметном материале данной темы
Составьте уравнения в соответствии со схемой:
Li → Li2O→ LiOH
3. Задание, выявляющее уровень коммуникативных УУД на предметном материале данной темы
Сформулируйте определение.
Метод электронного баланса —
4. Задание, выявляющее способность решать компетентностные задачи /уровень регулятивныхУУД на предметном материале данной темы
Дано уравнение. Необходимо установить и записать последовательность действий при решении уравнения. Объяснить.
S + NaOH → Na2SO3 + Na2S + h3O
Укажите окислитель и восстановитель.
Ответы (В28, к/р4)
2
В28
4Li + O2 = 2Li2O
Li2O + h3O = 2LiOH
один из методов уравнивания окислительно-восстановительных реакций (ОВР).Заключается в том чтобы на основании степеней окисления расставить коэффициенты в ОВР.
3S+6NaOH—>2Na2S+Na2SO3+3h3O
S +2e- => S(-2) , коэффициент 2, окислитель
S -4e- = > S(+4) восстановитель
окислительно-восстановительных реакций — материалы исследования для IIT JEE
Редокс-реакции
Химическая реакция — это процесс, который приводит к превращению одного набора химических веществ в другие вещества.
Классически химические реакции включают в себя изменения, которые строго связаны с движением электронов в образовании и разрыве химических связей.
Концепция переноса электрона может легко объяснить окислительно-восстановительную реакцию в случае ионных веществ. Однако для ковалентных соединений реакции окисления и восстановления или окислительно-восстановительные реакции объясняются новым термином «степень окисления».
Термин окисление впервые был использован для обозначения добавления кислорода к элементу или соединению или удаления водорода из соединения. Восстановление означает добавление водорода к элементу или соединению или удаление кислорода из соединения. Такие определения были расширены, и в наши дни многие окислительно-восстановительные или окислительно-восстановительные реакции лучше всего интерпретируются с точки зрения переноса электронов.
Окисление определяется как потеря электронов химическим веществом (атомом, ионом или молекулой).
Уменьшение — это получение электронов химическим веществом (атомом, ионом или молекулой).
Окислитель, химическая разновидность, которая принимает электроны, таким образом, она является акцептором электронов.
Восстановитель — это химическое вещество, которое отдает электроны и, таким образом, действует как донор электронов.
Когда ионы Fe 2+ (водн.) Окисляются, они действуют как восстановители, а когда ионы Fe 3+ (водн.) Восстанавливаются, они действуют как окислители.В основном ;
Мы получим более глубокие знания о окислительно-восстановительных реакциях в следующих подтемах
Что такое окислительно-восстановительные реакции?
Окислительно-восстановительные реакции — это химические реакции, в которых одновременно происходят и окисление, и восстановление.
Окисление и восстановление идут рука об руку.
Вещество, которое подвергается восстановлению, называется окислителем, а вещество, которое подвергается окислению, называется восстановителем.Можно сказать, что вещество, которое вызывает окисление любого вещества в реакции, называется окислителем, а вещество, вызывающее восстановление, называется восстановителем.
Ни восстановление, ни окисление не происходят сами по себе. Оба они происходят одновременно. Поскольку обе эти реакции должны происходить одновременно, их часто называют «окислительно-восстановительными реакциями». Часть окислительно-восстановительной реакции окислительно-восстановительной, включая количество приобретенных или потерянных электронов, может быть определена с помощью полуреакции
.
Посмотрите это видео, чтобы получить дополнительную информацию
Типы окислительно-восстановительных реакций
Редокс-реакции делятся на два основных типа.
(i) Межмолекулярные окислительно-восстановительные реакции:
В таких окислительно-восстановительных реакциях одна молекула реагента окисляется, тогда как молекула другого реагента восстанавливается.
(ii) Внутримолекулярные окислительно-восстановительные реакции:
Один атом молекулы окисляется, а другой атом той же молекулы восстанавливается, тогда происходит внутримолекулярная окислительно-восстановительная реакция.
|
Используемые основные термины
Молекулярные уравнения
Когда реагент и продукты, участвующие в химическом изменении, записываются в химической форме в молекулярной форме, это называется молекулярным уравнением.
Пример: MnO 2 + 4HCl → MnCl 2 + 2H 2 O + Cl 2
В приведенном выше примере реагент и продукты были записаны в молекулярных формах, таким образом, это молекулярное уравнение.
Ионное уравнение
Когда реагент и продукты, участвующие в химическом изменении, являются ионными соединениями, они будут присутствовать в растворе в форме ионов. Химическое изменение записано в ионной форме в химическом уравнении, которое называется ионным уравнением.
Пример: MnO 2 + 4H + + 4Cl — → Mn 2+ + 2Cl — + 2H 2 O + Cl 2
В приведенном выше примере реагент и продукты были записаны в ионной форме, поэтому уравнение называется ионным уравнением.
Правила написания ионных уравнений:
Все растворимые ионные соединения, участвующие в химических изменениях, выражаются ионными символами, а ковалентные вещества записываются в молекулярной форме. H 2 O, NH 3 , NO 2 , NO, SO 2 , CO, CO 2 и т. Д. Выражаются в молекулярной форме.
Ионное соединение, которое является очень нерастворимым, выражается в молекулярной форме.
Общие и равные по количеству ионы с обеих сторон, т. Е. Ионы-наблюдатели, аннулируются.
Помимо атомов, ионные заряды также должны быть сбалансированы с обеих сторон.
Ионы-наблюдатели
Виды, которые присутствуют в растворе, но не принимают участие в реакции и которые также не учитываются при написании чистого ионного уравнения, называются ионами-наблюдателями или ионами-свидетелями.
Zn + 2H + + 2Cl — → Zn 2+ + 2Cl — + H 2
В этой реакции ионы опускаются и называются ионами-наблюдателями и появляются как на стороне реагента, так и на стороне продукта ».
Окислитель
Вещество (атом, ионы или молекулы), которое приобретает электроны и тем самым восстанавливается до состояния с низкой валентностью, называется окислителем.
Восстановитель
Вещество, которое теряет электроны и свою валентность, окисляется, таким образом, до более высокого валентного состояния, называется восстановителем.
Вопрос 1: Какое из следующих утверждений относительно окислительно-восстановительных реакций неверно?
а. Окисление — это процесс потери электронов химическим веществом (атомом, ионом или молекулой).
г. Восстановление — это процесс приобретения электронов атомом, ионом или молекулой.
г. Восстановитель — это восстановитель
г. Восстановитель отдает электроны;
Вопрос 2: Какое из следующих правил, которые следует соблюдать при написании ионных уравнений, является неправильным?
а.Все растворимые ионные соединения, участвующие в химических изменениях, выражаются ионными символами, а ковалентные вещества записываются в молекулярной форме. H 2 O, NH 3 , NO 2 , NO, SO 2 , CO, CO 2 и т. Д. Выражаются в молекулярной форме.
г. Ионное соединение, которое является очень нерастворимым, выражается в молекулярной форме.
г. На стороне продукта написаны общие и равные по количеству ионы.
г.Помимо атомов, ионные заряды также должны быть сбалансированы с обеих сторон.
Вопрос 3: Какое из следующих уравнений не является окислительно-восстановительной реакцией?
а. Fe 2+ → Fe 3+ + e —
г. MnO 2 + 4HCl → MnCl 2 + 2H 2 O + Cl 2
г. Zn + 2H + + 2Cl — → Zn 2+ + 2Cl — + H 2
г.MnO 2 + 4H + + 4Cl — → Mn 2+ + 2Cl — + 2H 2 O + Cl 2
Вопрос 4: В реакции MnO 2 + 4HCl → MnCl 2 + 2H 2 O + Cl 2
Какой из следующих видов действует как восстановитель?
а. МнО 2
г. HCl
г. Класс —
г. Ни один из выше
Связанные ресурсы
Чтобы узнать больше, купите учебные материалы по окислительно-восстановительным реакциям, включая примечания к исследованию, примечания к пересмотру, видеолекции, решенные вопросы за предыдущий год и т. Д.Также поищите здесь дополнительные учебные материалы по химии.
Особенности курса
- 731 Видеолекции
- Примечания к редакции
- Документы за предыдущий год
- Интеллектуальная карта
- Планировщик исследования
- Решения NCERT
- Обсуждение Форум
- Контрольная бумага с видео-решением
.
Написание ионных уравнений для окислительно-восстановительных реакций
Разработка электронных полууравнений и их использование для построения ионных уравнений
В приведенном выше примере мы получили электронные полууравнения, начав с ионного уравнения и извлекая из него отдельные полуреакции. Это все делает совсем не так!
На самом деле, вы почти всегда начинаете с электронных полууравнений и используете их для построения ионного уравнения.
Пример 1: Взаимодействие между ионами хлора и железа (II)
Газообразный хлор окисляет ионы железа (II) до ионов железа (III). При этом хлор восстанавливается до хлорид-ионов.
Вы должны это знать, иначе экзаменатор вам скажет. При построении уравнений есть довольно много того, над чем вы можете работать по ходу дела, но вам нужно с чего начать!
Вы начинаете с того, что записываете то, что знаете для каждой из полуреакций.В случае с хлором вы знаете, что хлор (в виде молекул) превращается в ионы хлорида:
Первое, что нужно сделать, это уравновесить атомы, которые у вас есть, насколько это возможно:
ВСЕГДА проверяйте баланс существующих атомов, прежде чем делать что-либо еще. Если вы забудете это сделать, все остальное, что вы сделаете после, будет пустой тратой времени!
Теперь вам нужно добавить что-то к полууравнению, чтобы оно полностью сбалансировалось.
Все, что вам разрешено добавлять:
В случае с хлором все, что не соответствует существующему уравнению, которое мы разработали до сих пор, — это то, что заряды не уравновешиваются. Левая часть уравнения не имеет заряда, но правая часть несет 2 отрицательных заряда.
Это легко исправить, добавив два электрона в левую часть. Окончательная версия полуреакции:
Теперь повторите это для ионов железа (II). Вы знаете (или вам сказали), что они окисляются до ионов железа (III).Запишите это:
Атомы уравновешиваются, а заряды — нет. Справа 3 положительных заряда, а слева только 2.
Вам нужно уменьшить количество положительных зарядов в правой части. Это легко сделать, добавив к этой стороне электрон:
Объединение полуреакций в ионное уравнение реакции
На данный момент у нас есть следующее:
Очевидно, что реакция железа должна произойти дважды для каждой вступающей в реакцию молекулы хлора.Учтите это, а затем сложите два полууравнения.
Но не останавливайтесь на достигнутом !! Убедитесь, что все уравновешивается — атомы и заряды. Очень легко сделать мелкие ошибки, особенно если вы пытаетесь умножить и сложить более сложные уравнения.
Вы заметите, что я не удосужился включить электроны в добавленную версию. Если подумать, на каждой стороне окончательного уравнения обязательно должны быть одинаковые числа, и поэтому они будут сокращаться.Если вас это не устраивает, запишите их, а потом вычеркните!
Пример 2: Взаимодействие между пероксидом водорода и манганат-ионами (VII)
Первый пример был простой частью химии, с которой вы, возможно, столкнулись. Техника также подходит для более сложной (и, возможно, незнакомой) химии.
Ионы манганата (VII), MnO 4 — , окисляют пероксид водорода H 2 O 2 до газообразного кислорода.Реакцию проводят с раствором манганата (VII) калия и раствором перекиси водорода, подкисленным разбавленной серной кислотой.
В ходе реакции ионы манганата (VII) восстанавливаются до ионов марганца (II).
Начнем с полууравнения перекиси водорода. Что мы знаем:
Кислород уже сбалансирован. А как насчет водорода?
Все, что вы можете добавить к этому уравнению, — это воду, ионы водорода и электроны. Если вы добавите воду для обеспечения дополнительных атомов водорода, необходимых для правой стороны, вы снова испортите кислород — это, очевидно, неправильно!
Добавьте два иона водорода в правую часть.
Теперь все, что вам нужно сделать, это сбалансировать расходы. Вам нужно будет добавить 2 электрона с правой стороны, чтобы сделать общий заряд с обеих сторон равным нулю.
Теперь для полууравнения манганата (VII):
Вы знаете (или вам сказали), что ионы манганата (VII) превращаются в ионы марганца (II). Запишите это.
Марганец уравновешен, но вам нужно четыре атома кислорода с правой стороны. Они могут поступать только из воды — это единственное кислородсодержащее вещество, которое вы можете записать в одно из этих уравнений в кислотных условиях.
Таким образом, мы ввели водород. Чтобы уравновесить их, вам понадобится 8 ионов водорода с левой стороны.
Теперь, когда все атомы уравновешены, все, что вам нужно сделать, это уравновесить заряды. На данный момент слева есть чистые 7+ зарядов (1- и 8+), но только 2+ справа. Добавьте 5 электронов в левую часть, чтобы уменьшить 7+ до 2+.
Это типичная разновидность полууравнения, которую вам нужно будет решить.Последовательность обычно:
Уравновесить атомы, кроме кислорода и водорода.
Сбалансируйте кислород, добавив молекулы воды.
Уравновесить водород, добавив ионы водорода.
Уравновесить заряды, добавив электроны.
Объединение полуреакций для получения ионного уравнения реакции
Мы создали два полууравнения:
Вы должны перемножить уравнения так, чтобы в обоих участвовало одинаковое количество электронов.В этом случае все будет хорошо, если вы перенесете 10 электронов.
Но на этот раз вы еще не закончили. Во время проверки балансировки вы должны заметить, что ионы водорода присутствуют с обеих сторон уравнения:
Вы можете упростить это, вычтя по 10 ионов водорода с обеих сторон, чтобы оставить окончательную версию ионного уравнения — но не забудьте проверить баланс атомов и зарядов!
Вы часто обнаруживаете, что ионы водорода или молекулы воды появляются по обе стороны ионного уравнения в сложных случаях, построенных таким образом.Всегда проверяйте, а затем, по возможности, упрощайте.
Пример 3: Окисление этанола подкисленным дихроматом калия (VI)
Этот метод также можно использовать в примерах, связанных с органическими химическими веществами. Раствор дихромата (VI) калия, подкисленный разбавленной серной кислотой, используется для окисления этанола, CH 3 CH 2 OH, до этановой кислоты, CH 3 COOH.
Окислителем является ион дихромата (VI), Cr 2 O 7 2- .Он восстанавливается до ионов хрома (III), Cr 3+ .
Сначала мы сделаем полууравнение этанола и этановой кислоты. Используя те же этапы, что и раньше, начните с записи того, что вы знаете:
Сбалансируйте кислород, добавив в левую часть молекулу воды:
Добавьте ионы водорода в правую часть, чтобы уравновесить атомы водорода:
И, наконец, уравновесите заряды, добавив 4 электрона с правой стороны, чтобы получить общий нулевой заряд с каждой стороны:
Полуравнение дихромата (VI) содержит ловушку, в которую попадает множество людей!
Начните с того, что запишите то, что вы знаете:
На этом этапе люди часто забывают уравновесить хром.Если вы этого не сделаете, вы обречены получить неправильный ответ в конце процесса! Когда вы приходите к уравновешиванию зарядов, вам придется записать неправильное количество электронов — это означает, что ваши множители будут неправильными, когда вы придете к сложению полууравнений. . . Пустая трата времени!
Теперь уравновесите атомы кислорода, добавив молекулы воды. . .
. . . и водород за счет добавления ионов водорода:
Теперь все, что нужно сбалансировать, — это заряды.Добавьте 6 электронов в левую часть, чтобы получилось 6+ с каждой стороны.
Объединение полуреакций в ионное уравнение реакции
На данный момент у нас есть:
Какие множители для уравнений на этот раз? Самый простой способ решить эту проблему — найти наименьшее количество электронов, на которое разделятся 4 и 6 — в данном случае 12. Это означает, что вы можете умножить одно уравнение на 3, а другое на 2.
.РЕДОКС-РЕАКЦИИ МЕЖДУ ГАЛИД-ИОНАМИ И КОНЦЕНТРИРОВАННОЙ СЕРНОЙ КИСЛОТОЙ Эта страница описывает и объясняет окислительно-восстановительные реакции с участием галогенид-ионов и концентрированной серной кислоты. Эти реакции используются для обсуждения тенденции к снижению способности ионов при переходе от фторида к хлориду, от бромида к йодиду. Факты Есть два различных типа реакции, которые могут происходить, когда концентрированная серная кислота добавляется к твердому ионному галогениду, такому как фторид, хлорид, бромид или йодид натрия.Концентрированная серная кислота может действовать как кислота и как окислитель. Концентрированная серная кислота, действующая как кислота Концентрированная серная кислота отдает ион водорода галогенид-иону с образованием галогенида водорода. Поскольку это газ, он немедленно уходит из системы. Если галогенид водорода попадает во влажный воздух, вы видите пар. Например, концентрированная серная кислота реагирует с твердым хлоридом натрия на холоде с образованием хлористого водорода и гидросульфата натрия. Все галогенид-ионы (фторид, хлорид, бромид и йодид) ведут себя одинаково. | ||||||||||||||||||||||||||||
Примечание: Эти реакции образования галогенидов водорода описаны на отдельной странице. Если вы хотите узнать о них больше, перейдите по этой ссылке и нажмите кнопку НАЗАД в браузере, чтобы вернуться на эту страницу. | ||||||||||||||||||||||||||||
Концентрированная серная кислота, действующая как окислитель С ионами фтора или хлорида Концентрированная серная кислота не является достаточно сильным окислителем для окисления ионов фтора или хлорида.В таких случаях все, что вы получаете, — это пары галогенида водорода — фтороводорода или хлористого водорода. Вы можете взглянуть на это иначе — с точки зрения галогенид-ионов. Ионы фтора и хлора недостаточно сильные восстановители, чтобы восстановить серную кислоту. Как ни крути, все, что вы видите, — это галогенид водорода! Но это не так с бромидами и йодидами. С бромид-ионами Бромид-ионы являются достаточно сильными восстановителями для восстановления концентрированной серной кислоты.При этом ионы бромида окисляются до брома. Бромид-ионы восстанавливают серную кислоту до диоксида серы. Это уменьшение степени окисления серы с +6 в серной кислоте до +4 в диоксиде серы. Вы можете объединить эти два полууравнения, чтобы получить общее ионное уравнение для реакции: | ||||||||||||||||||||||||||||
Примечание: Если вы не уверены в окислительно-восстановительных реакциях, уравнениях электронной половины и состояниях окисления, вам действительно следует перейти по этой ссылке, прежде чем идти дальше. | ||||||||||||||||||||||||||||
То, что вы видите в этой реакции, — это пар бромистого водорода, загрязненный коричневым цветом паров брома. Диоксид серы — это бесцветный газ, поэтому вы не можете непосредственно наблюдать его присутствие. С иодид-ионами Иодид-ионы являются более сильными восстановителями, чем бромид-ионы. Они окисляются до йода концентрированной серной кислотой. Восстановление серной кислоты сложнее, чем раньше.Иодид-ионы являются достаточно мощными восстановителями, чтобы восстановить его
Наиболее важным из этой смеси продуктов восстановления, вероятно, является сероводород. Полуравнение для его образования: Объединение этих двух последних полууравнений дает: | ||||||||||||||||||||||||||||
Важно! Не пытайтесь запомнить это уравнение — шансы, что оно вам когда-нибудь понадобится на экзамене, очень мала.Узнайте, как составить электронные полууравнения и объединить их, чтобы получить общее уравнение. Немного времени на приобретение этого навыка сэкономит вам много бессмысленного обучения. | ||||||||||||||||||||||||||||
На этот раз вы видите следы паров йодистого водорода, но в основном йода. Реакция является экзотермической, поэтому образуются пурпурные пары йода и, вероятно, темно-серый твердый йод, конденсирующийся вокруг верха пробирки. Также будут красные цвета там, где йод контактирует с твердым йодидом. Красный цвет обусловлен ионом I 3 — , образованным в результате реакции между молекулами I 2 и ионами I — . Вы не увидите бесцветный сероводород, но можете почувствовать его запах «тухлых яиц», если будете достаточно глупы, чтобы почувствовать выделяющиеся сильно ядовитые газы! Краткое изложение тенденции снижения способности
Объяснение тенденции Чрезмерно упрощенное объяснение Это работает (и даже тогда не очень хорошо!), Если вы игнорируете фторид-ионы.Аргумент такой: Когда галогенид-ион действует как восстановитель, он отдает электроны чему-то другому. Это означает, что сам галогенид-ион должен терять электроны. Чем больше галогенид-ион, тем дальше внешние электроны от ядра и тем больше они экранированы от него внутренними электронами. Поэтому галогенид-ионам становится легче терять электроны по мере того, как вы спускаетесь по группе, потому что между внешними электронами и ядром меньше притяжения. Звучит убедительно, но рассказывает только часть истории. Нам нужно более подробно рассмотреть энергетику изменений. | ||||||||||||||||||||||||||||
Важно! Вам действительно нужно выяснить, какое (если есть) объяснение ваши экзаменаторы ожидают от вас. Если их схемы выставления оценок (или то, как они формулируют свои вопросы) предполагают, что им нужно это упрощенное объяснение, тогда вам придется дать им это. Остальная часть этой страницы будет довольно сложной.Стоит выяснить, нужно ли вам, , знать об этом. (Хотя чем ближе вы к истине, тем приятнее становится!) UK Студенты уровня A ‘должны изучить свои учебные программы, прошлые экзаменационные работы, схемы оценок и любые другие вспомогательные материалы, доступные в их экзаменационной комиссии. Если у вас ничего из этого нет, вы можете найти веб-адрес своей экзаменационной комиссии, перейдя по этой ссылке. Студенты из других стран должны найти эквивалентную информацию из своих источников. | ||||||||||||||||||||||||||||
Более подробное объяснение Посмотрите, как изменяется энтальпия от галогена к галогену Нам нужно сравнить количество тепла, выделяемого или поглощаемого при преобразовании твердого галогенида (например, хлорида натрия) в молекулы галогена. На примере хлорида натрия:
Внимательно посмотрите на диаграмму, чтобы увидеть, как все это сочетается: | ||||||||||||||||||||||||||||
Примечание: Термин «энтальпия решетки», используемый здесь, следует более точно описывать как «энтальпия диссоциации решетки». Если вы не уверены в энергетических циклах и их логике (закон Гесса), вы можете изучить раздел «Энергетика» в Chemguide или мою книгу расчетов по химии. | ||||||||||||||||||||||||||||
Что нам нужно сделать, так это рассчитать изменение энтальпии, показанное зеленой стрелкой на диаграмме для каждого из галогенов, чтобы мы могли провести сравнение.Диаграмма показывает, что общее изменение с участием галогенид-ионов является эндотермическим — зеленая стрелка указывает вверх в сторону более высокой энергии. Это — не полное изменение энтальпии для всей реакции. Тепло выделяется, когда происходят изменения, связанные с серной кислотой. Это будет одинаково независимо от того, о каком галогене вы говорите. Общее изменение энтальпии будет суммой изменений энтальпии для полуреакции галогенид-иона и полуреакции серной кислоты. В таблице показаны изменения энергии, которые варьируются от галогена к галогену. Мы предполагаем, что вы начнете с твердого галогенида натрия . Значения энтальпии решетки для других твердых галогенидов будут другими, но картина все равно останется той же.
| ||||||||||||||||||||||||||||
Примечание: Вероятно, в этих цифрах есть ошибка.Они поступают из разных источников — одни надежнее других! | ||||||||||||||||||||||||||||
Общее изменение энтальпии для полуреакции галогенида: Посмотрите на последний столбец цифр. Обратите внимание, что сумма этих изменений энтальпии становится менее эндотермической по мере того, как вы спускаетесь по группе. Это означает, что полное изменение (включая серную кислоту) станет легче по мере того, как вы спускаетесь по группе. Количество тепла, выделяемого половинной реакцией с участием серной кислоты, должно быть достаточно большим, чтобы сделать возможными реакции с бромидом или йодидом, но не достаточно, чтобы компенсировать более положительные значения, производимые полуреакциями фтора и хлорида . Я не знаю, какова реальная ценность полуреакции серной кислоты с образованием диоксида серы, но она должна быть примерно -980 кДж / моль -1 . Попробуйте объединить это значение с общими значениями в таблице, чтобы увидеть, что происходит с общим изменением энтальпии реакции для каждого галогена. Изучение изменений в различных показателях энергии Какие отдельные энергетические термины в таблице являются наиболее важными для того, чтобы сделать полуреакцию галогена менее эндотермической при спуске по группе? Хлор в йод Если рассматривать галогены от хлора до иода, то больше всего упала энтальпия решетки.Она снижается на 87 кДж / моль -1 . Напротив, тепло, необходимое для удаления электрона, упало всего на 54 кДж / моль -1 . Оба эти члена имеют значение, но падение энтальпии решетки является более важным. Он падает, потому что ионы становятся больше. Это означает, что они не так близки друг к другу, и поэтому притяжение между положительными и отрицательными ионами в твердой решетке становится меньше. Упрощенное объяснение, о котором мы упоминали ранее, концентрируется на менее важном уменьшении количества энергии, необходимой для удаления электрона из иона.Это заблуждение! Фтор Ионы фтора очень трудно окисляются до фтора. Таблица показывает, что это не имеет ничего общего с количеством энергии, необходимой для удаления электрона из фторид-иона. На самом деле легче, , удалить электрон из фторид-иона, чем из хлорид-иона. В этом случае делать обобщение, что электрон становится легче удалить по мере увеличения иона, просто неправильно! Ионы фтора настолько малы, что электроны испытывают необычное отталкивание друг от друга.Это перевешивает эффект их близости к ядру и упрощает их удаление, чем вы могли ожидать. Есть две важные причины, по которым фторид-ионы так трудно окисляются. Во-первых, это сравнительно очень высокая энтальпия решетки твердого фторида. Это связано с небольшим размером фторид-иона, что означает, что положительные и отрицательные ионы расположены очень близко друг к другу и так сильно притягиваются друг к другу. Другой фактор — небольшое количество тепла, которое выделяется, когда атомы фтора объединяются, образуя молекулы фтора.(Прокрутите назад и снова посмотрите на таблицу.) Это происходит из-за низкой энтальпии связи F-F. Причина такой низкой энтальпии связи обсуждается на отдельной странице. | ||||||||||||||||||||||||||||
Примечание: Если вы не читали об этом в последнее время, вы найдете его на странице об атомных и физических свойствах галогенов | ||||||||||||||||||||||||||||
Что, если бы ионы галогенидов находились в растворе, а не в твердом теле? Мы сосредоточились на энергетике процесса, начиная с твердых галогенид-ионов, потому что это то, что вы используете, если пытаетесь окислить их с помощью концентрированной серной кислоты.А как насчет их окисления в растворе с помощью другого окислителя? Тенденция точно такая же. Ионы фтора окисляются с трудом, и по мере того, как вы спускаетесь вниз по группе в сторону йодид-ионов, становится легче. С другой стороны, ионы фтора не являются хорошими восстановителями, в отличие от ионов йода. На этот раз объяснение должно начинаться с гидратированных ионов в растворе, а не с твердых ионов. В некотором смысле это уже было сделано на другой странице. Фтор — очень мощный окислитель, потому что он очень легко образует отрицательный ион в растворе.Значит, обратить процесс вспять будет энергетически сложно. Напротив, по энергетическим причинам, которые вы найдете выше, йод относительно неохотно образует свой отрицательный ион в растворе. Это означает, что его будет относительно легко убедить снова вернуться к молекулам йода. | ||||||||||||||||||||||||||||
Примечание: Вы найдете подробное описание окислительной способности галогенов, перейдя по этой ссылке. Поскольку теперь вы будете думать об обратном процессах, описанных на этой странице, вам придется изменить знак всех исследуемых энергетических изменений.Если бы я был на вашем месте, я бы не стал следить за этим, если для этого нет какой-то веской причины! | ||||||||||||||||||||||||||||
В меню группы 7. . . В меню «Неорганическая химия». . . В главное меню. . . © Джим Кларк, 2002 (изменено в июне 2015 г.) |
Определения окисления и восстановления (редокс)
Это, пожалуй, наиболее важное использование терминов окисление и восстановление на уровне A ‘.
Определения
Очень важно помнить эти определения. Есть очень простой способ сделать это. Если вы помните, что вы говорите о переносе электрона:
Простой пример
Уравнение показывает простую окислительно-восстановительную реакцию, которая, очевидно, может быть описана в терминах переноса кислорода.
Оксид меди (II) и оксид магния являются ионными. Металлы явно нет. Если вы перепишете это как ионное уравнение, окажется, что ионы оксида являются ионами-наблюдателями, и у вас останется:
Последний комментарий по окислителям и восстановителям
Если вы посмотрите на уравнение выше, магний восстанавливает ионы меди (II), отдавая им электроны для нейтрализации заряда. Магний — восстановитель.
Если смотреть с другой стороны, ионы меди (II) удаляют электроны из магния, чтобы создать ионы магния. Ионы меди (II) действуют как окислитель.
Внимание!
Это потенциально очень сбивает с толку, если вы попытаетесь узнать, что означают окисление и восстановление с точки зрения переноса электронов, а также выучить определения окислителей и восстановителей в тех же терминах.
Лично я бы порекомендовал вам поработать, если вам это нужно.Аргумент (идущий в вашей голове) был бы таким, если бы вы хотели знать, например, что окислитель делает с точки зрения электронов:
Окислитель окисляет что-то еще.
Окисление — потеря электронов (OIL RIG).
Это означает, что окислитель забирает электроны у другого вещества.
Значит, окислитель должен получать электроны.
Или это можно было бы придумать так:
Окислитель окисляет что-то еще.
Это означает, что окислитель необходимо восстанавливать.
Снижение прироста электронов (OIL RIG).
Значит, окислитель должен получать электроны.
Понимание намного безопаснее бездумного обучения!
.