Контрольная работа по теме лексика фразеология лексикография: Контрольная работа по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Лексика. Фразеология. Лексикография»

Контрольная работа по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Лексика. Фразеология. Лексикография»

Контрольная работа.

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

Лексика. Фразеология. Лексикография

Вариант 1

1.Укажите ошибочное суждение.

1)В слове ДВОРЦУ все согласные звуки имеют пару по мягкости.

2)В слове ПОДВИГ последний звук – [к].

3)В слове МАЯ четыре звука.

4)В слове ШКОЛЬНИКОВ мягкость согласного [л’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

2.В каком слове звуков больше, чем букв?

1)обращаясь 2)известные 3)узнавая 4)Лицейского

3. В каком ряду сочетаний слов все прилагательные употреблены в переносном значении?

1. Жгучий взгляд, пустая голова, серебряная ложка, откровенный разговор

2. Колкий характер, ледяной взгляд, холодный прием, жесткий диван

3.

Дикая музыка, седые облака, сердитая зима, золотой ребенок

4. Тяжелая ноша, сонные березки, душистый мед, весеннее настроение

4. Найдите ряд словосочетаний, в котором выделенные курсивом слова являются омонимами. Объясните свой выбор.

а) коренной житель — коренной вопрос;

б) человек худой — характер худой;

в) больной заснул — больной ребенок.

5. Какое из устаревших слов является архаизмом?

А) крепостник Б) перст В) кольчуга Г) конка

6. Какое слово является неологизмом?

А) колхоз Б) челобитная В) спутник Г) файл

А) лисий след Б) кухонный нож В) корабельный кок Г) морская вода

7. Какой фразеологизм имеет значение «разглашать внутренние раздоры»?

А) мерить на свой аршин В) выносить сор из избы

Б) мутить воду Г) пускать пыль в глаза

8. Какое из устаревших слов является историзмом?

А) чело Б) ветрило В) очи Г) армяк

9. Дайте определение терминам, приведите примеры:

Омонимы —

Синонимы — _

10. Подберите антонимы к данному слову. Например: свежая газета – вчерашняя газета; свежая рубаха — грязная рубаха.

грубый материал__________________________________________________________________________

грубый голос — _

грубый человек — _

11. Спишите, раскрывая скобки.

  1. Люди простодушные принимают (желаемое, желательное) за действительное.

  2. Автор брошюры не приводит никаких (обоснований, оснований) для своих выводов.

  3. Несколько раз в течение суток по радио производится (поверка, проверка) времени.

  4. В толковых словарях даются различного рода стилистические (пометы, пометки).

  5. Предложенное в статье решение кажется (проблемным, проблематичным).

  6. С героем фильма постоянно происходят какие-то (романтичные, романтические) истории.

  7. Пол почти во всех комнатах был (глинистый, глиняный).

  8. Идеалом счастья Обломов считал (сытую, сытную) жизнь.

12. Подобрать вторую часть фразеологизма и записать его.

1. Невзирая на ______________

2.Два сапога______________

3.Буря в ______________

4.Топтаться на________________

5.Кусать____________

6.Зарубить себе ________________

13. Составьте словосочетания с приведенными ниже словами-паронимами.

Абонент – абонемент, косный — костный, глиняный — глинистый.

14. Прочитайте текст. Подберите синонимы (3 – 4) к слову физиономия. Запишите их.

Лицо его было бы приятным, если бы не глаза, сами по себе небольшие и невыразительные, но близко один от другого поставленные, так что их разделяла всего только одна тонкая косточка носа. Словом, физиономия эта имела в себе что-то резко птичье, что поражало.

15. Выполните фонетический разбор слова шампиньон

Контрольная работа

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

Лексика. Фразеология. Лексикография

Вариант 2

1.Укажите ошибочное суждение.

1)В слове ЧАЮ два слога.

2)В слове ПАСТУШАТ все согласные звуки глухие.

3)В слове РУШНИК все согласные звуки имеют пару по твёрдости – мягкости.

4)В слове ЛЁНЯ буква Ё обозначает один звук.

2.В каком слове звуков больше, чем букв?

1) мёртвым 2)обращаясь 3)свиданию 4)допытываясь

3. В каком ряду сочетаний слов все прилагательные употреблены в переносном значении?

1. Шелковые косы, горячее желание, изумрудная трава, дорогой сервиз

2. Сердитая зима, золотая монета, мягкий пух, железный занавес

3. Тяжелое чувство, северное сияние, крохотный росток, трусливый зайчишка

4. Холодная усмешка, стальная воля, хрупкая девушка, медвежья услуга

4. Найдите ряд словосочетаний, в котором выделенные курсивом слова являются омонимами. Объясните свой выбор.

а) спутник Марса — спутник в дороге;

б) пачка папирос — пачка балерины;

в) звезда эстрады — звезда на небе.

5. Какое из устаревших слов является архаизмом?

А) оброк Б) боярин В) кольчуга Г) глас

6. Какое слово является неологизмом?

А) обоз Б) сканер В) космос Г) теплоход

7. В каком словосочетании есть профессионализм?

А) орфоэпические нормы Б) сладкое печенье В) заячьи следы Г) гранитная набережная

8. Какое из устаревших слов является историзмом?

А) чело Б) ветрило В) очи Г) барщина

9. Дайте определение терминам, приведите примеры:

Паронимы — _

Антонимы —

10.  Подберите антонимы к данному слову.

Например: свежая газета – вчерашняя газета; свежая рубаха — грязная рубаха.

густой лес —

густой чай — _

густой голос —

11. Спишите, раскрывая скобки.

  1. Работа написана простым языком, сразу уясняется (сущность, существо) вопроса.

  2. Паровоз, натужено дыша, протащился  по платформе, состав (стал, встал.)

  3. Студенческая молодежь у нас (предоставлена, представлена) самой себе.

  4. В работах художников и скульпторов (отображается, отражается) труд, быт и  отдых забайкальцев.

  5. Впечатлений много, но главное – это исключительно (дружественное, дружеское)  отношение к нам французов.

  6. У билетной кассы предъявляли свои (командировочные, командированные)  удостоверения.

  7. Мне кажется, что я припоминаю (лицо, личность)  этого человека.

  8. На мебели были  (надеты, одеты) чехлы.

12. Подобрать вторую часть фразеологизма и записать его.  

1.Как две капли ______________

2.Сулить золотые_____________

3.Еле-еле душа_____________

4.На сон______________

5.Голод не _______________

6.Рожденный ползать______________

13. Составьте словосочетания с приведенными ниже словами-паронимами

.

Желанный – желательный, гордость – гордыня, эстетический – эстетичный.

14. Прочитайте текст. Подберите синонимы (3 – 4) к слову невыразительный. Запишите их.

Лицо его было бы приятным, если бы не глаза, сами по себе небольшие и невыразительные, но близко один от другого поставленные, так что их разделяла всего только одна тонкая косточка носа. Словом, физиономия эта имела в себе что-то резко птичье, что поражало.

15. Выполните фонетический разбор слова пенечек

Контрольная работа по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия.

Лексика.

Фразеология. Лексикография»

Цели: проверить знания, умения и навыки по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия.

Лексика. Фразеология. Лексикография»; развивать навыки работы с тестами.

Планируемые результаты: владение навыками , умениями применять полученные знания на практике, объяснять языковые явления, работать с тестами.

Ход урока

І.Организационный момент

ІІ. Работа по теме урока

Тестовая работа

Вариант 1

1.Укажите ошибочное суждение.

1)В слове ДВОРЦУ все согласные звуки имеют пару по мягкости.

2)В слове ПОДВИГ последний звук – [к].

3)В слове МАЯ четыре звука.

4)В слове ШКОЛЬНИКОВ мягкость согласного [л’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

2.В каком слове звуков больше, чем букв?

1)обращаясь 2)известные 3)узнавая 4)Лицейского

3. В каком ряду сочетаний слов все прилагательные употреблены в переносном значении?

1. Жгучий взгляд, пустая голова, серебряная ложка, откровенный разговор

2. Колкий характер, ледяной взгляд, холодный прием, жесткий диван

3. Дикая музыка, седые облака, сердитая зима, золотой ребенок

4. Тяжелая ноша, сонные березки, душистый мед, весеннее настроение

4. Найдите ряд словосочетаний, в котором выделенные курсивом слова являются омонимами. Объясните свой выбор.

а) коренной житель — коренной вопрос;

б) человек худой — характер худой;

в) больной заснул — больной ребенок.

5. Какое из устаревших слов является архаизмом?

А) крепостник Б) перст В) кольчуга Г) конка

6. Какое слово является неологизмом?

А) колхоз Б) челобитная В) спутник Г) файл

А) лисий след Б) кухонный нож В) корабельный кок Г) морская вода

7. Какой фразеологизм имеет значение «разглашать внутренние раздоры»?

А) мерить на свой аршин В) выносить сор из избы

Б) мутить воду Г) пускать пыль в глаза

8. Какое из устаревших слов является историзмом?

А) чело Б) ветрило В) очи Г) армяк

9. Дайте определение терминам, приведите примеры:

Омонимы —

Синонимы — _

10. Подберите антонимы к данному слову. Например: свежая газета – вчерашняя газета; свежая рубаха — грязная рубаха.

грубый материал__________________________________________________________________________

грубый голос — _

грубый человек — _

11. Спишите, раскрывая скобки.

  1. Люди простодушные принимают (желаемое, желательное) за действительное.

  2. Автор брошюры не приводит никаких (обоснований, оснований) для своих выводов.

  3. Несколько раз в течение суток по радио производится (поверка, проверка) времени.

  4. В толковых словарях даются различного рода стилистические (пометы, пометки).

  5. Предложенное в статье решение кажется (проблемным, проблематичным).

  6. С героем фильма постоянно происходят какие-то (романтичные, романтические) истории.

  7. Пол почти во всех комнатах был (глинистый, глиняный).

  8. Идеалом счастья Обломов считал (сытую, сытную) жизнь.

12. Подобрать вторую часть фразеологизма и записать его.

1. Невзирая на ______________

2.Два сапога______________

3.Буря в ______________

4.Топтаться на________________

5.Кусать____________

6.Зарубить себе ________________

13. Составьте словосочетания с приведенными ниже словами-паронимами.

Абонент – абонемент, косный — костный, глиняный — глинистый.

14. Прочитайте текст. Подберите синонимы (3 – 4) к слову физиономия. Запишите их.

Лицо его было бы приятным, если бы не глаза, сами по себе небольшие и невыразительные, но близко один от другого поставленные, так что их разделяла всего только одна тонкая косточка носа. Словом, физиономия эта имела в себе что-то резко птичье, что поражало.

15. Выполните фонетический разбор слова шампиньон

Вариант 2

1.Укажите ошибочное суждение.

1)В слове ЧАЮ два слога.

2)В слове ПАСТУШАТ все согласные звуки глухие.

3)В слове РУШНИК все согласные звуки имеют пару по твёрдости – мягкости.

4)В слове ЛЁНЯ буква Ё обозначает один звук.

2.В каком слове звуков больше, чем букв?

1) мёртвым 2)обращаясь 3)свиданию 4)допытываясь

3. В каком ряду сочетаний слов все прилагательные употреблены в переносном значении?

1. Шелковые косы, горячее желание, изумрудная трава, дорогой сервиз

2. Сердитая зима, золотая монета, мягкий пух, железный занавес

3. Тяжелое чувство, северное сияние, крохотный росток, трусливый зайчишка

4. Холодная усмешка, стальная воля, хрупкая девушка, медвежья услуга

4. Найдите ряд словосочетаний, в котором выделенные курсивом слова являются омонимами. Объясните свой выбор.

а) спутник Марса — спутник в дороге;

б) пачка папирос — пачка балерины;

в) звезда эстрады — звезда на небе.

5. Какое из устаревших слов является архаизмом?

А) оброк Б) боярин В) кольчуга Г) глас

6. Какое слово является неологизмом?

А) обоз Б) сканер В) космос Г) теплоход

7. В каком словосочетании есть профессионализм?

А) орфоэпические нормы Б) сладкое печенье В) заячьи следы Г) гранитная набережная

8. Какое из устаревших слов является историзмом?

А) чело Б) ветрило В) очи Г) барщина

9. Дайте определение терминам, приведите примеры:

Паронимы — _

Антонимы —

10.  Подберите антонимы к данному слову. Например: свежая газета – вчерашняя газета; свежая рубаха — грязная рубаха.

густой лес —

густой чай — _

густой голос —

11. Спишите, раскрывая скобки.

  1. Работа написана простым языком, сразу уясняется (сущность, существо) вопроса.

  2. Паровоз, натужено дыша, протащился  по платформе, состав (стал, встал.)

  3. Студенческая молодежь у нас (предоставлена, представлена) самой себе.

  4. В работах художников и скульпторов (отображается, отражается) труд, быт и  отдых забайкальцев.

  5. Впечатлений много, но главное – это исключительно (дружественное, дружеское)  отношение к нам французов.

  6. У билетной кассы предъявляли свои (командировочные, командированные)  удостоверения.

  7. Мне кажется, что я припоминаю (лицо, личность)  этого человека.

  8. На мебели были  (надеты, одеты) чехлы.

12. Подобрать вторую часть фразеологизма и записать его. 

1.Как две капли ______________

2.Сулить золотые_____________

3.Еле-еле душа_____________

4.На сон______________

5.Голод не _______________

6.Рожденный ползать______________

13. Составьте словосочетания с приведенными ниже словами-паронимами.

Желанный – желательный, гордость – гордыня, эстетический – эстетичный.

14. Прочитайте текст. Подберите синонимы (3 – 4) к слову невыразительный. Запишите их.

Лицо его было бы приятным, если бы не глаза, сами по себе небольшие и невыразительные, но близко один от другого поставленные, так что их разделяла всего только одна тонкая косточка носа. Словом, физиономия эта имела в себе что-то резко птичье, что поражало.

15. Выполните фонетический разбор слова пенечек

III. Подведение итогов урока

Какие задания вызвали у вас затруднения?

Домашнее задание

Контрольная работа по русскому языку на тему «Лексикология.Фразеология» (9 класс)

Контрольная работа по теме «Лексикология.Фразеология»

Вариант 1

  1. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но имеющие различные значения, называются

а) синонимами; б) омонимами; в) паронимами.

2. Среди данных примеров укажите омофоны:

а) три сестры, три к носу; б) корма судна, заготовлять корма; в) стог- сток.

3. С данным словами составьте и запишите несколько омонимических словосочетаний.

Печь (сущ.) – печь (глаг.), лечу (лететь) – лечу (лечить), мой (местоим.) – мой (глаг).

4.Укажите паронимы:

а) злой – злостный, б) друг – товарищ, в) бал – балл.

5. Укажите сферу употребления официально-делового стиля

а) художественная литература, б) делопроизводство; в) общественно-политическая жизнь.

6. Выпишите слова, которые характерны для официально-делового стиля.

Зелёный лист, доступ к информации, лёгкий шелест, принимая во внимание, опекун, девичья коса, условие обучения, принимать участие, бить баклуши, летать в облаках, облоно.

7.Укажите ряд слов, которые не характерны для делового стиля

а) извещение, сообщение; б) эпоха, эра, век; в) масса, обилие, уйма.

8. Отредактируйте и запишите в исправленном варианте выписку врача-хирурга.

В течение последних двух суток отмечается улучшение состояния больного: он стал самостоятельно поворачивать голову, двигать руками, протягивать ноги.

9. Укажите какой фразеологизм свойствен официально-деловому стилю:

а) информационная война, б) воспрянуть духом; в) принять к сведению.

10. Выпишите фразеологизмы, которые употребляются в официально-деловом стиле.

Добрый молодец, электрическая цепь, отбился от рук, регистрация брака, вековые традиции, эстафета поколений, внести свой вклад, материальная помощь.

11. Какой знак препинания несвойствен официально-деловому стилю

а) двоеточие, б) точка с запятой, в) восклицательный знак.

12. Устраните недочёты в предложениях. Запишите исправленный вариант.

Участники похода приняли меры по уточнению маршрута. Наличие современных учебников играет большую роль в деле изучения русского языка. В сочинении по литературе имели место стилистические и речевые ошибки.

Контрольная работа по теме «Лексикология.Фразеология»

Вариант 2

  1. Слова, имеющие словообразовательное и звуковое сходство, называются

а) синонимами; б) омонимами; в) паронимами.

2. Среди данных примеров укажите омоформы:

а) три сестры, три к носу; б) корма судна, заготовлять корма; в) стог- сток.

3. С данным словами составьте и запишите несколько омонимических словосочетаний.

Печь (сущ.) – печь (глаг.), лечу (лететь) – лечу (лечить), мой (местоим.) – мой (глаг).

4.Укажите паронимы:

а) зелёный лист – лист бумаги, б) продать-предать, в) бал – балл.

5. Укажите жанры официально-делового стиля

а) рассказ, б) доклад; в)телевидение.

6. Выпишите слова, которые характерны для официально-делового стиля.

Зелёный лист, доступ к информации, лёгкий шелест, принимая во внимание, опекун, девичья коса, условие обучения, принимать участие, бить баклуши, летать в облаках, облоно.

7.Укажите ряд слов, которые не характерны для делового стиля

а) брак, порок; б) препятствовать, затруднять; в) извещение, сообщение.

8. Отредактируйте и запишите в исправленном варианте предложения.

Мои успехи за первый семестр оставляли желать лучшего. В порядке оказания помощи я дал Сидорову списать домашнюю работу.

9. Укажите какой фразеологизм свойствен официально-деловому стилю:

а) информационная война, б) установленный порядок; в) бить баклуши.

10. Выпишите фразеологизмы, которые употребляются в официально-деловом стиле.

Лексика спорта, в связи с указанием, отбился от рук, носить воду решетом, вековые традиции, обвинительный приговор, внести свой вклад, красна девица.

11. Укажите словосочетание, в котором нет ошибки:

а) генеральский директор, б) генеральные погоны, в) генеральский чин.

12. Устраните недочёты в предложениях. Запишите исправленный вариант.

Участники похода приняли меры по уточнению маршрута. Наличие современных учебников играет большую роль в деле изучения русского языка. В сочинении по литературе имели место стилистические и речевые ошибки.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2 ПО ТЕМЕ «ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ» (ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ) — Лексикология фразеология уроки — ВСЕ УРОКИ УКРАИНСКОГО ЯЗЫКА в 6 классе i семестр — 2014 год

Лексикология фразеология уроки

УРОК № 30. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2 ПО ТЕМЕ «ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ» (ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ)

Цель:

  • учебная: проверить знания учеников по лексике и фразеологии;
  • развивающая: развивать умение школьников выполнять тестовые задания; логическое мышление; речевые навыки; работать самостоятельно.
  • воспитательная: воспитывать любовь к языку.

Внутрішньопредметні связи: орфография, пунктуация.

Межпредметные связи: выполнения тестовых заданий (формирование ключевой компетенции).

Тип урока: урок проверки знаний и навыков учащихся.

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
  2. МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА

Ознакомление с критериями оценивания тестовых заданий закрытой и открытой формы. Проведение инструктажа по их выполнению.

III. ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

И вариант

► Задания 1-8 имеют по три варианта ответа, среди которых только один правильный. Нужно выбрать правильный вариант ответа.

  1. Лексикология изучает:

А слова как части речи;

Б лексическое значение и употребление слов;

В грамматическое значение слов и словозміну.

  1. Диалектные слова — это:

А слова, которые понимают и принимают все;

Бы слова, употребление которых ограничено определенной местностью;

В слова, которые используют люди определенных профессий.

  1. Устаревшие слова — это:

А слова, которые перешли в русский из других языков;

Бы слова, которые используют люди определенных профессий;

В слова, которые вышли из активного употребления.

  1. Устойчивые сочетания слов, которые по смыслу равны одному слову,— это:

А фразеологизмы;

Бы диалектизмы;

В неологизмы.

  1. Собственно украинские слова записаны в строке:

А душа, солнце, река, небо;

Бы мать, отец, брат, общность;

В аист, мечта, вскользь, плес.

  1. Неологизмы перечисленные в строке:

А почтамт, ситро, хоровод, интернат;

Бы мобильник, факс, хит, диджей, субсидия;

В гулять, слоняться, слоняться.

  1. Диалектные слова входят в состав синонимического строки:

А хороший, красивый;

Бы полосатый, басаманистий;

В тропа, дорожка.

  1. Слова-термины приняты в строке:

А суффикс, наречие;

Бы концерт, звезда;

В языкознание, зеркало.

► Задание 9 предусматривает установление соответствия. К каждой строке, обозначенного буквой, нужно подобрать соответствующий термин, обозначенный цифрой.

  1. Установите соответствие между фразеологізмом и его толкованием:

А хоть с лица воду пей

1 иметь опыт

Бы как снег на голову

2 стесняться

В пяти показывать

3 красивый

Г съесть зубы

4 бежать

 

5 неожиданно

II вариант

► Задания 1-8 имеют по три варианта ответа, среди которых только один правильный. Нужно выбрать правильный вариант ответа.

  1. Лексическое значение слова объясняется:

А в орфографических словарях;

Бы в толковых словарях;

В фразеологических словарях.

  1. Научные понятия обозначаются:

А диалектизмами;

Бы неологизмами;

В терминами.

  1. Неологизмы — это слова:

А которые вышли из активного употребления;

Бы которые недавно появились в языке;

В которыми пользуются жители определенной местности.

  1. Фразеология изучает:

А лексическое значение и употребление слов;

Б лексическое значение и употребление устойчивых сочетаний слов;

В лексическое значение и употребление научных терминов.

  1. Фразеологізмом есть такое словосочетание:

А побить носа;

Бы побить тарелки;

В побить горшки.

  1. Профессиональные слова записаны в строке:

А рекрут, княгиня, перст;

Бы стенокардия, хирургия, инъекция;

В рука, разговор, дверь.

  1. Диалектные слова входят в состав синонимического ряда:

А дядя, дядя;

Бы приятный, вежливый;

В горизонт, горизонт.

  1. Слова-термины употреблены в строке:

А языкознание, зеркало;

Бы префикс, дефис;

В звезда, концерт.

► Задание 9 предусматривает установление соответствия. К каждой строке, обозначенного буквой, нужно подобрать соответствующий термин, обозначенный цифрой.

  1. Установите соответствие между фразеологізмом и его толкованием:

А дать деру

1 отказать

Бы десятая вода на киселе

2 восхвалять

В дать тыквы

3 бежать

Г петь дифирамбы

4 много

   

5 дальняя родня

     
  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
  2. Сбор тетрадей
  3. Рефлексия
  • Какие задания были сложными? Почему? С какими заданиями справились легко?
  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

► Индивидуальное задание с повторения изученного.

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ

Оценивания контрольного теста

Тип задачи

Задания закрытой формы

с выбором одного правильного ответа

на установление соответствия

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Вариант 1

бы

бы

в

а

в

бы

бы

а

А-3 , Б-5, В-4, Г-1

Вариант 2

бы

в

бы

бы

в

бы

а

бы

А-3, Б-5, В-1, Г-2

Количество баллов

1

1

1

1

1

1

1

1

4

Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология», 5 класс. — Русский язык 5 класс — 5 класс

Контрольная работа на тему «Лексика и фразеология»,

УМК С.И. Львовой

5 класс

1.Вставь пропущенные буквы и подчеркни слова, для правильного  написания которых необходимо знать их лексическое значение.

 Посв…тить стихотворение, посв…тить фонариком, пос…деть у ручейка, пос..дели в.волосы, разр…дить обстановку, разр..дить м..рковь на грядке, пом..рить платье, пом..рить подруг.

2.Подберите к устаревшим словам из левого столбика синонимы из правого столбика, например,  рамена — плечи.                

Очи, чело, ланиты, уста, перст, длань, *  Щёки, глаза, губы, лоб , говорит

баталия, глаголет, брадобрей                  * палец, бритва ,парикмахер, ладонь

3. «Четвёртое лишнее (найдите устаревшее слово)

Обувь : кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки

Одежда : пальто, плащ, шуба, кафтан

Игры : шашки, бирюльки,  шахматы, лото .

4.Из толковый словарика выпишите  два примера омонимов , составьте с каждым словосочетание, чтобы явно было лексическое значение слова.

5.Выпишите из словаря по одному слову:

1 вариант  заимствованное                        2 вариант  диалектное

                   устаревшее                                                профессиональное

6.Определите слово по его лексическому значению.

Заранее намеченный путь следования —

Мысленно вообразить себе что-нибудь —

Очень большой —

Жёлтый с красноватым оттенком —

Знаки для обозначения звуков —

Слова, употребляемые жителями одной местности —

Слова, употребляемые людьми определенной профессии —

Слова, которые вышли из употребления-

7.Замените фразеологизмы синонимами.

1 вариант: задрать нос, спустя рукава, точить лясы, закрыть рот на замок

    2 вариант: водить за нос, засучив рукава, прикусить язык, класть зубы на полку

8.Перепишите, заменив отдельные слова фразеологическими оборотами. (Одно задание для двух вариантов)

Петя плохо работал. Дома он тоже ничего не делал. За уроки брался неохотно. Получив плохие оценки, Петя печально шел домой. Надо было усердно приниматься за работу.

9.Выпишите 2 метафоры, 2 –олицетворения, 2- эпитета.

(Одно задание для двух вариантов)

1.Сады, убранные сухим золотом, почти не роняли его на дорожки и горели во всей красоте.(К.Паустовский). 2.В саду горит костёр рябины красной. (С.Есенин).3. Ходят волны по реке, жёлтые, свинцовые. (С.Есенин).4.Изба-старуха челюстью порога//:жует пахучий мякиш тишины

10.Подберите  синонимы к каждому слову.

1 вариант: Счастье, правда, жара

2 вариант: Друг, мощный, мрак

11.Составьте 2 словосочетания так, чтобы в одном слово было употреблено в прямом значении, в другом – в переносном.

1 вариант – золото (золотой)                          2 вариант – серебро (серебряный)

Контрольная работа по русскому языку в 10 классе «Лексика, фразеология, лексикография»


Контрольная работа
в 10 классе
по теме
«Лексика. Фразеология. Лексикография»
Медиаурок.
Цель:
1. Контроль усвоения навыков по теме «Лексика. Фразеология. Лексикография».
2. Подготовка к ЕГЭ.
Задачи:
1.Развитие логического мышления учащихся.
2. Отработка навыков оптимального распределения времени на выполнение заданий различного типа.
3.Воспитание интереса к изучению русского языка через использование компьютерных технологий.
4.Формирование навыков самостоятельной работы, самопроверки и самооценки учебного труда.
Оборудование: компьютер, демонстрационный материал по теме «Лексика. Фразеология. Лексикография», рабочие листы.
Материалы к уроку:
1. О каком языковом явлении говорится в стихотворении:
                            Много разных есть ключей:
                            Ключ-родник среди камней,
                            Ключ скрипичный, завитой,
                            И обычный ключ дверной.

2. Найдите предложения, в которых допущена ошибка в употреблении выделенного слова. Укажите цифру, обозначающую номер выбранного предложения. Запишите предложения в исправленном виде.
Друзья были обескуражены ледяным приемом, который был оказан им в этом доме.
Из красочных веществ животного происхождения наиболее известны кармин и пурпур.
В качестве минеральной подкормки для сельскохозяйственных животных используется костная мука.
Есть вечные человеческие ценности, среди них – стремление к равенству и справедливости.
Собаки встретили путешественников злобным лаем.
Этот человек производит двойное впечатление.
Игорь одел на малыша свою джинсовую куртку, взял его на руки и бережно понес домой.
Великий поэт России сумел выразить в своих произведениях дух нашего непростого времени.
Ведущий информативной программы должен соблюдать нормы орфоэпии.
Читая серьезные книги, Ульяна, как человек очень глубокий, приобретала большой жизненный опыт, которым она щедро делилась с окружающими.

3. Какими частями речи является слово «путём»  в предложениях?
А) Почта была доставлена водным путём.
Б)  Разногласия были устранены путём переговоров.
В)   И слова-то путём не умеет молвить, а еще петербургский!

4. Подобрать вторую часть фразеологизма и записать его.
         
1. Невзирая на ______________
2.Два сапога______________
3.Буря в ______________
4.Топтаться на________________
5.Кусать____________
6.Не мудрствуя______________
7.Зарубить себе ________________
8.Как две капли ______________
9.Сулить золотые_____________
10.Еле-еле душа_____________
11.На сон______________
12.Голод не _______________
13.Рожденный ползать______________

5. По лексическому значению узнать слово и записать его. (Первые буквы искомых слов даны в скобках).
человек, который противится нововведениям  (К).
направление развития (Т).
система взглядов на природу и общество  (М).
синоним слова “народовластие” (Д).
антоним к слову “идентичный” (Р).
сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом (Б).
антоним к слову “лаконичный” (М).
освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах (Э).
синоним слова “первенство” (П).

6. По двум русским синонимам определить соответствующее им по смыслу слово иноязычного происхождения. Все искомые иноязычные слова начинаются на букву “К” и расположены в строгом алфавитном порядке.
Хлопотный, трудный 
Прихоть, причуда
Суть, сущность
Выразительны, своеобразный
Любезность, похвала
Уточнение, пояснение
Установление, утверждение
Отвратительный, страшный
Преклонение, почитание

7. Найдите синонимы и запишите соответствующие пары цифр.
1.Надежда 2. Оплот.3. Изумительный. 4. Лаконичный. 5. Колоссальный. 6. Любезность. 7. Неотъемлемый.
8. Лживый. 9. Грациозный. 10. Факультативный. 11. Краткий. 12. Обыватель. 13. Исполинский.
14. Необязательный. 15. Упование. 16. Неотделимый. 17. Изящный. 18. Мещанин. 19. Цитадель.
20. Комплимент. 21. Спокойный. 22. Мистический. 23. Восхитительный. 24. Сиять. 25. Альманах.
26. Блестеть. 27. Невозмутимый. 28. Неискренний. 29. Сборник. 30. Сверхъестественный.

8. Сгруппируйте парами антонимы и запишите соответствующие пары цифр.
1.Явный. 2. Активно. 3. Ничтожный. 4. Вечность. 5. Вперед. 6. Всегда. 7. Высоко. 8. Завышать. 9. Круто. 10. Твердый. 11. Нужда. 12. Подлинный. 13. Мгновение. 14. Пассивно. 15. Скрытый. 16. Великий. 17. Назад. 18. Никогда. 19. Занижать. 20. Полого. 21. Мягкий. 22. Достаток. 23. Поддельный. 24. Низко.

Контрольная работа в 10 классе по теме «Лексика. Фразеология. Лексикография»
Бланк ответов
Фамилия, имя учащегося ________________________________________________________________
Дата ________________________
1. Языковое явление: ______________________
2. Исправленные предложения: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Слово путём является
А) _______________________ Б) _______________________ В) _______________________
3. Фразеологизмы:
1. Невзирая на ______________
2.Два сапога______________
3.Буря в ______________
4.Топтаться на________________
5.Кусать____________
6.Не мудрствуя______________
7.Зарубить себе ________________
8.Как две капли ______________
9.Сулить золотые_____________
10.Еле-еле душа_____________
11.На сон__________________
12.Голод не _______________
13.Рожденный ползать_______________________
5.
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
6.
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
7. Пары синонимов:
__________________ __________________ ___________________
__________________ __________________ ___________________
__________________ ___________________ ___________________
__________________ ____________________ ____________________
__________________ ____________________ __________________

8. Пары антонимов:
__________________ ___________________ __________________ __________________ ___________________ __________________
__________________ ___________________ __________________ __________________ ___________________ __________________
Контрольная работа в 10 классе по теме «Лексика. Фразеология. Лексикография»
Ответы:
1. Омонимия. (1 балл)
2. (Максимум – 8 баллов)
2. Из красящих веществ животного происхождения наиболее известны кармин и пурпур. 6. Это человек производит двойственное впечатление.7. Игорь надел на малыша свою джинсовую куртку, взял его на руки и бережно понес домой. 9. Ведущий информационной программы должен соблюдать нормы орфоэпии.
3. (Максимум – 3 балла)
А) существительное Б) предлог В) наречие
4. (Максимум – 13 баллов)
Фразеологизмы:
1. Невзирая на лица
2. Два сапога пара
3. Буря в стакане
4. Топтаться на месте
5. Кусать локти
6. Не мудрствуя лукаво
7. Зарубить себе на носу
8. Как две капли воды
9. Сулить золотые горы
10. Еле-еле душа в теле
11. На сон грядущий
12. Голод не тётка
13. Рожденный ползать летать не может
5. (Максимум – 9 баллов)
Консерватор
Тенденция
Мировоззрение
Демократия
Различный
Баллада
Многословный
Эмансипация
Приоритет.
6. (Максимум – 9 баллов) Слова иноязычного происхождения:
Хлопотный, трудный  (канительный)
Прихоть, причуда (каприз).
Суть, сущность (квинтэссенция).
Выразительны, своеобразный (колоритный).
Любезность, похвала (комплимент).
Уточнение, пояснение (конкретизация).
Установление, утверждение (констатация).
Отвратительный, страшный (кошмарный).
Преклонение, почитание (культ).
7. (Максимум – 15 баллов) Пары синонимов:
1 – 15
2 – 19
3 -23
4 – 11
5 – 13
6 – 20
7 – 16
8 – 28
9 – 17
10 – 14
12 – 18
21 – 27
22 – 30
24 – 26
25 – 29
8. (Максимум – 12 баллов) Пары антонимов:

1 -15
2 -14
3 – 16
4 – 13
5 – 17
6 – 18
7 – 24
8 – 19
9 – 20
10 – 21
11 – 22
12 — 23
Максимум можно набрать 70 баллов.
Шкала перевода баллов в оценки
«2» «3» «4» «5»
0 — 34 35 — 48 49 — 62 63 — 70


ЛЕКСИКОГРАФИЯ

Теория и практика составления словарей называется лексикографией. История составления словарей для английского языка восходит к древнеанглийскому периоду, когда мы можем найти глоссы религиозных книг / подстрочные переводы с латыни на английский /. Обычные двуязычные словари начали появляться в

году.

15 век / англо-латинский, англо-французский, англо-немецкий /.

Первый одноязычный словарь, объясняющий сложные слова, появился в 1604 году, автором был Роберт Каудри, школьный учитель.Он составил свой словарь для школьников. В 1721 году английский ученый и писатель Натан Бейли опубликовал первый этимологический словарь, который объяснил происхождение английских слов. Это был первый научный словарь, он был составлен для филологов.

В 1775 году английский ученый составил знаменитый толковый словарь. Его автором был Сэмюэл Джонсон. Каждое слово в его словаре было проиллюстрировано примерами из английской литературы, значения слов были понятны из контекстов, в которых они использовались.. Словарь имел большой успех и повлиял на развитие лексикографии во всех странах. Словарь повлиял на нормализацию словарного запаса английского языка. Но в то же время это помогло сохранить английскую орфографию в ее консервативной форме.

В 1858 г. один из членов Английского филологического общества доктор Тренч поднял вопрос о составлении словаря, включающего все слова, существующие в языке.

филологическое общество приняло решение составить словарь, и работа началась.В сборе примеров приняли участие более тысячи человек, а 26 лет спустя, в 1884 году, был издан первый том. В нем были слова, начинающиеся с А и Б. Последний том был опубликован в 1928 году, то есть через 70 лет после принятия решения о его составлении. Словарь назывался НЭД и состоял из 12 томов.

В 1933 году словарь был переиздан под названием The Oxford English Dictionary, поскольку работа над словарем велась в Оксфорде. Этот словарь состоял из 13 томов.Поскольку словарь был очень большим и ужасно дорогим, ученые продолжили свою работу и составили более короткие издания словаря: «Краткий оксфордский словарь», состоящий из двух томов. В нем было столько же записей, но гораздо меньше литературных примеров. Они также составили Краткий Оксфордский словарь, состоящий из одного тома и включающий только современные слова и никаких примеров из литературы.

Американская лексикография начала развиваться намного позже, в конце 18 века.Самый известный словарь американского английского был составлен Ноа Вебстером. Он был активным государственным и общественным деятелем и опубликовал свой первый словарь в 1806 году. Он продолжил работу над словарем и в 1828 году опубликовал двухтомный словарь. Он попытался упростить английское написание и транскрипцию. Он ввел алфавитную систему транскрипции, в которой он использовал буквы и комбинации букв вместо знаков транскрипции. Он обозначал гласные в закрытых слогах соответствующими гласными, e.грамм. / а /, / е /, / я /, / о /, / у /. Он обозначал гласные в открытом слоге теми же буквами, но с тире над ними, например. / а /, / е /, / я /, / о /, / у /. Он обозначал гласные в позиции перед / r / как те же буквы с двумя точками над ними, например / a /, / o / и буквой e с двумя точками над ним для комбинаций er, ir, ur, поскольку они произносятся одинаково. Та же тенденция сохраняется и для других звуков: / u: / обозначается / oo /, / y / используется для звука / j / и т. Д.




Дата: 12.01.2015; просмотр: 1797


Лекция 11.Лексикография

Наброски

1. Лексикография как наука

2. Некоторые основных проблем лексикографии

3. Словари и энциклопедии

4. Классификация словарей

1. Лексикография как наука

Лексикография, теория и практика составления словарей, является важным область изучения.Лексикография тесно связан с лексикологией, оба имеют дело с одним и тем же проблемы — в форма, значение, использование и происхождение словарных единиц — а также используя достижения друг друга. С одной стороны, огромный материал, собранный в словарях, широко используется лингвисты в своих исследованиях. С другой стороны, принципы составление словарей всегда основано на лингвистических основах, и каждая отдельная запись оформляется в соответствии с текущим знания и открытия ученых в различных областях языка исследование.Подход компилятора к различным лексикологическим проблемам (такие как омонимия, идиоматические единицы и т. д.) всегда находят отражение в подбор и расположение материала.

Лексикография имеет общий объект изучения с лексикологией, оба описывают словарный запас языка. Существенная разница между двумя заключается в степени систематизации и полноты каждого из них умеет добиться. Лексикология направлена ​​на выявление систематизации характерные черты слов. Однако он не может требовать полнота в отношении самих единиц, поскольку количество эти единицы очень велики, систематизация и полнота могут не могут быть достигнуты одновременно.Область лексикографии, на с другой стороны, это семантическое, формальное и функциональное описание все отдельные слова. Словари нацелены на более или менее полную описание, но при этом не может достичь систематического лечения, поэтому что каждая словарная статья представляет собой как бы независимую проблема. Лексикологи сортируют и представляют свой материал в последовательности в зависимости от их взглядов на словарную систему, тогда как лексикографам приходится расставлять его чаще всего по чисто внешняя характеристика, а именно по алфавиту.

Идет не говоря уже о том, что ни одна из этих ветвей лингвистики не может успешно развиваться без друг друга, их отношения по сути, теория и практика работы с одними и теми же объектами реальности.

Есть две точки зрения на статус лексикографии.

1. Лексикография — это важный раздел прикладной лингвистики.

2. Лексикография — это самостоятельная научная дисциплина, а не подотрасль прикладной лингвистики, как главный объект изучения в лексикография — это словарь.

Преследование лексикографии делится на две смежные дисциплины:

1. Практическая лексикография — это искусство или ремесло составления, письма и редактирование словарей.

2. Теоретическая лексикография — это научная дисциплина анализа и описание семантических, синтагматических и парадигматических отношений в пределах лексики (словарного запаса) языка, разрабатывая теории компоненты словаря и структуры, связывающие данные в словари, потребности пользователей в информации в определенных типах ситуации, и как пользователи могут лучше всего получить доступ к данным, включенным в печатные и электронные словари.Иногда это называют «Металексикография».

Персона посвященный лексикографии называется лексикографом.

Генеральная лексикография фокусируется на разработке, составлении, использовании и оценке общих словарей, то есть словарей, дающих описание языка общего пользования. Такой словарь обычно называют общий словарь или словарь LGP (язык для общих целей). Специализированная лексикография фокусируется на разработке, составлении, использовании и оценка специализированных словарей, т. е.е. словари, которые посвящен (относительно ограниченному) набору лингвистических и фактических элементы одной или нескольких специализированных предметных областей, например законный лексикография. Такой словарь обычно называют специализированным. словарь или словарь LSP (язык для специальных целей).

Там есть некоторые разногласия по поводу определения лексикологии, в отличие от лексикография. Некоторые используют «лексикологию» как синоним теоретического лексикография; другие используют его для обозначения раздела лингвистики относящийся к инвентарю слов на определенном языке.

Фразеология

Фразеология появилась в области лексикологии и проходит процесс выделения как отдельная ветвь лингвистики. Причина ясна — лексикология занимается словами и их значениями, а фразеология изучает такие сочетания слов (фразеологизмы, фразеологизмы, идиомы), где значение всего словосочетания отличается от простой суммы буквальных значений слов, составляющих фразеологизм. F.e. «Голландский аукцион» — это не аукцион, проводимый в Нидерландах. Значение этого фразеологизма относится к любому аукциону, на котором цены не повышаются, а падают (сравните «голландский комфорт», «голландское мужество», «голландское угощение», отражающие сложные исторические факторы). Фразеологические единицы — это (по мнению проф. Кунина А.В.) устойчивые словесные группы с частично или полностью переданными значениями («пнуть ведро», «греческий дар», «пьяный до пьяного», «пьяный как скрипач (пьяный)». как господин, как вареная сова) »,« безумный, как шляпник (как маршевый заяц) »).

По словам Розмари Глэзер, фразеологизм — это лексикализованная, воспроизводимая билексемическая или поллексемическая группа слов в общем употреблении, которая имеет относительную синтаксическую и семантическую стабильность, может быть идиоматизирована, может иметь коннотации и может иметь выразительную или усиливающую функцию в тексте [Gläser 1998: 125].

История развития фразеологии

Габриэле Кнаппе дает краткий обзор истории фразеологии [Knappe 2004: 4]. Фразеология — это научный подход к языку, появившийся в двадцатом веке. Это началось, когда понятие «фразеологические выражения» вошло в российскую лексикологию и лексикографию в 1930-х и 1940-х годах и впоследствии получило развитие в бывшем Советском Союзе и других странах Восточной Европы. С конца 1960-х годов он утвердился в (восточной) немецкой лингвистике, но время от времени к нему также подходили и в английской лингвистике. Самые ранние английские адаптации фразеологии были сделаны Вайнрайхом (1969; в рамках подхода трансформационной грамматики), Арнольдом (1973) и Липкой (1974).В Великобритании, а также в других странах Западной Европы фразеология неуклонно развивалась на протяжении последних двадцати лет. Деятельность Европейского общества фразеологов (EUROPHRAS) и Европейской ассоциации лексикографии (EURALEX) с их регулярными собраниями и публикациями свидетельствует о большом европейском интересе к фразеологии. Что касается библиографических публикаций, то обширная библиография Иоахима Ленгерта (1998–1999) представляет собой перечень исследований фразеологии (в широком смысле) в романской филологии «с начала до 1997 года». Он состоит из 17 433 наименований. Библиографии последних исследований английского языка и общей фразеологии включены в Welte (1990) и специально собраны в Cowie / Howarth (1996), библиография которого воспроизводится и продолжается в Интернете и представляет собой богатый источник самых последних публикаций в этой области.

Библиография

* Altenberg, Bengt. О фразеологии разговорного английского: свидетельства повторяющихся словосочетаний // Фразеология. Эд. А. П. Кови. — Оксфорд: Clarendon Press.1998
* Альварес де ла Гранха, Мария (ред.). Фиксированные выражения в кросс-лингвистической перспективе. Многоязычный и мультидисциплинарный подход. — Гамбург: Verlag Dr. Kovac. 2008
* Амосова Н. Основы английской фразеологии. — Ленинград, 1963.
. * Арсентьева Э. Ф. Фразеология и фразеография в сопоставительном аспекте (на материале английского и русского языков). — Казань, 2006
* Коуи А.П. Фразеология: теория, анализ, приложения. — Оксфорд, 2001
* Черданцева Т. З. Язик И его образ: Очки по итальянской фразеологии. — Москва: URSS, 2007
* Gläser, Rosemarie. Стилистический потенциал фразеологизмов в свете жанрового анализа // Фразелогия. Эд. А. П. Кови. — Оксфорд: Clarendon Press. 1998
* Knappe, Gabriele. Идиомы и фиксированные выражения в изучении английского языка до 1800 г. — Питер Ланг, 2004 г.
* Кунин А.В. Основные понятия английской фразеологии как лингвистической дисциплины // Англо-русский фразеологический словарь. Изд 3-е, испр.В двух книгах. — Москва, 1967. — Т. 2 — С. 1233 — 1264
* Кунин А.В. Английская фразеология. — Москва, 1970
* Кунин А.В. Фразеология современного английского языка.– Москва, 1972
* Кунин А.В. Курс фразеологии современного английского языка. — 2-е изд. перераб. — Москва: Высшая школа, 1996
* Мокиенко В.М. Славянская фразеология. — Москва: Высшая школа, 1989
* Молотков А.И. Основы фразеологии русского языка. — Ленинград: Наука, 1977
* Назарян А.Г. Фразеология современного французского языка. — Москва, 1987.
. * Райхштейн А.Д. Сопоставительный анализ немецкой и русской фразеологии. — Москва: Высшая школа, 1980
* Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка. — Москва: Высшая школа, 1985.
* Солодухо, Э.М. Проблемы международной фразеоологии. — Казань, 1982
* Жуков В.П. Семантика фразеологических оборотов. — Москва: Просвещение, 1978

Внешние ссылки

* [ http: // www.euralex.org/bibweb/phrbibhe.htm Обширная библиография по фразеологии ]
* http://www.krugosvet.ru/articles/82/1008287/1008287a1.htm

Фонд Викимедиа. 2010.

PPT — ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ Лекция № 12 PowerPoint Presentation

  • ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕЛекция № 12 Григорьева М.

  • ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ФРАЗЕОЛОГИИ как отрасль • .Проблема терминологии • Определение фразеологизмов. Критерии для фразеологизмов • Три подхода к изучению фразеологизмов • Классификация фразеологизмов

  • Фразеология • это отрасль лингвистики • возникла в 1940-х годах • изучает фразеологизмы языка

  • Объект Фразеология • фразеологические единицы, • их природа, • способ функционирования в речи

  • Проблема терминологии • заданное выражение • идиома • заданная фраза • фиксированные группы слов • словарный эквивалент • фразеологизм

  • Фразеологические единицы • Фразеологические единицы — это группы слов, которые невозможно составить в процессе речи, они существуют в языке как готовые единицы (идиомы).• Они составлены в специальных словарях.

  • Фразеологические единицы • немотивированные группы слов • не могут быть свободно составлены в речи • воспроизводятся в виде готовых единиц • структурно стабильны • обладают стабильностью лексических компонентов • воспроизводятся как отдельные неизменяемые словосочетания

  • Критерии отличия групп свободных слов от фразеологических единиц • семантический критерий • структурный критерий • синтаксический критерий

  • свободных групп слов каждый значимый компонент обозначает отдельное понятие фразеологические единицы красного цветка передают единую концептуальную бюрократическую ленту Семантика критерий

  • Семантический критерий • Фразеологические единицы характеризуются разной степенью семантического изменения: • семантическое изменение может повлиять на всю группу слов («полное переданное значение»), чтобы кататься по тонкому льду, чтобы не терять душу

  • Семантический критерий 2.семантическое изменение может затронуть только один из компонентов группы слов («частично переданное значение»), чтобы влюбиться, светская беседа

  • свободные группы слов — компоненты могут быть изменены Грузовое судно / судно перевозит уголь к фразеологизму Ливерпуля / Манчестера — никакое слово не может быть заменено без нарушения смысла относить уголь к Ньюкаслу Структурный критерий: ограничение в замене

  • свободные группы слов — изменение может быть сделано, не затрагивая общего значения Большой корабль перевозит большой груз угля в порт Ливерпуль фразеологизмов — дополнительные компоненты не могут быть введены белый слон — НЕ большой белый слон Структурный критерий: введение дополнительных компонентов

  • свободных групп слов — красный цветок — фразеологизмы красных цветов, чтобы придраться к кому-л.НЕ искать недостатков в ком-л. Структурный критерий: грамматическая неизменность

  • Подходы к изучению фразеологических единиц • семантический • функциональный • контекстный

  • семантический подход • фразеологические единицы немотивированы (идиомность) • фразеологизмы противопоставляются полностью мотивированные словосочетания

  • Функциональный подход • фразеологические единицы — это определенные группы слов, функционирующие как эквиваленты слов • как слова они обладают структурной и семантической неразделимостью

  • Контекстный подход • фразеологические единицы используются в специфические контексты — неизменяемые, или «фиксированные» • неизменность — это стабильность лексических компонентов в семантической структуре

  • Phraseologi

  • Лексикология и лексикография

    1.1 Лексикология и лексикография
    И лексикология, и лексикография произошли от греческого труда lexiko (прилагательное от lexis, означающего «речь», или «способ говорить», или «слово»). Общее беспокойство из них обоих — «слово» или лексическая единица языка. Лексикология происходит от лексики «слово» плюс logos «обучение или наука», то есть наука о словах. Лексикография — это лексическое «слово» плюс граф «письмо», то есть написание слов. Этимологическое значение этих слов говорит само за себя об объеме этих ветвей. лингвистики.Лексикология — это наука об изучении слова, тогда как лексикография это написание слова в некоторой конкретной форме, то есть в форме словаря. Как мы увидим позже, лексикология и лексикография очень тесно связаны, скорее последняя напрямую зависит от первой и может быть названа прикладной лексикологией.

    Как Как уже отмечалось, и лексикология, и лексикография имеют общий предмет «слово». Сумма всех слов языка образует словарный запас или лексическую систему. языка.Слова языка подобны созвездиям звезд в небосвод. Каждое слово, хотя и имеет свою независимую сущность, связано с другие — как парадигматически, так и синтагматически. Парадигматические отношения основанный на взаимозависимости слов в лексической системе. Синтагматический отношения показывают отношение слов в образцах расположения. В другом слов словарь языка — это не хаос разнообразных явлений, а состоит из элементов, которые хотя и независимы, но каким-то образом связаны.Слово имеет особое значение, имеет определенную группу звуков и грамматическая функция. Как таковая, это семантическая, фонологическая и грамматическая единица. Лексикология изучает слово во всех этих аспектах, то есть закономерностях семантических отношений. слов, а также их фонологическое, морфологическое и контекстное поведение. Слова претерпевают постоянное изменение формы и значения, лексикология изучает словарный запас языка с точки зрения его происхождения, развития и текущего использования.Изучение взаимосвязь лексических единиц осуществляется через контрасты и сходства существующие между ними.

    Как слово не встречается изолированно, лексикология изучает его с его комбинационным возможности. Таким образом, в область лексикологии входит изучение фразеологизмов. единицы, комбинации наборов и т. д.

    Нравится общее языкознание, частью которого является лексикология, лексикология может быть как исторической и описательный, первый касается происхождения и развития формы и значение лексических единиц в определенных языках во времени и последний изучает лексику языка как систему в определенной точке времени.Но в лексикологии есть много областей, в которых нельзя изучать изоляция, невзирая на других. Таким образом, они взаимозависимы.

    Лексикологический Обучение может быть двух типов: общее и специальное. Общая лексикология — это касается общих характеристик слов, общих для всех языков. Это имеет дело с чем-то вроде универсалий в языке. С другой стороны, специальная лексикология изучает слова применительно к одному конкретному языку.

    Лексикологический исследования могут быть, кроме того, сравнительного и сравнительного типа, в котором лексический системы двух языков исследуются с точки зрения сравнения.

    Лексикология удовлетворяет потребности различных областей прикладной лингвистики, а именно лексикографии, стилистика, обучение языкам и др.

    As словарный запас или лексическая система языка образует систему языка как и другие системы, ее изучение в лексикологии не следует отделять от других составляющие системы.Таким образом, лексикология тесно связана с фонетикой и грамматика.

    The связь между фонетикой и лексикологией очень важна. Слова состоят из фонемы, которые, хотя и не имеют собственного значения, служат в образовании морфем, уровень выражения значения. Итак, они служат для различения между значениями. Более того, само значение необходимо для фонематического анализа. Различие значений в / pIt / и / pUt / помогает в фиксации фонем / I / и / U /.Историческая фонетика помогает в изучении многозначности, омонимии и синонимия.

    The Связь между лексикологией и грамматикой тоже очень тесная. Каждое слово имеет отношение в грамматической системе языка и относится к некоторым частям речи. Лексикология изучает эти отношения с точки зрения грамматических значений, а также их отношения с лексическим значением. В области словообразования лексикология по-прежнему более тесно связано с грамматикой.Оба изучают закономерности словообразования.

    Язык это социальное явление. Изучение языка нельзя отрывать от учебы социальной системы и развития в обществе. Развитие и прогресс в социальной, политической и технологической системе проявляется в лексике языка. Появляются новые слова, а старые слова исчезают. Новые смыслы добавляется к словам, а старые значения отбрасываются. Лексикология изучает словарный запас языка с социологической точки зрения.

    Лексикография также изучает лексику, как лексикология, но «тогда как лексикология концентрирует больше об общих свойствах и функциях, которые можно рассматривать как систематические, лексикографические обычно имеет так сказать индивидуальность каждой лексической единицы в фокусе свой интерес »(Zgusta 1973, 14). Лексикография в целом определяется как написание или составление1 лексикона или словаря, искусство или практика написание словарей или наука о методах составления словарей.В слово использовалось еще в 1680 году (Oxford English Dictionary / Lexicography).

    В лексикологии слово изучается как часть системы. В лексикографии это изучается как индивидуальная единица в отношении ее значения и использования с практической точки зрения его использования читателем словаря для изучения языка или понимания тексты в нем или для любых других целей, например для проверки орфографии, произношения и т. д. Слово может иметь разные и разнообразные характеристики, которые не могут понадобиться лексикографу.В своей работе он больше ориентируется на цель словаря. и тип аудитории. Он представляет слова лексической системы в таким образом, чтобы сделать его более практичным в реальной жизненной ситуации, т.е. речь. Например, лексикология может дать теоретическую основу для перечисления разные значения многозначного слова, но как эти значения сформулированы и представленные в словаре, регулируются практическими проблемами полезности словарь для разных категорий читателей.Целью лексикологии является изучение словарный запас языка как системы, поэтому трактовка отдельных единиц не может претендовать на полноту, потому что количество единиц очень велико. Его цель является систематизацией исследования в целом, но не полнотой в отношении отдельных единицы. Так что это не может претендовать на то, чтобы быть совершенно систематическим лечением. Здесь каждый вход рассматривается как самостоятельная задача. Лексикологи представляют свой материал в последовательности согласно их взгляду на изучение словарного запаса.Лексикографы в основном руководствуются принципом удобства поиска данных и располагайте слова обычно в алфавитном порядке.

    Лексикология дает теоретические основы лексикографии. Лексикограф, хотя и знающий все семантические детали лексической единицы могут иногда принимать такие решения и включить в определение такие особенности, которые могут быть его собственными наблюдениями. В лексикологии изучение слов является объективным, регулируется теориями семантики. и словообразование.Нет места индивидуальным аберрациям. В лексикографии несмотря на все попытки лексикографа, многие определения становятся субъективными, т. е. не свободны от предвзятости составителя словаря. (ср. значение овса в Словаре Джонсона.)

    Общие лексикология занимается универсальными особенностями слов языков. В этом смысловая лексикология не зависит от языка, в то время как лексикография более или менее специфический язык, несмотря на его универсальную теоретическую основу.Его теории не имеют другой проверки, кроме практической применимости в компиляции словаря.

    Принимая во внимание лексикология больше ориентирована на теорию, лексикография больше занимается конкретными применение (то есть результаты) этих теорий. Итак, «в определенном смысле лексикография может считаться дисциплиной, превосходящей лексикологию, потому что результаты важнее чем намерения и ценность теоретических принципов должны оцениваться в соответствии с к результатам ».(Дорошевский 1973, 36).

    Лексикография это наука и искусство составления словаря. Слово «словарь» было первым использованный в этом смысле в качестве словаря в XIII веке англичанин Иоанн Гирлянда. Слово словариум использовалось в 14 веке. Первая опубликованная книга под английским названием Dictionary был латинско-английский словарь сэра Томаса. Элиот (1538 г.). Для средневекового ученого словарь был собранием дикции. или фразы, составленные для учащихся, изучающих латынь.Одна из целей словаря в средневековые времена шлифовали тексты и использовали синонимы для их.

    Словари готовы служить различным практическим нуждам людей. Читатель смотрит в словаре в основном со следующих точек зрения: —
    (1) как справочник книга для различных типов информации о словах, например произношение, этимология, использование и т. д. это можно назвать функцией хранилища словаря.
    (2) в качестве ориентира для отличия товара или правильного использования от плохое или неправильное использование.Это законодательная или судебная функция словарь2.

    Джонсон (1755) описал лексикографа как «составителя словарей. …… безобидный трудяга, который занимается отслеживанием оригинала и детализацией значение слова «. В то время он мало понимал, что его словарь в течение почти столетия служила «Библией» английского языка, вторая функция, отмеченная выше.

    Кроме того Этот словарь также служит центром обмена информацией.Для того, чтобы эти функции должны выполняться адекватно, информация в словарях должна собираться из максимально возможного числа источников, быть аутентичными и легко извлекаемый. В этом смысле лексикография — это прикладная наука.

    1,2 Лексикография и лингвистика : как уже отмечалось, основная задача лексикографии — это «слово», которое изучается в различных областях лингвистики, а именно, фонетики, грамматики, стилистики и т. д.Лексикография относится не только к лингвистике, но и является прикладной дисциплиной в рамках Это.

    Leave a Reply

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *