Контрольная работа по разделу лексика: Контрольная работа по разделу » Лексика»

Содержание

Контрольная работа по разделу » Лексика»

Контрольная работа по лексике

6 класс

1.Вставь пропущенные буквы и подчеркни слова , для правильного написания которых необходимо знать их лексическое значение.

Посв…тить стихотворение , пос…деть у г…в…рливого ручейка , разр…дить обстановку , разр…дил морковь , дремлет к…мыш (?) , г…рячий ключ(?) , хороший товарищ(?) , (не)настная погода , подг…релый п…рог.

2.Подберите к устаревшим словам из левого столбика синонимы из правого столбика(лепота – красота).

Очи, чело, ланиты , уста , перст , Щёки ,глаза , губы , лоб , говорит

Баталия , глаголет , брадобрей палец , бритва .парикмахер.

3. «Четвёртое лишнее ( найдите устаревшее слово)

Обувь : кеды, босоножки, ботфорты,кроссовки

Одежда : пальто,плащ,шуба,кафтан

Игры : шашки . бирюльки, шахматы,лото .

4.Используя школьный толковый словарь, дайте толкование следующих слов

1 вариант : аккорд 2 вариант : гаммы

5.Выпишите из словаря по одному слову :

1 вариант : заимствованное 2 вариант : диалектное

устаревшее профессиональное

6.Определите слово по его лексическому значению.

Цвет фиалки и сирени——————

Заранее намеченный путь следования———

Мысленно представить себе что-нибудь———

Очень большой———————

Жёлтый с красноватым оттенком———

Знаки для обозначения звуков————

Слова, употребляемые жителями одной местности—-

7.Замените фразеологизмы синонимами.

1 вариант : задрать нос, спустя рукава 2 вар.: водить за нос, засучив рукава

8.Перепишите, заменив отдельные слова фразеологическими оборотами.

Петя плохо работал.Дома он тоже ничего не делал.За уроки брался неохотно.Получив плохие оценки, Петя печально шел домой.Надо было усердно приниматься за работу.

9.Выпишите слова, употреблённые в переносном значении.

1 вариант : Сады, убранные сухим золотом, почти не роняли его на дорожки и горели во всей красоте.(К.Паустовский).

2 вариант : В саду горит костёр рябины красной.(С.Есенин).

Ходят волны по реке, жёлтые, свинцовые.

10.Выпишите синонимы из предложений.

1 вариант : Когда мальчик слушал его пение, полное беспредельной тоски,чувство бесконечной жалости охватывало его маленькое сердце.

2 вариант : Кругом, покорив всё своей темнотой, наполнив покоем и тишиной, царила ночь.

11.Составьте 2 предложения так, чтобы в одном слово было употреблено в прямом значении, в другом – в переносном.

1 вариант – ЯЗЫК 2 вариант — ХРУСТАЛЬНЫЙ

Проверочная работа по разделу «Лексика». «Фразеология».

Проверочная работа по разделу «Лексика». «Фразеология».

  1. вариант.

1.Дайте определение понятию:

Лексикология – это…

2. Какая пара слов является омонимами? Определите, к какому именно типу омонимов относится данная пара слов.

А) войти – взойти

Б) лук – луг

В) обманывать – лгать

Г) свежий — чёрствый

3. Какая пара слов является синонимами?

А) компания – кампания

Б) радость – горе

В) разумеется – безусловно

Г) деловой – деловитый

4. Какая пара слов является антонимами?

А) много – мало

Б) вдохнуть – вздохнуть

В) изморозь – изморось

Г) очертание – силуэт

5. Какая пара слов является паронимами?

А) смеяться – хохотать

Б) зло – добро

В) усвоить – освоить

Г) лесть – лезть

6. Среди указанных слов найдите историзм.

А) очи

Б) купец

В) ланиты

Г) бургер

7. Найдите лексическую ошибку. Запишите предложение в исправленном виде.

На девочке было одето зимнее платье.

________________________________________________________________

8. Подберите к архаизму современный эквивалент.

Персты — ________________________________.

9. Объясните значение следующих фразеологизмов:

1) Готов сквозь землю провалиться

2) Язык без костей

3) Волосы встали дыбом

10. Назовите фразеологизмы, имеющие в своём составе наименования частей человеческого тела:

Глаза. Нос.

Проверочная работа по разделу «Лексика». «Фразеология».

2 вариант.

1.Дайте определение понятию:

Фразеология – это…

2. Какая пара слов является омонимами? Определите, к какому именно типу омонимов относится данная пара слов.

А) презрение – призрение

Б) вверху – внизу

В) эффектный – эффективный

Г) дефект – недостаток

3. Какая пара слов является синонимами?

А) горячий – холодный

Б) вперемежку – вперемешку

В) торжественный – величавый

Г) искусный – искусственный

4. Какая пара слов является антонимами?

А) ходить – шагать

Б) преимущество – превосходство

В) приемник – преемник

Г) широкий – узкий

5. Какая пара слов является паронимами?

А) победить – выиграть

Б) абонент – абонемент

В) здоровый – больной

Г) развиваться – развеваться

6. Среди указанных слов найдите историзм.

А) зеницы

Б) чело

В) оброк

Г) шаверма

7. Найдите лексическую ошибку. Запишите предложение в исправленном виде.

Окружность и диаметр – неизмеримые понятия.

__________________________________________________________________

8. Подберите к архаизму современный эквивалент.

Ланиты — ________________________________.

9. Объясните значение следующих фразеологизмов:

1) С горем пополам

2) Яблоку негде упасть

3) С гулькин нос

10. Назовите фразеологизмы, имеющие в своём составе наименования частей человеческого тела:

Язык. Зубы.

Контрольная работа по разделу «Лексика и фразеология». | План-конспект урока по русскому языку (5 класс):

Этап урока

   Деятельность учителя

  Деятельность учащихся

   Примечания

1.Организационный

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: ведущее, приветственное, вводное

Здравствуйте, ребята. Садитесь,  пожалуйста. Откройте тетради запишите дату и вид работы.

Сегодня мы с вами пишем контрольную работу по разделу лексика и фразеология.

Метод учения: слушание

Приём учения: глобальное, информативное, нерефлексивное, некритическое

2.Подготовка к написанию контрольной работы

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: ведущее, инструктирующее слово

Ребята,  у вас на партах лежат карточки с заданиями. Контрольная на два варианта. Задания у всех одинаковые, и для первого варианта и для второго, но языковой материал разный. Сейчас я прокомментирую, что нужно будет сделать.

Итак, первое задание. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы после Ц.(« ы» или «и» ). У первого и второго варианта слова разные.

Второе задание. Вам нужно из данного ряда слов найти и выписать одно многозначное слово и составить с этим словом два предложения: в первом предложении нужно употребить слово в прямом значении, а во втором в переносном. Третье задание. Подберите к предложенному слову синоним и антоним.

Четвёртое задание. Найдите из предложенных вам слов омонимы, выпишите их. Составьте с одним омонимом два предложения, употребив это слово в разных значениях. Пятое задание. Из предложенных слов найдите и выпишите  заимствованные слова. Подчеркните те особенности (буквы, сочетания букв), которые указывают на их иноязычное происхождение. Шестое задание. Из предложенных слов выпишите диалектизмы. Седьмое задание. Выпишите из предложенных  слов все устаревшие слова, профессионализмы и термины.

Составьте одно предложения с любыми профессионализмом или термином.

Восьмое задание.  Вам даны фразеологизмы. Укажите фразеологическое значение каждого из них. Например:

Работать спустя рукава — лениво, небрежно, кое-как.

Кто не понял, как будем работать? У кого есть вопросы?

Работа на весь урок.

Приступайте.

Метод учения: слушание

Приём учения: глобальное, информативное, нерефлексивное, некритическое

Раздаточный материал с заданиями контрольной работы по разделу «лексика и фразеология».

3.Написание контрольной работы по разделу лексика и фразеология

Метод обучения: списывание

Приём обучения: списывание с готового языкового материала

Метод учения: ответ по предмету

Приём учения: письменный ответ по предмету

1 задание

Образец письменного ответа по предмету

1 вариант

Аукцион, дикция, позиция, циркуль, акация, цигейка, ножницы, лекция, огурцы, лисицын.  

2 вариант

Цыганка, певицы, эмоция,

Молодцы, сестрицын, информация, интуиция,

рация, спицы, цилиндр.

Раздаточный языковой материал (карточки).

1 вариант

Аукц…он, дикц…я, позиц…я, ц…ркуль, акац…я,  ц…гейка,  ножниц…, лекц…я, огурц…, лисиц…н.

2 вариант

Ц…ганка, певиц…,эмоц…я,

Молодц…, сестриц…н, информац…я,интуиц…я,

рац…я, спиц..,  ц…линдр.

Метод обучения: списывание

Приём обучения: выборочное списывание

2 задание

Образец письменного ответа по предмету

1 вариант

Груша

На день рождения мне подарили боксёрскую грушу.

Я очень люблю спелые сладкие груши.

2 вариант

Лавка

Во время прогулки мы устали и сели посидеть на лавку.

В лавке продавалось очень много товара.

1 вариант

Груша, апельсин, дождь, прогулка, магазин, кирпичи,

бормашина, сказуемое, синонимы, антонимы.

2 вариант

Омонимы, диалектизмы, аэропорт, лавка, животные, мебель, профессионализмы, термины, Россия, щавель.

3 задание

Образец письменного ответа по предмету

1  вариант

Грубый (человек)

Синоним — невежливый, резкий.

Антоним — воспитанный, деликатный, мягкий.

2 вариант

Ясный (день)

Синоним — солнечный, погожий.

Антоним — пасмурный, хмурый.

1 вариант

Грубый (человек)

2 вариант

Ясный (день)

Метод обучения: списывание

Приём обучения: выборочное списывание

4 задание

Образец письменного ответа по предмету

1 вариант

Лист, кран, ключ.

Последний осенний лист упал с дерева.

Я вырвал из тетради чистый лист.

2 вариант

Шишка, кисть, язык.

От удара у меня на лбу выросла шишка.

В лесу мы собрали много шишек.

1 вариант

Посуда, лист, вилка, кран, телевизор, аквамарин, ключ.

2 вариант

Кондуктор, автобаза, пешеходы, ель, шишка, запах, кисть, язык.

Метод обучения: списывание

Приём обучения: выборочное списывание

5 задание

Образец письменного ответа по предмету

1 вариант

Менуэт, акварель, меню, будуар, фасоль.

2 вариант

Фейерверк, абзац, мюсли, аккорд, фарш.

1 вариант

Менуэт, акварель, картофель, меню, будуар, облако, лошадь, снегопад, фасоль, кисель.

2 вариант

Фейерверк, абзац,

мюсли, солнце, погода, аккорд, фарш, ручей, ветер, хлеб.

Метод обучения: списывание

Приём обучения: выборочное списывание

6 задание

Образец письменного ответа по предмету

1 вариант

Векша, бирюк, батожья, драчёна.

2 вариант

Рушник, столбцы, стебени, дёжка.

1 вариант

Заяц, белка, векша, бирюк, волк, тесто, кочерга, батожья, драчёна, бояре.

2 вариант

Рушник, полотенце, ухват, столбцы, стебени, чайник, извозчик, дёжка, парное (молоко), лучина.

Метод обучения: списывание

Приём обучения: выборочное списывание

7 задание

Образец письменного ответа по предмету

1 вариант

Прялка, кольчуга, выя, эпитет, дезинфекция.

В больнице каждый день проводят дезинфекцию помещений.

2 вариант

Верста, лакей, терем, перст,  реанимация, орфограмма.

В упражнении нужно выделить орфограммы.

1 вариант

Прялка, кольчуга, выя, эпитет, крапива, дезинфекция, город, вода, аршин, дорога.

2 вариант

Птица, верста, лакей, реанимация, вишня, терем, перст, подсолнух, орфограмма, свёкла.

8 задание

Образец письменного ответа по предмету

1 вариант

Биться как рыба об лёд — делать напрасные усилия, которые ни к чему не приводят.

Съесть пуд соли — пройти много испытаний.

Выйти сухим из воды — остаться безнаказанным

Крокодиловы слёзы — неискреннее сочувствие

Заговаривать зубы — отвлекать чьё-либо внимание, переводить разговор на другую тему.

2 вариант

Ждать у моря погоды — долго ждать чего-либо, чего можно и не дождаться.

После дождичка в четверг — никогда

Клевать носом — засыпать.

Как в воду кануть — бесследно исчезнуть

Не в своей тарелке — чувствовать себя неуютно, неудобно.

1 вариант

Биться как рыба об лёд

Съесть пуд соли

Выйти сухим из воды

Крокодиловы слёзы

Заговаривать зубы

2 вариант

Ждать у моря погоды

После дождичка в четверг

Клевать носом

Как в воду канул

Не в своей тарелке

Ребята, сдавайте тетради. Спасибо за работу, урок окончен.

Контрольная работа с элементами тестирования по разделу «Лексика» 5 класс

Контрольная работа с элементами тестирования по разделу

«Лексика».5 класс.

1 вариант.

1. Выберите правильный вариант ответа окончания фразы «Лексика – это…»

А) раздел науки о языке, в котором изучаются части речи;

Б) раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка;

В) раздел науки о языке, в котором изучается строение слова.

2. Дайте определение омонимам.

А) Омонимы – это слова разных частей речи, одинаковые по звучанию и написанию.

Б) Омонимы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

В) Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

3. Лексическое значение слова – это:

А) то, к какой части речи относится слово;

Б) то, из каких звуков состоит слово;

В) то, что обозначает слово;

Г) то, каким членом предложения является.

Дайте лексическое значение слову УЧИТЕЛЬ

4. Определи, в каком ряду все словосочетания даны в переносном значении

А) ветер воет, горит костер, сушить весла;

Б) золотые украшения, гора урожая, холодный взгляд;

В) море новостей, плакал лес, горячее сердце.

5. Определите, чем являются выделенные слова в словосочетаниях по отношению друг к другу: язык пламени – изучать язык.

А) синонимы;

Б) омонимы;

В) антонимы.

6. Подберите синонимы к слову, выделенному в предложении: «Великий русский писатель Михаил Афанасьевич Булгаков был, как и многие другие писатели, врачом».

7. Выпишите слова из предложения, которые являются антонимами.

Землю — родную землю, Родину – освобождают, территорию — захватывают. Хозяин — на земле, на территории – завоеватель, покоритель. Так что же нам эта земля – земля-кормилица, Родина? Или территория?

8. К данным словам подберите, запишите синонимы:

Злой, веселье, трасса

9. Объясните значение фразеологизмов словами-синонимами, придумай 1 предложение с любым из них.

На краю света………………

Чуть свет…………

10) Отгадать загадки. Выписать антонимы.

Я антоним к слову «смех»,

Не от радости утех –

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это… .

За каждое правильно выполненное задание вы получаете 2 балла!

20-18 баллов – «5», 17 – 15 баллов – «4», 14 – 10 баллов – «3», менее 10 баллов – «2»

Решаем кроссворд.

Кроссворд по теме «Лексика»

Задание: Попробуйте заполнить горизонтальные строчки антонимами к указанным ниже словам, а в вертикальном столбце вы прочтёте общее название таких слов.

1. Горький. 2. Начинать. 3. Бури. 4. Рыхлый. 5 Трудолюбивый. 6. Короткий. 7. Свет.

Контрольная работа с элементами тестирования

по разделу «Лексика».

2 вариант.

1. Выберите правильный вариант ответа окончания фразы «Лексика – это…»

А) раздел науки о языке, в котором изучаются части речи;

Б) раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка;

В) раздел науки о языке, в котором изучается строение слова.

2. Дайте определение синонимам.

А) Синонимы – это слова, обозначающие одно и то же, но имеющие разные лексические значения.

Б) Синонимы – это слова, противоположные по значению.

В) Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

3. Лексическое значение слова – это:

А) то, к какой части речи относится слово;

Б) то, из каких звуков состоит слово;

В) то, что обозначает слово;

Г) то, каким членом предложения является.

Дайте лексическое значение слову ПОРТФЕЛЬ.

4. Определи, в каком ряду все словосочетания даны в переносном значении

А) волк воет, золотые руки, красить краской;

Б) мягкий взгляд, седые сопки, черствый человек;

В) море цветов, красное платье, твердая земля.

5. Определите, чем являются выделенные слова в словосочетаниях по отношению друг к другу: заключить мир – сказочный мир.

А) антонимы;

Б) синонимы;

В) омонимы.

6. Подберите синонимы к слову, выделенному в предложении. «На улице воздух казался холодным»

……………………………………………………………………………………

7. Выпишите слова из предложения, которые являются антонимами.

Было время, когда человек был не великаном, а карликом, не хозяином природы, а ее рабом. Но теперь все изменилось, и природа очень часто страдает от деяний человека.

8. К данным словам подберите и запишите синонимы:

Корабль, бегать, храбрый

9. Объясните значение фразеологизмов словами-синонимами, придумай 1 предложение с любым из них.

А) Не разлить водой

Б) Сквозь землю провалиться

10. Отгадать загадки. Выписать антонимы.

Я антоним к слову «лето»,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я … .

За каждое правильно выполненное задание вы получаете 2 балла!

20-18 баллов – «5», 17 – 15 баллов – «4», 14 – 10 баллов – «3», менее 10 баллов – «2»

Решаем кроссворд.

Кроссворд по теме «Лексика»

Задание: Попробуйте заполнить горизонтальные строчки антонимами к указанным ниже словам, а в вертикальном столбце вы прочтёте общее название таких слов.

1. Горький. 2. Начинать. 3. Бури. 4. Рыхлый. 5 Трудолюбивый. 6. Короткий. 7. Свет.

Контрольная работа по разделу: «Лексика»

СРЕЗОВАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ЛЕКСИКА»

1 вариант

Задание 1.

Выпишите сочетания слов, слова, употребленные в переносном значении. Определите тип переноса. Дайте толкование лексического значения выделенного слова. Укажите его грамматическое значение.

Побегут в моря воды вещние,

Зацветет земля, сердце радуя!

Ах ты, Русь моя – песня нежная,

Край берёзовый, бесконечный край!

И. Резник

Задание 2.

Объясните кратко и точно смысловые отличия каждой пары слов; употребите каждое слово в словосочетании. Укажите, какое явление они представляют: многозначность или омонимию. Как отличить омонимию от многозначности?

брак – брак заставить – заставить

Задание 3.

Выпишите из отрывков произведений и укажите омонимы, омоформы, омографы, омофоны, паронимы.

а) На заре рассветные озёра б) Идею нельзя замешать на воде –

Голубого неба голубей. В воде отсыреет индейка.

И летят в извечные просторы Поэт никогда и не жил без идей

Голубые стаи голубей. Что я – попугай? индейка?

В. Фирсов В. Маяковский

Задание 4.

Подберите к данным словам паронимы, составьте с ними словосочетания. Обозначьте морфемный состав паронимов, напишите, чем они отличаются.

рассвет абонент жестокость

Задание 5.

Укажите виды синонимов в каждом синонимическом ряду. Надпишите стилистические пометы, где необходимо. Подчеркните слова-доминанты, дополните ряды своими синонимами.

бдительный зоркий недремлющий неусыпный всевидящий

расцвет подъем процветание

Задание 6.

Укажите, какие лексические явления встречаются в каждом предложении. Выпишите и, укажите название. Надпишите виды этих явлений.

а) Грубым даётся радость в) В зимний вечер по задворкам

Нежным даётся печаль. Разухабистой гурьбой

б) Устав от долгих бурь, По сугробам, по пригоркам

Я вовсе не внимал Мы идём, бредём домой.

Жужжанью дальнему г) Веселье, муку – всё жажду я

Упрёков и похвал. Делить с тобой.

д) Сколько раз пытался я ускорить время, что несло меня вперед. Подхлестнуть, вспугнуть его, пришпорить, чтобы слышать, как оно идёт.

е) В глазах – как на небе светло, в душе её темно, как в море!

ж) Вы – свет, а я похож на тьму Вы параллельны ко всему

Вы веселы, а я печален. А я, напротив, вертикален.

Задание 7.

На каком лексическом явлении основаны антитеза и оксюморон? Дайте определение этим понятиям. Придумайте оксюмороны и письменно объясните их значение (запишите предложения, словосочетания с ними).

Контрольная работа с элементами тестирования по разделу «Лексика».5 класс. | Контрольные работы по русскому языку

Контрольная работа с элементами тестирования по разделу «Лексика».5 класс.