Контрольная работа — Речь. Виды и функции речи. Стадии развития
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Психология и педагогика»
на тему: «Речь. Виды и функции речи. Стадии развития»
Выполнила: студентка 331 группы 3 курса специальности«Юриспруденция»Иванова А.В.
Проверила: старший преподаватель
Крымова А.И.
Москва, 2011
Содержание:
1. Введение — 3
2. Речь — 3
3. Виды речи — 6
4. Функции речи — 10
5. Стадии развития речи — 14
6. Заключение — 15
7. Список литературы — 17
ВВЕДЕНИЕ
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.) Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.
РЕЧЬ
Речь — это язык в действии. Язык — система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках.
Объективным свойством словесного знака, обусловливающим нашу теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, как он представлен в индивидуальном сознании.
В отличие от значения слова, личностный смысл — это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл — это субъективное переживание его содержания.
В филогенезе речь первоначально выступала, вероятно, как средство общения людей, способ обмена между ними информацией. В пользу такого предположения говорит факт наличия у многих животных развитых средств коммуникации и только у человека способности пользоваться речью при решении интеллектуальных задач. У шимпанзе, например, мы находим относительно высоко развитую речь, которая в некоторых отношениях человекоподобна. Речь шимпанзе, однако, выражает только органические потребности животных и их субъективные состояния. Это — система эмоционально-экспрессивных выражений, но никогда не символ или знак чего-либо, находящегося за пределами животного. Язык животных не имеет тех значений, которыми богата человеческая речь, и тем более смыслов.
Но человеческого индивида не может удовлетворять такая, весьма ограниченная в своих возможностях коммуникативная роль речи. Для того чтобы передать какое-либо переживание
Психология деятельности и познавательных процессов или содержание сознания другому человеку, нет иного пути, кроме означивания речевых высказываний, т.е. отнесения передаваемого содержания к какому-либо известному классу предметов или явлений. Это непременно требует абстракции и обобщения, выражения обобщенного абстрагированного содержания в слове-понятии. Общение развитых в психологическом и культурном плане людей непременно предполагает обобщение, развитие словесных значений. Это и есть магистральный путь совершенствования человеческой речи, сближающий ее с мышлением и включающий речь в управление всеми другими познавательными процессами.
В последние годы ведется немало споров и дискуссий по вопросу о том, является способность к усвоению речи у человека врожденной или нет. Мнения ученых в этом вопросе разделились: одни стоят на позиции неврожденности этой способности, другие придерживаются точки зрения о ее генетической обусловленности.
С одной стороны, есть убедительные доказательства того, что ни о какой врожденности речи человека говорить нельзя. Это, к примеру, факты отсутствия каких бы то ни было признаков членораздельной человеческой речи у детей, выросших в изоляции от говорящих на родном языке людей и никогда не слышавших человеческого голоса. Это также данные многочисленных неудачных опытов обучения высших животных языку человека, умению пользоваться хотя бы элементарными понятиями. Только у человека, причем лишь в условиях правильно организованного обучения и воспитания, может появиться и развиться вербальная понятийная речь.
С другой стороны, имеются не менее достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что многие высшие животные обладают развитой системой коммуникаций, по многим своим функциям напоминающей речь человека. Высшие животные (обезьяны, собаки, дельфины и некоторые другие) понимают обращенную к ним речь человека, избирательно реагируют на эмоционально-экспрессивные ее аспекты.
Имеются определенные экспериментальные доказательства того, что дети с рождения способны отличать речь человека и выделять ее из множества других звуков, избирательно на нее реагировать и очень быстро обучаться. Если иметь в виду то, что основное отличие врожденных и приобретенных форм поведения состоит в том, что наследственно обусловленные (имеющие соответствующие задатки) его виды при наличии соответствующих внешних условий развиваются быстрее, то вполне можно допустить, что какие-то генотипические факторы, способствующие быстрому усвоению ребенком столь сложной формы поведения, какой является речь, все же существуют.
Полностью приобретенное поведение, не имеющее врожденных задатков для развития, формируется и прогрессирует медленно, совсем не так, как это имеет место в случае усвоения речи. Сначала при его развертке появляются простейшие элементы приобретенного поведения, которые становятся своеобразными задатками, и только затем на их основе конструируются более сложные формы поведения. Этот процесс, как правило, длителен и охватывает весьма значительный период времени в жизни индивида. Примером тому является процесс усвоения детьми понятий, который завершается лишь к подростковому возрасту, хотя речь оказывается сформированной уже в возрасте около трех лет.
ВИДЫ РЕЧИ
В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог — это непосредственное общение двух или нескольких человек.
Диалогическая речь — это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее).
Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.
Монологическая речь — длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь — связная, контекстная. Ее содержание должно, прежде всего, удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, — грамматически правильное построение предложений.
Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи. Монолог труднее диалога, поэтому развивается позже.
Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.
Внутренняя речь — это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Внутренняя речь – это фаза проговаривания про себя как подготовка к устной и письменной речи.
Превращение внешней речи во внутреннюю происходит по определенному закону: в ней в первую очередь сокращается подлежащее и остается сказуемое с относящимися к нему частями предложения.
Основной синтаксической характеристикой внутренней речи является предикативность. Ее примеры обнаруживаются в диалогах хорошо знающих друг друга людей, «без слов» понимающих, о чем идет речь в их «разговоре». Человек, размышляя во внутреннем диалоге, который, вероятно, осуществляется через внутреннюю речь, как бы общается с самим собой. Естественно, что для себя ему тем более не нужно обозначать предмет разговора.
Основной закон развития значений употребляемых ребенком в общении слов заключается в их обогащении жизненным индивидуальным смыслом. Функционируя и развиваясь в практическом мышлении и речи, слово как бы впитывает в себя все новые смыслы. В результате такой операции смысл употребляемого слова обогащается разнообразными когнитивными, эмоциональными и другими ассоциациями. Во внутренней же речи — и в этом состоит ее главная отличительная особенность — преобладание смысла над значением доведено до высшей точки. Можно сказать, что внутренняя речь в отличие от внешней имеет свернутую предикативную форму и развернутое, глубокое смысловое содержание.
Еще одной особенностью семантики внутренней речи является агглютинация, т.е. своеобразное слияние слов в одно с их существенным сокращением. Возникающее в результате слово как бы обогащается двойным или даже тройным смыслом, взятым по отдельности от каждого из двух-трех объединенных в нем слов. Так можно дойти до слова, которое вбирает в себя смысл целого высказывания, и оно становится, как говорил Л.С. Выготский, «концентрированным сгустком смысла». Внутренняя речь, по-видимому, и состоит из подобного рода слов, совершенно непохожих по структуре и употреблению на те слова, которыми мы пользуемся в своей письменной и устной речи. Такую речь в силу названных ее особенностей можно рассматривать как внутренний план речевого мышления. Внутренняя речь и есть процесс мышления «чистыми значениями».
А.Н.СОКОЛОВ показал, что в процессе мышления внутренняя речь представляет собой активный артикуляционный, несознаваемый процесс, беспрепятственное течение которого очень важно для реализации тех психологических функций, в которых внутренняя речь принимает участие. В результате его опытов со взрослыми, где в процессе восприятия текста или решения арифметической задачи им предлагалось одновременно вслух читать хорошо выученные стихи или произносить одни и те же простые слоги (например, «ба-ба» или «ля-ля»), было установлено, что как восприятие текстов, так и решение умственных задач серьезно затрудняются при отсутствии внутренней речи. При восприятии текстов в данном случае запоминались лишь отдельные слова, а их смысл не улавливался. Это означает, что мышление в ходе чтения присутствует и обязательно предполагает внутреннюю, скрытую от сознания работу артикуляционного аппарата, переводящего воспринимаемые значения в смыслы, из которых, собственно, и состоит внутренняя речь.
Еще более показательными, чем с взрослыми испытуемыми, оказались подобные опыты, проведенные с младшими школьниками. У них даже простая механическая задержка артикуляции в процессе умственной работы (зажимание языка зубами) вызывала серьезные затруднения в чтении и понимании текста и приводила к грубым ошибкам в письме.
Письменный текст — это наиболее развернутое речевое высказывание, предполагающее весьма длительный и сложный путь умственной работы по переводу смысла в значение. На практике этот перевод, как показал А.Н. Соколов, также осуществляется с помощью скрытого от сознательного контроля активного процесса, связанного с работой артикуляционного аппарата.
Промежуточное положение между внешней и внутренней речью занимает эгоцентрическая речь. Это речь, направленная не на партнера по общению, а на себя, не рассчитанная и не предполагающая какой-либо обратной реакции со стороны другого человека, присутствующего в данный момент и находящегося рядом с говорящим. Эта речь особенно заметна у детей среднего дошкольного возраста, когда они играют и как бы разговаривают сами с собой в процессе игры.
Элементы этой речи можно встретить и у взрослого, который, решая сложную интеллектуальную задачу, размышляя вслух, произносит в процессе работы какие-то фразы, понятные только ему самому, по-видимому, обращенные к другому, но не предполагающие обязательного ответа с его стороны. Эгоцентрическая речь — это речь-размышление, обслуживающая не столько общение, сколько само мышление. Она выступает как внешняя по форме и внутренняя по своей психологической функции. Имея свои исходные корни во внешней диалогической речи, она в конечном счете перерастает во внутреннюю. При возникновении затруднений в деятельности человека активность его эгоцентрической речи возрастает.
ФУНКЦИИ РЕЧИ
Исследователи выделяют три основные функции речи: коммуникативную, регулирующую и программирующую.
1. Коммуникативная функция обеспечивает общение между людьми с помощью языка.
Язык – это система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми. Речь – это процесс использования языка в целях общения людей.
Люди жили и живут в обществе. Общественная жизнь и труд людей вызывают необходимость постоянно общаться, устанавливать контакты друг с другом, воздействовать друг на друга.
Под деятельностью общения не следует понимать простую передачу от одного индивида к другому некоторой информации. “Коммуникация есть не только и не столько взаимодействие людей в обществе, сколько, прежде всего взаимодействие людей как членов общества, как «общественных индивидов» — говорил К. Маркс. Применительно к первобытному человеческому коллективу можно сформулировать эту мысль так: речь есть не столько общение во время труда, сколько общение для труда. Одним словом, речь не «прилагается» к жизни и совместной деятельности общества, социальной группы, а является одним из средств, конституирующих эту деятельность. Речь по существу своему не дело индивида, не дело изолированного носителя языка: это прежде всего внутренняя активность общества, осуществляемая им через отдельных носителей языка или, точнее, при их помощи.
Через слово человек получает знания о предметах и явлениях окружающего мира без непосредственного контакта с ними. Система словесных символов расширяет возможности приспособления человека к окружающей среде, возможности его ориентации в природном и социальном мире. Через знания, накопленные человечеством и зафиксированные в устной и письменной речи, человек связан с прошлым и будущим.
Способность человека к общению с помощью слов-символов имеет свои истоки в коммуникативных способностях высших обезьян.
Язык представляет собой определенную систему знаков и правил их образования. Человек осваивает язык в течение жизни. Какой язык он усвоит как родной, зависит от среды, в которой он живет, и условий воспитания. Существует критический период для освоения языка. После 10 лет способность к развитию нейронных сетей, необходимых для построения центров речи, утрачивается. Маугли — один из литературных примеров потери речевой функции.
Человек может владеть многими языками. Это означает, что он использует возможность обозначать один и тот же предмет разными символами как в устной, так и в письменной форме. При изучении второго и последующих языков, по-видимому, используются те же нервные сети, которые ранее были сформированы при овладении родным языком. В настоящее время известно более 2500 живых развивающихся языков.
Языковые знания не передаются по наследству. Однако у человека имеются генетические предпосылки к общению с помощью речи и усвоению языка. Они заложены в особенностях как центральной нервной системы, так и речедвигательного аппарата, гортани. Амбидексы — лица, у которых функциональная асимметрия полушарии менее выражена, обладают большими языковыми способностями.
2. Регулирующая функция речи реализует себя в высших психических функциях — сознательных формах психической деятельности. Понятие высшей психической функции введено Л.С. Выготским и развито А.Р. Лурия и другими отечественными психологами. Отличительной особенностью высших психических функций является их произвольный характер.
Предполагают, что речи принадлежит важная роль в развитии произвольного, волевого поведения. Первоначально высшая психическая функция как бы разделена между двумя людьми. Один человек регулирует поведение другого с помощью специальных раздражителей («знаков»), среди которых наибольшую роль играет речь. Научаясь применять по отношению к собственному поведению стимулы, которые первоначально использовались для регуляции поведения других людей, человек приходит к овладению собственным поведением. В результате процесса интериоризации — преобразования внешней речевой деятельности во внутреннюю речь, последняя становится тем механизмом, с помощью которого человек овладевает собственными произвольными действиями.
А.Р. Лурия и Е.Д. Хомская в своих работах показали связь регулирующей функции речи с передними отделами полушарий. Ими установлена важная роль конвекситальных отделов префронтальной коры в регуляции произвольных движений и действий, конструктивной деятельности, различных интеллектуальных процессов. Больной с патологией в этих отделах не может выполнять соответствующие действия, следуя инструкции. Таким образом, высшие формы управления фазическим и тоническим ориентировочными рефлексами, так же как и регулирующая функция речи, зависят от сохранности лобных долей.
3. Программирующая функция речи выражается в построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию. В основе этого процесса — внутреннее программирование, осуществляемое с помощью внутренней речи. Как показывают клинические данные, оно необходимо не только для речевого высказывания, но и для построения самых различных движений и действий. Программирующая функция речи страдает при поражениях передних отделов речевых зон — заднелобных и премоторных отделов полушария.
К передним отделам речевых зон коры относится и центр Брока. Он расположен в нижних отделах третьей лобной извилины, у большей части людей в левом полушарии. Эта зона контролирует осуществление речевых реакций. Ее поражение вызывает эфферентную моторную афазию, при которой страдает собственная речь больного, а понимание чужой речи в основном сохраняется. При эфферентной моторной афазии нарушается кинетическая мелодия слов за счет невозможности плавного переключения с одного элемента высказывания на другой. Больные с афазией Брока большую часть своих ошибок осознают. Говорят они с большим трудом и мало.
Поражение другой части передних речевых зон (в нижних отделах премоторной коры) сопровождается так называемой динамической афазией, когда больной теряет способность формулировать высказывания, переводить свои мысли в развернутую речь (нарушение программирующей функции речи). Протекает она на фоне относительной сохранности повторной и автоматизированной речи, чтения и письма под диктовку.
Центр Вернике относится к задним отделам речевых зон коры. Он расположен в височной доле и обеспечивает понимание речи. При его поражении возникают нарушения фонематического слуха, появляются затруднения в понимании устной речи, в письме под диктовку (сенсорная афазия). Речь такого больного достаточно беглая, но обычно бессмысленная, так как больной не замечает своих дефектов. С поражением задних отделов речевых зон коры связывают также акустико-мнестическую, оптико-мнестическую афазии, в основе которых лежит нарушение памяти, и семантическую афазию — нарушение понимания логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения предметов.
Задняя речевая система сообщается с моторной и премоторной зонами коры как непосредственно, так и через подкорковый путь. Последний включает левые базальные ганглии и ядра передней части таламуса. Через эти пути осуществляется двойной контроль произнесения звуков речи. Подкорковый путь активируется при приобретении и исполнении речевого навыка. Корковый путь связан с более осознанным контролем речевого акта. Похоже, что во время речевого акта корковая и подкорковая системы действуют параллельно. При заучивании ребенком слова «желтый» одновременно активируются область, ответственная за цветовые понятия, система словообразования и двигательного контроля (через корковый и подкорковый пути). Со временем устанавливается прямой путь между понятийной системой и базальными ганглиями, и тогда роль структуры посредника уменьшается. Последующее заучивание нового названия цвета на иностранном языке снова потребует участия системы посредника для установления соответствия слуховых, кинестетических и двигательных фонем.
Левые базальные ганглии — составная часть передней и задней систем речи. Известно, что базальные ганглии объединяют компоненты сложных движений в единое целое. По-видимому, сходную функцию они выполняют и в отношении речевых реакций, связывая слова в предложения.
Таким образом, исследователи выделяют три основные функции речи: коммуникативную, регулирующую и программирующую.
Эти функции выполняют важную роль для общения людей. Они обеспечивают общение между людьми с помощью языка, с их помощью человек овладевает собственным поведением, а так же правильно строит свое речевое высказывание, различные движения и действия.
Организацию речевых процессов осуществляет центр Брока, который отвечает за активность речи (устной и письменной) — за возможность произносить слова, отвечает за координацию движений руки при письме.
Центр Вернике отвечает за восприятие речи. Этот центр позволяет расшифровывать услышанное, дает возможность читать.
СТАДИИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Опыт исследования процесса речевого развития у детей, принадлежащих разным народам, странам, культурам и нациям, показывает, что, несмотря на то, что различия в структуре и содержании современных языков разительны, в целом процесс усвоения ребенком своей родной речи везде идет по общим законам. Так, например, дети всех стран и народов с удивительной легкостью усваивают в детстве язык и овладевают речью, причем этот процесс у них начинается и завершается примерно в одно и то же время, проходя одинаковые стадии. К возрасту около 1 года все дети начинают произносить отдельные слова. Около 2 лет от роду ребенок уже говорит двух-трехсловными предложениями. Примерно к 4 годам все дети оказываются в состоянии разговаривать достаточно свободно.
Одногодовалые дети имеют обычно уже довольно богатый опыт взаимодействия с окружающей действительностью. У них есть четкие представления о своих родителях, об окружающей обстановке, о пище, об игрушках, с которыми они играют. Еще задолго до того, как дети практически начинают пользоваться речью, их образный мир имеет уже представления, соответствующие усваиваемым словам.
Следующий этап речевого развития приходится на возраст примерно 1,5—2,5 года. На этом этапе дети обучаются комбинировать слова, объединять их в небольшие фразы (двух-трех-словные), причем от использования таких фраз до составления целых предложений они прогрессируют довольно быстро.
После двух-трехсловных фраз ребенок переходит к употреблению других частей речи, к построению предложений в соответствии с правилами грамматики. К этому следует добавить и своеобразную детскую речевую изобретательность, проявляющуюся в том, что ребенок вдруг совершенно самостоятельно по собственной инициативе начинает придумывать новые слова, произносить такие фразы, которые от взрослого он никогда не слышал.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Речь — это средство общения, необходимое, прежде всего для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и язык культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий.
Речь — это действительно важное средство, к которому прибегает человек, когда ему нужно разумно аргументировать свое отношение к разным жизненным проблемам. Однако это лишь второстепенная функция речи. Только немногие люди занимаются одним тем, что логически мыслят, а с помощью речи лишь выдают результат своих размышлений. Для большинства же речь — в основном способ передавать информацию, размышлять над жизненными явлениями и внутренними состояниями или просто получать удовольствие от разговора.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александров Ю.И. “Основы психофизиологии” М.: Инфра – М, 1997. – 432 с.
2. Годфруа Ж. “Что такое психология” Т –1, М.: Мир, 1992. – 496 с.
3. Данилова Н.Н. “Психофизиология” М.: Аспект Пресс, 2000. – 373 с.
4. Крутецкий В.А. “Психология” М.: Просвещение, 1990. – 352 с.
5. Немов Р.С. “Психология” М.: Владос, 1997. – 688 с.
Контрольный тест по Психологии общения «Основные понятия и опредения»
Психология общения
Тест 1
1. Какие из указанных выражений характеризуют РЕЧЬ?
1) Средство хранения и передачи познавательного и социального опыта многих поколений.
2) Система исторически сложившихся словесных знаков как средство общения.
3) Общение, направленное на передачу мыслей, выражение чувств и воли посредством языка.
4) Психологическая деятельность, которая проявляется как процесс общения с помощью слов.
2. Какие из указанных выражений характеризуют ЯЗЫК?
1) Средство хранения и передачи познавательного и социального опыта многих поколений.
2) Система исторически сложившихся словесных знаков как средство общения.
3) Общение, направленное на передачу мыслей, выражение чувств и воли посредством языка.
4) Психологическая деятельность, которая проявляется как процесс общения с помощью слов.
3. Следует выбрать из приведенных суждений правильное
1) Речь – это воплощение и проявление бессознательных влечений человека, его инстинкту.
2) Сознание и речь существуют параллельно и независимо друг от друга, соединяясь лишь в момент высказывания.
3) Язык – внешняя материальная оболочка мысли, своеобразный сосуд, в который как бы наполняется готовая мысль.
4) Речь – это процесс общения посредством языка, процесс взаимного воздействия общающихся людей.
4. Какие из слов не говорит о визуальном типе:
1. Смотреть.
2. Прояснить.
3. Чувствовать.
4. Перспектива.
.
5. В каком из утверждений лучше всего описано понятие комплексной эквивалентности:
1. Два и более поведенческих актов тождественны по комплексу признаков.
2. Два утверждения связаны таким образом, что обозначают одно и то же.
3. Два утверждения связаны таким образом, что, по мнению говорящего, означают одно и то же.
4. Взаимозаменяемость двух утверждений в пределах некого контекста.
6. «Взрослый» – это состояние «Я», для которого характерно:
1. Эмансипированное самоутверждение.
2. Эмпатическое понимание мотивов и побуждений других людей.
3. Работа с фактами и объективной реальностью.
4. Продуктивное разрешение внутренних конфликтов.
7. Структурный голод – это:
1. Переживание недостаточной упорядоченности окружающего мира.
2. Потребность жестко структурировать содержание переживаний.
3. Потребность в структурировании времени.
4. Чувство размытости аутоидентификации.
8. С точки зрения цели общения можно выделить следующие функциональные ситуации:
1. Цель общения – вне самого взаимодействия субъектов.
2. Цель общения в нем самом.
3. Цель общения – приобщение партнера к опыту и ценностям инициатора общения.
4. Цель общения – приобщение самого инициатора к ценностям партнера.
.
9. Свойства речи – это:
1. Темп речи.
2. Громкость речи.
3. Тембр речи.
4. Количество пауз.
5. Интонация.
6. Частота дыхания.
10. Кинесика включает:
1. походку
2. прикосновение
3. рукопожатие
4. жесты
5. наклоны тела
6. мимику
11. К лояльным приемам спора относят:
1. Захват инициативы.
2. Использование эмоционально окрашенных понятий.
3. Подмена тезиса.
4. Обращение аргументов оппонента против него самого.
5. Умение держать в памяти весь спор.
6. Предвзятая интерпретация.
12. Максимум напористости и максимум кооперативности (выигрыш-выигрыш) – это:
1. Избегание.
2. Противоборство.
3. Уступчивость.
4. Сотрудничество.
5. Компромисс.
13. Минимум напористости и максимум кооперативности (проигрыш-выиграш) – это:
1. Сотрудничество
2. Избегание.
3. Противоборство.
4. Уступчивость.
5. Компромисс.
14. Минимум кооперативности и максимум напористости (выигрыш-проигрыш) – это:
1. Избегание.
2. Компромисс.
3. Уступчивость.
4. Сотрудничество.
5. Противоборство.
15. Рефлексивное слушание – это:
1. Уточнение.
2. Внимательное молчание
3. Перефразирование.
4. Минимализация ответов.
5. Отражение чувств.
6. Ограниченное число вопросов.
16. Оптико-кинетические средства общения – это
1. жесты;
2. паузы;
3. логичность речи;
4. мимика.
17. Психологическая совместимость
1. основывается на сходстве ценностных ориентаций;
2. предполагает равенство интеллектуального потенциала;
3. зависит от скорости протекания психических процессов;
4. включает взаимодополняемость характеров.
18. Лидер в производственной группе
1. регулирует неофициальные межличностные отношения в группе;
2. не контролирует ход выполнения производственных задач и не отвечает за качество выпускаемой продукции;
3. назначается;
4. обладает определенной системой различных санкций.
19. Манипулятивный стиль общения
1. имеет тайный характер намерений;
2. вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего порядка;
3. предполагает ясность внутренних приоритетов;
4. используется духовно зрелыми речевыми партнерами.
20. Эффект стереотипизации:
1. удовлетворенность людей друг другом на основе подобия или различия характерологических свойств, способностей, равенство интеллектуального потенциала;
2. возникает при минимальной информированности об объекте восприятия, восприятие его в результате специфических установок воспринимающего направлено на обнаружение у объекта определенных качеств;
3. предполагает сходство взамодействующих людей на основе их темперамента, зависит от скорости протекания психических процессов;
4. возникает относительно групповой принадлежности человека, когда специфические характеристики данной группы рассматриваются как черты, присущие каждому её представителю.
Выберите один из предложенных вариантов ответа.
1. Как вас воспринимают коллеги, знакомые?
А. Как очень дружелюбного человека
Б. Как человека самоуверенного
В. Как спокойного и уравновешенного человека
2. Как вы реагируете, если коллега без разрешения возьмет с вашего рабочего стола какую-то вещь?
А. Бурно возмущаетесь
Б. Сухо просите вернуть взятое на место
В. Спрашиваете, не нужно ли ему еще чего-нибудь
3. Стараетесь ли вы искать пути к примирению после конфликтов?
А. Всегда.
Б. Иногда.
В. Никогда
4. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь?
А. Умеренными и сбалансированными.
Б. Несерьезными.
В. Радикальными
5. Какое животное вам наиболее симпатично?
А. Медведь.
Б. Тигр.
В. Кошка
6. Легко ли вы вступаете в спор?
А. Да.
Б. Нет.
В. Зависит от обстоятельств
7. Что выделаете, если какое-то дело не удается довести до конца?
А. Смиряетесь.
Б. Пытаетесь свалить вину на другого.
В. Повторяете попытки снова и снова.
8. Как вы ведете себя, если вам нагрубили в магазине?
А. Терпите, избегая скандала.
Б. Выражаете недовольство.
В. Грубите в ответ
9. Как вы себя чувствуете, если опаздываете на встречу?
А. Спокойно.
Б. Очень нервно и раздражительно.
В. Слегка тревожно
10. Как вы себя ведете, если собеседник вас не слушает?
А. Раздражаетесь, стараясь не показать виду.
Б. Тактично намекаете ему на недостаток внимания.
В. Разворачиваетесь и уходите.
11. Вы всегда внимательно слушаете собеседника?
А. Да.
Б. Не всегда.
В. Редко
12. Вы любите быть в центре внимания?
А. Всегда.
Б. Иногда.
В. Для вас это неважно
13. Как вы поступите, если вашего ребенка обидели в школе?
А. Поговорите с учителем.
Б. Устроите скандал обидчикам.
В. Научите отпрыска давать отпор
14. Способны ли вы пойти на компромисс?
А. Никогда.
Б. Да.
В. Зависит от ситуации
Подсчитайте набранные баллы:
Ответы:24 балла и менее
С вами достаточно легко общаться, но вы слишком миролюбивы. Вам необходимо быть более решительным. Не относитесь к себе столь критически.
25 — 31 балл
Вы легко сходитесь с окружающими, но иногда с вами бывает ох как непросто. Во многом ваше поведение зависит от настроения. Не следует поддаваться эмоциям, будьте терпимее.
32 — 45 баллов
Вы — человек неуравновешенный, а иногда бываете крайне агрессивны. В обыденной жизни вы готовы пожертвовать интересами окружающих, то есть с вами тяжело найти общий язык.
Тест на тему: КОС по дисциплины «Психология общения»
Министерство образования Саратовской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Саратовской области среднего профессионального образования
«Поволжский колледж технологий и менеджмента»
Комплект
контрольно-оценочных средств
учебной дисциплины
ОГСЭ 03. Психология общения
основной образовательной программы (ОПОП)
специальности
190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Балаково, 2012
Комплект-контрольно-оценочных средств разработан в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОГСЭ 03. Психология общения, основной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Разработчик:
Шамрай Н.П. преподаватель специальных дисциплин, высшей квалификационной категории.
1. Общие положения
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ОГСЭ 03. Психология общения.
КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.
КОС разработаны на основании положений:
- основной образовательной программы по специальности СПО 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»;
- программы учебной дисциплины ОГСЭ 03. Психология общения.
2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результатов |
У1- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; | Применяет различные техники и приемы общения в своей профессиональной деятельности |
У2-использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; | Самостоятельно регулирует и корректирует свое поведение в межличностном общении Использует различные приемы саморегуляции |
З1- взаимосвязь общения и деятельности | Понимает и определяет влияние и взаимосвязь общения и деятельности |
З2 -цели, функции, виды и уровни общения | Формулирует цели общения, Определяет функции и уровни общения Дает характеристику видам общения |
З3- роли и ролевые ожидания в общении | Понимает и объясняет сущность трансактного анализа Понимает и отличает ролевые позиции при общении, Правильно распределяет позиции для эффективного общения |
З4- виды социальных взаимодействий | Знает основные классификации взаимодействий Понимает и дает характеристику видам взаимодействия: конкуренция, кооперация, ориентация на понимание, ориентация на контроль Определяет манипуляцию, владеет способами защиты |
З5 -механизмы взаимопонимания в общении | Знает классификацию психологических механизмов восприятия в общении Обосновывает выбор механизма восприятия в разных ситуациях Объясняет причины искажений процесса восприятия при общении |
З6-техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения | Знает и применяет различные техники общения: манипуляции, аттракции, коммуникации Выделяет рефлексивное и нерефлексивное слушание Соблюдает правила ведения беседы Владеет приемами убеждения, Понимает и аргументирует принципы использования комплиментов и критики в профессиональной деятельности |
З7- этические принципы общения | Знает основные принципы и правила делового этикета Понимает и определяет взаимосвязь делового этикета и этики деловых отношений. |
З8-источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов | Понимает причины возникновения конфликтов, Знает классификацию конфликтов, Объясняет динамику развития конфликтов и источники возникновения Выбирает различные стратегии поведения в конфликте в соответствии с ситуацией Владеет способами разрешения конфликтов |
3. Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля
Наименование элемента умений или знаний | Виды аттестации | |
Текущий контроль | Промежуточная аттестация | |
У1- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; | + | + |
У2-использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; | + | + |
З1- взаимосвязь общения и деятельности | + | |
З2 -цели, функции, виды и уровни общения | + | + |
З3- роли и ролевые ожидания в общении | + | + |
З4- виды социальных взаимодействий | + | + |
З5 -механизмы взаимопонимания в общении | + | + |
З6-техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения | + | + |
З7- этические принципы общения | + | |
З8-источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов | + | + |
4. Распределение типов контрольных заданий по элементам знаний и умений.
Содержание учебного материала по программе УД | Тип контрольного задания | |||||||||
З1 | З2 | З3 | З4 | З5 | З6 | З7 | З8 | У1 | У2 | |
Раздел 1 Тема 1.1. Введение в психологию общения. | 2 | 8 | ||||||||
Раздел 2. Тема 2.1.Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения) | 3 | 8,12 | 10 | |||||||
Раздел 2. Тема 2.2. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения) | 8,11 | 10 | 10 | |||||||
Раздел 2. Тема 2.3.Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения) | 4,5,8,10 | 10 | ||||||||
Раздел 2. Тема 2.4. Формы делового общения и их характеристика | 8,10 | 10 | ||||||||
Раздел 3. Тема 3.1 Конфликт: его сущность и основные характеристики. | 2,4,10 | 10 | ||||||||
Раздел 3. Тема 3.2. Эмоциональное реагирование в конфликтах и саморегуляция. | 10 | |||||||||
Раздел 4. Тема 4.1 Общие сведения об этической культуре | 5 |
5. Распределение типов и количества контрольных заданий по элементам знаний и умений, контролируемых на промежуточной аттестации.
Содержание учебного материала по программе УД | Код контрольного задания | Количество контрольных заданий по типам | |||||||||||||
З2 | З3 | З4 | З5 | З6 | З8 | У1 | У2 | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||||||||
Раздел 1. Тема 1.1. Введение в психологию общения. | 8 | 8 | 3 | ||||||||||||
Раздел 2. Тема 2.1.Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения) | 8 | 1 | 1 | ||||||||||||
Раздел 2. Тема 2.2. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения) | 8 | 1 | |||||||||||||
Раздел 2. Тема 2.3.Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения) | 8 | 2 | 1 | ||||||||||||
Раздел 2. Тема 2.4. Формы делового общения и их характеристика | 5,11 | 11 | 1 | 1 | |||||||||||
Раздел 3. Тема 3.1 Конфликт: его сущность и основные характеристики. | 8 | 5 | 2 | 1 | 2 | ||||||||||
Раздел 3. Тема 3.2. Эмоциональное реагирование в конфликтах и саморегуляция. | 5 | 10 | 1 | 1 | |||||||||||
Раздел 4. Тема 4.1 Общие сведения об этической культуре | |||||||||||||||
Всего | 8 | 8 | 8 | 8 | 5,11 | 8,5 | 5,8,10,11 | 9 | 1 | 2 | 4 | 2 | |||
18 |
6. Структура контрольного задания
6.1. Текст задания
Количество вариантов контрольного задания: 3 варианта
Каждый вариант состоит из 5 заданий разного уровня сложности, построенных по принципу: от простого к сложному.
Задания выполняются строго регламентировано по времени. Любое исправление, помарка в заданиях считается ошибкой.
Инструкция студентам:
- Ознакомьтесь с заданием.
- Выполните задание 1. Прочитайте внимательно вопрос и выберите правильный вариант ответа. Правильный ответ может быть только один.
- Выполните задание 2.
- Выполните задание 3 на соотнесение понятий и процессов
- Соедините стрелками понятия и соответствующие им характеристики
- Впишите в таблицу по категориям соответствующие номера диалогов.
- Выполните задание 4 на решение производственных ситуаций.
- Проанализируйте возможный диалог по предложенной картинке. Сформулируйте два варианта ответа одного из собеседников таким образом, чтобы:
А) спровоцировать конфликт
Б) избежать конфликт
2. Определите и напишите к какому типу (А, Б, В) относятся конфликты в предложенных ситуациях.
Тип А – эскалация конфликтогенов
Тип Б – конфликтная ситуация +инцидент
Тип В – сумма конфликтных ситуаций
- Проанализируйте ситуацию, сформулируйте ваш ответ на нее, используя механизмы критики.
- Выполните практическое задание 5. Подготовьте устное сообщение, обработав предлагаемый текст. Используя все известные вам средства убеждения, дополните информацию и подайте ваш текст сообщения в соответствии с заданием по варианту.
1 вариант — подать ваш текст сообщения так, чтобы опровергнуть его, подвергнуть нападкам, всячески очернить
2 вариант — подать ваш текст сообщения так, чтобы оно звучало нейтрально, как научное сообщение на конференции
3 вариант — подать ваш текст сообщения так, чтобы оно звучало как реклама, подать в хвалебном тоне.
1 вариант.
Задание 1
Выберите правильный ответ.
1. Коммуникативная сторона общения
а) обмен информацией
б) восприятие и понимание друг друга
в) взаимодействие друг с другом
2. Вид общения, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект
а) духовное
б) примитивное
в) манипулятивное
г) деловое
3. Общение, когда в его процессе собеседники выполняют определенные социальные роли
а) формально-ролевое
б) контакт масок
в) светское
г) духовное
4. К невербальным средствам общения относится
а) речь
б) интонация
в) мимика
г) язык
5. Жесты, выражающие через движения тела и мышцы лица определенные эмоции
а) аффекторы
б) эмблемы
в) иллюстраторы
г) регуляторы
6. Недоминантная позиция в общении это позиция
а) родителя
б) ребенка
в) взрослого
7. Доминирование это
а) открытое воздействие на партнера
б) скрытое воздействие на партнера
в) стремление победить сильного соперника
8. Стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта
а) конфликтоген
б) инцидент
в) конфликтная ситуация
9. Стиль поведения в конфликте, характеризующийся отсутствием внимания как к своим интересам, так и интересам партнера. Уход от конфликта, не отстаивая своих интересов.
а) соперничество
б) компромисс
в) избегание
10. Механизм восприятия собеседника, характеризующийся способностью к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания
а) эмпатия
б) идентификация
в) рефлексия
Задание 2.
Напишите вторую формулу конфликта и расшифруйте производные этой формулы
Задание 3.
Выполните задания на соотнесение процессов и понятий
- Определите и соотнесите к какому виду защиты от манипуляции относятся предлагаемые техники
| А) контрманипуляция Б) сменить тему разговора В) промолчать Г) расставить точки над «и» |
2.Систематизируйте невербальные сигналы по пяти категориям: поза, мимика, жестикуляция, дистанция, интонация.
поза | мимика | жестикуляция | дистанция | интонация |
- Он воскликнул: «Хотел бы я хоть раз убедиться, что ты выполнишь порученное тебе дело»!
- Она отступила на шаг назад: «Что ты себе вообразил?»
- Он стоял, прислонившись к стене, скрестив ноги
- Четырёхлетняя девочка уверяла маму, что может застегнуть пальто самостоятельно. Мама сказала: «Конечно, ты сможешь это сделать, моё сокровище!» и тут же сама застегнула пальто малышке.
- В то время как Н. Уверял, что ищет контактов с молодым поколением, он неоднократно выставлял руки вперёд, словно защищаясь, будто хотел отодвинуться от слушателей
- Вы ждёте, переминаясь с ноги на ногу, пока секретарь медленно заполняет бланк, столь необходимый вам
- Он идёт к окну и закрывает его
- Она безмолвно на него взглянула, но крылья её носа дрожали от едва сдерживаемого возбуждения.
- Кофе был столь горячим, что, не успев сделать глоток, он инстинктивно его выплюнул
- Он иронично сказал: «Коробка передач просто счастлива, что вы так сильно жмёте на педаль»………
Задание 4.
Решите производственные ситуации.
- По предложенной картинке, внимательно изучите ситуацию и дайте такой ответ, который
- Может спровоцировать конфликт
- Поможет избежать конфликта
2: На вас поступили многочисленные жалобы, что вы разлагаете дисциплину персонала. Кроме того вы не справляетесь с планом
1: ……………………….
- Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующих ситуациях.
А) Беседуя с претендентом на вакантную должность, руководитель дает обещание в дальнейшем повысить его в должности.
Вновь принятый с воодушевлением приступает к работе, проявляя высокую работоспособность и добросовестность. Руководство постоянно увеличивает нагрузку, не прибавляя зарплату и не повышая в должности. Спустя некоторое время работник начинает проявлять признаки недовольства… Назревает конфликт.
Б) Работник, достигший пенсионного возраста, жалуется начальнику, что мастер выживает его с работы. Мастер клянется, что ни малейшего повода для этого не дает. Работник же продолжает жаловаться.
- Проанализируйте ситуацию и разработайте механизм критики для нее
У вас несколько подчиненных, которые совершают немотивированные действия. Вы видите их постоянно вместе, при этом вам кажется, что вы знаете, кто у них неформальный лидер. Вам нужно заставить их хорошо работать, а не устраивать «тусовки» прямо на рабочем месте. Вы не знаете какой интерес их объединяет. Что вы предпримите для изменения ситуации и улучшения работы?
Задание 5.
Выполните практическое задание
Обработайте предлагаемый текст для устного сообщения. Ваша задача – используя все известные вам средства убеждения, дополнить информацию и подать ваш текст сообщения так, чтобы опровергнуть его, подвергнуть нападкам, всячески очернить
Среди дилеров иномарок наибольшей эффективностью отличаются автосалоны, расположенные в Москве, каждый из которых за 10 месяцев 2012 года в среднем продал более 1,1 тысячи легковых автомобилей. Но при этом у некоторых московских дилеров идут в зачет иномарки, реализуемые субдилерами в других регионах РФ. Такие данные приводятся в новом отчете «Дилерские сети автопроизводителей в РФ», подготовленном аналитическим агентством «АВТОСТАТ».
Второе место по «нагрузке» дилеров занимает Краснодар (порядка 900 единиц), третье – у Нижнего Новгорода (свыше 700 штук). Также с довольно ощутимой нагрузкой работают автосалоны Санкт-Петербурга, Уфы, Екатеринбурга, Владивостока, Сургута, Ростов-на-Дону, Самары и Ноябрьска. В этих городах автоцентры продали в среднем более 600 автомобилей. Не менее 500 машин реализуют автосалоны Казани, Красноярска, Перми, Челябинска и Тюмени.
По состоянию на октябрь – ноябрь 2012 года в России насчитывается более 4,2 тысячи дилерских центров всех автопроизводителей, официально представленных на рынке. За год общее количество авторизованных автоцентров выросло более чем на 5%.
2 вариант.
Задание 1
Выберите правильный ответ.
- Перцептивная сторона общения это
а) обмен информацией
б) восприятие и понимание друг друга
в) взаимодействие друг с другом
- Вид общения, который направлен на извлечение выгоды от собеседника
а) духовное
б) примитивное
в) манипулятивное
г) деловое
- Формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника с использованием наборов выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции
а) формально-ролевое
б) контакт масок
в) светское
г) примитивное
- К вербальным средствам общения относится
а) речь
б) жесты
в) мимика
г) дистанции между собеседниками
- Жесты, заменители слов или фраз в общении
а) регуляторы
б) эмблемы
в) иллюстраторы
г) адапторы
- Доминантная позиция в общении это позиция
а) родителя
б) ребенка
в) взрослого
7. Манипуляция это
а) открытое воздействие на партнера
б) скрытое воздействие на партнера
в) стремление победить сильного соперника
8. Слова, действия или бездействия «могущие» привести к конфликту
а) конфликтоген
б) инцидент
в) конфликтная ситуация
9. Стиль поведения в конфликте, характеризующийся принятием точки зрения другой стороны, но лишь до определенной степени, за счет взаимных уступок
а) соперничество
7. Речь. Психология: конспект лекций
1. Речь и ее функции.
2. Виды речи.
1. Человек – существо общественное и, чтобы понимать друг друга, общаясь, люди используют тот или иной язык.
Язык является средством общения, которое было выработано человечеством в процессе своего развития, представляющим систему знаков.
Когда язык используется в целях общения, то возникает речь.
Язык и речь – хотя и очень близкие, но все же отличающиеся друг от друга понятия.
Язык становится «мертвым» сразу после того, как люди перестают на нем общаться.
Такое произошло с латинским языком, который сейчас используется лишь в узких областях науки.
Выделяются следующие функции речи:
1) обозначение – наличие этой функции свидетельствует об отличии речи человека от общения животных.
Звуки животных выражают лишь эмоциональные состояния, тогда как человеческое слово указывает на какой-то предмет или явление;
2) обобщение – функция проявляется в том, что одним словом можно обозначить группу сходных предметов (понятие), что роднит речь с мышлением.
Мысли человека облечены в речевую форму, вне речи мысль не существует;
3) коммуникация – выражается в применении речи в процессе общения.
Может проявляться в трех видах:
а) информационная – передача знаний;
б) экспрессивная – отражает отношение говорящего к окружающим, воздействует на чувства человека;
в) планирующая – направлена на организацию поведения или деятельности, может осуществляться при помощи требования, совета, приказа, убеждения, распоряжения и т. п.
Можно ли считать способность к развитию речи у человека врожденной?
Мнения ученых неоднозначны. С одной стороны, есть неопровержимые доказательства, отрицающие возможность врожденности, примером являются дети-маугли (см. тему «Общение»), с другой стороны, ученые так и не смогли обучить животных высшим понятийным формам речи, хотя многие животные и обладают развитой системой коммуникаций между собой.
Например, американские ученые Б. Т. Гарднер и Р. А. Гарднер (1972 г.) предприняли попытку обучить шимпанзе языку глухих.
Обучение началось, когда шимпанзе была в возрасте одного года, и продолжалось в течение четырех лет.
К 4-летнему возрасту обезьяна самостоятельно воспроизводила около 130 жестов, понимала еще больше, но высшие понятийные формы мышления остались недоступными.
Таким образом, речь человека тесно связана с мышлением и является основным средством человеческого общения.
2. В различных условиях речь приобретает специфические особенности, которые выражаются в различных видах.
Рассмотрим эти виды.
Речь подразделяется на внешнюю, внутреннюю и эгоцентрическую.
Внешняя речь является ведущей в процессе общения, поэтому ее основное качество – доступность для восприятия другого человека, в свою очередь может быть письменной и устной.
Письменная речь представляет развернутое речевое высказывание.
Важно, чтобы форма изложения была ясной и точной.
Если речь предназначена для широкой читательской аудитории, то следует позаботиться о ее обоснованности, содержательности, увлекательности.
Устная речь более выразительная, так как используются мимика, жесты, интонация, голосовая модуляция и т. п. Специфика этого вида в том, что сразу же можно видеть реакцию слушателей на слова говорящего, что позволяет определенным образом корректировать речь.
У человека качества письменной и устной речи могут не совпадать.
Например, прекрасный оратор может испытывать затруднения при письменном изложении своей речи и наоборот.
Устная речь подразделяется на монологическую и диалогическую.
Монологическая речь – речь одного человека.
Ее основное достоинство заключается в возможности донести до слушателей собственную мысль без искажения и с необходимыми доказательствами.
Диалогическая речь происходит между двумя или несколькими лицами.
Это более легкий вид речи, так как не требует развернутости, доказательности, продуманности в построении фраз.
Ее недостаток в том, что говорящие могут перебивать друг друга, искажать разговор, не до конца высказывать свои мысли. Подразделяется на ситуативную и контекстуальную речь.
Ситуативная речь малопонятная для человека, не посвященного в ситуацию.
В ней присутствует много междометий, мало или нет совсем имен собственных, которые заменяются местоимениями.
Контекстуальная речь – более развернутая, предшествующие высказывания обуславливают возникновение последующих.
Эгоцентрическая речь – речь человека, обращенная на себя самого и не рассчитанная на какую-либо реакцию со стороны окружающих.
Это промежуточный вид между внешней и внутренней речью. Наиболее часто этот вид речи проявляется у детей среднего дошкольного возраста, когда в процессе игры или рисования, лепки они комментируют свои действия, ни к кому конкретно не обращаясь.
У взрослых также иногда можно встретить эгоцентрическую речь.
Чаще всего это происходит при решении сложной интеллектуальной задачи, в ходе чего человек рассуждает вслух.
Можно сказать, что это речь-мышление, задача которой – обслуживать интеллект человека.
Внутренняя речь – речь про себя.
Ее наиболее характерные черты – это фрагментарность, отрывочность, сокращенность.
Существует следующий закон перехода внешней речи во внутреннюю: в первую очередь сокращается подлежащее, а остается сказуемое с относящимися к нему частями предложения, в словах в первую очередь идет сокращение гласных.
Экспериментально доказано, что внутренняя речь существенно влияет на решение умственных задач.
В опытах А. Н. Соколова взрослым испытуемым предлагалось прослушать текст или решить несложный арифметический пример и при этом одновременно декламировать вслух хорошо выученные стихи, либо произносить одни и те же простые слоги («ба-ба» или «ля-ля»).
Эксперимент показал, что при таких условиях смысл текста не улавливался, а воспринимались лишь отдельные слова, решение задачи также затруднялось, а это может означать, что процесс мышления предполагает активную внутреннюю работу артикуляционного аппарата.
Подобного рода опыты организовывались и с младшими школьниками.
Оказалось, что простой зажим языка зубами уже вызывал серьезные затруднения в чтении и понимании текста и наличие грубых ошибок при письме.
Таким образом, виды речевой деятельности разнообразны и используются в зависимости от ситуации общения.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеВиды психических процессов: речь
Что такое психические процессы и какими они бывают
Определение 1
Психические процессы это одно их основных понятий современной психологии. Под этим термином понимают группу психических явлений, которые имеют свои определенные функции, и все вместе составляют целостную систему под названием психика человека.
Деление психики на условные элементы психологических процессов сформировалось в начале становления психологии как науки, т. е. в 19 — начале 20 века, когда во всех науках имели место аналитические тенденции.
Сегодня, современные ученые считают, что все психические явления тесно связаны, практически не могут существовать отдельно и все вместе представляют единую систему – психику человека.
Психические процессы подразделяют на три основные группы:
- познавательные
- эмоциональные
- волевые
Познавательные психические процессы включают в себя:
- воображение
- память
- ощущения
- восприятия
- мышление
- сознание
- речь
- внимание
Эмоциональные психические процессы состоят из:
- эмоций
- чувств
- аффектов
Волевые, в свою очередь, делят на:
Готовые работы на аналогичную тему
- постановку цели
- принятия решения
- борьбу мотивов
Далее в статье более подробно речь пойдет о таком познавательном психическом процессе как речь.
Речь как познавательно психологический процесс
Речь — это характеристика которая присутствует исключительно у людей, она сформировалась исторически на основе общей трудовой деятельности людей.
Определение 2
Речь — это совокупность слуховых и зрительных знаков, которые помогают передавать информация от человека к человеку, на дальние расстояния и через временные промежутки.
Речь является двусторонним процессом. Во-первых, речь предполагает формулирование мыслей речевыми выражениями. Во-вторых, речь предполагает понимание языковых конструкций. Речь — это средство общения и средство мышления.
Под речью понимают язык и его функционирование. Язык – «это система знаков, которая состоит из слов, их значений, синтаксиса.». Слово — представляет собой минимальную смысловую единицу языка и речи. Слово имеет 2 составляющие: внешнюю (знаковую, фонетическую), и внутреннюю (смысловую).
Замечание 1
Одним из основных понятий речи является общение. Общение – это обмен информацией различного характера двух и более индивидов.
Функции речи
Существует большое количество функции, за которые несет ответственность человеческая речь:
- коммуникативная функция
- мнистичекая функция
- экспрессивная функция
- интеллектуальная функция
- регулятивная функция
Под коммуникативной функцией принимается прием и передача между индивидуумами информационного кода. Коммуникативная функция является сомой главной и основной.
Мнистичекая функция означает, что информация, полученная в результате общения, переносится мозгом в память человека при вербализации.
Экспрессивная функция речевой деятельности дает человеку возможность демонстрировать его отношение к другим предметам, явлениям, событиям, действиями, оценивать эти события со своей субъективной токи зрения, и своё эмоциональное состояние.
Интеллектуальная функция речи дает человеку возможность мыслить. Речь имеет связь не только с мышлением, но и с сознанием человека. Эта функция выражается в том, что человек способен с помощью компактных формулировок описывать сложившуюся ситуацию, и наоборот, может быстро понять, о чем говорит собеседник, когда он емко выражает свою мысль.
Регулятивная функция выражается в том, что человек способен проявлять свое произвольное, волевое поведение.
Виды речевой деятельности
Существует несколько видов речевой деятельности, к основным видам относятся:
- устная
- письменная
- внешняя
- внутренняя
Дополнительными разновидностями могут быть:
- жестовая
- дактильная
- автономная
- эгоцентрическая
Внешняя речь – процесс использования звуковых сигналов и графических знаков для передачи информации от одного индивида другому или другим. Внешняя речь направлена на общение, основная характеристика — доступность для других людей. Внешняя речь в свою очередь подразделяется на устную и письменную.
Устная речь – это вид речевой деятельности, который включает понимание произносимой речи и воспроизведение высказываний в звуковой форме.
К типичным специфическим особенностях устной речи относятся избыточные повторения, уточнения, использование мимики, жестов, пропуски, информации, которая понятна без ее называния (произношения) вслух.
Устная речь тоже подразделяется на различные подвиды:
- спонтанная устная речь
- подготовленная устная речь
- диалогическая устная речь
- монологическая устная речь
Во время письменной речи процесс общения происходит в виде обменивания графическими знаками. Письменная речь позволяет человеку обдумывать и тщательно отбирать языковые средства, исправлять текст, более точно излагать свои мысли. Для письменной речи характерны более сложные синтаксически конструкции, более логичное и связанное изложение. Письменная речь связанна с различными книжными стилями: научным, официально-деловым, публицистическим, художественным.
Замечание 2
Письменная речь имеет важное отличие от речи устной. При устном общении человек видит реакцию собеседника на его слова, во время письменной речь автор не видит реакцию своего читателя, часто автор даже не знает того, кто будет его читать.
Внутренняя речь представляет собой речь, которая лишена звуковой оболочки, коммуникативная функция в данном виде речи отсутствует, этот вид речи предполагает внутреннее проговаривание. Внутренняя речь сосредоточена на процессе мышления.
Предикативность – это одна из характеристик внутренней речи, это значит, что в речи отсутствуют слова, относящиеся к подлежащному, в ней имеют место только слова, которые относятся к подлежащему (предикативу). Функции внешней и внутренней речи различаются. Во внутренней речи отсутствуют дополнительные элементы, которые кажутся мыслящему само собой разумеющимися, в ней присутствует только главная ключевая информация.
Несмотря на то что коммуникативная функция отсутствует во внутренней речи свою социальную составляющую она не теряет. Внутренняя речь социальна по своему содержанию. Внутренняя речь, хоть она и не имеет звуковой оболочки, все же она обращена к собеседнику.
Внутренняя речь представляет собой беззвучный речевой процесс, словесная оболочка мыслительной функции.
Жестовая речь — это вид речи который используется для людей, у которых отсутствует слух. Несмотря на то что этот вид речи представляет собой знаки, оформленные жестами рук, она имеет свои лексические и грамматические особенности.
Дактильная речь представляет собой форму общения, при которой используются жесты для обозначения смысла слов, а также присутствуют признаки устной речи.
Автономная речь – это речь младенца, которая возникает ситуативно, выражается в повторении за взрослыми слогов и слов.
Эгоцентрическая речь – речь без учета собеседника, например, когда дети проговаривают свои действия.
Пройдите личностный тест — Проект психометрии с открытым исходным кодом
На этом веб-сайте представлена коллекция интерактивных личностных тестов с подробными результатами, которые можно использовать для личного развлечения или для получения дополнительной информации об оценке личности. Эти тесты варьируются от очень серьезных и широко используемых научных инструментов популярной психологии до самодельных викторин. Особое внимание уделяется сильным и слабым сторонам и валидности различных систем.Рекомендуемые испытания
Тест личности большой пятерки: По общему мнению в академической психологии, существует пять основных черт личности.Эта модель используется в большинстве исследований личности и является основой многих наиболее авторитетных тестов, используемых психологами, поддерживающими тесные связи с академическим сообществом. «Большая пятерка» обычно не пользуется популярностью в ориентированной на потребителя оценке личности или самопомощи, потому что многим людям обратная связь модели кажется относительно простой. В этом тесте используются общедоступные шкалы из Международного пула элементов личности.Статистический тест «Какой персонаж?»: Этот инструмент сравнит ваши ответы с базой данных, содержащей более 1000 вымышленных персонажей.База данных создается на основе рейтингов персонажей, собранных краудсорсингом, и цель состоит в том, чтобы сопоставить людей с персонажами, которые, по их мнению, похожи на них.
Прочие испытания
Аналоги для множественного широкополосного доступа: Большинство личностных тестов задают одни и те же вопросы, они просто по-разному организуют свои результаты. Он подсчитывает все баллы, которые вы, вероятно, получите, если пройдете 8 различных хорошо известных личностных тестов всего из одного набора заданий.
Шкала многомерной интроверсии-экстраверсии: Идея интроверсии и экстраверсии — одна из старейших и наиболее известных идей в психологии личности.Свидетельства показывают, что люди могут иметь в виду несколько разных вещей, когда они описывают себя как интроверт или экстраверт, поэтому черта интроверсии-экстраверсии фактически должна быть разбита на пару разных, хотя и связанных, черт.
Открытые расширенные шкалы юнгианского типа: Система типов личности, предложенная Карлом Юнгом (1921), а затем уточненная Ч. Майерсом и И. М. Бриггсом, стала чрезвычайно широко используемой теорией личности в контекстах самопомощи, управления бизнесом, консультирования и духовного развития, но она обычно не используется. в академических исследованиях, где, как и все теории типов, к ней относятся скептически.Система производит 16 типов личности на основе четырех дихотомий и является системой, используемой, среди многих других, в индикаторах типа Майерса Бриггса и Сортировщике темперамента Кейрси. OEJS — это бесплатное средство измерения четырех дихотомий с открытым исходным кодом, которое дает результат, эквивалентный результатам обычных тестов.Инвентаризация темперамента Фишера: FTI — это общий показатель личности, который прослеживает поведение человека до функции нейротрансмиттеров в мозге. Он делит людей на один из четырех темпераментов, каждый из которых связан с определенными нейрохимическими веществами.
Эннеаграмма личностных шкал OSPP: Эннеаграмма личности — это система из девяти типов личности, организованная геометрической диаграммой. Многие авторы продвигали его как духовный инструмент и инструмент самопомощи, и существует несколько различных популярных тестов типа эннеаграммы. OEPS был разработан этим веб-сайтом и отражает среднее представление о каждом типе в популяции энтузиастов онлайн-эннеаграммы.
Многофакторный тест на общие знания: Тест на общие знания, измеряющий четыре аспекта общих знаний.Масштаб художественных предпочтений: Оценивайте картины, чтобы узнать, каковы ваши предпочтения в искусстве с точки зрения стиля и содержания.
Полномасштабный IQ-тест: Тест IQ, измеряющий весь спектр человеческих способностей.
Психоневротический список Вудворта: WPI, который часто называют первым личностным тестом, был разработан военными США во время Первой мировой войны для выявления новобранцев с высоким риском развития контузии.Разработанный слишком поздно для такого использования, WPI вместо этого нашел свое место в качестве доминирующего показателя самооценки личности в академических психологических исследованиях в течение 1920-х и 30-х годов, но с тех пор о нем по большей части забыли.
Шкала невербальной непосредственности : Эта шкала измеряет индивидуальные различия в использовании языка тела при общении.
Оценка по шкале привлекательности — мужчина / женщина: EMAS и EFAS измеряют индивидуальные различия во взглядах мужчин и женщин соответственно.
Маркеры IIP RIASEC: Коды Голландии (аббревиатура RIASEC относится к шести кодексам Голландии) — это типология профессий, которая группирует рабочие места по шести категориям и описывает различные личностные характеристики людей, склонных к каждой категории. С момента ее разработки Джоном Л. Холландом в 1950-х годах теория стала доминирующей в области профориентации и была включена в большинство оценок, которые вы могли бы пройти в университетском центре планирования карьеры.Маркеры RIASEC из общедоступного пула элементов интересов были разработаны Джеймсом Раундсом и его коллегами в 2008 году для использования в психологических исследованиях.
Короткая темная триада: «Темная триада» — это название трех черт личности, которые обычно кажутся злыми или злыми: нарциссизм, макиавеллизм и психопатия. Совместное изучение этих трех черт как темной триады стало популярным в 2000-х годах. В 2011 году Делрой Полхус и Дэниел Джонс опубликовали Краткую темную триаду (SD3) в качестве единого короткого теста для одновременного измерения всех трех характеристик.
Протестантская шкала трудовой этики : Существует социологическая теория, согласно которой страны Северной Европы в ходе промышленной революции развивались быстрее, чем страны Юга, из-за того, что протестантизм (а не католицизм) склонялся к труду. Эта идея была подхвачена некоторыми психологами, которые считают, что люди могут иметь разные уровни протестантской трудовой этики.
Шкала атрибутов личности ботаников: Мера личностных характеристик, которые отличают тех, кто называет себя ботаниками, от тех, кто этого не делает.Open DISC Assessment Test: Модель личности DISC — это система, которая делит людей на четыре типа личности. Модель продвигается на коммерческой основе несколькими различными организациями для использования на рабочем месте.
Тест на четыре темперамента: Если бы в 1850 г. вы попросили хорошо образованного западного человека описать себя, он бы ответил, используя язык четырех темпераментов, расширение древней теории медицины четырех гуморов на личность греческого врача Галена (129–216 гг. Н. Э.).Четыре темперамента как общепринятый способ описания личности были побеждены развитием психологии после 1900 года, но в последнее время они пережили возрождение и получили распространение в духовном контексте и в контексте самопомощи.
Тест по 16 личностным факторам Кеттелла: В 1940-х годах Раймонд Кеттелл предложил модель индивидуальных различий людей с 16 факторами, основанную на статистическом исследовании ответов на анкеты о личности. Модель Кеттелла никогда не получила широкого признания, и его статистический анализ, который выявил 16 факторов, никогда не был успешно воспроизведен, но созданный им тест, опросник 16PF, был очень популярен в прикладной психологии, например, в таких контекстах, как консультирование и человеческие ресурсы.В этом тесте используются общедоступные шкалы из Международного пула элементов личности, которые были разработаны Льюисом Голдбергом для эквивалента 16PFQ.
Шкала самооценки Розенберга: Разработанная в 1960-х годах Моррисом Розенбергом для изучения самооценки подростков, шкала RSES стала наиболее широко используемым универсальным измерителем самооценки в психологических исследованиях.
Обзор словарных исмов (SDI-46) : SDI — это мера социально-политических установок, разработанная Жераром Сосье.Его название ссылается на тот факт, что оно было получено в результате поиска в словаре слов, описывающих различные философии (которые часто заканчиваются на «изм», например, либерализм, хоббизм), которые затем были сведены к основным факторам с помощью статистического анализа. Версия SDI-46 была опубликована в 2013 году.
Шкала доминирования мозга в открытом полушарии: Мера мышления левого / правого полушария мозга, научно опровергнутая, но все еще популярная идея.
Общая шкала убеждений заговорщиков: Мера веры в теории заговора.
Тест памяти лица на основе экспозиции: Измерение памяти лица и слепоты.
Словарный тест на IQ: Словарный тест, дающий результат, подобный результату IQ.
Шкала родства с природой (NR-6) : NR-6 измеряет силу психологической связи человека с природой, то есть то, что считается психологически здоровым.Заявление об ограничении ответственности
Все эти тесты предназначены только для образовательных и развлекательных целей.Они не назначаются клинически, и поэтому результаты не подходят для принятия важных решений. Эти тесты также не являются безошибочными, если результаты говорят о вас что-то, что вы не считаете правдой, вы правы и это неверно. .Виды психологического тестирования
МЕНЮ
- Условия
- Зависимости
- Симптомы употребления психоактивных веществ
- Симптомы употребления опиоидов
- Лечение наркотических веществ
- Обзор СДВГ
- Симптомы СДВГ у взрослых
- Лечение СДВГ у взрослых
- Тест на СДВГ
- СДВГ в детстве
- Симптомы СДВГ в детстве
- Лечение СДВГ в детстве
- Тест на СДВГ в детстве
- Тревога и паника
- Общие симптомы тревоги
- Лечение тревоги
- Симптомы панического расстройства
- Лечение панического расстройства
- Тест на тревогу
- Аутизм
- Симптомы аутизма
- Лечение аутизма
- Симптомы Аспергера
- Лечение Аспергера
- Тест на аутизм
- Зависимости
- Биполярное расстройство
- Симптомы биполярного расстройства
- Лечение биполярного расстройства
- Тест на биполярное расстройство
- Депрессия
- Симптомы депрессии
- Сезонное аффективное расстройство
- Послеродовая депрессия
- Лечение депрессии
- Депрессионный тест
- Расстройства пищевого поведения
- Симптомы анорексии
- Лечение анорексии
- Симптомы переедания
- Лечение переедания
- Симптомы булимии
- Лечение булимии
- Тест на переедание
- Тест отношения к еде
- Тест на расстройство пищевого поведения
- Тест на расстройство пищевого поведения
- Признаки ОКР
- Биполярное расстройство
Каков ваш эмоциональный тип?
МЕНЮ
- Условия
- Зависимости
- Симптомы употребления психоактивных веществ
- Симптомы употребления опиоидов
- Лечение наркотических веществ
- Обзор СДВГ
- Симптомы СДВГ у взрослых
- Лечение СДВГ у взрослых
- Тест на СДВГ
- СДВГ в детстве
- Симптомы СДВГ в детстве
- Лечение СДВГ в детстве
- Тест на СДВГ в детстве
- Тревога и паника
- Общие симптомы тревоги
- Лечение тревоги
- Симптомы панического расстройства
- Лечение панического расстройства
- Тест на тревогу
- Аутизм
- Симптомы аутизма
- Лечение аутизма
- Симптомы Аспергера
- Лечение Аспергера
- Тест на аутизм
- Зависимости
- Биполярное расстройство
- Симптомы биполярного расстройства
- Лечение биполярного расстройства
- Тест на биполярное расстройство
- Депрессия
- Симптомы депрессии
- Сезонное аффективное расстройство
- Послеродовая депрессия
- Лечение депрессии
- Депрессионный тест
- Расстройства пищевого поведения
- Симптомы анорексии
- Лечение анорексии
- Симптомы переедания
- Лечение переедания
- Симптомы булимии
- Лечение булимии
- Тест на переедание
- Тест отношения к еде
- Тест на расстройство пищевого поведения
- Тест на расстройство пищевого поведения
- Симптомы ОКР
- Лечение ОКР
- Тест ОКР
- ПТСР
- Симптомы посттравматического стрессового расстройства
- Лечение посттравматического стрессового расстройства
- Тестирование посттравматического стрессового расстройства
- Шизофрения
- Симптомы шизофрении
- Лечение шизофрении
- Руководство по шизофрении
- Тест на шизофрению
- Проблемы воспитания
- Личность
- Тест личности
- Тест личности 16 типов
- Все тесты личности
- Вопросы взаимоотношений
- Тесты на секс и взаимоотношения
- Нарушения сна
- Тест сна
- Как справиться со стрессом
- Все психические расстройства
- ПТСР
- Биполярное расстройство
- Тесты
- Тест на СДВГ
Тест на шизофрению — 2 минуты самопроверки, мгновенные результаты
МЕНЮ
- Условия
- Зависимости
- Симптомы употребления психоактивных веществ
- Симптомы употребления опиоидов
- Лечение наркотических веществ
- Обзор СДВГ
- Симптомы СДВГ у взрослых
- Лечение СДВГ у взрослых
- Тест на СДВГ
- СДВГ в детстве
- Симптомы СДВГ в детстве
- Лечение СДВГ в детстве
- Тест на СДВГ в детстве
- Тревога и паника
- Общие симптомы тревоги
- Лечение тревоги
- Симптомы панического расстройства
- Лечение панического расстройства
- Тест на тревогу
- Аутизм
- Симптомы аутизма
- Лечение аутизма
- Симптомы Аспергера
- Лечение Аспергера
- Тест на аутизм
- Зависимости
- Биполярное расстройство
- Симптомы биполярного расстройства
- Лечение биполярного расстройства
- Тест на биполярное расстройство
- Депрессия
- Симптомы депрессии
- Сезонное аффективное расстройство
- Послеродовая депрессия
- Лечение депрессии
- Депрессионный тест
- Расстройства пищевого поведения
- Симптомы анорексии
- Лечение анорексии
- Симптомы переедания
- Лечение переедания
- Симптомы булимии
- Лечение булимии
- Тест на переедание
- Тест отношения к еде
- Тест на расстройство пищевого поведения
- Тест на расстройство пищевого поведения
- Симптомы ОКР
- Лечение ОКР
- Тест ОКР
- ПТСР
- Симптомы посттравматического стрессового расстройства
- Лечение посттравматического стрессового расстройства
- Тестирование посттравматического стрессового расстройства
- Шизофрения
- Симптомы шизофрении
- Лечение шизофрении
- Руководство по шизофрении
- Тест на шизофрению
- Проблемы воспитания
- Личность
- Тест личности
- Тест личности 16 типов
- Все тесты личности
- Вопросы взаимоотношений
- Тесты на секс и взаимоотношения
- Нарушения сна
- Тест сна
- Как справиться со стрессом
- Все психические расстройства
- ПТСР
- Биполярное расстройство
- Тесты