Учебно-методический материал по русскому языку (6 класс): Контрольная работа 6 класс «Морфемика.Словообразование»
Контрольная работа: «Морфемика. Словообразование. Орфография». 1 вариант.
1. Окончание – это …
A) Значимая часть слова, общая для родственных слов.
B) Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
C) Изменяемая часть слова, которая служит для образования форм слова и для связи слов в предложении.
D) Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
E) Главная часть основы.
- Укажите слово с нулевым окончанием.
A) Школа. B) Школьный. C) Пришкольный. D) Школьники. E) Школьник.
3.В каком слове есть нулевое окончание?
А) молода В) гербарий С) рисует D) одежды Е) зверобой
4.Найдите слово, которое не соответствует схеме: приставка – корень – суффикс – окончание.
A) Поездка B) Разведка C) Записка D) Стройка E) Покупка
5. Отметьте ряд, в котором все слова являются однокоренными.
- гора, подгорный, горе
- водить, вода, водяной
- засветить, свет, светлый
- трава, травяной, травить
6. Слово, не входящее в ряд однокоренных:
A) вода B) водный C) водитель D) водопад E) наводнение
7. В каком слове есть приставка над-?
А) надоедать В) надомница С) надсечка D) надёжность Е) наглец
8. Отметьте суффикс у слова зайчишка
А. -к- Б. -ишк- В. -чишк- Г. -шк-
9.Каков способ образования слова канцтовары?
А) суффиксальный, В) приставочный, С) приставочно-суффиксальный, D) бессуффиксный,
Е) сложение части слова с целым словом.
10. Укажите пропущенное слово в словообразовательной цепочке
обогреватель … обогреть греть
А. огреть Б. обогревать В. Разогреть Д. согревать
Контрольная работа: «Морфемика. Словообразование. Орфография». 2 вариант.
1. Суффикс – это …
A) Значимая часть слова, общая для родственных слов.
B) Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
C) Изменяемая часть слова, которая служит для образования форм слова и для связи слов в предложении.
D) Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
E) Главная часть основы.
2. Определите, в каком ряду указаны формы слова
А. листик, листочек Б. листовой, безлистный В.листик, листики Г.лист, листок
3. Укажите слово, состоящее из приставки, корня и окончания
А. перерыв Б.переросток В.переулок Г.перестройка
4. Слово, не входящее в ряд однокоренных.
A) сад B) сажать C) сажа D) посадка E) садовник
5.Какое из пяти слов не является однокоренным остальным словом?
А) детёныш В) детство С) детвора D) деталь Е) детский
6.В каком слове нет приставки об- ?
А) обедать В) обвиснуть С) обвинить D) обдуманный Е) объехать
7. Определите, в каком слове два суффикса?
А. земляника Б.земляной В.земляничный Д.земельный
8.Найдите слово с уменьшительно – ласкательным суффиксом.
A) Веточка B) Курятник C) Лыжник D) Водитель E) Переводчик
9.Каков способ образования слова карманчик?
А) суффиксальный, В) приставочный, С) приставочно-суффиксальный, D) бессуффиксный,
Е) сложение части слова с целым словом.
10. Укажите пропущенное слово в словообразовательной цепочке разговорчивость разговорчивый … говор.
А. уговор Б.говорить В. разговаривать Г.разговор
План-конспект урока по русскому языку (6 класс): Повторение темы «Морфемика, словообразование, орфография»
Повторение темы «Морфемика, словообразование, орфография»
- О.Н.У.
- Введение в тему
Перед вами рассыпанные слова. Составьте из них предложение и запишите его.
Грамотный человек должен разбираться в структуре слова.
— Как вы понимаете эти слова? Каким синонимом можно заменить слово структура? (состав слова). Как они связаны с темой урока?
— Для чего нужно разбираться в структуре слова?
— чтобы определить его смысл
-для правописания . Умение видеть строение слова и понимать значение его частей помогает правильно писать слова). Многие орфографические правила опираются на словообразование. Зная из чего состоит слово, мы видим орфограмму.
— Так чем же мы сегодня будем с вами заниматься?
— Какие цели можно поставить перед собой на уроке? (Уметь производить морфемный и словообразовательный разбор слова, отрабатывать орфографические навыки).
- Актуализация знаний
1. Фронтальный опрос
-Что составляет основу слова?
-Изменяемая часть слова.
-Какие части слова служат для образования новых слов?
-Это главная значимая часть слова, в которой соединяется общее лексическое значение однокоренных слов.
-Это значимая часть слова, которая находится перед корнем.
-Эта часть слова служит для связи слов в предложении и словосочетании.
-Какой частью слова похожи слова: соловушки, воробушка, бабушка, дедушка?
-Какой частью слова похожи слова: весна, веснушки, весенний, по-весеннему?
-Какой частью слова похожи слова: подсвечник, подоконник, подставка, подложить?
-В каких частях слова мы изучаем правила о правописании гласных и согласных?
-Часть слова без окончания
-Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов
-Часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов.
-Какие разделы науки о языке мы изучали в данной теме?
2.Лови ошибку
1. Ростение 2. Расточек 3. Премудрый 4.Загарел 5.Загар 6.Прешил 7.Зоря 8. Зоренька
3. Лингвистическая задача (инд. у доски)-
Дано: выход способ образования? Решение: выходить→ выход (бесуфиксальный способ) Ответ: слово выход образовано бессуффиксальным способом).
Приехать- прист., стенной-прист., пригородный- прист.- суф.-. — Какие способы образования здесь не названы? ( бессуффиксальный, сложение, переход в другую часть речи).
3.Выберите из данных утверждений верные.
1)Морфемы-это корень, приставка, суффикс и окончание.
2)Любое слово содержит корень, но не любое – окончание.
3)В слове может быть только один корень.
4)В слове может быть только одно окончание.
5)Если два слова имеют одинаковые корни, но разные окончания, они родственные.
6)Суффикс стоит после корня, а приставка-перед корнем.
7)Предлог не морфема, а самостоятельная часть речи.
8)В словах испугать и искать одинаковые приставки –ис-.
9)В словах ромбик и квадратик одинаковые суффиксы –ик-.
10)Выражение «У слова нулевые окончание» и «У слова нет окончание» значат одно и тоже.
11) Этимология изучает произношение слова
12) Морфемика изучает части речи
4. Работа по теме урока
1. Выполните морфемный и словообразовательный разборы слов:
подосиновик, водный, объездной, синь.
— Чем отличаются эти виды разбора?
( Морфемный разбор – это выделение значимых частей слова, из которых оно состоит. При морфемном разборе слова указываются все морфемы, которые его составляют. Словообразовательный разбор слова – это выделение того, на базе чего и как образовано данное слово. При словообразовательном разборе указывается только то, с помощью чего образовано данное слово.)
2. Работа с текстом.
У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, дом построить, детей вырастить. А ещё надо добрую песню сложить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: слагал песню или растил ребенка, – ко всему нужно приложить усилия, всему отдать свою душу и то добро, которое нельзя зап..рать в своем сердце! Да и не зап..реть его вовсе! Расул Гамзатов.
Прочитать текст.
Определить его основную мысль. Что хотел сказать этим текстом автор? (Как надо жизнь прожить.) Какой это тип речи? (Рассуждение). На какие правила пропущены гласные в словах? (Чередующиеся гласные в корнях слов). Какие корни с чередующимися гласными вы знаете еще?
3.Буквенный диктант с самопроверкой
Я называю слово, вы определяете, какую букву нужно писать в корне с чередованием, и ставите крестик в соответствующей строке с самопроверкой (1 у доски)
1. загорать 2. касательная 3. зорька 4. выращенный 5. пригорело
6. отрасль 7. зарница 8. сгорели 9. загар 10. росток
- Закрепление изученного
- Замените словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-. Запиши это слово рядом со словосочетанием, выдели приставку и запиши её значение.
- Расположенный у берега. (Прибрежный).
- Задуматься на некоторое время. (Призадуматься).
- Участок около школы. (Пришкольный).
- Гнаться за кем-нибудь. (Преследовать).
- Слегка задеть что-либо. (Прикоснуться).
- Вызывающий восхищение, красивый. (Прекрасный).
- Немного открыть окно. (Приоткрыть).
- Расположенный у дороги (Придорожный).
- Спуститься с неба на землю. (Приземлиться).
- Очень длинный. (Предлинный).
- Тест
- Подведение итогов. Рефлексия
- Д/задание орфографический практикум в параграфе 13
Тест
1. Что составляет основу слова?
а) приставка, корень, окончание б) корень, суффикс в) приставка, корень, суффикс, окончание г) приставка, корень, суффикс
2. Какая часть слова служит для образования форм слова?
а) окончание б) приставка в) корень г) суффикс
3. Какой частью слова не похожи существительные: дубок, лесок, медок, теремок?
а) приставкой б) корнем в) суффиксом г) окончанием
4. В какой части слова есть орфограмма: лаг — лож; рос — раст — ращ?
а) в окончании б) в приставке в) в корне г) в суффиксе
5.В каком слове пропущена буква А?
а)ог…рок б) выг…реть в) подг…реть г) сг…рать
6.Буква А пропущена в слове
а)з…ревать б) з…ря в) з…рянка г) з…рюшка
7.Буква Е пишется в приставке, если она обозначает
а) присоединение б) приближение в) неполное действие г) близость по значению к слову очень
8.Буква И пропущена в слове
а) пр…кратить б) пр…града в) пр…школьный г) пр…старелый
Тест
1. Что составляет основу слова?
а) приставка, корень, окончание б) корень, суффикс в) приставка, корень, суффикс, окончание г) приставка, корень, суффикс
2. Какая часть слова служит для образования форм слова?
а) окончание б) приставка в) корень г) суффикс
3. Какой частью слова не похожи существительные: дубок, лесок, медок, теремок?
а) приставкой б) корнем в) суффиксом г) окончанием
4. В какой части слова есть орфограмма: лаг — лож; рос — раст — ращ?
а) в окончании б) в приставке в) в корне г) в суффиксе
5.В каком слове пропущена буква А?
а)ог…рок б) выг…реть в) подг…реть г) сг…рать
6.Буква А пропущена в слове
а)з…ревать б) з…ря в) з…рянка г) з…рюшка
7.Буква Е пишется в приставке, если она обозначает
а) присоединение б) приближение в) неполное действие г) близость по значению к слову очень
8.Буква И пропущена в слове
а) пр…кратить б) пр…града в) пр…школьный г) пр…старелый
Итоговый тест по теме «Морфемика.Словообразование» 6 класс
Контрольная работа по теме « Морфемика. Словообразование» 6 класс
1.Словообразование-это раздел науки о языке, изучающий:
а )морфологические признаки слов; в) морфемный состав слова;
б) способы образования слов; г) постановку знаков препинания
2. Соотнесите понятия и определения.
А) Корень Б) Суффикс В) Приставка Г) Основа Д) Окончание
1. Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
2. Главная часть слова, в которой заключен смысл всех однокоренных слов.
3. Все слова без окончания.
4. Часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
5. Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
3.В каком варианте ответа указаны ряды,в которых пропущены гласные в корнях с чередованием?
1) бл..стеть, г..ра, зат..рать,к..снуться 3)прил..гательное,Р..стов,з..ря,к..сательная
2)выж..гать,пост..лить,р..сток,з..рево 4) к..са,отр..сль,выч..тать,г..рец
А) 1,2 Б) 1,4 В) 2,3 Г) 3,4
4.Найдите ошибку в определении способа образования слова.
А) подосиновик-приставочно-суффиксальный
Б) пожелтеть-приставочный
В)листопад-сложение основ с соединительной гласной
Г) пришкольный-приставочно-суффиксальный
5.Как правильно сказать?
А) ДПС установил новые правила парковки автомашин.
Б)ДПС установила новые правила парковки автомашин.
В)ДПС установило новые правила парковки автомашин.
Г)ДПС установили новые правила парковки автомашин.
6. В каком ряду во всех словах пропущена буква И?
А)пр..готовить,пр..морский,пр..небречь
Б) пр..сутствовать,пр..вратить,пр..выкнуть
В)пр..ручить,пр..целиться,пр..глядеться
Г)пр..влечь,пр..рекаться,пр..тронуться
7.Строение какого слова соответствует схеме приставка+приставка+корень+суффикс+суффикс+нулевое окончание?
А) приукрасил Б) располагались В) заблестеть Г) избирали
8.В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?
А)пр..огромный,пр..вокзальный, пр..помнить
Б)пр..пятствие,пр..одолеть,пр..творить мечту
В) пр..зирать,пр..гласить,пр..городный
Г)пр..быть на работу,пр..своить,пр..подаватель.
9.В каком случае неправильное объяснение орфограммы ведет к ошибке?
А)к..снуться- в корне кос— пишется о,так как дальше нет суффикса а
Б)заг..рать-в корне пишется гар-,т.к. дальше идет суффикс а
В)пред..юльский- после приставки на согласный пишется ы,если слово без приставки начинается с И
Г) р..сток-в корне пишем букву о,т.к. это слово исключение.
10.Найдите ошибку в написании сложного слова
А)баснописец Б) землятрясение В) птицелов Г) очевидец
11. Что такое словообразовательный разбор слова?
12. . Составьте и запишите слова, используя указанные части слова:
ПРИСТАВКА – изрыть
КОРЕНЬ — завозил
СУФФИКС — лётчик
ОКОНЧАНИЕ — звонок
Получилось слово: __________________
ПРИСТАВКА — поляна
КОРЕНЬ — рассол
СУФФИКС — палёная
ОКОНЧАНИЕ — столовый
Получилось слово: __________________
13.Буква И пишется в слове:
А) меж..нститутский Б)с..грать В) без..дейный Г) раз..скивать
14.Образуйте от глагола ПИСАТЬ 5 слов приставочным способом, запиши их и выдели приставки.
15. Образуйте от слова РУКА 5 слов суффиксальным способом, запиши их и выдели суффиксы
16. Придумайте и запишите 3 слова, соответствующие этой схеме: приставка+корень+суффикс+окончание.
17. От чего зависит выбор гласной в корнях –кас- / -кос-, -бир- / -бер-?
а) от суффикса; б) от ударения; в) от согласных после корня; г) от приставки.
18. Какого способа словообразования не существует:
а) суффиксального; б) приставочного; в) сложение основ; г) сложение корней.
19. Сделайте морфемный разбор данных слов:
Пароходик, собирала,наземный
20.Сделайте словообразовательный разбор данных слов:
Пешеход,переводчик,солнечный.
21. Спишите, вставьте пропущенные буквы.
З..рница, г..реть, з..рево, переб..рать, расст..лить, отр..стить, пол..жить, пр..рода, пр..одолеть, пр..образовать, пр..ключение, Р..стов, прил..гательное, изб..рателей,
пар..ход,бур..лом,пут..шестие,прик..сновение,пр..винтить,пр..соединить.
22.Определите способ образования слова.
А)славный – бесславный
Б) двор – дворец
В) барабан – барабанщик
Г) дно – бездонный
Д) соберу – разберу
Е) пеший, ходить – пешеход
Урок в 6 классе на тему: «Повторение: морфемика, словообразование, орфография»
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ
ТЕМА: «Повторение: морфемика, словообразование, орфография»
«Посмотри и задумайся» — формулировка темы «Повторение» (на доске картинки с изображением морфем, букв, корней с чередованием) 1 мин.
ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Актуализация знаний (повторение теории по теме): технология «шпаргалка» (шпаргалки у детей заранее подготовлены, учащийся находит пару и обменивается знаниями с собеседником) 3 мин.
Термины: морфемика, морфема, словообразование, орфография, этимология, корень, приставка, суффикс, окончание, основа, постфикс
ШПАРГАЛКИ ПОСЛЕ ОПРОСА МОЖНО СДАТЬ УЧИТЕЛЮ, ВЫВЕСИТЬ ИХ НА МАГНИТНУЮ ДОСКУ.
ШПАРГАЛКИ ЦВЕТНЫЕ, ГРУППЕ ПРИСВОИТЬ ЦВЕТА.
4-ый лишний – повторение (работа в группах: учащиеся находят лишнее слово в каждом ряду и объясняют, почему оно лишнее)
!!!ВСПОМНИМ, какие правила мы изучили
Распредели слова на 4 группы, вставь пропущенные буквы и обозначь орфограммы. РАБОТА НА ДОСКЕ И В ТЕТРАДЯХ: УЧАЩИЕСЯ ПО ЦЕПОЧКЕ ВЫХОДЯТ К ДОСКЕ, РАСПРЕДЕЛЯЮТ СЛОВА В ТУ ИЛИ ИНУЮ ГРУППУ, ВЫДЕЛЯЮТ ОРФОГРАММУ 10мин.
Работа с текстом в «карточке» (вставить пропущенные буквы, объяснить постановку знаков препинания) ПОДГОТОВКА К ДИКТАНТУ – ПОВТОРЕНИЕ ДРУГИХ ОРФОГРАММ 9 мин.
«В гости к Пете Ошибкину» (1 человек работает на доске, остальные в тренажере; исправить орфографические ошибки в предложении выполнить его синтаксический разбор).
Выполнить морфемный разбор слов (учащиеся самостоятельно разбирают слова, затем меняются тетрадями и проверяют друг друга) 3 мин
Самопроверка: реши тест 3 мин.
Рефлексия: 3 – что повторили
2 – что было сложным
1 – что запомнилось больше всего (2 мин)
Домашнее задание на выбор: 1. «Решить пример»
2. Составить смысловую карту по теме «Морфемика»
3. Придумать текст на тему «Школа», включив в него 10 слов на орфограммы, которые мы сегодня повторили. 1 мин.
Урок русского языка в 6 классе 15.11.2018
Тема: _______________________________________________________________________
Найди «лишнее слово» в каждом ряду и объясни свой выбор (лишнее слово подчеркни)
А) Корень, суффикс, приставка, основа
Б) Беседа, беседовать, собеседник, беседка
В) Положение, загар, предлагать, полагать
Г) Коснуться, прикосновение, косой, коснешься
Д) Пришить, присесть, преграда, пришкольный
Е) Суперигра, подытожить, подыграть, безынтересный
Распредели слова на 4 группы, вставь пропущенные буквы и обозначь орфограммы.
Пол…жение, пр…клеить, р…сток, супер…игра, пр…красный, под…тожить, скал…лаз, к…снешься, пр…сесть, без…мянный, пар…ход, земл…мер, подг…рел, пр….града, пеш…ход, сверх…нициативный.
***Найди слово, образованное путем сложения ______________________, приставочным способом _______________, прист-суф. способом _____________________
Работа с текстом: вставь пропущенные буквы и расставь знаки препинания.
На небе ра…г…рает…с яз…ря. Я иду через густую рож… (?) т…ж…лыые к…лос…я к…сают…ся лица. Из пр…дорожных зар…слей выл…тела перепелка. На этой п…лянке я предпол…галл собрать пр…сладких ягод. Мои предпол…жения оправдались.
4. «В гости к Пете Ошибкину» (исправь орфографические ошибки в предложении, расставь знаки препинания и выполни синтаксический разбор)
Загарелые примиленькие ребятишки пребижали на берек приширокой речонки, разлажили вещи и пресели у кастра.
***Выполни морфемный разбор слов: Ребятишки, премиленькие, разложили, речонки.
5.Реши тест, правильный ответ обведи
В каком слове нет приставки?
а)примерка
б)прищепка
в)принцесса
г)пришелецУкажите формообразующую морфему
а)корень
б)суффикс
г)основаКакое слова не является родственным остальным?
а)дорожить
б)придорожный
в)дорога
г)подорожникКакое слово верно разбито на морфемы?
а)сер-ов-ат-ое
б)на-столь-ный
в)вы-воз-ит
г)рассказ-чиц-а
6. 3 ____________________________________________________________________
2____________________________________________________________________
1____________________________________________________________________
7. Домашнее задание на выбор: 1. «Решить пример»: 1) Подсчитай в каждом примере общее количество слов; 2) Найди и отними лишнее (укажи, какие и почему), чтобы получился указанный ответ
1. Меж…здательский, сверх…нтересный, вз…мать, контр…гра, без…скусный, сверх…ндвидуальный. (? — ? = 5)
2. Пред…юльский, без…нтересный, сверх…нертный, без….звестный, роз….ск. (? — ? = 4)
2. Составить смысловую карту по теме «Морфемика»
3. Придумать текст на тему «Школа», включив в него 10 слов на орфограммы, которые мы сегодня повторили.
Мой рабочий лист
Найди «лишнее слово» в каждом ряду и объясни свой выбор (лишнее слово подчеркни)
А) Корень, суффикс, приставка, основа
Б) Беседа, беседовать, собеседник, беседка
В) Положение, загар, предлагать, полагать
Г) Коснуться, прикосновение, косой, коснешься
Д) Пришить, присесть, преграда, пришкольный
Е) Суперигра, подытожить, подыграть, безынтересный
Выбери слова на одно правило из 4, в этих словах вставь пропущенные буквы и обозначь орфограммы.
Работа с текстом: вставь пропущенные буквы и расставь знаки препинания.
На небе ра…г…рает…с яз…ря. Я иду через густую рож… (?) т…ж…лыые к…лос…я к…сают…ся лица. Из пр…дорожных зар…слей выл…тела перепелка. На этой п…лянке я предпол…галл собрать пр…сладких ягод. Мои предпол…жения оправдались.
«В гости к Пете Ошибкину» (исправь орфографические ошибки в предложении, расставь знаки препинания и выполни синтаксический разбор)
Загорелые премиленькие ребятишки прибежали на берег преширокой речонки, разложили вещи и присели у костра.
Повест, невоскл, простое, двусост, распр, осл. однор. сказ.)
Выполни морфемный разбор слов:
Ребятишки, премиленькие, разложили, речонки.
Реши тест, правильный ответ обведи
В каком слове нет приставки?
а)примерка
б)прищепка
в)принцесса
г)пришелецУкажите формообразующую морфему
а)корень
б)суффикс
в)окончание
г)основаКакое слова не является родственным остальным?
а)дорожить
б)придорожный
в)дорога
г)подорожникКакое слово верно разбито на морфемы?
а)сер-ов-ат-ое
б)на-столь-ный
в)вы-воз-ит
г)рассказ-чиц-а
6. 3 ____________________________________________________________________
2____________________________________________________________________
1____________________________________________________________________
7. Домашнее задание на выбор: 1. «Решить пример»
2. Составить смысловую карту по теме «Морфемика»
3. Придумать текст на тему «Школа», включив в него 10 слов на орфограммы, которые мы сегодня повторили.
Контрольная работа по русскому языку «Морфемика и словообразование» (6 класс)
1 вариант
1. Выберите верное утверждение:
А) Морфема – это значимая часть слова
Б) Однокоренные слова – это слова, одной части речи, которые имеют одинаковый корень с общим значением.
В). Все слова в русском языке имеют приставку, корень и окончание.
2. В каком ряду во всех словах на месте пропуска следует писать букву З?
А) ра…добыть, ра..писаться, ра..вернуть
Б) и…бавить, бе..сердечный, ра…дать
В) ра..бежаться, бе..дарный, разбить
3. В каком ряду во всех словах на месте пропуска следует писать букву О? А) выр…стить кукурузу, молодая пор…сль, отр…слевая промышленность, нар…стающая скорость,
Б) предпол…жение отпадает, возл…жить цветы, бесплатное прил…жение, сл…жение и вычитание
В) распол…жился на листе, изл…жить требования, пол…жить в шкаф, сл…гаемые успеха
4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска следует писать букву А? А) лёгкое прик…сновение, провести к…сательную, прик…снулся к плечу
Б) к…сательная к окружности, к…саться рукой, нежно прик…саться
В) к…снулся важного вопроса, это тебя не к…сается, прик…снулся плечом
5. В каком ряду не все слова являются однокоренными?
А) речной, речь, реченька
Б) лес, леса, лесной
В) вода, водяной, подводный
5. В каком ряду во всех словах пишется буква И?
А) Пр..городный, пр..красный, пр..бежать
Б) Пр..вокзальный, пр..бить, пр..сесть
В) Пр..ступить закон, пр..морский, пр..добрый
6. В каком ряду во всех словах пишется буква Ы?
А) с..грать, пред..стория, без..нтересный
Б) сверх..нтересный, контр..гра, под..грать
В) роз..грать, без..дейный, дез..нфекция
7. Какое слово образованно приставочным способом?
А) подход
Б) домик
В) саморез
8) Выпишите слова, состоящие из приставки, корня и окончания.
А) пригород
Б) ореховый
В) погрузка
9. Выпишите слова, в которых после шипящей пишется О:
Ш..лк, обж..ра, ш..пот, ш..рох, ш..ссе, ш..рстка, крыж..вник, ж..рдочка, ж..нглёр, пч..лка.
10. Выполните морфемный разбор слов: перевозчик, игривый, догонять.
11. Составьте словообразовательную цепочку: свет
9. Прочитайте текст и выполните задания:
Каждый год возвращаются журавли из далёких стран на родное болото. В самых недоступных местах устраивают они свои гнёзда. Весной журавушки водят весёлые хороводы. Соберутся в кружок на болоте, машут крыльями, танцуют. По всему лесу разносятся журавлиные голоса.
Скоро выведутся на болоте неуклюжие журавлята.
10. Выпиши из текста однокоренные слова.
11. Выпиши из полученного ряда однокоренных слов одну словообразовательную пару.
12. Выпиши из полученного ряда однокоренных слов одно слово, которое имеет следующий морфемный состав: корень, суффикс, окончание
2 вариант.
1. Выберите верное утверждение:
А) Приставка – это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
Б) Суффикс – это значимая часть слова, которая служит для образования форм одного и того же слова.
В) Основа – это часть слова без окончания.
2. В каком ряду во всех словах на месте пропуска следует писать букву С? А) бе…радостный, бе…молвие, ра…следовать
Б) бе…смысленный, ра..бежаться, и…дательство
В) ра…краснеться, бе..сердечный, бе…человечный
3. В каком ряду во всех словах на месте пропуска следует писать букву А? А) выр…стить смену, выр…щенные цветы, экзотические р…стения
Б) жадный р…стовщик, важная отр…сль, морские водор…сли
В) отр…стить волосы, прор…сла рассада, молодая пор…сль
4. В каком ряду во всех словах пишется буква О?
А) Изл..гать, изл..жение, пол..гаю
Б) пол..жить, предл..жить, пол..жение.
В) сл..гаемое, предл..гать, предл..жить.
5. В каком ряду не все слова являются однокоренными?
А) речь, речной, речка.
Б) созвездие, звезда, звездочка.
В) водный, водить, подводник
5. В каком ряду во всех словах пишется буква И?
А) Пр..града, пр..школьный, пр..добрый
Б) пр..клеить, пр..поднять, пр..морский
В) пр..интересный, пр..бежать, пр..ехать
6. В каком ряду во всех словах пишется буква И?
А) супер..гра, без..нтересный, под..тожить
Б) меж..нститутский, роз..грыш, мед..нститут
В) спорт..нвентарь, сверх..нтересный, дез..нфекция
7. Какое слово образованно суффиксальным способом?
А) самоход
Б) лесник
В) переход
8) Выпишите слова, состоящие из приставки, корня и окончания.
А) поговорка
Б) побегут
В) загадка
9. Выпишите слова, в которых после шипящей пишется О:
Пч..лка, ш..к, ч..рный, ш..колад, щ..чка, ж..кей, реш..тка, ш..рох, щ..лкать, крыж..вник.
9. Выполните морфемный разбор слов: закричать, самовар, лесной.
10. Составте словообразовательную цепочку: скрип
10. Прочитайте текст и выполните задания:
На лесной поляне встретились большой белый гриб — боровик и маленький грибок — подосиновик. Завели они свои грибные разговоры. Вдруг раздались голоса грибников и грибы быстро спрятались в траве.
10. Выпиши из текста однокоренные слова.
11. Выпиши из полученного ряда однокоренных слов одну словообразовательную пару.
13. Выпиши все слова из полученного ряда однокоренных слов, которые имеет следующий морфемный состав: корень, суффикс, окончание.
План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему: Обобщение изученного по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Богородицкая средняя школа
Смоленского района
Конспект
открытого урока русского языка
в 6 классе
«Обобщение изученного по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография»
Подготовила и провела: Ипатова Р. М.,
учитель русского языка и литературы,
учитель высшей квалификационной категории
2017 год
Тема урока:
«Обобщение изученного по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография»
Тип урока: обобщение и системацизация знаний, урок совершенствования ЗУН
Цели урока:
Образовательные:
1) обобщение и систематизация знаний по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография»;
2) совершенствование навыков правильного правописания чередующихся гласных в корне слова, гласных и согласных в приставках и других орфограмм, изученных в разделе «Морфемика и словообразование».
Развивающие:
1) развитие логического мышления обучающихся, их аналитических способностей: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
2) развитие монологической речи школьников;
3) развитие внимания, зрительной памяти;
4) развитие умения анализировать свою деятельность.
Воспитательные:
1) воспитание уважительного отношения к родному языку;
2) воспитание нравственных и коммуникативных умений и навыков;
3) воспитание умения видеть прекрасное.
Планируемые результаты:
Предметные
1) Осваивать содержание изучаемых орфограмм и алгоритм их использования.
2) Применять при письме данные орфографические правила.
Метапредметные
Регулятивные: — выполнять учебное задание в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: — определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение.
— воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
Коммуникативные:- воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи;
— находить в тексте информацию, необходимую для её решения.
Личностные
Проявлять познавательный интерес к новым знаниям
Оборудование:
— слайдовая презентация и средства для её демонстрации
-разноуровневые карточки
— маршрутный лист с заданиями.
Этапы урока
I. Организационный момент (Слайд № 1)
-Какой сегодня день?
— Сегодня. Мой любимый день.
Я надеюсь, что у вас все дни любимые. Сегодняшний тоже. К тому же вчера выпал снег. Пришла Зима. Разве может быть плохое настроение в такой день?
Так хочется верить в то, что и на уроке вы будете работать дружно и весело, с прекрасным настроением.
II. Актуализация знаний (Слайд № 2)
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!
— Как называются части, на которые делятся слова? (Морфемы)
— Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются эти части слова? (Морфемика)
— Как называется раздел науки, который рассказывает нам, как образуются слова? (Словообразование)
III. Формулировка темы урока (Слайд № 3). Постановка цели урока (Слайд № 4).
— Какова тема нашего сегодняшего урока?
— Каковы цели нашего урока?
Сегодня нам предстоит обобщить изученный материал и закрепить полученные знания.
IV. Закрепление изученного материала.
1. Разгадать кроссворд.
Кроссворд по теме «Морфемика»
1. Морфема, стоящая перед корнем и образующая новые слова.
2. Морфема, стоящая после корня и образующая новые слова.
3. Слова, имеющие одинаковый корень.
4. Главная значимая часть слова.
5. Часть слова без окончания.
6. Изменяемая значимая часть слова, образующая формы слова.
7. Соединительная гласная между частями сложного слова
2. Вставите орфограммы в слова, объясните правописание данных слов (текст на экране, слайд № 5)
Ж…вут сл…ва единою семьёй
И от родных к…рней б…рут начало.
Р…стёт …зык и(з,с)вечно молодой.
Так будет впредь, так и всегда бывало.
Вс. Рождественский
— Как вы понимаете эти строки из стихотворения Вс. Рождественского?
— Выполните словообразовательный и морфемный разборы слова ИЗВЕЧНО
Извечно
3. Самостоятельная работа учащихся у доски (по карточкам) и за партой (все остальные).
Учитель: сейчас мы попробуем создать семьи родственных слов.
3.1. Индивидуальная работа по карточкам у доски: словообразовательный и морфемный разбор слов.
Карточка № 1.
1. Выполните словообразовательный и морфемный разборы слов:
Ледниковый, снегопад, запорошить
Карточка № 2
1. Выполните словообразовательный и морфемный разборы слов:
Зимний, снежность, переморозить
3.1. ( Все остальные). Образуйте от данных слов с непроизводной основой наибольшее количество родственных слов (учитывая и сложные слова), укажите состав слов: снег, зима, лёд.
Снег — снежок, снежинка, снеговой, снежный, бесснежный, снегопад, подснежник, снегирь, снежность, снежно, белоснежка, бесснежность.
Зима – зимушка, зимний, по-зимнему, предзимний, зимовать, зимовка, зимовщик, отзимовать, перезимовать, зазимовать, зимостойкость, зимостойкий.
Лёд – ледок, ледочек, льдина, льдинка, ледышка, ледяшка,ледовый, ледяной,
ледник, ледниковый, наледь, подлёдный. Заледенеть, оледенеть, обледенеть, ледокол, ледорез, ледоруб, гололёд, гололедица.
4. Работа с текстом (Слайд № 7).
— Вставить орфограммы, объяснить правописание слов.
Здравствуй, зима!
Итак, она пр…шла, долг…жданная зима! Хорошо пр…бежаться по м…розцу в первое зимнее утро! Улицы, вчера еще по-осеннему унылые, сплошь п…крыты белым снегом, и солнце перел…вается в нем слепяшим блеском. Пр…чудливый узор мороза лег на в…трины маг…зинов и наглухо закрытые окна домов, ин…й покрыл ветви т…полей. Глянешь ли вдоль улицы, выт…нувшейся ровной лентой, вблизи ли вокруг себя посмотришь, везде все то же: снег, снег, снег. И…редка подымающийся ветерок пощипывает лицо и уши, зато как красиво все вокруг! Какие нежные, мягкие снежинки плавно кружатся в воздухе. Как ни колюч м…розец, он тоже пр…ятен. Не за то ли все мы любим зиму, что она так же, как весна, наполняет грудь волнующим чу…ством. Все живо, все ярко в пр…образившейся пр…роде, все полно бодрящей свежести. Так легко дышится и так хорошо на душе, что невольно улыбаешься и хочется сказать дружески этому чудному зимнему утру: «Здравствуй, зима!»
Шолохов Михаил Александрович
— Вспомним правописание приставок: при- и пре-; приставок на з-с.- Словообразовательный разбор слов:
пр…шла
пробежаться
свежесть
долгожданная
— Какие способы образования слов вы знаете? Приведите примеры бессуфиксального способа образования (синь, выход, тишь).
— О чём текст М.А. Шолохова «Здравствуй, зима!»? Какова тема?
— Какова основная мысль текста?
— Какие средства выразительности использует автор, чтобы показать нам красоту зимы? (олицетворение — «пришла зима», «снежинки кружатся»; эпитетым — «нежные, мягкие снежинки», «бодрящая свежесть»)
— Какие ассоциации вызывает образ зимы? (Слайд № 8)
5. Повторим орфограммы, изученные в данном разделе: соединительные гласные в сложных словах, приставки при- и пре-, буквы и-ы после приставок, корни с чередующимися гласными
5.1.Словарный диктант (все)
Касаться рукой сугроба, загореться ярко, застилать пушистым покрывалом, озарять окрестности, заснеженная растительность, проложить лыжню, холодное прикосновение, замирать от восторга, вечерняя заря, ослепительно блестит, прилагать усилия, зима набирает силу.
5.2. Карточка с индивидуальным заданием
— Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание.
Снег…пад, бел…снежный, лед…руб, пеш..ход, пут…шествие, гол…ледица, земл…трясение, птиц…лов.
5.3. Карточка с индивидуальным задание.
— Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание.
Пр…алтайский, при…полярный, пр…мудрый, пр…обладать, пр…остановить, пр…шить, пр…плыть, пр…ступить закон, пр…гнать.
5.4. Карточка с индивидуальным заданием
— Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание.
Сверх…нтересный, раз…скивать, меж…нститутский, пред…стория, раз…ыграть, без…скусственный, небез…звестный, под…тожить.
6. Прочитайте выразительно стихотворение. Выпишите слова, образованные суффиксальным способом. Укажите морфемный состав данных слов (Слайд № 9).
Снежинка, льдинка, слезинка.
V. Итог.
Ребята, давайте вернёмся к целям, которые мы сформулировали в начале урока. Достигли ли мы поставленных в начале урока целей? Что мы сегодня с вами повторили и закрепили?
— Какой можно сделать вывод?
Вывод: морфемика и словообразование — важнейшие разделы русского языка. Они тесно связаны с орфографией и другими разделами языка. Знание материалов этих разделов поможет избежать многих ошибок и сделает нашу речь правильной и грамотной.
А ещё мы сегодня встретили матушку-зиму, вспомнили, какой она бывает волшебной и сказочной, повторили художественные средства выразительности.
VI. Рефлексия.
— На уроке я работал….
— Своей работой на уроке я…
— За урок я…
Моё настроение …
VII. Домашнее задание: вопросы на стр. 126, упр. 238.
Маршрутный лист
ученика 6 класса _________________________________
1. Разгадать кроссворд.
Кроссворд по теме «Морфемика»
1. Морфема, стоящая перед корнем и образующая новые слова.
2. Морфема, стоящая после корня и образующая новые слова.
3. Слова, имеющие одинаковый корень.
4. Главная значимая часть слова.
5. Часть слова без окончания.
6. Изменяемая значимая часть слова, образующая формы слова.
7. Соединительная гласная между частями сложного слова
4. Работа с текстом
— Вставить орфограммы, объяснить правописание слов.
Здравствуй, зима!
Итак, она пр…шла, долг…жданная зима! Хорошо пр…бежаться по м…розцу в первое зимнее утро! Улицы, вчера еще по-осеннему унылые, сплошь п…крыты белым снегом, и солнце перел…вается в нем слепяшим блеском. Пр…чудливый узор мороза лег на в…трины маг…зинов и наглухо закрытые окна домов, ин…й покрыл ветви т…полей. Глянешь ли вдоль улицы, выт…нувшейся ровной лентой, вблизи ли вокруг себя посмотришь, везде все то же: снег, снег, снег. И…редка подымающийся ветерок пощипывает лицо и уши, зато как красиво все вокруг! Какие нежные, мягкие снежинки плавно кружатся в воздухе. Как ни колюч м…розец, он тоже пр…ятен. Не за то ли все мы любим зиму, что она так же, как весна, наполняет грудь волнующим чу…ством. Все живо, все ярко в пр…образившейся пр…роде, все полно бодрящей свежести. Так легко дышится и так хорошо на душе, что невольно улыбаешься и хочется сказать дружески этому чудному зимнему утру: «Здравствуй, зима!»
Шолохов Михаил Александрович
— Какие ассоциации вызывает образ зимы?
Карточка № 1.
1. Выполните словообразовательный и морфемный разборы слов:
Ледниковый, снегопад, запорошить.
Карточка № 2
1. Выполните словообразовательный и морфемный разборы слов:
Зимний, снежность, переморозить
5.2. Карточка с индивидуальным заданием
— Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание.
Снег…пад, бел…снежный, лед…руб, пеш…ход, пут…шествие, гол…ледица, земл…трясение, птиц…лов.
5.3. Карточка с индивидуальным заданием.
— Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание.
Пр…порошить, при…полярный, пр…мудрый, пр…обладать, пр…остановить, пр…шить, пр…плыть, пр…ступить закон, пр…гнать.
5.4. Карточка с индивидуальным заданием
— Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание.
Сверх…нтересный, раз…скивать, меж…нститутский, пред…стория, раз…грать, без…скусственный, небез…звестный, под…тожить.
Контрольная работа по теме «Словообразование. Орфография» (6 класс)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
«СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ»
ВАРИАНТ 1
I. Выполните тестовые задания, выбирая один правильный ответ.
1. В каком ряду на месте пропуска во всех словах пишется буква А?
А сл…гать, р…стение, заг…р
Б заг…рел, возр…ст, к…сается
В к…саться, р…сток, приг…рел
Г отр…сль, предл…гаешь, изл…жение
2. В каком ряду на месте пропуска во всех словах пишется буква И?
А пр…винтить, пр…школьный, пр…кратить
Б пр…сутствовать, пр…одолеть, пр…лечь
В пр…ехать, пр…смотреться, пр…целиться
Г пр…пятствие, пр…зирать, пр…шёл
3. В каком слове следует писать И?
А без…нтересный
Б небез…звестный
В сверх…нициативный
Г из…сканный
4. В каком слове следует писать О?
А черн…глазый
Б мор…ход
В пул…мёт
Г пыл…сос
5. Слова, состоящие из двух (реже трех) корней, называются
А однокоренными
Б сложносокращенными
В сложными
Г морфемикой
II. Выполните задания к тексту.
1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы.
1) На небе разг…рает…ся з…ря. 2) Я проб…раюсь узкой дорожкой через густую рожь. 3) Тяжелые колосья к…саются лица и будто соб…раются удержать меня. 4) Из пр…дорожных зар…слей выпорхнула перепелка и скрылась во ржи.
5) Поднимает…ся солнце, и его лучи осв…щают далекие поля, пр…брежные кусты возле речки. 6) Она ярко бл…стит на солнце.
2. Выпишите выделенные слова, объясните их правописание.
3. Выпишите из текста слова с орфограммой «Буквы а и о в корнях».
4. Выпишите слово из 1 абзаца, которое соответствует схеме ∩ ^ .
5. Выполните синтаксический разбор 2 предложения.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
«СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ»
ВАРИАНТ 2
I. Выполните тестовые задания, выбирая один правильный ответ.
1. В каком слове следует писать Ы?
А по…скать
Б под…грать
В сверх…нтересный
Г меж…нститутский
2. В каком слове следует писать Е?
А звер…лов
Б пут…шественник
В язык…вед
Г Мир…слав
3. В каком ряду на месте пропуска во всех словах пишется буква О?
А к…снулось, к…сить, к…сательная
Б разг…релся, з…ря, г…релый
В ог…рок, заг…р, з…рево
Г г…реть, подг…рела, з…ри
4. В каком слове следует писать И?
А пр…быть, пр…возносить, пр…делали
Б пр…скакать, пр…вокзальная, пр…нять
В пр…летел, пр…крутил, пр…жадный
Г пр…длинный, пр…града, пр…ятный
5. В корне с чередованием -гар- – — гор- в безударном положении пишется буква
А А
Б О
II. Выполните задания к тексту.
1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы.
1) Я предпол…гал собрать здесь много ягод и от…скать грибы. 2) Мои предпол…жения оправдались. 3) Ягоды буквально уст…лали лесные поляны. 4) Стоило пр…сесть — видишь, как прячут…ся в траве головки спелой з…мляники, подб…резовики.
5) С трудом дот…щил я до дома полную корзину пр…сладких ягод. 6) За день мое лицо и руки заг…рели.
2. Выпишите выделенные слова, объясните их правописание.
3. Выпишите из текста слова с орфограммой «Буквы а и о в корнях».
4. Выпишите слово из 2 абзаца, которое соответствует схеме ¬ ∩ .
5. Выполните синтаксический разбор 3 предложения.
слово | Приговор по практике | Тип |
теория | Наша теория должна быть проверена. | Базовый |
состояния | Штаты запрещены вместе для блага союза. | Базовый |
усилия | Его старания будут вознаграждены. | Базовый |
природа | Мне нравится кемпинг и походы на природу. | Базовый |
Работа | Этим летом я буду работать с отцом. | Базовый |
начальники | Начальники полиции решили собрать деньги, чтобы помочь сообществу. | Базовый |
упомянуть | Я не буду упоминать об инциденте на днях. | Базовый |
енот | Вы видели, как енот копается в мусоре? | Базовый |
коттедж | Она нарисовала дачу и красивый сад. | Базовый |
рассмотреть возможность | Мы хотели бы, чтобы вы рассмотрели эту вакансию. | Базовый |
блестки | Мои новые черные брюки украшены пайетками на карманах. | Базовый |
беда | Мои кузены почти всегда попадали в неприятности. | Базовый |
скейтборд | Мой скейтборд черный с желтым пламенем. | Базовый |
еще раз | Увижу ли я тебя когда-нибудь снова? | Базовый |
агония | Она явно была в агонии после укуса пчелы. | Базовый |
сенсационный | Танцевальное представление было сенсационным. | Вызов |
есть | Я думаю, там есть лишний шлем. | Вызов |
неуклюжий | Похоже, я более неуклюжий, чем другие люди. | Вызов |
литература | Я хочу изучать древнюю литературу в колледже. | Вызов |
в ужасе | Когда все выяснилось, они были в ужасе. | Вызов |
Цели и принципы морфемного и словообразовательного анализа —
1.2 Цели и принципы морфемного и словообразовательного анализа
Синхронное описание английского словаря имеет дело с его современной системой и моделями словообразования путем сравнения слов, одновременно существующих в нем.
Если анализ ограничивается указанием количества и типа морфем, составляющих слово, это называется морфемическим. Например, слово «девичье» можно разделить на три морфемы: корень «девочка» и два суффикса «ish» и «ness».Морфемическая классификация слов следующая: одна корневая морфема корневое слово (девушка), одна корневая морфема плюс один или несколько аффиксов производного слова (девичий, девичий), две или более основы составного слова (подруга), два или несколько основ и общий аффикс сложного производного (old-maidish). Морфемический анализ устанавливает только основные составляющие, составляющие слово.
Далее идет структурный словообразовательный анализ; он изучает структурную корреляцию с другими словами, структурные шаблоны или правила, на которых построены слова.
Это делается с помощью принципа противопоставлений, т.е. путем изучения частично схожих элементов, различия между которыми функционально значимы; в нашем случае этой разницы достаточно, чтобы создать новое слово. Девушка и девичник — члены морфемной оппозиции. Они похожи, как и корневая морфема girl. Их отличительная черта — суффикс иш. Из-за этого суффикса второй член оппозиции — другое слово, принадлежащее другой части речи.Эта бинарная оппозиция состоит из двух элементов.
Корреляция — это набор двоичных противоположностей. Он состоит из двух подмножеств, образованных первым и вторым элементами каждой пары, то есть оппозицией. Каждый элемент первого набора связан ровно с одним элементом второго набора и наоборот. Каждый второй элемент может быть получен из соответствующего первого элемента по общему правилу, действующему для всех членов отношения.1
Соблюдая пропорциональную оппозицию:
ребенок = женщина = обезьяна = старая дева = книга
по-детски, по-женски, по-обезьянски, по-детски, по-книжному,
, можно сделать вывод, что в английском языке существует тип производных прилагательных, состоящий из основы существительного и суффикса ish.Наблюдение также показывает, что основы в основном принадлежат одушевленным существительным, и позволяет нам определить отношения между структурным паттерном слова и его значением. Любое слово, построенное в соответствии с этим шаблоном, содержит семантический компонент, общий для всей группы, а именно: «типичный или имеющий плохие качества».
В приведенном выше примере результаты морфемного анализа и структурного словообразовательного анализа практически совпадают. Однако есть и другие случаи, когда они по необходимости разделены.Например, морфемический анализ недостаточен для того, чтобы показать разницу между структурой неудобства v и нетерпения n; он классифицирует оба как производные. Однако с точки зрения словообразования они принципиально разные. Только второе образуется путем деривации. Сравните:
нетерпеливость n = терпение n = полнота n
нетерпеливый пациент a тучный a
Корреляция, которая может быть установлена для глагола неудобство, различна, а именно:
неудобство v = боль v = отвращение v = гнев v = восторг v
неудобство n боль n отвращение n гнев n восторг n
Здесь существительные, обозначающие какое-то чувство или состояние, соотносятся с глаголами, вызывающими это чувство или состояние, без разницы в основе между членами каждой отдельной оппозиции.Не имеет значения, имеют ли разные пары в корреляции одинаковую или разную структуру. Некоторые из них являются простыми корневыми словами, другие — производными; они также могут быть составными. Что касается словообразования, мы утверждаем, что глагол «неудобство» по сравнению с существительным «неудобство» показывает отношения, характерные для процесса преобразования. Ср. в положение, в котором суффикс не классифицирует это слово как абстрактное существительное, но показывает, что оно образовано от одного. Этот подход также дает возможность различать сложные слова, образованные композицией, и слова, образованные другими процессами.Слова медовый месяц n и медовый месяц v являются составными, содержащими две свободные основы, но первое образовано составом: мед n + луна n = медовый месяц n, а второе — преобразованием: медовый месяц n> медовый месяц v. Лечение остается синхронным, потому что устанавливается не происхождение слова, а его нынешние корреляции в лексике и образцах современного английского языка.
Анализ на непосредственные составляющие, описанный ниже, позволяет нам получить морфемную структуру и обеспечивает основу для дальнейшего анализа словообразования.
Анализ на непосредственные составляющие
Синхронный морфологический анализ наиболее эффективно выполняется с помощью процедуры, известной как анализ на непосредственные составляющие1 (IC). Впервые предложенный Л. Блумфилдом2, позже он был развит многими лингвистами3. Основное противостояние, с которым идет речь, — это противопоставление основы и аффикса. Это своего рода сегментация, раскрывающая не историю слова, а его мотивацию, то есть данные, которые слушатель должен использовать для его понимания.Само собой разумеется, что немотивированные слова и слова с потускневшей мотивацией следует запоминать и понимать как отдельные знаки, а не как комбинации других знаков.
Метод основан на том, что слово, характеризующееся морфологической делимостью (анализируемое на морфемы), вовлечено в определенные структурные соотношения. Это означает, что, по выражению З. Харриса, границы морфем в высказывании определяются не на основе внутренних по отношению к высказыванию соображений, а на основе сравнения с другими высказываниями.Сравнения контролируются, то есть мы не просто просматриваем различные случайные высказывания, но ищем высказывания, которые отличаются от нашего исходного только указанными частями. Финальная проверка — это высказывания, которые лишь минимально отличаются от наших. 1
Примерный анализ, который стал почти классическим и многократно повторяется многими авторами, — это анализ Блумфилда слова «не-джентльменский». Поскольку слово удобное, возьмем тот же пример. Сравнивая это слово с другими высказываниями, слушатель распознает морфему un-как отрицательный префикс, потому что он часто встречал слова, построенные на основе шаблона, не связанного с прилагательным: неопределенный, бессознательный, тревожный, неудачный, безошибочный, неестественный.Некоторые случаи напоминали это слово еще больше; это были: неземные, некрасивые, несвоевременные, неженские и тому подобное. Также можно встретить прилагательное джентльменский. Таким образом, при первом сокращении мы получаем следующие непосредственные составляющие: un + jentmanly. Если мы продолжим наш анализ, то увидим, что, хотя «гент» встречается как свободная форма в низком разговорной речи, такое слово, как «lemanly», не может быть найдено ни в свободном, ни в связанном составе, поэтому на этот раз мы должны отделить последнюю морфему. Мы имеем право поступать так, поскольку существует множество прилагательных, следующих за образцом существительного основы + ly, например, женственный, виртуозный, ученый, воинственный, с тем же семантическим отношением «обладать качествами личности, обозначенными основанием»; мы также встречали существительное «джентльмен» в других высказываниях. Два первых этапа анализа привели к разделению свободной и связанной форм: 1) не + джентльменски, 2) джентльмен + лы.Третий крой имеет свои особенности. Разделение на «гент — + — леман», очевидно, невозможно, так как в английском языке таких паттернов не существует, поэтому крой мягкий + человек. Похожая картина наблюдается у дворянина, поэтому мы говорим прилагательное «основа» + «человек». Итак, элемент man можно иначе классифицировать как полуаффиксор как вариант человека свободной формы. Слово нежный открыто для обсуждения. Очевидно, с этимологической точки зрения оно делимо: нежный <.0Fr gentil Однако, если мы сравним прилагательное нежный с такими прилагательными, как хрупкий, плодородный, непостоянный, ювенильный, маленький, благородный, тонкий и некоторыми другими, содержащими суффикс le-ile, добавляемый к связанному основанию, они образуют образец для нашего случая . Оставшаяся связанная основа присутствует в следующей группе: нежный, нежный, нежный, благородный, языческий, дворянский и т.д. упоминавшееся выше, означающее «человек, претендующий на статус джентльмена» или просто «мужчина», но тогда не существует такой структуры, как основа существительного + ле, поэтому слово «гент» следует интерпретировать как омоним связанного стебель под вопросом. Подводя итог: разорвав слово, мы получим на любом уровне только две ИС, одна из которых является основой данного слова. Все время анализ строится на закономерностях, характерных для английской лексики. В качестве образца, показывающего взаимозависимость всех составляющих, выделенных на разных этапах, мы получаем следующую формулу: Un + {[(gent — + le) + man] + ly-} Разбивая слово на его непосредственные составляющие, мы наблюдаем в каждом разрезе структурный порядок составляющих (который может отличаться от их фактической последовательности).Более того, мы получим только две составляющие на каждом разрезе, однако основные составляющие могут быть расположены в соответствии с их последовательностью в слове: un-un +gent- + le + -man + -ly. Мы можем повторить анализ на уровне словообразования, показывая не только морфемические составляющие слова, но и структурный паттерн, на котором оно построено, это может быть выполнено в терминах пропорциональных противопоставлений. Основные требования по сути те же: анализ должен выявить закономерности, наблюдаемые в других словах того же языка, основы, полученные после удаления аффикса, должны соответствовать отдельному слову, разделение деривационного аффикса основано на пропорциональных противопоставлениях слова, имеющие одинаковый аффикс, с одинаковым лексическим и лексико-грамматическим значением.Таким образом, «неджентльменский» противопоставляется не «джентльмену» (такого слова не существует), а «джентльменскому». Другие пары, имеющие сходные связи, соотносятся с этой оппозицией. Примеры: не джентльменский = несправедливый = недобрый = бескорыстный джентльменский справедливый добрый эгоистичный Эта корреляция выявляет образец не- + основа прилагательного. Словообразовательный тип определяется как производный. Смысл «не-а», используемый в этом шаблоне, либо просто «не», либо, чаще, «наоборот», подразумевая обвинение или похвалу. Следующий шаг аналогичен, только на этот раз убирается суффикс: джентльменский = женский = научный джентльмен женщина-ученый Серия показывает, что эти прилагательные образованы в соответствии с образцом существительного основы-Mi /. Обычное значение термина в числителе — «характеристика (джентльмена, женщины, ученого)». Анализ на непосредственные составляющие, предложенный в американской лингвистике, получил дальнейшее развитие в вышеприведенной трактовке путем объединения чисто формальной процедуры с семантическим анализом.Семантическая проверка означает, например, что мы можем отличить тип по-джентльменски от типа по месяцам, хотя оба следуют структурному шаблону существительного основы + -ly. Смысловые отношения различаются: в первом случае качественно, а во втором — частотное, т.е. ежемесячно означает «происходит каждый месяц». Эта точка зрения подтверждается следующими корреляциями: любое прилагательное, построенное по образцу основы личного существительного + -ly, эквивалентно «характеристике или обладанию качествами человека, обозначенного основой». джентльменский → обладающий качествами джентльмена виртуозный → обладающий качествами мастера солдатский → обладающий качествами солдата женственный → обладающий качествами женщины ежемесячно не вписывается в эту серию, поэтому мы пишем: ежемесячно ↔ имеющее качества месяца С другой стороны, прилагательные этой группы, то есть слова, построенные на основе образца существительного, обозначающего период времени + -ly, все эквивалентны формуле ‘происходит каждый период времени, обозначенный стержнем’: ежемесячно → происходит каждый месяц ежечасно → происходит каждый час ежегодно → происходит каждый год Джентльменски не показывает такого рода эквивалентность, преобразование очевидно невозможно, поэтому мы пишем: джентльменски ↔ * встречается каждый джентльмен Вышеупомянутая процедура демонстрации процесса словообразования является элементарным случаем трансформационный анализ, при котором семантическое сходство или различие слов выявляется возможностью или невозможностью их преобразования в соответствии с заданной моделью и следования определенным правилам в другую форму, называется их «преобразованием».лы. Тем не менее, наблюдая за другими высказываниями, мы замечаем, что префикс un ~ редко сочетается с основами наречий и очень свободно с основами прилагательных; примеры уже были приведены выше. Таким образом, мы вправе думать, что IC не соответствуют действительности. Другие примеры того же шаблона: необычно, маловероятно. Конечно, есть случаи, особенно среди заимствованных слов, которые вообще не поддаются анализу; таковы, например, календарь, настурция или хризантема. Анализ других слов может оставаться открытым или нерешенным.Некоторые лингвисты, например, придерживаются мнения, что такие слова, как «карман», нельзя подвергать морфологическому анализу. Их аргумент состоит в том, что, хотя мы вправе выделить элемент et, поскольку корреляция может считаться регулярной (hog: hogget, lock: locket), значение суффикса в обоих случаях явно уменьшительное, оставшаяся часть pock не может быть рассматривается как основа, поскольку не встречается больше нигде. Другие, такие как профессор А., И. Смирницкий, считают, что ствол морфологически делится, если можно показать, что хотя бы один из его элементов принадлежит регулярной корреляции.2 Спорные вопросы такого характера не отменяют принцип анализа на непосредственных составляющих. Вторая точка зрения кажется более убедительной. Чтобы проиллюстрировать это, возьмем слово деревня — «маленькая деревня». В современном английском языке нет слов с этой основой, но он явно делится диахронически, поскольку происходит от OFr hamelet германского происхождения, уменьшительного от hamel и родственника английского существительного home. Мы не должны забывать, что сотни английских топонимов заканчиваются на ветчину, например Shoreham, Wyndham и т. Д.Тем не менее, сочетание исторического и структурного подходов никогда не годится. Если мы будем придерживаться второго и искать повторяющиеся тождества в соответствии со структурными процедурами, мы найдем слова буклет, облачко, плоский лист, листок, колечко, twnlet и т. Д. Во всех этих словах let — это явно уменьшительный суффикс, который не противоречит значению деревушки. Таким образом, подход Смирницкого подтверждается свидетельствами, предоставленными языковым материалом, а также позволяет нам оставаться в строго синхронных рамках. Другой пример того же характера, обсуждаемый рядом авторов, — это слово «потолок». Он содержит одну или две морфемы? Можно возразить, что в настоящее время потолок следует рассматривать как корневое слово, потому что корневой потолок больше не актуален, и говорящий больше не понимает его как покрытие или облицовку крыши, хотя наличие слов покрытие и облицовка как мы видели, само по себе достаточно, чтобы считать слово делимым. Однако есть и другие слова, в которых один и тот же суффикс выполняет аналогичную функцию.Таким образом, в отделке полов, настилов, трубопроводов, мощения и т. Д. Обработка полов эквивалентна работе с полуаффиксом, так что обрамление является синонимом работы с каркасом. Есть еще одна процедура, которая помогает дифференцировать и может быть предложена в качестве теста. Это замена в аналогичных или идентичных контекстах. Это свидетельствует в пользу того, что потолок состоит из двух морфем, поскольку можно противопоставлять потолок и пол. С. Поттер приводит следующий пример: В каждой квартире пол сандала, а потолок — перламутр. Это позволяет сделать еще один вывод, а именно, что при лексикологическом анализе слова можно группировать не только по их корневым морфемам, но и по аффиксам. … как он интерпретирует такие слова, как доход, наблюдатель, уборная, квалифицируя их как соединения с местными частицами в качестве первых элементов. Р. С. Гинзбург [24] утверждает, что в системе словообразования современного английского языка насчитывается около 51 префикса.В отличие от суффикса, который обычно более тесно связан с парадигмой определенной части речи, префикс считается более нейтральным в этом … … на составляющие его морфемы основных единиц на этом уровне анализа и при определении их количества и типов. Четыре типа (корневые слова, производные слова, составные слова, сокращения) представляют собой основные структурные типы современных английских слов, а преобразование, производное и составление — наиболее продуктивные способы словообразования.По количеству морфем слова можно отнести к … …
составно-сокращенное слово, образованное из словосочетания, в котором один из компонентов был сокращен, например busnapper был сформирован из автобуса, похитителя, мини-самолет из миниатюрного самолета. В английском языке второй половины двадцатого века возникли так называемые блочные составы, то есть составные слова с объединяющим ударением, но с раздельным написанием, такие как чат-шоу, пингвин… …. 6. Скандинавский элемент в английском словаре. 7. Нормано-французский элемент в английском словаре. 8. Различные другие элементы в лексике английского и украинского языков. 9. Ложная этимология. 10. Виды заимствований. 1. Родной элемент и заимствованные слова Наиболее характерной чертой английского языка обычно считается его смешанный характер. Многие лингвисты … Синхронное описание английского словаря связано с его современной системой и образцами словообразования путем сравнения слов, одновременно существующих в нем. 1 Если анализ ограничивается указанием количества и типа морфем, составляющих слово, это называется морфемическим. Например, слово девичий девичник можно разложить на три морфемы: корень -девушка- и два суффикса -ish и -ness. Морфемная классификация слов выглядит следующим образом: одна корневая морфема — корневое слово (девушка), одна корневая морфема плюс один или несколько аффиксов — производное слово (девичий, девичий), два или более основ — составное слово (подруга), две и более основы и общий аффикс — составное производное (стародеянское). Морфемный анализ устанавливает только основные составляющие, составляющие слово (см. Стр. 85). Структурный анализ словообразования идет дальше: он изучает структурную корреляцию с другими словами, структурные паттерны или правила, на которых построены слова. Это делается с помощью принципа противопоставлений (см. Стр. 25), т.е. путем изучения частично схожих элементов, различие между которыми функционально значимо; в нашем случае этой разницы достаточно, чтобы создать новое слово. Girl и girl — члены морфемной оппозиции. Они похожи, так как корневая морфема -girl- такая же. Их отличительной особенностью является суффикс -ish. Из-за этого суффикса второй член оппозиции — это другое слово, принадлежащее другой части речи.Эта бинарная оппозиция состоит из двух элементов. Аоrrelatiоn — набор бинарных противопоставлений. Он состоит из двух подмножеств, образованных первым и вторым элементами каждой пары, то есть оппозицией. Каждый элемент первого набора связан ровно с одним элементом второго набора и наоборот. Каждый второй элемент может быть получен из соответствующего первого элемента по общему правилу, действующему для всех членов отношения (см. Стр. 26). Соблюдая пропорциональную оппозицию: девочка ребенок женщина обезьянаpinsterbook девичьи детские, женские обезьяньи девичьи книжные 1 Вклад советских ученых в эту проблему виден в работах М.Д. Степанова, С.С. Хидекель, Е.С. Кубрякова, Т. Беляева, О. Мешков, П.А. Соболева и многие другие авторы. 6 И. В. Арнольд 81 можно сделать вывод, что в английском языке существует тип производных прилагательных, состоящий из основы существительного и суффикса -ish. Наблюдение также показывает, что основы в основном принадлежат одушевленным существительным, и позволяет нам определить взаимосвязь между структурным паттерном слова и его значением. Любое слово, построенное по этому образцу, содержит семантический компонент, общий для всей группы, а именно: «типичный или имеющий плохие качества».Существуют и другие варианты использования прилагательного, образующего « иш, », но здесь они нас не касаются. В приведенном выше примере результаты морфемного анализа и структурного словообразовательного анализа практически совпадают. Однако есть и другие случаи, когда они по необходимости разделены. Например, морфемный анализ недостаточен, чтобы показать разницу между структурой неудобства v и нетерпения n; он классифицирует оба как производные.Однако с точки зрения словообразования они принципиально разные. Только второе образуется путем деривации. Сравнить: нетерпеливость n = терпение n = тучность n нетерпеливость a пациент a тучная a Соотношение, которое может быть установлено для глагола неудобство , иное, а именно: неудобства v = боль v = отвращение v = гнев v =
2. Часть вторая ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ МОРФЕМИЧЕСКОГО И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА
08 v мечта
неудобство n боль n отвращение n гнев n мечты n
Здесь существительные, обозначающие какое-то чувство или состояние, соотносятся с глаголами, вызывающими это чувство или состояние, причем между членами каждой отдельной оппозиции нет разницы в основе.Не имеет значения, имеют ли разные пары в корреляции одинаковую или разную структуру. Некоторые из них являются простыми корневыми словами, другие — производными или составными. Что касается словообразования, мы утверждаем, что глагол неудобство по сравнению с существительным неудобство показывает отношения, характерные для процесса преобразования. Ср. в позицию , где суффикс -tion не классифицирует это слово как абстрактное существительное, но показывает, что оно образовано от одного.
Этот подход также дает возможность различать сложные слова, образованные композицией, и слова, образованные другими процессами. Слова медовый месяц n и медовый месяц v являются составными, содержащими две свободные основы, однако первое образовано составом: мед n + луна n> медовый месяц n, а второе — путем преобразования: медовый месяц n> медовый месяц v (см. гл. 8). Обработка остается синхронной, потому что устанавливается не происхождение слова, а его настоящие корреляции в лексике и образцах современного английского языка, хотя иногда трудно сказать, какая форма является производной.
Анализ на непосредственные составляющие, описанный ниже, позволяет нам получить морфемную структуру и обеспечивает основу для дальнейшего анализа словообразования.
.
§ 5.2 Цели и принципы морфемного и словообразовательного анализа
А синхронное описание английского словаря имеет дело с его современная система и ее схемы словообразования путем сравнения слова, одновременно существующие в нем. 1
Если анализ ограничивается указанием количества и типа морфем которые составляют слово, оно называется морфемическим.За Например, слово девичье мая можно разбить на три морфемы: корень -girl- и два суффикса -ish и -ность. морфемная классификация слов следующая: морфема одного корня — а корневое слово (девочка), один морфема корня плюс один или несколько аффиксов — а производное слово (девичий, девичье), два или более стеблей — а составное слово (подружка), два или несколько основ и общий аффикс — а сложное производное (стародеческое). морфемический анализ устанавливает только основные составляющие составляющие слово (см. стр. 85).
А структурный словообразовательный анализ идет дальше: он изучает структурный корреляция другими словами, структурные шаблоны или правила, по которым слова построен.
Эта делается по принципу противопоставлений (видеть п. 25), т.е. изучая частично похожие элементы, разница между которыми функционально актуален; в нашем случае этой разницы достаточно создать новое слово. Девушка и девичий соток члены морфемной оппозиции. Они похожи на корень морфема -девушка- это такой же. Их отличительной особенностью является суффикс -ish. Срок к этому суффиксу второй член оппозиции отличается слово, принадлежащее другой части речи. Эта бинарная оппозиция состоит из двух элементов.
А взаимоотношения представляет собой набор бинарных оппозиций. Он состоит из двух подмножеств, образованных первым и вторым элементами каждой пары, т.е.е. оппозиция. Каждый элемент первого набора связан ровно с одним элементом второй сет и наоборот. Каждый второй элемент может быть производным от соответствующего первого элемента по общему правилу, действующему для всех члены отношения (см. стр. 26). Наблюдая пропорциональная оппозиция:
девочка ребенок женщина обезьяна старая девица книга
девичьи детские, женские обезьяньи, старые книжные
1 В Вклад советских ученых в эту проблему виден в работах М.Д. Степанова, С.С. Хидекель, Е.С. Кубрякова, Т. Беляева, О.Д. Мешков, П.А. Соболева и многие другие авторы.
6 И. В. Арнольд 81
Это можно сделать вывод, что в английском языке существует тип производных прилагательные, состоящие из основы существительного и суффикса -ish. Наблюдение также показывает, что основы в основном принадлежат одушевленным существительным, и позволяет нам определить взаимосвязь между структурным паттерном слова и его значения. Любое слово, построенное согласно этому шаблон содержит семантическую составляющую, общую для всей группы, а именно: «типичный или имеющий плохие качества.Это также некоторые другие варианты использования прилагательного, образующего « ish», но они нас здесь не касаются.
В в приведенном выше примере результаты морфемного анализа и структурный словообразование анализ практически совпадают. Однако есть и другие случаи, когда они необходимы. разделены. Например, морфемический анализ недостаточен в показывая разницу между структурой неудобства в и нетерпения п; он классифицирует оба как производные.С точки зрения по схеме словообразования, однако, они принципиально разные. Это только второе, образованное производным. Сравнить:
нетерпение n = терпение п = полнота п. нетерпеливый а пациент а тучный а
В корреляция, которая может быть установлена для глагола неудобство это разные, а именно:
неудобства в = боль в = отвращение в = гнев в = мечты v
неудобство п боль п отвращение п гнев п мечта п.
Вот существительные, обозначающие какое-то чувство или состояние, соотносятся с глаголами вызывая это чувство или состояние, нет разницы в стеблях между членами каждой отдельной оппозиции.Ли разные пары в корреляции структурированы одинаково или по-разному. не имеет значения. Некоторые из них — простые корневые слова, другие — производные или соединения. С точки зрения словообразования мы утверждаем, что глагол неудобство когда по сравнению с существительным неудобство выставок отношения, характерные для процесса преобразования. Ср. в позиция где суффикс -tion делает не относить это слово к абстрактному существительному, но показывает, что оно является производным от одного.
Эта подход также дает возможность различать составные слова, образованные композицией, и слова, образованные другими процессами. Слова медовый месяц п и медовый месяц в оба соединения, содержащие два свободных стебля, но первый образован составом: мед п + луна п > медовый месяц п, и второй по конверсии: медовый месяц п> медовый месяц в (см. гл. 8). В лечение остается синхронным, потому что это не источник слова это установлено, но его настоящие корреляции в словаре и образцы, продуктивные в современном английском языке, хотя иногда трудно сказать, какая именно производная форма.
В анализ на непосредственные составляющие, описанные ниже, позволяет нам получить морфемную структуру и дает основу для дальнейшего словообразовательный анализ.
82
.