Контрольная работа 1 общая характеристика химических элементов: Контрольная работа №1 по теме «Общая характеристика химических элементов и химических реакций»

Содержание

Материал по химии (9 класс) на тему: Контрольная работа №1 по химии 9 класс «Общая характеристика химических элементов» ФГОС

Контрольная работа №1 «Общая характеристика химических элементов и химических реакций». 9 класс

Вариант 1

1. Дать характеристику элемента с Z=20 по его положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Составить генетический ряд этого элемента. Свойства соединений подтвердить уравнениями реакций в молекулярной и ионной форме.

2. Осуществить цепочку превращений:

Si           SiO2          Na2SiO3            h3SiO3                  Li2SiO3

Охарактеризовать все соединения. Рассмотреть одну реакцию как ОВР. Составить молекулярные и ионные уравнения реакций.

3. Дать современную формулировку Периодического закона. Как изменяется характер высших оксидов и гидроксидов в пределах периода?

Контрольная работа №1 «Общая характеристика химических элементов и химических реакций». 9 класс

Вариант 2

1. Дать характеристику элемента с Z=6 по его положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Составить генетический ряд этого элемента. Свойства соединений подтвердить уравнениями реакций в молекулярной и ионной форме.

2. Осуществить цепочку превращений:

Zn         ZnO          Zn(NO3)2         Zn(OH)2        Na2[Zn(OH)4] (или Na2ZnO2)

Охарактеризовать все соединения. Рассмотреть одну реакцию как ОВР. Составить молекулярные и ионные уравнения реакций.

3. Дать современную формулировку Периодического закона, предложенную Д.И. Менделеевым. Как изменяются окислительные свойства элементов в пределах подгруппы?

Контрольная работа №1 по химии в 9 классе. Тема «Общая характеристика химических элементов и химических реакций»

Тема «Общая характеристика химических элементов и химических реакций»

Предметная: Контроль уровня освоения знаний учащимися о периодическом законе Д.И.Менделеева и его смысле, о строении атомов элементов первого-третьего периодов; знаний о классификациях изученных объектов и явлениях, химическая реакция, о веществах, их превращениях и практическом применении

Метапредметная: Развитие «химического» мышления, умение устанавливать причинно-следственные связи, учение использовать терминологию, ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать информацию, развитие самоконтроля.

Личностная: Формирование интереса к учению, воспитание положительного отношения к знаниям, стремления добиваться успеха в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду.

На выполнение контрольной работы отводится 40 минут. Работа состоит из 3 частей и включает 9 заданий.

Часть 1 включает 6 заданий базового уровня (1-7). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. За выполнение каждого задания — 1 балл.

Часть 2 состоит из 2 заданий повышенного уровня (8-9), на которые надо дать развернутый ответ. За выполнение 9 задания — 3 балла, за выполнение 10 задания – 2 балла.

Максимальная сумма баллов – 12.

Вариант 1

Часть 1:

1. Наиболее ярко неметаллические свойства выражены у элемента:

1) VII группы, побочной подгруппы, 4 периода

2) V группы, главной подгруппы, 4 периода

3) VII группы, главной подгруппы, 2 периода

4) VII группы, главной подгруппы, 4 периода

2. Ряд, в котором элементы расположены в порядке возрастания восстановительных свойств — это:

1) Na, Mg, Al

2) Ca, Mg, Be

3) Cs, Rb, K

4) Li, Na, K

3. Амфотерный гидроксид  это:

1) Al(OH)3 

2) NaOH

3) H2SiO3 

4) Ca(OH)2

4. Одинаковое число электронных слоев, содержащих электроны, имеют атомы элементов:

  1. S и Al

  2. Li и Si

  3. N и P

  4. Ne и He

  1. Электронная формула Ne:

1) 1s22s22p63s0 

2) 1s22s22p63s1 

3) 1s22s22p63s2 

4) 1s22s22p63s3

6.Сколько электронов находится на внешнем электронном уровне, если в ядре 14 протонов

  1. 2

  2. 4

  3. 8

  4. 14

7. Реакция 2Na + 2Н20 = 2NaOH + Н2

1) окислительно-восстановительная, необратимая, некаталитическая, экзотермическая

2) разложения, необратимая, каталитическая, эндотермическая

3) замещения, обратимая, каталитическая, эндотермическая

4) соединения, необратимая, некаталитическая, экзотермическая

Часть2

8. Дать характеристику элемента с Z=6 по его положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева.

9. Дать современную формулировку Периодического закона, предложенную Д.И. Менделеевым. Как изменяются окислительные свойства элементов в пределах группы и периода?

Вариант 2

Часть 1:

1. Наиболее ярко окислительные свойства выражены у элемента:

1) VI группы, главной подгруппы, 4 периода

2) VI группы, главной подгруппы, 2 периода

3) V группы, главной подгруппы, 4 периода

4) VI группы, главной подгруппы, 5 периода

2. Ряд в котором гидроксиды расположены в порядке возрастания основных свойств — это:

1) LiOH, Be(OH)2, H3BO3 

2) Ba(OH)2, Mg(OH)2, Be(OH)2

3) KOH, RbOH, CsOH

4) Al(OH)3, H3BO3, Ga(OH)3

3. Амфотерный оксид  это:

1) Al2O3 

2) Na2O

3) SiO2 

4) Cl2O7

4. Одинаковое число электронных слоев, содержащих электроны, имеют атомы элементов:

  1. Cl и Si

  2. Li и Si

  3. O и P

  4. Ne и He

5. Электронная формула Mg:

1) 1s22s22p63s0 

2) 1s22s22p63s1 

3) 1s22s22p63s2 

4) 1s22s22p63s3

6.Сколько электронов находится на внешнем электронном уровне, если в ядре 16 протонов

  1. 2

  2. 6

  3. 8

  4. 10

7. Реакция 2 Н20 + 2 Na = 2NaOH + Н2

1) разложения, необратимая, каталитическая, эндотермическая

2) окислительно-восстановительная, необратимая, некаталитическая, экзотермическая

3) соединения, необратимая, некаталитическая, экзотермическая

4) замещения, обратимая, каталитическая, эндотермическая

Часть2

8. Дать характеристику элемента с Z=20 по его положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева.

9. Дать современную формулировку Периодического закона. Как изменяется характер высших оксидов и гидроксидов в пределах периода?

Контрольная работа № 1 «Общая характеристика химических элементов». Химия 9 класс

Химия 9 класс. Контрольная работа № 1

В — I

1. Решите генетическую цепочку: P → P2O5 → H 3PO4 → Ca3(PO4)2

Для последнего превращения составьте полное ионное и сокращенное ионное уравнение.

2. Дайте характеристику химическому элементу кальцию по плану:

  1. Положение элемента в периодической таблице, строение его атома;

  2. Характеристика простого вещества;

  3. Сравнение свойств простого вещества со свойствами простых веществ по периоду и группе;

  4. Формула высшего оксида, его характер;

  5. Формула высшего гидроксида, его характер.

3. Рассчитайте объем водорода, который выделится при растворении в соляной кислоте 120 г. магния, содержащего 25% примесей, если выход водорода составляет 88% от теоретически возможного.

________________________________________________________________________________________

Химия 9 класс. Контрольная работа № 1

В — II

1. Решите генетическую цепочку: Сu → CuO → CuCI2 → Cu(OH)2

Для последнего превращения составьте полное ионное и сокращенное ионное уравнение.

2. Дайте характеристику химическому элементу фосфору по плану:

  1. Положение элемента в периодической таблице, строение его атома;

  2. Характеристика простого вещества;

  3. Сравнение свойств простого вещества со свойствами простых веществ по периоду и группе;

  4. Формула высшего оксида, его характер;

  5. Формула высшего гидроксида, его характер.

3. Рассчитайте объем водорода, который выделится при взаимодействии 9.2 г. натрия, содержащего 25% примесей с водой, если выход водорода составляет 92% от теоретически возможного.

_________________________________________________________________________________________

Химия 9 класс. Контрольная работа № 1

В — III

1. Решите генетическую цепочку: Zn → ZnO → Zn(NO3)2 → Zn(OH)2

Для последнего превращения составьте полное ионное и сокращенное ионное уравнение.

2. Дайте характеристику химическому элементу алюминию по плану:

  1. Положение элемента в периодической таблице, строение его атома;

  2. Характеристика простого вещества;

  3. Сравнение свойств простого вещества со свойствами простых веществ по периоду и группе;

  4. Формула высшего оксида, его характер;

  5. Формула высшего гидроксида, его характер.

3. Рассчитайте объем углекислого газа, который образуется при сгорании 15г. углерода, содержащего 25% примесей, если выход углекислого газа составляет 80% от теоретически возможного.

_________________________________________________________________________________________

Химия 9 класс. Контрольная работа № 1

В — IV

1. Решите генетическую цепочку: S → SO3 → H2SO4 → Na2SO4

Для последнего превращения составьте полное ионное и сокращенное ионное уравнение.

2. Дайте характеристику химическому элементу сере по плану:

  1. Положение элемента в периодической таблице, строение его атома;

  2. Характеристика простого вещества;

  3. Сравнение свойств простого вещества со свойствами простых веществ по периоду и группе;

  4. Формула высшего оксида, его характер;

  5. Формула высшего гидроксида, его характер.

3. Рассчитайте объем оксида серы (6), который образуется при сжигании 33г. серы, содержащей 2% примесей, если выход оксида серы составляет 80% от теоретически возможного.

_________________________________________________________________________________________

Учебно-методический материал по химии (9 класс) на тему: Контрольная работа по химии в 9 кл.

Контрольная работа№1                                                                        (9класс)

«Общая характеристика химических элементов»

Вариант №1

1.Дать характеристику элемента с   Z=20 по его положению в ПСХЭ Д.И Менделеева. Составить генетический ряд этого элемента.

2.Осуществить цепочку превращений:

Si—SiO2—Na2SiO3—h3SiO3—Li2SiO3

Рассмотреть одну реакцию как ОВР.

3.Дать современную формулировку Периодического закона.

_____________________________________________________________________________

Контрольная работа№1                                                                                     (9класс)

«Общая характеристика химических элементов»

Вариант №2

1.Дать характеристику элемента с  Z =6 по его положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева.

Составить генетический ряд этого элемента.

2.Осуществить цепочку превращений:

Zn—ZnO—Zn(NO3)2—Zn(OH)2

Рассмотреть  одну  реакцию  как ОВР.

3.Как изменяются окислительные свойства элементов в пределах главной подгруппы?

Контрольная работа№1                                                                                     (9класс)

«Общая характеристика химических элементов»

Вариант №2

1.Дать характеристику элемента с  Z =6 по его положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева.

Составить генетический ряд этого элемента.

2.Осуществить цепочку превращений:

Zn—ZnO—Zn(NO3)2—Zn(OH)2

Рассмотреть  одну  реакцию  как ОВР.

3.Как изменяются окислительные свойства элементов в пределах главной подгруппы?

_____________________________________________________________________________

Контрольная работа№1                                                                                     (9класс)

«Общая характеристика химических элементов»

Вариант №3

1.Дать характеристику элемента с Z=34 по его положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева.

2.Осуществить цепочку превращений:

Mg—MgO—Mg(NO3)2—Mg(OH)2

Рассмотреть одну реакцию как ОВР.

3.Расскрыть физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и группы.

Контрольная работа№1                                                                                     (9класс)

«Общая характеристика химических элементов»

Вариант №3

1.Дать характеристику элемента с Z=34 по его положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева.

2.Осуществить цепочку превращений:

Mg—MgO—Mg(NO3)2—Mg(OH)2

Рассмотреть одну реакцию как ОВР.

3.Расскрыть физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и группы.

Контрольная работа по химии по теме «Общая характеристика химических элементов и химических реакций» (9класс)

Дата

Предмет: химия

Класс: 9

Тема урока. «Общая характеристика химических элементов и химических реакций». Контрольная работа № 1

Цель урока. Проверить достижение обучающимися планируемых результатов обучения

(знаний, умений, навыков) при изучении темы «Общая характеристика химических элементов и химических реакций».

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Умения раскрывать смысл важнейших изученных понятий, связанных с темой «Общая характеристика химических элементов и химических реакций»; характеризовать химические элементы 1-3 периодов по их положению в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; характеризовать химические реакции по различным признакам.

Метапредметные

Умения использовать знаковое моделирование, осуществлять сравнение, классификацию, создавать обобщения, устанавливать аналогии, делать выводы.

Личностные

Умение управлять своей познавательной деятельностью.

Ход урока

I. Контрольная работа

Обучающиеся выполняют задания контрольной работы «Общая характеристика химических элементов и химических реакций» (карточки с индивидуальными заданиями).

Самостоятельная работа по вариантам.

Вариант – I

Задание 1

Дайте характеристику элемента с Z= 6 по его положению в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Составьте генетический ряд этого элемента. Напишите уравнения реакций, соответствующих генетическому ряду этого элемента.

Задание 2

Преобразуйте схему в уравнения реакций:

1 2 3 4

Mg → MgO → MgCl2 → Mg(OH)2→ MgSO4

Разберите реакции с точки зрения процессов окисления-восстановления или в свете теории электролитической диссоциации.

Задание 3

Дайте характеристику реакции по различным классификационным признакам

N

2(г) + O2(г) ↔ 2 NO(г) — Q

Вариант – II

Задание 1

Дайте характеристику элемента с Z= 20 по его положению в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Составьте генетический ряд этого элемента. Напишите уравнения реакций, соответствующих генетическому ряду этого элемента.

Задание 2

Преобразуйте схему в уравнения реакций:

1 2 3

S → SO2 → H2SO3 → К2SO3

Разберите реакции с точки зрения процессов окисления-восстановления или в свете теории электролитической диссоциации.

Задание 3

Дайте характеристику реакции по различным классификационным признакам

СО2(г) + С(тв) ↔ 2СО(г) — Q

II. Подведение итогов

Домашнее задание. Повторить темы «Металлическая связь», «Металлическая кристаллическая решетка».

Контрольная работа по химии в 9 классе по теме «Общая характеристика химических элементов»

Контрольная работа по химии в 9 классе по теме «Общая характеристика химических элементов»

Вариант 1

1. Из перечня формул веществ назовите и определите класс каждого из них:

К2О; Н2SO4; Fe(OH)3; SO3; Na2CO3; H2S

2.Укажите заряды ионов и с.о. элементов для веществ, формулы которых:

H2SiO3; Fe(OH)3; Al2(SO4)3

Запишите соответствующие им оксиды.

3. Запишите уравнения реакций для следующих превращений. Первую реакцию рассмотрите с позиций окисления – восстановления.

Zn – ZnO – Zn(NO3)2 – Zn(OH)2 – Na2ZnO2

ZnSO4

4.Найдите объём и массу оксида серы (IV),который может быть получен при сжигании 3,2 кг. серы, если выход продукта равен 80%.

Контрольная работа в 9 классе по теме «Общая характеристика химических элементов»

Вариант 2

1. Из перечня формул веществ назовите и определите класс каждого из них:

H2SO3; Na2O; Al2(SO4)3; Ca(OH)2; P2O5; HNO2

2.Укажите заряды ионов и с.о. элементов для веществ, формулы которых:

H2SO3; Cu(OH)2; Mg3(PO4)2

Запишите соответствующие им оксиды.

3. Запишите уравнения реакций для следующих превращений. Первую реакцию рассмотрите с позиций окисления – восстановления.

Al – Al2O3 – Al2(SO4)3 – Al(OH)3 – K2AlO3

Al(NO3)3

4. При взаимодействии железа с 20 г. 10% раствора соляной кислоты выделилось 0,5 л. Водорода. Найти выход водорода в % и массу хлорида железа (II).

Тесты — Глава 1. Общая характеристика химических элементов и химических реакций — «Химия», Габриелян О.С.

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураМузыкаНемецкий языкОБЖОбществознаниеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классы7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники»Химия», Габриелян О.С.»Химия», Еремин В.В., Кузьменко Н.Е. и др.»Химия», Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н.»Химия «, Габриелян О.С, Сивоглазов В.И. и др., Изд. «ДРОФА»»Химия», Жилин Д.М., (изд. «БИНОМ. Лаборатория знаний»)»Химия», Журин А.А.»Химия», Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.»Химия», Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А.»Химия», Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Дроздов А.А. и др./ Под ред. Лунина В.В.»Химия», Савинкина Е.В., Логинова Г.П.; под ред. Вахрушева А.А.»Химия (изд. Астрель)», Оржековский П.А., Мещерякова Л.М. и др.

Выберите тему: Все темыГлава 1. Общая характеристика химических элементов и химических реакций§ 1. Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе Д. И. Менделеева§ 2. Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды§ 3. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева§ 4. Химическая организация природы§ 5. Химические реакции. Скорость химической реакции§ 6. Катализаторы и катализГлава 2. Металлы§ 7. Век медный, бронзовый, железный§ 8. Положение металлов в Периодической системе Д. И. Менделеева и строение их атомов§ 9. Физические свойства металлов§ 10. Сплавы§ 11. Химические свойства металлов§ 12. Получение металлов§ 13. Коррозия металлов§ 14. Щелочные металлы§ 15. Бериллий, магний и щёлочноземельные металлы§ 16. Алюминий§ 17. ЖелезоХимический практикум 1. Свойства металлов и их соединенийГлава 3. Неметаллы § 18. Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислород, озон, воздух§ 19. Водород§ 20. Вода§ 21. Вода в жизни человека§ 22. Галогены§ 23. Соединения галогенов§ 24. Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений§ 25. Кислород§ 26. Сера§ 27. Соединения серы§ 28. Азот§ 29. Аммиак§ 30. Соли аммония§ 31. Кислородные соединения азота§ 32. Фосфор и его соединения§ 33. Углерод§ 34. Кислородные соединения углерода§ 35. Кремний и его соединенияХимический практикум 2. Свойства неметаллов и их соединенийГлава 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к государственной итоговой аттестации (ГИА)§ 36. Периодическая система Д. И. Менделеева и строение атома§ 37. Электроотрицательность. Степень окисления. Строение вещества§ 38. Классификация химических реакций. Скорость химической реакции§ 39. Диссоциация электролитов в водных растворах. Ионные уравнения реакций§ 40. Окислительно-восстановительные реакции§ 41. Неорганические вещества, их номенклатура и классификация§ 42. Характерные химические свойства неорганических веществ

Как элементы сгруппированы в Периодической таблице?

В конце 19 века русский химик Дмитрий Менделеев опубликовал свою первую попытку сгруппировать химические элементы по их атомному весу. В то время было известно только около 60 элементов, но Менделеев понял, что, когда элементы были организованы по весу, определенные типы элементов возникали через равные промежутки времени или периоды.

Сегодня, 150 лет спустя, химики официально признают 118 элементов (после добавления четырех новичков в 2016 году) и до сих пор используют периодическую таблицу элементов Менделеева для их организации.Таблица начинается с простейшего атома, водорода, а затем упорядочиваются остальные элементы по атомному номеру, который представляет собой количество протонов, содержащихся в каждом. За некоторыми исключениями порядок элементов соответствует возрастающей массе каждого атома.

В таблице семь строк и 18 столбцов. Каждая строка представляет один период; номер периода элемента показывает, сколько из его энергетических уровней содержат электроны. Натрий, например, находится в третьем периоде, что означает, что атом натрия обычно имеет электроны на первых трех энергетических уровнях.Двигаясь вниз по таблице, периоды становятся длиннее, потому что для заполнения более крупных и сложных внешних уровней требуется больше электронов.

Столбцы таблицы представляют группы или семейства элементов. Элементы в группе часто выглядят и ведут себя одинаково, потому что у них одинаковое количество электронов во внешней оболочке — лице, которое они показывают миру. Элементы группы 18, например, в крайней правой части таблицы, имеют полностью заполненные внешние оболочки и редко участвуют в химических реакциях.

Элементы обычно классифицируются как металлические или неметаллические, но разделительная линия между ними нечеткая. Металлические элементы обычно хорошо проводят электричество и тепло. Подгруппы металлов основаны на схожих характеристиках и химических свойствах этих коллекций. Согласно данным Лос-Аламосской национальной лаборатории, в нашем описании периодической таблицы элементов используются общепринятые группы элементов.

Щелочные металлы: Щелочные металлы составляют большую часть Группы 1, первого столбца таблицы.Эти блестящие и достаточно мягкие, чтобы разрезать ножом, эти металлы начинаются с лития (Li) и заканчиваются францием (Fr). Они также чрезвычайно реактивны и воспламеняются или даже взрываются при контакте с водой, поэтому химики хранят их в маслах или инертных газах. Водород с одним электроном также находится в группе 1, но газ считается неметаллом.

Щелочноземельные металлы: Щелочноземельные металлы составляют 2-ю группу периодической таблицы, от бериллия (Be) до радия (Ra).Каждый из этих элементов имеет два электрона на внешнем энергетическом уровне, что делает щелочноземельные земли достаточно реактивными, поэтому их редко можно встретить в природе в одиночку. Но они не так реактивны, как щелочные металлы. Их химические реакции обычно протекают медленнее и выделяют меньше тепла по сравнению с щелочными металлами.

Lanthanides: Третья группа слишком длинна, чтобы поместиться в третьем столбце, поэтому она разорвана и перевернута в сторону, чтобы стать верхней строкой острова, который плавает в нижней части таблицы.Это лантаноиды, элементы с 57 по 71 — от лантана (La) до лютеция (Lu). Элементы этой группы имеют серебристо-белый цвет и тускнеют при контакте с воздухом.

Актиниды: Актиниды выстилают нижний ряд острова и включают элементы от 89, актиний (Ac) до 103, лоуренсий (Lr). Из этих элементов только торий (Th) и уран (U) встречаются на Земле в значительных количествах. Все радиоактивны. Актиниды и лантаноиды вместе образуют группу, называемую внутренними переходными металлами.

Переходные металлы: Возвращаясь к основной части таблицы, остатки групп с 3 по 12 представляют остальные переходные металлы. Твердые, но пластичные, блестящие и обладающие хорошей проводимостью, эти элементы — это то, о чем вы обычно думаете, когда слышите слово «металл». Здесь живут многие из лучших хитов металлического мира, в том числе золото, серебро, железо и платина.

Постпереходные металлы: Перед прыжком в мир неметаллов общие характеристики не разделены аккуратно по вертикальным групповым линиям.Постпереходными металлами являются алюминий (Al), галлий (Ga), индий (In), таллий (Tl), олово (Sn), свинец (Pb) и висмут (Bi), и они охватывают группы с 13 по 17. Эти элементы обладают некоторыми из классических характеристик переходных металлов, но они, как правило, более мягкие и проводят хуже, чем другие переходные металлы. Во многих периодических таблицах жирным шрифтом будет выделена линия «лестницы» под диагональю, соединяющей бор с астатом. Металлы постпереходного типа расположены в нижнем левом углу этой линии.

Металлоиды: Металлоиды — это бор (B), кремний (Si), германий (Ge), мышьяк (As), сурьма (Sb), теллур (Te) и полоний (Po). Они образуют лестницу, символизирующую постепенный переход от металлов к неметаллам. Эти элементы иногда ведут себя как полупроводники (B, Si, Ge), а не как проводники. Металлоиды также называют «полуметаллами» или «бедными металлами».

Неметаллы: Все остальное в правом верхнем углу лестницы — плюс водород (H), скрученный назад в Группе 1 — является неметаллом.К ним относятся углерод (C), азот (N), фосфор (P), кислород (O), сера (S) и селен (Se).

Галогены: Четыре верхних элемента Группы 17, от фтора (F) до астата (At), представляют собой одно из двух подмножеств неметаллов. Галогены довольно химически активны и имеют тенденцию образовывать пары со щелочными металлами с образованием различных типов солей. Например, поваренная соль на вашей кухне — это смесь щелочного металла натрия и галогенового хлора.

Благородные газы: Бесцветные, без запаха и почти полностью инертные, инертные или благородные газы завершают таблицу в группе 18.Многие химики ожидают, что оганессон, один из четырех недавно названных элементов, будет обладать этими характеристиками; однако, поскольку этот элемент имеет период полураспада в миллисекундах, никто не смог проверить его напрямую. Оганессон завершает седьмой период периодической таблицы, поэтому, если кому-то удастся синтезировать элемент 119 (а гонка за это уже ведется), он перейдет в цикл, чтобы начать восьмую строку в столбце щелочного металла.

Из-за цикличности, создаваемой периодичностью, дающей название таблице, некоторые химики предпочитают визуализировать таблицу Менделеева в виде круга.

Дополнительные ресурсы :

.

Химические методы контроля

Среди важных критериев выбора антисептика или дезинфицирующего средства — концентрация дезинфицирующего средства, которое будет использоваться, является ли средство бактерицидным или бактериостатическим, природа обрабатываемого материала, будут ли присутствовать органические вещества, температура и pH, при которых будет использоваться химический агент, и доступное время, в течение которого химический агент будет оставаться в контакте с испытуемой поверхностью.

Методы оценки. Для оценки антисептического или дезинфицирующего средства используется тест фенольного коэффициента . В этом тесте готовятся различные разведения химического агента и тестируются против эквивалентных разведений фенола с такими бактериями, как Staphylococcus aureus и Salmonella typhi . Коэффициент фенола (ПК) больше единицы означает, что химический агент более эффективен, чем фенол, и меньше единицы, что он менее эффективен.

Альтернативным тестом является тест в эксплуатации. Приготавливаются различные разведения химического агента и тестируются на стандартизированном препарате тестовых бактерий на типе материала, который впоследствии будет продезинфицировать при нормальном использовании.

Фенол. Одним из первых химикатов, использованных для дезинфекции, был фенол . Впервые использованный Джозефом Листером в 1860-х годах, он является стандартом для большинства других антисептиков и дезинфицирующих средств. Производные фенола, называемые фенолами , содержат измененные молекулы фенола, полезные в качестве антисептиков и дезинфицирующих средств.Фенольные соединения повреждают клеточные мембраны и инактивируют ферменты микроорганизмов, денатурируя их белки. Они включают крезолов , таких как лизол, а также несколько бисфенолов , таких как гексахлорофен, который особенно эффективен против стафилококков (рис. 1).


Набор химических дезинфицирующих и антисептических средств .

Химический агент, напоминающий фенолы, — это хлоргексидин (Hibiclens), который используется для дезинфекции кожи в качестве альтернативы гексахлорофену.Он сохраняется на коже и эффективен против растущих бактерий, но не спор.

Галогены. Среди галогенных антисептиков и дезинфицирующих средств — хлор и йод. Йод применяется в виде настойки йода, спиртового раствора. Комбинации йода и органических молекул называются йодофорами . Они включают бетадин и изодин, оба из которых содержат поверхностно-активное вещество, называемое повидоном. Йод соединяется с микробными белками и подавляет их функцию.

Хлор также соединяется с микробными белками. Используется как гипохлорит натрия (отбеливатель). Как гипохлорит кальция, хлор используется для дезинфекции оборудования на молочных заводах, скотобойнях и ресторанах. Хлорамины содержат хлор вместе с аммиаком. Они используются для дезинфекции стеклянной посуды и столовых приборов и эффективны в присутствии органических веществ. Хлор также используется в качестве газа для поддержания низкого уровня микробов в питьевой воде.

Спирты.Спирты являются полезными химическими веществами при использовании против бактерий и грибков, но они не действуют на споры бактерий. Наиболее широко используемым типом спирта является 70-процентный этиловый спирт (этанол). Изопропиловый спирт (медицинский спирт) также можно использовать в качестве антисептика и дезинфицирующего средства. Поскольку спирты быстро испаряются, они не оставляют следов и полезны для очистки кожи перед инъекциями (рис. 1).

Тяжелые металлы. Ряд из тяжелых металлов обладают антимикробной способностью.Например, серебро используется в качестве нитрата серебра в глазах новорожденных для защиты от заражения Neisseria gonorrheae . Также его применяют для прижигания ран. Медь используется как сульфат меди для замедления роста водорослей в плавательных бассейнах, аквариумах и водоемах. Цинк используется как хлорид цинка в жидкостях для полоскания рта и как оксид цинка как противогрибковое средство в красках. Считается, что тяжелые металлы действуют путем объединения с сульфгидрильными группами клеточных белков.

Мыло и моющие средства. Мыло и моющие средства уменьшают поверхностное натяжение между микроорганизмами и поверхностями, тем самым помогая очистить поверхность. Мыло эмульгирует масляную пленку на поверхности тела, удаляя масла, мусор и микроорганизмы, обезвреживая кожу. Катионные моющие средства представляют собой соединения четвертичного аммония . Они солюбилизируют клеточные мембраны микроорганизмов. Среди популярных соединений — зефиран (хлорид бензалкония) и цепакол (хлорид цетилпиридиния) (рис. 1).

Альдегиды. Два альдегида , формальдегид и глутаральдегид, инактивируют микробные белки, сшивая функциональные группы в белках. Формальдегид газ обычно используется в качестве формалина, 37-процентного раствора газообразного формальдегида. Он широко используется для бальзамирования. Глутаральдегид используется в качестве жидкости для стерилизации больничного оборудования. Однако для уничтожения спор бактерий требуется несколько часов (рис. 1).

Окись этилена. Стерилизация может быть достигнута с помощью химического вещества, известного как оксид этилена (ETO). Это химическое вещество денатурирует белки и уничтожает все микроорганизмы, включая споры бактерий. Он используется при высоких температурах в камере с оксидом этилена. Несколько часов необходимо для воздействия и удаления газа, который может быть токсичным для человека. ETO широко используется для изготовления пластиковых инструментов, таких как чашки Петри, шприцы и искусственные клапаны сердца (рис. 1). Оксид пропилена , аналогичное соединение, также ценно как стерилизующее средство.

Окислители. Окислители, такие как перекись водорода , убивают микроорганизмы, выделяя большое количество кислорода, который способствует изменению микробных ферментов. Перекись водорода полезна для обработки неодушевленных предметов и продуктов питания, но на поверхности кожи она быстро расщепляется ферментом каталазой, высвобождая кислород. Этот кислород заставляет рану пузыриться и тем самым удаляет присутствующие микроорганизмы. Однако химическая активность на коже ограничена по сравнению с неодушевленными поверхностями.Контактные линзы можно дезинфицировать перекисью водорода.

Два других окислителя: пероксид бензоила, и озон. Перекись бензоила наносится на кожу для лечения акне, вызванного анаэробными бактериями. Кислород, выделяемый соединением, подавляет анаэробный рост. Озон можно использовать для дезинфекции воды, где он окисляет клеточные компоненты заражающих микробов.

Консерванты пищевые. Пищевые продукты можно консервировать, используя органических кислот для поддержания низкой микробной популяции.Сорбиновая кислота используется в ряде кислых продуктов, включая сыр, для предотвращения роста микробов. Бензойная кислота также подавляет рост грибков и используется в кислых пищевых продуктах и ​​безалкогольных напитках. Пропионовая кислота кальция предотвращает рост плесени в хлебе и хлебобулочных изделиях.

.

Разделение элементов на блоки s, p, d и f

Элементы в длинной форме таблицы Менделеева разделены на четыре блока: s, p, d и f. Это деление основано на названии орбиталей, на которые поступает последний электрон.

S блочные элементы

1) Элементы, в которых последний электрон входит на s-орбиталь их соответствующих крайних оболочек, называются блочными элементами s.

Подоболочка

2) имеет только 1 орбиталь, которая может вместить только 2 электрона, следовательно, есть только две группы блочных s-элементов.

3) Элементы группы 1 (водород и щелочные металлы) и группы 2 (щелочноземельные металлы) и гелий содержат элемент s-блока.

4) Водород имеет только один электрон, и он входит на орбиталь 1с. Остальные элементы, то есть Li, Na, K, Rb, Cs и Fr, получают последний электрон на 2s, 3s, 4s, 5s, 6s и 7s орбиталях.

5) Гелий и элементы группы 2, то есть Be, Mg, Ca, Sr, Ba и Ra. Последний электрон в этих элементах также входит на s-орбиталь, то есть на 1s, 2s, 3s, 4s, 5s, 6s и 7s орбитали.Эти элементы также принадлежат блоку s и имеют общую внешнюю электронную конфигурацию ns 2 .

6) В периодической таблице 14 элементов s-блока.

Общая электронная конфигурация элементов s-блока: ns 1-2 , где n = 2-7 ​​

Гелий относится к s-блоку, но его расположение в p-блоке вместе с другими элементами группы 18 оправдано, поскольку он имеет полностью заполненную валентную оболочку и, таким образом, проявляет свойства, характерные для других благородных газов.

Из-за его уникального поведения мы поместим водород отдельно вверху таблицы Менделеева, потому что:

1) Он имеет один s-электрон и, следовательно, может быть помещен вместе с группой щелочного металла.

2) Он также может получить один электрон для получения конфигурации благородного газа и, следовательно, может быть размещен вместе с галогенами.

Характеристики элементов s-блока

1) Это мягкие металлы с низкими температурами плавления и кипения.

2) Они имеют низкие энтальпии ионизации и обладают высокой электроположительностью.

3) Они легко теряют валентные электроны с образованием ионов +1 и +2.

4) Это очень химически активные металлы. Металлический характер и реактивность возрастают по мере продвижения по группе. Из-за высокой реакционной способности они никогда не встречаются в природе чистыми.

5) Соединения элементов s-блока, за исключением бериллия, являются преимущественно ионными.

6) Большая часть металла этого блога придает пламени характерный цвет.

7) Сильные восстановители.

8) Все являются хорошими проводниками тепла и электричества.

Блочные элементы П

Элементы

, в которых последние электроны входят в любую из трех p-орбиталей своей соответствующей внешней оболочки, называются блочными элементами p.

1) Подоболочка p имеет три вырожденных p-орбитали, каждая из которых может вместить 2 электрона.

2) Есть 6 групп p блочных элементов. Это 13,14,15,16, 17 и 18.

3) Атомы элементов, принадлежащих к этим группам, получают последний электрон на 2p, 3p, 4p, 5p и 6p орбиталях.

4) Их электронная конфигурация внешней оболочки изменяется от нс 1 нс 6 до нс 2 нп 6 по мере продвижения от группы 13 наружу к группе 18.

5) Элементы группы 13, 14, 15, 16, 17, 18, в которых постепенно заполняются p-орбитали, называются p-элементами блока . В периодической таблице 36 элементов p-блока.

6) Группа 18 называются благородными газами, , кроме гелия, все элементы имеют закрытую оболочку ns 2 np 6 электронная конфигурация во внешней оболочке. Все занятые уровни энергии полностью заполнены и это стабильно расположение электронов не может быть легко изменено добавлением или удалением электронов. В результате эти элементы обладают высокой стабильностью и, следовательно, обладают очень низкой химической реакционной способностью.

7) Элементы группы 17 называются галогенами , а элементы группы 16 называются халькогенами.Элементы имеют высокую отрицательную энтальпию усиления электронов и, следовательно, легко добавляют один или два электрона для достижения стабильной конфигурации благородного газа.

Элементы s и p блока называются репрезентативными или основными элементами группы

Характеристики p блочных элементов

1) Элементы P-блока включают как металлы, так и неметаллы, но количество неметаллов намного выше, чем количество металлов. Металлический характер увеличивается сверху вниз внутри группы, а неметаллический характер увеличивается слева направо в течение периода.

2) Их энтальпии ионизации относительно выше, чем у s-блочных элементов.

3) В основном они образуют ковалентные соединения.

4) Некоторые из них имеют более 1 степень окисления в своих соединениях.

5) Их окислительный характер увеличивается слева направо в течение периода, а восстановительный характер увеличивается сверху вниз в группе.

Элементы d-блока

Элементы

, в которых последний электрон входит в любую из пяти d-орбиталей их соответствующих предпоследних оболочек, называются элементом d-блока.

Поскольку субоболочка ad имеет 5 d-орбиталей, каждая из которых может вместить 2 электрона, то всего имеется 10 вертикальных столбцов, содержащих 10 групп элементов d-блока, а именно 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 и 12.

Атомы элементов, принадлежащих к этим группам, обычно имеют 1 или 2 электрона на s-орбитали самой внешней оболочки, т.е. ns-орбитали, в то время как электроны постепенно заполняются, по одному на d-орбитали соответствующей предпоследней оболочки i. .е. (n-1) d орбитальный. Таким образом,

Общая электронная конфигурация внешней оболочки элементов d-блока: (n-1) d 1-10 нс 1-2

, где n = 4-7.

Эти элементы находятся на полпути между свойствами элементов s-block и p-block, их также называют переходными элементами . Все эти элементы далее делятся на четыре серии, называемые 1-й, 2-й, 3-й и 4-й последовательностями перехода.

Первый переходный ряд составляет часть четвертого периода длинной формы таблицы Менделеева.Он содержит 10 элементов от скандия (Z = 21) до цинка (Z = 30), в которых постепенно заполняются 3d-орбитали.

Вторая серия переходов , составляющая часть 5-го периода, также содержит 10 элементов от иттрия (Z = 39) до кадмия (Z = 48), в которых 4d-орбитали постепенно заполняются.

Третья серия переходов , которая является частью шестого периода, также содержит 10 элементов, то есть лантан (Z = 57) и от гафния (Z = 72) до ртути (Z = 80), в которых 5d-орбитали постепенно заполняются. в.

Четвертая серия переходов , которая составляет часть 7-го периода, также содержит 10 элементов, то есть актиний (Z = 89) и элемент от резерфордия (Z = 104) до копернициума (Z = 112). Во всех этих элементах находятся 6d-орбитали. последовательно заполнены.

Элементы группы 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 и 12, принадлежащие 4-му, 5-му, 6-му и 7-му периоду, в котором последний электрон входит на d-орбиталь их соответствующих предпоследних оболочек, называются d-блоком. Элементы. В периодической таблице 40 элементов блока d.

Общая характеристика элементов d-блока

1) Это твердые, ковкие и пластичные металлы с высокими температурами плавления и кипения.

2) Они хорошо проводят тепло и электричество.

3) Их энтальпия ионизации находится между s и p блочными элементами.

4) Они показывают переменную степень окисления.

5) Они образуют как ионные, так и ковалентные соединения.

6) Их соединения обычно цветные и парамагнитные.

7) Большинство переходных металлов, таких как V, Cr, Mn, Fe, Co, Ni, Cu и т. Д., И их соединения используются в качестве катализаторов.

8) Большинство переходных металлов образуют сплавы.

9) Zn, Cd и Hg, которые имеют электронную конфигурацию (n-1) d 10 нс 2 , не проявляют большинство свойств переходных элементов.

Элементы f-блока

Элементы, в которых последний электрон входит в любую из 7 f-орбиталей их соответствующей предпоследней оболочки, называются элементами f блока .

Во всех этих элементах s-орбиталь последней оболочки полностью заполнена, d-орбиталь предпоследней (n-1) оболочки неизменно содержит 0 или один электрон, но f-орбиталь предпоследней оболочки (n-2) постепенно заполняется. дюйм

Общая электронная конфигурация внешней оболочки элементов f блока: (n-2) f 0-14 (n-1) d 0-1 нс 2

Есть две серии из f блочных элементов, каждая из которых содержит 14 элементов. Они расположены внизу периодической таблицы.

Элементы первой серии, то есть от церия (Z = 58) до лютеция (Z = 71), которые составляют часть шестого периода, называются лантаноидами или лантаноидами , поскольку все эти элементы следуют за лантаном в периодической таблице, а также близко по своим свойствам напоминают лантан. Их также называют редкоземельными элементами, поскольку они почти не встречаются в земной коре. В лантаноидах постепенно заполняются 4f-орбитали.

Элементы второй серии т.е.от тория (Z = 90) до лоуренсия (Z = 103), которые являются частью неполного 7-го периода, называются актинидами и актиноидами, поскольку все эти элементы следуют за актинием в периодической таблице и также очень похожи на актиний по своим свойствам. Постепенно заполняются 5f орбитали.

Первые 3 элемента, то есть торий, протоактиний и уран, встречаются в природе, но оставшиеся 11 элементов, то есть от нептуний (Z = 93) до лоуренсия (Z = 103), были получены искусственно посредством ядерных реакций.

Все элементы блока f, то есть лантаноиды и актиниды, также называются внутренними переходными элементами, поскольку они образуют серию переходов внутри переходных элементов d-блока.

Характеристики элементов f блока

1) Это тяжелые металлы

2) Имеют высокие температуры плавления и кипения

3) Показать переменную Oxidation State

4) Их соединения обычно окрашены

5) Имеют высокую склонность к комплексному образованию

6) Большинство элементов актинидного ряда радиоактивны.

.

Работа с лабораторным оборудованием | Осмотрительная практика в лаборатории: обращение с химическими веществами и их утилизация

ments. Все баллоны с горючими газами следует хранить в хорошо вентилируемом месте. Запасы таких баллонов никогда не следует хранить вблизи баллонов, содержащих кислород, фтор, хлор или другие окисляющие газы. Реакционные сосуды должны быть оборудованы устройствами для сброса давления.

6.D.1.2.4
Пустые баллоны

Баллон никогда не должен опорожняться до давления ниже 172 кПа (25 фунтов на кв. Дюйм), поскольку остаточное содержимое может загрязняться воздухом, если клапан оставить открытым. Пустые баллоны никогда не должны заполняться пользователем. Скорее следует снять регулятор и заменить колпачок клапана. Баллон должен быть четко обозначен как пустой (MT) и возвращен на склад для забора поставщиком. Пустой и полный баллоны не следует хранить в одном месте.

Нагнетательные трубопроводы баллонов должны быть оборудованы утвержденными обратными клапанами для предотвращения случайного загрязнения баллонов, подключенных к закрытой системе, где существует возможность реверсирования потока. Обратный поток особенно проблематичен в случае газов, используемых в качестве реагентов в замкнутой системе. Баллон в такой системе должен быть отключен и извлечен из системы, пока давление, остающееся в баллоне, все еще превышает давление в закрытой системе. Если есть вероятность загрязнения баллона, его следует промаркировать и вернуть поставщику.

6.D.2 Прочее оборудование, работающее со сжатыми газами

6.D.2.1 Записи, проверка и тестирование

Операции под высоким давлением должны выполняться только с оборудованием, специально созданным для этого использования, и только теми, кто специально обучен работе с этим оборудованием. Ни в коем случае нельзя проводить реакции в закрытой системе, а также нагревать ее, если только она не была спроектирована и испытана, чтобы выдерживать давление.Чтобы оборудование было правильно спроектировано, на каждом сосуде высокого давления или на прикрепленной к нему табличке должно быть выбито его максимальное допустимое рабочее давление, допустимая температура при этом давлении и материал конструкции. Точно так же данные о давлении сброса и настройки должны быть выбиты на металлической бирке, прикрепленной к установленным устройствам сброса давления, а механизмы настройки должны быть опломбированы. Для предохранительных устройств, используемых на регуляторах давления, эти пломбы или цифры не требуются.

Все оборудование, работающее под давлением, следует периодически проверять или проверять. Частота испытаний и / или проверок варьируется в зависимости от типа оборудования, частоты его использования и характера его использования. Работа в коррозионных или других опасных условиях требует более частых испытаний и проверок. Данные осмотра должны быть проштампованы на оборудовании или прикреплены к нему.

Испытание всего собранного устройства с помощью мыльного раствора и давления воздуха или азота до максимально допустимого рабочего давления самой слабой части собранного устройства обычно позволяет обнаружить утечки в резьбовых соединениях, уплотнениях и клапанах.

Перед тем, как какое-либо оборудование, работающее под давлением, будет изменено, отремонтировано, хранится или отправлено, оно должно быть удалено, а все токсичные, легковоспламеняющиеся или другие опасные материалы полностью удалены, чтобы с ним можно было безопасно обращаться. Для особо опасных материалов могут потребоваться специальные методы очистки, которые следует запрашивать у дистрибьютора.

(Дополнительную информацию см. В разделе 6.E.1.)

6.D.2.2 Сборка и эксплуатация

Во время сборки оборудования, работающего под давлением, и трубопроводов следует использовать только соответствующие компоненты, и следует соблюдать осторожность, чтобы избежать деформаций и скрытых трещин в результате использования неподходящих инструментов или чрезмерного усилия.Трубки, установленные в аппарате, работающем под давлением, не должны выдерживать значительный вес.

Нити, которые не подходят точно, не следует принудительно затягивать (см. Раздел 6.D.1.2.1). Резьбовые соединения должны совпадать; коническая трубная резьба не может быть соединена с параллельной машинной резьбой. При сборке аппарата следует использовать тефлоновую ленту или подходящую смазку для резьбы (см. Раздел 6.D.2.2.6). Однако ни в коем случае нельзя использовать масло или смазку на оборудовании, которое будет работать с кислородом. Детали с поврежденной или частично обрезанной резьбой следует отбраковывать (также см. Раздел 6.D.2.2.5).

При сборке медных труб следует избегать резких изгибов и допускать значительную гибкость. Медные трубки затвердевают и трескаются при многократном изгибе. Многие металлы могут стать хрупкими в водороде (H 2 ) или в агрессивных газах. Никелевые сплавы могут генерировать Ni (CO) 4 в некоторых атмосферах оксида углерода. Все трубки следует часто проверять и заменять при необходимости.

Сальники и сальники являются вероятным источником неисправностей в установках, работающих под давлением.Особое внимание следует уделять правильной установке и обслуживанию этих деталей, включая правильный выбор смазки и упаковочного материала.

Экспериментам, проводимым в закрытых системах и с участием материалов с высокой реакционной способностью, таких как те, которые подвергаются быстрой полимеризации (например, диены или ненасыщенные альдегиды, кетоны или спирты), должны предшествовать мелкомасштабные испытания с использованием точных реакционных материалов для определения возможности неожиданно стремительного

.
Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *