Контрольная работа по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". 7 класс. Контрольная по тарасу бульбе


Контрольная работа по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" (7 класс)

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ПО ПОВЕСТИ Н.В.ГОГОЛЯ

«ТАРАС БУЛЬБА».

1. Какую заповедь постоянно нарушали запорожцы в своем судействе?

а) не укради;

б) не пожелай жены ближнего;

в) храни субботы свои;

г) не убей.

2. Каким образом обучались военному делу в Запорожской Сечи молодые козаки?

а) тренировались в промежутках между военными вылазками;

б) проходили курс обучения у старых воинов в специально отведенное время;

в) учились прямо во время боя;

г) специально обучались военному делу в бурсе.

3. Чем объясняется жестокость, с которой козаки разоряли деревни?

а) Природная дикость;

б) кровожадность;

в) месть за товарищей;

г) Борьба украинского народа за свободу и независимость.

4. Чем более всего различались сыновья Тараса Бульбы?

а) Остап – смелый, Андрий – трусливый;

б) Остап – смелый, Андрий – слабый;

в) Остап умел вымерять опасность, Андрий не умел рассчитывать;

г) Остап и Андрий – оба сражались смело, но Андрий был храбрее.

5. Почему козацкое войско по Дубно постигло поражение?

а) Козаки бились храбро, но по количеству силы их было меньше, так как полякам подоспела помощь;

б) Козаки бились храбро, но среди них были предатели;

в) Козаки бились храбро, но не умели вести атаку боя;

г) Козаков погубила страсть к пьянству и гульбе.

6. Кто стал наказным атаманом у Козаков, оставшихся для битвы с врагами по Дубно?

а) Кирдяга;

б) Кукубенко;

в) Бовдюг;

г) Бульба.

7. Что понимает под словом «товарищество» Тарас Бульба?

а) компания для гульбы и пьянства;

б) единство на основе взаимовыручки во время боя;

в) единство на основе любви к родине и православной вере;

г) союз единомышленников, друзей.

8. Элементы какого фольклорного жанра более всего сочетает в себе повесть «Тарас Бульба»?

а) сказка;

б) былина;

в) песня;

г) легенда.

9.Что более всего привлекала Андрия к прекрасной полячке?

а) ее внешняя красота;

б) ее знатность и богатство;

в) преклонение перед панской культурой;

г) ее образование и речь.

10. С чем пришла в конфликт любовь Андрия к прекрасной полячке?

а) с традициями козачества;

б) с чувством долга перед товарищами;

в) с финансовым неравенством;

г) с социальным неравенством.

11. С каким животным сравнивает Гоголь Андрия, дерущегося на стороне польских панов?

а) со львом;

б) с собакой;

в) с тигром;

г) с крысой.

12. Что несет в себе тема сыноубийства в повести «Тарас Бульба»?

а) суд над предателем;

б) убийство из мести за товарищей;

в) спасение из мести за товарищей;

г) это случайность, убийство в состоянии ярости.

13. Почему повесть названа «Тарас Бульба»?

а) Тарас Бульба – отец Остапа и Андрия;

б) Тарас Бульба – самая колоритная фигура повести;

в) его судьба является основной линией повествования;

г) Тарас Бульба – предводитель Козаков.

14. Кого в последний момент своей жизни зовет Остап?

а) Мать;

б) Отца;

в) друга;

г) брата.

15. В чем сопоставляет в своей метафоре В.Турбин руки Тараса?

а) с крыльями;

б) с сыновьями;

в) со стрелами;

г) с объятьями.

16. Бульба: «То-то, сынку, дурин были латынцы… Как бишь, того звали, что латинские вирши писал? Я грамоте разумею не сильно, а потому и не знаю:…, что ли?».

а) Геродот;

б) Гораций;

в) Конфуций;

г) Цицерон.

17. О каком веке идет речь в отрывке: «Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый … век».

а) XIV;

б) XV;

в) XIII;

г) XI.

18. О чем говорит описание природы в отрывке: «Молодые козаки ехали смутно и удерживали слезы… День был серый; зелень сверкала ярко; птицы щебетали как-то в разлад…»?

а) о красоте украинской природы;

б) о радости от предвкушения встречи с козаками в Запорожье;

в) о внутреннем состоянии сыновей, только что расставшихся с матерью;

г) оно оттеняет воспоминания детства героев.

19. За что пил Тарас перед смертным боем со своими козаками?

а) за Украину;

б) За товарищество и родные степи;

в) за веру и Сечь;

г) атамана и козаков.

20. Какое решение принял кошевой, когда войско козаков потерпело неудачу по Дубно, пропустив в город подкрепление?

а) сделать подкоп;

б) вскарабкаться на крепость;

в) пойти напролом;

г) сделать засады по трем дорогам из крепости и ждать.

3

kopilkaurokov.ru

Контрольная работа по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Контрольная работа № 3 по повести Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба».

 

1. Действие повести происходит: а) в Польше; б) на Украине; в) в России. 2. Тема повести: а) героическая борьба украинского народа с польской шляхтой; б) история семьи Тараса Бульбы; в) быт и нравы Запорожской Сечи. 3. Повесть написана в стиле: а) эпического сказа; б) семейной хроники; в) исторического исследования. 4. Повесть Гоголя можно назвать героической, потому что: а) Тарас Бульба — настоящий герой; б) она повествует о борьбе украинцев против польской шляхты; в) в ней рассказывается история обычной семьи. 5. Как называет Гоголь Запорожскую Сечь? а) родительский дом; б) гнездо; в) нора. 6. В ответ на предательство Андрия Тарас Бульба: а) отпустил его; б) убил его; в) проклял его. 7. Назовите причину, из-за которой Андрий совершил предательство: а) желание славы; б) месть; в) любовь. 8. “Выносил все терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему... кости...” — это портрет: а) Тараса Бульбы; б) Остапа;  в) атамана Кукубенко. 9. Кому принадлежат выражения: “Терпи козак, — атаманом будешь!”, “Есть ещё порох в пороховницах!”? а) Тарасу Бульбе; б) Остапу; в) куренному атаману. 10. Что не захотел оставить Тарас Бульба на земле вражеской и потому попал в плен? а) саблю; б) медальон; в) курительную трубку. 11. “Да разве найдутся такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!” Эти слова в повести сказаны в связи с гибелью: а) Мосии Шило; б) Остапа; в) Тараса. 12. Смысл жизни для старого Тараса состоит: а) в воспитании достойных сыновей; б) в поддержании традиций Запорожской Сечи; в) в защите родной земли. 13. Героев-запорожцев с былинными богатырями роднит: а) борьба за свободу и независимость Родины; б) физическая сила; в) стремление к славе.

14.  Каково основное занятие жителей Запорожской Сечи в мирное время?

а) торговля;

б) гульба;

в) дипломатическая деятельность.

15. Какие задачи ставил перед собой Тарас Булъба в борьбе с поляками?

а) борьба за национальную независимость Украины;

б) расширение границ русского государства;

в) завоевание славы среди казаков.

16. Какой художественный прием использует Н. В. Гоголь для создания образов братьев?

а) гиперболу;

б) метафору;

в) параллелизм;

г) антитезу.

17. Кому принадлежат слова: «Есть ещё порох в пороховницах!»?

а) Куренному атаману;

б) Тарасу;

в) Остапу.

18. Какой факт дает основания считать, что Андрий даже перед смертью не рас­каивается в предательстве?

а) он не просит пощады у отца;

б) умирает с именем прекрасной полячки на устах;

в) он даже не вспоминает об Остапе.

19. Кому принадлежат слова: «Нет уз святее товарищества!»:

а) Куренному атаману;

б) Кукубенко;

в) Тарасу Бульбе.

20. Кого из своих сыновей Тарас назвал «мазунчик»?

а) Андрия;

б) Остапа.

21. Степь для казаков олицетворяла собою:

а) дикие поля для хлебопашества;

б) раздолье, волю и гульбу;

в) милую сердцу родину.

22. О ком идет речь: «Покорно, как ребёнок, слез он с коня и остановился ни жив, ни мёртв…»?

а) Андрий;

б) Тарас;

в) Остап.

 

 

Ответы.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

б

а

а

б

б

б

в

б

а

в

в

в

а

 

 

multiurok.ru

Контрольная работа по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". 7 класс

Контрольная работа по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

  1. Где и когда родился Н.В.Гоголь?

  2. Назовите 3 произведения Н.В.Гоголя.

  3. Какому историческому событию на Украине посвящена повесть?

  4. За что сражались казаки?(кодекс чести казаков)

  5. Тема повести:

а) героическая борьба русского и украинского народа с польской шляхтой

б) история семьи Тараса Бульбы

в) быт и нравы Запорожской Сечи

6. Кратко опишите, какие обычаи и законы существовали в Запорожской Сечи.

7.Какое учебное заведение окончили Остап и Андрий?

а) Московский университет б) Петербургский университет в) Киевскую Академию.

8. С какой целью введён рассказ о жизни Остапа и Андрия в бурсе?

а) показать истоки предательства Андрия и героизма Остапа?

б) дать более глубокое представление о братьях

в) рассказать об украинской бурсе

9. Кто из героев четыре раза закапывал букварь в землю?

а)Тарас б)Остап в)Андрий

10.Почему Остапу не нравилась поначалу жизнь в Сечи?

а) Остап рвался в бой, не хотел бездействовать,

б)скучал по городской жизни;

в) слишком суровые были условия.

11.О чем просила полячка Андрия, отправив к нему служанку?

а) прийти на свидание;

б) помочь бежать из города;

в) дать продуктов, чтобы спасти мать.

12.Почему Андрий оказался способным на предательство?

а) его полностью поглотило чувство любви к полячке

б )Андрию не нравилось жить в Запорожской Сечи

в) Андрий на самом деле не любил отца и брата

13. Как наказал Андрия Тарас Бульба?

а)отрекся от него и отпустил; б) зарубил шашкой; в) застрелил.

14.Слова «Есть ли ещё порох в пороховницах?» принадлежат:

а) Остапу

б )Тарасу

в) куренному атаману

15.Смысл жизни для старого Тараса состоит в:

а ) воспитании достойных сыновей

б) поддержании традиций Запорожской Сечи

в) защите родной земли

16.«Да разве найдутся на земле такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» Эти слова в повести сказаны в связи с гибелью:

а) Остапа

б)Мосия Шило

в)Тараса

17. Кому принадлежат слова «Нет уз святее товарищества!»

а)Тарасу

б)Кукубенко

в)Бовдюг

18. Героев –запорожцев с былинными богатырями роднит:

а) стремление к славе

б) физическая сила

в) героическая борьба за свободу и независимость Родины

19.Как погиб Тарас?

а) был застрелен, б) его сожгли на костре, в)зарубили шашаками.

20.Имя героя (героини):

А) Она терпела оскорбления, даже побои; она видела из милости только оказываемые ласки, она была какое-то странное существо в этом сборище безженных рыцарей, на которых разгульное Запорожье набрасывало суровый колорит свой…

Б) Весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава…Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия…

В) Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего, он в один миг мог вымерить всю опасность и все положение дела, тут же мог найти средства, как уклониться от неё, но уклониться с тем, чтобы потом вернее преодолеть её. Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепкое слышалось в его теле, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу качеств льва…

Г) Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы. Бешеную негу и упоенье он видел в битве: что-то пиршественное зрелось ему в те минуты, когда разгорится у человека голова в глазах все мелькает и мешается, летят головы, с громом падают на землю кони, а он несется, как пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске и в собственном жару, нанося все удары и не слыша нанесенных…

21. Выберите одну из предложенных тем и напишите сочинение-характеристику одного из главных героев (5-10 связных предложений)

infourok.ru

Тест по литературе Тарас Бульба 7 класс

Тест по литературе Тарас Бульба (Н.В. Гоголь) для учащихся 7 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.

Молодые козаки ехали смутно и удерживали слезы, боясь отца, который, с своей стороны, был тоже несколько смущен, хотя старал­ся этого не показывать. День был серый; зелень сверкала ярко; пти­цы щебетали как-то вразлад. Они, проехавши, оглянулись назад; ху­тор их как будто ушел в землю; только видны были над землей две трубы скромного их домика да вершины дерев, по сучьям которых они лазили, как белки; один только дальний луг еще стлался перед ними, — тот луг, по которому они могли припомнить всю историю своей жизни, от лет, когда катались по росистой траве его, до лет, когда поджидали в нем чернобровую казачку, боязливо перелетав­шую через него с помощию своих свежих, быстрых ног…Все три всадника ехали молчаливо. Старый Тарас думал о дав­нем: перед ним проходила его молодость, его лета, его протекшие ле­та, о которых всегда плачет козак, желавший бы, чтобы вся жизнь его была молодость. Он думал о том, кого он встретит на Сечи из своих прежних сотоварищей. Он вычислял, какие уже перемерли, какие живут еще. Слеза тихо круглилась на его зенице, и поседевшая голова его уныло понурилась.Сыновья его были заняты другими мыслями. Но нужно сказать поболее о сыновьях его. Они были отданы по двенадцатому году в Киевскую академию, потому что все почетные сановники тогдашнего времени считали необходимостью дать воспитание своим детям, хотя это делалось с тем, чтобы после совершенно позабыть его. Они тогда были, как все поступавшие в бурсу, дики, воспитаны на свободе, и там уже они обыкновенно несколько шлифовались и получали что-то общее, делавшее их похожими друг на друга. Старший, Остап, начал с того свое поприще, что в первый год еще бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый. Но, без сомнения, он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественного обещания продержать его в монастырских служках целые двадцать лет и не поклялся наперед, что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии всем наукам. Любопытно, что это говорил тот же самый Тарас Буль­ба, который бранил всю ученость и советовал, как мы уже видели, детям вовсе не заниматься ею. С этого времени Остап начал с не­обыкновенным старанием сидеть за скучною книгою и скоро стал на­ряду с лучшими. Тогдашний род учения страшно расходился с обра­зом жизни: эти схоластические, грамматические, риторические и логические тонкости решительно не прикасались к времени, никогда не применялись и не повторялись в жизни.

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Как звали младшего сына Тараса Бульбы?

2. Что означает слово сановник?

3. Как называется описание внешности героя в литературном про­изведении («Слеза тихо круглилась на его зенице, и поседевшая голова его уныло понурилась».)?

4. Укажите название приема:…по сучьям которых они лазили, как белки…

5. Как называется изобразительное средство?…боязливо перелетавшую через него с помощию своих свежих, быстрых ног…

Задания с развернутым ответом

1. Какие черты личности Остапа проявляются в описании его учебы в бурсе?

2. Каким предстает Тарас Бульба в данном фрагменте?

3. Сопоставьте фрагмент из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и из романа А.С. Пушкина «Дубровский». Какие схожие темы и мотивы представлены в этих произведениях?

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. В какой последовательности примут смерть Тарас и его сыновья?

2. Что означает слово схоластический?

3. Как называется описание природы в литературном произведении («День был серый; зелень сверкала ярко; птицы щебетали как-то вразлад».)?

4. Укажите название приема:Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый.

5. Как называется изобразительное средство?День был серый……только видны были над землей две трубы скромного их домика да вершины дерев…

Задания с развернутым ответом

1. Какие черты личности Остапа проявляются в описании его учебы в бурсе?

2. Каким предстает Тарас Бульба в данном фрагменте?

3. Сопоставьте фрагмент из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и из романа А.С. Пушкина «Дубровский». Какие схожие темы и мотивы представлены в этих произведениях?

Фрагмент романа Дубровский

Тронутый преданностию старого кучера, Дубровский замолчал — и предался снова размышлениям. Прошло более часа — вдруг Гриша пробудил его восклицанием: Вот Покровское! Дубровский поднял го­лову. Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеле­нью рощи возвышалась зеленая кровля и бельведер огромного ка­менного дома, на другом пятиглавая церковь и старинная колоколь­ня; около разбросаны были деревенские избы с их огородами и колодезями. Дубровский узнал сии места — он вспомнил, что на сем самом холму играл он с маленькой Машей Троекуровой, которая бы­ла двумя годами его моложе и тогда уже обещала быть красавицей. Он хотел об ней осведомиться у Антона, но какая-то застенчивость удержала его.…Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел березовую рощу, и влево на открытом месте серенький домик с крас­ной кровлею; сердце в нем забилось; перед собою видел он Кистенев­ку и бедный дом своего отца.Через десять минут въехал он на барский двор. Он смотрел во­круг себя с волнением неописанным. двенадцать лет не видал он сво­ей родины. Березки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревь­ями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь. Собаки было залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали косматыми хвостами. Дворня высыпала из людских изоб и окружила молодого барина с шумными изъявлениями радости…В эту минуту в залу вошел, насилу передвигая ноги, старик вы­сокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке.— Здравствуй, Володька! — сказал он слабым голосом, и Влади­мир с жаром обнял отца своего. Радость произвела в больном слиш­ком сильное потрясение, он ослабел, ноги под ним подкосились, и он бы упал, если бы сын не поддержал его.

Ответы на тест по литературе Тарас Бульба (Н.В. Гоголь)1 вариант1. Андрий2. влиятельное лицо3. портрет4. сравнение5. эпитет2 вариант1. Андрий, Остап, Тарас2. оторванный от жизни3. пейзаж4. повтор5. эпитет

testschool.ru

Контрольная работа по повести Н.В.Гоголя Тарас Бульба. 7 класс

Контрольная работа по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Где и когда родился Н.В.Гоголь? Назовите 3 произведения Н.В.Гоголя.Какому историческому событию на Украине посвящена повесть?За что сражались казаки?(кодекс чести казаков)Тема повести:а) героическая борьба русского и украинского народа с польской шляхтойб) история семьи Тараса Бульбыв) быт и нравы Запорожской Сечи 6. Кратко опишите, какие обычаи и законы существовали в Запорожской Сечи.

7.Какое учебное заведение окончили Остап и Андрий?а) Московский университет б) Петербургский университет в) Киевскую Академию.8. С какой целью введён рассказ о жизни Остапа и Андрия в бурсе?а) показать истоки предательства Андрия и героизма Остапа?б) дать более глубокое представление о братьяхв) рассказать об украинской бурсе9. Кто из героев четыре раза закапывал букварь в землю?а)Тарас б)Остап в)Андрий10.Почему Остапу не нравилась поначалу жизнь в Сечи?а) Остап рвался в бой, не хотел бездействовать,б)скучал по городской жизни;в) слишком суровые были условия.11.О чем просила полячка Андрия, отправив к нему служанку?а) прийти на свидание;б) помочь бежать из города;в) дать продуктов, чтобы спасти мать.12.Почему Андрий оказался способным на предательство?а) его полностью поглотило чувство любви к полячкеб )Андрию не нравилось жить в Запорожской Сечив) Андрий на самом деле не любил отца и брата13. Как наказал Андрия Тарас Бульба?а)отрекся от него и отпустил; б) зарубил шашкой; в) застрелил.14.Слова «Есть ли ещё порох в пороховницах?» принадлежат:а) Остапуб )Тарасув) куренному атаману15.Смысл жизни для старого Тараса состоит в:а ) воспитании достойных сыновейб) поддержании традиций Запорожской Сечив) защите родной земли16.«Да разве найдутся на земле такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» Эти слова в повести сказаны в связи с гибелью:а) Остапаб)Мосия Шилов)Тараса 17. Кому принадлежат слова «Нет уз святее товарищества!»а)Тарасуб)Кукубенков)Бовдюг

18. Героев –запорожцев с былинными богатырями роднит:а) стремление к славеб) физическая силав) героическая борьба за свободу и независимость Родины19.Как погиб Тарас?а) был застрелен, б) его сожгли на костре, в)зарубили шашаками.

20.Имя героя (героини):А) Она терпела оскорбления, даже побои; она видела из милости только оказываемые ласки, она была какое-то странное существо в этом сборище безженных рыцарей, на которых разгульное Запорожье набрасывало суровый колорит свой

Б) Весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нраваОн любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия

В) Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего, он в один миг мог вымерить всю опасность и все положение дела, тут же мог найти средства, как уклониться от неё, но уклониться с тем, чтобы потом вернее преодолеть её. Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепкое слышалось в его теле, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу качеств льва

Г) Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы. Бешеную негу и упоенье он видел в битве: что-то пиршественное зрелось ему в те минуты, когда разгорится у человека голова в глазах все мелькает и мешается, летят головы, с громом падают на землю кони, а он несется, как пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске и в собственном жару, нанося все удары и не слыша нанесенных

21. Выберите одну из предложенных тем и напишите сочинение-характеристику одного из главных героев (5-10 связных предложений)Кого из сыновей Тараса можно считать народным героем?Можно ли назвать Андрия заурядным предателем?В чем Андрий равен Тарасу и Остапу, а в чем – нет?Можно ли считать Тараса патриотом?Каков он: запорожский казак?

15

Приложенные файлы

weburok.com

Проверочная работа по повести Гоголя «Тарас Бульба»

I. Часть А. Укажите букву, которая соответствует выбранному ответу.

1. В какой сборник Гоголя входит повесть «Тарас Бульба»?

а) «Вечера на хуторе близ Диканьки»;

б) «Миргород»;

в) «Арабески».

2. Тема повести:

а) героическая борьба русского и украинского народов с польской шляхтой;

б) история семьи Тараса Бульбы;

в) быт и нравы Запорожской Сечи.

3. Что в повести Гоголь называет «своевольной республикой, откуда разливается воля и

козачество на всю Украйну»?

а) семью Тараса Бульбы;

б) Запорожскую Сечь;

в) Польшу.

4. Жанр произведения:

а) героико-историческая повесть;

б) семейная хроника;

в) фантастическая повесть.

5. Сколько времени удалось погостить дома сыновьям Тараса перед отправкой в

Запорожскую Сечь?

а) одну ночь;

б) одну неделю;

в) один месяц.

6. Кто стоял во главе Запорожской Сечи?

а) куренной атаман;

б) есаул;

в) кошевой атаман.

7. Кто в повести, «был один из числа коренных, старых полковников: весь был создан для

бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава»?

а) Тарас Бульба;

б) есаул Товкач;

в) Касьян Бовдюг.

8. Назови имя героя:

а) «Впереди других понёсся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели чёрные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы.. А между тем, объятый пылом и жаром битвы…понесся, как молодой борзой пес, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае».

б) Ему, «казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное званье вершить ратные дела… Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, рыцарские качества уже приобрели широкую силу льва».

в) «Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере, никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными. Он имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время…»

9. Слова: «Занимайте, хлопцы, - кричал он, - занимайте, вражьи дети, говорю вам, скорее горку, что за лесом: туда не подступят они!» - принадлежат:

а) Остапу;

б) Тарасу Бульбе;

в) Андрию.

10. Объясните значения слов:

а) еретик;

б) «басурманы»;

в) куренной;

г) есаул;

д) кошевой.

II. Часть в. Вариант 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания:

Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела. Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего, он в один миг мог вымерять всю опасность и все положение дела, тут же мог найти средство, как уклониться от нее, но уклониться с тем, чтобы потом верней преодолеть ее. Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва.

— О! да этот будет со временем добрый полковник! — говорил старый Тарас. — Ей-ей, будет добрый полковник, да еще такой, что и батька за пояс заткнет!

Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы. Бешеную негу и упоенье он видел в битве: что-то пиршественное зрелось ему в те минуты, когда разгонится у человека голова, в глазах все мелькает, несется, — летят головы, с громом падают на землю кони, а он несется, как пьяный, в свисте пуль в сабельном блеске, и наносит всем дары, и не слышит нанесенных. Не раз дивился отец также и Андрию, видя, как он, понуждаемый одним только запальчивым увлечением, устремлялся на то, на что бы никогда не отважился хладнокровный и разумный, и одним бешеным натиском своим производил такие чудеса, которым не могли не изумиться старые в боях. Дивился старый Тарас и говорил:

— И это добрый — враг бы не взял его! — вояка! не Остап, а добрый, добрый также вояка!

Ответы на задания В1—В10 необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

В1. За что сражались казаки с врагами?

В2. Какое качество помогало Остапу в бою?

В3. С кем сравнивает Остапа автор, описывая его в бою?

В4. Какой эпитет подчеркивает благородство натуры Остапа?

В5. Найдите выражение, которое показывает, какое главное чувство владеет в бою Андрием.

В6. Какое сравнение использует автор, описывая ощущения Андрия в бою?

В7. Какой основной прием создания образов братьев использует автор в этом отрывке?

В8. Какие преобладающие черты характера в конечном счете подтолкнули Андрия к предательству?

В9. Укажите прием художественной выразительности во фразе: «погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей».

В10. Какую поговорку использует Тарас Бульба, говоря о сыне?

studfiles.net

Контрольная работа - Образ Тараса Бульбы

В 1842 году Н.В. Гоголь написал повесть «Тарас Бульба», которая впоследствии вошла в его сборник «Миргород». В повести Николай Васильевич показал в главном герое настоящего патриота, защитника родной земли.

Тарас Бульба – истинный казак. Весь его облик был «создан для бранной тревоги», он «отличался грубой прямотой своего нрава» и больше всего «любил простую жизнь козаков», поэтому Запорожская Сечь является для него настоящим домом, поэтому большую часть времени он проводит там, не торопясь к жене, и именно поэтому тотчас решает ехать на Запорожье после приезда сыновей из Киева домой, чтобы проверить Остапа и Андрия в их верности казачьей службе. Тарас Бульба любит своих детей, как и жена, но не понимает ее, поскольку для него главное – быть настоящим воином, защитником, товарищем, патриотом, а не семьянином, поэтому жена «видела мужа в год два-три дня, и потом несколько лет о нем не бывало слуха».

Старый казак считал себя истинным защитником православия и не терпел роскоши и богатства в любом виде. Относясь с недоверием ко всему новому, не любя учение, Тарас понимает необходимость образования в условиях нового времени. Именно с этой целью его сыновья были посланы в киевскую бурсу, где прошли обучение всем наукам. Одинаково сильно любя своих сыновей, старый казак лучше понимает старшего Остапа, для которого так же, как и для отца, главными являются узы товарищества. По мнению Тараса Бульбы: «Нет уз святее товарищества!.. так как породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек». Андрий предал узы товарищества и стал для отца врагом, а Остап до конца остался верен своему долгу, и поэтому Тарас чуть не погубил себя, пытаясь спасти не просто сына, а своего товарища.

Жизнь старого казака заканчивается трагически, на костре, но и здесь он ведет себя как истинный герой, заботясь не об облегчении своей участи, а о жизни других казаков: «но не на костер глядел Тарас, не об огне он думал, которым собирались жечь его; глядел он, сердечный, в ту сторону, где отстреливались козаки: ему с высоты все было видно как на ладони».

По силе и мощи Тараса Бульбу можно сопоставить с былинным богатырем, старый казак – само воплощение русской силы, и «разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу».

В повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь охарактеризовал в образе главного персонажа настоящего национального героя. Для писателя самым важным явилась не историческая обоснованность событий, а исполинская сила, богатырство главного героя, желание Тараса Бульбы защищать родину до последней капли крови.

(2 вариант)

Нет такой силы, которая пересилила бы русскую силу.

Тарас Бульба – герой, подобный героям героического эпоса древности. Он силен и хитер, нет для него выше ценности в жизни, чем товарищество: «Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может только один человек».

Для Тараса Бульбы нет понятия «семья» в привычном смысле этого слова. Любить жену, быть рядом с ней значит обабиться, перестать быть настоящим казаком. Не может он терпеть бездействия, хочется ему проверить своих детей в деле, в бою. Ради этого и совершает он переворот в Сечи. Тарасу довелось увидеть детей в бою, и он мог радоваться: «В один месяц возмужали и совершенно переродились только что оперившиеся птенцы и стали мужами». Остап казался прирожденным воином, обладал в бою хладнокровием. Тарас считал, что из него «будет добрый полковник, да еще такой, что и батька за пояс заткнет». Андрий в бою не размышлял, шел на то, «на что никогда бы не решился хладнокровный и разумный». Как говорил Тарас, «не Остап, а добрый, добрый также вояка», правда, он же говорил сыну: «Не доведут тебя бабы до добра».

Оба пророчества отца сбылись. Остап в двадцать два года становится куренным атаманом. Андрий предал, полюбив. Убив Андрия, Тарас жалеет о том, что сын «пропал бесславно, как подлая собака!». Всего двое у него сыновей, но и Остапа убил бы Тарас не задумываясь, если бы предал он свою веру, свою родину, товарищей. Одного сына отец покарал за предательство, другого на его глазах взяли в плен. Чудом выживший в этом бою Тарас пробирается в Варшаву и присутствует при казни Остапа. И, как в бою, одобрительно повторял Тарас: «Добре, сынку, добре!» Не подвел его второй сын, гордо мог смотреть на людей Тарас, и, рискуя своей жизнью, ответил на душевный крик Остапа: «Слышу!» Он не только услышал последний крик Остапа, но и отомстил за его смерть. Тарас выжег восемнадцать местечек, сжигали женщин, детей. «Это вам, вражьи ляхи, поминки по Остапе!» – приговаривал Тарас. «Даже самим козакам казалась чрезмерною его беспощадная свирепость и жестокость», месть за сыновей.

Тараса пленили и заживо сожгли, но и на костре он думал о товарищах. «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

www.ronl.ru


Смотрите также