Контрольная по истории 5 класс древний египет: Контрольная работа «Древний Египет» 5 класс (с ответами) скачать

Методическая разработка по истории (5 класс) на тему: Контрольная работа по теме «Древний Египет»

ВАРИАНТ 1

Задание 1.             Соедините стрелками.

Амон               бог тьмы

Апоп               бог земли

Геб                         бог неба

Нут                         бог солнца

Исида               жена Осириса

Задание 2.           Определите реальное историческое лицо или вымышленное?

Геродот                      Тутанхамон                             Нефертити

Осирис                         Эхнатон                                  Анубис                      Гор

3. Выполнение тестовых заданий:

  1. Что называется религией?

а) вера в сверхъестественные существа, духов, богов;

б) сила, с помощью которой одни эксплуатировали других;

в) вера в силу природы.

  1. Мифический царь Египта, научивший египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб:

а) Осирис;              б) Амон-Ра;             в) Тутанхамон.

  1. Самый главный, могущественный бог Древнего Египта:

а) бог Земли;       б) бог “царства мертвых”;        в) бог Солнца.

  1. Шадуф – это…

А) плата отдаваемая в казну фараона;    Б) приспособление для подъема воды;

В) предмет, защищающий от злых духов.

5. Столица Древнего Египта.

А) Каир;         Б) Мегиддо;        В) Фивы.

4. Что означают данные термины

Папирус                              Вельможа                       Рельеф

Храм                                   Сфинкс                            Бронза

Решите задачу.

  1. Археологи нашли клад, который пролежал в земле 126 лет. В каком году он был зарыт?

ВАРИАНТ 2

Задание 1             Соедините стрелками.

Тот                        бог «царства мертвых»

Сет                        бог пустыни

Анубис             бог мудрости

Бастет               богиня покровительница женщин

Маат                 богиня правды

Задание 2.                Определите реальное историческое лицо или вымышленное?

Хеопс                   Нут                     Тутмос                          Амон

Бастет                       Шампольон                          Тот

3. Выполнение тестовых заданий:

  1. Бог солнца, самый могущественный из богов Древнего Египта:

а) Осирис;              б) Сет.             в) Амон-Ра;

  1. С каким явлением природы древние египтяне связывали смерть Осириса?

а) с засухой;        б) с разливом Нила;          в) с землетрясением.

  1. Служители богов в Древнем Египте:

а) фараоны;              б) жрецы;                в) вельможи.

4. Амулет – это

А) средство для орошения полей;  Б) мелкий предмет, защищающий от злых духов;

В) бог «царства мертвых».

5. Нил впадает в

А) Красное море;  Б) Синайский полуостров;        В) Средиземное море.

  1. Ключевое слово: «Исторические понятия»

Проверить знания основных исторических понятий.

Дельта                                 Писцы                             Налог

Пирамида                           Мумия                             Жрец

  1. Археологи нашли клад, который пролежал в земле 3128 лет. В каком году он был зарыт?

ВАРИАНТ 3

Задание 1.   Соедините стрелками.

Амон               бог тьмы

Апоп               бог земли

Геб                        бог неба

Нут                        бог солнца

Исида              жена Осириса

Задание 2. Определите реальное историческое лицо или вымышленное?

Геродот                 Тутанхамон                      Нефертити

Осирис                       Эхнатон                       Анубис                            Гор

Заданип 3. Выполнение тестовых заданий:

  1. Что называется религией?

а) вера в сверхъестественные существа, духов, богов;

б) сила, с помощью которой одни эксплуатировали других;

в) вера в силу природы.

  1. Мифический царь Египта, научивший египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб:

а) Осирис;              б) Амон-Ра;             в) Тутанхамон.

  1. Самый главный, могущественный бог Древнего Египта:

а) бог Земли;       б) бог “царства мертвых”;        в) бог Солнца.

4. Шадуф – это…

А) плата отдаваемая в казну фараона;    Б) приспособление для подъема воды;

В) предмет, защищающий от злых духов.

5. Столица Древнего Египта.

А) Каир;         Б) Мегиддо;        В) Фивы.

Задание 4. Ключевое слово: «Исторические понятия»

Проверить знания основных исторических понятий.

Оазис                                  Фараон                            Канал

Иероглифы                        Астрономия                    Анубис

  1. Археологи нашли клад, который пролежал в земле 2228 лет. В каком году он был зарыт?

ВАРИАНТ 4

Задание 1.             Соедините стрелками.

Тот                       бог пустыни

Сет                       бог мудрости

Анубис          бог «царства мертвых»

Гор                 бог покровитель фараонов

Маат              богиня правды

Задание 2.         Сигнальный диктант “Жили ли они?”

Определите реальное историческое лицо или вымышленное?

Хеопс                     Нут                      Тутмос                     Амон

Бастет                      Шампольон                               Тот

Задание 3. Выполнение тестовых заданий:

  1. Бог солнца, самый могущественный из богов Древнего Египта:

а) Осирис;              б) Сет.             в) Амон-Ра;

  1. С каким явлением природы древние египтяне связывали смерть Осириса?

а) с засухой;        б) с разливом Нила;          в) с землетрясением.

  1. Служители богов в Древнем Египте:

            а) фараоны;              б) жрецы;                в) вельможи.

4. Амулет – это 

А) средство для орошения полей;  Б) мелкий предмет, защищающий от злых духов;

В) бог «царства мертвых».

5. Нил впадает в

А) Красное море;  Б) Синайский полуостров;        В) Средиземное море.

Задание 4. Ключевое слово: «Исторические понятия»

Проверить знания основных исторических понятий.

Амон-Ра                              Маат                               Амулет

Колесница                          Мемфис                          Осирис

  1. Археологи нашли клад, который пролежал в земле 745 лет. В каком году он был зарыт?

Тест по истории (5 класс) по теме: контрольная работа «Древний Египет»

Тест по истории Древнего Египта.

1. Египет располагается:

а. в северо-восточной части Африки.

б. в центральной Азии

в. в центральной Африки

2. Двойная корона египетских фараонов символизирует:

а. объединение Южного и Северного царств

б. союз богов неба и земли

в. царство мертвых и царство живых

3. Материал для письма в Древнем Египте изготавливался из:

а. из шкур животных

б. из пальмовых листьев

в. из папируса

4. Первая столица египетского государства:

а. Мемфис

б. Фивы

в. Атон

5.Бог Солнца в Древнем Египте:

а. Осирис

б. Амон-Ра

в. Тутанхамон

6. Служители богов в Египте:

а. фараоны

б. жрецы

в. вельможи

7. Налоги собирали:

а. писцы

б. жрецы

в. фараоны

8. Знаниями из разных наук владели:

а. все жители

б. только фараон

в. жрецы

9. Письменность в Египте:

а. иероглифы

б. клинопись

в. папирус

10. С какой целью фараоны организовывали военные походы:

а. с целью личного обогащения

б. с целью обогащения своих воинов

в. с целью познакомится с другими странами

11. Река, протекающая по территории Египта:

а. Нил

б. Тигр

в. Евфрат

12. Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида:

а. Тутмос

б. Хеопс

в. Тутанхамон

13. Царские советники, знать в Египте:

а. жрецы

б. вельможи

в. чиновники

14. Оцените утверждение:

Древний Египет – это страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря:

а) верно                  

б) неверно

15. Выберите правильный ответ:  

Пешее войско фараона:

а) было постоянным, в него забирали каждого десятого юношу;  

б) создавалось на время войны;

в) было единственным родом войск в Египте.

16. Выберите неправильный ответ:

Во внутреннее помещение храма, где стояла статуя бога, могли войти:

а) жрецы;              б) фараон;                 в) только фараон.

17. Назовите понятие, которому соответствует данное описание:

Египтяне верили, что будут жить вечно в царстве мертвых. Они заботились о сохранении тела умершего: в него должна, думали они, вернуться душа. Тело высушивали, обматывали тонкими бинтами, изготавливали:

а) саркофаг;                  

 б) мумию;                  

в) гробницу.

18. Найдите лишнее:

Рассказывая о египетской письменности, мы обязательно назовем эти слова:

а) иероглифы;  

б) бумага;

в) папирус;  

г) чернила.

19. Продолжите перечень:

Фараону подчинялись:  а) жрецы;   б) вельможи;  в)    г)  д)   е)

20. Назовите принцип, объединяющий эти слова:

Высший правитель, главный судья, живой бог, высший  военачальник:

а) это названия государственных должностей в Египте;

б) это титулы фараона;                        

в) это обязанности верховного жреца.

21. Вставьте вместо пропусков.

Земледельцам приходилось много трудиться. Особых усилий требовало строительство каналов и земляных насыпей, необходимых для __________________ полей. Поля, куда вода не доходила, поливали при помощи специальных приспособлений — ________________. Земледельцы отдавали в казну часть урожая и скота – платили ____________.

Контрольная работа по истории в 5 классе на тему «Древний Египет»

Фамилия, имя _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

5 класс. Контрольная работа по истории на тему «Древний Египет». 1 вариант.

1. Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одной из указанных в перечне тем.

Установите соответствие между темами и иллюстрациями: к каждой теме подберите по две иллюстрации.

ТЕМЫ: А. Первобытность Б. Древний Египет

Запишите в таблицу выбранные буквы под соответствующими цифрами.

2. Прочтите отрывок из исторического сочинения и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.

ТЕМЫ: А. Первобытность Б. Древний Египет

Приблизительно 9 тыс. лет назад люди сделали одно гениальное открытие. Они заметили, что некоторые камни имеют необычный желтовато-красный цвет. При обработке под ударами они не раскалывались на части, а сплющивались, изменяя свою форму.

Действительно, в таких камнях можно пробить отверстие. Попадая в огонь, они размягчаются и, застывая, принимают новую форму. Конечно, люди не знали, что странными камнями были красноватые куски самородной меди. Но они поняли, что перед ними какой-то другой материал- металл. Это великое открытие было сделано в тех областях, где имелись месторождения меди, лежавшие на поверхности земли.

О т в е т : ____

3. Объясните смысл терминов.

Иероглиф — _________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Папирус — _________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

4. Прочитайте список событий (явлений, процессов) и выпишите события (явления, процессы),

которые относятся к Древнему Египту.

Строительство пирамиды фараона Хеопса, изобретение плуга, появление религиозных верований, использование боевых колесниц.

О т в е т: _______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Используя знания по истории, расскажите об одном из этих событий (явлений, процессов).

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

5. Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично располагался Древний Египет. Подпишите реку Нил.

6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия

повлияли на занятия жителей Древнего Египта?

Ответ: __________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Фамилия, имя _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

5 класс. Контрольная работа по истории на тему «Древний Египет». 2 вариант.

1. Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одной из указанных в перечне тем.

Установите соответствие между темами и иллюстрациями: к каждой теме подберите по

две иллюстрации.

ТЕМЫ: А. Первобытность Б. Древний Египет

Запишите в таблицу выбранные буквы под соответствующими цифрами.

2. Прочтите отрывок из исторического сочинения и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.

ТЕМЫ: А. Первобытность Б. Древний Египет

Его величество отправился на золотой колеснице, украшенный своим боевым оружием… И враги увидели, что его величество одолевает их, и бежали стремглав в Мегиддо с лицами полными страха. Они бросили своих лошадей и свои золотые и серебряные колесницы, и их втаскивали с помощью одежд в этот город… И вот, если бы войско его величества не возымело намерения пограбить имущество врагов, оно бы овладело Мегиддо в этот миг…

Тогда были захвачены их лошади и их золотые и серебряные колесницы… Их ратники лежали, простершись на спине, как рабы, а победоносное войско его величества считало своё достояние… И все войско ликовало, воздавая славу Амону за победу, дарованную им своему сыну в этот день. Они воздали хвалу его величеству, превознося его победы.

О т в е т : ____

3. Объясните смысл терминов.

Обелиск — _________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Жрец — _________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

4. Прочитайте список событий (явлений, процессов) и выпишите события (явления, процессы),

которые относятся к Древнему Египту.

Военные походы фараонов, изобретение гончарного круга, изобретение письменности (иероглифов), появление религиозных верований.

О т в е т: _______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Используя знания по истории, расскажите об одном из этих событий (явлений, процессов).

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

5. Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично располагался Древний Египет. Подпишите реку Нил.

6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия

повлияли на занятия жителей Древнего Египта?

Ответ: __________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Тест по истории (5 класс): Проверочная работа по теме «Древний Египет»

Проверочная работа по теме: «Древний Египет». (15 минут)

Вариант 1.

А1. Египет расположен:

1) между третьим и четвертым порогами Нила

2) вдоль побережья Красного моря

3) по берегам рек Нил и Евфрат

4) в Северо-Восточной Африке

А2. Когда на территории Египта образовались первые государства?

1) 40 тысяч лет назад

2) в конце 4 тысячелетия до н. э,

3) около 3000 г. до н. э,

4) в I в.н.э.

А3. Земледелие в Египте стало главным занятием, т. к.:

1) в Египте часто шли дожди

2) в Египте протекало много полноводных рек

3) в долине Hила была мягкой и плодородной

4) по берегам реки находилось много свободных, пригодных для земледелия полей

А4. Служителей богов при египетских храмах называли:

1) мумиями

2) писцами

3) жрецами

4) вельможами

А5. Египтяне писали заклинания на cтeнax гробниц, потому что:

1) были грамотными

2) заботились о теле умершего

3) перестали верить в духов и богов

4) не знали другого материала для письма

В1. Установите соответствие между понятием и определением. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

Понятие

Определение

А) папирус

Б) дельта

В) ил

1) высокий тростник, из которого делали материал для письма

2) место впадения реки в море

3) каменистая преграда на дне реки

4) осадок, образующийся на дне водоемов или после разлива реки

В2. Назовите три признака государства.

  1. развитие ремесла
  2. единые законы
  3. граница
  4. армия
  5. совместный труд

В3. Заполните цифрами схему, расположив жителей Древнего Египта в соответствии с их положением в обществе

  1. крестьяне
  2. рабы
  3. писцы, воины
  4. фараон
  5. вельможи, жрецы

Проверочная работа по теме: «Древний Египет». (15 минут)

Вариант 2

А1.  Египет расположен:

1) в Западной Азии

2) от истоков Нила до дельты

3) вдоль побережья Средиземного моря

4) на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря

А2. Единое государство сложилось в Египте примерно:

  1. 40 тысяч лет назад
  2.  в 4000 г. до н. э
  3. в 3000 г. до н. э,
  4. в I в. н. э,

А3. Греческий ученый Геродот называл Египет «даром Нила», потому что:

1) во время разливов Нила почва становилась плодородной

2) река была главной достопримечательностью Египта

3) первые жители Египта прибыли в страну по реке

4) основным занятием египтян было рыболовство

А4. Как называется здание, служащее для поклонения богу?

1) храм

2) музей

3)дворец

4) саркофаг

А5. Люди жертвовали храмам золото, рабов, скот, т. к.:

  1. были очень богатыми
  2. боялись ограбления
  3. надеялись задобрить богов
  4. перестали верить в духов и богов

В1. Установите соответствие между понятием и определением. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

Понятие

Определение

А) пороги

Б) оазис

В) рельеф

1) островок растительности, расположенный около естественного водоема посреди пустыни

2) место впадения реки в море

3) каменистая преграда на дне реки

4) выпуклое изображение на камне

В2. Назовите три признака государства

  1. налоги с подданных
  2. единая система власти
  3. армия
  4. развитие земледелия
  5. религиозные обряды

В3. Заполните цифрами схему, расположив жителей Древнего Египта в соответствии с их положением в обществе

  1. крестьяне
  2. рабы
  3. писцы, воины
  4. фараон
  5. вельможи, жрецы

Ответы Вариант1

А1

А2

А3

А4

А5

В1

В2

В3

4

2

3

3

2

124

234

45312

Ответы Вариант2

А1

А2

А3

А4

А5

В1

В2

В3

4

3

1

1

3

314

123

45312

Тест по истории 5 класс Древний Египет с ответами

Тестовые задания по истории для 5 класса по теме: «Древний Египет»

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. В какой стране находится Египет?

– Кипр

– Индия

+Африка

2. Какая река протекает на территории Египта?

– Амазонка

+ Нил

– Конго

3. Какую бумагу придумали древние египтяне?

– мемфис

+ папирус

– пергамент

4. Что такое рельеф?

+ выпуклое изображение на камне

– рисунок углем

– рисунок специальными красками на камне

5. Как называли повелителей Египта?

– царь

+ фараон

– вельможа

6. Мемфис это:

– бумага, изобретенная египтянами

+ столица Древнего Египта

– мифологическое существо

7. Почему египетские поля были похожи на шахматные доски?

– глава Египта любил играть в шахматы

– поля делали квадратными, чтобы было удобно их обрабатывать

+ вокруг полей делали насыпь, чтобы в них в засушливый период застаивалась вода

8. Основной пищей простого жителя страны были:

+рыба, лепешки, фрукты

– рыба, мясо, фрукты

– мясо, фрукты, овощи

9. Из чего строили дома обычные жители?

– из кирпича

+ из тростника

– из прутьев и ветвей

тест 10. Для чего нужны были амулеты?

– это украшения для мужчин и женщин

– это украшения для женщин

+ для защиты от злых духов и бед

11. Каким образом происходила торговля в Египте?

+ с помощью простого обмена одной вещи на другую

– деньгами служили разнообразные украшения

– именно египтяне придумали деньги, товар обменивался на них

12. Для чего строили гробницы?

– в них жили фараоны и вельможи

– в них жили приближенные и слуги фараонов и вельмож

+ они предназначались для захоронения знатных особ

13. Кто вел учет налогов, сборов и добычи среди своего населения и на войнах?

– летописец

+ писцы

– жрецы

14. Кто платил налог в казну?

+ земледельцы и ремесленники

– земледельцы, ремесленники и вельможи

– воины

15. Какие символы держал в руках глава Египта?

– жезл и скипетр

+ жезл и плеть

– скипетр и корону

16. Что символизирует двухцветная корона фараона?

+ объединение Севера и Юга

– царство живых и царство мертвых

– небо и землю

17. Чем занимались вельможи?

+ поручениями, которые давал им фараон

– ничем, они отдыхали и радовались жизни

– занимались делами только тогда, когда хотели этого сами, например, походами и войнами

18. Как назывался отряд египтян, шедших на войну со щитами, и копьями?

+ пехотинцы

– конница

– крепостные

19. Как называлась длинная палка, к которой крепили колесницу?

– спица

+ дышло

– возница

тест-20. Кто имел возможность управлять колесницей?

+ знатные египтяне

– наемные воины

– простые воины

21. Кто первый из войск выходил к врагу?

– пехотинцы

+ лучники

– конница

22. Кого египтяне могли сделать рабом?

+ военнопленного

– простого воина, не справившегося с заданием

– неугодного вельможу

23. Зачем египтяне украшали стены гробницы рисунками?

– чтобы сохранить воспоминания, словно на фотографиях

+ чтобы после смерти они ожили и жили вместе с умершим

– чтобы разукрасить жилище

24. Храм — это жилище:

–фараона

– жрецов

+ бога

25. Как называли служителей храма?

– священники

+ жрецы

– попы

26. Кто мог заходить в храм?

– только жрецы

+ жрецы и фараон

– все жители страны

27. Что входит в знаменитые семь чудес света?

+ египетские пирамиды

– статуя Сфинкса

– гробница Тутанхамона

28. Как звали главного бога Египта?

– Осирис

+ Амон-Ра

– Анубис

29. Богом чего он являлся?

+ солнца

– луны

– грозы

тест_30. Кто такая Нут?

+ богиня неба

–богиня землепашцев

– покровительница женщин

31. Как выглядела Нут?

+ это корова с телом, усыпанным звездами

– это черная кошка

– девушка с головой птицы

32. Какая голова была у бога земли Геба:

– голова шакала

+ змеи

– коровы

33. Кто изображен на данной фреске?

– Гор – покровитель фараонов

– Анубис – проводник в царство мертвых

+ Тот – бог мудрости

34. Где жила богиня правды Маат

– на небе

– на земле

+ в царстве мертвых

35. Как зовут бога царства мертвых:

+ Осирис

– Сет

– Исида

36. С чем верующие египтяне связывали засуху весной?

+ со смертью бога Осириса

– с тем, что разгневался фараон

– с воскрешением бога солнца

37. Как звали жену фараона Тутанхамона?

+ Нефертити

– Исида

– Клеопатра

38. Кого египтяне считали живым богом или сыном солнца?

– Амон-Ра

– главного жреца

+ фараона

39. Кем должен быть египтянин, чтобы его пропустили в царство мертвых?

– богатым вельможей

+ честным праведником

– только фараон и его семья попадали в царство мертвых

тест*40. Как назывался гроб, украшенный рисунками и надписями?

– обелиск

+ саркофаг

– конус

41. Зачем тела фараонов и вельмож превращали в мумии?

– чтобы поклоняться им после смерти

+ чтобы душа после смерти могла обитать в этом же теле в царстве мертвых

– чтобы воскресить их в будущем

42. Зачем в гробницах оставляли оружие, драгоценности, домашнюю утварь?

– чтобы пользоваться ими, если приходят на поклонение

+ чтобы умерший мог пользоваться ими после смерти

– чтобы оставить вещи на память потомкам, как в музее

43. Зачем в гробницу помещали маленькие фигурки слуг?

+ чтобы после смерти они ожили и трудились во благо хозяина

– чтобы украсить помещение

– чтобы оставить память для потомства

44. Как называлась колонна, не поддерживающая стены и потолок, устремленная как игла в небо?

– стрела

– стела

+ обелиск

45. Высокий столб, являющийся опорой здания, это:

– стела

– обелиск

+ колонна

46. Самая известная хорошо сохранившаяся гробница фараона:

– Аменхотепа

+ Тутанхамона

– Тутмоса

47. Иероглифы это:

– обычная письменность египтян

+ священные письмена

– рисунки жизни знатных вельмож

48. Какие статуи охраняла гробницы?

+ Сфинксы

– огромная статуя фараона

– фигуры животных и птиц

49. Как хранили письмена египтяне?

– в книгах

+ в свитках

– с помощью летописей

тест: 50. Кто владел письменностью и умел читать?

+ жрецы и писцы

– писцы и вельможи

– вельможи и фараоны

51. Как передавались знания?

– детей учили в школах

– в школах учили взрослых

+ из поколения в поколение в узком кругу избранных

52. Кто мог стать учеником в школе:

– любой египтянин

– только дети знатных и богатых вельмож

+ избранный круг лиц, потомки жрецов и писцов

53. Кем становились выпускники школ?

– учеными

+ писцами и жрецами

– вельможами

54. Какие цвета использовались в письменности?

+ красный и черный

– красный и синий

– синий и черный

55. Чем писали в древнем Египте?

– кисточкой

– гусиным пером

+ тонкой тростинкой

56. Кто составлял календари?

– астрономы

+ жрецы

– писцы

57. Астрономия это:

+ наука о небесных светилах

– наука о богах

– наука о загробной жизни

58. Кто из ученых расшифровал египетскую письменность?

+ Шампольон

– Архимед

– Пифагор

59. На какой реке располагался Египет?

а) Амазонка;

б) Евфрат;

+в) Нил;

тест»60. Как называется растение, из которого египтяне делали похожий на бумагу писчий материал?

а) циновка;

+б) папирус;

в) пергамент;

61. Какое слово пропущено?

Впадая в Средиземное море, река разделялась на несколько рукавов, образующих огромный треугольник — ….

+а) дельта;

б) сегитига;

в) трионгл;

62. Почему в долине Нила земля мягкая, жирная и её легко обрабатывать?

а) благодаря труду египтян;

+б) благодаря плодородному илу;

в) благодаря завезённым из других стран удобрениям;

63. Когда произошло объединение Северного и Южного Египта?

+а) 3 тыс. лет до н. э.;

б) 3 тыс. лет назад;

в) 2 тыс. лет до н. э.;

64. Что изображено на рисунке?

а) корона царя Южного Египта;

б) корона царя Северного Египта;

+в) двойная корона фараона;

65. Какой город стал столицей Египта?

+а) Мемфис;

б) Фивы;

в) Ахетатон;

66. Что является источником информации о войнах между двумя царствами?

а) рисунки на глиняных кувшинах;

+б) рельеф;

в) папирусы;

67. Кто охраняет все пирамиды Египта?

а) пирамида Хеопса;

+б) Большой сфинкс;

в) пирамида Хефрена;

68. Когда была построена самая высокая пирамида?

+а) около 2600 года до н. э.;

б) около 2500 года до н. э.;

в) около 2700 года до н. э.;

69. Что изображено на рисунке?

а) гробница фараона;

+б) древнеегипетский храм;

в) широкий двор перед пирамидой;

тест;70. Гробницу какого фараона единственную нашли нетронутую?

+а) гробницу фараона Тутанхамона;

б) гробницу фараона Хеопса;

в) гробницу фараона Хефрена;

Тест по истории (5 класс) по теме: контрольный тест для 5 класса по теме «Древний Восток»

Обобщающее повторение по истории Древнего мира по теме: « Древний Восток»

                                                        

При выполнении заданий А 1 – А 13 этой части задания выберите один правильный ответ из четырёх предложенных и обведите его.

А 1. Письменные знаки  древних египтян назывались:

                А)клинопись

                Б) буквы

                В) иероглифы

                Г)  шарады

А 2. Египетские мумии, саркофаги, статуи  богов мы можем увидеть сегодня в:

                А) Грановитой  палате

                Б) Эрмитаже

                В) Третьяковской галерее

                Г) в музее имени А.С. Пушкина

А 3. Для орошения полей египтяне использовали:

                А) шафуд

                Б) каналы

                В) земляные насыпи

                Г) оазисы

А 4. Песец в Древнем Египте занимался:

                А) составлением законов

                Б) сбором налогов

                В) руководил войском

                Г) следил за рабами на поле

А 5. С какой целью в Древнем Египте были созданы школы?

                А) обучать детей фараона

                Б) готовить писцов и жрецов

                В) изучать научные явления

А 6. Самым главным богом египтяне считали:

                А) Амон-Ра

                Б) Апоп

                В) Геб

                Д) Маат

А 7. Для своей охраны фараон использовал:

                А) войско

                Б) отряд самых смелых воинов

                В) наёмников

                Г) телохранителей

А 8. Каменистые преграды на дне реки, мешающие судоходству, называются:

                А) пороги

                Б) водопады

                В) водовороты

                Г) дельтой

А 9. Какие реки текут на территории Двуречья:

                            А) Нил

                Б)Тигр

                В) Евфрат

                Г) Ганг

А 10.Как звали первого царя Древнееврейского царства:

                            А) Самсон

                Б)Давид

                В) Саул

                Г) Соломон

А 11. Как называется письменность в Двуречье:

                            А) иероглифы

                Б) клинопись

                В) Линейное письмо «А»

                Г) глаголица

А 12. В каком году Кир завоевал Вавилон:

                            А) 525 г. до н.э.

                Б) 612 г. до н.э.

                В) 541 г. до н.э.

                Г) 538 г. до н.э.

А 13. Кто в III в до н.э. объединил под своей властью Китай :

                            А) Ашока

                Б) Цинь Шихуан

                В) Дарий

                Г) Камбиз

Часть 2.

 В этой части содержатся задания, которые требуют ответа в виде сочетания букв. Слова (задания В1- В6). Ответы на задания В1 – В6 следует записывать в находящуюся в тексте таблицу или строку ответа. При этом слова рекомендуется писать печатными буквами.

В 1. Расположите в хронологической последовательности события, начиная с самого раннего.

                А) строительство пирамиды Хеопса

                Б) завоевания фараона Тутмоса

                В) объединение Северного и Южного Египта

                Г) Столица египетского государства город Мемфис

Ответ:

В 2. Что из ниже перечисленного можно отнести к деятельности вельможи (выберите 2 верных ответа)

                А управлял войском

                Б) собирал налоги

                В) составлял законы

                Г) руководил работой на каменоломнях

Ответ:

В 3. Установите соответствие между богом и природной стихией, которую он олицетворял.

1

Осирис

А

Покровительница женщин и их красоты

2

Маат

Б

Бог воды в Двуречье

3

Бастет

В

Судья в «царстве мёртвых»

4

Эа

Г

Бог подземного царства

5

Анубис

Д

Богиня правосудия

Ответ:

В 4. О чём идёт речь?

        « Достигнув заводи, Мериптах притормозил лодку веслом у края заросли и принялся за дело. Выдёргивал из воды упругие трёхгранные стебли, он обламывал их верхушки с цветками, отрезал корневище и передавал Туанес, которая связывала стебли пучками и укладывала в лодку».

Ответ: _________________________________________________________________

В 5. Установите соответствие между понятиями и определениями. Запишите в таблицу выбранные буквы под соответствующими цифрами.

1

Шафуд

А

Бальзамирование умершего

2

Геральдика

Б

Наука, занимающаяся раскопками

3

Мумия

В

Приспособление для полива садов и огородов

4

Археология

Г

Наука о гербах

Ответ:

В 6. О ком идёт речь?

        « Лик его сиял. Блестели драгоценные камни, украшавшие его корону. Сверкало ожерелье из красных  и золотых бус. Он сидел на троне, точно божество, низошедшее с небес…»

Ответ: ____________________________________________________________________

Часть 3.

Задания. содержащиеся в этой части, предполагают ответы в свободной форме, которую следует писать на задней части листа. Обязательно напишите номер задания, а затем ответьте на него. Постарайтесь ответить на все содержащиеся в заданиях вопросы (части заданий). Ответы записывайте разборчиво.

« 70 дней лежал покойник в насыщенной содой воде. Затем тело омывали снаружи освящённой водой, а внутри – пальмовым вином. Затем натирали опилками, сильно пахнущими травами, а также вливали благовонные смолы, сопровождая эти действия молитвами. Вместо его собственных глаз ему вставляли стеклянные. Затем тело осыпали содовым порошком. Жрецы обвивали каждую руку и ногу, каждый палец лентами, на которых были написаны молитвы и заклинания. Ленты эти склеивали обычно смолами и бальзамами…»

С1. О каком событии идёт речь?

С 2. По отношению к кому совершался данный обряд?

Обобщающее повторение по истории Древнего мира по теме: « Древний Восток»

Часть 1

При выполнении заданий А 1 – А 13 этой части задания выберите один правильный ответ из четырёх предложенных и обведите его.

А 1. В какое море на севере впадает Нил?

                А) Красное

                Б) Средиземное

                В) Чёрное

                Г) Каспийское

А 2. Египет был объединён:

                А) царём Южного Египта 2 тыс. лет назад

                Б) царём Северного Египта 3 тыс. лет назад

                В) царём Южного Египта 3 тыс. лет назад

                Г) царём Северного Египта 5 тыс. лет назад

А 3. Во внутреннее помещение храма, где стояла статуя бога, мог войти :

                А) фараон

                Б) жрец

                В) земледелец

                Г) все желающие

А 4. Самые крупные завоевания около 1500 г. до н.э. совершил:

                А) Тутанхамон

                Б) Тутмос

                В) Эхнатон

                Г) Осирис

                Г) Анубис

А 5. Высота самой большой пирамиды в Египте составляла:

                А) 120 м

                Б) 150м.

                В) 211 м.

                Г) 315 м.

А 6. Гробница фараона называлась:

                А) саркофаг

                Б) ларец

                В) скафандр

                Г) мавзолей

А 7. Иметь колесницу в Древнем Египте могли только:

                А) фараоны

                Б) все желающие

                В) только богатые люди

                Г) писцы

А 8. Кому предназначен был роскошный гроб с надписью и украшениями, подаренный Сетом?

                А) Анубису

                Б) Осирису

                В) Гору

                Г) Тоту

А 9. Какие реки текут в Древней Индии:

                            А) Ганг

                Б) Яндзы

                В) Инд

                Г) Тигр

А 10. Кто по преданию сражался с филистимлянами:

                            А) Самсон

                Б) Давид

                В) Саул

                Г) Иосиф

А 11. Как звали самого могущественного и знаменитого Вавилонского царя:

                            А) Дарий

                Б) Ашшурбанапал

                В) Хаммурапи

                Г) Тутмос

А 12. Какой из этих городов не является финикийским городом:

                            А) Библ

                Б) Сидон

                В) Иерусалим

                Г) Тир

А 13. Назовите столицу Персидской державы:

                            А) Пересполь

                Б) Сарды

                В) Фивы

                Г) Мемфис

Часть 2.

 В этой части содержатся задания, которые требуют ответа в виде сочетания букв. Слова (задания В1- В6). Ответы на задания В1 – В6 следует записывать в находящуюся в тексте таблицу или строку ответа. При этом слова рекомендуется писать печатными буквами.

В 1. Расположите в хронологической последовательности события, начиная с самого раннего.

                А) Завоевание Вавилона персами

                Б) Захвачен Египет

                В) Кир победил лидийского царя Креза

                Г) Война с Вавилоном

Ответ:

В 2. Что из ниже перечисленного можно отнести к деятельности жреца (выберите 2 верных ответа)

                А управлял войском

                Б) занимался служением богам

                В) составлял законы

                Г) приносил жертвы

Ответ:

В 3. Установите соответствие между богом и природной стихией, которую он олицетворял.

1

Апоп

А

Покровитель фараонов на земле

2

Гор

Б

Бог земли

3

Нут

В

Бог солнца в Двуречье

5

Шамаш

Д

Богиня неба

Ответ:

В 4. О чём идёт речь?

        « Там есть свет и тепло, в каналах течет голубая вода, зреет зерно на полях и растут сладкие финики на пальмах.  Но не всякому разрешат жить в том царстве после смерти. Там распоряжается Анубис.  Взяв умершего за руку, ведет он его на суд Осириса, который восседает на троне…»

Ответ: _________________________________________________________________

В 5. Установите соответствие между понятиями и определениями. Запишите в таблицу выбранные буквы под соответствующими цифрами.

1

Амулет

А

Наука о происхождении и расселении народов

2

История

Б

Гроб фараона

3

Этнография

В

Мелкий предмет, оберегающий от злых духов

4

Саркофаг

Г

Наука о прошлом

Ответ:

В 6. О ком идёт речь?

        « Был некогда в Индии юный царевич Гаутама. Жил он в прекрасном дворце. Слуги держали над его головою белый зонт, чтобы не коснулись его лучи солнца или капли дождя. Он думал, что повсюду жизнь так же прекрасна, и даже не предполагал, что существуют горе, боль и смерть. Но однажды он встретил дряхлого старца и понял, что старость неизбежна. Встретил больного и понял, что не вечно будет здоров. Он задумался о смерти и решил стать отшельником. И однажды, когда он сидел под огромным деревом, скрестив ноги, предаваясь глубокому размышлению, он обрел мудрость…»

Ответ: ____________________________________________________________________

Часть 3.

Задания. содержащиеся в этой части, предполагают ответы в свободной форме, которую следует писать на специальном листе. Обязательно напишите номер задания, а затем ответьте на него. Постарайтесь ответить на все содержащиеся в заданиях вопросы ( части заданий). Ответы записывайте разборчиво.

«… По велению Бога Ной построил корабль — ковчег. Вошли туда Ной с женою, трое их сыновей с женами и по паре всякой живой твари. Дождь шел сорок дней и ночей, и вода покрыла всю землю. Спустя много дней вода стала убывать и вершина горы Арарат поднялась над водной пучиной. Туда и пристал ковчег Ноя. Все погибли, кроме тех, кто был в ковчеге»

С1. О каком событии идёт речь?

С 2. За что Бог решил покарать жителей Земли?

Обобщающее повторение по истории Древнего мира по теме: « Древний Восток»

Часть 1

При выполнении заданий А 1 – А 13 этой части задания выберите один правильный ответ из четырёх предложенных и обведите его.

А 1. Древний Египет находится в:

                А) северо – восточной Африке

                Б) юго-восточной Африке

                В) на севере Австралии

                Г) на северо – западе Америки

А 2. Столицей Древнего Египта был город:

                А) Мемфис

                Б) Вавилон

                В) Сид

                Г) Урук

А 3. Каменное изваяние с телом льва и головой человека называется:

                А) пирамидой

                Б) кентавром

                В) сфинксом

                Г) мумией

А 4. Какое изобретение принадлежит древним египтянам?

                А) бумага

                Б) водяные часы

                В) шахматы

                Г) порох

А. 5. Особенностью древнеегипетского письма было:

                А) отсутствие букв

                Б) отсутствие гласных

                В) отсутствие ъ и ь знаков

                Г) наличие слогов – слияний

А 6. Древнеегипетской бог с телом человека и чёрной головой шакала называли:

                А) Апоп

                Б) Гор

                В) Осирис

                            Г) Сет

А 7. Древние египтяне писали на:

                А) бумаге

                Б) папирусе

                В) пергаменте

                Г) коже

А 8. Какое государство не удалось подчинить древним египтянам?

                А) Сирию

                Б) Финикию

                В) Нубию

                Г) Александрию

А 9. Какие реки текут в Древнем Китае:

                А) Хуанхэ

                Б) Евфрат

                В) Иордан

                Г) Яндзы

А 10. Какая река течет в Древнееврейском царстве:

                            А) Нил

                Б)Тигр

                В) Иордан

                Г) Ганг

А 11 Какая древняя держава в VIII веке Вавилон, Библ, Тир, Сидон, часть Палестины:

                            А) Египет

                Б) Финикия

                В) Ассирия

                Г)  Персия

А 12. Что из перечисленного изобрели финикийцы:

                            А) алфавит

                Б) календарь

                В) водяные часы

                Г) шахматы

А 13. Как назывался царь в Древнем Китае:

                            А) фараон

                Б) «Сын Неба»

                В) царь царей

                Г) лугаль

        Часть 2.

 В этой части содержатся задания, которые требуют ответа в виде сочетания букв. Слова (задания В1- В6). Ответы на задания В1 – В6 следует записывать в находящуюся в тексте таблицу или строку ответа. При этом слова рекомендуется писать печатными буквами.

В 1. Расположите в хронологической последовательности события, начиная с самого раннего.

                А) строительство пирамиды Хеопса

                Б) завоевания фараона Тутмоса

                В) объединение Северного и Южного Египта

                Г) Столица египетского государства город Мемфис

Ответ:

В 2. Что из ниже перечисленного можно отнести к деятельности писца (выберите 2 верных ответа)

                А управлял войском

                Б) занимался служением богам

                В) занимался учетом хозяйства

                Г) собирал налоги

Ответ:

В 3. Установите соответствие между богом и природной стихией, которую он олицетворял.

1

Тот

А

Богиня плодородия и любви в Двуречье

2

Син

Б

Бог песчаных бурь и пустынь

3

Иштар

В

Бог солнца

4

Сет

Г

Бог мудрости

5

Амон-Ра

Д

Бог луны в Двуречье

Ответ:

В 4. О чём идёт речь?

        « Достигнув заводи, Мериптах притормозил лодку веслом у края заросли и принялся за дело. Выдёргивал из воды упругие трёхгранные стебли, он обламывал их верхушки с цветками, отрезал корневище и передавал Туанес, которая связывала стебли пучками и укладывала в лодку.

Ответ: _________________________________________________________________

В 5. Установите соответствие между понятиями и определениями. Запишите в таблицу выбранные буквы под соответствующими цифрами.

1

Шафуд

А

Бальзамирование умершего

2

Геральдика

Б

Наука, занимающаяся раскопками

3

Мумия

В

Приспособление для полива садов и огородов

4

Археология

Г

Наука о гербах

Ответ:

В 6. О ком идёт речь?

        « Лик его сиял. Блестели драгоценные камни, украшавшие его корону. Сверкало ожерелье из красных  и золотых бус. Он сидел на троне, точно божество, низошедшее с небес…»

Ответ: ____________________________________________________________________

Часть 3.

Задания. содержащиеся в этой части, предполагают ответы в свободной форме, которую следует писать на специальном листе. Обязательно напишите номер задания, а затем ответьте на него. Постарайтесь ответить на все содержащиеся в заданиях вопросы ( части заданий). Ответы записывайте разборчиво.

« 70 дней лежал покойник в насыщенной содой воде. Затем тело омывали снаружи освящённой водой, а внутри – пальмовым вином. Затем натирали опилками, сильно пахнущими травами, а также вливали благовонные смолы, сопровождая эти действия молитвами. Вместо его собственных глаз ему вставляли стеклянные. Затем тело осыпали содовым порошком. Жрецы обвивали каждую руку и ногу, каждый палец лентами, на которых были написаны молитвы и заклинания. Ленты эти склеивали обычно смолами и бальзамами…»

С1. О каком событии идёт речь?

С 2. По отношению к кому совершался данный обряд?

Ответы: Вариант 1

В4

СБОР ПАПИРУСА

С1

О бальзамировании

Проверочная работа по истории 5 класс «Древний Египет»

Проверочная работа по теме «Древний Египет».

1. Тест. (Выберите верный ответ(ы). За каждый верный ответ 1 балл. 8 баллов.)

А1.Географическое положение Древнего Египта.

А) Южная Европа. Б) Западная Азия. В) Северо-восточная Африка. Г) Северо-западная Африка.

А2. Основные занятия египтян (несколько ответов): А) скотоводство. Б) земледелие. В) ремесло. Г) рыболовство.

А3. Укажите имена фараонов, которым были построены пирамиды (несколько ответов):

А) Тутмос 3. Б) Джосер. В) Тутуанхамон. Г) Хеопс.

А4. Какие науки зародились в Египте (несколько ответов): А) астрономия. Б) медицина. В) химия. Г) биология.

А5. Какие страны были завоёваны Древним Египтом (несколько ответов):

А) Греция. Б) Нубия. В) Финикия. Г) Индия. Д) Синай.

А6. Египет омывают моря (несколько ответов): А) Средиземное. Б) Красное. В) Чёрное. Г) Египетское.

А7. Египетское войско состояло из (несколько ответов):

А) легковооружённой пехоты. Б) тяжеловооружённой пехоты. В) колесниц. Г) кавалерии.

А8. Укажите название письменности Древнего Египта:

А) клинопись. Б) пиктограммы (рисуночное письмо). В) иероглифы. Г) алфавит.

2. Блиц-опрос. (Дайте краткий ответ. За каждый верный ответ 1 балл.14 баллов)

В1. Расположите в хронологическом порядке эпохи первобытного общества: __, __, __.

А) строительство пирамиды Хеопса. Б) походы Тутмоса 3. В) объединение Египта.

В2. Расположите географические названия в направлении «север-юг»:__, __, __, __.

А) Нубия. Б) Сирия. В) Египет. Г) Палестина.

В3. Впишите имена древнеегипетских богов и богинь:

А) бог солнца ___. Б) бог тьмы ___.В) богиня плодородия ___. Г) бог царства мёртвых ___.

В4. Приспособление для подъёма воды __.

В5. Столица Египта, около которой построены пирамиды. __

В6. Островок зелени в пустыне.___

3. Вопрос-Задача. (За каждый правильный ответ 2 балла. 8 баллов.)

С1. Сколько лет пирамиде Хеопса?

С2. Сколько веков тому назад произошло объединение Египта?

С3. Сколько веков было пирамиде Хеопса когда правил Тутмос 3?

С4. Почему Египет называют «даром Нила»?

Критерии оценки: «5»- 26-30 баллов, «4» — 20-25 баллов, «3» — 15-19 балов, «2» — менее 15.

Проверочная работа по теме «Древний Египет».

1. Тест. (Выберите верный ответ(ы). За каждый верный ответ 1 балл. 8 баллов.)

А1.Географическое положение Древнего Египта.

А) Южная Европа. Б) Западная Азия. В) Северо-восточная Африка. Г) Северо-западная Африка.

А2. Основные занятия египтян (несколько ответов): А) скотоводство. Б) земледелие. В) ремесло. Г) рыболовство.

А3. Укажите имена фараонов, которым были построены пирамиды (несколько ответов):

А) Тутмос 3. Б) Джосер. В) Тутуанхамон. Г) Хеопс.

А4. Какие науки зародились в Египте (несколько ответов): А) астрономия. Б) медицина. В) химия. Г) биология.

А5. Какие страны были завоёваны Древним Египтом (несколько ответов):

А) Греция. Б) Нубия. В) Финикия. Г) Индия. Д) Синай.

А6. Египет омывают моря (несколько ответов): А) Средиземное. Б) Красное. В) Чёрное. Г) Египетское.

А7. Египетское войско состояло из (несколько ответов):

А) легковооружённой пехоты. Б) тяжеловооружённой пехоты. В) колесниц. Г) кавалерии.

А8. Укажите название письменности Древнего Египта:

А) клинопись. Б) пиктограммы (рисуночное письмо). В) иероглифы. Г) алфавит.

2. Блиц-опрос. (Дайте краткий ответ. За каждый верный ответ 1 балл.14 баллов)

В1. Расположите в хронологическом порядке эпохи первобытного общества: __, __, __.

А) строительство пирамиды Хеопса. Б) походы Тутмоса 3. В) объединение Египта.

В2. Расположите географические названия в направлении «север-юг»:__, __, __, __.

А) Нубия. Б) Сирия. В) Египет. Г) Палестина.

В3. Впишите имена древнеегипетских богов и богинь:

А) бог солнца ___. Б) бог тьмы ___.В) богиня плодородия ___. Г) бог царства мёртвых ___.

В4. Приспособление для подъёма воды __.

В5. Столица Египта, около которой построены пирамиды. __

В6. Островок зелени в пустыне.___

3. Вопрос-Задача. (За каждый правильный ответ 2 балла. 8 баллов.)

С1. Сколько лет пирамиде Хеопса?

С2. Сколько веков тому назад произошло объединение Египта?

С3. Сколько веков было пирамиде Хеопса когда правил Тутмос 3?

С4. Почему Египет называют «даром Нила»?

Критерии оценки: «5»- 26-30 баллов, «4» — 20-25 баллов, «3» — 15-19 балов, «2» — менее 15.

древнего Египта | История, правительство, культура, карта и факты

Жизнь в Древнем Египте

Древний Египет можно рассматривать как оазис в пустыне на северо-востоке Африки, зависящий от ежегодного затопления реки Нил для поддержки своего сельскохозяйственного населения. Главное богатство страны происходило из плодородной поймы долины Нила, где река протекает между полосами известняковых холмов, и дельты Нила, в которой она впадает в несколько рукавов к северу от современного Каира.Между поймой и холмами находится переменная полоса невысокой пустыни, в которой обитает определенное количество дичи. Нил был единственной транспортной артерией Египта.

Первый порог в Асване, где русло реки превращается в пороги полосой гранита, было единственной четко определенной границей страны в пределах населенного пункта. К югу лежал гораздо менее гостеприимный район Нубии, в котором река протекала через низкие холмы из песчаника, которые в большинстве регионов оставляли только очень узкую полосу возделываемых земель.Нубия имела важное значение для периодической экспансии Египта на юг и для доступа к товарам с юга. К западу от Нила находилась засушливая Сахара, разделенная цепью оазисов примерно в 125–185 милях (200–300 км) от реки и лишенная всех других ресурсов, за исключением нескольких полезных ископаемых. Восточная пустыня, между Нилом и Красным морем, была более важной, так как она поддерживала небольшое кочевое население и пустынную дичь, содержала многочисленные месторождения полезных ископаемых, включая золото, и была путем к Красному морю.

К северо-востоку находился Суэцкий перешеек. Он предлагал основной путь для контакта с Синаем, откуда пришла бирюза и, возможно, медь, и с Юго-Западной Азией, наиболее важной областью культурного взаимодействия Египта, откуда были получены стимулы для технического развития и выращивания сельскохозяйственных культур. Иммигранты и в конечном итоге захватчики пересекли перешеек в Египет, привлеченные стабильностью и процветанием страны. Начиная с конца 2-го тысячелетия до н. Э., Вдоль восточного побережья Средиземного моря были совершены многочисленные нападения с суши и моря.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

Вначале через Средиземное море происходили относительно небольшие культурные контакты, но с давних пор Египет поддерживал торговые отношения с ливанским портом Библ (современный Джбайль). Египет нуждался в небольшом количестве импорта для поддержания базового уровня жизни, но хорошая древесина была необходима, и ее не было в стране, поэтому ее обычно доставляли из Ливана. Такие минералы, как обсидиан и лазурит, были импортированы из Анатолии и Афганистана.

Сельское хозяйство сосредоточено на выращивании зерновых культур, в основном пшеницы ( Triticum dicoccum ) и ячменя ( Hordeum vulgare ). Плодородие земли и общая предсказуемость наводнения обеспечили очень высокую урожайность от одного однолетнего урожая. Эта продуктивность позволяла хранить большие излишки урожая на случай неурожая, а также составляла главную основу египетского богатства, которое до создания крупных империй в 1-м тысячелетии до н. Э. Было величайшим из всех государств на древнем Ближнем Востоке.

Бассейновое орошение было достигнуто простыми средствами, и многократное возделывание сельскохозяйственных культур было возможным только в более поздние времена, за исключением, возможно, прибрежной зоны Аль-Файюма. По мере того, как река накапливала аллювиальный ил, повышая уровень поймы, а земля очищалась от болот, площади, доступные для возделывания, в долине и дельте Нила увеличивались, в то время как скотоводство медленно сокращалось. Помимо зерновых культур, большое значение имели фрукты и овощи, последние орошались круглый год на небольших участках.Рыба также имела жизненно важное значение для диеты. Папирус, который обильно рос на болотах, собирали в дикой природе, а в более поздние времена начали культивировать. Возможно, он использовался в качестве продовольственной культуры и, безусловно, использовался для изготовления веревок, циновок и сандалий. Прежде всего, он давал характерные египетские письменные принадлежности, которые вместе с зерновыми культурами были основным экспортным товаром страны в поздний период Египта, а затем греко-римского периода.

Крупный рогатый скот, возможно, был приручен в северо-восточной Африке. Египтяне держали многих в качестве тягловых животных и для производства различных продуктов, проявляя некоторый интерес к породам и особям, который до сих пор встречается в Судане и Восточной Африке.Осел, который был основным транспортным животным (верблюд не был распространен до римских времен), вероятно, был приручен в этом регионе. Аборигенная египетская порода овец вымерла во 2-м тысячелетии до нашей эры и была заменена азиатской породой. Овцы были прежде всего источником мяса; их шерсть использовалась редко. Козлов было больше, чем овец. Также выращивали и ели свиней. Утки и гуси использовались в пищу, и многие из огромного количества диких и перелетных птиц, обнаруженных в Египте, подвергались охоте и ловушкам.На пустынную дичь, в основном на различные виды антилоп и горных козлов, охотилась элита; охотиться на львов и дикий скот было королевской привилегией. Среди домашних животных были собаки, которых также использовали для охоты, кошки и обезьяны. Кроме того, египтяне проявляли большой интерес к большинству видов млекопитающих, птиц, рептилий и рыб, обитающих в их среде, и знали о них.

Большинство египтян, вероятно, произошли от поселенцев, которые переселились в долину Нила в доисторические времена, причем рост населения происходил за счет естественного плодородия.В разные периоды были выходцы из Нубии, Ливии и особенно с Ближнего Востока. Они были исторически значимыми и, возможно, способствовали росту населения, но их количество неизвестно. Большинство людей жили в деревнях и городах в долине и дельте Нила. Жилища обычно строились из сырцового кирпича и уже давно исчезли под поднимающимся уровнем грунтовых вод или под современными городскими территориями, тем самым уничтожая свидетельства о структуре поселений. В древности, как и сейчас, излюбленное место поселений было на слегка приподнятом месте у берега реки, где транспорт и вода были легко доступны, а наводнения были маловероятны.До 1-го тысячелетия до нашей эры Египет не был урбанизирован в такой степени, как Месопотамия. Вместо этого несколько центров, особенно Мемфис и Фивы, привлекали население и особенно элиту, в то время как остальные люди были относительно равномерно рассредоточены по земле. По оценкам, численность населения увеличилась с 1 до 1,5 миллиона в 3-м тысячелетии до н. Э. И, возможно, вдвое больше, чем в конце 2-го и 1-м тысячелетии до н. (Гораздо более высокий уровень населения был достигнут в греко-римские времена.)

Почти все люди были заняты в сельском хозяйстве и, вероятно, были привязаны к земле. Теоретически вся земля принадлежала королю, хотя на практике тех, кто на ней жил, было нелегко удалить, а некоторые категории земель можно было покупать и продавать. Земля была назначена высокопоставленным чиновникам для обеспечения их доходов, и большинство участков требовало уплаты значительных налогов государству, которое было сильно заинтересовано в сохранении земли в сельскохозяйственном пользовании. Заброшенные земли были возвращены в государственную собственность и переданы в обработку.Люди, которые жили и обрабатывали землю, не могли свободно покидать ее и были обязаны ее обрабатывать, но они не были рабами; большинство платило часть своей продукции крупным чиновникам. Появились свободные граждане, которые обрабатывали землю от своего имени; Применяемые к ним термины первоначально относились к бедным людям, но эти земледельцы, вероятно, не были бедными. Рабство никогда не было обычным явлением, ограничиваясь пленными и иностранцами или людьми, которые были вынуждены из-за бедности или долгов продавать себя в службу.Рабы иногда даже вступали в брак с членами семей своих владельцев, так что в долгосрочной перспективе те, кто принадлежал к домашним хозяйствам, как правило, ассимилировались в свободное общество. В Новом царстве (примерно с 1539 по 1075 год до н.э.) большое количество плененных рабов было приобретено крупными государственными учреждениями или включено в армию. Карательное обращение с иностранными рабами или местными беглецами от их обязанностей включало принудительный труд, ссылку (например, в оазисы западной пустыни) или принудительное участие в опасных горных экспедициях.Даже работа без наказания, такая как разработка карьеров в пустыне, была опасной. Официальный отчет одной экспедиции показывает уровень смертности более 10 процентов.

Так же, как египтяне оптимизировали сельскохозяйственное производство с помощью простых средств, их ремесла и методы, многие из которых изначально пришли из Азии, были доведены до необычайного уровня совершенства. Самое поразительное техническое достижение египтян, массивное каменное здание, также использовало потенциал централизованного государства для мобилизации огромной рабочей силы, которая была доступна благодаря эффективным методам ведения сельского хозяйства.Некоторые из задействованных технических и организационных навыков были замечательными. Строительство великих пирамид 4-й династии ( ок. 2575– ок. 2465 г. до н. Э.) Еще не получило полного объяснения и до сих пор является серьезной проблемой. Такая трата навыков контрастирует с немногочисленными свидетельствами существования неолитического образа жизни сельского населения того времени, в то время как кремневые орудия использовались даже в городских условиях, по крайней мере, до конца 2-го тысячелетия до нашей эры.Соответственно, металла было мало, большая его часть использовалась для престижа, а не для повседневных нужд.

В городских и элитных контекстах египетским идеалом была нуклеарная семья, но на земле и даже внутри центральной правящей группы есть свидетельства существования расширенных семей. Египтяне были моногамны, и выбор партнеров в браке, для которого не было известно никаких официальных церемоний или юридических санкций, не следовал установленной схеме. Кровные браки не практиковались в династический период, за исключением случайных браков брата и сестры в королевской семье, и эта практика могла быть доступна только королям или наследникам престола.Теоретически развод дался легко, но дорого обходился. Правовой статус женщин лишь незначительно уступает статусу мужчин. Они могли владеть собственностью и распоряжаться ею по своему усмотрению, а также могли инициировать развод и другие судебные разбирательства. Они почти никогда не занимали административные должности, но все чаще участвовали в религиозных культах как жрицы или «певчие». Замужние женщины носили титул «хозяйки дома», точное значение которого неизвестно. Ниже по социальной шкале они, вероятно, работали на земле так же, как и в доме.

Неравномерное распределение богатства, труда и технологий было связано только с частично городским характером общества, особенно в 3-м тысячелетии до н. Э. Ресурсы страны не поступали в многочисленные провинциальные города, а вместо этого были сконцентрированы вокруг столицы, которая представляла собой рассредоточенную цепочку поселений, а не города, и была сосредоточена на центральной фигуре общества, короле. В III — начале II тысячелетий идеалом элиты, выраженным в убранстве частных гробниц, были усадебные и сельские поселения.Лишь намного позже египтяне приобрели более ярко выраженный городской характер.

.

BBC — История — Глубокая древняя история: Древний Египет и современный мир

Популярная тема

Пять тысяч лет назад цепь независимых городов-государств вдоль реки Нил объединилась в одну длинную, тонкую страну, управляемую одним королем или фараоном. Почти сразу же сформировалась весьма самобытная культура. На протяжении почти 30 веков Египет оставался ведущей нацией в средиземноморском мире. Затем, в 332 году до нашей эры, прибытие Александра Великого ознаменовало конец египетского образа жизни.

Уникальная культура была быстро похоронена под последовательными слоями греческих, римских и арабских традиций, и все знания о славном прошлом Египта были потеряны. Только разлагающиеся каменные памятники, их иероглифические тексты, теперь нечитаемые, сохранились как безмолвные свидетели давно потерянной цивилизации.

Однако примерно через 2000 лет древние иероглифы были расшифрованы, и египтология — изучение древнего Египта — переживает бум. В то время как латынь и древнегреческий язык стремительно исчезают из школьной программы, все больше и больше людей предпочитают читать иероглифы в свободное время.И египетские галереи наших музеев забиты посетителями, а галереи, посвященные другим древним культурам, остаются пустыми.

Подчеркнем, что университетские курсы египтологии переполнены до предела, а вечерние занятия в школе привлекают все большее количество людей, которые с удовольствием проводят часы досуга, изучая далекое прошлое. Этот очевидный интерес стал самореализующимся. Издатели и телевизионные продюсеры с радостью вкладывают средства в Древний Египет, потому что они знают, что их работа найдет благодарную аудиторию, и каждая новая книга, каждая новая программа привлекает к этой теме все больше приверженцев.

Все древние цивилизации так или иначе внесли свой вклад в развитие современного общества. Следовательно, все в равной степени заслуживают изучения. Почему же тогда так много людей предпочитают сосредоточиться на Египте? Что культура древнего Египта предлагает современному миру, чего нет в других культурах — в Месопотамии, долине Инда или Китае?

Те, кого укусила египтология, приводят множество причин своей зависимости — красоту искусства, мастерство мастеров, сложности языка, уверенность жрецов — или даже смутное, неопределенное чувство что египтяне подошли настолько близко, насколько это возможно, к почти идеальной жизни.По отдельности все это было бы хорошими причинами для изучения любой древней цивилизации. В сочетании и с оттенком гламура, которым наделяют некоторые из самых ярких археологов мира, они составляют неотразимый комплекс.

Консервация

Нил и богатые земли по обе стороны от него © Богатое материальное наследие Египта является результатом его уникальных погребальных верований, которые в сочетании с его отличительной географией способствовали сохранению археологических материалов.Река Нил течет на север через центр Египта, доставляя столь необходимую воду в засушливую часть северо-восточной Африки.

Их полная зависимость от реки Нил как источника воды и транспортного средства оказала глубокое влияние на то, как египтяне видели мир. Их бог солнца, Ра с головой сокола, не пересек небеса в пылающей колеснице, он чинно плыл на солнечной лодке.

Параллельно Нилу по обоим берегам реки протекает Черная Земля — ​​узкая полоска плодородной почвы, которая позволяла египтянам заниматься самым эффективным сельским хозяйством в древнем мире.За Черной Землей лежит негостеприимная Красная Земля, пустыня, которая когда-то служила огромным кладбищем, а за Красной Землей находятся скалы, защищавшие Египет от нежеланных посетителей.

Веря, что душа может жить после смерти, египтяне хоронили своих мертвецов в Красной Земле со всем имуществом, которое, по их мнению, им понадобится в том, что они считали «загробной жизнью». В то время как их дома из сырцового кирпича растворились, а каменные храмы пришли в упадок, их гробницы в пустыне сохранились относительно нетронутыми, а сухие условия способствовали сохранению таких хрупких материалов, как гипс, дерево, папирус, ткань, кожа и кожа.

Это богатство предметов, конечно же, создает очень пристрастную коллекцию артефактов. Жизнь и имущество бедняков представлены недостаточно, и мы никогда не можем быть уверены, что товары, столь тщательно приготовленные для умерших, были репрезентативными для товаров, используемых в повседневной жизни. Тем не менее, содержимое египетских гробниц, дополненное изображениями на стенах гробниц, позволило специалистам лучше понять египетские материальные технологии, чем любой другой древней цивилизации.

Пирамиды и математика

Великая пирамида на плато Гиза © Великолепные каменные здания Египта — его пирамиды и храмы — вдохновляли бесчисленных художников, писателей, поэтов и архитекторов с римского периода до наших дней. Форма пирамиды, в частности, по-прежнему играет важную роль в современной архитектуре, и ее можно увидеть возвышающейся над кладбищами и бесчисленными торговыми центрами, а также у нового входа в Лувр в Париже.

Оригинальные пирамиды служат свидетельством математического мастерства египтян, умения, которое побудило греческих математиков, включая Пифагора, усовершенствовать свою работу. Великая пирамида, построенная Хуфу (Хеопсом) в 2550 году до нашей эры, например, имеет впечатляющую высоту 46 метров (150 футов) с наклоном в 51 градус. Его стороны, средняя длина которых составляет 230 м (754 фута), варьируются менее чем на 5 см (2 дюйма). Выше собора Святого Павла пирамида была выровнена с удивительной точностью почти точно по истинному северу.

Но пирамиды — это больше, чем математические головоломки. В них есть ключ к пониманию структуры египетского общества. Пирамиды строили не банды рабов, которых часто изображали голливудские киномагнаты, а штат сотрудников численностью до 5000 постоянных сотрудников, дополненных до 20000 временных рабочих, которые работали на месте пирамиды в течение трех или четырех месяцев. , прежде чем вернуться домой.

Бюрократия, которая, как мы знаем, стояла за этой операцией, ошеломляет.Необходимо было не только вызвать, разместить и накормить рабочую силу, но и администраторы должны были координировать поставки камня, веревки, топлива и древесины, которые были необходимы для поддержки строительных работ. Исследования пирамид подтверждают, что до-механическое общество может при наличии адекватных ресурсов и воли к успеху достигать великих целей. Строительство пирамиды было бы невозможным без сильного правительства, поддерживаемого эффективной государственной службой. Неудивительно, что многие археологи полагают, что, хотя египтяне, несомненно, построили пирамиды, пирамиды также построили Египет.

.
Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *