Итоговый контроль по Истории России 7 класс к учебнику Торкунова
Итоговая контрольная работа
за курс
ИСТОРИЯ РОССИИ
7 КЛАСС
Пояснительная записка:
Назначение итоговой контрольной работы – контроль состояния уровня сформированности общеучебных и специальных умений и навыков среди учащихся 7 классов по предмету «История России». Все задания составлены с учетом требований образовательного стандарта ФГОС ООО и направлены на формирование у школьников универсальных учебных действий, отработку у обучающихся 7 класса навыков работы с историческими терминами и понятиями, умений работать по алгоритму, формирование логического мышления.
Задания для итоговой контрольной работы составлены в соответствии с требованиями Государственного стандарта образования в области предмета «История России» с ориентацией на демонстрационные варианты экзамена в новой форме по истории за прошлые годы, опубликованные в открытой печати и помещённые в сети Интернет. Задания итоговой контрольной работы охватывают темы курса, изученные обучающимися в 7 классе. Первая часть работы (часть А) включает задания базового уровня с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных вариантов. Они сформулированы как в виде предложения, к которому необходимо подобрать единственно возможное продолжение, так и в виде ситуации, иллюстрирующей то или иное понятие, которое необходимо найти в предложенном списке ответов.
Также в первую часть работы включены задания повышенного уровня сложности, в которых необходимо проанализировать два суждения и выбрать правильный ответ. Сложность задания состоит в том, что суждения могут оказаться как верными, так и неверными, а также верным может быть только одно из них. Каждое правильно выполненное задание части А оценивается 1 баллом.
Вторая часть итоговой контрольной работы состоит из заданий различных типов, на которые надо дать краткий ответ и записать его в виде набора цифр или букв. В данной части представлены задания следующих типов:
— выбрать и записать в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт различия обществоведческих терминов или понятий;
— проанализировать социологические данные и найти в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе этих данных, и выписать в строку ответа цифры, под которыми они указаны;
— установить соответствие между понятием и примером. К каждой позиции, данной в первом столбце, следует подобрать позицию из второго столбца и записать в таблицу выбранные цифры;- из приведённых в списке характеристик выбрать лишнюю и выписать номер этой характеристики в строку ответа;- расставить варианты ответа в правильной хронологической или логической последовательности.
Правильно выполненные задания В1, В2, В3 и В5 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок, 1 балл – допущена одна ошибка, 0 баллов – допущены две или более ошибок, задание В4 оценивается 1 баллом.
Вариант 1
Часть А
А1. От имени царя Федора Иоанновича управлял брат царицы. Кто это был?
A) Василий Шуйский
Б) Борис Годунов
B) Михаил Романов
Г) Алексей Адашев
А2. В 1597 году был издан указ об «урочных летах», по которому:
A) крестьянам запрещалось менять хозяев в Юрьев день
Б) был ограничен переход крестьян в Юрьев день
B) был введен пятилетний срок сыска беглых крестьян
Г) помещикам разрешалось в определенное время переводить крестьян на оброк
А3. Причиной Смуты на Руси не являлось следующее:
A) последствия разорения страны после опричнины
Б) династический кризис
B) голод 1601-1603 гг.
Г) неудачная внешняя политика Бориса Годунова
А4. Укажите, при чьем правлении был заключен договор, на основании которого польские войска вошли в Москву и власть фактически перешла в руки польского воеводы:
A) Лжедмитрий I
Б) Василий Шуйский
B) «Семибоярщина»
Г) Б. Годунов
А5. В XVII в. в крепостной зависимости от помещика находились:
A) закупы
Б) черносошные крестьяне
B) частновладельческие крестьяне
Г) смерды
А6. Новое явление в экономике России в X V I I в.:
A) торговля со странами Западной Европы
Б) участие царя в торговых операциях
B) использование паровой машины
Г) появление мануфактур
А7. В ХУII в. в России появилась форма организации промышленного производства:
A) фабрика
Б) монополия
B) мануфактура
Г) верфь
А8. Появление мануфактур в XVII в. свидетельствовало о:
A) господстве феодальных отношений
Б) зарождении капиталистических отношений
B) продолжении процесса закрепощения крестьян
Г) превращении России в передовую промышленную держав
А9. Название «ясачные люди» относится к:
A) сибирским и амурским казакам
Б) черносошным крестьянам Севера
B) сборщикам дани, приходившим на Русь из других земель
А10. Годы 1497, 1581, 1597, 1649 отражают основные этапы:
A) борьбы России за выход к морю
Б) образования Российского централизованного государства
B) борьбы Руси с Золотой Ордой за независимость
Г) закрепощения крестьян.
А11. Расположите по порядку. Установите хронологическую последовательность событий — этапов закрепощения крестьян:
A) «Судебник» Ивана IV — подтверждение права перехода в Юрьев день и увеличение платы за «пожилое».
Б) Указы Михаила Федоровича — увеличение срока государственного сыска беглых крестьян до 9, а затем до) 5 лет.
B) Указ Федора Иоанновича «Об урочных летах».
Г) Указ о заповедных летах Ивана IV.
Д) Соборное Уложение Алексея Михайловича Тишайшего – установление бессрочного сыска беглых крестьян.
Е) «Судебник» Ивана III — введение Юрьева дня и выплаты пожилого.
А12. Политическое развитие России в XVII в. характеризовалось:
A) усилением самодержавной власти
Б) установлением ограниченного самодержавия
B) учреждением системы министерств
Г) усилением роли Боярской думы
А13. В середине XVII в. Земские соборы перестали собираться, так как в России:
A) были решены основные вопросы внешней политики
Б) возросло значение Боярской думы
B) это было решено Соборным уложением
Г) формировался абсолютизм
А14. Какой ряд дат отражает события во внешней политике России XVII в.?
A) 1632-1634, 1654-1667, 1686
Б)1650,1662,1670-1671
B) 1649,1653, 1667
Г) 1613, 1652-1666, 1682
А15. 5. В каком году была написана жалованная грамота, отрывок из которой приведен ниже? «И по нашему царского величества жалованью нашим царского величества подданным Богдану Хмельницкому, гетману Войска Запорожского, и всему нашему царского величества Войску Запорожскому быти под нашею царского величества высокою рукою по своим прежним правам и привилегиям…»
A) в 1634 г.
Б) в 1654 г.
B) в 1667 г.
Г) в 1689 г.
Часть В
В1. Двухвариантные тесты:
Ответьте «Да» или «Нет».
1. Под именем Лжедмитрия I скрывался беглый монах Григорий Отрепьев.
2. Лжедмитрия I поддерживал шведский король Сигизмунд.
3. Католическая церковь поддерживала Лжедмитрия I, который обещал после восшествия на престол ввести на Руси католичество.
4. Когда Лжедмитрий I вступил на русские земли, в городах стали организовывать ополчение для защиты.
5. После взятия Лжедмитрием I Москвы в апреле 1605 года, Борис Годунов был казнен.
6. Царя Василия Шуйского поддерживала русская православная церковь, его поддерживал народ.
7. Лжедмитрий I легко взошел на русский престол потому, что его поддерживал народ.
8. Среди восставших в армии Болотникова были не только крестьяне и холопы, но и казаки, стрельцы и дворяне.
9. Василий Шуйский стал царем потому, что происходил из рода Рюриковичей
10. После смерти Бориса Годунова правил его сын Федор.
В2. 2. Установите соответствие между понятием и определением:
1. Вольные переселенцы на ВостокРоссии
Б) Недоимка
2. Форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти владельца
В) Сходны
3. Находящийся в бегах, спасающийся бегством; человек, самовольно, тайно бежавший из места жительства
Г) Крепостное право
4. Не уплаченная в срок часть налога или других государственных, общественных сборов
Д) Беглый
5. Перелом, переворот, решительная пора переходного состояния
В3. Разгадайте путаницу
Переставьте буквы, и у вас получится слово.
1. Хозяйство, производящее продукты не для обмена, а только для удовлетворения потребностей своих членов, «ЛОТАНУНЕРЬА» — ….
2. Предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике, «ТАКУРУНАМАФ» — …
3. Регулярно, в определенное время устраиваемый торг, на который съезжаются для продажи и закупки товаров, «КЯМАРАР» — …
4. Владелец предприятия, фирмы, деятель в экономической, финансовой сфере, «ДРАПИЛИНЕПЕТМЬР» — …
5. Владелец капиталистического промышленного предприятия,«ЛШОМЕНРИПЫКН» …
6. Даровой принудительный труд крепостного крестьянина, работающего собственным инвентарем в барском (помещичьем) хозяйстве, «ЩАРИБАН»
7. Учреждение, ведающее контролем над провозом через границу товаров и взиманием специальных пошлин и сборов, «НАТЯЖОМ» …
8. Эмаль для покрытия металлических изделий и для накладывания узора на фарфор, «ТИФЬФИН» — …
В4. Исключите лишнее понятие. Объясните свой выбор
1. Дворяне, духовенство, посадские, стрельцы, крестьяне.
2. Патриарх, епископ, купечество, архиепископ, митрополит.
3. Дворянство, духовенство, крестьянство.
В5. Заполните пропуски в предложениях
Заполните пропуски в предложениях, используя слова в скобках.
Россия XVII века по политическому устройству была (1…)монархией, но до середины века значительную роль играл (2…) орган- (3…), которые созывались по мере необходимости. Царь также советовался с (4…), в состав которой, наряду со старой боярской(5…) вошли неродовитые (6…). Органами центрального управления оставались (7…), во главе которых стояли бояре, (8…). Местная власть осуществлялась (9…), назначаемыми правительством. Посадскими и сельскими (10…) руководили выборные (11…). В черносошных местностях большую власть имели (12 …) – сборщики денег на уплату налогов и общественные нужды.
(Боярской Думой, общинами, земские соборы, дьяки, дворяне, целовальники, самодержавной, власти, воеводами, аристократией, сословно-представительный, приказы, старосты)
10. Лингвистический конструктор
Используя все предложенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды.
1 — это (власти, для исполнения, акт, высшим, государственной, являющийся, принимаемый, гражданами, нормативно-правовой, органом, обязательным, страны).
2 — это (выборное, для ведения, дел, небольшого, лицо, или назначаемое, общества).
3 — это (вопросов, лиц, собрание, или выборных, рассмотрения, организации, и разрешения, должностных, для, и управления).
4 — это (начала X V I I I , органы, в России, управления, XVI, центрального, веков).
Вариант 2
Часть 1
А1. В 1597 году был издан указ об «урочных летах», по которому:
A) крестьянам запрещалось менять хозяев в Юрьев день
Б) был ограничен переход крестьян в Юрьев день
B) был введен пятилетний срок сыска беглых крестьян
Г) помещикам разрешалось в определенное время переводить
крестьян на оброк
А2. В правление Бориса Годунова произошло крупное крестьянское восстание под руководством:
A) Ивана Болотникова
Б) Хлопка Косолапа
B) Степана Разина
Г) Емельяна Пугачева
А3. Появление Лжедмитрия I было обусловлено:
A) слухами о чудесном спасении законного наследника русского престола — царевича Дмитрия
Б) прибытием в Москву польского посла
B) избранием Лжедмитрия на царствование Земским собором
Г) назначением Боярской Думой
А4. Два основных признака «Смуты» — это: установление власти самозванцев на престоле и
A) расширение государственных границ
Б) продолжение централизации государства
B) политическая, экономическая нестабильность
Г) экономические реформы
А5. Укажите повод для начала польского вторжения в 1609 году:
A) заключение Василием Шуйским договора со Швецией
Б) убийство Лжедмитрия II
B) разгром восстания Ивана Болотникова
Г) увеличение срока сыска беглых крестьян
А6. Одна из повинностей зависимых крестьян называлась:
A) барщина
Б) испольщина
B) купа
Г) служба
А7. В XVII в. розничная торговля на русском рынке иностранцам
фактически запрещалась согласно:
A) решению Земского собора 1653 г.
Б) Соборному уложению 1649 г.
B) Торговому уставу
Г) Новоторговому уставу
А.8 Название «ясачные люди» относится к:
A) сибирским и амурским казакам
Б) черносошным крестьянам Севера
B) сборщикам дани, приходившим на Русь из других земель
Г) нерусскому населению Сибири и Дальнего Востока, выплачивавшему натуральные подати
А9. Как назывались в X V I — начале XVIII вв. служилые люди, составлявшие постоянное войско?
A) стрельцы
Б)рекруты
B) казаки
Г) дружинники
А10. Годы 1497, 1581, 1597, 1649 отражают основные этапы:
A) борьбы России за выход к морю
Б) образования Российского централизованного государства
B) борьбы Руси с Золотой Ордой за независимость
Г) закрепощения крестьян
А11. Повинности в пользу государства не несли:
A) черносошные крестьяне
Б) жители белых слобод
B) мелкие ремесленники и купцы
Г) владельческие крестьяне
А12. Какое из перечисленных ниже явлений стало показателем
укрепления самодержавия в XVII в.?
A) учреждение Государственного совета
Б) появление системы приказов
B) прекращение созывов Земских соборов
Г) усиление роли Боярской думы
А13. Какое событие относится к XVII в.?
A) создание единого централизованного государства
Б) провозглашение Российской империи
B) избавление от ига монголо-татар
Г) воцарение Романовых
А14. Какой ряд дат отражает события во внешней политике России XVII в.?
A) 1632-1634, 1654-1667, 1686
Б)1650,1662,1670-1671
B) 1649,1653, 1667
Г) 1613, 1652-1666, 1682
А15. Расположите события в хронологическом порядке:
A) Азовское осадное сидение донских казаков
Б) восстание под предводительством И.И. Болотникова
B) война России с Турцией и Крымом
Г) Переяславская Рада, воссоединение Украины с Россией
Д) воцарение династии Романовых
Часть В
В1. Двухвариантные тесты
Ответьте «Да» или «Нет».
1. Поводом к Смоленской войне послужила борьба за власть в Речи Посполитой, начавшаяся после смерти Сигизмунда III.
2. Решение о начале Смоленской войны было принято польским сеймом.
3. Итогом Смоленской войны стало возвращение Польше всех занятых в ходе войны земель и отказ короля Владислава от претензий на русский трон.
4. Украинцы, проживающие в Речи Посполитой, испытывали тройной гнет: феодальный, национальный и религиозный.
5. Воссоединение Украины с Россией произошло в 1651 году решением Белоцерковского мира.
6. Для защиты от набегов Речи Посполитой была построена Белгородская засечная черта.
7. Запорожская Сечь — это организация украинских казаков в XVI — XVIII вв., ставшая опорой сопротивления Речи Посполитой.
8. На южных границах России серьезную опасность представляло Крымское ханство, требовавшее выплаты «поминок» деньгами и драгоценными мехами
9. Следствием вхождения Украины в Россию стала Русско- польская война 1654 — 1667 гг. (Да)
10. Первый русско-китайский договор, открывший официальную торговлю России с Китаем, — это Переяславский договор 1654 года.
В2. Найдите соответствие букв и цифр
В3. 4. Разгадайте путаницу
Переставьте буквы, и у вас получится слово.
1. Фамилия главы казачьего войска, возглавившего освободительное движение на Украине в середине XVII века «ЦЕЙХМИНЬЛИК » — . . . .
2. Город, давший название русско-польской войне 1632-1634 гг.«КСЕЛНОМС» …
3. Речь … — традиционное наименование польского государства в конце 15 — 18 вв. «ТОСИПАЛЯОП» — …
4. Беднейшие казаки «БЫТОГАЛЬ» — …
5. Боярин, посол российского царя на Переяславской Раде «РИНУЛУТБ» — …
6. Выборный глава казачьего войска на Украине в X V I – первой половине XVII вв. «ТАГМЕН» — …
7. Первый русско-китайский договор, открывший официальную торговлю России с Китаем «КЧЕСИРИНЙН» — …
8. … Рада — всенародное собрание, принявшее решение о вхождении Украины в состав России «СЕВЕКЯПАРАЛЯС»
9. Название Украины с середины XVII века в официальных документах России «САМОЛЯРИОС» — …
В4. По какому принципу образованы ряды?
1. Боярство, дворянство, духовенство.
2. Патриарх, епископ, архиепископ, митрополит.
3. Частновладельческие, черносошные (государственные), дворцовые.
В5. Заполните пропуски в предложениях
Заполните пропуски в предложениях, используя слова в скобках.
А) Все население России XVII века делилось на несколько групп. Господствующим сословием было (1…), в которое теперь входили как (2…), владевшие (3…), так и (4…), владевшие поместьями. Еще одним (5…) сословием было (6…), в которое входили служители церкви. (7…) сословием были (8…) люди, в числе которых были (9…), работавшие на земле, (10…) жители торгово-промышленных пригорода и торговое (11…). Особое сословие — (12…), которое не платило (13…). но несло воинскую (14…) на окраинах России.
(тяглые, дворянское, духовенство, вотчинами, казачество, повинность, непривилегированным, дворяне, тягло, купечество, привилегированным, крестьяне, бояре, посадские)
Лингвистический конструктор
Используя все предложенные слова и словосочетания, составьте определения понятий. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды.
1 — это (крестьян, труд, землевладелец, эксплуатирующий).
2 — это (принадлежащие, крупные, классу, к, землевладельцы, высшему, господствующему).
3 — это (частных, организаций, лиц, владении, крестьяне, во, или, находившиеся, частных).
4 — это (повинности, крестьяне, лично, землями, государственные, владевшие, и, свободные, общинными, несшие).
5 — это (зависимости, слуга, человек, крестьянин, находящийся, в).
6 — это (предприятия, торгового, владелец, частного).
Ключи:
Вариант1Вариант2
А1
Б
В
А2
В
Б
А3
Г
А
А4
Б
В
А5
В
А
А6
Г
А
А7
В
Г
А8
Б
Г
А9
Г
А
А10
Г
Г
А11
1-Е,2-А,3-Г,4-В,5-Б,6-Д
Б
А12
А
В
А13
Г
Г
А14
А
А
А15
Б
1-Б 2-Д 3-А 4-Г 5-В
В1
1-Д.2-Н.3-Д.4-Н,5-Н,6-Д,7-Д,8-Д,9-Н, 10-Д
1-Н,2-Н,3-Н,4-Д,5-Н, 6-Н, 7-Д, 8-Д, 9-Д, 10-Н
В2
А-5,Б-4,В-1,Г-2,Д-3
А-5, Б-4, В-2, Г-1, Д-3
В3
натуральное, мануфактура, ярмарка, предприниматель, промышленник, барщина, таможня, финифть
Хмельницкий, Смоленск, Посполитая, Голытьба, Бутурлин, Гетман, Нерчинск, Переяславская, Малороссия
В4
Стрельцы- военные,
Купечество- не священники,
Крестьянство- не привилегированное сословие
Привилегированные сословия, священник, крестьяне
В5
1-самодержавной, 2-сословно-представительный, 3-земской собор, 4- Боярской думой, 5- аристократией, 6-дворяне,7-приказы, 8-дьяки, 9-воеводами, 10- общинами, 11-старосты, 12-целовальники
1-дворянское, 2-бояре, -вотчинами, 4-дворянство,5-привилегированным, 6-духовенство,7-непривилегированным, 8-тяглые, 9-крестьяне, 10-посадские, 11-купечество, 12-казачество, 13-тягло, 14- повинность
Конструктор
Закон, староста, земский собор, приказы
Помещик, бояре, частновладельческие, черносошные, холоп, купец
Тестовые задания по истории России 7 класс (учебник А.В.Торкунова)
А) суд над «лихими людьми» Б) учет государством и раздача поместий
В) охрана правопорядка Г) рассмотрение жалоб
Вариант 2.
Во всех тестовых вопросах предполагается только один вариант ответа.
Каждый правильный ответ оценивается в один балл, вопрос 17 оценивается в два балла.
Критерии: 16-19 баллов – отметка «5», 12-15 баллов – отметка «4», 5-11 баллов – отметка «3», менее 5 баллов – отметка «2».
Назовите особенность образования единого государства в России.
А) полное господство натурального хозяйства
Б) маленькая территория
В) миролюбивые соседи
Г) преобладание сельского хозяйства
2. Укажите век, с которого роль государства во всех сферах жизни общества в Европе возросла:
А) 18 век Б) 15 век В) 16 век Г) 17 век
3. Укажите название первого русского свода законов
А) летопись Б) судебник В) грамота Г) свод законов
4. Укажите год принятия первого законодательного документа в России:
А) 1505 Б) 1497 В) 1486 Г) 1467
5. Кто из перечисленных был привлечен к управлению страной:
А) старомосковское боярство Б) литовские князья
В) бывшие удельные князья Г) все перечисленные
6. Российский герб – двуглавый орел был символом….
А) Римской империи Б) Византийской империи
В) Германской империи Г) Славянской империи
7. Укажите, при каком короле во Франции завершилось формирование единого государства:
А) Людовик XVI Б) Людовик XII В) Генрих VIII Г) ЛюдовикXI
8) Укажите определение слову абсолютизм
А) неограниченная власть монарха Б) ограниченная власть монарха
В) безграничная власть монарха Г) условная власть монарха
9. Подберите синоним слову абсолютизм (как называлась власть царя в России):
А) самоуправление Б) самодержавие
В) коронация Г) коллегиальное управление
10. Какое оружие не применяли до XV века:
А) аркебузы Б) мушкеты с фитильным запалом
В) карабины Г) простое стрелковое оружие
11. Кто из всемирно известных сегодня художников и ученых был современником Ивана III:
А) Иероним Босх Б) Микеланджело
В) Рафаэль Г) Леонардо да Винчи
12. Укажите, какие земли к 1503 году присоединил ИванIII :
А) Переяславль Б) Закарпатье В) Ярославль Г) Чернигов
13. Укажите сколько раз был женат Иван III:
А) 1 Б)2 В) 3 Г) ни одного
14. Укажите, каким исключительным правом обладал только государь:
А) созывать соборы Б) собирать налоги
В) казнить и миловать Г) чеканить монету
15. Укажите год постройки Архангельского собора Московского Кремля:
А) 1509 г. Б) 1508 г. В) 1510 г. Г) 1501 г.
16. Чем занимались дьяки и подъячие:
А) вели государственную документацию
Б) составляли планы проведения посольских приемов
В) помогали священникам во время служения
Г) торговали на ярмарках
17. Установите соответствие (необходимо написать только нижнюю табличку):
А) суд над «лихими людьми» Б) учет государством и раздача поместий
В) охрана правопорядка Г) рассмотрение жалоб
История России 7 класс Контрольные работы Артасов
Твитнуть
Поделиться
Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Запинить
Аннотация
Пособие является составной частью учебно-методического комплекса «История России. 7 класс» (авторы учебника Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева) и предназначено для проверки результатов обучения по курсу истории 7 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Историко-культурного стандарта. В пособие включены контрольные работы в форме тестовых заданий, аналогичные заданиям ОГЭ и работы в форме вопросов.
Пример из учебника
К каждой главе даются Контрольная работа No 1 и Контрольная работа No 2 (каждая, в свою очередь, состоит из двух вариантов).
Контрольная работа No 1 содержит 14-15 заданий с кратким ответом, который может быть записан в виде цифры, сочетания цифр, слова или сочетания слов.
В некоторых заданиях Контрольной работы No 1 используются текстовые исторические источники, исторические карты, иллюстративный материал, схемы.
Ответ к заданиям Контрольной работы No 1 сначала записывается в специальном поле рядом с заданием или в самом тексте задания, а затем (после выполнения всей работы) переносится в специальное поле для ответов в конце контрольной работы.
Контрольная работа No 2 состоит из заданий, требующих развёрнутого ответа. Ответ записывается на специально отведённых строках, расположенных под заданием.
При оценивании заданий с развёрнутым ответом учитывается соответствие ответа требованию задания, опора на исторические факты при формулировании ответа, отсутствие (наличие) фактических ошибок в ответе.
Советуем _выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
В конце Тетради для контрольных работ предлагаются творческие задания (написание исторического сочинения с использованием опорных слов).
Содержание
Как работать с тетрадью 3
ГЛАВА I. Россия в первой половине XVI в 4
ГЛАВА II. Россия во второй половине XVI в 16
ГЛАВА III. Смутное время 28
ГЛАВА IV. Россия в XVII в 40
ГЛАВА V. Культурное пространство России в XVII в 52
Итоговые контрольные работы 64
Творческие задания 76
Учебник можно просто читать в онлайн режиме, переходя сразу на тот параграф или раздел, который Вам сейчас нужен.
Итоговая контрольная работа по истории России 7 класса (автор учебника Арсентьев)
Итоговая контрольная работа
по Истории России 7 класс
к
УМК Н.М. Арсентьева, А.А.Данилов.
Вариант 1.
1.Успех стремительного восшествия Лжедмитрия 1 на российский престол объясняется:
1)надеждой народа на доброго и справедливого царя
2)поддержкой польской армии
3)признанием иностранных государств
4)поддержкой всего боярства и дворянства
2. На русский престол боярское правительство приглашало:
1)королевича Владислава
2) польского короля Сигизмунда
3) Лжедмитрия 2
4)Дмитрия Пожарского
3. Минин и Пожарский прославились в русской истории как руководители:
1) крестьянского восстания
2)обороны Смоленска
3) Второго ополчения
4) заговора бояр против Лжедмитрия 1
4. Иностранное вмешательство во внутренние дела России в период Смутного времени осуществляли:
1)Дания, Норвегия
2)Речь Посполитая , Швеция
3) Англия, Швеция
4)Турция, Крымское ханство
5. Система местничества была окончательно отменена в
1)1649г. 3) 1662г.
2)1653г. 4)1682г.
6. Повинности в пользу государства не несли:
1)черносошные крестьяне
2)жители белых слобод
3)мелкие ремесленники и купцы
4)владельческие крестьяне
7. Боярская дума была:
1)совещательным и распорядительным органом при царе
2)законодательным органом власти
3)центральным органом исполнительной власти
4)небольшим кругом доверенных лиц царя
8. Во главе уездов стояли:
1) посадники 3)думные дьяки
2)наместники 4)воеводы
9.Земские соборы собирались чуть ли не ежегодно:
1)во второй половине 16в.
2) в первой половине 17в.
3)в середине 17в.
4) в конце 17в.
10.Ядром повстанческой армии Степана Разина были:
1)посадские люди 3) казаки
2)крестьянские отряды 4) стрелецкие отряды
11. Одна из причин Раскола:
1)властная, честолюбивая фигура Никона
2)изменения обрядовой стороны веры
3)исключение ряда церковных праздников
4)кардинальные изменения в церковных правилах.
12.Один из итогов внешнеполитической деятельности Бориса Годунова:
1)заключение «Вечного мира» с Речью Посполитой
2)вхождение территории Западной Сибири в состав России
3)разгром крымских татар
4)получение выхода к Балтийскому морю
13. Для служилых людей «по отчеству» было характерно:
1) наследование службы
2)получение «земельного жалованья»- поместья
3)получение права заниматься ремеслом и промыслами
4)наем на иноземную службу
14. Новое явление в русской архитектуре второй половины 17 в:
1) московское (нарышкинское ) борокко
2)византийский стиль
3)готический стиль
4)шатровый стиль
15. «Казачьей республикой» называли:
1)Левобережную Украину
2)донское казачество
3)Запорожскую Сечь
4)кубанских казаков
16. Отметьте верные утверждения.
1)В 17 в. Увеличилась потребность в образованных людях.
2)Летописи в 17в. Потеряли свое былое значение
3)Театр появился в России при дворе Михаила Романова
4) В домах бояр и дворян считалось обязательным иметь библиотеку.
5) В домах богатого посадского населения в 17в. Появляются шкафы.
6)В 17в. в домах крестьян оконные пластины изготавливали в основном из слюды
7) Льняная рубаха была основой женского гардероба.
Ответы: 1-1, 2-1, 3-3, 4-2, 5-4, 6-2, 7-1, 8-4, 9-2, 10-3, 11-2, 12-2, 13-2, 14-1, 15- 3
16-1,2.
Итоговый контроль по Истории России 7 класс к учебнику Торкунова
Итоговая контрольная работа
за курс
ИСТОРИЯ РОССИИ
7 КЛАСС
Пояснительная записка:
Назначение итоговой контрольной работы – контроль состояния уровня сформированности общеучебных и специальных умений и навыков среди учащихся 7 классов по предмету «История России». Все задания составлены с учетом требований образовательного стандарта ФГОС ООО и направлены на формирование у школьников универсальных учебных действий, отработку у обучающихся 7 класса навыков работы с историческими терминами и понятиями, умений работать по алгоритму, формирование логического мышления.
Задания для итоговой контрольной работы составлены в соответствии с требованиями Государственного стандарта образования в области предмета «История России» с ориентацией на демонстрационные варианты экзамена в новой форме по истории за прошлые годы, опубликованные в открытой печати и помещённые в сети Интернет. Задания итоговой контрольной работы охватывают темы курса, изученные обучающимися в 7 классе. Первая часть работы (часть А) включает задания базового уровня с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных вариантов. Они сформулированы как в виде предложения, к которому необходимо подобрать единственно возможное продолжение, так и в виде ситуации, иллюстрирующей то или иное понятие, которое необходимо найти в предложенном списке ответов.
Также в первую часть работы включены задания повышенного уровня сложности, в которых необходимо проанализировать два суждения и выбрать правильный ответ. Сложность задания состоит в том, что суждения могут оказаться как верными, так и неверными, а также верным может быть только одно из них. Каждое правильно выполненное задание части А оценивается 1 баллом.
Вторая часть итоговой контрольной работы состоит из заданий различных типов, на которые надо дать краткий ответ и записать его в виде набора цифр или букв. В данной части представлены задания следующих типов:
— выбрать и записать в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт различия обществоведческих терминов или понятий;
— проанализировать социологические данные и найти в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе этих данных, и выписать в строку ответа цифры, под которыми они указаны;
— установить соответствие между понятием и примером. К каждой позиции, данной в первом столбце, следует подобрать позицию из второго столбца и записать в таблицу выбранные цифры;- из приведённых в списке характеристик выбрать лишнюю и выписать номер этой характеристики в строку ответа;- расставить варианты ответа в правильной хронологической или логической последовательности.
Правильно выполненные задания В1, В2, В3 и В5 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок, 1 балл – допущена одна ошибка, 0 баллов – допущены две или более ошибок, задание В4 оценивается 1 баллом.
Вариант 1
Часть А
А1. От имени царя Федора Иоанновича управлял брат царицы. Кто это был?
A) Василий Шуйский
Б) Борис Годунов
B) Михаил Романов
Г) Алексей Адашев
А2. В 1597 году был издан указ об «урочных летах», по которому:
A) крестьянам запрещалось менять хозяев в Юрьев день
Б) был ограничен переход крестьян в Юрьев день
B) был введен пятилетний срок сыска беглых крестьян
Г) помещикам разрешалось в определенное время переводить крестьян на оброк
А3. Причиной Смуты на Руси не являлось следующее:
A) пос
Контрольная работа по Истории России 7 класс 2 часть (Торкунов)
Тест по истории России. 2 часть (7 класс) Вариант IA1. Кем объявил себя Григорий Отрепьев?
1) сыном царя Федора Ивановича; 3) сыном царя Ивана IV;
2) племянником царя Бориса Годунова; 4) сыном короля Сигизмунда III.
A2. Следствием правления Василия Шуйского НЕ было:
1) восстание под предводительством Ивана Болотникова 2) появление Лжедмитрия II
3) освобождение крестьян от крепостной зависимости 4) польско-шведская интервенция
A3. Иностранное вмешательство во внутренние дела России в период Смутного времени осуществляли:
1) Дания, Норвегия 3) Речь Посполитая, Швеция
2) Англия, Швеция 4) Турция, Крымское ханство
А4. Кто был одним из руководителей Первого ополчения?
1) К, Минин; 2) И. Болотников; 3) П. Ляпунов; 4) П. Басманов
А5. К последствиям Смуты не относится:
1) нравственный упадок в обществе 2) нарушение международных торговых связей
3) упадок в сельском хозяйстве 4) появление новых видов ремесел
А6. Что было одним из аргументов в пользу избрания новым русским царем Михаила Федоровича Романова?
1) он состоял в родстве с Борисом Годуновым;
2) он обладал большим политическим опытом и выдающимся умом;
3) его отец боярин Федор (митрополит Филарет) сыграл значительную роль в изгнании поляков из Москвы;
4) он был родственником последнего «законного» царя Федора Ивановича.
А7. Восстание казаков под предводительством Богдана Хмельницкого началась на:
1) Белоруссии
2) Украине
3) Польше
4) Переяславле
А8. Русская православная церковь в 17 веке раскололась на:
1) православных и не православных
2) иосифлян и нестяжателей
3) старообрядцев и новообрядцев
А9. «Медный бунт» произошел в:
1) 1648г. 2) 1653г. 3) 1662г. 4) 1682г.
А10. Выдающимся руководителем старообрядцев был:
1) протопоп Даниил 2) митрополит Иов
3) протопоп Аввакум 4) патриарх Иосиф
А11. Укажите имя выдающегося иконописца XVII в.:
1) Анисим Михайлов 2) Симеон Полоцкий 3) Симон Ушаков 4) Андрей Рублев
А12. Самое крупное выступление в XVII в.:
А) восстание под предводительством В. Уса
Б) Соляной бунт В) Медный бунт
Г) восстание под предводительством С. Разина
Б1. Напишите в правильном порядке все кто правил Россией, начиная с 1598 года и по 1613 год.
Б2. Установите правильное соответствие:
1)1648 а) восстание Степана Разина
2) 1649 г. б) Медный бунт
3) 1613 в) избрание на царство Михаила Романова
4) 1662 г. г) Соляной бунт
5) 1670-1671
Тесты по истории России 7 класс 1-2 часть к учебнику Торкунова
Аннотация
Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) и Историко-культурному стандарту. Пособие включает тесты по истории России и соответствует содержанию и структуре учебника “История России” под редакцией А.В. Торкунова (издательство “Просвещение”) для 7 класса общеобразовательных организаций. Тесты, большинство из которых составлено по типу заданий Основного государственного экзамена (ОГЭ), можно использовать для обучения и самоконтроля учащихся, проверки домашних заданий, текущего и итогового контроля, а также постепенной подготовки к ОГЭ в 9 классе.
Пример из учебника
Задания с кратким ответом, который учащиеся формулируют самостоятельно, позволяют проверить не только имеющиеся знания, но и определённые умения, связанные с обработкой информации, умением её частично преобразовать и т.д. Ответ к ним может быть дан в виде слова, словосочетания или последовательности цифр. Подобные задания есть во всех вариантах ОГЭ и Единого государственного экзамена по истории, но готовиться к их выполнению, чтобы приобрести необходимые умения и навыки, советуем начинать уже в 6 классе и продолжить на доступном и понятном для учащихся 7 классов содержании.
Есть в пособии и задания для работы с небольшими текстами (по типу части 2 ОГЭ). Задания к текстам предполагают умения отбирать нужную информацию из текста, раскрывать (в том числе на примерах) его отдельные положения, соотносить сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса, применять имеющиеся знания при анализе исторических ситуаций, высказывать и обосновывать собственное мнение.
Тестовые задания можно использовать для обучения и самоконтроля учащихся, проверки домашних заданий, текущего итогового контроля и постепенной начальной подготовки к Основному государственному экзамену (в новой форме).
Содержание
ЧАСТЬ 1Предисловие 5
РОССИЯ В XVI ВЕКЕ
Тест 1. Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий 7
Вариант 1 7
Вариант 2 9
Тест 2. Территория, население и хозяйство России в начале XVI в 12
Вариант 1 12
Вариант 2 15
Тест 3. Формирование единых государств в Европе и России 18
Вариант 1 18
Вариант 2 20
Тест 4. Российское государство в первой трети XVI в 24
Вариант 1 24
Вариант 2 26
Тест 5. Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в 28
Вариант 1 28
Вариант 2 30
Тест 6. Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 33
Вариант 1 33
Вариант 2 36
Тест 7-8. Внешняя политика России во второй половине XVI в. 40
Вариант 1 40
Вариант 2 43
Тест 9. Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые» 46
Вариант 1 46
Вариант 2 48
Тест 10. Опричнина 51
Вариант 1 51
Вариант 2 53
Тест 11. Россия в конце XVI в 55
Вариант 1 55
Вариант 2 58
Тест 12. Церковь и государство в XVI в 61
Вариант 1 61
Вариант 2 64
Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в 68
Вариант 1 68
Вариант 2 70
ОТВЕТЫ 74
ЧАСТЬ 2
Предисловие 5
СМУТНОЕ ВРЕМЯ. РОССИЯ ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ
Тест 13. Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в 7
Вариант 1 7
Вариант 2 9
Тест 14-15. Смута в Российском государстве 11
Вариант 1 11
Вариант 2 13
Тест 16. Окончание Смутного времени 15
Вариант 1 15
Вариант 2 17
Тест 17. Экономическое развитие России в XVII в 20
Вариант 1 20
Вариант 2 22
Тест 18. Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве 25
Вариант 1 25
Вариант 2 28
Тест 19. Изменения в социальной структуре российского общества 31
Вариант 1 31
Вариант 2 33
Тест 20. Народные движения в XVII в 36
Вариант 1 36
Вариант 2 39
Тест 21-22. Россия в системе международных отношений 42
Вариант 1 42
Вариант 2 45
Тест 23. «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России 49
Вариант 1 49
Вариант 2 52
Тест 24. Русская православная церковь в XVII в. Реформы патриарха Никона и Раскол 55
Вариант 1 55
Вариант 2 57
Тест 25. Русские путешественники и первопроходцы XVII в 60
Вариант 1 60
Вариант 2 62
Тест 26. Культура народов России в XVII в 65
Вариант 1 65
Вариант 2 68
Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в 72
Вариант 1 72
Вариант 2 74
ОТВЕТЫ 76
Для комфортного и реалистичного чтения учебника в онлайн режиме, встроен простой и мощный 3D плагин. Вы можете скачать учебник в PDF формате по прямой ссылке.
Дорогие друзья! Обращаемся к Вам! Если Вы не нашли необходимые учебники, напишите нам в сообщество в кантакте https://vk.com/uchebnikionlineru. Спасибо!
Викторина по истории России
Почти пропустил вопрос о Первом Царе, потому что недавно я узнал, что первым человеком, получившим этот титул, был Симеон I Болгарии, а последним человеком, носившим этот титул, был Симеон II Болгарии.
Это то же самое, что просить о первом короле Англии, и вы говорите, что более ранний король был в другой стране. Верно, но непреклонно.
Я с вами согласен.Просто забавно, как иногда ум зацикливается на чем-то, и требуется время, чтобы пройти мимо.
Я считаю, что он на самом деле имеет в виду первого царя России в целом. Конечно, до ивана Грозного были цари, но их титул был царем московским, а не русским.
До Ивана Грозного титул правителя был великий князь Московский — Москва была Великим княжеством. Иван был первым монархом с особым титулом царя, который он принял в 1547 году, через 13 лет после начала своего правления.
Сказать, что Сталин выиграл Вторую мировую войну, — это своего рода преувеличение.
Сталин выиграл Вторую мировую войну так же, как Черчилль или Рузвельт. Без СССР у союзников не было бы ни единого шанса. Может быть, с Троцким или другим лидером тогда СССР мог бы выглядеть иначе, может быть, менее индустриализированным или с меньшей армией. Возможно, он не устоял перед Германией. Это все домыслы, но если бы вам все-таки пришлось определить «Победителя Второй мировой войны» одним человеком, как бы это ни было смешно, Сталин был бы хорошим соперником.
Советы сыграли гораздо более важную роль в разгроме немцев, чем британцы, американцы или любой из других союзников.
Советский Союз потерял почти столько же, сколько и любая другая страна во Второй мировой войне вместе взятые. Около 11 миллионов из 25 миллионов. Две трети потерь произошли на Восточном фронте между Советским Союзом и союзниками Германии. Советский Союз первым достиг Берлина, потеряв в осаде больше потерь, чем США потеряли во всех войнах вместе взятых.Итак, да, Советский Союз выиграл 2 мировую войну.
Сравните позиции стран в начале и в конце Второй мировой войны. Кто выиграл больше всего? СССР и США. Так что Сталин определенно выиграл ВОВ
.6/20 … Ужасно даже для австралийца.
Спасибо, что дали нам Толстого вместо Достоевского (Достоевского) для известного русского писателя …. намного проще по буквам!
или Александр Солженицын
Спасибо ему за то, что подарил мне гулаг — потрясающую книгу.
Я поехал в Кавендиш, штат Вермонт, несколько лет назад (так как я был более или менее по соседству) просто из любопытства, чтобы посмотреть, где Солженицын провел почти два десятилетия в изгнании. Когда я пошел на заправку, чтобы проверить, есть ли что посмотреть, мой вопрос вызвал некоторый переполох, подчеркнутый (для меня) вопросом: «Вы имеете в виду этого русского парня?» На следующий день я был в библиотеке в Кине, штат Нью-Йорк, построенной за год до того, как Горький написал свой самый известный роман («Мать»), когда жил в крошечной общине.Я спросил библиотекаря, есть ли что-нибудь в память о его пребывании там. Библиотекарь никогда о нем не слышала, но спросила, проверял ли я полки под буквой «G».
Отличная викторина и кое-что другое. Большое спасибо
Некоторые из этих вопросов имеют сильный политический уклон. Чтение новостей из неамериканских источников помогло бы с неточными словами, такими как «захвачено» и «захвачено».
Вы имеете в виду чтение новостей с российских пропагандистских фабрик? Как бы вы назвали то, что произошло в Грузии? Они просто пришли в гости к соседям? В танках? Российские ВВС сбрасывали корзины с фруктами на Тбилиси, и только предвзятые американские СМИ сообщили, что это были бомбы?
Я заметил, что вы не жаловались на это, говоря, что Сталин выиграл Вторую мировую войну, что весьма наклонно в сторону Советского Союза;)
Также пропаганда — это пропаганда, позитивная или негативная, независимо от того, из какой страны она идет.И давайте будем честными, СМИ ни в одной стране не являются полностью беспристрастными.
Вы бы предпочли «освобожденные российскими солдатами, которые все самостоятельно решили провести лето в Крыму этим летом»?
Хотя я также вижу сильный политический уклон, я утверждаю, что «вторжение» технически правильно, даже когда Россия вела оборонительную войну против Грузии. Так же, как американцы и русские вторглись в Германию в 1945 году, но никто не утверждает, что США начали Вторую мировую войну, верно? Вторжение — нейтральный термин.
правда. Хотя называть любое из этих вторжений оборонительной войной глупо. Собственно России никогда не угрожали во время конфликта 2008 года, и российские сепаратисты в Южной Осетии (Грузия) спровоцировали ответную реакцию Грузии.
Хорошая, но все же думаю, что в ней должно быть больше правды. Похоже, история России — это всего лишь «вторжение» и «захват» кого-то. Интересно, как бы мы тогда описали американскую историю в их полиции «Америка для американцев».И я даже не упомянул Великобританию …
История каждой империи — это вторжение и захват. Так строятся империи.
Россия была построена на утверждении власти посредством вторжений. Это не антироссийский; это просто правда. Даже сегодня Путин использует вторжения, чтобы разделить страны, которые слишком далеко уходят в сторону Запада, чтобы удержать их в своей сфере влияния (см. Грузию и Украину). Хотя США сами по себе империалистичны, их вторжения не столько связаны с гегемонией.
Или глупые итальянцы, вторгшиеся в Абиссинию?
Крепостные с трудом были освобождены. В то время они, возможно, называли это так, но они все еще были рабами до революции. Конечно, это вопрос мнения.
Потом, после революции, они стали людьми, которых Сталин голодал.
Почему не принимают «крестьян»?
Я принимаю людей такими, какие они есть, и богатыми, и бедными.
Я не верю, что все крепостные были бедными, и все равно спрашивают официальное название
Для ГУЛАГа вы бы приняли Главное Управление исправительно-трудовых лагерей? (Шучу, но увидел это в Википедии, когда искал Солжинецына, и забыл слово
.1 | Николай и Александра — пользователем 4,25 средняя оценка — 24 706 оценок | Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг | |
2 | Архипелаг ГУЛАГ 1918–1956 гг. — пользователем 4.27 средняя оценка — 19887 оценок | Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг | |
3 | Екатерина Великая: Женский портрет — пользователем 3,92 в среднем — 94897 оценок | Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг | |
4 | Петр Великий: его жизнь и мир — пользователем 4,18 средняя оценка — 14,735 оценок | Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг | |
5 | Народная трагедия: Русская революция: 1891-1924 гг. — пользователем 4.33 средняя оценка — 3634 оценки | Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг | |
6 | ГУЛАГ: история — пользователем 4,23 средняя оценка — 8,662 оценок | Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг | |
7 | Сталинград: роковая осада, 1942–1943 гг. — пользователем 4,31 средняя оценка — 28 178 оценок | Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг | |
8 | Танец Наташи: культурная история России — пользователем 4.20 средняя оценка — 3035 оценок | Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг | |
9 | Сталин: Суд Красного Царя — пользователем 4,16 средняя оценка — 8,638 оценок | Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг | |
10 | Могила Ленина: Последние дни Советской Империи — пользователем 4,21 средняя оценка — 3787 оценок | Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг | |
11 | Шепчущиеся: частная жизнь в сталинской России — пользователем 4,21 средняя оценка — 2396 оценок | Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг | |
12 | Романовы: Последняя глава — пользователем 4.04 средний рейтинг — 6411 оценок | Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг | |
13 | Последний царь: жизнь и смерть Николая II — пользователем 4,08 средняя оценка — 4,128 оценок | Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг | |
14 | 900 дней: блокада Ленинграда — пользователем 4,18 средняя оценка — 3336 оценок | Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг | |
15 | История России — пользователем 3.97 средняя оценка — 766 оценок | Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг | |
16 | Ивановская война: жизнь и смерть в Красной Армии 1939-1945 гг. — пользователем 4,04 средняя оценка — 3100 оценок | Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг | |
17 | Бывшие люди: последние дни русской аристократии — пользователем 4,04 средняя оценка — 1371 оценка | Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг | |
18 | Большой террор: переоценка — пользователем 4,11 средняя оценка — 941 оценка | Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг | |
19 | Кровавые земли: Европа между Гитлером и Сталиным — пользователем 4.36 средняя оценка — 9,781 оценка | Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг | |
20 | Жатва печали: советская коллективизация и террор-голод — пользователем 4.17 средняя оценка — 652 оценки | Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг | |
21 | Путешествие в вихрь — пользователем 4,37 средняя оценка — 2976 оценок | Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг | |
22 | Икона и топор: интерпретирующая история русской культуры — пользователем 4,09 средняя оценка — 330 оценок | Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг | |
23 | Большая игра: борьба за империю в Центральной Азии — пользователем 4,31 средний рейтинг — 5904 оценок | Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг | |
24 | Иван Грозный — пользователем 3.88 средний рейтинг — 433 оценки | Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг | |
25 | Писатель на войне: Василий Гроссман с Красной Армией — пользователем 4,15 средняя оценка — 2 809 оценок | Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг | |
26 | Екатерина Великая — пользователем 4,04 средняя оценка — 2515 оценок | Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг | |
27 | Повседневный сталинизм: повседневная жизнь в необычные времена: Советская Россия в 1930-е годы — пользователем 3.93 средний рейтинг — 965 оценок | Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг | |
28 | Романовы: 1613-1918 гг. — пользователем 4,02 средняя оценка — 9,424 оценок | Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг | |
29 | Сталин — пользователем 4,04 средняя оценка — 1511 оценок | Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг | |
30 | Сталин — пользователем |
История России Николая Васильевича Рязановского
РОССИЯ
Россия. Сложная и увлекательная история, богатая культура со множеством противоречий, под влиянием уникальной географии, определяемой обширным пространством красивых, но сложных, а иногда и суровых и неумолимых ландшафтов, «нация», история которой может быть охарактеризована как героическая, жестокая и трагическая. .
Россия. Находясь между Азией и Европой, но с прочными связями с европейской культурой и историей, как неоднократно подчеркивали в истории многие российские лидеры, такие как Петр Великий и Екатерина Великая, а также недавние лидеры, такие как Путин, который заявил в 2000 году: «Россия является частью европейской культуры, и я не могу представить свою страну отрезанной от Европы ».
Россия, чей царский флаг (что также отражено, с изменениями, в нынешнем российском президентском флаге) символически представляет собой самую суть российского ядра: двуглавого орла, использовавшегося в поздней Византийской империи в качестве династический герб императоров Палоиологов подчеркивает важные культурные, религиозные и идеологические связи зарождающегося российского государства с Восточной Римской империей, но также символически представляет двойственность русской души и истории, смотрящую одновременно на восток и запад.
Россия. Страна, которая часто подвергалась предвзятому, ошибочному и идеологически окрашенному отношению со стороны многих комментаторов, особенно западных и особенно американских СМИ во время и после холодной войны. Страна, навязавшая коммунизм странам Восточной Европы грубой силой оружия, но также и страна, чей героизм и огромные жертвы во время Второй мировой войны (более 24 миллионов жертв, по консервативным оценкам) внесли наибольший вклад в это разгром нацистской Германии.Сталинград был поворотным моментом всей войны — и средняя продолжительность жизни русского солдата, приходящего на Сталинградский фронт, составляла 24 часа.
Россия. Страна, которая видела чернобыльскую ядерную катастрофу, но также чьи достижения в области математики, науки и освоения космоса были многочисленными и значительными (фреска в городе-призраке Припяти, Чернобыль, показана ниже):
Это многогранный неуловимая нация, которую трудно понять, с очень сложной историей, результатом которой является народ с культурой, все еще проникнутой уважением к православным религиозным идеалам, но страна, которая также является источником официально бескомпромиссно атеистического советского государства; нация с глубоким уважением к высокой культуре, которая породила прекрасную музыку (я нахожу большую часть произведений Римского-Корсакова, Мусоргского и Бородина просто возвышенными) и удивительную литературу, но также и нацию, потребительство которой в рамках «Нового Русская олигархия достигла уровня грубости, превосходящего даже худшие образцы в западном мире.
Страна с красивой архитектурой, со сказочными церквями, такими как на Кижском погосте (37 метров неописуемой красоты, 22 купола, уходящие в небо, построенные из дерева и без единого гвоздя)
или знаменитые и поразительно красивый собор Василия Блаженного в Москве
, а также прекрасные образцы советской архитектуры:
…. но также, к сожалению, страна со слишком большим количеством примеров огромного воздействия на окружающую среду в результате форсированной индустриализации, исторически ориентированной на продвижение тяжелой промышленности, основанное на экономической модели, до недавнего времени не принимавшей во внимание экологические последствия развития.Тревожный пример — катастрофа на Аральском море:
Эти удивительные (и душераздирающие) 3-минутные кадры с дронов действительно стоит посмотреть: https: //www.youtube.com/watch? V = oNV5S …
Россия это нация с историей страданий и невероятной стойкостью (интересно, какие другие люди на Земле были бы способны продемонстрировать стойкость населения Ленинграда во время легендарной блокады Второй мировой войны) , невероятных подвигов (целые отрасли и промышленность секторов, созданных из ничего в течение нескольких лет, Транссибирской железной дороги) , но также и страны, страдающей от алкоголизма, коррупции и преступности, что даже совсем недавно открыто признало российское руководство.
Страна, в которой множество противоречивых, конфликтующих культурных и идеологических течений сразу после успеха русской революции увидела возникновение атмосферы экспериментирования в литературном, социальном и художественном выражении и освобождения, особенно в отношении массового образования и социальной мобильности. и улучшение положения женщин:
…. а также тот, который стал свидетелем чрезвычайно быстрой, почти чудесной индустриализации с огромными человеческими жертвами, но также стал свидетелем ужасов, геноцидного голода, неизбирательных чисток и культа личности сталинского периода:
Страна, все еще находящаяся в переходном периоде, где, согласно недавним опросам, необходимость стабильности, порядка и силы государства в лице сильного лидера рассматривается как первостепенная; страна, где «демократические формы западного образца» воспринимаются с глубоким подозрением, но также где ограничение свободы слова и печати будет считаться неприемлемым для большинства населения и где демократические выборы считаются необходимыми.
«Амбивалентность» — это, вероятно, термин, который может описать общественное мнение по многим критическим вопросам в отношении будущего развития России. Двойственность также отражена в словах Путина: «у любого, кто не сожалеет о распаде Советского Союза, нет сердца, но у того, кто хочет его восстановить, нет мозга».
Я думаю, что следующий отрывок из поэмы «В мою страну» великого русского поэта XIX века Лермонтова отражает некоторую уникальность и красоту России:
… И все же мне это нравится! Почему, я не могу сказать;
Бескрайние снежные степи такие тихие задумчивые,
В сосновых лесах Преследуют осенние ветры —
Половодье со всех сторон в мае.
На крестьянской телеге я бы с радостью поспешил в ночную тьму,
Сквозь пустыню пустыню и деревню пустынную,
Как гостеприимно светит единственный луч, сверкающий
Мне из каждой бедной избы! Наполненный таким замечательным содержанием,
Запах подгоревшей щетины восхищает. Сваи высокие
Бесшумно стоящие повозки отдыхают каждую ночь,
На далеких холмах я вижу серебряные березы,
Обрамленные золотом плодородные поля, священная картина сияла.
Затем с радостью, которую не разделяет бродяга,
Я вижу, что гумно наполнено и благоухает,
Снова покатые соломенные крыши коттеджей,
Резные оконные панели различных пятен.
(«Русская зима» Владимира Жданова)
КНИГА
Принимая во внимание зачастую поверхностный, плохо информированный и идеологически предвзятый портрет России, заполонивший множество публикаций и комментариев, я немного подошел к чтению этой книги. трепета и очень умеренных ожиданий.
Мне был нужен однотомный всеобъемлющий обзор, университетский учебник, который с академической точки зрения, с нюансами и непредвзятостью помог бы мне улучшить мои познания в увлекательной истории России, особенно в досоветский период.
И я был очень приятно удивлен превосходным качеством этой книги с точки зрения точности, отсутствия предвзятости, уважения к разнообразию источников, академической строгости и удивительного количества деталей для однотомной книги с такой амбициозной и сложной задачей. сфера.
Отсутствие предвзятости и интеллектуальная честность примечательны: например, хотя эта книга не скрывает многих серьезных структурных проблем, преследующих экономику СССР, она никогда не попадает в дешевую антисоветскую и / или антироссийскую пропаганду, а, наоборот, выделяет области где Советский Союз действительно обеспечил подлинные улучшения и хорошие ответы на потребности и ценности людей.
Мне также особенно понравились подробные и округлые портреты лидеров, таких как Ленин, Брежнев и Путин (даже с их серьезными недостатками, все умные и в целом высокоэффективные лидеры (за исключением последних лет брежневского периода)), а не карикатуры на какую-то западную пропаганду.
В целом мне понравилось, что утверждения и факты в этой книге постоянно уточняются, а различные / противоречивые научные мнения и подходы часто подчеркиваются, даже если они явно расходятся с собственными мнениями авторов. Историографические дебаты по основным научным вопросам, связанным с основными событиями русской истории, представлены хорошо и честно (мне особенно понравилась дискуссия, связанная с многочисленными теориями о происхождении Киевской Руси).Я также оценил, что авторы не ограничили книгу чисто политическими событиями, но что были предприняты похвальные усилия, чтобы также представить более социальные, культурные и даже психологические аспекты.
Для учебника с такой безупречной и впечатляющей академической квалификацией эта книга невероятно удобочитаема и доставляет огромное удовольствие — я даже не могу понять, почему некоторые рецензенты сочли эту книгу прочтенной сухо.
Следует также сказать, что, поскольку эта книга представляет собой всего лишь обзор (даже при том, что она насчитывает 700 страниц), она, вероятно, оставит всех читателей, которые имеют предварительное детальное знание российской истории, весьма неудовлетворенными; но я должен также подчеркнуть, что я нашел удивительным, как много информации удалось собрать авторам в одном томе.В конце текста приводится обширный список материалов для чтения, текст часто сопровождается красивыми и актуальными картами, а источники тщательно исследованы и записаны. Генеалогическое древо российских правителей в конце книги также очень помогло мне (версия, которую я читал, — это восьмое издание, опубликованное в 2010 году издательством Oxford University Press).
Единственная проблема заключается в том, что в этой книге, вероятно, следовало уделить больше внимания первым периодам российской истории, чем советскому и постсоветскому периодам, но я полагаю, что это вопрос личных интересов, а не объективный недостаток книги (а информации в любом случае не так много, чтобы уместить ее в одну книгу с таким огромным объемом).
В целом это было очень приятное чтение, замечательная работа, настоятельно рекомендуемая всем, кто интересуется качественным обзором истории России. Заслуженные 5 звезд — это историческое письмо в лучшем виде.
.