Блок 3
Задание 27 (по 4 минуты на задание)
Задание 27 № 72. К какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение международного фестиваля молодежи? Приведите любые два других примера этой тенденции развития межнациональных отношений.
Задание 27 № 516. После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?
Задание 27 № 553. Сикхи в Индии, тамилы в Шри-Ланке, баски в Испании выступают за создание собственных государств, и межнациональный конфликт в этих странах вылился в многолетнее кровавое вооруженное противостояние. Что явилось причиной межнациональных конфликтов в этих странах? Назовите любые две иные причины межнациональных конфликтов.
Задание 27 № 1330. В одной из североафриканских стран начался вооруженный конфликт между властью и оппозицией. Многие мирные жители из опасения за свою жизнь покинули свои дома и начали покидать страну, пополняя лагеря беженцев в соседних странах, стараясь добраться до Европы, найти работу по специальности.
Какое социальное явление представляет данный пример? Приведите конкретное название социального явления, описанного в задаче.
Задание 27 № 1922. В любом современном обществе существуют богатые и бедные, различающиеся уровнем дохода и властью в обществе. Какое социальное явление иллюстрируют указанные различия? На основе обществоведческих знаний укажите любые три социальных фактора, которые эти различия определяют.
Задание 27 № 3663. Английский социолог Энтони Гидденс это явление определяет как процесс обучения и воспитания, в ходе которого беспомощный младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился. Назовите социальное явление, смысл которого раскрыл Э. Гидденс. Укажите любые два субъекта, оказывающих наибольшее влияние на этот процесс и влияние одного из них проиллюстрируйте примером.
Задание 27 № 4370. В семье Н. нет чёткого разделения домашних обязанностей на мужские и женские. Если муж приходит домой раньше жены, то он готовит ужин, кормит детей, укладывает их спать. Каждый вечер все члены семьи собираются вместе, рассказывают о событиях дня, обсуждают возникшие проблемы. К какому типу можно отнести семью Н.? Укажите два признака, по которым Вы это определили, и назовите любой признак семьи этого типа, не указанный в условии задания.
(На выполнение заданий Блока 3 дается 30 минут)
Блок 2
Задание 26 (по 3 минуты на задание)
Задание 1 № 219. Приведите любые три примера воздействия различных социальных институтов на процесс социализации личности.
Задание 2 № 478. Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте примером каждую из них.
Задание 3 № 811. Покажите с помощью трех примеров многообразие критериев выделения социальных групп. В каждом случае укажите критерий и приведите к нему конкретный пример.
Задание 4 № 1144. По мнению учёных, семья наряду с другими функциями выполняет функцию поддержки физического здоровья родителей и детей. Назовите и проиллюстрируйте примерами три проявления этой функции.
Задание 5 № 1292. С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае.
Задание 6 № 2291. Сформулируйте три возможных позитивных последствия конфликтной политической ситуации и приведите соответствующие примеры.
Задание 7 № 3370. Общество не может существовать и развиваться без социального контроля. Укажите две любые функции социального контроля, каждую из которых проиллюстрировав примером.
Задание 8 № 3775. Назовите любые три «лифта» вертикальной социальной мобильности и проиллюстрируйте примером каждый из них.
Задание 9 № 3997. Назовите три признака, определяющие этническую принадлежность индивида, и проиллюстрируйте каждый из них примером.
Задание 10 № 4219. Назовите любые три основания социальной стратификации и проиллюстрируйте примером каждое из них.
(На выполнение заданий Блока 2 дается 35 минут)
Блок 4
Задание 28 (5 минут на задание)
Задание 28 № 406. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Семья в современном обществе». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Задание 28 № 961. Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Нации и межнациональные отношения в современном мире». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Задание 28 № 1479. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальная мобильность». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Задание 28 № 1886. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальная группа». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Задание 28 № 1923. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальный контроль». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Задание 28 № 4295. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социализация индивида». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Блок 1.
Задание 25 (по 3 минуты на задание)
Задание 1 № 181. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о структуре социального контроля, и одно предложение, раскрывающее любую функцию социального контроля.
Задание 2 № 736. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация личности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социализации личности.
Задание 3 № 773. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная роль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной роли.
Задание 4 № 1069. Назовите три общественных института, способствующих социализации личности.
Задание 5 № 1180. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная стратификация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях социальной стратификации, и одно предложение, раскрывающее сущность одного из этих критериев.
Задание 6 № 1920. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной группе.
Задание 7 № 2179. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «национальная политика»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о национальной политике.
Задание 8 № 3848. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный конфликт»? Составьте два предложения, содержащие информацию о социальном конфликте.
Задание 9 № 4181. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальное неравенство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальном неравенстве.
Задание 10 № 5170. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «вертикальная социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о каналах социальной мобильности, и одно предложение, раскрывающее действие любого из каналов социальной мобильности.
Задание 11 № 5318. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальные нормы»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о способах регулирования поведения людей социальными нормами, и одно предложение о видах социальных норм.
Задание 12 № 5324. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социальной мобильности, и одно предложение, раскрывающее сущность любого из видов социальной мобильности.
(на выполнение заданий Блока 1 дается 36 минут)
Здравствуй, ученик.
Ты вел себя очень плохо в эти несколько месяцев,
ничего не учил и мучил бедного учителя.
Пришло время ответить за свои проступки и сыграть со мной в игру. Посмотрим, сможешь ли ты за 100 минут решить 3 блока и взять бонус блок 4? Что ты кинешь на чашу знаний?
Игра началась!
infourok.ru
Контрольная работа «Социальные отношения»
Способ связи и взаимодействия индивидов, занимающих определенные социальные позиции….называется
а) социальная структура б) социальная группа в) социальная стратификация
Совокупность людей, имеющий общий социальный признак……называется
а) социальная структура б) социальная группа в) социальная стратификация
Рассмотрение общества по вертикали называется
а) социальная структура б) социальная группа в) социальная стратификация
Образ жизни и действий большого количества людей, называется
а) социальные движения б) коллективное поведение в) социальное поведение
Исторически возникший вид устойчивой социальной общности людей, представленный племенем, народностью, нацией, называется
а) народность б) род в) этнос
К историческим типам этноса относятся
а) народность, род, нация, племя б) род, нация, племя в) нация, народность, племя
Геноцид – это
а) поглощение одного народа другим б) политика уничтожения в) угнетение
Группа связанных отношение брака и родства людей, которая обеспечивает воспитание детей, называется
а) семья б) брак в)развод
Какой закон вступил в силу 1 марта 1996 г.
а) гражданский кодекс б) судебный кодекс в) семейный кодекс
Социально-демографическая группа общества, выделяемая на основе совокупности особенностей социального положения…, называется
а) молодежь б) пожилой возраст в)зрелость
Возраст молодежи принято считать
а) 14-25 лет б) 16-30 лет в) 18-32 года
Уберите лишнее слово:
А) К малым группам относятся: первичная, вторичная, рефератная, номинальная.
Б) Существуют основные виды мобильности: внутрипоколенная, вертикальная, межпоколенная.
В) Выделяют виды толпы: случайная, экспрессивная, конвенциональная, социальная, действующая.
Заполните пропуски текста
А) Большие группы могут быть двух видов: …….. и номинальные
Б) В зависимости от сферы, в которой протекает конфликт, различают конфликты: политические, …… социальные, религиозные, культурные, этнические.
В) По составу семьи бывают: расширенные и …
Установите соответствие:
А)мужчина 1)прирожденный статус
Б)высшее образование 2)приобретенный статус
В)25 летГ)инженер
Д)женат
Заполните таблицу:
Исторические типы стратификации | Характерные черты |
Касты | |
Рабство | |
Сословия | |
Классы |
Составьте схему, используя следующие понятия:
Род, племя, этнос, народность, нация, национальность.
Верны ли следующие суждения о социальной группе?
А.Социальная группа - это объединение людей, имеющих общие социально значимые признаки.
Б.Отношения в любой социальной группе обязательно регулируются официальными документами.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны.
Прочитайте ситуация и ответьте на вопрос:
Шестнадцатилетний Андрей женился, но через полтора года развелся с женой. Еще через месяц решил продать свою квартиру, которую ему на свадьбу подарили родители. Однако нотариус отказал ему в оформлении купли-продажи на том основании, что он несовершеннолетний и, следовательно, не полностью дееспособен. Правомерен ли отказ нотариуса?
Прочитайте ситуация и ответьте на вопрос:
Пенсионер, инвалид 2 группы, проживающий во Владимире, обратился в московский Тверской межмуниципальный суд о взыскании с его сына, проживающего в столице, денег на свое содержание. Сын во время судебного заседания предоставил доказательства того, что отец бросил семью, когда сыну было 3 года; о ребенке не заботился, не платил алименты. Как называется заявление, с которым пенсионер обратился в суд? Правильно ли пенсионер выбрал суд? В чью пользу должен суд вынести решение?
Прочитайте ситуацию и ответьте на вопрос:
Брак между Ивановым и Сидоровой признан недействительным на том основании, что Иванов скрыл следующий факт: на момент регистрации брака он уже состоял в другом законном браке. Однако Иванов и Сидорова имели общего ребенка. Будет ли этот ребенок получать алименты на свое содержание от отца?
kopilkaurokov.ru
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
№ 4
Благодарненского района Ставропольского края
Контрольная работа по обществознанию
в 11классепо теме «Социальные отношения»
подготовила
учитель истории и обществознания
Лысенко Любовь Фёдоровна
С. Сотниковское
2013
1.Вариант.
А.1.Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?
А.Социальные роли человека определяются его социальным статусом.
Б.Принятие социальной роли носит личностную окраску.
1) верно только А. 2) верно только Б.
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.
А.2. В обществоведении под социальной стратификацией понимают
1)наличие в обществе различных сфер
2)разделение общества на общности и группы
3)социальную поддержку малообеспеченных групп населения
4)повышение социального статуса
А.3.В стране Х крестьяне и городская беднота ограничены в доступе к качественному образованию и здравоохранению. В данном случае отражается
1)социальная мобильность
2)социальное неравенство
3)социальная структура
4)социальный контроль
А.4.Верны ли следующие суждения о социальной группе?
А.Социальная группа - это объединение людей, имеющих общие социально значимые признаки.
Б.Отношения в любой социальной группе обязательно регулируются официальными документами.
1)верно только А 2)верно только Б
3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны.
А.5.По какому признаку выделены такие общности, как католики, православные и протестанты?
1)территориальному 2)этническому
3)социально-классовому 4)конфессиональному
А6.Светлана уехала из одного города в другой. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что перемещение Светланы является миграцией?
1)она уехала в командировку
2)она поменяла место жительства
3)города находятся далеко друг от друга
4)города расположены в разных странах
А.7.Какой признак лежит в основе объединения людей в такую социальную общность, как парижане?
1)социально-классовый 2)этносоциальный
3)демографический 4)территориальный
А.8.Кастовый строй является разновидностью
1)политического режима 2)государственного устройства
3)социальной стратификации 4)экономической системы
А.9.В 20-30-е годы прошлого века значительная часть населения СССР изменила свой социальный статус. Так многие крестьяне стали рабочими, представители знати утратили свои привилегии. Эти факты отражают процесс
1)социальной мобильности 2)экономической дифференциации
3)политической стабилизации 4)социальной стратификации
А.10.Данный статус передается по наследству. Его обладатель наделен привилегиями. Это статус
1)чиновника 2)аристократа 3)финансиста 4)предпринимателя
Часть 2.
В.1.Прочитайте текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1)В современном обществе нередко возникают ситуации, когда человек сознательно участвует в различных культурных традициях.(2)Очевидно, они связаны с миграциями населения, модернизацией.(3)Последствием может стать психологическая расщепленность, формирование «расколотого» типа личности.
(4)Социологи называют положение такой личности маргинальным.
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.
1 2 3 4
В.2 Прочитайте текст. Выберите слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой_________(1).Это явление получило название социальной___________(2).Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют__________(3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т.е.____________(4).__________ (5)мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера в современном и т.п.Каналами мобильности выступают социальные ___________(6): семья, школа, собственность,
армия и т.п.».
А) миграция
Б)мобильность
В)горизонтальная
Г)институт
Д)статус
Е)вертикальная
Ж)группа
З)стратификация
И)маргинализация
Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
1 2 3 4 5 6
Часть 3
С.8 Составьте развернутый план по теме «Социальная мобильность».
С.9.4.Социология. Написать эссе «Неравенство - такой же хороший закон природы, как и всякий другой».
Вариант № 2.
А.1.К социальной сфере жизни общества относится институт
1)религии 2)науки 3)семьи 4)производства
А2.Выражением социальной стратификации является
1)различие типов экономических систем
2)разнообразие культурных традиций
3)сословное деление общества
4)идейный плюрализм
А3.К высшему классу в экономически развитых странах относятся
1)собственники крупных предприятий
2)инженерно-технические работники
3)профессура высших учебных заведений
4)сотрудники научных учреждений
А4.Социальная сфера жизни общества включает институт
1)государства 2)производства 3)науки 4)семьи
А5.Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А.Одним из проявлений вертикальной мобильности служит миграция населения.
Б.Брак, заключённый между представителями одной социальной страты, не является проявлением горизонтальной мобильности.
1)верно только А. 2)верно только Б.
3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
А6. В экономически развитых странах большую часть населения составляют
1)маргиналы 2)средний класс
3),,синие воротнички,, 4)пролетариат
А7. Классовый тип социальной стратификации
1)присущ европейскому средневековому обществу
2)характерен для древневосточной цивилизации
3)носит универсальный характер
4)свойственен индустриальному обществу
А8.Сословное деление общества отражает
1)вид государственного устройства
2)тип социальной стратификации
3)характер экономических связей
4)особенность политической системы
А 9.Доход, богатство, образование, престиж в своей совокупности являются
1)показателями общественного прогресса
2)проявлениями социальной мобильности
3)критериями социальной стратификации
4)мерилом общественного богатства
А10.После окончания института К.устроился на работу программистом в одну из частных фирм. Вскоре он сумел получить такую же работу на предприятии, расположенном ближе к дому. Эту ситуацию можно рассматривать как пример
1)социальной стратификации
2)горизонтальной социальной мобильности
3)профессиональной дифференциации
4)вертикальной социальной мобильности
Часть 2
В1.Установите соответствие:
СТАТУСНЫЕ ВИДЫ СТАТУСОВ
ХАРАКТЕРИСТИКИ 1)прирожденный статус
А)мужчина 2)приобретенный статус
Б)высшее образование
В)25 лет
Г)инженер
Д)женат
Запишите в таблицу выбранные цифры
А__________Б__________В__________Г____________Д
В 2.Вставьте пропущенные слова в текст
«Семья - это основанная на_________(1)и /или кровном родстве малая____________
(2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимным__________(3) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный ___________(4),т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть жизни людей и первичная__________(5)детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к __________(6) и лицам пожилого возраста».
А)дети Е)институт
Б)брак Ж)отношения
В)социализация З)группа
Г)коллектив И)любовь
Д)обязанности К)уважение
Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
1_________2__________3_________4________5__________6
Часть 3
С.8.Составьте развернутый план по теме «Социальная стратификация общества».
С.9.4.Социология. Написать эссе «Маргинальность - это результат конфликта с общественными нормами». (А. Фаржд).
Список использованной литературы:
Учебник «Обществознание», под ред. А.И. Кравченко. М.: Русское слово, 2009.
Учебник «Обществознание», под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2011.
Лабезникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И., Королькова Е.С. ЕГЭ. 2011. Типовые тестовые задания. М.: Экзамен, 2011.
Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание. Полный справочник. М.:Астрель, 2012.
Половникова А.В. Обществознание: задания с развернутым ответом: Часть С. М.: АСТ. 2011.
ЕГЭ – 2013. Обществознание. Тематические и типовые экзаменационные варианты. Под ред. Е.Л. Рутковской. 30 вариантов. М., 2013.
globuss24.ru
Тест по обществознанию Социальная структура и социальные отношения для учащихся 11 класса с ответами. Тест состоит из 3 частей. В части 1 — 15 заданий, в части 2 — 5 заданий, в части 3 — 1 задание (эссе на оду из тем).
Часть 1
1. Разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение
1) социальная стратификация2) социальная дифференциация3) классообразование4) социальная мобильность
2. Большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения той доли общественного богатства, которой они располагают, называются
1) стратами2) классами3) маргиналами4) люмпенами
3. Сторонниками распределительной теории, выделявшей три основных класса, были
1) Дидро, Вольтер2) И. Гете, Гегель3) А. Смит, Ф. Гизо4) К. Маркс, Ф. Энгельс
4. Переход людей из одних общественных групп в другие называется
1) социальной стратификацией2) социальной дифференциацией3) социальной мобильностью4) социальной нестабильностью
5. По мнению П. Сорокина, перемещению людей из одной группы в другую способствует
1) армия2) церковь3) школа4) все вышеперечисленное
6. Деклассированные, опустившиеся люди
1) люмпены2) маргиналы3) консерваторы4) безработные
7. Пограничное, переходное, структурно неопределенное социальное состояние субъекта называется
1) люмпенизацией2) стратификацией3) маргинальностью4) социализацией
8. Распределение общественных групп в иерархически упорядоченном ранге называется
1) люмпенизацией2) стратификацией3) маргинальностью4) социализацией
9. Семейный кодекс РФ устанавливает брачный возраст с
1) 15 лет2) 16 лет3) 18 лет4) 20 лет
10. К личным неимущественным правам супругов не относится
1) право выбора рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства2) право на осуществление материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи3) право выбора фамилии4) заключение брачного договора
11. Выберите неверное высказывание.
1) ребенок не имеет права собственности на имущество родителей2) родители не имеют права собственности на имущество ребенка3) дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию4) ребенок не имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи
12. К основным признакам принадлежности к среднему классу не относится
1) наличие собственности в виде накопленного имущества или существующего как источник дохода2) низкий уровень образования3) доход, размер которого колеблется вокруг среднего уровня по стране4) профессиональная деятельность, имеющая достаточный престиж в обществе
13. Вопросы социальной стратификации не входили в круг интересов
1) П. Сорокина2) Т. Парсонса3) А. Тойнби4) О. Шпенглера
14. Стабилизирующей частью современного демократического общества считает(ют)ся
1) государственные служащие2) высший класс3) средний класс4) низший класс
15. Лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений, называется
1) беженцем2) маргиналом3) вынужденным переселенцем4) люмпеном
Часть 2
1. Относительно устойчивые совокупности людей, имеющие общие интересы, нормы поведения, ценности, которые складываются в процессе исторического развития, называются __________ __________.
2. Лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство, называются __________.
3. К фиксированным социальным общностям относятся
1) работники правоохранительных органов2) безработные3) беженцы4) территориальные, поселенческие общности (сельские и городские сообщества)5) фанаты ЦСКА
4. Расположите уровни вертикальной стратификации в порядке убывания:
1) мелкая буржуазия2) технические специалисты среднего уровня3) высший слой профессионалов, администраторов4) техники — рабочие, осуществляющие руководящие функции5) неквалифицированные рабочие6) квалифицированные рабочие7) коммерческий класс
5. Вставьте пропущенное понятие в высказывание:
«А. Тойнби подчеркивал, что современная западная цивилизация — это прежде всего цивилизация __________ класса, и западное общество стало современным лишь после того, как ему удалось создать многочисленный и компетентный __________ класс».
Часть 3 (темы для эссе)
1. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л.Н. Толстой).
2. «Всякая социальная доктрина, пытающаяся разрушить семью, негодна и неприменима. Семья — это кристалл общества» (В. Гюго).
3. «Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать им законы и суды» (О. Мирабо).
Ответы на тест по обществознанию Социальная структура и социальные отношенияЧасть 11-2, 2-2, 3-3, 4-3, 5-4, 6-1, 7-3, 8-2, 9-3, 10-4, 11-4, 12-2, 13-4, 14-3, 15-1Часть 21. социальной группой2. семьей3. 12344. 32714655. среднего, средний
testschool.ru
Тема: «Социальная структура, социальные отношения».
Часть1 . Задания уровня А. 1 вариант
А 1. Элементом социальной структуры общества является
1) сословие 2) партия 3) предприятие 4) армия
А 2. К малой социальной группе можно отнести
1) верующих России
2) людей либеральных взглядов
3) женщин Москвы
4) бригаду рабочих
А 3. Социальная группа, члены которой обладают правами и обязанностями, передающимися по наследству
1) нация 2) сословие 3) класс 4) номенклатура
А 4. Дети, молодежь, мужчины — это социальные общности, выделяемые по
1) территориальному признаку
2) этническому признаку
3) демографическому признаку
4) профессиональному признаку
А 5. Отношение к собственности, величина доходов, фактор пользования властью — это признаки
1) этноса 2) нации 3) расы 4) класса
А 6. К социальным группам, выделяемым по поселенческому (территориальному) признаку, относится (-ятся)
1) народность 2) нация 3) горожане 4) класс
А 7. Социальный статус — это
1) поведение, ожидаемое от индивида
2) положение человека в обществе
3) форма поощрения индивидов
4) форма осуществления социальных функций
А 8. Что из перечисленного относится к предписанному статусу?
1) национальная принадлежность
2) уровень образования
3) уровень доходов
4) род занятий
А 9. Какой статус личности характеризуется национальной принадлежностью, социальным происхождением?
1) правовой статус личности
2) политический статус личности
3) предписанный социальный статус личности
4) достижимый социальный статус личности
А 10. Экономическая дифференциация проявляется в
1) сращивание политической власти и крупного капитала
2) выделении богатых, бедных и средних слоев общества
3) появлении у отдельных групп новых источников дохода.
4) создании новых производств
А 11. Тот факт, что представители разных социальных слоев получают неодинаковые доходы, отражает дифференциацию
1) экономическую 2) политическую 3) профессиональную 4) демографическую
А 12. Социальные условия, при которых у людей различный доступ к социальными благам, называются
1) социальной мобильностью 2) социальным статусом
3) социальным неравенством 4) социальными отношениями
А 13. Одно из проявлений социального неравенства — различие в
1) доходах 2) способностях 3) темпераменте 4) духовных запросах
А 14. Восходящей вертикальной социальной мобильности относится
1) повышение по службе
2) занятие предпринимательской деятельностью
3) понижение по службе
4) выход на пенсию
А 15. Среди богатых людей Древнего Рима (II—I вв. до н.э.) часто встречались бывшие рабы. Это пример проявления
1) горизонтальной социальной мобильности
2) вертикальной социальной мобильности
3) социальной стратификации
4) социальной адаптации
А 16. Верны ли следующие суждения о самоконтроле?
А. Методы внешнего контроля, используемые слишком часто, могут тормозить развитие самоконтроля.
Б. Совесть является одним из механизмов самоконтроля.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А, и Б 4) оба суждения неверны
Часть В
В1
Критерии социальной дифференциации…… |
Культурные ценности
Уровень доходов
Уровень образования
Вид деятельности
В2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «социальная норма». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию.
Социальный контроль, санкция, отклоняющееся поведение, социальная структура, самоконтроль.
В 3. Установите соответствие
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ: КРИТЕРИИ:
1) мужчины А) демографический
2) племена Б) этнический
3) народности4) дети
В4. Установите соответствие между видом статуса и отдельным социальным статусом
ОТДЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВИДЫ
СТАТУСЫ ЛИЧНОСТИ СТАТУСОВ
1) маргинал А) приобретенный
2) белорус Б) предписанный
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
А | Б | А | Б | Б | Б |
4) мужчина
5) 16-летний человек
6) брат
В 5. Установите соответствие между подсистемами общества и социальными ситуациями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ ПОДСИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА А) организация предпраздничной торговли 1) экономическая
Б) проведение референдума 2) политическая
В) принятие закона об общественных организациях 3) духовная
Г) написание приключенческого романа
А | Б | В | Г | Д | Е |
1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 3 |
Е) проведение научного исследования
В 6. Найдите в приведенном ниже списке признаки социального статуса и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) профессия
2) пол
3) цвет глаз
4) следование требованиям моды
5) уважение к родителям
6) семейное положение
В 7. Найдите в приведенном ниже списке то, что относится к социальным нормам регулирования и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) экономические
2) правовые
3) религиозные
4) моральные
5) биологические
В 8. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1)В социологическом опросе приняли участие 2000 домохозяек моложе 45 лет. (2)Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (3) Каждая третья опрошенная полагала, что ранние браки зачастую заканчиваются разводом. (4)На наш взгляд, такие браки обостряют кризис семейных ценностей.
Определите, какие положения текста носятА) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
В 9. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Наличие существенных психологических_______ (1) между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызывает сомнений. Однако эмпирические данные на этот счет, несмотря на огромное число _______ (2), недостаточны и часто противоречивы. На восприятие полов существенно влияют распространенные ________(3). Женщины в представлениях мужчин, а нередко и самих женщин, должны в первую очередь успешно исполнять традиционно приписываемую им _______ (4) «домашней хозяйки», «хранительницы домашнего очага» и т. п. Мужчинам же следует заниматься профессиональным трудом, который гарантирует им высокий социальный _________(5) и позволяет обеспечивать уровень и качество жизни их семей. На деле же полоролевое разделение ________ (6) потеряло былую жесткость, взаимоотношения мужчин и женщин в семье и на производстве стали в принципе равными».
Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск.
А) исследование Г) общение Ж) роль
Б) различие Д) учение 3) статус
В) труд Е) стереотип И) группа
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Б | А | Е | Ж | З | В |
Тема: «Социальная структура, социальные отношения».
Часть1 . Задания уровня А. 2 вариант
А 1. Преподаватель становится старшим преподавателем, старший преподаватель — доцентом, доцент — профессором. Это пример
1) социальной стратификации
2) социальной адаптации
3) социальной мобильности
4) социализации
А 2. Почти треть президентов США — выходцы из бедных или средних семей. Этот
пример - проявление
1) горизонтальной социальной мобильности
2) вертикальной социальной мобильности
3) социальной стратификации
4) социальной адаптации
А 3. Социальные нормы, отражающие представления людей о добре и зле, называются -
1) обычаями 2) моральными нормами 3) эстетическими нормами 4) традициями
А 4. Чем отличаются нравственные нормы от правовых?
1) нравственные нормы возникли позже правовых норм
2) правовые нормы не существуют в писаной форме
3) нравственные нормы отражают представления о добре и зле
4) нравственные нормы устанавливаются и поддерживаются государством
А 5. Обычаи и традиции
1) закрепляют привычные образцы поведения
2) обеспечиваются силой государственного принуждения
3) имеют формальный характер
4) закрепляют представление о прекрасном и безобразном поведении людей
А 6. Установленные в обществе правила, образцы ожидаемого поведения людей называются
1) социальным статусом
2) социальной мобильностью
3) социальной нормой
4) социальным порядком
А 7. Эстетические нормы
1) закрепляются в государственном законодательстве
2) обеспечиваются силой государственного принуждения
3) основаны на вере в сверхъестественные силы
4) закрепляют представление о прекрасном и безобразном
А 8. Силой государства обеспечиваются нормы
1) моральные 2) правовые 3) эстетические 4) религиозные
А 9. Вера в сверхъестественные силы — основа
1) этических норм 2) религиозных норм 3) моральных норм 4) эстетических норм
А 10. Верны ли следующие суждения?
А. В социальных нормах люди видят эталоны, модели, стандарты должного поведения.
Б. Эстетические нормы находят отражение в законах, международных договорах,
политических принципах, моральных нормах.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А, и Б 4) оба суждения неверны
А 11. Отклоняющееся поведение всегда нарушает
1) правовые нормы 2) моральные нормы 3) социальные нормы 4) обычаи и традиции
А 12. Что из перечисленного можно считать проявлением отклоняющегося поведения?
1) следование моде 2) конформизм 3) преступление 4) коллекционирование марок
А 13. Отклоняющееся поведение всегда
1) наносит ущерб обществу
2) причиняет вред личности
3) нарушает нормы права
4) не соответствует социальным нормам
А 14. Верны ли следующие суждения о сущности социального контроля?
А. Социальный контроль — это особый механизм поддержания общественного порядка. Б. Нормы и санкции — это элементы социального контроля
1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А, и Б 4) оба суждения неверны
А 15. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью, — это
1) род 2) сословие 3) семья 4) элита
А 16. Преподаватель становится старшим преподавателем, старший преподаватель — доцентом, доцент — профессором. Это пример
1) социальной стратификации
2) социальной адаптации
3) социальной мобильности
4) социализации
Часть В
В 1. Ниже приведён перечень социальных групп. Все они, за исключением одной, образованы по конфессиональному признаку. Найдите и укажите социальную группу, «выпадающую» из этого ряда и образованную по другому признаку.
Православные, мусульмане, протестанты, консерваторы, католики.
В 2. Установите соответствие между критерием социального статуса и его видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
КРИТЕРИИ СТАТУСА ВИДЫ СТАТУСА
1) национальность А) достигаемый
2) профессия Б) предписанный
3) пол
4) образование5) социальное происхождение
В 3. Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
СОЦИАЛЬНЫЕ ФОРМЫ
ФАКТЫ КУЛЬТУРЫ
1) премьера телесериала А) массовая
2) конкурс фольклорных коллективов Б) народная
3) празднование дня Ивана Купалы
4) скандал с участием поп-звезды
5) переиздание детектива-бестселлераВ 4. Установите соответствие между главными социальными институтами и сферами жизни общества
ГЛАВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ
ИНСТИТУТЫ ОБЩЕСТВА
А) государство 1) экономика
Б) религия 2) политика
В) образование 3) духовная культура
Г) производство 4) социальные отношения
Д) семья
В 5. Найдите в приведенном ниже списке то, что относится к явлению «субкультура» и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) принадлежность к определенной социальной группе
2) совокупность норм и ценностей преступного слоя общества
3) неизменность ценностных ориентаций её носителя на протяжении всей жизни
4) связь с традиционной национальной культурой
5) адресованность самым различным слоям населения
В 6. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного относятся к понятию «социальный институт». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию.
Религия, государство, образование, абитуриенты, семья. производство.
В 7. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1)В исследовании приняли участие 1503 юноши и девушки старше 18 лет. (2)Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (3)Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (4)На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.
Определите, какие положения текста носят
А) | фактический характер |
Б) | характер оценочных суждений |
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
В 8. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов,
«В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной _______ (1) (т.е. сохранению сплоченности в обществе). Во-вторых, служат своеобразными ________ (2) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных ________ (3). В-третьих, способствуют _______ (4)
за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают________ (5) общества. По характеру регулирования социального поведения различают нормы – ожидания и нормы-________ (6) ...Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных _______ (7), например, уголовных или административных».
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставит на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов. Выбирайте последовательно одно слово, за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.
А) санкция Г) идеал Ж) правило К) развитие
Б) группы Д) контроль З) управление
В) интеграция Е) эталон И) стабильность
Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
В | Е | Б | Д | И | Ж | А |
kopilkaurokov.ru
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
№ 4
Благодарненского района Ставропольского края
Контрольная работа по обществознанию
в 11классепо теме «Социальные отношения»
подготовила
учитель истории и обществознания
Лысенко Любовь Фёдоровна
С. Сотниковское
2013
1.Вариант.
А.1.Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?
А.Социальные роли человека определяются его социальным статусом.
Б.Принятие социальной роли носит личностную окраску.
1) верно только А. 2) верно только Б.
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.
А.2. В обществоведении под социальной стратификацией понимают
1)наличие в обществе различных сфер
2)разделение общества на общности и группы
3)социальную поддержку малообеспеченных групп населения
4)повышение социального статуса
А.3.В стране Х крестьяне и городская беднота ограничены в доступе к качественному образованию и здравоохранению. В данном случае отражается
1)социальная мобильность
2)социальное неравенство
3)социальная структура
4)социальный контроль
А.4.Верны ли следующие суждения о социальной группе?
А.Социальная группа — это объединение людей, имеющих общие социально значимые признаки.
Б.Отношения в любой социальной группе обязательно регулируются официальными документами.
1)верно только А 2)верно только Б
3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны.
А.5.По какому признаку выделены такие общности, как католики, православные и протестанты?
1)территориальному 2)этническому
3)социально-классовому 4)конфессиональному
А6.Светлана уехала из одного города в другой. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что перемещение Светланы является миграцией?
1)она уехала в командировку
2)она поменяла место жительства
3)города находятся далеко друг от друга
4)города расположены в разных странах
А.7.Какой признак лежит в основе объединения людей в такую социальную общность, как парижане?
1)социально-классовый 2)этносоциальный
3)демографический 4)территориальный
А.8.Кастовый строй является разновидностью
1)политического режима 2)государственного устройства
3)социальной стратификации 4)экономической системы
А.9.В 20-30-е годы прошлого века значительная часть населения СССР изменила свой социальный статус. Так многие крестьяне стали рабочими, представители знати утратили свои привилегии. Эти факты отражают процесс
1)социальной мобильности 2)экономической дифференциации
3)политической стабилизации 4)социальной стратификации
А.10.Данный статус передается по наследству. Его обладатель наделен привилегиями. Это статус
1)чиновника 2)аристократа 3)финансиста 4)предпринимателя
Часть 2.
В.1.Прочитайте текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1)В современном обществе нередко возникают ситуации, когда человек сознательно участвует в различных культурных традициях.(2)Очевидно, они связаны с миграциями населения, модернизацией.(3)Последствием может стать психологическая расщепленность, формирование «расколотого» типа личности.
(4)Социологи называют положение такой личности маргинальным.
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.
1 2 3 4
В.2 Прочитайте текст. Выберите слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой_________(1).Это явление получило название социальной___________(2).Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют__________(3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т.е.____________(4).__________ (5)мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера в современном и т.п.Каналами мобильности выступают социальные ___________(6): семья, школа, собственность,
армия и т.п.».
А) миграция
Б)мобильность
В)горизонтальная
Г)институт
Д)статус
Е)вертикальная
Ж)группа
З)стратификация
И)маргинализация
Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
1 2 3 4 5 6
Часть 3
С.8 Составьте развернутый план по теме «Социальная мобильность».
С.9.4.Социология. Написать эссе «Неравенство — такой же хороший закон природы, как и всякий другой».
Вариант № 2.
А.1.К социальной сфере жизни общества относится институт
1)религии 2)науки 3)семьи 4)производства
А2.Выражением социальной стратификации является
1)различие типов экономических систем
2)разнообразие культурных традиций
3)сословное деление общества
4)идейный плюрализм
А3.К высшему классу в экономически развитых странах относятся
1)собственники крупных предприятий
2)инженерно-технические работники
3)профессура высших учебных заведений
4)сотрудники научных учреждений
А4.Социальная сфера жизни общества включает институт
1)государства 2)производства 3)науки 4)семьи
А5.Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А.Одним из проявлений вертикальной мобильности служит миграция населения.
Б.Брак, заключённый между представителями одной социальной страты, не является проявлением горизонтальной мобильности.
1)верно только А. 2)верно только Б.
3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
А6. В экономически развитых странах большую часть населения составляют
1)маргиналы 2)средний класс
3),,синие воротнички,, 4)пролетариат
А7. Классовый тип социальной стратификации
1)присущ европейскому средневековому обществу
2)характерен для древневосточной цивилизации
3)носит универсальный характер
4)свойственен индустриальному обществу
А8.Сословное деление общества отражает
1)вид государственного устройства
2)тип социальной стратификации
3)характер экономических связей
4)особенность политической системы
А 9.Доход, богатство, образование, престиж в своей совокупности являются
1)показателями общественного прогресса
2)проявлениями социальной мобильности
3)критериями социальной стратификации
4)мерилом общественного богатства
А10.После окончания института К.устроился на работу программистом в одну из частных фирм. Вскоре он сумел получить такую же работу на предприятии, расположенном ближе к дому. Эту ситуацию можно рассматривать как пример
1)социальной стратификации
2)горизонтальной социальной мобильности
3)профессиональной дифференциации
4)вертикальной социальной мобильности
Часть 2
В1.Установите соответствие:
СТАТУСНЫЕ ВИДЫ СТАТУСОВ
ХАРАКТЕРИСТИКИ 1)прирожденный статус
А)мужчина 2)приобретенный статус
Б)высшее образование
В)25 лет
Г)инженер
Д)женат
Запишите в таблицу выбранные цифры
А__________Б__________В__________Г____________Д
В 2.Вставьте пропущенные слова в текст
«Семья — это основанная на_________(1)и /или кровном родстве малая____________
(2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимным__________(3) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный ___________(4),т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть жизни людей и первичная__________(5)детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к __________(6) и лицам пожилого возраста».
А)дети Е)институт
Б)брак Ж)отношения
В)социализация З)группа
Г)коллектив И)любовь
Д)обязанности К)уважение
Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
1_________2__________3_________4________5__________6
Часть 3
С.8.Составьте развернутый план по теме «Социальная стратификация общества».
С.9.4.Социология. Написать эссе «Маргинальность — это результат конфликта с общественными нормами». (А. Фаржд).
Список использованной литературы:
Учебник «Обществознание», под ред. А.И. Кравченко. М.: Русское слово, 2009.
Учебник «Обществознание», под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2011.
Лабезникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И., Королькова Е.С. ЕГЭ. 2011. Типовые тестовые задания. М.: Экзамен, 2011.
Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание. Полный справочник. М.:Астрель, 2012.
Половникова А.В. Обществознание: задания с развернутым ответом: Часть С. М.: АСТ. 2011.
ЕГЭ – 2013. Обществознание. Тематические и типовые экзаменационные варианты. Под ред. Е.Л. Рутковской. 30 вариантов. М., 2013.
www.alllessons.ru
Здесь Вы можете скачать Контрольная работа по обществознанию по теме «Социальные отношения» 11 класс для предмета : Обществознание. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
№ 4
Благодарненского района Ставропольского края
Контрольная работа по обществознанию
в 11классепо теме «Социальные отношения»
подготовила
учитель истории и обществознания
Лысенко Любовь Фёдоровна
С. Сотниковское
2013
1.Вариант.
А.1.Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?
А.Социальные роли человека определяются его социальным статусом.
Б.Принятие социальной роли носит личностную окраску.
1) верно только А. 2) верно только Б.
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.
А.2. В обществоведении под социальной стратификацией понимают
1)наличие в обществе различных сфер
2)разделение общества на общности и группы
3)социальную поддержку малообеспеченных групп населения
4)повышение социального статуса
А.3.В стране Х крестьяне и городская беднота ограничены в доступе к качественному образованию и здравоохранению. В данном случае отражается
1)социальная мобильность
2)социальное неравенство
3)социальная структура
4)социальный контроль
А.4.Верны ли следующие суждения о социальной группе?
А.Социальная группа - это объединение людей, имеющих общие социально значимые признаки.
Б.Отношения в любой социальной группе обязательно регулируются официальными документами.
1)верно только А 2)верно только Б
3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны.
А.5.По какому признаку выделены такие общности, как католики, православные и протестанты?
1)территориальному 2)этническому
3)социально-классовому 4)конфессиональному
А6.Светлана уехала из одного города в другой. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что перемещение Светланы является миграцией?
1)она уехала в командировку
2)она поменяла место жительства
3)города находятся далеко друг от друга
4)города расположены в разных странах
А.7.Какой признак лежит в основе объединения людей в такую социальную общность, как парижане?
1)социально-классовый 2)этносоциальный
3)демографический 4)территориальный
А.8.Кастовый строй является разновидностью
1)политического режима 2)государственного устройства
3)социальной стратификации 4)экономической системы
А.9.В 20-30-е годы прошлого века значительная часть населения СССР изменила свой социальный статус. Так многие крестьяне стали рабочими, представители знати утратили свои привилегии. Эти факты отражают процесс
1)социальной мобильности 2)экономической дифференциации
3)политической стабилизации 4)социальной стратификации
А.10.Данный статус передается по наследству. Его обладатель наделен привилегиями. Это статус
1)чиновника 2)аристократа 3)финансиста 4)предпринимателя
Часть 2.
В.1.Прочитайте текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1)В современном обществе нередко возникают ситуации, когда человек сознательно участвует в различных культурных традициях.(2)Очевидно, они связаны с миграциями населения, модернизацией.(3)Последствием может стать психологическая расщепленность, формирование «расколотого» типа личности.
(4)Социологи называют положение такой личности маргинальным.
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.
1 2 3 4
В.2 Прочитайте текст. Выберите слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой_________(1).Это явление получило название социальной___________(2).Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют__________(3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т.е.____________(4).__________ (5)мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера в современном и т.п.Каналами мобильности выступают социальные ___________(6): семья, школа, собственность,
армия и т.п.».
А) миграция
Б)мобильность
В)горизонтальная
Г)институт
Д)статус
Е)вертикальная
Ж)группа
З)стратификация
И)маргинализация
Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
1 2 3 4 5 6
Часть 3
С.8 Составьте развернутый план по теме «Социальная мобильность».
С.9.4.Социология. Написать эссе «Неравенство - такой же хороший закон природы, как и всякий другой».
Вариант № 2.
А.1.К социальной сфере жизни общества относится институт
1)религии 2)науки 3)семьи 4)производства
А2.Выражением социальной стратификации является
1)различие типов экономических систем
2)разнообразие культурных традиций
3)сословное деление общества
4)идейный плюрализм
А3.К высшему классу в экономически развитых странах относятся
1)собственники крупных предприятий
2)инженерно-технические работники
3)профессура высших учебных заведений
4)сотрудники научных учреждений
А4.Социальная сфера жизни общества включает институт
1)государства 2)производства 3)науки 4)семьи
А5.Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А.Одним из проявлений вертикальной мобильности служит миграция населения.
Б.Брак, заключённый между представителями одной социальной страты, не является проявлением горизонтальной мобильности.
1)верно только А. 2)верно только Б.
3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
А6. В экономически развитых странах большую часть населения составляют
1)маргиналы 2)средний класс
3),,синие воротнички,, 4)пролетариат
А7. Классовый тип социальной стратификации
1)присущ европейскому средневековому обществу
2)характерен для древневосточной цивилизации
3)носит универсальный характер
4)свойственен индустриальному обществу
А8.Сословное деление общества отражает
1)вид государственного устройства
2)тип социальной стратификации
3)характер экономических связей
4)особенность политической системы
А 9.Доход, богатство, образование, престиж в своей совокупности являются
1)показателями общественного прогресса
2)проявлениями социальной мобильности
3)критериями социальной стратификации
4)мерилом общественного богатства
А10.После окончания института К.устроился на работу программистом в одну из частных фирм. Вскоре он сумел получить такую же работу на предприятии, расположенном ближе к дому. Эту ситуацию можно рассматривать как пример
1)социальной стратификации
2)горизонтальной социальной мобильности
3)профессиональной дифференциации
4)вертикальной социальной мобильности
Часть 2
В1.Установите соответствие:
СТАТУСНЫЕ ВИДЫ СТАТУСОВ
ХАРАКТЕРИСТИКИ 1)прирожденный статус
А)мужчина 2)приобретенный статус
Б)высшее образование
В)25 лет
Г)инженер
Д)женат
Запишите в таблицу выбранные цифры
А__________Б__________В__________Г____________Д
В 2.Вставьте пропущенные слова в текст
«Семья - это основанная на_________(1)и /или кровном родстве малая____________
(2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимным__________(3) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный ___________(4),т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть жизни людей и первичная__________(5)детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к __________(6) и лицам пожилого возраста».
А)дети Е)институт
Б)брак Ж)отношения
В)социализация З)группа
Г)коллектив И)любовь
Д)обязанности К)уважение
Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
1_________2__________3_________4________5__________6
Часть 3
С.8.Составьте развернутый план по теме «Социальная стратификация общества».
С.9.4.Социология. Написать эссе «Маргинальность - это результат конфликта с общественными нормами». (А. Фаржд).
Список использованной литературы:
Учебник «Обществознание», под ред. А.И. Кравченко. М.: Русское слово, 2009.
Учебник «Обществознание», под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2011.
Лабезникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И., Королькова Е.С. ЕГЭ. 2011. Типовые тестовые задания. М.: Экзамен, 2011.
Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание. Полный справочник. М.:Астрель, 2012.
Половникова А.В. Обществознание: задания с развернутым ответом: Часть С. М.: АСТ. 2011.
ЕГЭ – 2013. Обществознание. Тематические и типовые экзаменационные варианты. Под ред. Е.Л. Рутковской. 30 вариантов. М., 2013.
docbase.org