Контрольная работа в 9 классе по теме"Сложносочинённое предложение". Сложносочиненные предложения контрольная работа


Контрольная работа по теме "Сложносочиненное предложение"

Контрольная работа по теме «Сложносочинённое предложение»

  1. класс)

 

1.Расставь, где это необходимо, запятые, пропущенные буквы. Подчеркни грамматические основы предложений.

1) Во  тьме  тревожно  вспыхивали  молнии  и  гр…мел  гром.

2) Она  считалась  богатою  невестою  и  многие  прочили  её  за  себя  или  за  сыновей.

3) То  встретиш(?)  бурелом  то  под  ногами  поп…даются  ухабы  кочки  выступы камней.

4) В  лесу  в  это  время  снег  лежал  (не)тронутый  и деревья  стояли  в  снежных  нарядах.

5) Спустясь  по  крутой  тропинке  мы  ост…новились  у  самой  реки  и  обн…жили шпаги.

6)Ветер  стих  и  теперь  в  ровный  гул  дождя  в…шёл  новый  звук  дон…сившийся  издалека.  

             7)И  ветер  затихал   и  туча  росла   мигала  тусклыми  молниями   и  глухо  ворчала.

             8) Утки  вдруг  поднимались  (к)верху   и  с  криком  улетали.

  

  2. Выпиши цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

А) Духом своим сказка походила на пушкинского «Салтана», (1) но был тут вольный, (2) игривый     сплав стихотворной литературы с фольклором.                    _______________

Б) Крепнет мощь человеческая и земная, (1) распрямляет крылья живая жизнь, (2) и негасимая  лампада добра светит, (3) всё ещё светит впереди путеводной звездой.          _____________

В) Но вы, (1) как и большинство, (2) слушаете голоса всех нехитрых истин сквозь толстое стекло  жизни; (3) они кричат, (4) но вы не услышите.                     _______________

Г) Любовь же и дружба, (1) разрастаясь и распространяясь на многое, (2) обретают новые силы, (3)становятся всё выше, (4) а человек, (5) их центр, (6) мудрее.            ______________

Д) Где право, (1) где лево, (2) уже не разобрать ; сено-солома, (3) да и только.      ______________

 

3. Сделай синтаксический разбор предложения.

Золото добывают из земли, а знания берут из книги.

 

4.Расставь, где это необходимо, запятые. Обозначь в СПП главные [  ] и  придаточные (  ) части.

А)  Выпадали  совсем  жаркие  дни  какие  бывают  здесь  только  в  июле.

Б)  Мороз пробежал по всему моему телу при мысли  в чьих руках я находился.

В)   Для того чтобы не прогревалась земля  с боков были посажены папоротники.

Г)  Как только стаял снег  они тронулись в путь.

Д)  Впереди  где ещё оставалась роща  росли одинокие берёзы.

Просмотр содержимого документа «Контрольная работа по теме "Сложносочиненное предложение" »

Контрольная работа по теме «Сложносочинённое предложение»

  1. класс)

1.Расставь, где это необходимо, запятые, пропущенные буквы. Подчеркни грамматические основы предложений.

1) Во  тьме  тревожно  вспыхивали  молнии  и  гр…мел  гром.

2) Она  считалась  богатою  невестою  и  многие  прочили  её  за  себя  или  за  сыновей.

3) То  встретиш(?)  бурелом  то  под  ногами  поп…даются  ухабы  кочки  выступы камней.

4) В  лесу  в  это  время  снег  лежал  (не)тронутый  и деревья  стояли  в  снежных  нарядах.

5) Спустясь  по  крутой  тропинке  мы  ост…новились  у  самой  реки  и  обн…жили шпаги.

6)Ветер  стих  и  теперь  в  ровный  гул  дождя  в…шёл  новый  звук  дон…сившийся  издалека.  

             7)И  ветер  затихал   и  туча  росла   мигала  тусклыми  молниями   и  глухо  ворчала.

             8) Утки  вдруг  поднимались  (к)верху   и  с  криком  улетали.

 

  2. Выпиши цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

А) Духом своим сказка походила на пушкинского «Салтана», (1) но был тут вольный, (2) игривый     сплав стихотворной литературы с фольклором.                    _______________

Б) Крепнет мощь человеческая и земная, (1) распрямляет крылья живая жизнь, (2) и негасимая  лампада добра светит, (3) всё ещё светит впереди путеводной звездой.          _____________

В) Но вы, (1) как и большинство, (2) слушаете голоса всех нехитрых истин сквозь толстое стекло  жизни; (3) они кричат, (4) но вы не услышите.                     _______________

Г) Любовь же и дружба, (1) разрастаясь и распространяясь на многое, (2) обретают новые силы, (3)становятся всё выше, (4) а человек, (5) их центр, (6) мудрее.            ______________

Д) Где право, (1) где лево, (2) уже не разобрать ; сено-солома, (3) да и только.      ______________

3. Сделай синтаксический разбор предложения.

Золото добывают из земли, а знания берут из книги.

4.Расставь, где это необходимо, запятые. Обозначь в СПП главные [  ] и  придаточные (  ) части.

А)  Выпадали  совсем  жаркие  дни  какие  бывают  здесь  только  в  июле.

Б)  Мороз пробежал по всему моему телу при мысли  в чьих руках я находился.

В)   Для того чтобы не прогревалась земля  с боков были посажены папоротники.

Г)  Как только стаял снег  они тронулись в путь.

Д)  Впереди  где ещё оставалась роща  росли одинокие берёзы.

kopilkaurokov.ru

Контрольная работа в 9 классе по теме"Сложносочинённое предложение"

Контрольная тестовая работа по теме "Сложносочиненные предложения" в 9 классе.

I ВАРИАНТ

1. Какие из следующих утверждений верны?

А. Сложные предложения могут быть союзными, сложносочиненными, сложноподчиненными.

Б. Простые предложения могут соединяться в сложные с помощью интонации и союзов или союзных слов.

В. Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации (без союзов или союзных слов).

2. Союз, связывающий части сложного предложения Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре, является...

А. подчинительным Б. соединительным В. разделительным Г. противительным

3. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких?

А. и, да (в значении и), ни-ни, тоже

Б. или (иль), либо, то-то, не то - не то

В. а, но, да (в значении но), однако, зато, же

4. Определите вид предложения: Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели желтые круглые листья и, промокая, ложились на мокрую траву луга.

А. простое Б. сложносочиненное В. сложноподчиненное Г. бессоюзное

5. Найдите среди данных предложений сложносочиненное. Подчеркните все грамматические основы в предложениях.

А. Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в сторону удаляющегося человека.

Б. Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон.

В. Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее шагов двести, сели отдыхать на шпалы.

6. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой. Подчеркните все грамматические основы в предложениях.

А. Улыбка была слабая, чуть заметная, и, несмотря на улыбку, строгое выражение глаз не изменилось

Б. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.

В. Впереди были люди и, следовательно, бояться мне было нечего.

7. В предложение: Деревья сбросили листву, и не слышно птичьих голосов вставьте общий второстепенный член и запишите полученное предложение.

8. Прочитайте предложение: Выпал снег и ... Продолжите его дважды, добавив:

А) однородное сказуемое Б) простое предложение

9. Запишите предложение: Надвинулась туча, и подул сильный ветер, вставив обособленный оборот после союза и.

10. Присоедините последнее простое предложение к предыдущему союзом и. Запишите полученное предложение.

Приближался теплый фронт, облака не выдержали его натиска, треснули, из них повалил снег.

11. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены):

[безличное], и [двусоставное].

А. На земле на небе и всюду кругом было спокойно и ничто не предвещало непогоды.

Б. Каждый цветок был похож на знакомый мне мак и от них пахло весной.

В. На площади открыли киоск и там теперь продают газеты и журналы.

12. Расставьте знаки препинания, подчеркните все грамматические основы.

А. Я ни на минуту не заставил его дожидаться тотчас сел на лошадь и мы выехали за ворота крепости.

Б. Темнело и сбоку несло речным холодом.

В. Из лесу доносится протяжный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук похожий на чей-то голос.

Г. Деревья сбросившие свой летний наряд тучи низко плывущие над землей дождь моросящий холодный обычные картины глубокой осени и они милы моему сердцу.

Д. Я спешу туда ж а там уже весь город.

13. Придумайте и запишите предложения, структура которых соответствует схемам:

А) [двусоставное], и [безличное];

Б) [безличное], [однако... двусоставное];

В) [безличное], [безличное].

14. Дополните предложение: Мой рассказ слушали равнодушно, и потому..., указывая на следствие.

15. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Светало ( ) И свет ещё не погашенных фонарей был уже не нужен.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

16. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Ветер забирался в пустые комнаты(1) и в печные трубы(2) и старый дом(3) весь расшатанный(4) дырявый(5) полуразвалившийся(6) вдруг оживлялся странными звуками.

1) 1, 2, 3, 4, 5, 6 3) 2, 3, 4, 5, 6

2) 2, 3, 6 4) 3, 4, 5

17. Укажите предложение (я), в котором (ых) есть сочинительный союз.

1. Толстый ковер лежал на полу, стены то(же) были увешаны коврами.

2. Все белится Лукерья Львовна, все то(же) лжет Любовь Петровна, Иван Петрович так(же) глуп,

Семен Петрович так(же) скуп.

3. Людям Павла Ивановича деревня то(же) понравилась.

4. Много поработали и устали, за(то) все сделали

5. Кукушка хвалит петуха за(то), что хвалит он кукушку.

Контрольная тестовая работа по теме "Сложносочиненные предложения" в 9 классе.

II ВАРИАНТ

1. Какие из следующих утверждений верны?

А. Простые предложения, объединяясь в сложное по смыслу, обладают интонационной законченностью.

Б. Сложные предложения бывают союзные и бессоюзные.

В. Союзные сложные предложения бывают сложносочиненными и сложноподчиненными.

2. Прочитайте предложение: Голова болела, сознание же было ясное, отчетливое. Простые предложения соединены в нем в сложное при помощи...

А. подчинительного союза Б. Союзного слова В. сочинительного союза Г. интонации

3. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором одно явление противопоставляется другому?

А. и, да (в значении и), ни-ни, тоже

Б. или (иль), либо, то-то, не то - не то

В. а, но, да (в значении но), однако, зато, же

4. Определите вид предложения: Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель.

А. простое Б. сложносочиненное В. сложноподчиненное Г. бессоюзное

5. Найдите среди данных предложений сложносочиненное. Подчеркните все грамматические основы в предложениях.

А. Смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись, как говорится, с пустыми руками.

Б. Споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в самом хорошем расположении духа..

В. Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на них..

6. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой. Подчеркните все грамматические основы в предложениях.

А. В избушке, распевая, дева прядет, и, зимний друг ночей, трещит лучина перед ней

Б. Но вот во ржи и по основному полю пробежала первая волна, рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.

В. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики и, может быть, где-нибудь белеет ландыш.

7. В предложении: Днем дул легкий ветерок и перепадал снежок опустите общий второстепенный член и запишите полученное предложение.

8. Прочитайте предложение: Отец заправил бензином машину и.. Продолжите его дважды, добавив:

А) однородное сказуемое Б) простое предложение

9. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены):

[безличное], и [безличное].

А. Небо заволокло тучами и дождю конца не видится.

Б. Объявили об окончании обеденного перерыва и приступили к прополке свеклы.

В. Становилось темно и мы долго плутали по лесу

10. Расставьте знаки препинания. Подчеркните все грамматические основы в предложениях.

А. Мальчики сидели за столом склонив головы и произнося шепотом слова выполняли по-видимому

какую-то работу и я старался им не мешать.

Б. Ветер срывал листья с деревьев и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.

В. Уже вечерело и народ возвращался с полей.

Г. Его добрые глаза светились ясным светом и худое лицо казалось прекрасным.

Д. Тут раздался лёгкий свист – и Дубровский умолк.

11. Запишите предложение, вставив обособленный оборот после союза и.

К вечеру небо очистилось от туч, и ночь обещала быть холодной.

12. Присоедините последнее простое предложение к предыдущему союзом и. Запишите полученное предложение.

Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит, повисли перлы дождевые, солнце нити золотит.

13. Придумайте и запишите предложения, структура которых соответствует схемам:

А) [безличное], [зато... двусоставное];

Б) [двусоставное], [также... двусоставное];

В) [неопределенно-личное], и [двусоставное].

14. Дополните предложение: Тучи закрыли небо, и от этого..., указывая на следствие.

15. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Фельдшер поглядел исподлобья на доктора ( ) И в его тёмных, мутных глазах вспыхнуло самое откровенное презрение.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

16. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Пришла весна(1) и(2) исполняя своё обещание(3) Игнат взял сына с собой на пароход(4) и вот перед Фомой развернулась новая жизнь.

1) 1, 2, 4 2) 1, 4 3) 2, 3, 4 4) 1, 2, 3, 4

17. Укажите предложение (я), в котором (ых) есть сочинительный союз.

1.Они так(же), как и он сам, обживались в ней.

2. Снега в эту зиму было мало, снежных буранов то(же)

3. Кукушка хвалит петуха за(то), что хвалит он кукушку.

4. Песня над домом смолкла, за(то) над прудом соловей заводил свою.

5. И завтра то(же), что вчера.

infourok.ru

Контрольная работа по теме "Сложносочинённые предложения" в 9 классе

Контрольная работа по теме «Сложносочиненное предложение»

Часть 1

  1. Укажите номера неверных утверждений.

  2. Союзы: и, зато, или являются соединительными;

  3. Если в ССП с одиночным соединительным или разделительным союзом имеется общий второстепенный член, то запятая между ними не ставится.

  4. В ССП с соединительными союзами одно явление противопоставляется другому.

  5. ССП – это сложные предложения, части которых  связаны сочинительными союзами

      1. Укажите количество грамматических основ в предложениях.

    1. Год за годом проходили, исписанная тетрадка ложилась на другую исписанную тетрадку, и так собиралась моя драгоценная словесная кладовая.

  1. Пока я прибежал, всё село было в огне, но я, думая о тетрадках, пустился бежать к своему дому.

  2. Смотрю на свой каменный дом: ещё цел, но занавески горят, и лесенка на террасе дымится.

  3. Всё так и сгорело, и остались только тетрадки да заяц в печке, в чугунном котелке, прикрытом вьюшкой.

3.Подчеркните грамматическую(ие) основу(ы) предложения

1)Нёс я эти тетрадки, эту кладовую несгораемых слов,  за собою всюду, и не раз они выручали меня из еще большей беды, чем пожар.

2)Зазвенели пилы, застучали топоры под Воронежем, в сотнях кузниц ковали гвозди и якоря, и корабли пошли вниз по Воронежу.

3)Леса вставали на пути половцев, ногайских и крымских татар.

4.  В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (ы), обозначающую запятую между частями сложносочинённого предложения.

На лесных дорогах при приближении врага валили деревья вершинами к неприятелю, (1)и конница кочевников увязала в леса. Царь Пётр,(2) замысливший обзавестись флотом, (3) искал подходящее место начать строительство. Много лесов было осмотрено, (4) но только тут,(5) под Воронежем, (6)царь нашёл то,(7) что искал.

5. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении

1. День угасал   ( ) и стала быстро надвигаться вечерняя темнота.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

2. К утру ветер ослабел и снег перестал.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

3. Ветер срывал листья с деревьев ( ) и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

6. Выполните синтаксический разбор предложения (знаки препинания не расставлены)

Долина тихая внимает

 Журчанью мирного ручья

 И темный лес склоняясь дремлет

 Под звуки песни соловья.(С.Есенин)

Сложносочинённые предложения часть 2

1. Определи, перед каким союзом "И" следует поставить запятую. ОБРАЗЕЦ: а - 1, 2, 4

а) Их лица мне представляются 1 и теперь иногда в шуме 2 и толпе среди модных дураков 3 и тогда вдруг на меня находит полусон 4 и мерещится былое.

б) Она считалась богатою невестою 1 и многие прочили её за себя или за сыновей.

в) И волки сыты 1 и овцы целы.

г) Белые облака 1 и белые песчаные острова отражались в глянцевитой воде 2 и временами их было невозможно отличить друг от друга

2. Составьте схемы предложений (знаки препинания не расставлены)

а) В степи было тихо и светло.

б) Но не было на лицах их благородства и нельзя было ему ждать пощады, от них.

в) Полный диск луны, раньше кроваво-красный, бледнел удаляясь от земли бледнел м всё обильнее лил на степь голубоватую мглу.

г) Волна потока его охватила и одела в пену умчала в море.

д) Певуче плещут волны на песок и я молчу, глядя в даль моря.

е) Блестело море всё в ярком свете и грозно волны о берег бились.

ж) Высоко в горы вполз Уж и лёг там в сыром ущелье свернувшись в узел и глядя в море.

3.Укажи предложение(-я), в котором(-ых) запятые расставлены верно.

а) На воде, гладкой, как зеркало, изредка ходили круги, да вздрагивали лилии, потревоженные весёлою рыбой.

б) Окна во всех корпусах были ярко освещены, и оттого на громадном дворе казалось очень темно.

в) Сказал бы словечко да волк недалечко.

г) Ты цветёшь одиноко, да и мне не вернуть этих СНОВ золотых, этой веры глубокой.

д) Либо рыбку съесть, либо на мель сесть.

е) Прошло несколько минут и Силъвио прервал молчание.

ж) Обольщённый моей славою, он стал было искать моего дружества, но я принял его холодно

и он безо всякого сожаления от меня удалился.

4. Выполни синтаксический разбор предложений (подчеркните грам.основы, составьте схемы и охарактеризуйте предложения)

а) Там плыли тени их было много.

б) Никогда я никого не любила а тебя люблю!

в) А лес всё гудел и гудел вторя их крикам и молнии разрывали тьму в клочья.

г) Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днём в сером сумраке и ещё плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам.

Часть 3

  1. Отметьте сложносочиненные предложения. Определите смысловые отношения в ССП. Расставьте знаки препинания.

  1. Сибиряк воевал под Москвой а закончил войну он в Берлине.

  2. Могуч и славен человек не саблей а ясной силой сердца и ума.

  3. То ли рассветало то ли тучи на небе рассеялись.

  4. К несчастью всякий вмешивался в моё воспитание и никто не умел за меня взяться.

  5. Наша лодка ост…вляет (не)исчезающий след на воде от рыбы тоже остается круж..к.

  6. Слуга принёс билет на дилижанс но не отдал сдачу.

  7. Выходит лето из весны и в осень позднюю уходит.

  8. То истиной дышит всё в ней то всё в ней притворно и ложно.

  9. Снежинка мне на нос упала и сразу растаяла вдруг.

  10. Мальчики полезли на скалу покрытую глубокими трещинами девочки же остались у подножия и отдыхали.

  11. Ночью была оттепель а к утру ударил мороз.

  12. Не то пламя пожара зажгло горизонт не то зарево восходящей луны осветило ночное небо.

  13. Девушка прислушивалась к пению и сама того не замечая стала подпевать.

  14. Ни люди не заходили в безжизненную долину ни звери не забегали.

  15. Командир отряда внимательным взглядом окинул всю эту сияющую красоту и не почувствовал её.

  16. Кто-то робко постучал в дверь но мы затаились и не открывали.

  17. На веранде горел свет и сидели люди.

  18. То защелкает соловей то заухает старый филин.

  19. Я бродил подолгу и видел много примет осени.

  20. Все быстрее встает туман с лугов и серебрится в солнечном луче а за ним поднимаются с земли кусты.

multiurok.ru

Контрольная работа по теме «Сложносочиненное предложение» 9 класс

1 вариант

1. Раскрыть скобки, поставить знаки препинания, подчеркнуть основы.

1) Я был резв ленив и вспыльчив но чу..ствителен и ч..столюбив и ласкою от меня можно было добит..ся всего.

2) То исти..ой дыш..т всё в ней то всё в ней пр..творно и ложно.

3) К (не)счастью всякий вмешивался в моё воспитание и (н..)кто (н..)умел за меня взят..ся.

4) Было т..мно но я всё(таки) вид..л и деревья и воду и людей.

5) Всё дальше путь и месяц выше и звёзды меркнут в с..ребре.

6) Где(то) в глубине глухо посвист..вал сквозняк и капала вода с прозрач..ным звуком.

7) Наша лодка оставляя..т след (не)исчеза..щий на воде от рыбы то(же) ост..ётся кружок.

8) То (ли) ра..ветало то (ли) тучи на неб.. ра..сеялись.

 

2. Укажите количество грамматических основ в предложениях, расставьте знаки препинания.

1) На лесных дорогах при приближении врага валили деревья вершинами к неприятелю и конница кочевников увязала в леса.

2) Царь Пётр замысливший обзавестись флотом искал подходящее место начать строительство.

3) Много лесов было осмотрено но только тут под Воронежем царь нашёл то что искал.

 

3. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

На скамейку кто-нибудь присаживался ( ) и начинался неторопливый разговор.

1) ССП, перед союзом И запятая не нужна

2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

3) ССП, перед союзом И нужна запятая

4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

 

4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Распустилась сирень ( ) и наполнила ароматом весь сад.

1) ССП с общим второстепенным членом, перед союзом И нужна запятая

2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

3) ССП, перед союзом И нужна запятая

4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

 

2 вариант

1. Раскрыть скобки, поставить знаки препинания, подчеркнуть основы.

1) Жизнь даёт..ся один раз и хочет..ся прожить её бодро осмысле..о красиво.

2) Изредк..  бл..снёт на со..нце серебр..ной ч..шуёй летучая рыба и шумно выпустит ф..нтан кит.

3) Всё быстрее встаёт туман с лугов и серебрит..ся в солн..чном  луче а за ним подн..маются с земли кусты.

4) Было светло но уже веч..рело.

5) Вот откуда (то) доносит..ся отрыв..стый и тр..вожный крик (не) уснувшей птицы или раздаёт..ся (не) определё..ый звук.

6) То со..нце тусклое бл..стит то туча ч..рная в..сит.

7) С..кунду он м..лчал мать см..трела на него то (же) молча.

8) Скр..пят п..лозья саней  или хлопа..т двери м..газинов или кричат т..рговцы пир..гами.

 

2. Укажите количество грамматических основ в предложениях, расставьте знаки препинания.

Год за годом проходили исписанная тетрадка ложилась на другую исписанную тетрадку и так собиралась моя драгоценная словесная кладовая.

Пока я прибежал всё село было в огне но я думая о тетрадках пустился бежать к своему дому.

Смотрю на свой каменный дом ещё цел но занавески горят и лесенка на террасе дымится.

Всё так и сгорело и остались только тетрадки да заяц в печке в чугунном котелке прикрытом вьюшкой.

     

    3. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

    Иволги кричат ( ) да кукушки кому-то отсчитывают непрожитые годы.

    1) ССП, перед союзом ДА ставится запятая

    2) простое предложение с однородными членами, перед союзом ДА ставится запятая.

    3) простое предложение с однородными членами, перед союзом ДА запятая не нужна.

    4) ССП с общим второстепенным членом, поэтому запятая перед союзом ДА не нужна.

     

    4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

    Он улыбался ласково-печально ( ) и гладил её по голове.

    1) ССП, перед союзом И запятая не нужна

    2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

    3) ССП, перед союзом И нужна запятая

    4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Контрольная работа по теме "Сложносочиненное предложение" 9 класс

    Итоговая контрольная работа по теме «Сложносочиненное предложение»

    1 вариант.

    1.Вдоль берега тянулись огромные стаи крупных серых гусей, отдельно держались лебеди, зато длинноногие цапли и аисты торчали повсюду.

    Союз, связывающий части сложного предложения, является…

    А. подчинительным

    Б. соединительным

    В. разделительным

    Г. противительным

    2. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких?

    А. и, да (в значении и), ни-ни, тоже

    Б) или, либо, то-то, не то - не то

    В. а, но, да (в значении и), однако, зато, же

    3. Определите вид предложения. 

    И, запахи моря вдыхая, мне радостно будет шагать.

    А. простое

    Б. сложносочиненное

    В. сложноподчиненное

    Г. бессоюзное

    4. Найдите среди данных предложений сложносочиненное (знаки препинания не расставлены)

    А. Ранним утром глухо цокая на стрелках к станции подошел бронепоезд.

    Б. До нас долетают сквозь шум волн не то вздохи не то слышатся тихие голоса.

    В. Скоро забрезжило круглое заросшее камышом лесное озеро окруженное глухим лесом.

    5. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

    А. Желтые доски спокойно лежали на воде и, увлекаемые незаметным течением, поворачивались концами к реке.

    Б. В сентябре лес реже и светлее, и птичьи голоса тише.

    В. Впереди были люди и, следовательно, бояться мне было нечего.

    6.  Деревья сбросили листву, и не слышно птичьих голосов. В предложение  вставьте

    общий второстепенный член и запишите полученное предложение.   

    7. Прочитайте предложение     Взошло солнце и...     Продолжите его дважды, добавив:

    1. Взошло солнце и...    (однородное сказуемое)

    2. Взошло солнце и...    (простое предложение)

    Запишите предложение и (где необходимо) поставьте знак препинания.

    8. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены):

                                               [Безличное],     [двусоставное].

    А. На земле на небе было спокойно и ничто не предвещало непогоды.

    Б. Каждый цветок был похож на знакомый мне мак и от них пахло весной.

    В. На площади открыли киоск и там теперь продают газеты и журналы.

    9. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

    А. Я ни на минуту не заставил его дожидаться тотчас сел на лошадь  и мы выехали за ворота крепости.

    В. Из лесу доносится крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук похожий на чей-то голос.

    Г. Деревья сбросившие свой наряд  тучи низко плывущие над землей дождь моросящий, холодный  -   обычные картины глубокой осени и они милы моему сердцу.

    10. Дополните  сложносочиненное предложение     Ни одно насекомое не жужжало в траве...,   укажите смысловое отношение   частей.

    Итоговая контрольная работа по теме «Сложносочиненное предложение»

    2  вариант.

    1. Прочитайте предложение  Не то дождик сыпал мелким бисером, не то падала мелкая снежная крупа.

    Простые предложения соединены в нем в сложное при помощи...

    А. подчинительного союза

     Б. союзного слова

    В. сочинительного союза

    Г. интонации

    2. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором одно явление противопоставляется другому? 

    А. и, да (в значении и), ни-ни, тоже

    Б. или, либо, то-то, не то - не то

    В. а, но, да (в значении но), однако, зато, же

    3. Определите вид предложения  Книги, запыленные, и, видимо, принадлежавшие разным хозяевам, лежали в углу комнаты.

    А. простое

    Б. сложносочиненное

     В. сложноподчиненное

    Г. бессоюзное

    4. Найдите среди данных предложений сложносочиненное ( знаки препинания не расставлены).

     А. Наступила пасмурная минута предшествующая рассвету полная победы света над землей.

    Б. Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье темном и пахло гнилью.

    В. Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на них.

    5. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

    А. Утром небо было серое, и моросил дождь, но к полудню ветер разогнал тучи, и выглянуло солнце.

    Б. Небо, хмурое, неприветливое, не веселило нас.

    В. На юге, в глубоком распадке, светлой змейкой извивалась река.

    6. В предложении  В тишине сбивчиво поют колокольчики на шеях оленей да звенит холодный ручей.

    опустите общий второстепенный член и запишите полученное предложение.    

    7. Прочитайте предложение Мы собрались в поход и... Продолжите его дважды, добавив:

    1. Мы собрались в поход и... (однородное сказуемое)

    2. Мы собрались в поход и... (простое предложение)

    Запишите предложение и (где необходимо) поставьте знак препинания.

    8. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены):

                                             [определенно-личное],  и   [двусоставное].

    А. Становилось темно и мы долго плутали по лесу.

    Б. Объявили об окончании обеденного перерыва и приступили к прополке свеклы.

     В. Минуя мокрый луг легко шагаешь к дому и каждому ты друг.

    9. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

    А. Мальчики сидели за столом склонив головы и произнося шепотом слова выполняли по-видимому какую-то работу и я старался им не мешать.

    Б. Ветер срывал листья с деревьев и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.

    В. Голодный и прозябший возвращаюсь я к сумеркам в усадьбу и на душе становится тепло.

    10.   Дополните сложносочиненное предложение    После длительного перехода люди очень устали...,     укажите смысловое отношение   частей.

     

    Ответы

    Б

    Правильный вариант отсутствие запятой между частями сложносочиненного предложения, т.к. общий второстепенный член предложения «В сентябре».

    Возможные варианты:

    Поздней осенью…

    В начале ноября…

    ответ записывают обучающиеся самостоятельно.

    А

    Б

    См. ниже

    Отношения последовательности

    Вариант 2

    В

    В

    А

    Б

    А

    Правильный вариант:

    Утром небо было серое и моросил дождь, но к полудню ветер разогнал тучи и выглянуло солнце.

    (Сложносочиненное предложение с общими второстепенными членами предложения: утром и полудню)

    Сбивчиво поют колокольчики на шеях оленей, да звенит холодный ручей.

    ответ записывают обучающиеся самостоятельно

    В

    См. ниже

    Отношения одновременности

    1 вариант:

    9. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

    А. Я ни на минуту не заставил его дожидаться, тотчас сел на лошадь , и мы выехали за ворота крепости.

    Б. Из лесу доносится крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук, похожий на чей-то голос. (Общий второстепенный член предложения, запятая не нужна после 1 простого предложения перед союзом или)

    В. Деревья, сбросившие свой наряд , тучи, низко плывущие над землей, дождь моросящий, холодный  -   обычные картины глубокой осени, и они милы моему сердцу.

    2 вариант:

    9. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

    А. Мальчики сидели за столом, склонив головы, и, произнося шепотом слова, выполняли, по-видимому, какую-то работу,  и я старался им не мешать.

    Б. Ветер срывал листья с деревьев и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.

    В. Голодный и прозябший возвращаюсь я к сумеркам в усадьбу, и на душе становится тепло.

    infourok.ru

    Контрольная работа по теме «Сложносочинённое предложение» 9 класс

    Контрольная работа по теме «Сложносочинённое предложение»

    9 класс

    Вариант1

    1.Укажите номера неверных утверждений.

    1. Союзы: и, зато, или являются соединительными;

    2. Если в ССП с одиночным соединительным или разделительным союзом имеется общий второстепенный член, то запятая между ними не ставится.

    3. В ССП с соединительными союзами одно явление противопоставляется другому.

    1. ССП – это сложные предложения, части которых  связаны сочинительными союзами

    2.Укажите количество грамматических основ в предложениях.

    1. Год за годом проходили, исписанная тетрадка ложилась на другую исписанную тетрадку, и так собиралась моя драгоценная словесная кладовая.

    2. Пока я прибежал, всё село было в огне, но я, думая о тетрадках, пустился бежать к своему дому.

    3. Смотрю на свой каменный дом: ещё цел, но занавески горят, и лесенка на террасе дымится.

    4. Всё так и сгорело, и остались только тетрадки да заяц в печке, в чугунном котелке, прикрытом вьюшкой.

    3.Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) предложения

    1) Нёс я эти тетрадки, эту кладовую несгораемых слов,  за собою всюду, и не раз они выручали меня из еще большей беды, чем пожар.

    2) Зазвенели пилы, застучали топоры под Воронежем, в сотнях кузниц ковали гвозди и якоря, и корабли пошли вниз по Воронежу.

    3) Леса вставали на пути половцев, ногайских и крымских татар.

    4.  В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (ы), обозначающую запятую между частями сложносочинённого предложения.

    На лесных дорогах при приближении врага валили деревья вершинами к неприятелю, (1)и конница кочевников увязала в леса. Царь Пётр,(2) замысливший обзавестись флотом, (3) искал подходящее место начать строительство. Много лесов было осмотрено, (4) но только тут,(5) под Воронежем, (6)царь нашёл то,(7) что искал.

    5.Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении

    1. День угасал   ( ) и стала быстро надвигаться вечерняя темнота.

    1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

    2) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

    3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

    4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

    2. К утру ветер ослабел и снег перестал.

    1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

    2) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

    3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

    4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

    3. Ветер срывал листья с деревьев ( ) и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.

    1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

    2) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

    3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

    4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

    6. Выполните синтаксический разбор предложения (знаки препинания не расставлены)

    Долина тихая внимает

    Журчанью мирного ручья

      И темный лес склоняясь дремлет

      Под звуки песни соловья.(С.Есенин)

    Контрольная работа по теме "Сложносочинённые предложения"

    9 класс

    2 вариант

    I . Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

    А. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.

    Б. Конец зимы и на деревьях без  умолку кричат галки.

    В. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.

    Г. Я подошел к берегу моря, все глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль.

    1. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

    А.Б.В.Г.

    2. Укажите сложносочиненные предложения.

    А.Б.В.Г.

    3.  Найдите сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом.

    А.Б.В.Г.

    4.  Строение какого предложения соответствует схеме:

    [определенно-личное], и [двусост.]?

    А.Б.В.Г.

    II.  Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение?

    Первые паровозы потрясли мое воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины/

    А. одновременность действий

    Б. последовательность

    В. чередование

    Г. противопоставление

    III. Какие из следующих утверждений верны?

    А. Простые предложения, объединяясь в   сложное по смыслу, обладают интонационной законченностью.

    Б. Сложные предложения бывают союзные и бессоюзные.

    В. Союзные сложные предложения бывают  сложносочиненными и сложноподчиненными.

    IV.   Прочитайте предложение .

    Голова болела, сознание же было ясное, отчетливое.

     Простые предложения соединены в нем в сложное  при помощи...

    А. подчинительного союза

    Б. союзного слова

    В. сочинительного союза

    Г. интонации

    V.  Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором одно явление противопоставляется другому?

    А. и, да (в значении и), ни-ни ,тоже

    Б. или (иль), либо, то-то, не то - не то

    В. а, но, да (в значении но), однако, зато, же

    VI. Определите вид предложения.

      Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель.

    А. простое

    Б. сложносочиненное

    В. сложноподчиненное

    Г. Бессоюзное

      VII.   Найдите среди данных предложений  сложносочиненное.

    А. Смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись, как говорится, с пустыми руками.

    Б. Споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в самом хорошем расположении духа.

    В. Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на них.

     VIII.  Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

    А. В избушке, распевая, дева прядет, и, зимний друг ночей, трещит лучина перед ней.

    Б. Но вот во ржи и по основному полю пробежала первая волна, рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.

    В. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились  в затишных местах одуванчики и, может быть, где-нибудь белеет ландыш.

    IX.  Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены):

    [безличное],и [безличное].

    А. Небо заволокло тучами и дождю конца не видится.

    Б. Объявили об окончании обеденного перерыва и приступили к прополке свеклы.

    В. Становилось темно и мы долго плутали по лесу

     

    X.  Присоедините последнее простое предложение к предыдущему союзом и. Запишите полученное предложение.

    Выполни синтаксический разбор

    Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит, повисли перлы дождевые, солнце нити золотит.  

    gigabaza.ru

    Контрольная работа по теме "сложносочиненные предложения"

    Контрольная работа по теме «Сложносочиненные предложения»

    учени___ 9 класса ______________________________________________

    1. Какие из следующих утверждений верны?

    А. Сложные предложения могут быть союзными, сложносочиненными, сложноподчиненными.

    Б. Простые предложения могут соединяться в сложные с помощью интонации и союзов или союзных слов.

    В. Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации (без союзов или союзных слов).

    1. Союз, связывающий части сложного предложения Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре, является…

    А. подчинительным

    Б.сочинительным соединительным

    В. сочинительным разделительным

    Г. сочинительным противительным

    1. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких?

    А. и, да (в значении и), ни – ни, тоже

    Б.или (иль), либо, то – то, не то – не то

    В. а, но,да (в значении но), однако, зато, же

    1. Определите вид предложения Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели желтые круглые листья, и, промокая, ложились на мокрую траву луга.

    А. простое

    Б.сложноподчиненное

    В. сложносочиненное

    Г. бессоюзное

    1. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.

    А. Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в сторону удаляющегося человека.

    Б. Ни о чем не хотелось думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон.

    В. Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее шагов двести, сели отдыхать на шпалы.

    1. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

    А. Улыбка была слабая, чуть заметная, и, несмотря на улыбку, строгое выражение глаз не изменилось.

    Б. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.

    В. Впереди были люди и, следовательно, бояться мне было нечего.

    1. В предложение Деревья сбросили листву, и не слышно птичьих голосов вставьте общий второстепенный член предложения и запишите полученное предложение.

    ______________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________

    1. Прочитайте предложение Выпал снег и… Продолжите его дважды, добавив:

    а) однородное сказуемое; б) простое предложение.

    А) ____________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________

    Б) ____________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________

    1. Запишите предложение Надвинулась туча, и подул сильный ветер, вставив обособленный оборот после союза И.

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Присоедините последнее простое предложение к предыдущему союзом И. Запишите полученное предложение.

    Приближался теплый фронт, облака не выдержали его натиска, треснули, из них повалил снег.

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________

    1. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены): безличное , и двусоставное .

    А. На земле на небе и всюду кругом было спокойно и ничто не предвещало непогоды.

    Б. Каждый цветок был похож на знакомый мне мак и от них пахло весной.

    В. На площади открыли киоск и там теперь продают газеты и журналы.

    1. Спишите предложение, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

    Я (н..) (на) м..нуту (не) заставил его дож..дат(?)ся (тот)час сел на лош..дь и мы выехали за в..рота креп..сти.

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________

    1. Придумайте и запишите предложения, структура которых соответствует схеме:

    А. двусост. и безличное _______________________________________________

    _______________________________________________________________________

    Б. безличное , однако двусост. ___________________________________________

    _______________________________________________________________________

    В. безличное ,и безличное _______________________________________________

    _______________________________________________________________________

    1. Дополните предложение, указывая на следствие.

    Мой рассказ слушали равнодушно, и потому _________________________________

    _______________________________________________________________________

    infourok.ru


    Смотрите также