1. Сущность режиссёрской игры. 2
2. Специфика режиссёрских игр. 3
Педагогическая ценность и условия развития режиссерских игр. 5
Заключение. 8
Сущность режиссёрской игры.
Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников (роли, которые «исполняют» игрушки, предметы). Предметы и игрушки используются не только в своем непосредственном значении, но и в переносном, когда они выполняют функцию, не закрепленную за ними общечеловеческим опытом (диванная подушка становится бегемотом, а пояс от мамина махрового халата - змеей в режиссерской игре в зоопарк; кубики разных размеров превращаются в учителей и детей в игре в школу; из карандаша получается дирижерская палочка или микрофон для куклы-певицы). К игрушкам-заместителям дети охотно прибегают и в сюжетно-ролевых играх, что говорит о развитии воображения.
Само название режиссерской игры указывает на ее сходство с деятельностью режиссера спектакля, фильма. Обычно режиссер решает, какой фильм или спектакль он будет ставить, какой возьмет сценарий, что внесет в него от своего прочтения и осмысления. Ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий. Взяв какую-либо тему (урок в школе, праздник в детском саду), малыш развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие, что считает наиболее значимым для себя.
В основе сценария лежит непосредственный опыт ребенка: он отражает событие, зрителем или участником которого был сам (выступление артистов на площади города, автодорожное происшествие, лечение в кабинете доктора, празднование дня рождения). Нередко сюжетом игры становятся знания, почерпнутые ребенком из просмотренного мультфильма, прочитанной ему книги, рассказов других людей (режиссерская игра в школу под влиянием рассказов старшего брата-ученика). Для этих игр в их развитой форме свойственны комбинирование впечатлений из личного опыта ребенка с тем, что он узнал из книг, наблюдений, мультфильмов, причудливое соединение реального и вымышленного.
Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий (кукла поет в микрофон, другая - аккомпанирует, по окончании выступления - обе кланяются, затем выходит «новая певица»; автомобильчики едут по трассе, сталкиваются, происходит авария). Отдельные эпизоды (сцены) в игре ребенок придумывает, затем исполняет, действуя за персонажей (игрушки, предметы), говоря за каждого, или объясняя все, что происходит.
В режиссерской игре речь - главный компонент. Часто она звучит как «дикторский текст за экраном». Например, Лиза разыгрывает день рождения куклы Маши: «Маша сказала гостям «спасибо» за подарки, гости сразу стали садиться за стол. Маша наливает всем чай». Помимо описательных высказываний используются и оценочные: «Гости хорошие, они принесли Машеньке много подарков. А волчонок был жадный: он подарок принес, но не отдал Маше».
В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняется интонация, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность, употребление различных суффиксов, звукоподражаний. Так, изображая семейную сценку с ребенком-капризулей, Наташа говорит за него, за бабушку и за папу. За ребенка она говорит тоненьким голоском с требовательными нотками: «Дайте другую кашу! Эта противная!», за куклу-бабушку - ласково с упрашивающими интонациями: «Поешь, поешь, Вовочка!», за папу - сурово, громко, подчеркнуто медленно: «Это что за капризы? Каша не нравится? Другую варить никто не собирается! Быстро все съесть!»
infourok.ru
Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников (роли, которые «исполняют» игрушки, предметы). Режиссерская игра представляет собой основную форму индивидуальной игры дошкольников в возрасте от четырех с половиной до семи лет.
Режиссерская игра типична для детей, ограниченных в контактах со сверстниками, испытывающих трудности в общении. Они вынуждены играть одни – ведь у них нет партнера.
Индивидуальная игра является важным видом деятельности, необходимым для становления и развития игровых навыков. Она способствует также развитию воображения, мышления, речи и других психических функций.
Носителями ролей в индивидуальной режиссерской игре выступают игрушки (куклы, звери) и другие предметы.
В отличие от совместной игры, где ребенку приходится учитывать позицию партнера, здесь он сам организует игровую ситуацию, регулирует взаимоотношения персонажей и мотивирует их действия. При этом ребенок учится смотреть на событие с различных позиций, мысленно ставить себя на место конкретного персонажа. Характерно, что ребенок не берет на себя никакой постоянной роли, а, регулируя отношения действующих лиц, организует игру как режиссер.
В индивидуальной игре дети меньше подвергаются влиянию сложившихся в коллективе игровых стереотипов, что позволяет им по своему устремлению развивать сюжет, использовать любые игрушки и предметы-заместители. В таких играх отчетливо проявляются индивидуальные особенности ребенка, его личные качества.
Сюжеты индивидуальных режиссерских игр отличаются разнообразием, сложностью и нестандартностью.
Для этих игр в их развитой форме свойственны комбинирование впечатлений из личного опыта ребенка с тем, что он узнал из книг, наблюдений, мультфильмов, причудливое соединение реального и вымышленного.
В режиссерской игре речь – главный компонент. Часто она звучит как «дикторский текст за экраном».
В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность.
По содержанию (как деятельность) игра проходит путь от предметно-практической к сюжетно-отобразительной и, наконец, к сюжетно-ролевой, разновидностью которой является режиссерская игра.
В раннем и младшем дошкольном возрасте игра носит преимущественно индивидуальный характер. В предметнo-отобразительных играх ребенок впервые усваивает способы действий с предметами, отрабатывает последовательность игровых действий. Первые навыки сюжетно-отобразительной игры малышу помогает приобрести взрослый, а ребенок повторяет эти действия с теми же самыми или другими игрушками.
Расширяется опыт ребенка, растет уровень его игровых навыков и умений – усложняется и сюжет игры.
Одновременно идет развитие мышления и воображения ребенка, возрастает способность к переносу способов действий на другие объекты, отношений между людьми – в игру. Таким образом, создаются предпосылки для перехода к развитой сюжетно-ролевой игре. Но она еще невозможна без сложившихся навыков общения. Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, их заместители) – неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Естественно, что такое игровое общение для маленького ребенка легче, чем общение со сверстниками, в котором необходимо учитывать позицию, настроение партнеров, искать с ними общий язык.
Параллельно с формированием навыков совместной игры продолжается развитие индивидуальной игры с игрушками. Она является особой формой игровой деятельности ребенка, которая дает ему возможность применить социальный опыт в игре с куклой. Этот опыт лежит в основе почти всех сюжетов индивидуальных игр, в играх же детей раннего и младшего дошкольного возраста преобладает.
Опосредованный опыт ребенка проявляется в игре уже в конце раннего возраста и, постепенно расширяясь, ложится в основу сюжетов индивидуальных игр. Как правило, такой опыт реализуется в игре с различными, иногда довольно значительными отступлениями от оригинала — сказки, рассказа, мультфильма. Ассоциативная динамика сюжета представляет собой типичную особенность индивидуальной игры дошкольника.
studfiles.net
Тема. Режиссерские игры детей дошкольного возраста.
Введение.
1.2.Взаимосвязь режиссерских и сюжетно-ролевых игр.
1.3. Значение режиссерских игр для разностороннего развития дошкольников.
1.5. Педагогическое руководство играми.
Практико- ориентированные задания
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов, биологов. Естественно, что представителей научных отраслей в игре интересуют «свои» аспекты, но все они сходятся во мнении, что игра - неотъемлемая часть человеческой культуры.
Режиссерская игра - это вид детских игр, который изучен менее всего. Объясняется это тем, что сведения о ней, ее особенностях появились в педагогической печати совсем недавно. Интерес к ней возник в последнее десятилетие. Скорее всего, это можно объяснить тем, что задача воспитания состояла в формировании коллектива детей, коллективизма. Режиссерская игра индивидуальна и для этих целей не могла быть использована. Видимо этим, можно объяснить невнимание ученых к этому виду игр.
Конечно, каждого ребенка надо привлекать к коллективным играм, дети должны чувствовать и понимать других людей, но это не означает, что в ДОУ не должно быть игр одиночных. Даже у самого общительного ребенка периодически появляется желание самостоятельно сделать постройку, поиграть с любимой игрушкой. Нередко можно увидеть как долго, сосредоточенно ребенок строит что-либо или разыгрывает сценки с помощью игрушек, выступая в роли режиссера и говоря поочередно за всех действующих лиц. Это и есть режиссерская игра дошкольника и в ней, как и во всех других видах игр, происходит формирование личности ребенка, его социальной компетентности и воспитание гуманности.
Был иным социальный заказ общества и только теперь, когда наука повернулась к личностно-ориентированной модели воспитания, ученые обратились к режиссерской игре. Известны лишь немногие ученые, исследователи режиссерской игры - Е.М. Гаспарова, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов и др. Все дело, видимо, в том, что режиссерскую игру трудно увидеть со стороны:
· во-первых, она практически всегда индивидуальна;
· во-вторых, ребенок очень старается сохранить ее для себя, и вмешательство взрослого часто ведет к тому, что игра прерывается;
· в-третьих, играть в нее ребенок предпочитает в укромном месте, куда взрослый не всегда может заглянуть, вмешаться.
Все это и увело внимание педагогов от режиссерской игры, и долгое время она не только не развивалась, но и не приветствовалась, как любая индивидуальная деятельность.
По мнению Е. Е. Кравцовой, режиссерская игра в дошкольном возрасте не только является начальной ступенью развития игры, за ней развиваются образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр, но и она (режиссерская игра) завершает развитие игры в дошкольном возрасте, собирает важнейшие достижения других разновидностей игр.
Режиссерская игра имеет важное значение для всего психического развития ребенка дошкольного возраста. В режиссерской игре - одновременном выполнении разных ролей - от ребенка требуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.
Целью данной работы является изучение режиссерских игр у детей дошкольного возраста.
Достижение поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:
- выявить теоретические и психолого-педагогические основы воспитания детей в игре;
- дать характеристику режиссерским играм;
- проанализировать педагогические условия, необходимые для режиссерских игр;
- выявить взаимосвязь режиссерских и сюжетно - ролевых игр.
Особый тип детской игры представляют собой режиссерские игры. Это самостоятельные детские игры, где дети по ходу развертывания сюжета управляют действиями игрушек, выполняющими соответствующие функции людей или предметов. Одной из первых упоминает о режиссерской игре А.П.Усова. Режиссерская игра раннего возраста похожа на предметно-манипулятивную деятельность (Усова А.П., 1976).
Д.Б.Эльконин назвал режиссерские игры особым типом индивидуальной игры ребенка. В силу своего своеобразия они представляют особый интерес для психологии детской игры, так как именно в режиссерской игре проявляются личностные особенности ребенка.
«Режиссерская игра представляется тем сплавом, в котором социальное и индивидуальное предстают в диалектическом переплетении и доступны наблюдению и контролю» (Гаспарова Е.М., 1989). У режиссерской игры исключительные возможности в плане применения ее для диагностики с целью последующей коррекции личностного развития детей.
Особенно интересна для анализа игра ребенка в «семью». Носителями ролей в режиссерской игре выступают игрушки. Ребенок не берет на себя никакой постоянной роли, а только регулирует отношения действующих лиц как режиссер. Сюжеты режиссерских игр отличаются разнообразием и нестандартностью. Режиссерская игра типична для детей, ограниченных в контактах, они вынуждены играть одни (Гаспарова Е.М., 1989).
Режиссерские игры являются разновидностью самостоятельной сюжетной игры. В раннем и младшем дошкольном возрасте игра преимущественно имеет индивидуальный характер.
Постепенно расширяется опыт ребенка и усложняется сюжет игры. Ребенок способен отражать не только действия с предметами, но и отношения между двумя или несколькими персонажами. У ребенка закрепляются игровые действия, связанные с конкретными игровыми ролями. Эти знания формируются в общении со взрослыми. Развитие мышления и воображения ребенка позволяет ему переносить действия и отношения между людьми в игру. Создаются предпосылки для развития сюжетно ролевой игры, но она еще не возможна без навыков общения: умения согласовывать замысел, подбирать необходимые предметы, распределять роли и действовать в соответствии с ними. Развитие индивидуальной игры с игрушками дает возможность применить социальный опыт в игре с куклой, где не требуется высокий уровень общения.
Отношения обыденной жизни, которые наблюдает ребенок со стороны, усваиваются и составляют непосредственный опыт ребенка. Этот опыт лежит в основе всех сюжетов индивидуальных игр. Ассоциативная динамика сюжета представляет собой типичную особенность индивидуальной игры дошкольника. Социальный опыт ребенка определяет развитие сюжета, но не навязывает неизменной последовательности событий.
Режиссерская игра имеет ярко выраженный творческий характер. В индивидуальной игре ребенок меньше подвергается влиянию игровых стереотипов. В таких играх отчетливо проявляется индивидуальность ребенка. Анализ режиссерской игры позволяет судить не только о ее зрелости и сформированности, но и об особенностях представлений ребенка о мире, его отношений к людям, о его собственной жизненной позиции (Гаспарова Е.М., 1989).
Влияние взрослого на режиссерскую игру состоит в предоставлении разнообразного игрового материала.
Здесь у психолога есть возможность создать условия, при которых проявятся уже имеющиеся социальные навыки ребенка, и возникнет игра с социальным сюжетом, с распределением ролей между игрушками, но без принятия роли на себя и без партнеров.
Широко распространены уже в школьном возрасте игры мальчиков с оловянными солдатиками. Описание такой игры можно найти у Г.Уэллса («Floor games»). Чем старше ребенок, тем сложнее событие он разыгрывает, используя появляющиеся у него исторические знания: это может быть Бородинское сражение и т.п.
Управление игрушками в режиссерской игре формирует у детей способность создания новых сюжетов, видение игровой ситуации в целом и умение посмотреть на нее глазами разных персонажей. По мнению Гаспаровой, режиссерская игра и образно-ролевая игра выступают как два относительно самостоятельных источника сюжет-но-ролевой игры.
Д.Б.Менджерицкая относит режиссерские игры к старшему дошкольному возрасту, так как считает, что младшие дети не в состоянии самостоятельно придумать сюжет и долгое время обыгрывать его.
Но есть и другая точка зрения. В исследовании Е.М.Гаспаровой, проведенном под руководством С.Л.Новоселовой, обнаружена возможность существования режиссерской игры уже у детей конца 3-го года жизни в качестве стадии, которую проходит в своем развитии сюжетно-ролевая игра.
В исследовании детям предлагался набор брусочков (от 3,5 до 7,5 см длины) с изображением человеческого лица, символизирующих различные эмоциональные состояния (радостное, грустное, сердитое, нейтральное).
Материал недвусмысленно наталкивал ребенка на возможность использования кубиков как своеобразного знака социального существа. Используя эти брусочки, ребенок начинает разыгрывать какой-либо сюжет, где действуют взрослые и дети. В разыгрываемом сюжете отражался социальный опыт ребенка. Во время игры ребенок мог говорить от лица игрового персонажа. Это взаимодействие меиоду персонажами было названо авторами «ролевой речью». Гаспарова отмечает следующие особенности режиссерской игры ребенка 4-го года жизни.
1. В основе игры лежит непосредственный опыт ребенка то есть события, которые он наблюдал или в которых принимал участие. Знания из книг, рассказов взрослых, мультфильмов, радиопередач на данном этапе отображаются редко.
2. Сюжеты игр еще несложные. Чаще это краткие цепочки знакомых ребенку действий, количество действующих персонажей невелико.
3. За каждой игрушкой закреплена постоянная роль, так как дети четвертого года жизни опираются в игре на свой опыт, то игрушки типа хоккеист, космонавт, пожарник и т.п. могут не совпадать с этим опытом, и такая игра разваливается. Следовательно, такие игрушки не являются адекватными этому возрасту.
4. Сюжетные события в индивидуальной режиссерской игре результат ассоциативного восприятия ребенком окружающего мира. Развитие сюжета происходит на основе возникающих ассоциаций.
5. Режиссерская игра детей пятого года жизни постоянно сопровождается речью. Четко прослеживается описательная речь, в которую включены оценочные высказывания.
В режиссерской игре дошкольника проявляется не только жизненный опыт ребенка, но и его опыт игровых действий.
Такие особенности режиссерской игры как наличие воображаемой ситуации, распределение ролей между игрушками, использование «ролевой речи», моделирование реальных отношений в игровой форме — дают возможность отнести развитую режиссерскую игру старших дошкольников к сюжетно-ролевому виду (Гаспарова Е.М., 1989).
Е.Е.Кравцова выделяет четыре момента, характерные для режиссерской игры дошкольника.
1. Ребенок сам создает сюжет.
2. Ребенок сам придумывает, что будет обозначать предмет: карандаш может быть пушкой или солдатиком.
3. Продумывает перемещения в пространстве, как режиссер организует мизансцены.
4. Ребенок исполняет все роли или сопровождает игру «дикторским» текстом.
По мнению Е.Е.Кравцовой, режиссерская игра не только является одним из самых ранних видов детской игры с мнимой ситуацией. Режиссерская игра также завершает развитие игры в детском возрасте, собирая достижения других разновидностей детских игр. Именно в режиссерской игре проявляются все особенности воображения ребенка. С возрастом сюжеты игры становятся все сложнее, и игра может перейти к собственному литературному творчеству ребенка. Все действия в режиссерской игре сопровождаются речью, а потом и заменяются ею (Кравцова Е.Е., 1996).
Режиссерские игры в старшем дошкольном возрасте могут быть и коллективными, но число участников обычно невелико: всего два-три.
К режиссерским играм относятся и игра с заданным сюжетом, для разыгрывания которого предлагаются мелкие игрушки. Например, в исследовании В.Н.Белкиной для моделирования сказки используется режиссерская игра. Обследуемому ребенку предлагалось разыграть с помощью игрушечных фигурок какой-нибудь хорошо известный сказочный сюжет. Автор отмечает, что часто наблюдается совмещение ребенком в процессе режиссерской игры реальных и сказочных событий: Баба Яга может пойти в магазин, а Серый волк — читать книгу. Белкина утверждает, что дети склонны к смягчению отрицательных черт представляемых персонажей. Баба Яга и Серый волк выглядят скорее смешными, чем страшными (Белкина В.Н., 1995).
referat911.ru
Вместе с тем, необходимо помнить, что ребёнок сможет играть с игрушками самостоятельно, только тогда, когда он уже умеет хорошо играть и строить свой воображаемый мир. Научить его играть может только тот, кто уже владеет этой замечательной способностью.
Непременным атрибутом режиссёрских игр являются куклы. Немаловажное значение имеет их размер. Очень крупные куклы неудобны для манипуляций, малышам трудно удержать их в руках, они чаще сидят в статичных позах и используются в незначительном числе игровых ситуаций. Например, таких кукол легче кормить и причесывать, но неудобно пеленать или купать.
Для более гибкого использования хороши куклы-голыши с нарисованными лицами и лепными волосами. Таких кукол должно быть достаточно много. Они должны быть разных размеров, с разной мимикой (смеющиеся, спокойные, грустные), иметь подвижные руки и ноги. Таких кукол легко носить, укачивать, пеленать, сажать и пр.
Для разыгрывания различных сюжетов хорошо иметь кукол, представляющих разные профессии: врач, милиционер, пожарник, повар, клоун, космонавт, гонщик и пр. Для мальчиков будут интересны куклы-солдатики.
Помимо кукол у детей должны быть игрушечные животные (кошечки, собачки, медведи), птицы (курочка, петушок) и пр. Такие игрушки также должны быть сделаны из разных материалов, иметь разные размеры и яркую окраску.
Сюжетные игрушки, близость их содержания детскому опыту, оперативное внесение новых игрушек в зависимости от впечатлений ребенка - все это и ходит в круг педагогического руководства режиссерской игрой детей младшего и отчасти среднего дошкольного возраста. Новую по содержанию игрушку педагог сначала обыгрывает сам, чтобы показать возможность ее включения в знакомый сюжет. Например, игрушку Айболита воспитатель предлагает после чтения сказки К.Чуковского и показывает действия, связанные с образом доктора.
В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают использовать мелкие игрушки, хорошо вписывающиеся в игровое поле, которое становится более детализированным, содержательным. На данном этапе формируется обобщенное представление о многих явлениях, предметах окружающего мира. Поэтому дети охотно используют игрушки-заместители, многофункциональные игрушки. В качестве такого многофункционального материала для режиссерских игр Е.М. Гаспарова предлагает кубики разных размеров со схематичным оформлением (человеческие лица с признаками веселого, грустного настроения). Е.Е. Кравцова трансформировала содержание этих кубиков: они заменяют детям разные виды транспортных средств, предметы мебели, животных, телефон и др. С целью развития творчества Е.Е. Кравцова советует давать дошкольникам 6-7 лет «пустые кубики». Тогда у ребенка появляется возможность оформлять их соответственно с развитием сюжета режиссерской игры.
Подобные кубики, как и другие предметы для режиссерской игры, дошкольники могут мастерить сами (по предложению педагога, с его участием, привлекая к этой работе своих родителей и т.д.). Воспитатель продумывает хранение игрового материала. Важно, чтобы дети могли самостоятельно подбирать все необходимое (фигурки людей, животных, домики, уличное оборудование и др.), а по окончании игры - убирать на место.
Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющего ребенка. Лучше прибегать к постановке проблемного задания («Подумай, как твой Незнайка может оказаться на Луне?»), наводящего вопроса («Не пора ли кукле Маше ложиться спать?»). Однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка, чтобы не привести его игру к разрушению.
Выводы:
Важнейшее условие для развития режиссерских игр - создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игры.
Учитывая преимущественно индивидуальный характер режиссерских игр, педагог должен прибегать к опосредованному руководству деятельностью ребенка
Сюжетные игрушки, близость их содержания детскому опыту, оперативное внесение новых игрушек в зависимости от впечатлений ребенка - все это и ходит в круг педагогического руководства режиссерской игрой детей младшего и отчасти среднего дошкольного возраста
Вмешательство взрослого в режиссерскую игру ребенка должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка
Заключение
Несмотря на огромный интерес ученых к творческим видам игр, режиссерская игра дошкольника изучена менее других. Как нам кажется, это объясняется, прежде всего, пристрастием дошкольной педагогики нашей страны в советский период к коллективным видам деятельности, а режиссерская игра - игра индивидуальная.
Чаще всего режиссерская игра ребенка возникает в домашних условиях, где ребенок может уединиться, более спокойно себя чувствовать, полностью войти в воображаемую ситуацию. Тем более, что большая часть современных семей имеет одного - двух детей. А это значит, что многие дошкольники просто не имеют возможности реализовать свою потребность в игре в условиях семьи в другом виде творческой игры.
Однако, как отмечалось выше, исследования по проблеме режиссерской игры малочисленны, методической литературы по использованию этого вида игр в воспитании детей ничтожно мало и, следовательно, знания родителей, их педагогическая просвещенность по использованию режиссерской игры в семейном воспитании очень низки.
Режиссерская игра дошкольника имеет сходство с деятельностью режиссера фильма или спектакля.
Во-первых, ребенок в этой игре сам, один создает сюжет, сценарий своей игры. Конечно, эти сюжеты очень просты. Они могут состоять из одного-двух предложений. Но они принадлежат самому ребенку - его воле, его желанию, его замыслу.
Второе, что делает ребенок в этой игре, и что роднит его с настоящим режиссером, это то, что он придумывает, чем что будет. Ребенок в этой игре начинает переносить функции с одного предмета на другой. Дети шестого-седьмого года жизни могут использовать в играх предметы - заместители. Развитие фантазии, высокий уровень обобщения, умение действовать в плане представлений, позволяют ребенку наделять игрушку ролью вне зависимости от ее образного решения.
Третье сходство с режиссерской работой заключается в том, что ребенок придумывает и мизансцены, то есть представляет в пространстве кто, где буде находиться, как персонажи будут взаимодействовать с другими предметами и что в результате этого произойдет на “сцене”.
Четвертый момент, это то, что ребенок исполняет в этой игре все роли, если они есть, или просто сопровождает игру “дикторским” текстом. Режиссерская игра, возникающая в старшем дошкольном возрасте, мало похожа на ту свою первую форму, которую мы наблюдали у малышей. Но суть ее остается той же. Она по-прежнему предполагает придумывание сюжета, объединяющего разные предметы, она так же предметно представлена, в ней также ребенок исполняет все роли. Правда сюжеты становятся сложнее, предметная представленность иной раз только служит пусковым механизмом, часто уступая место собственному литературному творчеству детей, а роли иногда трудно выделить, так как ребенок все время сопровождает свои действия речью, а порой и заменяет ею все действия. Режиссерская игра старших дошкольников может проходить и без множества предметов, а как общение ребенка с одной какой-либо игрушкой. Диалог ребенка с игрушкой строится на основе собственного опыта общения с людьми.
Режиссерская игра в старшем дошкольном возрасте иногда может быть и коллективной. Правда, участников в ней не много - не более двух - трех. И они вместе представляют собой единое целое. Они вместе придумывают сюжет, предметно его представляют, и исполняют множество ролей. Но для того, чтобы такого рода игры состоялись, необходимо тонко чувствовать друг друга, уметь понимать друг друга с полуслова, иметь общие интересы и наклонности. Если дети из одной семьи имеют нормальные отношения (что, к сожалению, сейчас встречается довольно редко), то у них можно наблюдать такую игру.
Режиссерская игра, как и другие творческие игры, имеют социальную природу и строятся на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых. Одновременно растет умение отображать в игре отношения между людьми, способы поведения в различных ситуациях, представления о которых дети черпают из рассказов взрослых, прочитанных книг, сказок, просмотренных фильмов. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значения для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми.
Список используемой литературы
1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии. – 1996. – №6. – С.75.
2. Доронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьева Е.В. Игра в дошкольном возрасте. – М.: Издательский дом “Воспитание дошкольника”, 2002. – С.20.
3. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. //Дошкольное воспитание. – 1989. - № 4.
4.Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М.: Педагогика, 1975. – 112 с.
5. Усова А.П. Педагогика игры и ее насущные проблемы. В кн.: Роль игры в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1976. – С.15.
6.Экки Л. Театрально-игровая деятельность. //Дошкольное воспитание. – 1991, - № 7.
7. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.
Белая, К.Ю. От сентября до сентября: календарный план работы руководителя и воспитателя детского сада/ К.Ю. Белая.- М.: Школьная пресса, 2007.-64с.
referat911.ru
В диссертационном исследовании Г.П.Петку изучаются особенности развертывания режиссерской игры на компьютере, определяются методы руководства такой игрой с помощью компьютерных игровых программ в целях обогащения познавательного развития дошкольников.
В исследовании Г.П.Петку предлагается считать основой для развертывания режиссерской игры открытые развивающие компьютерные программы, строение которых, по мнению автора, соответствует структуре игровой деятельности дошкольника. Автор считает, что в случае открытых компьютерных игр осуществляется экстериори-зация воображаемых образов путем наделения игровым значением компьютерных символов в смысловом поле такого рода режиссерской игры.
В зарубежной литературе встречаются исследования, посвященные индивидуальной сюжетной игре. И.Брезертон использует термин producer play, что близко по смыслу к термину режиссерская игра. Брезертон отмечает, что в этом случае ребенок выполняет сразу две функции: действует как режиссер и, оживляя фигурки, действует как замещающий актер (Bretherton I., 1984).
H.Levin в своем исследовании показывал ребенку набор игрушек, предлагая рассказать историю о них каким угодно образом. Он рассчитывал, что индивидуальность личности обязательно отразит ее собственные эмоциональные переживания (Levin, Wardwell., 1962). Такие «проективные» тесты, где ребенка подталкивают к игре с миниатюрными куклами и игрушками, которые он выбирает, использовались также и психологами школы теории научения. Эта теория предполагает, что игра и фантазия являются примерами поведения, которое отражает общие усвоенные реакции индивида более точно, так как он не находится при этом ни под каким принуждением, для того, чтобы вести себя общепринятым образом. R.Sears изучал проявления агрессии в игровом поведении кукол в игре нормальных детей в зависимости от пола, возраста, наличия сиблингов, отсутствия отца и других факторов (Sears R., 1951).
Детские игры — фантазии, в которых используются стандартные наборы миниатюрных кукол и соответствующей им мебели, с некоторыми оговорками, отвечают открытому детскому поведению, происходящему в реальной жизни детей. Эксперименты с контролем условий, соблюдением необходимых правил и методов подсчета показали, что игры — фантазии различаются при изменении некоторых условий. Надежность этих методов обеспечивалась степенью согласия между экспериментаторами по кодированию и подсчету моментов поведения ребенка. Корреляция между моментами поведения в различных сеансах была очень велика, и поэтому эти результаты могут восприниматься с большой степенью надежности. В экспериментах, проводимых Mussen, когда ребенка просили поиграть, с куклами, подсчитывались единицы поведения одной куклы, такие как удары, драки, брань или наказание (Mussen, 1960).
Д.Вольф неоднократно исследовала игру ребенка с маленькими фигурками, где ребенок выступает в двух позициях — рассказчика и действующего лица. Игра такого рода была названа ею повествовательной игрой. Для того, чтобы оценить игру отдельного ребенка, ею были предложены пять уровней отображения человеческой деятельности в игре.
1. Ребенок обращается с фигурами как будто они представляют людей, разговаривает с ними, кормит, сажает на стул, или качает, но не делает попыток действовать за фигуру как за активного персонажа.
2. Ребенок использует фигуры как независимого участника ситуации, приписывая им речь и действия, но очевидно не наделяет фигурки каким-либо внутренним состоянием.
3. На этом уровне ребенок приписывает игровому персонажу сенсорные ощущения и психологические состояния.
4. Ребенок уже приписывает фигуркам эмоции, простые моральные суждения и элементарные социальные взаимодействия.
5. Ребенок приписывает познавательные способности фигуркам, такие как способность думать, планировать, удивляться.
Использование автором термина «повествовательная игра» указывает на то, что в такого рода играх проявляются вербальные способности ребенка, и сама игра влечет за собой использование ребенком более сложных синтаксических конструкций (Wolf D., Rygh J., AltshulerJ., 1984).
А.А.Абдухакимов (1987) исследует игру дошкольника с набором «ЛЕГО» и делает вывод, что этот вид игры может быть назван режиссерской игрой. Исследователи неоднократно подчеркивают, что в режиссерской игре с бытовым сюжетом будет проявляться то, что ребенок запомнил в повседневной деятельности близкого окружения.
Как отмечалось выше, режиссерская игра — сложный вид деятельности ребенка, в котором проявляется и память, и развитость мелкой моторики, и развитие словарного состава речи, и овладение ребенком грамматическим строем языка, и, конечно же, развитие связности речи. Все эти навыки различны, поэтому режиссерская игра с фиксированным набором игрушек позволяет сравнивать эти навыки у разных детей.
Вклад режиссерской игры в развитие воображения у детей дошкольного возраста наиболее значителен. Режиссерские игры широко варьируется по своему содержанию. Самый первый сюжет, который начинают обыгрывать дети, это бытовые отношения внутри семьи.
В семье ребенок приобретает бесценный опыт заботы, взаимопомощи в домашних делах. Подражая родителям, дети рано начинают играть в семью. Среди мальчиков не популярны игры с куклами и мягкими игрушками, они часто уклоняются от некоторых сюжетных игр, например, в «семью». Игры мальчиков дома часто бессюжетны, когда мальчик включается в сюжетцую игру в «семью» с девочками и выбирают роль папы, очень часто ребенок не знает что делать, начинает бегать и кричать, размахивая куклой (Иванова В.М., 1989).
В основном, из общения со взрослым ребенок черпает мотивы своих игр, и сначала существенная роль в развитии игр принадлежит подражанию действиям взрослых, окружающих ребенка (Рубинштейн С.Л.).
1. Сущность режиссерских игр
Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников (роли, которые «исполняют» игрушки, предметы). Предметы и игрушки используются не только в своем непосредственном значении, но и в переносном, когда они выполняют функцию, не закрепленную за ними общечеловеческим опытом (диванная подушка становится бегемотом, а пояс от маминого махрового халата - змеей в режиссерской игре в зоопарк; кубики разных размеров превращаются в учителей и детей в игре в школу; из карандаша получается дирижерская палочка или микрофон для куклы-певицы). К игрушкам-заместителям дети охотно прибегают и в сюжетно-ролевых играх, что говорит о развитии воображения.
Само название режиссерской игры указывает на ее сходство с деятельностью режиссера спектакля, фильма. Обычно режиссер решает, какой фильм или спектакль он будет ставить, какой возьмет сценарий, что внесет в него от своего прочтения и осмысления. Ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий. Взяв какую-либо тему (урок в школе, праздник в детском саду), малыш развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие, что считает наиболее значимым для себя.
В основе сценария лежит непосредственный опыт ребенка: он отражает событие, зрителем или участником которого был сам (выступление артистов на площади города, автодорожное происшествие, лечение в кабинете доктора, празднование дня рождения). Нередко сюжетом игры становятся знания, почерпнутые ребенком из просмотренного мультфильма, прочитанной ему книги, рассказов других людей (режиссерская игра в школу под влиянием рассказов старшего брата-ученика). Для этих игр в их развитой форме свойственны комбинирование впечатлений из личного опыта ребенка с тем, что он узнал из книг, наблюдений, мультфильмов, причудливое соединение реального и вымышленного. Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий (кукла поет в микрофон, другая - аккомпанирует, по окончании выступления - обе кланяются, затем выходит «новая певица»; автомобильчики едут по трассе, сталкиваются, происходит авария). Отдельные эпизоды (сцены) в игре ребенок придумывает, затем исполняет, действуя за персонажи (игрушки, предметы), говоря за каждого, или объясняя все, что происходит.
В режиссерской игре речь - главный компонент. Часто она звучит как «дикторский текст за экраном». Например, Лиза разыгрывает день рождения куклы Маши: «Маша сказала гостям «спасибо» за подарки, гости сразу стали садиться за стол. Маша наливает всем чай». Помимо описательных высказываний используются и оценочные: «Гости хорошие, они принесли Машеньке много подарков. А волчонок был жадный: он подарок принес, но не отдал Маше».
В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность, употребление различных суффиксов, звукоподражаний. Так, изображая семейную сценку с ребенком-капризулей, Наташа говорит за него, за бабушку и за папу. За ребенка она говорит тоненьким голоском с требовательными нотками: «Дайте другую кашу! Эта противная!», за куклу-бабушку - ласково с упрашивающими интонациями: «Поешь, поешь, Вовочка!», за папу - сурово, громко, подчеркнуто медленно: «Это что за капризы? Каша не нравится? Другую варить никто не собирается! Быстро все съесть!»
В режиссерской игре часто используется много персонажей (куклы-зрители в концерте, машинки и другие виды транспорта на городской трассе, ученики в классе), но «активно действующих», т. е. тех, которых ребенок переставляет, «связывает» отношениями, обычно бывает не более трех-четырех. Их количество возрастает в совместной режиссерской игре, возникающей у детей в среднем и преимущественно в старшем дошкольном возрасте. В такой игре каждый из участников действует за одного - двух персонажей.
1.2.Взаимосвязь режиссерских и сюжетно-ролевых игр.
1.3. Значение режиссерских игр для разностороннего развития дошкольников.
1.5. Педагогическое руководство играми.
1.2 Взаимосвязь режиссерских и сюжетно-ролевых игр
режиссерский игра ролевой дошкольный
В психологической и педагогической литературе прошлых лет есть упоминания о режиссерских играх. Однако они не рассматривались в качестве самостоятельного вида игр, как это делается в настоящее время в работах Е.М. Гаспаровой, Е.Е. Кравцовой, С.Л. Новоселовой и др. В современной характеристике режиссерских игр раскрывается их взаимосвязь с сюжетно-ролевыми играми.
В жизни ребенка режиссерская игра возникает раньше, чем сюжетно-ролевая. Но у той и другой общие корни, а именно: сюжетно-отобразительная игра, в процессе которой ребенок раннего возраста усваивает способы действия с предметами, овладевает последовательностью игровых действий при изображении какого-либо знакомого ему по личному опыту события (кормление куклы, укладывание спать, купание, осмотр доктором и т. п.). С помощью взрослых ребенок обогащается простейшими игровыми сюжетами, начинает отражать не только действия с предметами, но и такие, которые связаны с выполнением роли. Таким образом, создаются предпосылки для перехода к сюжетно-ролевой игре со сверстниками. Но ребенок еще не полностью «созрел» для такой деятельности, поскольку у него недостаточно развиты навыки общения. Он не умеет договариваться о содержании игры, распределять роли, учитывая желания и интересы других детей; вступать в ролевые отношения и т.п. В значительной степени причина кроется в том, что дети конца третьего года жизни еще не видят всю картину игры, не могут соединять ее отдельные части, выполнять игровые действия, определяемые ролями. Потому и возникают режиссерские игры, в которых ребенок от действия с отдельной игрушкой переходит к игре по своему замыслу, включая в его канву несколько персонажей, связанных определенными отношениями.
Первоначально в такой игре преобладает интерес к событийной стороне: действуя с игрушкой, малыш создает какую-нибудь ситуацию. Например, 3-летний Сережа играет с плюшевым зайцем, водит его по столу, комментируя свои действия: «Зайчик гуляет в лесу, прыг-прыг по травке. Ищет морковку, а ее нет. Вот, ягодку нашел. Ешь, зайка, ягодку!» За этой игровой ситуацией скрывается личный опыт малыша: он сам бывал в лесу, находил и ел ягоды, видел на картинке зайца с морковкой. Таким образом, в режиссерской игре, как позже и в сюжетно-ролевой, ребенок начинает использовать приобретенный ранее социальный опыт, привлекает партнеров.
Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, их заместители) - неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Естественно, что такое игровое общение для маленького ребенка легче, чем общение со сверстниками, в котором необходимо учитывать позицию, настроение партнеров, искать с ними общий язык. Малыш исподволь готовится к этому общению, овладевая в режиссерской игре умением «видеть» картину игры, планировать ее, исходя из замысла, который зарождается у него в голове раньше, чем он начнет выполнять игровые действия. Происходит то, что особенно ценил в детских играх К.Д. Ушинский: ребенок учится распоряжаться своими силами.
Для развития сюжетно-ролевой игры немаловажное значение имеет умение посмотреть на игровую ситуацию с разных позиций. Именно таким образом глазами разных персонажей ребенок видит событие, отображаемое в режиссерской игре, потому что исполняет не одну роль, а несколько. Овладев режиссерской игрой, он сумеет взаимодействовать и с реальным партнером в сюжетно-ролевой игре.
У детей в среднем и старшем дошкольном возрасте режиссерские игры претерпевают изменения разного характера. Прежде всего, меняется содержание. У детей 4-5 лет содержание режиссерских игр разнообразнее, чем у малышей. В них находят отражение знакомые сказки, мультфильмы, а вот события личной жизни используются реже. Дети легко соединяют в одной игре знания и сведения, полученные из разных источников. Появляются новые персонажи (герои мультфильмов), возрастает их число, более отчетливо выделяются главные и второстепенные действующие лица. У детей 6-7 лет содержание игр динамичное, с преобладанием собственного литературного творчества. Дети любят обыгрывать измененные собственной фантазией знакомые сказки, мультфильмы, вносят в содержание игры много вымышленного.
Как подчеркивает Е.М. Гаспарова, на протяжении всего дошкольного возраста развитие сюжета происходит на основе возникающих ассоциаций, отправной точкой которых могут быть предметы, игрушки, собственные впечатления, строчки из знакомого стихотворения и др.
referat911.ru